Содержание
2.18. Летописная река Непрядва на Куликовом поле — это московская Яуза
2.18. Летописная река Непрядва на Куликовом поле — это московская Яуза
Согласно прямым указаниям летописей, Куликовская битва произошла в устье реки Непрядвы. Говоря более точно, Куликово поле располагалось на месте слияния рек Дона и Непрядвы и ограничивалось этими реками с двух сторон. Об этом говорится во всех летописях и сказаниях, рассказывающих о Куликовской битве. А в некоторых источниках помещены также и красочные рисунки, ясно показывающие, что Куликово поле было НА СТРЕЛКЕ ДВУХ РЕК — ДОНА И НЕПРЯДВЫ.
Раскроем, например, Лицевой Летописный Свод — обширную, богато иллюстрированную летопись, принадлежавшую в XVII–XVIII веках русским царям [477:3]. Там совершенно четко показано, что Дмитрий Донской бился с Мамаем в устье Непрядвы, прямо на стрелке двух рек, рис. 6.40.
Рис. 6.40. Рисунок из Лицевого Свода: Куликовская битва. «И тако сступишася обе силе великие на бой. И бысть брань крепка и сеча зла зело. И льяшеся кровь аки вода. И падоша мертвых бесчислено множество от обоих сил». Поле Куликово показано НА СТРЕЛКЕ ДВУХ РЕК — Дона и Непрядвы. В ТОЧНОСТИ так расположены московские Кулишки — на стрелке Москвы-реки (Дона) и Яузы (Непрядвы). Ничего подобного на нечаевском «Куликовом поле» нет. Взято из [666], с. 177
Можем ли мы указать реку Непрядву в Москве? Да, можем. Из уже сделанных нами выше сопоставлений куликовских и московских названий вытекает, что Непрядва, которая, согласно летописям, протекала прямо по полю битвы, должна соответствовать московской реке ЯУЗЕ.
В самом деле, Кулишки лежат между Яузой и Москвой-рекой так же, как летописное Куликово поле — между Непрядвой и Доном. Поэтому, если Куликово поле — это московские Кулишки, а Дон Куликовской битвы — Москва-река, то в качестве Непрядвы должна выступать именно река Яуза, рис. 6.28. При этом возникает просто ИДЕАЛЬНОЕ соответствие между летописной географией Куликовской битвы и подлинной географией московских Кулишек.
Итак, скорее всего, Непрядва это Яуза.
На первый взгляд, между названиями «Непрядва» и «Яуза» нет ничего общего. По звучанию слова совершенно разные. Однако, приглядевшись внимательнее, можно заметить, что ПО СВОЕМУ ЗНАЧЕНИЮ ОНИ ОДИНАКОВЫ.
В самом деле, что означает русское слово «Непрядва»? «Прядать» означает дергаться, совершать резкое движение. Например, «прянуть в сторону» значит рвануться в сторону. В.И. Даль: «ПРЯДАТЬ, ПРЯНУТЬ, ПРЯДЫВАТЬ — прыгать, скакать, сигать; метаться швырком… Серны, прядая с холма на холм (Державин)… Прядать из окна, выпрыгнуть… Прядать в окно, впрыгнуть… ПРЯДУН [уна], сиб. водопад, ручей, падающий со скалы» [223], т. 3, ст. 1392–1393.
Поэтому Непрядва — «недергающаяся», спокойная речка.
А что такое «Яуза» по-русски?
Слово УЗА означает связь, ограничение. В.И. Даль: «УЗА…. УЗЫ — вязи, цепи, оковы» [223], т. 4, ст. 970. От того же корня — УЗДА, ограничивающая движение лошади, не дающая ей метнутся, ПРЯНУТЬ в ненужную сторону.
Итак, УЗА не дает ПРЯДАТЬ. Что можно выразить и так:
УЗА = НЕ-ПРЯДВА.
А потому, ЯУЗА и НЕПРЯДВА, по сути, ОДНО И ТО ЖЕ ИМЯ.
Возможно московская река Яуза-Непрядва получила свое название оттого, что не выходила, НЕ ПРЯДАЛА из-за высоких или как-то укрепленных своих берегов. То есть — из-за наложенных на ее УЗ. Конечно, мы не настаиваем на таком объяснении. Важно лишь, что ЯУЗА и НЕПРЯДВА — два названия, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ОДНО И ТО ЖЕ.
Сегодня близость имен Яуза и Непрядва ощущается уже далеко не так сильно, как прежде. Отношение к именам сильно изменилось. В Средние века они были почти всегда осмыслены и наибольшее внимание люди уделяли именно смыслу имени, а не его звучанию. Сегодня, наоборот, главное в имени собственном — его звучание, а не смысл. Поэтому, скажем, в наше время, при переводах с языка на язык, стараются прежде всего сохранить звучание иностранного имени, не обращая внимания на его смысл. Но так было не всегда. Например, английское имя «mister Brawn» сегодня переведут как «мистер Браун». Но еще 200 лет назад в XVIII веке, его могли бы перевести как «господин Чернов». Ведь слово «Brawn» означает, коричневый, темный цвет, а потому английское имя «Brawn» наиболее близко к русскому «Чернов». Поскольку мы занимаемся здесь исследованием средневековых текстов, необходимо, прежде всего, учитывать точку зрения средневекового переписчика. Который легко мог заменить «Яузу» на «Непрядву» или наоборот.
Отметим, что Яуза — далеко не маленькая река, вполне достойная упоминания в летописях вместе с Москвой-рекой (Доном). Яуза — самый крупный приток Москвы-реки, протекающий по городу Москве. Возле своего устья это достаточно глубокая река, способная поставить преграду разгромленным и бегущим войскам. В то же время, Яуза не очень широкая река и потому войска Мамая вполне могли навести через нее мост перед битвой, по которому и перешли на поле боя со стороны Красного (Таганского) холма. Во время их беспорядочного бегства мост, вероятно, сломался и они стали тонуть в реке. Как и описано в летописях, см. ниже.
Склоны холмов, окружающих устье Яузы = Непрядвы со всех сторон, при приближении к устью становятся весьма отлогими и постепенно превращаются в обширное поле, заключенное между Яузой и Москвой-рекой, рис. 6.25. Это и есть московские Кулишки. НО ИМЕННО ТАК И ОПИСЫВАЕТСЯ КУЛИКОВО ПОЛЕ В ЛИЦЕВОМ ЛЕТОПИСНОМ СВОДЕ: «И статна на поле Куликове, на усть Непрядвы-реки. Бе же то поле велико и чисто и ОТЛОГ ВЕЛИК ИМЕЯ НА УСТЬ НЕПРЯДВЫ» [477:3], том 7, л. 82, оборот.
На рис. 6.41 показана страница из Лицевого Свода с изображением Куликова поля. Нарисовано, как Дмитрий Донской и его воевода Дмитрий Боброк выехали осмотреть Куликово поле в ночь перед битвой. Четко показано, что войска Мамая располагаются еще по другую сторону реки от них. Река, разделяющая противников — это Непрядва.
Рис. 6.41. Рисунок из Лицевого Свода: Дмитрий Донской с Дмитрием Боброком на Куликовом поле в ночь перед битвой. Войска Мамая изображены за рекой — то есть за Непрядвой-Яузой, поскольку Дмитрий уже перешел через Дон = Москву-реку. Рисунок идеально соответствует московским Кулишкам, но совершенно не вяжется с нечаевским «Куликовым полем». Взято из [477:3], том 7, лист 77 оборот
Далее, в летописи подчеркивается, что Дмитрий Донской и Дмитрий Боброк выехали на Куликово поле тайно, вдвоем, без охраны. «Князь великий же не повеле ему никомуже сего поведати. И егда заря угасе и глубоцей нощи суще, и Дмитрей Боброк Волынец всед на конь и поим с собою великого князя и выехаша на поле Куликово» [477:3], том 7, листы 77, 78 оборот.
Все это прекрасно соответствует географии московских Кулишек и реки Яузы в качестве Непрядвы. В самом деле, согласно нашей реконструкции, войска Дмитрия стояли в ночь перед боем на самих Кулишках, а войска Мамая хотя и совсем рядом, но по другую сторону реки Яузы, см. рис. 6.28 выше. Значит, Дмитрий действительно мог беспрепятственно выехать на Куликово поле в ночь перед боем, не имея с собой охраны и не боясь быть захваченным врагом. Поскольку, чтобы попасть на Кулишки, мамаевцам надо было сначала пересечь Яузу, а Яуза — глубокая река. Как мы уже говорили, Мамаю, скорее всего, пришлось наводить мосты утром перед битвой, чтобы попасть на поле боя. Тогда становится понятно, почему Куликовская битва началась так поздно — в шестом часу дня. Ведь обычно битвы начинались на рассвете.
Такое позднее начало Куликовской битвы было настолько необычным, что особо подчеркивалось в летописях: «и бе УЖЕ ШЕСТЫЙ ЧАС ДНИ, сходящимся им на усть Непрядвы-реки, и се внезапу сила великая татарская борзо с шеломяни грядуща, и ту паки не поступающе сташа, ибо НЕСТЬ МЕСТА, ГДЕ ИМ РАЗСТУПИТИ» [477:3], том 7, лист 86, оборот. В Лицевом Своде даже изображено высоко стоящее солнце с палящими лучами перед началом боя, см. рис. 6.22 выше. Действительно, странно, что битва началась так поздно. А вот если Мамаю пришлось наводить мосты перед битвой, то все становится на свои места. Пока Мамай наводил мосты через Яузу-Непрядву, Дмитрий объезжал войска и готовил засадный полк в дубраве на высоком холме прямо над полем битвы, см. ниже.
Отметим, что на нечаевском «Куликовом поле» никакого объяснения позднему началу Куликовской битвы мы не найдем.
Обратим внимание еще на одну интересную подробность. Летопись сообщает, что спускавшимся с высокого холма на Куликово поле войскам Мамая БЫЛО ОЧЕНЬ ТЕСНО при входе на поле боя. Настолько тесно, что они какое-то время были вынуждены даже постоять на месте, поскольку «им негде было расступиться», см. выше. Чем такое можно объяснить? На нечаевском «Куликовом поле» — НИЧЕМ. Там нет ни холмов, ни достаточно глубоких рек, ни каких-либо других преград при входе на поле боя. Но если Непрядва — это Яуза, то иначе и быть не могло. Вы только взгляните на Кулишки. Войска Мамая просто не могли не стесниться на небольшом пространстве между Яузой и подножием Красного (Таганского) холма, прежде чем все воины смогли перейти по мостам через Яузу на Кулишки = Куликово поле.
И опять мы видим идеальное соответствие между летописным описанием Куликова поля в устье Непрядвы и московскими Кулишками в устье Яузы. Соответствие, доходящее до мельчайших подробностей.
Приведем еще один показательный рисунок из Лицевого Свода, рис. 6.42. Изображен рассвет на поле Куликовом, утром перед битвой. Хорошо видно, что Дмитрий с войсками стоит уже на самом Куликовом поле. Мамаевцы же находятся еще за Непрядвой, впадающей в Дон в правом нижнем углу рисунка. Как мы уже сказали, это прекрасно соответствует географии московских Кулишек с Яузой в качестве летописной Непрядвы и Москвой-рекой в качестве летописного Дона. Заметим далее, что согласно летописному рисунку, Мамай с войсками стоит с восточной стороны от Яузы-Непрядвы. Ведь именно на его стороне нарисовано восходящее солнце, рис. 6.42. И опять мы видим полное соответствие с московскими Кулишками. Красный (Таганский) холм, где была ставка Мамая, действительно находится на ВОСТОЧНОМ берегу Яузы, см. рис. 6.28 выше.
Рис. 6.42. Рисунок из Лицевого Свода: рассвет на поле Куликовом перед битвой. Дмитрий с войсками стоит на самом Куликовом поле. Мамай же находится еще за Непрядвой=Яузой, которую они должны перейти перед битвой. Место слияния Непрядвы и Дона изображено в правом нижнем углу рисунка, войска Мамая — в правом верхнем. Мамай стоит на восточном берегу Яузы-Непрядвы (показано восходящее на востоке солнце). И действительно, ставка Мамая была на восточном берегу Яузы, см. рисунок выше. Взято из [477:3], том 7, лист 82
Как отметили А.Т. Фоменко и Т.Н. Фоменко, нельзя исключать также еще один вариант реконструкции расположения летописной реки Непрядвы в Москве. Этому посвящен следующий раздел.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
2.12. Река Меча на поле Куликовом и Москва-река либо Моча — приток Москвы-реки
2.12. Река Меча на поле Куликовом и Москва-река либо Моча — приток Москвы-реки
Согласно летописи, Куликовская битва продолжалась в течение всего дня, после чего войска Мамая побежали и были прижаты к реке Меча (ПОРА, т. 37, с. 76), «где многие татары потонули». Сам Мамай спасся с
2.
13. Река Непрядва на поле Куликовом и река Яуза в Москве на Кулишках, а также, возможно, московские речки Напрудная и Неглинка
2.13. Река Непрядва на поле Куликовом и река Яуза в Москве на Кулишках, а также, возможно, московские речки Напрудная и Неглинка
Куликовская битва происходила на реке Непрядве. Эта знаменитая речка неоднократно упоминается в летописях, говорящих о Куликовской битве. Река
4.12.11. РЕКА МЕЧА НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ И МОСКВА-РЕКА, ЛИБО РЕКА МОЧА — ПРИТОК МОСКВА-РЕКИ
4.12.11. РЕКА МЕЧА НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ И МОСКВА-РЕКА, ЛИБО РЕКА МОЧА — ПРИТОК МОСКВА-РЕКИ
Согласно летописи, Куликовская битва продолжалась в течение дня, после чего войска Мамая побежали и были прижаты к реке Меча [596] с.76, «где многие татары потонули». А сам Мамай спасся с
4.12.12. РЕКА НЕПРЯДВА НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ И РЕКА НАПРУДНАЯ В МОСКВЕ НА ПОЛЕ КУЛИШКИ.
А ТАКЖЕ МОСКОВСКАЯ РЕКА НЕГЛИНКА
4.12.12. РЕКА НЕПРЯДВА НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ И РЕКА НАПРУДНАЯ В МОСКВЕ НА ПОЛЕ КУЛИШКИ. А ТАКЖЕ МОСКОВСКАЯ РЕКА НЕГЛИНКА
Куликовская битва происходила на реке Непрядве [596], с.76. Эта знаменитая речка упоминается МНОГО РАЗ во всех летописях, говорящих о Куликовской битве. Река
2.18. Летописная река Непрядва на Куликовом поле — это московская Яуза
2.18. Летописная река Непрядва на Куликовом поле — это московская Яуза
Согласно прямым указаниям летописей, Куликовская битва произошла в устье реки Непрядвы. Говоря более точно, Куликово поле располагалось на месте слияния рек Дона и Непрядвы и ограничивалось этими
2.19. Возможно, что летописная Непрядва — это московская речка Напрудная или же Неглинка Вероятно, Яузу также называли Напрудной
2. 19. Возможно, что летописная Непрядва — это московская речка Напрудная или же Неглинка
Вероятно, Яузу также называли Напрудной
А.Т. Фоменко и Т.Н. Фоменко дополнили предыдущий анализ еще одним соображением, согласно которому, летописная Непрядва — это река НАПРУДНАЯ, она
2.22. Летописная река Чура на Михайлове — это московская река Чура в окружении восьми Михайловских переулков
2.22. Летописная река Чура на Михайлове — это московская река Чура в окружении восьми Михайловских переулков
Мы благодарим И.Б. Меньшагина за замечание о московской реке Чуре в связи с Куликовской битвой, которое послужило толчком для разработки настоящего раздела.
2.27. Река Меча на Куликовом поле — та же Яуза-Непрядва
2.27. Река Меча на Куликовом поле — та же Яуза-Непрядва
При описании Куликовской битвы почти все первоисточники упоминают некую реку под названием Меча. Чтобы понять, о какой именно реке идет речь, обратимся к Лицевому Летописному Своду как к наиболее подробному,
Река Меча на поле Куликовом и Москва-река, либо река Моча — приток Москвы-реки
Река Меча на поле Куликовом и Москва-река, либо река Моча — приток Москвы-реки
Согласно летописи, Куликовская битва продолжалась в течение дня, после чего, войска Мамая побежали и были прижаты к реке Меча (ПСРЛ, т.37, с.76), «где многие татары потонули». А сам Мамай спасся с
Река Непрядва на поле Куликовом и река Напрудная в Москве на поле Кулишки. А также московская река Неглинка
Река Непрядва на поле Куликовом и река Напрудная в Москве на поле Кулишки. А также московская река Неглинка
Куликовская битва происходила на реке Непрядве (ПСРЛ, т.37, с.76). Эта знаменитая речка упоминается МНОГО РАЗ во всех летописях, говорящих о Куликовской битве. Река
2.13. Река Меча на поле Куликовом и Москва-река, либо река Моча — это приток Москвы-реки
2.13. Река Меча на поле Куликовом и Москва-река, либо река Моча — это приток Москвы-реки
Согласно летописи, Куликовская битва продолжалась в течение дня, после чего войска Мамая побежали и были прижаты к реке Меча, «где многие татары потонули». Асам Мамай спасся с немногими
2.14. Река Непрядва на поле Куликовом и река Напрудная в Москве на поле Кулишки, а также московская река Неглинка
2.14. Река Непрядва на поле Куликовом и река Напрудная в Москве на поле Кулишки, а также московская река Неглинка
Куликовская битва происходила на реке Непрядве. Эта знаменитая речка упоминается много раз во всех летописях, говорящих о Куликовской битве. Река Непрядва, по
1.
13. Река Меча на Куликовом поле — Москва-река
1.13. Река Меча на Куликовом поле — Москва-река
Согласно летописи, Куликовская битва продолжалась в течение дня, после чего войска Мамая побежали и были прижаты к реке Меча (ПСРЛ, т. 37, с. 76), «где многие татары потонули». А сам Мамай спасся с немногими воинами. Таким образом,
1.14. Река Непрядва на Куликовом поле — река Яуза в Москве
1.14. Река Непрядва на Куликовом поле — река Яуза в Москве
Куликовская битва происходила на реке Непрядве (ПСРЛ, т. 37, с. 76). Эта знаменитая речка упоминается МНОГО РАЗ во всех летописях, говорящих о Куликовской битве. Река Непрядва, по описанию летописи, протекала ПРЯМО ПО
2.15. Летописная река Чура, на Михайлове — это московская река Чура в окружении восьми Михайловских переулков
2. 15. Летописная река Чура, на Михайлове — это московская река Чура в окружении восьми Михайловских переулков
Мы благодарим И.Б. Меньшагина за замечание о московской реке Чуре в связи с Куликовской битвой, которое послужило основой для настоящего раздела. Большую работу
2.19. Река Меча на Куликовом поле — та же Яуза-Непрядва
2.19. Река Меча на Куликовом поле — та же Яуза-Непрядва
При описании Куликовской битвы почти все первоисточники упоминают некую реку под названием Меча. Чтобы понять, о какой именно реке идет речь, обратимся к Лицевому летописному своду как к наиболее подробному,
Выставка «Между Доном и Непрядвой»
21 сентября Россия отмечает один из Дней воинской славы – день битвы на Куликовом поле, или как говорили те, кто жил столетия назад – Донского побоища. Мы подобрали для вас книги, которые познакомят с историей, значением и проблемами изучения той битвы.
В этот день в 1380 году между реками Дон и Непрядва сошлись войска русских княжеств под предводительством московского князя Дмитрия Ивановича и войска одного из могущественных беков Золотой Орды — Мамая. Для русских земель это был знаковый день и его важность хорошо охарактеризовал Лев Гумилев: «На Куликово поле пришли москвичи, серпуховчане, ростовчане, белозерцы, смоляне, муромляне и так далее, а ушли с него — русские».
Самые ранние письменные источники о Донском побоище это летописные свидетельства: рогожский летописец, Симеоновская, Софийская, Новгородская IV летописи содержат краткие описания произошедших сражений. Именно в этих источниках указано место сражения. Краткие сообщения о битве и о том, что последовало после нее, есть у летописцев Тевтонского ордена, бывших современниками битвы. Начиная с XV в., появляются скорее литературные памятники, которые обрастают огромным количеством уточнений, имён, фамилий, эпизодов и т.д. К таким памятникам относятся «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». На выставке представлены эти средневековые повести и летописные свидетельства, дошедшие до нас. Они собраны в издании Сказания и повести о Куликовской битве и снабжены статьями об истории создания памятников и их хождению в русском средневековом обществе.
Изучение событий 1380 года началось в XIX веке, как и формирований коллекций артефактов с предполагаемого места сражения. Однако, уровень исторической науки не позволял точно определить ни реальное место сражения, ни выделить из круга находок те вещи, которые относились бы к XIV веку. Наиболее масштабное археологическое исследование территории Донского побоища началось уже в к. XX — начале XXI века. Государственным Историческим музеем с 1990 года публикуются сборники, посвященные результатам исследований, начиная с изучения ландшафта и заканчивая анализом находок. Среди книг выставки мы бы выделили сборник Реликвии Донского побоища. Находки на Куликовом поле, составителем которого является известный военный археолог О. Двуреченский. Это свод находок Донского побоища, а также статьи о методике изучения битвы, статьи по военной археологии и обзор военного дела XIV века на Руси. Книга — это своего рода ответ скептикам, которые сомневаются в реальности битвы на Куликовом поле или в ее масштабах. Археологические находки позволяют не только определить состав войск с обеих сторон, но и представить облик воинов древнерусских княжеств и Золотой Орды.
В конце XIV века в Золотой Орде, после пресечения династии Батуидов, относившейся к Чингизидам, началась гражданская война. Мамай был могущественным чиновником Золотой Орды, женатым на дочери последнего хана династии Батуидов, однако не имел права на престол, что не мешало ему возводить на него своих ставленников. Ему приходилось воевать с претендентами на титул хана Золотой Орды, не согласными с политикой могущественного бека.
В этот же период шло усиление Московского княжества — князь Дмитрий Иванович не только не пустил на великокняжеский стол тверского князя Михаила, который получил от Мамая ярлык на великое княжение, но и перестал платить дань Золотой Орде. Беклярбек Мамай, хоть и требовал дани, но не был ханом и, возможно, поэтому Дмитрий Иванович решил отказать могущественному временщику. Причины ослабления Золотой Орды, внутренние проблемы государства, которые вылились в его внешнее ослабление и привели к изменениям отношений Золотой Орды и русских княжеств, раскрыты в книге писателя-историка Султана Шамси Золотая Орда накануне распада: историческое повествование.
Мамай оказался в сложной ситуации: для продолжения военных действий и сохранения своего положения в Золотой Орде ему требовались деньги. Поэтому он решил организовать поход на русские княжества за «выходом», который не был уплачен. Князь Дмитрий Иванович, узнав о планах Мамая напасть на Московские земли и о союзе бека с литовским князем Ягайло и рязанским князем Олегом, стал готовиться к войне. В Коломне, в августе 1380 года был назначен сбор войска. В московском войске были как княжьи дворы, так и городовые полки Великого княжества Владимирского и Московского, участвовали в походе белозерские, ярославские, ростовские и серпуховские войска. На выставке представлено несколько изданий, реконструирующих подробности того сентябрьского сражения и предшествующих ему событий. Среди них есть популярные издания, например, Куликовская битва Александра Дегтярева, а есть и научные — Куликовская битва А. Н. Кирпичникова, одного из признанных отечественных специалистов в области военного дела и военной археологии. Авторы этих и других книг, представленных на выставке, попытались ответить на вопросы: каков был состав русского и ордынского войска, участвовали в сражении с обеих сторон только всадники или была и пехота, какова была тактика боя и число потерь с обеих сторон. Все эти вопросы обсуждаются по сей день, однако, следует помнить: сейчас ученые располагают большим количеством археологических данных, появившихся в последние 20 лет. Например, если Татищев В. Н. в XVIII в. писал о 60 тыс. человек со стороны русских княжеств, а Б. А. Рыбаков во второй половине XX в. писал о 150 тыс. русских воинов и 300 тыс. ордынских, то последние исследования указывают на 6-10 тыс. с обеих сторон.
Одной из центральных фигур битвы на Куликовом поле был московский князь Дмитрий Иванович. Ему было 30 лет, когда он выиграл одну из крупных, по своей значимости для русского государства, битв. Среди представленных на выставке книг предлагаем вам обратить внимание на книгу Дмитрий Донской — художественную биографию Дмитрия Ивановича (Донского), написанную писателем, публицистом и литературоведом Юрием Лошицем. Несмотря на то, что автор использует спорные летописные источники, книга была доброжелательно встречена даже профессиональными историками. Автор попытался воссоздать в ней духовный мир средневекового человека, стоящего перед важным выбором в своей жизни. Книга протоиерея Александра Соколова Святой благоверный великий князь Дмитрий Иоаннович Донской и Куликовская битва содержит обзор публикаций как светских исследователей, так и церковных деятелей, писавших о Дмитрии Донском. Особый упор в книге сделан на взгляд русской церкви на подвиг Дмитрия Донского, представлены народные предания о Куликовской битве и иконографии святого благоверного князя Дмитрия Ивановича Донского. Другим человеком, не менее значимым для русской истории в контексте Куликовской битвы, был Сергий Радонежский. О его роли в тех исторических событиях и влиянии на русскую духовную культуру в целом, вы можете найти информацию по ссылке: Сергий Радонежский.
Публикации о Дмитрии Донском в фонде библиотеки
Публикации о Донском побоище в фонде библиотеки
Битва не за тобой || Как позволить Богу сражаться за вас
Вы сегодня с чем-то боретесь? Может быть, это эмоциональная, физическая, реляционная или духовная битва. Вы устали, обескуражены и рискуете отказаться от борьбы? Знаете ли вы, что битва не только ваша? Научитесь отпускать и позволять Богу сражаться в ваших битвах.
БИТВА НЕ ВАШЕ ЗНАЧЕНИЕ
Если вы давно христианин или крутитесь в христианских кругах, то наверняка слышали знакомую фразу: «Битва — Господня!» Это фраза, которую мы любим использовать, чтобы ободрить соверующих, которые борются с сомнениями, страдают от потери или сталкиваются с непреодолимым препятствием.
Мне говорили это люди из лучших побуждений, и я был виновен в том, что небрежно говорил это другим посреди трудных обстоятельств. Однако из личного опыта я понимаю, что эти слова могут не принести надежды и ободрения, если мы не знаем, откуда они взялись и что они на самом деле означают.
Когда мы говорим: «Пусть Бог ведет ваши битвы», мы пытаемся напомнить другим (и даже самим себе!) вот что:
- Бог больше любой проблемы, с которой вы сталкиваетесь.
- Богу можно довериться во всем.
- Бог любит вас достаточно, чтобы бороться за вас.
И это те истины, которые нам отчаянно нужно услышать, когда мы ведем битву, верно?
Однако, когда мы говорим « битва не за вами », мы также должны признать, что нам нужно отпустить ситуацию и отдать борьбу Богу. И это означает:
- Бог обычно не будет сражаться так, как мы.
- Божье время и методы часто не имеют для нас смысла.
- Бог попросит нас замолчать и подождать, даже если все в нас захочет действовать.
КАК БОГ ВЕДЕТ В БИТВУ ЗА ИЗРАИЛЬЯН
Одна из моих любимых историй в Библии – это когда израильтяне бегут из Египта и пересекают Красное море. Вы помните ту историю?
Бог сказал Моисею пойти к фараону и потребовать, чтобы он отпустил свой народ. Фараон отказывается, поэтому Бог посылает язвы. Фараон продолжает порабощать израильтян, пока последняя казнь не унесет жизнь его сына. В конце концов он уступает, поэтому израильтяне собирают все свои вещи и начинают бежать. Но почти сразу после освобождения людей фараон передумал и посылает свои колесницы и войска, чтобы отбить их.
Напряженная ситуация для людей, когда они достигают Красного моря, зная, что фараон и его люди быстро приближаются. Они обращаются к Моисею за помощью, задаваясь вопросом, как Бог собирается спасти их сейчас. И вот что говорит Моисей:
ИСХОД 14:13-14
«Не бойся. Стой твердо, и ты увидишь избавление, которое Господь принесет тебе сегодня. Господь будет сражаться за вас; вам нужно только быть неподвижным.
Исход 14:13-14 (NIV)
Египтяне вооружаются быстро и яростно на конях с оружием наготове, а Красное море прямо впереди, бушующее и непроходимое… Я думаю, что последнее, о чем я бы подумал делать будет стоять на месте! Эти люди рисковали всем ради своей свободы. И теперь Моисей просил их остановиться и замолчать?
Я буду готовиться драться, бегать или плавать. Что угодно , но стоит на месте.
Я думаю, что чтение других переводов этого стиха только расширит наше понимание:
- Версия короля Якова гласит: «молчи».
- The New Living Translation говорит: «просто сохраняйте спокойствие».
- Английская стандартная версия гласит: «молчать».
- И В сообщении используется самый сильный язык, «держите ваши рты на замке».
Вот как словарь определяет слово до сих пор:
Неподвижный, неподвижный, глубокая тишина и покой, приглушенный, свободный от беспокойства или волнения.
ГОСПОДЬ БУДЕТ СРАЖАТЬСЯ ЗА ВАС
Не совсем те слова, которые можно было бы использовать для битвы, верно?
Может быть, я бы так испугался, что стал бы неподвижным, но тихим? Я думаю, что было бы трудно подавить крики, которые естественным образом вырвались бы из моего рта.
Тем не менее, это именно то, что Моисей сказал делать израильтянам:
СТОЙТЕ ТВЕРДО И МОЛЧАЙТЕ.
И большинство из нас знает, чем заканчивается эта история: Бог разделяет Красное море и дает им возможность спастись от египтян, пройдя по суше. Поистине удивительно! Он освобождает их полностью, и все, что им нужно было сделать, это стоять твердо и быть спокойными, как Он сказал. И это было только начало истории сражений Бога за Свой народ.
КАК ГОСПОДЬ СРАЖАЕТСЯ ЗА ЦАРЯ ИОСАФАТА И ЕГО НАРОД
Еще одна великая история о том, как Бог сражается за Свой народ, происходит более пятисот лет спустя, когда царь Иосафат был правителем Иудеи. Библейский комментарий Муди рассказывает нам эту историю:
Вторжение войск моавитян, аммонитян и меунитов… само по себе было неожиданным и потрясло народ… Это была грозная сила, великое множество. Эта внезапная атака показала, что у Иосафата было мало времени на подготовку, и он был уязвим, поэтому царь испугался.
Библейский комментарий Муди, с. 612
Но вместо того, чтобы сделать то, что сделало бы в этой ситуации большинство царей, посоветоваться со своими военачальниками, разработать план сражения и собрать боевые силы, царь Иосафат обратился к Господу, призвав весь народ поститься и искать лица Божия:
О Господи, Боже наших предков, Ты один Бог, который на небесах. Ты правитель всех царств земли. Вы сильны и могучи; против тебя никто не устоит! Боже наш, не изгнал ли Ты тех, кто жил в этой земле, когда пришел народ Твой Израиль? И не отдал ли ты эту землю навеки потомкам твоего друга Авраама? Твой народ поселился здесь и построил этот Храм в честь твоего имени. Они сказали: «Всякий раз, когда мы сталкиваемся с каким-либо бедствием, таким как война, чума или голод, мы можем стоять в вашем присутствии перед этим Храмом, где почитается ваше имя. Мы можем взывать к тебе, чтобы спасти нас, и ты услышишь нас и спасешь нас .
А теперь посмотрите, что делают армии Аммона, Моава и горы Сеир. Вы не позволили нашим предкам вторгнуться в эти народы, когда Израиль вышел из Египта, чтобы они обошли их и не истребили. А теперь посмотрите, как они нас награждают! Ибо они пришли изгнать нас из земли твоей, которую ты дал нам в удел.
Боже наш, неужели Ты не остановишь их? Мы бессильны перед этой могучей армией, которая вот-вот нападет на нас. Мы не знаем, что делать, но мы надеемся на вашу помощь.
2 Паралипоменон 20:3-12 (NLT)
БИТВА НЕ ВАША, А ГОСПОДНЯ
Бог ответил на искреннюю молитву царя и веру народа словом от Господа через пророка Иахазиила03:
Он сказал: «Послушайте, все жители Иуды и Иерусалима! Слушай, царь Иосафат! Так говорит Господь: Не бойся! Не пугайтесь этого могучего войска, ибо битва не ваша, а Божья. Завтра выступите против них. Вы найдете их восходящими по подъему Зиза в конце долины, которая выходит в пустыню Иеруила. Но вам даже не нужно будет драться. Займите свои позиции; затем остановитесь и наблюдайте победу Господа. Он с вами, народ Иудеи и Иерусалима. Не бойтесь и не унывайте. Выходите против них завтра, ибо Господь с вами!»
2 Паралипоменон 20: 15-17 (NLT)
Мы не можем пропустить эти важные слова (я перефразирую перевод Послания ):
Это война Бога, а не ваша.
В этой битве вам не придется поднимать руку; просто стой твердо .
Не бойся, не колеблйся. Смело идите завтра вперед — Бог с вами».
Это говорит с тобой так же, как со мной?
Вам предстоит битва прямо сейчас?
Вам кажется, что армии приближаются, а впереди бушует море?
Мне кажется, что последние несколько месяцев я участвовал в собственных битвах. И моя естественная склонность драться… особенно когда в этих битвах участвуют люди, которых я люблю и хочу защищать. Я также хочу бежать… когда все становится слишком сложно. Стоять на месте для меня не естественно. Как и молчание. Борьба или бегство часто являются моей непроизвольной реакцией на кризис.
Но Бог продолжает шептать мне на ухо:
«Молчи».
«Стой твердо».
«Молчи».
«Этот у меня есть».
«Доверься мне».
БИТВА НЕ ВАША БИБЛЕЙСКИЕ СТИХИ
Хотя я надеюсь и молюсь, чтобы эти две истории из Ветхого Завета побудили вас позволить Богу сражаться в ваших битвах, есть и другие места в Писании, к которым мы можем обратиться, когда мы устал от борьбы и готов отдать ситуацию Богу.
Вот мои лучшие стихи из Библии, когда вам нужно напомнить себе правду о том, что битва не ваша, а Господа.
Ибо Господь, ваш Бог, идет с вами, чтобы сражаться за вас против ваших врагов, чтобы дать вам победу.
Второзаконие 20:4 (ESV)
И все собравшиеся здесь узнают, что Господь спасает Свой народ, но не мечом и копьем. Это Господня битва, и Он отдаст тебя нам! 1 Царств 17:47 ESV
1 Царств 17:47 (NLT)
Ангел Господень ополчается вокруг боящихся его и избавляет их . Псалом 34:7 ESV
Псалом 34:7 (ESV)
Делай все возможное, готовься к худшему, а затем доверься Богу, чтобы принести победу .
Притчи 21:31 (MSG)
Но в тот грядущий день никакое оружие, направленное против вас, не будет иметь успеха.
Вы заставите замолчать каждый голос, поднятый, чтобы обвинить вас.
Этими преимуществами пользуются слуги Господа;
их оправдание придет от меня.
Я, Господи, сказал!Исайя 54:17 (NLT)
«Я сказал вам это, чтобы вы имели во Мне мир. В этом мире у тебя будут проблемы. Но мужайтесь! Я победил мир».
Иоанна 16:33 (NIV)
Что же мы скажем на это? Если Бог за нас, кто может быть против нас? ESV
Римлянам 8:31 (ESV)
Итак, смиритесь перед Богом. Противостаньте дьяволу, и он убежит от вас .
Иакова 4:7 (NLT)
ПОЧЕМУ БОГ ХОЧЕТ, ЧТОБЫ ВЫ ПОМНИЛИ, ЧТО БИТВА НЕ ВАША, А ЕГО
Можем ли мы доверять тому, чтобы позволить Богу сражаться в наших битвах Его путем? Хотя нашим инстинктом может быть желание применить силу или бежать и прятаться в страхе, Бог часто призывает нас занять совсем другую боевую позицию. Как и в случае с израильтянами, бегущими из Египта, и с царем Иосафатом, столкнувшимся с вражескими армиями, Он велит нам сохранять спокойствие. Он просит нас довериться Ему в наших битвах, наблюдать и ждать победы Его способом и временем.
Я не знаю, с какими врагами вы можете столкнуться сегодня, и я не знаю, как Бог собирается сражаться за вас в этой битве. Но я могу с уверенностью сказать, основываясь на истине Божьего Слова, что эта битва не только ваша.
ДАВАЙТЕ НАУЧИМСЯ ПОЗВОЛИТЬ БОГУ ВМЕСТЕ СРАЖАТЬСЯ В НАШИХ БИТВАХ
Когда мы находимся в эпицентре любой битвы, мы нуждаемся друг в друге больше, чем когда-либо. Я хочу, чтобы вы знали, что для вас есть место здесь НА ПЕРЕКРЕСТОКЕ .
Если вы желаете присоединиться к сообществу, где вы можете встретить других для надежды и ободрения на вашем пути веры, я был бы рад видеть вас в качестве попутчика . Зарегистрируйтесь, заполнив форму ниже, и вы будете получать еженедельные сообщения в блогах, ежемесячные информационные бюллетени, бесплатных ресурсов и многое другое!
Если этот пост каким-то образом вас задел, не могли бы вы оставить комментарий, поделиться им в социальных сетях или даже сообщить об этом другу? Было бы обнадеживающе услышать от других, кому нужно напомнить, что битва не наша, а божья , аминь?
Гонка не для быстрых, ни битва для сильных; ни хлеб для мудрого, ни богатство для разумного, ни милость для искусного. Ибо время и случай случаются со всем.
|