Содержание
Олег Вещий — биография
Князь Олег – первый правитель Древнерусского государства. После смерти Рюрика с 879 г. властвовал на территории Северной Руси, захватил в 882 г. Киев и объединил земли Северной и Южной Руси в единое государство – Киевскую Русь.
Олег – биография (жизнеописание)
Политическая деятельность Олега оказалась удачной: он расширил территорию Киевского княжества, подчинив многие народы Восточной Европы, а также совершил успешный поход на Константинополь в 907 г., после которого заключил выгодный торговый договор с греками.
Образ князя Олега, прозванного русским летописцем Вещим, стал чрезвычайно популярным в русской культуре – поэзии, литературе и изобразительном искусстве, но вместе с тем эта историческая фигура является одной из самых спорных и сложных для научного исследования. Даже считающиеся наиболее достоверными самые ранние русские летописи, составленные на рубеже XI – XII вв., некоторые основные факты биографии Олега сообщают противоречиво. Многие летописные сюжеты, связанные с этим князем, отражают исторические предания устного, фольклорного и даже мифоэпического характера, имеющие параллели в культуре других народов.
Князь или воевода?
Как заметил В. Я. Петрухин, наиболее полно жизнь Олега освещена в летописи Повесть временных лет (нач. XII в.). В 879 г. в связи со смертью Рюрика в этой хронике впервые сообщается об этом князе. Княжение перешло к нему как к «родичу» Рюрика и опекуну над Игорем – малолетним сыном северорусского правителя. О степени их родства в большей мере, видимо, позволяет судить Иоакимовская летопись (XVII в.), на основании сведений которой В. Н. Татищев считал, что Олег был шурином Рюрика, «урманским князем» из Швеции.
В Новгородской первой летописи, наиболее близкой к Начальному своду 1090-х гг., лежащему в основе самых древних русских хроник, Олег – не князь, а воевода при уже вполне взрослом князе Игоре. Соответственно, и захват Киева – совместное мероприятие Игоря и Олега.
Хронология событий, в которых участвует Олег, в новгородском летописании «запаздывает» по отношению к той, которую отражает Повесть временных лет. Так, знаменитый поход Олега на Константинополь 907 г. здесь датируется 922 г. Впрочем, исследователями давно признана условность ранних летописных датировок и их «зависимость» от дат греческих хронографов, с которыми «сверялись» древнерусские авторы.
Первая «столица» Олега?
Этот вопрос напрямую связан со статусом Олега и возрастом Игоря. Так, крупнейший исследователь русского летописания А. А. Шахматов полагал, что Олег и Игорь независимо друг от друга правили: один в Киеве, другой – в Новгороде. Предания об обоих соединил автор Начального свода, который и «сделал» Олега воеводой при Игоре. Составитель же Повести временных лет «вернул» ему княжеский титул. Для того чтобы объяснить одновременность двух князей, летописец и показал Игоря младенцем на руках Олега.
Но где же «сидел» Олег до захвата Киева? Летописи об этом прямо не говорят. Подразумевается, что после смерти Рюрика там же, где находился последний, то есть в Новгороде. Но ведь есть источники, например, Ипатьевская летопись, которые указывают и на Ладогу, как первую резиденцию Рюрика. Да и «одна из могил» Олега летописным рассказом приурочена к Ладоге.
Известный польский ученый Х. Ловмяньский предположил, что первой резиденцией Олега была Ладога, а затем он сделал местом своего пребывания Смоленск, учитывая его роль как важного торгового центра. Правда, сам же историк и указал на слабое место в своей гипотезе: Смоленск не был упомянут летописью в списке важнейших городов, подвластных Киеву (907 г.). Да и подчинил себе Олег Смоленск незадолго до киевских событий.
Как Киев стал «матерью городам русским»
По сообщению Повести временных лет Олег в 882 г., собрав воинов от многих народов, проживавших на севере Руси, выступил в поход на юг. «Приняв власть» в Смоленске и «посадив в нем своего мужа», захватил далее Любеч. Теперь путь Олега лежал на Киев. В Киеве правили Аскольд и Дир, бывшие дружинники Рюрика, отпущенные им в 866 г. в поход на Византию и осевшие здесь после возвращения из похода. Олег спрятал своих воинов в ладьях и на берегу, а сам послал за варягами, велев им передать, что они, мол, купцы, идут к грекам от Олега и княжича Игоря, «придите к нам, к родичам своим». В Никоновской (Патриаршей) летописи (XVI в.) для убедительности добавлено, что Олег сказался больным и, видимо, поэтому приглашает к себе правителей Киева.
Когда Аскольд и Дир явились на место встречи, Олег, обвинил их в том, что они не имеют прав на княжение в Киеве, в отличие, как раз, от него и Игоря – сына Рюрика. По его знаку выбежавшие из засады воины убили Аскольда и Дира. Далее, судя по всему, уже бескровно Олег утвердил свою власть над Киевом.
Военная хитрость Олега, а именно западня, устроенная «лжекупцами», находит аналогии в эпосе других народов (египетские, иранские, античные, западноевропейские параллели), что позволило некоторым исследователям видеть не историческую достоверность, а фольклорный характер соответствующего предания о взятии Киева Олегом.
Оценив выгодное стратегическое положение Киева и на пути «из варяг в греки», и в центре нового объединенного государства, Олег сделал этот город столицей. Стольных городов на Руси было немало, но именно Киев с легкой руки князя стал «матерью городам русским». Как показал известный исследователь А. В. Назаренко, это летописное выражение было калькой с греческого эпитета Константинополя и его использование «указывало на значение цареградской парадигмы для столичного статуса Киева».
Последующие годы (883–885) Олег посвятил завоеванию соседних с Киевом славянских народов на правом и левом берегах Днепра – полян, древлян, северян, радимичей, забирая их из под дани «неразумных хазар» и включая в состав Древнерусского государства. Но для честолюбивого русского правителя главным соперником и самой желанной добычей, конечно же, был Константинополь.
Щит на вратах Царьграда
В 907 г. по сообщениям Повести временных лет Олег, собрав огромное, 80-тысячное, войско из варягов и воинов подвластных Руси славянских и неславянских народов, на кораблях, число которых достигало 2000, двинулся на Царьград.
Греки перекрыли цепью доступ вражеским кораблям в гавань Константинополя. Тогда изобретательный Олег приказал водрузить корабли на колеса. Попутный ветер погнал неисчислимую армаду к стенам византийской столицы по суше. Греки испугались и запросили мира. Коварные ромеи вынесли Олегу угощение – вино и яства, но русский князь отказался от них, подозревая, что они отравлены. Он потребовал большую дань – по 12 гривен на каждого воина и в знак победы повесил свой щит на вратах Царьграда. После этого похода прозвали Олега Вещим.
Но состоялся ли поход Олега?
В историографии издавна утвердились кардинально противоположные мнения по поводу того, состоялся ли в действительности поход Олега на Константинополь. Приверженцы идеи о том, что поход имел место, в качестве доказательства ссылаются на достоверность заключенного после него русско-византийского договора 911 г. Но есть серьезные аргументы в пользу мнения о легендарности похода:
- О походе 907 г. говорят только русские источники, но молчат греческие. А ведь византийские авторы часто и красочно описывали многочисленные вражеские осады и нападения, которым подвергался Константинополь на протяжении веков, в том числе и нападения Руси в 860 и 941 гг.
- Но и русские источники, описывающие поход Олега, содержат противоречия. Это и разные даты события, и различающийся состав участников войска Олега.
- Описание похода 907 г. по многим деталям и стилю напоминает описание русской летописью похода князя Игоря на греков в 941 г., а они оба обнаруживают «зависимость» от текста греческой хроники Амартола, рассказывающей о нападении русских 941 г. на Византию.
- В изложении русского летописца о походе Олега в 907 г. содержатся элементы, признающиеся рядом исследователей фольклорно-эпическими. Например, щит победителя на вратах византийской столицы – эпизод, содержащийся в древнем эпосе других народов, но не встречающийся больше в русских источниках. Большие «подозрения» ученых в искусственности описания похода вызывает сюжет кораблей на колесах, и об этом нужно сказать особо.
Корабли на колесах: метафора или средство передвижения?
Уже на самых древних памятниках искусства – египетских, вавилонских, античных, дальневосточных, можно встретить изображения кораблей на колесницах. Присутствуют они и в эпосе многих народов. Ближайшая по времени аналогия сюжету о кораблях на колесах Олега встречается в произведении Саксона Грамматика «Gesta Danorum» (XII в.), рассказывающем о легендарном датском конунге Рагнаре Лодброке. Многие исследователи сближают два этих сказания.
Но у Саксона вместо кораблей упомянуты медные кони на колесах. О том, что автор метафорически подразумевал корабли, говорят исследователи. В изложении Саксона весь эпизод выглядит неопределенно и туманно, в отличие от ясного и понятного рассказа русского летописца.
Безусловно, права Е. А. Рыдзевская в том, что предание о походе Олега сложилось на Руси, а не в скандинавском мире, его использовал летописец для эффектного рассказа о нападении Олега на Царьград. Другое дело, что предание могло быть занесено варягами в Скандинавию и отразиться в соответствующем эпизоде с Рагнаром у Саксона Грамматика. Но этой же исследовательнице принадлежит мысль о том, что появление кораблей на колесах в летописном сюжете – не дань эпической культовой традиции, а отражение вполне реальной практики в описываемую эпоху. И викинги, и славяне могли рассматривать корабли на колесах как усовершенствованный способ передвижения судов волоком.
Вещий, потому что Олег?
Среди загадок, заданных русскими летописями в отношении Олега, одна из главных – его прозвище. Вещий – предвидящий будущие события! Но если Повесть временных лет дает некоторое основание полагать, что Олег так назван, потому что провидел смертельную угрозу в угощении греков, то новгородская летопись не указывает даже и этого мотива. Читатель летописи не может не задаться вопросом: Как случилось, что Олег, будучи Вещим, свою смерть от коня своего, к тому же предсказанную волхвами, не предотвратил? Что стоит за словом Вещий? Способности? Так он, получается, их не проявил. А может имя?
Древнескандинавская этимология имени Олег – Helgi, не вызывает сомнений у большинства современных исследователей. Оно восходит к слову, общее значение которого – «священный, сакральный» и которое отражало в языческую эпоху сакральность верховной власти. В древнегерманском именослове оно встречается нечасто, потому что давалось только представителям знатных родов. Семантическим ядром корня *hail были понятия телесной целостности и личной удачи. То есть, те качества, которыми должен был обладать конунг, правитель.
Попав в славянскую языковую среду, скандинавское имя неизбежно переосмысливалось. В условиях славянского языческого мировоззрения, для которого представления о личной удаче и судьбе не характерны, на первый план выступили колдовские способности правителя, умение провидеть, предсказывать. Таким образом, по мнению Е. А. Мельниковой, скандинавское имя князя Helgi в восточнославянском мире приобрело двойное отражение: и как фонетическое – в виде имени Ольгъ/Олегъ, и как смысловое – в виде прозвища «Вещий».
Интерпретации прозвища Вещий неминуемо приводили ученых к исследованию обстоятельств смерти князя Олега.
Несчастный случай?
Пожалуй, рассказ о смерти Вещего Олега – это самая интригующая часть летописной биографии русского князя и по сравнению с остальными сведениями в наибольшей степени носит мифоэпический характер.
В Повести временных лет под 912 г. помещен пространный рассказ о том, что еще до византийского похода волхвы предрекли смерть князю от его собственного любимого коня. Олег поверил волхвам, приказал лошадь кормить, но к себе уже не подпускал. Вернувшись из похода, князь узнает, что его конь умер и велел привести себя на место его захоронения. Олег толкнул конский череп ногой, из него выползла змея и смертельно ужалила князя.
По Новгородской первой летописи Олег также умирает от укуса змеи (без упоминания коня), но это происходит в 922 г. и не в Киеве, а в Ладоге. Эта же летопись, по реконструкции А. А. Шахматова, сообщает, что Олег «ушел за море» и умер там. Данные известия летописцы подтверждают и упоминанием о захоронениях Олега – соответственно, в Киеве и Ладоге. Похожий сюжет (смерть от змеи, прятавшейся среди останков любимого коня) существует и в скандинавской саге о норвежце Орвар-Одде. Е. А. Рыдзевская аргументировано показала, что русское летописное повествование о смерти Олега первично по отношению к рассказу саги.
Любопытен лишенный эпических «наслоений» рассказ о смерти русского князя Олега в булгарской летописи Гази-Бараджа (1229–1246 гг.), помещенной в свод «Джагфар тарихы» Бахши Имана (XVII в.). Салахби (так передает восточный источник имя Олега) купил боевого «тюркменского коня по кличке Джилан». При покупке он выронил под ноги коня монету и необдуманно нагнулся за ней. Ахалтекинец, обученный в условиях боя топтать пеших, тут же ударил его копытом и убил наповал.
В исследованиях летописного рассказа о смерти Олега в последние годы наметилась перспективная тенденция рассматривать его мифоэпические истоки сквозь призму распределения властных функций первых русских князей.
Месть Велеса и волхвов
Появление варягов в Восточной Европе внесло серьезные изменения в религиозную жизнь местного восточнославянского населения. Скандинавское общество в этот период исповедовало культ воинской силы и сильной светской власти. Жречество было слабым, а функции жрецов, колдунов и даже знахарей часто брали на себя военные предводители, которые свою власть ни с кем не хотели делить. Известно, что чем больше успех военного вождя, тем больше он стремится узурпировать функции «духовного» сословия. В сагах часто присутствуют мотивы колдовства и знахарства конунгов.
Варяжские князья на Руси также стали брать на себя функции «колдовского» сословия. Судя по прозвищу, первым на роль князя-жреца претендовал уже Олег. Возможно, что он, как и князь Владимир семь десятилетий позднее, руководил жертвоприношениями языческим идолам. Ведь о Владимире «Повесть временных лет» рассказывает под 983 г., что он «пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими».
Придя к славянам, где сильным было влияние волхвов, варяжские «князья-колдуны» должны были неминуемо вступить с последними в конфликт. Но, нуждаясь в привлечении местных словен, кривичей и чуди в качестве военной силы для решения внешнеполитических задач собирания новых земель, Олег, как пишет Д. А. Мачинский, «принял вместе с «пришлой Русью» местную славяно-русскую религию, основанную на культе Перуна и Велеса». И клятвы Руси в русско-византийских договорах и другие многочисленные источники указывают, что элита древнерусского общества – князь и его окружение, дружина, бояре, отдавала предпочтение «громовержцу» Перуну, покровителю светской воинской власти.
В то же время «остальная Русь», славяне находились в большей мере под влиянием «скотьего бога» Велеса (Волоса). Культ Велеса, бога подземного мира, покровителя сакральной власти, имевшего змееподобный вид, осуществляли на Руси волхвы.
Ответ на вопрос, почему в эпическом предании о смерти Олега, последний умирает от укуса змеи, а саму смерть предвещают русскому князю волхвы, содержится в иллюстрированной Радзивиловской летописи. Миниатюры последней скопированы с миниатюр Владимирского свода 1212 г. Присутствие змеи на миниатюре, когда она выползает из черепа коня и жалит князя, можно при желании понимать только в буквальном смысле. Но присутствие змеи на миниатюре, на которой воспроизведена клятва мужей Олега, позволяет считать, что змея на обеих миниатюрах символизирует змееподобного Велеса (Волоса).
«Несомненно, летописец и художник начала XIII в. были уверены в антропоморфности кумира Перуна и змееобразности Волоса, – пишет Д.А. Мачинский, – Вероятно, миниатюрист также полагал, что Волос-змей, покровитель скота и особенно коней, и змея, жившая в черепе коня и ужалившая Олега, – существа тождественные или родственные». Видимо прав был гениальный Александр Сергеевич Пушкин, что волхвы не боятся могучих владык… особенно при поддержке могущественного Велеса.
Роман Рабинович, канд. ист. наук,
специально для портала BankGorodov.RU
Список источников и литературы: см. статью «Рюрик»
Вещий Олег биография
Олег — самая загадочная и трудно объяснимая фигура начальной русской истории. Впервые Олег появляется на страницах «Повести временных лет» в 879 (6387) году в связи с известием о смерти Рюрика. Последний завещал ему дело своей жизни, то есть землю Русскую и воспитание своего сына, малолетнего Игоря. Понимая, что все это не может быть случайностью, один из древнейших редакторов «Повести…» счел нужным объяснить, что Олег приходился Рюрику «некоторым родственником». Позднее осторожно высказанная мысль превратилась в прямо противоположное утверждение, что Олег — брат жены Рюрика, о которой нам вообще ничего не известно.
Так Олег стал «уем» Игоря, дядей по матери, что на Руси, в отличие от севера Европы, делало этих родственников преимущественными опекунами малолетних княжичей, оставшихся без родителя. Они как бы представляли интересы материнского клана, отстаивая права наследника от посягательств «стрыев», — братьев отца, претендовавших на родовое наследование. Если внимательно присмотреться, большинство конфликтов раннего средневековья в семьях европейских и восточных властителей вызваны именно такими столкновениями династических интересов. Но это уже особая тема.
Историю Олега можно назвать историей становления и утверждения древнерусского государства с центром в Киеве. «Повесть…» рисует уход Олега с малолетним Игорем на руках из Новгорода через три года после смерти Рюрика как закономерное, чуть ли не спланированное заранее военное предприятие по расширению новгородских (или княжеских?) владений. Летописец перечисляет шесть племен — варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, хотя этот «исход» скорее похож если не на бегство, то на изгнание. Впрочем, весь перечень народов, откуда Олег брал «вой многий» — всего лишь позднейшее домысливание событий в более благоприятном для Рюриковичей виде.
На самом деле, Новгород со всеми пригородами был брошен Олегом, потому что иначе зачем ему было забирать с собой малолетнего Игоря? В последнем читатель убеждается довольно скоро. Неизвестно, с кем начал войну Олег, однако первым его шагом был выход к Днепру у Смоленска, откуда они с Игорем и войском по реке спустились к Киеву.
На страницах «Повести…» Киев возникает и раньше. Впервые о «горах киевских» упоминает легенда об апостоле Андрее. Затем Киев как «градок на горе» появляется перед глазами двух варягов, Аскольда и Дира, ушедших от Рюрика из Новгорода на юг в поисках приключений. Можно понять, что их встреча с Киевом и вокняжение в нем были чистой случайностью. Истинную же цель составлял поход на Константинополь, датированный «Повестью…» 866 (6374) годом. В свое время А. А. Шахматов (и с ним бы наверняка согласился Андрей Юрьевич Скляров, известный сторонник альтернативной истории) показал, что для описания этого похода автор «Повести…» использовал не какие-либо русские письменные источники или народные предания, а заимствовал рассказ о набеге русов из текста продолжателя хроники Георгия Амартола, причем дата события, указанная по «14 индикту», могла приходиться как на 866, так и на 851 годы, и последнее оказывается более верным, так как соответствует данным Симеона Логофета.
Поход Аскольда и Дира, отмеченный в византийской историографии чудом с ризой Богородицы Влахернской, вынос которой из храма поднял бурю, разметавшую русские суда, закончился полным разгромом русов. Олег с Игорем появились под Киевом в 882 году, то есть через тридцать один год после злополучного похода, хотя вероятнее было бы предположить разрыв только в два-три года. По словам летописца, Олег захватил Киев хитростью: спрятав воинов под скамьями ладей и выйдя на берег с Игорем на руках и с «малой дружиной». Возможно, иначе Аскольд и Дир не вышли бы на переговоры. Самозванные князья были убиты, после чего Олег сел на княжение в Киеве, объявив его «матерью городов русских».
Меньше всего сомнений вызывает примененная Олегом воинская хитрость, распространённая в то время настолько, что ее можно принять за литературный «штамп». Недоумение вызывает другое. Никакая хитрость не могла помочь Олегу спрятать от глаз киевлян свое многочисленное войско — если оно у него было! — так что приходится думать, что ладей у него было не больше, чем в обычном торговом караване, почему он и сообщил с посланным в город вестником, что он — «гость», то есть купец, идущий «в греки» от Олега и Игоря. Выход князей на берег к торговцам тоже отвечал практике той эпохи.
Торговля шла прямо на судне или возле сходен на берегу, если у приехавших не было своих складских помещений в городе. Вопрос в другом — насколько объясним роковой исход встречи и чем он был предопределен? Можно заключить, что Аскольд и Дир ушли от Рюрика (если только они вообще были с ним связаны) не мирно, и у Олега с ними были свои счеты, которые он решил, прикрываясь именем Игоря. Но причем здесь заявление, которым он обезоружил и киевлян, и самозванных князей: «Вы не княжеского рода, княжеского рода я, а это сын Рюрика»? Какое отношение имел Рюрик к Киеву и киевлянам? Не значит ли это, что, по мысли автора «Сказания…», Аскольд и Дир правили от имени Рюрика, а позднее — Олега и Игоря?
Во всяком случае, разбор этого эпизода по Лаврентьевскому списку летописи полностью подрывает доверие к версии новгородского летописания, согласно которой Игорь был уже совершеннолетним князем, Олег — воеводой при нем, а они оба завоевывали Днепр и Киев с помощью армии союзных племен. На самом же деле здесь отражена не совсем понятная теперь для нас авантюра, блистательно завершенная Олегом, завоевавшим себе княжение (пусть даже временное), на которое он имел какие-то неизвестные нам права. Ибо, что еще могло подвигнуть киевлян спокойно отнестись к убийству предшественников Олега и доверить себя очередному авантюристу-варягу?
Сведения, которые сообщает нам о дальнейшей государственной деятельности Олега «Повесть…», кратки, но любопытны. Олег основывает города, не названные по имени, устанавливает размеры дани подчиненным и покоренным народам, и здесь мы впервые сталкиваемся с соседями Руси. Первыми противниками Олега стали древляне, которых он «примучил», затем северяне, у которых, как и у радимичей, он перехватил дань, платимую ими хазарам. С уличами и тиверцами у него продолжалась война.
Продолжение следует.
Автор: Андрей Никитин.
ВЕЩИЙ ОЛЕГ: ОПЫТ АНАЛИЗА АННАЛИСТИЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ — Slavia Orientalis — Volume 60, Issue 1 (2011) — CEJSH
Перейти в главное меню
Прокрутите до содержимого
Полнотекстовые ресурсы CEJSH и других баз данных теперь доступны в новой научной библиотеке.
Посетите https://bibliotekanauki. pl
BibTeXPN-ISO 690:2012ChicagoChicago (Дата автора)HarvardACSACS (без арт. названия)IEEE
Журнал
2011
|
60
|
1
|
7-26
Article title
PROPHETIC OLEG: AN ATTEMPT TO ANALYZE AN ANNALISTIC BIOGRAPHY
Authors
Aleksander Szajkin
Title variants
Языки издания
Рефераты
EN
Биографии русских князей в летописи представлены в виде ежегодных статей, что, на первый взгляд, исключает возможность связного и цельного повествования о них. Биография князя в исследованиях обычно представлена в виде механической суммы ежегодных статей. Эпизод смерти Вещего Олега раскрывает идею «наказания за гордыню» и, ставя вопрос о ее происхождении, заставляет вновь ретроспективно оценить жизненный опыт князя. А потом оказывается, что такая смерть есть логический конец такой жизни. Тем самым вся история жизни князя становится организуемым сюжетом единством. Мысль о неизбежности «наказания за гордыню» не сформулирована летописцем нигде прямо и декларативно, но несомненно подсказана читателю жестами, репликами, ситуациями, т. е. художественными, литературными средствами как таковыми. Таким образом, летописное повествование предстает не только историческим повествованием, но и художественным текстом.
Ключевые слова
EN
АННАЛИСТИЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ
ЕЖЕГОДНАЯ СТАТЬЯ
УЧАСТОК
ЛИТЕРАТУРНАЯ ЧЕСТНОСТЬ
ЛИТЕРАТУРНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ
Издательство
Комитет славистики Польской академии наук
Журнал
Slavia Orientalis
Том
Физическое описание
Авторы
автор
Александр Шайкин
profesor w Katedrze Historii Literatury Rosyjskiej XI-XIX w. , Wydzial Filologiczny Orlowskiego Panstwowego Uniwersytetu, Orzel, ul. Комсомольская 41, корпус 3, Россия
Ссылки
Тип документа
Номер заказа на публикацию
Идентификаторы
Идентификатор YADDA
bwmeta1.element.cejsh-702fa429-68f5-404c-a22f-027d60ee00ec
Олег Тактаров — Wiki | Golden
Карьера: актер, телеведущий, спортсмен, боец
Дата рождения: 26 августа 1967 г.
Возраст: 54 года
Место рождения: Арзамас, USSR
. Рост: 183 см
Семейное положение: в разводе
Биография.
Олег Тактаров – многогранная и интересная личность. Он бывший боец ММА, чемпион турниров по спортивному самбо и соревнований по смешанным единоборствам. Его достижения в спорте отмечены большим количеством наград. Между тем спортсмен всегда мечтал попробовать себя в роли актера. И ему это удалось, теперь Тактарова приглашают сниматься в кино и сериалах. Картины с его участием обречены на успех.
Детство и юность.
Олег родился в Нижегородской области, в городе Арзамас-16, который позже был переименован в Саров. Отец мальчика по национальности мариец, был военнослужащим, в молодости достиг высокого звания в боксе. Видя, что сын целыми днями читает приключенческие книги и пребывает в собственных мечтах, но не может постоять за себя в противостояниях с одноклассниками, родитель отвел Олега в спортивную секцию. Там Тактаров занимался самбо под руководством опытного тренера Виталия Михайлова.
Вскоре инструктор увидел в мальчике потенциал и сделал пророческое замечание, что он способен стать чемпионом мира. Такая вера в способности подопечного не позволила Олегу бросить спорт, хотя мальчик хотел быть актером. А в 1990 году юноша сдал нормативы на мастера спорта.
Спорт.
Спустя 3 года Тактаров получил звание чемпиона мира по смешанным единоборствам среди любителей на очередном турнире по смешанным единоборствам «Белый дракон» в Риге, после чего юношу заметили американские скауты и пригласили участвовать в профессиональные бои.
После переезда в США Олег Тактаров начал выступать в смешанных единоборствах и получил широкую известность как один из самых спокойных и уравновешенных спортсменов. На бои Олег выходил под псевдонимом «Русский медведь», тем более что по внешним параметрам (рост — 183 см, вес — 95 кг) он соответствовал этому прозвищу.
Организация ММА только делала первые шаги в проведении боев по смешанным единоборствам, и соревнования проводились между спортсменами одного стиля. Олег выбрал категорию самбо. Первые бои Тактарова не принесли юноше славы, но турнир UFC-6 завершился для борца победой над американцем Дэвидом Танком Эбботтом и чемпионским титулом.
В 1997 году Тактаров вышел на ринг в первом спарринге PRIDE, где соперником россиянина стал канадец Гэри Гудридж. С 2001 по 2007 год Тактаров не участвовал в соревнованиях, но затем вернулся на несколько турниров. В частности, у него был бой с Ренцо Грейси, закончившийся поражением: Тактаров пропустил удар по голове и упал с ног, после чего получил сокрушительный удар в лицо от соперника. Рефери засчитал нокаут.
Всего Олег провел на ринге 24 боя, из которых проиграл только 5. Также Олег выиграл показательный боксерский поединок у Дольфа Лундгрена, который проходил в рамках шоу «Король ринга». Победа стала знаковым достижением в спортивной биографии Тактарова.
В 2003 году среди фанатов UFC был проведен опрос, который определил самых популярных спортсменов в истории единоборств. По итогам голосования Олег попал в первую десятку, где оказался единственным участником с постсоветского пространства.
Помимо спортивной карьеры бойца, Тактаров попробовал себя в роли комментатора М-1 — Россия против Европы, но этот опыт не удался для спортсмена. Также в 2009 году Олег организовал шоу «Мужские игры», участниками которого по замыслу стали бывшие бойцы, претендовавшие на второй шанс в карьере. После завершения съемок спортсмены отправились в Калифорнию для участия в турнире профессионалов. Программа не вышла на российские каналы, но спустя два года поклонники могли наблюдать бойца с мировым именем в программе Первого канала «Особое задание» в роли телеведущего.
В 2012 году, уже находясь в России, Олег Тактаров получил должность главы Федерации смешанных единоборств.
Скандалы.
В октябре в спортивной среде разразился скандал. Глава Союза ММА России Федор Емельяненко обвинил Тактарова в незаконном проведении «Чемпионата и Чемпионата Федерации ММА России», который проходил в Люберцах. Одним из обвинений стало выступление на турнире детей младшего школьного возраста. Заявление Емельяненко попало в прокуратуру.
Олег Тактаров, в свою очередь, пояснил, что бои проводились для взрослых бойцов, а дети соревновались без ударов. Причиной всему Тактаров считает тот факт, что не Союз ММА, имеющий официальную аккредитацию Минспорта, а подконтрольная ему Федерация ММА, действующая самостоятельно, была выбрана международной федерацией IMMAF для проведения квалификационного раунда в Россия готовится к чемпионату мира в Бахрейне.
Хотя Тактаров завершил спортивную карьеру, он не остается в стороне от громких событий, происходящих в мире спорта. В апреле между Такторовым и Александром Емельяненко разгорелась перепалка в соцсетях. Причиной тому стало отношение ветерана ММА к Кавказу, за которого вступился Емельяненко-младший.
В ноябре на российском эстонском YouTube-канале Олег прокомментировал бой между чемпионом UFC Хабибом Нурмагомедовым и американцем Джастином Гейджи, назвав его фейком. Также Тактаров высмеял Майка Тайсона. По словам Олега, тренировочные видео боксера, которыми не перестают восхищаться поклонники, — это фейк, созданный с помощью монтажа.
В 2021 году между Хабибом и Олегом вспыхнул конфликт. Последний осудил бойца, завершившего карьеру за издевательства над Конором Макгрегором.
Фильмы.
Главным желанием Олега Тактарова всегда было сниматься в кино, и только в Голливуде. И, после того как молодой человек стал известным бойцом на ринге, мечта сбылась.
Сначала Олега пригласили в фантастический боевик «Тотальная сила» и триллер «Президентский самолет». Далее последовали криминальная драма «15 минут славы», боевик «Красный змей», фантастика «Роллербол», боевик «Шпион». Во всех этих фильмах актер играл выходца из России — то агента, то преступника.
Популярными стали приключенческий фильм «Сокровище нации», триллер «Плохие парни 2» и криминальная драма «Полиция Майами: Отряд полиции». Позже Тактаров вместе с Эдрианом Броуди снялся в фантастическом триллере «Хищники», а также работал с Сильвестром Сталлоне в комедийном триллере «Достать меня, если сможешь».
Отдельного внимания в фильмографии актера заслуживает фильм «Право на убийство», снятый в 2008 году. В этом проекте Тактаров снялся со звездами мировой величины — Робертом Де Ниро и Аль Пачино.
Добившись успеха в заветном Голливуде, Олег стал принимать приглашения из России. В фильмографии актера стали появляться фильмы российского производства – сага об олигархах «Охота за изюмом», экранизация гоголевской «Вии», комедия «Билет в Вегас», фантасмагория «Поколение П», криминальная драма «Сделаем это быстро».
Актер работает как в России, так и в США. Он снялся в таких американских фильмах, как «Затравленные» и «Возрождение братства», а дома был задействован в комедии «Картина маслом» в качестве режиссера. С участием бойца на телеэкраны также вышли сериалы «Дуэли» и «Бывшая жена».
Олег Тактаров в фильме «Хищники»
В 2014 году актер стал участником шоу «Большие гонки». Он присоединился к команде «Выше радуги». Честь России на соревнованиях защищали и другие знаменитости, среди которых Денис Дорохов, Дмитрий Колдун, Алексей Лысенков.
В 2016 году Олег Тактаров находился на пике своей профессиональной актерской формы и снялся в ряде разноплановых фильмов. Ему доверили сыграть главную роль – телохранителя Романа в триллере «Молодой», где герою Тактарова предстояло защитить сына бывшего начальника Андрея (Андрей Багиров). Также в этом году стартовали съемки фильмов «99% Dead» и «Шорох», где «засветился» Тактаров.
В 2017 году при участии спортсмена состоялся показ американского боевика «Осечка» о борьбе человечества с беспощадным вирусом и начались монстры, которых он породил.В фильме Тактарову досталась эпизодическая роль.
В фильме «Отчаянный» он сыграл одну из главных ролей – криминального авторитета Харона, возглавляющего банду преступников.При этом , актер засветился еще в двух картинах.Это детектив «Герой по вызову» и романтическая драма «До скорой встречи».
А 2020 год для Олега Тактарова ознаменовался выходом на экран фильма «Хищники», в котором он исполнил роль Вени.
Личная жизнь.
Олегу Тактарову удалось трижды пройти под венец и обзавестись тремя сыновьями. Тем более, что спортсмен никогда не торопился, а первый раз женился, когда уже был известен и финансово обеспечен. Первую жену звали Милена, с ней спортсмен и актер прожил 5 лет. В семье родился сын Сергей, но вскоре брак распался.
Вторая жена — американка по имени Кэтлин, которая помогла мужчине выйти из психологического кризиса после одного поражения на ринге. Девушка оказала Тактарову поддержку, у них завязался роман, закончившийся свадьбой и рождением сына Китона. А вот характеры Олега и Кэтлин друг другу не подошли – оба спокойны, но порой импульсивны и вспыльчивы. Не нравилась спортсмену и профессия жены – Кэтлин работала начальником тюрьмы строгого режима и уходить оттуда не собиралась.
Олег Тактаров с бывшей женой Марией и сыном
Через несколько лет актер снова женился. На этот раз избранницей стала русская девушка Мария, которая родила Олегу третьего сына Никиту. В прессе появились сообщения, что личная жизнь и здесь не заладилась: брак продлился всего 5 лет, и Тактаров начал встречаться с бизнес-леди по имени Евгения. Но оказалось, что это домыслы журналистов, поскольку Евгения Трощий – теща спортсмена, с которой Тактарова часто видели вместе.
Спортсмена не раз обвиняли в алкоголизме. Сам Олег говорил в интервью, что пьет редко. Но он считает, что небольшое количество алкоголя полезно для нервной системы.
Тактаров Олег — активный пользователь Интернета. Спортсмен часто публикует фото и видеоотчеты с местных и международных соревнований на своих личных страницах в Instagram и Twitter. Боец проводит семинары в городах страны, в том числе в Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, о чем также сообщает со страниц аккаунта.
Сейчас актер холост, и большую часть свободного времени посвящает любимым занятиям — бане или футболу. Последний прочно вошел в его жизнь, Олег готов выйти на поле как в родном Сарове, так и в Америке, так как живет буквально на две страны. В футболе он видит общественную активность, тогда как парилка – дело для души, которым он предается регулярно.
Олег Тактаров сейчас.