Содержание
Республика Марий Эл. Марийцы. Этноисторическая справка
Республика Марий Эл,
7 октября 2002, 00:00 — REGNUM Марий Эл сегодня отмечает 450-летие вхождения края в состав Российского государства.
Марийцы. Этноисторическая справка
Марийцы (прежнее официальное название-черемисы) являются аборигенами Средней Волги, относятся к угро-финской языковой группе. Отдаленные предки марийцев пришли на Среднюю Волгу с востока и с юга. Но с присущими именно ему этническими особенностями марийский народ сложился в основном на занимаемой ныне территории. Следовательно, он является здесь автохтонным, коренным населением. Само название народа — «мари», «мары» восходит к значению «человек», «мужчина», «муж». Этногенез этого народа ученые относят к концу 1 тысячелетия нашей эры. На основе смешения пришлых с востока и юга племен сложился антропологический тип, включающий европеоидные и монголоидные черты.
К 10 веку относится первое упоминание марийцев в хазарских источниках в форме «цармис», в русских летописях 12 века-в форме «черемис» (это слово в основе своей ничего унизительного, оскорбительного не содержало, было вполне нейтральным, могло означать «лесной человек»).
Территория древних мари (черемис) простиралась по берегам Волги от устья Оки до устья Казанки, занимала нижнее и среднее Поветлужье, среднее течение Вятки (до Котельнича). Ко времени сложения древнемарийского этноса относится практическое прекращение тесных взаимосвязей с родственными финно-языковыми племенами и установление тесных контактов с вторгшимися на Волгу ранними тюрками.
Нелегкая судьба выпала на долю марийского народа, она не баловала его. Еще на стадии выхода из первобытнообщинного состояния. Не успев сформировать свое государство, древние марийцы подверглись внешним завоеваниям. Их покоряли хазары, булгары, татаро-монголы. Но и в Хазарском каганате, и в Волжской Булгарии, и в Золотой Орде, и в Казанском ханстве сохранялся марийский этнос. Ранее, видимо, довольно многочисленный, занимавший значительную территорию, он сжимался, теснимый с востока тюрками, с. запада славянами. В прежней историко-этнографической литературе было распространено представление о древних марийцах, вплоть до присоединения к России, как о полудиких охотниках и рыболовах. Новые археологические материалы свидетельствуют о наличии у них оседлого земледельчески-животноводческого хозяйства, развитых ремесел, металлообработки в сочетании с древними традиционными занятиями: собирательством, охотой, рыболовством, пчеловодством.
В середине 16 века произошло присоединение Марийского края к России в результате продолжительных войн Московского государства с Казанским ханством. Это сопровождалось жестокостью по отношению к местному населению. Ответом было естественное возмущение, сопротивление («черемисские войны» второй половины XVI века).
В царской России Марийский край развивался, как и все инородческие регионы, с заметным отставанием. Основным занятием населения было сельскохозяйственное производство, главными орудиями труда в котором вплоть до 1930-х годов оставались соха. лукошко, серп, цеп. Промышленность края была представлена лишь кустарными и полукустарными предприятиями, обрабатывавшими в основном продукцию леса. Более медленными темпами внедрялись и другие компоненты цивилизации. Значительная часть населения вела натуральное хозяйство. Даже на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков лишь один из десяти марийцев владел элементарной грамотой.
До Октябрьской революции марийцы не имели своей государственности и были разбросаны в составе Казанской, Вятской, Нижегородской, Уфимской и Екатеринбургской губерний. И сегодня из 670 тысяч марийцев только 324,3 тысячи проживают в республике Марий Эл. Исторически сложилось так, что 51,7 процента мари проживают вне пределов своей республики, в т.ч. 4,1 процента вне пределов России.
Марийцы- единственный во всей Европе народ, сохранивший в чистоте веру своих предков, не отрекшийся от своих древних богов.
Начиная с XVI века, марийцы, как и все другие народы, присоединенные к Русскому государству, подвергались целенаправленной христианизации. С этого времени традиционная вера народа мари, объявленная презренным язычеством, жестоко преследовалась властями и церковью. Вырубали священные рощи, разгоняли моления, наказывали верующих. Принявшим новую веру, предоставлялись определенные льготы. Многие марийцы, не желая осквернять себя чужой, чуждой верой, стремясь к сохранению чистоты своей веры, обычаев предков, национального облика, уходили с традиционных мест обитания в башкирские степи, на Урал. Сегодня там проживает около 150 тысяч мари, верующая часть которых в своем подавляющем большинстве не приняла христианство, поклоняется древнемарийским богам. Все же большинство марийцев в местах их традиционного проживания было окрещено: кто по доброй воле, кто по принуждению, а кто и насильственно. При этом далеко не все крещеные отошли от древних религиозных традиций. Соблюдая в той или иной мере каноны христианства, многие из них постоянно обращаются к дохристианским религиозным обычаям, молятся в священных рощах, которые имеются около каждой марийской деревни, проводят языческие праздники, совершают обряды, дошедшие до наших дней со времен глубокой старины. Вместе с ними, как правило, молятся и те, кто не принял христианства и считает себя приверженцем чистой веры — Чимарий. Древнемарийские боги в существенной мере антропоморфны, в верованиях мари значительное место занимают культ природы, культ предков.
Приверженность к исконным религиозным верованиям в определенной мере способствовала утверждению национального самосознания мари. Из народов финно-угорского сообщества они в большей мере сохранили свой язык, национальные традиции, культуру. В то же время марийское язычество, являясь национальной разновидностью религии, несет в себе определенные элементы национального отчуждения, самоизоляции, которые, однако, не имеют агрессивных, враждебных тенденций. Напротив, в традиционных марийских языческих обращениях к Великому Богу наряду с мольбой о счастье и благополучии марийского народа содержится просьба дать хорошую жизнь русским, татарам и всем другим народам.
В конце 1917 — начале 1918 года в марийском крае установилась Советская власть. Октябрьская революция всколыхнула национальное самосознание народа. В марте 1920 года второй съезд национальных меньшинств Вятской губернии, горячо поддержавший идею создания автономии марийского народа, рекомендовал марийцам сохранить «белую, как снег, одежду; быстрый, как молния, ум: ясные. как звезды, глаза; силу Онара в своем теле: пластичный, как воск, язык; прекрасные, как щебетание птиц, песни; неугомонный, как лист на дереве, характер: нежную, как крылья бабочки, душу».
4 ноября 1920 года декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР была образована Марийская автономная область. В двадцатых-тридцатых годах в Марийской области произошли существенные позитивные сдвиги в развитии экономики и культуры, в социальной сфере и подготовке кадров национальной интеллигенции. Были построены крупные промышленные предприятия ( в первую очередь по переработке древесины), железная дорога, соединившая область с сетью путей сообщения страны, открыты два высших учебных заведения, научно-исследовательский институт истории, языка и литературы, создан национальный театр, образована широкая сеть школ и учреждений культуры.
5 декабря 1936 года в соответствии с Конституцией СССР автономная область была преобразована в Марийскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. Открывались новые возможности для дальнейшего совершенствования материальной и духовной жизни общества.
Однако огромный урон республике нанесли массовые репрессии 30-х годов, в ходе которых были уничтожены лучшие кадры. Тысячам активных работников был закрыт путь к творческой созидательной деятельности. Около 70 тысяч жизней лучших сынов и дочерей республики были положены на алтарь победы над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Вся промышленность, сельское хозяйство в военное лихолетье жили заботами о фронте. Испытывая огромные лишения, живя в постоянной тревоге за сына, отца, мужа, дочь, сестру, брата, получая взамен этой тревожной надежде горькую весть о гибели родных и близких, голодные, изнуренные непосильным трудом женщины, старики, дети из последних сил обеспечивали снабжение армии всем необходимым. Раны, нанесенные войной, кровоточат и сегодня.
Перестроенные после войны на выпуск мирной продукции предприятия республики стали осваивать новую продукцию. Происходило техническое перевооружение производства. Строились новые предприятия, реконструировались старые. В промышленности возрастала доля машиностроения, приборостроения, металлообработки. На многих предприятиях устанавливались автоматические и полуавтоматические линии. Развивалась строительная индустрия. Однако в последующем экономический потенциал республики все в большей мере подчинялся интересам военно-промышленного комплекса.
В сельскохозяйственном производстве республика активно внедряла передовые методы земледелия, была одним из инициаторов интенсивного откорма скота, развития крупных животноводческих комплексов. За последние два десятилетия вдвое выросла урожайность зерновых, по надоям молока от коровы республика стабильно занимала одно из первых мест в стране.
22 октября 1990 года Верховный Совет Марийской АССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики. Она имеет Государственный Флаг, Герб, Гимн. С 1992 года республика официально стала называться «Республика Марий Эл» (эл — страна). 22 марта 1992 года в числе других субъектов Российской Федерации Республика Марий Эл подписала Федеративный договор.
Виртуальная выставка «Герои земли марийской»
26 апреля традиционно в Марий Эл празднуют День национального героя — Марий талешке кече. В Республике Марий Эл эта дата официально отмечается с 1990 года. Идея праздника родилась столетие назад и связана с днём трагической гибели легендарного марийского князя Болтуша, который жил в XVI веке и погиб за свободу родного края. В 1917 году на первом съезде в Бирске известный просветитель Павел Глезденёв предлагал отмечать этот день как праздник всех национальных героев всех времен.
У каждого народа есть герои, почитание которых укрепляет историческую память народа. У русских это Дмитрий Донской и Сергий Радонежский, у эстонцев – Лембиту, у венгров – Янош Кошут, у мордвы – Бургас. У марийцев символами национальной гордости останутся такие мифологические и исторические национальные герои, как Болтуш, Онар, Чумбылат, Чоткар-патыр, Кокша, Мамич-Бердей, Акпарс, Акпатыр и др.
К этому дню приурочена и виртуальная выставка из фондов Республиканского музея изобразительных искусств, где представлены живописные и графические работы художников, посвященные марийским национальным героям – легендарным и реальным.
Все герои произведений заметно различаются между собой.
Например, образ Онара — наиболее древний, в нём отразилось мифологическое представление народа о первопредке, выраженное в идее о древних богатырях, защитниках марийской земли и народа.
Бакулевский А.С. — «Онар» ( 2003 г., бумага, смешанная техника)
Михайлин И.А. — «Онар» из серии иллюстраций к стихам М.Казакова (1988 г., бумага, ксилография)
Другие персонажи — это герои марийских народных сказок, воплотившие в себе народный идеал доблести, храбрости, удачливости, силы и доброты – Кокша, Нӧнчык-патыр. Далее следующая по времени происхождения группа героев — вождей и военачальников, объединявших под своим началом марийцев. В преданиях о них находит своё выражение мечта о свободе и единстве марийского народа.
Лаврентьев З.Ф. — «Кокша-богатырь» из иллюстраций к сборнику марийских народных сказок «Конь с серебряной гривой» (вторая половина XX в., бумага, смешанная техника)
Лаврентьев З.Ф. — «Кокша-богатырь» из серии иллюстраций к марийским народным сказкам «Сказки лесов» (1972 г., бумага, смешанная техника)
Тайгильдин Г.В. — иллюстрация к марийской народной сказке «Нӧнчык-патыр» (1985 г.; бумага, гравюра на полистироле)
С XVI веком соотносятся образы таких легендарных героев как Акпарс. Это столетие, судьбоносное в истории народов Поволжья, занимает особое место в марийском фольклоре. Героические персонажи этого времени уже индивидуализированы. В преданиях отразились, прежде всего, их личные качества, вызывавшие удивление и восхищение у соплеменников. Например, Акпарс — талантливый гусляр, хитроумный и отважный воитель.
Пушков Б.С. — «Аказ» из триптиха Песня (1987-1990 гг., оргалит, масло)
Пушков Б.С. — «Эрви» из триптиха Песня (1987-1990 гг., оргалит, масло)
Осокин Г.М. — «Акпарс» (1984 г., холст, масло)
К этому же времени относятся герои марийцев, чье реальное существования подтверждается историческими источниками, в числе них — Мамич-Бердей.
Тайгильдин Г.В. — «Арест Мамич-Бердея» (2000 г., холст, масло)
Ещё одна группа персонажей — это герои литературных произведений на историческую тему, рожденные фантазией писателей («Аксар и Юлавий»).
Чебатурина Р.С. — Эскиз костюмов к драме К. Коршунова «Аксар и Юлавий» (1976 г., картон, темпера)
Марий талешке кече – хороший повод вспомнить нашу историю, поговорить о патриотизме, о гордости за свой народ, о любви к большой и малой Родине. День национального героя — это еще одно напоминание о героях и патриотах Марийского края, прославивших своими подвигам, трудом и талантами родную республику.
ОНАР (НАР)
Легендарный герой марийской мифологии, в честь которого Марийский край часто называют Земля Онара. Собирательный образ марийского богатыря-патыра.
В представлении древних мари Онары (или Нары) выступают первыми обитателями поднявшейся из морских вод земли: после того как земля обсыхает, она покрывается еловыми лесами; вскоре в лесах появляются нары и, спустя какое-то время, люди. Они рисовались человекообразными существами необычайного роста (их головы доставили до облаков) и силы (находимые в земле кости мамонтов считали костями и зубами великанов). Онары перебрасывались огромными валунами с одной горы на другую, шагали прямо через реки и озера, вили веревки из сосен. Леса были им по колено, вековые дубы они вырывали с корнями – деревья им казались репейником. По некоторым источникам, нары носили одежду из железа, а также медные наколенники и медные шапки.
В марийских легендах Онар предстает перед нами в двух ипостасях. Как молодой титан, весельчак и озорник, – созидатель облика земли марийской, — и как зрелый муж, богатырь, отец последующего поколения богатырей, защитник земли и народа. Первые мифы – самые древние, относящиеся к эпохе последнего великого оледенения, отстоящего от нас почти на два десятка тысячелетий. Времени, когда земля к северу от Среднего Поволжья была скована ледовым панцирем, а в нынешней средней полосе была многолетняя мерзлота, и недолго длилось холодное лето. Вторые, явно более поздние по времени их возникновения, содержат знакомые мотивы из скандинавской мифологии, библейских сюжетов и т.д.
В древнем предании говорится, что когда-то в далекие незапамятные времена возле Волги-реки жил могучий великан. Звали его Онар. Был он так велик, что встанет, бывало, на крутом волжском откосе, и только чуть-чуть не достает головой до поднявшейся над лесами цветной радуги. Потому-то и называют радугу в старинных легендах Воротами Онара.
За день Онар обходил всю землю марийскую от края до края. Там, где садился отдыхать, – земля прогибалась, образуя ложбину; следы его ног становились озерами; там, где он вытряхивал набившийся в лапти песок, – появлялись курганы. У богатыря и шаг был богатырский: раз шагнет — семь верст позади оставит. В один день он успевал побывать и на Волге, и на Пижме с Немдой, впадающих в светлую Виче, как по-марийски называется река Вятка.
Дорога ему была не нужна, он шел прямо через леса — могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа-калужинка. Люди же были для него не более чем букашки. Есть в сказании эпизод, когда он поднял с земли пахаря с лошадью и сунул в карман, чтобы показать матери забавную букашку. Однако та отругала его, приказала отпустить на прежнее место и никогда больше не трогать людей. Попалась великану на пути речка, и пришла ему на ум озорная мысль: набрал он земли в горсть и кинул ее в речку. Легла богатырская пригоршня поперек течения, запрудила речку, и тотчас разлилось перед запрудой большое озеро.
Про многие холмы и озера в нашем крае народ прежде говорил, что это следы древнего великана. Например, недалеко от деревни Абдаево (Моркинский район) Онар вытряхнул свои лапти и здесь образовались две горы – гора Карман и гора Малый Карман. А там, где Онар спал и оставил след от своей головы, образовалась яма – она наполнилась водой. Так появилось озеро Кугуер. Похожие легенды существуют и в других местностях: село Кузнецово (Горномарийский район), село Сердеж (Моркинский район), деревня Шукшиер (Сернурский район).
Есть и другой Онар. Рост его тоже высок, но вполне соизмерим с ростом человека. Это уже не беззаботный великан-мальчишка, а зрелый человек, воин, вооруженный волшебным мечом, который светится, чуя рядом злые силы. Он знается с людьми, помогает им в работе, защищает от врагов, имеет свой род, семью. Враги в это время обходят землю мари стороной. Но вот пришел срок покинуть Онару этот мир. Перед смертью он наказал похоронить его в кургане и положить рядом волшебный меч. И сказал, что в самую трудную минуту, когда другого выхода не будет, его потомок сможет поднять его из могилы: тогда богатырь сослужит последнюю службу своему народу – разобьет врагов. Но горе, если поднимут его без нужды – в этом случае останется народ без защитника навсегда. По преданию, нашелся такой человек, поднял богатыря напрасно. С тех пор марийцам пришлось рассчитывать только на собственные силы. Подобные легенды, записанные собирателями народного фольклора в XIX — начале XX веков, созвучны и схожи с преданиями о других марийских богатырях – Чоткаре, Чембулате, Кокше, Вашпатыре…
В селе Шоруньжа Моркинского района совсем недавно был заложен первый камень для памятника Онару. По легендам и преданиям именно в этом районе марийским патыром были образованы горы и курганы. Камень для памятника привезли из соседней деревни Коркатово. Кстати сам памятник – еще не завершен. Продолжить идею скульптура может каждый. Все, кто подходят к этой скульптурной композиции могут положить маленький камень – чтобы спустя годы образовалась, возможно, уже целая гора Онара.
Миклай Казаков
Онар
Шли годы, в памяти стирая
События за рядом ряд,
Но до сих пор в Марийском крае
О нём с любовью говорят.
Идёт среди лесов зелёных
Из уст в уста молва о том,
Как он, Онар, для угнетённых
Был и опорой, и щитом.
Он силу брал в земле родимой
И воду, жаждою томимый,
Пил из горсти –
И не могли
Ни злая хворь,
Ни непогода,
Ни тяжесть дальнего похода
Сломить богатыря земли.
Он бил врага в бою упорном,
Держа подобно кистеню
Ветвистый дуб, что вырвал с корнем,
И нечисть предавал огню.
И под его рукой тяжёлой
Орда валилась мошкарой.
Он пел, огромный и весёлый,
И слушал лес во мгле сырой.
Чтоб жили мы без униженья,
Он знал тревоги и лишенья –
И отдал жизнь
За свой народ.
За годом год,
За нивой нива…
Но о делах его счастливых
Преданье до сих пор живёт.
«Будь как Онар!» — в моей отчизне
Младенцу люди говорят, —
Когда свой путь отыщешь в жизни,
Умножь его деяний ряд.
Трудись, как он всегда трудился,
Во всём будь честен, как Онар,
Отдай земле, где ты родился,
И силу рук, и сердца жар!»
А если сватают невесту, —
О женихе такие вести:
«Он, как Онар,
Надёжный друг.
Он с ней переживёт невзгоды,
Пройдёт через огонь и воду,
Для милой не жалея рук».
Когда же в труд, которым дышим,
Мы вложим весь душевный жар, —
Мы от друзей повсюду слышим:
— Вы потрудились, как Онар!
1954г.
Перейти к работам художников
КОКША
Герой марийской народной сказки, национальный герой, именем которого по легенде названа р. Малая Кокшага (г. Йошкар-Ола), а также п. Кокшайск и д. Кокшамары Звениговского района РМЭ. Из марийской сказки о Кокше-богатыре: «Наделили Кокшу при рождении Кугурак, Чоткар и Акпатыр силой, ловкостью и мудростью. С этой поры Кокша стал расти не по дням, а по часам. За двенадцать суток он превратился в высокого, широкоплечего парня – в настоящего богатыря».
Перейти к работам художников
НӦНЧЫК-ПАТЫР
Герой марийской народной сказки – богатырь из теста. Сказочная история повествует о доблести, храбрости и смелости марийского богатыря Нӧнчык-патыра, который своей силой, правдой и добротой побеждает чудище Аждагу, и тем самым спасает свой родной Марийский край.
Перейти к работам художников
АКАЗ И ЭРВИ
Герои исторического романа Аркадия Крупнякова «Марш Акпарса» – третей книги трилогии «Гусляры» — о легендарном герое марийского народа Аказе Тугаеве, прозванном Акпарсом.
Перейти к работам художников
АКПАРС
(середина 16 века, д. Нуженалы, ныне Горномарийский район РМЭ)
Сотенный князь горных марийцев. Лидер сторонников добровольного присоединения горных марийцев к Русскому государству. Был известен под именем Акказ, Аказ, Кази – белый Кази (Гази). Имя АКПАРС он получает за героизм при взятии Казани.
Согласно историческим преданиям, в период московско-казанского противостояния 1540-50-х годов проявил себя как дальновидный политик и дипломат. В 1546 году возглавил посольство горных мари к Ивану IV с просьбой принять в подданство. Летом 1552 года во главе своего отряда участвовал в походе русских войск на Казань, в военной операции по взятию крепости (подкоп, штурм), в усмирении части луговых марийцев. Легенды рассказывают, что Акпарс освободил от татар крепость на Сундырской горе Орол Кырык Салымхала. Войска Ивана Грозного не могли взять ее. По преданию он договорился о подвозе к крепости продовольствия, но в повозках вместо продуктов были воины Ивана Грозного. Они выскочили из повозок внутри города, и крепость была взята.
Другая легенда повествует о взятии Казани. Долго бьются русские за Казань, но не могут взять. Тогда Акпарс предложил устроить подкоп и взорвать крепость. Играя на гуслях, он подходит к крепости и узнает расстояние до стены. Затем устраивает подкоп, куда вкатывают пороховые бочки и ставят на них свечи. Свечу поставили и у входа в подкоп. Она уже догорела, а взрыва нет. Иван Грозный обвиняет Акпарса в измене, собирается казнить, тот объясняет царю причину запоздания взрыва. Стена разрушена, Казань взята. «Акпарс получил царскую грамоту, в которой сказано было: марийцев не притеснять, боярам и воеводам их не отдавать, не прикреплять, а жить им вольно на своей земле и платить только определенный ясак за каждого марийца-охотника, пришедшего в возраст. Но грамота эта пропала».
Сохранились легенды о том, что царь Иван IV три дня гостил в его родовом селении Нуженалы и охотился в местных дубравах, а «за счастливый исход войны, начатый через возбуждение черемисских ходатаев», подарил Акпарсу золотую (серебряную) чашу с изображением царя Соломона (по другим данным — орла), жеребца, дорогое седло и саблю. По некоторым данным чаша долго хранилась в Еласовской церкви.
Именем Акпарса назывались земельные владения (Акпарсова сотня), занимавшие в 16-18 веках значительную часть современного Горномарийского р-на на обоих берегах Волги (30 деревень, 923 двора, 3092 души мужского пола по состоянию на 1724 год). И.Я. Моляров, уроженец д.Сиухина, работавший учителем Кузнецовской школы, в 1873 г. писал: «Акпарс жил возле речки Болыная Юнга, в верстах четырех пониже села Чермышево или Еласов, в околотке Нуженал, в котором и доныне живут его потомки черемисы. Он был первым ходатаем, во всяком деле он выступал вперед, был смелее и искуснее своих товарищей. И потому он занял большое пространство земли от нижегородской границы по реке Суре, в огромный лес по Суре и Ветлуге». В последствии на земле Акпапрса в 1583 году был основан г. Козьмодемьянск, в связи с чем ясачные марийцы «отведены житьем за десять верст от города».
Ему посвящен цикл исторических преданий, произведения литературы (роман А. Крупнякова «Марш Акпарса», драма С. Николаева «Акпарс», повесть К. Васина «С вами, русичи!», поэма Л». Беляева «Аргамак» и др. ), живописи («Марийские послы у Ивана Грозного» А. Пушкова), музыки (сюита «Сыны Акпарса» А. Луппова). Приписываемый ему марш поныне исполняется на гуслях (нотная запись А. Сидушкиной). Его имя носят в республике кинотеатры, предприятия общественного питания, детские организации, спортивные команды. Девиз Горномарийского района: «Восславим землю Акпарса!». В июле 2006 года принято постановление Правительства РМЭ «Об увековечении памяти сотного князя горных марийцев Акпарса».
На Картуковском повороте в Горномарийском районе установлена бронзовая скульптура Апарса. Он изображён стоящим, перед ним – гусли, одной рукой он играет на них, а другой приветствует свой народ. Автором скульптурной композиции является творческий тандем А. Ширнина и С.Яндубаева. Памятник превратился в визитную карточку района и уже появились свои традиции: к монументы приезжают за «напутствием» молодожены, водители останавливаются на Коркатовском повороте чтобы получить благословение князя на дорогу. На постаменте памятника расположен бронзовый барельеф с изображением сотенного князя Акпарса и русского царя Ивана Грозного, пожимающих друг другу руки. «Паломники» дотрагиваются до царских рук и просят удачи.
Перейти к работам художников
МАМИЧ-БЕРДЕЙ
(? — около 1556). Реальное историческое лицо.
Герой марийского народа, сотенный князь, ключевая фигура 1-й Черемисской войны (1552-1557), владелец нескольких сотен-волостей на Малой Кокшаге. Противник присоединения Казанского ханства к Московии, активный оппонент линии Ивана Грозного на подчинение марийских земель.
В 1552-1554 руководил небольшой группой повстанцев, на Волге совершал нападения на русские суда. К 1555 году его отряд вырос до нескольких тысяч воинов. С целью воссоздания Казанского ханства пригласил в 1555 году из Ногайской Орды царевича Ахпол-бея, который, однако, со своим отрядом в 300 воинов не оказал помощи повстанцам, а занялся грабежами марийского населения, за что вместе со свитой был казнён. После этого Мамич-Бердей сам возглавил движение народов Поволжья за восстановление независимости от Русского государства. Под его руководством находилось двадцать тысяч повстанцев — луговых мари, татар, удмуртов. В марте 1556 года попытался вовлечь в повстанческое движение горных марийцев и чувашей, но вследствие предательства был схвачен сотником Алтышом (охрана Мамич-Бердея 200 человек была перебита) и выдан русским властям. Казнен в Москве.
Дети Мамич-Бердея продолжали владеть его волостями вплоть до начала 2-ой Черемисской войны, 1571-1574. Сын Мамич-Бердея Качак был одним из лидеров освободительного движения во 2-ой Черемисской войне. Судьбе Мамич-Бердея посвящён роман Л.Яндакова. В Оршанском районе Республики Марий Эл недалеко от деревни Кугунур установлен памятный камень в честь Мамич-Бердея. Его также почитают татары и удмурты.
Перейти к работам художников
АКСАР И ЮЛАВИЙ
Герои исторической пьесы Константина Коршунова «Аксар ден Юлавий» («Аксар и Юлавий»), действие которой происходит в 16 веке в сложный период присоединения марийского края к русскому государству.
Перейти к работам художников
Marigold — Официальная The Forest Wiki
Marigold — собираемое растение, трава, материал, который был добавлен в обновлении v0.01 The Forest .
Содержимое
- 1 Геймплей
- 2 Крафт
- 3 Общая информация
- 4 известных ошибки
- 5 Галерея
- 6 История обновлений
Геймплей[]
Бархатцы легко узнать по ярким круглым оранжевым цветкам. Бархатцы можно найти по всему полуострову, за исключением снежных участков. (Подсказка: очень большое отродье календулы находится у дерева жизни/священного дерева рядом с яхтой.) Его можно использовать для изготовления фитотерапии и фитотерапии+. Бархатцы можно есть отдельно, чтобы немного восполнить голод.
Игрок может одновременно носить в своем инвентаре только 10 бархатцев.
Крафт[]
1 | = | 1 | + | 1 |
---|---|---|---|---|
Фитотерапия Медицина | Алоэ | Бархатцы |
1 | = | 1 | + | 1 | + | 1 |
---|---|---|---|---|---|---|
Фитотерапия Медицина+ | Алоэ | Бархатцы | Конус- цветок |
Общая информация[]
- Бархатцы, кажется, основаны на реальном цветке из Tagetes видов.
- Раньше использовался для изготовления оранжевой краски, однако оранжевая краска, как и синяя краска, была удалена в версии 1.0.
Известные ошибки[]
- В сетевой игре есть шанс, что одно и то же травяное растение будет выглядеть по-разному для разных игроков. Например, то, что одному игроку кажется цикорием или эхинацеей, другому может показаться календулой.
Галерея[]
История обновлений[]
Версия | Изменения |
---|---|
v0.72 | Исправлена ошибка, из-за которой травы не имели статистики калорий. |
v0.69 | Добавлена сложность игры Hard Survival — более медленное возрождение на собранных травах. Собранные травы теперь возрождаются через 1 игровой день. Теперь можно приготовить рагу в кастрюле! После добавления кастрюли с водой на огонь добавьте 20 ингредиентов на выбор (8 видов мяса, 6 грибов, 4 травы и 1 ягода и устрицы), начнется период приготовления 30 с, после чего тушеное мясо будет готово к употреблению, обеспечивая увлажнение, насыщение и другие преимущества, основанные на рецепте. Может оставаться на огне до 10 минут. Обратите внимание, что вы также можете добавлять ингредиенты в кастрюлю без воды, однако это не обеспечит увлажнение и очень быстро сожжет пищу. |
v0.62 | Исправлена ошибка, из-за которой бархатцы, алоэ, эхинацея и цикорий не выпадали из мира, если их слишком много в инвентаре и вы пытаетесь их собрать. |
v0.56 | Исправлены предметы, такие как травы, отсутствующие SFX при назначении для быстрого выбора |
v0.53 | Исправлены некоторые предметы в инвентаре с неправильным контуром (травы, лекарства, ягоды). |
v0.50 | Алоэ, Цикорий, Эхинацея, Календула теперь ограничены 10 штуками в инвентаре. |
v0.43 | Добавлен новый предмет для крафта: Meds+. Изготовить из 1 бархатца, 1 алоэ и 1 эхинацеи, восстанавливает 100 очков здоровья. Добавлен новый предмет для создания: EnergyMix+. Скрафтить из 1 эхинацеи, 1 цикория и 1 алоэ Поедание календулы теперь дает 5% полноты (так же, как и другие растения) и воспроизводит звук еды при использовании |
v0. 26 | Удалены папоротники и цветы бархатцев со снежных участков. |
v0.12 | Добавлен новый предмет: оранжевая краска (можно изготовить, объединив 2x календулы с древесным соком) |
v0.10 | Исправлены отсутствующие растения бархатцев и цикория. |
v0.08 | Улучшен внешний вид альфа-выбранных предметов в инвентаре (перо, травы). Модели трав в инвентаре заменены более реалистичными версиями. |
v0.06 | Исправлено перекрытие бархатцев и мертвых кроликов в инвентаре. |
v0.05 | Добавлен новый предмет для изготовления: Лекарство (растение алоэ плюс цветок календулы) Бархатцы и Алоэ Вера теперь хранятся в рюкзаке при поднятии |
v0.01 | Бархатцы добавлены в игру. |
Общий | Деревья | Дерево • Священные деревья | |
Разное | Кусты • Одуванчик • Кипрей • Хвощ • Чертополох • Пни • Трава | ||
Расходные материалы | Ягоды | Ежевика • Черника • Снежная ягода • Твинберри | |
Лекарственные препараты и травы | Алоэ • Цикорий • Эхинацея • Бархатцы | ||
Грибы | Мухомор • Лисичка • Олень • Джек • Кепка свободы • Пух |
Deutsch
Контент сообщества доступен по лицензии CC BY-NC-SA 3. 0, если не указано иное.
ЖЕЛТЫЕ ЖАКЕТЫ Персонажи как сказочные архетипы
В Желтых жакетах, вопрос о сверхъестественном является центральным. Это магия или безумие? Шоу постоянно спрашивает. И ответ — это , который трудно разобрать. Нечестивое чувство вступления в сочетании с приземленным текущим графиком создает отличные отвлекающие маневры. Зрители привязываются к убеждению, что экранная вселенная следует нашим собственным правилам. И с этим чувством трудно расстаться. Но вроде Yellowjackets ’ персонажи, мы должны расстаться с ним. Хотя изначально сериал кажется реалистичным, хотя и психологическим, вымыслом, на самом деле это сказка.
Showtime
Сказка о Желтых жакетах
По мере того, как общество угасает, девушки из Желтые жакеты сбрасывают кожу, чтобы показать, что под ней. И то, что находится под ним, — это множество фантастических архетипов. От Королевы до Девы и Дурака появляются новые игроки, что указывает на то, что история тоже изменилась.
Это все сложная игра в притворство? Неважно. Повествование поддерживает эту трансформацию. И мы должны питаться этим, иначе мало что будет иметь смысл. Мы бы не стали сомневаться в внезапных ногах Ариэль в «Русалочка » или во сне Спящей красавицы. Мы бы знали, что это путь Вселенной в фантастической истории. Чем дальше персонажи Yellowjackets уходят от власти общества, тем больше сериал становится фольклором.
Yellowjackets
Чтобы лучше понять эту историю, давайте познакомимся с нашим сказочным двором.
Желтые жакеты Персонажи как их сказочные архетипы
Лотти: Королева (рогов)
Showtime/Nerdist
Среди заснеженной глуши горит костер ее королевы, и зрители мельком видят трон королевы корт. Когда появляются всесожжения, королева кивает своей коронованной головой, чтобы начать ритуальную трапезу.
В последних эпизодах Yellowjackets можно увидеть, как Ее Величество королева Лотти восходит на трон. Лотти начинается как кроткая девушка. Тот, кто никогда не говорит дерьмо. Но в глуши, свободная от тех, кто связывает ее, она поднимается к власти. Лотти первой касается сказки, принимая идею о том, что пустыня жива, голодна и полна странной силы. И через нее мы видим изменения в стенах истории.
В девятом эпизоде «Грядущий рок» Лотти общается с землей, слушая ее шепот. И ее магия касается других девушек, переводя их из «себя» в фантастические фигуры под ее командованием. В своей вихревой силе Лотти убивает Притворяющуюся Королеву (Джеки), что приводит к ее гибели. И превращает Трэвиса в оленя для охоты, как до нее богиню Артемиду. В этом эпизоде Лотти впервые надевает корону из рогов, укрепляя связь с дикой природой и троном.
Showtime
Безмятежная царственность настигает Лотти. В финале сезона Yellowjackets ’ она приказывает тренеру Бену не вмешиваться в их дела и спокойно приказывает Шоне передать ей их нож, когда появляется медведь. И когда медведь падает перед ней ниц, уступая ее ножу, она становится королевой фей, способной соперничать с любым мифом. Эта сцена отражается, когда Ван и Мисти становятся на колени вокруг нее в последние моменты шоу.
ShowtimeShowtime
Девушки у ее ног, лес у ее ног. И королева Лотти повелевает ими своей магией.
Лотти: Жрица
Помимо Королевы, Лотти также играет Жрицу. Ее сила социальная и божественная. Хотя Лора Ли была первой жрицей, она слишком увязла в общественном видении религии, чтобы пережить переход к фольклору. Но после смерти она передает мантию Лотти.
Когда дело доходит до сказочных королев, есть добрые королевы и злые. Но в какой истории обитает Лотти?
Шона: Палач
Showtime/Nerdist
Королеве не стоит пачкать руки. Кто-то другой должен заниматься бизнесом с кровью. Особенно, если богам нужна кровь. В сказке Белоснежка Королева посылает своего охотника за сердцем Белоснежки, которое она намеревается съесть. Так же, как Лотти приказывает Шоне убить Трэвиса. А Лотти, как мы знаем, любит сердечки.
Showtime
На протяжении всего шоу Шона держит свой нож с жалким очарованием, теряя себя в крови. Как любой хороший палач, она станет клинком своей Королевы. В частности, Шона увлекается убийством кроликов. Что кролики представляют для Шоны, мы пока не знаем. Но у кроликов есть история с фантастическими историями, которые служат всем, от невинных до злых фамильяров.
Showtime
Палач выглядит менее благородным, чем рыцарь, и более замкнутым. Но в «Белоснежка » охотник изменил свое мнение. И так тоже, может Шона.
Ван: Рыцарь
Шоутайм/ботаник
В прошлой жизни Ван был добродушным товарищем по команде, который всегда улыбался. Но в пустыне она превращается в Рыцаря Королевы. В средневековом фольклоре рыцари носят благосклонность своей дамы как залог преданности в бою. Иногда из-за любовного интереса, иногда из-за сюзерена.
В серии Yellowjackets Лотти дарует свою благосклонность Вану, оленьей кости, которую Ван носит на шее. Это также напоминает традиционную церемонию посвящения в рыцари. Лотти коснулась Вана символом своей силы (оленем), и теперь меч Вана принадлежит ей.
Showtime
И Ван владеет им. Именно Рыцарь Ван укрепляет власть Лотти. В финале она возвещает пророчество Лотти о мясе. А затем смотрит на свою Королеву, чтобы возглавить их в молитве, которая восхищает всех. В Желтые жакеты 903:31 ‘финал, она становится на колени справа от Лотти. В конце концов, королева не могла удержать власть без своих самых преданных.
В будущем мы встречаемся с ковеном, который возглавляет Лотти. Мог ли Ван быть среди них, увековечивающих сказку? Только может быть. Потому что Ван привязан к другому королевству.
Таисса: Королева (Волков)
Шоу-тайм/ботаник
Хотя Таисса представляет собой скептика, сопротивляющегося члена двора, кажется, что ей суждено стать королевой. Как и Лотти, сказка последовала за ней домой, что означает ее силу и положение. В то время как Лотти носит печать рогов, Таисса связана с волками, естественными врагами оленей. Две королевы имеют смысл для нашей истории. Редко сказки бывают мирными.
Ван и Таисса — пара, но из-за того, что верность Вана порвана, подстерегает трагедия. В седьмой серии Тай крадет благосклонность Лотти у Вана, пока на него нападают волки. Хотя Ван восстанавливает благосклонность и встает на сторону легиона Лотти, она по-прежнему отмечена волками.
Showtime
Мы не видели, как Таисса взошла на трон, но ее сила очевидна. Всякий раз, когда необходимо принять решение, Таисса принимает его, а другие следуют за ним. В будущем времени она политик, королева мирского мира. А внутри Таиссы живет присутствие, пришедшее из пустыни; волк, который жаждет выплеснуться наружу. В финале Таисса принимает эту силу. В каком-то смысле она позволяет сказке развернуться вокруг себя заново.
Мисти: Ведьма
Шоутайм/ботаник
Кто всегда варит пиво и подсовывает яд? Это Мисти. В каждой сказке ведьма должна быть поставщиком неестественных вещей. От ее книги растений до ее сверхъестественной способности смешивать правильный чай, Мисти играет идеальную ведьму. Но ведьма погрязла не только в неестественном. На самом деле, она часто черпает свою силу из сверхъестественного понимания магии земли.
Showtime
Несмотря на то, что она не увековечена ни рогами, ни когтями, дикая природа приняла Мисти. В своей прежней жизни она была изгоем, как часто бывают ведьмы в приличном обществе. Но в лесу она мощная. Желаемый союзник на своей стороне. В пилотной серии Мисти доставляет еду своей королеве рогов. Ритуальное приготовление пищи (с оттенком каннибализма) полностью подпадает под компетенцию Ведьмы и ее котла. Вдали от «нормального» мира Мисти уходит в себя, узнавая, что делает ее опасной.
Мисти тоже несет свое колдовство обратно в общество. Там она продолжает отравлять и проклинать своих врагов. Интересно, что ее лояльность принадлежит Нату (Рыцарю-разбойнику). Ведьмой, в конце концов, нельзя долго командовать.
Мари и Акила: Придворные
Showtime/Nerdist
Мари и Акила — джокеры в нашей сказке. Суду нужны придворные, чтобы функционировать. Без подданных нет суда. И в истинно придворной манере, по крайней мере, лояльность Мари постоянно колебалась. Сначала она пыталась выслужиться перед Джеки, хихикая над шкафчиками на пляже. Но затем следует за Таиссой в экспедиции по спасению. Когда это не удается, она сдается власти Лотти.
В финале она убивает Джеки на глазах у всех, доказывая свою правоту своей королеве. Но, как и другие придворные до нее, непостоянство Мари могло дорого стоить ей. Она может оказаться на королевской тарелке.
Тем временем Акила осталась верна своей дружбе с Таем. Может ли она присоединиться к Волчьему Королевству? Надеемся узнать во втором сезоне.
Тренер Бен Скотт: королева-мать / дурак
Шоутайм/ботаник
Бедный тренер Скотт. Ничего хорошего в этом Yellowjackets 9 не ждет0331 сказка для нашей королевы-матери/дурачка. Время власти Бена давно прошло. Как Стареющая Королева, он представляет собой слабеющую силу, которой не осталось места в этой сказке. Сначала Лаура Ли, затем Лотти публично показывают ему, что никто не слушает. Пока они заботятся о нем. Но потребление прошлой силы — это ритуал, который укрепит подающую надежды Королеву.
Тренер Бен тоже играет роль дурака, особенно с Мисти. Что подходит. Ведьмам нужны только смертные мужчины, чтобы играть с ними. Но помимо этого, что делает его настоящим дураком? По глупости он не понял, что сила сместилась. Мы надеемся, что он поймет, прежде чем колокольчики украсят его голову… Или нож коснется его горла.
Трэвис: девица
Showtime/ботаник
В другой истории Трэвис, возможно, играл героя. Но в этой причудливой, ориентированной на женщину истории он играет роль Девы. В Yellowjackets Трэвиса постоянно нужно спасать, и он не может спасти себя. Натали спасает кольцо его мертвого отца, он беспомощен во время наступления Судного дня, и Натали и Джеки должны предотвратить его смерть. Конечно, в конце концов, его убьют. Традиционно в холодильнике для арки Натали.
Никто не нуждается в такой помощи, как Трэвис. ему 9Девица 0330 Yellowjackets в бедственном положении во всех отношениях. Мы предполагаем, что это продолжается. Сказкам нужны девицы, а Королева уже нацелилась на него.
Натали: рыцарь-изгой
Showtime/Nerdist
Натали — рыцарь девушки Трэвиса. Но не традиционный рыцарь, как Ван. Черный рыцарь — сказочный архетип воина, который маскирует личность своего сюзерена, не нося геральдику. В этой сказке Нат больше похож на рыцаря-разбойника. Рыцарь сбежал от всех привязанностей. Ее союз прежде всего с ней самой.
До крушения Нэт был беспричинным бунтовщиком. Изгой, за исключением ее участия в команде. В своей сказочной версии она остается прежней. Надеюсь, однако, что она сможет найти рыцарские поступки, выходящие за рамки спасения Трэвиса.
Хави: Невинный
Showtime/Nerdist
Невинный играет важную роль в фантастических историях. Сила чистого добра, эта наивная фигура либо служит для выявления зла других, либо становится «Избранным». Если у Хави есть нарратив «Избранный», он предпримет великий квест, в котором потеряет себя. Конечно, для чего его выбирают и кто его выбирает — это вопросы без ответов. Он может просто оказаться в меню.
Одна вещь о Хави звучит правдоподобно. Он воспринял землю так, как не сделал его брат, и земля вознаграждает это. Хави также вырезает волка для Шоны. Возможно, это признак его будущей преданности.
Джеки: претендент на трон
Showtime/Nerdist
R.I.P. Джеки. Когда-то у Джеки была настоящая сила капитана, но, как и многие зрители, она отказывалась понимать, когда история вокруг нее изменилась. И не преклонит колени перед сказкой. Она отказалась от еды и от Мисти, и от Лотти, тем самым отказавшись попасть в ловушку в сказочной стране вместе с остальными. (Традиционно есть пищу фей означает оказаться в ловушке их царства.) И она демонстративно отказывалась благодарить землю за ее дары. Серьезные ошибки. Лотти навлекла на себя гибель, когда она отгородила ее от охоты Грядущей Судьбы, обострив бездну вокруг себя.