Содержание
Доклад «Образ Бабы-Яги в русской картине мира»
Нет, наверное, человека в нашей стране, который бы не знал, кто такая Баба-Яга. Еще в раннем детстве мы встречаемся с этим сказочным образом и не расстаемся с ним всю жизнь, так или иначе вводя этот фольклорный персонаж в свои обиход и подразумевая некие устойчивые черты. А знаем ли мы на самом деле, кто же такая Баба-Яга?
Цель исследования — описание и анализ образа Бабы-Яги, с целью выделить ее наиболее яркие черты и особенности их отражения в русских сказках. Изучение литературы по проблеме. Актуальность исследования определяется неизученностью вопроса и обращением к этому понятию на уроках литературы.
Практическая ценность исследования заключается в возможности использования выводов и материалов исследования при изучении произведений русской литературы и фольклора.
В разных местных традициях имя Бабы-Яги может иметь различные варианты: в белорусских и украинских говорах — Баба-Юга и Баба-Язя, в русских — Баба-Ягабова, Ега-биха, Егибиниха, Яга-Ягинишна и подобные. Близкие Бабе-Яге персонажи с именами, однокоренными восточнославянским, встречаются также в сказках поляков, словаков, чехов .
По мнению Макса Фасмера, Яга имеет соответствия во многих индоевропейских языках со значениями «болезнь, досада, чахнуть, гневаться, раздражать, скорбить» и т. п., откуда вполне ясен первоначальный смысл названия Бабы-яги.
Существует и иные этимологические корни. Нашествие тюркоязычных кочевников, оказало влияние на русский быт и культуру, в том числе и на речь. Тюркский баба-ягат (рыцарь, витязь), в русском языке сменил пол и социальный статус и превратился в Бабу Ягу.
Некоторые учёные считают, что Баба Яга сама родом из… Древнего Египта или Индии! В переводе с санскрита Баба Яга (Йога) означает «мудрейший, владеющий глубокими знаниями». Якобы была она богиней смерти и хранительницей ворот в царство мертвых.
Обратимся к нескольким самым распространенным версиям происхождения имени Баба-Яга. Рассмотрим первую часть имени.
БАБКА, БАБА, БАБУШКА — женщина, старшая в роде, семье; замужняя женщина; лекарка-знахарка; повитуха; старшая по возрасту, опыту; родоначальница. Кстати: Согласно обычаям в некоторых районах России, «если бабушке-повитухе почему-нибудь покажется, что новорожденный появился несколькими днями раньше на свет, то она замазывает ребенка по самую маковку в тесто, кладет этот пирог на хлебную лопату и всовывает на некоторое время в теплую печь (символизирующую женское лоно) с различными причитаниями». Там ребенок «допекался», становился сильнее и жизнеспособнее.
Однокоренное слово «БАБАЙ» — таинственное существо в образе страшного старика, которым пугают детей. Название «бабай», видимо, произошло от тюркского «баба», бабай — старик, дедушка. Этим словом обозначается нечто таинственное, не вполне определенного облика, нежелательное и опасное. В поверьях северных районов России бабай — страшный кривобокий старик. Он бродит по улицам с палкой. Встреча с ним опасна для детей.
Еще одно слово «БАБАИКА» — фантастическое существо; старуха, которая пугает детей. По сообщению В. Даля, «детей пугают бабайкою, старухою», «тут сходятся производные от „бабы» и от „бабая»» (Даль).
Вторая часть имени – «Яга» — также не имеет однозначной трактовки.
(Яга (-я), Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягинишна, Ягиха, Егебица — загадочная лесная старуха, большуха над ведьмами.Древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых.
Этимология Бабы-Яги, возможно относится к санскриту, и имеет перевод не иначе как «йагья» — жертвоприношение, а слово «баба» с ударением на последний слог переводится как «отшельник».
В том, что Баба-яга костеногая (т.е. по сути одноногая), исследователи видят ее сходство с образом змеи.
Еще вариант – «Берегиня». Бер – яги – ня. Корень «бер» насет следы табу на духовные имена мистериальных существ, но и имеет значение о-бер-егать.
По другой гипотезе, «яга» в переводе с коми – бор, сосновый лес, а «баба» — женщина. И Баба-Яга в такой трактовке — лесная женщина.
Связывают слово «яга» и с глаголом «ягать», который обозначает кричать, шуметь, ругаться. Тогда Баба-Яга никто иная, как шумливая, вздорная бабка. Похожие персонажи есть в мифологиях других славянских народов: чехов, поляков, сербов. Там их зовут Едзя – лесная старуха, или кошмар.
В народном сознании Баба-Яга представлялась злой столетней старухой. Кроме того, в сказках она изображается уродливой, безобразной. Неприглядность Бабы-Яги связана, прежде всего, с ее необычной ногой. Как правило, о старухе говорится: «Баба-Яга, костяная нога». Иногда описание Бабы-Яги имеет продолжение: «Баба-Яга костяная нога, морда глиняная». В некоторых сказках нога Яги представляется не костяной, а деревянной или железной. По мнению исследователей, необычная нога связана с первоначальной зооморфностью облика мифологического персонажа, являвшегося прообразом сказочной Бабы-Яги. В мифологии разных народов действительно известны подобные персонажи, имеющие ноги животных: Пан, фавны, различные карлики, демоны, черти и т. п.
По причине костеногости Баба-Яга в сказках никогда не ходит: она либо летает, либо лежит, то есть, согласно мифологическим представлениям, проявляет себя не как живое существо, а как мертвец. Обычное воображение поражают и другие черты внешности Бабы-Яги: «А у ней голова лежит в одном углу избы, а ноги в другом», «Лежит баба-яга, костяная нога из угла в угол, нос в потолок врос», «Баба-Яга из угла в угол перевертывается: одной губой пол стирает, а носом трубу затыкает». Нос Бабы-Яги иногда представляется железным или таким длинным, что «на крюку висит». При этом она всегда воспринимается носителями традиционных представлений как старуха.
Во многих сказочных сюжетах в качестве атрибутов Бабы-Яги выступают орудия женского труда, большинство из которых связанны с очагом и готовкой пищи: кочерга, лопата, пест, ступа, помело. Этим предметам, несмотря на их утилитарный характер, в традиционной культуре придавалось магическое значение.
Главным же атрибутом этого персонажа является необычная избушка, имеющая особое расположение в сказочном пространстве. Она находится «очень далеко», где-то «за тридевять земель, за огненной рекой», в темном, дремучем, непроходимом лесу, где нет «ни стежечки, ни дорожечки». Такое место, по мнению многих исследователей, в мифологическом сознании воспринимается как потусторонний мир. Избушка не просто стоит, она вертится. По мнению исследователей, внешние признаки этого жилища — отсутствие окон и дверей, невозможность ее обойти, а также теснота внутри (пространство избушки занято телом Бабы-Яги: ноги по углам, нос в потолок врос) — сближают его с обителью покойника — гробом.
Психологи говорят, что лес – символизирует темную и неизведанную – сторону жизни – смерть. «Курьей ножкой» когда-то называли именно перекрёсток или развилку дорог, а такое место у славян считалось «нечистым» и опасным. Именно на перекрёстках, по поверьям, любила собираться всяческая нечисть, равно как и на границе леса. Но, скорее всего, название „курьи ножки“, произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри, домовину (погребальное сооружение в виде человеческого жилища).
Почему Баба-яга — «костяная нога»? Почему ее нос» в потолок врос? Почему избушка «без окон без дверей» стоит на «курьих ножках»? Да потому, что Баба-яга — не человек, а мертвец! Одной ногой стоит в мире живых, другой — в мире мертвых. Она лежит в гробу, вот почему у нее нос в потолок врос! И эта избушка – без окон, без дверей, как и гроб. А на курьих ножках она стоит потому, что гробы не закапывали, а ставили на сваи, чтобы звери не достали…».
Так что Бабу-Ягу можно считать некой «привратницей», Стражем, стерегущей границу между миром живых и мёртвых. Избушку же – «порталом» между этими мирами.
Во многих сказках жилище Бабы-Яги отличается еще одной странной и пугающей слушателя особенностью. Дом или дворец злой старухи огорожен тыном, на каждой из тычинок которого торчит по голове, и только на одной тычинке головы нет. Более того, из многих сказок становится ясно, что этот персонаж наделяется такой чертой, как людоедство, которая соотносит образ опасной старухи с мифологическими представлениями о смерти. Зачастую Баба-Яга сразу покушается и на жизнь героя, пришедшего в избушку: «Съем я тебя, молодец, я тридцать годов цёловецьёго мяса не ела. Особенно ярко мотив людоедства Бабы-Яги разработан в сказках, где главным героем оказывается мальчик — Липунюшка, Лутонюшка, Глинышек, Ивашка, Терешечка, — которого она специально похищает, чтобы зажарить и съесть. Правда, мальчик обманывает старуху, и она вместо него съедает своих дочерей.
Живя в лесу, она умеет обращаться с дикими животными, даже имеет помощников (лебеди). Бабе Яге служат черные коты, вороны, змеи.. Яге служат три всадника — черный (ночь), белый (день) и красный (солнце), ежедневно проезжающие через ее «проходную». Баба-Яга — обладательница огня (сказка «Василиса Прекрасная»), золотых яблок (сказка «Гуси-Лебеди») или знания, помогающего главному герою одолеть своего противника (сказка «Лягушка-Царевна»)
Помимо того она также является и обладательницей самых разнообразных волшебных предметов. Это и клубочек, который показывает дорогу; и необычные животные и средства передвижения — Сивка-Бурка, крылатый конь, ковер-самолет, сапожки-самоходки. Это и всевозможные диковинки: гусли-самогуды — «сами пляшут, сами песни играют», серебряное блюдечко и золотое яблочко, золотые пяльца и серебряная иголка , меч-кладенец и другие.
Баба Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной, огненной и т.д. ступе, погоняет пестом или клюкою, помелом след заметает.
Кстати, по поводу значения ступы существует много версий. Например, кроме захоронений в деревянных срубах, c Х века славяне заворачивали умерших в бересту, а примерно с ХII века стали хоронить покойников в долбленых дубовых колодах — ступах (отсюда до наших дней дошло выражение «дуба дать» или «дать дуба раньше срока», то есть умереть). Гробы-ступы просуществовали до начала XVIII века. В 1703 году Петр I издал указ, запрещающий под страхом смертной казни рубить дубовый лес. Тогда на смену захоронениям в долбленых колодах пришли похороны в сколоченных из досок гробах. Следовательно, Баба-Яга передвигается в ступе-гробу, что вполне логично для мифологического покойника.
Образ Бабы-Яги может быть охарактеризован как мифологический через ее «родственные» отношения. Помимо незадачливых дочерей, зажаренных находчивым мальчиком, в ряде сказочных сюжетов Баба-Яга может иметь три, девять, десять, двенадцать или сто дочерей-оборотней: то девушек, то кобылиц или коров. Волшебные кобылицы могут также оборачиваться волчицами, зайцами, рыбицами. В некоторых сюжетах Баба-Яга выступает в роли матери трех многоголовых змеев — Чуда-Юда, Идолища и Издолища — или их жен. Спецификой жанра сказки является утроение образов, действий. Поэтому довольно часто в некоторых сюжетах утраивается и образ Бабы-Яги: герой на своем пути встречает поочередно трех сестер. В таких случаях иногда вводится их различение по возрасту, силе, знаниям и другим признакам: первая Баба-Яга — «деревянная нога, оловянный глаз»; вторая — «костяная нога, серебряный глаз»; третья — «стальная нога, золотой глаз».
Каковы же функции Бабы-Яги в сказке? Образ Бабы-Яги чрезвычайно противоречив. В зависимости от сюжета сказки, она может выступать и в «положительной» и в «отрицательной» роли, то есть быть или врагом, или помощником главного героя. Исследователи, в частности известный ученый-фольклорист В. Я. Пропп, выделил в сказках три основных типа этого персонажа: Яга-дарительница, Яга-похитительница, Яга-воительница.
Наиболее древним представляется тип Яги-дарительницы. Ее функцией в сказке является давание герою или героине добрых советов, вручение чудесных предметов, дарение волшебного коня, помощь во время бегства.
Яга-воительница вступает в противоборство с героями-богатырями, когда они, путешествуя, достигают пустой лесной избушки и располагаются в ней. Обычно она наведывается в избушку, когда в ней остается один из путников. Появляется она, как правило, из-под земли, что указывает на то, что она — обитательница подземного царства. Усмирить Бабу-Ягу удается только главному герою. Иногда то, как победить или извести воинствующую Бабу-Ягу, герою объясняют персонажи, находящиеся под ее властью. Чтобы убавить у нее силу, нужно переставить бочки с сильной и слабой водой или высечь ее железными прутьями.
Сказки, где Баба-Яга выступает в роли похитительницы и пожирательницы детей, ставятся исследователями в один ряд с сюжетами, где вообще присутствует мотив отправления маленьких детей или достигших 13–15 лет, а также брачного возраста, в лес или в науку к лесному чудищу и т. п. Этот круг сказок, а также сюжеты с Ягой-дарительницей и Ягой-воительницей связываются учеными с древними обрядами посвящения. Социальная функция этого обряда состояла в том, что посредством участия в нем мальчик или юноша вводился в родовое объединение, становился полноправным его членом и приобретал право вступления в брак
Учеными-фольклористами замечено, что важнейшая часть сюжета волшебной сказки — испытания, которым герой подвергается в тридесятом царстве, или царстве мертвых, — воспроизводит схему обрядов посвящения и соответствующую им мифологическую картину мира. Вернувшийся из леса, из тридесятого царства, герой всегда приобретает какие-то способности, материальные блага и новый статус.
По большинству предположений исследователей, Баба-Яга как сказочный персонаж восходит к эпохе матриархата; по-видимому, прообраз Бабы-Яги почитался как всесильное женское божество. Неслучайно в сказке Баба-Яга выступает в роли могущественного стража тридесятого царства, попадая в которое мужские персонажи погибают, а возвратиться из него под силу только настоящему герою.
В рамках мифологического сознания прообраз Бабы-Яги не мог квалифицироваться как положительный или отрицательный в современном понимании этих признаков. И в сказках, отражающих элементы мифологического мировосприятия, Баба-Яга представляет собой и страшную старуху, полновластную «хозяйку леса», грозного и всемогущего стража входа в потусторонний мир, и мудрый, вещий персонаж, покровительницу и советчицу, но только того героя, который знает, как нужно себя вести с ней. В поздних традиционных представлениях Баба-Яга воспринимается как колдунья, ведьма, связанная с нечистой силой. В народном быту имя Бабы-Яги стало укорительным: им обычно называют злых женщин.
Баба Яга является, пожалуй, самым популярным, неоднозначным и таинственным персонажем в русских народных сказках. Фольклористы, знатоки сказаний и мифологи до сих пор не пришли к единому мнению о родине Яги, о её ранге в сакральном мире и о том, какую же роль она играет в народном сознании – положительную (сказка «Морозко») или отрицательную («Гуси-лебеди», «Терёшечка»)? Остался без ответа также спор о её прототипе: послужила ли им какая-нибудь знахарка, или Баба Яга – это полностью выдуманный персонаж, созданный лишь для развития сюжета?
Уласевич Тина Васильевна. Баба-Яга: в сказках и в жизни. http://www.b17.ru/article/6550 /
Русская мифология. Энциклопедия. Баба Яга. http://www.e- reading.club/chapter.php/141743/80/Eriashvili %2C_Madlevskaya%2C_Pavlovskiii_-_Russkaya_mifologiya._Enciklopediya.html
Франц М.-Л. Фон, Психология сказки. https://royallib.com/read/fon_frants_mariya/psihologiya_skazki. html #0
Пропп В.Я., В.Я. Русская сказка. http://www.koob.ru/propp/russian_tale
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»
Баба-Яга PR в славянской мифологии
PR в славянской мифологии
Ашихмина Екатерина
Баба-Яга
Краткое содержание мифа
Баба-Яга — в славянской мифологии лесная старуха-волшебница, ведьма. Согласно сказкам восточных и западных славян, Баба-Яга живет в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы — из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова — человеческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами. Благодаря народному эпосу, образ Бабы-Яги дошел до нас во многих мифах и легендах, таким, каким его рисовали наши предки.
Одна из многочисленных сказок про Баба-Ягу повествует нам о крестьянской семье, в которой Дед овдовел, женился на другой жене. От первой жены осталась у него дочка. Злая мачеха невзлюбила падчерицу и решила от нее избавиться. Когда муж уехал, мачеха отправила ее к своей тетушке за ниточкой с иголочкой. А тётка эта была Баба-Яга, «костяная нога». Но девочка не была глупой, почувствовала неладное, да и зашла прежде к своей родной тётке, которая подсказала ей что делать и дала с собою ленточку — для березки, маслица для ворот, хлебца — для собак, мясца — для кота. Пришла девочка к Бабе-Яге, та ее ткать посадила, а своей работнице наказала баню истопить да помыть девочку, чтоб ее на завтрак съесть. Девочка смекнула, что к чему, сидит, ни жива, ни мертва. Попросила она ласково работницу, чтоб та ее отпустила и подарила ей платочек. Тогда кот вздумал на нее наброситься, но девочка его мясцом накормила. В благодарность он помог ей бежать и дал волшебный гребешок и полотенце.
Девочка взяла полотенце и гребешок и побежала. Собаки хотели её разорвать, но тут она бросила им хлебца, и они пропустили девочку. Ворота хотели захлопнуться, но она подлила им под пяточки маслица, и они пропустили девочку. Берёзка хотела ей глаза выстегать, но она её ленточкой перевязала, и та пропустила девочку. Обнаружив, что девочка сбежала, Баба-Яга разгневалась на своих слуг. Они же ей в ответ молвили, что никто так ласково с ними не обходился, как эта девочка.
Баба-Яга, костяная нога поскорее села в ступу и пустилась в погоню за девочкой.
А девочка приклонила ухо к земле и слышит, что Баба-Яга гонится и вот-вот настигнет ее: взяла и бросила полотенце – сделалась река такая широкая, широкая! Баба-Яга приехала к реке и от злости зубами заскрипела, воротилась домой, собрала своих быков и погнала к реке. Быки выпили всю реку дочиста. И снова Баба-Яга пустилась в погоню.
Девочка приклонила ухо к земле и слышит, что Баба-Яга уж близко: бросила гребешок – сделался лес, такой дремучий да частый! Баба-Яга стала его грызть, но, сколько ни старалась, не могла прогрызть и воротилась назад. Когда дед вернулся домой и услышал рассказ дочери, он рассердился на жену и прогнал её из дому, а сам с
девочкой стал жить-поживать да добра наживать.
Образы и символы мифа
Образ Бабы-Яги в сказках слагается из разных деталей.
Во-первых, яга-дарительница, к которой приходит герой. Она выспрашивает героя (или героиню), вручает коня, богатые дары.
Во-вторых, яга-похитительница, уносящая детей, которых она пытается изжарить (затем следует бегство и спасение).
В-третьих, яга-воительница, прилетающая к героям в избушку, ведущая с ними бой, а порой и наказывающая их (вырезающая у них из спины ремень).
Народный фольклор всегда стремился отразить хозяйку избушки на курьих ножках непременно в уродливом виде, как обычно представляли себе нечистую силу. То рог, то огромный нос до потолка, вислые груди до пояса, подслеповатость, а то и звериное обоняние.
Самая яркая примета Бабы-Яги — ее костяная нога. Реже в сказках упоминается золотая нога. В древних поверьях народов, говоривших на индоевропейских языках, в стопе ноги заключалась живая душа человека. Ее вместилищем была особая маленькая навья косточка. Если нога не живая, а костяная или золотая, то перед нами уже не человек, а только дух или «навь». Навь, по славянским поверьям, душа предка, покойника. Баба-Яга, таким образом, представлялась как существо загробного мира, посредник между царством живых и мертвых, мифологический персонаж, лишенный живой души.
Ступа в славянской мифологии — это транспорт мертвых, неживых персонажей. В погребальных обрядах древних европейцев ступу и пест клали в могилы еще 4 тысячи лет назад, Характерная для Бабы-Яги метла или пест выполняют роль своего рода стимулятора движения. Яга в полете пестом погоняет, метлой следы заметает.
Метла — предмет, непосредственно связанный с женским началом, а также с магией очистительной силы в представлении древних. Например, по древней традиции на похоронах весь путь от дома до могилы надо было непременно промести метлой. Иначе покойный найдет путь домой с погоста, вернется, начнет вредить людям.
Не менее важна избушка на курьих ножках. В народной фантазии она была смоделирована по образу славянского погоста-маленького домика мертвых. Домик ставился на опоры-столбы. В сказках они представлены как куриные ножки тоже не случайно. Курица — священное животное, непременный атрибут многих магических обрядов. В домик мертвых славяне складывали прах покойного. Сам гроб, домовина или погост-кладбище из таких домиков представлялись как окно, лаз в мир мертвых, средство прохода в подземное царство. Поэтому сказочный герой постоянно приходит к избушке на курьих ножках, то есть оказывается на грани жизни и смерти.
В сказках Баба-Яга может жить в различных местах. Чаще всего в дремучем лесу. Другое обиталище Яги находится за огненной рекой, за Калиновым мостом. Огненная река — это граница между «белым светом» и загробным миром. Баба-Яга — будто пограничник, сторожит проход в волшебную страну. Калиновый мост тоже попал в наши сказки не случайно. Мост — по верованиям древних индоевропейцев разделяет реальный и волшебный миры. Пройти по нему может только праведник, чтобы попасть в царство божье и не сгинуть в аду. А ягоды калины долго сохраняются под снегом. Поэтому куст калины в фантазиях предков как бы связывал годичные циклы детородной жизни природы (весна, лето, осень) и ее временной смерти (зима).
Коммуникативные средства создания образов и символов
Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов. Ещё одним вариантом изображения сказочной старухи можно считать и одетые в меховые одежды куклы-иттармы, которые устанавливаются ещё и в наши дни в культовых избушках на опорах.
С точки зрения сторонников «славянского» (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых. Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-Яге.
Прототипом Бабы-Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой. Так как в основном это были нелюдимые женщины, то однозначного представления о них не было.
Множество сказок дошедших до наших дней открывают перед нами полный образ Бабы – Яги. Это такие произведения, как: « Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Поди, туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что». Большинство из них были экранизированы. Чаще других роль Бабы-Яги играл Георгий Милляр.
Образ Бабы-Яги широко использовался авторами современных литературных сказок — например, Эдуардом Успенским в повести «Вниз по волшебной реке». Детство и юность Бабы-Яги в современной литературе впервые встречаются в повести «Лукоморье» А. Алавердиева. Позже был написан рассказ Алексея Гравицкого «Ягодка», роман В. Качана «Юность Бабы-Яги», роман М. Вишневецкой «Кащей и Яга, или Небесные яблоки» и др.
Социальное значение мифа
Баба-Яга является не только одним из самых популярных персонажей в славянской мифологии, но и самым харизматичным, это едва ли не самая популярная женщина из всех многочисленных волшебных героинь русских сказок. Она традиционно ассоциируется с нечистой силой, предстает в образе злой колдуньи, однако зачастую мы видим, как она помогает добрым молодцам в поисках царевны, и делает это бескорыстно.
Баба-Яга — хранительница различных волшебных ремесел. Василиса Прекрасная у нее выучилась великолепно ткать и шить. Характер у Бабы-Яги строгий. Определит вечером задание, потом обязательно проверит, выполнено ли. Нерадивость, лень не переносит — накажет. А то, что уроки ее очень трудны, уж извините, ведь не простые ученицы у нее — все молодые волшебницы. Поэтому в наших волшебных сказках в образе Бабы-Яги как бы переплелись качества положительного и отрицательного персонажа.
В детстве каждый ребенок хотя бы раз слышал сказку о Бабе-Яге и помнит, как родители пугали ею, стоило ребенку в чем-либо провиниться, или ослушаться старших. Повзрослев, мы осознаем весь колорит этого мифического персонажа.
На детских утренниках или на русских гуляньях, посвященных какому либо празднику, не обойтись без такого яркого героя как Баба-Яга. Она и закрутит сюжет любого действия, и испытает смелых и сильных в бою, и, конечно же, щедро наградит достойных.
«Помолюся я, поклонюся Бабе-Яге и ее дочерям. Ой, еси, вы, яги-бабовы дочки, присушите рабу божию Настасью ко мне, доброму молодцу, метлами, все следы заметите, клюками застучите, огонь в печах медных разожгите, чтоб пеклась так обо мне Настя и калилась ее любовь, как медная печь огненная, во всякое время, во всякий час». Старинное любовное заклятие
Владения Бабы Яги IV Хелен Пилиновски
В своем романе Чары Орсон Скотт Кард работает с некоторыми схожими аспектами архетипа Бабы Яги, однако развивая их в направлении, совершенно отличном от пути Вулфа. Чары — это фэнтези о путешествиях во времени, в центре которого — этиология сказок — история русского еврейского эмигранта Ивана Петровича Смецкого, который возвращается на родину для проведения докторских исследований, связанных с теориями сказок Владимира Проппа. Иван — сын ученого-лингвиста и ведьмы, и на самом деле у него есть вторая причина для поездки: его преследуют детские воспоминания о красивой женщине, которую он однажды нашел спящей заколдованным сном в русском лесу. Эта женщина, как оказалось, Катерина, принцесса 9Славянское царство 19-го века, ввергнутое Бабой Ягой в катаплектический транс, чтобы Яга могла украсть ее царство.
Как и Вулф, Кард превращает магические способности Бабы Яги в социальную силу, делая ее членом русской знати. Секуляризация ее силы в современной литературе (в отличие от ее божественной, природной силы в раннем фольклоре) свидетельствует об интересной социальной перестройке, о новом способе восприятия и изображения силы и ресурсов Бабы-Яги. Баба-Яга Карда черпает большую часть своей магии от бессмертного существа, которое является ее невольным мужем (Медведь, антропоморфный защитник России), но становится ясно, что этот источник силы приобретается через принуждение. Она обладает достаточной магией, чтобы манипулировать природными силами, но не контролировать их; ее главная способность, по-видимому, заключается в том, чтобы обманывать неосторожные умы — «обращать» их — хотя ее сила ограничена тем фактом, что она «может использовать только желания, уже находящиеся в сердце мужчины».
Карта дает его Бабе Яге предысторию, которая объясняет ее традиционную злобу. Выданная в возрасте двенадцати лет замуж за жестокого царя, эта Баба Яга когда-то была невинной. С каждым актом самозащиты личность девушки как Яги постепенно росла, пока акты самозащиты не превратились в акты мести и садизма. Мы читаем: «Как она ненавидела это прозвище! И все же это имя прижилось, до сих пор это имя она использовала для себя. Ее покойный муж Король Брат дал ей имя, когда он привез ее в Киев как свою двенадцатилетнюю… старая невеста. Это было ласковое имя, которое он нежно шептал ей, когда насиловал ее незрелое тело, и снова, когда она притворялась, что плачет над могилой первого ребенка, которого он произвел на нее. Его дорогая Яга, его милая любимица Яга, Яга любящая мать, которая прижала лицо его жадно хлюпающего отродья к своей груди спустя много времени после того, как оно перестало дышать, а затем, плача, положила его первенца на те самые колени, которые навязали ей его. никогда не понимал этого, крепким тяжеловооруженным воином, каким он был, послание, которое люди поняли теперь, когда он был свергнут со своего трона, а затем умер от увядающей болезни, а его вдова вышла замуж за мужа, который, наконец, выглядел так, как каждый человеческий муж был, мохнатый вонючий пускающий слюни зверь.
Простое сообщение: Если сделать Ягу д o чего бы она не хотела делать, результат вам не понравится».
Карта дает понять, что Яга изначально была «Ольгой, подающей надежды юной принцессой в прекрасном королевстве на южном берегу Балтийского моря». Это метаморфозу от невиновного к жертве и к самозащитнику Яга вспоминает с горьким негодованием, и это было то же самое развитие, которое со временем изменило форму ее сообщения. Кард пишет: «Возможно, с годами посыл изменился, и теперь он был больше похож на следующее: если вы попытаетесь помешать Яге делать то, что она хочет, вы и все, кого вы когда-либо любили, будете уничтожены. Но в духе , по происхождению, это было действительно то же самое сообщение.Если бы ей пришлось покинуть великолепно красивое побережье своего детства, а затем шумный торговый город Киев, чтобы жить в этом диком лесу, по крайней мере, она контролировала бы все королевства вокруг нее и вести дела по ее пути».
Путь Бабы Яги включает в себя немало мелкой жестокости — наложение проклятий, истязание несчастных посетителей, а затем их расчленение, как из-за «магических» свойств их различных частей тела, так и из чистого удовольствия от деятельности. Она не каннибал, хотя иногда скармливает своих жертв Медведю, своему мужу; ее зверства проистекают из жажды власти, а не из традиционной жажды Бабы-Яги по плоти. Ее желание завоевать королевство Катрины Тайна проистекает из ее стремления к господству. Однако, хотя ее возмущает тот факт, что «единственный недостаток заключался в том, что ей всегда нужно было бы иметь какого-нибудь мужа с титулом короля, иначе никто не воспримет ее всерьез», она непреднамеренно ставит такое же условие принцессе Катерине.
Баба-Яга накладывает на Катерину смертельное проклятие, но проклятие снимается тремя тетушками принцессы, Теткой Ретивой, Теткой Мойкой и Теткой Тилой, которые превращают его в вечный сон, если принцессу не спасет самый сильный рыцарь, самый мудрый человек и самая чистая любовь. Вместо того, чтобы быть съеденным Медведем, как надеялась Баба-Яга, Катерину преследуют в недоступной лесной роще и обрекают на заколдованный сон, если ее настоящая любовь не найдет ее.
Карточные игры с деталями пушкинского «Евгения Онегина» сознательно опираются также на многочисленные истории о Медведе как о боге и антропоморфной фигуре в русских мифах. Он также, очевидно, использует классические мотивы сказки «Спящая красавица». Интересно, что «Спящая красавица» не является родом из России сказочного типа (как указывает тесть Катерины, образец для подражания Ивана, фольклорист Петр Смецкий, говоря: «Спящая красавица, я думал, что это французская сказка…. «) Хотя французская версия рассказа Шарля Перро является наиболее широко известной сегодня, самая ранняя из сохранившихся версий на самом деле относится к Италии 15 века. В какой-то момент истории сказка была передана в Россию, хотя и видоизменялась по ходу дела. Самый известный в России вариант больше напоминает сказку, известную нам как «Белоснежка», и послужил основой для кинематографической адаптации Диснея.
В отличие от современных версий «Спящей красавицы», итальянская сказка (и версия Перро) продолжается после пробуждения принцессы, изображая опасности, с которыми она и ее дети сталкиваются от свекрови-каннибала. В рассказе Карда союз Ивана и Катерины тоже не имеет счастливого конца; у королевства должен быть наследник, чтобы полностью защитить его от Бабы-Яги, и это, в частности, представляет собой одно из самых интересных дополнений Карда к творчеству Бабы-Яги. Проведя время вместе в Тайне, Катерина и Иван понимают, что они еще не в безопасности от ведьмы, и поэтому отправляются в 20 век, в дом Ивана в Америке. Там они учатся магии у матери Ивана, Эстер (Эстер научилась этому от дразняще названной Бабы Тилой, двойника Тетки Тилки Катерины и давнего врага Бабы-Яги, теперь уже бабушки, а не тети) и зачинают ребенка. Разрабатывая стратегию надвигающейся конфронтации с Бабой-Ягой, Катерина говорит Ивану: «Если мы сделали ребенка, если у меня есть ребенок внутри меня, когда я смотрю на нее, значит, у меня есть сила, которой у нее никогда не было. Ну, она зачала детей, говорят люди, но дети всегда рождались чудовищами, которые сразу умирали… если мы сделали ребенка… в нем будет волшебство. Сила.
Беременность Катерины фактически позволяет ей направить дополнительную энергию против их врага. Кард осторожно указывает, что зачатие ребенка — это больше, чем уловка против Бабы-Яги; это акт любви и проявление всего, что Иван и Катрина изо всех сил пытаются защитить. Хотя Баба-Яга благополучно родила ребенка (как мы сообщали ранее в тексте), она также была готова пожертвовать им ради собственной выгоды. Не физическая неспособность родить, а отсутствие у Бабы Яги эмпатии и альтруизма лишает ее обретения дополнительной силы через материнство — фактор, который Баба Яга не в состоянии понять или с которым не может бороться.
В этой сказке Кард подчеркивает антагонизм Бабы-Яги по отношению к детям (самым слабым членам общества) и женщинам (ее потенциальные конкуренты), а также устраняет вызов, который она традиционно ставит перед молодыми людьми, проходящими через процесс взросления. . Этот мрачный и довольно одномерный образ Бабы Яги исправляется индивидуализацией персонажа, юмором языка Карда и удивительно изобретательными объяснениями, которые он дает для объяснения развития характеристик Бабы Яги в русском фольклоре с 9 века. го века и далее, после ее битвы с Иваном и Катриной. (Например, ее избушка на курьих ножках связана с видом транспорта, с которым она столкнется в будущем, Боингом-747, который ей удается угнать.)
Баба Яга заканчивает историю побежденной, но не побежденной. Она говорит: «Пусть [Катерина] получит королевство. Что хорошего было в королевстве? Скулить, управлять людьми, арендную плату и налоги собирать, которые все пытались украсть у нее на каждом этапе процесса. «Она играла в это, но игра того не стоила. Она все же была Бабой Ягой, не так ли? Ее книги могли быть закопаны и вскоре сожжены, ее чары могли быть разрушены, но она могла Например, дом, который летает. Она могла бы сделать еще один такой же… с ножками, как те куриные ножки, которые поднимались бы и двигались туда, куда она хотела. быть всегда уверенным, где она была… Внутри нее пламя злобы горело так же ярко, как всегда. Так же ярко, но меньше. Ее досягаемость тоже была меньше. Но такими же были и ее потребности. Она удалялась от общественной жизни. ..»
Как мы знаем, это не так, потому что Баба-Яга всегда возвращается… но это конец вклада Карда в ее историю. Зачарование завершается боевым и супружеским триумфом Ивана и Катерины — продолжением их рода в роду детей, чтобы править в Тайне или добиться успеха в современном мире. История также заканчивается вкладом нового понимания сказок от путешествующего во времени фольклориста — оба в форме чистых, оригинальных сказок, собранных в 9го века, так и в форме собственной истории Ивана и Катрины, ставшей ныне народной историей. В какой-то момент сказки Иван думает: «Я уже изменил будущее… Теперь будут другие сказки».
Этот процесс изменения виден в каждой сказке, в каждом пересказе и в каждом новом фрагменте информации, добавленном к ткани ранее существовавших историй или персонажей. Каждый сказочный персонаж, ярким примером которого является Баба-Яга, становится конгломератом: хотя в одной сказке невозможно содержать все элементы ее личности, каждое использование ее образа намекает и дополняет богатую историю и устоявшиеся традиции. традиция. Баба-Яга объединяет многие доминирующие темы русских мифов и легенд; уместить все эти темы в одну сказку было бы сложно, и это могло бы привести к несколько шизофреническому персонажу. (Некоторые традиционные сказки решали эту проблему, превращая ее в своего рода триединую сущность, с персонажами, посещающими три ходячих хижины за советом от трех ведьм, которых звали Баба-Яга.) Таким образом, поскольку каждая из старых сказок имеет тенденцию подчеркивать определенные элементы личности, так же как и новые, будь то те, кто соблюдает социальные нормы, помогает или недоброжелателен. Характер Бабы-Яги остается сегодня, как и всегда, сбивающим с толку, завораживающим и пугающим, независимо от того, проявляется ли она как ведьма в лесу, дворянка в своем имении или террористка в современном мире. Наше постоянное увлечение ею указывает на то, что ее положение в обществе — как угроза, как стажер, как помощник — столь же жизненно важно, как и всегда, в России и в остальном мире.
Орсон Скотт Кард отмечает в Enchantment : «Он читал только русские сказки, которые были такими мрачными, что даже принцесса иногда умирала». Это четко связано с одним из традиционных концовок русских сказок, используемым вместо более оптимистического: «… и все они жили счастливо после…» В России сказки заканчиваются ощущением, что «они все жили как счастливо, как могли, пока не умерли». В мире с Бабой Ягой это кажется достаточно подходящей позицией.
1 | 2 | 3 | 4
Дополнительная литература
Документальные и фольклорные сборники:
- Традиционные словацкие сказки 90 Cooper
- Русские сказки Собрание Александра Афанасья, редакция Нормана Гутермана
- Введение в русскую сказку Джека Хейни
- Русское народное поверье Линда Дж. Иванитс
- Баба Яга: неоднозначная мать и ведьма из русской народной сказки Андреас Джон
- Морфология сказки , Владимир Пропп, перевод Лоуренса Скотта
- Аннотированные классические сказки Марии Татар
- Русские мифы Элизабет Уорнер
- От чудовища до блондинки: О сказках и их рассказчиках Марина Уорнер
Вымысел:
- Чары Орсона Скотта Карда
- The Rusalka Sequence: Rusalka , Chernevog и Yvgenia by CJ Cherryh
- Книги волшебства: Страна летних сумерек Нила Геймана
- В лесах Серра Патрисия А.
Маккиллип
- Бессмертный Кэтрин М. Валенте
- «Сказка о Кощее Бессмертном (сказка о Древней Руси) Джина Вулфа ( Рубиновые Туфли, Золотые Слезы , Datlow & Windling, ред.)
Об авторе: Елена Пилиновски пишет о сказках, феминизме и фантастике. Она получила докторскую степень. из Колумбийского университета, где ее темой стало зарождение жанра фэнтези в 19 веке. Она редактировала выпуски The Journal of the Fantastic in the Arts and Extrapolation, 9.0008 и является соредактором журнала сказок Cabinet des Fées . Она живет в Нью-Йорке, где преподает в Барнард-колледже.
Copyright © 2004, Хелен Пилиновски. Сокращенная версия этой статьи впервые появилась в журнале Realms of Fantasy в апреле 2004 г. Статья не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без разрешения автора.
Искусство Кинуко Ю. Крафт, из ее книги Баба Яга и Василиса Храбрая
Старые петровские русские сказки: Баба Яга
Старые петровские русские сказки: Баба Яга
Священные тексты
Легенды/Саги
Индекс
Предыдущий
Следующий
Купить эту книгу на Amazon. com
Купить эту книгу на Kindle
Старопетровские русские сказки , Артур Рэнсом, [1916], на священном-тексте.com
с. 88
БАБА ЯГА.
— Расскажи про Бабу Ягу, — попросила Маруся.
— Да, — сказал Ваня, — пожалуйста, дедушка, и про избушку на курьих ножках.
— Баба Яга ведьма, — сказал старый Петр; «страшная она старуха, а иногда и добрая. Ты знаешь, это она подсказала Ивану-царевичу, как завоевать одну из дочерей морского царя, и это была лучшая дочь компании, Василиса Премудрая Но ведь Баба-Яга обыкновенно плоха, как в случае с Василисой Прекраснейшей, которую спасла от железных зубов только хитрость ее Волшебной Куклы».
«Расскажи нам историю Волшебной Куклы», попросила Марусия.
«Я когда-нибудь,» сказал старый Питер.
р. 89
«А у Бабы Яги зубы железные?» — спросил Ваня.
«Железо, как кочерга и щипцы», сказал старый Питер.
«Зачем?» — сказала Маруся.
— Съесть маленьких русских детей, — сказал старый Петр, — когда ей достанутся. Она ест обыкновенно только плохих, потому что хорошие уходят. в ступе, растирая ее пестиком и заметая веником следы, так что нельзя сказать, куда она пошла».
«А ее хижина?» — сказал Ваня. Он часто слышал об этом раньше, но ему хотелось услышать об этом снова.
«Она живет в избушке, которая стоит на курьих ножках. То лицом к лесу, то к тропинке, то торжественно ходит. из высоких палок, и череп на каждой палке. И всю ночь огонь горит в черепах и угасает с рассветом».
— А теперь расскажи нам одну из сказок о Бабе-Яге, — сказала Маруся.
— Пожалуйста, — сказал Ваня.
р. 90
«Я расскажу тебе, как одна девочка ушла от нее, и тогда, если она тебя когда-нибудь поймает, ты точно будешь знать, что делать.»
И старый Петр отложил трубку и начал: —
БАБА ЯГА И ДЕВОЧКА С ДОБРЫМ СЕРДЦЕМ.
Жил-был один овдовевший старик, который жил один в избушке со своей маленькой дочкой. Очень весело им было вместе, и они частенько улыбались друг другу за столом, только что заваленным хлебом и вареньем. Все шло хорошо, пока старику не взбрело в голову снова жениться.
Да, сдурел старик в годы старости своей, и взял себе другую жену. Так у бедной девочки появилась мачеха. И после этого все изменилось. На столе больше не было ни хлеба, ни варенья, ни игры в бо-пи, то с этой стороны самовара, то с другой, пока она сидела с отцом за чаем. Хуже того, она никогда не сидела за чаем. Мачеха сказала, что во всем, что пошло не так, виновата маленькая девочка. И старик поверил своей новой жене, и поэтому не было больше добрых слов для его маленькой дочери. День за днем мачеха говорила, что маленький
р. 91
девочка была слишком непослушной, чтобы сидеть за столом. И тогда она бросала ей корку и говорила ей выйти из хижины и пойти поесть в другом месте.
А бедная девчонка уходила одна в сарай на дворе, и сухую корку мочила слезами, и ела одна. Ах я! она часто плакала о былых днях, и она часто плакала при мысли о днях, которые должны были прийти.
В основном она плакала, потому что была совсем одна, пока однажды не нашла в сарае маленького друга. Она сгорбилась в углу сарая, ела корку и горько плакала, когда услышала тихий шум. Это было так: царапать-царапать. Это был просто маленький серый мышонок, который жил в норке.
Он вышел, его маленький острый нос и его длинные бакенбарды, его маленькие круглые уши и его блестящие глаза. Вышло его маленькое горбатое тело и длинный хвост. И тогда он сел на задние лапы, дважды обвил себя хвостом и посмотрел на девочку.
Маленькая девочка, у которой было доброе сердце, забыла все свои печали, взяла кусочек своей корки и бросила мышонку. Мышиный грыз и грыз, и вот, он пропал, и он искал другого. Она дала ему еще немного, и в настоящее время это было
р. 92
ушел, и еще, и еще, пока корочки для малышки не осталось. Ну, она не возражала против этого. Видите ли, она была так счастлива, увидев, как мышонок все грызет и грызет.
Когда корочка готова, мышонок смотрит на нее своими маленькими блестящими глазками и говорит тихим писклявым голоском: «Спасибо». «Спасибо,» говорит он; — Ты добрая девочка, а я всего лишь мышка, и я съела всю твою корку. Но одно я могу для тебя сделать — это сказать тебе, чтобы ты береглась. избушка (а это была жестокая мачеха) родная сестра бабы-яги, костоногой, ведьмы, так что, если она когда-нибудь пошлет тебя с поручением к тетке, ты приходи и скажи мне, а то баба-яга тебя скоро съест хватит ее железных зубов, если ты не знаешь, что делать».
«О, спасибо,» сказала маленькая девочка; и тут же она услышала, как мачеха зовет ее войти и почистить чайную посуду, и дом прибрать, и пол подмести, и сапоги всем почистить.
Так что ей пришлось уйти.
Войдя, она мачеху хорошенько разглядела, да и нос у нее был длинный, и костлявая, как рыба с обглоданной плотью, и подумала девчушка о Бабе-Яге и
р. 93
вздрогнула, хотя ей стало не так плохо, когда она вспомнила о мышонке там, в сарае во дворе.
На следующее утро это случилось. Поехал старик к своим знакомым в соседнюю деревню, как и я иногда езжу к старому Федору, бог с ним. И как только старик скрылся из виду, злая мачеха позвала девочку.
«Сходи нынче к своей милой тетушке в лес, — говорит, — и попроси у нее иголку с ниткой, чтобы рубаху починить».
«А вот иголка с ниткой», — говорит девочка.
«Придержи язык», — говорит мачеха и скрежещет зубами, и они издают звук, похожий на стук щипцов. «Придержи язык», — говорит она. — Разве я не говорила вам, что вы должны пойти сегодня к своей милой тетушке и попросить иголку с ниткой, чтобы починить рубашку?
«Как мне ее найти?» — говорит девчушка, чуть не заплакав, потому что знала, что ее тетя — баба-яга, костлявая, ведьма.
Мачеха взяла девочку за нос и ущипнула его.
«Это твой нос», — говорит она. «Ты можешь это почувствовать?»
р. 94
«Да», — говорит бедная девочка.
«Ты должен идти по дороге в лес, пока не придешь к поваленному дереву, потом ты должен повернуть налево, а потом идти своим носом, и ты найдешь ее», — говорит мачеха. — А теперь иди, лентяй. Вот тебе, кстати, немного еды. Она дала девочке сверток, завернутый в полотенце.
Девочка хотела зайти в сарай сказать мышонку, что идет к Бабе Яге, и спросить, что ей делать. Но она оглянулась, а мачеха у двери смотрела на нее. Поэтому ей пришлось идти прямо.
Она шла по дороге через лес, пока не подошла к упавшему дереву. Потом она повернулась налево. Ее нос все еще болел там, где его ущипнула мачеха, поэтому она знала, что должна идти прямо вперед. Она уже собиралась выйти, когда услышала тихий шум под упавшим деревом. «Царапать-царапать».
И выскочила мышка, и села на дорогу перед ней.
— О, мышонок, мышонок, — говорит девчушка, — мачеха меня к сестре своей послала. А это баба-яга, костлявая, ведьма, а я не знаю, что делать.
«Это будет нетрудно, — говорит мышонок, — потому что твой
р. 95
доброе сердце. Бери все, что встретишь на дороге, и делай с ними, что хочешь. Тогда ты убежишь от Бабы Яги, и все будет хорошо».0003
«Ты голоден, мышонок?» сказала маленькая девочка
«Я, кажется, мог бы и погрызть», — говорит мышонок.
Маленькая девочка расстегнула полотенце, а в нем ничего, кроме камней. Это, между прочим, мачеха накормила девочку.
«Ой, мне очень жаль», — говорит девочка. — Тебе нечего есть.
«Разве нет?» — сказал мышонок, и, взглянув на них, девочка увидела, что камни превратились в хлеб с вареньем. Маленькая девочка села на упавшее дерево, а рядом с ней села мышка, и они ели хлеб с вареньем, пока не проголодались.
«Оставь полотенце», — говорит мышонок; — Я думаю, это будет полезно. И помни, что я говорил о вещах, которые встретишь на пути. А теперь прощай, — говорит он.
«До свидания», говорит девочка и бежит дальше.
Пробегая, она нашла на дороге красивый новый носовой платок. Она подняла его и унесла с собой. Затем она нашла
р. 96
бутылочка масла. Она подняла его и унесла с собой. Затем она нашла несколько кусков мяса.
Нажмите, чтобы увеличить
Вот она, била пестиком и подметала веником.
— Пожалуй, и я их возьму, — сказала она; и она взяла их.
Потом она нашла голубую голубую ленточку и взяла ее. Потом она нашла маленькую буханку хорошего хлеба и взяла и ее.
— Думаю, кому-нибудь понравится, — сказала она.
И вот пришла она к избушке Бабы Яги, костоногой, ведьмы. Вокруг был высокий забор с большими воротами. Когда она толкнула их, они жалобно заскрипели, как будто им было больно двигаться. Маленькой девочке было их жаль.
«Какая удача, — говорит, — что я взяла бутылку с маслом!» и влила масло в петли ворот.
Внутри ограды была избушка Бабы Яги, и она стояла на курьих ножках и ходила по двору. А на дворе стояла служанка Бабы-Яги и горько плакала от поручений, которые ей поставила Баба-Яга. Она горько плакала и вытирала глаза юбкой.
«Какое счастье, — говорит девочка, — что я взяла платок!» И она отдала платок служанке Бабы-Яги, которая вытерла им глаза и улыбнулась сквозь слезы.
р. 97
Недалеко от избушки сидела огромная собака, очень худая, грызла сухую корку.
«Какое счастье, — говорит девочка, — что я взяла буханку!» И она дала батон псу, а он его проглотил и облизнулся.
Маленькая девочка храбро подошла к избушке и постучала в дверь.
«Заходи», говорит Баба Яга.
Вошла девчушка, а там Баба Яга, костоногая, колдунья, сидит у станка ткет. В углу хижины сидела худая черная кошка, наблюдавшая за мышиной норой.
«Здравствуйте, тетушка», — говорит девочка, стараясь не дрожать.
«Здравствуй, племянница», — говорит Баба Яга.
«Моя мачеха послала меня к вам попросить иголку и нитку, чтобы починить рубашку. »
— Хорошо, — говорит Баба-Яга, улыбаясь и скаля железные зубы. «Садись сюда за ткацкий станок и продолжай ткать, а я пойду принесу тебе иголку и нитку».
Маленькая девочка села за ткацкий станок и начала ткать.
Баба-яга вышла и позвала служанку: «Иди, растопи ванну и потри мою племянницу. Потри ее.
р. 98
Слуга пришел за кувшином. Маленькая девочка умоляла ее: «Не спеши разводить огонь, а воду носи в решете». Служанка улыбнулась, но ничего не сказала, потому что боялась бабы-яги. Но она очень долго готовила ванну.
Баба Яга подошла к окну и спросила,—
«Плетешь ли ты, племянница? Ткаешь ли ты, моя хорошенькая?»
«Я тку, тетушка, — говорит девочка.
Когда Баба-Яга отошла от окна, девочка заговорила с худой черной кошкой, которая следила за мышиной норой.
«Что ты делаешь, худой черный кот?»
«Мышку ищу», говорит худой черный кот. — Я не обедал три дня.
«Какое счастье, — говорит девочка, — что я подобрала куски мяса!» И она отдала их худому черному коту. Тощий черный кот проглотил их и сказал девочке:0003
«Девочка, ты хочешь выбраться отсюда?»
— Серёжка, — говорит девчушка, — я хочу выбраться отсюда, а то меня баба-яга железными зубами съест.
«Ну, — говорит кот, — я тебе помогу».
В это время Баба-Яга подошла к окну.
«Ткаешь, племянница?» она спросила. — Ты плетешь, моя хорошенькая?
р. 99
— Я тку, тетенька, — говорит девочка, работая, а станок щелкает, щелкает.
Баба Яга ушла.
Говорит худенький черный кот девочке: «У тебя в волосах гребешок, и у тебя есть полотенце. Возьми их и беги за ним, пока Баба-Яга в бане. Когда Баба-Яга погонится за тобой, ты должна слушать; а когда она будет рядом с тобой, выбрось полотенце, и она превратится в большую, широкую реку. Ей потребуется немного времени, чтобы прийти в себя. Но когда она это сделает, ты должен слушать; как только она приблизится к тебе, брось гребень, и из него вырастет такой лес, что ей уже никогда не пройти сквозь него».
«Но она услышит, как остановится ткацкий станок», — говорит девочка.
«Я позабочусь об этом», — говорит худой черный кот.
Кошка заняла место девочки у ткацкого станка.
Щелчок, щелчок; ткацкий станок не останавливался ни на мгновение.
Оглянулась девчушка, видит ли Баба-Яга в бане, и спрыгнула с избушки на курьих ножках, и побежала к воротам со всех ног.
Большая собака прыгнула, чтобы растерзать ее. Как только он собирался прыгнуть на нее, он увидел, кто она такая.
р. 100
«Да ведь это девочка, которая дала мне каравай», — говорит он. «Хорошего пути к вам, маленькая девочка»; и он снова лег, положив голову между лапами.
Когда она подошла к воротам, они отворились тихо-тихо, совсем без шума, от масла, которое она влила в их петли.
За воротами стояла березка, которая била ее по глазам так, что она не могла пройти мимо.
«Какое счастье, — говорит девочка, — что я подобрала ленточку!» И перевязала березку красивой синей ленточкой. И березке так понравилась ленточка, что она остановилась, любуясь собой, и пропустила девочку.
Как она бежала!
Тем временем худой черный кот сидел за станком. Щелчок, щелк, щелк, пел ткацкий станок; но вы никогда не видели такого клубка, как клубок, сделанный тонким черным котом.
И вот Баба Яга подошла к окну.
«Ткаешь, племянница?» она спросила. — Ты плетешь, моя хорошенькая?
р. 101
— Я тку, тетушка, — говорит худенькая черная кошка, путаясь и путаясь, а станок щелкал, щелкал.
«Это не голос моего обеденка», — говорит Баба-Яга и прыгает в избушку, скрежетая железными зубами; и не было никакой девочки, а только худенькая черная кошка сидела у станка и путала и путала нитки.
«Грр», говорит Баба-Яга, прыгает за котом и начинает его колотить. — Почему ты не вырвал девочке глаза?
«За все годы, что я тебе служил, — говорит кот, — ты мне только одну косточку дал, а добрая девочка дала мне кусочки мяса».
Баба Яга загнала кота в угол, а вышла во двор.
«Почему ты не пискнул, когда она тебя открыла?» — спросила она у ворот.
«Почему ты не разорвал ее на куски?» — спросила она у собаки.
«Почему ты не ударил ее по морде и не пропустил?» — спросила она у березы.
— Что же ты так долго баню готовил? Если бы ты был быстрее, она бы никогда не ушла, — сказала Баба-Яга слуге.
И она металась по двору, всех избивая и браня во весь голос.
р. 102
«Ах!» — сказали ворота, — за все годы, что мы служили вам, вы ни разу не облегчили нас водой, а добрая девочка подлила нам в петли хорошее масло.
«Ах!» — сказала собака, — за все годы, что я у вас служила, вы мне ничего, кроме горелых корок, не подбрасывали, а добрая девчонка дала мне хороший каравай.
«Ах!» — сказала березка, — за все годы, что я у тебя служила, ты меня ни разу не перевязала, даже ниткой, а добрая девчонка связала меня синей веселой ленточкой.
«Ах!» — сказала служанка. — За все годы, что я у вас служу, вы мне ни разу не дали даже тряпки, а добрая девчонка дала мне хорошенький платочек.
Баба Яга скрежетала на них своими железными зубами. Потом она прыгнула в ступу и села. И пестиком погнала, и веником следы замела, да и полетела в погоню за девчонкой.
Маленькая девочка бежала и бежала. Она приложила ухо к земле и прислушалась. Взрыв, бах, бах-бах! слышно было, как Баба Яга стучит пестиком по ступе. Баба Яга была совсем рядом. Вот она, колотя пестиком и подметая веником, идет по дороге.
Маленькая девочка так быстро, как только могла, достала полотенце и бросила
р. 103
это на земле. И полотенце росло и росло, и мокрее, и мокрее, и была глубокая, широкая река между Бабой-Ягой и девочкой.
Маленькая девочка развернулась и побежала дальше. Как она бежала!
Баба Яга прилетела в ступе. Но ступа не могла плыть по реке с Бабой Ягой внутри. Она въехала на нем, но промокла только из-за своих хлопот. Щипцы и кочерги, падающие в дымоход, ничто по сравнению с тем шумом, который она производила, скрежеща железными зубами. Она повернулась домой и полетела обратно к избушке на курьих ножках. Тогда она собрала весь свой скот и погнала его к реке.
«Пей, пей!» она кричала на них; и скот выпил всю реку до последней капли. А баба-яга, сидя в ступе, и пестиком гоняла, и веником следы заметала, и летела по сухому руслу реки и дальше в погоне за девчонкой.
Маленькая девочка приложила ухо к земле и прислушалась. Взрыв, бах, бах-бах! Слышно было, как Баба Яга стучит пестиком по ступе. Шум приближался, приближался, и вот Баба-Яга, колотя пестиком и веником метя, идет по дороге вплотную сзади.
р. 104
Девчушка бросила гребешок, росла и росла, и выросли зубки в густой лес, гуще этого леса, в котором мы живем, — такой густ, что даже Баба-Яга не пролезет. И Баба Яга, скрежеща зубами и крича от ярости и разочарования, повернулась и уехала домой, в свою избушку на курьих ножках.
Маленькая девочка побежала домой. Она боялась войти и увидеть мачеху, поэтому побежала в сарай.
Царапать, царапать! Вышла маленькая мышка.
«Ну, так ты и ушла, милый мой», — говорит мышонок. — А теперь беги. Не бойся. Твой отец вернулся, и ты должен ему все рассказать.
Маленькая девочка вошла в дом.
«Где ты был?» говорит ее отец; «и почему ты так запыхался?»
Мачеха пожелтела, увидев ее, и глаза ее загорелись, а зубы заскрежетали, пока не сломались.
Но девица не испугалась, и пошла к отцу, и села к нему на колени, и рассказала ему все, как было. А когда узнал старик, что мачеха послала его маленькую дочурку на съедение Бабе Яге, он так рассердился, что прогнал ее
р. 105
из хижины и с тех пор жил один с маленькой девочкой. Гораздо лучше было для них обоих.
«А мышонок?» — сказал Иван.
— Мышонок, — сказал старый Петр, — пришел и поселился в избушке, и каждый день сидел на столе и ел крошки, да грел лапки на девчачьем стаканчике чая.