Биография летчика валерия чкалова: Чкалов Валерий Павлович — Герой Советского Союза

Рекомендательный список литературы о Валерии Чкалове в ЦДБ им. В. С. Рыжакова

Программа телепередач, телепрограмма на сайте teleprograms.ru







 

Биография Валерия Чкалова

Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василеве (сейчас г. Чкаловск) в семье котельщика. Отец его, Павел Григорьевич, мечтал, что сын выберет профессию техника, и отдал его учиться в Череповецкое техническое училище. По возвращении домой, Валерий стал работать с отцом подручным молотобойца. Затем он поступил кочегаром на камнечерпалку, позднее – на пароход «Баян». Но юношу не покидала мечта подняться в воздух.

Началась гражданская война. Валерий, по совету товарища, поступает добровольцем в Красную Армию. Чкалова назначили в 4-ый авиационный Канавинский полк учеником-сборщиком самолетов. Затем он поступил в Егорьевскую летную школу, по окончании которой был направлен в Борисоглебскую летную школу. В 1924 году Валерий Павлович попадает в группу к инструктору высшего пилотажа М. М. Громову.

В 1936 году Чкалов возглавил экипаж самолета АНТ-25, совершивший рекордный перелет по маршруту Москва – Камчатка – остров Удд. В 1937 году экипаж во главе с Валерием Павловичем совершил первый в мире беспосадочный перелет – из Москвы в США через Северный полюс.

Валерий Чкалов – человек необыкновенной силы, доброты, обаяния. Русский богатырь, выросший на Волге, испытал 70 типов новых самолетов, разработал новые фигуры высшего пилотажа. Он внес много в тактику воздушного боя, и разработанные им маневры применяли наши летчики на фронтах Великой Отечественной войны. Имя Чкалова навсегда вошло в историю нашей страны и мировой авиации. Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме.

Центральная детская библиотека им. В. С. Рыжакова представляет Вашему вниманию рекомендательный список литературы для учащихся 5-9 классов, в котором представлено подробное описание жизни и деятельности легендарного летчика Валерия Павловича Чкалова:








Байдуков, Г. Ф. Чкалов / Г. Ф. Байдуков. — М. : Молодая гвардия, 1977. — 352 с. : ил., фотог. — (Жизнь замечательных людей).
Книга написана героем Советского Союза Георгием Байдуковым, другом Валерия Чкалова, членом его экипажа во время перелетов на остров Удд и через Северный полюс. Автор, участник и свидетель событий, исторически достоверно описал факты из жизни Валерия Павловича.

Беляков, А. В. Валерий Чкалов : повесть / А. В. Беляков. — М. : ДОСААФ, 1987. — 176 с.
Герой Советского Союза А. В. Беляков, близкий друг В. П. Чкалова, рассказывает о жизни и деятельности выдающегося летчика, о всемирно известных полетах, которые принесли славу нашей стране. Центральное место отводится описанию полета Чкалова на АНТ-25 из Москвы через Северный полюс в США.

Валерий Чкалов : фотоальбом. — М. : изд-во «Планета», 1980.
В фотоальбоме использованы фотографии из личного архива О. Э. Чкаловой, жены летчика.

Карпенко, В. Ф. Валерий Чкалов / В. Ф. Карпенко. — Н. Новгород : Университетская книга, 2004. — 72 с. : фотог. — (Жизнь замечательных нижегородцев).
Автор книги утверждает, что имя Валерия Чкалова отождествляется с исключительной храбростью, мужеством и высоким профессионализмом. Чкалов – поистине любимец народа. Сын рабочего, самородок, вышедший из самых низов, он стал всемирно известным летчиком, связавшим незримой нитью Советский Союз и Соединенные Штаты Америки.

Лукин, В. П. Маленькие рассказы о великом летчике / В. П. Лукин. — Н. Новгород : «Кварц», 2007. — 21 с.
Директор мемориального музея В. П. Чкалова Валентин Павлович Лукин написал книгу о жизни и подвиге легендарного летчика. В книге помещены 23 фоторепродукции заслуженного художника Н. А. Маркина, работающего когда-то в этом музее.

Персидский, А. В. Возьми мое сердце, Россия : 100 рассказов о В. П. Чкалове. — Н. Новгород : ДЕКОМ, 2005. — 124 с.
В. А. Персидский — краевед и горячий патриот своего края, автор многих публикаций о прославленных людях и о выдающемся летчике, герое Советского Союза В. П. Чкалове.

Федоров, В. В. Крылья Чкалова : документальные очерки / В. В. Федоров. — Н. Новгород : РИ «Бегемот», 2004. — 144 с. : ил.
Биография В. П. Чкалова дополнена новыми документами, ранее не опубликованными, снимками, которые хранились в архивах музеев и частных собраниях нижегородских фотокорреспондентов.

 


Валерий Павлович Чкалов

Совет­ский лет­чик-испы­та­тель, коман­дир бри­га­ды, Герой Совет­ско­го Сою­за. Коман­дир эки­па­жа само­ле­та, совер­шив­ше­го пер­вый бес­по­са­доч­ный пере­лет через Север­ный полюс из Моск­вы в США в 1937 г

О чело­ве­ке Дея­тель­ность: пилот Место рож­де­ния: с. Васи­ле­во, Ниже­го­род­ская губер­ния, Рос­сий­ская импе­рия Дата рож­де­ния: 2 фев­ра­ля 1904 г. Умер: 15 декаб­ря 1938 г. (34 года) Рост: 164 см Знак зоди­а­ка: Водо­лей Обра­зо­ва­ние: Орен­бург­ское выс­шее воен­ное авиа­ци­он­ное Крас­но­зна­мён­ное учи­ли­ще лёт­чи­ков Заму­жем: Оль­га Оре­хо­ва (1927–1938) Дети: Оль­га Чка­ло­ва, Вале­рия Вале­рьев­на Чка­ло­ва, Игорь Чкалов 

Содер­жа­ние

  1. Вале­рий Чка­лов — биография
  2. Ран­ние годы
  3. Нача­ло дея­тель­но­сти в авиации
  4. Лет­но-испы­та­тель­ная работа
  5. Рекорд­ные перелеты
  6. Тра­ги­че­ская гибель пилота
  7. Лич­ная жизнь

Валерий Чкалов — биография

Вале­рий Пав­ло­вич Чка­лов — Герой Совет­ско­го Сою­за, выда­ю­щий­ся рос­сий­ский лет­чик-испы­та­тель. Наи­боль­шую извест­ность в рус­ской исто­рии он полу­чил как коман­дир эки­па­жа само­ле­та, совер­шив­ше­го пере­лет из Моск­вы через Север­ный полюс в Соеди­нен­ные Шта­ты Аме­ри­ки, город Ван­ку­вер, без про­ме­жу­точ­ных посадок.

Вале­рий Пав­ло­вич был зна­ме­нем совет­ско­го чело­ве­ка. Выхо­дец из про­стой рабо­че-кре­стьян­ской семьи, он родил­ся в импер­скую эпо­ху, когда еще суще­ство­ва­ла монар­хия. Из-за про­сто­го и скром­но­го про­ис­хож­де­ния он не смог бы добить­ся боль­ших достижений.

После сме­ны обще­ствен­но­го строя Чка­лов мно­го и упор­но рабо­тал, учил­ся, бла­го­да­ря чему ему уда­лось стать лет­чи­ком и неза­у­ряд­ной личностью.

Образ Вале­рия Чка­ло­ва уже мно­го лет слу­жит образ­цом для под­ра­жа­ния. После леген­дар­но­го поле­та он стал куми­ром мил­ли­о­нов в Совет­ском Сою­зе. Кро­ме того, лет­чик был широ­ко изве­стен за пре­де­ла­ми страны.

Жизнь бес­страш­но­го лет­чи­ка и пат­ри­о­та СССР тра­ги­че­ски обо­рва­лась во вре­мя испы­та­ний одно­го из само­ле­тов. Заслу­ги лет­чи­ка не были забы­ты. Он был уве­ко­ве­чен мно­го раз. Насе­лен­ные пунк­ты назва­ны в честь Вале­рия Пав­ло­ви­ча. Так­же мож­но най­ти ули­цы, рай­о­ны, кото­рые напо­ми­на­ют о выда­ю­щем­ся человеке.

  • Ран­ние года
  • Пер­вые шаги в авиации
  • Лет­но-испы­та­тель­ная работа
  • Запись поле­та
  • Тра­ги­че­ская гибель пилота
  • Лич­ная жизнь

Ранние годы

Вале­рий Пав­ло­вич Чка­лов родил­ся 2 фев­ра­ля 1904 года по ново­му сти­лю. Место рож­де­ния: село Васи­лье­во Ниже­го­род­ской губер­нии. Юно­ша был само­го про­сто­го про­ис­хож­де­ния, нерожденный.

Отца маль­чи­ка зва­ли Павел Гри­го­рье­вич. Рабо­тал лудиль­щи­ком, очень ред­ко бывал дома, мно­го вре­ме­ни уде­лял полез­но­му делу. Мать буду­ще­го лет­чи­ка-испы­та­те­ля – Ири­на Ива­нов­на. Она не рабо­та­ла, она зани­ма­лась домом. Он умер в 1910 году. На тот момент маль­чи­ку было все­го 6 лет.

Вале­рий Чка­лов в детстве 

Когда при­шло вре­мя, Вале­рия Пав­ло­ви­ча отда­ли учить­ся в Васи­лев­ское учи­ли­ще. Здесь он полу­чил началь­ное обра­зо­ва­ние. По све­де­ни­ям источ­ни­ков того вре­ме­ни, лет­чик не бли­стал ака­де­ми­че­ски­ми успе­ха­ми. Одна­ко он отли­чал­ся урав­но­ве­шен­но­стью и спо­кой­ным харак­те­ром. Он хоро­шо вла­дел точ­ны­ми нау­ка­ми, а так­же отли­чал­ся пре­крас­ной памя­тью и тру­до­лю­би­ем. Эти каче­ства помог­ли буду­ще­му лет­чи­ку достичь боль­ших высот.

В 1916 году юно­ша окон­чил сред­нюю шко­лу и посту­пил в Чере­по­вец­кий тех­ни­кум. Одна­ко выта­щить мажо­ра в нето­роп­ли­вом тем­пе ему не уда­лось. Вско­ре после это­го из-за нехват­ки ресур­сов и учи­те­лей учре­жде­ние закры­лось. Моло­дой чело­век вер­нул­ся в род­ной город.

С 1918 года рабо­тал моло­точ­ни­ком под руко­вод­ством отца. А потом устро­ил­ся коче­га­ром на пароход.

Начало деятельности в авиации

О служ­бе в ВВС Вале­рий Пав­ло­вич и не помыш­лял. Одна­ко все изме­ни­лось, когда он уви­дел само­лет сво­и­ми гла­за­ми в 1919 году. У моло­до­го чело­ве­ка воз­ник­ло горя­чее жела­ние свя­зать жизнь с авиацией.

Эта мысль еще боль­ше укре­пи­лась после его при­ез­да в Ниж­ний Нов­го­род и зна­ком­ства с сооте­че­ствен­ни­ком Вла­ди­ми­ром Фро­ли­ще­вым, кото­рый зани­мал­ся обслу­жи­ва­ни­ем само­ле­тов в авиапарке.

В 15 лет по сове­ту одно­сель­ча­ни­на Чка­лов всту­пил в Крас­ную Армию. Вско­ре его отпра­ви­ли уче­ни­ком сбор­щи­ка на тот же флот. Буду­щий лет­чик пока­зал себя с луч­шей стороны.

С 1921 по 1924 год он при­леж­но учил­ся в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных учре­жде­ни­ях, где осва­и­вал воен­ные спе­ци­аль­но­сти и гото­вил­ся к само­сто­я­тель­но­му поле­ту. Пер­вый опыт поле­та на само­ле­те испы­та­тель полу­чил в 1923 году.

Кур­сант В. Чка­лов (край­ний спра­ва) в само­ле­те У‑1

После окон­ча­ния в 1924 году моло­дой лет­чик посту­пил в истре­би­тель­ную эскад­ри­лью в Ленин­гра­де. На служ­бе он про­явил себя дерз­ким и отча­ян­ным смель­ча­ком, за что неод­но­крат­но при­вле­кал­ся к дис­ци­пли­нар­ной ответственности.

Безу­мие пило­та не понра­ви­лось руко­вод­ству. Одна­ко выго­во­ры и нака­за­ния в пило­те не сра­бо­та­ли. Вре­ме­на­ми про­бле­мы были край­ни­ми. Так, в 1925 году Чка­лов Вале­рий Пав­ло­вич был при­го­во­рен судом к одно­му году лише­ния сво­бо­ды. Он при­был на служ­бу в пья­ном виде, пуб­лич­но оскор­бил и избил коман­ди­ра. Впо­след­ствии при­го­вор был смяг­чен до 6 месяцев.

Вско­ре лет­чи­ка уда­лось реа­би­ли­ти­ро­вать. Менее чем через 2 года буду­ще­го героя Совет­ско­го Сою­за отпра­ви­ли в Липецк для повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции. В то вре­мя в горо­де учи­лись немец­кие лет­чи­ки. В демон­стра­ци­он­ных выступ­ле­ни­ях Чка­лов занял пер­вое место.

Полет Чка­ло­ва под мостом на истребителе 

В том же 1927 году зимой Вале­рия Пав­ло­ви­ча пере­ве­ли в Брян­скую авиа­ци­он­ную бри­га­ду. Одна­ко слу­жить ему при­шлось недол­го. Во вре­мя одно­го из поле­тов груп­пы из-за ошиб­ки руко­вод­ства Чка­лов раз­бил­ся. Суд решил обви­нить толь­ко лет­чи­ка, оста­вив без­гра­мот­ные дей­ствия коман­до­ва­ния на вто­ром плане.

Воен­ный суд в 1928 году при­го­во­рил лет­чи­ка к году тюрь­мы. Кро­ме того, он был уво­лен из рядов Крас­ной Армии. К сча­стью, К. Воро­ши­лов и Ю. Алкс­нис защи­ти­ли Чкалова.

На фак­ти­че­ский вывод лет­чик потра­тил все­го месяц. Осталь­ную часть при­го­во­ра заме­ни­ли на услов­ный срок. Чка­ло­ва выпу­сти­ли из Брян­ской тюрьмы.

С 1929 по ноябрь 1930 года нахо­дил­ся в запа­се. Рабо­тал лет­чи­ком-инструк­то­ром, учи­те­лем в Осоавиахиме.

Летно-испытательная работа

После непро­дол­жи­тель­ной «ссыл­ки» в 1930 году В. П. Чка­лов вер­нул­ся в армию и начал рабо­тать в НИИ ВВС. За сле­ду­ю­щие 2 года опыт­ный про­фес­си­о­нал совер­шил более 800 поле­тов, успел позна­ко­мить­ся с пило­ти­ро­ва­ни­ем 30 самолетов.

Участ­во­вал в про­вер­ке экс­пе­ри­мен­таль­ных моде­лей. Напри­мер, авиа­нос­цем управ­лял Чка­лов. На его пле­чи лег­ли пока­за­ния огром­но­го бом­бар­ди­ров­щи­ка, на бор­ту кото­ро­го нахо­ди­лись несколь­ко истребителей.

Вале­рий Чка­лов с мамой 

В 1932 году НИИ был пере­ве­ден из Моск­вы в сосед­нее Щел­ко­во. Изна­чаль­но про­стая пере­дис­ло­ка­ция ста­ла пер­вым пара­дом ВВС Совет­ско­го Сою­за. Вале­рий Чка­лов при­нял уча­стие в этом меро­при­я­тии. Он и его эки­паж лета­ли на тяже­лом бом­бар­ди­ров­щи­ке ТБ‑3. Вско­ре в жиз­ни лет­чи­ка начал­ся новый период.

Зимой 1933 года в био­гра­фии Вале­рия Чка­ло­ва про­ис­хо­дит оче­ред­ная пере­ме­на. Он поки­да­ет ряды Крас­ной Армии и ухо­дит. Ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный спе­ци­а­лист направ­ля­ет­ся для рабо­ты на авиа­ци­он­ный завод №39.

Здесь он вме­сте со сво­им одно­пол­ча­ни­ном Алек­сан­дром Ани­си­мо­вым участ­во­вал в экс­пе­ри­мен­таль­ной пило­та­ции новей­ших истре­би­те­лей и само­ле­тов кон­струк­ции Поликарпова.

Сре­ди них были такие моде­ли, как И‑15, И‑16, а так­же тяже­лые бом­бар­ди­ров­щи­ки ТБ‑1, 3. Через руки Вале­рия Пав­ло­ви­ча про­шли десят­ки, если не сот­ни образ­цов новей­шей тех­ни­ки. Поле­ты были экс­пе­ри­мен­таль­ны­ми и поэто­му очень опасными.

Вале­рий Чка­лов и лет­чик Алек­сандр Анисимов 

Пилот про­явил боль­шое муже­ство. Бла­го­да­ря в том чис­ле его уси­ли­ям стра­на смог­ла догнать зару­беж­ных кон­ку­рен­тов и обес­пе­чить без­опас­ность поле­тов, что очень ско­ро под­верг­лось серьез­но­му испытанию.

Уси­лия лет­чи­ка-испы­та­те­ля Вале­рия Чка­ло­ва не про­шли даром. Вме­сте с кон­струк­то­ром Поли­кар­по­вым полу­чил орден Ленина.

Рекордные перелеты

Будучи изоб­ре­та­тель­ным и неор­ди­нар­ным чело­ве­ком, в нача­ле 30‑х испы­та­тель стал авто­ром несколь­ких новых фигур выс­ше­го пило­та­жа – мед­лен­но­го вира­жа и вира­жа вверх. Одна­ко на этом его дости­же­ния не закончились.

В 1935 г кол­ле­га Чка­ло­ва воен­ный лет­чик Г. Бай­ду­ков пред­ло­жил ему лететь из Моск­вы в США через Север­ный полюс. Идея не была уникальной.

Неза­дол­го до это­го ана­ло­гич­ный рекорд попы­тал­ся уста­но­вить эки­паж Лева­нев­ско­го. Одна­ко полет был завер­шен досроч­но из-за неис­прав­но­сти машины.

Лет­чик Сигиз­мунд Алек­сан­дро­вич Леваневский 

В 1936 году штур­ман Беля­ков, а так­же испы­та­те­ли Бай­ду­ков и Чка­лов обра­ти­лись к чинов­ни­кам с пред­ло­же­ни­ем про­ве­сти новый полет. Сам Ста­лин отве­тил. Вождь опа­сал­ся оче­ред­ной неуда­чи, поэто­му назна­чил марш­рут попро­ще — из Моск­вы и Петропавловска-Камчатского.

20 июля 1936 года эки­паж начал свой путь. Полет на Даль­ний Восток длил­ся до 56 часов и завер­шил­ся успеш­но. Конеч­ным пунк­том был ост­ров Чка­ло­ва (Удд). 10 авгу­ста Ста­лин лич­но встре­тил­ся с отваж­ны­ми лет­чи­ка­ми на Щел­ков­ском аэродроме.

Ста­лин, Воро­ши­лов, Кага­но­вич, Чка­лов и Беля­ков. Встре­ча после пере­ле­та на Даль­ний Восток. Щел­ков­ский аэро­дром, 10 авгу­ста 1936 г 

Чле­ны эки­па­жа были удо­сто­е­ны зва­ния Героя Совет­ско­го Сою­за, а так­же награж­де­ны орде­ном Лени­на. Собы­тие было важ­но и с точ­ки зре­ния идео­ло­гии. Выс­шее руко­вод­ство не пре­ми­ну­ло вос­поль­зо­вать­ся дости­же­ни­ем пилотов.

Вско­ре о подви­ге рус­ских лет­чи­ков узна­ла не толь­ко вся стра­на, но и весь мир. Чка­лов вдруг ока­зал­ся народ­ным любим­цем, все­ми уважаемым.

Руко­по­жа­тие на полю­се (1975)

Вале­рий Пав­ло­вич на этом не оста­но­вил­ся. С заслу­жен­ным дове­ри­ем он вновь обра­тил­ся к руко­во­ди­те­лям с прось­бой выле­теть в США. 18 июня 1937 года эки­паж начал новый полет на само­ле­те АНТ-25.

Путь ока­зал­ся намно­го слож­нее, чем тот, кото­рый лет­чи­ки про­шли до это­го. Меша­ли пло­хие погод­ные усло­вия, мини­маль­ная види­мость. Пило­ты столк­ну­лись с обледенением.

Рейс закон­чил­ся 20 июня. Эки­паж при­зем­лил­ся в Ван­ку­ве­ре, штат Вашинг­тон. Путь про­хо­дил через Север­ный полюс, общая про­тя­жен­ность пути соста­ви­ла 8 с поло­ви­ной тысяч кило­мет­ров. Это был насто­я­щий рекорд.

В США пило­тов встре­ти­ли теп­ло. Лет­чи­ков при­ни­ма­ли совет­ский посол Алек­сандр Тро­я­нов­ский и сам Джордж Мар­шалл, став­ший впо­след­ствии гене­ра­лом и госсекретарем.

Бай­ду­ков, Чка­лов, пол­но­моч­ный пред­ста­ви­тель СССР Тро­я­нов­ский и Беля­ков после при­е­ма у пре­зи­ден­та США Рузвель­та в Белом доме. 28 июня 1937 г 

Подвиг Вале­рия Чка­ло­ва и эки­па­жа отме­чен орде­ном Крас­но­го Зна­ме­ни. Вско­ре опыт­ный лет­чик стал депу­та­том Сове­та Наци­о­наль­но­стей. В декаб­ре 1937 года, когда лет­чик был еще жив, васи­льев­цы попро­си­ли изме­нить назва­ние посел­ка в честь выда­ю­ще­го­ся сооте­че­ствен­ни­ка. Вла­сти были гото­вы это сделать.

Полет, став­ший леген­дой вале­рий чкалов 

Трагическая гибель пилота

Опас­ность пре­сле­до­ва­ла Чка­ло­ва прак­ти­че­ски с само­го нача­ла его служ­бы. Тако­ва была про­фес­сия лет­чи­ка-испы­та­те­ля. У него было несколь­ко ава­рий. Серьез­ная ката­стро­фа про­изо­шла в нача­ле октяб­ря 1937 года.

По зада­нию руко­вод­ства НИИ Чка­ло­ву пред­сто­я­ло испы­тать моди­фи­ка­цию само­ле­та И‑16 на мак­си­маль­ной ско­ро­сти. Одна­ко в ходе пило­ти­ро­ва­ния выяс­ни­лось, что дви­га­тель маши­ны неис­пра­вен. Вале­рию Пав­ло­ви­чу при­шлось сроч­но приземляться.

Посад­ка была очень жест­кой. Само­лет раз­бил­ся, сам пилот был ранен, но, к сча­стью, выжил.

Депу­та­ты Вер­хов­но­го Сове­та СССР писа­тель А. Н. Тол­стой, лет­чик В. П. Чка­лов и актер И. М. Моск­вин. 1938 г 

В нача­ле декаб­ря 1938 года Чка­ло­ва при­зва­ли летать на новом И‑180. Это собы­тие ста­ло роко­вым в жиз­ни летчика.

Изна­чаль­но с маши­ной было мно­го про­блем и слож­но­стей. Срок завер­ше­ния работ над ним несколь­ко раз пере­но­сил­ся. Закон­чи­ли на ско­рую руку.

Истре­би­тель И‑180

Кон­струк­то­ры пла­ни­ро­ва­ли сдать само­лет к ново­му году. В нача­ле декаб­ря маши­ну как раз пред­сто­я­ло испы­тать. Одна­ко, как пока­зы­ва­ют поле­вые испы­та­ния, а так­же инже­нер­ные изыс­ка­ния, кон­струк­тив­ных недо­стат­ков было око­ло двухсот.

Поли­кар­пов про­те­сто­вал про­тив тако­го рис­ка. Одна­ко к нему не при­слу­ша­лись и его отстра­ни­ли от рабо­ты. План экс­пе­ри­мен­таль­ной отра­бот­ки И‑180 вклю­чал в себя ряд эта­пов. Чка­лов отве­чал за пер­вое: сде­лать несколь­ко кру­гов по зем­ле над Цен­траль­ным аэро­дро­мом с выпу­щен­ны­ми шасси.

Несмот­ря на слож­ные погод­ные усло­вия, полет про­шел отлич­но. Одна­ко в послед­ний момент само­лет задел линии элек­тро­пе­ре­дач, повре­дил кры­ло о столб и раз­бил­ся. Чка­лов выстре­лил из каби­ны. Пилот силь­но уда­рил­ся голо­вой о метал­ли­че­скую арма­ту­ру. При­быв­шие на место рабо­чие погру­зи­ли пило­та в маши­ну и отвез­ли в больницу.

Само­лет, в кото­ром раз­бил­ся Вале­рий Чкалов 

Вале­рий Чка­лов скон­чал­ся в кли­ни­ке. Бот­ки­на 15 декаб­ря 1938 года от тяже­лой череп­но-моз­го­вой трав­мы. Руко­во­ди­те­ли авиа­за­во­да, участ­во­вав­шие в испы­та­ни­ях, полу­чи­ли дли­тель­ные тюрем­ные сро­ки за то, что заве­до­мо допу­сти­ли маши­ну к поле­там с боль­шим коли­че­ством отказов.

Одна­ко это не един­ствен­ная вер­сия гибе­ли Чка­ло­ва. Как ска­за­ла ее дочь, ката­стро­фа была хоро­шо спла­ни­ро­ван­ным меро­при­я­ти­ем, за кото­рым сто­я­ли Л. Берия и сам Ста­лин. Это они уби­ли пило­та, обви­нив арти­стов перед руко­вод­ством авиа­за­во­да. Точ­но неиз­вест­но, прав­да это или нет.

Похо­ро­ны Героя Совет­ско­го Сою­за про­шли в Москве.

Захо­ро­не­ние в Крем­ле Вале­рий Чкалов 

Личная жизнь

Выда­ю­щий­ся лет­чик был женат один раз. Женой лет­чи­ка была Оль­га Эраз­мов­на Оре­хо­ва (в деви­че­стве). Брак состо­ял­ся в 1927 году. Вско­ре от сов­мест­ной жиз­ни роди­лось трое детей.

Сына зва­ли Игорь. Отча­сти он пошел по сто­пам зна­ме­ни­то­го отца. Слу­жил в вой­сках. Он при­дер­жи­вал­ся вер­сии, что его отца сверг­ли зло­деи. Доче­ри – Оль­га и Валерия.

В. Чка­лов с женой и детьми 

Лич­ная жизнь Вале­рия Чка­ло­ва была спо­кой­ной и раз­ме­рен­ной. Хотя по роду служ­бы ему мно­го раз при­хо­ди­лось остав­лять жену и детей.

Вале­рий Чка­лов. Был пилот (2014)

Александр Анисимов, летчик: биография

Можно сказать, что Александр Анисимов — летчик с невероятным талантом, сегодня незаслуженно забытый. Чаще всего упоминания о нем можно встретить в мемуарах других людей. В эстампах этот легендарный летчик-истребитель почти всегда упоминается мимоходом и просто как лучший друг другого, более известного советского летчика — Валерия Чкалова.

Такое положение дел совершенно несправедливо, так как Анисимов Александр — летчик-испытатель, биография которого достойна внимания, и он достоин того, чтобы о нем помнили.

Фигуры высшего пилотажа, которые исполнял этот поистине талантливый человек, тиражировались не многими.

Александр Анисимов — летчик. Биография, краткие сведения, сохранившиеся до наших дней

К сожалению, до наших дней сведений о семье, детстве и юности человека, которого при жизни не постеснялись назвать гениальным летчиком, осталось очень мало. В одних источниках дата его рождения указана 16.11.1897, в других — 16.07.1897. Доподлинно известно, что он появился на свет в небольшой деревне под названием Возезды, которая сейчас территориально относится к Новгородской области.

История семьи

К сожалению, подробности юности Анисимова до наших дней не сохранились. Возможно, какие-то интересные и значимые факты до сих пор хранятся в архивах, но в свободном доступе к ним нет. Известно, что его семья была бедной, потому что она числилась в списке Вступительной рабочей силы. Александр Анисимов (летчик, талантом которого в будущем будут восхищаться тысячи) вместе с братьями и сестрой Александрой числились в этом списке как семья бедняков.

К такому плачевному положению главу семьи и отца будущего летчика-испытателя Фрола Яковлевича привела революция. До этого он был очень крупным и успешным предпринимателем-торговцем, основным направлением заработка которого была переработка льна. Но после революции его сначала арестовали, а потом расстреляли. Та же участь постигла и одного из братьев Александра — Василия, расстрелянного в 1937 году, а затем посмертно реабилитированного.

Начальное образование

Будущий летчик Александр Анисимов (биография, фото которого приведены в нашей статье) когда-то учился в Медведевском училище, окончив три отделения которого, продолжил обучение в Новгородской городской четырехклассной школе. Свою учебу в этом заведении он закончил в 1912 и после окончания получил специальность механика-водителя. Именно он проработал следующие два года.

Призыв к Первой Войне

В 1914 году Александр Анисимов (летчик, известный в недалеком будущем всему Советскому Союзу, а тогда еще простой рядовой молодой товарищ-автомобилист) был призван в ряды Российской Армии. Поскольку в этот период разразилась Первая мировая война, парень невольно принял в ней участие.

После того, как Анисимов попал в армию, он смог использовать свою специальность. В 19В 15 лет Александр окончил моторный класс Политехнического института в Петрограде. С февраля 1915 г. по октябрь 1916 г. он был механиком IV механического отряда и со временем стал старшим унтер-офицером.

Известно, что во время Первой мировой войны Россия стремительно потеряла множество своих летчиков при ведении воздушных боев. Царское правительство решило готовить летчиков из самых одаренных и лучших воинов. Показав себя талантливым механиком и надежным солдатом, Александр был отобран и направлен на обучение в Петроградское летное училище. Казалось бы, для юноши все сложилось наилучшим образом, и перед ним открылись перспективы стать покорителем неба (о чем многие его современники могли только мечтать). Но в 1918 все изменилось.

Добровольный уход на Гражданскую войну

После начала революции 1917 года Анисимов решает бросить учебу. Он решает пойти добровольцем на Гражданскую войну, которая поразила Россию. Анисимов был крестьянского происхождения и искренне верил в светлое будущее, обещанное властью Советов. Естественно, что он пошел воевать за красных на войне. В 1918 году он стал членом Красной Армии.

Служба в рядах Красной Армии

В течение следующего года после прихода на Гражданскую войну Александр Анисимов (в ближайшем будущем летчик) служил на Восточном фронте и участвовал в боях с Чехословацким корпусом.

Служил старшим авиадиспетчером и был прикомандирован к V Социалистической авиационной дивизии. В той же должности авиамотора с 1919 года переведен в Первую Петроградскую авиаэскадрилью, воевавшую на Западном фронте с поляками.

Продолжение учебы

Поскольку после Гражданской войны у Анисимова не было высшего образования в авиационной сфере, он пошел учиться в военно-теоретическую авиационную школу, которая располагалась в Егорьевске. Успешно окончив 1922 года продолжил обучение в Качинском и Московском высших авиационных училищах, а в 1924 году прошел подготовку по бомбометанию и воздушной стрельбе в Серпуховском авиационном училище.

Летная карьера

Этот молодой человек, закончив обучение за короткое время, сумел стать профессиональным пилотом. В течение 5 лет, начиная с 1928 г., он оставался в НИИ ВВС, выполняя летно-испытательные работы. В 1931 году он получил повышение и был назначен командиром своего отряда.

Талантливый летчик-испытатель принимал непосредственное участие в испытаниях самолетов И-4 и И-5. Пилотируя первый истребитель, он участвовал в испытаниях легендарного «Звена-1».

Воспоминания летчика

Лучшим другом Анисимова на протяжении всей его жизни был В. Чкалов, который был его коллегой. К сожалению, из-за большой несправедливости Александра Фроловича о Чкалове часто вспоминают как о друге. Но те, кто помнил самого Анисимова, подтверждали, что он был действительно блестящим летчиком. Он непревзойденно владел техникой пилотирования, всегда выполнял все сложнейшие фигуры высшего пилотажа, требующие особого мастерства, делал это очень естественно и легко.

Говорят, что в свое время Чкалову в Анисимове нравилось его стремление узнавать что-то новое в технике и испытывать самолеты.

Некоторые из тех, кто был лично знаком с Александром Фроловичем, говорили, что он мог производить впечатление злого и агрессивного человека, страдающего чрезмерной гордыней. Во многом такое мнение было связано с тем, что Анисимов никогда не хотел ни с кем делиться секретами своих фокусов. Он считал, что у каждого летчика должен быть свой неповторимый почерк в высшем пилотаже, и каждый должен выработать свой. Конечно, многие обиделись.

В то же время Чкалов, будучи сам по себе вполне состоявшейся личностью и летчиком, сумел завести искреннюю дружбу с Анисимовым. Многие завидовали этой паре, ведь высшее руководство многое им прощало (например, шуточные баталии между собой, которые друзья могли устроить во время очередных испытаний), считая и уважая их редкий профессионализм.

Трагическая смерть

Александр Анисимов — летчик-испытатель, рано ушел из жизни на 37-м году жизни. Смерть застала его в небе, но не во время испытания очередного самолета, как многие могли догадаться. В 1934 года одна из французских кинокомпаний под названием «Шу-Нуар» приступила к съемкам документальной ленты «Авиатор». Французы решили, что для исполнения трюков и для киносъемок годится только Анисимов, потому что считали его воздушным акробатом, человеком-птицей.

Руководство ВВС дало согласие на стрельбу. Первый день, 16 октября 1934 года, был замечательным. Анисимов проделывал всякие трюки на предельно малой высоте, французы были в восторге. После стрельбы Луи Шабер (представитель She-Noir) даже одарил пилота взглядом восхищения и признательности швейцарским часам. Несмотря на кажущуюся идиллию, второй съемочный день закончился трагедией.

17 октября Анисимов поднялся в воздух, но поскольку камеры должны были максимально четко снимать его трюки, подняться на большую высоту он не смог. Педаль руля не выдерживала малой высоты. Она сломалась, а самолет Анисимова стремительно упал и разлетелся на куски.

Александр Анисимов (летчик): личная жизнь

Конечно, многих интересуют подробности личной жизни столь выдающегося летчика. Но в открытом доступе информация о жене и возможных детях отсутствует. Несколько лет назад на Первом канале был показан художественный фильм «Чкалов. Крылья», который был посвящен истории жизни В. Чкалова. Конечно, сюжетная линия не обошлась без лучшего друга героя — Анисимова. В фильме, который позиционируется как биографический, показано, что у Александра была жена Марго. Она была танцовщицей и на самом деле любила не Анисимова, а самого Чкалова.

После выхода фильма дочь Чкалова Ольга опровергла многие факты, приведенные в этой ленте. В том числе она говорила, что на самом деле никакой женщины по имени Марго никогда не существовало. По словам Ольги, у летчика Александра Анисимова (жена, чьи дети вызывали интерес широкой аудитории) была единственная любимая женщина по имени Бронислава. И, конечно же, основную часть его жизни занимала работа и любовь к авиации. К сожалению, более подробные факты из личной жизни этого пилота неизвестны.

Случайная посадка российских авиаторов в 1937 году в штате Вашингтон

Сейчас наше внимание сосредоточено на России, поскольку зимние Олимпийские игры в Сочи должны открыться 7 февраля. Это заставило нашего авиационного обозревателя Дэна Паттерсона задуматься об огромной стране и о том, как она связана полетами. И Дэн возвращает нас к ранним дням авиации, когда русские строили и летали на уникальных самолетах, чтобы сократить эти расстояния.

 

В июне 1937 года единственный в своем роде самолет приземлился на армейском аэродроме Пирсон в Ванкувере, штат Вашингтон. Он летел из Москвы без пересадок; это 5200км. И этот факт поразителен: Ан-25 имел размах крыльев 112 футов, почти всю длину первого полета братьев Райт.

Credit Museum of Flight, Seattle, WA

/

Ant-25 на выставке Pearson Army Field в 1937 г.

  На борт самолета была нанесена надпись «След Сталина». Имя Сталина было выбрано не случайно, видимо, именно он поручил великому авиаконструктору Андрею Тупелову построить российский самолет для книги рекордов. Это была эпоха полетов, когда преодоление больших расстояний равнялось погоне за скоростью. Пилоты и их самолеты были героями, как Чарльз Линдберг и Дух Сент-Луиса.

Ант-25 пролетел над Северным полюсом и совершил первый в истории беспосадочный перелет из России в США. Ведущим пилотом был Валерий Чкалов, двое других ехали вторым пилотом. Они пытались попасть в Сан-Франциско, и все выглядело хорошо. Они миновали Портленд, но затем давление масла начало падать, и им пришлось возвращаться. Так Ант-25 оказался на армейском аэродроме Пирсон.

Летчик Валерий Чкалов стоял на аэродроме и говорил о мире, упоминая о том, что «могучие реки Колумбия и Волга мирно впадают в один и тот же мировой океан». Президент Франклин Делано Рузвельт в Вашингтоне, затем огромный Ант-25 разобрали и отправили обратно в СССР, а через три недели аналогичный самолет пролетел еще дальше, до Сан-Диего.0003

Чкалов стал русским Линдбергом, но менее чем через год погиб в крушении нового советского истребителя.
 

Кредит Дэн Паттерсон

/

Сегодня на армейском аэродроме Пирсон отмечается неожиданная посадка Ант-25.

  Я хотел посмотреть, где все это произошло, и несколько месяцев назад отправился на армейский аэродром Пирсон. Взлетно-посадочные полосы восходят к тем временам, когда в этой стране было множество небольших аэропортов. У него все еще есть отличительные большие желто-черные клетчатые крыши на ангарах, окрашенные таким образом, чтобы их было легко заметить с воздуха. Поле находится на берегу реки Колумбия.