Содержание
«Не избушка, а могила»: кто до сих пор поклоняется Бабе-яге
https://ria.ru/20210626/baba-yaga-1738651302.html
«Не избушка, а могила»: кто до сих пор поклоняется Бабе-яге
«Не избушка, а могила»: кто до сих пор поклоняется Бабе-яге — РИА Новости, 28.06.2021
«Не избушка, а могила»: кто до сих пор поклоняется Бабе-яге
Наводящая ужас уродливая старуха в ступе с помелом — образ из славянской мифологии и фольклора не теряет популярности до сих пор. Однако наши предки… РИА Новости, 28.06.2021
2021-06-26T08:00
2021-06-26T08:00
2021-06-28T12:05
религия
архангельская область
николай некрасов
модест мусоргский
дед мороз
республика коми
россия
аналитика — религия и мировоззрение
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/156012/47/1560124712_0:156:3085:1891_1920x0_80_0_0_2011c3c510cae8ee1e2bc915062a93a5. jpg
МОСКВА 26 июн — РИА Новости, Никита Бизин. Наводящая ужас уродливая старуха в ступе с помелом — образ из славянской мифологии и фольклора не теряет популярности до сих пор. Однако наши предки представляли ее совершенно иначе. Как могла выглядеть злая колдунья в древности, выясняло РИА Новости.Известная и почти незнакомаяНаверное, нет в России человека, который бы не знал, кто такая Баба-яга. У персонажа множество воплощений в литературе и поэзии, живописи, кино и даже в музыке. К нему обращались поэты Василий Жуковский и Николай Некрасов. Бабу-ягу изображали художники Серебряного века Иван Билибин и Виктор Васнецов. Она появляется у Модеста Мусоргского в его «Картинках с выставки» и у Петра Чайковского в «Детском альбоме», а Анатолий Лядов посвятил ей симфоническую поэму.Каждому ребенку известно, что Баба-яга не обходится без летающей ступы, помела (нужного для управления ступой) и избушки на курьих ножках. Но мало кто задумывался, что на самом деле символизируют неотъемлемые атрибуты злой старухи. По мнению известного советского ученого Владимира Проппа, избушка на курьих ножках — не что иное, как могила. Судя по его выводам, Баба-яга — страж мертвых. Ее жилище всегда где-то далеко, на опушке леса: это метафора границы между мирами живых и умерших. Сама же избушка — древний способ погребения, когда усопших хоронили в домовинах — небольших домиках. Их ставили на высокие пни, выступающие из земли и напоминающие куриные лапы.»Большинство современных специалистов принимают теорию Проппа как достоверную, поскольку он исследовал образ Бабы-яги наиболее полно, — отмечает российский фольклорист Екатерина Дорохова. — Сейчас, конечно, существуют иные трактовки, однако всерьез воспринимать их не стоит. Неоязычники, например, видят в Бабе-яге праматерь».Темный образПо словам Дороховой, Баба-яга может быть и собирательным образом злой знахарки. В народе целителей делили на светлых и темных. И если первые, собирая коренья и травы, лечили людей настойками и снадобьями, то вторые, наоборот, приносили вред. «Такие встречались еще совсем недавно, — продолжает Дорохова. — Однако из-за серьезных изменений в деревенской культуре подобных типажей все меньше. В селах темных знахарей одновременно боялись и уважали. И всегда старались задобрить, чтобы не вызвать их гнев». Во всех рассказах Баба-яга, как и подобает знахарке, живет в лесу или на его окраине. Исследователи считают, что корни этой традиции зародились во времена, когда славяне контактировали с финно-уграми. Отголоски их представлений о лесных колдунах и врачевателях можно обнаружить, например, в Архангельской области или Республике Коми, где две культуры пересекались.Как говорит Дорохова, в лесных знахарей верят и сейчас. «В Сыктывкаре, например, многие совершенно серьезно спрашивали меня, не боюсь ли я, ведь там одни колдуньи», — вспоминает она.Нет согласия во мнениях и среди язычников. «В зависимости от региона образ Бабы-яги и его смысловое наполнение могут меняться, — пояснили в одной из славянских родноверческих общин. — Славянские племена селились на достаточно большом расстоянии друг от друга, поэтому их верования и персонажи фольклора сильно отличаются». Например, колдунью представляли в образе змеи. С этими животными в древности ассоциировались одноногие или хромые существа. У Бабы-яги, как известно, одна нога — костяная. Отсюда идея о ее сказочном родстве со Змеем Горынычем: иногда старуху называют матерью чудовища.По другому поверью, Баба-яга была берегиней — так древние славяне называли богиню холмов и берегов рек. В этом случае ее считали хранительницей мира и даже его прародительницей. Однако с принятием христианства положительные качества Яги-берегини сменились на негативные: остались только отвратительная внешность и злые намерения.Лучший воспитательСегодня уже никто не воспринимает истории про Бабу-ягу как нечто священное, мистическое, а тем более реальное. Мифы постепенно превратились в сказки, которые со временем адаптировали для детей. Старуха в ступе с помелом давно стала незаменимым персонажем на праздниках и новогодних елках. При этом и родноверы, и ученые сходятся в одном: образ Бабы-яги благотворно влияет на воспитание детей. «В традиционной культуре детей не оберегали от разных пугающих и негативных вещей, — отмечает Дорохова. — Часто они сами с удовольствием тянулись к страшилкам. Детям нужна эта прививка от страха — так они приобретают опыт общения с отрицательными сторонами жизни». Современное воплощение Бабы-яги далеко от образа знахарки, колдуньи и тем более стража мертвых. Сегодняшний образ сказочной старухи — больше наследие советского периода, когда злую колдунью воспринимали как главного антагониста Деда Мороза и Снегурочки. Узнаваемой «советская» Баба-яга стала после целой серии фильмов, где ее сыграл актер Георгий Милляр. Примечательно, что костюм и грим он придумал самостоятельно: бесформенные серые лохмотья, крючковатый нос, торчащие клыки, копна седых волос и грозно поблескивающие глаза.
https://ria.ru/20191124/1561482400.html
архангельская область
республика коми
россия
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/156012/47/1560124712_177:0:2906:2047_1920x0_80_0_0_91621d6582b9356cdd0d683cd5b45c98.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4. 7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
архангельская область, николай некрасов, модест мусоргский, дед мороз, республика коми, россия, аналитика — религия и мировоззрение
Религия, Архангельская область, Николай Некрасов, Модест Мусоргский, Дед Мороз, Республика Коми, Россия, Аналитика — Религия и мировоззрение
МОСКВА 26 июн — РИА Новости, Никита Бизин. Наводящая ужас уродливая старуха в ступе с помелом — образ из славянской мифологии и фольклора не теряет популярности до сих пор. Однако наши предки представляли ее совершенно иначе. Как могла выглядеть злая колдунья в древности, выясняло РИА Новости.
Известная и почти незнакомая
Наверное, нет в России человека, который бы не знал, кто такая Баба-яга. У персонажа множество воплощений в литературе и поэзии, живописи, кино и даже в музыке. К нему обращались поэты Василий Жуковский и Николай Некрасов. Бабу-ягу изображали художники Серебряного века Иван Билибин и Виктор Васнецов. Она появляется у Модеста Мусоргского в его «Картинках с выставки» и у Петра Чайковского в «Детском альбоме», а Анатолий Лядов посвятил ей симфоническую поэму.
Каждому ребенку известно, что Баба-яга не обходится без летающей ступы, помела (нужного для управления ступой) и избушки на курьих ножках. Но мало кто задумывался, что на самом деле символизируют неотъемлемые атрибуты злой старухи.
По мнению известного советского ученого Владимира Проппа, избушка на курьих ножках — не что иное, как могила. Судя по его выводам, Баба-яга — страж мертвых. Ее жилище всегда где-то далеко, на опушке леса: это метафора границы между мирами живых и умерших. Сама же избушка — древний способ погребения, когда усопших хоронили в домовинах — небольших домиках. Их ставили на высокие пни, выступающие из земли и напоминающие куриные лапы.
Участница масленичных гуляний в образе Бабы-яги
«Большинство современных специалистов принимают теорию Проппа как достоверную, поскольку он исследовал образ Бабы-яги наиболее полно, — отмечает российский фольклорист Екатерина Дорохова. — Сейчас, конечно, существуют иные трактовки, однако всерьез воспринимать их не стоит. Неоязычники, например, видят в Бабе-яге праматерь».
Темный образ
По словам Дороховой, Баба-яга может быть и собирательным образом злой знахарки. В народе целителей делили на светлых и темных. И если первые, собирая коренья и травы, лечили людей настойками и снадобьями, то вторые, наоборот, приносили вред.
«Такие встречались еще совсем недавно, — продолжает Дорохова. — Однако из-за серьезных изменений в деревенской культуре подобных типажей все меньше. В селах темных знахарей одновременно боялись и уважали. И всегда старались задобрить, чтобы не вызвать их гнев».
Во всех рассказах Баба-яга, как и подобает знахарке, живет в лесу или на его окраине. Исследователи считают, что корни этой традиции зародились во времена, когда славяне контактировали с финно-уграми. Отголоски их представлений о лесных колдунах и врачевателях можно обнаружить, например, в Архангельской области или Республике Коми, где две культуры пересекались.
© Depositphotos.com / Fotolit2Девушка в образе знахарки в лесу
© Depositphotos.com / Fotolit2
Девушка в образе знахарки в лесу
Как говорит Дорохова, в лесных знахарей верят и сейчас. «В Сыктывкаре, например, многие совершенно серьезно спрашивали меня, не боюсь ли я, ведь там одни колдуньи», — вспоминает она.
Нет согласия во мнениях и среди язычников. «В зависимости от региона образ Бабы-яги и его смысловое наполнение могут меняться, — пояснили в одной из славянских родноверческих общин. — Славянские племена селились на достаточно большом расстоянии друг от друга, поэтому их верования и персонажи фольклора сильно отличаются».
Например, колдунью представляли в образе змеи. С этими животными в древности ассоциировались одноногие или хромые существа. У Бабы-яги, как известно, одна нога — костяная. Отсюда идея о ее сказочном родстве со Змеем Горынычем: иногда старуху называют матерью чудовища.
По другому поверью, Баба-яга была берегиней — так древние славяне называли богиню холмов и берегов рек. В этом случае ее считали хранительницей мира и даже его прародительницей. Однако с принятием христианства положительные качества Яги-берегини сменились на негативные: остались только отвратительная внешность и злые намерения.
Лучший воспитатель
Сегодня уже никто не воспринимает истории про Бабу-ягу как нечто священное, мистическое, а тем более реальное. Мифы постепенно превратились в сказки, которые со временем адаптировали для детей.
Старуха в ступе с помелом давно стала незаменимым персонажем на праздниках и новогодних елках. При этом и родноверы, и ученые сходятся в одном: образ Бабы-яги благотворно влияет на воспитание детей.
© Студия Горького (1964)Кадр из фильма «Морозко»
© Студия Горького (1964)
Кадр из фильма «Морозко»
«В традиционной культуре детей не оберегали от разных пугающих и негативных вещей, — отмечает Дорохова. — Часто они сами с удовольствием тянулись к страшилкам. Детям нужна эта прививка от страха — так они приобретают опыт общения с отрицательными сторонами жизни».
Современное воплощение Бабы-яги далеко от образа знахарки, колдуньи и тем более стража мертвых. Сегодняшний образ сказочной старухи — больше наследие советского периода, когда злую колдунью воспринимали как главного антагониста Деда Мороза и Снегурочки.
Узнаваемой «советская» Баба-яга стала после целой серии фильмов, где ее сыграл актер Георгий Милляр. Примечательно, что костюм и грим он придумал самостоятельно: бесформенные серые лохмотья, крючковатый нос, торчащие клыки, копна седых волос и грозно поблескивающие глаза.
24 ноября 2019, 08:00Религия
«Креститель и Перун»: кем на самом деле были Добрыня и Змей Горыныч
Макияж Бабы Яги или как выглядит современная Баба Яга?
Каждый родитель желает порадовать своих детей в новогодние праздники не только подарками, но и сводить их на утренник, погружающий в волшебную сказку. Для того чтобы ребенок действительно ощутил себя среди сказочных героев, актерского мастерства будет недостаточно. Важной составляющей полной картины является профессиональный макияж. Баба Яга – это сложный персонаж, у которого должно быть старое, злое и страшное лицо. С помощью косметики и грима молодую и привлекательную женщину можно превратить в сказочную Бабу Ягу.
Образ злой старушки
Способов создания внешности ведьмы множество. Главными элементами образа являются длинный крючковатый нос и вздернутый подбородок. Также морщины, бородавки, землисто-грязный цвет лица, растрепанные седые волосы и брови – все это неотъемлемые черты Бабы Яги. Макияж наносится в последнюю очередь, после того как будут слеплены крупные детали. Цвет кожи должен быть не только серым и страшным, но и подчеркивать древний возраст персонажа.
Создание основных элементов
Перед формированием образа и нанесением макияжа Бабы Яги необходимо определить, как будет выглядеть ваш нос. Затем, воспользовавшись театральным гримом гуммоз, слепить соответствующую внешности бабки деталь. Зачастую он длинный, свисающий вниз и имеющий горбинку. После полного высыхания нос размещается на лице актрисы и приклеивается специальным составом для лица из натуральных и безвредных для человеческой кожи веществ. Подбородок создается из того же материала, что и предыдущий элемент, и приклеивается на положенное ему место с помощью клея для лица. Его форма имеет удлиненные черты и вздернутый острый кончик, тянущийся к носу.
Нанесение макияжа
Баба Яга имеет болотный цвет лица, так как постоянно живет в сырости и грязи. Поэтому целесообразно использовать серо-зеленый цвет теней. Но перед этим необходимо увлажнить лицо кремом. Затем сравнять места между натуральной кожей и искусственными частями театральным гримом. После этого нанести на лицо несколько слоев тонального крема. Такой макияж Бабы Яги в домашних условиях сделать несложно.
Тенями зеленого и коричневого тонов подчеркните морщинки. Если их у вас нет, то нахмурьте лоб и брови и замажьте получившиеся складки. Распрямьте лицо, краска размажется, придавая облику устрашающий вид. Подрисуйте морщинки в уголках глаз тенями коричневого цвета, опустив стрелки вниз. То же самое повторите с уголками губ. Тени красного цвета придадут образу усталость, если нанести их под глазами. Темным цветом покрасьте нос, особенно густо обведите его по контуру. Заострите визуально подбородок, нарисовав на нем треугольник и немного растушевав пудру. Румянами зеленого оттенка покройте все лицо, а также шею и уши. Таким образом можно сделать макияж Бабы Яги в домашних условиях. На волосы можно нанести седину с помощью белого мела.
Мелкие детали
Баба Яга на своем лице имеет множество противных бородавок разного размера. Большей своей частью они располагаются на носу и подбородке, а также могут быть на лбу и скулах. Чтобы создать искусственные бородавки, понадобится обычная пшеничная мука и клей ПВА. Из смеси данных компонентов нужно скрутить шарики и налепить их на лицо с помощью специального клея. Делать это можно после того, как вы нанесли грим. Затем покрыть их тем же цветом теней, что и лицо.
Искусственные морщины можно сделать из обычных сухих салфеток, вымоченных в латексе. Их прикладывают к чистому лицу и после высыхания снова смазывают латексной смесью и разглаживают. Эффект потрясающий, фото макияжа Бабы Яги наглядно это демонстрирует.
На место бровей можно беспорядочно наклеить кусочки шерсти разной длины так, чтобы они торчали в разные стороны. Образ Бабы Яги подчеркнут всклокоченные волосы, выбивающиеся из-под платка. Для этого начешите и растреплите обычный парик, не забудьте обелить пряди, создавая на них седину.
Современный образ
На сегодняшний день объемный поток информации, захлестнувший детей, давно вытеснил образ советской Бабы Яги. Многие ребята даже не знают, что за кикимора вышла их поприветствовать.
Почему бы не пофантазировать и не представить Бабку Ежку в молодости. Не была же она всегда старухой. В этом случае придется основательно поработать с макияжем, опираясь на то, что жизнь Бабы Яги в основном ночная, на свет она редко выходит и прячется в лесной глуши. Соответственно, лицо у ведьмы бледное, бескровное. Для этого понадобится идеальный и однотонный цвет кожи. Его можно создать, воспользовавшись тональным кремом на тон светлее цвета лица, и густо наложить на кожу. На подвижные веки и вокруг глаз наносим тени темно-бордового или другого цвета и растушевываем. Брови также подкрашиваем тушью черного цвета, четко прорисовывая контур. С помощью жидкой подводки можно нарисовать широкие стрелки, направленные вверх. Оригинально смотрится ярко-красный, фиолетовый или черный цвет губ. На лице можно нарисовать крупную родинку, паутину, трещины или подтеки от слез.
Современный макияж Бабы Яги на Новый год может быть разнообразным и неповторимым. Главное — соблюсти определенные отличия узнаваемости. В этом случае дети будут в восторге, праздник пройдет замечательно.
Куриные ножки и огненные черепа: Сказки русской ведьмы Бабы-Яги
Несмотря на ее появление в многочисленных народных сказках, Баба-Яга — одно из немногих сказочных существ, с которыми я впервые столкнулся строго через картины и изображения, а не через текст или анимированные мультики. Отчасти это потому, что она была исключена из моих различных сборников западных сказок, тем более, что это было за много лет до того, как я столкнулся с сборниками Эндрю Лэнга. Те, которые я сосредоточил в основном на английских, французских, немецких, норвежских и итальянских сказках, с редкими испанскими или арабскими (или, возможно, поддельными арабскими, в случае Аладдин и Али-Баба и сорок разбойников ). В конце концов, она из России, и хотя в мои коллекции время от времени попадали русские или славянские элементы, такие появления были редкостью.
Но я видел картинки: ужасающие образы человека, больше похожего на скелет, чем на человека, протягивающего когтистые руки к перепуганным детям; крохотные причудливые домики, на которые опираются — неужели это птичьих лапок? Куриные ножки? — спрятан глубоко в лесу; ужасно уродливые старухи с длинными носами, использующие черепа в качестве фонарей.
Они были могущественны. Они завораживали.
Очевидно, у них была история.
(И позвольте мне сказать, хотя я вполне согласен с теорией, что «куриные ножки» на доме Бабы Яги были вдохновлены не настоящими курами, а домами на сваях, чьи сваи делают , издалека похожи на птичьи ноги — птицы, которые, я полагаю, могут быть цыплятами — я предпочитаю думать, что Баба-Яга просто достаточно крута, чтобы использовать для своего дома настоящие куриные ножки, а не «на расстоянии, это могут быть куриные ножки».0003 Особенно , так как это объясняет, как ее дом может ходить.)
Но прошло много лет, прежде чем я нашел какую-либо из историй о Бабе Яге, хотя две из них относительно хорошо известны на английском языке: Василиса Прекрасная или Василиса Прекрасная, вариант Золушки, где Золушка прерывает свой социальный подъем, чтобы посетить дом с привидениями, и Смерть Кощея Бессмертного, , также известная как Мария Моревна , с названиями, немного различающимися в зависимости от переводчика.
Обе сказки были переведены на английский язык в середине 19 -го века Уильямом Ралстоном Шеддоном-Ралстоном (1828-1889), который по понятным причинам выбрал имя W.R.S. Ральстона в его научных публикациях и перепечатан в его научной работе «Русские сказки: Избранное собрание московского фольклора » (1873 г.).
Предназначен для научной британской аудитории, Русские сказки объединяет сказки с введениями, комментариями Шеддона-Ралстона о русском фольклоре и обществе, комментариями других ученых о русском фольклоре и обществе, сравнениями с фольклором других стран и обширными сносками. Часто это несколько снисходительные, если не худшие, вступления, комментарии, сравнения и сноски, причем по крайней мере один комментарий заставляет меня задаться вопросом, зачем Шеддон-Ралстон вообще изучала сказки:
Как обычно, все эти истории трудно понять.
Ворчать.
Тем не менее, Эндрю Лэнг смог окунуться в сборник, решив переиздать его версию Смерть Кощея Бессмертного в Красная книга фей (1890), представляя версию Бабы Яги многим юным английским читателям . Я мог бы добавить, что это довольно отредактированная версия Бабы-Яги — у Лэнга по-прежнему были определенные представления о том, что подходит и что не подходит для юных читателей, каковы бы ни были их мысли по этому поводу, — и версия, из-за которой внешний вид Бабы-Яги оставался довольно расплывчатым. Даже куриные ножки, поддерживающие дом, были исключены, хотя Лэнг сохранил деталь любви Бабы Яги к украшению своего дома человеческими головами.
Ланг легко мог взять еще больше рассказов из сборника Шеддон-Ралстон, в котором даже был небольшой раздел, посвященный Бабе-Яге, которую ученый описал как «женщину-дьяволицу, чье имя вызвало множество филологических дискуссий несколько неудовлетворительного характера». ». (Такого рода вещи, которые не являются ни одним из комментариев, которые я называю снисходительными, к сведению, присутствуют во всей книге и, вероятно, помогают объяснить, почему эта книга не смогла добиться популярности, скажем, типичного перевода Гримма на английский язык. ) В этом разделе представлен его перевод Василиса Прекрасная, , но также содержит различные описания дома Бабы Яги — знакомого, вертлявого, двигающегося на курьих ножках и особняка, окруженного забором из костей, — наряду с краткими отсылками к различным сказкам о том, как Баба Яга можно обмануть, и как Баба Яга с удовольствием поедает человечину. И , надо заметить, то очень бережливо превращает оставшиеся кости в стройматериалы. Все то, что Лэнг мог бы использовать, но, возможно, показался бы слишком ужасным для младших читателей.
Этот раздел также включает сказку под названием Баба Яга , которая оказывается больше историей девушки, чей отец снова женится (что может показаться знакомым), и которая узнает, что ее мачеха — сестра Бабы Яги (что может показаться немного менее знакомым). К счастью, другая пожилая женщина может дать девочке совет, как подружиться со слугами Бабы-Яги и избежать других опасностей дома. Слуги рады, что наконец-то получили подарки (а говорящие двери счастливы, что наконец-то их смазали маслом), и таким образом помогают девушке. Шеддон-Ралстон использует эту историю как пример зла Бабы Яги: я воспринимаю ее как острый урок от оригинального рассказчика о важности хорошего обращения со слугами и другими работниками. Если ты это сделаешь, ты сможешь превратить столько молодых девушек в завтрак, сколько захочешь.
Если нет — хорошо.
Приготовьтесь к очень тяжелому дню.
Без завтрака.
Довольно интересно, что Шеддон-Ралстон не комментирует некоторые другие лакомые кусочки, которые он собирал тут и там о Бабе Яге — например, в Слепой и калека, сказка, примечательно, что она не вошла в раздел Бабы Яги, но в четвертый раздел о Магии и Колдовстве, где Баба-Яга начинает сосать грудь женщины, медленно высасывая и ее здоровье. Двум инвалидам, с которыми она живет, удается поймать Бабу-Ягу, заставив ее отвести их к фонтану, наполненному целебной водой, которая лечит их инвалидность.
А затем двое мужчин убивают Бабу-Ягу и отправляются выслеживать других злодеев из сказки.
Кажется, здесь происходит совсем немного, что с намеком на полиаморные отношения (женщина действительно выходит замуж за одного из мужчин к концу сказки) и более лесбийскими наклонностями Бабы Яги (что-то довольно ханжески игнорируется Шеддон-Ралстон). Но меня особенно заинтриговал этот портрет злой женщины, которая могла бы помочь вылечить инвалидность, но не поможет, если только ей не угрожают. Возможно, это понятно, учитывая, что двое мужчин, повторяю, убейте ее сразу после того, как она поможет их исцелить , но меня все еще интригует мысль о том, что зло может исцелять или, по крайней мере, скрывать источник исцеления.
Рассказы были снова переведены на английский язык всего несколько десятилетий спустя Джорджем Постом Уилером, журналистом и профессиональным дипломатом дипломатической службы США, который в период с 1906 по 1911 год служил в Санкт-Петербурге, Россия, в перерывах между командировками в Токио и Рим. Несмотря на все эти путешествия, он, по-видимому, находил время, чтобы выучить русский язык и собрать сказки, что всегда его интересовало. Результат: Русские Чудо-Сказки 1912 года, в который вошли его версии Василиса Прекрасная и Кощей Бессмертный.
«Василиса» Ивана Билибина (1900)
Довольно интересно, что в то время как Шеддон-Ралстон часто выбирал почти агрессивно прямолинейный английский и использовал множество сокращений и слов, таких как «бабушка», Уилер, как правило, использовал более архаичный стиль, с большим количеством «тес», «тысяча» и «тйс», а также варианты написания слова «царина» и других русских слов. Я не уверен, было ли это потому, что Уилер хотел, чтобы его рассказы звучали более экзотично для американских читателей, или потому, что он чувствовал себя неловко.0003 на самом деле решительно говорит о необходимости сохранить знакомое второе лицо в английском языке, но это может помочь сделать сказки немного более далекими. В то же время Уилер также включил — или, возможно, добавил от своего имени — детали, отсутствующие в версиях Шеддона-Ралстона. Получается интересный контраст.
Баба Яга появляется во многих Русских Чудесных Сказках Уиллера , включая первую, Царь Салтан , где Баба Яга помогает ревнивым сестрам Царицы Марфы заменить царских детей сначала котятами (котятами, извините , бросают в океан), потом щенков (щенков, к сожалению, тоже бросают в океан), а потом палку из дерева (палку, не жалею и не удивляюсь, также выбрасывается в океан), медленно настраивая Царя против Царицы, которую в конечном итоге запирают в сундук и бросают в океан (если вы начинаете думать, что этот Царь не был особенно хорош в придумывании способов убивать людей если не считать выбрасывания их в океан, вы на правильном пути).
После этого Баба-Яга практически исчезает из повествования, хотя беды царя Салтана, царицы Марфы и их семерых сыновей продолжаются до тех пор, пока семья не воссоединится окончательно и –
не выбросит ревнивых сестер в океан.
Что я могу сказать? Это тема.
Баба Яга в этой сказке кажется куда менее ужасной, чем некоторые другие персонажи, включая ревнивых сестер и, наверное, технически, океан. В конце концов, Баба-Яга на самом деле никого не убивает, если не считать котят, щенков и палку — все это на самом деле больше о злых сестрах, царе и людях, которые на самом деле сделали котенка, щенка. — и дров подбрасывает, чем на бабу-ягу. В некотором смысле ее даже можно рассматривать как спасительницу королевских детей — конечно, она берет их и прячет под землей, но, скрывая их от остальных персонажей, она в конечном итоге спасает их жизни.
Еще одно появление Бабы-Яги — вместе с ее домом на куриных ножках — появляется в длинной запутанной сказке Уиллера о царице-лягушке. На этот раз Баба-Яга — в основном полезная (хотя все еще ужасающая) ведьма, которая помогает принцу вернуть себе жену, хотя я ДОЛЖЕН СКАЗАТЬ, ЧТО ЭТА ЖЕНА ЗАСЛУЖИВАЕТ МУЖА ПОЛУЧШЕ, что заставляет меня задаться вопросом, на чьей стороне Баба-Яга. . ТОЧНО НЕ ЖЕНА. Однако в контексте сказки я думаю, что мы должны радоваться этому результату, а Баба-Яга действительно подарила паре красивую белую лошадь, так что вот что.
Но в других сказках Баба-Яга гораздо более четкая фигура зла — как, скажем, в Мария Моревна/Смерть Кощея Бессмертного , где она говорит герою Ивану, что он может иметь волшебный конь если он заботится о ее лошадях и не теряет ни одну из них, а затем продолжает отгонять лошадей, чтобы она могла обвинить Ивана в том, что он не заботится о них. К счастью, Иван ранее подружился с некоторыми говорящими животными, которые помогли ему снова собрать лошадей (в еще одном сказочном уроке о важности обращения с меньшими существами, и, в частности, с говорящими меньшими существами, такими как говорящие животные), что позволило ему обмануть Бабу Ягу. взамен. А в этой сказке ее дом окружен человеческими головами — и она то и дело угрожает покончить с жизнью Ивана.
Она также является устрашающим существом в длинной, сложной истории о Василисе Прекрасной. Василиса в обоих переводах дочь русского купца, мать которого умирает, когда ей всего восемь лет. Мать оставляет ей необычный подарок: маленькую куклу, которая может говорить и есть, если дать ей немного еды и воды.
Вскоре после этого купец снова женится, на вдове с двумя некрасивыми дочерьми. Если это звучит знакомо, вы, вероятно, не удивитесь, узнав, что новая мачеха Василисы сразу же отправит девушку на каторгу. Вы можете быть удивлены, узнав, что Василиса решает эту проблему, чтобы поговорить с куклой, которая, как выясняется, не просто болтает или дает полезные советы, а занимается домашними делами. Во многих отношениях лучше, чем фея-крестная. Тем более, что как кукла она неутомима.
В конце концов, торговец уезжает в путешествие, и вдова поручает трем девочкам плести кружева, чулки и пряжу, используя только одну свечу для освещения — знак того, что она не особенно заинтересована в сохранении их зрения. Конечно, свечи дороги, но, как часто напоминает нам история, купец богат; они, по-видимому, могут позволить себе огонь в камине ИЛИ три свечи или даже — оставайтесь со мной — ОБЕ.
Неудивительно, что одна из сводных сестер гасит единственную лампочку, а затем отправляет Василису за огнем в ближайший дом, который оказывается домом Бабы Яги. И именно поэтому вы должны держать в доме постоянный запас спичек, зажигалок или даже просто старого доброго кремня и стали, на случай, если вам случится завести сводных сестер, которые думают, что это хорошая идея, чтобы попытаться принести огонь из любой ближайший дом после наступления темноты, не говоря уже о доме с привидениями, балансирующем на курьих ножках, в котором, как оказалось, обитает ведьма.
Почему Василиса соглашается на это, кроме как «потому что иначе не было бы рассказа», — настоящая загадка, учитывая, что в рассказе уже установлено, что они живут сравнительно недалеко по крайней мере от одной деревни, и учитывая, что у нее есть волшебная кукла, способная заниматься обширным хозяйством и садоводством и, таким образом, предположительно может разжигать огонь. Я просто говорю, что у Василисы есть другие варианты. Вместо этого она направляется в дом Бабы Яги.
Дом ужасен. Дело не только в куриных ножках (хотя Василиса, кажется, действительно не ценит их) или различных сверхъестественных всадниках, или даже в использовании человеческих костей в качестве строительного материала, но и в том, как гаснет свет в черепах (да, черепах). и так далее, и то, что Баба-Яга в этой сказке оказывается таким человеком, который требует, чтобы ты остался немного и поработал для нее, если ты хочешь огня. Василиса, по понятным причинам сжимающая в этот момент куклу, соглашается.
Наличие куклы превращает это почти в соревнование между двумя волшебниками, но, в конце концов, Василису освобождает благословение ее матери, чего Баба-Яга не выносит в доме. Вплоть до того, что Баба-Яга выходит из себя и бросает огненный череп в Василису, когда девушка уходит, что, честно говоря, говорит вам все, что вам нужно знать о Бабе-Яге прямо здесь. Я имею в виду, она могла бы подарить Василисе спички, или торт, или милые варежки, или карту до ближайшей деревни, или что-то , но нет: огненный череп. Василиса относит это и его огонь мачехе и сводным сестрам, которые уже три дня дрожат без света и тепла, и смотрит, как они сгорают.
После этого Василиса направляется в ближайшую деревню, решив укрыться с другой пожилой женщиной — и, что достаточно примечательно, ни с одним из мужчин, которые ранее стремились жениться на ней. Может быть, у них были возражения против того, чтобы жениться на ком-то, у кого в черепе есть огонь. Я это вижу. В конце концов, с помощью куклы она начинает ткать, что в конечном итоге привлекает к ней внимание царя, который женится на ней.
Так много всего — аналогии с другими сказками о Золушке, как Василиса наблюдает, как умирают ее мачеха и сводные сестры, а затем находит другую возможную мать, как Василиса использует искусное (и в некотором роде волшебное) ткачество, чтобы поднять свой социальный статус, как противостояние между Василисой и Бабой Ягой разыгрывается почти как соревнование между соперничающими магами — меня завораживает. Но больше всего я думаю, меня поразило, как в очередной раз Баба-Яга не просто зло — или чисто зло — а, скорее, что-то или кто-то стоит между главным героем и чем-то крайне необходимым. В случае с Василисой огонь; в других сказках волшебные лошади или исцеление.
И, в отличие от других злодеев и злодеев в этих сказках, Баба Яга стоит не между главными героями и счастьем, а между главными героями и предметами. И она, по большей части, не приходит за главными героями: скорее, они посылаются к ней или в некоторых случаях едут к ней за помощью.
Довольно легко, конечно, представить себе препятствия на пути к нашим собственным целям как зло, и для рассказчика естественно представить это зло персонажами. Представлять их в виде пожилых женщин, сгорбившихся в домах на куриных ножках, может быть немного натянуто, но это делает истории более богатыми, какими бы ужасающими ни были иллюстрации, созданные на их основе.
Первоначально опубликовано в октябре 2018 г.
Мари Несс живет в центральной Флориде. Ее рассказы публиковались в журналах Clarkesworld , Lightspeed , Fireside , Apex , Daily Science Fiction , Nightmare , Shimmer и различных других публикациях, включая Tor. Ее поэтическая новелла « Сквозь бессмертные тени, поющая » была выпущена в 2017 году издательством Papaveria Press. Вы можете следить за ней в Твиттере на mari_ness.
ссылка
Книги о Бабе Яге для всех возрастов – все чудеса
In All, Books by Katey Howes
Поделиться этой публикацией
В то время как ветер хлещет ветки голыми ветвями, а тыквы появляются на каждом пороге, многие из нас начинают думать о привидениях, упырях и ведьмах — и жаждут жуткий рассказ или два. Доступно множество книг на тему Хэллоуина, но в этом году моя дочь решила, что хочет больше узнать об одной конкретной ведьме, уходящей корнями глубоко в русский фольклор: загадочной Бабе Яге. К счастью для всех нас, детская литература предлагает множество книг на всех уровнях с изображением этого хитрого, жуткого, харизматичного персонажа и ее очень запоминающегося дома, который путешествует на куриных ножках. Прочтите множество рекомендаций, посвященных печально известной ведьме Бабе-Яге и ее особому волшебному беспределу.
Baba Yaga для молодых читателей
Grandma Chickenlegs
к Geraldine McCaugean, проиллюстрированной Moira Kemp
, когда ее шачевая заказал Tatia tatia. ее приемной дочери в ближайшее время. Но умная героиня перехитрила хитрую ведьму в этой динамичной, задорной, ярко иллюстрированной сказке.
Матрешка
by Becky Hickox Ayres, иллюстрации Alexi Natchev
Юным слушателям, которые хотят немного напугаться, понравится история Ката, которая понимает, что добрая женщина, предоставившая ей комнату на ночь, на самом деле держит ее в заточении — с намерением съесть ее. Ката использует волшебную матрешку, чтобы запутать ведьму и сбежать в захватывающей истории, в которой переплелись многие элементы русского фольклора.
Баба Яга и Василиса Храбрая
автор Марианна Майер, иллюстрации Кинуко Ю. Крафт
Захватывающие дух картины, иллюстрирующие эту иллюстрированную книгу, поднимают историю на новый уровень. Эта версия классической сказки напомнит элементы западных народных сказок, таких как Золушка, Гензель и Гретель, но культовая Баба-Яга и богатое мрачное искусство делают ее отчетливо русской и невероятно запоминающейся.
БАБА ЯГА для ЧИТАТЕЛЕЙ СРЕДНИХ КЛАССОВ
Помощница Бабы Яги
by Марика МакКула, иллюстрации Эмили Кэрролл
Этот современный пересказ графического романа использует силу формы для создания захватывающей сюжетной линии, основанной на образном тексте и навязчивых иллюстрациях. В нем рассказывается о Маше, молодой женщине, которая так жаждет приключений, что готова пройти самые тяжелые испытания, которые может устроить ей хитрая Баба-Яга, и стать помощницей своей ведьмы.
Дверь у лестницы
от Кэтрин Марш
В этом авантюрном романе, полном фольклора и волшебства, 12-летняя Мэри терпит неудачу в своей попытке побега из приюта, только чтобы быть усыновленной на следующий день загадочной мадам З. , которой довелось путешествовать в летающей ступке с пестиком и жить в доме с куриными ножками…
Дом с куриными ножками
by Sophie Anderson
«Дом с куриными ножками» — это невероятная история о волшебстве, семье и стремлении к дружбе, которую можно читать вслух. Внучка Бабы Яги устала путешествовать по миру, ее единственный друг — игривый, волшебный дом, ее единственная будущая подготовка, чтобы стать следующей ягой . Маринка просто хочет поселиться где-нибудь с вечеринками, школой, человеческими друзьями и нормальной жизнью. Но когда ее действия приводят к исчезновению ее бабушки, Маринка должна противостоять своей судьбе и загробной жизни.
БАБА ЯГА для ВЗРОСЛЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ
Яйцо и ложка
by Грегори Магуайр фантастические леса, в которых переплетаются судьбы и будущее двух крестьянских и дворянских девушек — и магии России-матушки угрожают неведомые силы. Книга то остроумная, то философская, то кривая, то нелепая, и в ней полно сюжетных поворотов, богатых русскими сказками и традициями, включая Бабу-Ягу, волшебные матрешки и роскошные яйца Фаберже.
Баба Яга: дикая ведьма Востока в русских сказках
by Сибелан Форрестер с иллюстрациями разных художников
многие художники, среды и периоды времени. В предисловии рассказывается о недавних появлениях Бабы-Яги в поп-культуре — от футболок до татуировок.
Наслаждайтесь этими книгами о Бабе Яге со всеми читателями в вашей жизни — в самое жуткое время года и в течение всего года.
Об авторе
ВСЕ ЧУДЕСА другого пруда
Мел Шуит
Все, все чудеса
20 ноября 2017 г.
ВСЕ ЧУДЕСА «Не переходи черту»!
Мел Шуит
Все чудеса
12 июня 2017 г.
ВСЕ ЧУДЕСА
Мел Шуит
Все чудеса
10 апреля 2017 г.
ВСЕ ЧУДЕСА секретного проекта
Мел Шуит
Все чудеса
20 марта 2017 г.
ВСЕ ЧУДЕСА Little Red
Мел Шуит
Все чудеса
20 февраля 2017 г.
ВСЕ ЧУДЕСА Стихотворения для Питера
Мел Шуит
Все чудеса
9 января 2017 г.
ВСЕ ЧУДЕСА Самсона в снегу
Мел Шуит
Все чудеса
12 декабря 2016 г.
ВСЕ ЧУДЕСА Рассказчика
Мел Шуит
Все чудеса
14 ноября 2016 г.