1480 год в истории: Что было в 1480 году?

Состоялась военно-историческая реконструкция «Великое стояние на Угре 1480 года»

Реконструкция Великого стояния на реке Угре 1480 года, в результате чего Русь получила независимость от Ордынского ига, стала центральным событием Дней Москвы в Калужской области.

Стояние на Угре в 1480 году стало окончанием на Руси татаро-монгольского ига. С 8 октября по 11 ноября 1480 года ордынцы пытались переправиться через реку, но в итоге оставили свои попытки, столкнувшись с сопротивлением русской артиллерии.

Празднование началось с молебна, которое возглавил митрополит Калужский и Боровский Климент. Молебен прошел во Владимирском скиту Свято-Тихоновой пустыни. Этот скит расположен в месте расположения войск,  участвовавших в Стоянии 1480 года.

Тем событием, которое собрало на берегу Угры множество зрителей, — стала реконструкция боев 1480 года, в которой приняли участие около 300 реконструкторов из Калуги, Москвы, Подмосковья, Орла, Санкт-Петербурга, Тулы, Татарстана и Башкортостана.

По словам директора Объединённого музея-заповедника Калужской области Виталия Бессонова, занимавшегося организацией военно-исторического фестиваля «Великое стояние на реке Угре», мероприятие стало уже традиционным, и реконструкторы со всей России, занимающиеся средневековьем, инициативно предлагают свое участие.

«Все это здесь сегодня для того, чтобы те, кто приехал на поле, погрузились в атмосферу 15 века и стали соучастниками этого процесса», — сказал Бессонов.

По его словам, костюмы создаются специально для фестиваля.

«Костюмы – это всё, что делается самими реконструкторами. Особенность их заключается в том, что каждый человек индивидуально под себя воссоздаёт определенный персонаж, определенный образ, и этот образ потом реконструирует и преподносит на публику. Чем точнее, чем детальнее человек погружается в эпоху, тем интереснее тот образ, который он воссоздаёт. И таких специализированных реконструкторов сегодня здесь достаточно много», — пояснил директор объединенного музея.

Реконструктор Алексей из московского клуба военно-исторической реконструкции «Русская крепость» в Калужской области не впервые. На фестивале он представляет русское войско. По его словам, костюмы все делали сами.

«Ориентируемся на различные источники. Например, аналог этого пояса был найден в Новгороде, вот этот элемент доспеха называется «Лодочка», он был распространён с 10 по 16 век. Мы шьём, мы изучаем разные источники – это зимой, а летом разъезжаем по различным фестивалям», — говорит Алексей.

По словам Бессонова, у реконструкции есть сценарий, но действие на поле «разворачивает сама жизнь».

Жизнь на поле

«Реконструкция — это не срежиссированная система. Есть определенный сценарий, но разворачивается сама жизнь на поле, и в этом прелесть реконструкции, мы не можем предсказать, как повернется сражение, как это будет происходить. Мы понимаем какие-то этапы, но непосредственно на поле всё происходит в режиме жизни», — сказал Бессонов, назвав это особенностью, которая отличает срежисированные массовые мероприятия от военно-исторического фестиваля.

Действие реконструкции разворачивалось на двух флангах: ордынском и русском с участием конницы, артиллерии (благодаря которой русская армия смогла одолеть ордынцев). «Гвоздем программы» в этом году стала средневековая ладья, на которой по сценарию приезжали персидские купцы, а затем сплавлялась русская рать.

Вечером, по словам реконструктора Алексея, состоится ещё одно сражение — уже без массового зрителя, где сражение будет идти на незатонченном оружии.

«Для нас это уже стало видом спорта – исторический средневековый бой», — говорит Алексей.

По словам губернатора Калужской области Анатолия Артамонова, жители региона должны гордиться великим прошлым региона, на территории которого неоднократно решалась судьба государства.

«Но какова же наша с вами миссия, идеи, которые живут сегодня на этой священной земле? Я думаю, что это два предназначения, которые мы должны свято выполнять», — сказал Артамонов, выступая перед началом реконструкции.

По его словам, во-первых, необходимо помнить о тех великих подвигах, которые совершали все, кто сражались здесь за свободу и независимость. Во-вторых, по словам Артамонова, нужно соответствовать их подвигу, «чтобы никто не мог сказать, что кто-либо напрасно проливал кровь, напрасно терпел все эти тяготы и лишения во время осуществления ими их ратного подвига и во время становления и развития нашего российского государства».

https://ria.ru

Фотоматериалы Пресс-службы Калужской области

Этот день в истории: 1480 год. 1 января войско Ливонского ордена захватывает и сжигает Вышгородок

1 января 2010, 13:24 — REGNUM

Рыцари Ливонского ордена XIII-XIV вв..

«Тридцатилетнее перемирие не продержалось и шести лет; начались скоро несогласия: в немецких городах задерживали псковских купцов, отнимали у них товары, но открытого разрыва еще не было, как вдруг 1 января 1480 года немцы явились нечаянно перед Вышгородком, взяли его, сожгли, жителей перебили. Ночью приехал гонец в Псков: «Господа псковичи! Городок немцы взяли!», и в ту же ночь посадники дважды собрали вече, где решили выступить немедленно; но, как часто и прежде бывало, псковичи уже не нашли немцев в Вышгородке. В ту же зиму немецкая рать явилась под Гдовом, оступила городок, начала бить пушками, пожгла посад. Псковичи послали гонца к великому князю в Новгород просить силы на немцев; Иоанн прислал воеводу, который соединился с псковскою ратью, пошел на Юрьевскую волость и взял приступом замок немецкий; много добра вывезли из него псковичи: и пушек, и зелья пушечного, а немцы сами дались руками, увидавши свое изнеможение. Сожегши замок, русские пошли под Юрьев, города не взяли, но страшно опустошили окрестности: воевода московский и его сила много добра повезли в Москву с собою, чуди и чудок и ребят головами повели многое множество без числа, говорит летописец; псковичи также возвратились с большою добычею. Но немцы ждали только ухода московской рати, чтобы отплатить псковичам: магистр Бернгард фон дер Борх пришел под Изборск; не могши взять города, немцы пошли палить окрестности; псковичи, увидав дым и огонь, выступили из города, встретились с немцами у озера и после стычки сторожевых полков главная рать, и немецкая, и псковская разошлись по домам без боя. Летом немцы пришли опять и начали жечь псковские городки: в городке Кобыльем погибло в пламени без малого 4000 душ; в августе месяце пришел магистр со всею землею под Изборск, но, простояв понапрасну два дня у города, осадил Псков. Немцы били в стены пушками, подъезжали к ним в лодках, но также ни в чем не успели: псковичи обратили их в бегство и отняли лодки; по свидетельству немецкого летописца, магистр приводил под Псков сто тысяч войска. На этот раз мстили не одни псковичи ничтожным пограничным набегом: в пределах Ливонии явилась двадцатитысячная московская рать, которая вместе с новгородцами и псковичами гостила четыре недели в Немецкой земле; без встречи с неприятелем в поле взяли два города — Феллин и Тарваст — и много золота и серебра вынесли из этих городов, а другого добра и счесть нельзя; в плен взяли также бесчисленное множество немцев и немок, чуди и чудок и детей малых. Немецкий летописец в тех же чертах описывает это впадение русских войск в Ливонию; он говорит: «Сбылось на магистре фон дер Борхе слово Соломоново: человек и конь готовятся к битве, но победа исходит от господа; собрал магистр против русских силу, какой прежде него никто не собирал, — и что же он с нею сделал?»

Немцы заключили десятилетнее перемирие в 1482 году; когда срок приблизился к концу, в 1492 году, Иоанн велел заложить на границе против Нарвы каменную крепость с высокими башнями и назвал ее по своему имени Иван-городом. Немцы, однако, предложили возобновить перемирие еще на десять лет, и договор был заключен в 1493 году…»

Цитируется по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Том 4, глава 4. М.: Мысль, 1989

История в лицах


Псковская вторая летопись:

В лето 6988. Князь велики Иван Васильевич приеха в Великыи Новгород с многыми бояры, декабря 2, и псковичи послаша 5 посадников, Кузму Сысоева, Ивана и Зиновия, Иакова Кротова и Кюра, и по боярину ис конца, и везоша в дар 65 роублов. И Приехаша посадники в Псков от князя великого, декабря 30 день, Дмитрии Давыдович да Семеон. И при после князя великого пригнавшее Немци, месяца генваря 1, и взяша изгоном Вышегород, а мужи и жены и дети овых в плен поведоша и овых иссекоша, а город зажгоша. И никым же гоними, разве божиею силою свыше, вскоре от града побегоша не своими дорогами, многая своя вещи пометавшее; и тако разблоудишася по лесом.

Цитируется по: Псковские летописи. Выпуск 2. М.: Издательство Академии Наук СССР, 1955. с.58

Мир в это время

С 1480 года в Испании начинают действовать суды святой Инквизиции.

Аутодафе. П.Берругете. Около 1495 года. Прадо, Мадрид

«Инквизиция, в римско-католической церкви (Inquisitio haereticae pravitatis), или св. Инквизиции, или св. трибунал (sanctum officium) — учреждение римско-католической церкви, имевшее целью розыск, суд и наказание еретиков. Термин «инквизиция» существует издавна, но до XIII в. не имел позднейшего специального значения, и церковь еще не пользовалась им для означения той отрасли своей деятельности, которая имела целью преследование еретиков. Развитие преследований находится в тесной зависимости от некоторых общих положений христианского вероучения, изменявшихся под влиянием стремлений средневекового папства. Человек может найти спасение только в вере: отсюда долг христианина и особенно служителя церкви обращать неверующих на путь спасения. Если проповедь и убеждение оказываются недействительными, если неверующие упорно отказываются принять учение церкви в его целом или частях, то этим они создают соблазн для других и угрожают их спасению: отсюда выводилась потребность удалить их из общества верующих, сперва посредством отлучения от церкви, а потом — и посредством тюремного заключения или сожжения на костре. Чем более возвышалась духовная власть, тем строже относилась она к своим противникам. В истории Инквизиции различаются 3 последовательных периода развития: 1) преследование еретиков до XIII в.; 2) доминиканская Инквизиция со времени Тулузского собора 1229 г. и 3) испанская Инквизиция с 1480 г. В 1-м периоде суд над еретиками составлял часть функций епископской власти, а преследование их имело временный и случайный характер; во 2-м создаются постоянные инквизиционные трибуналы, находящиеся в специальном ведении доминиканских монахов; в 3-м инквизиционная система тесно связывается с интересами монархической централизации в Испании и притязаниями ее государей на политическую и религиозную супрематию в Европе, сперва служа орудием борьбы против мавров и евреев, а потом вместе с иезуитским орденом являясь боевой силой католической реакции XVI в. против протестантизма.

(…). Испания представляла наиболее благоприятные условия для развития Инквизиции. Многовековая борьба с маврами способствовала развитию в народе религиозного фанатизма, которым с успехом воспользовались водворившиеся здесь доминиканцы. Нехристиан, именно евреев и мавров, было много в местностях, отвоеванных от мавров христианскими королями Пиренейского полуострова. Мавры и усвоившие их образованность евреи являлись наиболее просвещенными, производительными и зажиточными элементами населения. Богатство их внушало зависть народу и представляло соблазн для правительства. Уже в конце XIV в. масса евреев и мавров силой вынуждены были принять христианство, но многие и после того продолжали тайно исповедовать религию отцов. Систематическое преследование этих подозрительных христиан Инквизиция начинается со времени соединения Кастилии и Арагонии в одну монархию, при Изабелле Кастильской и Фердинанде Католике, реорганизовавших инквизиционную систему. Мотивом реорганизации являлся не столько религиозный фанатизм, сколько желание воспользоваться Инквизицией для упрочения государственного единства Испании и увеличения государственных доходов путем конфискации имущества осужденных. Душой новой Инквизиции в Испании был духовник Изабеллы, доминиканец Торквемада. В 1478 году была получена булла от Сикста IV, разрешавшая «католическим королям» установление новой Инквизиции, а в 1480 г. был учрежден в Севилье первый трибунал ее; деятельность свою он открыл в начале следующего года, а к концу его уже мог похвалиться преданием казни 298 еретиков. Результатом этого была всеобщая паника и целый ряд жалоб на действия трибунала, обращенных к Папе, главным образом со стороны епископов. В ответ на эти жалобы Сикст IV в 1483 г. предписал инквизиторам придерживаться той же строгости по отношению к еретикам, а рассмотрение апелляций на действия Инквизиции поручил севильскому архиепископу Иньиго Манрикесу. Несколько месяцев спустя он назначил великим ген.-инквизитором Кастилии и Арагонии Торквемаду, который и завершил дело преобразования испанской Инквизиции. Инквизиционный трибунал сперва состоял из председателя, 2 юристов-асессоров и 3 королевских советников. Эта организация скоро оказалась недостаточной, и взамен ее создана была целая система инквизиционных учреждений: центральный инквизиционный совет (так называемый Consejo de la suprema) и 4 местных трибунала, число которых потом было увеличено до 10. Имущества, конфискованные у еретиков, составляли фонд, из которого черпались средства для содержания инквизиционных трибуналов и который вместе с тем служил источником обогащения папской и королевской казны. В 1484 г. Торквемада назначил в Севилье общий съезд всех членов испанских инквизиционных трибуналов, и здесь был выработан кодекс (сперва 28 постановлений; 11 были добавлены позднее), регулировавший инквизиционный процесс. С тех пор дело очищения Испании от еретиков и нехристиан стало быстро подвигаться вперед, особенно после 1492 г., когда Торквемаде удалось добиться у «католическмх королей» изгнания из Испании всех евреев. Результаты истребительной деятельности испанской Инквизиции при Торквемаде, в период от 1481 г. до 1498 г., выражаются следующими цифрами: около 8800 ч. было сожжено на костре; 90000 ч. подверглось конфискации имущества и церковным наказаниям; кроме того, были сожжены изображения, в виде чучел или портретов, 6500 ч., спасшихся от казни посредством бегства или смерти…»

Цитируется по: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Спб: Издательское общество Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон. 1890-1907 гг.

Материал предоставлен АНО «Руниверс»

Project MUSE — История современной Индии 1480–1950 (обзор)

Рецензент:

История современной Индии 1480–1950 . Клод Марковиц. London: Anthem, 2004.

Двадцать лет назад у таких преподавателей, как я, проводивших обзорные курсы по современной индийской истории, было мало учебников, из которых они могли выбирать. С тех пор ситуация заметно улучшилась: к старым приверженцам Стэнли Вулперта, Джудит Браун и Персивалю Спиру присоединились работы Сумита Саркара, Айеши Джалал и Сугаты Бозе, Дэвида Ладдена, Питера Робба, Германа Кулке и Дитмара Ротермунда, посмертного Том Бертона Штейна и недавний обзор Барбары и Томаса Меткалф. Напрашивается вопрос, сможет ли новый опрос вписаться в то, что кажется довольно переполненным рынком, и на этот вопрос я могу легко ответить «да». Клод Марковиц и др., История современной Индии впервые появилась во Франции в 1994 году под названием Histoire de l’nde Moderne и является одной из самых амбициозных работ по истории Индии, появившихся когда-либо, не столько из-за ее перспективы или теоретическое обоснование, ибо оно вполне условно в этих отношениях, а скорее в силу своей глубины. Используя в разное время каждую из вышеперечисленных работ, я обнаружил, что все они имеют свои сильные стороны, и все они вносят свой вклад в задачу ознакомления студентов с историей Индии. Что выделяет том Марковица, так это уровень детализации истории последних пятисот лет. На более чем пятистах страницах это самый полный том истории Индии, предлагаемый сегодня. Ряд вышеупомянутых томов также уходит корнями в историю Индии, а в некоторых случаях даже в более глубокое прошлое, но ни в одном из них не делается такого же внимания к деталям. И, будучи продуктом команды исследователей, которые могут коллективно использовать знания за последние пятьсот лет, он отдает должное этому широкому промежутку времени, и все же ему удается избежать слишком распространенной проблемы книг, написанных комитетов в том, что секции органично работают вместе и нет стилистической неравномерности, которая часто возникает в результате совместных предприятий. Основное внимание уделяется тому, что лучше всего можно назвать политической экономией, поскольку авторы уделяют много внимания освещению видов политических институтов и экономических процессов, действовавших на протяжении последних пятисот лет.

Обрисовывая историю Индии в довольно условных терминах, авторы написали политическое повествование, проходящее через всю книгу, вокруг которой собраны главы и разделы, подробно описывающие экономическое, социальное и культурное развитие. Как и подобает книге, подготовленной группой выдающихся историков Индии, в ней мало что удовлетворит тех, кто желает разрушить границы между Индией и Британией, периферией и метрополией, Азией и Европой. Наоборот, это книга, целиком посвященная Индии. Это может привести к случайным вспышкам романтизма, как видно, например, во введении, где нам говорят, что «От Будды до Ганди Индия несла миру послание мудрости и глубокой духовности» (1). . История современной Индии удается занять золотую середину в ряде основных историографических дебатов. Авторы избегают прежних исторических тенденций изображать Индию захваченной традициями и фактически ожидающей освободительной силы Запада. Прибытие португальцев, например, которое в прошлом прославлялось, хотя и косвенно, как начало современной эпохи, в этом томе трактуется гораздо более сбалансированно, особенно по сравнению с Моголами, которые, как показано, дали волю гораздо более радикальные силы в Индии. Но англичане оказались еще более радикальными. Рассматривая восемнадцатый век, один из самых спорных периодов в истории Индии, он признает, что индийская экономика была более динамичной и что индийские правители были более компетентны и изобретательны, чем считалось ранее. И все же радж оказался более централизованным, более навязчивым и более бюрократичным…

1 Обан, Япония, 1480 | Национальный музей американской истории

Описание (краткое)
Одна (1) монета обана
Япония, 1480
Имя объекта
монета
дата изготовления
1480
связанная дата
1480
глава правительства
Асикага Ёсимаса
место сделано
Япония
Физическое описание
золото (общий материал)
Измерения
общий: . 2 см х 10,7 см; 3/32 дюйма x 4 7/32 дюйма
Идентификационный номер
НУ.18528.0013
регистрационный номер
18528
каталожный номер
18528.0013
Кредитная линия
Джулия Грант и Уильям Вандербильт
Больше товаров в
Работа и промышленность: Национальная нумизматическая коллекция
Монеты Восточной Азии
Выставка
Цена денег
Место проведения выставки
Национальный музей американской истории
Источник данных
Национальный музей американской истории

Номинировать этот объект для фотографирования.