Черненко правление: Правление К.У. Черненко (кратко)

Какие изменения в СССР проводил К.У. Черненко на посту генсека

Эпоха позднего СССР характеризовалась застоем во всех сферах жизни. У власти давно находилась геронтократия, не способная осуществить кардинальные реформы. После смерти Л.И. Брежнева пост генсека поочередно возглавляли престарелые Ю.В. Андропов и К.У. Черненко. Константин Устинович Черненко стал последним Генеральным секретарём перед началом эпохи перестройки.

Содержание

  • 1 Краткая биография
  • 2 Реформы в сфере культуры
  • 3 Изменения во внешней политике
  • 4 Реабилитация Сталина
  • 5 Наследие Андропова
  • 6 Итоги правления К.У. Черненко

Краткая биография

Константин Устинович Черненко – советский партийный и государственный деятель. Избран Генеральным секретарём ЦК КПСС 13 февраля 1984 года, председателем Президиума Верховного Совета СССР – 11 апреля 1984 года.

Константин Черненко родился 24 сентября 1911 года в деревне Большая Тесь Красноярского края. Он стал членом КПСС в 1931 году. Имел высшее образование. Окончил педагогический институт и Высшую школу парторганизаторов при ЦК ВКП (б).

Черненко стал шестым по счёту вождем компартии в XX веке. Ещё до своего избрания имел серьёзные проблемы со здоровьем. Он стал генсеком в возрасте 73 лет и пробыл на этом посту всего один год. В период своего правления с 1984 по 1985 годы проводил реформы.

Константин Устинович Черненко предпринял последнюю попытку спасения советской цивилизации. Курс на сближение советской и западной систем был начат ещё при Ю. Андропове. Согласно замыслу советского руководства СССР должен был войти в систему западного мира, а правящая верхушка – стать частью глобальной мировой элиты.

К.У. Черненко стал во главе СССР после смерти Л.И. Брежнева 9 февраля 1984 года. Он был уверенным сторонником преобразований, которые шли вразрез с идеями «перестройщиков». По его мнению, страна нуждалась в возвращении к сталинскому курсу правления. Программа преобразований Черненко предполагала активную борьбу с искажениями сталинизма, а также примирение с Китаем.

Черненко отличался хорошими организаторскими способностями. Большую часть своей жизни он провел на гос службе. Начинал с самых низов и успел поработать на каждой ступеньке карьерной лестницы, не перескакивая ни одну из них. Черненко обладал хорошей памятью и прекрасно разбирался в политическом и социально-экономическом устройстве страны.

Черненко планировал восстановить полноценные взаимоотношения с Китаем и Албанией, которые были против курса десталинизации, проводимого в СССР. Он даже восстановил, исключенного из партии еще при Н.С. Хрущёве Вячеслава Молотова. На тот момент Молотову было 94 года, что породило в народе шутку о том, что Черненко готовит себе приемника.

Черненко совершил попытку сохранения Советского Союза через возвращение к наследию Сталина. Однако тяжелая болезнь и кончина не дали осуществиться его замыслам.

Какие реформы проводил Черненко, и какие из них оказались удачными?

Реформы в сфере культуры

Реформы были начаты в сфере культуры. В стране развернулась целая борьба за повышения культурного уровня среди населения. Началась целая кампания против рок-музыки «сомнительного свойства», наносящей «эстетический ущерб». Андрей Макаревич и Борис Гребенщиков, рассказывая позднее о гонениях на рок-музыкантов, имели ввиду именно эпоху Черненко. Престарелый генсек не понимал новых музыкальных трендов  и считал их потенциально опасными.

За занятие рок-музыкой можно было получить реальный уголовный срок! На законодательном уровне она приравнивалась к незаконной предпринимательской деятельности. Именно поэтому начинают набирать популярность квартирники – концерты для ограниченного круга лиц.

Реформа школьного образования

К.У. Черненко имел педагогическое образование и хорошо разбирался в проблемах образования. Пожалуй, одна из самых значимых его реформ касалась школьного образования. При нём образование стало 11-лтеним и разделилось на начальные (1–4), средние (5–9) и старшие (10–11) классы. Теперь можно было беспрепятственно переходить из одной школы в другую.

В период правления Черненко предполагалось, что школы должны иметь более практическую направленность и иметь прямую связь с производством. Старшеклассники должны были проходить стажировку на предприятиях, чтобы уже к окончанию школы иметь рабочую специальность. Однако эта идея не прижилась – директора заводов не желали нести ответственность за несовершеннолетних и неохотно брали их на работу.

Не получила серьёзной поддержки и идея о начале учёбы с 6 лет. Зато появился День знаний как официальный праздник.

Изменения во внешней политике

Во внешней политике Черненко взял курс на примирение и сближение с Китаем на социалистической антикапиталистической основе. Впервые за долгое время нормализовались отношения с Румынией. При Черненко началось сближение с некоторыми европейскими странами, например, с Испанией. Это было связано с поиском соратников в борьбе с противоположным лагерем.

Черненко занялся усилением интеграции между странами соц. лагеря в рамках СЭВ, но уже на принципиально новой основе: СССР всё больше и больше превращался в поставщика разнообразного сырья в соц. страны. Помимо этого генсек стремился отладить с ними производственно-технологическую кооперацию.

В 1984 году в Москве состоялось межгосударственное совещание стран-членов СЭВ. На нём было принято решение о координации интеграции стран по вопросам технологического взаимодействия. Однако это решение было отменено в 1985 году, когда стало очевидно, что советская модель экономики вот-вот потерпит крах.

Реабилитация Сталина

Черненко надеялся провести политическую реабилитацию Иосифа Сталина. Уже во времена Хрущёва произошло развенчание культа личности Сталина. При Брежневе Сталина напрямую не критиковали, но старались избегать всяческих упоминаний о нём.

К 9 мая 1985 года Черненко планировал вернуть Волгограду его прежнее название – Сталинград. Необходимые документы по этому вопросу были подготовлены, однако сам Черненко не дожил до мая 1985 года. Планам по возвращению городу на Волге его прежнего названия не суждено было исполниться.

Наследие Андропова

Многие активные гонения на «жуликов и воров» брежневской эпохи при Черненко были остановлены, или вообще прекращены. Так, например, было прекращено Узбекское дело.

Узбекское дело – серия уголовных преследований об экономических и коррупционных преступлениях в Узбекской ССР в хлопковой промышленности.

Помимо этого было приостановлено уголовное дело против бывшего министра внутренних дел – Николая Щёлокова. Однако это продлилось недолго, и вскоре дело вновь возобновили. В результате преследования Щелоков покончил жизнь самоубийством.

Прекратилось следствие по «бриллиантовому делу». С дочери бывшего генсека Галины Брежневой был снят домашний арест.

Тем не менее, ряд громких уголовных дел были доведены до конца. При Черненко был приговорён к расстрелу бывший глава Елисеевского магазина Соколов.

Все благие начинания были сразу же свернуты после смерти К. У. Черненко. Константин Устинович был тяжело боле эмфиземой легких, а тяжёлая работа на такой высокой должности ещё больше подкосила его здоровье.

М. Горбачёв, оказавшись у власти, пытался найти компромат на самого Черненко, однако сделать этого ему не удалось. И сам Черненко, и его дети вели достаточно скромный быт. Сын занимал высокую должность в Госкино, а дочь работала простой учительницей в школе.

Старший сын от первого брака занимался историей и был крупным специалистом в области марксистской теории.

Константин Устинович Черненко скончался 10 марта 1985 года от остановки сердца, вызванной легочно-сердечной недостаточностью. Он стал последним генсеком, похороненным у Кремлёвской стены. Весь срок его правления составил 1 год и 25 дней.

Со смертью Черненко завершился пятилетний период, названный «эпохой пышных похорон», когда большая часть брежневского Политбюро ушла из жизни. Черненко оказался одним из самых престарелых генсеков на своем посту. Буквально на следующий день его сменил Михаил Горбачёв – представитель нового поколения в Политбюро.

Итоги правления К.У. Черненко

Итак, несмотря на то, что К.У. Черненко пробыл в должности генсека чуть больше года и практически всё время находился в больнице, ему удалось провести в жизнь некоторые позитивные реформы и начинания. Так, например:

  1. При Черненко были продолжены многие позитивные начинания Ю.В. Андропова, в частности борьба с теневой экономикой и уголовные преследования коррупционеров.
  2. Черненко первым употребил слово «перестройка», которое впоследствии стало символом целой эпохи.
  3. Наведение порядка в стране продолжалось, но уже более мягкими методами.
  4. Улучшились отношения с Китаем, Румынией и некоторыми западными странами.
  5. СССР оставался мировым лидером по производству и потреблению электроэнергии.
  6. Реформа школьного образования стала одной и важнейших в период правления Черненко.
  7. День знаний 1 сентября стал официальным праздником.

Таким образом, несмотря на недолгое правление, Черненко удалось провести ряд позитивных реформ. Однако они не смогли спасти Советский Союз от неизбежного краха. Советская модель экономики нуждалась в глубоком реформировании, но советское политическое руководство уже было неспособно их осуществить. Ряд планов и проектов после смерти Константина Устиновича так и остались нереализованными.


Список литературы:

  1. Островский А. В. Кто поставил Горбачёва? — М.: Алгоритм-Эксмо, 2010.
  2. Прибытков В.В. Черненко — М.: Молодая гвардия, 2009.

«К.У.» значит Черненко. История самого странного лидера Советского Союза | История | Общество

Опыт Ватикана в советских условиях

В феврале 1984 года советские граждане испытывали смешанные чувства — одни чувствовали себя неловко, другие откровенно веселись. Новым Генеральным секретарем ЦК КПСС вместо умершего от тяжелой болезни 69-летнего Юрия Андропова был избран 72-летний Константин Черненко. Новый советский лидер также был тяжело болен, и, глядя на его внешний вид, жители Страны Советов говорили: новых похорон ждать недолго.

Прогноз оказался верен: правление Черненко продлилось чуть больше года, да и этот период лидер по большей части находился на больничной койке.

Поздний СССР в этом смысле напоминал Ватикан: как католические иерархи порой выбирают в понтифики старца как временную компромиссную фигуру, так и представители советской партийной элиты избрали больного Черненко, чтобы он какое-то время побыл ширмой для скрытой от глаз яростной борьбы за власть.

Сам Константин Черненко в лидеры не рвался. Всю свою жизнь он был умелым и старательным исполнителем, который на закате жизни вдруг оказался на самой вершине.

Украинец из Сибири

Тем удивительнее, что биография этого советского генсека имеет едва ли не самое большое количество «белых пятен». Создал «пятна» сам Черненко, пользуясь своим служебным положением. Возглавив в 1960-х годах Общий отдел ЦК КПСС, он получил доступ к самым важным партийным секретам, в том числе к биографиям вождей.

Установив строжайшую систему допуска к работе с документами архива, Черненко постарался, чтобы в его массиве навсегда исчезли самые спорные и неоднозначные страницы собственной биографии.

Он родился 24 сентября 1911 года в селе Большая Тесь Енисейской губернии. Его отец, Устин Демидович Черненко, происходил из семьи украинских крестьян, перебравшихся в Сибирь. Отец трудился на медных рудниках и золотых приисках.

Много лет спустя, когда Черненко уже войдет в высшее руководство СССР, его родная деревня будет затоплена при создании Красноярского водохранилища.

Родственников у Черненко было довольно много и, став «большим человеком», он помогал им устроиться на «хлебные» места. Впрочем, в отличие от разгульного образа жизни дочери Брежнева, родня Черненко, как и он сам, умело оставалась в тени, не вызывая раздражения.

Карьеру функционера могли сгубить женщины

В юности Костя Черненко окончил трёхгодичную школу сельской молодёжи, после чего начал партийную карьеру. В 18 лет стал заведующим отделом агитации и пропаганды райкома комсомола. Затем проходил службу в погранвойсках, где отличился как при ликвидации опасной банды, так и по своей основной «специальности» агитатора-пропагандиста. Во время службы Черненко вступил в партию и стал секретарём парторганизации погранотряда.

Вернувшись из армии, 22-летний молодой человек был твердо намерен продолжать столь успешно начатую партийную карьеру.

Константин Черненко (второй справа в верхнем ряду) среди делегатов партийной конференции пограничного отряда. 1932 год. Фото: РИА Новости

К началу войны Черненко дорос до секретаря Красноярского крайкома ВКП(б), и в самый разгар войны был направлен в Высшую школу партийных организаторов при ЦК ВКП(б). После ее окончания функционера отправили на работу в Пензу. В 1948 году в Москве были намерены взять его на работу в центральный аппарат.

И здесь карьера дала сбой. В Москву пришло письмо от некоей женщины, которая утверждала, что Черненко — аморальный человек, живущий сразу на несколько семей. Впоследствии все документы, связанные с партийной проверкой по этому факту, Черненко постарался спрятать как можно глубже или вовсе уничтожить.

Известно, однако, что товарищи по партии пришли к выводу — некие порочащие Константина Устиновича факты имели место. Его карьеру это не разрушило полностью, но вместо Москвы он оказался в Кишиневе, заняв пост заведующего отделом пропаганды и агитации ЦК Компартии Молдавии.

Константин Черненко, 1976 год. Фото: РИА Новости/ Филатов

Образцовый исполнитель

Спустя два года Первым секретарем ЦК Компартии Молдавии стал Леонид Брежнев. Знакомство с ним, переросшее в дружбу, стало для Черненко судьбоносным. Неизвестно, сыграло ли в этом роль то, что оба в молодости испытывали повышенную тягу к женскому полу, но достоверно известно, что Брежнев очень быстро оценил навыки Черненко как исполнителя и организатора. Двигаясь наверх, Леонид Ильич станет тянуть за собой и друга.

В 1956 году Черненко все-таки получает работу в Москве, став заведующим сектором массовой агитации в отделе пропаганды и агитации ЦК КПСС. В 1960 году Леонид Брежнев становится председателем Президиума Верховного Совета СССР, и Черненко назначается на пост начальника Секретариата Президиума.

В 1965 году, после того, как Брежнев стал «человеком номер один» в СССР, Черненко был назначен заведующего Общим отделом ЦК КПСС.

Его трудно назвать «правой рукой» Брежнева — для этой роли он был слишком незаметен и неамбициозен. Но именно от Черненко зависело, как быстро будет решен тот или иной вопрос, и какое именно решение может быть принято. В его руках находилась вся переписка генсека, он готовил проекты ответов, материалы к заседаниям Политбюро и многое другое. Со временем Черненко де-факто сам стал принимать решения по многим вопросам, лишь принося готовый вердикт для визирования Брежневу. Впрочем, это не касалось ключевых вопросов — границу Черненко никогда не переходил.

Со второй половины 1970-х, когда здоровье Брежнева стало ухудшаться, «друг Костя» стал для него незаменимым человеком. В 1978 году он был введен в число высших руководителей страны, став членом Политбюро ЦК КПСС.

Советская делегация на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе: Леонид Брежнев, Андрей Громыко и Константин Черненко, 1975 год. Фото: РИА Новости/ О. Иванов

Тогда же часть партийной элиты стала рассматривать его как возможного преемника Брежнева, в пику другой группировке, поддерживавшей Юрия Андропова.

В ноябре 1982 года, когда умер Брежнев, верх взяли сторонники Андропова, Черненко на Пленуме ЦК КПСС лично огласил кандидатуру экс-председателя КГБ СССР на пост генсека. Предложение было принято единогласно.

А 13 февраля 1984 года уже сам Черненко после смерти Андропова был утвержден на пост генсека.

Год генсека Черненко: бойкот Олимпиады, реформа школы и гонения на рокеров

Как уже говорилось, к этому времени он был тяжело болен. Тем не менее, за краткий период его правления произошли некоторые знаковые вещи. Была начата реформа школы, предусматривавшая, в частности, обучение с 6 лет и введение пятидневки.

Черненко, который во время работы в Молдавии окончил пединститут, вообще активно интересовался вопросами образования — именно при нем появился праздник День знаний.

При Черненко был дан ответ на бойкот американцами Олимпиады-1980 в Москве — сборная СССР отказалась от участия в Играх в Лос-Анджелесе, а в качестве альтернативы им были организованы масштабные соревнования «Дружба-84».

Черненко дал старт кампании по борьбе с музыкальными группами, наносящими «идейный и эстетический ущерб». Этот период стал временем самого жесткого прессинга по отношению к представителям «русского рока».

Вопреки ошибочному представлению, начатое при Андропове расследование крупных коррупционных дел не было свернуто при Черненко. Бывшего главу МВД СССР Николая Щелокова лишили звания генерала армии, государственных наград и исключили из партии в период правления Константина Устиновича.

Черненко был сторонником партийной реабилитации Сталина, однако провести этот проект ему не удалось. Зато он восстановил в партии знаменитого деятеля сталинской эпохи Вячеслава Молотова. Это шаг в отношении 94-летнего Молотова породит анекдот: «Черненко нашел себе преемника».

Шутки шутками, но могучий сталинский нарком иностранных дел и глава советского правительства переживет Черненко, закончив свой земной путь уже в эпоху перестройки.

Почетный караул у могилы К.У. Черненко на Красной площади у Кремлевской стены. Фото: РИА Новости/ Александр Макаров

Последние выборы умирающего

В середине 1970-х годов советское руководство поразила эпидемия взаимных награждений, коснувшуюся и Черненко. При Брежневе он стал дважды Героем Социалистического Труда, а третью «Золотую звезду» он получил в 1984-м, к своему последнему дню рождения.

В феврале 1985 года проходили выборы в Верховный Совет РСФСР, и первое лицо государства, по традиции, было выдвинуто в депутаты трудовыми коллективами. Черненко не покидал палату в Центральной клинической больнице, и все понимали, что он доживает последние дни. Тем не менее, прямо в палате создали декорации избирательного участка, дабы показать народу участие генсека в важном государственном мероприятии.

28 февраля 1985 года в программе «Время» показали церемонию вручения Черненко удостоверения депутата. Этот эфир производил гнетущее впечатление — лидер страны задыхался, говорил с трудом и практически не стоял на ногах без помощи посторонних. На этом фоне даже Брежнев в последние годы казался бодрым здоровяком.

Надо отдать должное Константину Черненко — партийный функционер до последнего исполнял роль, которой посвятил всю жизнь, даже пытался говорить о необходимости новых трудовых свершений. Однако страна, слушая его, готовилась к очередной серии эпопеи, известной как «гонки на лафетах».

Проблема «Ку»

Константин Черненко умер 10 марта 1985 года в 19:20 по московскому времени. Через три дня он стал последним, кого похоронили у Кремлевской стены.

Генсек так никогда и не узнал, какую роль сыграл в судьбе кинокомедии «Кин-дза-дза!», ныне ставшей классикой отечественного кино. Дело в том, что Черненко пришел к власти в разгар работы над лентой, поставив создателей в тупик: основное слово инопланетян «ку» совпадало с инициалами генсека — Константина Устиновича. Опасаясь неприятностей, Георгий Данелия и Резо Габриадзе решили заменить «ку» на что-то другое, но не один вариант не казался подходящим. Пока решали вопрос с заменой, Черненко не стало, и фильм остался без изменений. Так что «ку» в этой комедии — еще и память о самом странном лидере советского времени.

Горбачев в 54 года получает твердый контроль над Кремлем: избранные часы после смерти Черненко

МОСКВА — 

Контроль над Кремлем перешел к новому поколению в понедельник, когда 54-летний Михаил С. Горбачев стал лидером Коммунистической партии после смерти президента Константин У. Черненко в возрасте 73 лет.

Твердая хватка Горбачева у власти была продемонстрирована, когда он был избран на высшую должность в Советском Союзе — генеральным секретарем партии — через пять часов после того, как общественности было объявлено о смерти Черненко.

Несмотря на то, что он является самым молодым членом правящего Политбюро, Горбачев считается наследником с тех пор, как 13 февраля 1984 года больной Черненко сменил президента Юрия Андропова.

3-я смена за 28 месяцев

Это было третья передача власти внутри Кремля за последние 28 месяцев, начиная со смерти президента Леонида И. Брежнева 10 ноября 1982 г.

Несмотря на смерть Черненко, американо-советские переговоры по контролю над ядерными вооружениями начнутся сегодня в Женеве по расписанию, сообщили официальные лица.

В медицинском заключении говорится, что Черненко страдал от болезней легких, сердца и печени, которые оборвали его жизнь в воскресенье в 19:20. (Московское время). Врачи сказали, что помимо эмфиземы у него был хронический гепатит, переросший в цирроз печени.

Его похороны пройдут в среду на Красной площади после того, как его тело будет выложено в Колонном зале Дома Союзов сегодня и в среду утром. Ожидается, что многие мировые лидеры приедут и будут добиваться встреч с Горбачевым.

На центральных улицах Москвы развевались красные знамена с черной каймой, а в честь Черненко, полного седовласого человека, всю свою сознательную жизнь занимавшего партийные посты, был объявлен трехдневный траур.

Протеже Брежнева, Черненко, по-видимому, разделял его любовь к концепции разрядки, которая доминировала в период относительно спокойных советско-американских отношений в 1970-е годы. Начало новых переговоров по контролю над вооружениями сегодня, после срыва переговоров в конце срока полномочий Андропова, широко рассматривается как главное достижение сокращенного правления Черненко.

Горбачев, лысый человек с родимым пятном на лбу, имеет репутацию сторонника перемен в медлительной советской иерархии, но он старается не оскорблять кремлевских консерваторов.

Был ближайшим соратником Андропова в его кампаниях против коррупции и за усиление трудовой дисциплины. Хотя Горбачев руководил сельским хозяйством, ему каким-то образом удалось избежать вины за почти пять лет плохих урожаев зерна в СССР.

В речи на экстренном собрании 300 членов ЦК партии после его избрания руководителем партии Горбачев сразу же подтвердил цели Советского Союза на переговорах в Женеве и выразил надежду на улучшение советских отношений с Китаем.

Дома, по словам нового лидера, он выступает за ускоренное социально-экономическое развитие и улучшение отстающей экономики.

«Обещаю вам, товарищи, сделать все возможное, чтобы верно служить нашей партии, нашему народу и великому ленинскому делу», — сказал он членам комитета.

Наблюдатели были удивлены скоростью, с которой Горбачев стал руководить партией и Советским правительством.

Быстрые назначения

Когда было объявлено о смерти Черненко, Горбачев был назначен председателем похоронной комиссии, что считалось определенным признаком преемственности на высшем партийном посту. Затем, всего через несколько часов, правительственное информационное агентство ТАСС сообщило, что Горбачев уже был избран генеральным секретарем партии.

Это резко контрастировало с тремя днями внутренних споров после смерти Андропова, прежде чем Черненко был выбран на руководящую роль. И через два дня после смерти Брежнева Андропова избрали лидером партии, а в то время это считалось быстрой сменой власти.

Нет явных соперников

У Горбачева, по-видимому, не было соперников в борьбе за преемственность, хотя западные дипломаты заранее заявляли, что работа Политбюро слишком загадочна, чтобы делать однозначные прогнозы смены руководства.

Однако еще до смерти Черненко удержание Горбачевым роли № 2 подтверждалось другими сигналами его положения как первого среди равных в Политбюро. По словам западных дипломатов, его место в составе Политбюро и порядок выступления в недавней региональной избирательной кампании свидетельствовали о его статусе преемника.

На самом деле сразу же после того, как Черненко сменил Андропова в прошлом году, появились доказательства того, что Горбачев выдвинулся на смену Черненко на втором месте в советской иерархии, что сделало его наиболее вероятным преемником нового, но уже больного советского лидера.

Это навело некоторых западных аналитиков в то время на мысль, что за три дня, которые потребовались для объявления преемственности, внутри правящего Политбюро был достигнут компромисс, согласно которому Черненко будет разрешено взять власть, если «настоящий» переход к новой, сразу после его ухода последовало бы молодое поколение лидеров.

Это означало бы, что впервые после смерти В. И. Ленина в 1924 г. Советский Союз, наконец, смог заранее договориться о передаче власти и придерживаться соглашения.

В 1924 году Иосиф Сталин пробрался к власти вопреки письменному желанию Ленина. Когда Сталин умер в 1953 году, не было никаких договоренностей о преемственности, и прошло несколько лет, прежде чем Никита С. Хрущев смог укрепить свою власть.

Брежнев последовал за Хрущевым в дворцовом перевороте в 1964 году. Восемнадцать лет спустя Андропов с помощью политического веса армии и службы безопасности и разведки КГБ, которой он руководил в течение 15 лет, смог перехитрить избранного Брежневым наследника Черненко.

Когда в прошлом году Черненко стал преемником Андропова, официальные фотографии похорон на Красной площади показали, что Горбачев занимал второе место.

Короткое ожидание

Было также ясно, что Горбачеву не придется долго ждать.

Когда Черненко поднимался по ступеням Мавзолея Ленина, чтобы произнести панегирик Андропову, все Политбюро заметно остановилось, чтобы дать новому лидеру перевести дух. Даже тогда, когда он спотыкался на трибьюте Андропову, он вырывался короткими, характерными для эмфиземы хриплыми затяжками.

Когда пришло время салютовать многотысячным войскам, которые традиционно маршируют по площади в конце государственных похорон, рука Черненко на несколько секунд слабо поднялась, а затем снова опустилась на бок.

Горбачев считается самым образованным и умным из оставшихся 10 членов Политбюро. Как выпускник юридического факультета МГУ, обладающий чувством юмора и обаянием, Горбачев явно отличается от своих недавних предшественников.

«Мне нравится господин Горбачев. Мы можем вести с ним дела», — заявила премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер после весьма успешной поездки Горбачева в Великобританию в декабре прошлого года.

Выдвинут Громыко

Несмотря на это, он также пользуется поддержкой таких стойких приверженцев «старой гвардии», как министр иностранных дел Андрей А. Громыко, который выдвинул Горбачева на пост генерального секретаря на заседании ЦК в понедельник.

Несмотря на кардинальные перемены, в Москве было «обычное» настроение. Лидеры партии заявили о своей «глубокой скорби», но скорбь была сухой и отстраненной.

О переносе переговоров по контролю над вооружениями в Женеве даже речи не шло, и Громыко продолжил консультации с приехавшим министром иностранных дел Франции Роланом Дюма. Приказал пятиминутную остановку работы по всему Советскому Союзу, за исключением предприятий с непрерывным производственным циклом. В то же время заводы, поезда и корабли дадут свисток в трехминутном салюте.

Расширение международного сотрудничества в области кибербезопасности и адаптация кибернорм

Этот рабочий документ по глобальному управлению является новой функцией Совета советов (CoC) , инициативы Совета по международным отношениям. Ориентируясь на критические глобальные проблемы, требующие нового, творческого мышления, рабочие документы определяют новые принципы, правила или организационные механизмы, которые могут улучшить международное сотрудничество в решении давних или возникающих глобальных проблем. Взгляды и рекомендации являются исключительно мнением авторов, не обязательно отражают консенсус членов КП и не являются позицией поддерживающих организаций. Совет по международным отношениям не занимает институциональной позиции по вопросам политики и не связан с правительством США.

Вызов

Олег Демидов

Фёдор Лукьянов

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) представляют собой одну из самых серьезных современных проблем глобальной безопасности. Оценки угроз предсказывают, что следующий крупный международный кризис может возникнуть из-за того, что государство или террористическая группа использует ИКТ в качестве оружия для уничтожения критически важной инфраструктуры или военных логистических сетей. Распространение асимметричной войны (т. е. конфликтов между странами или группами, обладающими разрозненными военными возможностями) привело к увеличению использования ИКТ государствами, что требует разработки международного кодекса поведения в киберпространстве.

Подробнее:

Кибербезопасность

Цифровая политика

Международный закон

Существует острая необходимость в сотрудничестве между государствами для смягчения таких угроз, как киберпреступность, кибератаки на критически важную инфраструктуру, электронный шпионаж, перехват больших объемов данных и наступательные операции, направленные на демонстрацию силы путем применения силы в киберпространстве и через него. Возникающие киберугрозы могут привести к огромному экономическому и социальному ущербу, и международные усилия необходимо перенастроить, чтобы учесть эту новую реальность.

Распространенным заблуждением является то, что основными угрозами кибербезопасности, требующими срочного международного сотрудничества, являются массовые атаки, спонсируемые государством, которые нацелены на критически важные объекты инфраструктуры, такие как электростанции или электрические сети, что приводит к массовым разрушениям и человеческим жертвам. На самом деле киберугрозы более разнообразны и сложны, часто нацелены на частные предприятия и ставят под угрозу техническую целостность цифрового мира. Почти тотальная цифровизация бизнес-моделей делает глобальную экономику более уязвимой для кибератак не только со стороны государств, но и со стороны преступных организаций и других негосударственных субъектов.

Новые киберугрозы могут привести к огромному экономическому и социальному ущербу.

Недавнее законодательство, такое как директива Европейского парламента 2016 года о безопасности сетей и информационных систем, учитывает эту реальность. Директива в целом сосредоточена на угрозах критической инфраструктуре и направлена ​​​​на улучшение мер кибербезопасности для защиты так называемых основных услуг, таких как онлайн-рынки, поисковые системы и услуги облачных вычислений, жизненно важные для предприятий, правительств и граждан. Любой серьезный сбой в этих услугах может разрушить существующие бизнес-модели и привести к огромным эксплуатационным расходам.

Например, в мае 2017 года серия кибератак с использованием программы-вымогателя WannaCry (тип компьютерного вируса, который шифрует данные пользователя и выдает их только после уплаты выкупа) затронула сотни тысяч компьютеров по всему миру. Общая стоимость атак WannaCry, которые Соединенные Штаты, Великобритания и другие страны приписывают правительству Северной Кореи, оценивается в более чем 1 миллиард долларов. Вскоре за WannaCry последовала разрушительная атака вредоносного ПО (тип кибератаки, которая полностью стирает компьютеры, уничтожая записи из целевых систем без сбора выкупа), известная как NotPetya/Petya. Эта короткая, но крупномасштабная вспышка, также потенциально связанная с государственным субъектом, затронула многие организации по всему миру и, по оценкам, стоила оператору контейнеровозов Maersk до 300 миллионов долларов упущенной выгоды.

Атаки 2017 года, однако, могут быть омрачены кампаниями кибератак в ближайшие годы. Согласно отчету Lloyd’s of London, крупная кибератака на поставщика облачных услуг, такого как Amazon, может привести к экономическим потерям в размере до 53 миллиардов долларов, что сопоставимо с катастрофическим стихийным бедствием, таким как ураган «Сэнди», который обрушился на большую часть восточной части Соединенных Штатов. США в 2012 году. По оценкам Федеральной службы безопасности России (ФСБ), кибератаки уже обходятся мировой экономике в 300 миллиардов долларов в год, а недавно компания Juniper Research предсказала, что в следующие пять лет эта цифра составит 8 триллионов долларов.

Подробнее:

Кибербезопасность

Цифровая политика

Международный закон

Рекомендации

Правительства, мировая промышленность и эксперты из научных кругов и гражданского общества должны работать вместе, чтобы предотвратить кибервойну, ограничить наступательные кибероперации негосударственных субъектов и смягчить повседневные экономические угрозы, которые ИКТ представляют для мировой экономики. Следующие рекомендации направлены на максимальное расширение международного сотрудничества при минимизации политизации и киберриска.

Рекомендации на этот год

Возобновление американо-российского диалога по кибервопросам . Отношения между Соединенными Штатами и Россией имеют решающее значение для всей экосистемы киберполитики и дипломатии. Эти две страны входят в число самых передовых кибердержав и первыми разработали меры по укреплению доверия в области ИКТ («кибернетический пакт о ненападении»), и они остаются лидерами в глобальных дискуссиях по киберполитике.

Разногласия и обвинения между Соединенными Штатами и Россией обостряются уже три года и отчасти являются причиной отсутствия прогресса в установлении киберправил ответственного поведения государства. Соединенные Штаты присоединяются к группе стран, которые настаивают на том, чтобы существующее международное право полностью применялось к киберпространству, в то время как Россия поддерживает другую группу, которая хочет нового договора, специально предназначенного для этой области. Пока они движутся в разных направлениях, нельзя добиться существенного прогресса в отношении кибернорм.

Киберпереговоры между США и Россией все еще могут быть успешными.

Критики могут возразить, что новые соглашения между Вашингтоном и Москвой невозможны, учитывая обвинения в том, что Россия использовала ИКТ для вмешательства в президентские выборы в США в 2016 году, и что Соединенные Штаты использовали ИКТ для своих собственных геополитических целей и целей наблюдения, как это было разоблачено Эдвардом Сноуденом. Тем не менее, киберпереговоры между США и Россией все еще могут быть успешными. Соединенные Штаты оказались в аналогичном положении в 2015 году, когда администрация Барака Обамы была близка к введению широких санкций против Китая в отместку за хакеров (якобы поддерживаемых правительством Китая), крадущих промышленные секреты, что нанесло экономике США ущерб в миллиарды долларов. . Однако вместо того, чтобы прекратить диалог по кибервопросам, Обама и председатель КНР Си Цзиньпин смогли подписать существенное соглашение о киберэкономическом шпионаже, которое резко ограничило кибератаки Китая на Соединенные Штаты. Соглашение между США и Китаем было реалистичным и ограниченным по объему, и Соединенные Штаты и Россия также должны стремиться к этому. Например, две державы могли бы стремиться к соглашению, ограничивающемуся предотвращением опасных военных действий в киберпространстве, аналогичному Соглашению между США и Советским Союзом об инцидентах на море от 1972.

Снова собрать экспертов ООН и внедрить существующие нормы . В 2004 году была создана Группа правительственных экспертов ООН по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности (ГПЭ ООН) для разработки общего подхода к тому, как правительства должны вести себя в киберпространстве. Его отчет за 2015 год заложил основу для международно признанного правительственного кодекса поведения в киберпространстве.

В отчете за 2015 г. рекомендовано одиннадцать основных, но важных норм, в том числе положения о том, что государства не должны сознательно разрешать использование своей территории для международно-противоправных кибердеяний; не должны осуществлять или сознательно поддерживать деятельность в области ИКТ, которая преднамеренно наносит ущерб критической инфраструктуре; и должны стремиться предотвращать распространение вредоносных технологий и использование вредоносных скрытых функций. В этом согласованном документе были изложены существующие и возникающие угрозы в киберпространстве; предложены основные нормы, правила и принципы ответственного поведения; мерам укрепления доверия, международному сотрудничеству и наращиванию потенциала уделялось должное внимание.

К сожалению, в июне 2017 года ГПЭ ООН не удалось прийти к консенсусу по вопросу о преемнике отчета 2015 года. Тем не менее, группа не прекратила свое существование, и она должна собраться как можно скорее. Вместо того, чтобы пытаться расширить отчет 2015 года, ему следует придать более сильный официальный статус, например, как резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН. Если бы он был написан в соавторстве со всеми постоянными членами Совета Безопасности ООН, он, вероятно, получил бы широкую поддержку других стран. Хотя резолюция ООН не будет иметь обязательной силы, она послужит шагом к институционализации кибернорм.

Требовать отчеты штата о киберуязвимостях . Обновленный отчет ГПЭ ООН или другое международное соглашение должны включать мандат, согласно которому государства сообщают об уязвимостях ИКТ компаниям или правительствам, ответственным за их устранение. В отчете ГПЭ ООН за 2015 г. только рекомендуется сообщать о таких уязвимостях, но отчетность следует рассматривать как нечто большее, чем просто передовую практику: это моральная ответственность правительства.

После широкомасштабной атаки программы-вымогателя в 2017 году президент Microsoft Брэд Смит отметил, что вирус нацелен на уязвимость в программном обеспечении Microsoft, которая ранее была обнаружена Агентством национальной безопасности США (АНБ) и которая затем стала достоянием общественности. Если бы АНБ сообщило Microsoft об уязвимости, когда она была впервые обнаружена, компания могла бы выпустить обновление безопасности для десятков миллионов компьютеров, использующих ее программное обеспечение. Смит утверждает, что международные стандарты должны обязывать национальные спецслужбы и вооруженные силы не накапливать и не использовать такие уязвимости в программном обеспечении. Соединенные Штаты, Россия и другие кибердержавы должны поддержать эти усилия, поскольку уязвимости в программном обеспечении неоднократно просачивались из их агентств национальной безопасности, причиняя значительный ущерб. Правительствам необходимо по-иному подойти к киберпространству и разработать правила, аналогичные тем, которые регулируют использование биологического и химического оружия в физическом мире.

Используйте восходящий подход к правилам ответственного поведения в киберпространстве. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Шанхайская организация сотрудничества и другие региональные и международные организации начали разрабатывать свои взгляды на кибервопросы, а также отдельные страны, альянсы и компании. Киберполитика уже разработана Россией и Великобританией; союзом Китая, России, Таджикистана и Узбекистана; и Microsoft. Публикация проектов таких правил и политик поможет странам и регионам прийти к соглашению, тем самым продвинув дискуссию. Такие участники также должны предоставить ГПЭ ООН свои рекомендации и передовой опыт.

Эффективный киберрежим работает только в том случае, если все крупные державы принимают участие и принимают его положения.

Начать обсуждение глобальной конвенции о киберпреступности . Соединенные Штаты и пятьдесят пять других стран подписали важную Будапештскую конвенцию о киберпреступности, а Россия и Китай — нет. Эффективный киберрежим работает только в том случае, если все крупные державы принимают участие и принимают его положения. Либо Будапештская конвенция должна быть адаптирована для привлечения большего числа подписавших ее сторон, либо необходимо разработать новый договор. Новые предложения уже на столе. Этот вопрос также должен решаться в ООН, где есть механизм обсуждения глобального сотрудничества в борьбе с киберпреступностью: межправительственная экспертная группа открытого состава по киберпреступности. Эти усилия были бы наиболее эффективными, если бы они получили от Генеральной Ассамблеи ООН мандат на работу над универсальной конвенцией, основанной на Будапештской конвенции или существующих альтернативных предложениях.

Упрощение атрибуции киберинцидентов. Правительствам и глобальному техническому сообществу следует разработать усовершенствования и обновления для основных интернет-протоколов, чтобы повысить эффективность атрибуции киберинцидентов на техническом уровне. Это поможет проверить соблюдение принципов международного права, таких как невмешательство во внутренние дела других государств, включая выборы, и повысить ответственность государств за происходящее в их киберпространстве.

Рекомендации на следующие пять лет

Создайте международный суд по кибербезопасности или аналогичный орган. В связи с растущим числом обвинений в кибератаках среди государств и сложностью технической атрибуции было бы полезно создать независимый международный киберсуд или арбитражный метод, который занимался бы только киберконфликтами на уровне правительства и который был бы признан и уважаем все стороны. В таком суде одна сторона может представить доказательства взлома, обвиняемая сторона может заявить, что она не стояла за атакой, а независимые квалифицированные эксперты попытаются проверить точность этих утверждений. Подобный механизм был бы полезен для урегулирования нынешнего конфликта между США и Россией по поводу выборов в США в 2016 году.

Ограничение автономного кибероружия . Кибероружие, работающее без участия человека, такое как американский проект Monstermind, раскрытый Эдвардом Сноуденом, должно быть объявлено вне закона. Атаки часто направляются через компьютеры в невиновных третьих странах, информация граждан которых подвергается риску с помощью автономного кибероружия, которое не признает национальных границ. Совещание ГПЭ ООН по смертоносным автономным системам оружия, состоявшееся в ноябре 2017 года в соответствии с Конвенцией о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, стало первым официальным совещанием по такому оружию и является хорошей площадкой для принятия конкретных шагов по укреплению кодекса. поведения.

Рекомендации на следующие десять лет

Кодифицировать законодательство о кибератаках в соответствии с международным правом. Долгосрочной целью должно стать подписание обязательной конвенции ООН о борьбе с киберпреступностью и универсального кодекса поведения государств в киберпространстве. Уже согласованные рекомендации ГПЭ ООН могут служить отправной точкой.

Заключение

Это лишь некоторые из многих возможных предложений, которые могли бы способствовать расширению международного сотрудничества в киберпространстве и защите стабильности и устойчивости глобальной цифровой экономики. Из всех этих предложений наиболее важным является то, что мир не позволит установлению кибернорм продолжаться нынешними медленными темпами. В настоящее время нет универсального органа, работающего над укреплением глобального сотрудничества в борьбе с киберпреступностью, и нет механизма выработки норм поведения государств в киберпространстве. Этот политический вакуум позволяет злоумышленникам использовать Интернет так, как они считают нужным, без каких-либо последствий. Мир не должен ждать, пока кибер-Перл-Харбор попытается сделать это пространство более безопасным и предсказуемым.