Битва на куликовом поле дмитрия донского: Дмитрий Донской на Куликовом поле

Содержание

Регистрация

Версия для слабовидящих

Поиск по сайту:

Авторизация / Регистрация
  

Главная

Сведения о библиотеке

Информационные ресурсы

События и мероприятия

Тульская областная специальная библиотека для слепых приглашает к сотрудничеству мастериц и волонтеров для изготовления тактильных книжек для маленьких детей с нарушениями зрения.
Обращаться по телефону:
8(4872) 41-66-14
8(4872) 41-03-36
Электронный адрес: [email protected]

Мы в социальных сетях — присоединяйтесь!

;

Регистрация
Логин (мин. 3 символа):*
Адрес e-mail:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Отчество:
Фамилия:*
Защита от автоматической регистрации
обновить
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.


Календарь событий


Ноябрь 2022

31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4

Библиотека рекомендует

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie и сервис Яндекс. Метрика. Продолжая работу с сайтом, Вы даете разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных сервисом Яндекс.Метрика. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Древний мир и Средние века

Глава 5 Новая тактика Дмитрия Донского и победа над Золотой Ордой на Куликовом поле

Убивает противника ярость, захватывает его богатства жадность.

Сунь-Цзы «Искусство войны»

После более чем ста лет унижений Русь начала поднимать голову. Произошло сие при князе Дмитрии Ивановиче, что впоследствии получил прозвище Донского. В 1371 году этот молодой повелитель посмел завить монгольскому послу Сарыхоже:

«К ярлыку не еду, Михаила на княжение Владимирское не пущу, а тебе послу, путь чист!»

Князь Дмитрий отказался ехать получать ярлык от хана Золотой орды, как это было принято. До него князья не считались князьями без такого ярлыка. Больше того, Дмитрий отказался выполнить волю хана и, выражаясь нашим современным языком, послал ханского представителя далеко. Такого на Руси небывало с 1237 года, когда рязанский княжич Федор нагрубил хану Батыю!

Что же дало ему смелость так поступить? Ведь эти слова были вызовом, и за ними неминуемо следовала новая война. Что же изменилось с тех пор? Неужели Русские земли преодолели период феодальной раздробленности?


Нет! Ничуть не бывало. Хотя, конечно, положение несколько изменилось, но по-прежнему феодальные княжества оставались обособленными государствами. И великий князь Московский Дмитрий Иванович имел врагами великого князя тверского и великого князя литовского и русского. То есть иными словами проблем внутреннего характера по-прежнему было выше крыши.

Но победа зависела совсем не от ликвидации феодальной раздробленности государства. Это примитивное объяснение причин поражения Руси от Батыя – раздробленность русских княжеств! В тогдашней войне все решало тактическое превосходство.

Князь Дмитрий Иванович сумел понять причины прошлых неудач и выработать тактику борьбы с монголами. Он сумел понять их сильные и, главное, слабые стороны. А такие есть всегда.

Итак, в чем была сила монгольского войска?

Тактику чингизова конного боя определяли большое количество умелых конных стрелков. Посему русским нужно было, во-первых, отразить стрелковый удар Орды. Но это легко сказать. Боевая стрельба из лука требует длительной подготовки. Военные специалисты считают, что на подготовку стрелка-лучника на уровне ордынского мастерства, нужно лет 20 подготовки. Каждый ордынец с детства был воином. Его приучали к луку с малолетства, и к 20 годам он уже был отличным воином-стрелком. Мальчик в 15 лет в Орде мог легко поразить стрелой птицу налету.

Как отразить стрелковый удар Орды?

Но на Руси среди мирных земледельцев, занятых с утра до ночи трудом в поле, времени на подготовку стрелков не было. Класс же профессиональных воинов-дружинников был сравнительно невелик. И, следовательно, стрелков было крайне мало. Тогда чем же отражать стрелковый удар Орды?

На помощь здесь пришел арбалет или как его называли на Руси самострел. Это оружие было известно на Руси издавна, и оно совсем не было секретным, но однозначно было дорогим. Зато научиться им пользоваться, было можно за 20 дней и по точности стрельбы и силе выстрела они намного превосходили луки.

Арбалеты различались по силе боя. Наиболее сильным был арбалет со стальным луком и зубчатым взводом тетивы. Из такого самострела пускались болты – тяжелые стрелы целиком изготовленные из металла. И дальность их полета была в два раза больше чем из самого дальнобойного лука. Ложа с ложбинкой для направления полет стрелы облегчала прицел.

Но тяжелый арбалет был слишком неудобен и много эффективнее действовали легкие и средние самострелы. Они были и много легче в транспортировке и взводились быстрее.

Вот что говорит по этому поводу Владимир Чивилихин в «Памяти»:

«Своего рода символом мощи и совершенства военной техники средневековой Руси можно считать тяжелые и длинные, до ста семидесяти сантиметров, стальные стрелы средины XII века с металлическим стабилизатором (а это прямое доказательство того, что арбалеты были известны на Руси давно), хранящиеся в Оружейной палате Кремля. По некоторым данным их изобрел сын Андрея Боголюбского Изяслав. Чтобы послать такой снаряд в гущу врагов, нужно было иметь очень сильный самострел. Степной всадник, пусть и отлично владеющий своим главным оружием, стрелял чаще всего с коня, управляя им и одновременно натягивая тетиву и прицеливаясь, – дальность полета стрелы и меткость попаданий снижались. Пеший же русский воин, стоявший на оборонительном валу, крепостной стене или в строю, хорошо защищенный броней, мог спокойно целиться из надежного и сильного, с прицельной рамкой самострела, технически сложного устройства, где тетива натягивается крючком, крючок натягивается гребенкой, которая передвигается системой двух шестерн». (Цит. по книге Владимира Читвилихина «Память». Роман-газета. 1982.?17 (951). – С. 92).

В XIV веке самострелы получили на Руси массовое распространение. И именно это дало возможность отразить стрелковый удар орды. Но это хоть и было важно, но все-таки не было самым главным. Ведь за стрелковым ударом следовала массированная атака тяжелой ордынской кавалерии. И вот здесь пришлось вспомнить о боевом порядке князя Святослава. Тяжелая конница разбивалась пред бронированным клином и стеной из щитов и гребенкой длинных копий.

Ополчение городов – пехота московского князя

Ставка московского великого князя теперь делалась на пехоту. Дмитрий Иванович наверняка хорошо знал тактику полководцев древних народов (книги о Кире Великом, Александре Македонском, Юлии Цезаре на Руси были) и многое оттуда для себя взял. Вспомнил он и победах своего предка великого князя Киевского Святослава Игоревича.

Где же было взять столько пехоты?

А ополчения городов? Там можно было набрать любое количество воинов. Москва и каждый зависимый от Москвы город выставляли в войско ратников, вооруженных и оснащенных за свой счет. Тогда почти каждый зажиточный и средний горожанин имел у себя дома щит, копье, меч, доспехи.

Формировалось ополчение из простых горожан ремесленников и торговцев. Все они не были профессионалами в военном деле. Но разве в битве при Марафоне победили профессионалы?

Зато каждый ополченец знал свое место в десятке и сотне и знал всех своих товарищей, что стояли рядом с ним. Это были его ближайшие соседи, друзья, родственники. По великокняжескому слову ополчения городов собирались в сборных пунктах и выступали в поход.

Тактика боя ополчения была проста. Пехота выстраивалась в подобие македонской глубокой фаланги, прикрывались большими щитами и выставляла вперед гребенку из копий. И эта фаланга становилась неодолимой преградой для кавалерии, при условии умело использования пехоты состоявшей из стрелков. Но эту проблему Дмитрий Иванович решил, как уже упоминалось выше.

Следовательно в распоряжении Дмитрия Ивановича было войско, которое можно, со все ответственностью, назвать общегосударственной русской армией. И создавалась эта военная сила в течение нескольких десятилетий до Куликовской битвы посредством закрепления вассальной зависимости удельных князей от великого князя Московского. Не зря князья Иван Калита, Симеон Иванович Гордый, Иван Иванович Красный и Дмитрий Иванович Донской «собирали» вокруг себя русские земли. Хотя, конечно, тогда нельзя было говорить о том, что Московская Русь была единым государством, таким как царство Московское при Алексее Михайловиче.

Тактический перевес русских – битва на Воже в 1378 году

Больше того, князь Дмитрий Иванович использовал, кое что из тактических приемов самого Чингисхана. И он вывел свое войско на Куликово поле с одним намерением – победить. И, скажу более, он был в этой победе уверен на 100%. Подвергать Русь риску нового нашествия он не собирался!

Первая серьезная встреча монголов и русских произошла еще в 1378 году в битве на реке Воже. Тогда на Русь пришел не сам повелитель Золотой Орды, но один из военачальников – мурза Бегич. И Бегичева победоносная и могучая конница впервые тогда столкнулась с пешей фалангой закованной в кольчуги, прикрытой большими щитами и ощетинившейся гребенкой прочных копий.


Русские войска не пошли на противоположный берег реки Вожи, а стали жать врага. Дмитрий Иванович возглавил центральный пеший полк, а князю Дмитрию Пронскому и московскому боярину Тимофею Вельяминову он доверил конные полки из великокняжеской дружины рыцарей и они были поставлены на флангах. А это свидетельствует только о том, что конница стала вспомогательной силой в этой битве!

Несколько дней стояли противники на берегах Вожи и не начинали сражения. И это стояние уже говорит о том, что монголы растерялись! Ведь они за 100 лет уже привыкли хозяйничать на Руси и вести себя как победители. Но Бегич столкнулся с совершенно с иной тактикой и потому был в растерянности. Он думал, что предпринять.

Не ударить на русских Бегич не мог. Не давала ордынская честь. И 11 августа 1378 года приказал своей конной лаве атаковать и раздавить русские полки.

И в итоге центр русского войска, состоящий из пехоты, выдержал удар ордынской конницы и фланговые полки русской рыцарской конницы нанесли удар по Бегичевым ратям слева и справа.

Бегичевы конные рати, были в итоге, наголову разгромлен. Конница уступала место пехоте. В этом сражении погиб сам мурза Бегич и несколько ордынских князей Хазибей, Коверга, Кострюк и др.

Хочу также здесь кратко упомянуть и о вооружении русских воинов того периода. В работе известного историка Кирпичников, сказано, что «наши предки имели совершенное вооружение собственного изготовления, а также лучшее, что производили оружейники Запада и Востока. Даже простое перечисление этого оружия дает представление о его универсальном разнообразии? Копья харалужные, мечи русские, литовские, булатные, кончары (клинки) фряжские, топоры легкие, кинжилы фряжские, мисюрские (обоюжоострые), самострелы русские, стрелы каленые, сулицы немецкие, шеломы злаченые (с золотой чеканкой), черкасские, немецкие, шишаки (боевые наголовья) московские, калантари (безрукавные доспехи) злаченные, щиты червленые, топоры чеканы, копья злаченые, рогатины, сабли и байданы (пластинчатые кольчуги) булатные, палицы железные, корды (однолезвийные, прямые или слегка искривленные клинки) ляцкие (польские), доспехи твердые, шеломы злаченные с личинами (масками), кольчуги сварные клепанные,, шлемы с высоким шпилем для еловца (флажка), крюки серповидные железные на длинных древках для стаскивания всадников с коней». (Цит. по книге Кирпичникова А.Н. «Куликовская битва». Л.: 1980. -С.74-82.)

Даже если просто описать каждый из этих видов вооружения без их истории, то это займет больше 20 страниц. Это тема весьма и весьма интересная но не для данной книги.

Численность войск противников и их качественная подготовка в битве на Куликовом поле

Итак, мы подошли к самой битве на Куликовом поле, где русские воины покрыли себя славой на века.

Первый вопрос, что можно задать – сколько же было войск в этой битве у противников?

Кто пришел туда вместе с князем Дмитрием и его дружиной? К Москве шли тогда дружины и городовые полки из Устюжны, из Белоозера, из Ярославля, из Костромы, из Пскова, из Полоцка, из Брянска и из иных мест.

Вот что сообщает нам пространная летопись о Куликовской битве:

«Тогда же на том побоищи убиении (убиты) быша (были) на сьступе: князь Федор Романович Белозерский, сын его Иван, князь Федор Торусский и брат его Мстислав, князь Дмитрий Монастырев, Семен Михайлович Микула…»

И далее перечисляется длинный ряд знатных князей и бояр, что сложили свои головы в битве.

Но большие князья Михаил Тверской, Олег Рязанский своих дружин с московским войском не слили. Не прислал своих полков и Великий Новгород, не прислали князья смоленские. Так что говорить о том, что все русские силы соединились нельзя.

Да и княжеские дружины были по-прежнему конные и обладали все теми же недостатками, что были за 150 лет до того. Но князь Дмитрий Иванович уже вовсю использовал ополчения городов. И именно это ополчение было его новым пехотным войском.

О том, сколько было русских, точных сведений у нас нет. В различных источниках дается число от 100 до 150 тысяч.

«Общее количество русских ратников, – писал историк Лев Гумилев, – собравшихся под знаменами Дмитрия Московского, исчислялось 150 тысячами человек». (Цит. по книге Льва Гумилева «От Руси к России». М.: АСТ. 2002. – С.207.).

Но это совершенно неверно, хотя стоит доверять словам в летописях о том, что таких воинских сил Русь не выставляла в своей истории никогда. Это прямо сказано в Карамзина в его истории. И я бы рискнул предположить, что русских было на Куликовом поле около 40-50 тысяч.

Численность войск хана Мамая также точно не известна. Но, очевидно, что она была больше численности войск московского князя. Мамай также как и Дмитрий пришел с намерением победить. Иного шанса остаться на пересоле Золотой Орды у него не было. Ведь не стоит забывать, что хан Мамай не имел права на трон. Да он был талантливым полководцем и опытным правителем, но он не был принцем чингизидом, то есть не принадлежал к роду Чингисхана. А только представители этого рода могли носить корону в государствах основанных им и его потомками.

Но Мамай решился на провозглашение себя ханом в нарушение закона. И теперь победа над русским была нужна ему для того чтобы на престоле закрепиться. Поэтому готовился он к войне с Дмитрием Московским серьезно. Он собрал под свои знамена все лучшие силы Золотой Орды. Историки говорят, что было у него около 150-200 тысяч воинов.

«Общая численность войск грозного темника (Мамая), – писал Гумилев, – составила приблизительно 200 тысяч человек». (Цит. по книге Льва Гумилева «От Руси к России». М.: АСТ. 2002. – С.207.).

Это также маловероятно, но цифра в 70-80 тысяч человек вполне реальна. Мамай мог привести с собой такие силы. Это было вполне по карману Золотой Орде. Хотя я согласен что общая численность армии этого государства могла составлять и 200 тысяч. Но каждому понятно, что всех войск привести на поле боя нельзя. Нужны отряды охранных границ и гарнизоны крепостей. Выйдя на бой с князем Дмитрием Ивановичем, Мамай не мог оставить Орду без защиты.

С численностью все относительно ясно, но вот что можно сказать о качественной стороне войска Мамая? Понятно, что это были уже совсем не монгольские железные легионы Чингисхана. Но тем не менее его армия была весьма сильной и боеспособной.


Чивилихин заявляет в книге «Память» что у «Мамая были тяжеловооруженные фряжские рыцари, а мурзы, эмиры, беки, баи, нукеры-телохранители защищались русскими, среднеазиатскими и кавказскими кольчугами и панцирями облегченного типа и устаревших образцов».

«Меньше всего в полчище Мамая находилось монгол и татар, – говорит тот же Чивилиин. – Это было разноплеменное и разноязычное скопище разноверцев, обманутое, соблазненное, принужденное или купленное международным авантюристом XIV века…»

Историк из школы евразийцев Лев Гумилев утверждал, что на Куликовом поле был вместе с Мамаем «мусульманский суперэтнос». Я сейчас не стану пересказывать основы теории Гумилева. Это всем не тема для данной книги. Мы говорим о военной тактике и стратегии и вооружениях армий того времени.

Без всякого сомнения, у Мамая были тяжеловооруженные ордынские всадники и их доспехи были не совсем так примитивны как утверждает Чивилихин. Да и армия его совсем не было разноплеменным сбродом.

Основы тактики заложенной Чингисханом – использование легких и тяжело вооруженных всадников – остались неприкосновенными. Но у Мамая были и какие-то фряжские рыцари. Вот этот момент меня заинтересовал более всего.

Кто же это такие? Чивилихин говорит:

«В Италии, откуда явилось на Русь закованное в латы воинство, их называли кондотьерами – от слова – cjndotta -«наемная плата». Отряды хорошо вооруженных авантюристов, нанимаемые в XIV веке итальянскими феодалами и мелкими тиранами… Состояли в основном из немцев, но были среди них также английские рыцари, например свирепый Джон Гаквуд, предводитель отряда наемных англичан, французские и итальянские искатели легкой наживы, служившие оружием тому, кто больше платит».

Правда, не совсем понятно, где стоил отряды этих кондотьеров в битве.

Вооружение и оснащение знатного воина тяжелой кавалерии

Княжеские конные дружины по-прежнему были весьма важным инструментом в войне того времени. Хотелось бы описать, как выглядел знатный русский всадник времен XIII-XIV веков. Такую информацию нам дает ученный Кирпичников, большой знаток военного дела того времени.

Голову воина защищал массивный сфероконический шлем со шпилем и цельнокованым забралом в виде человеческого лица. Это забрало на Руси называли личиной. Сверху личина крепилась к шлему при помощи шарнира, а снизу притягивалась кожаным шнурком. Шея и плечи воина были защищены кольчужной сеткой, как было и более раннее время.

Корпус воина был прикрыт кольчугой и пластинчатым доспехом, одетым поверх кольчуги для большей надежности. На ногах воина были цельноплетеные кожаные чулки, а руки были защищены наручами и налокотниками. Кисти рук были затянуты обшитыми кольчужной сеткой рукавицами.

Оружием воина было копье, меч и секира, лук и стрелы.

Конь воина был покрыт кольчужной попоной, а голову коня прикрывала стальная маска.

Ход Куликовской битвы

Бросай своих солдат в такое место, откуда нет выхода, и тогда они умрут, но не побегут. Если же они будут готовы идти на смерть, как же не добиться победы. И воины и прочие люди в таком положении напрягают все свои силы. Когда солдаты подвергаются смертельной опасности, они ничего не бояться; когда у них нет выхода, они держаться крепко; когда они заходят в глубь неприятельской земли, их ничто не удерживает; когда ничего поделать нельзя, они дерутся.

Сунь-Цзы

«Искусство войны»

Великий князь Дмитрий Иванович во время Куликовской битвы поступил именно так, как советовал Сунь-Цзы, хотя его работы он не читал.

Московский князь назначил переправу через Дон своему войску на 7 сентября. Переправившись, полки стали между Смолкой и Нижним Дубиком. Место сражения было выбрано и к нему уже приближались монгольские орды. Местом своей ставки хан Мамай, один из самых талантливых полководцев Золотой Орды, выбрал Красный холм.

Дмитрий после переправы через Дон приказал уничтожить мосты, дабы не было возможности отступить. Оставалось одно – смерть или победа. Русские заняли удобную позицию. Правый фланг был хорошо защищен болотистыми берегами Непрядвы и Нижнего Дубика. Здесь Дмитрий Иванович поставил полки тяжеловооруженной конницы – псковские и полоцкие конные дружины. Задача этого полка было отражать все наскоки ордынцев и стоять на месте, не атаковать.

Главные события по замыслу московского князя должны были развернуться на левом фланге. Ибо Дмитрий знал, что против него пойдет правое крыло монголов, а это у них всегда было крыло атаки.

Левый фланг русского войска защищали кроме того топкие берега реки Смолки. Вот именно здесь московский государь и подготовил монголам ловушку по примеру Чингисхана. В дубраве был расположен засадный полк из отборных воинов под командованием князя Дмитрия Боброка-Волынского.

В центре русских позиций стоял большой полк. В него вошли пешие ратники из городовых полков. Эта пехота должна была остановить монгольские конные рати.

Позади русских позиций стоял резервный полк. Сам великий князь Дмитрий Иванович облачился в боевые доспехи и пошел в строй простым ратником. Великокняжескую одежду он передал боярину Михаилу Бренку. И тот изображал князя под великокняжеским знаменем.

Такова была расстановка сил. Монголы ударили первыми по всему фронту. С правого фланга они были легко отбиты кавалерией полка правой руки. В центре их удар отразила пехота. Завязалась лютая сеча.

Мамай стал усиливать свой правый фланг – крыло атаки – и бросать туда все новые и новые силы. По его замыслу, прорвав левый фланг русских и обратив в бегство конные полки левой руки, он заходил в тыл русской фаланге, зажимал её с двух сторон и уничтожал.

И по замыслу Дмитрия все поначалу так и происходило. Полк левой руки стал отступать. Вперед выдвинулся резервный полк для поддержания кавалерии.

Мамаю показалось, что русские побежали и он бросил на свой правый фланг все имеющие у него резервы. Даже полк личной гвардии. И вот здесь в тыл наступающим монголам ударил засадный полк Боброка-Волынского. Это был разгром. Ордынская конница побежала, и русские конные полки начали преследование врага.

Тоже самое, произошло в иной знаменитой битве при Каннах. И если князя Святослава Игоревича можно назвать русским Македонским, то Дмитрий Иванович смело может претендовать на прозвище русского Ганнибала.

У него как у знаменитого карфагенского полководца было меньше сил чем у противника. У римлян было 80 тысяч пехоты и 6 тысяч всадников. Ганнибал имел в своем распоряжении 40 тысяч пехоты и 10 тысяч конных.


Казалось бы, исход сражения предрешен, но воют не числом, а умением. Ганнибал против слабого левого фланга римлян выставил 8 тысяч отборной кавалерии, и это решило исход сражения в его пользу. И Дмитрий Иванович сделал тоже самое!

2.8. Смотр перед битвой войску Дмитрия Донского на Девичьем поле с Девичьим монастырем Московское Девичье поле с Новодевичьим монастырем

2.8. Смотр перед битвой войску Дмитрия Донского на Девичьем поле с Девичьим монастырем
Московское Девичье поле с Новодевичьим монастырем
По дороге к полю битвы Дмитрий устроил своему войску смотр «на поле Девичьем». Сообщается следующее: «Более 150 тысяч всадников и пеших

4.12.7. СМОТР ПЕРЕД БИТВОЙ ВОЙСКУ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО НА ДЕВИЧЬЕМ ПОЛЕ С ДЕВИЧЬИМ МОНАСТЫРЕМ. МОСКОВСКОЕ ДЕВИЧЬЕ ПОЛЕ С НОВОДЕВИЧЬИМ МОНАСТЫРЕМ

4.12.7. СМОТР ПЕРЕД БИТВОЙ ВОЙСКУ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО НА ДЕВИЧЬЕМ ПОЛЕ С ДЕВИЧЬИМ МОНАСТЫРЕМ. МОСКОВСКОЕ ДЕВИЧЬЕ ПОЛЕ С НОВОДЕВИЧЬИМ МОНАСТЫРЕМ
По дороге на поле битвы, Дмитрий устроил своему войску смотр «на поле Девичьем». «Более 150 тысяч всадников и пеших стало в ряды, и

4.12.8. БАБИЙ ГОРОДОК И ПОЛЯНКА НА ПРАВОМ БЕРЕГУ МОСКВЫ-РЕКИ КАК ВОЗМОЖНОЕ ДЕВИЧЬЕ ПОЛЕ И МЕСТО СМОТРА ВОЙСК ДМИТРИЯ ДОНСКОГО

4.12.8. БАБИЙ ГОРОДОК И ПОЛЯНКА НА ПРАВОМ БЕРЕГУ МОСКВЫ-РЕКИ КАК ВОЗМОЖНОЕ ДЕВИЧЬЕ ПОЛЕ И МЕСТО СМОТРА ВОЙСК ДМИТРИЯ ДОНСКОГО
Сегодня Девичье Поле находится на левом берегу Москвы-реки. Однако вероятнее, что Дмитрий Донской устроил смотр войск на ПРАВОМ берегу реки, еще до

26. «Явление креста», давшее победу Константину Великому, и победа Дмитрия Донского «с помощью креста» Пушки — это «схимы с крестами» в войске Дмитрия Донского

26. «Явление креста», давшее победу Константину Великому, и победа Дмитрия Донского «с помощью креста»
Пушки — это «схимы с крестами» в войске Дмитрия Донского
В Куликовской битве войска Дмитрия Донского использовали пушки [4т1], гл. 6. В войске Мамая, по-видимому, пушек не

2.11. Смотр войск Дмитрия Донского перед Куликовской битвой на Девичьем поле Московское Девичье поле, Новодевичий монастырь и старый Девичий монастырь за Черторыем

2.11. Смотр войск Дмитрия Донского перед Куликовской битвой на Девичьем поле
Московское Девичье поле, Новодевичий монастырь и старый Девичий монастырь за Черторыем
По дороге на поле битвы, Дмитрий устроил своему войску смотр «на поле Девичьем». Сообщается следующее.

Смотр перед битвой войску Дмитрия Донского на Девичьем поле с Девичьим монастырем. Московское Девичье поле с Новодевичьим монастырем

Смотр перед битвой войску Дмитрия Донского на Девичьем поле с Девичьим монастырем. Московское Девичье поле с Новодевичьим монастырем
По дороге на поле битвы, Дмитрий устроил своему войску смотр «на поле Девичьем». «Более 150 тысяч всадников и пеших стало в ряды, и Дмитрий,

2.8. Смотр перед битвой войску Дмитрия Донского на Девичьем Поле с Девичьим монастырем Московское Девичье поле с Новодевичьим монастырем

2.8. Смотр перед битвой войску Дмитрия Донского на Девичьем Поле с Девичьим монастырем
Московское Девичье поле с Новодевичьим монастырем
По дороге на поле битвы Дмитрий устроил своему войску смотр «на поле Девичьем». Сообщается следующее. «Более 150 тысяч всадников и пеших

26. «Явление креста», давшее победу Константину Великому, и победа Дмитрия Донского «с помощью креста». Пушки – это «схимы с крестами» в войске Дмитрия Донского

26. «Явление креста», давшее победу Константину Великому, и победа Дмитрия Донского «с помощью креста». Пушки – это «схимы с крестами» в войске Дмитрия Донского
В Куликовской битве войска Дмитрия Донского использовали пушки [4т1], гл. 6. В войске Мамая, по-видимому, пушек не

1.8. Смотр войск Дмитрия Донского перед Куликовской битвой на Девичьем поле Московское Девичье поле и Новодевичий монастырь

1.8. Смотр войск Дмитрия Донского перед Куликовской битвой на Девичьем поле
Московское Девичье поле и Новодевичий монастырь
По дороге на поле битвы, Дмитрий устроил своему войску смотр «на поле Девичьем». Сообщается следующее. «Более 150 тысяч всадников и пеших стало в

8. Пушки Дмитрия Донского на Куликовом = Марафонском поле описаны в «античной» литературе также как «герой Эхетлей», перебивший во время сражения многих мидян

8. Пушки Дмитрия Донского на Куликовом = Марафонском поле описаны в «античной» литературе также как «герой Эхетлей», перебивший во время сражения многих мидян
8.1. Свидетельство Павсания
О знамениях, сопровождавших Марафонскую, то есть Куликовскую, битву, говорили многие.

Глава 5 Новая тактика Дмитрия Донского и победа над Золотой Ордой на Куликовом поле

Глава 5 Новая тактика Дмитрия Донского и победа над Золотой Ордой на Куликовом поле
Убивает противника ярость, захватывает его богатства жадность.
Сунь-Цзы «Искусство войны»
После более чем ста лет унижений Русь начала поднимать голову. Произошло сие при князе Дмитрии

ШАГИ К ОСВОБОЖДЕНИЮ. ПОБЕДА НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ. ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ

ШАГИ К ОСВОБОЖДЕНИЮ. ПОБЕДА НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ. ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ
Первые попытки освободиться от власти ордынского хана сделаны уже после нашествия Батыя. Заметим, что сохранили военные силы многие русские города, не подвергавшиеся «Батыеву погрому»: Новгород, Псков,

10. СМЕРТЬ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО И ГИБЕЛЬ ОСМАНСКОГО СУЛТАНА МУРАДА I НА КОСОВОМ ПОЛЕ

10.  СМЕРТЬ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО И ГИБЕЛЬ ОСМАНСКОГО СУЛТАНА МУРАДА I НА КОСОВОМ ПОЛЕ
В 1389 году Дмитрий Донской = Константин Великий внезапно умирает. «Народ веселился, не предвидя несчастья, коему надлежало случиться толь скоро и толь внезапно. Димитрию едва исполнилось сорок

2.7а. Смотр войск Дмитрия Донского перед Куликовской битвой на Девичьем поле Московское Девичье поле, Новодевичий монастырь и старый Девичий монастырь за Черторыем

2.7а. Смотр войск Дмитрия Донского перед Куликовской битвой на Девичьем поле
Московское Девичье поле, Новодевичий монастырь и старый Девичий монастырь за Черторыем
По дороге к полю битвы, Дмитрий устраивает войску смотр «на поле Девичьем». Сообщается следующее. «Более 150

Князь Дмитрий Иванович и победа на Куликовом поле

Князь Дмитрий Иванович и победа на Куликовом поле
Захвативший власть над западной частью Орды (Крымом и Причерноморскими степями) темник (военачальник) Мамай не мог примириться с этим. К тому же победа над непокорной Москвой обещала укрепить его влияние. Набрав большое

5.6. Трубы и кувшины со светильниками у израильских воинов Гедеона — это пушки Дмитрия Донского на поле Куликовом

5.6. Трубы и кувшины со светильниками у израильских воинов Гедеона — это пушки Дмитрия Донского на поле Куликовом
Победа в Куликовском сражении была достигнута благодаря пушкам = «Знаку Креста», «Небесному Лабаруму» Константина Великого = Дмитрия Донского. Зададимся

Жития святых

Назад к списку
Отправить по электронной почте эту страницу

Святой Великий Князь Димитрий Донской

1 июня (19 мая) г. по старому стилю) церковь празднует память святого великого князя Димитрия Донского.

Святой князь Димитрий, сын князя Ивана Красивого и княгини Александры, родился 12 октября 1350 года и воспитывался в любви к Богу и Святой Церкви под опекой святителя Московского Алексия. В воспитании князей святителю большую помощь оказал преподобный Сергий Радонежский. Христианское благочестие князя Димитрия сочеталось с талантом видного государственного деятеля. Он посвятил себя делу объединения русских земель под верховенством великих князей Московских и освобождению России от татарского ига. На всю свою деятельность Великий Князь получил благословение Церкви. Собирая силы для решающего сражения с татарскими полчищами хана Мамая, святитель Димитрий посетил под Москвой Свято-Троицкий монастырь (в то время он назывался Троицким Домом) и поделился со святителем Сергием своими сомнениями относительно боеспособность его небольшого войска по сравнению с великим Мамаевым войском. Преподобный помолился Богу и благословил князя, пророча победу его христианскому воинству. Старец воодушевил князя и его воинов, послав с ними двух бывших великих воинов, а ныне троицких схимонахов Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю).

ул. Дмитрия Донского

Перед сражением святой Димитрий усердно молился Богу, а затем обратился к своим воинам со словами: Братья, пришло время нам испить из нашей чаши, и пусть это место станет нашей могилой ради Христа Битва состоялось на Куликовом поле, в междуречье Дона и Непрядвы, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, 8 (21) сентября 1380 года. За эту победу великий князь Димитрий удостоился наименования Донского. В благодарность Богу и Его Пресвятой Богородице святитель Димитрий основал на реке Дубенке Успенский монастырь и построил над могилами павших воинов храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В то же время в Троицком монастыре святой князь установил обычай всеобщего поминовения павших воинов (так возникли Дмитриевские родовые субботы). Перед смертью великий князь написал духовное завещание, повелев своим детям чтить мать свою великую княгиню Евдокию (Ефросинию в монашестве; преставилась 7 (20) июля 1407 г., поминается в лике святой), а правителям правительства жить по заповеди Божии, устанавливающие мир и любовь среди людей.

Преставился святитель Димитрий ко Господу 19 мая 1389 года и был погребен в Архангельском соборе Московского Кремля. Почитание великого князя Димитрия началось вскоре после его кончины. Жизнь святых являла собой яркий пример любви к Богу, ближним и Родине.

© 2000-2010 Русская Православная Церковь Преображения Господня.

Славянская площадь, 4 – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Район, на котором расположена Славянская площадь, 4, имел несколько названий, старейшее из которых – Кулишки. Хотя русское словосочетание «отстойники» похоже на «Кулишки» — и на самом деле вполне подходит — эти два слова не связаны. Согласно легенде, демоны бродили по местности, стонали по ночам и иногда даже нападали на пожилых женщин. Само здание на Славянской площади, 4 было построено невероятно популярным русским архитектором Николаем Жериховым, который в то время был очень востребован. Жерихов был признанным знатоком модерна и автором экстравагантных доходных домов на центральных улицах Москвы.

Исходная информация

Этимология слова «кулишки» не совсем ясна, но наиболее распространенным определением этого слова является луг, образовавшийся после вырубки леса. Фактически здесь располагался Васильевский луг, лежавший в поймах рек Москвы, Яузы и Рачки. Рачка текла по Салянке, а сейчас замкнулась в трубу.

Владения храмов Всех Святых на Кулишках и Кира и Иоанна на Солянке

1828

После победы Дмитрия Донского в Куликовской битве в 1380 году название кулишки стало известно на всю Московию. В честь победы и в память о павших воинах Дмитрий Донской заказал большой храм Всех Святых, которому по обычаю того времени дали адресную приписку (Кулишки). Останки русских воинов были привезены с Куликова поля и захоронены в стенах деревянной церкви. Церковь Всех Святых на Кулишках, перестроенная в камне в 1488 году, была первой церковью, ставшей памятником русским войскам. Позднее, во время сражения с захватчиками в 1612 году, церковь, расположенная далеко от границы с Москвой, сильно пострадала. В 1687-1689 гг., он был перестроен почти полностью с нуля, добавлена ​​колокольня. Здание конца 17 века с четырехъярусной колокольней стоит и сегодня.

Владение Всехсвятской церкви, как и территория корпуса 4, простирается на восток и юг. На протяжении нескольких столетий приходили и уходили небольшие деревянные постройки и каменные дома, но сейчас на этом месте стоит дом № 4, который пустовал как минимум до середины 19 века.

Это произошло в результате нескольких пожаров. Только в середине XVIII века их было несколько, настолько серьезных, что они заслуживают следующей записи в русских летописях: «…у сего храма Всех Святых дворы приходские все сгорели без остатка». снова в 1812 году, пострадала и сама церковь. Восстановление шло медленно, и церковь вместе с имуществом была передана соседней церкви Святых Кира и Иоанна, находившейся на Солянке, но не сохранившейся.

 

Варварская площадь

Фото конца 19 – начала 20 века. Из книги Сытиной «Из истории московских улиц» (1958 г.)

Церковь Всех Святых на Кулишках была перестроена к 1829 г., но ее прежние земли были возвращены только в 1845 г. Время восстановления церкви практически совпадает с появлением нового названия местности. . В 1819 году землю будущей площади начали расчищать от ненужных былых построек и военных укреплений. К 1823 году в Москве появилась новая площадь – Варварская, названная по расположенным рядом Варварским воротам. На территории вокруг церкви также появился переулок Солянский тупик, который существует и по сей день. Сам наш корпус номер 4 находится на самом деле на Солянском тупике, а не на площади. Как показывает атлас Москвы Хотева 1852 г., различные постройки, в основном деревянные, появились на правой стороне Солянского тупика в середине XIX в.век. Ситуация не изменилась и к концу века.

На рубеже 20-го века стандартный вид района стал постепенно меняться. Церковь продала часть своей земли, и практически точно на том месте, где сейчас стоит дом № 4, было возведено четырехэтажное здание, выходящее на улицу Солянку. Однако по неизвестным причинам здание простояло недолго, и оставшуюся территорию за церковью покрыл сад.

Дом на Кулишках

Начало 20 века ознаменовалось крупными стройками старых Кулишков. В начале 1900-х некая Колчина (предположительно) приобрела землю рядом с храмом Всех Святых на Кулишках и начала строить на бывшем церковном имении самый большой тогда жилой дом.

Для проектирования здания был приглашен невероятно популярный в то время русский архитектор Николай Жерихов. В 1902 г. он успешно осуществил свой первый архитектурный проект – доходный дом Г. Бройдо на Остоженке. С этого времени и до своей смерти в 19 г.16, Жерихов был признанным знатоком модерна, построив экстравагантные доходные дома на центральных улицах столицы. Всего за 14 лет активной работы архитектор построил 46 зданий по заказу в основном богатых купцов.

Доходный дом на Солянском тупике должен был быть внушительных размеров – архитектор предлагал разные экстравагантные штрихи – но, похоже, у заказчика не хватило средств. По поручению Колчиной построить доходный дом перед Жериховым встала сложная задача совместить пожелания с реальными возможностями. Архитектору это удалось, и строительство было завершено в 1909.

Фасад массивного Г-образного здания выходит на площадь. Он практически лишен окон и резко контрастирует с парадным фасадом, который также виден с площади. Общий замысел дома очень сдержан и строг, но в творении Жерихова просматриваются черты современности. Архитектор использовал излюбленный прием добавления слегка выступающих кронштейнов, равномерно распределенных по фасаду. Они являются основным архитектурным украшением и дополняются разнообразным декором окон.

Особенно выделяется главный фасад, где находится вход в здание; окна на плоской части фасада отличаются от окон на ризалите шириной и архитектурными элементами. Характерно, что постройки Жерихова были богато украшены лепниной и скульптурой — например, дом на углу Малого Могильцевского и Плотникового переулков или дом Вильнера на Старой Басманной. Однако в доме Колчиной он позволил себе лишь небольшую скульптурную шутку. На широком трехстороннем окне четвертого этажа расположены два одинаковых лица мифологического существа, напоминающего бородатого лешего.

У Жерихова явно было больше возможностей для выражения своей страсти к модерну при работе над интерьером здания. Дом строился как жилой, и никаких магазинов и офисов в нем быть не должно. Поэтому попасть в апартаменты можно было прямо из просторного парадного входа на первом этаже. Кроме того, входы в квартиры располагались под красивыми арками, над каждой из которых красовался лепной медальон с номером квартиры. Один из таких медальонов, номер 3, сохранился до наших дней.

Далее через арку находится главная лестница. Эта часть внутренней архитектуры сохранилась лучше всего.

Широкая винтовая лестница из каррарского мрамора плавно ведет на пятый этаж благодаря треугольной форме ступеней.

Но самой характерной и привлекательной деталью интерьера в стиле модерн являются чугунные перила на лестнице. Он полностью сохранился. Детальная конструкция перил довольно жесткая, но при этом элегантная и легкая. Перила состоят из секций чугуна с ритмичным повторением прямых вертикальных линий, скрепленных вверху красивой изогнутой дугой, обращенной вниз. Перила уходят вверх, плавно повторяя каждый изгиб винтовой лестницы.