Содержание
Рекомендательный список литературы о Валерии Чкалове в ЦДБ им. В. С. Рыжакова
Программа телепередач, телепрограмма на сайте teleprograms.ru
|
|
|
Валерий Павлович Чкалов
Советский летчик-испытатель, командир бригады, Герой Советского Союза. Командир экипажа самолета, совершившего первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в США в 1937 г
О человеке Деятельность: пилот Место рождения: с. Василево, Нижегородская губерния, Российская империя Дата рождения: 2 февраля 1904 г. Умер: 15 декабря 1938 г. (34 года) Рост: 164 см Знак зодиака: Водолей Образование: Оренбургское высшее военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков Замужем: Ольга Орехова (1927–1938) Дети: Ольга Чкалова, Валерия Валерьевна Чкалова, Игорь Чкалов
Содержание
- Валерий Чкалов — биография
- Ранние годы
- Начало деятельности в авиации
- Летно-испытательная работа
- Рекордные перелеты
- Трагическая гибель пилота
- Личная жизнь
Валерий Чкалов — биография
Валерий Павлович Чкалов — Герой Советского Союза, выдающийся российский летчик-испытатель. Наибольшую известность в русской истории он получил как командир экипажа самолета, совершившего перелет из Москвы через Северный полюс в Соединенные Штаты Америки, город Ванкувер, без промежуточных посадок.
Валерий Павлович был знаменем советского человека. Выходец из простой рабоче-крестьянской семьи, он родился в имперскую эпоху, когда еще существовала монархия. Из-за простого и скромного происхождения он не смог бы добиться больших достижений.
После смены общественного строя Чкалов много и упорно работал, учился, благодаря чему ему удалось стать летчиком и незаурядной личностью.
Образ Валерия Чкалова уже много лет служит образцом для подражания. После легендарного полета он стал кумиром миллионов в Советском Союзе. Кроме того, летчик был широко известен за пределами страны.
Жизнь бесстрашного летчика и патриота СССР трагически оборвалась во время испытаний одного из самолетов. Заслуги летчика не были забыты. Он был увековечен много раз. Населенные пункты названы в честь Валерия Павловича. Также можно найти улицы, районы, которые напоминают о выдающемся человеке.
- Ранние года
- Первые шаги в авиации
- Летно-испытательная работа
- Запись полета
- Трагическая гибель пилота
- Личная жизнь
Ранние годы
Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года по новому стилю. Место рождения: село Васильево Нижегородской губернии. Юноша был самого простого происхождения, нерожденный.
Отца мальчика звали Павел Григорьевич. Работал лудильщиком, очень редко бывал дома, много времени уделял полезному делу. Мать будущего летчика-испытателя – Ирина Ивановна. Она не работала, она занималась домом. Он умер в 1910 году. На тот момент мальчику было всего 6 лет.
Валерий Чкалов в детстве
Когда пришло время, Валерия Павловича отдали учиться в Василевское училище. Здесь он получил начальное образование. По сведениям источников того времени, летчик не блистал академическими успехами. Однако он отличался уравновешенностью и спокойным характером. Он хорошо владел точными науками, а также отличался прекрасной памятью и трудолюбием. Эти качества помогли будущему летчику достичь больших высот.
В 1916 году юноша окончил среднюю школу и поступил в Череповецкий техникум. Однако вытащить мажора в неторопливом темпе ему не удалось. Вскоре после этого из-за нехватки ресурсов и учителей учреждение закрылось. Молодой человек вернулся в родной город.
С 1918 года работал молоточником под руководством отца. А потом устроился кочегаром на пароход.
Начало деятельности в авиации
О службе в ВВС Валерий Павлович и не помышлял. Однако все изменилось, когда он увидел самолет своими глазами в 1919 году. У молодого человека возникло горячее желание связать жизнь с авиацией.
Эта мысль еще больше укрепилась после его приезда в Нижний Новгород и знакомства с соотечественником Владимиром Фролищевым, который занимался обслуживанием самолетов в авиапарке.
В 15 лет по совету односельчанина Чкалов вступил в Красную Армию. Вскоре его отправили учеником сборщика на тот же флот. Будущий летчик показал себя с лучшей стороны.
С 1921 по 1924 год он прилежно учился в специализированных учреждениях, где осваивал военные специальности и готовился к самостоятельному полету. Первый опыт полета на самолете испытатель получил в 1923 году.
Курсант В. Чкалов (крайний справа) в самолете У‑1
После окончания в 1924 году молодой летчик поступил в истребительную эскадрилью в Ленинграде. На службе он проявил себя дерзким и отчаянным смельчаком, за что неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности.
Безумие пилота не понравилось руководству. Однако выговоры и наказания в пилоте не сработали. Временами проблемы были крайними. Так, в 1925 году Чкалов Валерий Павлович был приговорен судом к одному году лишения свободы. Он прибыл на службу в пьяном виде, публично оскорбил и избил командира. Впоследствии приговор был смягчен до 6 месяцев.
Вскоре летчика удалось реабилитировать. Менее чем через 2 года будущего героя Советского Союза отправили в Липецк для повышения квалификации. В то время в городе учились немецкие летчики. В демонстрационных выступлениях Чкалов занял первое место.
Полет Чкалова под мостом на истребителе
В том же 1927 году зимой Валерия Павловича перевели в Брянскую авиационную бригаду. Однако служить ему пришлось недолго. Во время одного из полетов группы из-за ошибки руководства Чкалов разбился. Суд решил обвинить только летчика, оставив безграмотные действия командования на втором плане.
Военный суд в 1928 году приговорил летчика к году тюрьмы. Кроме того, он был уволен из рядов Красной Армии. К счастью, К. Ворошилов и Ю. Алкснис защитили Чкалова.
На фактический вывод летчик потратил всего месяц. Остальную часть приговора заменили на условный срок. Чкалова выпустили из Брянской тюрьмы.
С 1929 по ноябрь 1930 года находился в запасе. Работал летчиком-инструктором, учителем в Осоавиахиме.
Летно-испытательная работа
После непродолжительной «ссылки» в 1930 году В. П. Чкалов вернулся в армию и начал работать в НИИ ВВС. За следующие 2 года опытный профессионал совершил более 800 полетов, успел познакомиться с пилотированием 30 самолетов.
Участвовал в проверке экспериментальных моделей. Например, авианосцем управлял Чкалов. На его плечи легли показания огромного бомбардировщика, на борту которого находились несколько истребителей.
Валерий Чкалов с мамой
В 1932 году НИИ был переведен из Москвы в соседнее Щелково. Изначально простая передислокация стала первым парадом ВВС Советского Союза. Валерий Чкалов принял участие в этом мероприятии. Он и его экипаж летали на тяжелом бомбардировщике ТБ‑3. Вскоре в жизни летчика начался новый период.
Зимой 1933 года в биографии Валерия Чкалова происходит очередная перемена. Он покидает ряды Красной Армии и уходит. Квалифицированный специалист направляется для работы на авиационный завод №39.
Здесь он вместе со своим однополчанином Александром Анисимовым участвовал в экспериментальной пилотации новейших истребителей и самолетов конструкции Поликарпова.
Среди них были такие модели, как И‑15, И‑16, а также тяжелые бомбардировщики ТБ‑1, 3. Через руки Валерия Павловича прошли десятки, если не сотни образцов новейшей техники. Полеты были экспериментальными и поэтому очень опасными.
Валерий Чкалов и летчик Александр Анисимов
Пилот проявил большое мужество. Благодаря в том числе его усилиям страна смогла догнать зарубежных конкурентов и обеспечить безопасность полетов, что очень скоро подверглось серьезному испытанию.
Усилия летчика-испытателя Валерия Чкалова не прошли даром. Вместе с конструктором Поликарповым получил орден Ленина.
Рекордные перелеты
Будучи изобретательным и неординарным человеком, в начале 30‑х испытатель стал автором нескольких новых фигур высшего пилотажа – медленного виража и виража вверх. Однако на этом его достижения не закончились.
В 1935 г коллега Чкалова военный летчик Г. Байдуков предложил ему лететь из Москвы в США через Северный полюс. Идея не была уникальной.
Незадолго до этого аналогичный рекорд попытался установить экипаж Леваневского. Однако полет был завершен досрочно из-за неисправности машины.
Летчик Сигизмунд Александрович Леваневский
В 1936 году штурман Беляков, а также испытатели Байдуков и Чкалов обратились к чиновникам с предложением провести новый полет. Сам Сталин ответил. Вождь опасался очередной неудачи, поэтому назначил маршрут попроще — из Москвы и Петропавловска-Камчатского.
20 июля 1936 года экипаж начал свой путь. Полет на Дальний Восток длился до 56 часов и завершился успешно. Конечным пунктом был остров Чкалова (Удд). 10 августа Сталин лично встретился с отважными летчиками на Щелковском аэродроме.
Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков. Встреча после перелета на Дальний Восток. Щелковский аэродром, 10 августа 1936 г
Члены экипажа были удостоены звания Героя Советского Союза, а также награждены орденом Ленина. Событие было важно и с точки зрения идеологии. Высшее руководство не преминуло воспользоваться достижением пилотов.
Вскоре о подвиге русских летчиков узнала не только вся страна, но и весь мир. Чкалов вдруг оказался народным любимцем, всеми уважаемым.
Рукопожатие на полюсе (1975)
Валерий Павлович на этом не остановился. С заслуженным доверием он вновь обратился к руководителям с просьбой вылететь в США. 18 июня 1937 года экипаж начал новый полет на самолете АНТ-25.
Путь оказался намного сложнее, чем тот, который летчики прошли до этого. Мешали плохие погодные условия, минимальная видимость. Пилоты столкнулись с обледенением.
Рейс закончился 20 июня. Экипаж приземлился в Ванкувере, штат Вашингтон. Путь проходил через Северный полюс, общая протяженность пути составила 8 с половиной тысяч километров. Это был настоящий рекорд.
В США пилотов встретили тепло. Летчиков принимали советский посол Александр Трояновский и сам Джордж Маршалл, ставший впоследствии генералом и госсекретарем.
Байдуков, Чкалов, полномочный представитель СССР Трояновский и Беляков после приема у президента США Рузвельта в Белом доме. 28 июня 1937 г
Подвиг Валерия Чкалова и экипажа отмечен орденом Красного Знамени. Вскоре опытный летчик стал депутатом Совета Национальностей. В декабре 1937 года, когда летчик был еще жив, васильевцы попросили изменить название поселка в честь выдающегося соотечественника. Власти были готовы это сделать.
Полет, ставший легендой валерий чкалов
Трагическая гибель пилота
Опасность преследовала Чкалова практически с самого начала его службы. Такова была профессия летчика-испытателя. У него было несколько аварий. Серьезная катастрофа произошла в начале октября 1937 года.
По заданию руководства НИИ Чкалову предстояло испытать модификацию самолета И‑16 на максимальной скорости. Однако в ходе пилотирования выяснилось, что двигатель машины неисправен. Валерию Павловичу пришлось срочно приземляться.
Посадка была очень жесткой. Самолет разбился, сам пилот был ранен, но, к счастью, выжил.
Депутаты Верховного Совета СССР писатель А. Н. Толстой, летчик В. П. Чкалов и актер И. М. Москвин. 1938 г
В начале декабря 1938 года Чкалова призвали летать на новом И‑180. Это событие стало роковым в жизни летчика.
Изначально с машиной было много проблем и сложностей. Срок завершения работ над ним несколько раз переносился. Закончили на скорую руку.
Истребитель И‑180
Конструкторы планировали сдать самолет к новому году. В начале декабря машину как раз предстояло испытать. Однако, как показывают полевые испытания, а также инженерные изыскания, конструктивных недостатков было около двухсот.
Поликарпов протестовал против такого риска. Однако к нему не прислушались и его отстранили от работы. План экспериментальной отработки И‑180 включал в себя ряд этапов. Чкалов отвечал за первое: сделать несколько кругов по земле над Центральным аэродромом с выпущенными шасси.
Несмотря на сложные погодные условия, полет прошел отлично. Однако в последний момент самолет задел линии электропередач, повредил крыло о столб и разбился. Чкалов выстрелил из кабины. Пилот сильно ударился головой о металлическую арматуру. Прибывшие на место рабочие погрузили пилота в машину и отвезли в больницу.
Самолет, в котором разбился Валерий Чкалов
Валерий Чкалов скончался в клинике. Боткина 15 декабря 1938 года от тяжелой черепно-мозговой травмы. Руководители авиазавода, участвовавшие в испытаниях, получили длительные тюремные сроки за то, что заведомо допустили машину к полетам с большим количеством отказов.
Однако это не единственная версия гибели Чкалова. Как сказала ее дочь, катастрофа была хорошо спланированным мероприятием, за которым стояли Л. Берия и сам Сталин. Это они убили пилота, обвинив артистов перед руководством авиазавода. Точно неизвестно, правда это или нет.
Похороны Героя Советского Союза прошли в Москве.
Захоронение в Кремле Валерий Чкалов
Личная жизнь
Выдающийся летчик был женат один раз. Женой летчика была Ольга Эразмовна Орехова (в девичестве). Брак состоялся в 1927 году. Вскоре от совместной жизни родилось трое детей.
Сына звали Игорь. Отчасти он пошел по стопам знаменитого отца. Служил в войсках. Он придерживался версии, что его отца свергли злодеи. Дочери – Ольга и Валерия.
В. Чкалов с женой и детьми
Личная жизнь Валерия Чкалова была спокойной и размеренной. Хотя по роду службы ему много раз приходилось оставлять жену и детей.
Валерий Чкалов. Был пилот (2014)
Александр Анисимов, летчик: биография
Можно сказать, что Александр Анисимов — летчик с невероятным талантом, сегодня незаслуженно забытый. Чаще всего упоминания о нем можно встретить в мемуарах других людей. В эстампах этот легендарный летчик-истребитель почти всегда упоминается мимоходом и просто как лучший друг другого, более известного советского летчика — Валерия Чкалова.
Такое положение дел совершенно несправедливо, так как Анисимов Александр — летчик-испытатель, биография которого достойна внимания, и он достоин того, чтобы о нем помнили.
Фигуры высшего пилотажа, которые исполнял этот поистине талантливый человек, тиражировались не многими.
Александр Анисимов — летчик. Биография, краткие сведения, сохранившиеся до наших дней
К сожалению, до наших дней сведений о семье, детстве и юности человека, которого при жизни не постеснялись назвать гениальным летчиком, осталось очень мало. В одних источниках дата его рождения указана 16.11.1897, в других — 16.07.1897. Доподлинно известно, что он появился на свет в небольшой деревне под названием Возезды, которая сейчас территориально относится к Новгородской области.
История семьи
К сожалению, подробности юности Анисимова до наших дней не сохранились. Возможно, какие-то интересные и значимые факты до сих пор хранятся в архивах, но в свободном доступе к ним нет. Известно, что его семья была бедной, потому что она числилась в списке Вступительной рабочей силы. Александр Анисимов (летчик, талантом которого в будущем будут восхищаться тысячи) вместе с братьями и сестрой Александрой числились в этом списке как семья бедняков.
К такому плачевному положению главу семьи и отца будущего летчика-испытателя Фрола Яковлевича привела революция. До этого он был очень крупным и успешным предпринимателем-торговцем, основным направлением заработка которого была переработка льна. Но после революции его сначала арестовали, а потом расстреляли. Та же участь постигла и одного из братьев Александра — Василия, расстрелянного в 1937 году, а затем посмертно реабилитированного.
Начальное образование
Будущий летчик Александр Анисимов (биография, фото которого приведены в нашей статье) когда-то учился в Медведевском училище, окончив три отделения которого, продолжил обучение в Новгородской городской четырехклассной школе. Свою учебу в этом заведении он закончил в 1912 и после окончания получил специальность механика-водителя. Именно он проработал следующие два года.
Призыв к Первой Войне
В 1914 году Александр Анисимов (летчик, известный в недалеком будущем всему Советскому Союзу, а тогда еще простой рядовой молодой товарищ-автомобилист) был призван в ряды Российской Армии. Поскольку в этот период разразилась Первая мировая война, парень невольно принял в ней участие.
После того, как Анисимов попал в армию, он смог использовать свою специальность. В 19В 15 лет Александр окончил моторный класс Политехнического института в Петрограде. С февраля 1915 г. по октябрь 1916 г. он был механиком IV механического отряда и со временем стал старшим унтер-офицером.
Известно, что во время Первой мировой войны Россия стремительно потеряла множество своих летчиков при ведении воздушных боев. Царское правительство решило готовить летчиков из самых одаренных и лучших воинов. Показав себя талантливым механиком и надежным солдатом, Александр был отобран и направлен на обучение в Петроградское летное училище. Казалось бы, для юноши все сложилось наилучшим образом, и перед ним открылись перспективы стать покорителем неба (о чем многие его современники могли только мечтать). Но в 1918 все изменилось.
Добровольный уход на Гражданскую войну
После начала революции 1917 года Анисимов решает бросить учебу. Он решает пойти добровольцем на Гражданскую войну, которая поразила Россию. Анисимов был крестьянского происхождения и искренне верил в светлое будущее, обещанное властью Советов. Естественно, что он пошел воевать за красных на войне. В 1918 году он стал членом Красной Армии.
Служба в рядах Красной Армии
В течение следующего года после прихода на Гражданскую войну Александр Анисимов (в ближайшем будущем летчик) служил на Восточном фронте и участвовал в боях с Чехословацким корпусом.
Служил старшим авиадиспетчером и был прикомандирован к V Социалистической авиационной дивизии. В той же должности авиамотора с 1919 года переведен в Первую Петроградскую авиаэскадрилью, воевавшую на Западном фронте с поляками.
Продолжение учебы
Поскольку после Гражданской войны у Анисимова не было высшего образования в авиационной сфере, он пошел учиться в военно-теоретическую авиационную школу, которая располагалась в Егорьевске. Успешно окончив 1922 года продолжил обучение в Качинском и Московском высших авиационных училищах, а в 1924 году прошел подготовку по бомбометанию и воздушной стрельбе в Серпуховском авиационном училище.
Летная карьера
Этот молодой человек, закончив обучение за короткое время, сумел стать профессиональным пилотом. В течение 5 лет, начиная с 1928 г., он оставался в НИИ ВВС, выполняя летно-испытательные работы. В 1931 году он получил повышение и был назначен командиром своего отряда.
Талантливый летчик-испытатель принимал непосредственное участие в испытаниях самолетов И-4 и И-5. Пилотируя первый истребитель, он участвовал в испытаниях легендарного «Звена-1».
Воспоминания летчика
Лучшим другом Анисимова на протяжении всей его жизни был В. Чкалов, который был его коллегой. К сожалению, из-за большой несправедливости Александра Фроловича о Чкалове часто вспоминают как о друге. Но те, кто помнил самого Анисимова, подтверждали, что он был действительно блестящим летчиком. Он непревзойденно владел техникой пилотирования, всегда выполнял все сложнейшие фигуры высшего пилотажа, требующие особого мастерства, делал это очень естественно и легко.
Говорят, что в свое время Чкалову в Анисимове нравилось его стремление узнавать что-то новое в технике и испытывать самолеты.
Некоторые из тех, кто был лично знаком с Александром Фроловичем, говорили, что он мог производить впечатление злого и агрессивного человека, страдающего чрезмерной гордыней. Во многом такое мнение было связано с тем, что Анисимов никогда не хотел ни с кем делиться секретами своих фокусов. Он считал, что у каждого летчика должен быть свой неповторимый почерк в высшем пилотаже, и каждый должен выработать свой. Конечно, многие обиделись.
В то же время Чкалов, будучи сам по себе вполне состоявшейся личностью и летчиком, сумел завести искреннюю дружбу с Анисимовым. Многие завидовали этой паре, ведь высшее руководство многое им прощало (например, шуточные баталии между собой, которые друзья могли устроить во время очередных испытаний), считая и уважая их редкий профессионализм.
Трагическая смерть
Александр Анисимов — летчик-испытатель, рано ушел из жизни на 37-м году жизни. Смерть застала его в небе, но не во время испытания очередного самолета, как многие могли догадаться. В 1934 года одна из французских кинокомпаний под названием «Шу-Нуар» приступила к съемкам документальной ленты «Авиатор». Французы решили, что для исполнения трюков и для киносъемок годится только Анисимов, потому что считали его воздушным акробатом, человеком-птицей.
Руководство ВВС дало согласие на стрельбу. Первый день, 16 октября 1934 года, был замечательным. Анисимов проделывал всякие трюки на предельно малой высоте, французы были в восторге. После стрельбы Луи Шабер (представитель She-Noir) даже одарил пилота взглядом восхищения и признательности швейцарским часам. Несмотря на кажущуюся идиллию, второй съемочный день закончился трагедией.
17 октября Анисимов поднялся в воздух, но поскольку камеры должны были максимально четко снимать его трюки, подняться на большую высоту он не смог. Педаль руля не выдерживала малой высоты. Она сломалась, а самолет Анисимова стремительно упал и разлетелся на куски.
Александр Анисимов (летчик): личная жизнь
Конечно, многих интересуют подробности личной жизни столь выдающегося летчика. Но в открытом доступе информация о жене и возможных детях отсутствует. Несколько лет назад на Первом канале был показан художественный фильм «Чкалов. Крылья», который был посвящен истории жизни В. Чкалова. Конечно, сюжетная линия не обошлась без лучшего друга героя — Анисимова. В фильме, который позиционируется как биографический, показано, что у Александра была жена Марго. Она была танцовщицей и на самом деле любила не Анисимова, а самого Чкалова.
После выхода фильма дочь Чкалова Ольга опровергла многие факты, приведенные в этой ленте. В том числе она говорила, что на самом деле никакой женщины по имени Марго никогда не существовало. По словам Ольги, у летчика Александра Анисимова (жена, чьи дети вызывали интерес широкой аудитории) была единственная любимая женщина по имени Бронислава. И, конечно же, основную часть его жизни занимала работа и любовь к авиации. К сожалению, более подробные факты из личной жизни этого пилота неизвестны.
Случайная посадка российских авиаторов в 1937 году в штате Вашингтон
Сейчас наше внимание сосредоточено на России, поскольку зимние Олимпийские игры в Сочи должны открыться 7 февраля. Это заставило нашего авиационного обозревателя Дэна Паттерсона задуматься об огромной стране и о том, как она связана полетами. И Дэн возвращает нас к ранним дням авиации, когда русские строили и летали на уникальных самолетах, чтобы сократить эти расстояния.
В июне 1937 года единственный в своем роде самолет приземлился на армейском аэродроме Пирсон в Ванкувере, штат Вашингтон. Он летел из Москвы без пересадок; это 5200км. И этот факт поразителен: Ан-25 имел размах крыльев 112 футов, почти всю длину первого полета братьев Райт.
Credit Museum of Flight, Seattle, WA
/
Ant-25 на выставке Pearson Army Field в 1937 г.
На борт самолета была нанесена надпись «След Сталина». Имя Сталина было выбрано не случайно, видимо, именно он поручил великому авиаконструктору Андрею Тупелову построить российский самолет для книги рекордов. Это была эпоха полетов, когда преодоление больших расстояний равнялось погоне за скоростью. Пилоты и их самолеты были героями, как Чарльз Линдберг и Дух Сент-Луиса.
Ант-25 пролетел над Северным полюсом и совершил первый в истории беспосадочный перелет из России в США. Ведущим пилотом был Валерий Чкалов, двое других ехали вторым пилотом. Они пытались попасть в Сан-Франциско, и все выглядело хорошо. Они миновали Портленд, но затем давление масла начало падать, и им пришлось возвращаться. Так Ант-25 оказался на армейском аэродроме Пирсон.
Летчик Валерий Чкалов стоял на аэродроме и говорил о мире, упоминая о том, что «могучие реки Колумбия и Волга мирно впадают в один и тот же мировой океан». Президент Франклин Делано Рузвельт в Вашингтоне, затем огромный Ант-25 разобрали и отправили обратно в СССР, а через три недели аналогичный самолет пролетел еще дальше, до Сан-Диего.0003
Чкалов стал русским Линдбергом, но менее чем через год погиб в крушении нового советского истребителя.
Кредит Дэн Паттерсон
/
Сегодня на армейском аэродроме Пирсон отмечается неожиданная посадка Ант-25.
Я хотел посмотреть, где все это произошло, и несколько месяцев назад отправился на армейский аэродром Пирсон. Взлетно-посадочные полосы восходят к тем временам, когда в этой стране было множество небольших аэропортов. У него все еще есть отличительные большие желто-черные клетчатые крыши на ангарах, окрашенные таким образом, чтобы их было легко заметить с воздуха. Поле находится на берегу реки Колумбия.