Брежневские времена: Историческое содержание эпохи Леонида Брежнева — хлеб для народа

Эпоха Брежнева и перестройка Горбачева

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ АНО «ЛЕВАДА-ЦЕНТР» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА АНО «ЛЕВАДА-ЦЕНТР».

18-22 декабря 2009 года Аналитическим Центром Юрия Левады(Левада-Центр) был проведен опрос по репрезентативной выборке 1600 россиян в 127 населенных пунктах 46 регионов страны. Ответы на вопросы исследованияприводятся вместе с данными предыдущих опросов*. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Положительное отношение к Михаилу Горбачеву высказывают чащевсего респонденты 25-39 лет (17%), с высшим образованием (18%), а также жителигородов с населением от 100 до 500 тыс. человек (17%). В той или иной степениотрицательное отношение к Горбачеву выражают россияне 55 лет и старше (47%), с образованием ниже среднего (41%), с низким уровнем доходов (44%) и жители сел(41%).

Больше положительных последствий эпохи перестройки дляРоссии видят россияне 25-39 лет (28%), с высшим образованием (28%), высокимуровнем доходов (33%). Противоположного мнения придерживаются респондентыстарше 55 лет (64%), с образованием ниже среднего (56%), низким уровнем дохода(63%) и жители сел (58%).

Благополучным периодом развития страны брежневские времена называют чаще всего его современники – россияне старше 40 лет (50%),респонденты с образованием ниже среднего (28%), с низким уровнем доходов (35%)и жители сел (26%). Наибольшие затруднения при ответе на этот вопрос возникаюту молодых людей 18-24 лет (40%).

Полина ЧЕРЕПОВА, пресс-служба Левада-Центра

КАКБЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ СЕЙЧАС СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИХАИЛУ ГОРБАЧЕВУ?

варианты ответа

дек.02

дек.04

дек.05

дек.06

дек. 07

дек.09

очень положительное /

скорее положительное

13

13

14

10

12

13

нейтральное

39

37

38

41

43

45

резко отрицательное /

скорее отрицательное

46

47

44

43

38

34

затруднились ответить

2

4

4

6

7

7

ЕСЛИГОВОРИТЬ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ, КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЭПОХА ПЕРЕСТРОЙКИ ПРИНЕСЛАРОССИИ БОЛЬШЕ ХОРОШЕГО ИЛИ БОЛЬШЕ ПЛОХОГО?

варианты ответа

дек. 02

дек.04

дек.05

дек.06

дек.07

дек.09

больше хорошего

19

21

23

20

22

22

больше плохого

66

63

62

56

57

52

затруднились ответить

15

17

15

24

21

26

КАКВЫ СЧИТАЕТЕ, БРЕЖНЕВСКИЕ ВРЕМЕНА БЫЛИ ПЕРИОДОМ БЛАГОПОЛУЧНОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫИЛИ ПЕРИОДОМ «ЗАСТОЯ», КОТОРЫЙ В КОНЦЕ КОНЦОВ ПРИВЕЛ К КРАХУ СССР?

варианты ответа

дек.06

дек. 07

дек.09

это был период благополучного развития страны

24

17

19

это был период «застоя», который привел к краху СССР

20

24

22

сначала был период благополучного развития,

а затем «застой», который привел к краху СССР

23

26

24

в этот период перед страной возникли серьезные проблемы,
но к краху СССР привели Горбачев и «демократы»

18

18

19

затруднились ответить

14

15

16

* Напоминаем, что исследовательский коллектив Левада-Центра до2003 года составлял ВЦИОМ. Подробнееоб истории центра.

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки): Уведомления о новых публикациях Еженедельная субботняя рассылка

Email адрес *

Застойный разговор – Газета Коммерсантъ № 118 (6839) от 08.

07.2020

В Новой Третьяковке открылась вторая выставка из масштабного цикла, посвященного советскому искусству: она называется «Ненавсегда. 1968–1985» и с размахом презентует времена застоя. Рассказывает Игорь Гребельников.






Предыдущая фотография



Застойный художественный официоз выставка впервые за постсоветские времена показывает крупным планом


Фото:
Коммерсантъ / Ирина Бужор
 /  купить фото




Фото:
Коммерсантъ / Ирина Бужор
 /  купить фото




Фото:
Коммерсантъ / Ирина Бужор
 /  купить фото




Фото:
Коммерсантъ / Ирина Бужор
 /  купить фото






Следующая фотография


1
/
4

Застойный художественный официоз выставка впервые за постсоветские времена показывает крупным планом


Фото:
Коммерсантъ / Ирина Бужор
 /  купить фото


Фото:
Коммерсантъ / Ирина Бужор
 /  купить фото


Фото:
Коммерсантъ / Ирина Бужор
 /  купить фото


Фото:
Коммерсантъ / Ирина Бужор
 /  купить фото

Кто бы мог представить 20 лет назад, что это время будет вспоминаться с теплотой, а десятилетиями томившиеся в запасниках Третьяковки картины и скульптуры советских художников будут призваны в свидетели того, что эпоха, обозванная последним генсеком застойной, отнюдь не являлась таковой. Напротив, этот период, маркированный 1968-м (Пражская весна) и 1985-м (начало перестройки), предъявляется как время невероятного интеллектуального и творческого подъема, явившегося во всем многообразии форм — от диковинных мутаций соцреализма в работах художников «левого МОСХа» до тихого фрондерства разного рода эзотериков и открытого сопротивления режиму художников неофициального круга. Флюиды ностальгии объяли на выставке необъятное, соединили несоединимое. Раньше кураторы просто не рисковали столь масштабно и плотно (более 500 работ) соединить в одной экспозиции идеологически разнонаправленные, даже противоположные произведения.

Выставка производит впечатление своеобразного реванша огромного пласта советского искусства 70–80-х годов, который, казалось, был сначала посрамлен легендарным аукционом Sotheby’s 1988 года, взвинтившим цены на советский андерграунд и прославившим его на весь мир. А потом и вовсе пропал из поля зрения.

Хотя кураторы во главе с Кириллом Светляковым и уверяют, что отказались от иерархий, исходили из того, что и в официальной среде, и в андерграунде «интеллектуальная жизнь была чрезвычайно интенсивной», голос неофициального искусства на этой выставке оказался куда тише, чем мы привыкли. Работы соответствующих художников то звучат контрапунктом, а то и совершенно гармонично вливаются в мощный хор больших, мастеровито написанных картин, представляющих тогдашний официоз.



Тут удивительно мирно сходятся идеологические противники, даже картины-враги: скажем, комплиментарный портрет Брежнева за работой над «Воспоминаниями» кисти Таира Салахова (1981) — этим уроком художнической сервильности открывается экспозиция — с соц-артистским ерничанием Виталия Комара и Александра Меламида, Бориса Орлова, Леонида Сокова, Гриши Брускина, пародирующих советскую монументальную пропаганду: барельфы вождей оборачиваются автопортретами художников, а скульптуры советских героев — комичными истуканами. Тут выстраданная религиозность иератур Михаила Щварцмана или нагруженных мистической символикой полотен Виталия Линицкого, принявшего монашеский постриг в 1981 году, соседствует с озорством акций группы «Гнездо» вроде «Забега в сторону Иерусалима» (1978) — псевдосостязания, высмеивающего подготовку к Олимпиаде, а заодно и моду на богоискательство. Тут самолюбование столичной богемы, томно позирующей живописцам в своих мастерских, на кухнях или в каком-то фантазийном пространстве над Москвой, как на картине Татьяны Назаренко «Московский вечер» (1971), соседствует с простодушием сцен деревенской жизни, с жизнью «человека на земле», ставшего отдельной большой темой в литературе и кино того времени.

Это по картинам и инсталляциям Кабакова, акциям группы «Коллективные действия» складывалось впечатление о невыносимости «застойного» бытия, отчего персонажи картин и инсталляций улетали в космос, редуцировались до абсурдистских реплик по углам картин, растворялись в пустоте. А сами художники отправлялись за город совершать странные акции, затем подробно обсуждать увиденное и почувствованное и все это подробно документировать. Выставка, однако, довольно строго напоминает, что у художников были, мол, и другие способы сдюжить в брежневское остановленное время: например, перенестись со своими героями, мольбертами и кисточками в совершенно другие эпохи — во времена Возрождения, в Галантный век или век Серебряный (ретроспективизму в советском искусстве на выставке посвящена отдельная глава).

Но теплота и тщательность, с которой кураторы подошли к выбору произведений, вдруг оборачиваются к середине экспозиции той самой духотой, от которой хочется улететь куда подальше. Тут дело не только в сюжетах картин: сама концентрация этой живописи, за которой стоят и кропотливый труд, и интеллектуальная натуга, и даже какое-то отчаяние, исступленность, с непривычки производит несколько удушливое впечатление. Видимо, это неизбежно, коль проект, по словам директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, «основан на социально-психологическом анализе индивидуального и массового сознания»,— попробуй тут прийти к ясным выводам, да еще на основе искусства, пробивающего себе свободу в несвободные времена. Музей проделал действительно огромную работу, сопроводив выставку полноценными исследованиями, вошедшими в каталог, где феномен застоя подробно анализируют искусствоведы, культурологи, социологи, обращаясь не только к работам художников, но и к самому обширному материалу художественной литературы, кино, эстрады, рок-музыки, повседневной культуры.

Берясь реабилитировать советское искусство застойных декад (ведь по большому счету из него «в будущее взяли» лишь признанного во всем мире Илью Кабакова), кураторы апеллируют к западному постмодернизму с его отказом от идеалов прогресса и поступательного развития истории. Да, советскому художественному андерграунду легко найти аналогии в западном искусстве: концептуализм, минимализм, ленд-арт, акционизм — все эти новые веяния художники стремительно наверстывали благодаря информации, худо-бедно просачивавшейся сквозь железный занавес. Официальная живопись с ее диковинной образностью смотрелась увязшей в своих мучительных поисках: куда ей до освобождающей ясности американского минимализма, или решительности французских «новых реалистов», или пробирающей откровенности полотен Бэкона и Люсьена Фрейда.

Но вот режим самоизоляции, вызванной пандемией коронавируса (выставка должна была открыться еще в апреле), обнаружил еще и новые параллели с тем временем, на что обращают внимание кураторы. Теперь и нас потянуло к природе, теперь и мы замкнулись в кругу своих и усердствуем в разного рода самопознании, не говоря уже об эзотерических или восточных оздоровительных практиках, которыми массово увлекались как раз в брежневские времена.

Выставке долго выбирали название и остановились на намеренно неграмотном «НЕНАВСЕГДА», которого кураторы и директор музея старательно избегают в статьях в каталоге, названном «Это было навсегда. 68/85». Сам посыл проекта жизнеутверждающий: мол, вот жили же в застой, и думали, и творили — так удивительно и разнообразно. Но на образовательном портале «Лаврус» кураторы проговариваются, что в контексте последних событий название «зазвучало еще и как протест… против ограничения свободы, против закрытия границ, против ограничения творчества, да и просто как ободряющая мантра, которая, наверное, проговаривается в голове каждого человека, замкнутого в пространстве своего дома с марта». Впрочем, и в общественной жизни с начала весны тоже много всего произошло, добавив еще толику параллелей с эпохой «кремлевских старцев». Тем интереснее, что будет, когда придет черед перестройки — по крайней мере той, советской, которой должна завершиться затеянная Третьяковкой выставочная трилогия.

Project MUSE — Жизнь и эпоха Леонида Брежнева и Михаила Горбачева

Сюзанна Шаттенберг, Леонид Брешнев: Staatsmann und Schauspieler im Schatten Сталина. Eine Biographie (Леонид Брежнев: государственный деятель и актер в тени Сталина. Биография). 661 стр. Кельн: Бёлау, 2017. ISBN-13 978-3412502096. €39,00.

Уильям Таубман, Горбачев: его жизнь и времена . 852 стр. Нью-Йорк: WW Norton, 2018. ISBN-13 978-0393647013. 39,95 долларов США.

Биографический поворот окончательно ударил по советскому полю в полную силу. Конечно, советские историки рано начали писать политические биографии — на такие темы, как Ленин и Сталин, кто может винить их за то, что они взялись за эту задачу? Даже не имея доступа к первоисточникам, книги о первых советских лидерах всегда привлекали широкую аудиторию, и, надо признать, классические политические биографии давали хронологию и обзор основных тем и тем, которые помогали очертить состояние этой области. Это было только в 1990-е годы, когда исследования дневников и писем, во многом движимые школой субъективизма, позволили по-иному подойти к оценке жизни отдельных людей в Советском Союзе. После десятилетий автобиографий, мемуаров эмигрантов и журналистских отчетов, чтобы назвать несколько типичных жанров холодной войны, историки Советского Союза теперь начали создавать академические биографии с аналитическим и сравнительным аспектами, применяя возможности жизнеописания к советской жизни. 1 Можно [Конец страницы 207] даже утверждают, что биографический поворот особенно ярко проявляется в случае с советской историей из-за школы субъективизма и ее новаторских исследований, основанных на дневниках и письмах. 2

Одним из последствий расширения доступа к архивам в начале 1990-х годов стала новая волна биографий советских лидеров. 3 Новые биографии по-прежнему были в основном сосредоточены на Иосифе Сталине (и Владимире Ленине), но вскоре Никите Хрущеву также было уделено биографическое внимание. 4 С расширением (но не безграничным) доступом к первоисточникам научное осознание ценности биографии (и более широкой области жизнеописания) для истории в целом и школы субъективизма в советском поле в частности имеет все добавили новую аналитическую глубину этим биографиям «жизни и времени». 5 Не будет преувеличением сказать, что в последнее десятилетие или около того ученые с нетерпением ждали академических отчетов о жизни и временах Леонида И. Брежнева, а в 2017 году — долгожданную биографию Сюзанны Шаттенберг Леонид Брешнев: Staatsmann und Schauspieler в Schatten Сталиных. Вышла Eine Biographie . 6 Также не будет преувеличением сказать, что после успешной и высоко оцененной биографии Хрущева 2003 года Уильяма Таубмана его том « Горбачев: его жизнь и времена » уже вызвал много шума задолго до того, как попал на прилавки в 2018 году. 7

И Шаттенберг, и Таубман связывают истории жизни своих героев со знакомым повествованием о советском прогрессе, целях и победах. Оба рассказывают как можно больше подробностей о ранних жизнях своих испытуемых в попытке [End Page 208] , чтобы показать, как семейная жизнь, школьный опыт и другие интересы повлияли на их характер, амбиции и общее мировоззрение. 8 И Брежнев, и Горбачев в школе любили актерское мастерство, поэтому драматургия и спектакль давались им довольно естественно. И Шаттенберг, и Таубман используют эти театральные тенденции в своих повествованиях, сочетая политическую и социальную историю с акцентом на опыте и эмоциях. Более прямо это показано в рассказе Шаттенберга, где Брежнев предстает как актер (9).0003 Schauspieler ) в подзаголовке книги, но в трактовке Таубмана статус знаменитости Горбачева и его выступления в качестве государственного деятеля (особенно на международном уровне) в 1980-х годах играют важную роль в том, как все обернулось.

Несмотря на то, что они выросли в разное время, и Брежнев (1906 г.р.), и Горбачев (1931 г.р.) испытали восходящую социальную мобильность, вознаграждаемую теми, кто жил идеалами Homo Sovieticus. Брежневу было всего 11 лет во время революции, и он не чувствовал необходимости извлекать выгоду из революционного нарратива, чтобы укрепить свое заслуженное место в советской истории. Важнейшим формирующим событием для него была Великая Отечественная война. Горбачеву было десять лет, когда нацистская Германия вторглась в Советский Союз, так что война…

«Высокие времена» брежневских лет

Ник Холдсворт

Nick Holdsworth

Наш постоянный критик.
Журналист, писатель, писатель. Работает в основном из Центральной и Восточной Европы и России.

СССР / Яркие воспоминания о самодельных психоделиках и советских революционных временах оживают в советских хиппи.

«Мы не знаем, куда идем, но точно знаем, от чего убегаем», — говорит женский голос за кадром поверх зернистого цветного изображения группы растрепанных молодых людей, идущих по неясному ландшафту в начале кадры из актуального документального фильма Терье Тоомисту Советские Хиппи .

В условиях усиливающейся политической поляризации между Россией, Европой и Западом в СМИ популярно представление о русских как о каком-то другом виде, воинственном, агрессивном, коррумпированном и обособленном. Чего многие, не имеющие непосредственного опыта жизни в России, не понимают, так это того, в какой степени инакомыслие — с маленькой «д» — остается широко распространенным в России и по сей день, что часто проявляется в молодежных музыкальных и модных подгруппах.

Редкие кадры

Идея о том, что в Советском Союзе были хиппи, может показаться странной, но Россия — большая страна с большой душой, и ее терпимость к различным подходам к жизни, возможно, является одним из ее самых прочных и тщательно охраняемых секретов. . Не каждый россиянин сегодня является либо православным прихожанином, либо полноправным членом лояльной Путину партии «Единая Россия», как и не каждый советский гражданин был коммунистом или колхозником.

Тоомисту копается в архивах, чтобы найти редкие кадры из 1960-е годы советских хиппи, когда он отправляется в современное дорожное путешествие из Эстонии (которая тогда была Советским Союзом, а не государством Европейского Союза) в Москву с ветеранами движения советских хиппи. Хотя встреча с первым из наших современных главных героев, сидящих в позе лотоса перед восточным мистическим видео, когда они готовят что-то похожее на марихуановые косяки на старую советскую книгу под названием «Сленг хиппи», может показаться немного банальной, мы получаем Сразу подумалось, что это взгляд назад с точки зрения тех, кто никогда не покидал движение хиппи.

От «Битлз» к русской научной фантастике

Когда в конце 1960-х музыка начала сотрясать основы западного мира, рябь этих вибраций начала давать о себе знать за «железным занавесом», где молодежь, как и везде, искушаемая запретным фрукты – тайком прослушали европейские радиостанции и вошли в мир западного рока.

«Советские хиппи» Терье Тоомисту

О том, насколько вызывающими воспоминания были эти звуки и насколько революционным послание лирики было едва понято, если вообще было, рассказывают персонажи, которым сейчас за 70, для которых альтернативный образ жизни остается важным. Персонажи с такими именами, как Old Long (из Москвы, который отмечает, что «звук овердрайва начал сотрясать наше коллективное сознание»), фрагменты архивных советских государственных кадров, современные психоделические мультфильмы и ранее невиданные домашние 16-миллиметровые кадры, Тоомисту воссоздает необычайные известные годы. для большинства традиционных историков как брежневский период «застоя».

«В 1965 году я стал другим человеком, — вспоминает Коля Васин из петербургского Храма любви Леннона. «Мои волосы, одежда, мысли были другими. Разная музыка, стиль ходьбы. Весь мир Битлз открылся мне, и я увидел вселенную, все безумие здесь. Я чувствовал Бога, видел в них что-то святое».

Для зрителей, незнакомых с советским кинематографом, — ролики психоделического детского мультфильма 1981 года «Загадочная планета » могут стать сюрпризом. Знакомы ли те, кто анимировал детский научно-фантастический сериал Кира Булычева «Алиса Сельзнева», с «Битлз» Желтая подводная лодка мультипликационный фильм или нет, похожие, ярко нарисованные стили устрашающе похожи.

«Сестра и мать беспокоят громкую музыку. Теперь я их понимаю», — рассказывает другой старый хиппи. «Моя мама подумала, что со мной что-то не так, и отправила меня в психиатрическую больницу». Это вариант, который некоторые родители западных детей в то время хотели бы иметь так легко доступным…

«Одно наше существование оскорбляло систему», — говорит другой ветеран советского движения хиппи.

Если смотреть через длинную призму истории, то трактовка советской кинохроникой сцены хиппи в то время — назойливая, покровительственная, глубоко «квадратная» — мало чем отличается от своего рода обрезанных RP (полученное произношение) Pathé кинохроники британских хиппи сцена 60-х.

Включить. Настройтесь.

«В Советском Союзе секса не было. Не было проституток. И никаких хиппи», — говорит Люба. «Люди жили как зомби и просто не видели того, чего не хотели видеть».

Протесты против войны во Вьетнаме

Но, конечно, советские хиппи столкнулись с опасностью большей, чем общественное отвращение: полиция натравливала на них собак, их сажали в тюрьмы при каждом удобном случае, а насильственное сбривание длинных волос и бород было наименьшим из физических жестокости, с которыми они столкнулись.

Воспоминания о самодельных психоделических препаратах (советский препарат для астматиков можно было заваривать в виде чая, чтобы вызвать ощущение, подобное ЛСД) проигрываются в новаторских анимационных эпизодах с использованием изображений из современных блокнотов и оригинальных рисунков, чтобы донести ощущение революционных времен жизни.

Рассказывают историю о знаменитом собрании хиппи в Москве в июне 1971 года в знак протеста против войны США во Вьетнаме, где было арестовано 3000 молодых людей. Это событие по сей день отмечается ежегодным собранием хиппи в российской столице 1 июня, что запечатлено в фильме, когда он следует за автобусом, полным старых хиппи из Таллина на годовщину.