1408 год событие на руси: Какое событие было в 1408 году на Руси (1408 год в истории древней России)

Какое событие было в 1408 году на Руси (1408 год в истории древней России)

1408-й год в истории Древней Руси был велик и был страшен, как писал классик российской литературы М. А. Булгаков. Создание великолепных произведений искусства чередовалось с поруганием и разграблением. Заключение мира через некоторое время оборачивалось страшной и опустошительной войной. В этой статье рассмотрим следующие события:

  • роспись Успенского собора во Владимире
  • битва на реке Смядва
  • несостоявшееся сражение на реке Угре
  • разорение армией Золотой Орды Северо-восточной Руси и осада Москвы

Роспись Успенского собора во Владимире

Знаменитые художники, старший мастер артели Даниил Чёрный и иконописец Андрей Рублёв, приступили к совместной работе над Успенским собором во Владимире в январе 1408 года. Они успели создать великолепные фрески, часть из которых погибла во время татарского нашествия.

Битва на реке Смядва

Московский князь Василий I Дмитриевич попытался оказать поддержку бывшему рязанскому князю Федору Ольговичу и выступил с войском из города.
Новый князь, Иван Владимирович Пронский сумел получить ярлык на княжение в Орде и занял рязанский престол. 1 июня армия И. В. Пронского неожиданно атаковала передовые конные отряды Василия Дмитриевича и заставила их отступить.
Обоюдная сеча причинила некоторые потери войску рязанского и московского князя. При этом, вскоре после битвы Пронский вернул княжеский престол Федору Ольговичу. Летописи пишут, что это произошло по доброй воле.

Несостоявшееся сражение на реке Угре

В сентябре 1408 года был риск возникновения сражения на реке Угре между войском Василия I Дмитриевича и его зятя, Витовта I, князем Великого княжества Литовского

После переговоров московский князь признал власть Литвы над Смоленской землей и Верховскими княжествами, получив взамен территориальные уступки в бассейне реки Жиздры. Границы между двумя государствами были установлены в верховье реки Оки, а также по рекам Угра, Брынь и Ресса.

Разорение армией Золотой Орды Северо-Восточной Руси.

Осада Москвы

Недовольный ситуацией со сменой князей в Рязани, золотоордынский темник Едигей, поддерживавший претендента И. В. Пронского, начал полномасштабное вторжение. Интересно, что летом этого же года Едигей, наоборот, обещал помощь Василию I в возможной борьбе с Литвой. Убедившись, что война между Витовтом и Василием Дмитриевичем не начнется, Едигей привел на русь армию Золотой Орды, которая разграбила и сожгла Нижний Новгород и Городец, Владимир и Коломну, Ростов Великий и Рязань. Разграблению подверглись Троицкий монастырь и Успенский собор во Владимире. 30 ноября ордынское войско уже стояло у стен Москвы.

Даже в отсутствие князя Василия I стены города оказались неприступны. Едигей попытался заручиться военной помощью тверского князя Ивана Михайловича, но тот наотрез отказался предоставить Золотой Орде свое войско и свою артиллерию.
Не добившись никаких результатов, и убоявшись столкновения с сыном убитого им хана Тимур-Кетлуга, Едигей был вынужден взять денежный выкуп, и спешно отступить от московских стен.
На обратной дороге татаро-монголы также уничтожали и сжигали все, что попадалось им на пути.

Рублев Андрей — биография художника, личная жизнь, картины

Андрей Рублев — первый русский художник, которого причислили к лику православных святых. Он создал собственную иконописную школу и отступил от византийских художественных канонов. Кроме икон, Рублев создавал настенные росписи храмов и занимался книжной иллюстрацией: его миниатюрами украшено старинное Евангелие Хитрово. Однако самой знаменитой работой Рублева стала икона «Троица», которую сейчас признают шедевром во всем мире.

Роспись Успенского собора

Илья Глазунов. Юность Андрея Рублева (фрагмент). 1985. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Илья Глазунов. Сергий Радонежский и Андрей Рублев (фрагмент). Из цикла «Поле Куликово». 1992. Галерея Ильи Глазунова, Москва

Илья Глазунов. Портрет Андрея Рублева (фрагмент). 2007. Галерея Ильи Глазунова, Москва

Историки предполагают, что Андрей Рублев родился около 1360 года в средней полосе России — возможно, в Великом Новгороде или в землях Московского княжества. При крещении ему дали другое имя — Андреем нарекли позднее, при монашеском постриге. Мнения историков о происхождении иконописца противоречивы. С одной стороны, «рекло» — прозвище, прообраз современной фамилии — носили в то время только знатные и образованные люди. С другой, прозвище Рублев произошло от слова «рубель» — так в старину называли приспособление для выделки кож. Получить «рекло» от названия инструмента мог только человек из семьи ремесленников.

О детстве и юности Андрея Рублева также не сохранилось достоверных сведений. Вероятно, учиться живописи он начал, еще будучи мальчиком: в то время детей старались отдавать в обучение как можно раньше. Около 1405 года иконописец постригся в монахи. Это произошло в Москве, в Спасо-Андрониковом монастыре, настоятелем которого был тогда игумен Андроник.

Первое упоминание Андрея Рублева в исторических документах относится к 1405 году. В «Троицкой летописи» среди событий этого года есть сведения о росписи домовой церкви московского князя Василия I, старшего сына Дмитрия Донского. «А мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев», — сообщал летописец. По традициям того времени последним в списке мастеров упоминали самого младшего из артели. Однако сам факт, что Рублеву доверили такой почетный заказ и привели его имя в летописи, говорит о том, что к этому времени он уже считался опытным мастером. Иначе его произведения остались бы анонимными, как это произошло с работами большинства древнерусских художников.

Рублев принадлежит к тем счастливым избранникам, столь редким в эпоху Средневековья, особенно Средневековья русского, чье имя уже современники произносили с благоговением, а ближайшие потомки окружили легендой…

Искусствовед Борис Дудочкин на основе текста летописи предположил, что Рублев работал в Москве или ее окрестностях довольно долго, еще до того, как принял постриг.

В мае 1408 года, согласно той же «Троицкой летописи», Андрей Рублев и Даниил Черный приступили к росписи Владимирского Успенского собора, построенного в XII веке при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо. К началу XV столетия храм сильно пострадал от ордынского нашествия, и по указу московского князя Василия I началось его восстановление.

От работ Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе сохранились фрагменты настенных фресок и часть иконостаса — одного из самых больших в России. Роспись Успенского собора во Владимире — единственная сохранившаяся работа Андрея Рублева, год создания которой точно известен.

Иконы деисусного ряда, на которых изображен Христос, достигают в высоту 3,4 метра. Рублев опирался на византийские художественные традиции и московскую иконописную школу Феофана Грека, однако во многом отступал от них и по-своему трактовал образы Христа, Богоматери и святых. Из фресок особенно интересен фрагмент с изображением Страшного Суда: Рублев написал не мрачную сцену наказания грешников, а праздник справедливости и вечной жизни, которая, по христианским представлениям, ожидает праведников.

Сейчас сохранившиеся иконы и фрагменты фресок хранятся в отреставрированном Успенском соборе, который входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Иконы Звенигородского чина и Евангелие Хитрово

Спас. Икона из Звенигородского деисусного чина (фрагмент), ранее приписываемая Андрею Рублеву. 1410-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Андрей Рублев. Страшный суд: Шествие праведных в рай (фрагмент). 1408. Успенский собор, Владимир

Апостол Павел. Икона из Звенигородского деисусного чина (фрагмент), ранее приписываемая Андрею Рублеву. XV век. Государственная Третьяковская галерея, Москва

С начала ХХ века Андрею Рублеву приписывали Звенигородский чин — собрание икон, созданных по заказу звенигородского князя Юрия. Историки предполагают, что первоначально их было семь, и предназначались они для княжеского Успенского собора или Рождественской церкви Саввино-Сторожевского монастыря. Сохранились же всего три большие иконы — поясные изображения Спаса, апостола Павла и архангела Михаила. Исторических свидетельств, подтверждающих авторство Рублева или устанавливающих дату создания образов, не осталось. В 1926 году искусствовед Игорь Грабарь провел стилистический анализ икон Звенигородского чина и атрибутировал их как работы Андрея Рублева. Многие искусствоведы того времени поддержали его. Но в 2017 году сотрудники Третьяковской галереи и Государственного научно-исследовательского института реставрации провели еще одно исследование и установили, что эти иконы писал другой мастер.

Кроме создания фресок и икон Андрей Рублев занимался и иллюстрированием церковных книг. Он создал несколько рисунков к Евангелию Хитрово: его назвали так по имени владельца, боярина Богдана Хитрово. Рукопись конца XIV века была украшена изображениями Христа, Девы Марии и апостолов, но и рисованными заставками, инициалами в виде животных. Рублев написал для нее миниатюры апостолов-евангелистов — Луки, Марка, Иоанна и Матфея. На отдельных листах он изобразил и символы евангелистов: быка, льва, орла и ангела. До того в русских Евангелиях эти символы не помещали на отдельных страницах: их вплетали в орнамент, окружавший текст, или делали их частью других иллюстраций. До начала ХХ века Евангелие Хитрово, помещенное в богатый оклад, хранилось в Троице-Сергиевой лавре, затем его передали Российской государственной библиотеке.

Техника рублевской иконописи

Андрей Рублев. Вознесение Христово (фрагмент). 1408. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Андрей Рублев. Страшный суд: Престол уготованный. Богоматерь, Иоанн Предтеча, Адам, Ева, ангелы, апостолы Петр и Павел (фрагмент). 1408. Успенский собор, Владимир

Андрей Рублев. Пророк Софония (фрагмент). 1408. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Ранние образцы рублевской иконописи соответствуют общим правилам, которых придерживались мастера того времени. На православных образах XIV–XV веков принято было изображать суровые и аскетичные лики с характерными византийскими чертами: большими глазами, высоким лбом, прямым носом и тонкими губами. Мастера использовали в основном сдержанные, темные цвета: темно-красный, коричневый, охристо-желтый.

Ранние работы Рублева иконописец и реставратор начала ХХ века Василий Гурьянов описывал так: «…лики написаны тонкослойно с соблюдением крайней последовательности в переходе от освещенных мест к неосвещенным, выглядят определенно зеленоватыми в тенях и моделированы коричневой («темной») охрой без отметок, т. е. без ударов на наиболее светлых местах для обозначения белою краскою бликов; в соответствии с ликами так же слабо моделированы и фигуры, а контур обозначен лишь тонкой описью».

В более поздних работах Андрей Рублев отошел от канонов иконописи. Он часто пользовался светлыми, легкими красками — золотисто-желтой, светло-голубой, розовой. Лики на его иконах приобрели славянские черты — мягкий округлый овал лица, светлые волосы и глаза, широкий лоб. Изменились и выражения лиц: рублевские ангелы и святые стали радостными, одухотворенными, на некоторых ликах появились чуть заметные улыбки. «Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию», — писал искусствовед Михаил Алпатов.

Иконописец часто пользовался приемом лессировки — поверх основного слоя краски наносил еще один, полупрозрачный, на котором выписывал тонкие детали. Такая техника позволяла создать плавные линии и сгладить переходы цвета.

Икона «Троица»

Андрей Рублев. Троица (фрагмент). 1420-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Андрей Рублев приступил к созданию самой известной своей работы — иконы «Троица» в 1411 или 1425–1427 годах. Такая расплывчатая датировка связана с тем, что неизвестно, для какого именно храма предназначался образ: раннего деревянного собора Троицкого монастыря или же построенного на его месте каменного. В первом случае икону могли просто перенести в новый храм, во втором — иконописец работал над ней одновременно со всеми остальными образами иконостаса.

За основу «Троицы» (второе название образа — «Гостеприимство Авраама») Рублев взял ветхозаветный сюжет о праотце Аврааме, которому явились три ангела под видом странников. Авраам и его жена Сарра встретили их с почтением, омыли ноги по древнему обычаю, закололи для них тельца и пригласили за стол. Ангелы же предсказали пожилым бездетным супругам, что у них родится сын, а сам Авраам станет родоначальником целого народа.

Андрей Рублев отказался от многих деталей, которые принято было изображать по канону: на иконе отсутствует Сарра, нет сцен омовения ног гостям и заклания тельца, а ангелы не трапезничают, а беседуют. Фигуры ангелов образуют подобие круга, взгляд не останавливается на одной из них, воспринимает все три целиком: так иконописец воплотил христианское представление о триединстве Бога.

Для «Троицы» автор выбрал яркие, чистые краски — более насыщенные, чем в ранних работах. Он написал фон золотисто-желтым, одежды ангелов — розовым, зеленым и ярко-голубым. Голубая краска — ляпис-лазурь — в то время была редкой и дорогой. Оттенок, которым пользовался иконописец, позднее назвали «рублевским голубцом».

До революции 1917 года икона «Троица» хранилась в Троице-Сергиевой лавре. С конца XVI до начала ХХ века она была помещена в золотой оклад, из-под которого видны были только лица и руки ангелов. В 1904 году иконописец Василий Гурьянов занялся ее реставрацией: снял потемневшую олифу и поздние слои краски, которыми поновляли первоначальный образ, а затем записал ее заново. Впоследствии гурьяновский слой также сняли, оставив только работу самого Андрея Рублева. Сейчас «Троица» хранится в Третьяковской галерее.

Между 1422 и 1427 годом Андрей Рублев вместе с Даниилом Черным руководил артелью иконописцев, которая расписывала Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Затем Рублев поселился в московском Спасо-Андрониковом монастыре и занялся росписью Спасского собора. В январе 1430 года иконописец скончался. Его похоронили на территории монастыря.

В 1947 году ученые Игорь Грабарь, Петр Барановский, Павел Максимов и Николай Воронин основали в Андрониковом монастыре Музей имени Андрея Рублева. В 1985 году его переименовали в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. У входа установлен памятник иконописцу работы скульптора Олега Комова. В 1988 году Русская православная церковь канонизировала Рублева в лике преподобных святых.

Россия уничтожила спутник в ходе испытаний противоспутниковой системы

Автор: Джефф Фауст — Российские противоспутниковые испытания, уничтожившие «Космос-1408», сравнимы с китайскими противоспутниковыми испытаниями 2007 года, в результате которых образовались тысячи обломков, которые до сих пор отслеживаются. Кредит: AGI

Обновлено в 18:20. Восточный с заявлением НАСА.

ЛАС-ВЕГАС — Российский спутник разрушился на низкой околоземной орбите в ходе преднамеренного испытания российского противоспутникового устройства, в результате которого образовались тысячи осколков.

Спутник Космос-1408, судя по коммерческим и правительственным данным, раскололся в конце 14 или начале 15 ноября по восточному времени. Спутник весом около 2000 кг был запущен в 1982 году и в последний раз отслеживался на орбите высотой около 485 километров.

Представитель Государственного департамента Нед Прайс подтвердил, что спутник был уничтожен противоспутниковой системой. «Российская Федерация опрометчиво провела разрушительное спутниковое испытание противоспутниковой ракеты прямого взлета против одного из своих собственных спутников», — сказал он на брифинге Госдепартамента 15 ноября. «На данный момент в ходе испытания было обнаружено более 1500 единиц отслеживаемого орбитального мусора и сотни тысяч частиц более мелкого орбитального мусора, которые теперь угрожают интересам всех стран».

Он добавил, что испытание «значительно повысит риск для астронавтов и космонавтов на Международной космической станции, а также для других полетов человека в космос».

Ранним утром 15 ноября семь человек на МКС получили указание укрыться в своих кораблях Crew Dragon и «Союз» из-за «облака мусора», оставшегося в их кораблях около двух часов. С тех пор это облако обломков еще несколько раз приблизилось к станции, хотя сообщений о повреждениях не поступало. Экипаж станции возобновил некоторые операции позже в тот же день, хотя некоторые части станции остаются закрытыми в качестве меры предосторожности от любых ударов.

Через несколько часов после того, как Государственный департамент объявил о российских испытаниях противоспутниковой системы, НАСА подтвердило в отдельном заявлении, что именно обломки этого события потребовали от экипажа укрытия ранее в тот же день.

«Как и госсекретарь [Энтони] Блинкен, я возмущен этим безответственным и дестабилизирующим действием», — говорится в заявлении администратора НАСА Билла Нельсона. «Учитывая долгую и легендарную историю пилотируемых космических полетов, немыслимо, чтобы Россия подвергала опасности не только американских и международных астронавтов-партнеров на МКС, но и своих собственных космонавтов». Обломки, добавил он, также угрожают китайской космической станции.

«Опасное и безответственное поведение России ставит под угрозу долгосрочную устойчивость космического пространства и ясно демонстрирует, что заявления России о противодействии вепонизации космоса неискренни и лицемерны», — сказал Прайс.

На вопрос позже, будут ли Соединенные Штаты подавать официальный дипломатический протест, Прайс сказал, что США «неоднократно разговаривали с высокопоставленными российскими чиновниками, чтобы предупредить их о безответственности и опасности такого испытания». Он отказался комментировать какие-либо «конкретные меры», которые правительство Соединенных Штатов или их союзники примет в ответ на испытание.

«Россия продемонстрировала преднамеренное пренебрежение безопасностью, безопасностью, стабильностью и долгосрочной устойчивостью космической сферы для всех стран», — заявил командующий Космическим командованием США генерал Джеймс Дикинсон в заявлении от 15 ноября. «Испытания Россией противоспутникового оружия прямого наведения ясно демонстрируют, что Россия продолжает разрабатывать системы противокосмического оружия, которые подрывают стратегическую стабильность и представляют угрозу для всех стран».

Британское правительство также высказалось против испытания. «Это разрушительное испытание противоспутниковой ракеты, проведенное Россией, демонстрирует полное пренебрежение безопасностью, безопасностью и устойчивостью космоса», — заявил министр обороны Бен Уоллес. «Обломки, образовавшиеся в результате этого испытания, останутся на орбите, подвергая риску спутники и пилотируемые космические полеты на долгие годы».

До заявления Госдепартамента было широко распространено предположение, что «Космос-1408» стал жертвой противоспутникового испытания, в частности, учитывая уведомления летчиков, поданные русскими о запуске ракеты из Плесецка, согласующейся с противоспутниковым испытанием прямого подъема.

«Мы отслеживаем это событие «Космос-1408». Там, где раньше был один спутник, теперь мы видим шесть радиолокационных обнаружений, которые могут быть отдельными объектами, обломками или облаками обломков», — сказал Дэн Сеперли, исполнительный директор LeoLabs, за несколько часов до заявления Госдепартамента. Позже компания заявила, что видела не менее 30 различных объектов.

Позже он сказал, что наземные радары его компании отслеживали Космос-1408 как единый объект три раза в день, пока не обнаружили несколько объектов в 11:20 утра по восточному времени 15 ноября, предполагая, что объект распался в течение последних суток. .

Сеперли выступал на конференции ASCEND, организованной Американским институтом аэронавтики и астронавтики, на конференции ASCEND, 15 ноября. Другие участники дискуссии также высказались, назвав инцидент «неудачным» из-за увеличения количества мусора на НОО.

«В 2007 году у нас был китайский противоспутник. Он был нашим врагом в течение длительного периода времени. Похоже, теперь у нас есть еще один из них. Это не то, что нам нужно делать», — сказал Билл Герстенмайер, вице-президент по надежности сборки и полета в SpaceX и бывший давний руководитель программ пилотируемых космических полетов НАСА.

В результате китайских испытаний противоспутниковой системы в 2007 году образовался мусор, который продолжает представлять опасность для спутников и Международной космической станции. На прошлой неделе станция выполнила маневр по предотвращению обломков, когда один из обломков из этого теста показал риск прохождения рядом со станцией. Хотя риск уменьшился до момента максимального сближения, НАСА и другие партнеры МКС решили продолжить маневр вместо маневра повторного разгона, первоначально запланированного на конец этого месяца.

Гражданский

Военный
противоспутниковыйASATISSРоссия

Включите JavaScript, чтобы просматривать комментарии с помощью Disqus.

Уничтожение российского спутника «Космос-1408», объяснение

Рано утром 15 ноября по московскому времени российская ракета вдребезги разнесла российский спутник. Разрушенный спутник «Космос-1408» находился на орбите почти четыре десятилетия. По крайней мере, 1500 отслеживаемых фрагментов и бесчисленное множество других слишком маленьких для обнаружения остатков Космоса-1408 представляют угрозу для других объектов на орбите. Само разрушение заставило астронавтов и космонавтов на борту Международной космической станции укрыться в космосе. Это также могло нанести вред китайским тайконавтам на борту космической станции Тяньгун.

«Сегодня из-за обломков, образовавшихся в результате разрушительного испытания российского противоспутникового комплекса (ASAT), астронавты и космонавты МКС предприняли экстренные меры для обеспечения безопасности», — говорится в заявлении администратора НАСА Билла Нельсона в понедельник.

Поскольку МКС совершает оборот вокруг Земли каждые 90 минут, она неоднократно проходит через облако обломков или вблизи него, при этом во время второго и третьего проходов вблизи обломков действует приказ о самоизоляции.

Уничтожение Космоса-1408, наряду с созданием поля обломков, продемонстрировало разновидность запускаемого с Земли противоспутникового оружия. Количество мусора в сочетании с высотой, на которой он был уничтожен, может нанести ущерб всем спутникам и космическим станциям в обозримом будущем.

Вот что нам известно об инциденте.

Что было уничтожено?

Космос-1408 был советским спутником, выведенным на орбиту в 1982 году и использовавшимся для прослушивания радиосигналов на Земле внизу. Это часть более приземленной работы спутников наблюдения, которые были одним из основных способов использования государствами объектов на орбите в военных целях. Задолго до того, как появились космические силы, военные, способные запускать спутники, использовали их для отслеживания мира внизу.

При массе около 4400 фунтов Космос-1408 был достаточно большим, чтобы при разрушении образовать поле обломков.

Как был уничтожен Космос-1408?

Противоспутниковые ракеты, или противоспутниковые системы, — один из самых простых способов уничтожить объект на орбите. Судя по всему, это был противоспутниковый комплекс А-235/ПЛ-19 «Нудоль», запущенный с космодрома Плесецк примерно в 500 милях к северу от Москвы и примерно в 400 милях к северо-востоку от Санкт-Петербурга. Ранее Россия испытывала ракету «Нубол» как минимум 10 раз, но это первый случай, когда она применялась против спутника.

С этим разрушением Россия присоединяется к Китаю, Соединенным Штатам и Индии как государства, которые успешно уничтожили свои собственные спутники в качестве испытаний и демонстраций своих собственных ракет наземного базирования. Сомнительное различие. Физика разрушения спутников неизменно означает образование мусора, а этот мусор, в свою очередь, рискует нанести ущерб всем другим объектам, с которыми он сталкивается. Каждая страна, уничтожившая объект на орбите, вложила хотя бы немного средств в спутники, и каждое облако обломков угрожает их дальнейшей жизнеспособности.

Почему космический мусор является такой большой проблемой?

Орбита — это связь между движущимся объектом и Землей, а объекты на орбите всегда падают. Спутники могут оставаться в космосе десятилетиями с небольшими корректировками или вообще без них, если они с самого начала размещены на хороших траекториях. На орбите спутники постоянно падают таким образом, что гравитация удерживает их в движении до тех пор, пока, в конце концов, орбита не ухудшится, и они снова не войдут в атмосферу.

Мусор следует той же основной логике. Со временем раздробленные части бывшего спутника дрейфуют, вступая в новые отношения с Землей. Некоторые из этих частей будут дрейфовать низко, где они снова войдут в атмосферу и, скорее всего, сгорят. Большинство обломков упадет на какую-то регулярную орбиту, поскольку облако станет более рассеянным.

Мы знаем эту закономерность, потому что ее наблюдали раньше. Анализ разрушения китайского спутника в 2007 году показывает, как обломки этого испытания могут распространяться и сохраняться.

«В течение нескольких минут после столкновения облако обломков начало распространяться вокруг первоначальной орбиты спутника, — писал Брайан Уиден из Фонда безопасного мира в 2007 году. — Через десять дней после испытания ASAT обломки распространились по всей орбите, В результате вокруг Земли образовалось «кольцо» из мусора. Через три года после испытания обломки распространились еще больше, эффективно покрывая большую часть [низкой околоземной орбиты]».

Порогом для отслеживаемого мусора является объект диаметром около 2 дюймов, а более мелкий мусор, который перемещается так же быстро, труднее уловить сенсорами. Весь мусор представляет определенную опасность для спутников и астронавтов на орбите. Космический мусор на низкой околоземной орбите движется со скоростью 17 500 миль в час, и НАСА обнаружило, что даже пятна краски на такой скорости вызывают повреждение окон космического корабля «Шаттл».

Быстро движущиеся мелкие частицы эквивалентны выстрелам из дробовика для хрупких систем, а крупные обломки могут оторвать куски от уязвимых структур, таких как экраны или солнечные батареи. Дело усугубляется тем, что расчет риска — это вероятностная математика, и любая ошибка, скорее всего, усугубится, если математика неверна.

Можем ли мы убрать космический мусор?

Страны все еще выясняют это. В 2019 году Европейское космическое агентство заказало миссию по очистке от мусора с запланированным запуском к 2025 году с целью активного удаления крупных объектов с орбиты. В 2018 году миссия RemoveDEBRIS протестировала гарпун для зацепления крупных обломков на орбите, среди прочего. А в марте 2021 года построенная в Японии и проведенная в Великобритании проверка системы очистки под названием ELSA-d вышла на орбиту.

Все эти усилия показывают личную заинтересованность в очистке орбиты, что имеет смысл. В 2021 году Ассоциация спутниковой индустрии оценила стоимость мировой космической экономики в 371 миллиард долларов.