Баба яга описание внешности: Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Русская Баба-яга

Персонаж неоднозначный и очень интересный. Все с младых ногтей усвоили, что Баба-яга обладает пугающим внешним видом – с непременными седыми клоками волос, бородавками и крючковатым носом, летает в ступе и всё время грозится кого-то съесть. Но если познакомиться со славянскими обрядами, обычаями и верованиями, то образ обитательницы избушки на курьих ножках становится гораздо глубже.


Кто такая Яга?

Об этимологии имени этой сказочной героини ведутся споры. Одни относят слово «яга» к сербскому «ужас», другие – к польскому «ведьма». В словаре Даля к слову «яга» даётся описание северной одежды мехом наружу. А в праславянских языках так называли змей – и не исключено, что её знаменитая костяная нога не что иное, как прообраз хвоста. В конце концов, на это указывает и её звание хозяйки леса.

Проводник в потусторонний мир

Всем известно, что Баба-яга обитает в гордом одиночестве в глухом дремучем лесу. Жильём ей служит избушка на курьих ножках. В славянском фольклоре она непременно умеет колдовать, владеет волшебными предметами, летает в ступе и скрывается от любопытных глаз за забором из человеческих костей. Она не носит платка и пояса, что для женщины тех времён – верх бесчинства. От одного описания внешности Бабы-яги становится жутко: «нос в потолок врос», «губы на притолоке висят», ещё и нога костяная. Неужели единственная функция этого персонажа в сказках – всех пугать и поедать?

На самом деле, русская Баба-яга – своеобразный проводник в иной мир. Она сама стоит на границе жизни и смерти – отсюда и её костяная нога, и в целом демонический облик. Паранормальные способности – летает, понимает язык животных, обладает исключительным нюхом – относят её к ведьмам, то есть «ведающим женщинам». Не исключено, что героиня русских сказок сама когда-то пересекла черту, после чего нет полноценного возврата в обычный мир. Баба-яга знает все премудрости того мира и может себе позволить оказывать помощь главным героям, чтобы те справились со всеми опасностями и прошли через все препятствия.

Обряды славян в сказках

Внимательные любители сказок отметят, что главный герой приступает к испытаниям только после того, как посетит дом Бабы-яги. Сначала ему суждено попариться в баньке, потрапезничать и непременно провести ночь в этом пугающем месте. Только тогда ему становятся подвластны любые Кикиморы, и никакие Кощеи Бессмертные не страшны. Ведь эти существа представляют собой нереальное пространство, потусторонний мир, где не действуют земные законы. А странные и обязательные обряды в избушке подготавливают несведущего. Чтобы покорить сущности за чертой, необходимо пройти своеобразную инициацию, то есть самому умереть, чтобы получить новую жизнь и новые способности.

Так, попытка приготовить Ивашечку в русской печи – это символический обряд перепекания. Его совершали над болезненными и недоношенными детьми самые старые женщины в семье – малыша привязывали к хлебной лопате и трижды засовывали в натопленную печь. Славяне считали, что таким образом человек обретал новую, уже здоровую, жизнь.

Баня – естественно, часть тематического ритуала. Обязательный обед в избушке на курьих ножках – поминальная трапеза. В некоторых версиях даже само жилище «пирогом подпёрто» – этакий западный пряничный домик. А курьи ножки – это высокие пни с корнями, на которые славяне ставили домовины.

Образ Бабы-яги

В сказаниях других народов также встречаются образы, родственные нашей русской Бабе-яге, костяногой героине. Немецкая Фрау Холле (Госпожа Метелица), шведская Лесная хозяйка и литовская богиня Рагана. Также мифологический персонаж вдохновлял поэтов, художников, писателей и режиссёров. Кто же не помнит великолепного Георгия Милляра в роли хозяйки леса в фильмах Александра Роу?

Интересно отношение Бабы-яги к гендерному вопросу: если герою требуется принять участие в определённых обрядах, то героине достаточно выполнить привычную женскую работу в избушке, чтобы стать сильнее и мудрее, унести с собой часть энергии и жизненного опыта Бабы-яги. Так и в жизни часто бывает – достаточно всё спокойно разложить по полочкам, чтобы найти гармонию. Стало быть, русская Баба-яга, которой нас пугали в детстве, не такой уж и отрицательный персонаж, раз помогает людям разобраться в себе?

Исследуя тему сказочных героинь, мы вспомним тех, кого знает каждый ребёнок, и поразмышляем о той роли, которую они играют в процессе воспитания и становления личности.

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Мечтали ли вы в детстве пройти дорогой из жёлтого кирпича? Если да, то в ЭТНОМИРе ваша мечта сбудется! Удивительный парк «Волшебная страна» воссоздаёт добрый, яркий и невероятно трогательный мир сказочного цикла Александра Волкова. Здесь вы встретите Мудрого Страшилу, Храброго Льва и Железного Дровосека, побываете в перевёрнутом домике Элли, поучаствуете в увлекательных квестах.

Посетите двухэтажный «Дом вверх дном» с уютным интерьером в стиле прованс и уникальным кабриолетом Lada Natasha, выезжающим из гаража вверх тормашками. Сделайте замечательные фотографии с героями сказки «Волшебник Изумрудного города» и другими сказочными персонажами.

Понравилась статья — поделись с друзьями!

Как выглядит Баба-яга: фото, картинки для детей | 29.01.2019

https://vsezdorovo.com/2019/01/kak-vyglyadit-baba-yaga/

Как выглядит Баба-яга: фото, картинки для детей

Как выглядит Баба-яга: фото, картинки для детей | 29.01.2019 | Всё Здорово

Как выглядит Баба-яга: фото, картинки для детей

Среди множества знаменитых сказочных героев сложно обойти вниманием Бабу-ягу. Стоит оговориться сразу же, что этот персонаж считается отрицательным и часто олицетворяет в русских народных сказках зло. Кстати, этот же образ и характер были продолжены в мультфильмах и детских кинокартинах. Так как же выглядит Баба-яга – самая известная старуха?

20190129T1116

20190129T1116

20221221T0707

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

Среди множества знаменитых сказочных героев сложно обойти вниманием Бабу-ягу. Стоит оговориться сразу же, что этот персонаж считается отрицательным и часто олицетворяет в русских народных сказках зло. Кстати, этот же образ и характер были продолжены в мультфильмах и детских кинокартинах. Так как же выглядит Баба-яга – самая известная старуха?

Среди множества знаменитых сказочных героев сложно обойти вниманием Бабу-ягу. Стоит оговориться сразу же, что этот персонаж считается отрицательным и часто олицетворяет в русских народных сказках зло. Кстати, этот же образ и характер были продолжены в мультфильмах и детских кинокартинах. Так как же выглядит Баба-яга – самая известная старуха?
Как выглядит настоящая Баба-яга
Описание Бабы-яги достаточно интересное и сложное. К ключевым чертам образа злой старушки причисляются:

горбатый, крючковатый и длинный нос;
множество бородавок на лице;
задранный вверх подбородок;
кривые пальцы с длинными и острыми, как у кошки, ногтями;
неприятное выражение лица и сморщенная кожа.



Обычно на картинках и фото Баба-Яга изображена с горбом и неопрятными волосами, которые торчат в разные стороны. Кстати, чаще всего злая колдунья представлена худой и седой. Выглядит ведьма неприятно. Неудивительно, что все фото Бабы-яги вселяют настоящий ужас.
Из чего состоит образ Бабы-яги: атрибуты старушки
Кроме необычного домика в лесной чаще, атрибутами Бабы-яги выступают деревянная ступа и метла. Первая служит средством передвижения ведьмы, а вторая — используется для заметания следов. На собранной подборке фото ниже этих волшебных помощников тоже можно рассмотреть.

Другой атрибут, которым часто наделяется злая колдунья, — палка или пест. Это не просто вещь. Атрибут наделён магическими свойствами, а потому с его помощью старуха без труда управляется не только с Иваном царевичем, но и русскими богатырями. Пест помогает своей хозяйке и во время полёта. Когда нужно было нагнать беглецов, пест подгонял ступу.



И, конечно, нельзя не отметить колдовские навыки этого волшебного персонажа. Обычно в сказках лесная ведьма предстаёт за варкой очередного колдовского зелья. Кроме того, она умеет наводить сон на героев или передавать силу одного персонажа другому.
Толкование образа Бабы-яги
Образу этого сказочного персонажа даётся много интерпретаций. Но доктор философии и известный психоаналитик Кларисса Пинкола Эстес называет эту ведьму прообразом Старой Дикой Матери. Очень подробно об этом рассказывается в книге «Бегущая с волками». Это — некая первозданная Женщина, обладающая уникальной мощью, смелостью, дикой силой, которая основывается на инстинктах. Она постигла всю суть жизни и обладает настоящей мудростью. Ко всему прочему, этот образ интерпретируется как хранительница земных и небесных (загробных) сущностей. Но почему же Баба-яга кажется страшной и вселяет ужас? Дело заключается в том, что её образ несёт не только жизненную силу, но и разрушительную энергию.


Фото и картинки Бабы-яги для детей
Чтобы узнать, как выглядит Баба-яга на ступе и с прочими страшными атрибутами, стоит познакомиться с подборкой рисунков для детей. Все предложенные изображения можно скачать.


















Немного о характере и стиле жизни
Среди прочих особенностей этого сказочного персонажа стоит отметить почтенный возраст. Известно, что Бабе-яге свыше 100 лет. Иногда указывается и более внушительная цифра. Обычно в русских народных сказках она предстаёт в образе вредной и злой страхи с уродливой внешностью. О том же говорят и картинки Бабы-яги для детей. Нередко она похищает малышей, но при этом часто именно лесная колдунья даёт полезные подсказки главному герою.

Живёт она обособленно, в своей избушке на «курьих» ножках, которая стоит в лесной чаще. Она может управлять своим жилищем и повелевать животными. Нередко с ней живёт чёрный кот, конечно же, тоже волшебный. Обычно Баба-яга дружит с другими отрицательными сказочными персонажами. Среди её приятелей числятся:

Змей Горыныч;
Кикимора Болотная;
Лихо Одноглазое;
Леший;
Кощей Бессмертный.


О принадлежности Бабы-яги к разным мирам
Среди прочих характеристик из описания злой ведьмы стоит отметить интересную особенность. По картинкам и сказкам хорошо известно, что одна нога у старухи живая, а другая — костяная. О чём это говорит? На самом деле всё просто. Баба-яга — это некий сказочный «пограничник». К живому миру она принадлежит только на половину. Также она относится и к миру мёртвых, а её изба — пункт между этими мирами.

Это интересно! Именно в избушке на «курьих ножках» герои сказок проходят своеобразный ритуал перехода в сказочный мир. Ведьма поит их и кормит (поминки по усопшему), моет в бане (как умершего). Тут же герой спит, а сон – это олицетворение смерти. Да и сама старушка выглядит как настоящий покойник.

Такой образ возник не просто так. Наши предки были язычниками и верили в духов. Они считали, что после смерти душа человека находит продолжение в царстве мёртвых, которое называлось Навью. А Баба-яга стала неким персонажем, который был вхож в оба мира.



Есть ещё одна особенность в описании этого сказочного персонажа. Часто Баба-яга представляется слепой. Ведь гостей, которые пожаловали в её избушку, она не видит, а определяет по запаху, о чём свидетельствует популярное изречение ведьмы «здесь русским духом пахнет».

Нельзя не отметить и тот факт, что на 100% считать Бабу-ягу отрицательным персонажем нельзя. Ведь невзирая на различные угрозы сказочной старушки, она никогда не съедает Машеньку, Ивана Царевича, Василису или других гостей, которые вынуждены к ней обратиться за помощью либо попадают в избушку на «курьих ножках» случайно.

Всё Здорово

poster

Новости

ru-RU

700

400

true



Дети


Среди множества знаменитых сказочных героев сложно обойти вниманием Бабу-ягу. Стоит оговориться сразу же, что этот персонаж считается отрицательным и часто олицетворяет в русских народных сказках зло. Кстати, этот же образ и характер были продолжены в мультфильмах и детских кинокартинах. Так как же выглядит Баба-яга – самая известная старуха?



Баба Яга и Пограничье – Тайник Вишни

Эта статья адаптирована из моей книги Русская Магия (впервые опубликована как Душа России ). Он открывает пятую главу «Тайны жизни и смерти», воспевающую мистику и мифы русской ведьмы и старухи Бабы Яги. Хотя она и популярная фигура русского фольклора, но темная, сложная фигура, которая может играть роль в древних дохристианских обрядах земли «Руси».

Это второй из четырех постов, посвященных годам, которые я провел, путешествуя туда-сюда по России в поисках ее древней культуры и мифологии. Мне льстит, что молодой дирижер Александр Прайор сказал о моей книге: «Впервые на Западе понял русскую душу»9.0007

Царство Бабы Яги

‘За тридевять земель, в тридесятом царстве живет Баба-Яга, ведьма. Ее дом стоит в лесу за Пламенной рекой». (из повести Марии Моревны )

Оригинальное офорт Б. Заборофина, 1992, коллекция Черри Гилкрист. Баба-Яга держит в руках книгу «Русские народные сказки», а ее дом по традиции построен на курьих ножках.

Баба-яга — уродливая сварливая старуха, живущая в избушке на курьих ножках посреди леса и летающая по небу с помощью пестика и ступы. Она ловит маленьких детей, обманывает юных девушек и убивает практически всех, кто переступает ей дорогу. Эта злая ведьма из русских сказок знакома каждому человеку в стране, а ее слава, или дурная слава, распространилась еще дальше, так что она известна также в Европе и Америке. Она является стандартным персонажем народных сказок, а также регулярно появляется в других контекстах: в современных русских мультфильмах и детских книгах, как кукла, и в более возвышенном искусстве как персонаж музыкальной сюиты Модеста Мусоргского 9.0003 Картинки с выставки .

Баба Яга также является полезным оружием для русских родителей, чтобы пугать маленьких детей, которые плохо себя ведут.

‘Садись, ужинай, а то Баба-Яга за тобой придет!’

Ольге, в остальном чрезвычайно терпеливой бабушке, наконец надоело шумное поведение маленького Димы за ужином. Услышав страшное имя, он мгновенно затих; настороженный, испуганный взгляд в его глазах, когда он тихо откинулся на спинку стула, чтобы поесть. Однако через несколько минут, когда угроза ведьмы рассеялась, он снова начал прыгать вверх и вниз.

Ольга среагировала быстро. Она поднялась на ноги и выглянула в окно.

«Сейчас по переулку идет Баба Яга, — сказала она.

Дима вернулся на свое место раньше, чем кто-либо из нас успел дважды моргнуть, и мы спокойно закончили ужинать. Баба Яга любит воровать маленьких детей, чтобы приготовить их себе на ужин.

Но, хотя она имеет мировую известность и является звездой сказок, гравюр на дереве, комиксов и мультфильмов, Баба Яга остается загадочной и амбивалентной, в конечном счете загадочной фигурой, источник которой неизвестен. Никто не уверен в ее происхождении, ее функциях или в том, является ли она в конечном счете силой добра или зла. Однако все исследования, похоже, сходятся во мнении, что ее роль гораздо больше, чем роль ведьмы в стиле пантомимы. Баба Яга стоит на границе жизни и смерти, на границе тьмы и возрождения.

Изображение Бабы Яги известного русского художника-иллюстратора Билибина, датируемое 1900 годом. Она летит по воздуху в ступе, управляя ею пестиком. Лес – ее естественная среда обитания.

«Каменная нога, беззубая старуха»

Баба Яга имеет гротескную внешность, с длинными сальными волосами, длинным носом и ногой, которая либо сделана из камня в вежливых переводах, либо из фекалий в более приземленных описаниях. Ее тело наполняет ее хижину, когда она находится дома, а вне ее летает в железной ступе, которой управляет пестиком. Иногда, как в истории, упомянутой ниже, вместо этого она едет на волшебной лошади, выбранной из ее табуна отважных кобыл. Она живет глубоко в лесу и любит убивать и, возможно, поедать посетителей, чьи черепа она прибивает к столбам, воткнутым в землю вокруг ее хижины. Эта хижина также имеет свойство вращаться по команде ведьмы, скрывая или скрывая свой вход по ее слову.

В просторечии термин Баба Яга используется в русском языке для обозначения любой сварливой старухи. Нет единого мнения относительно того, откуда взялась часть ее имени Яга (или Яга, Эга, Эгибихк и другие варианты). Приставка «Баба» относится к женщине или матери, но Яга может быть связана со словом, обозначающим змею, боль или даже пеликан, согласно различным источникам, или, что более вероятно, ни с одним из них.

Ее роль в традиционных историях состоит в том, чтобы бросить вызов любому, кто забредет в ее владения, кого она затем может атаковать, убить, дать совет, помочь или заключить сделку, или любую комбинацию этих функций. Она любит и пить, и проливать русскую кровь, и чует ее приближение издалека. Новоприбывших часто встречают вопросом: «Вы здесь для того, чтобы что-то делать или от чего-то убегаете?» — слова, которые предполагают ритуальную конфронтацию, вызов, чтобы проверить решимость посетителя.

Ее отношение к детям и девушкам отличается от отношения к молодым мужчинам. Она может захватывать и поедать маленьких детей, она может заключать в тюрьму молодых девушек или отпускать их целыми и невредимыми, но она всегда бросает вызов и испытывает юношей и мужчин. Это привело к теории о том, что Баба-Яга по происхождению является древней богиней подземного мира, которая проводит молодых людей через церемонии инициации в их совершеннолетии. Они должны проявлять отвагу и хитрость, избегать ловушек и западней, которые она расставляет, и выполнять почти невыполнимые задачи, чтобы победить и стать достойными мужчин.

Эпизод в рассказе о Марье Моревне, когда Иван, юный богатырь, соглашается присматривать за лошадьми Бабы Яги в обмен на то, что она пощадит его жизнь (атрибуция в конце) Баба Яга в поисках своей похищенной жены, царицы-воительницы Марии Моревны. Дом Бабы Яги окружен двенадцатью шестами, все, кроме одного, увенчаны человеческой головой, и Иван понимает, что последний был сохранен для короны его собственной головы. Но Баба-Яга обещает пощадить его и дать ему свободу, если он три дня будет присматривать за ее лошадьми. У нее много прекрасных кобыл, и она каждый день летает по миру на одной из них; она готова предложить Ивану одного из этих волшебных скакунов, если он сможет позаботиться обо всем стаде.

Задача сложнее, чем он думает, так как уже два дня подряд лошади ускакают в лес, как только он выгонит их на пастбище, и он впадает в тяжелый сон до конца дня. Но затем ему помогают существа, к которым он был добр ранее в своих путешествиях, и ему удается вернуть стадо в дом с целыми кобылами. В полночь, зная, что Баба-Яга никогда не сдержит своего обещания, он решает бежать; он крадет жеребенка и уезжает к пылающей реке, где на другой стороне его ждет жена.

Засыпание на работе, как и в истории Ивана-царевича и Жар-птицы , является ошибкой для молодых потенциальных героев, и в этом случае это может соответствовать лишению сна, которое часто сопровождает обряды инициации, когда бдение может быть важной фазой процесса. Все старые привычки к еде, сну и купанию должны быть искоренены, и предложение Бабы-Яги париться и есть в некоторых рассказах может быть отголоском новых и, возможно, опасных переживаний в этой области. В различных обществах существует сильная традиция посвящения мальчиков в мужественность женщинами: например, в раннем средневековье в Западной Европе женщины дарили юношам оружие, чтобы они могли стать воинами или рыцарями. А в мифологии говорится, что сам король Артур получил свой волшебный меч Экскалибур от Владычицы Озера.

Мужское посвящение также часто бывает сексуальным. Ужасающий вид Бабы-Яги в виде уродливой старой карги, которая может пукать и обнажать свои пенящиеся гениталии, означает обратную сторону всего прекрасного и девичьего. Это может бросить вызов беспрекословной привязанности юноши к красоте женской формы, и заставить его другими глазами посмотреть на взрослую женщину. Ведьма также противоположна утешительной, знакомой фигуре матери, и это может помочь сломать его зависимость от матери, чтобы заявить о своей мужественности и установить новую и более крепкую связь с женщиной, которая может стать его женой. В рассказе о Марии Моревне, хотя Иван уже женат на ней, она похищена из-за его наивности и беспечности, и только проявив неподдельное мужество и усилие, он может наконец вернуть ее и сделать ее действительно своей.

Если когда-то лесной ритуал был культурным событием, знаменующим переход от юности к зрелости, то, скорее всего, его разыгрывал человек, мужчина или женщина, одетый и замаскированный под Бабу Ягу, чтобы придать ужасающий вид. Некоторый вес этому придает тот факт, что в сказках может быть «одна» Баба-Яга или даже несколько из них, предполагая, что могут быть местные Бабы-Яги. Например, могут быть три сестры-бабы-яги. Это также может относиться к символизму тройственной богини, идее, широко распространенной в различных культурах. Три лица или фигуры этой богини — дева, мать и старуха, и нет сомнения, что в этой схеме Баба-Яга будет проявлением фигуры старухи.

Ужасному облику Бабы-Яги художник дает полную волю (Из книги «Богатыри, чудовища и иные миры из русской мифологии» Элизабет Уорнер, иллюстрации Александра Кошкина. Еврокнига, 1985 г.)

Символика тройственной богини тесно связана с фазами Луны, так что деву можно рассматривать как полумесяц, который затем становится полноценным как мать и, наконец, переходит в темную фазу как старуха, фаза, связанная, например, с Гекатой в греческом мифе. Старуха может быть пугающей, старой, вонючей и в чем-то злой, но она также является воплощением мудрости, и без нее никакое понимание женщины не будет полным. Также было высказано предположение, что хижина Бабы Яги, которая вращается, чтобы скрыть или открыть свое отверстие, может сама ассоциироваться с циклами луны и женской сексуальностью, так что роль Бабы Яги как старухи также может, таким образом, воплощать знания о женских половых циклах. , о менструации, нарастании и убывании плодородия и желания, знания, которые молодые люди должны приобрести, когда они собираются вступить в отношения с противоположным полом. Такая интерпретация также во многом объясняет амбивалентность Бабы-Яги и то, что она никогда не может быть окончательно признана полностью доброй или злой.

Образец эскиза Василисы Прекрасной, подготовленный художницей Натальей Данилиной для предложенного Русского Оракула Черри Гилкрист

Любимая всеми сказка Василиса Прекрасная дает нам точку зрения героини на встречу с Бабой Ягой. Жестокие сводные сестры посылают юную Василису в лес за огнём из домика Бабы Яги в лесу. Подойдя к избе, она встречает трех всадников, одного белого, одного алого и одного черного; они олицетворяют День, Солнце и Ночь и находятся под командованием Бабы-Яги, ибо она, как рассказывают многие истории о ней, имеет власть над ветрами и погодой, солнцем и луной. Баба Яга вынюхивает приближение Василисы и предлагает ей прикурить только при условии, что девчушка останется и будет работать на нее. Задачи кажутся невыполнимыми, но у Василисы есть союзник — маленькая волшебная кукла, которую ей подарила мать, когда она лежала при смерти. Кукла помогает ей по хозяйству, и, наконец, Баба-Яга выгоняет Василису из дома и дает ей свет, который она просила забрать домой.

С точки зрения лунных циклов и символизма тройственной богини Василису можно рассматривать как «девичную» фазу луны, а ее мать — как полную луну, которая затем умерла, чтобы следовать за черной лунной старухой. Василиса возвращает свет своего полумесяца, бросая вызов тьме Бабы-Яги и заслуживая ее уважение упорным трудом и честностью.

Русская лаковая миниатюра иллюстрации Встреча Василисы Прекрасной с Рыцарем Зари. (Слева – Холуйская школа, справа – Палехская школа)

Возможно, Баба-Яга когда-то участвовала и в обрядах совершеннолетия молодых девушек, а может быть, и это пример, хотя прямых упоминаний об этом я не встречал.

Василиса Прекрасная, использующая один из светящихся черепов из хижины Бабы Яги, чтобы помочь ей увидеть дорогу в темноте и сбежать должны умереть для своего детства, чтобы войти во взрослый мир, она — подходящая фигура, чтобы встретить их на пороге этого перехода. Она сама является символом смерти в некоторых старых фольклорных обычаях; например, во время сбора урожая из соломы может быть создано чучело Бабы-Яги, которое впоследствии будет уничтожено. Говорят, что это служит напоминанием о том, что день жатвы и смерти приходит ко всем нам.

Во многих сказках ясно сказано, что ведьма живет недалеко от границ потустороннего мира. Один герой находит ее жилище прямо на краю земли: «Там стояла избушка, и дороги за ней не было, а была только тьма такая глубокая, что глаз не мог ее пронзить», как рассказывается в повести года. Зачарованная принцесса ‘.

Территория Бабы-Яги уже отнесена к миру «живых мертвецов», известному как «земля трижды девяти». Это лежит далеко за пределами человеческого царства, и отсюда следует отправиться навстречу последней границе «царства тридесяти», часто понимаемого как царство истинно мертвых. Эту границу можно описать как «пылающую реку» или «синее море». В одном рассказе она очаровательно определена как «Смородиновая река», через которую проходит «Клюквенный мост». В самом деле, недостаточно просто достичь границы, нужно найти или создать средство, чтобы перейти ее. В рассказе Мария Моревна , Иван вызывает мост взмахом волшебного платка, трюк, который иногда используется, чтобы сделать его проходимым. В волшебных сказках, подобных этой, герой совершает сверхчеловеческий подвиг, отправляясь в «страну трижды десять» и возвращаясь, возможно, так же, как когда-то юноши символически совершали свои ритуальные испытания. Баба-Яга стала катализатором этого.

«Лубок» или гравюра на дереве Бабы-Яги, вероятно, в битве с волшебником

Она также остается ключевым архетипом в русской мифологии, представленным не только в сказках, но и в народных стишках, и в старинных народных гравюрах на дереве, известных как лубок . В одном известном и часто копируемом лубке она изображена сражающейся с чем-то, описываемым как «крокодил», но больше похожим на пушистую фигуру или на бородатого мужчину с хвостом. Это было истолковано как политическая сатира на борьбу Екатерины Великой (ведьмы) с Петром Великим (иностранцем и, следовательно, опасным крокодилом). Однако, как указывает одно исследование, и Баба-Яга, и крокодил считаются хранителями подземного мира в традиционных преданиях; внешний вид так называемого крокодила, наполовину человека, наполовину пушистого животного, на самом деле может быть шаманом-волшебником. Эти волшебники были реальными персонажами, но в народе считались комбинацией зверя и человека. Согласно рассказам самих волшебников, битвы также традиционно велись между ведьмами и колдунами, и это может быть старая магическая битва, которую мы видим здесь.

Каким бы ни было окончательное определение Бабы Яги, если такое возможно, она остается фигурой, которая может как привлекать нас во мрак своих тайн, так и отталкивать нас своим отвратительным видом и неприятными путями.

Однажды я мечтал у костра в России

Литература – Образ Ивана и Бабы Яги в «Марии Моревне» из «Жизни в России»

Рекомендуемое чтение о Бабе Яге и русских мифах и сказках

Лес вампиров (1999) (разные авторы), (Дункан Бэрд, Амстердам).

Хейни, Джек В. (1999) Введение в русскую народную сказку , (ME Sharpe Inc, Армонк, Нью-Йорк и Англия)

Хейни, Джек В. (2001) Русские сказки (два тома) , (М. Э. Шарп, Нью-Йорк).

Хаббс, Джоанна (1988) Россия-матушка: женский миф в русской культуре , (издательство Индиана Юниверсити Пресс, Блумингтон и Индианаполис)

Иваниц, Линда Дж. (1992) Русское народное поверье , (ME Sharpe Inc., Армонк, Нью-Йорк и Англия)

Джонс, Андреас (1998) Баба Яга и русская Мать в The Slavic and East European Journal, vol. 42, № 1.

Красунов В.К. (ред.) (1996) Русские традиции , (Китиздат, Нижний Новгород)

Филлипс К. и Керриган М. (1999) Леса вампира , (Duncan Baird Publishers, Лондон)

Райан, У. Ф. (1999) Баня в полночь: Магия в России ,(Sutton Publishing Ltd., Stroud)

Книги по теме Черри Гилкрист

Нравится:

Нравится Загрузка…

Внешность обманчива, или Как выглядит Баба Яга

О какой Бабе-Яге Облик Яги, известный с детства всем, мы знаем благодаря русским народным сказкам, мультфильмам и кинематографическим фильмам. Как правило, она представлена ​​как отрицательный персонаж, с эксцентричным и даже вредным характером и довольно непривлекательной внешностью. Однако мало кто знает, что не всегда в представлении людей это была уродливая старуха, строящая какие-то козни главным героям сказок. Как же возник этот сказочный мифологический персонаж, и какие внешние изменения претерпела Баба-яга, описание которой встречается в различных источниках? На все эти вопросы мы постараемся ответить в статье.

Внешность

Такой сказочный персонаж, как Баба-Яга, присутствует в славянской мифологии разных народов. В разных регионах России имеет несколько названий: Ягих, Ягабов и Ягая Баба. В Болгарии, Польше, Сербии и Чехии тоже есть похожие мифологические персонажи, правда под разными именами, но вот внешность и большинство повадок у них очень похожи. Баба-яга живет вдали от людей в глухом лесу. Он занимается колдовством и общается с различными лесными жителями. Люди с ней общаются неохотно, потому что Баба-яга выглядит довольно зловеще: старая, сгорбленная, с крючковатым носом и некрасивым лицом, украшенным множеством бородавок, с длинными седыми лохомами. А персонаж, по сказкам, довольно вредный: если и помогает, то неохотно, стараясь максимально усложнить жизнь главному герою.

Прототипы и прототипы

Узнав в детстве, как выглядит Баба-Яга, довольно сложно представить, что в далеком прошлом наши предки видели юную и полную сил, довольно мощную юную красавицу с русыми косами, способную взять любая форма: грозы или животные, птицы или облака. В пантеоне богов древних славян была добрая богиня — хранительница тайных знаний, рода и традиций, наставница детей и сирот — Ага Ягинишна, Йогиня, позже превратившаяся в Бабу Ягу. Она жила на границе Нави — Темного Царства и Яви — физической реальности. Так как одна нога Яги находится в царстве мертвых, а другая – в мире живых, то и передвигаться по нашему миру приходилось с помощью ступы – специального летательного аппарата. Согласны ли вы с тем, что получившийся портрет Бабы Яги существенно отличается от привычного нам с детства образа? Такая богиня, охраняющая границу между миром живых и мертвых, существует в мифологической традиции большинства европейских народов: это германская Хольда, или, как ее еще называли, Перхта, греческая Геката и индусская Кали. .

Возникает вполне закономерный вопрос: «Как могучая богиня-красавица превратилась в народных сказках в старуху-затворницу с довольно неприятной внешностью и злобным характером?»

Преображение

О том, как выглядит Баба-Яга, нам рассказывают народные сказки, написанные в основном исследователями и литературно переработанные относительно недавно. До этого времени такие рассказы были элементом устного творчества и передавались потомкам через рассказ. Превращение юной богини в существо, более близкое к природным и лесным духам, произошло после того, как матриархат уступил место патриархату. С изменением общественного строя произошла смена верховных богов — женское божество уступило место более агрессивному мужскому божеству. Исследователи предполагают, что такая смена объектов культа негативно воспринималась жрицами культа Йогини-Яги, покинувшими племена, предавшие, по их мнению, веру. Знавших о целебных свойствах растений и практических навыках их применения, умевших лечить разные недуги, ведьмы (знающие и знающие) селились подальше от людей, в глубине лесов.