Баба яга этимология: Баба-яга: происхождение имени | О жизни слов

Существует ли Баба-яга на самом деле?

Опубликовано:

Баба-яга: YouTube/Russian Kids TV

Баба-яга часто упоминается в народных сказках. Однако в каждой из них у старухи новая роль: ведьма, губительница или защитница и берегиня. Образ Яги куда более многогранный, чем может показаться, и имеет долгую увлекательную историю. Откуда в мифологии взялся этот персонаж, в чем его отличительные черты и существует ли Баба-яга на самом деле? Все самое интересное о героине сказок узнаете из статьи.

Кто такая Баба-яга?

Кто такая Баба-яга, как выглядит и чем промышляет, многие знают с детства. А вот откуда пошел этот древнейший мифологический образ, известно не всем. Исследователи долго изучали этот вопрос и собрали множество теорий ее происхождения.

Мы же знаем Бабу-ягу как популярного персонажа русских сказок. Вот ее главные черты:

  • косматые, растрепанные волосы;
  • страшный вид;
  • большой, длинный и горбатый нос;
  • костяная нога.

Примечательно также, где живет Баба-яга. В качестве жилища сказочной старухи всегда изображали избушку на курьих ножках без окон и дверей. Она расположена на краю леса, а вход в нее всегда скрыт от человеческих глаз. Передвигается Баба-яга в летающей ступе.

И хотя ее принято считать негативным персонажем, в народном эпосе присутствуют разные интерпретации образа Бабы-яги:

  • мудрая старуха, которая может дать ценный совет, подарить магический предмет, накормить и даже спасти жизнь;
  • злая Баба-яга, которая ворует и ест детей, владеет темной магической силой и может запросто погубить кого угодно.

Уникальная способность Бабы-яги заключалась еще и в том, что она умела перевоплощаться в обычных женщин и под их видом могла поселиться в любой деревне. Из-за этого деревенских ведьм часто подозревали в связях с Бабой-ягой.

Кроме русских сказок, колдунья также популярная героиня чешского, словацкого и белорусского фольклора. Однако история Бабы-яги своими корнями уходит глубоко в древнюю славянскую мифологию.

Баба-яга: Wikipedia/В. М. Васнецов

Этнографы убеждены, что давным-давно этот сказочный персонаж считался божеством смерти. Баба-яга охраняла вход в царство мертвых и провожала души усопших в потусторонний мир. И хотя в сказках о такой ее роли речи не идет, она все равно осталась значимым персонажем: к ней приходили за помощью и советом, когда, казалось, надежды больше не было. Кроме того, Бабу-ягу всегда считали истинной хозяйкой леса: ей подчинялись силы природы, звери и птицы, а также она обладала мощным даром прорицания.

Исследователи отмечают: множество фактов о Бабе-яге свидетельствуют о том, что она мертва и вполне может быть проводницей в подземный мир:

  1. У старухи распущены волосы, а в давние времена косы расплетали только мертвым женщинам.
  2. Раньше умерших хоронили в специально отведенных домиках, которые стояли на срубленных деревьях и не касались земли. Такую «домовину» очень напоминает избушка на курьих ножках.
  3. Мертвецов хоронили ногами к выходу. Заглянув в домик, можно было увидеть только их костлявые ноги. Отсюда, говорят, и пошло выражение «костяная нога».
  4. Также предки верили, что мертвецы могут летать в гробах — прямо как Баба-яга в своей ступе.

В самые трудные времена славяне приходили к умершим предкам за советом и поддержкой. Однако по пустякам их тревожить было запрещено, поэтому домовины открывали только в крайних случаях.

Еще одним предметом изучения была тайна, скрытая в имени героини. Что значит сочетание «Баба-яга»? Происхождение такого прозвища лингвисты объясняют двумя теориями:

  1. Слово «яга» в разных языках имеет негативные значения: болезнь, ужас, гнев, чахнуть, раздражать, скорбеть.
  2. Праславянское слово «яга» использовали для обозначения змей. К слову, многие эксперты склоняются к мнению, что Баба-яга обладала змееподобной внешностью и характерным хвостом.

Зарождение образа Яги уходит корнями глубоко в историю древних племен. За время существования он не раз менялся, и историкам остается лишь высказывать о нем предположения, ссылаясь на имеющиеся факты.

Баба-яга: Wikipedia/И. Я. Билибин

Существует ли Баба-яга?

Баба-яга — персонаж вымышленный, однако эксперты считают, что у нее были реальные прототипы. Что послужило основой для возникновения такого образа в народном творчестве? Вот несколько самых популярных версий:

Баба-яга — жрица

По некоторым сведениям, прообразом Бабы-яги была жрица, которая в давние времена руководила ритуалом кремации мертвых. Отсюда и пошло поверье, что некоторые колдуньи были проводниками между мирами живых и мертвых.

Баба-яга — распорядительница ритуала

Другая версия гласит, что настоящая Баба-яга была распорядительницей важного ритуала — инициации. Его проходили мальчики-подростки десяти-двенадцати лет, когда готовились стать охотниками. Их уводили в лес и подвергали суровым, даже жестоким испытаниям:

  • закапывали в землю;
  • испытывали огнем и голодом;
  • отрезали пальцы рук и пр.

Считалось, что во время такого экзамена на зрелость юноши временно «умирали» и попадали в царство Смерти. А затем им на смену «рождались» настоящие мужчины. Любопытно, что сами испытуемые действительно верили, что побывали в загробном мире.

Исследователи предполагают, что проводить такой обряд могла ведунья племени. Она же впоследствии стала Ягой из мифов, которая якобы похищала и убивала детей. Согласно другой теории, обрядом инициации руководил мужчина, переодетый в женские одежды, что было данью древним традициям матриархата.

Кадр из фильма «Морозко» (1964): YouTube/Сказки на ночь

Баба-яга — древняя лекарка

Также многие эксперты считают, что прототипами Бабы-яги могли стать обычные знахарки и ведуньи:

  1. Они исцеляли людей, были в тесной связи с природой, обладали мощной интуицией и способностями к прорицанию.
  2. Жили ведуньи обычно подальше от людей — на окраинах деревень, а то и у самого леса.

Сказки о том, что Баба-яга любит поджаривать людей в печи и съедать, отсылают к реально существующему обряду перепекания младенцев. В древние времена считалось, что если ребенок родился слишком маленьким и хилым, больным или раньше срока, он не дозрел в утробе матери. Тогда в дом звали ведунью, она укладывала новорожденного на лопату и отправляла в теплую печь без огня.

Печь была самым священным местом в доме. А рождение ребенка сопоставляли с выпеканием хлеба: во время ритуала младенцев даже обмазывали ржаным тестом на воде. Более того, в некоторых местностях обряд проходили все новорожденные без исключения.

Как видите, прототипы Бабы-яги, как и сам мифологический персонаж, изначально имели положительный посыл: они помогали людям и защищали от злых сил. Лишь со временем в сказках образ Бабы-яги демонизировали: ее хорошие черты превратились в плохие, а благие намерения трансформировались в зло.

В наше время древние ритуалы упразднились, мифологическое сознание сменилось научным мировоззрением. Поэтому Баба-яга существует теперь лишь как сказочный персонаж.

Источники:

  1. Ковальчук Л. П. Концептуальная интеграция смешанного пространства «Баба-Яга» в сказочном дискурсе // Вопросы когнитивной лингвистики. — 2011. — №3. — С. 33–39.
  2. Махлина С.Т. Образ Бабы Яги в межкультурной коммуникации // Вестник СПбГИК. — 2016. — №1 (26). — С. 21–25.
  3. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. — М.: Лабиринт, 2000. — 336 с.
  4. Соляник О.Е. Баба-яга в русской народной волшебной сказке. Этимология слова «яга» // Гуманитарная парадигма. — 2018. — №3 (6). — С. 103–107.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/interesting-facts/1883419-susestvuet-li-baba-aga-na-samom-dele/

Кто такая Баба Яга

 

Баба Яга — персонаж из славянской мифологии и фольклора. Является практически неотъемлемым антигероем славянских сказок. Часто представлена, как противник главного героя сказок и мифов. Многие исследователи не перестают задаваться вопросом, кто такая Баба Яга относительно славянской мифологии, что это за богиня или существо, и как на самом деле представляли Ягу славяне-язычники?

 

В этой статье я постараюсь привести веские доказательства в пользу того, что Баба Яга — это вовсе не отдельное существо или не отдельная богиня, которая занималась какими-то своими обязанностями, а одно из имён славянской богини зимы и смерти Мораны. Пожалуй, тех доказательств и сравнений, что будут приведены в одной статье, вполне достаточно, чтобы прояснить образ этого загадочного сказочного персонажа.

 

Баба Яга в представлении современных людей — это уродливая старуха из сказок, которая летает на ступе и живёт в избушке на курьих ножках. Эти атрибуты Яги мы также разберем далее и представим их в виде дополнительных доказательств образа богини мёртвых. Старуха Яга живёт в тёмном лесу, занимается колдовством, общается с Кощеем и считается чуть ли не самой главной славянской ведьмой.

 

В первую очередь стоит разобрать само имя «Яга», хотя, если честно, этимология не столь важна в определении образа этой богини древних славян. Исследователь М. Фасмер сделал вывод, что Яга происходит от праславянского слова (j)egа, которое означает — ужас, опасность, гнев. Таким образом, «Баба Яга» могло переводиться, как Злая Баба, Опасная Баба. Другие этимологи делают предположение, что Яга происходит от праславянского слова egа, которое означает «змея», что, согласно их теории, указывает на хтонические истоки образа Бабы Яги.

 

Чтобы доказать, что Баба Яга есть не кто иной, а богиня Мара (Морана, Марена), в первую очередь стоит разобрать место обитания, образ обитания, а также, если можно так выразиться, «спутника жизни» Бабы Яги из народных сказок.

 

Как известно, Баба Яга живёт в глухом, дремучем, мрачном, тёмном и непроходимом лесу. Местом её обитания является некий дом на куриных ножках, который окружён забором из костей с черепами. Чтобы растолковать этот сюжет из народных сказок, стоит опять же вспомнить научный термин «катабасис», о котором подробнее можно прочитать в отдельной статье «Сошествие в иной мир Катабасис в славянской мифологии». Если рассказать в краткости, что такое катабасис, то это явление в мировой мифологии, когда герой спускается в подземный мир или мир смерти. Данный сюжет происходит из праиндоевропейской мифологии, который впоследствии, при расселении народов и естественном изменении форм верований, стал видоизменяться, в частности, перешёл из плоскости путешествия героя в подземный мир в плоскость путешествия героя в тёмный и непроходимый лес. Кроме переноса из подземелья в тёмный лес, практически ничего не изменилось — темнота, сложные преграды, вездесущие опасности и главная цель — царство подземного короля или подземной королевы, королевы мира мёртвых. Как известно, в славянской мифологии царицей мира мёртвых является именно Морана, так что, по всей вероятности, герои сказок, отправляются в лес именно к Моране.

 

О покровительстве мёртвым так же говорят сам дом, атрибуты дома и атрибуты Бабы Яги. Забор или частокол, который выполнен из костей и черепов, является явным намёком на то, что герой попадает в царство смерти. Сам вид дома, который известен, как «избушка на курьих ножках», является символом некогда существовавшей традиции хоронить пепел людей или останки людей в специальных домовинах, которые также назывались бдынами и голбцами — небольшой домик, который стоит на высокой палке или ножке. Такие домовины являются прототипом сказочной избушки на курьих ножках. Некоторые домовины, особенно те, которые создавались больших размеров и стояли сразу на нескольких столбах, имели внизу несколько перекладин, делающих домовины устойчивыми, что делало их похожими на куриные лапы. Такие домовины считались местом жительства душ мёртвых в нашем мире, то есть домом мёртвых, что в очередной раз относит Бабу Ягу к покровительнице мёртвых.

 

Стоит отметить также и ступу, на которой летает Баба Яга в славянских сказках. Ступа — это сказочное представление долблёной дубовой колоды, которая похожа ступу, в которых в древности хоронили людей. То есть, простыми словами говоря, Баба Яга летает в гробу или похоронной дубовой колоде-ступе.

 

Нельзя не вспомнить и Кощея или Кащея Бессмертного. Кощей зачастую представлен в народных сказках, как муж Бабы Яги, и это одно из самых верных доказательств того, что Баба Яга является Мораной. Кощей, он же Чернобог, является хозяином подземного мира мёртвых. Во многих языческих верованиях, в подземном мире вместе с ним восседает его возлюбленная — царица мира мёртвых. В Греции — это Аид и Персефона, в Риме — Плутон и Прозерпина, у славян — Кощей и Морана. То, что в сказках возлюбленной или супругой хозяина подземного мира называют именно Бабу Ягу, ясно говорит о том, что Баба Яга и Морана — это одно и тоже мифологическое лицо.

 

В одной из сказок «Иван-царевич и Марья Моревна» Баба Яга живёт «за тридевять земель, в тридесятом царстве, невдалеке от моря за огненной рекой». То есть, говоря языком славянской мифологии, Баба Яга живёт за огненной рекой Смородиной, которая отделяет мир живых от мира мёртвых. В этой же сказке мы находим интересное упоминание о том, что за огненной рекой Баба Яга владеет табуном славных кобылиц. Спрашивается, зачем в фольклоре сохранилась такая подробность? Ответ мы можем найти в языческой мифологии славян и других народов, где есть упоминание похищения подземными богами несметных табунов у солнечных или небесных богов, что является символическим похищением «небесных стад — облаков» зимы у лета.

 

В сказках Бабу Ягу представляют с костяной ногой! Костяная нога опять же говорит о том, что Яга напрямую относится к миру мёртвых. Вспомним этимологию слова «Кощей», которое происходит от слова «кость», то есть Кощей — костный бог, бог костного (мёртвого) мира.

 

Ещё одним доказательством являются сохранившиеся до наших дней масленичные традиции в Хорватии. Если у нас на Масленицу сжигают богиню зимы и смерти Морану, то в Хорватии на Масленицу сжигают Бабу Ягу!

 

Таким образом, этнографический, мифологический и сказочный материал вполне ясно даёт понять, что под видом Бабы Яги в завуалированном образе до нас дошли поверия в богиню зимы и смерти Морану.

 

Баба Яга в фильме «Морозко» 1964 г.

 

 

Хотите сделать свой дом красивым, стильным и комфортным? Отличным выбором для этого станут столешницы из искусственного камня, которые можно приобрести в neolit.kiev.ua/. Изделия высокого качества из искусственного и натурального камня.

Baba Yaga — Hedgespoken — блог

Baba Yaga by Rima Staines — карандаш и уголь — 2009

Samhain Привет и живые заклинания с края этих туманных, влажных темных дартмурских дней! Поскольку вы все обязаны быть ценителями историй и любителями сверхъестественного, мы решили принести вам небольшое подношение из корзины колдовских знаний, чтобы вы могли развлечься в этот канун Дня Всех Святых, поскольку мы склоняемся к темной половине года. , и направляйтесь внутрь к каминам и сказкам с треском о воображаемых других позади нас там, в заснеженной темноте.

Баба Яга, наверное, наша любимая ведьма. Она повсеместна в русском и славянском фольклоре и известна тем, что живет в доме, который стоит на курьих ножках (иногда на двух, иногда на четырех, иногда только на одной). Она летает по воздуху в ступе с пестиком и заметает свои следы метлой. Ее зубы сделаны из железа. Ее садовый забор сделан из детских костей. И важно, как ты подходишь к ее хижине…

Баб-яг на самом деле много. В некоторых сказках она будет описана как Баба Яга, , и вы можете встретиться с ее сестрами на протяжении всей истории. Есть много историй, в которых она появляется, и ее хижина в лесу становится похожей на пещеру посвящения, где вы завоевываете ее одобрение, если можете подойти к ней с истиной и остроумием. Есть также глубокий глубокий ведьмин страх, который представляет Баба Яга; она стара как мир и хитра. Она добрая Бабушка и страшная людоедка.

Я создал рисунок выше для предмета в Marvels & Tales , рецензируемый международный журнал, публикующий научные работы, посвященные сказке в ее различных проявлениях и контекстах. Он сопровождал мою статью (и два других моих рисунка) о старухе в лесу как о сказочном персонаже.

Баба Яга внизу была нарисована для Книга Бабы Яги – Дикая Ведьма Востока в русских сказках Сибелан Форрестер и др., опубликована издательством Университета Миссисипи. Эта роскошная коллекция Бабы-Яги в истории и искусстве настоятельно рекомендуется!

Баба Яга. Рима Стейнс – акварель – 2010

 

Этимология имени Бабы Яги увлекательна и неоднозначна. Принято считать, что Баба произошло от славянского слова, обозначающего старуху или бабушку, но вторая часть более проблематична. Различные ученые выдвинули идеи относительно его происхождения, от праславянского *ož и санскритского अहि ahi, что означает «змей» или «змея», до саамской/финской мифологической богини-женщины Акка. В других славянских странах Бабу-Ягу называют по-разному, что дополнительно описывает ее личность: на сербском и хорватском она jeza («ужас, содрогание, холод»), на словенском jeza («гнев»), на старом Чешский jězě («ведьма, легендарная злая женщина»), в современном чешском jezinka («злая лесная нимфа, дриада») и в польском jędza («ведьма, злая женщина, ярость»). Термин появляется в старославянском языке как jęza/jędza (что означает «болезнь, болезнь»).

Кем бы она ни была, она продолжает вдохновлять художников всех мастей. Вот небольшая подборка изображений старой Яги, которые мне особенно нравятся:

Знаменитая иллюстрация Бабы Яги в ступе с пестиком, летящей через украшенный мухоморами березовый лес Ивана БилибинаБаба Яга Геннадия СпиринаБаба Яга и Василиса Форреста RogersБаба Яга и Волк от Tin Can Forest

Она изображена в различных популярных русских искусствах из тонкой лаковой работы:

Лубок — популярные русские гравюры. Здесь внизу она изображена верхом на свинье в битве с каким-то существом, а внизу танцует под волынку!

Ее домик на курьих ножках даже тайно фигурирует в славянской народной вышивке как талисманный солнечный мотив Myriapod Productions, создавшая Победа над ведьмой Баба Яга  ~ “ Глубоко в лесу, зажатые в трещинах коры и под покрытыми мхом скалами, прячутся воспоминания и мифы. Эти подсознательные сказки, взятые из мира природы, наполняют общество, которое мы строим». Фантастическая работа Джессики Орек сочетает в себе анимацию, традиционное повествование и современное документальное кино, рассказывая славянскую басню о ведьме Бабе Яге. Эта захватывающая работа объединяет укоренившийся в культуре страх перед этой мифической ведьмой, бурную историю Восточной Европы и меняющееся восприятие природы обществом.

Итак, я оставляю вас, а на темнеющую ночь – рассказ. Это классическая сказка о Бабе-Яге, в которой анимистический мир помогает главным героям сбежать от самой страшной ведьмы из всех…

ГДЕ-ТО, я не могу точно сказать, где, но точно в необъятной России жил крестьянин с с женой у них родились близнецы — сын и дочь. Однажды жена умерла, и муж долго очень искренне оплакивал ее. Прошел и год, и два года, и даже больше. Но в доме нет порядка без женщины, и настал день, когда мужчина подумал: «Если я еще раз женюсь, может быть, все обойдется». Так он и сделал, и у него были дети от второй жены.

Мачеха завидовала пасынку и дочке и стала ими пользоваться с трудом. Она ругала их без всякой причины, отсылала из дома, когда хотела, и почти не давала есть. В конце концов, она захотела избавиться от них совсем. Знаете ли вы, что значит позволить злой мысли войти в свое сердце?

Злая мысль все время растет, как ядовитое растение, и медленно убивает добрые мысли. Злое чувство росло в сердце мачехи, и она решила отдать детей к ведьме, уверенная, что они никогда не вернутся.

«Дорогие дети, — сказала она сиротам, — идите к моей бабушке, которая живет в лесу в избушке на курьих ножках. Ты будешь делать все, что она от тебя хочет, и она будет кормить тебя сладостями, и ты будешь счастлив».

Сироты отправились в путь. Но вместо того, чтобы пойти к ведьме, сестричка, умненькая девчонка, взяла брата за руку и побежала к своей старой-старой бабушке и рассказала ей все о своем походе в лес.

«О, мои бедняжки!» — сказала старая добрая бабушка, жалея детей, — душа моя за вас болит, но помочь вам не в моей власти. Вам предстоит отправиться не к любящей бабушке, а к злой ведьме. Теперь послушайте меня, мои дорогие, — продолжала она. «Я дам тебе подсказку: Будь ко всем добр и добр; никому не говори дурных слов; не пренебрегай помощью слабейшему и всегда надейся, что и тебе будет нужная помощь».

Старая добрая бабушка напоила детей вкусным парным молоком и каждому по большому ломтику ветчины. Еще она дала им печенье — печенье везде, — и когда дети ушли, она долго-долго стояла и смотрела им вслед.

Послушные дети пришли в лес и, о чудо! стояла избушка, да какая любопытная! Он стоял на крохотных куриных лапках, а наверху была петушиная голова. Звонкими, детскими голосами они громко кричали:

«Избушка, Избушка! повернись спиной к лесу и лицом к нам!»

Хижина сделала, как они приказали. Двое сирот заглянули внутрь и увидели, что ведьма лежит там, голова ее у порога, одна нога в одном углу, другая нога в другом углу, и ее колени совсем близко к шесту конька.

«Фу, Фу, Фу!» воскликнула ведьма; «Я чувствую русский дух».

Дети испугались и встали близко, очень близко друг к другу, но, несмотря на свой страх, они сказали очень вежливо:

«Эй, бабушка, наша мачеха послала нас к тебе служить тебе».

«Хорошо; Я не против держать вас, дети. Если вы удовлетворите все мои пожелания, я вознагражу вас; если нет, то я съем тебя».

Без промедления ведьма приказала девочке прясть нитку, а мальчику, ее брату, носить в решете воду, чтобы наполнить большую кадку. Бедная сирота плакала у своей прялки и утирала горькие слезы. Сразу вокруг нее появились маленькие мышки, пищащие и говорящие:

«Милая девочка, не плачь. Дай нам печенья, и мы тебе поможем».

Маленькая девочка охотно сделала это.

«А теперь, — благодарно запищали мыши, — идите и найдите черную кошку. Он очень голоден; дай ему кусок ветчины, и он поможет тебе.

Девушка быстро отправилась на поиски кота и увидела своего брата, сильно переживающего из-за бадьи, столько раз он наполнял сито, а кадка оставалась сухой. Птицы пролетали, летали рядом и чирикали детям:

«Добрые деточки, дайте нам крошек, мы вам подскажем».

Сироты дали птичкам крошки, и благодарные птички снова зачирикали:

«Глины и воды, дети мои!»

Затем они полетели по воздуху.

Дети поняли намек, плюнули в сито, облепили его глиной и в кратчайшие сроки наполнили кадку. Потом оба вернулись в избу и на пороге встретили черную кошку. Они щедро дали ему хорошей ветчины, которую дала им их добрая бабушка, погладили его и спросили:

«Дорогая Кошечка, черная и хорошенькая, скажи нам, что нам делать, чтобы уйти от своей хозяйки, ведьма?»

«Ну, — очень серьезно ответил кот, — я дам тебе полотенце и расческу, а потом ты должен бежать. Когда вы услышите, как ведьма бежит за вами, бросьте полотенце за спину, и вместо полотенца появится большая река.

Если вы услышите ее еще раз, бросьте гребень и на месте гребня появится темное дерево. Этот лес защитит тебя от злой ведьмы, моя госпожа.

Баба Яга как раз пришла домой.

«Разве это не прекрасно?» она думала; «все точно правильно».

«Ну, — сказала она детям, — сегодня вы были смелыми и умными; посмотрим завтра. Твоя работа будет труднее, и я надеюсь, что сожру тебя».

Бедные сироты ложились спать не в теплую постель, приготовленную любящими руками, а на солому в холодном углу. Напуганные почти до смерти от страха, они лежали, боясь говорить, боясь даже дышать. Наутро ведьма велела соткать все полотно и принести из леса большой запас дров.

Дети взяли полотенце и расческу и убежали так быстро, как только могли нести их ноги. Собаки погнались за ними, но бросили им оставшееся печенье; ворота сами не отворялись, а дети смазывали их маслом; березка у дорожки чуть не выцарапала им глаза, но кроткая девушка привязала к ней хорошенькую ленточку. Так они шли все дальше и дальше и выбегали из темного леса в широкие солнечные поля.

Кот сел за ткацкий станок и с наслаждением порвал нить на клочки. Баба Яга вернулась.

«Где дети?» — закричала она и стала бить кошку. «Зачем ты их отпустил, коварная кошка? Почему ты не поцарапал им лица?»

Кот ответил: «Ну, это потому, что я служил тебе столько лет, а ты ни разу не дал мне ни кусочка, а милые дети дали мне хорошей ветчины».

Ведьма поругала собак, ворота и березку у дороги.

«Ну, — залаяли собаки, — ты, конечно, наша хозяйка, но никогда не делала нам одолжений, и сироты были к нам добры».

Ворота ответили:

«Мы всегда были готовы повиноваться тебе, но ты пренебрегал нами, и милые детишки смазывали нас маслом».

Берёзка шепелявила своими листьями: «Никогда ты не накинул на мои ветки простую нитку, а голубчики украсили их красивой ленточкой».

Баба Яга поняла, что помощи нет, и сама пошла за детьми. В спешке она забыла поискать полотенце и расческу, а вскочила на метлу и помчалась. Дети услышали ее приближение и бросили полотенце за собой. Тотчас показалась река, широкая и синяя, и полила поле. Баба Яга прыгала по берегу, пока наконец не нашла мелководье и не переплыла его.

Дети снова услышали, как она торопится за ними, и бросили расческу. На этот раз появился лес, темный и сумрачный лес, в котором переплелись корни, сплелись ветки и соприкасались верхушки деревьев. Ведьма очень старалась пройти, но тщетно, а потому, очень-очень разгневанная, вернулась домой.

Сироты бросились к отцу, рассказали ему все о своем большом горе и так закончили свой жалкий рассказ:

«Ах, отец дорогой, почему ты любишь нас меньше, чем наших братьев и сестер?»

Отец был тронут и рассердился. Он прогнал злую мачеху и зажил новой жизнью со своими хорошими детьми. С тех пор он наблюдал за их счастьем и никогда больше не пренебрегал ими.

Откуда я знаю, что эта история правда? Ведь там был тот, кто рассказал мне об этом.

 

От: Народные русские сказки , Верра Ксенофонтовна Каламатиано де Блюменталь, [1903], в Sacred Texts

Дом Бабы Яги — проекция волшебного фонаря, сделанная Римой Стайнс для рассказа об огне Медведько – Иваненок, Медвежонок-Медвежонок (нажмите, чтобы услышать историю!) Кукла Бабы Яги из папье-маше, автор Рима Стейнс


PS Не забудьте подписаться на этот блог (hedgespoken. wordpress.com), чтобы быть в курсе -знакомьтесь с тем, что мы делаем, и, пожалуйста, поставьте лайк на странице в Facebook и подпишитесь на нас в Twitter, чтобы быть вовлеченными в полное безумие битвы! И не забывайте, что вы также можете поддержать наш проект, сделав пожертвование или поделившись информацией со страницы Hedgespoken Crowdfunding.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Баба-Яга — Древняя Мать

Уважаемый Читатель,

После недельных исследований, предлагаю вашему вниманию полную версию самой долгожданной «настоящей» истории Бабы Яги. Если вы пропустили вступительный пост, то рекомендую зайти сюда для полного понимания этого захватывающего повествования.

Оставить комментарий

Без лишних слов, давайте сразу погрузимся в историю.

В темноте не страшно. Это место размышлений, возрождения и искупления. Метафорическая матка, путешествуя по каналам которой, побуждает вновь проявиться в новой форме. Когда семя погребено глубоко во мраке холодной земли, то, что может показаться моментом страдания для семени, является питательным местом отдыха. В лоне Матери-Земли семя осторожно поощряют к прорастанию корней и стеблей. В этой колыбели тьмы семя пробуждается ко всем прозрениям жизни. Вдали от яркой светящейся феерии природы семя познает тайны жизни в спокойном зародышевом сне. Пустота, из которой возникает жизнь, — это негативное пространство женского начала. Отрицательное часто неверно истолковывается как плохое, однако оно просто означает «в отсутствие». Женственность — это негативная сила природы, потому что женственность — это пространство восприимчивости и созидания. Это пустота материи, которая содержит абсолютную истину рождения. Что помогает семени вырваться из скорлупы, так это отсутствие вокруг него конкуренции или наличие вокруг него пространства. Семя не волнуется, окруженное пространством, оно не чувствует страха. Слишком раннее воздействие света и влаги убьет семена. Так он ждет своего рождения в тепле и ободрении темной земли. Не бойтесь темноты. Чтобы жизнь пустила корни, необходима тьма.

Баба-Яга, Джерард Джехин

Из-за полярного существования природы все можно удержать в рамках этого парадокса двойственности. Архетипы, направляющие наше впечатление о мире и внутренние психологические разломы, также внутренне содержат такую ​​двойственность. Женские архетипы также распадаются на эти две крайности. Свет и тьма, созидание и разрушение, начало и конец. Жизнь успешно возникает только тогда, когда оба аспекта сочетаются браком. Однако люди естественным образом склонны подавлять любую прямую связь с темнотой, особенно с женским началом. С появлением христианства такое взаимодействие двойственности еще больше отодвинулось от нашего принятия. Постепенно темная женская сторона, которая считалась чувственной, инстинктивной, приземленной и интуитивной, стала восприниматься как зло, потому что бросает вызов типичному. Темной женственности боялись, и в конце концов она была вычеркнута из ткани западной мифологии, оставив после себя только образ девственной матери в ореоле небесного света, в центре сцены оккупированных римлянами и находившихся под их влиянием территорий запада. Власть церкви определяла ее силу на западе, а Восток медленно, с тоской двигался к своим обещаниям национального объединения под одной религией. Пришло время обезглавить чувственную, земную мать, заключить ее в темные уголки психики и объявить отвратительной. Таким образом, она стала эзотерическим размышлением о непримиримом и забытом прошлом.

Поделиться

Крещение Киевской Руси

Территория восточнославянских, балтийских и финских народов (также известная как Киевская Русь) когда-то была культурным коктейлем нескольких коренных систем верований. Он оставался вне территории патриарха царей Руси (России) в течение нескольких сотен лет. Но 988 год имел свои рукава, значительный культурный сдвиг. Великий князь Киевский Владимир I, также известный как Владимир Великий, был первым царским императором, который популяризировал христианство в Киевской Руси. Однако, по иронии судьбы, его пороки казались самыми далекими от артуровских идеалов. Если бы вы знали о его жестоких и девиантных поступках, вы были бы уверены, что это последний человек, который станет защитником христианства. Однако под влиянием бабушки Ольги властолюбивый Владимир склонялся к идее объединения Руси одной религией. Ольга была влиятельной женщиной, которую крестил один из миссионеров, посланных лично немецким королем Оттоном I. И тем самым бросила вечную тень на будущее коренных народов всех восточных территорий. Мало того, что теперь они рисковали потерять свою независимую культурную практику, они также были на грани утраты, возможно, навсегда, своей связи с дикой природой. В конце концов восточнославянские, балтийские и финские народы культурно ассимилировались под властью церкви. Некоторые из них, которые были кочевниками (например, ненцы), были вынуждены осесть на одном месте, получить систематическое государственное образование и внести свой вклад в экономику в рамках русской революции. Это привело к потере людьми своей земли и культуры. Шрам, который все еще проявляется в отношениях России с ее соседями. Одна из таких потерянных связей привела к менее известному неверному толкованию мифа о Бабе Яге.

Оставить комментарий

Языческая богиня Восточной Европы

В этом посте я сосредоточусь на том, чтобы проследить утраченную связь и использовать язык как ключ к расшифровке культурной загадки, которая, казалось, окружала тайну большинства историй происхождения. Язык — это важная карта, которая может напрямую связывать людей с местами. Эволюция языка показывает нам путешествие наших предков по поверхности Земли. Это помогает нам понять, с кем встречались наши предки, с кем они сидели за столом и жили по соседству. Язык — это культурное увеличительное стекло, используемое для изучения прошлого посредством прагматизма, а не предубеждений. Изучая этимологию Бабы Яги, я практически провалился в увлекательную кроличью нору. Когда я рискнул углубиться, я понял, что ученые спорят об этимологии Бабы Яги уже очень давно. Баба Яга была проблемным детищем как лингвистов, так и историков культуры.

Баба на старорусском языке может означать множество вещей, таких как повивальная бабка, колдунья или гадалка. Другим происхождением могло быть слово бабушка (бабушка). Слово Баба также имеет уничижительный оттенок (относящийся к женщинам или женским качествам) в современном русском языке. Многие лингвисты предполагают, что это результат табу, которые древние славяне ассоциировали со словом.

«Яга» считается этимологически более проблематичным, так как ученые никогда не соглашались с одним происхождением. Александр Афанасьев предположил, что это слово является производным от праславянского ож и санскритского ахи («змей»). К 20 веку появилось гораздо больше предложений о производных, некоторые из которых: сербско-хорватское jeza («ужас», «содрогание», «холод»), словенское jeza («гнев»), старочешское jězě («ведьма»). ‘, ‘легендарная злая женщина’), современная чешская jezinka («злая лесная нимфа», ‘дриада’) и польская jędza («ведьма», ‘злая женщина’, ‘ярость’). Индоевропейские источники предполагают, что корень «iaga» связан с литовским engti («злоупотреблять (постоянно)», «умалять», «эксплуатировать»). Так кем же была Баба Яга? Была ли она старой злой лесной нимфой, была ли она яростной и злой богиней, была ли она старухой, которая продает травы и зелья, была ли она матерью-защитницей, которую постоянно оскорбляли и эксплуатировали, или она была воплощением дьявола, существующим только для того, чтобы кормить об ужасах человеческого существования? Никто не знает. Все, что мы знаем наверняка, это то, что она женщина, и она опасна.

В некоторых теориях считается, что Баба Яга изначально называлась Баба Йога. Считается, что слово «йога» произошло от санскритского корня йодж, имеющего множество смысловых значений: «связь», «единство», «связь», «гармония», «союз», «упражнение», «обуздание», и т. д. «Ягья» или «яга» (с ударением на «я») в индуизме — традиционное приношение даров богам через огонь. Поскольку теперь ученые считают, что старая уральская языковая семья (на производных от которой говорили многие северные русские племена) ближе к старому санскриту, приведенная выше ассоциация имеет гораздо больше смысла. Для подтверждения этой гипотезы я сослался на работы русского ученого, академика А. И. Соболевского. Он предоставил список российских водоемов с санскритскими названиями. В своей статье «Названия рек и озер Русского Севера» он приводит названия следующих рек и озер: Важа (от важа — сила), Валга (от валгу — простой), Ира (освежающий напиток). , Карак (карака — кувшин с водой), Кала (черный), Лала (лал — играть), Падма (лотос), Панк (ил), Сагара (океан), Сара (сара — сок), Сухона (сухана — легкий) и Харина (гусь). Это доказывает, что многие из моих предков жили в непосредственной близости от протоиндоевропейцев, которые тогда обсуждали идею Бога за чашкой кофе. И для кого Боги присутствовали в естественном мире и его природных элементах, которые способствовали выживанию и поэтому почитались.

Поделиться Berkana

Предоставлено DeviantArt Pinterest

Согласно некоторым теориям, истории о Бабе Яге берут свое начало глубоко в древней славянской мифологии. Там поклонялись богине по имени Яга (старое ненцевское слово Яха означает вода или река). Этот факт повторяется во многих вариациях сказок о Бабе-Яге, так как в большинстве версий избушка старухи всегда кажется стоящей на берегу реки. В Северной России множество каменных статуй, называемых ягами или золотыми бабами, время от времени встречаются по всей суше. Считалось, что эти статуи принадлежат местной богине, у которой просят совета и которая, как полагали, уполномочена решать судьбы людей. У многих из них часто есть свои маленькие «хижины», построенные на пнях и наполненные множеством подарков. Это напоминает одно из мест священных церемониальных жертвоприношений ненцев, известных как Северн Чамс .

То, что мы здесь видим, очень странное явление. Самая страшная старуха фольклора – это прямое зеркальное отражение неизвестной древнеславянской богини. Сходство в рассказах было поразительным. Это привело меня к дальнейшим поискам образа славянской Богини, отсутствующей в обыденной психике, и того, как произошло такое стирание. В своей книге «Славянская вера: божества и заповеди» Дмитрий Кушнир устраняет этот разрыв между мифом о происхождении и производными легендами в следующей истории.

Баба Йога (Йогиня-Матушка или Мать Йогиня, похожая на индусскую Йогиню) — вечно прекрасная, любящая, добросердечная Богиня-Покровительница сирот и детей в целом. Она странствовала по Земле то ли на огненной небесной колеснице, то ли верхом по всем землям, на которых жили потомки славянского рода, собирая беспризорных детей-сирот в города. В каждом славянском городе или селении Богиню-Покровительницу узнавали по излучающей доброту, нежность, кротость, любовь и нарядным сапогам, украшенным золотым узором (отсюда и название золотая баба). Обычные люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью, кто Бабушка Йога Золотая Нога (потому что сапожки украшены золотом), а кто совсем просто — Йогина Матушка.

Йогина доставила осиротевших детей в предгорье Скита, что было в самом сокровенном лесу, у подножья Горного Алтая, т.е. там, где начинается река Иртыш. Все это она делала, чтобы спасти детей Рода или последних потомков древнейших славянских родов от неминуемого смертного приговора, вынесенного им миссионерами.

В предгорном Ските, где Йогня-Матушка водила детей-сирот Огненным обрядом посвящения в Древних Верховных Богов, внутри горы был высечен Род Капище. Возле горы Капитолий Рода, в скале, было особое углубление, которое Жрецы Рода называли — Пещера Ра. От него была выдвинута каменная площадка, разделенная выступом на два равных углубления, называемая лапата (потому что она украшена резной лепниной, отсюда и слово «одежка»). В одной нише, которая была ближе к Праху Ра, Мать Йогиня положила спящих сирот в белых одеждах. Во вторую депрессию накладывались сухие дрова, после чего лапата перемещалась обратно в Пещеру Ра, а йогиня поджигала дрова.

Для всех присутствовавших на Огненном Обряде это означало, что осиротевшие дети были посвящены Древним Высшим Богам и в мирской жизни родов их больше никто не увидит. Чужеземцы, иногда присутствовавшие на Огненных Обрядах, очень красочно рассказывали в своих землях, что своими глазами наблюдали, как маленьких детей приносили в жертву Древним Богам, бросая их живыми в Огненную Печь, и делала это Баба Йога. Иностранцам было неизвестно, что при перемещении моста-лапаты в Пещеру Ра специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты и отделял углубление с детьми от Огня.

Когда в Пещерах Ра вспыхнул пожар, Мудрецы Рода перенесли осиротевших детей из углубления на лапате в помещение Святилища Рода. Впоследствии, когда дети стали взрослыми, мальчики и девочки создали семьи и продолжили свои семьи. Но чужеземцы ничего этого не видели и продолжали распространять сказки о том, что дикие Жрецы славянских и арийских народов, а особенно кровожадная Баба Йога, приносили в жертву Богам сирот. Эти легкомысленные сказки повлияли на Образ Йогини-Матери, особенно после христианизации Руси. Образ прекрасной юной Богини, покровительницы детей, сменился образом древней злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадет маленьких детей, жарит их в печи в лесной избушке, а потом съедает. . Даже имя Богини Йоги было искажено, Ее стали называть «костяной ногой Бабы-Яги» и стали использовать фольклор для запугивания детей.

Трудно игнорировать тот факт, что старые славянские обрядовые традиции могли показаться необычной практикой в ​​глазах иностранца, который, возможно, тогда распространял бы лишь полуправду. Эти рассказчики не были людьми, разбиравшимися в особых обрядах исконных земель. Когда большая часть Европы размножалась под защитой Девы Марии, здесь была Старуха, проводившая опасные огненные обряды. Такое смелое выражение женственности было бы и шокирующим, и ужасающим одновременно. Распад истории от ее земли сделал ее более странной, чем любой вымысел. Поскольку напуганные умы говорили только полуправду, архетип матери превратился в ее темную и пожирающую роль. Когда ее повествование отделено от земли и людей, которым она принадлежала, она выглядела как странный бог с неясными намерениями. Без естественных элементов огня, земли, воздуха и гор, которые служили ей основой, великая Мать постепенно превратилась в злую ведьму, пожирающую детей. Таким образом, эта история о женщине-дьяволе настолько же, насколько и о чистой богине света. Это история о двойственности Матери-природы и отсоединении мужчины от естественной дикой стороны женского начала. Это история о загадочной, извивающейся, темной и опасной части женского мира, метафорически представленной глубиной тропических лесов и тундр Северо-Восточной Европы.

Сложный мир природы и страх перед этими вызовами заставили мужчин отключиться от красоты творения и создать клетку, выкованную из страха, чтобы защитить свою психику от неминуемых угроз. Поэтому Баба-Яга — один из тех очень редких архетипов, которые противостоят человеку в глубине своего психологического леса (изоляции) и просят войти внутрь и помочь ей. Она хочет призвать человека исследовать свои достоинства, отражать свои недостатки. Вот почему она опасна ровно настолько, насколько того заслуживает человек, и если ты жил и творил в унисон со всеми природными силами природы и чтил ее щедрое изобилие, то почти наверняка, подобно Василисе Прекрасной, он получит вечную огонь от Бабы Яги, чтобы осветить путь и сжечь все их беды.

Обложка книги «Сахарный домик» Роуз Бейли

Таисия Китайская, американская писательница, родившаяся в России, обратилась к старой славянской ведьме и использовала свой уникальный опыт интеграции архетипа в своей книге «Спросите Бабу Ягу: потусторонний совет на случай повседневных неприятностей». Она вспоминает о своей ассоциации с архетипом: «Родившись на востоке России, я провела первые пять лет своей жизни в лесах озера Байкал, и Баба-Яга тоже жила там. Я чувствовал ее среди грибов, ягод и животных; Я представил, как она сидит в темноте своей избушки и вяжет что-то хитрое и странное. На голове у нее был платок, как у любой русской бабушки, и она мне действительно казалась бабушкой — грозной и непредсказуемой, конечно, но в конечном счете заботливой и мудрой».

Изначально ее работа заключалась в плетении остроумных советов голосом Бабы Яги для рубрики советов сайта Шпилька. Однако вся серия со временем превратилась в книгу. Таисия в своих поэтических размышлениях пыталась ответить на все трудные вопросы о любви, принадлежности и предназначении. Вот пример ее прозрений и мудрости в стиле танка.

Дорогая Баба Яга,

Я тридцативосьмилетняя женщина, которая хочет встречаться с мужчинами, но я всегда их боялась и никогда не была в отношениях.