История России в картинах. Картины история россии
История России в картинах
Одна из замечательных страниц художественно-издательского дела и образовательной, просветительской деятельности России начала ХХ века связана с именем московского книгоиздателя И. Н. Кнебеля.
Кнебель Иосиф Николаевич (1854 – 1926) – русский издатель и книгопродавец, основатель первого в России специализированного издательства по изобразительному искусству. Он был сторонником наглядного метода обучения, пропагандистом передовых педагогических взглядов. Выпущенные им школьные пособия стали образцом не только для русских, но и для зарубежных издателей. К ним, в первую очередь, относятся «Картины по русской истории», выходившие в 1908 — 1913 годах.
Замысел издания возник как бы в ответ на выход в Лейпциге серии картин для школьного преподавания, составленной немецким историком культуры А. Леманом. Захотелось сделать лучше, точнее, а главное — для своего, русского, юного читателя-зрителя. Кнебель привлек к работе известного историка и педагога С. А. Князькова, который составил план и написал пояснительный текст к каждой картине.
Было отобрано более 50 сюжетов, отражавших характерные периоды российской истории: киевский, владимиро-суздальский, московский и, наконец, общероссийский. Но кого привлечь к написанию оригинальных исторических полотен? Тут Кнебель проявил высокий вкус и большую компетентность, о чем говорит список авторов — лучших тогдашних мастеров обеих русских столиц. Москвичи Сергей Иванов, Аполлинарий и Виктор Васнецовы, Борис Кустодиев проиллюстрировали первые три периода, четвертый — петербуржцы Александр Бенуа, Дмитрий Кардовский, Евгений Лансере, Михаил Добужинский и Владимир Чемберс. Известный живописец и педагог С. Иванов внес самый заметный вклад в издание, выполнив 18(!) исторических картин. А. Бенуа и Д. Кардовский создали по семь произведений.
Первым из художников, с кем Кнебель поделился замыслом, был В. Серов. Он стал и автором самой известной картины серии «Петр Великий (Петр I)», Академик И. Э. Грабарь писал о ней: «Такого подлинного Петра мы до того не видели... Школьная картина силой счастливого вдохновения развернулась почти во фреску».(http://www.parents-tale.ru/tradicii/kartiny-po-rus...)
До настоящего времени сохранилось оригиналы, созданные художниками для кнебелевского издания и которые разошлись по музеям. Редкостью стали кнебелевские репродукции с этих картин. Целиком издание сохранилось лишь в Государственном Историческом музее. Каждая репродукция сопровождается подробным описанием.
globallab.org
Выставка «Картины русской истории» - история в фотографиях
22 февраля в старом здании Третьяковки открылась выставка «Картины русской истории», продолжающая программу «Третьяковская галерея открывает свои запасники». У входа нас встречал Павел Михайлович Третьяков в импозантном меховом воротнике и маленькой шапочке. На выставке же представлены работы исторических живописцев второй половины XIX – начала ХХ века Василия Смирнова, Григория Седова, Константина Маковского, Клавдия Лебедева, Александра Литовченко, Сергея Иванова, Андрея Рябушкина, дополняли выставку скульптурные произведения Марка Антокольского, Михаила Микешина и Славомира Целинского. Темы и сюжеты показанных произведений отражают преимущественно историю допетровской Руси — эпохи, в понимании представленных на выставке художников, незамутненной, истинной русской цивилизации.
Открытие всякой выставки предваряют выступления организаторов, поясняющие смысл и суть экспозиции. Так было и на этот раз. Ожидалось прибытие министра. Но как и подобает большому начальству, Мединский задерживался. Директор Третьяковки Зельфира Трегулова и кураторы выставки, отложив основные мероприятия до приезда большого гостя, сказали несколько предваряющих слов.
Центром экспозиции стало полотно Клавдия Лебедева «Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча», вдохновленная работой Сурикова «Боярыня Морозова». Впервые «Марфа Посадница» была представлена на 19-й выставке передвижников и с тех пор практически не выставлялась. Сегодня, после завершения сложных реставрационных работ, она впервые экспонируется в Третьяковке.
В окружении фотографов:
В экспозиции есть еще одна работа Лебедева — «К боярину с наветом».
Как сообщает пресс-релиз выставки «историческая живопись конца XIX – начала ХХ века фокусировалась не на драматизме сюжета, а на красоте предметов обихода и архитектуры прошлого» в трактовке которых живописцы этого времени были предельно точны. Этот новый взгляд требовал новой стилистики, поиски которой наиболее ярко отразились в работах Сергея Иванова и Андрея Рябушкина. Считается, что первые шаги в этом направлении были сделаны Рябушкиным в картине «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате».
Рябушкин и Иванов в своем творчестве более всего обращались к XVII столетию. Через декоративную стилизацию деталей ушедшего быта стремились передать красоту ушедшей эпохи в ее повседневности. Иванов выступил новатором исторического жанра, компонуя эпизоды русского Средневековья — в духе стиля модерн — почти как кинокадры, захватывающие зрителя своим динамичным ритмом, «эффектом присутствия», как, например в картине «Приезд иностранцев в Москву XVII столетия».
Или в его же работе «Царь», которую первоначально автор планировал назвать «То земной едет бог!».
Исторический жанр считался основой академической системы подготовки художников. Обязательное задание, которое утверждал Совет профессоров Академии художеств именовалось программой. На выставке представлены две работы, выполненные в рамках таких программ по исторической живописи. Это полотно Константина Маковского «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова».
И картина Василия Смирнова «Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя».
На картине Александра Литовченко «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского» показан исторический момент, когда после перенесения мощей митрополита Филиппаиз Соловецкой обители в Москву, гроб в течении десяти дней стоял в Успенском соборе, и Никон, убежденный в главенстве церковной власти над светской, соглашался принять патриаршество исключительно при условии его полной свободыв устройстве церковной жизни.
На картине Григория Седова «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» показан широко известный момент сватовства царя, когда из шести девушек он выбрал Евфимию Всеволожскую, от неожиданно привалившего счастья упавшую в обморок.
А вот и скульптурные работы. Бюст царя Михаила Федоровича работы Славоимра Целинского.
«Нестор-летописец» Антокольского:
И «Тысячелетие Крещения Руси» Микешина:
Обойдя всю выставку, Мединского я так и не дождался. Вот вам несколько общих видов, с публикой и репортерами, но без главного гостя:
Оставайтесь с нами, в следующий раз — Верещагин. Кстати, сегодняшняя выставка расположилась как раз в его зале.
foto-history.livejournal.com
историческая живопись * описания картин
Дейнека обладал изумительной способностью проникновения в душу человека, умел показать его во взаимоотношении с миром — а в мире всегда разлито настроение, тревожное или радостное, кричаще трагическое или бездумно летнее. Описание картины Оборона Петрограда Александра Дейнеки →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Явившая зрителю новое, непривычное, пронзительное и трагичное искусство картина Виктора Васнецова обманчиво проста. Попробуем уловить вложенный художником смысл, хотя прошло так много лет. Описание картины После побоища Игоря Святославича с половцами Виктора Васнецова →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Картина Васнецова с говорящим названием «Баян» изображает краткие минуты передышки, когда воины небольшого отряда собрались послушать седого певца. Хмурое северное лето служит фоном для знаменитой картины. Описание картины Баян Виктора Васнецова →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Удивительная по простоте и грубоватому изяществу картина Николая Константиновича Рериха изображает корабли с заморскими визитерами, плывущими по летнему зеленому краю. Это берег моря — за холмами новые земли. Описание картины Заморские гости Николая Рериха →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Картина великого русского художника Николая Рериха изображает Микулу Селяниновича — былинного богатыря — за всегдашним своим занятием. Конь, плуг, пашня. Вот откуда силушка. Описание картины Микула Селянинович Николая Рериха →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Одно из поистине монументальных полотен основной экспозиции ГТГ — это «Богатыри» Виктора Васнецова. Знакомая многим картина имеет размер более чем три на четыре метра. Слегка холодноватый колорит дает отдохновение глазу, но будоражит душу зрителя. Описание картины Богатыри Виктора Васнецова →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Эпическое полотно, сочетающее в себе все лучшее тогдашней русской живописи, выставленное в качестве пособия для начинающих художников. «Последний день Помпеи» работы Брюллова знаком всем без исключения. Или вы — исключение? Ну так смотрите же и трепещите перед слепой стихией. Описание картины Последний день Помпеи Карла Брюллова →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
1001kartina.su
История русской живописи
Русское искусство вообще, и русская живопись в частности появилось из искусства Киевской Руси, которое полностью самобытным назвать нельзя, ведь вместе с христианством, князь Владимир привёз из Византии и художественные традиции. Они причудливо переплелись с языческой культурой, постепенно изменяясь со временем.
Настоящий подъём для русской живописи начинается в пятнадцатом веке, которому даже дали название «золотого века древнего русского искусства». Развитие живописи проходило так же, как и в Европе, то есть первоначально она была исключительно церковной – это храмовые фрески и иконопись, в которой прослеживаются приёмы, свойственные византийским мастерам. Но назвать иконы простой имитацией нельзя, а творчество Андрея Рублёва смогло поднять это искусство на новую, небывалую высоту. Русские мастера живописи во все времена писали портреты своих современников, пейзажи, быт простых людей, в их картина прекрасно прослеживается история и достопримечательности Санкт-Петербурга, Москвы, других городов.
Первые портреты, написанные в реалистическом стиле, начинают появляться в России в семнадцатом веке, а в середине и конце восемнадцатого столетия начинают творить такие знаменитые мастера как Боровиковский и Левицкий. С этого времени развитие русской живописи начинает идти ещё более интенсивно и следовать тенденциям, распространённым во всём мире. В первой половине девятнадцатого века русская живопись обогащается такими именами как Брюллов, Иванов, Кипренский, происходит расцвет реализма, основывается объединение русских художников-передвижников, членами которого становятся Шишкин, Васнецов, Крамской, Куинджи, Саврасов, Репин и Суриков.
Конечно, история русской живописи на этом не заканчивается. Бурное начало двадцатого века, и новаторские стили, появившиеся во Франции во время культурной революции, не проходят мимо внимания художников России. Появляются последователи модернизма в целом и отдельных его направлений в частности.
gallerix.ru
Русские художники об истории России
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ ОБ ИСТОРИИ РОССИИПрезентацию создала Авилова Н.П.
Слайд 2
Рассматривая знаменитые картины русских художников словно погружаешься назад в прошлое и переживаешь всем своим существом изображенные на полотне события. Почему иногда живописная историческая картина может сказать больше, чем словесный рассказ о событии? Видимо, потому, что всегда важнее увидеть, чем услышать. А живописцы стремятся не только и не столько точно показать происходящее, сколько выразить своё отношение к нему и передать атмосферу события.
Слайд 3
СУРИКОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ
Слайд 4
Переход Суворова через Альпы
Слайд 5
Большой маскарад в 1772 г. на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф.Ромодановского.
Слайд 6
Взятие снежного городка
Слайд 7
Меншиков в Берёзове
Слайд 8
Утро стрелецкой казни
Слайд 9
Степан Разин
Слайд 10
Покорение Сибири Ермаком.
Слайд 11
Императрица Анна Иоанновна
Слайд 12
Рябушкин Андрей Петрович
Слайд 13
Московская улица XVII века в праздничный день,
Слайд 14
Пир богатырей у ласкового князя Владимира
Слайд 15
Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)
Слайд 16
Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате
Слайд 17
Русские женщины XVII в. в церкви
Слайд 18
Васнецов Виктор Михайлович
Слайд 19
Крещение Руси
Слайд 20
Царь Иван ГрозныйСергий Радонежский.
Слайд 21
Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты.
Слайд 22
Васнецов Аполлинарий Михайлович«Писать, писать с натуры, пока глаза видят, и руки держат кисть... За этюдами молодеешь! Не правда ли? Особенно когда на природе и когда природа красива. Словно встретился опять с любимой девушкой - начинаешь вести с ней задушевные беседы, и хорошо, когда она отвечает взаимностью, то есть когда этюд удается.»
Слайд 23
Основание Кремля. Постройка новых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 г
Слайд 24
Оборона Москвы от хана Тохтамыша 14век
Слайд 25
Москва при Иване Калите 14в.
Слайд 26
Московский кремль при Иване 3-м, 15в.История города есть в то же время и история края, целой эпохи.
Слайд 27
Кутафья башня и Троицкий мост
Слайд 28
Слайд 29
Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке
Слайд 30
Красная площадь во второй половине XVII века
Слайд 31
Использованные материалы1.http://www.rosimperija.info/post/2272 2. http://muzei mira. com/kartini_ russkih_ hudojnikov/ 3.https://ru.wikipedia.org/wiki/Картины_по_русской_истории 4.http://www.nearyou.ru/100kartin/0shed.html 5. http://scientificrussia.ru/articles/10-samyh-izvestnyh-russkih-kartin
lusana.ru