Александр невский николай черкасов: (Nikolay Cherkasov) — — — (1938) —

«Александр Невский» (1938) — смотреть фильм бесплатно онлайн в хорошем качестве 720 HD на портале «Культура.РФ»

Кино

Каталог фильмов

Семейное

100 фильмов для школьников

История России

1938

111 мин

СССР

Начать просмотр

Особенности фильма

Фильм «Александр Невский» для государственного заказа, которым он и являлся, получился на редкость качественным и совершенно не политизированным. Хотя, как ни странно, именно по политическим соображениям он был довольно быстро изъят из проката. В 1938 году отношения СССР с Германией были еще чрезвычайно дружелюбными, и кинолента о разгроме тевтонских рыцарей на Чудском озере казалась не совсем политкорректной. И только в 1941 году, после начала Второй мировой войны, лента Сергея Эйзенштейна заняла свое достойное место в отечественном кинопрокате.

Надо сказать, что сценарий переписывался несколько раз по указанию историков, консультировавших картину, причем первый вариант сценария под названием «Русь» историк Михаил Тихомиров язвительно назвал «издевкой над историей» и буквально заставил сценаристов все переписывать заново.

И все-таки эта картина относится к одной из лучших работ Сергея Эйзенштейна. Музыку к фильму писал сам Сергей Прокофьев, причем у него получилась полноценная симфония, с использованием хора. Впоследствии симфоническая картина «Александр Невский» часто транслировалась как самостоятельное музыкальное произведение.

Актерский состав

Все актеры, игравшие в фильме «Александр Невский», были утверждены на роли практически без кастинга. Ведь уже на стадии замысла режиссер знал, кого будет снимать.

Главную роль сыграл один из любимейших актеров Эйзенштейна — Николай Черкасов. На тот момент он был уже очень популярным. Снимаясь с 1927 года, Черкасов исполнил множество ярких ролей — в таких фильмах, как «Петр Первый», «Дети капитана Гранта» и многих других. Роль богатыря Василия Буслая досталась народному артисту СССР Николаю Охлопкову, а Гаврилу Олексича сыграл известный артист Андрей Абрикосов, который начинал сниматься еще в немых фильмах.

Совершенно превосходной была и съемочная группа. Помимо настоящего мастера кинематографа Сергея Эйзенштейна, над фильмом работал невероятно талантливый оператор Эдуард Тиссэ. Его операторский прием динамичной съемки батальных сцен и движения позволили создать эффект присутствия зрителей внутри картины.

Съемочный процесс

Вообще, фильм «Александр Невский» положил начало использованию множественных приемов, которые пережили все стадии развития кинематографа и пользуются популярностью по сей день, даже в век компьютерных технологий. Так, при съемке сражений использовался параллельный монтаж, быстрая смена планов и другие находки, которыми успешно пользуются до сих пор.

Сам съемочный процесс был очень масштабным и очень трудоемким, при этом времени на съемки было отведено очень мало. Так как картину снимали весной, то найти прочный и большой лед в это время года не представлялось возможным. Тогда было принято решение ключевую сцену сражения снимать в павильоне. Построили огромную декорацию, посыпали асфальт солью и мелом, добавили много белой краски и жидкого стекла и получилась довольно достоверная имитация льда. Были в фильме и натурные съемки, которые проходили на исторической родине Александра Невского — в селе Городище недалеко от Переславля-Залесского.

Фильм вышел на экраны с очень плохой звуковой дорожкой, которую режиссер побоялся трогать, так как именно в таком варианте картина была одобрена Сталиным.

«Александр Невский» обрел широкую популярность моментально. Его многократно цитировали, его костюмы брали за образец костюмеры всего мира, а одна из его батальных сцен полностью была повторена в одной из частей фильма «Властелин колец».

Информация для учителя.

Лекция о фильме «Александр Невский»

«Александр Невский» (Сергей Эйзенштейн, 1938)

Николай Изволов201611 мин

Лекторы: кинокритик Николай Изволов, актеры Виктор Добронравов и Владимир Конкин.

В ролях: Николай Черкасов, Андрей Абрикосов, Дмитрий Орлов, Николай Арский, Варвара Массалитинова, Валентина Ивашева, Николай Охлопков

Режиссёры: Сергей Эйзенштейн, Дмитрий Васильев

Биография

Каталог фильмов

Фильмы

Историческое

Семейное

100 фильмов для школьников

В подборках

5 легендарных исторических фильмов

Исторические фильмы Сергея Эйзенштейна

Право художника на вымысел

Героям всех времен посвящается

Список Гарварда: лучшие фильмы в истории кинематографа

Александр Невский: история жизни и образ в искусстве

Смотрите также

Все фильмы 

Жить!

202287 мин

Живые мемории. 10-я серия. Павел Зайцев

документальное202216 мин

Живые мемории. 9-я серия. Ольга Адамова-Слиозберг

документальное20229 мин

Живые мемории. 8-я серия. Петр Перцов

документальное202210 мин

Живые мемории. 7-я серия. Антон Туркул

документальное20228 мин

Живые мемории. 6-я серия. Василий Комарденков

документальное202214 мин

Живые мемории. 5-я серия. Александр Энгельгардт

документальное202211 мин

Живые мемории. 4-я серия. Анна Достоевская

документальное202210 мин

Живые мемории. 3-я серия. Александра Толстая

документальное202211 мин

Живые мемории. 2-я серия. Ариадна Тыркова-Вильямс

документальное202212 мин

Живые мемории. 1-я серия. Сергей Рахманинов

документальное202210 мин

Малые народы большой страны. Камчатский край

документальное202260 мин

Джазист

документальное2021

Лятиф (Лицом к лицу / Большое в малом)

агитфильм193049 мин

Госфильмофонд России

Его превосходительство (Губернатор и сапожник)

драма192758 мин

Госфильмофонд России

Подпишитесь на рассылку портала «Культура. РФ»

Рассылка не содержит рекламных материалов

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.

© 2013–2022, Минкультуры России. Все права защищены

Контакты

E-mail: [email protected]

Нашли опечатку? Ctrl+Enter

При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна

Любимец Сталина. Как Николай Черкасов попал на орден Александра Невского | Персона | КУЛЬТУРА

Известнейший советский актер Николай Черкасов родился в Петербурге 27 июля 1903 года. Артист, который появился на экранах еще в эпоху немого кино, сумел достичь всесоюзной славы, благодаря фундаментальным историческим ролям. SPB.AIF.RU рассказывает, как сложилась судьба актера Николая Черкасова.

Смерть от трамвая

Один из самых значимых артистов советского кинематографа появился на свет в Петербурге, в семье железнодорожного служащего.

Роды шли трудно. Медикам даже пришлось использовать специальные щипцы, чтобы достать мальчика. От этого над висками у Черкасова в дальнейшем остались две небольшие вмятины.

Ближе к 1909 году семья будущего актера перебралась в просторную четырехкомнатную квартиру в доме на нынешней 10-й Красноармейской улице. Именно отсюда маленький Николай пошел в гимназию № 10.

О театре и о ролях в только еще зарождающемся кинематографе мальчик, конечно, не мечтал. Однако когда Черкасов впервые в жизни попал на спектакль «Руслан и Людмила» в Мариинском театре, он был пленен и встревожен, впоследствии охарактеризовав свое впечатление как нечто «волшебное». Чуть позднее у Николая проснулся интерес и к музыке. В одиночку он бывал на концертах графа Шереметьева, утренниках в филармонии и даже ездил в Павловск, где выступали знаменитые музыканты.

Особенно юный Черкасов был пленен выступлениями своего кумира – Федора Шаляпина.

Школьное обучение было окончено в 1919 году. Тогда, выбирая себе профессию, Николай Черкасов за компанию с друзьями решил поступать в Военно-медицинскую академию.

Документы были поданы, но стать врачом будущему киноартисту не дал случай. Черкасов стал свидетелем страшного происшествия: на его глазах прохожий попал под трамвай. От вида крови юноша испытал ужас и понял, что медицина – ложный для него выбор.

Героический образ артиста, одобренный вождем. Фото: www.globallookpress.com

Тогда 16-летний Черкасов поступил в студию мимистов, а после был зачислен в Петроградский (Мариинский) академический театр оперы и балета. Здесь на премьере оперы «Вражья сила» молодой артист смог даже завести знакомство с Федором Шаляпиным, вокалом которого совсем недавно восторгался лишь издалека.

Уже с 1920 года Николай Черкасов начал танцевать в спектаклях Студии молодого балета и в экспериментальных пантомимических постановках театрально-исследовательской лаборатории.

Позднее артист поступил в Институт сценических искусств, где вместе с сокурсниками создал популярный эстрадный номер «Чарли Чаплин, Пат и Паташон». Рослый Черкасов исполнял роль долговязого Пата. В дальнейшем именно этот номер помог Черкасову поступить в Ленинградский ТЮЗ, где актер стал получать и драматические роли. В спектакле «Дон Кихот» он блестяще исполнял главного героя.

Одобрение вождя

Первой киноработой Черкасова стала немая картина 1927 года «Поэт и царь», где артисту досталась роль парикмахера. Сам актер признавался, что после выхода ленты считал, что больше сниматься его не позовут. Черкасов ужаснулся своей худобе и высокому росту на экране.

Впрочем, у режиссеров было иное мнение. Следующими работами Черкасова в кино стали картины «Его превосходительство», «Мой сын» и «Луна слева». В ленте «Мой сын» артист вновь исполнил долговязого Пата. Этот образ настолько навис над Черкасовым, что актер принял решение перейти из ТЮЗа в Ленинградский театр «Мюзик-холл».

В 1929 году Черкасов познакомился с юной актрисой Ниной Вейтбрехт. Вскоре у пары состоялась свадьба, а спустя пару лет на свет появилась дочка. Это обстоятельство подтолкнуло Черкасова к новой смене театра – молодому отцу было важно, чтобы на новом месте работы не пришлось гастролировать.

Вместе с тем артист активно снимался в немом кино, а в 1932 году была первая роль в звуковом фильме «Встречный». Здесь Черкасову нужно было исполнить постового милиционера.

Профиль Николая Черкасова в роли Александра Невского на одноимённом ордене. Фото: Commons.wikimedia.org

Популярность актера росла. В 1930-х он сыграл в комедии «Горячие денечки» с Яниной Жеймо, а следом вышла лента «Дети капитана Гранта», где Черкасов воплотил профессора Паганеля. Этот фильм был настолько успешен, что у артиста уже не было отбоя от предложений. Самыми значимыми из них были роли цесаревича Алексея в ленте «Петр Первый» и профессора Полежаева в исторической драме «Депутат Балтики». Картинам рукоплескали. «Депутат Балтики» принес Черкасову звание заслуженного артиста РСФСР.

Однако одной из сложнейших работ стала главная роль в фильме великого режиссера Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». При этом Черкасов опасался работать с постановщиком, зная, что тот нередко подавляет индивидуальность артиста. Им было действительно тяжело вместе, но Эйзенштейн настоял на продолжении съемок.

Перед выходом на экран фильм показали Иосифу Сталину, который распорядился вымарать, по его мнению, не к месту включенные эпизоды, после чего картину показали публике. В 1941 году Черкасов был удостоен за роль Александра Невского Сталинской премии. Чуть позже в СССР появился орден Александра Невского. На нем, по требованию вождя, был изображен профиль Николая Черкасова.

Роль Грозного

За два года до начала Великой Отечественной войны в семье Черкасовых случилось горе – умерла новорожденная дочь. В 1941 году у артиста появился сын, которого назвали Андреем, а после началась страшная страница в истории государства. Старшая дочь погибла в 1942 году в блокадном Ленинграде вместе с дедушкой – тестем артиста.

Трагедии, идущие одна за другой, сильно пошатнули здоровье Черкасова. Артист в это время был в эвакуации в Новосибирске. Там он создал концертную агитбригаду, которая выступала на кораблях Балтийского флота.

Но даже во время ВОВ режиссер Сергей Эйзенштейн продолжал снимать кино. Весной 1943 года в Алма-Ате он создавал «Ивана Грозного». На главную роль постановщик пригласил именно Черкасова, подарив артисту его самую значимую работу в кинематографе. После окончания ВОВ началась работа и над второй серией картины, однако Сталин, как и Черкасов, не приняли характерных изменений Ивана Грозного, и ленту положили на полку аж на 11 лет.

На рубеже 1940-1950-х годов актеру доставались роли в картинах, которые не представляли собой ничего выдающегося. Выпускались историко-биографический фильмы, где артист воплощал однотипных персон русской культуры и науки. Среди прочих он сыграл Горького и Маяковского. В театре ролей было мало – Черкасову просто не хватало времени.

Кроме того, артист был занят не только творчеством, но и активной общественной деятельностью. Еще до войны он подал заявление на вступление в партию, а позднее стал депутатом Верховного Совета РСФСР. Черкасов старался помочь многим людям. Режиссер знаменитого ленинградского БДТ Георгий Товстоногов впоследствии говорил, чтобы собрать всех людей, которым помог артист на своем посту, пришлось бы арендовать стадион.

Болезнь легких

Новой значимой роли в кино Черкасову пришлось ждать аж до весны 1956 года. Режиссер Григорий Козинцев предложил артисту главную роль в фильме «Дон Кихот». Картина после выхода на экраны имела оглушительный успех. Заслуги самого Черкасова были отмечены за рубежом – его наградили званием лучшего актера на фестивале в Канаде.

В начале 1960-х режиссер Георгий Натансон решил перенести пьесу Самуила Алешина «Все остается людям» на экран. Картину ставили на «Ленфильме». Одну из ролей предложили Черкасову, который до этого не снимался в кино уже около пяти лет. При этом режиссеру пришлось просить Георгия Товстоногова лоббировать окончательное утверждение артиста. Черкасов снимался в ленте уже будучи сильно больным – у него была эмфизема легкого. Врачи запрещали ему курить, но тайком артист все равно затягивался сигаретой.

Николай Черкасов в сложнейшей для себя киноработе режиссера Сергея Эйзенштейна. Фото: www.globallookpress.com

В июне 1964-го за роль в картине «Все остается людям» он был удостоен Ленинской премии, однако из театра артист был уволен, когда пришло распоряжение сократить актерские кадры. Для больного Черкасова это был серьезный удар.

Тем не менее он еще нашел в себе силы на проведение отчетно-выборной конференции Ленинградского отделения ВТО в 1966 году, а далее попал в больницу. Оттуда Черкасов уже не вышел.

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk. com/aif_spb.

Александр Невский | Текущий | Коллекция «Критерий»

Вышедший в конце 1938 года Александр   «Невский » стал не только первым звуковым фильмом Сергея Эйзенштейна, но и политическим возвращением режиссера. Этот самый известный из советских артистов не снимался ни в одном фильме с 1929 года. Бесплодная поездка в Голливуд ослабила его положение во все более жестко регламентированном Советском Союзе; он сначала потерпел фиаско Que   Viva   Мексика ! а тут катастрофа недостроя Бежин   Луг .

Весной 1937 года царь советского кино Борис Шумяцкий предоставил Эйзенштейну на выбор несколько исторических сюжетов, включая святого воина XIII века Александра Невского и его победу над немецкими рыцарями Тевтонского ордена. Эйзенштейн выбрал Невского, потому что о нем было относительно мало известно — следовательно, рассудил режиссер, он будет работать с меньшими ограничениями. Эйзенштейн сказал своему коллеге Михаилу Ромму, что найдет актера и выберет его, и «весь мир скоро поверит, что настоящий Невский был таким же, как мой актер». Действительно, художнику Павлу Корину 19 лет.42–43 триптих Александр   Невский явно создан по образцу актера Николая Черкасова, чье присутствие в Невском служило Эйзенштейну политической страховкой.

Импозантная фигура с громким голосом, 34-летний Черкасов начал свою карьеру в качестве комика мюзик-холла, но стал звездой, не говоря уже о Государственном артисте и члене Верховного Совета, сыграв нескольких стойких героев, среди которых им цесаревич Алексей Петр   Великий . Актер был не единственным официальным фаворитом, связанным с постановкой. Соавтор Эйзенштейна Петр Павленко был верным сталинистом и, вполне вероятно, агентом тайной полиции. Их сценарий был завершен в ноябре 1937 года. Невский завершился на несколько месяцев раньше запланированного, отчасти потому, что Эйзенштейн смог передать большую часть фактического направления Дмитрию Васильеву, назначенному им в студии сторожевому псу.

Хоть и пропагандист, Александр   Невский практически не зависит от диалога в своем воздействии. Ближайшим сотрудником Эйзенштейна был выдающийся композитор Сергей Прокофьев, который, как писал режиссер, создал волнующие хоралы и пронзительные оратории, определившие «симфонический строй» Невского. Прокофьев принимал активное участие в контроле над записью звуковой дорожки фильма, часто разрабатывая звуковые эффекты в соответствии со спецификациями Эйзенштейна. В то время как большая часть его музыки была написана для отредактированных эпизодов, другие сцены были вырезаны, чтобы соответствовать уже записанной музыке — техника, которая тогда была широко известна в Голливуде как «Микки-Маусинг».

Пропитанный ксенофобией и едва ли необоснованным страхом перед иностранной агрессией, Александр   Невский был в равной степени синхронизирован с ситуацией в мире, в которой он был создан. В начальной сцене Невский, уже победивший шведов, демонстрирует силу своей личности, сражаясь с отрядом монгольских воинов. («По иронии судьбы, — как заметил биограф Эйзенштейна Рональд Берган, — этот эпизод «пропитан нордическим колоритом — высокие и светловолосые мужчины и женщины, в отличие от смуглых и бегающих глаз татар, спускающихся в мирную деревню, взаимозаменяемы с иконографией некоторых нацистских фильмов, снятых в Германии в тот же период»). 0027

Зрелище скелетных полей сражений и опустошенных городов, Александр   Невский создано как почти космическая борьба между добром и злом. Сцены подчеркивают зверства немцев против русских мирных жителей, а захватчики еще больше дегуманизируются своими зловещими рогатыми шлемами. А сердце фильма — 30-минутная сцена Ледового побоища. Триумф Эйзенштейна, как и Невского, этот стратегически заниженный и блестяще отредактированный микс массирования солдат и рубящего рукопашного боя — то ужасающий, то карнавальный — послужит прототипом батальных сцен в «9» Лоуренса Оливье.0003 Генри   V , Seven   Samurai Акиры Куросавы и Spartacus Стэнли Кубрика .

Необыкновенная декорация Невского впервые была снята — жарким летом — в подмосковной деревне. Кинематографист Эдуард Тиссе использовал фильтр, чтобы передать зимний свет; деревья были выкрашены в светло-голубой цвет и обсыпаны мелом; искусственный горизонт был создан из песка. Сам лед представлял собой смесь асфальта и расплавленного стекла. Это выдающийся инженерный подвиг: листы этого искусственного льда поддерживались плавучими понтонами, которые должны были сдуваться по сигналу, чтобы он разрушился под тяжестью тевтонских рыцарей в соответствии с заранее вырезанными шаблонами.

Эйзенштейн отвлекся от съемок, чтобы опубликовать в официальной газете статью Известия , проводя параллель между Невским и Сталиным — фильм заканчивается угрозой героя, что «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет — и на позднем этапе монтажа в студию позвонили в полночь с просьбой о предварительном просмотре в Кремле. Не будя Эйзенштейна, его помощники показали отснятый материал советскому диктатору. То, что в результате исчезла катушка, породило две теории: во-первых, катушка была ошибочно оставлена ​​в монтажной, и, поскольку Сталин не заметил пробела, было сочтено более благоразумным придерживаться его утвержденной версии, чем снова вставлять недостающую. материал. Вторая теория предполагает, что Сталин возражал против сцены, изображающей драку между новгородцами. Как бы то ни было, катушка была уничтожена.

Александр   Невский состоялась гала-премьера в Москве в конце ноября 1938 года, всего через два месяца после того, как Мюнхенское соглашение фактически расчленило Чехословакию и, по-видимому, оставило Советы в изоляции в их враждебном отношении к нацистскому режиму. Сталин публично поздравил Эйзенштейна, а в феврале следующего года режиссер вместе с Черкасовым был награжден орденом Ленина. Когда Невский открылся в США весной 1939 года, это было предвестником двухстраничного разворота в Life и был встречен восторженными, несколько недоверчивыми рецензиями. В The New York Times Фрэнк Ньюджент счел работу Эйзенштейна такой же выходящей за рамки «обычного критического анализа», как и американский памятник (тогда еще строившийся) на горе Рашмор.

Но если Александр   Невский был, безусловно, самым популярным за всю карьеру Эйзенштейна, он вряд ли был неуязвим для господствующих политических течений. Когда Советы и нацисты подписали пакт о ненападении 19 августа39, фильм был осторожно изъят из обращения — только для того, чтобы быть перевыпущенным через три года, когда нацисты вторглись на советскую родину. Возможно, самый пропагандистский фильм Эйзенштейна из когда-либо созданных, « Александр Невский » остается удивительно восторженным и опасно волнующим призывом к оружию.

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ (1938) | BFI

Альтернативные названия

  • РОССИЯ
    За работой
  • РУСС
    За работой
  • АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
    Альтернатива
  • ВОИН РОССИИ
    Альтернатива

Синопсис

Центральным эпизодом фильма является поражение тевтонских рыцарей в битве на льду Чудского озера. Русский вождь князь Александр Невский стал фигурой легендарной. Дублированная версия называется WARRIOR OF RUSSIA 9.0027

Написано 8-9.1937

Актеры и титры

      • Князь Александр Невский

        Николай Черкасов

      • Василий Буслай

        Николай Охлопков

      • Гаврило Олексис

        Александр Л. Абрикосов

      • Игнат, мастер-оружейник

        Дмитрий Орлов

      • Ольга, новгородская девица

        Вера Ивачева

      • Василиса, Псковитянка

        Анна Данилова

      • Амельфа Тимофеевна, мать Буслая

        Варвара Массалитинова

      • Павча, губернатор Пскова

        Василий Новиков

      • Домаш Твердиславич, новгородский боярин

        Николай Арский

      • Твердило, командующий Псковской армией, предатель

        Сергей К. Блиников

      • Фон Бальк, магистр Тевтонского ордена

        Владимир Ерхов

      • Анания, черный монах, приспешник Твердила

        Иван Лагутин

      • епископ

        Лев Фенин

      • черный монах

        Наум Рогожин

      • рыцарь Тевтонского ордена

        Н. Витовтов

      • рыцарь Тевтонского ордена

        А. Гульковский

      • Кубла Хан

        Лиан Кун

      • Псковский воин

        И. Клювкин

      • Микула

        П.