Содержание
Образ Бабы-яги в русских народных сказках
Похожие презентации:
Баба-яга в русских народных сказках
Образ Бабы Яги в русских народных сказках
«Баба-Яга» — русская народная сказка
Русская сказка
Волшебство в русских народных сказках
Баба Яга. 4 класс
Реальность и фантазия. Персонажи русских сказок. Баба-Яга
Русские народные сказки. Виды сказок
Кто такая Баба-Яга
Противоречивый образ Бабы-Яги
Образ Бабы Яги
в русских народных
сказках.
Тема моего исследования:
Цель исследования: выяснить
Баба Яга добрая старушка или злая
ведьма.
Результаты социологического
опроса:
Почему у Бабы Яги такой необычный
вид и образ жизни?
Злым или добрым является
сказочный персонаж Баба Яга?
25 %
50 %
50 %
75%75 %
Знают
Не знают
Добрая
Злая
Баба Яга в волшебных сказках действует в
четырёх воплощениях:
Яга-богатырша
Яга-похитительница
Яга-дарительница
Яга – хранительница
Обладает мечомкладенцом и на равных
бьётся с богатырями.
Она принимает героя, иногда
испытывает его и вручает ему
чудесного огнедышащего коня,
богатые дары, чудесные предметы:
сапоги-скороходы, ковер-самолет, меч
— кладенец, волшебный клубок.
Яга крадет детей, иногда
бросая их, уже мертвых,
на крышу родного дома,
но чаще всего унося в
свою избушку на курьих
ножках, или в чистое
поле, или под землю.
Из этой диковинной избы
дети, да и взрослые,
спасаются, перехитрив Ягу.
Яга – хранительница пути между
Жизнью и Смертью, Добром и Злом,
Светом и Тьмой.
Ягу можно считать некой
«привратницей» , стерегущей границу
между миром живых и мёртвых.
Избушка на курьих ножках это
широко известный на Севере
«лабаз» или «чамья» – тип
хозяйственной постройки на
высоких гладких столбах,
предназначенный для
сохранения снастей и припасов
от мышей и хищников.
Избушка смоделирована по
образу славянского погоста –
маленького домика мёртвых на
опорах-столбах. В сказках они
представлены как куриные ножки
не случайно. Курица священное животное,
непременный атрибут многих
магических обрядов.
В «урах» — культовых амбарчиках обычно находились куклы — иттармы в
меховой национальной одежде. Кукла занимала собой почти весь амбарчик;
может быть, именно поэтому избушка в сказках всегда мала для Бабы Яги, у
которой «нос в потолок врос». Эта кукла была одета в меховую «шубу»,
которую жители этой местности называли «ягой». Со временем всё это
благополучно перекочевало в сюжеты народных сказок про Бабу Ягу.
Избушка это пограничный пост, расположенный в сказках на границе
двух миров: светлого и тёмного. Вход в неё недоступен для героев из
мира живых, поэтому приходится «поворачивать» её к себе, произнося
слова как заклинания: «Избушка, избушка, встань ко мне передом, а
к лесу задом». Войдя в избушку, герой готов ко всем испытаниям, ведь
это его добровольный выбор: жить счастливо или умереть. Избушка на
курьих ножках (на куриной лапке три пальца) объясняется тем, что в
волшебных сказках герой, отправляясь в дальний путь за своим
счастьем, обязательно оказывается на распутье, то есть на
пересечении дорог. Поэтому «куриная лапка» – это символ выбора,
возможность самостоятельно решить свою судьбу.
На службе у Бабы — Яги ветры
и лесные звери. Дружит она
только со Змеем да Кощеем,
общается с чёрным котом,
змеями, жабами, вороном,
летучими мышами. Чёрный кот
символизирует неудачу,
болезнь. Змея, как существо
«убивающее», означает
смерть и уничтожение. Ворон,
будучи говорящей птицей,
символизирует пророчество, в
фольклоре – мрак и
умерщвление. Такое
окружение позволяет ей
спокойно проживать на
границе двух миров: мира
живых и мира мёртвых.
Баба Яга в волшебных сказках выступает в них не только как добрая
колдунья-помощница в пути между Жизнью и Смертью, Добром и Злом,
Светом и Тьмой. Внешность у неё соответственная: длинные распущенные
волосы – признак нечеловеческой силы и необъяснимых колдовских
способностей; она не ходит, а летает в ступе, заметая помелом свой след,
потому что она ближе к царству мёртвых и появление её в мире живых не
должно быть замеченным.
Яга пограничница: у
неё «костяная
нога». Выражение
«одной ногой в
гробу» позволяет
нам говорить о
Яге ещё и как о
«живом трупе»,
проживающем как
раз на границе
двух миров.
Со временем
представление о
Бабе Яге как о
«живом трупе»
рассеялось, и
мы видим её в
сказках чаще
всего в образе
доброй лесной
старухи.
English
Русский
Правила
На метле и в ступе: как менялся образ Бабы-яги в российском кино
Елена Яковлева в фильме «Последний богатырь. Посланник Тьмы»; (c) Disney. Yellow, Black & White
Визуализация зла
Впервые наша «красавица» появилась на экране в 1938 году — в мультфильме Зинаиды и Валентины Брумберг «Ивашко и Баба-яга». Надо ли объяснять, что тогда это был полностью отрицательный персонаж?
В той черно-белой анимационной сказке Яга выглядела как патлатая старуха-отшельница, явно выгнанная из какой-то деревни за колдовство: она бегает в обносках, ютится в избе, собирает коренья, варит снадобья и т. д.
Ее транспортное средство — метла, место прописки — трясина в лесной глуши, любимое блюдо — заблудившиеся малыши. При этом она энергична, самостоятельна и буквально пропитана злобой: к примеру, в ярости перегрызает клыками вековой дуб, на котором пытается спрятаться злосчастный Ивашко.
Видел ли гениальный Георгий Милляр тот мультфильм, сказать сложно. По словам актера, прежде всего он ориентировался на реальных людей: кое-какие черты своей Яги подсмотрел у соседки по коммуналке, что-то «позаимствовал» у старухи-гречанки, живущей в Ялте. Однако его «Костяная нога» — сестра-близнец анимационной «бабуси».
Персонаж, которого играет Милляр в «Василисе Прекрасной» (1939) Александра Роу, почти полностью состоит из кривых линий: горб, крючковатый нос, изуродованные артритом пальцы, костлявые руки и ноги…
Издалека это существо напоминает подбитого и разъяренного коршуна со сломанными крыльями, а никак не человека. При этом бабуля вопиюще грязна, патлата и замотана в какое-то тряпье, хотя ее статус (старушке поручена роль свахи для властелина темного царства, сиречь Кощея) явно дает возможность одеться поприличнее. Важно и то, что никаких, хоть сколько-нибудь положительных черт у этой нищенки нет: по сути, перед нами визуализация всего отрицательного и негативного, что только можно придумать.
Однако уже в «Морозко» (1964) образ существенно корректируется. Нет, колдунья, конечно, не становится доброй, да и внешне меняется мало (все Яги Милляра выглядят примерно одинаково), но теперь актер добавляет немного иронии, и его «подопечная» постепенно становится персонажем комедийным. К тому же она окончательно переселяется в избушку, благодаря чему воспринимается чуть более цивилизованно (в «Василисе Прекрасной» она ютилась в какой-то норе под корнями деревьев), приплясывает, говорит прибаутками и даже дарит Ивану тулупчик со своего плеча, то есть пытается казаться вежливой (правда, мгновенно в этом раскаивается и пускается во все тяжкие).
В следующей сказке Роу — «Огонь, вода и… медные трубы» (1967) — изменений еще больше. Количество комедийных элементов постепенно увеличивается — и в Бабе-яге просыпается женщина.
Теперь эта старушка-веселушка кокетничает и знает себе цену. Она собирается стать тещей Кощея, а потому гордо ковыляет среди гостей, эротично виляя задом и надеясь повеселиться и поплясать.
Когда же Кощей внезапно разрывает помолвку, бабушка невольно переходит на сторону добра: выдает Васе подробную инструкцию по уничтожению предателя. И пусть она делает это исключительно из мести — факт остается фактом. Да и любовь к дочери — совершенно искренняя! — уже хоть какая-то положительная черта.
Следующая (и последняя Баба-яга Милляра) отходит от «классической версии» 1939 года еще дальше. В «Золотых рогах» (1972) бабуся не расстается с зеркалом, постоянно любуясь своей красотой: она напудрена, размалевана, увешана побрякушками; патлы причесаны, клыков нет. Крестьянские лохмотья кокетка меняет на обноски богатой дамы: на ней драное парчовое платье, перчатки (тоже дырявые), манто из меховых шкурок… Все это вполне объяснимо, ведь у нее появляется эротический интерес — красавец Леший, с которым она режется в домино. А вот силу свою и способность соображать колдунья уже немного подрастеряла: если раньше ее мог обдурить взрослый Ваня, уговорив сесть на лопату, то теперь с той же задачей справляется восьмилетний ребенок. При этом она не может справиться с собственной кухаркой, и даже с матерью непослушных детей, которых планирует съесть, бабуся вынуждена бороться не колдовством, а с помощью дуэли на мечах (последнее смотрится совершенно неубедительно, но это вопрос другой). Таким образом, оставшись отрицательным персонажем и сохранив внешние признаки «классической Яги» (изломанные линии, нос, горб и т.д.), в начале 1970-х этот образ уже существенно трансформировался.
Гранд-дама
В анимации изменения такого рода наметились еще раньше. В хрестоматийном мультфильме «Гуси-лебеди» (1949, режиссеры Иван Иванов-Вано и Александра Снежко-Блоцкая) Яга уже гораздо более чистоплотна, чем в версиях конца 1930-х. Она по-прежнему уродлива, но это просто некрасивая старуха-крестьянка, а не чудо-юдо в обносках. А в кукольном проекте Владимира Дегтярева («Конец Черной топи», 1960) она и вовсе переодевается в какое-то светлое платье с широкой вышивкой.
А теперь давайте вспомним еще один мультфильм Зинаиды и Валентины Брумберг — «Про злую мачеху» (1966). В нем Баба-яга совершает просто фантастический имиджевый кульбит. Она живет в мини-дворце с античными колоннами (хотя курьи ножки никуда не делись) и по внешности напоминает Мэри Поппинс пенсионного возраста: элегантное черное платье, белые туфли, белые манжеты, аккуратный пучок, очки… Правда, сущность ее осталась прежней: мачехе, жаждущей извести падчерицу, эта милая интеллигентка-учительница советует «разложить костры горючие , разогреть котлы чугунные, наточить ножи булатные» и разрубить девчонку на мелкие кусочки, чтобы потом хорошенько отварить в котле.
А вот в кино радикальная смена имиджа началась у Яги в 1969 году. Одной из первых ласточек стал телевизионный новогодний капустник Ларисы Шепитько — «В тринадцатом часу ночи». Ягу в этом странном проекте сыграл Зиновий Гердт. И это уже не Баба-яга, а Дама-яга. Перед нами странный гибрид женщины-вамп и фрекен Бок: кроваво-красные перчатки, волосы цвета «вороново крыло», экстравагантный пучок, жабо, драгоценности…
Она учит уму-разуму своих «коллег по потустороннему миру»: Водяного, Домового, Лешего и т.д., являясь не просто душой компании, но и ее предводительницей. При этом Гердт не скупится на яркие краски — играет преувеличенно-броско, гротесково (да и как еще можно играть Бабу-ягу, которая поет басом Hello, Dolly?!). Жалко лишь, что такая трактовка Яги оказалась тупиковой ветвью в ее развитии — и практически не имела последователей.
Кто на свете всех добрее?
В том же 1969 году вышел фильм Бориса Рыцарева «Веселое волшебство». Как ни странно, именно он оказался прорывным для имиджа нашей героини.
Персонаж Валентины Сперантовой — сама доброта. Она по-прежнему не расстается с метлой (потому что работает уборщицей в библиотеке), но это практически единственный атрибут, который достался ей по наследству от злобной тезки. Перед нами старушка-пампушка, плюшка-веселушка — уютная нянечка, к которой хочется забраться на ручки, чтобы тебя убаюкали и приласкали. Она вся округлая, мягкая, теплая — стопроцентная противоположность каркающему Милляру-коршуну. Эта Баба-яга версии 2.0 никаких детей, понятное дело, не ест, а, наоборот, пытается вызволить из лап Кощея свою кровиночку — Василису Прекрасную.
В отличии от Дамы-яги Гердта, у ведуньи Сперантовой «наследниц» оказалось довольно много.
Нет, конечно, злобные бабки а-ля Милляр образца 1939 года тоже никуда не делись, но и новая трактовка лесной колдуньи оказалась востребованной. Лучится добротой интеллигентка-Яга Майи Булгаковой («Лада из страны Берендеев», 1971), мила и забавна бабушка-крестьянка Марии Барабановой («Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», 1977) и т.д. Но прекрасней всех, конечно, героиня Татьяны Пельтцер из бессмертной киносказки Михаила Юзовского «Там, на неведомых дорожках…» 1982 года.
О такой бабушке мечтают без исключения все. В огороде у нее порядок, в избе чистота, самовар сияет от удовольствия. Одета чистенько: на ней сарафаны узорные да платки вышитые. В ступе или на метле не летает (говорит, что не солидно уже, да и радикулит замучил), поэтому для поездки в столицу арендует самоходную печь у соседа. При этом она умна, забавна и никогда не падает духом. Может, конечно, припугнуть (мол, съем я тебя, добрый молодец!), но это так, в шутку.
На лицо ужасная, добрая внутри
Таким образом, с 1970-х годов на первый план вышли две основные трактовки лесной ведуньи: Яга злая и Яга добрая. Та забавная старушенция, которую сыграла Елена Яковлева в «Последнем богатыре», многое позаимствовала у обеих.
Внешность героине Яковлевой досталась по наследству от «злобной» версии. Перед нами старуха-чухонка, закутанная в грязные тряпки: патлатая, крючконосая, с роскошным горбом… Клыков, правда, у нее нет (что делает «бабушку» все-таки более симпатичной, чем ранние персонажи Милляра), зато есть омерзительно-хриплый голос, повышенная лохматость и привычка командовать. И такой набор элементов, в принципе, не случаен: режиссер Дмитрий Дьяченко специально водит зрителя за нос, чтобы тот долго не мог понять, кто из персонажей воюет на стороне добра, а кто — на стороне зла. Яга же по всем внешним признакам принадлежит к поборникам тьмы.
Когда же обман раскрывается, понимаешь: более надежного, верного и целеустремленного существа невозможно придумать.
Колобок мечется между добром и злом, Кощей становится жертвой склероза, Водяной то и дело отвлекается на кудрявых красоток, про Ивана и говорить нечего… А Яга не сворачивает и не сдается.
Управляет избушкой, как танком, усмиряет огромного летающего кита и ради благого дела готова одолжить ступу товарищу. Правда, иногда бабушка бывает резкой и смачно шутит о том, что недотепистого Ивана неплохо бы съесть, однако дальше подзатыльников дело не идет. Зато, когда ей приходится бросить Водяного на поле брани, она искренне плачет — и это чуть ли не первые слезы Бабы-яги, которые мы видим на экране. Комичные слезы, конечно, были: к примеру, Гердт смахивал невидимую слезу, иронизируя над персонажем; но чтобы плакать всерьез — такого с Бабой-ягой еще не случалось.
При этом она очень умна: ее точно не получится обманом усадить на лопату, как тезку из «Морозко». В травах и снадобьях она разбирается лучше, чем многие ее предшественницы. Да и о себе любимой старушка не забывает: не упустит случая прокатиться на спине у Кощея, не дает спуску Водяному, к которому испытывает амурный интерес, и т.д. В общем, персонаж неплохо разработанный и запоминающийся — один из тех, которые могут остаться с нами надолго.
Комментарий юриста
Наталья Полианчик, генеральный директор юридической компании IPCodex:
— Интересным является вопрос авторских прав на персонажа.
Согласно действующему законодательству, авторское право может распространяться как на часть произведения, так и на отдельного персонажа, если по своему характеру он может быть признан самостоятельным результатом творческого труда автора и выражен в какой-либо объективной форме, например, описан в литературном произведении, изображен в формате видеозаписи, запечатлен на фотографии или картине и т. п.
Таким образом, оригинальный персонаж, созданный творческим трудом автора, может являться самостоятельным, охраноспособным объектом авторского права.
Вместе с тем правообладатели, рассчитывающие на эффективную монетизацию использования своих персонажей, нередко прибегают к дополнительному механизму защиты прав, регистрируя их как товарные знаки. Ярким примером является правообладатель популярного мультфильма «Маша и Медведь», зарегистрировавший своих персонажей в качестве товарных знаков.
Что касается такого персонажа, как Баба-яга, то начать следует с того, что этот персонаж фольклорный и установить условного «автора», то есть кем впервые Баба-яга была придумана, невозможно. При этом, согласно действующему законодательству, к объектам авторского права не относятся произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов. Кроме того, авторские права не распространяются на идеи и концепции.
Таким образом, при создании очередного образа Бабы-яги как в кинофильмах, так и в мультипликационных фильмах или литературных произведениях, говорить о нарушении чьих-либо прав не следует. В любом случае при создании образа актер, писатель или художник будет опираться на каноны, а потому, несмотря на все различия, о которых говорилось выше, все Бабы-яги будут содержать общие черты, то есть реализация образа будет исходить из концепции фольклорного персонажа, которая не охраняется авторским правом.
Вместе с тем сам образ, созданный тем или иным актером, как, например, Баба-яга Милляра, Баба-яга Гердта или Сперантовой, может рассматриваться в качестве самостоятельного объекта авторского права.
Не менее интересным и сложным представляется вопрос, кому принадлежат исключительные права на использование таких объектов, учитывая, что образы персонажей были созданы в рамках производства аудиовизуальных произведений (фильмов) и опирались не только на творческий замысел актера, но и на концепцию, жанр фильма, сценарий и видение режиссера. Немалый вклад в образ персонажа помимо актера вносят и гримеры, художники по костюмам.
По общим правилам действующего законодательства такие права должны принадлежать киностудии. Однако могут быть и исключения…
Этот и многие другие материалы на сайте ©IPQuorum — первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum — это новый формат работы международного бренда, который с 2017 года организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития. IPQuorum исповедует доказательную редакционную политику и показывает на достоверных фактах и судьбах, что сегодня инновации возникают на пересечении разных идей и индустрий.
Baba Yaga’s House Print — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Нажмите, чтобы увеличить
2203 продажи
|
5 из 5 звезд
€17,83
Загрузка
Включая НДС (где применимо), плюс стоимость доставки
Количество
1234567891011121314151617181920
Этого хотят другие люди. 6 человек держат это в своих корзинах прямо сейчас.
Внесен в список 25 ноября 2022 г.
259 избранных
Сообщить об этом элементе в Etsy
Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…
Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.
Если вы уже это сделали, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.
Сообщить о проблеме с заказом
Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.
Если вы хотите подать заявление о нарушении авторских прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.
Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы
Посмотреть список запрещенных предметов и материалов
Ознакомьтесь с нашей политикой в отношении контента для взрослых
Товар на продажу…
не ручной работы
не винтаж (20+ лет)
не ремесленные принадлежности
запрещены или используют запрещенные материалы
неправильно помечен как содержимое для взрослых
Пожалуйста, выберите причину
Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила. Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.
Прятаться от Бабы Яги – Нанна Хайтманн
Нанна Хайтманн Традиционные скачки Тувинского национального праздника Наадым в степи, на 43 градуса. Лошади и их всадники преодолевают расстояние в 30 км. Семь лошадей погибли в жару. Река Енисей. (…)
Кызыл. Россия. 2018. © Нанна Хайтманн | Магнум Фото
Изображение выше включено в новую коллекцию Magnum Editions Posters , в которую вошли современные работы 23 фотографов Magnum. Эти плакаты теперь доступны ограниченным тиражом в 100 неподписанных и 50 подписанных экземпляров по цене 100 и 150 долларов соответственно. Каждый постер имеет индивидуальный номер с уникальной этикеткой Magnum Editions, которая поставляется отдельно. Вы можете изучить всю коллекцию здесь .
«Ваз и Лиза бежала быстрее, чем когда-либо прежде. Вскоре она услышала ведьму, ступа Бабы-Яги стучала по земле позади нее. В отчаянии она вспомнила слова худой черной кошки и бросила полотенце за собой на землю. Полотенце становилось все больше и больше, все влажнее и влажнее, и вскоре между девочкой и Бабой Ягой встала глубокая, широкая река. Васелиса бросила гребень за собою, а гребень становился все больше и больше, и его зубья росли в густой лес, такой густой, что даже Баба-Яга не могла пробиться сквозь нее. И баба-яга-ведьма, костлявая, скрежетая зубами и крича от ярости и разочарования, наконец повернулась и уехала обратно в свою избушку на курьих ножках».
– Баба Яга и девочка с добрым сердцем
Нанна Хайтманн В ожидании автобуса дочь Долги спит у нее на коленях в летнюю жару. Летом температура в Республике Тыва поднимается до 50 градусов плюс. Зимой до минус 50 (. ..)
градусов. Тува. Россия. 2018. © Нанна Хайтманн | Magnum Photos
Долгое время на берегах Енисея господствовали кочевые народы до появления русских, вытесненных на запад жаждой ценных мехов, которые достигли реки в 1607 году. Преступники, беглые крепостные, отступники и авантюристы объединились в всадников, которые распространились вглубь бескрайней дикой тайги, субарктического леса. Старообрядцы, последователи обрядовой практики дореформенной 17 -й -й век Восточная православная церковь, обосновавшаяся на пустынных берегах Енисея, чтобы избежать преследований царя, а затем и Советов. При Сталине Енисей стал местом ссылки и принудительных работ. Советы подавили не только коренные народы, но и саму реку — двумя гигантскими плотинами они создали озера длиной почти 400 км.
Текущий проект Нанны Хайтманн «Прячась от Бабы-Яги» рассказывает о том, как она путешествует по землям, по которым протекает река Енисей, очарованная удаленностью и разнообразием региона. Русский фотограф немецкого происхождения провела большую часть своего времени в Туве, автономной республике, расположенной в южной части Сибири, на северо-западной границе Монголии. В 1944 года Республика Тыва официально вошла в состав Советского Союза. Сегодня Тува — один из самых бедных и труднодоступных регионов России, и, по данным Росстата, в 2017 году 40 процентов населения жили ниже прожиточного минимума. Здесь мы говорим с Хайтманном об эволюции проекта, западных клише, национализме, ритуальности, и медленно модернизирующаяся жизнь, которую она находит на берегах реки.
Нанна Хайтманн Люди рыбачат в окрестностях поселка Шушенское. Владимир Ленин находился здесь в ссылке с 189 г.7 по 1900. Шушенское. Россия. 2018. © Нанна Хайтманн | Magnum Photos
…слушать не только плеск волн, шум ветра, гул тайги, но и неспешные рассказы окружающих костер людей…
(Виктор Астафьев , Queen Fish, 1976)
Енисей течет 3487 километров из Монголии через Сибирь в Северный Ледовитый океан. Это одна из самых длинных рек в мире. Так же, как это сделал персонаж Игнатьевича в Королева рыб, рассказ об экологической катастрофе сибирского писателя Виктора Астафьева, Нанна Хайтманн путешествует по реке — и этим летом она продолжит документировать и взаимодействовать с изолированными сообществами на ее берегах.
Нанна Хайтманн Пожар на свалке в Туве. Тува. Россия. 2018. © Нанна Хайтманн | Magnum Photos
В период существования Советского Союза этот регион стал местом ссылки и принудительного труда, с обширным строительством дамб и радиоактивным загрязнением природных экосистем. С распадом советской власти инфраструктура в этом районе еще больше пошатнулась, и сегодня многие люди в регионе выживают за счет земли, казалось бы, изолированной от остального мира.
Название проекта Heitmann, Прячась от Бабы Яги , вдохновлено знаменитой славянской ведьмой, которая чует русский «дух» и играет мистическую и неоднозначную роль в сказках, живя в доме, который стоит на курьих лапах без дверь или окна. Для Хайтманн сказка перекликается с рассказами и иллюстрациями — будь то Ивана Билибина или Геннадия Павлишина, — которые она видела в детстве, воссоединяясь со своими русскими корнями. «Конечно, реку Енисей можно было сфотографировать совсем по-другому. Но я думаю, что конкретно я искал, смогу ли я найти некоторые элементы этих историй в современном обществе сегодня». Персонажи и декорации, с которыми мы сталкиваемся в работах Хайтманна, сами по себе вызывают в воображении сказочную меланхоличную сказку об изоляции и независимости. Мы чувствуем мифологизацию этих беглых, изолированных народов.
Нанна Хейтманн Духи-хранители шамана Кара-оола висят в его процедурном кабинете в шаманской клинике. Его дедушка и бабушка спрятали древние маски предков в пещерах на глазах у Советов. Сегодня шаманизм ca (…)
n снова свободно практикуется, и многие люди помнят свои корни и обращаются за советом и исцелением к шаманам. Россия. Тува. 2018. © Нанна Хайтманн | Magnum Photos
«Персонажи и декорации, с которыми мы сталкиваемся в работах Хайтмана, сами по себе вызывают в воображении сказочную меланхоличную сказку об изоляции и независимости».
—
Среди этих изолированных групп, с которыми столкнулся фотограф, были старообрядцы, часть русской православной веры, восставшие против реформ патриарха Никона 1652 года. Многие старообрядцы бежали в самые отдаленные районы России, в том числе в укромные верховья Енисея. В конце XIX века в Тувинский край стало прибывать больше старообрядцев, спасавшихся от преследований сначала со стороны царя, а затем со стороны Советов. «Местные жители сказали мне, что они никогда не знали, как долго они смогут оставаться на одном месте, прежде чем им нужно будет найти еще более удаленное место, чтобы спрятаться», — объясняет Хайтманн. «Вот почему их дома часто выглядят временными и очень простыми по сравнению с традиционными старорусскими домами».
Нанна Хайтманн Девушка Васелиса в старообрядческом селе. Ее родители глухие и немые, единственные неверующие в деревне, которая живет строго по вековым ритуалам. Ее единственный друг живет в (…)
деревне Сиссим. Летний отдых на Енисее и прогулка отделяют их друг от друга. «Когда мы снова будем вместе, мы будем все время держаться за руки. Россия. 2020. © Nanna Heitmann | Magnum Photos
Нанна Хайтманн Васелиса в старообрядческом селе Ержей. Тува. Россия. 2018. © Нанна Хайтманн | Magnum Photos
Наряду со многими вещами, которые старообрядческие общины считают атрибутами современного или западного влияния, такими как штрих-коды, телевизоры и получение государственных пенсий, фотографирование традиционно считалось грехом, но в работах Хайтмана прослеживается развивающаяся открытость даже здесь. «Проведя время с людьми наедине, некоторые начинают нормально фотографироваться. Но в основном я фотографировал людей, которые сами несколько изолированы в уже изолированном сообществе. Как Васелиса, которая носит то же имя, что и девочка из сказки. Ее родители глухие и немые, единственные «неверующие» в деревне, живущие строго по многовековым обрядам». Хайтманн вспоминает другого человека, которого она встретила, человека с религиозными убеждениями, который получает государственную пенсию и пытается мотивировать других жителей деревни требовать свою пенсию, утверждая, что они всю свою жизнь много работали для них. Теперь его исключили из молитвенной комнаты общины и всех религиозных церемоний.
Другие религии, такие как буддизм, а также шаманские практики, свойственные некоторым регионам СССР, преследовались при советской власти — эта отдаленная часть земли давала убежище последователям. «Традиционные религии пережили коммунизм в Туве лучше, чем большинство других религий в Советском Союзе, и религиозные традиции остались живым элементом тувинского национального самосознания. Может быть, из-за его удаленности».
Нанна Хайтманн В Советском Союзе в Сибири было много промышленности. Сегодня люди чувствуют себя забытыми московской политикой. В Туве очень высока безработица, употребление алкоголя и синтетических наркотиков (…)
стали серьезной проблемой. Столица Тувы Кызыл считается самым опасным городом России. Бывший огромный мукомольный завод закрыт. Даже зерно только импортируется. Кызыл. Тува. Россия. 2018. © Нанна Хайтманн | Magnum Photos
Путешествуя по Республике Тыва, фотограф также встречался и фотографировал шаманов. «В селах вы до сих пор встречаете шаманов, живущих сами по себе, тогда как в столице Кызыле есть несколько объединений, в которые вы можете обратиться, чтобы решить свои проблемы — например, так называемые шаманские клиники, которые я тоже фотографировала. ” Фотограф считает, что возрождение шаманских обрядов и практик можно рассматривать как продолжение растущих националистических настроений и настроений в поддержку независимости в республиках бывшего СССР.
«После Советского Союза это снова становится частью идентичности людей. И люди действительно в это верят. Возрождаются фольклорные традиции и обряды, и только люди, чьи предков были шаманами, стали шаманами».
«Фольклорные традиции и обряды возрождаются, и шаманами могут стать только люди, чьи предки были шаманами.»
— Нанна Хайтманн
Нанна Хайтманн Бывшая балерина София уже 6 лет танцует в стриптиз-клубе. Травма помешала ей танцевать в Красноярском государственном театре дальше. Она описывает себя как активного социопата (…)
з. Она не хочет вечно танцевать на шесте. В следующем году она будет продвигаться в театральной школе. Россия. 2018. © Нанна Хайтманн | Magnum Photos
Другие люди, встречающиеся вдоль реки, усиливают сложную природу изоляции — географической, общественной, личной, духовной. Одна из них, бывшая балерина, а ныне стриптизёрша София, живет в городе. Таким образом, она менее изолирована, чем многие жители отдаленных поселений, но, как показывает Хайтманн, «всегда есть какие-то повороты или разные уровни изоляции». София описывает себя как мизантропа, которого обстоятельства вынуждают постоянно взаимодействовать с людьми, и на неудобную реальность намекает ее отстраненный взгляд. Юрий, с которым Хайтманн остался прошлым летом, когда-то работал водителем автобуса, но уехал из города. «Я простой рабочий, — сказал Юрий Хайтманну, — меня ничего не держит в городе. Все мои друзья на кладбище. Наркотики или алкоголь». Сейчас он живет в своей маленькой хижине, построенной на месте свалки, где заботится о своих 15 приемных собаках.
Нанна Хайтманн Юрий перед построенным своими руками домом. «Я простой рабочий. Ничто меня больше не держит в городе. Все мои друзья на кладбище. Наркотики или алкоголь. air. Россия. 2018. © Nanna Heitmann | Magnum Photos
«Мы чувствуем точку перехода на фотографиях, переменчивое восприятие резонирует на протяжении всего проекта и позволяет Heitmann решать западные клише, которые часто воспроизводятся на фотографиях России, и взаимодействовать с ними».
—
Нанна Хайтманн Юрий построил свою маленькую хижину на свалке, чтобы кормить своих 15 собак тем, что найдет на свалке. Все, что у него есть, он нашел на свалке. Внутри темно. Он закрыл маленькие окна s (…)
o чтобы хижина не сильно нагревалась коротким, но жарким летом. © Нанна Хайтманн | Magnum Photos
Работа наполнена напряжением: сообщества стремятся сохранить память и традиции живыми, а также сохранить чувство изоляции перед лицом вторгающихся влияний Запада — проблески которого мелькают в работах Хайтманна. Мы чувствуем точку перехода на фотографиях, меняющееся восприятие резонирует на протяжении всего проекта и позволяет Хайтманну взяться за западные клише и взаимодействовать с ними, которые часто воспроизводятся на фотографиях России. «Я думаю, что есть представление о России — КГБ, все киношные стереотипы, сибиряки, живущие с медведями…» Но Хайтман показывает нам Сибирь в 113-градусную жару и какие-то общины, которые живут так же, как в западных городах, хотя и перед лицом невзгод с точки зрения климата и изоляции. Кому-то ее фотографии кажутся мрачными или меланхоличными, а для кого-то они представляют собой освежающе-позитивное и задумчивое изображение России, которого так часто не хватает в нарративах, продвигаемых как в Европе, так и в России.
Нанна Хайтманн Юрий, ковбой и пастух из Тувы. Вечером он гонит своих коров и овец домой. Он и его жена живут в маленькой хижине, а его отец до сих пор живет в юрте рядом с ними. (…)
Тува. Россия. 2018. © Нанна Хайтманн | Magnum Photos
Фотографии Heitmann наполнены химией и поразительной интимностью. «Иногда мне казалось, что если я, например, [представлюсь] фотографом из Москвы, люди не дадут мне их сфотографировать. [Многие] не любят москвичей. Я им часто говорю, что тоже не люблю Москву, и они начинают открываться. Может быть, иногда полезно быть чем-то вроде… промежуточного звена. Ни до конца русский, ни до конца иностранец… Я думаю, что когда ты женщина, сама по себе, люди также сразу становятся более открытыми для тебя, либо потому, что я не выгляжу для них опасной, либо потому, что они заинтригованы таким интересом к молодому незнакомцу. в их жизни.»
Хайтманн описывает каждую фотографию и каждый предмет как «отдельную историю», объясняя, что отношения, которые она строит, убеждая людей в своем интересе к ним, сильно различаются. «Многие люди возражают, говоря, что они некрасивые. Я говорю: «Вы не безобразны» и объясняю, что я вижу в этих людях и что привлекло к ним мой интерес. Но, конечно, вы также получаете отказ. Хуже всего то, что многие интересные старушки говорят «нет». Старики не считают себя уродливыми или старыми. Я думаю, это связано с восприятием того, как женщина должна себя вести, а старые женщины обычно злятся, когда я даже спрашиваю».
Этим летом Хайтманн возвращается на Енисей, чтобы продолжить исследование самой северной части территории, продолжая отслеживать жизнь, существующую на берегах реки. Пространство, которое она планирует посетить, еще более изолировано, чем те, где она работала до сих пор, и только летом деревни связаны с более широким обществом почтовыми кораблями или вертолетами.
Heitmann намеревается исследовать анархию, возникшую там после распада СССР, с ликвидацией рабочих мест и инфраструктуры. Опять же, она проследит изоляцию людей, теперь также столкнувшихся с надвигающейся вырубкой лесов как из Китая на Востоке, так и из России на Западе, поскольку окружающие их участки леса непрерывно распродаются. «Уже в этой изолированной области цивилизация приближается. Люди жалуются, что климат меняется, что лес исчезает». Быстрые изменения микроклимата, когда зимой снег становится толще, а весной он тает раньше, нарушают местные экосистемы, а также охоту, от которой так зависят местные жители. Но на этом постоянно меняющемся пространстве земли, как и в описании Астафьевым речных общин Сибири, Хайтман прослеживает «смех, болтовню, полное взаимопонимание и почти братство на берегах Енисея» перед лицом, казалось бы, экстремальные условия.
Нанна Хайтманн Уличный знак на въезде в поселок «Бурен Чем» — один из немногих населенных пунктов Тувинской Республики. Тува. Россия. 2018. © Нанна Хайтманн | Magnum Photos
Узнать больше
Оставайтесь на связи
Введите ваш адрес электронной почты:
Спасибо. Ваши настройки сохранены.
Спасибо. Ваши настройки сохранены.
Полевые заметки Magnum
Каждый четверг будьте в курсе событий фотографов Magnum, новых работ, историй, опубликованных на веб-сайте Magnum, и последних предложений нашего магазина.
Магазин Магнум
Узнай первым о недавних выпадениях из Магазина Магнум. От новых книг и ограниченных изданий до специальных предложений — все это можно найти в еженедельном информационном бюллетене Magnum Shop.
Magnum Learn
Раз в две недели получайте советы и статьи с рекомендациями, узнавайте о последних семинарах, бесплатных онлайн-мероприятиях и курсах по запросу.