Черненко генеральный секретарь цк кпсс: Geografia e Informação: Konstantin Chernenko

Содержание

Граница, женщины, «Спартак». 10 фактов из жизни Константина Черненко | История | Cвободное время

Андрей Сидорчик

1342

Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Константин Устинович Черненко на трибуне Мавзолея В. И. Ленина, 1984 год. / Юрий Абрамочкин / РИА Новости

24 сентября 1911 года родился Генеральный секретарь ЦК КПСС Константин Черненко.

Черненко остается самой «тайной» фигурой среди советских лидеров

Константина Черненко смело можно назвать самым «секретным» лидером Советского Союза. В его биографии существуют многочисленные белые пятна, которые, вполне вероятно, останутся таковым навсегда. Создателем этих тайн был сам Константин Устинович. Возглавив в 1960-х годах Общий отдел ЦК КПСС, он получил доступ к самым важным партийным секретам, в том числе к биографиям вождей. Став хранителем чужих тайн, он не пытался кого-либо ими шантажировать, а поспешил избавиться от собственных неприятных эпизодов жизни, находившихся в документах партии. И справился с этой задачей блестяще.

Константин Черненко был единственным пограничником, возглавлявшим страну

Черненко на протяжении всей карьеры выказывал особое расположение к пограничникам. Объяснялось это тем, что сам Константин Устинович носил зеленую фуражку. В 1931 году перспективный комсомолец был направлен на службу в пограничные войска. Сначала его направили в распоряжение Джаркентского пограничного отряда в Семиречье, что на границе с Китаем, а затем, после подготовки в учебном эскадроне, на погранзаставу Хоргос. Место это было очень неспокойное, так что Черненко пришлось повоевать по-настоящему. В частности, он участвовал в ликвидации банды Бекмуратова. В период службы Черненко вступил в ВКП(б) и был избран секретарём парторганизации погранотряда. В 1979 году Константин Устинович, уже член Политбюро, навестил места своей молодости, посадив там ореховое дерево. После смерти генсека застава, на которой он служил, некоторое время носила имя Черненко.

Карьера Черненко едва не рухнула из-за женщин

После Великой Отечественной войны карьера Черненко едва не рухнула. Работавшего в Пензе функционера собирались забрать в центральный аппарат, но тут в ЦК пришло письмо от некоей женщины, которая утверждала, что Черненко — аморальный человек, живущий сразу на несколько семей. Впоследствии все документы, связанные с партийной проверкой по этому факту, Черненко постарался спрятать как можно глубже или вовсе уничтожить. Известно, однако, что товарищи по партии пришли к выводу — некие порочащие Константина Устиновича факты имели место. Не настолько вопиющие, чтобы Черненко положил партбилет на стол, но достаточные для того, чтобы вместо Москвы он попал на работу в Кишинев.

Константин Черненко, 1940 год. Фото: Public Domain/ Государственный архив Пензенской области

Подняться на самый верх Черненко помогла совместная работа с Брежневым

Взлет Черненко на самый верх связан с именем Леонида Брежнева. Возглавлявший Советскую Молдавию Леонид Ильич оценил организационные способности Константина Устиновича. В 1960 году Леонид Брежнев становится председателем Президиума Верховного Совета СССР, и Черненко назначается на пост начальника Секретариата Президиума. После того как Брежнев возглавил партию, Черненко стал заведующим Общим отделом ЦК КПСС. Со временем, когда здоровье Леонида Ильича ухудшилось, ведение дел полностью перешло в руки Константина Устиновича, именно он определял, какие вопросы генсек должен решать в первую очередь, а какие можно вообще рассмотреть без его участия.

Черненко не стремился стать генсеком, но принял пост как обязанность

Черненко никогда не проявлял стремления к высшей власти. Однако после смерти Брежнева Константин Устинович стал рассматриваться как кандидатура на высший пост от лагеря «консерваторов» в пику «реформаторам» из лагеря Юрия Андропова. Когда в 1984 году Юрия Владимировича не стало, новым генсеком избрали Черненко. Константин Устинович и сам был тяжело болен, однако отказываться не стал — всю свою жизни он рассматривал свою деятельность как службу стране, видя в этом личный долг перед Родиной.

Праздник День знаний был учрежден по инициативе Константина Черненко

За краткий период правления Черненко произошло немало знаковых событий. Была начата реформа школы, предусматривавшая, в частности, обучение с 6 лет и введение пятидневки. Черненко, который во время работы в Молдове окончил пединститут, вообще активно интересовался вопросами образования. Именно при нем появился праздник День знаний. Он отмечается и сегодня, хотя мало кто помнит, что появлением праздника обязаны советскому генсеку. При Черненко был дан ответ на бойкот американцами Олимпиады-1980 в Москве — сборная СССР отказалась от участия в Играх в Лос-Анджелесе, а в качестве альтернативы им были организованы масштабные соревнования «Дружба-84». Черненко был сторонником партийной реабилитации Сталина, однако провести этот проект ему не удалось. Зато он восстановил в партии знаменитого деятеля сталинской эпохи Вячеслава Молотова.

Последние выборы Черненко проходили прямо в больничной палате

В феврале 1985 года проходили выборы в Верховный Совет РСФСР, и первое лицо государства, по традиции, было выдвинуто в депутаты трудовыми коллективами. Черненко не покидал палату в Центральной клинической больнице, и все понимали, что он доживает последние дни. Тем не менее прямо в палате создали декорации избирательного участка, дабы показать народу участие генсека в важном государственном мероприятии. Константин Устинович все мероприятия вынес мужественно, поскольку полагал его необходимым для будущего страны. Менее чем через две недели его не стало.

Черненко стал последним, кого похоронили на Красной площади

13 марта 1985 года на Красной площади в Москве состоялись похороны Черненко. Они стали последними, состоявшимися в некрополе у Кремлевской стены. В должности генсека Черненко провел один год и 25 дней — меньше, чем кто-либо из лидеров советской эпохи. Кроме того, на сегодня он остается последним из советских и российских лидеров, которые умерли в должности. Вместе с Константином Устиновичем завершилась и «классическая» эпоха истории СССР.

Из-за Черненко едва не запретили кинокомедию «Кин-Дза-Дза»

Знаменитая комедия «Кин-Дза-Дза» могла не выйти на экраны из-за Черненко, хотя он сам лично палок в колеса кинематографистов не вставлял. Генсек пришел к власти в разгар работы над лентой, поставив создателей в тупик: основное слово инопланетян «ку» совпадало с инициалами Константина Устиновича. Опасаясь неприятностей, Георгий Данелия и Резо Габриадзе решили заменить «ку» на что-то другое, но ни один вариант не казался подходящим. Пока решали вопрос с заменой, Черненко не стало, и фильм остался без изменений. Так что «ку» в этой комедии — еще и память о генсеке.

Черненко в 1970-х поднял со дна футбольный «Спартак»

Черненко был страстным болельщиком футбольного клуба «Спартак» (Москва). На публике свои симпатии сдержанный функционер выражать не привык, зато в жизни команды принял деятельное участие. Когда в 1970-х красно-белые вылетели в Первую лигу чемпионата СССР, Черненко помог решить все организационные вопросы, став, говоря нынешним языком, главной «крышей» «Спартака» в КПСС. Благодаря ему все финансовые и организационные запросы клуба удовлетворялись властями моментально. После того как вернувшийся в элиту «Спартак» в 1979 году выиграл чемпионат СССР, команда преподнесла своему благодетелю специальную спартаковскую вазу с эмблемой «Спартака» и золотой медалью.      

Константин ЧерненкоСССРФК СпартакЦК КПСС

Следующий материал

Также вам может быть интересно

  • Ален Делон ЦК КПСС. Как модничали и во что одевались первые лица страны?

  • Как различались пенсии члена Политбюро ЦК КПСС и рядового рабочего?

  • Анна Дмитриева: В СССР мы проигрывали, чтобы прикрыть идиотизм решений ЦК

  • Фотоархив. Четыре генсека – одна эпоха

Заявление о дальнейшем развитии сотрудничества и братской дружбы между КПСС и РКП, Советским Союзом и Румынией

24 ноября (дата подписания)

По приглашению Генерального секретаря Румынской коммунистической партии, Президента Социалистической Республики Румынии Николае Чаушеску Генеральный секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза Леонид Ильич Брежнев с 22 по 24 ноября 1976 года находился с дружественным визитом в Социалистической Республике Румынии.

В ходе визита между Л. И. Брежневым и Н Чаушеску состоялись переговоры, прошедшие в атмосфере теплой дружбы и сердечного взаимопонимания. В переговорах приняли участие:

—    с советской стороны: член Политбюро ЦК КПСС, министр иностранных дел СССР А. А. Громыко, секретарь ЦК КПСС К. Ф. Катушев, секретарь ЦК КПСС К. У. Черненко, член ЦК КПСС, помощник Генерального секретаря ЦК КПСС К В- Русаков, кандидат в члены ЦК КПСС, помощник Генерального секретаря ЦК КПСС

A.    М. Александров, член ЦК КПСС, заместитель министра иностранных дел СССР H. Н. Родионов, член ЦК КПСС, генеральный директор ТАСС Л. М. Замятин, член ЦК КПСС, посол СССР в СРР

B.    И. Дрозденко;

—    с румынской стороны: член Политисполкома ЦК РКП, Премьер-Министр правительства Маня Мэнеску, член Политисполкома ЦК РКП, заместитель Председателя Государственного совета Штефан Войтек, член Политисполкома, секретарь ЦК РКП Илие Вердец, кандидат в члены Политисполкома, секретарь ЦК РКП Штефан Андрей, секретарь ЦК РКП Аурел Дума, член ЦК РКП, министр иностранных дел Джордже Маковеску, член ЦК РКП, помощник Генерального секретаря РКП Мирча Малица, член ЦК РКП, помощник Генерального секретаря РКП Василе Пунган, член ЦК РКП, помощник Генерального секретаря РКП Константин Митя, кандидат в члены ЦК РКП, посол СРР в СССР Георге Бадрус.

Во время пребывания в СРР Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев и прибывшие с ним лица встретились с трудящимися Бухареста, с партийными и государственными работниками, участвовали в митинге советско-румынской дружбы, ставшем яркой демонстрацией братских отношений Союза Советских Социалистических Республик и Социалистической Республики Румынии.

Высоким советским гостям повсюду был оказан горячий сердечный прием, выражающий чувства дружбы и солидарности советского и румынского народов.

Во время переговоров стороны информировали друг друга о социалистическом и коммунистическом строительстве в своих странах, о ходе претворения в жизнь решений XXV съезда КПСС и XI съезда РКП, рассмотрели узловые вопросы дальнейшего углубления всестороннего сотрудничества между КПСС и РКП, СССР и СРР, обменялись мнениями по актуальным проблемам мировой политики, международного коммунистического и рабочего движения.

С румынской стороны была дана высокая оценка успехам, достигнутым народами Советского Союза под руководством КПСС в развитии народного хозяйства, науки и техники, в подъеме материального и культурного уровня трудящихся. Достижения Советского Союза в строительстве коммунизма, его борьба за международную разрядку являются важным вкладом в укрепление сил мира, социализма и прогресса, в налаживание равноправного и взаимовыгодного сотрудничества между государствами, независимо от их общественного строя. Осуществление грандиозных задач, намеченных XXV съездом КПСС, открывает вдохновляющие перспективы продвижения советского общества к коммунизму.

Советская сторона высоко оценила успехи, достигнутые румынским народом под руководством РКП во всех областях социалистического строительства, в повышении жизненного уровня трудящихся. Достижения Социалистической Республики Румынии в построении всесторонне развитого социалистического общества, ее деятельность в международном плане представляют важный вклад в продвижение дела социализма и мира, в развитие международного сотрудничества. В настоящее время, осуществляя программу, разработанную XI съездом РКП, румынский народ созидает коммунистическое будущее своей родины.

Стороны с удовлетворением констатировали, что, развиваясь на базе Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 7 июля 1970 г., при строгом уважении принципов равноправия, независимости, суверенитета, невмешательства во внутренние дела друг друга, товарищеской взаимопомощи, советско-румынское сотрудничество приобретает все более многогранный характер.

Во всестороннем развитии советско-румынских отношений решающую роль играют расширение сотрудничества и упрочение уз солидарности между Коммунистической партией Советского Союза и Румынской коммунистической партией, встречи Генерального секретаря ЦК КПСС и Генерального секретаря РКП. Регулярные контакты представителей Центральных Комитетов обеих партий, обмен партийными делегациями, связи между местными партийными организациями — все это в значительной мере содействует постоянному углублению советско-румынских взаимосвязей во всех областях.

КПСС и РКП исполнены решимости и дальше всемерно развивать свое товарищеское сотрудничество на основе принципов марксизма-ленинизма и пролетарского интернационализма, равноправия, в духе взаимного доверия и уважения, крепить братскую дружбу советского и румынского народов, отвечающую коренным национальным интересам СССР и СРР, интересам дела мира, демократии, национальной независимости и социализма. Обе партии будут расширять обмен опытом в строительстве социализма и коммунизма, сотрудничество в идеологической области, взаимные визиты представителей центральных и местных партийных органов, а также профсоюзных, молодежных, женских и других массовых и общественных организаций.

Придавая большое значение подъему на все более высокие ступени традиционных дружественных связей между двумя странами, КПСС и РКП считают необходимым расширять практику обмена информацией и проведения консультаций по важнейшим вопросам развития советско-румынских отношений и международным проблемам, представляющим общий интерес, в целях согласования позиций, углублять сотрудничество между Верховным Советом СССР и Великим национальным собранием Румынии, министерствами и ведомствами, между областями, уездами, городами, предприятиями и коллективами трудящихся.

При рассмотрении вопросов экономического сотрудничества руководители двух партий отметили, что объем советско-румынского товарооборота из года в год возрастает. Развиваются также производственная кооперация, сотрудничество в осуществлении экономических проектов и использовании природных ресурсов — как на двусторонней, так и на многосторонней основе, в рамках СЭВ.

Было условлено, что соответствующие органы обеих стран обеспечат выполнение и будут стремиться к перевыполнению пятилетнего торгового соглашения на 1976—1980 годы, приступят к разработке перспективной программы экономического сотрудничества на период после 1980 года с тем, чтобы обеспечить его существенное расширение, ускоренное развитие производственной кооперации и специализации, повышение их доли в общем объеме экономических связей.

Советский Союз и Румыния будут развивать плодотворное сотрудничество в передовых отраслях науки и техники, играющее существенную роль в решении народнохозяйственных задач.

Обе стороны выразили решимость и дальше содействовать, вместе с другими странами — членами СЭВ, выполнению положений Комплексной программы, а также разрабатываемых долгосрочных целевых программ по ряду ключевых направлений материального производства.

Подчеркнув важность углубления сотрудничества в области просвещения, культуры и искусства, стороны высказались за расширение сотрудничества и контактов между культурными учреждениями, творческими союзами, издательствами, между деятелями науки, культуры и искусства, художественными коллективами, журналистами, а также в области туризма и спорта. Было условлено, чтобы средства массовой информации расширили всестороннее взаимное освещение достижений советского и румынского народов в коммунистическом и социалистическом строительстве, что будет способствовать дальнейшему углублению советско-румынской дружбы. Признано целесообразным рассмотреть вопрос о создании смешанной правительственной советско-румынской комиссии по культурному сотрудничеству.

* * *

При обмене мнениями по международным вопросам Генеральный секретарь ЦК КПСС и Генеральный секретарь РКП с удовлетворением отметили, что благодаря росту могущества социалистических стран, их активной деятельности по обеспечению мира и безопасности народов, их сотрудничеству с развивающимися странами, неприсоединившимися государствами, всеми демократическими, прогрессивными, антиимпериалистическими силами, играющими возрастающую роль в международной жизни, удалось добиться на мировой арене значительных положительных сдвигов. В международных отношениях все больше утверждаются курс на разрядку и решение политическими средствами проблем, с которыми сталкивается современное человечество, принципы мирного сосуществования между государствами независимо от их общественного строя.

Оба руководителя уделили особое внимание нынешней обстановке и перспективам мира, безопасности и сотрудничества в Европе. Общеевропейское совещание государств, с инициативой созыва которого страны — члены Варшавского Договора выступили в 1966 году в Бухаресте, имело большое историческое значение, открыло дополнительные возможности развития мирного сотрудничества на европейском континенте. Советский Союз и Румыния считают необходимым, чтобы все государства, подписавшие Заключительный акт, представляющий собой единое целое, неуклонно претворяли в жизнь содержащиеся в нем принципы и договоренности. Вместе с тем они отметили необходимость дополнения и укрепления политической разрядки конкретными мерами по ослаблению угрозы военного противостояния и разоружению в Европе.

Предстоящая в 1977 году в Белграде встреча представителей государств — участников общеевропейского совещания даст возможность в свете позитивного опыта сотрудничества между государствами в целях претворения в жизнь Заключительного акта продолжить на многосторонней основе обмен мнениями о дальнейших усилиях по развитию общеевропейского сотрудничества и укреплению безопасности.

Учитывая, что в мире еще действуют реакционные империалистические силы, которые могут поставить под угрозу мир и безопасность народов, руководители двух партий подчеркнули необходимость объединения всех прогрессивных сил и активизации борьбы народов за укрепление курса на разрядку и сотрудничество, за ликвидацию империалистической, колониалистской и неоколониалистской политики, за то, чтобы курс на разрядку и сотрудничество стал необратимым. Со своей стороны СССР и СРР и впредь будут выступать за упрочение мира в Европе и во всем мире, за право каждого народа самостоятельно избирать пути своего социально-экономического развития.

Было подчеркнуто значение укрепления дружбы и солидарности Советского Союза и Румынии с другими социалистическими странами, развития двустороннего и многостороннего сотрудничества с ними. Постоянное совершенствование отношений между суверенными и равноправными социалистическими странами на основе принципов интернациональной солидарности, формирование международных отношений нового типа имеют особую важность в современных условиях, когда все большее число народов высказывается за построение нового социальной!) строя.

Была подтверждена последовательная политика Советского Союза и Румынии по дальнейшему расширению сотрудничества с развивающимися и неприсоединившимися странами, а также со всеми государствами мира без различия их социального строя, что отвечает коренным интересам народов.

СССР и СРР считают, что упрочение мира и международной безопасности требует наращивания усилий, призванных прекратить гонку вооружений и обеспечить ликвидацию всего механизма материальной подготовки войны. Прочный и надежный мир может быть обеспечен только при условии принятия действенных мер по всеобщему и полному разоружению, в том числе — ядерному. Советский Союз и Румыния готовы поддержать любые конструктивные шаги, ведущие к этой цели. Они выступают за проведение специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению как этапа на пути к созыву Всемирной конференции по разоружению.

Обе стороны считают, что было бы важным принять дополнительные меры, способствующие утверждению принципа отказа от применения силы или угрозы ее применения при решении спорных вопросов в качестве незыблемого закона межгосударственных отношений. Этой цели служило бы заключение Всемирного договора о неприменении силы в международных отношениях. Они выражают удовлетворение по поводу того факта, что 88 государств мира уже высказались за необходимость заключения такого договора.

СССР и СРР выступают за справедливое и прочное политическое урегулирование на Ближнем Востоке. Они заявляют о своей твердой решимости и дальше всемерно содействовать достижению такого урегулирования на основе вывода израильских войск со всех оккупированных в 1967 году арабских территорий, удовлетворения законных национальных чаяний палестинского народа, его неотъемлемого права на создание собственного государства, обеспечения безопасности и целостности всех государств и народов Ближнего Востока. Они приветствуют начавшийся процесс мирного урегулирования в Ливане. Советский Союз и Румыния считают, что возобновление работы Женевской мирной конференции — с участием всех заинтересованных сторон, в том числе Организации освобождения Палестины, — является настоятельной необходимостью.

Руководители двух партий приветствовали исторические победы народов Вьетнама, Лаоса и Кампучии. Они вновь подтвердили поддержку конструктивных предложений КНДР, направленных на мирное и независимое объединение страны. Была выражена солидарность с борьбой народов Намибии и Зимбабве за ликвидацию колониального господства и апартеида, против кровавых репрессий расистского режима Южной Африки.

СССР и СРР поддерживают борьбу развивающихся стран за ликвидацию навязанных империализмом, колониализмом и неоколониализмом неравноправных экономических отношений, за утверждение права каждого народа быть хозяином своих национальных богатств, за перестройку международных экономических отношений на справедливой демократической основе. В требованиях развивающихся стран — «установить новый международный экономический порядок» — находят свое отражение законные чаяния этих стран положить конец колониализму и неоколониализму в экономических отношениях, устранить разрыв, существующий между развитыми и развивающимися странами, и обеспечить ускоренное развитие развивающихся государств.

Обе страны выступают за повышение роли ООН, в соответствии с принципами ее Устава, в решении проблем, с которыми сталкивается современное человечество, в обеспечении мира и развитии сотрудничества между государствами.

* * *

Коммунистическая партия Советского Союза и Румынская коммунистическая партия считают, что существенной чертой современной эпохи является рост и все большее утверждение в национальном и международном плане революционных и демократических сил, широких народных масс. Первостепенная роль принадлежит рабочему классу, коммунистическим и рабочим партиям, которые, выступая в защиту и осуществление жизненных интересов и чаяний человечества, значительно повысили свое влияние в массах.

КПСС и РКП исполнены решимости содействовать дальнейшему укреплению единства коммунистических и рабочих партий на основе принципов марксизма-ленинизма и интернациональной солидарности, при полном уважении равноправия и самостоятельности каждой братской партии, невмешательстве во внутренние дела.

Руководители обеих партий отметили, что Берлинская конференция коммунистических и рабочих партий Европы явилась крупным событием в жизни континента, коммунистического и рабочего движения Европы, продемонстрировала выдающуюся роль коммунистов в борьбе за коренные интересы трудящихся. Единодушно принятый в Берлине документ выдвигает важные цели дальнейшей борьбы за мир, безопасность, сотрудничество и социальный прогресс в Европе. КПСС и РКП будут последовательно вносить свой вклад в достижение этих общих целей.

Обе партии выступают за развитие сотрудничества со всеми прогрессивными, демократическими, антиимпериалистическими силами в борьбе за продвижение дела мира, национальной независимости, демократии и прогресса во всем мире.

Советская и румынская стороны выразили полное удовлетворение итогами визита. Была высказана уверенность, что визит и состоявшиеся плодотворные переговоры между Генеральным секретарем ЦК КПСС и Генеральным секретарем РКП, Президентом СРР являются важным событием в советско-румынских отношениях, будут способствовать дальнейшему укреплению нерушимой дружбы и расширению всестороннего сотрудничества между КПСС и РКП, СССР и СРР, советским и румынским народами в интересах строительства социализма и коммунизма в обеих странах, укрепления единства социалистических стран, общего дела социализма и мира во всем мире.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев пригласил Генерального секретаря РКП, Президента СРР Николае Чаушеску посетить Советский Союз с дружественным визитом в удобное для него время. Это приглашение было принято с удовлетворением.

Л. БРЕЖНЕВ Генеральный секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза

НИКОЛАЕ ЧАУШЕСКУ Генеральный секретарь Румынской коммунистической партии, Президент Социалистической Республики Румынии

Бухарест, 24 ноября 1976 года

«Правда», 25 ноября 1976 г.

Поиск | Цифровой архив Центра Уилсона

2 декабря 1980 г.

Постановление Политбюро № 31-NQ/TW «О защите политической безопасности и поддержании правопорядка в нашем обществе в новой ситуации»

В ответ на эту предполагаемую растущую угрозу режиму 2 декабря 1980 г. Политбюро Коммунистической партии Вьетнама издало резолюцию 31-NQ/TW о поддержании внутренней политической безопасности и правопорядка в Социалистической Республике Вьетнам, в которой особое внимание уделялось повышению полномочия и обязанности сил общественной безопасности и полиции Вьетнама, которые подчинялись Министерству внутренних дел.

октябрь 1967 г.

Алва Мюрдал, «Новые дороги к разоружению»

Автор книги «Новые пути к разоружению» Альва Мюрдал возглавляла шведскую политику в области разоружения с 1962 по 1973 год. В своей статье 1967 года, представленной в Институте международных отношений в Варшаве, Белграде и Загребе в более широкого контекста и развивает свое видение нового мирового порядка.76 книга, Игра в разоружение. Как США и Россия участвуют в гонке вооружений . В 1982 году она получила Нобелевскую премию мира за свою работу в области разоружения.

30 июля 1955 г.

Сокращенная стенограмма заседания 2-го Главного управления КГБ при Совете Министров СССР 30 июля 1955 г.

Настоящий документ представляет собой 61-страничную стенограмму совещания руководства СГО, состоявшегося в Москве в субботу, 30 июля 19 г.55. Явной целью встречи было обсуждение доклада о работе регионального отделения контрразведки в Латвийской ССР (Второго управления КГБ Латвийской ССР). Однако встреча вышла за рамки латвийского дела и сосредоточилась на обсуждении общих недостатков советской контрразведки того времени и способов их устранения.

1 июля 2001 г.

Государственный департамент США, Бюро по военно-политическим вопросам, «Информационный бюллетень: Рабочая группа по Ближневосточному мирному процессу, контролю над вооружениями и региональной безопасности (ACRS)»

Резюме Государственного департамента Рабочей группы по контролю над вооружениями и региональной безопасности, опубликованное при администрации Джорджа Буша-младшего.

22 октября 2020 г.

Интервью с Сухой Умаром

Сюха Умар — посол Турции (в отставке). Он был главой турецкой делегации в ACRS.

15 октября 2020 г.

Интервью с Эраном Лерманом

Эран Лерман — бывший офицер израильской разведки. Он был членом израильской делегации в ACRS.

4 ноября 2020 г.

Интервью с Джилл Синклер

Джилл Синклер — бывший канадский дипломат. Она была членом канадской делегации в ACRS.

25 августа 2021 г.

Интервью с Питом де Клерком

Пит де Клерк — бывший голландский дипломат. Он был членом делегации Нидерландов в ACRS.

4 ноября 2020 г.

Интервью с Набилем Фахми

Набиль Фахми — бывший министр иностранных дел Египта и дипломат. Он возглавлял делегацию Египта в ACRS, а также возглавлял делегацию Египта на большинстве заседаний Руководящего комитета

.

4 ноября 2020 г.

Интервью с Али Эрфан

Али Эрфан — бывший египетский дипломат. Он был членом египетской делегации в ACRS.

Советский Союз — Генеральный секретарь: Власть и власть

Советский Союз — Генеральный секретарь: Власть и власть

Список стран

Советский Союз Содержание

Генеральный секретарь: Сила и власть

Что определенная политика на протяжении всей советской истории была такой
четко идентифицируется с генеральным секретарем КПСС
продемонстрировал важность этой позиции, а также
ставки в борьбе за престолонаследие после смерти генерального секретаря
или снятие с должности. Как генеральный секретарь Сталин определял
политики партии в экономике и иностранных делах и тем самым дал
его имя целой эпохе в советской истории. Хрущев поставил свою печать
на различных направлениях политики, включая мирное сосуществование с
Запад и поход на целину
(см. Реформы Хрущева и Падение
, гл. 2). Советские и западные наблюдатели отождествляли Брежнева с
разрядка и наращивание советской военной мощи
(см. Брежневская эпоха
, гл.
2). В конце 1980-х годов Горбачев связал свое имя с
политика открытости, реструктуризации и демократизации.

Генеральный секретарь обладал многими полномочиями. В качестве председателя
Политбюро, генеральный секретарь определил повестку дня и сроки
его обсуждения. Генеральный секретарь исполнял обязанности исполнительного директора
партийного аппарата и таким образом руководил номенклатурой .
Генеральный секретарь также возглавлял Совет обороны, который
руководил советским военно-промышленным комплексом
(см. Совет обороны
, гл. 18). Наконец, благодаря участию в саммитах
с главами государств мира, генеральный секретарь приобрел символический
легитимации в качестве верховного правителя Советского Союза.

После выбора на эту должность другими членами
Политбюро и утвержденный ЦК генерал
секретарю пришлось приступить к созданию базы власти и укреплению
его авторитет. Должностные лица, признанные подходящими для должности
генеральный секретарь с самого начала обладал огромной властью; Они
всегда занимали места в Политбюро и Секретариате, и они
разработал большое количество клиентов по всей партии и
правительственные бюрократии. Усилия генерального секретаря расширить
эта база власти включала в себя размещение лояльных клиентов в стратегических
должности в партийной и государственной иерархии. Одна мера
успеха усилий генерального секретаря в этом отношении
была текучка в ЦК на первом партийном съезде
после вступления секретаря в должность
(см. ЦК
, это гл.). Генеральный секретарь использовал этих клиентов, чтобы
продвигать желаемую политику на всех уровнях партии и правительства
бюрократии и обеспечить точную передачу информации
о проблемах политики вверх по иерархии
(см. Номенклатура
, это
ч.).

Чтобы обеспечить свое правление и продвигать свою политику, генерал
секретарю также пришлось повысить свой авторитет. американский
Советолог Джордж Бреслауер писал, что усилия по строительству
власть включала легитимацию политики генерального секретаря
программ и демонстрации своей компетентности или
незаменимость в качестве лидера. Генеральный секретарь стремился показать
что его политика основывалась на учении Ленина и что эти
политики привели к успехам в социалистическом строительстве. Более того,
Генеральный секретарь стремился продемонстрировать уникальное понимание
учения Маркса и Ленина и в современный этап мировой
разработка. Генсек также подчеркнул личные связи с
народ и руководство, руководствующееся интересами
рабочие и крестьяне
(см. Легитимность партии
, это гл.). Еще один
средства укрепления легитимности власти генерального секретаря
было приобретение высоких государственных должностей. Таким образом, в
19 октября88 года Горбачев стал председателем Президиума
Верховный Совет, который был титулом главы советского государства.
Он сохранил свой пост главы государства, когда в мае 1989 г.
новоизбранный Съезд народных депутатов закрыл новый Верховный
Советский и избрал Горбачева на только что созданную должность
председатель Верховного Совета. В прошлом глава Советского
государство иногда называлось «президентом» в советском и
западных СМИ, хотя такая позиция в
Конституция.

Другое средство, которое советские генсеки использовали для
обеспечить их авторитет культом вождя. Культ
лидер имеет несколько целевых аудиторий. Например, генерал
секретарь использовал культ лидера для запугивания реальных или
потенциальных соперников и таким образом заставить их принять и следовать его
политики. Кроме того, культ вождя успокаивал тех,
членов партийных и государственных иерархов, чья карьера
зависело от успеха политики генерального секретаря.
Культ вождя вдохновлял тех, кто хотел
отождествлять себя с патриархальной фигурой.

Бреслауер писал, что советские генеральные секретари с
Сталин пытался укрепить свой авторитет, создав чувство
национального лан. Например, Ю.В. Андропов, генеральный секретарь
с ноября 1982 г. по февраль 1984 г. стремился поднять советское общество
с его кампанией против алкоголизма и коррупции. Генерал
секретарь также стремился играть роль решателя проблем. За
Например, в середине и конце 1980-х годов Горбачев стремился обратить вспять
снижение экономической эффективности за счет продвижения экономической политики
направленный на ограничение роли министерств в советской экономической жизни и
тем самым стимулировать предпринимательскую инициативу
(см. Реформирование системы планирования
, гл. 11).

После смерти Ленина партийная элита не смогла
установить правила, регулирующие передачу должности от одного
генерального секретаря к следующему. Девятнадцатая партийная конференция
призвал ограничить количество должностных лиц партии двумя пятилетними сроками.
Однако было неясно, будет ли эта оговорка применяться к
генеральный секретарь и другие высшие руководители. Партийное руководство имеет
еще предстоит разработать процедуры, с помощью которых генеральный секретарь может
отказаться от должности. Полномочия канцелярии не установлены;
равно как и его права и обязанности. Эти факторы в совокупности
создают высокую степень непредсказуемости при выборе нового
лидер и период неопределенности, пока новый генеральный секретарь
консолидирует власть.

Три этапа характеризовали усилия различных генеральных
секретари, чтобы укрепить свою власть и авторитет. Первое
этап начинается, пока действующий лидер находится у власти и длится
через его смерть или увольнение. Потенциальные преемники стремятся занять место
себя в более сильных позициях по сравнению со своими соперниками. За
например, при Константине Ю. Черненко (генеральный секретарь от
Февраль 1984 г. — март 1985 г.) Горбачев председательствовал на заседаниях Политбюро.
в отсутствие генерального секретаря, а также предполагалось
ответственность за кадровую политику. Эти обязанности позволили
Горбачеву определить повестку дня заседаний Политбюро и разместить
верные ему лица на важных постах во всем режиме.
Неудачные соперники Горбачева за власть Григорий В. Романов и
У Виктора В. Гришина было меньше таких возможностей влиять на
исход борьбы за место Черненко.

Второй этап происходит с передачей полномочий
новый лидер и как накопление должностей, так и авторитет
что идет с ними. Эта стадия может протекать в течение длительного периода
времени и совпадают со следующим этапом. Например, только в 1977 г.
неужели Брежнев, назначенный генеральным секретарем в 1964 году, стал председателем
Президиума Верховного Совета и, таким образом, фактическим главой
государство. Третий этап включает два шага: закрепление нового
власть лидера за счет устранения клиентов его предшественника и
у его реальных и потенциальных соперников за власть; и
установка клиентов нового лидера на ключевые позиции. Этот
Этап, вероятно, длится в течение всего срока полномочий генерального секретаря.
владение.

Борьба за престолонаследие влечет за собой возможности и проблемы для
нового лидера партии и для советского руководства в целом.
Передача должности от одного генерального секретаря к другому может
улучшить возможности для изменений. Северин Биалер написал
что «амбиции, власть и стремление к инновациям встречаются в одном
борьба за преемственность и тем самым подготовить почву для перемен».
Преемственность нарушает нормальную модель бизнеса. Кроме того, политика
инициативы являются важнейшим средством консолидации нового лидера.
позиция. Осуждение Хрущевым Сталина представляло собой призыв
партийным чиновникам, недовольным сталинизмом, и попытка
определить и контролировать новую программу, которая лучше отвечала бы потребностям
партии и общества. Точно так же в конце 1980-е годы Горбачева
инициативы обратились к чиновникам и гражданам, которые были
недовольные инерцией позднебрежневского периода и кто
стремился модернизировать советскую экономику.

Тем не менее, борьба за престолонаследие может привести к серьезным
трудности для руководства. Борьба за престолонаследие усиливается
вероятность личных и политических конфликтов. В свою очередь эти
конфликты могут привести к политической пассивности соперников за власть
обратить свое внимание на эту борьбу, а не на политику
разработка и исполнение.