Автор скульптуры родина мать: Музей заповедник «Сталинградская битва»

Ругаются по «Большой Матери»: чем грозит скандал вокруг скульптуры | Статьи

Скульптура Олега Кулика, вызвавшая скандал из-за обнаруженной некоторыми зрителями схожестью с монументом «Родина-мать зовет!», была создана в 2018 году и посвящена вовсе не военным событиям, а болезненному расставанию с женой. Об этом «Известиям» рассказал Владимир Фролов, владелец галереи Frolov Gallery, представившей произведение на ярмарку «Арт Москва» в Гостином дворе. Тем временем члены обеих палат парламента настаивают на заведении уголовного дела. Сенатор Алексей Пушков оценил инсталляцию как оскорбление символа Победы в Великой Отечественной войне, его поддержал депутат Госдумы Александр Хинштейн.

От интернета до Совфеда

«Большая Мать» — одна из серии масштабных инсталляций Олега Кулика, представленной на ярмарке «Арт Москва». На металлических конструкциях стоит выполненная из полимерной глины преувеличенно корпулентная женская фигура с воздетым вверх мечом. Вокруг — небольшие мужские фигурки, тянущие в разные стороны за веревки, накинутые на монумент.

Скандал с этим арт-объектом разразился почти через неделю после открытия ярмарки «Арт Москва». Аналогично прошлым подобным историям в сфере современного искусства волна публичных обвинений в адрес художника и организаторов зародилась в анонимных околокультурных телеграм-каналах и вскоре дошла до представителей власти.

Депутат Госдумы Александр Хинштейн направил в прокуратуру и Следственный комитет запросы о возбуждении уголовного дела. Эту меру поддерживает и председатель комиссии Совфеда по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков.

Ругаются по «Большой Матери»

Скульптура художника-акциониста Олега Кулика «Большая Мать»

Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов

— Я оцениваю это действие как недопустимое оскорбление символов нашей Победы в Великой Отечественной войне. Это нацеленное и намеренное оскорбление, — подчеркнул Алексей Пушков в разговоре с «Известиями». Это сознательная провокация, это демонстрация вседозволенности. Для меня это явление одного порядка со сносом памятника Георгию Жукову в Харькове. По этому вопросу было открыто уголовное дело. Я считаю, что уголовное дело надо открывать и по этой безобразной пародии. Конечно, она несла политический подтекст.

Вместе с тем сам художник и владелец галереи Frolov Gallery Владимир Фролов, которая организовала выставку Олега Кулика на «Арт Москве», объясняют: произведение было создано еще несколько лет назад, не имело никакой связи с мировыми событиями и родилось под влиянием перемен в личной жизни автора.

Это работа 2018 года. Олег сделал и ее, и ряд других скульптурных произведений после болезненного, очень тяжелого для себя расставания с женой. Тогда же «Большая Мать» выставлялась в московском арт-пространстве «Рихтер», — рассказал «Известиям» Владимир Фролов. — Мне бы хотелось спросить у человека, который сейчас трактовал скульптуру именно так: почему он увидел в ней это? Впрочем, в любой художественной работе сейчас можно найти «что-то такое». Например, «Последний день Помпеи» Брюллова тоже у кого-нибудь вызовет ассоциацию с недавними событиями.

Мужское и женское

Олег Кулик — один из ведущих представителей отечественного искусства, широко известный еще с 1990-х годов, напомнил Владимир Фролов. Кулик представлял Россию на Венецианской биеннале и многих крупных международных выставках.

Сам художник был недоступен для комментариев — по словам галериста, автор лежит с больным горлом и не может разговаривать. Однако Фролов передал «Известиям» сообщение Олега Кулика, поясняющее идею «Большой Матери».

«Почти все работы из этой серии — про мужское и женское. Про конфликт мужчины и женщины и их неразрывную связь. Современные женщины не хотят вести традиционный образ жизни и хотят паритета с мужчинами, поэтому между ними такая драматическая борьба. Это вечная любовь и ненависть, вокруг которых вертится мир», — пояснил автор.

Ругаются по «Большой Матери»

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

На самой выставке инсталляцию сопровождает развернутое поэтичное описание, размещенное, разумеется, задолго до настоящего скандала. Вот цитата из него.

«Среди толпы мужчин вздымается вдруг сама ярость –– огромная зрелая женщина с высоко поднятым орудием. Венера Виллендорфская проснулась и обрела руки? Нет, это не Венера, это сама способность давать и… отбирать жизнь. Это не женщина, противостоящая мужскому деланию неделания. Это сам Гендер восстал против прошлого, против разделения и разрывает путы неравноправия внутри самого себя» — гласит экспликация.

Родина или Венера

Именно «Венера Виллендорфская» — одно из древнейших скульптурных изображений женщины в истории человечества — явный референс работы Олега Кулика. Небольшая известняковая статуэтка была обнаружена в 1908 году в одном из древних захоронений граветтской культуры близ местечка Виллендорф в Австрии. Ее возраст сегодня оценивают приблизительно в 29 500 лет. К древнеримской богине любви она, конечно, никакого отношения не имеет, ведь античных государств еще не существовало. Предполагается, что это изображение Матери-Земли — богини плодородия, почитавшейся в доиндоевропейской Европе.

Исключительная археологическая ценность и запоминающийся внешний вид сделали скульптуру фактически мемом. Так, в сериале «Молодой Папа» Паоло Соррентино ее копия вызывает не самый благочестивый интерес государственного секретаря Ватикана. А художник Джефф Кунс и вовсе сделал на основе формы «Венеры» серию сосудов для шампанского.

Сходство женской фигуры «Большой Матери» с Венерой Виллендорфской куда более очевидно, чем с монументом Евгения Вучетича на Мамаевом Кургане. Более того, в этом контексте она вовсе не выглядит пародийно, поскольку исходный образ еще более карикатурен с точки зрения современных канонов красоты. Но вознесенный меч, конечно, может вызвать скандальную ассоциацию. С другой стороны, стоит вспомнить, что с холодным оружием изображали и Афину Палладу, и Фемиду, и многих мифологических воительниц.

Фото: Getty Images/ullstein bild Dtl.

«Венера Виллендорфская»

Так или иначе, теперь оценивать смыслы и искать референсы произведения будут, видимо, не только искусствоведы. И эта ситуация может повлиять на всю арт-сферу.

— Я считаю, что нам нужно пересмотреть наш подход к так называемому современному искусству. У нас под видом современного искусства можно впарить любую мерзость, и это почему-то разрешают, — возмущен Алексей Пушков.

Организаторы ярмарки отказались от комментария. Министерство культуры и департамент культуры Москвы получили запросы, но на момент подготовки материала не успели прислать ответы. Судьба самой скульптуры в Гостином дворе пока под вопросом.

Прототипы памятников ВОВ

РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ ПАМЯТНИКОВ
В ПАМЯТЬ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

   Вторая мировая война прокатилась по всей Восточной Европе, и, пожалуй, нет ни одной семьи, где бы ни вспоминали эти события. В России и других странах подвиг солдат на фронте и простых людей в тылу увековечен во множестве мемориалов. У них тоже есть своя история, свои прообразы. Мы расскажем о  реальных людях, чьи лица и фигуры послужили для создания известных на весь мир скульптур.

ПАМЯТНИК СОВЕТСКОМУ ВОИНУ — ОСВОБОДИТЕЛЮ (АЛЁША). 
ПЛОВДИВ, БОЛГАРИЯ

   Памятник представляет собой 11,5-метровую железобетонную скульптуру советского солдата, смотрящего на восток. В его руке — ППШ, направленный к земле.
   Скульпторы: Васил Радославов, Любомир Далчев, Тодор Босилков и Александр Ковачев; архитекторы Н. Марангозов.
    Памятник установлен в 1954 году, открыт 5 ноября 1957 года.

 Прообразом памятника считается рядовой сборной роты 3-го Украинского фронта Алексей Иванович Скурлатов, бывший стрелок 10-го отдельного лыжного батальона 922-го стрелкового полка, переведённый из-за тяжёлого ранения в связисты.
  В 1944 году он восстанавливал телефонную линию Пловдив—София. И кто-то из местных ребят рабочих нарисовал его портрет. В Пловдиве Алексей Иванович подружился с рабочим телефонной станции Методи Витановым, участником болгарского Сопротивления, который и передал скульптору этот эскиз.
   Васил Родославов ваял памятник, основываясь на этом изображении. Сам же Алексей Скуралатов и не знал, что вошел в историю. Даже слушая «Стоит над горою Алеша…», не догадывался, что это в его честь.
   Впервые увидел памятник в 1981 году.
  В 1966 году поэтом Константином Ваншенкиным и композитором Эдуардом Колмановским была написана песня, посвящённая пловдивскому памятнику, которая так и называлась — «Алёша». До 1989 года эта песня являлась официальным гимном города Пловдив.
  Поэт Роберт Рождественский также посвятил монументу свои стихи — «Памятник солдату Алёше в Пловдиве».


ИСТОРИКО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС МАМАЕВ КУРГАН.
ВОЛГОГРАД, РОССИЯ

   Мамаев курган — возвышенность на правом берегу реки Волги в Центральном районе города Волгограда, где во время Сталинградской битвы происходили ожесточённые бои, начиная с сентября 1942 года и заканчивая январём 1943 года.
  Сегодня Мамаев курган известен в первую очередь памятником-ансамблем «Героям Сталинградской битвы» с главным монументом «Родина-мать зовет!». На Мамаевом кургане существует несколько братских и индивидуальных могил, в которых покоится прах более 35 000 защитников Сталинграда.
   Автор — скульптор-монументалист, народный художник СССР Е.В. Вучетич.

МОНУМЕНТ «РОДИНА – МАТЬ ЗОВЕТ»

   Работа скульптора Е.В. Вучетича и инженера Н.В. Никитина.
  Планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако руководитель государства Н.С. Хрущев распорядился «подрастить» женскую фигуру. Статуя на Мамаевом кургане должна была «перегнать» статую Свободы — ее высота без пьедестала составляла 46 метров.
  После окончания строительства Родина-мать была самой высокой статуей в мире. Женская фигура возвышалась над пьедесталом на 52 метра, а с учетом длины ее руки и меча высота памятника составляла 85 метров. Весил монумент 8 тысяч тонн без учета меча. Сегодня Родина-мать остается в первой десятке самых высоких статуй мира.
  Кто был прототипом? Искусствоведы сходятся во мнении, что Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Однако кто конкретно ему позировал, доподлинно неизвестно.
   Наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — со своей жены Веры.
   По разным данным, для скульптуры также позировали Анастасия Антоновна Пешкова, Валентина Изотова.
  Дети же скульптора утверждают, что статуя была собирательным образом, появившемся в воображении великого мастера.
    Как бы там ни было, скульптура «Родина-мать зовет!» поражает своей внутренней силой и энергией.

СКУЛЬПТУРА «СТОЯТЬ НАСМЕРТЬ» 

    Это монумент воина-защитника, собирательный образ которого имеет внешние черты маршала В.И.Чуйкова, командующего 62-й армии. Эта скульптура располагается в городе Волгограде на Мамаевом кургане. Площадь, на которой находится памятник, символизирует самые тяжелые моменты битвы под Сталинградом.

Маршал В.И. Чуйков

  Площадь «Стоять насмерть!» выглядит как квадрат с покрытием из гранита, по углам площади засажены газоны, растут березки и ели. Круглый бассейн занимает основную долю площади, имеет низкие каменные берега. В центре этого бассейна из воды возвышается скала, из неё появляется образ солдата-защитника Сталинграда.
  У основания скульптуры надписи: «За Волгой для нас Земли нет», «Стоять насмерть», «Ни шагу назад!», «Не посрамим священной памяти», «Каждый дом — это крепость». С этими словами шли в бой бесстрашные защитники Сталинграда, борясь за родную землю.

«МАТРОС СО СВЯЗКОЙ ГРАНАТ И РАНЕНЫЙ СОЛДАТ-ПЕХОТИНЕЦ»

   Третья из шести монументальных скульптурных композиций.
  Монумент посвящён подвигу моряков в годы Великой Отечественной войны. Изображён морской пехотинец, бросающийся с двумя связками гранат под гусеницы танка противника, рядом с ним – раненый солдат.

Матрос Михаил Паникаха

  Прототипом скульптору послужил матрос-пехотинец 193-й стрелковой дивизии Михаил Паникаха, который 2 октября 1942 года, объятый пламенем от бутылки с горючей жидкостью, бросился на фашистский танк и второй бутылкой поджёг его.
   Здесь же, на Мамаевом кургане, лежит мемориальная плита, посвящённая памяти героя.


МОНУМЕНТ «ВОИН-ОСВОБОДИТЕЛЬ».
БЕРЛИН, ГЕРМАНИЯ

   «Воин-освободитель» — монумент в берлинском Трептов-парке.
   Скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский.
   Открыт 8 мая 1949 года. Высота — 12 метров. Вес — 70 тонн.

   Монумент является символом победы советского народа в Великой Отечественной и Второй мировой войне, и освобождения народов Европы от нацизма.
   С тридцатиметровой высоты на мирный город смотрит бронзовая статуя советского воина — освободителя, на руках солдат держит ребенка.
  Памятник возвышается на постаменте из трофейного гранита. Камень был заготовлен на берегу Одера по приказу Гитлера для строительства памятника победы… над Советским Союзом.

Николай Масалов

   Центром композиции является бронзовая фигура советского солдата, стоящего на обломках свастики. В одной руке солдат держит опущенный меч, а другой поддерживает спасённую им немецкую девочку.
  Прототипом памятника стал советский солдат, уроженец села Вознесенки Тисульского района Кемеровской области, Николай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 года.
  Один из многочисленных подвигов простого солдата до глубины души тронул Евгения Вучетича, и его проект
был признан лучшим среди 33 работ, представленных на конкурс.
   После Победы Николай Масалов вернулся в село Вознесенка Кемеровской области, затем переехал в г. Тяжин и работал там завхозом в детском саду. О его подвиге вспомнили только спустя 20 лет.
   В 1964 г. о Масалове появились первые публикации в прессе, а в 1969 г. ему присвоили звание Почетного гражданина Берлина.

Иван Одарченко

   Позировал скульптору Е.В. Вучетичу для памятника солдата Иван Степанович Одарченко. На память Вучетич подарил Иван Степановичу свою фотографию с надписью: «Дорогому другу И. С. Одарченко в память о берлинском памятнике». Интересно, что Иван Одарченко до войны работал на… Магнитогорском комбинате. Памятник «Тыл — фронту» в Магнитогорске считается первой частью триптиха, состоящего также из монументов «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. И это совпадение невольным образом красиво закольцевало всю композицию.

Светлана Котикова

   Ребенка ваяли с трехлетней дочери русского коменданта Светы Котиковой, впоследствии ставшей актрисой. Зрителям она запомнилась по фильму «Ох уж эта Настя!».


ПЛАКАТЫ «ДОЙДЕМ ДО БЕРЛИНА», «КРАСНОЙ АРМИИ — СЛАВА!»

   В 1944 году художнику Л. Голованову в плакате «Дойдем до Берлина!» удалось создать запоминающийся образ воина.
  Прототипом улыбающегося богатыря на марше стал реальный герой — снайпер Василий Голосов, фронтовые портреты которого легли в основу знаменитого листа. Уроженец Тульской области Голосов был знаменитым снайпером. Он лично уничтожил более 400 фашистов, командовал легендарной снайперской ротой.
  На переднем плане изображен сидящий на пне возле окопа молодой советский солдат, спокойными, неспешными движениями натягивающий сапог. Рядом лежит его автомат. С другой стороны на обочине дороги валяется проломанная немецкая каска. По фронтовой дороге едут танки и машины, идет пехота и конница.
   Он смотрит на нас с улыбкой, весь его облик дышит спокойствием и уверенностью.
  «Дойдем до Берлина!» — такое сочетание изображения и текста вносит в плакат напряжение, повышает его содержательность, придает ему убеждающую силу и у нас не возникает сомнения, что обещание будет выполнено.

   Позднее, в 1946 году Голованов еще раз возвращается к этой теме. В плакате «Красной Армии Слава!» изображается стоящий возле стены рейхстага солдат в парадной форме, на груди его ордена и медали, на плечах офицерские погоны. На стене видна надпись: «Берлин», а над головой солдата изображен уже знакомый плакат «Дойдем до Берлина!». Обещание, некогда данное, выполнено.
  Солдат с плаката «Красной армии – слава! Дошли!» никогда не был в Берлине и умер до выпуска легендарного постера.
  Бравый боец с вихрастой челкой на знаменитом плакате советского художника Леонида Голованова – не рядовой солдат, а один из лучших снайперов Великой Отечественной войны, который, увы, в реальности не дошел до Берлина. Сам он никогда этого произведения не видел, да и в Берлине никогда не был – мало кто знает, что, когда плакат создавался, «веселого солдата» уже не было в живых — он погиб за два года до Победы.
   Чтобы стать снайпером, стрелок должен был владеть винтовкой с оптическим прицелом, – рассказывает историк Рой Медведев. – Во время войны существовали целые школы снайперов, где учили не только стрелять, но и маскироваться, ориентироваться на местности, выслеживать противника.
   По словам историка, снайперы в годы Великой Отечественной войны считались элитой. О них много писали военные корреспонденты, о них снимали кинохроники. Так было и с Василием Голосовым. Зимой 1943 года он отличился в бою и с тех пор стал регулярно попадать в газеты.
   Сам Голосов, по воспоминаниям, не кичился славой, но очень трепетно относился к своей награде – именной винтовке, которую получил во время сбора снайперов летом 1943 года от командования именной винтовке, которую получил от Юго-Западного фронта.
   На винтовке в фамилию Василия Ивановича вкралась ошибка. Там было написано «Колосову В. И.». Его это страшно огорчало, – рассказывает Мирошниченко.
   Именная винтовка прослужила недолго. В августе 1943-го Голосов погиб. Он находился в штабе полка в лесу в районе села Долгенькое, когда немецкая авиация совершила налет. Голосов получил смертельное ранение в грудь и был похоронен в братской могиле. В октябре того же года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
   Плакат писали по зарисовке.
   У автора плаката Леонида Голованова не было задачи увековечить именно Голосова. В 1944 году Голованов получил заказ от студии написать плакат на тему «Дойдем до Берлина!» В материалах он отыскал портрет Голосова.
  Многие художники создавали на плакатах обобщенный образ, а Голованов хотел написать конкретного человека, потому что к такой работе отношение более теплое, – объясняет Соколов. – Тем более что Голосова знали.
   На плакате 1944 года – улыбающийся боец на фоне колонны советских войск, направляющейся на запад. Уже после окончания войны Голованов написал еще один плакат, который стал одним из символов Победы и в народе стал называться просто «Веселый солдат». На нем – фрагмент старого плаката и все тот же симпатичный боец, но уже на фоне стены с надписью «Дошли!»
   Так исполнилась мечта лейтенанта Василия Голосова, погибшего в 1943 году.


ПЛАКАТ «РОДИНА-МАТЬ ЗОВЕТ!»

   Лицо женщины, изображенной на знаменитом агитационном плакате времен Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет!», знакомо всем. Главной задачей художника Ираклия Тоидзе было создание обобщенного образа женщины-матери, в которой каждый солдат мог бы увидеть свою маму. Тем не менее, у этого образа-символа был реальный прототип – Тамара Тоидзе.
  Плакат был создан в самом начале войны, через несколько дней после вторжения немецких войск, в июне 1941 г. В те времена появлялось множество подобных агитационных плакатов и патриотических песен, призванных вдохновить людей на борьбу с врагом. Однако именно этот плакат стал самым популярным и узнаваемым.
   Потомственный грузинский художник Ираклий Тоидзе на тот момент уже прославился как иллюстратор – он был автором рисунков к поэме «Витязь в тигровой шкуре». По его рассказам, он как раз работал над ними, когда 22 июня 1941 г. в комнату вбежала его жена, Тамара Тоидзе, с криком: «Война!». Рукой она инстинктивно указывала на распахнутую дверь, из-за которой доносились сообщения о начале войны Совинформбюро, переданные по уличному репродуктору. Этот жест вдохновил художника на создание плаката.
    «Стой так и не двигайся!» – попросил он тогда жену и тут же принялся делать наброски.
   Тамаре на тот момент было 37 лет, но выглядела она значительно моложе, и чтобы создать обобщенный образ матери, художник изобразил женщину старше прототипа.
   Как утверждает сын художника, слова «Родина-мать» художник позаимствовал из произведения своего любимого поэта Андрея Белого. В сборнике его стихотворений Ираклий Тоидзе подчеркнул карандашом строки: «Позволь же, о Родина-мать, в глухое, сырое раздолье, в раздолье твое прорыдать».
    Плакат был готов уже к концу месяца и размножен миллионными тиражами. Его расклеивали по всей стране – на вокзалах и сборных пунктах, на фабриках и заводах, на стенах и заборах. Идея плаката была настолько близка и понятна каждому, что солдаты носили его уменьшенные репродукции размером с почтовую открытку в нагрудных карманах своих гимнастерок, а если приходилось сдавать населенный пункт фашистам, бойцы, отступая, срывали плакаты «с мамой» и уносили с собой.
  Сегодня некоторые исследователи высказывают сомнения по поводу времени и обстоятельств создания этого плаката. Некоторые из них утверждают, что «Родина-мать» была создана еще до начала войны, а другие – что Тоидзе позаимствовал жест призыва к действиям не у своей жены, а у авторов уже существующих зарубежных агитационных плакатов на военную тематику. Третьи уверены в том, что приподнятая и отведенная назад рука – это характерный жест эмоциональных женщин-грузинок.
   Как бы там ни было, сила воздействия «Родины-матери» была необыкновенной: плакат вдохновлял людей так же, как песня «Священная война». Вряд ли это было бы возможно, если б художник создал всего лишь портрет своей жены. Образ действительно был собирательным, что подтверждает и сын художника: «Образ женщины с плаката, конечно, во многом обобщенный. Мать очень красивая была, но отец упростил ее образ, сделал понятным всем…». Именно поэтому этот образ стал настоящим символом той эпохи и силы духа народа, поднявшегося на борьбу с фашизмом.


СКУЛЬПТУРА «РОДИНА-МАТЬ».
КИЕВ, УКРАИНА

   Памятник Родина — мать возвышается на правом берегу Днепра, являясь самым высоким монументом на территории Украины и одним из самых высоких в мире.
   Родина-мать видна практически отовсюду с левого берега Днепра, 102 метра камня и нержавеющего железа, столь грандиозное монументальное сооружение не остаётся незамеченным никем, и является одним из самых популярных памятников Киева.
   Сама скульптура Родины матери без пьедестала достигает высоты 62 метра, основание — 40 метров, внутри которого находится музей истории второй мировой войны.
  Главным архитектором был назначен Евгений Вутечич. Но Евгений Вутечич вскоре скончался, и главным скульптором памятника стал Василий Захарович Бородай.
   Бородай значительно изменил проект, сделав его более умиротворённым, теперь она не защищалась щитом, и угрожала мечём, а поднимала руки вверх, показывая триумф.

Галина Кальченко

   В качестве модели лица скульптуры Родина мать, Бородай изобразил свою коллегу, скульптора Галину Кальченко, талантливую и красивую, но рано ушедшую из жизни.
   Галина Кальченко известна как создатель памятников Лесе Украинке, Ивану Котляревскому и Марии Заньковецкой в Киеве, бюста М.К. Янгелю в Железногорск-Илимске Иркутской области.


МОНУМЕНТ «МАТЬ — РОДИНА».
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, РОССИЯ

    Мать — Родина — монумент, установленный в Санкт-Петербурге на Пискарёвском мемориальном кладбище.
   Шестиметровая бронзовая скульптура на каменном постаменте изображает женщину, держащую в руках гирлянду дубовых листьев — символ вечности. За скульптурой находится каменная стена, на которой высечены строки Ольги Берггольц:

Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто.    

   Помимо стихотворных строк, на стене можно видеть силуэты людей, идущих навстречу друг другу.
  Авторы ансамбля — архитекторы А.В. Васильев, Е.А. Левинсон, скульпторы В.В. Исаева и Р.К. Таурит («Родина-мать» и рельефы на боковых стенах), М. А. Вайнман, Б. Е. Каплянский, А.Л. Малахин, М.М. Харламова (горельефы на центральной стеле).

Елена Сидорова

   Прообразом этой 6-метровой скульптуры стала натурщица Мухинского училища Елена Сидорова.
  Звездный час Елены Сидоровой пробил после того, как один знаменитый скульптор в начале 60-х годов предложил ей позировать для фарфоровой статуэтки балерины. В те годы эти хрупкие фигурки украшали чуть ли не каждую советскую квартиру. Фарфоровые балерины пользовались бешеным спросом в нашей стране. Кстати, до сих пор этих куколок можно увидеть на прилавках некоторых антикварных магазинов.
   В конце 50-х годов Елене Сидоровой посчастливилось позировать для монумента «Родина-мать», который позже установили на Пискаревском мемориальном кладбище.
   Кроме своей вдохновенной внешности и горделивой осанки, она имела и героическое прошлое: пережила Блокаду, спасала раненых в тылу, носила им воду, тушила фашистские зажигалки. Скульптор Роберт Таурит после этих откровений сразу утвердил натурщицу. Однако стоит заметить, что её в скульптуре только фигура, руки, складки на юбке. Чтобы зафиксировать руки в нужном положении, мастер давал девушке вафельное полотенце.
    Ее работу, растянувшуюся на год, оценили по рублю в час. И даже по завершении скульптуры единственная награда, которая ждала натурщицу, — бокал шампанского в компании Роберта Карловича. Да еще, пожалуй, приглашение на торжественное открытие грандиозного мемориала, ставшего символом мужества ленинградцев. Она скромно стояла в толпе и гордилась тем, что в Матери-Родине есть и ее частица. Скульптура получилась величественной.


ПАМЯТНИК «ТЫЛ — ФРОНТУ».
МАГНИТОГОРСК, РОССИЯ

   Памятник «Тыл — фронту» считается первой частью триптиха, состоящего также из монументов «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке.
  К моменту строительства монумента «Тыл — фронту» автор двух других упомянутых памятников, Евгений Викторович Вучетич, уже скончался. Авторы монумента: скульптор — Лев Николаевич Головницкий, архитектор — Яков Борисович Белопольский.
    Материал — бронза, гранит. Высота — 15 метров.
   Памятник представляет собой двухфигурную композицию рабочего и воина. Рабочий ориентирован на восток, в сторону Магнитогорского металлургического комбината. Воин — на запад, в сторону, где во время Великой Отечественной войны находился враг.
   Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала, потом был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине. В композицию также входит каменный цветок из карельского гранита с вечным огнём.
   В связи с тем, что по статистике каждый третий снаряд и каждый второй танк был сделан из магнитогорского металла, было принято решение о возведении памятника в Магнитогорске. На берегу реки Урал был возведён 18-метровый искусственный холм. Основание холма укреплено железобетонными сваями.
   Памятник изготовлен на Ленинградском заводе монументальных скульптур.
   Монумент открыт 28—29 июня 1979 года.
  Символично, что для монумента в Берлине позировал бывший рабочий Магнитки, солдат Иван Одарченко, который в 1979 году приезжал из Москвы в Магнитогорск на открытие последнего памятника трилогии о Мече Победы.


МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ХАТЫНЬ». БЕЛОРУССИЯ

СКУЛЬПТУРА НЕПОКОРЁННЫЙ ЧЕЛОВЕК

   Хатынь – бывшая деревня Логойского района Минской области, является символом трагедии белорусского народа времён Второй Мировой войны. Была полностью уничтожена фашистами весной 1943 года. Жителей согнали в огромный сарай, а непокорных расстреливали в упор.
   В 1969 году, на месте бывшей деревни Хатынь, был построен мемориальный комплекс.
   Архитекторы мемориального комплекса Хатынь: Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин.
   Скульптор мемориального комплекса Хатынь: народный художник БССР – С. Селиханов.
  Скульптура Непокорённого человека размещена в центральной части мемориального комплекса Хатынь. Высота скульптуры составляет шесть метров. Она представляет собой собирательный образ жителя деревни с мёртвым мальчиком на руках.

Иосиф Каминский

   Прототипом образа является кузнец деревни Иосиф Каминский, единственный выживший из взрослых в деревне Хатынь. Он отыскал среди тел погибших своего тяжело раненого сына, который скончался от полученных ран на его руках.
    Иосиф Каминский умер в 1973 году.

 Материал подготовлен: Н.В. Жуковой,
библиотекарем Центральной библиотеки им. Н.Крупской

Монумент Родина-мать — Путеводитель по Киеву

Верхний совет

Для посещения вершины нужно быть здоровым ценность. Однако самым известным из них, безусловно, является Монумент «Родина-мать».

Статуя высотой 102 метра из нержавеющей стали представляет собой настоящую сокровищницу для каждого киевлянина. Расположенный на высоте 62 метра над главным зданием музея, он предлагает прекрасную перспективу и вид на посетителей, которые приближаются к нему. При общем весе 560 тонн это один из самых тяжелых предметов такого рода в музее. Что характерно для этого выдающегося памятника, так это его меч и щит с гербом Советского Союза. Обе эти части памятника видны издалека и их легко обнаружить.

Первым изобретателем ее внешнего вида является советский скульптор Евгений Вулчетич, который нарисовал статую украинской художницы Нины Данилелко, но позже дизайн переняла украинский скульптор Галина Кальченко. Она также известна как дочь премьер-министра Украины Никифора Кальченко. В итоге она оказалась в руках скульптора Василия Бородая.

Цель памятников – подчеркнуть достижения народа во время Второй мировой войны. Таким образом, не стоит выделяться, какое большое историческое и культурное значение имеет этот памятник для украинцев. Вокруг этой статуи ходит несколько слухов и легенд. Одна из самых популярных связана с ее изобретателем Евгением Вучетичем, который еще в 19-м веке пересек Лаврские горы вместе с кораблем партийных чиновников.70-х годов с целью создания памятного места, связанного с войной. Как автор двух других самых популярных советских статуй с военным подтекстом, он был очень заметным художником с почтительным прошлым. Однако после его смерти в 1974 году брови остались единственным, что осталось от первоначальной статуи. Он был переработан Василием Бородаем и сегодня имеет тот вид, которым он руководил.

Туристам будет интересно узнать, что у памятника есть невидимая часть, которая уходит в глубину на 18 метров, чтобы сохранить его устойчивость. Землетрясение силой 9 балловПо словам сотрудников музея, падение по шкале Рихтера может быть легко вынесено статуей. Имея это в виду, вы можете ясно увидеть, насколько важна роль той невидимой части, которая обеспечивает устойчивость памятника.

Если у вас хорошее здоровье, вы можете подняться на вершину щита по лестнице в ее руке. Гид из музея должен будет прийти с вами, и он даст вам безопасную твердость. Виды сверху невероятные.

В общем, посетителям всегда приятно увидеть этот великолепный памятник истории, ведь он действительно производит незабываемое впечатление.

Вид с вершины монумента Родина-мать


4.5


Ограниченный английский

15 сентября 2021 г.

Веб-сайт

Лавра, памятники, Родина-мать, Музей, Виды

Музеи, развлечения

Ближайшее метро
Дружбы Народов, Арсенальная
Адрес
Монумент Родина-Мать, улица Запечерная, Киев, Украина
Открыть
Каждый день

Как найти Как только вы войдете в парк после Перческой Лавры, вы увидите ее стоящей вдалеке

Родина — ACC Art Books UK

Автор (автор) Моника Джунжа

Автор (автор) Сумати Рамасвами

24,95 фунтов стерлингов

Войдите, чтобы добавить это в свой список желаний.

  • Междисциплинарный научный каталог посвящен Родине
  • Важная серия фотоперформансов известной художницы Пушпамалы Н. об индийской нации в образе женщины, матери и богини

Полное описание

В этом междисциплинарном научном каталоге рассматривается Родина , важная серия фотоперформансов известной художницы Пушпамалы Н., посвященных индийской нации в образе женщины, матери и богини. Сериал показывает, как Пушпамала принимает множество воплощений Матери Индии: юную красоту и святую отреченность; воинственная богиня, носящая гирлянду из черепов или получающая в жертву голову воина; мать-хирург, активизирующая рождение образцовых граждан; и обездоленная вдова, согнутая годами жалкого труда. При этом она показывает, что нации придуманы, как и национальные воплощения. Задача художника — раскрыть составные части таких изобретений.

Об авторе

Моника Джунеха — профессор глобальной истории искусств Гейдельбергского университета. Ее исследования и публикации посвящены транскультурации и визуальной репрезентации, дисциплинарным практикам истории искусства в Южной Азии, гендерной и политической иконографии, истории визуальности в Южной Азии раннего Нового времени, а также истории и наследию архитектуры. Она является автором недавно опубликованной книги «Катастрофа как изображение: иконографии и медиа-стратегии в Азии и Европе»; Евразийские вопросы: Китай, Европа и транскультурный объект . Ее готовящаяся к выпуску книга называется «. Можно ли сделать историю искусства глобальной?». Медитации с периферии . Моника Джунжа редактирует серию Visual and Media Histories (Routledge), входит в редакцию Visual History of Islamic Cultures (De Gruyter), Ding, Materialität, Geschichte (Böhlau), Ästhetische Praxis (Brill ), История гуманитарных наук (University of Chicago Press), и является соредактором Журнала транскультурных исследований . Сумати Рамасвами — почетный профессор истории и международных сравнительных исследований Джеймса Б. Дьюка в Университете Дьюка, Дарем, Северная Каролина, США. Она опубликовала множество публикаций по языковой политике, гендерным исследованиям, пространственным исследованиям и истории картографии, визуальным исследованиям и современной истории искусства, а в последнее время — цифровым гуманитарным наукам и истории филантропии. Ее опубликованные работы включают Ганди в галерее: Искусство неповиновения; Богиня и нация: составление карты Матери-Индии ; и Husain’s Raj: Visions of Empire and Nation , среди прочих. Ее цифровые кураторские проекты включают Going Global in Mughal India (https://sites.duke.edu/globalinmughalindia/) и B для Бапу: Ганди в искусстве ребенка в современной Индии (https://sites .duke.edu/bisforbapu/). Она является соучредителем Tasveerghar: цифровой сети популярной визуальной культуры Южной Азии (www.tasveerghar.net).

Технические характеристики

Издательство
Роли Букс
ISBN
9789392130113
Опубликовано
3 октября 2022 г.