1240 год 15 июля событие на руси: 23 (15) июля 1240 года произошла Невская битва.

23 (15) июля 1240 года произошла Невская битва.

23 (15) июля 1240 года произошла Невская битва.

Невская битва — сражение между русскими и шведскими войсками на реке Неве.  23 (15) июля 1240 г. шведы разгромлены русским войском под руководством Александра Ярославича в битве на реке Неве. Сам Александр, согласно летописям, ранил ярла Биргера – шведского военачальника. Целью вторжения шведов был захват устья реки Невы, что давало возможность овладеть важнейшим участком пути «из варяг в греки», находившимся под контролем Великого Новгорода. Воспользовавшись туманом, русские неожиданно напали на шведский лагерь и разгромили врага; только наступление темноты прекратило битву и позволило спастись остаткам шведского войска Биргера, который был ранен Александром Ярославичем. Князь Александр Ярославич за проявленное в битве полководческое искусство и мужество был прозван Невским. Военно-политическое значение Невской битвы состояло в предотвращении угрозы вражеского нашествия с севера и в обеспечении безопасности границ России со стороны Швеции в условиях Батыева нашествия.

Накануне Невского сражения.

1238 г. стал переломным в судьбе Александра Ярославича. В битве с татарами на реке Сити решалась судьба не только великого князя, всей Русской земли, но и его отца, и его самого. После гибели Юрия Всеволодовича именно Ярослав Всеволодович, как старший в роду, стал великим князем владимирским. Александру отец определил все тот же Новгород. Тогда же, в 1238 г., семнадцатилетний Александр женился на княжне Прасковье, дочери полоцкого князя Брячислава. Тем самым Александр приобрел в лице полоцкого князя союзника на западных рубежах Руси. Венчание происходило на родине матери и деда, в городе Торопце, а свадебный обед состоялся дважды — в Торопце и в Новгороде. Александр демонстрировал свое уважение к городу, где он впервые вышел на самостоятельный княжеский путь. Поворотными для Александра этот год и последующий были и в другом смысле. Нашествие татаро-монголов и жесточайшее разорение ими русских земель как бы подчеркнули уже давно развивающийся политический распад Руси, ее все возрастающую военную слабость. Разгром Батыем русских земель закономерно совпал с усилением агрессии против Руси всех ее соседей. Им казалось, что теперь стоит предпринять лишь небольшое усилие, и можно будет прибрать к своим рукам все, что осталось за чертой татаро-монгольского завоевания.

 

Литовцы захватили Смоленск, тевтонские рыцари, разорвав прежний мир, начали наступление на Псков. Сначала они овладели крепостью Изборск, а потом осадили и сам Псков. Взять его не удалось, но городские ворота открыли рыцарям их сторонники из числа псковского боярства. Одновременно датчане атаковали земли чуди (эстов) на берегу Финского залива, находившиеся под властью Новгорода. Последний оплот свободной и независимой еще Руси — новгородские земли — был поставлен на грань катастрофы. По существу, Александру Ярославичу и стоящему за его спиной великому князю противостоял блок западных стран, ударными силами которого были «слуги Божьи» из немецких земель. В тылу же лежала разоренная татарами Русь. Юный князь оказался в центре восточноевропейской политики. Наступал решающий этап борьбы русских за оставшиеся еще независимыми земли. Первыми открытый удар по новгородским владениям нанесли давние враги Новгорода шведы. Они придали походу крестовый характер. Грузились на корабли под пение религиозных гимнов, католические священники благословили их в путь. В начале июля 1240 г. флот шведского короля Эрика Леспе направился к русским берегам. Во главе королевского войска стояли ярл Ульф Фаси и зять короля ярл Биргер. По некоторым данным, С обоими ярлами шло несколько тысяч человек Вскоре шведы бросили якоря в том месте, где река Ижора впадает в Неву. Здесь они раскинули свой стан и начали рыть боевые рвы, предполагая, видимо, закрепиться надолго и в дальнейшем заложить крепость, свой опорный пункт в ижорской земле, как они это уже сделали в землях еми и суми. В древнем предании сохранилось обращение шведского вождя к новгородскому князю: «Если хочешь противиться мне, то я уже пришел. Приди и поклонись, проси милости, и дам ее, сколько захочу. А если воспротивишься, попленю и разорю всю и порабощу землю твою и будешь ты мне рабом и сыновья твои». Это был ультиматум. Шведы требовали от Новгорода безусловного повиновения. Они были убеждены в успехе своего предприятия. По их понятиям, сломленная татарами Русь не могла оказать им серьезного сопротивления. Однако события разворачивались вовсе не так, как предполагали шведские крестоносцы. Еще на входе в Неву их шнеки были замечены местными ижорскими дозорщиками. Ижорский старейшина Пелгусий тут же дал знать в Новгород о появлении противника и позднее сообщал Александру о месте пребывания и количестве шведов.

Александр Невский во время битвы.

Сражавшийся во главе дружины переяславцев князь Александр Ярославич с высоты своего боевого коня сумел высмотреть «королевича» Биргера, защищенного мечами нескольких рыцарей. Русский ратоборец направил своего коня прямо на вражеского предводителя. Туда же развернулась и княжеская ближняя дружина. «Королевич» Биргер как королевский полководец в ходе Невской битвы подтвердил, вне всякого сомнения, репутацию древнего рода Фолькунгов. В русских летописях нет упоминаний о его личной «шаткости» в проигранном сражении до той минуты, когда он получил тяжелое ранение в лицо. Биргер сумел сплотить вокруг себя личную дружину, часть рыцарей-крестоносцев и попытался отразить дружное нападение русской конницы. То обстоятельство, что крестоносцы стали успешно отбиваться от нападавших на них русских конников у златоверхого шатра, и заставило князя Александра Ярославича усилить здесь натиск. В противном случае шведы, начавшие получать подкрепления со шнеков, могли отбить нападение и тогда исход битвы становился труднопредсказуемым. О том часе летописец скажет: «Была брань крепка зело и сеча зла». В самый разгар яростной сечи сошлись два предводителя противоборствующих сил — новгородский князь и будущий правитель Шведского королевства Биргер. То был рыцарский поединок двух полководцев средневековья, от исхода которого зависело очень многое. Таким и изобразил его на своем историческом полотне замечательный художник Николай Рерих. Девятнадцатилетний Александр Ярославич смело направил коня на выделявшегося в рядах рыцарей-крестоносцев закованного в латы Биргера, восседавшего на коне. И тот и другой славились искусностью в рукопашных единоборствах. Русские воины почти никогда не носили шлемов с забралами, оставляя лицо и глаза неприкрытыми. Только вертикальная стальная стрела предохраняла лицо от удара мечом или копьем. В рукопашном бою это давало большое преимущество, поскольку воин лучше видел поле битвы и своего противника. В таком шлеме бился на невских берегах и князь Александр Ярославич. Ни биргеровские оруженосцы, ни ближние княжеские дружинники не стали мешать поединку двух военачальников. Умело отбив удар Биргера тяжелым копьем, новгородский князь изловчился и метко ударил своим копьем в смотровую щель опущенного забрала шлема предводителя шведов. Острие копья вонзилось в лицо «королевича» и кровь стала заливать ему лицо, глаза. Шведский полководец покачнулся в седле от удара, но на коне удержался. Оруженосцы и слуги Биргера не дали русскому князю повторить удар. Они отбили тяжелораненого хозяина, рыцари-крестоносцы вновь сомкнули строй у златоверхого шатра и рукопашные схватки здесь продолжились. Биргера поспешили увести на флагманский шнек. Королевское войско осталось без испытанного предводителя. Ни ярл Ульф Фаси, ни воинственные католические епископы в рыцарских доспехах не смогли заменить его. Русский летописец так описал рыцарский поединок новгородского князя Александра Ярославича и шведского полководца: «…Изби множество бещисленно их, и самому королеви возложити печать на лице острым своим копием».

О значении Невской Победы.

Потери новгородцев были весьма незначительны, всего с ладожанами двадцать человек. Так недорого обошлась славная победа! Нам невероятными представляются эти известия, «да и немудрено, — замечает историк, — им дивились современники и даже очевидцы». Но чего не может совершить беззаветная удаль и самоотверженная любовь к родине, одушевленная надеждой на небесную помощь! Успех русских много зависел от быстроты, неожиданности нападения. В страшном замешательстве и переполохе разноплеменные враги, обманувшись в своей надежде на богатую добычу и раздраженные неудачей, может быть, бросились избивать друг друга и продолжали кровопролитный бой между собою и на другом берегу Ижоры. Но более всего, без сомнения, победа зависела от личных достоинств вождя, который «бе побеждая везде, а непобедим николиже». Недаром современники и потомство дали Александру Ярославичу славное имя Невского. Его орлиный взгляд, его мудрая сообразительность, его юный энтузиазм и распорядительность во время боя, его геройская отвага и разумно принятые меры предосторожности, а главное — небесное содействие ему всего вернее обеспечили успех дела. Он сумел воодушевить войско и народ. Самая личность его производила чарующее впечатление на всех, кто его видел. Незадолго до славной Невской победы в Новгород приходил магистр ливонский Андрей Вельвен, «хотя видети мужество и дивный возраст блаженного Александра, якоже древле царица южская прииде к Соломону видети премудрость его. Подобно тому и сей Андрияш, яко узре святаго великаго князя Александра, зело удивился красоте лица его и чудному возрасту, наипаче же видя Богом дарованную ему премудрость и непременный разум, и не ведяше како нарещи его и в велице недоумении бысть. Егда же возвратился от него, и прииде восвояси, и начат о нем поведати со удивлением. Прошед, рече, многи страны и языки, и видех много цари и князи, и нигде же такова красотою и мужеством не обретох ни в царех царя, ни в князех князя, яко же великий князь Александр». Для объяснения тайны этого обаяния недостаточно указания только на отвагу и предусмотрительность. Одновременно с этими качествами в нем было нечто высшее, что неотразимо влекло к нему: на челе его сияла печать гения. Как яркий светильник, горел в нем явно для всех дар Божий. Этим-то даром Божиим все любовались в нем. Прибавим к этому его искреннее благочестие. Подобно слову Божию о Немвроде, он также был воин «пред Господом». Вдохновенный вождь, он умел вдохновлять народ и войско. Всего ярче отражается светлый образ невского героя в летописях, писанных большею частью современниками. Каким теплым чувством, каким, можно сказать, благоговением дышат их безыскусственные рассказы! «Как дерзну я, худой, недостойный и многогрешный, написать повесть об умном, кротком, смысленном и храбром великом князе Александре Ярославиче!» — восклицают они. Изображая его подвиги, они сравнивают его с Александром Великим, с Ахиллом, с Веспасианом — царем, пленившим землю иудейскую, с Сампсоном, с Давидом, по мудрости — с Соломоном. Это не риторическая прикраса. Все это подсказано глубоко искренним чувством. Подавленный страшным нашествием татар, русский народ инстинктивно искал утешения, отрады, жаждал того, что хотя несколько могло бы поднять и ободрить упавший дух, оживить надежды, показать ему, что не все еще погибло на святой Руси. И он нашел все это в лице Александра Ярославича. Со времени Невской победы он сделался светлой путеводной звездой, на которой с горячей любовью и упованием сосредоточил свои взоры русский народ. Он стал его славой, его надеждой, его утехой и гордостью. Притом он был еще так молод, так много предстояло ему еще впереди. Римляне побеждены и посрамлены! — радостно восклицали новгородцы, — не свея, мурмане, сумь и емь — римляне и в этом выражении, в этом названии побежденных врагов римлянами народный инстинкт верно угадал смысл нашествия. Народ прозревал здесь посягательство Запада на русскую народность и веру. Здесь, на берегах Невы, со стороны русских дан был первый славный отпор грозному движению германства и латинства на православный Восток, на святую Русь.


Специалист ОСПС и Д.

Состоялась Невская битва | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина

15 июля 1240 г. при впадении реки Ижоры в Неву состоялось сражение между новгородским ополчением под командованием князя Александра Ярославича и шведским войском.

Летом 1240 г. на Неве в устье реки Ижора появились корабли шведского войска, состоявшего из шведов, норвежцев, представителей финских племён, под командованием Биргера. Захват устья реки Невы и города Ладоги давал возможность овладеть важнейшим участком пути «из варяг в греки». Высадившись на берег, шведы и их союзники раскинули свои палатки и шатры при впадении Ижоры в Неву.

Получив известие о появлении неприятеля, новгородский князь Александр Ярославович решил внезапно атаковать его. Времени на сбор войска не было, поэтому Александр не стал дожидаться, пока придут дружины, посланные его отцом Ярославом, или соберутся ратники с новгородских земель. Он решил выступить против шведов со своей дружиной, усилив её лишь новгородскими добровольцами.

Перед походом, по принятому обычаю, воины собрались у собора Святой Софии и получили благословение от архиепископа Спиридона. Затем к своей малочисленной дружине вышел князь Александр и сказал: «Нас немного, а враг силён, но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем».

Приняв благословение, русская дружина выступила в поход. Молодой князь со своим войском двинулся вниз по реке Волхов к Ладоге, где к нему присоединилась дружина ладожан.

Шведский лагерь, разбитый в устье Ижоры, не охранялся, так как шведы не подозревали о приближении русских войск. 15 июля в 11 часов утра новгородцы внезапно атаковали шведов. Упорное сражение продолжалось до самого вечера. Русские конные копейщики обрушились на центр шведского лагеря, а пешая рать ударила во фланг вдоль берега и захватила три корабля. По ходу битвы войско Александра владело инициативой, а сам князь согласно летописным сведениям, «своим острым мечом возложил печать на лице Биргера». Остатки разбитого шведского войска бежали на уцелевших кораблях. Потери новгородцев составили 20 человек.

Князь Александр Ярославич за проявленное в битве полководческое искусство и мужество был прозван Невским.

Победа в Невской битве имела большое военно-политическое значение. Русские войска не позволили шведам отрезать Новгород от моря и захватить побережье Невы и Финского залива. Отразив шведское нападение с севера, русское войско сорвало возможное взаимодействие шведских и немецких завоевателей.

Лит.: Кирпичников А. Н. Две великих битвы Александра Невского // Александр Невский и история России. Материалы научно-практической конференции. Новгород, 1996; Кирпичников А. Н. Невская битва 1240 года и её тактические особенности // Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы. СПб., 1995. С.  24—30; Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра // Памятники литературы Древней Руси. XIII век. М., 1981. С. 426-439.

См. также в Президентской библиотеке:

Александр Невский (1221–1263): [цифровая коллекция];

Информационные технологии и церковь: «Александр Невский — национальный идеал России» // Новости. 12 сентября;

Общество и церковь: Мощи святого князя Александра Невского перенесут из России в Сербию и Черногорию // Новости. 24 марта;

Объединённое русское войско одержало победу в Раковорской битве // День в истории. 18 февраля 1268 г.;

Разгром немецких рыцарей на Чудском озере («Ледовое побоище») // День в истории. 5 апреля 1242 г;

Учреждён орден святого Александра Невского // День в истории. 1 июня 1725 г..

Летние фестивали в Санкт-Петербурге

Ах, лето. Это прекрасное время, и что может быть лучше, чем провести его на прогулке, принимая редкое петербургское солнце и наслаждаясь новыми впечатлениями? Вот краткое изложение самых горячих (ха!) событий этого лета, от кинофестивалей и музыкальных фестивалей до праздников еды, искусства и технологий.

Кинофестиваль «Кинодот»

31 мая – 2 июня, кинотеатр «Родина»

Ежегодный фестиваль экспериментального кино «Кинодот» будет проходить в кинотеатре «Родина» (ул. Караванная, 12) в течение трех дней. Более 40 короткометражных фильмов от создателей со всего мира будут показаны на языке оригинала с русскими субтитрами. Билеты на каждый из 70-80-минутных сеансов стоят 250 рублей, их можно приобрести на сайте «Родины».

Фестиваль воздушных змеев ФОРТОЛЕ

1-2 июня, Форт Константин, Кронштадт

Если в душе вы еще ребенок, вам понравится это мероприятие. В течение двух дней небо над Фортом Константин в городе Кронштадт будет наполнено всевозможными красочными воздушными змеями всех форм и размеров. Входные билеты 300 руб.; принесите свой собственный воздушный змей, и вы получите бесплатно!

Тинькофф Стереолето

6-7 июля, Севкабель Порт

В этом году музыкальный фестиваль «Стереолето», которому исполняется 18 лет, пройдет в модном творческом пространстве «Севкабель Порт». Это 2019 годВ состав входят лидеры чартов Rag’n’Bone Man , русские рокеры Мумий Тролль , так называемый «русский ответ Die Antwoord» Little Big , недавняя звезда прорыва Монеточка и более 50 других артистов из по всему миру. Билеты начинаются от 2800 рублей.

Geek Picnic

6-7 июля, Приморский парк Победы

Geek Picnic

Крупнейший в Европе фестиваль науки, технологий и поп-культуры под открытым небом возвращается с очередной дозой гиковского добра! Косплей, мерч, лекции и мастер-классы, вечеринки и игры; это просто слишком много, чтобы описать. Ознакомьтесь с нашим репортажем с Geek Picnic 2017 (с участием Ричарда Докинза в мем-кубе Университета ИТМО!).

Geek Picnic 2019 пройдет в Приморском парке Победы. Билеты от 1100 рублей; доступны групповые и двухдневные билеты.

О Да! Эда! Food Fest

13-14 июля, Приморский парк Победы

То, что начиналось как мероприятие только для Санкт-Петербурга в 2013 году, теперь стало основным летним развлечением страны с O Da! Эда! мероприятия проходят практически в каждом крупном городе России. Список участников этого года пока не объявлен, но, как всегда, ожидайте непристойного количества вкусной еды. Входные билеты стоят 400 рублей, но не забудьте взять с собой карманные деньги на все предложения!

Страсть к перемене мест 108

Юсупов сад 13 июля

Всемирный «триатлон осознанности», сочетающий в себе бег на 5 км, йогу и сеанс медитации, проводится каждое лето по всему миру, и Санкт-Петербург не является исключением. Отправляйтесь в Юсуповский сад и не забудьте коврик для йоги, солнцезащитный крем и ветровку — ведь никакая погода не должна вас останавливать — и берите с собой! После основной части мероприятия вы можете заглянуть на некоторые рынки и мастер-классы или даже принять участие в розыгрыше.

Невская битва

13-14 июля, Петропавловская крепость

15 июля 1240 года русская и шведская армии сошлись на месте сегодняшнего Санкт-Петербурга в исторической битве. Восемь веков спустя исторические реконструкторы захватывают Петропавловскую крепость, воссоздавая полноценный рыцарский турнир с рукопашными боями, рыцарскими поединками, битвами и средневековой ярмаркой ремесел.

ВК Фест

20-21 июля Парк 300-летия Санкт-Петербурга

VK Fest 2019 станет пятым по счету масштабным фестивалем под открытым небом в российской социальной сети, и его организаторы обещают сделать все возможное по этому знаменательному событию. Программа мероприятия пока держится в секрете, но, судя по составу прошлых лет, в который вошли многие известные артисты, эксперты и знаменитости, пропустить ее нельзя. И, конечно же, не забудьте заглянуть в зону Университета ИТМО на VK Fest! Билеты от 2000 рублей; есть двухдневные билеты.

Ночь света в Гатчине

16-17 августа, Гатчинский государственный музей-заповедник

Лунная вода — проект студентов Высшей школы светодизайна Университета ИТМО. представлен на выставке Night of Light 2017. Фото: vk.com/gatchinanights

Международный фестиваль светового искусства «Ночь света» в Гатчине — уникальное событие. Вы проведете ночь в совершенно другом мире, прогуливаясь по императорскому парку, созерцая царские дворцы и любуясь удивительными световыми инсталляциями художников из России и зарубежья (и даже студентов ИТМО!). Следите за официальным сайтом мероприятия или страницей ВКонтакте, чтобы узнать больше о входе в парк и о том, как туда добраться.

Наверх

Россия и Украина: «один народ», как утверждает Путин?

Поскольку военные угрозы России Украине усиливаются, стоит проанализировать использование президентом Путиным исторических реквизитов для оправдания заявления о том, что Россия и Украина — одна нация.

В июле президент России Владимир Путин опубликовал экстраординарное эссе, отрицающее независимость истории Украины. Бывший президент Дмитрий Медведев последовал за этим с открытым письмом, используя недипломатический язык, чтобы заклеймить украинцев как «людей, не имеющих стабильной самоидентификации», «жертв оголтелых националистических сил» и «абсолютно зависимых людей». «Нам нет смысла иметь дело с этими вассалами», — заключил Медведев.

В настоящее время Путин работает в изоляции из-за пандемии коронавируса. Тем не менее, ему, по-видимому, доставили исторические файлы, чтобы он мог больше «изучать» украинский вопрос, что указывает на то, что в будущем может появиться еще больше эссе. Вся тема для него явно личная идея-фикс: еще в июле 2013 года, еще до аннексии Крыма и последовавшей в течение следующего года войны на востоке Украины, он выступил в Киеве с речью о том, что все Украины были историческая Россия.

Исторические «кратчайшие пути»

Путин использует три характерных приема. Во-первых, он постоянно меняет терминологию, называя всех «русскими». Это просто игра с языком; это не настоящий аргумент. Во-вторых, Путин игнорирует то, что происходило, когда украинцы и русские жили в отдельных государствах — фактически дольше, чем когда они жили вместе. В-третьих, он постоянно утверждает наличие общего языка и религии, что на самом деле не так. Русская православная церковь существует в Украине, как Украинская православная церковь (Московский патриархат), но есть и отдельная православная церковь, плюс греко-католическая вера, а именно те, которые следуют православным обрядам, но признают главенство Ватикана.

Ключевой троп Путина в том, что украинцы и русские — «один народ», и он называет их обоих «русскими». Он начинает с мифа об общем происхождении: «Русские, украинцы и белорусы — все потомки Древней Руси», которая была самым большим государством в Европе IX–XIII вв. Здесь Путин использует правильное слово — Русь — а не современное слово для «России», которое есть Россия , эллинизм, появившийся только в 17 веке. Украинцы, русские и белорусы использовали Русь как часть их составного названия в разное время; но это значит только, что они родственники, а не «один и тот же народ». Таким образом, аргумент Путина о том, что древние русы были древними русскими, является лишь одним из четырех возможных вариантов. Столицей Древней Руси был Киев, что делало его протоукраинским. Многие украинцы говорят, что русская история — это действительно московская история, начинающаяся в 14 веке. Русь можно рассматривать как общее предприятие украинцев и русских или как образование, существовавшее до того, как сформировались современные национальные идентичности. Утверждение Путина о том, что «и дворянство, и простолюдины воспринимали Русь как общую территорию, как свою родину», весьма сомнительно. Государство было огромным; общины «простых людей» были досовременными, местническими и неграмотными.

цитата

Путин нигде в своих работах не допускает украинской субъективности – возможности того, что украинцы могут иметь собственное мнение о том, кто они такие

центральное правление и фрагментация». Путин не называет даты этого процесса дробления Древней Руси, но он произошел между 1240 и 1654 годами. Он говорит, что «люди и в западных, и в восточных русских землях говорили на одном языке. Их вера была православной». Так что, якобы, за четыреста лет ничего не изменилось. Но на самом деле «западные» земли — территория сегодняшней Украины — сильно изменились. Украинский язык впитал в себя влияние всех своих соседей: польского, тюркского и других европейских языков. Украинская церковь, просуществовавшая до 1686 г. и восстановленная в 2019 г.находился под сильным влиянием Ренессанса, Реформации и Контрреформации – в отличие от гордо обособленной Русской Церкви.

Путин утверждает, что, когда большинство украинцев находились под властью России — процесс, который длился долго, с 1654 по 1795 год, — «имеются объективные свидетельства того, что Российская империя была свидетелем активного процесса развития малорусской [украинской] культурной идентичность в составе большой русской нации». Это действительно так, по крайней мере вначале: в 18-м и начале 19-гоХХ века украинцы и русские внесли свой вклад в общую культуру, как англичане и шотландцы внесли свой вклад в британскую культуру. Но это прекратилось под растущим влиянием русского национализма в конце 19 века; империя ограничила процесс ассимиляции, приняв путинскую политику, утверждая, что украинцы уже были русскими.

Путин также утверждает, что «во второй половине XVIII века, после войн с Османской империей, Россия присоединила к себе Крым и земли Причерноморья, которые стали называться Новороссия [Новая Россия]. Их населяли люди со всех губерний России». При этом игнорируется тот факт, что территория была заранее заселена на протяжении сотен лет казаками и крымскими татарами. Люди действительно приезжали со всей империи, чтобы поселиться в городах, как и так называемые черноморские немцы ( Schwarzmeerdeutsche ). Но простая география означала, что большинство сельских жителей были выходцами из глубинки Украины.

Политические злоупотребления

Заявления Путина о Крыме просто колониальные. Он утверждал, что крещение средневекового князя Владимира в Крыму в 9 г.88 придает Крыму «сакральное значение для России, как Храмовая гора в Иерусалиме для последователей ислама и иудаизма». А вот Владимир – украинское написание Владимир – был киевским князем. Его место крещения оспаривается историками. Возможно, он ненадолго завоевал греческие колонии в Крыму; но это мало что значит по сравнению со многими веками существования Крымскотатарского ханства, с 15 века до русского завоевания в 1783 году, когда более 80% населения составляли крымские татары. Остальные – христианские меньшинства – были греками или армянами, а не русскими.

Русское правление в Крыму является хрестоматийным примером поселенческого колониализма: до 1783 года русских там не было в значительном количестве, а русская историческая литература намеренно вычеркнула коренные народы из поля зрения. Крымские татары — гражданская нация, состоящая из всех местных групп: генуэзских итальянцев, готов и греков, а также татар и монголов. Примечательно, что с 2014 года украинская историография сместилась в сторону подчеркивания параллельной судьбы украинских казаков и крымских татар в контроле над Крымом и побережьем Черного моря. В июле 2021 года Киев принял закон о коренном статусе крымских татар.

КредитКрещение киевлян Клавдием Лебедевым

Все украинское самоутверждение в современную эпоху Путин винит в чужих интригах: во-первых, «стремлении лидеров польского национального движения использовать «украинский вопрос» в своих интересах»; а затем как «австро-венгерские власти… ухватились за этот нарратив», чтобы навредить России.

Виноваты, по мнению Путина, и большевики, создавшие Украинскую республику в Советском Союзе. «Украинизация часто навязывалась тем, кто не считал себя украинцем», — утверждает Путин. Федерализм был «самой опасной бомбой замедленного действия, которая взорвалась в тот момент, когда механизм безопасности, обеспечиваемый руководящей ролью КПСС, исчез, а сама партия развалилась изнутри». Путин заключает: «Современная Украина — полностью продукт советской эпохи. Мы хорошо знаем и помним, что она формировалась — в значительной части — на землях исторической России». Однако это утверждение не имеет смысла, если Украина и Россия — одно и то же.

С 1939 по 1954 год большевики присоединили к Украине территорию межвоенной Польши, Чехословакии и Румынии вместе с Крымом в 1954 году. что вы привезли с собой» — имея в виду территорию, которая была у УССР при создании СССР в 1922 году. Но, кроме Крыма, вся путинская Новороссия — восточная и черноморская Украина — тогда была частью Украины.

В общем, Путин заканчивает свое «историческое» разглагольствование тем, что возлагает все проблемы на «внешнее управление» и называет украинских лидеров марионетками Запада, излюбленным образом RT — московской зарубежной пропагандистской сети — и российских троллей в социальных сетях. Это показывает, насколько сильно пропаганда пропитана всей этой «историей»; нигде в своих работах на эту тему Путин не допускает украинской субъективности — возможности того, что украинцы могут иметь собственное мнение о том, кто они такие.

Но реальность такова, что украинцы и русские жили порознь больше, чем вместе; и когда они жили вместе, они не всегда ладили.