Адмирал лазарев википедия: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

Красный Кавказ (крейсер) — Википедия — Study in China 2023

«Красный Кавказ» (бывший «Адмирал Лазарев») — лёгкий крейсер Черноморского флота ВМФ СССР, модифицированный вариант лёгкого крейсера типа «Светлана»[Прим. 1].

У этого термина существуют и другие значения, см. Красный Кавказ.

Принимал участие в боевых действиях в составе Черноморского Флота в годы Великой Отечественной войны, стал первым гвардейским кораблём Черноморского флота.

Содержание

Show / Hide

История создания

Основная статья: Разработка и начало постройки лёгких крейсеров типа «Светлана»

Строительство было санкционировано в июне 1912 года по «Программе усиленного судостроения на 1912—1916 гг.»[2].

В Техническом бюро РСО под руководством подполковника М. И. Сасиновского был разработан эскизный проект, а затем и вычерчены теоретический и общего устройства чертежи легкого крейсера для Чёрного моря. Они были высланы фирме «Дж. Браун» (в Клайдбанке) для изготовления модели и испытания её в бассейне, что и было выполнено в мае 1913 года.

Крейсер был заложен на заводе «Руссуд» («Русское судостроительное общество» в городе Николаев 19 октября 1913 года. Кодовое имя — проект «Балашка». Наблюдающий за постройкой — корабельный инженер Н. И. Михайлов. К июню 1916 года корабль довели до 48 % готовности (от сдаточной). 28 мая при попытке спуска на воду корабль вошел в воду только частью кормовой оконечности. Только через полторы недели, когда поднялась вода в реке, двумя паровозами, шестью домкратами, плавучим краном и мерами по смещению центра тяжести удалось столкнуть будущий крейсер в воду. В январе 1918 года работы по достройке крейсера были прекращены при готовности 55 %.

Постройка корабля была прервана немецкими и украинскими властями, которые уволили рабочих завода и начали вывоз оборудования в Германию[источник не указан 2698 дней]. Центральный комитет по строительству легких крейсеров в Петрограде, оставшись без заводов, был вынужден разослать своим контрагентам письма такого содержания[3]:

Настоящим уведомляем, что вследствие занятия украино-германцами (имеется в виду Центральная Рада) города Николаева мы теперь лишены возможности принять изготовленное Вами оборудование для легких крейсеров типа «Адмирал Нахимов» и просим не отказать хранить их на ваших складах вплоть до нашего распоряжения.

Совет Труда и Обороны СССР в 1924 году принял решение о возобновлении строительства крейсера. Но решение тогда осталось на бумаге.

16 марта 1926 года Реввоенсовет принял разработанный в научно-техническом комитете проект достройки крейсера, для вооружения которого решено было взять с ушедших на слом балтийских кораблей восемь 203-мм орудий.

14 декабря 1926 года строившийся как «Адмирал Лазарев» (крейсер типа «Адмирал Нахимов», тот же «Светлана», только для Чёрного моря) корпус был переименован в «Красный Кавказ». Только в начале 1927 года недостроенный корпус поставили для очистки от ржавчины в док, который он покинул в апреле. Работы в минимальном объёме удалось начать только в сентябре, и только в мае 1929 года, после утверждения проекта достройки, они развернулись в полном объёме. План вооружения корабля новыми 180-мм дальнобойными орудиями руководство ВМС включило в «Программу строительства Морских сил РККА на 1926/27 — 1931 год», со сроком начала государственных сдаточных испытаний — 1 мая 1931 года (к празднику).

Строитель — Николаевский судостроительный завод (завод им. А.Марти — одноимённый с Ленинградской судостроительной верфью). Завод «Большевик» — изготовление 180-мм орудий. Ленинградский металлический завод — изготовление и монтаж башенных установок. Ижорский завод — броня башенных установок. Заведующий достройкой (главный строитель) — инженер Л. И. Попандопуло.

1 июня 1930 года крейсер вновь попал для проведения достроечных работ в док и 9 сентября покинул его (условная дата вторичного спуска на воду). Из-за очевидной невозможности достройки к назначенному сроку его переносят — раз, потом другой, затем ещё.

В 1931 году за успехи на военных манёврах корабль был награждён Орденом Трудового Красного Знамени ЗСФСР[4]

25 января 1932 года на корабле был поднят военно-морской флаг, символизирующий его вступление в состав Морских сил РККА.

«Красный Кавказ» — последний из строившихся в царской России кораблей, достроенных уже при Советской власти.

Конструкция

Характеристики корабля

Стандартное водоизмещение 7560 т, нормальное — 8200 т, полное — 9030 т.

Размеры: наибольшая длина 169,5 м; наибольшая ширина 15,71 м; осадка: при нормальном водоизмещении на миделе (в середине) 5,93 м; при полном водоизмещении — 6,17 м носом, 6,59 м кормой.

Скорость при наибольшей суммарной мощности — 26 узлов. Дальность плавания: при скорости 26 узлов — 700 миль; при скорости 14 узлов — 1490 миль.

Высота над ватерлинией: верхней палубы — 2,6 м, палубы бака от форштевня до 20-го шпангоута — 5,65 м; палубы бака от 20-го шпангоута до кормовой переборки зa 72-м шпангоутом — 4,75 м; палубы юта — 2,5 м; ходового мостика — 12 м; командно-дальномерного поста — 31 м; клотика — 37 м.[1]

Бронирование

Главный бортовой пояс из 75-мм крупповской цементированной стали: пояс от 0 до 133 шпангоута, шпация (расстояние между шпангоутами) 1200 мм. Бронеплиты длиной 6 метров, верхняя кромка пояса на уровне нижней палубы, нижняя кромка — на уровне платформ (межпалубных настилов) бортового коридора. Пояс высотой 2,1 м над водой при нормальном водоизмещении возвышался на 0,85 м.

Верхний броневой пояс бортов из крупповской цементированной стали толщиной 25-мм, как и нижний, от 0-го до 133-го шпангоута. Верхняя линия пояса на уровне верхней палубы, нижняя — на уровне важней палубы. Высота бортового пояса — 2,305 м.

Нижняя палуба от 0-го до 133-го шпангоута и от борта до борта из 20-мм брони, верхняя палуба от 45-го до 86-го шпангоута от борта до борта, за исключением трёх поясов у диаметральной плоскости (1/4 длины корабля в средине) — из 25-мм брони повышенного сопротивления. У диаметральной плоскости 20-мм броневая палуба из обычной стали (от 45-го до 86-го шпангоута, ширина бронирования — три пояса у диаметральной плоскости).

Траверс на 133-го шпангоуте от нижней до верхней палубы и замыкал верхний бортовой пояс из 25-мм крупповской нецементированной стали. 75-мм крупповская цементированная сталь от платформы до нижней палубы замыкала главный бортовой пояс. Броневые колосники в дымоходах и вентиляционных шахтах на уровне верхней палубы из 20-мм обычной стали, кожухи дымовых труб из 20-мм крупповской нецементированной стали от нижней до верхней палубы, элеваторы из 20-мм крупповской нецементированной стали выше верхней палубы.

Стены одноярусной боевой рубки из 125-мм крупповской цементированной стали, крыша — из 75-мм крупповской нецементированной стали, платформа рубки — 50-мм крупповской нецементированной стали, основание рубки от верхней палубы до платформы рубки — из 25-мм крупповской нецементированной стали, труба защиты приводов и проводов от верхней палубы до платформы рубки — из 75-мм кованной, термически обработанной стали. Башни и их барбеты — 25-мм.[5]

Главная энергетическая установка

10 котлов Ярроу (барабанный котёл шатрового типа с изогнутыми трубками). В первоначальном проекте котлы имели смешанное нефтеугольное питание, но выполнены только под нефтяное. 4 турбины Парсонса (турбина реактивного принципа, требовали установки экономических турбин для крейсерского хода).[6]

Запас топлива (мазута) — 930 тонн нормальный, 1000 тонн полный, 1050 тонн наибольший возможный[6].

Вооружение

Главный калибр

Главный калибр артиллерии крейсера — четыре одноорудийных башенных артиллерийских установки МК-1-180 с 180-мм орудием Б-1-К.  

Установка МК-1-180 с размерами: диаметр шарового погона вращения башни — 5,24 м, от оси цапф орудия до центра боевого штыря — 2,04 м, высота оси пушки над центрами шаров — 2,14 м, в шаровом погоне 96 шаров диаметром 101,6 мм, длина башни — 6,2 м, ширина башни — 5,55 м, от дульного среза пушки до оси вращения башни — 9,48 м, длина отката ствола орудия — 900 мм.

Положение осей вращения башен по длине крейсера: первая башня на 24-м шпангоуте; вторая башня на 30-м шпангоуте; третья башня на 100 мм в корму от 106-го шпангоута; четвёртая башня на 100 мм в нос от 112-го шпангоута. Между осями вращения башен: первой от второй 7,2 м; третьей от четвёртой 7 м. Возвышение осей орудий над ватерлинией при нормальном водоизмещении крейсера: первая башня — 7,26 м; вторая башня — 9,23 м; третья башня — 8,53 м; четвёртая башня 6,27 — м. Полная высота второй башенной установки (наиболее высокая из четырех установок) с учетом неподвижных конструкций в корпусе — 15,73 м.

Углы вертикального наведения пушек -5° — +60°, горизонтального наведения первой и второй (носовых) башен от 0° до 150° на борт (сектор 300°), третей и четвёртой (кормовых) башен от 30° до 180° на борт (сектор 300°). Электроприводы вращения башни, вертикального наведения и механизмов заряжания с восемью электродвигателями сумарной мощностью 49 л.с. Скорость вертикального и горизонтального наведения с электроприводами — 8° в секунду, скорость наведения вручную (1 человек) 1,2° в минуту по горизонтали и 1,25° в минуту по вертикали.

Башни имели броню из качающегося щита, лобовых и боковых стен и крыши башни, за исключением района задней вертикальной стенки, толщиной 20 мм, задняя вертикальная стенка — 25 мм. Крыша башни в районе задней вертикальной стенки — 38 мм, верхнее вертикальное кольцо барбета выше верхней палубы — 38 мм.[7]

Установка МК-1-180 с весом откатной части 20 т, качающейся части — 26,5 т, брони вращающейся части установки (башенная броня) — 40 т, башня с броней и орудием 125 т, фундамент — 34,5 т, барбет — 28 т. Вес всей установки — 195 т.

Боприпасы были раздельные: снаряд и два полузаряда пороха — один в гильзе, другой — в шелковом картузе. Снаряды были образца 1928 года весом 97,5 кг. Бронебойный снаряд длиной 863 мм, вес взрывчатого вещества — 2 кг; полубронебойный — 965 мм и 7 кг; фугасный — 967 мм и 7,3 кг.

Погреба были под каждой башней: в трюме для снарядов и на платформе под башней для полузарядов. Вместимость снарядного погреба первой башни 216 снарядов; второй башни — 224; третей башни — 187; четвёртой башни — 185. Всего на крейсере было 812 180-мм снарядов, из них в расчете нормальной нагрузки 720 снарядов (остальные 92 в перегруз). В расчете нормальной нагрузки по 20 шрапнельных снарядов, размещенных во вращающихся частях башен (всего 80). Общий боекомплект крейсера: при нормальном водоизмещении — 800 выстрелов; при полном водоизмещении — 892 выстрела.

Теоретически орудия главного калибра были рассчитаны для стрельбы на 222 кабельтова.

В башнях не было своих дальномеров и автоматических приборов обеспечения стрельбы.

Только гораздо позднее в процессе эксплуатации ПУС будет заменена на «Молния». Отсутствовала также система продувки стволов после выстрела. [7]

Минное

Торпедные аппараты образца 1913 года системы Гончарова, приводы наведения — электромеханический (запасной ручной). Система управления торпедной стрельбой (ПТУС) — ГАК-2 (1926 года) Всего 24 торпеды.

При водоизмещении 7 930 тонн кратковременно развил на испытаниях форсированную мощность — 64 000 л. с. достиг скорости 30,7 уз.

Служба

 

Экипаж крейсера «Красный Кавказ» (1933). В центре сверху — командир Н. Ф. Заяц и старший помощник Н. Г. Кузнецов

5 мая 1932 года дивизию крейсеров Чёрного моря реорганизовали в бригаду крейсеров, которую возглавил «Красный Кавказ».

В ночь с 9 на 10 мая 1932 года в Феодосийском заливе, во время проведения манёвров из-за неграмотного управления кораблём и неоднократного выхода из строя рулевого привода произошло столкновение «Красного Кавказа» с крейсером «Профинтерн». Командира «Красного Кавказа» после этого сместили. Новым командиром стал Н.  Ф. Заяц (а на короткий срок старшим помощником — Н. Г. Кузнецов). Крейсеру пришлось вернуться на только что покинутую верфь.

В 1933 году совершил единственный заграничный поход (визит вежливости) командир бригады Ю. Ф. Ралль. «Красный Кавказ» вышел в поход 17 октября совместно с эсминцами «Петровский» (будущий «Железняков») и «Шаумян» из Севастополя. На следующий день вошёл в Стамбул (Турция), затем посетил Пирей (Греция) и Неаполь (Италия). 7 ноября, пройдя 2 650 миль, вернулся в базу.

В 1939 − 1940 году во время проведения капитального ремонта катапульту демонтировали.

20 декабря 1940 года в пояснительной записке к оперативно-тактическому заданию, начальник оперативного управления контр-адмирал В. А. Алафузов укажет: «В настоящее время „Красный Кавказ“, вследствие неудовлетворительного состояния артиллерии не боеспособен … и не может быть использован как учебный корабль.»

В годы войны

22 июня «Красный Кавказ» находился в Севастополе, с 23 июня принимал участие в минных постановках — выставил 110, а 24 июня — 90 мин. 5 июля ушёл в Новороссийск. 6 сентября вышел из Новороссийска в Севастополь, куда прибыл на следующий день. Ночью 11 сентября вышел к Одессе. 12 сентября обстреливал немецкие войска — выпущено 27 снарядов ГК, на следующий день — 58 снарядов, ночью 13 сентября возвратился в Севастополь.

В ночь 22 сентября в составе отряда кораблей под командованием контр-адмирала С. Г. Горшкова (крейсер «Красный Крым», эсминцы «Бойкий», «Безупречный»), крейсер принимал участие в высадке десанта морской пехоты (3-й Черноморский полк) в районе Григорьевки. «Красный Кавказ» доставил 696 десантников, выстрелив восемь снарядов, и вернулся в Севастополь. 4 октября он пришел в Одессу и эвакуировал из неё в Севастополь около 1000 человек; 16 октября повторил этот поход, выпустив при этом по немецким позициям 27 снарядов и эвакуировав 1 180 человек. 23 ноября совершил переход в Туапсе.

В период с 26 октября по 9 декабря 1941 года «Красный Кавказ» пять раз совершал походы в Севастополь, перевезя и эвакуировав 5 277 человек, 58 машин, 70 орудий, около 17 вагонов боеприпасов и 10 вагонов продовольствия, выпустив при этом по немецким позициям 135 снарядов главного калибра.

21 декабря в составе отряда кораблей под командованием вице-адмирала Ф. С. Октябрьского («Красный Крым», лидер «Харьков», эсминцы «Незаможник», «Бодрый»), «Красный Кавказ» доставил в Севастополь 1500 человек (части 79-й отдельной морской стрелковой бригады), 8 минометов, 15 автомобилей. Приняв на борт около 500 раненых, ушёл к Балаклаве, оттуда произвел артобстрел немецких позиций, выпустив 39 снарядов, после чего вернулся в Туапсе.

 

Зенитное орудие 70-к крейсера «Красный Кавказ» ведёт огонь

Высадка Феодосийского десанта

29 декабря 1941, принимая участие в высадке Феодосийского десанта, «Красный Кавказ» в 3 часа 48 минут открыл огонь по городу и порту Феодосия. Артиллерийский налет продолжался 13 минут, за которые «Красный Кавказ» успел выпустить 26 снарядов главного калибра. В 5 часов крейсер начинает маневрировать для ошвартовки к причалу № 3 Широкого мола (для высадки десанта). Манёвр удался только с 3-й попытки в 7 часов 15 минут. В течение этих двух часов корабль находился в гавани под обстрелом немецкой полевой артиллерии:

  • 5:08 — в крейсер попало две минометных мины;
  • 5:15 — первый снаряд;
  • 5:21 — 150-мм снаряд пробивает лобовую броню 2-й башни ГК и взрывается внутри. Несмотря на гибель расчёта и пожар, через 1,5 часа башня снова находится в строю;
  • 5:35 — почти одновременно на мостике разорвались две мины и снаряд. Большая часть людей, находившихся там, погибла, многие получили ранения;
  • 5:45 — снаряд разорвался в корпусе в районе 83-го шпангоута.
  • 7:07 — попадание в левый борт в районе 50 шпангоута;
  • 7:17 — снаряд попадает рядом, но не пробивает брони;
  • 7:30 — попадание в районе 60-го шпангоута;
  • 7:31 — попадание в рубку, броня не пробита;
  • 7:35 — попадание в районе 42 шпангоута;
  • 7:39 — в течение одной минуты в баковую надстройку в районе 43−46 шпангоутов попадают три снаряда подряд;
  • 8:08 — закончив высадку десанта — 1 586 человек (техника десанта — 6 орудий, 2 миномёта, 15 автомашин — выгружена не была), обрубив швартовы, крейсер начал манёвр по выходу на рейд, затратив для этого 7 минут. В 9:25 подвергся налету немецкой авиации, которая продолжалась с перерывами до 18 часов. При этом на крейсер было проведено 14 атак, но добиться прямых попаданий в корабль немецким лётчикам не удалось;
  • С 8:15 утра 30 декабря крейсер находился на рейде Феодосии, продолжая вести огонь по заявкам десанта. Одновременно с него на высадочные средства выгрузили оставшиеся на борту 3 пушки десанта, 16 автомашин, все боеприпасы. В этот день его безуспешно атаковали 2 немецких торпедоносца.
  • 01:30 1 января крейсер ложится курсом на Новороссийск. В экипаже погибло 23 моряка, 66 получили ранения. Всего крейсер получил 12 попаданий снарядов и 5 попаданий мин, на нём возникло 8 очагов пожара, 7 пробоин в корпусе, имелись повреждения внутренних механизмов. В экипаже 27 моряков были убиты (включая умерших от ран) и 66 получили ранения.[8]

Всё это время крейсер вёл непрерывный артиллерийский огонь, прикрывая высадку десанта и поддерживая его действия. Артиллеристами крейсера израсходовано 70 снарядов главного калибра, свыше 600 100-миллиметровых, около 1000 37-миллиметровых. [9]

Второй поход в Феодосию

3 января 1942 года крейсер получил приказ доставить в Феодосию 224-й отдельный зенитный дивизион ПВО (12 зенитных орудий, 3 зенитных пулемёта, 2 полевые кухни, 10 грузовых и 1 легковая автомашины, 2 тягача, 1700 ящиков боеприпасов, 1200 человек личного состава), а также штаб 44-й армии во главе с начальником штаба С. Е. Рождественским. Из-за плохо организованной погрузки в Новороссийске корабль ушёл в море с большим опозданием и не успел разгрузиться в Феодосии в тёмное время суток; кроме того, он был отправлен в поход в одиночку, без всякого прикрытия. Утром 4 декабря крейсер вошёл в Феодосийский порт и после 7:00 начал выгрузку. Во время разгрузки в 9:23 подвергся атаке 6 пикирующих бомбардировщиков Ju-87 из состава StG77, нёсших 500-кг бомбы. В результате атаки крейсер получил тяжёлые повреждения, принял около 1700 тонн воды, частично лишился хода, возник крен, многие механизмы вышли из строя[10]:

Несмотря на интенсивный зенитный огонь, четыре бомбы взорвались у борта крейсера. В кормовой части корабля образовались три громадные пробоины. Не успел крейсер выйти на рейд, как снова был атакован большой группой «юнкерсов» и вновь вступил в неравную схватку с врагом. На этот раз бомба взорвалась совсем рядом. Корму крейсера выбросило из воды, оторвало правый винт и кронштейн левого гребного вала, погнуло и заклинило рулевое устройство. Осадка корабля увеличилась на 5 метров, и палуба до четвёртой башни скрылась в волнах.

При попытке дать полный ход было обнаружено, что один вал вращается с недопустимым биением, а другой пошёл вразнос. В результате атаки крейсер получил три пробоины ниже ватерлинии. В экипаже 2 человека были ранены, 13 получили ушибы и отравление продуктами горения. При обратном рейсе в Новороссийск корабль пыталась добить немецкая авиация, но усилиями зенитчиков крейсера и пришедшего ему на помощь эсминца «Способный» атаки были отражены без новых повреждений. На ходу силами экипажа начался ремонт наиболее опасных повреждений, поступление забортной воды удалось остановить, выровнять крен и осушить часть затопленных помещений. Крейсер без захода в Новороссийск был направлен в Туапсе, куда прибыл утром 5 января. 28-30 января крейсер на буксирах был переведён в Поти, где 26 марта встал в док на капитальный ремонт (до 17 августа 1942).

3 апреля 1942 приказом нарком ВМФ СССР Н. Г. Кузнецова крейсеру присвоено звание гвардейского корабля.

Дальнейшая служба
  • 17 августа вышел на ходовые испытания после ремонта.
  • 16 сентября 1942 года при переходе из Поти в Туапсе на борту, кроме экипажа в 878 человек, находилось 4 340 военнослужащих 408-й стрелковой дивизии. Вскоре ещё раз привлекался к срочной перевозке войск в ходе битвы за Кавказ (доставлено 4 700 солдат и офицеров с личным вооружением).
  • 22 октября при швартовочных манёврах в Туапсе подвергся безрезультатной атаке торпедного катера.
  • 4-9 февраля 1943 года обеспечивал высадку десанта у пос. Южная Озерейка, а затем у пос. Станичка. С большими потерями десанту удалось захватить плацдарм около 7 км по фронту и 3 км в глубину, выйдя к окраинам Новороссийска.
  • 4 июля выполнил последний боевой поход к Таманскому полуострову.[11]

Всего за период с 1941—1943 год крейсер совершил 64 боевых похода, обстрелял 13 батарей противника, вероятно уничтожил 2 танка и 3 самолета, подверг бомбардировке свыше 5 батальонов вражеской пехоты. Перевез более 25 000 человек. Отразил около 200 воздушных атак.

С осени 1944 по май 1945 года находился в плановом ремонте.

24 июня 1945 года в 11.20, знаменосцем батальона Черноморского флота (из состава сводного полка Северного, Балтийского и Черноморского флота, Дунайской и Днепровской флотилии), флаг крейсера «Красный Кавказ» был пронесён перед мавзолеем Ленина на параде Победы в Москве.

Послевоенная служба

12 мая 1947 года устаревший лёгкий крейсер переведен в категорию «учебный корабль».

С июня 1951 года учебный корабль «Красный Кавказ» служил в качестве условной мишени при испытаниях, по программе телеориентирования в радиолуче, самолётов «К» — пилотируемых аналогов крылатого снаряда «КС-1». Корабль ходил переменными курсами на удалении около 100 км от Феодосии.

С весны 1952 года — корабль-мишень. 21 ноября 1952 года, при завершении испытаний ракетного комплекса «Комета» («КС-1» на «Ту-4К»), испытываемую крылатую ракету оснастили боевой частью. Крейсер «Красный Кавказ» вывели в море ходом 18 узлов (33,3 км/ч), экипаж с него сняли[12]. В результате попадания ракеты движущийся корабль разломился на две части, которые затонули менее чем за 3 минуты.[источник?] Предполагаемое место гибели корабля: в 15 милях к югу от мыса Чауда, район Феодосийского залива.

В 1955 году Гвардейский учебный корабль «Красный Кавказ», был исключён из списков корабельного состава ВМФ СССР.Название «Красный Кавказ» было передано большому противолодочному кораблю (БПК).

Якорь крейсера «Красный Кавказ» с фрагментом якорцепи, расклёпанной при отходе после высадки десанта во время Керченско-Феодосийской операции, после Великой Отечественной войны был поднят со дна моря и установлен 9 мая 1975 года в Феодосии на постамент на улице Горького в качестве памятника[13]

 

Марка СССР (1973): крейсер «Красный Кавказ». Художники — отец и сыновья Завьяловы  (ЦФА [АО «Марка»] № 4280)

Командиры

 

Якорь крейсера «Красный Кавказ»
(памятник в Феодосии)

Память

  • Почта СССР выпустила в 1973 году марку и карточку для картмаксимума, посвящённые крейсеру.
  • 30 июля 1983 года в день празднования двухсотлетия Черноморского флота в центре акватории Феодосийского залива был установлен памятный знак, посвящённый морякам гвардейских крейсеров «Красный Крым» и «Красный Кавказ», погибшим при высадке десанта в Феодосии и захороненным в море. Памятный знак выполнен в виде бакена с табличкой, на которой изложена информация о данном событии.

Примечания

  1. ↑ В течение нескольких месяцев осенью 1918 г., состоя в готовности постройкой 55 %, носил название «Гетьман Петро Дорошенко» (см. также Украинский флот (1917—1919)).
  1. 1 2 [pda.coollib.com/b/390896/read#t8 Кораблестроительные элементы. Как был устроен крейсер “Красный Кавказ”. А. В. Скворцов Гвардейский крейсер Красный Кавказ (1926-1945). 2005]
  2. ↑ Шацилло К. Ф. «Последняя военно-морская программа царского правительства» // Отечественная история. № 2 , 1994
  3. ↑ ЦГАВМФ. Ф. 512. Оп. 1. Д. 1648. Л. 23; опубликовано: И. Ф. Цветков «Гвардейский крейсер „Красный Кавказ“» ISBN 5-7355-0121-6
  4. ↑ ОРДЕН ТРУДОВОЕ КРАСНОЕ ЗНАМЯ ЗСФСР (неопр.). Дата обращения: 2 октября 2011. Архивировано 4 марта 2012 года.
  5. ↑ [pda.coollib.com/b/390896/read#t8 Бронирование. Как был устроен крейсер “Красный Кавказ”. А. В. Скворцов Гвардейский крейсер Красный Кавказ (1926-1945). 2005]
  6. 1 2 [pda.coollib.com/b/390896/read#t5 Энергетическая установка. Как был устроен крейсер “Красный Кавказ”. А. В. Скворцов Гвардейский крейсер Красный Кавказ (1926-1945). 2005]
  7. 1 2 Артиллерийское вооружение. Как был устроен крейсер “Красный Кавказ”. А. В. Скворцов Гвардейский крейсер Красный Кавказ (1926-1945). 2005.
  8. Морозов М., Платонов А., Гончаров В. Десанты Великой Отечественной войны. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — 512 с. — (Военно-исторический сборник). — ISBN 978-5-699-26702-6. — С.143.
  9. Сыркин Л. Крейсер «Красный Кавказ». // Военно-исторический журнал. — 1976. — № 7. — С.122.
  10. ↑ Черноморский флот
  11. Чернышев А. А. Гвардейский крейсер «Красный Кавказ». // Военно-исторический журнал. — 1988. — № 4. — С.80-83.
  12. ↑ Морская ракетоносная
  13. ↑ Феодосия ул. Горького. Памятник участникам Великой Отечественной войны, установленный в честь 30-летия Победы над фашистской Германией
  14. ↑ ДРЕВНИЦКИЙ ВАСИЛИЙ МАРТЫНОВИЧ. Командующий Ильменской флотилией

Литература

  • Апальков Ю. В. Российский Императорский флот 1914—1917. — Москва: Моделист-конструктор, 1998. — 32 с. — (Морская коллекция. № 4 (22) / 1998). — 4300 экз.
  • Воробьев Борис. Прорыв. Рассказ.- с. 345—362 — Антология «Приключения 1975», — 496 с. — М.: Молодая гвардия, 1975 г. — 150 000 экз.
  • Гущин А. М. Осенённые гвардейским стягом. — Москва: Молодая гвардия, 1975. — 125 с.
  • Залесский Н. А. Ещё раз о крейсерах типа «Светлана». — Москва: Морской сборник, 1999. — (Морской сборник. № 10—12 / 1999).
  • Министерство обороны СССР. Корабли и вспомогательные суда Советского военно-морского флота (1917-1927). — Москва: Воениздат МО СССР, 1981. — 589 с. — (Справочник).
  • Министерство обороны СССР. Боевая летопись военно-морского флота (1941—1942). — Москва: Воениздат МО СССР, 1983. — 496 с. — (Справочник).
  • Министерство обороны СССР. Краснознамённый Черноморский флот. — Москва: Воениздат МО СССР, 1987. — 334 с. — 30 000 экз.
  • Скворцов А. В. Гвардейский крейсер «Красный Кавказ» (1926—1945) / Ред. В. В. Арбузов. — СПб.: Галея Принт, 2005. — 105 с. — ISBN 5-8172-0098-8.
  • Цветков И. Ф. Гвардейский крейсер «Красный Кавказ». — Л.: Судостроение, 1990. — 264 с. — (Замечательные корабли). — 60 000 экз. — ISBN 5-7355-0121-6.
  • Чернышев А. Гвардейские крейсера Сталина: «Красный Кавказ», «Красный Крым», «Червона Украина». — М.: Эксмо, Яуза, 2013.

Ссылки

  • 5 фотографий на «Черноморский Флот»
  • Статья с сайта http://nordflot.ru/. Борис Положай, радист с «Красного Кавказа».

биография и творчество, картины, интересные факты

Биография и творчество, вдохновители и учителя, морские и не морские пейзажи, библейские сюжеты и батальные сцены, страсть к путешествиям и любовь к Крыму. Известный маринист и его наследие в специальном проекте портала «Культура.РФ».

СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ ХУДОЖНИКА
ИВАНА АЙВАЗОВСКОГО

Биография и творчество, вдохновители и учителя, морские и не морские пейзажи, библейские сюжеты и батальные сцены, страсть к путешествиям и любовь к Крыму. Известный маринист и его наследие в специальном проекте портала «Культура.РФ».

Семья и родная Феодосия

Семья и родная Феодосия

Иван Айвазовский родился в Феодосии, в семье армянского купца Айвазяна (Гайвазовского), и был крещен под именем Ованес (армянская форма имени «Иоанн»).

Семья была небогата, отцу художника приходилось усердно трудиться. Мальчик явно рос талантливым: он даже самостоятельно научился играть на скрипке.

Очевидными были и его художественные способности. Первым заметил талант мальчика феодосийский архитектор Яков Кох. Он был первым учителем Айвазовского: давал ему уроки, дарил краски и бумагу. Кох также обратил на Айвазовского внимание градоначальника Александра Казначеева, который позже, когда юному художнику исполнилось 13, помог Айвазовскому попасть в Симферопольскую гимназию.

Мальчик продолжал рисовать с натуры и копировать с гравюр, и о юном даровании заговорили в городе. Его следующим покровителем стала Наталья Нарышкина — дочь Федора Ростопчина и жена таврического губернатора. С помощью известного портретиста Сальватора Тончи она смогла устроить Ованеса в Императорскую академию художеств — причем на казенный счет и несмотря на то, что он еще не достиг необходимого возраста (был младше 14 лет). Президент Академии Оленин принял такое решение, прочитав письмо Нарышкиной и посмотрев вложенный в него рисунок мальчика.

Учеба и зависть учителя

Учеба и зависть учителя

В Петербурге будущий великий художник оказался в 1833 году и начал учиться в Академии — уже не как Ованес Гайвазовский, а как Иван Айвазовский. Его приняли в пейзажный класс Максима Никифоровича Воробьева.

ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР ПО ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

Вскоре в Северную столицу по приглашению императора Николая I прибыл французский художник-маринист Филипп Таннер, которому Айвазовский был приставлен в качестве ученика. Француз свалил на юношу огромный объем черной работы. Однако Айвазовский все же находил время писать собственные картины, и в 1836 году представил их на Академической выставке, где выставлялся и Таннер. Одна из картин была удостоена серебряной медали.

В рецензии на эту выставку «Художественная газета» похвалила молодого живописца, а француза упрекнула в манерности. Это вызвало дикую ярость у Таннера, и тот пожаловался на нерадивого ученика, нарушившего субординацию, своему главному заказчику — императору Николаю. Айвазовский формально действительно был не прав — полотна для выставки по правилам должны были отбирать учителя, он же не стал спрашивать у Таннера разрешения.

Император, не вникая в детали, распорядился убрать с выставки картины Айвазовского. Художник впал в немилость, и дальнейшая его карьера оказалась под угрозой. Тщетно за него хлопотали Крылов, Жуковский и президент Академии Оленин. Однако они сумели привлечь на его сторону художника Александра Зауервейда, который преподавал детям императора. Этот покровитель оказался могущественней — в неформальной обстановке он смог показать Николаю картину Айвазовского. Тот похвалил юношу, велел выплатить за работу деньги и, более того, отправил со своим сыном Константином в летнее практическое путешествие по Балтике, где оба юноши вплотную познакомились с парусным флотом — правда, с разными целями. Вдобавок Айвазовского определили к новому учителю — тому же Зауервейду, который специализировался на батальной живописи.

Учась в Академии, художник познакомился с Александром Пушкиным, которого он знал недолго (вскоре поэта не стало), но которым безмерно восторгался.

Получив в 1837 году Большую золотую медаль Академии, Айвазовский выиграл поездку по Крыму и Европе. К слову, 20-летнего Айвазовского выпустили из учебного заведения на два года раньше, поскольку преподаватели решили, что более Академия ему ничего дать не может.

Взлет и ложная гибель

Взлет и ложная гибель

Прежде чем отправиться в Европу, Айвазовский отметился в военных действиях — адмирал Михаил Лазарев пригласил его быть свидетелем побед русского оружия.

Вместе с Николаем Раевским он принял участие в высадке на кавказском побережье (где ныне находится Сочи) и с блокнотом руках зарисовывал последствия кровопролитной схватки.

В 1840–1844 годах молодой мастер путешествовал по Европе, совершенствуя свое мастерство. Первое время ему было тяжело финансово: часть своего пенсиона он посылал матери в Феодосию, а не тратил на себя. Поначалу он жил и учился в Италии. В эти годы он выработал свой творческий метод и научился работать по памяти.

Картины, написанные в Венеции, Флоренции, Неаполе, Амальфи и Соррено, представленные на выставках в Риме и Неаполе, принесли ему большой успех.

Его доходы начали расти, и он смог позволить себе поездку в Швейцарию, Германию, Францию и Англию. Во время путешествия его пароход попал в сильный шторм, судно посчитали утонувшим, а художника — погибшим, и в петербургских газетах даже вышли его некрологи.

Слава и семья

Слава и семья

Айвазовский вернулся в Россию с триумфом. Он получил звание академика и императорским указом был причислен к Главному морскому штабу в качестве художника с правом ношения мундира Морского министерства.

В дальнейшие годы карьера Айвазовского складывалась счастливо. В 1845 году в составе Русского географического общества он отправился в путешествие к берегам Малой Азии и греческим островам. В конце 1860-х художник совершил длительное путешествие по Кавказу и Закавказью — побывал в Осетии, Дагестане, Грузии, Армении. К этому периоду относится цикл удивительных горных пейзажей. Был он и в Египте на открытии Суэцкого канала.

Как только позволили финансы, Айвазовский обосновался в родной Феодосии, где купил участок и выстроил на нем дом, напоминающий по стилю итальянские палаццо.

Особняк всегда был полон гостей — многие приезжие желали увидеть знаменитого художника и его работы. Со временем Айвазовский превратил его в частный музей, открытый для посетителей, и пристроил галерею. Сегодня это здание Феодосийской национальной картинной галереи им. Айвазовского.

В 1848 году он женился на гувернантке Юлии Грейвз, которая родила ему четырех дочерей. Брак закончился разводом: жена обладала сложным характером, предпочитала жить в Петербурге и не одобряла любви супруга к крымскому дому и к путешествиям. В конце концов она бросила его и стала жить отдельно, при этом вводя мужа в большие долги. В 1877 году он продал прошение в Эчмиадзинский Синод о разводе. В 1882 году 65-летний Айвазовский сочетался вторым браком с молодой вдовой феодосийского купца Анной Берназиан (Саркизовой). С новобрачной он предпринял новое путешествие по странам Средиземного моря.

Старость и смерть

Старость и смерть

Художник Константин Лемох рассказывал, что Николай I, выйдя в море на колесном пароходе, как-то взял с собой Айвазовского. Царь стоял на кожухе одного пароходного колеса, а художник — на другом. И Николай кричал ему: «Айвазовский! Я царь земли, а ты — царь моря!»

Осыпанный многочисленными почестями и почетными званиями (вплоть до контр-адмирала), Айвазовский продолжал писать свои морские пейзажи, которые пользовались огромной популярностью. Всего ему приписывают создание более шести тысяч работ.

Свое 80-летие он отпраздновал написанием картины под названием «Корабли на Феодосийском рейде. Чествование Айвазовского по случаю его 80-летия» — разумеется, основанной на реальном событии, так велика была его слава на Черноморском побережье. Увы, столь любимых парусников там уже практически не было — настало время пароходов.

Умер Айвазовский внезапно, во сне, в возрасте 82 лет, оставив после себя четырех дочерей и множество внуков. Его последняя картина «Взрыв корабля», посвященная взрыву Константином Канарисом турецкого корабля у острова Хиос в 1822 году, осталась на мольберте неоконченной.

Проститься с ним на улицы вышел весь город, которому он оставил Феодосийскую школу искусств, построенное на его деньги новое здание Феодосийского музея древностей, вдохновленную его энергией и связями железную дорогу, водопровод и морской порт.

ГЛАВНЫЙ ХРАМ В ЖИЗНИ АЙВАЗОВСКОГО

С церковью Сурб-Саркис связаны важные события жизни художника-мариниста Ивана Айвазовского. Здесь его крестили. Здесь он венчался со своей женой Анной Саркисовой-Берназиан. В 1900 году в храме состоялось отпевание художника

Заглянуть в храм

Смотрите также

Смотрите также

КУЛЬТУРНО ОТДЫХАТЬ УМЕЮ: КРЫМ

Читайте наш спецпроект по Крыму, родине Айвазовского, и узнайте обо всех его достопримечательностях.
#отдыхаемвРоссии

Путешествовать по Крыму

Главное изображение: Иван Айвазовский. Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря). 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Российские военно-морские корабли викторианской эпохи

Отправить или поделиться

Источник Википедия


Обратите внимание, что содержание этой книги в основном состоит из статей, доступных в Википедии или других бесплатных онлайн-источниках. Страниц: 46. Главы: Монитор класса «Адмирал Лазарев», Монитор типа «Адмирал Спиридов», Крейсер типа «Богатырь», Монитор типа «Чародейка», Броненосец типа «Первенец», Политковский (паровой буксир), Русский броненосный крейсер «Дмитрий Донской», Русский броненосный крейсер «Владимир Мономах», Русский крейсер «Адмирал Корнилов» (1887 г.), русский крейсер «Алмаз», русский крейсер «Азия» (1878 г.), русский крейсер «Аскольд» (1900), русский крейсер Аврора, русский крейсер Богатырь, русский крейсер Боярин (1901), русский крейсер Диана (1899), русский крейсер Генерал-адмирал (1873), русский крейсер Герцог Эдинбургский, русский крейсер Громобой, русский крейсер Изумруд, русский крейсер Минин , Русский крейсер Новик (1900), Русский крейсер Олег, Русский крейсер Паллада (1899), Русский крейсер Память Азова, Русский крейсер Память Меркурия (1878), Русский крейсер Россия, Русский крейсер Рюрик (1892), Русский крейсер Светлана (1896), Русский крейсер Варяг (1899 г. ), Русский крейсер Жемчуг, Русский фрегат Александр Невский, Русский фрегат Рюрик (1851 г.), Русский броненосец Князь Пожарский, Русский броненосец Кремль, Русский броненосец Не Трон Мения, Русский броненосец Первенец, Русский броненосец Петропавловск, Русский Броненосный Севастополь, русский монитор Смерч. Выдержка: «Громобой» (русский: «Громовержец») — броненосный крейсер Императорского флота России, построенный в конце 1890-х годов. Он был разработан как дальний торговый рейдер и служил таковым во время русско-японской войны 19 года.04 05. Когда началась война, она базировалась во Владивостоке и в первые месяцы конфликта совершила несколько вылетов на поиски японских судов, но без особого успеха. Громобой с другими броненосными крейсерами Владивостокской эскадры крейсеров предпринял попытку встречи в Цусимском проливе с основной частью Тихоокеанского флота России, вышедшей из Порт-Артура в августе 1904 года. Флот задержался, и эскадра вернулась в порт одна. . На обратном пути эскадра столкнулась с японской эскадрой из четырех броненосных крейсеров, преградивших им путь к базе. Японцы потопили старейший русский корабль «Рюрик» и повредили «Громобой» и «Россию» во время последующего сражения у Ульсана. Оба российских корабля были отремонтированы в течение двух месяцев. Громобой сел на мель сразу после завершения ремонта и выбыл из строя на четыре месяца. Через три месяца после устранения повреждений в результате посадки на мель он подорвался на мине, но успешно вернулся в порт. Во время ремонта ее вооружение было усилено, но во время войны она больше не участвовала в боевых действиях. Громобой был переведен в состав Балтийского флота после окончания войны и начал длительный ремонт, завершившийся в 1919 г.11. В основном бездействовал во время Первой мировой войны, но во время войны его вооружение и защита были модернизированы. В 1918 году выведен в резерв, а в 1922 году продан немецкой компании на слом. Он был вынужден сесть на мель возле Лиепа во время шторма на пути в Германию и был списан на месте. Изначально «Громобой» задумывался как повторение «России», но модификация конструкции с более толстой броней и улучшенными двигателями сделала это невозможным. Использование конструкции корпуса «России» означало, что корабли выглядели одинаково. Общая длина Громобоя составляла 481 фут (146,6 м). У нее был максимальный луч


3880


Просмотрите этот товар



Похожие продукты | Рекомендуемые товарыПодробнее



Актуальные книги

Кавказский узел | Адыги против реставрации памятника адмиралу Лазареву

Кавказский Узел | Адыги против реставрации памятника адмиралу Лазареву

21 августа 2003, 13:22

Конгресс Международной Черкесской Ассоциации принял решение обратиться к Президенту Российской Федерации и всем руководителям ЮФО против попыток восстановления памятника адмиралу Лазареву в селе Лазаревское , компактное проживание одного из адыгских народов ? Шапсуги Черного моря.

В обращении говорится, что решение Совета местного самоуправления города Сочи не соответствует общечеловеческим принципам и нормам, так как адмирал Лазарев принимал непосредственное участие в боевых действиях против коренного адыгского населения, повлекших их массовую гибель.

Автор: Ирина Антонова
Источник: Региональное информационное агентство REGIONS.RU

Включите JavaScript для просмотра комментариев с помощью Disqus.

Все новости

22 ноября 2022 г. 10:15

  • Чеченский богослов призывает не бояться умереть в «борьбе с сатанизмом» на Украине

    Богослов из Чечни Магомед Хитанаев призвал христиан и мусульман вместе бороться «против сатаны» на Украине, не опасаясь смерти, объяснив тем самым необходимость проведения спецоперации.

22 ноября 2022 г. 10:12

  • Суд отказывается признать ранение дагестанского контрактника

    Военный суд Махачкалы отклонил иск военнослужащего-контрактника Роберта Михралиева, которому военный госпиталь не выдал справку о ранении в ходе спецоперации на Украине.

22 ноября 2022 г. 10:05

  • В Грозном напали и убили милиционера

    В центре Грозного неизвестный напал с ножом на милиционера, в результате чего силовик погиб. Нападавший был убит при попытке к бегству из табельного пистолета милиционера, заявил глава Чечни Рамзан Кадыров.

21 ноября 2022 г. 13:17

21 ноября 2022 г. 13:14

  • Кадыров сообщает о подготовке и отправке группы добровольцев в Украину

    Новая группа добровольцев выехала из Чечни в зону боевых действий после обучения в Российском университете специального назначения, заявил Рамзан Кадыров, назвав добровольческие отряды «главной движущей силой» военной операции в Украине.

ТЕМЫ ДНЯ

  • 22 ноября 2022 г. 10:12

    Суд отказывается признать ранение дагестанского контрактника

  • 22 ноября 2022 г. 10:05

    В Грозном напали и убили милиционера

  • 21 ноября 2022 г. 13:17

    Мэрия Махачкалы объяснила задержки с предоставлением земли жителям Нового Хушета

  • 21 ноября 2022 г. 13:14

    Кадыров сообщает о подготовке и отправке группы добровольцев в Украину

  • 21 ноября 2022 г. 13:03

    Пользователи соцсетей спорят с Кадыровым о чеченском языке

События

  • 22 ноября 2022 г. 10:12

    Суд отказывается признать ранение дагестанского контрактника

  • 22 ноября 2022 г. 10:05

    В Грозном напали и убили милиционера

  • 21 ноября 2022 г. 13:17

    Мэрия Махачкалы объяснила задержки с предоставлением земли жителям Нового Хушета

  • 21 ноября 2022 г. 13:14

    Кадыров сообщает о подготовке и отправке группы добровольцев в Украину

  • 21 ноября 2022 13:03

    Пользователи соцсетей спорят с Кадыровым о чеченском языке

Архив новостей

  • 22 ноября 2022 г. 10:15

    Чеченский богослов призвал не бояться умереть в «борьбе с сатанизмом» на Украине

  • 22 ноября 2022 г. 10:12

    Суд отказался признать ранение дагестанского контрактника

  • 22 ноября 2022 г. 10:05

    В Грозном напали и убили полицейского

  • 21 ноября 2022 г. 13:17

    В мэрии Махачкалы объяснили задержки с предоставлением земли жителям Нового Хушета

  • 21 ноября 2022 г.