Содержание
Баба Яга и её «родственники» в фольклоре народов мира
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
БАБА ЯГА И ЕЁ «РОДСТВЕННИКИ»
В ФОЛЬКЛОРЕ НАРОДОВ МИРА
(НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА)
Автор: Мутьева Ксения, ученица 5 класса,
Санников Давид, ученик 5 класса,
Коковин Александр, ученик 5 класса.
Руководитель: Виноградова Надежда Михайловна,
учитель русского языка и литературы.
Гуманитарное отделение
Филологическая секция
-2-
Оглавление
- Введение с.3
- Основная часть
Глава 1. Кто такая Баба Яга? с. 4
Глава 2. Откуда взялась Баба Яга в русском фольклоре? с. 6
Глава 3. Есть ли родственники у Бабы Яги в фольклоре с. 7
народов мира?
- Заключение и выводы с. 11
- Литература с. 12
-3-
Введение
К миру сказок мы приобщаемся в самом раннем детстве. Мир этот – таинственный и замысловатый, всё в нём необыкновенно: скатерть-самобранка сама угощает героев, сапоги-скороходы за считанные минуты преодолевают огромные расстояния, волшебный клубочек ведёт героя по секретным тропинкам и никогда не минует он избушки на курьих ножках, в которой живёт самый известный и самый загадочный персонаж русских народных сказок Баба Яга.
Кто же такая Баба Яга? Откуда взялась эта героиня русских народных сказок? Уникален ли этот персонаж в своём роде или в сказках других народов встречаются подобные персонажи? Эти вопросы показались нам очень интересными, и мы попытались в своём исследовании на них ответить.
Объект исследования: волшебные русские народные сказки и сказки народов мира.
Предмет исследования: Баба Яга и герои сказок других народов, которых можно считать «родственниками» Бабы Яги.
Цель исследования:
- узнать о происхождении персонажа русских народных сказок Бабы Яги;
- выяснить, имеются ли похожие персонажи в сказках других народов.
Методы исследования:
- чтение русских народных сказок и сказок народов мира;
- изучение энциклопедической, научной литературы, материалов на электронных носителях по проблеме исследования;
- наблюдение, классификация, обобщение (описательный метод).
Актуальность данного исследования определяется тем, что устное народное творчество – это неиссякаемый источник для духовно-нравственного воспитания человека. Человек должен знать сказки, знать историю сказочных персонажей, ведь это страница нашей русской национальной культуры. Нельзя назвать культурным и цивилизованным человека, который не имеет представления о творчестве своего народа.
Практическая значимость исследования: материал данной работы может быть использован как на уроках литературного и внеклассного чтения в начальной школе, так и для выступлений перед школьниками 5-6 классов.
-4-
Основная часть
Глава 1
Кто такая Баба Яга?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили обратиться за помощью к ученикам нашей школы. Была составлена анкета, с вопросами которой мы и обратились к ученикам 3-4 классов. В анкетировании приняли участие 80 учащихся.
- Кто такая Баба Яга?
- Какой вы её себе представляете?
- Где она живёт?
- Чем Баба Яга занимается?
- С кем она дружит?
- Баба Яга – положительный персонаж или отрицательный?
В результате обработки ответов выяснилось следующее:
- Кто такая Баба Яга?
а) Баба Яга – злая старуха, ведьма.
б) Баба Яга – это сказочный персонаж.
в)Баба Яга – это пожилая женщина, но она добрая.
- Какой вы её себе представляете?
а)Баба Яга – злая, страшная, нумытая старуха. Она плохо одета, на носу прыщи.
б)Баба Яга – злая, хитрая, но иногда и добрая.
в) Она мудрая и любознательная.
г) Красивая и весёлая (1 ответ)
- Где она живёт?
а) В лесу в избушке на курьих ножках.
б)В квартире (1 ответ)
- Чем Баба Яга занимается?
а)Летает по лесу в ступе, собирает грибы, ворует маленьких детей.
б)Колдует, варит зелье, ест людей.
в)Вяжет, готовит, даёт нужные советы
- С кем она дружит?
Баба Яга дружит с Лешим, Водяным, Кощеем Бессмертным, с вороной и котом, со Змеем Горынычем, с ведьмами, с Иваном-Царевичем, с гусями-лебедями, летучими мышами.
-5-
- Баба Яга – положительный персонаж или отрицательный?
а) Отрицательный (34 ученика)
Выглядит отталкивающе: страшная, неряшливая, лохматая, грязная.
Делает злые дела: ворует детей, пугает людей, варит зелье, занимается людоедством.
б) Положительный (12 учеников)
Она никому ничего плохого не сделала. Просто собирает грибы , а иногда и помогает, например, накормила богатыря. Смешная и интересная.
в) Положительный и отрицательный (30 учеников)
Чтобы составить более полный «портрет» Бабы Яги мы обратились к русским народным волшебным сказкам. Мы прочитали сказки «Баба Яга», «Гуси-лебеди», «Финист – Ясный Сокол», «Жихарака», «Василиса Премудрая».
Из прочитанных сказок мы почерпнули следующую информацию.
В сказках Баба Яга обитает чаще всего в густой и непроходимой лесной чаще, в избе на курьих ножках, вокруг которой – забор из человеческих костей, и на заборе вместо горшков – черепа, вместо засовов – ноги, вместо запоров – руки. Передвигается Баба Яга в железной ступе, погоняя её пестом и заметая следы помелом. Слугами её являются змеи, лягушки, ящерицы, чёрные коты и вороны.
Выяснился интересный факт, что не во всех сказках Баба Яга одинаковая. В некоторых сказках она сражается с героями и побеждает многих из них. Нападает не одна, а во главе силы нечистой и несметной. (Русская народная сказка «Баба Яга»)
Часто Баба Яга похищает маленьких детей (русская народная сказка «Гуси-лебеди», «Жихарка») и пытается изжарить их в печи. Правда, дети оказываются столь смышлёными, что всегда обманывают Ягу и спасаются.
Но нередко Баба Яга и помогает сказочным героям. В сказке «Финист – Ясный Сокол» она дарит Марьюшке золотое веретено, которое помогает героине найти любимого. А в сказке «Василиса Премудрая» она также помогает герою своими советами.
Таким образом, мы пришли к выводу, что ученики нашей школы хорошо знакомы с этим персонажем русских народных сказок. В своих ответах они правильно описали внешность Бабы Яги, её место
-6-
жительства, хорошо осведомлены о занятиях Бабы Яги, её характере и друзьях.
Глава 2
Откуда взялась Баба Яга в русском фольклоре?
Чтобы ответить на этот вопрос пришлось обратиться к энциклопедической и справочной литературе, а также ресурсам интернета. Выяснилась очень интересная информация.
Долгое время в русских и украинских деревнях, если кто-то умирал зимой, его не хоронили, поскольку трудно было раскапывать снег и долбить промёрзшую землю. К тому же оголодавшие звери могли разгрести могилу и «потратить» покойника. Да и до церкви с погостом порой было не близко. Поэтому, помолившись, труп клали в ящик на одной ноге, похожий на улей, и оставляли в лесу.
Деревянный столб-нога предохранял от мелких грызунов (они не умеют подниматься вертикально вверх), а зубы хищников не приспособлены разгрызать твёрдое дерево. К тому же этот столб-ногу «окуривали» дымом, обжигали, отгоняя злых духов. Может быть, отсюда и «курьи» ножки (т.е. «окуренные»)? Весной, когда сходили снега, накопившихся за зиму покойников прямо в ящиках грузили на телегу и отправляли на ближайшее кладбище. Там их окончательно отпевали и хоронили.
Естественно, такие места вызывали суеверный ужас у крестьян даже больше, чем обычные погосты: ведь, по существовавшим тогда поверьям, душа усопшего, не преданного христианскому погребению, не может упокоиться и продолжает летать где-то недалеко от тела. С другой стороны, как и другие могилы, эти были излюбленными местами знахарей и чёрных магов. Поселялись здесь и колдуньи, изгнанные жителями из деревни за то, что порчу наводили и вредили.
Теперь вспомним нашу героиню. Как там её описывают в сказках? Живёт в избушке на курьих ножках, нос – крючком, зубы – торчком, костяная нога, причём одна из них – в светёлке, другая – на полке… Её приятели – лешие, кикиморы, русалки, разные звери. Может быть это одна из тех изгнанных колдуний, а то и сам «житель» страшной избушки?
-7-
Глава 3
Есть ли родственники у Бабы Яги в фольклоре народов мира?
Отвечая на этот вопрос, мы обращались и к справочной литературе, и к ресурсам интернета, и, конечно же, к сказкам.
1) Выяснилось, что у народов севера существует в фольклоре интересный персонаж — Яг-Морт. На языке коми-зырян «яг» – лес, лесной, «морт»– человек. «Яг – Морт» означает «лесной человек». Из преданий следует, что Яг-Морт – это не просто лесной человек, а лесное чудовище: «Ростом он был с добрую сосну, по голосу и обличью – дикий зверь. Лицо обросло черною бородою; глаза кровавого цвета, дико сверкающие из-под густых бровей»
Появлялся он возле селений в ночное время только для грабежей и убийств. Яг-Морт похищал скот, женщин и детей, мог жестоко убить и растерзать любого встречного. Люди же были бессильны перед этим чудовищем. Говорили, что он колдун, и все бедствия и болезни, случавшиеся у людей, являлись проделками злого Яг-Морта. Он был сильным и огромным, к тому же хитрым и обладающим нечеловеческими способностями. Что могли сделать люди с таким злодеем?
Однажды у старейшины одного из селений пропала единственная дочь Райда. Эта девушка была такой красавицей, каких еще не видала земля коми-зырян. Прошел день, другой, неделя, а Райды нет как нет. Несчастная мать выплакала все глаза. Народ сказал в один голос: «Это проделки Яг-Морта!»
Жених, вместе со своими верными друзьями-охотниками, решил во что бы то ни стало отыскать жилище злого чудовища, схватить его живого или мертвого, потом убить и сжечь. Толпа, вооруженная стрелами, копьями, топориками, двинулась против Яг-Морта. Их было сто против него одного. Нашли отважные молодцы жилище лесного великана и стали поджидать его. Увидев, что Яг-Морт подходит к своей пещере, охотники закидали его копьями, камнями, стрелами. Заревело злое чудовище, схватило палицу и понеслось в середину нападающих. Началась страшная битва. Много храбрецов пало мертвыми от палицы Яг-Морта, но и сам он стал изнемогать. Многочисленные раны обессилили его, и он упал.
Охотники отрубили ему руки, ноги, а потом и голову. В его пещере они нашли много добычи, а еще обезображенный труп несчастной Райды. Убитого Яг-Морта закопали в глубокую яму и вбили в могилу осиновый шест. Награбленную добычу, найденную в пещере Яг-Морта, сожгли, а саму
-8-
пещеру засыпали. Каждый, кто впоследствии проходил возле той пещеры и возле могилы Яг-Морта, должен был кинуть камнем или палкой и плюнуть.
А не из коми-зырянской ли мифологии появилась героиня русских сказок Баба Яга? Если имя «Баба Яга» перевести с коми-зырянского языка, оно будет означать «лесная баба». Так и есть – русская Баба Яга живет в лесу. Так кем же она приходится Яг-Морту – матерью, сестрой или женой? Может быть, Баба Яга потому такая злая на людей, что те ее любимого мужчину Яг-Морта погубили? Вполне можно допустить, что Баба Яга пришла на Русь с севера. Так считают и некоторые исследователи русского фольклора.
2)Ближайшей родственницей Бабы Яги считается фрау Холле (Хольда, Перхта, Берта) – персонаж германской мифологии.
Это либо старая ведьма, воплощавшая зиму и смерть, либо добрая женщина, раздающая людям подарки на Рождество. В легендах других областей Хольда наказывала нерадивых прях и грешников, но щедро вознаграждала добропорядочных жителей. Кроме того, существовала легенда, согласно которой Хольда была покровительницей детей, умерших, не пройдя обряда крещения. Считалось, что когда Хольда взбивает свою перину, на земле идет снег, а когда после долгих дождей вдруг проглядывает солнце — она просушивает покрывало. |
Интересно и то, что чаще всего ее представляют ужасной на лицо, с длинными зубами и сухой ногой, как и нашу Бабу Ягу. Тому, кто хочет поближе познакомиться с этой родственницей бабы Яги, советуем прочитать сказку братьев Гримм «Госпожа Метелица».
3) Интересна и гипотеза учёного В.Я. Проппа, который считает, что в деле Бабы Яги существует египетский след. В древнем Египте существовал прекрасный кандидат на роль предка Бабы Яги. Это богиня Хатхор (Хатхерт), небесная корова, родившая солнце и породившая звёзды. Она богиня веселья, музыки, танца. И, как это ни парадоксально, одновременно она и богиня загробного мира, которая кормит и поит души умерших. Чаще всего она изображается как женщина с коровьими рогами, иногда с коровьей головой.
А ведь и правда, Хатхор является идеальным источником для образа Бабы Яги (бабы Роги?). В.И.Даль приводит поговорку «Стоит Яга, во лбу рога». Хатхор может воевать, может одаривать, может украсть ребёнка и бросить его в печь. Как это похоже на нашу Бабу Ягу! Интересно также, что
-9-
в храмах, посвящённых ей, Хатхор изображалась как рогатая женщина с костяной (каменной) ногой.
4) Идеальной родственницей для Бабы Яги может являться и Геката – греческая богиня смерти, ночи, охоты, колдовства.
Вот как описывает Гекату Н.А.Кун в своём пересказе легенд и мифов Древней Греции:
«…Над всеми привидениями и чудовищами властвует великая богиня Геката. Три тела и три головы у неё. Безлунной ночью блуждает она в глубокой тьме по дорогам и у могил со всей своей ужасной свитой, окружённая собаками. Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Гекату призывают как помощницу в колдовстве, но она же и единственная помощница против колдовства для тех, которые чтут её и приносят ей на распутьях, где расходятся три дороги, в жертву собак…»
Геката властвует над всеми привидениями и чудовищами, она дарует мудрость, счастье на войне, богатую добычу на охоте и т. д. Как богиня преисподней, она считалась также богиней всего таинственного; греки представляли её себе порхающей с душами умерших на перекрёстках. Греки считали, что Геката блуждает в глубокой тьме по ночам со своими постоянными спутниками совами и змеями, освещая себе путь чадящими факелами. Она проходила мимо могил вместе со своей ужасной свитой, окруженная чудовищными собаками из царства Аида, обитающими на берегах Стикса. Геката посылала ужасы и тяжкие сны на землю и губила людей. Считалось, что она помогала колдунам и чародеям. Древние греки верили: если принести Гекате в жертву собак, стоя при этом на перекрестке трех дорог, то она поможет снять чары и избавит от злой порчи.
5) Новогодняя волшебница – старушка Бефана внешне похожа на подобревшую Бабу Ягу. Старушка Бефана живет в Италии и ее новогодние обязанности точно такие же, как и у Санта-Клауса, но только летает она на метле, а не на оленьей упряжке. Бефана тоже проникает в дом через дымоход и кладет подарки в подвешенные носочки. Подарки от старушки Бефаны получают только послушные дети, а непослушные на утро могут обнаружить вместо подарка только щепотку золы или уголек.
6) Нельзя не заметить большого сходства Бабы Яги и литовской ведьмы Раганы.
Рагана летает по воздуху или разъезжает на козле, может превращаться в кошку, свинью, собаку, козу, лошадь, рыбу, в пресмыкающегося, в жабу, в червя, даже в птицу. Рагана служит чёрту, выполняя его приказы. В основном, Рагана вредит людям и скотине, но может помочь найти вора или
-10-
излечить от болезни. В самый короткий день и самую длинную ночь Раганы слетаются на шабаш на метлах, ступах, мялках для льна, смазывая себе подмышки мазью. На шабашах они пляшут, поют, бражничают, рассказывают чертям, угощающим их, о своих злых поступках.
-11-
Заключение
В процессе выполнения настоящей работы мы провели исследование сказок по выбранной теме, прочитали энциклопедические и справочные материалы, познакомились с ресурсами интернета по данной теме. Мы близко познакомились с образом Бабы Яги, попытались выяснить происхождение этого персонажа русских народных сказок, а также пришли к выводу, что подобные сказочные и мифологические персонажи существуют и в фольклоре других народов мира. Мы считаем, что наша работа имеет практическую ценность и может быть использована на уроках в начальной школе и в 5-6 классах при изучении темы «Устное народное творчество»
-12-
Литература
- Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. М.: Просвещение, 1999
- Русские народные сказки / Сост. В.П. Аникина. — М. : 1987
- Большая книга Бабы Яги / Сост. А. Усачёв. – М. : Изд. «ОНИКС 21 век», 2004
- В. И. Даль. Толковый словарь русского языка в 4-х томах. – М. : «Русский язык», 1991 г.
- В.Я.Пропп. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1996
- www.ru.wikipedia.org
- htt: // sueverija. Narod.ru/ Muzei/Jaga.htm
- http://www.ezocat.ru/index
- Забылинин. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. — М.,
- О русских сказках, песнях, пословицах, загадках народного языка: Очерки. — М: Детская литература, 1988
- Святая Русь. Большая энциклопедия Русского Народа. Русская литература / Сост. О.А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2004.
- Хрестоматия школьника. Русские народные сказки. – М.: Планета детства, 1999.
- Библиотека «Сказки народов мира»
Рецензия
Тема исследовательской работы: «Баба Яга и её «родственники» в фольклоре народов мира»
Авторы работы: Мутьева Ксения, Санников Давид, Коковин Александр, ученики 5 класса.
Руководитель: Виноградова Надежда Михайловна, учитель русского языка и литературы.
Цель работы: узнать о происхождении персонажа русских народных сказок Бабы Яги;
выяснить, имеются ли похожие персонажи в сказках других народов.
Методы проведенных исследований: сравнительно-сопоставительный, структурный.
Основные результаты исследования:
В процессе выполнения настоящей работы было проведено исследование сказок по выбранной теме, учащиеся изучили энциклопедические и справочные материала, познакомились с ресурсами интернета по данной теме, познакомились с образом Бабы Яги, попытались выяснить происхождение этого персонажа русских народных сказок, а также пришли к выводу, что подобные сказочные и мифологические персонажи существуют и в фольклоре других народов мира.
Выводы рецензента:
Представленная работа является самостоятельным исследованием учащихся 5 класса. Заявленная тема соответствует возрасту учащихся. В результате использования указанных в работе методов исследования цели, поставленные в работе, полностью достигнуты, тема раскрыта.
Рецензент: учитель русского языка и литературы
МБОУ Луговской СОШ Ларина Татьяна Сергеевна
Образы фольклора — Пятигорская правда
26 января, 2010
Пятигорская Правда
0
763
Каждому из нас с детства знакомы сказочные образы Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, Лешего, русалки, Бабы-яги и т.д. Пожалуй, самой «раскрученной» в народных сказках является Баба-яга.
В мифологии происхождение Бабы-яги связывается с язычеством. Существует мнение, что имя ее возникло в результате объединения наименований славянского божества Баба и общеиндоевропейского мифологического персонажа Яга — привратницы в мире мертвых. Одно из этих божеств (Баба) — персонаж, несомненно, положительный, а вот Яга — существо противоречивое. По верованиям древних русов, Яга отправляла людей в мир иной, но также и снаряжала женихов, которые переходили в матриархальную общину невесты. Это тоже представлялось символической смертью, поэтому в обрядах проводов жениха оплакивали как умершего. Именно жениха принимала Яга в избушке на курьих ножках, кормила священной пищей духов. Попытка Яги сжечь юношу в печи представляет собой обряд символического умерщвления огнем. Со временем в образе Яги остались лишь отрицательные черты.
В сказках Баба-яга — наиболее зловещий женский персонаж, помощница Кощея Бессмертного или Змея Горыныча. Колдовством и заговорами она сбивает с пути, губит странников и героев. В некоторых сказках Баба-яга дает своим жертвам шанс выжить, загадывая загадки. Служат ей волшебные животные — черный кот, ворона, свинья. При этом Баба-яга — совершенно особое существо в русском фольклоре: она может быть и помощницей доброго героя сказки.
Избушка на курьих ножках, в которой живет Баба-яга, — не вымысел, а переосмысление представлений о постройках на сваях, в которых хоронили умерших. Определение ножек избушки курьи исторически связано со словом прокуренные, т.е. просмоленные для прочности (от курить «добывать смолу»). Таким образом, подчеркивается роль Бабы-яги как стража, стоящего на границе мира живых и мира мертвых. Ее избушка — не что иное, как домовина, гроб. По той же причине забредший к Бабе-яге гость никогда не ночует у нее — ведь живой не может спать в гробу.
Ее действие в сказках включает такие сцены-фрагменты, как «живет в безлюдном лесу в избушке-домовине», «питается человеческим мясом», «топит печь», «держит домашних животных», «осуществляет связь между «этим» и «тем» светом», «летает в ступе или на помеле» (хотя может перемещаться и по земле), «грозится погубить человека».
Во всех источниках указывается на отсутствие у колдуньи ноги (Баба-яга, костяная нога). В древности колено, нога и голова считались средоточием жизненной силы. Исходя из этого можно сделать вывод, что костяная (т.е. мертвая) нога есть указание на отсутствие у Бабы-яги одного из важнейших свойств живого человека — способности к продолжению рода, а значит, Баба-яга — покойник. На это указывает и то, что Баба-яга начинает общение с героем с традиционного «фу-фу, русским (человечьим) духом пахнет». Она словно бы не видит героя, а чует его. А раз его запах для Яги какой-то особенный, вероятно, сама она пахнет иначе. Это снова наводит на мысль о ее принадлежности миру мертвых, мир живых для нее недоступен.
В сказках Баба-яга имеет две оценки: отрицательную (опасна для человека, людоедка) и положительную (дарительница, помощница доброго героя, которая может дать ему совет). Она хозяйка и страж дремучего леса, охраняет границу между миром живых и миром мертвых. Непременные атрибуты Яги — ступа, помело; в избушке есть печь и лопата. Спутниками Бабы-яги обычно являются черный кот, сова, гады. Яга совершает как злокозненные действия (может умертвить человека), так и охранительные (оберегает лесное пространство, может стать волшебной помощницей доброго героя, дать ему в помощь волшебные предметы, посоветовать, как лучше поступить, наделяет его
сверхъестественными способностями или силой).
В сказках принята формула-обращение к избушке на курьих н
Культура речи
Баба Яга Русская народная сказка
Жили-были мужчина и женщина, у которых была единственная дочь. Когда его жена умерла, мужчина взял другую. Но злая мачеха невзлюбила девушку, сильно избила ее и думала, как бы избавиться от нее навсегда. Однажды отец ушел куда-то, и мачеха сказала девочке: «Подойди к своей тете, к моей сестре и попроси у нее иголку с ниткой, чтобы сшить тебе кофточку». Тетка была на самом деле Бабой Ягой, костлявой ведьмой.
Маленькая девочка не была дурой и сначала пошла к своей тете за советом. «Доброе утро. Тетушка,» сказала она. «Мать послала меня к своей сестре за иголкой и ниткой, чтобы сшить мне кофточку. Что мне делать?» Тетка сказала ей, что делать. — Моя дорогая племянница, — сказала она. «Там найдешь березу, которая будет стегать тебя по морде, ты должен перевязать ее лентой. Вы должны разлучить вас; вы должны бросить им свежие булочки. Вы найдете кошку, которая попытается выцарапать вам глаза; вы должны дать ей немного ветчины «. Маленькая девочка ушла, шла, шла и, наконец, пришла в жилище ведьмы.
Стояла избушка, а внутри сидела Баба Яга, костлявая ведьма, и пряла. «Добрый день, тетя,» сказала маленькая девочка. — Добрый день, дорогая, — ответила ведьма. «Мама послала меня за иголкой и ниткой, чтобы сшить мне кофточку», — сказала девочка. — Хорошо, — сказала Баба Яга. «Садись и плети». Девушка села за ткацкий станок. тогда баба-яга вышла и сказала своей служанке: «Иди, топи баню и хорошенько вымой мою племянницу; я хочу съесть ее на завтрак». Служанка сделала, как ей было велено; а бедная девочка сидела полумертвая от испуга и умоляла: «Ах, пожалуйста, милая служанка, не жгите дров, а вместо этого наливайте воду, а воду носите в решете». И она дала горничной платок.
Тем временем Баба-Яга ждала; она подошла к окну и спросила: — Ты ткешь, милая племянница? Ты ткешь, голубушка? — Я тью, тетушка, — ответила девочка, — тью, голубушка. Когда Баба Яга отошла от окна, девчонка дала кошке ветчины и спросила, есть ли спасение. Тотчас ответила кошка: «Вот гребешок и полотенце. Возьми их и беги. Баба-Яга погонится за тобой; появится река.А если она перейдет реку и начнет тебя догонять,приложи опять ухо к земле и,когда услышишь ее приближение,брось свой гребень?и появится дремучий лес.Ей не будет способен пройти через это».
Маленькая девочка взяла полотенце и расческу и побежала. Когда она убегала из дома, собаки пытались растерзать ее, но она бросила им свежие булочки, и они пропустили ее. Ворота пытались захлопнуться, но она подлила масла на петли, и ее пропустили. Берёза хотела хлестать её по лицу, но она перевязала её ленточкой, и она пропустила её. А кошка тем временем села за ткацкий станок ткать — правда, вместо этого она все запутала. Изредка подходила баба-яга к окну и звала: «Ты что, племянница, ткешь? Ткешь, голубушка?» А кот вполголоса отвечал: «Ткаю, тетя, тью, голубушка».
Ведьма ворвалась в хижину и увидела, что девушки нет. Она хорошенько поколотила кошку и отругала ее за то, что она не выцарапала девочке глаза. Но кошка ответила ей: «Я служила тебе много лет, а ты мне даже косточки не дала, а она дала мне ветчины». Тогда баба-яга набросилась на собак, на ворота, на березку и на служанку и принялась всех бить и бранить. Но собаки сказали ей: «Мы служили тебе много лет, а ты нам даже горелой корочки не бросила, а она нам свежих булочек дала». А ворота сказали: «Мы служили вам годами, а вы даже ни разу не поливали нам петли водой, а она нам их маслом смазывала». А берёза сказала: «Я тебе годами служила, а ты меня даже ниткой не перевязал, а она ленточкой привязала». А служанка сказала: «Я у вас много лет служила, а вы мне и тряпки ни разу не дали, а она платка дала».
Русские сказки (Библиотека сказок и фольклора Пантеона) В этом наиболее полном сборнике классических русских сказок, доступном на английском языке, мы встречаем как универсальных сказочных персонажей — воров и богатырей, королей и крестьян, прекрасных девиц и страшных ведьм, заколдованных детей и хитрых зверей, — так и таких уникальных русских персонажей, как Кощей Бессмертная, Баба-Яга, Дева-Лебедь и славная Жар-птица. Более 175 сказок, взятых из многовековой русской традиции повествования выдающимся русским этнографом Александром Афанасьевым, раскрывают богатый, крепкий мир воображения, который очарует читателей как молодых, так и старых. | Цена — $16,62 |
Баба Яга | Университетское издательство Миссисипи
Фольклор
Сибелан Форрестер
Предисловие Джека Зайпса
Твердый переплет
:
9781617035968,
256 страниц,
45 цветных иллюстраций,
август 2013
Запросить копию или экзаменационную копию
Запросить копию обзора СМИ
Доступна электронная книга
Прекрасный иллюстрированный сборник сказок о самых знаковых и деятельных русских волшебных персонажах
Баба Яга — фигура неоднозначная и увлекательная. В традиционных русских народных сказках она появляется как чудовищная и голодная каннибалка или как хитрый инквизитор юного героя или героини сказки. В новых переводах и с предисловием Сибелан Форрестер, Баба-Яга: дикая ведьма Востока в русских сказках — это подборка сказок из знаменитого сборника Александра Афанасьева, но также включает некоторые сказки из менее известного сборника девятнадцатого века Ивана Худякова. В этот новый сборник вошли такие любимые классики, как «Василиса Прекрасная» и «Царевна-лягушка», а также вариант сказки, положенный в основу балета «Жар-птица». их традиционный контекст со ссылкой на продолжающееся присутствие Бабы-Яги в сегодняшней культуре — ведьма символически появляется на теннисных туфлях, футболках и даже татуировках. Рассказы обогащены множеством замечательных иллюстраций Бабы-Яги, как старых (традиционные лубочные ксилографии), так и классических (чудесные образы Виктора Васнецова или Ивана Билибина), а также совсем свежих или запрошенных специально для этого сборника
«Сказки о ведьмах никогда не были так популярны, и подборка сказок Сибелан Форрестер о русской ведьме Бабе Яге является долгожданным дополнением к нашим историям о них.