Большой китеж: Китеж-град. Легенда о русской Атлантиде | Легенды, Наука, Прошлое

Загадка града Китежа. Века и воды

Загадка града Китежа

Много лет пытаются решить археологи-подводники загадку озера Светлояр, где, согласно легендам, погребен волшебный град Китеж.

Народные предания говорят, что на берегах Светлояра князь Юрий Всеволодович построил город Большой Китеж. Когда полчища Батыя вторглись на Русь, они захватили и разорили город Малый Китеж (или Городец) и, спасаясь от монгольских войск, князь Юрий укрылся в Большом Китеже, затерянном среди заволжских лесных чащ.

Однако Батый узнал дорогу к Большому Китежу и осадил его. Насмерть стояли защитники города, в бою погиб князь Юрий. Но силы были слишком неравны. Вот-вот враги должны были ворваться в Большой Китеж, как вдруг случилось чудо. Город исчез на глазах Батыя — под водой скрылись китежские церкви, здания… Временами, гласят легенды, со дна озера Светлояр и из-под холмов доносится звон колоколов, появляются иногда и китежские старички, купят хлеб у крестьян, поговорят, а потом вновь исчезают. Праведные же люди могут не только «узреть видение» Китежа, но и сами попасть в зачарованный город и остаться там навеки…


Еще в 1843 году журнал «Москвитянин» ознакомил русскую публику с этой красивой легендой. Она привлекала внимание ученых, вдохновляла поэтов и писателей. Римский-Корсаков написал оперу, посвященную граду Китежу, ушедшему под воду. И уже сто лет назад родилась мысль о поисках легендарного города на дне озера Светлояр.

Легендарное озеро Светлояр, где, быть может, скрывается град Китеж.

Но о подводной археологии в ту пору даже не мечтали. Поиски начались лишь в наши дни. Сначала археологи раскопали Малый Китеж, то есть Городец. И обнаружили следы мощного пожара, уничтожившего город в первой половине XIII века. Стало ясно, что это сделали войска Батыя. Значит, легенда права в той части, когда говорит, что Малый Китеж был сожжен татаро-монголами. Ну, а Большой Китеж, град Китеж, ушедший на дно озера Светлояр? В 1959 году к озеру отправилась первая экспедиция археологов-подводников. Успеха она не добилась. Но, может быть, надо вести более основательные поиски?

В 1968 году отдел науки «Литературной газеты» организовал на озеро Светлояр комплексную экспедицию. В ее состав входили фольклористы, археолог, историк, геолог, озеровед, гидролог и группа аквалангистов. Цель экспедиции — выяснить, какова же связь с действительностью, с озером Светлояр легенды о граде Китеже, ставшем символом веры в неумирающую Россию, в нетленность русской культуры, в конечную победу над всеми бедствиями. Мог ли в самом деле уйти город на дно озера?

Геолог В. И. Никишин пришел к выводу, что Светлояр — это «провал» земной коры, заполненный водой и ставший озером. Спустившись на его дно, аквалангисты и гидролог Д. А. Козловский установили, что береговой склон Светлояра уходит под воду тремя уступами до глубины в тридцать метров.

Первая терраса, с пологим уклоном, лежит на глубине в 8–9 метров. Вторая, отделенная крутым склоном, — на глубине в 22–23 метра и, наконец, «последнее дно», глубоководная часть озера, погружена на глубину до 30 метров. По мнению Козловского, глубоководная часть озера образовалась примерно полторы тысячи лет назад. Затем 700–800 лет назад последовал новый «провал», и возникла терраса на глубине 22–23 метра. Наконец, 350–400 лет назад образовалась последняя, мелководная терраса.

Может быть, на одной из террас стоял когда-то город Китеж? Ведь время образования второй террасы удивительно совпадает с датой его гибели, о которой повествуют легенды… Археологи-подводники принялись за детальное изучение дна озера. «Мелководную» террасу исследовали с помощью специального водоскопа. Это конус из листовой стали с дном из оргстекла. Диаметр его 60 сантиметров. На узкой части конуса водоскопа закрепили резиновую часть маски, и «просмотр» начался. Вода в Светлояре очень чистая и прозрачная, видимость в ней отличная.

В юго-западной части озера, на мелководье, археологи находят остатки свай. Град Китеж? Нет. Старожилы здешних мест говорят, что в прошлом веке тут стояла купальня, выстроенная местным помещиком. Ничего не удалось найти и на второй террасе. Аквалангисты А. Гогешвили и Г. Назаров опускаются под воду и проходят все озеро с севера на юг. Но града Китежа с крепостными стенами и золочеными церковными куполами на дне Светлояра нет!

Правда, дно это покрыто толстым многометровым слоем ила. На мелководной террасе, в полусотне метров от берега, на глубине 6–8 метров аквалангисты находят остатки деревьев. Верхушку одного из них спиливают и отправляют на анализ в Геологический институт Академии наук СССР. Радиоуглеродный анализ показывает: дерево погибло 350–400 лет назад. А это соответствует времени образования мелководной террасы, вычисленному Д. А. Козловским!

В глубинах Светлояра водолазы нашли остатки леса, некогда опустившиеся на дно этого озера.

Значит, одна из террас действительно образовалась в результате «провала»? И если датировки, предложенные Козловским, точны, то второй «провал» произошел в эпоху монгольского нашествия — в эпоху, связанную с гибелью легендарного града Китежа!

На следующий год археологи-подводники прибыли на озеро Светлояр вместе с группой ленинградских ученых, вооруженных геолокатором (о нем мы рассказывали в главе, посвященной подводным раскопкам Ольвии). Прибор ЗГЛ был водружен на рыбацкую лодку. 62 эхолотных галса было проделано на Светлояре, озеро было вдоль и поперек иссечено «профилями», позволившими проникнуть сквозь многометровый слой ила. В северной части Светлояра, на террасе «батыевских» времен, звуковой гидролокатор показал некое образование овальной формы. Следы огороженного сооружения? Но это образование может иметь и естественное происхождение.

Легендарный град Китеж.

«Еще через год на середине озера геологи-разведчики сделали пять пробных бурений по нашим указаниям, — пишет руководитель экспедиции Марк Баринов. — Они извлекли из-под 10-метрового слоя ила кусочки дерева, на котором криминалисты-эксперты в Москве обнаружили следы деятельности людей. Так закончилась наша разведка на озере Светлояр. Нашли ли мы Китеж? На этот вопрос ответа пока нет. Слово за археологами, вооруженными мощной современной техникой».

Насколько же можно верить легендам о затопленных кладах, о крепостях и городах на дне озер и морей, о погибших в волнах странах и народах?

Второе явление Китежа – и его трагедия

Второе явление Китежа – и его трагедия
В стране, покончившей со Смутой, происходил стихийный, подхваченный народом возврат к традициям Святой Руси, к заветам Сергия Радонежского. Православие «русеет». Рождается то, что потом окрестят «раскольничеством» или «старой

Убийство «Красного Китежа»

Убийство «Красного Китежа»
Использование Германии в роли камикадзе, таранившего огромную Россию, преследовало еще одну цель, читатель. Эзотерическую. И этой цели тоже почти достигли.Дело в том, что немецкое нашествие почти убило русскую цивилизацию, которую пытался

Путь Китежа

Путь Китежа
Смысл нашей жизни состоит в том, чтобы создать новую Реальность. Потому что в нынешнем мире места нам нет и быть не может. Нет никаких перспектив у русских в этой системе координат – и точка. Ну не нужны мы ни «чужим», ни американцам, ни европейцам, что бы там ни

Дружины и рати Китежа

Дружины и рати Китежа
А кто, собственно, будет производить все эти чудесные технологии, дорабатывать их, предъявлять покупателю? Причем не где-то там, «за бугром», а у нас дома, и не послезавтра, а прямо завтра с утра?Не надо ничего придумывать. Все уже есть. Нужно только

Небесная мощь Китежа

Небесная мощь Китежа
…Во время войны 1999 года с Югославией американцы бросили в бой летающие роботы – беспилотные разведчики. Они вились над страной-жертвой, наводя на цели разящие удары бомб и ракет. Данные с небесных соглядатаев передавались на наземную приемную

Ядерные хроники Китежа: битва за Бушер

Ядерные хроники Китежа: битва за Бушер
Но не будем сбрасывать со счетов такую «тяжелую артиллерию», как атомная энергия!Кто-то сказал, что ядерная энергетика стала «первой ласточкой» будущего мира. С чем ее сравнить для доходчивости? В свое время громоздкая и прожорливая

Ядерные хроники Китежа: дело об «урановом предательстве»

Ядерные хроники Китежа: дело об «урановом предательстве»
Но многие справедливо укорят нас в том, что мы чересчур уж превозносим дела нынче уж бывшего Минатома и его официальные направления, забывая об уникальном уран-ториевом цикле Максимова и о той позорной сделке 1993

Ядерные хроники Китежа: наступление малых форм

Ядерные хроники Китежа: наступление малых форм
Но кто сказал, что возможности ядерной энергетики Китежа исчерпываются только энергоблоками-гигантами? В России есть технологии и «малых форм» ядерной энергетики. «Греф просто стонал, когда его увидел!» – с жаром

Авиакосмопланы Китежа

Авиакосмопланы Китежа
А теперь спустимся ниже, в Пятый океан, и посмотрим на авиацию, что всегда почиталась гордостью Страны Советов.Положение с нею сегодня – аховое. Задела на будущее нет. То, что официозные СМИ выдают за новые образцы, сделано двадцать-двадцать пять лет

Сокровение града Китежа

Сокровение града Китежа
Согласно более позднему преданию, град Большой Китеж был построен на берегу озера Светлояр князем Юрием Всеволодовичем, сыном Всеволода Большое Гнездо.И назван сей град был Большим Китежем в отличие от Китежа Малого. И был это город значительный,

МЫ ВИДЕЛИ ФУНДАМЕНТЫ ГРАДА КИТЕЖА

МЫ ВИДЕЛИ ФУНДАМЕНТЫ ГРАДА КИТЕЖА
Было то в лихие годы, когда на Святую Русь двинулись полчища хана Батыя. Ордынцы грабили города и села, уводили в полон юношей и девушек. У города Малый Китеж суздальский князь Юрий Всеволодович встретил врагов со своей дружиной. Силы были

§ 38. Защита от града 

§ 38. Защита от града 
Среди напастей, губящих урожай винограда, самым нежелательным считался град. Земледельцы прибегали к удивительным, с современной точки зрения, мерам защиты. Считалось, что особой отвращающей силой обладает тюленья шкура; также рекомендовалось

Сокровение града Китежа

Сокровение града Китежа
Согласно более позднему преданию, град Большой Китеж был построен на берегу озера Светлояр князем Юрием Всеволодовичем, сыном Всеволода Большое Гнездо.И назван сей град был Большим Китежем в отличие от Китежа Малого. И был это город значительный,

В поисках града Кия

В поисках града Кия
Удалось ли нам найти град Кия? По легенде, рассказанной «Книгой Велеса», Кий, сын Ария Оседня, «во времена антов», а именно в середине II тыс. до н. э., построил град Киев, «ставший русским». Тогда со своими родами он шёл с севера на юг к морю и дошёл до «горы

Глава 6. Китайско-индийский след Китежа

Глава 6. Китайско-индийский след Китежа
Я не устану повторять, что сокровенный Китеж сравним лишь с далёкой прародиной. Это — земное царство с идеальным и совершенным обществом и изобилием благ земных — своего рода «рахмановский остров», каким его изобразил монах

что с ним случилось на самом деле — Кириллица — энциклопедия русской жизни

2021-12-20 10:45:29

Если верить летописям, мифический город Китеж существовал на самом деле. Находился он на берегу озера Светлояр. Однако в один прекрасный день город вместе со всеми зданиями и жителями исчез бесследно.

История Китежа

Само название «Китеж», по мнению некоторых специалистов, произошло от села Кидекши, находившегося на территории Владимирской области. Кидекша в переводе с мерянского означает «каменная река». Однако другие исследователи утверждают, что изначально «Китеж» звучал как «Китёж». Если соотнести это слово с эрзянским языком, то перевод окажется совсем иным, а именно «город на дороге». И основания для последней версии весьма существенные.

Дело в том, что сведения о Китеж-граде ученые почерпнули из литературного источника, так называемого «Китежского летописца». Этот памятник старины, по предположениям историков, впервые появился в конце XVIII века среди старообрядцев-странников. Поэтому не удивительно, что в названии города появилось слово «дорога».

Примечательно, что городов под названием Китеж было два: Большой и Малый. Оба они были построены по велению великого князя Георгия Всеволодовича. На берегу Волги располагался Малый Китеж, а у озера Светлояр – Большой. Согласно легендам, города возвели в рекордные по тем временам сроки. Так, если верить «Легенде о граде Китеже», Большой Китеж был готов всего через 3 года.

Невидимый город

Города Китежи канули в Лету, благодаря татарскому хану Батыю. Численное превосходство армии Батыя заставило князя Георгия Всеволодовича отступить в Малый Китеж. Таким образом хан оказался в первом Китеж-граде. Татары не вдохновились красотой здешних зданий и разорили город.

Князю же удалось бежать и укрыться в Большом Китеже. Выдал Георгия предатель из его же войска. Он не выдержал истязаний и показал тайную тропу к Большому Китеж-граду. По поверьям, когда Батый приблизился к городу, его жители и не думали обороняться: они просто молились. Благодаря этим молитвам, земля вдруг содрогнулась, разверзлась и вверх ударили струи воды. В мгновение ока город затопило, а хану пришлось дать команду на отступление.

До сих пор в народе ходят слухи, что Китеж-град никуда не исчез, а попросту стал невидимым глазу простого смертного. Только иногда золотые купола китежских церквей можно разглядеть на глади озера Светлояр, а при полной тишине некоторым удается услышать и колокольный звон.

А на самом деле?

Однако все тот же китежский летописец описывает те давние события очень просто: хан Батый вместе со своим войском разорили оба Китежа. «Невидим будет Большой Китеж до пришествия Христова» — прибавляет летописец. Как следует из содержания данного текста, ни о каком чудесном затоплении города речи даже не идет. Так что, скорее всего, Китеж-град был просто разграблен и уничтожен татарами.

Читайте наши статьи
на Дзен

Китеж Римского на DVD и CD — OperaMetro.com

Легенда о невидимом граде Китеже и деве Февронии на CD/DVD

OperaMetro настоятельно рекомендует OpusArte Blu-ray DVD с постановкой Дмитрия Чернякова в постановке РЧернякова Корсакова Легенда о невидимом граде Китеже .

Поставьте эту оперу на первое место в моем списке «прискорбно забытых опер!» Но хорошая новость в том, что 9 лет Николая Римского-Корсакова0003 «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронье»  похоже, в последнее время появляется в оперной сфере, и хотя она, вероятно, никогда не вытеснит более признанные русские шедевры в стандартном репертуаре, безусловно, она заслуживает производство время от времени. Если уж на то пошло, то и в моем списке ВНО, мои желания, всплывающие здесь в печати, то же самое можно сказать и о многих редко звучащих операх Римского, особенно Садко и Снегурочка . Я бы с нетерпением ждал Сочельник , Сказка о царе Салтане Царская невеста , и даже снова несколько более популярный 09003 Золотой петушок 09003 который, как они говорят, был вокруг квартала: я видел его несколько раз в местном масштабе за последние полвека. Но я отвлекся.

Китеж , премьера которого состоялась в Санкт-Петербурге в 1907, был назван «русским Парсифаль ». Любители последнего не найдут в нем удовлетворения, как завораживающая эпопея Вагнера воздействует на тело, разум и душу. Даже отдаленно не близко. Да, оркестровой атмосферы в « Китеж » достаточно, чтобы кое-где можно было сравнивать, но это опера Римского с большим количеством русских народных песен и повторяющихся отступлений. Ни в коем случае это не похоже на устойчивую музыкально-драматическую прогрессию, которая развивается тематически, как это происходит в величайшем великолепном творчестве Вагнера. Ни за что.

Ладно, согласен, Февронья такая же дура, как Парсифаль. Но гораздо больше похоже на die Gänsemagd  в Хампердинке Königskinder  Февронья покидает простую лесную жизнь со своим новым возлюбленным молодым князем Всеволодом Юрьевичем, отправляется в вырождающийся мир Нижнего Китежа, много вторжение татар, честь и жизнь под угрозой и все такое, затем она оказывается покинутой, печальной, мудрой и, в конце концов, мертвой, бедняжка. Но это, к счастью, приводит ее к принятию в загробную жизнь, свободную от печали и боли, где она воссоединяется с верующими Верхнего Китежа, еще невидимыми, как небо, и особенно со своим мужем князем Всеволодом, который, убитый в бою, ждет ее там. . Стойкая Февронья проявляет непоколебимое сострадание, любовь, кротость, опрятность и веру, несмотря на поток пращей и стрел на ее пути. Так гласит легенда, из-за ее чистого нравственного листа ее молитвы делают верхний город Китеж невидимым, чтобы татары не могли вырезать всех остальных и сравнять его с тлеющими щебнями. Там много христианских отсылок, даже большие хоровые сцены, церемонии, праздники, колокола и все такое прочее.

Наверняка в оркестре есть вагнеровские штрихи: начало оперы вызывает в памяти тайну дремучего леса вокруг Монсальвата (местонахождение Храма Святого Грааля в Парсифаль ) и ропот дремучих лесов из Зигфрид , хотя кукушки видимо прилетели из Гензель и Гретель . Нашествие татар-язычников набирает обороты под музыку Шторма Die Walküre , Акт I; есть оркестровые штрихи Сцены Волшебного Огня из Walküre Акта III (но без огня) к заключению Китеж , а также несколько больших рогов типа Храма Святого Грааля. Встречи Римского с Вагнером Кольцо  и Парсифаль  были судьбоносными событиями, как и для Хампердинка, который помогал Вагнеру в Байройте. 0005 стоит изучить. Попробуйте в качестве закуски комплект из трех компакт-дисков Неэме Ярви с оркестровыми сюитами из опер Римского-Корсакова (изданный на Chandos). Комплект Китеж  много лет назад стал моим знакомством с оперой, за которым последовала покупка полного набора «Мелодия» на монофонических пластинках. Если вы знаете эти альбомы, вы помните их уникальный запах.

Но на всю еду, суп с орехами, ищите полную оперу на ДВД. Победителем здесь, как просочилось выше, стала почти шедевральная постановка режиссера Дмитрия Чернякова «9».0003 Китеж  для Нидерландской оперы в 2012 году, выпущенный на Blu-ray компанией Opus Arte. Черняков срежиссировал и оформил великолепные прошлогодние Князь Игорь в Метрополитене. Он и здесь уделяет такое же внимание драматизму, настроению, деталям и философии.

Черняков обновляет сказку где-то по обе стороны от сегодняшнего дня: любовь по-детски, Февронья носит кроссовки, но, к счастью, без бус, красок для галстуков и знаков мира. Пьяные бедняки Нижнего Китежа глотают Джека из бутылки; татарские оккупанты несут штурмовое оружие. Некоторые сценические эффекты, описанные в либретто, заменены более приземленными решениями, но все это в духе оперы и постановки, и все это работает. Между прочим, она действует гораздо сильнее, чем предыдущая статья Чернякова о Китеж , который был привезен в Метрополитен силами Мариинского театра в июле 2003 года: сидя наверху, я помню много голой сцены, запасных декораций и яркого света. Отличная музыка, конечно, но вряд ли волшебная на вид.

Все это в значительной степени взлетает или падает с Февроньей, здесь поет, но что более важно играет сопрано Светлана Игнатович. Ее лицо и голос говорят о многом. Февронье грозят всевозможные надругательства, боль и смерть, но она никогда не теряет ни доброты, ни веры. Даже неприятный пьяница Гришка Кутерьма, резко оскорбляющий Февронью перед самым падением Нижнего Китежа нашествием татар, не может сломить ее добродушие. В конце концов, он бросает ее умирать; в загробной жизни она настаивает на его прощении. Интригующий штрих: Февроня как бы ложится вздремнуть в начале оперы, а затем снова принимает такую ​​же позу в конце оперы. Может все это сон?

Гришка Джона Дашака — дерзкий бездельник. Максим Аксенов — красивый молодой раненый князь Всеволод Юрьевич, за которым Февронья ухаживает в своем лесу и приводит ее в Китеж. Его отец князь Юрий Всеволодович, воспетый Владимиром Ванеем, возносит торжественную хвалу и надежду своему городу. Бедяй в исполнении Анте Еркуницы и Бурундай в исполнении кировского ветерана Владимира Огновиенко — враги-татары, угрожающие добродетели Февроньи. Марк Альбрехт дирижирует. Время работы около трех часов.

А вот второй DVD-релиз на лейбле Naxos конкурентоспособен, в первую очередь, благодаря усилиям Татьяны Моногаровой, у которой Февронья сильная, менее ранимая, чуть менее юная, но не менее «хорошая» Это постановка Teatro Lirico di Cagliari. с 2006 г., под музыкальным руководством Александра Ведерникова, постановка Эймунтаса Некросиу. Больше похоже на сказку, с большим количеством детей, это стилизованная декорация в основном из деревянных фигур, которые собираются и разбираются для смены сцены. Иногда их ставят участники хора, иногда крутят на вертушках, иногда меняют в антрактах. Гришка Михаила Губского больше похож на неряшливого медвежонка, менее грозного, местами даже комичного; насилие татар стилизовано, как и церемонии. Остальные актеры показали себя достойно. Это тоже примерно три часа работы.

Проблема обеих постановок на DVD, с которой сталкивается любая постановка оперы с персонажами-животными, заключается в том, что лесные друзья Февронии могут быть отвлекающе глупыми. Не то чтобы в постановке Чернякова: животные (журавль, медвежонок и большой лось) названы таковыми, но это явно люди, хотя и со странной стороны. Невинные изгои общества, теперь уже бездомные, опекаемые добротой Февроньи? Неужели она потеряла рассудок еще до того, как история началась, и думает, что эти люди — животные? В постановке «Кальяри» образы животных обозначаются частями костюма, такими как рога, например, без реальной попытки скрыть тот факт, что актеры несут их.

Проблема с животными на сцене не имеет отношения к звукозаписи. Здесь трое попали в поле зрения радара.

Полная опера на компакт-дисках Philips из Кирова 1999 года под мастерской дирижерской дирижировкой Валерия Гергиева очень респектабельна, как и большинство записей из этой серии. В ролях душевная Галина Горчакова в роли Февроньи и буйный Владимир Галузин в роли Гришки. Николай Охотников — князь Юрий Всеволодович, Юрий Марусин — Всеволод Юрьевич, предводителей татар Бурундай и Бедяй воспевают соответственно Владимир Огновиенко и Булат Мижилкиев. Стереозвук дает богатую картину партитуры Римского. Вот пожелание, чтобы Филипс завершил цикл Римского!

Китеж  не длинная опера, уж точно не такая длинная, как многие другие в русском репертуаре. Для тех, кому не терпится (кто не в эти дни?), ознакомьтесь с набором из 2 компакт-дисков ORF, распространяемым Koch / Schwann, с уменьшенной версией, Kitezh lite, из производства Breganz Festspiele 1995 года. По большей части русский состав возглавляет Гарри Купфер, а Венский симфонический оркестр под управлением Владимира Федосеева согласился сократить партитуру примерно на час. Суть сохранена, а исполнение неплохое, особенно Февронья Елены Прокиной и Гришка Владимира Галусина, которые поднимают отчаяние своего персонажа на новый уровень.

Или, если вы играете (и вы можете ее найти), то старая мелодия «Мелодия» 1956 года доступна на компакт-дисках Preiser. Великий Иван Петров — князь Юрий Всеволодович, Наталья Рождественская — Февронья, а Дмитрий Тархов — Гришка. В этом есть своя магия.

Наслаждайтесь! Китеж стоит того.

6 мифических затопленных городов, о которых вы никогда не слышали — Paradise Lot

Вы слышали об Атлантиде, верно? Конечно, вы слышали об Атлантиде. У нас есть все слышали об Атлантиде. Если нет, то вы лжете. В наши дни Атлантида — это врожденное знание, но знаете ли вы, что Атлантида — лишь один из многих таинственных затонувших городов? Я составил список из шести подводных шедевров, о которых вы, вероятно, никогда не слышали.

Китеж

 

Под озером Светлояр в России-матушке мифический город, в который могут войти только чистые сердцем и душой.

Все началось в 13 веке. Георгий II (Великий князь Владимирский) построил на Волге город по имени Малый Китеж (малый Китеж), затем наткнулся на озеро Светлояр и построил там второй город, Большой Китеж (большой Китеж). Батый-хан в то время был в ярости — разрывал русские деревни со своей монгольской ордой — он услышал о двух городах и решил, что хочет их себе. Он легко взял Малый Китеж, и Георгий был вынужден бежать в большой Китеж.

 

Пленный сообщил Бату-хану о каких-то укромных лесных тропах к большому Китежу. Увидев возможность захватить город врасплох, хан быстро повел свою орду через лес, но был ошеломлен, когда город оказался в пределах видимости. Оно было беззащитным. Не видно стены. Мало того, жители города, казалось, не были заинтересованы в битве — они стояли на четвереньках, моля Бога о спасении.

Взятие города было бы прогулкой в ​​парке. Ханская Золотая Орда пошла на штурм города, но, достигнув краев зданий, была отброшена назад. Вокруг города вырвались фонтаны воды и подбросили монголов в воздух. Орда отступила и с удивлением наблюдала, как город начал погружаться в озеро. В итоге на куполе собора остался, но и тот утонул под волнами.

Встаньте на берегу озера Светлояр в безветренный день, и вы, возможно, услышите под волнами колокольный звон собора — и тихое пение города, спасенного Богом.

Ys

 

Европейцы, возможно, слышали об этом. Это один из самых известных затопленных мифических городов. Происхождение Ys в Бретани неизвестно: некоторые считают, что город был построен ниже уровня моря самим Градлоном, в то время как другие считают, что Ys существовал до правления Градлона и первоначально был построен на суше. За тысячи лет море поднялось, и теперь городу угрожали поднимающиеся волны. Море сдерживала дамба, окружавшая город, и корабли могли входить через запертые ворота. Король Градлон был единственным человеком с ключом.

 

Итак, Градлон унаследовал один из самых великолепных городов Европы, но у него была большая проблема с сыростью.

 

Еще одной проблемой была дочь Градлона, Дахут. Она была неуправляемой пушкой и источником смущения для Градлона. Дахут постоянно подрывала репутацию города, устраивая оргии, и у нее появилась привычка убивать своих любовников, когда она заканчивала с ними. Очаровательная дама, согласитесь. Однажды к Ысу пришел князь, одетый в красное, и провел ночь с Ысом. Это была особенно бурная ночь (снаружи, и в простынях), и принц поставил под сомнение безопасность города.

‘Пусть бушует буря. Ворота города крепки, и единственный ключ, прикрепленный к его шее, принадлежит королю Градлону, моему отцу». Теперь ты можешь легко взять его ключ. Она так и сделала и передала его красному принцу, который был дьяволом в княжеском одеянии. Он взял ключ и отпер ворота, через которые в город ворвалась волна размером с гору.

Градлон и Дахут пытались спастись от цунами, взобравшись на Морвач’ха, волшебного коня короля. Вес двоих из них был слишком велик для лошади, и святой Винвало приказал Градлону «оттолкнуть демона, сидящего позади тебя!» Король сначала отказался, но в конце концов уступил и снял свою дочь с лошади. . Соленые воды поглотили Дахут и превратили ее в русалку Мари-Моргану. Градлон сбежал из затонувшего города и поселился в Кемпере.

Как и в Китеже, местные жители говорят, что в тихий день колокола города слышны под волнами. Также часто говорят, что Париж был назван в честь мифического города Y’s — «par Ys» означает «похожий на Ys» на бретонском языке.

Винета

На южном побережье Балтийского моря когда-то существовал мифический город Винета. Точное местонахождение города неизвестно, и различные источники наносят его на карту в Рудене, Волине или Барте на севере Германии. Существует ряд мифов об исчезновении города, но все они имеют общий дух; Винетанцы были наказаны за свой аморальный, гедонистический и жадный образ жизни наводнением, которое смыло город в Балтийское море.

Следы города можно найти в различных текстах с 900 по 1190 годы, и авторы описывают город как центр торговли и коммерции. В 1080 году Адам Бременский описывает Волин — потенциальное место Винеты — как «крупнейший из всех городов, которые может предложить Европа, в котором живут славяне и другие племена, греки и варвары», где «нет ничего желаемого или редкого недостижимого». Волин сильно пострадал от вторжений датчан в 12 веке, и в результате пострадала торговля. Город больше не будет «самым большим городом» в Европе.

Ллис Хелиг

Ллис Хелиг на самом деле название скалы у побережья северного Уэльса, недалеко от Пенменмора. «Я думал, что это пост о затонувших городах!» — восклицаете вы. Это! Это — старые народные сказки предполагают, что скальные образования на самом деле являются останками принца Хелига ап Гланавга, жившего в 6 веке.

Как и в случае с Ys, дворец был захвачен морем из-за действий дочери Гланавга, Гвендуд. Гвендуд была красивой молодой женщиной со злым сердцем, и ее постоянно искал не очень благородный джентльмен Татал. В конце концов, он покорил ее, но, как сын барона Сноудона, Татал был слишком низкого происхождения для нее. Она убедила его, что они могут пожениться только в том случае, если он будет носить золотой торк дворянина.

Как и Гвендуд, Татал был жестоким парнем. Он убил шотландского вождя из-за золотого торка на его запястье. Рассказ здесь меняется: некоторые говорят, что Татал солгал Гвендуд и сказал ей, что убил человека в целях самообороны во время путешествия, а затем забрал торк этого человека, в другой версии Татал говорит ей правду, и она помогает скрыть преступление. преступление. В любом случае она и ее отец дали согласие на брак — но разбирательство было прервано духом шотландца, поклявшегося отомстить.

Дальше ничего не произошло. Гвендуд и Теталь прожили счастливую жизнь, их дети живут счастливой жизнью, дети их детей живут счастливой жизнью… шотландец отомстил праправнукам Гвендуд и Тетал. Во время другой большой вечеринки во дворце (дворец вечеринок 24/7) служанку послали за вином из погреба. Подвал был полон воды, и сообщил об этом ее любовник — придворный менестрель. Они сбежали из дворца и наблюдали с берега, как серия волн затопила дворец. К утру Дворец Хелига был полностью затоплен.

Во время исключительно отливов можно увидеть скалы, и экспедиция 1800-х годов под руководством преподобного Чарльтона Холла утверждала, что нашла в этом районе древнюю стену. Под водой и покрыт водорослями.

Саефтингхе

 

В отличие от других, существуют определенные доказательства существования Саефтинхе. История рассказывает нам, как земля была затоплена, но есть и распространенная легенда о приходе моря на этот небольшой участок земли в Нидерландах.

Как и Винета, Сэфтинхе был процветающим городом на юго-западе Нидерландов. Люди страдали от безделушек, привозимых торговлей, и растущей мощи города, в котором они жили. Они стали богатыми, но тщеславными и ханжами. Даже простые крестьяне были одеты в прекрасные вышитые одежды, их лошади были украшены серебряными украшениями, а дома были сделаны из золота. Как и в случае с процветающими городами, богатство Сефтинге привлекало внимание бедняков, но вместо того, чтобы быть принятыми богатыми жителями, бедняки были изгнаны. Так началось падение Саефтинге.

Вскоре рыбак поймал на берегу русалку. Русалка сказала ему, что городу нужно изменить свой образ жизни, иначе все живущие в нем будут наказаны. Рыбак не сразу освободил русалку, и муж русалки вышел на поверхность воды и попросил, чтобы ее освободили. Рыбак отказался, и водяной проклял город; «Земли Саефтинге падут, только его башни останутся высокими!»

Жители города становились все более и более самовлюбленными и жадными. Они заботились только о себе, своей внешности и богатстве города. Они проводили время, украшая своих лошадей одеждой и изготавливая украшения. Никто не думал поддерживать дамбы, которые сдерживали море.

Однажды служанка вытащила из одного из городских колодцев ведро, полное рыбы. Пресная вода стала соленой, и тогда ей стало ясно, что море приближается. Вскоре после этого огромное наводнение обрушилось на землю, на которой стоял город, и близлежащие города Намен, Казувеле и Сен-Лорейн были смыты водой. прочь.

Окруженный морем и медленно ускользающий в заболоченный ландшафт, был Саефтинге.

Миф не слишком отличается от реальной истории. После осушения в 13 веке земли Саефтинге были оккупированы и использовались до 1570 года, когда эти земли были захвачены всесвятым потопом. Сэфтингхе оказался островом посреди болота. Так продолжалось еще 14 лет, пока в 1584 году последняя дамба не была разрушена голландскими солдатами во время Восьмидесятилетней войны.

Шамбала

Итак, Шамбала не затонувший город. Я признаю, что многое, но я хотел включить это здесь. Конечно, не под водой, но Шамбала под землей . Можно сказать, что он погружен под землю — коричневое море почвы. * обратите внимание на себя, никогда не используйте эту фразу; «коричневое море» когда-либо снова*.

Этот мифический город существует в Полой Земле тибетской и индуистской религий. В индуистских текстах город является местом рождения последнего воплощения Вишну; Калки. Приход Калки приведет к Сатья-юге — времени, когда человечеством правят боги и все хорошо и сексуально. Впрочем, хватит о знаменитых жителях городов. Вернемся к самому городу.

Согласно буддийским учениям, Шамбалой правит Майтрейя и является домом огромной армии света, которая вторгнется в реальный мир, когда этот мир погрузится в хаос, войну, жадность и насилие. Это очищение мира приведет к Золотому Веку — во многом подобно индуистскому прочтению Шамбалы и приходу Калки.

Со временем Шамбала стала некой чистой, идеализированной землей для буддийской веры. В отличие от других мифических городов и монотеистических религий, этот город настолько же духовен, насколько и физически — своего рода внутренний город, а также скрытый под землей. Это согласуется с историей Шамбалы до появления индуистской и буддийской религий — ее происхождение существует задолго до этих религий, потенциально существуя как система верований или шаманская традиция.