Баба яга описание: Яга — сказочный персонаж — Щи.ру

сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру


Одним из важных образов в сказке «Царевна-лягушка»
является образ Бабы Яги. Ее описание отличается от традиционных представлений. Если в русском сознании Баба Яга – это негативный и отрицательный персонаж, который совершает только злые поступки, то в сказке «Царевна-лягушка» Баба Яга помогает Ивану-царевичу, то есть совершает добрый поступок.

Иван-царевич, который находился в поисках своей жены Василисы Премудрой, которую взял в плен ее отец Кощей Бессмертный, с помощью клубка, который ему дал старик, оказывается у избушки на курьих ножках. Этот образ является отличительной чертой данного персонажа. Избушка Бабы Яги является своеобразной линией между миром зла и миром добра, миром живых и миром мертвых. Не зря избушка располагается задом к человеку. Когда избушка поворачивается к лесу задом, а к Ивану-царевичу передом, это говорит о том, что ему открывается дорога в мир мертвых. Избушка поворачивается сразу же, как только Иван-царевич просит ее.

Оказавшись внутри, Иван-царевич видит Бабу Ягу, лежавшую на диване. Здесь ей дается емкая и лаконичная характеристика – «костяная нога». Баба Яга не совершает никаких плохих поступков относительно Ивана-царевича, она называет его добрым молодцем и спрашивает причины его посещения ее избушки. Иван-царевич рассказывает Бабе Яге, почему он оказался у нее, и она жалеет героя, потому что понимает, что Василисе Премудрой тяжело находиться в плену у Кощея Бессмертного. Баба Яга рассказывает Ивану-царевичу, где именно находится смерть его врага. Ничего не утаивая, Баба Яга рассказывает и то, где найти дуб, с которого начинается путь нахождения иголки, на которой находится смерть Кощея Бессмертного.

Еще одним важным моментом является то, что перед тем, как Иван-царевич рассказал причины своего появления, Баба Яга кормит его, поит и выпаривает в бане. Это говорит о том, что Баба Яга – хорошая и гостеприимная хозяйка.

Поведение Бабы Яги и ее поступки говорят все сами за себя. В сказке «Царевна-лягушка» данный персонаж является положительным, так как без помощи Бабы Яги Иван-царевич бы намного дольше искал выход из сложившейся ситуации. Баба Яга является носительницей определенного знания и мудрости, которые помогают главному герою одолеть мировое зло, воплощенное в образе Кощея Бессмертного. Баба Яга не только помогает положительному герою, олицетворяющему добрые начала, но и фактически встает против Кощея Бессмертного, который является ярким носителем зла.

Такая трактовка образа не совпадает с традиционным восприятием Бабы Яги. В народном сознании это отрицательный образ. В сказке «Царевна-лягушка» отрицается такой подход и показывается ее положительное начало. Баба Яга фактически владеет судьбой Кощея Бессмертного, ведь ее знание помогло Ивану-царевичу победить его. Если бы Баба Яга не сказала бы о том, как победить Кощея Бессмертного, Иван-царевич бы этого не смог сделать. Так показывается значение образа Бабы Яги, ее желание помочь добрым началам, чтобы победить зло во всем мире.


Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Ивана-царевича в сказке «Царевна-лягушка»
  • Образ Василисы Премудрой в сказке «Царевна-лягушка»
  • Образ Кощея Бессмертного в сказке «Царевна-лягушка»
  • Чему учит сказка «Царевна-лягушка»?
  • Сочинение описание картины Баба-яга Билибина (5 класс)

    • Сочинения
    • /

    • По картинам
    • /

    • Билибин

    Выдающийся русский художник Билибин написал картину «Баба Яга» в качестве иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная». На картине нарисован образ отрицательного персонажа многих русских сказок, бабы яги, которая совершает перелёт в деревянной ступе. В её руках находится помело и пестр, который служит орудием для измельчения зерновых культур. Оба предмета Яга использует для придания большей скорости полету, силу которого можно определить по развивающимся волосам.

    Едва окинув взглядом бабу — ягу, можно испытать необычайное чувство страха. Ее лицо художник изобразил искаженным в злобной гримасе, а длинные и костлявые руки придают образу более устрашающий вид. Седые длинные волосы, свисающие неровными и запутанными паклями также придают образу ужаса.

    Транспорт бабы — яги — деревянная ступа, очень длинная, что способствует удобству перелета, ведь в ней можно встать во весь рост. Можно заметить, что ступа не совсем новая так как ее поверхность уже покрыта разного рода трещинами.

    Одеяние бабы — яги пестрое и видно, что ей оно немного велико. Зеленоватая кофта выбилась из ступы, что придает телу дополнительный вес. Бледно — розовые рукава закатанные выше локтя открывают тощие руки, которые кажутся еще длиннее, что делает образ более страшным.

    Бабу — ягу со всех сторон окружает тёмный лес, в который не проникают солнечные лучи. Деревья, изображённые автором, кажутся какими-то нездоровыми. Скорее всего они страдают от недостатка света и тепла. Создается впечатление, что большую часть деревьев уже нельзя спасти.

    Земля, которую автор рисует под ногами у бабы — яги, полностью усыпана ядовитыми поганками. Можно предположить, что они выросли из-за ее долгого проживания в этой местности. Скорее всего избушка старухи находится неподалёку, что стало причиной упадка окружающей природы.

    В отношении цвета художник использует больше зеленоватые цвета характерные для болотистой местности. В целом картина передает страшную силу мрака. Окинув взглядом бабу — ягу сразу можно испытать массу неприятных ощущений. Глядя на картину никто не сможет усомниться, что баба — яга персонаж отрицательный.

    2 описание

    Иван Яковлевич Билибин – художник-сказочник, выполнявший прекрасные рисунки ко многим былинам и сказкам, в том числе к сказкам Пушкина. Кроме этого, рисовал декорации к спектаклям. Билибин увлекался древнерусскими и народными традициями.

    К известной народной сказке «Василиса прекрасная» художник сделал много иллюстраций, в том числе, изображение Бабы-Яги. Всем людям с раннего детства известен этот образ: безобразный и ужасный. Хотя ее боятся, но сказки о ней слушают с удовольствием. А кто же такая эта Баба-Яга? Это старая злая ведьма, лохматая, немного слеповатая, с длинным крючковатым носом и костяной ногой. Живет она в глухой чаще леса в избушке на курьих ножках. Она летает в ступе, и заметает след метлой. Говорят, что любит попробовать человеческое мясо, не раз угрожала маленьким мальчикам, вроде Ивасика-Телесика, и добрым молодцам, например Ивану-царевичу. Но есть сказки, в которых Баба-Яга не такая уж и злая, а наоборот помогает доброму молодцу найти дорогу, указать путь к любимой Василисе, или дарит волшебный клубочек. Иногда, поссорившись с Кощеем, становится союзником человека, чтобы навредить бывшему дружку.

    Картина написана в мрачных цветах, в основном, это – коричневый и темно-зеленый. Яркими пятнами выделяются только мухоморы да платье ведьмы. Видные ели, покрытые мхом, а рядом виднеется кривая березка. Если внимательно посмотреть на картину, то можно увидеть усталые печальные глаза Бабы-Яги, седые растрепанные волосы, длинный уродливый нос и худые руки. Платье на ней разорвано, она не может его зашить, потому что плохо видит. О существовании очков она, конечно же, не имеет понятия. В некоторые моменты Яга напоминает обычную бабушку, которая живет в одиночестве. У нее нет книг, нет телевизора, поэтому чаще всего она просто лежит на печи или на лавке. Дети разъехались, внуки не приходят к ней в гости. Ей не с кем поговорить, разве что со своей метлой и красными ядовитыми мухоморами. Эти грибы своей всем известной вредностью должны выражать сущность Бабы-Яги, ее злые намерения, козни, которые она строит людям. Седые волосы говорят о многих прожитых годах и о мудрости Яги. Недаром же она всегда знает, как помочь сказочным героям.   

    Иногда становится жалко эту несчастную старуху. Если бы ее любили, ухаживали за ней, может он не была бы такой вредной, а пекла бы пироги в выходные дни для своей семьи, улыбалась бы проделкам своих внуков.

    Другие темы:

    ← Гвидон и царица↑ БилибинИван-Царевич и Лягушка-Квакушка Билибина →

    `

    Баба-яга

    Популярные сочинения

    • Харита Огудалова в пьесе Бесприданница сочинение

      «Бесприданница» — одно из известных произведений Островского Александра Николаевича, русского драматурга, написавшего множество пьес, которые любимы многими людьми и в наше время

    • Семейный и социальный конфликт в драме Гроза 10 класс

      Рассмотрев знаменитое произведение Николая Островского «Гроза», читатель может увидеть несколько масштабных и вечных проблем. Социальный и семейный конфликты являются

    • Каникулы моей мечты (идеальные) — сочинение рассуждение

      Каждое лето, в каникулы я провожу на даче за городом там у нас большой участок, стоит уютная беседка, мангальная зона, а также большой бассейн, в котором я люблю плавать.

    Баба Яга, русская ведьма ~ Страшная история на Хэллоуин

    Русская народная сказка о ведьме Бабе Яге. Это версия для раннего чтения. Это принесено вам Stories to Grow by.

    Жил-был в избушке старик со своей девочкой Наташей. Так счастливы они были! Во время чаепития они играли в прятки за самоваром (очень высокий чайник, используемый в России). Пили чай с медовым хлебом и клубничным вареньем.

    Спасибо Художнику, Чпи

     

    Все было хорошо! Единственными печальными моментами были времена, когда старик вспоминал, как сильно он скучал по жене рядом с собой и по матери для Наташи.

    Однажды мужчина встретил женщину, которая ему очень понравилась, и вскоре они поженились. Сначала Наташа была рада, что за ней присматривает мачеха.

    Но ненадолго. Мачеха начала всякие строгие новые правила. Наташе больше не разрешалось играть с отцом в такие игры, как прятки. Ей не разрешалось приглашать к чаю других девушек. Ее мачеха сказала, что маленьким девочкам вообще нельзя пить чай, а тем более есть хлеб с вареньем. Все, что Наташа получила к обеду, это одна корочка хлеба, и она должна выйти из избы, чтобы съесть ее.

    Бедная Наташа! Она убегала на задний двор и в сарай, чтобы спрятаться. Она намочит корочку слезами и съест ее в полном одиночестве.

    Тогда мачеха закричала бы, что она должна немедленно вернуться в дом! Посуду после обеда нужно вымыть, а пол нужно вымести до блеска.

    Но хуже всего было другое. Каждую ночь мачеха сидела с отцом Наташи и говорила ему, что во всем, что творится в доме не так, виновата его дочь. К сожалению, старик поверил своей новой жене.

    Однажды мачеха решила, что больше ни дня не выдержит вида Наташи. Как ей избавиться от девушки раз и навсегда? Вспомнила мачеха свою сестру, страшную ведьму Бабу Ягу, которая жила в лесу. «Я знаю, как избавиться от сопляка навсегда», — с улыбкой сказала себе мачеха.

    На следующее утро старик отправился навестить друзей в соседнюю деревню. Как только он скрылся из виду, злая мачеха обернулась к Наташе.

    — Послушай меня, — прошипела она. «Сегодня ты поедешь в гости к моей сестре, твоей милой тетушке, которая живет в лесу. Ты попросишь у нее иголку и нитку. Они нужны нам, чтобы починить эту рубашку».

    — Но, — сказала Наташа, показывая мачехе иголку с ниткой, — у нас уже есть иголка с ниткой. Она знала о своей тете, которая жила в лесу, — она была не кем иным, как страшной ведьмой Бабой Ягой! Та, что преследовала маленьких детей, летая по воздуху на своей гигантской метле. И когда она их ловила, то ела их своими железными зубами.

    Спасибо Художнику Bearmantooth

     

    «КТО ТЕБЯ спрашивал?!» — рявкнула мачеха, выбив иголку с ниткой из рук девушки.

    Дрожа от страха, Наташа сказала: «Ну как мне тетушку найти?»

    «Так лучше!» — сказала мачеха с кривой улыбкой. Она скрутила девочке нос, сильно зажала его.

    «Это твой нос!» она сказала. «Ты можешь это почувствовать?»

    — Да, — прошептала бедняжка.

    «Ты должен идти по дороге в лес до упавшего дерева, потом повернуть налево» сказала мачеха. «Следи за своим носом. Он доставит твою тетушку. А теперь прочь, ленивая девочка!»

    Мачеха сунула девочке в руку мешочек, в котором было несколько кусочков черствого хлеба и сыра и несколько кусков мяса. И вытолкнул Наташу из избы.

    Наташа оглянулась. Ее мачеха стояла перед дверью, скрестив руки на груди, и смотрела на нее. Ей ничего не оставалось, как идти своей дорогой.

    Девушка шла по дороге в лес, потом к упавшему дереву, потом повернула налево. Ее нос начал пульсировать сильнее, так что она знала, что идет в правильном направлении.

    И вдруг перед ней за старой калиткой встала избушка Бабы Яги. Ошибки быть не могло.

    Спасибо Художнику Тоби

     

    Только избушка Бабы-Яги-ведьмы стояла высоко на гигантских куриных ножках и могла сама ходить по двору! Когда он повернулся лицом к вам, передние окна выглядели как два глаза, а дверь — как рот.

    Две калитки в заборе были открыты. Когда Наташа немного подтолкнула их, чтобы пройти, они издали страшный писк. На земле она заметила ржавую масленку.

    Девушка подняла его. «Какое счастье, — сказала она, — осталось немного масла». Она вылила несколько капель, оставшихся на петлях ворот. Обе двери ворот распахнулись без единого звука.

    Когда Наташа подошла ближе, дом Бабы Яги перевернулся на курьих ножках. И оно столкнулось с ней.

    Спасибо Художнику, ZombPunk

     

    Как бы она ни была напугана, звук плача заставил Наташу обернуться. Стояла во дворе служанка Бабы Яги, плакала и рукавом слезы вытирала.

    — Какое счастье, — сказала Наташа, — что у меня есть платок. Она развязала носовой платок, отряхнула его и аккуратно сложила остатки еды в карманы. Она отдала тряпку служанке Бабы-Яги, которая вытерла ею слезы и улыбнулась.

    Перед дверью в хижину стоял огромный худой пес, грызший старую кость. «Какое счастье, — сказала девочка, — что у меня есть немного хлеба и мяса». Полезая в карман за кусочками хлеба и мяса, Наташа сказала собаке: «Боюсь, что черствый, но это лучше, чем ничего». Тут же собака проглотила его и облизала ему губы.

    Спасибо Художнику, Cheshiredream

     

    Наташа наконец добралась до двери хижины. Дрожа, она постучала.

    «Войдите», — пропищал злой голос Бабы Яги. Вошла девочка. Там сидела Баба-Яга-ведьма и ткала на станке. У нее были всклокоченные белые волосы, очень длинный нос, а когда она улыбалась, то показывала рот, полный железных зубов. Ведьма была тощей и костлявой.

    — Добрый день, тетушка, — сказала Наташа, стараясь не бояться.

    «Добрый день, племянница», — сказала Баба Яга.

    «Моя мачеха послала меня к вам попросить иголку и нитку, чтобы починить рубашку.»

    «Есть ли она сейчас?» улыбнулась Баба Яга, сверкнув железными зубами. Ведь она знала, как сильно ее сестра ненавидела Наташу, свою падчерицу.

    «Ты садись сюда за мой станок и продолжай ткать, — сказала Баба Яга. — Я пойду и принесу тебе вон ту иголку с ниткой». Итак, маленькая девочка села за ткацкий станок и начала ткать.

    Баба Яга шепнула своей служанке: «Слушай меня! Иди в баню. Разожги огонь для воды в бане. Она должна быть очень горячей».

    «Да», — сказала служанка и ушла выполнять свою работу. «Вкусная еда, которую я приготовлю из ребенка!» засмеялась Баба Яга.

    Служанка зашла в комнату, где Наташа ткала, за кувшином, чтобы набрать воды в баню. Наташа сказала ей: «Пожалуйста, помедленнее разжигай огонь и грей воду. Мне нужно время, чтобы придумать план!» Служанка ничего не ответила. Но она очень долго готовила воду для купания.

    Баба-яга подошла к окну и сказала самым сладким голосом: «Ты еще ткешь, племянница? Ткешь, моя хорошенькая?»

    «Да, тётя, я тку», — сказала Наташа. Она подумала: «Я должна как-нибудь выбраться отсюда!»

    В углу избушки Наташа заметила худого черного кота, наблюдающего за мышиной норой.

    «Что ты делаешь?» — сказала она черному коту.

    «Жду мышь», — сказал худой черный кот. — Я не обедал три дня.

    «Какое счастье, — сказала Наташа, — у меня остался сыр». И она отдала сыр в кармане худому черному коту, который его проглотил. Кот сказал: «Маленькая девочка, ты хочешь выбраться отсюда?»

    «Конечно хочу!» — сказала Наташа. — Я боюсь, что баба-яга попытается съесть меня своими железными зубами!

    «Это именно то, что она будет делать,» сказал черный кот. — Но я знаю, как тебе помочь.

    Кот прошептал: «Видишь вон ту расческу на стуле? Видишь полотенце?» Наташа кивнула. «Ты должен взять и то, и другое», — сказал кот. «Тогда беги за ним, пока Баба-Яга еще в бане. Она погонится за тобой. Когда она это сделает, ты должен бросить полотенце за собой. пересечь эту реку. Когда она перейдет, брось гребень за собой. Он вырастет в такой густой лес, что ей никогда не пройти».

    — Но если я сейчас отойду от станка, чтобы взять полотенце и гребень, — сказала Наташа, — она услышит, что я перестала ткать. .»

    «Не волнуйся,» сказал худой черный кот. «Я позабочусь об этом». Потом он занял место Наташи у ткацкого станка.

    Щелчок, щелк-щелк; ткацкий станок не останавливался ни на мгновение.

    Наташа посмотрела, что Баба Яга еще в бане. Она схватила полотенце и расческу и быстро выбежала из хижины.

    Большой пес подскочил, чтобы растерзать ее, но тут увидел, что это та же девушка, что и раньше. «Почему, это девушка, которая дала мне тот хлеб и мясо,» сказал пес. «Удачи, дитя». И он снова лег, отпуская ее.

    Когда Наташа подошла к дверям ворот, они открылись тихо, без шума, из-за масла, которое она залила в их петли.

    Тогда — как она бежала!

    Тем временем за станком сидел худой черный кот. Щелчок, щелк, щелк, щелкнул станок.

    Баба Яга подошла к окну.

    «Ты плетешь, племянница?» — спросила она высоким голосом. — Ты плетешь, моя хорошенькая?

    «Я тку, тетушка», — сказала худенькая черная кошка, а станок щелк-щелк, щелк-щелк.

    «Это не голос моего ужина!» сказала Баба Яга. Она вбежала в хижину. У станка была не девочка, а только худенькая черная кошка!

    «Гррр!» сказала Баба Яга. Она прыгнула на кота. — Почему ты не выцарапал девочке глаза?

    Худая черная кошка ответила: «За все годы, что я служила тебе, ты давал мне только воду и заставлял охотиться за своим обедом. Эта девушка дала мне настоящий сыр».

    «ГРРР!» Баба Яга схватила кота и сильно встряхнула.

    Повернувшись к служанке и крепко сжав ее, она закричала: «Почему ты так долго готовил ванну?»

    «Ах!» — воскликнул слуга. — За все годы, что я служу вам, вы ни разу не дали мне даже тряпки, а эта девушка дала мне красивый носовой платок.

    Баба Яга выругалась и бросилась во двор.

    Увидев распахнутые двери ворот, она закричала: «Ворота! Почему ваши двери не скрипели, когда она открывала вас?»

    «Ах!» — сказали ворота. — За все годы, что мы вам служили, вы ни разу не капнули на нас масла. Мы едва выносили звук собственного скрипа. и вперед без звука».

    Баба Яга захлопнула ворота. Обернувшись, она указала своим длинным тощим пальцем на собаку. «Ты!» — закричала она. — Почему ты не разорвал ее на куски, когда она выбежала из дома?

    «Ах!» — сказала собака. — За все годы, что я служу тебе, ты никогда не подбрасывал мне ничего, кроме старой кости. А девица дала мне настоящего мяса и хлеба.

    Баба Яга металась по двору, ругалась и била, все время крича во весь голос.

    Затем она вскочила на свою метлу и взлетела в воздух. Вскоре она приблизилась к маленькой девочке.

    «Ты никогда не убежишь от меня!» Баба Яга засмеялась страшным смехом. Она направляется прямо вниз к девушке.

    Наташа бежала быстрее, чем когда-либо прежде. Было слышно, как Баба Яга все ближе и ближе.

    Тут она вспомнила слова тонкого черного кота. Она бросила полотенце за собой на землю. Он становился все больше и больше и становился все влажнее и влажнее. Вскоре между девочкой и Бабой-Ягой встала глубокая, широкая река!

    Наташа продолжала бежать. О, как она бежала! Когда Баба Яга достигла кромки реки, она закричала громче прежнего, ибо знала, что не может перелететь через заколдованную реку. В ярости она улетела обратно в свою хижину. Там она собрала всех своих коров и погнала их к реке.

    «Пей, пей!» она кричала на них. Коровы выпили всю реку до последней капли. Баба-яга вскочила обратно на метлу и полетела над высохшей рекой ловить Наташу.

    Наташа убежала далеко вперед. В самом деле, она думала, что сможет, наконец, освободиться от страшной Бабы Яги. Но ее сердце замерло от ужаса, когда она снова увидела темную фигуру в небе, мчащуюся позади нее!

    «Это мой конец!» воскликнула она.

    Тут она вспомнила, что кот сказал о расческе. Она бросила гребень за собой, и гребень становился все больше и больше, его зубья росли густым лесом.

     

    Спасибо Художнику, thewatermonchichi

     

    Он был такой густой, что даже Баба-Яга не могла протиснуться через него. Баба Яга, крича от ярости и разочарования, наконец развернулась и улетела обратно в свою избушку.

    Уставшая девушка наконец вернулась домой.

    «Я дома, но не могу войти внутрь», — сказала она себе, думая о своей мачехе. «Что мне делать?» Она ждала снаружи в сарае, пока ее отец не вернется домой. Когда она увидела своего отца, проходящего мимо, она побежала к нему.

    «Наташа! Где ты была?» — воскликнул ее отец. — А почему у тебя такое красное лицо?

    Мачеха вышла посмотреть, в чем дело. Она пожелтела, когда увидела девушку, а ее глаза засветились зеленым, показывая ее истинное «я».

    Но на этот раз Наташа не испугалась. Она рассказала отцу обо всем, что произошло. Когда старик узнал, что его жена послала его родную дочь на съедение ведьме Бабе Яге, он так разозлился, что выгнал мачеху из избы, чтобы она никогда не вернулась.

    С тех пор отец хорошо заботился о своей дочери и никогда не позволял незнакомцу встать между ними. И снова стол был завален медовым хлебом, клубничным вареньем и чаем. Отец и дочь играли в свои игры в прятки, пока не пришло время ложиться спать. Так и жили они вдвоем долго и счастливо.


    ЕЩЁ СТРАШНЫЕ ИСТОРИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 

    Вопросы для обсуждения: 

    Вопрос 1:  Почему ворота, служанка, большая собака и худой чёрный кот помогли Наташе сбежать?

    Вопрос 2: Наташа дала небольшие подарки (запачканный платок, несколько капель масла, несколько кусочков мяса и сыра). Почему такие маленькие подарки так много значат?

     

    Воспитатель, родитель/опекун? Хотите глубже погрузиться в эту историю? Посмотрите все наши остальные наши «Baba Yaga» Содержание:

    План уроков

    Театр играет сценарий

    Люди

    Жабоподобное существо с скрюченными руками, похожими на стволы деревьев, сжимает массивный пестик и тонкую метлу в темно-коричневых когтях. Старая карга, торчащая из деревянной ступы, сидит на корточках, ее тонкие губы так же опущены, как и ее темные глаза. Дикие пряди облезлых волос развеваются позади нее. Вокруг нее вздымаются поганки, красные и пухлые, в отличие от ее вяло-сухой кожи. Наклон вперед ее неортодоксального автомобиля и торопливое выражение лица указывают на то, что она преследует; на этом конкретном изображении она преследует женщину по имени Василиса Прекрасная.

    Реклама

    Согласно фольклору, Баба Яга — сверхъестественная старуха, живущая глубоко в русском лесу, в доме на курьих ножках, в окружении сосен и светящихся черепов. Рассказы о ее подвигах различаются, но обычно она либо помогает юным посетителям, наткнувшимся на ее хижину во время своих путешествий, либо обрывает дела, пытаясь их съесть. В фольклоре и в отдельных сказках Баба-Яга превращается из помощницы матери в злодея-каннибала. Она хорошо известна как пугающая ведьма, но Баба-Яга также является древним и сложным воплощением мифов о происхождении и меняющихся культурных тревог.

    В сказке о Василисе Прекрасной, возможно, самой известной истории, в которой фигурирует Баба Яга, Баба Яга играет несколько, казалось бы, противоречивых ролей. Прекрасная Василиса живет со своей злой мачехой и двумя невзрачными сводными сестрами, которые замышляют ее убить. После нескольких безуспешных попыток Василису, наконец, отправляют прямо в избушку Бабы Яги, зная, что старуха ест людей, «как едят кур». Но вместо того, чтобы сожрать девочку, Баба-Яга заставляет ее выполнять ряд, казалось бы, невыполнимых черных задач, таких как отделение рисовых зерен от зерен пшеницы до рассвета. Когда Василисе это удается, она дарит один из фонарей-черепов, которые окружают дом Бабы; по возвращении домой фонарь сразу же охватывает ее ужасную семью пламенем, освобождая ее от их тирании. В конце концов прекрасная Василиса выходит замуж за царя.

    Advertisement

    Здесь Баба действует как обманщик, злодей и спаситель, в конечном счете помогая Василисе избавить ее от приемной семьи, хотя и с помощью шокирующих жестоких и обходных средств. В отличие от традиционной фигуры крестной, Баба находится вне рамок морали, и ее помощь часто принимает угрожающие формы.

    Неоднозначность Бабы, по словам фольклориста Джоанны Хаббс, напрямую связана с ее женственностью, а ее женственность — с миром природы. Как пишет Андреас Джонс, автор ряда основополагающих книг о старухе, в том числе «Баба-Яга: неоднозначная мать и ведьма русского фольклора», «Хаббс… рассматривает Бабу-Ягу как аспект великой богини-матери, чья двойственная природа как родительница и ведьма-каннибал отражает «фундаментальный парадокс природы». В некотором смысле она является фигурой «матери-земли»; в других она тесно связана со смертью.

    Баба Яга в погоне за Василисой. Фото из Википедии Commons

    Сказка о князе Даниле-Говориле хорошо иллюстрирует эту двойственность. В этом принцесса по имени Катерина дружит с дочерью Бабы, которую она находит в хижине Бабы после бегства от кровосмесительных приставаний ее брата. Эти двое в конце концов сбегают от злой старухи, которая неоднократно пытается забросить Катерину в ее раскаленную духовку. Когда Катерина и ее новый спутник убегают, они бросают за собой расческу, щетку и полотенце для рук, пытаясь замедлить Бабу. Гребень превращается в горный хребет, кисть в густой лес, а полотенце в огромное озеро.

    Эта «сцена погони», как называет ее Сергей Левчин в предисловии к « русским сказкам из собрания А. Афанасьева» , является мотивом, повторяющимся в сказках о Бабе. Это тот, который известный и неоднозначный фольклорист Владимир Пропп видел, по словам Левчина, как «отголосок древнего мифа о подательнице огня (прото-Прометее), чей бегство из обители богов» — или от ее цыпленка хижина в этом случае — «становится актом творения нашего собственного мира — поднятия гор и лесов, заложения рек и морей». Пытаясь поглотить свою человеческую добычу, Баба-Яга порождает создание для них нового мира.

    Реклама

    В бесчисленном множестве фольклорных представлений Бабы Яги, как правило, тревожные физические характеристики остаются постоянными — обычно говорят, что у нее длинный нос и железные зубы, и она постоянно летает в своей ступе и пестике — однако различные контексты усугубляют или усугубляют выделить определенные качества и явления, связанные с ней. По некоторым данным, она является проявлением зимы или бури; в других она богиня, родственная Персефоне.

    По словам Джонса, сложности и противоречия Бабы делают ее уникальной среди народных персонажей. «Большинство сказочных персонажей в европейских традициях… ведут себя предсказуемо однозначно по отношению к герою или героине: они либо помогают, либо мешают», — пишет он. «Две очень важные роли в сказке — злодей, который вредит или пытается навредить главному герою, и даритель, который помогает и дает герою или героине волшебное средство». Баба Яга, как ни странно, берет на себя обе роли — иногда в рамках одной и той же истории.

    Несоответствия в истории Бабы-Яги настолько поразительны, что она существует в рамках жанра, который по своей форме и содержанию обычно борется с парадоксами. Редко можно увидеть такого непостоянного персонажа, который не легко поддается нравственным урокам, в какой-либо фольклорной традиции.

    «Этот образ пожилой женщины, живущей в лесу и делающей, что хочет, целыми днями, продолжает оставаться моей мечтой. »

    Как признается Левчин, Баба Яга порождает больше вопросов, чем ответов. «Почему она хочет засунуть своего гостя в пылающую печь? Она демон подземного мира, которому поручено поджаривать души грешников? [Или] мы слышим отдаленное эхо более древнего мотива инициации огнем?»

    Реклама

    Что касается мифологических персонажей, то Баба-Яга малоизвестна за пределами России, но вызывает восхищение у тех, кто ее открывает. В последние годы у нее появились преданные поклонники как среди ведьм, так и среди смертных: в своей статье для Patheos некто, известный как Звездная ведьма, вспоминал, что в детстве мечтал о неуловимой славянской старухе и стал думать о ней как о матери; в группе Facebook Wiccan Unite есть несколько тем, посвященных ее силе и непреходящему наследию; в сериале Netflix «ОА» она является главному герою в видениях. Знаменитая метла Бабы, которую она использует, чтобы смахивать следы своей летящей мины, недавно упоминалась в статье Vogue, а начиная с 2013 года феминистский веб-сайт The Hairpin опубликовал целую колонку советов (которая позже стала книгой) с точки зрения Бабы. , под метким названием «Спросите Бабу Ягу». Совсем недавно она была признана Иезавелью Следующим Лучшим Красавчиком.



    Многие поклонники Бабы Яги игриво называют ее иконой феминизма. Таисия Китайская, автор «Спроси Бабу Ягу», рассказывает Broadly, что считает Бабу Ягу вдохновляющей фигурой. «Этот образ пожилой женщины, живущей в лесу и делающей, что хочет, целыми днями, продолжает оставаться моей мечтой», — говорит она.

    От древней Руси до ее онлайн-поклонников сегодня именно способность Бабы-Яги жить физически и морально вне границ общества и в рамках парадокса делает ее такой неотразимой и могущественной фигурой. По мнению Джонс, феминистский анализ фольклора часто позиционирует эти сказки как продукты патриархального общества, отражение мужской точки зрения. В некотором смысле парадоксальная природа Бабы и опровергает, и подтверждает это прочтение. Она переменчива и опасна, что можно рассматривать как отражение мужского страха перед сексуальной силой женщин.