Военно-морской российский флот: обзор, особенности и интересные факты. История россии моряков


«История России IX – XVIII вв.» — Владимир Моряков

© ООО «Филологическое общество „СЛОВО“», 2010

© ООО «Филологическое общество „СЛОВО“», оформление, 2010

* * *

ГЛАВА IПервобытнообщинный строй. Греческие колонии Северного Причерноморья. Скифы

Первобытнообщинный строй занимает самый большой период в жизни человечества, начиная с появления человека (около 2,5 миллионов лет тому назад) до образования классовых обществ. Длительность этого периода в истории человечества объясняется неразвитостью производительных сил, их медленной эволюцией, следствием чего были низкие темпы общественного развития. Эволюция первобытнообщинного строя шла от потребляющего хозяйства через общественное разделение труда (выделение скотоводческих племен, отделение ремесла от земледелия) к хозяйству производящему.

До начала общественного разделения труда человечество развивалось от первобытнообщинного стада к матриархальной кровнородственной общине, а от нее к патриархальной кровнородственной общине, в основе которой лежала большая семья (совместное проживание нескольких поколений). На этом этапе люди совместно производили необходимый продукт и потребляли его. Разделение труда и его углубление, особенно выделение земледельческих племен и отделение ремесла от земледелия, вело к замене родовой общины соседской общиной, состоящей уже из малых семей (родители, дети). Основной хозяйственной единицей становятся уже не рядовые общины, а малые семьи. Этот процесс был связан с совершенствованием орудий труда, что позволяло малым семьям производить не только необходимый, но и прибавочный продукт и распоряжаться им.

С появлением малых семей коллективное производство уходит в прошлое. Меняется и характер собственности. Если раньше в собственности родовой общины были лес, луга, водоемы, пастбища, пахотная земля, орудия труда, тягловый скот, жилище, то в соседской общине в собственности малой семьи были дом, орудия труда, тягловый скот, приусадебная земля. Пахотная земля общины делилась между семьями на наделы, которые они обрабатывали своим трудом. Рост производящего хозяйства вел к увеличению прибавочного продукта, его присвоению, появлению имущественного неравенства, грабительским войнам. Следствием этого стала потребность в силе, которая смогла бы регулировать внутренние конфликты, обеспечивать защиту от внешних вторжений. Такой силой являлись военные вожди, формирующиеся вокруг них военные дружины, старейшины, жрецы. Вершиной общественного развития при первобытнообщинном строе стала военная демократия, за которой следовало появление и развитие государства.

Первобытнообщинный строй обычно делят на три больших периода: каменный век, бронзовый век, железный век. Их названия соответствуют тем преобладающим материалам, из которых изготавливались в то время орудия труда.

Палеолит – самый длительный период первобытнообщинного строя, он охватывает период от 800‑го до 10‑го тысячелетия до н. э. и делится, в свою очередь, на три этапа: ранний, средний и поздний. В это время начинается и идет процесс развития человека – антропогенез (греч. «антропос» – человек, «генезис» – происхождение). В раннем палеолите появляется австралопитек – обезьяна, ходившая на задних конечностях.

Древнейшими людьми были питекантропы (обезьяночеловеки) и синантропы (разновидность питекантропа). В конце раннего палеолита (около 100 тыс. лет назад) появился неандерталец (название произошло от местности Неандерталь в Германии, где впервые обнаружили останки предков современного человека). Останки неандертальцев найдены во многих местах земного шара, в том числе и в Восточной Европе.

В период раннего, среднего и в начале позднего палеолита первобытные люди жили человеческим стадом. Они не имели ни одежды, ни жилищ, могли существовать лишь в теплом климате. Например, археологи обнаружили стоянки древних людей в районе р. Тиссы, пещеры Киик-Коба в Абхазии, холма Сатани-Дар в Армении и др. Основу хозяйства древнейших людей в это время составляла охота на крупных животных. Растительную пищу собирали, выкапывая из земли различные съедобные коренья. Для охоты и собирательства использовались орудия, сделанные из камня. Первобытные люди использовали готовый огонь (от пожаров, извержений вулканов и т. д.). Они постоянно поддерживали костры, так как сами добывать огонь не умели.

Более 100 тыс. лет назад большую часть Европы покрыл ледник, толщиной в два метра. Похолодание заставило людей научиться добывать огонь. Неандертальцы уже умели это делать. Добыча огня – огромное завоевание человека. Он стал менее зависим от климата, диких зверей, появился очаг, возможность употреблять жареную пищу. Овладение огнем потом привело человека к созданию керамической посуды, а много позднее к металлургии.

На этапе позднего палеолита (40 тыс. лет назад) на смену Homo habelis (человек умелый) пришел Homo sapiens (человек разумный). В этот период возникает родовой строй и появляется матриархальная родовая община, которая просуществовала на последующих этапах палеолита: в мезолите (средний каменный век – 10-8 тыс. лет до н. э.), неолите (новый каменный век – 7–5 тыс. лет до н. э.), энеолите (медно-каменный век – 4–3 тыс. лет до н. э). В позднем палеолите совершенствовалось изготовление каменных орудий труда, появились копье и копьеметалка. Человек научился ловить рыбу. Появились гарпуны, иглы, сделанные из кости, что позволяло шить одежду из шкур зверей. Кроме того, человек строил более совершенные жилища (землянки), объединявшиеся в целые поселки.

В конце позднего палеолита произошло потепление климата, что вместе с хозяйственными успехами дало людям возможность расселяться на новых территориях. Стоянки древних людей позднего палеолита были найдены во многих местах России. В это время начали проявляться (еще, правда, весьма слабые) этнокультурные общности, возникало искусство: женские фигурки, наскальная живопись (Капова пещера в Башкортостане), развивалась резьба по кости.

В позднем палеолите возникли первые религиозные представления (погребальный обряд), свидетельствующие о вере в загробную жизнь. Религия возникала и развивалась в форме язычества: обожествления природы, животных, растений, воды, в вере в добрых и злых духов.

В период мезолита человек сделал гигантский шаг вперед: им были изобретены лук и стрелы. Это дало ему возможность заниматься индивидуальной охотой не только на зверя, но и на птицу, что позволило увеличить съестные припасы. Человек в то же время начал приручать и одомашнивать животных (собак, коз, овец), что впоследствии привело к развитию скотоводства. Совершенствовались каменные орудия труда: ножи, копья, гарпуны обрабатывались тщательнее, их режущие и колющие части делались из острых кремниевых пластин. В мезолите человек изобрел каменный топор, привязывающийся к палке. В это время человек освоил весь евразийский континент.

Переход к неолиту совершался в Евразии неравномерно. В лесной зоне России он продолжался до II тысячелетия до н. э. В эпоху неолита потребляющее хозяйство стало сменяться производящим. Кроме уже привычных охоты и рыболовства, человек начал заниматься скотоводством и земледелием. Переход к производящему хозяйству, совершенствование орудий труда и техники их изготовления получили название неолитической революции. При изготовлении каменных орудий труда стали применяться пиление, шлифование, сверление. Изготовление отверстий в орудиях труда, в частности в топоре, позволило насаживать их на деревянную рукоятку, что создавало большие удобства, чем раньше, при работе ими. В неолите люди научились делать изделия из глины, обжигать их. Так появилась лепная керамика. Керамическая посуда позволила людям варить пищу, хранить запасы зерна в керамических сосудах. Не меньшим шагом вперед было изобретение человеком ткани. Ткачество позволило человеку ходить в одежде, сделанной не только из шкур животных, но и из ткани.

На территории Восточной Европы и Сибири существовали различные типы хозяйственной деятельности. В степных районах от среднего Днепра до Алтая развивалось скотоводство. В степных районах Украины, на юге Сибири жили земледельцы. В Средней Азии начало развиваться оросительное земледелие. В лесной полосе восточноевропейской части и в Сибири люди преимущественно занимались охотой и рыболовством.

Во время неолита родовые коллективы начинают объединяться в племена. Число племен увеличивается. Племена делятся, передвигаются на новые территории в поисках лучших условий для ведения хозяйства, в них выделяется зажиточная верхушка. В неолите усиливаются отличия в жизни людей, населявших различные местности.

Еще более они стали заметны в эпоху энеолита. Это вело к появлению связей и обмена между племенами. В период энеолита человек стал использовать металл, а именно медь. Интенсивно развивались племена, проживавшие вблизи месторождений меди на Кавказе, Урале, в Сибири, Средней Азии. Из меди изготавливались орудия труда, но они были еще немногочисленны, и большинство их продолжали изготовлять из камня. Открытие меди усилило обмен между племенами, следствием чего было преодоление замкнутости в жизни племен в период неолита. Продолжало активно развиваться скотоводство и земледелие. Обнаружение залежей металла в Прикарпатье привело к тому, что в III тысячелетии до н. э. в лесостепной полосе Украины и Молдавии (от Днепра до Карпат) возникла трипольская (село Триполье на Украине) земледельческая культура. Трипольцы вели экстенсивное земледелие, а на рубеже III – II тысячелетий до н. э. они занимались скотоводством.

Следующий гигантский шаг в своем развитии человечество совершило, научившись делать сплавы разных металлов. Сплав меди и олова дал человеку бронзу. Орудия труда из бронзы способствовали началу разложения первобытнообщинного строя. В эпоху бронзового века племена занимались скотоводством и земледелием. Постепенно у различных племен стал преобладать первый или второй тип хозяйства. Следствием этого стало первое общественное разделение труда – выделение скотоводческих племен. В условиях развития скотоводства усилилась роль мужчин в производстве, что привело к замене матриархата патриархатом.

На европейской части России в эпоху бронзы начинали складываться племенные союзы, формировались языковые семьи, в рамках которых развивались культурные общности. Центральная и Восточная Европа издавна была заселена народами, входившими в индоевропейскую языковую семью, которая на рубеже IV–III тысячелетий расселилась на территории Евразии. На севере индоевропейцы дошли до Прибалтики и Скандинавии, на западе – до Атлантического океана, на востоке – до Ирана и Индии, на юге – до Средиземноморья. Индоевропейская языковая семья делилась на языковые группы, объединявшие родственные языки: славянскую, балтийскую, германскую, романскую, иранскую. Другой крупной языковой семьей была урало-самодийская, куда входила финно-угорская группа, занимавшая территорию от Прикамья до Зауралья, откуда ее племена расселялись на европейский Север, в Поволжье, Западную Сибирь. Мощной группой алтайской языковой семьи была тюркская группа языков, племена которой из Центральной Азии предприняли продвижение в Сибирь, к Уралу, в Среднюю Азию и на Кавказ, где в горах жили представители кавказской языковой семьи – картвельская, адыго-абхазская и чечено-дагестанская языковые группы.

Бронзовый век охватывает период III – II тысячелетия до н. э. Во втором тысячелетии до н. э. люди научились изготовлять железо, а в I тысячелетии до н. э. появились железные орудия труда, что резко повысило производительность труда, привело ко второму крупному общественному разделению труда – отделению ремесла от земледелия, замене патриархальной общины соседской. В железном веке начинается кризис родоплеменного строя, который в своем развитии достиг высшей и последней формы общественного устройства – военной демократии. Разложение первобытнообщинного строя проходило и в эпоху бронзы, и в железном веке, так как этот процесс не был единовременным на территории Евразии. Связано это было прежде всего с различием в природно-климатических условиях, существовавших в разных регионах Евразии, с уровнем развития орудий труда и преобладающим более производительным типом хозяйства.

В южных районах разложение первобытнообщинного строя происходило быстрее и привело к возникновению рабовладельческих государств, игравших существенную роль в мировой истории. Быстрому разложению первобытнообщинного строя и образованию рабовладельческих государств на юге способствовало тесное общение с античной цивилизацией, которая ушла далеко вперед по сравнению с племенами скифов, первыми столкнувшихся с ней в VII в. до н. э. С этого времени началась греческая колонизация Северного Причерноморья.

Во второй половине VII в. до н. э. рядом с Днепровско-Бугским лиманом греки из города Милета создали город Ольвию, классический греческий полис с демократическим устройством, всеми правами в котором пользовались свободные люди и рабовладельцы. В начале V в. до н. э. в Крыму возникла демократическая республика Херсонес-Таврический (территория нынешнего Севастополя). В первой половине VI в. до н. э. вокруг города Пантикапей (ныне г. Керчь) образовалось Боспорское государство, куда вошли города Танаис в устье Дона, Фанагория на Тамани, впоследствии ему подчинился г. Феодосия. С начала IV в. до н. э., когда правитель Боспора архонт Спарток сделал свою власть наследственной и объявил себя царем, Боспорское государство стало называться Боспорским царством.

Греческие города-государства были небольшим подобием греческого рабовладельческого мира. Большинство колоний были совершенно независимы друг от друга. Это были рабовладельческие республики. Только в Пантикапее утвердилась тирания. Греческие города вели активную торговлю с государствами Средиземноморского бассейна. В Грецию поставлялись соль и хлеб, которого там не хватало. Греческие города северного Причерноморья вывозили скот, медь, воск, меха, строевой лес, рабов. Активная морская торговля способствовала углублению развития товарного производства. В северном Причерноморье сложились крупные земельные латифундии. Греческие города-государства активно контактировали с племенами причерноморских степей. Издревле их населяли киммерийцы (их этническая принадлежность остается невыясненной до сих пор; в науке высказано предположение, что это были индоиранцы, но ряд историков и археологов не разделяет этого положения). Киммерийцы были кочевниками, к VIII в. до н. э. у них сложился союз племен. Однако в VIII–VII вв. до н. э. он был разбит скифами, пришедшими в причерноморские степи с Востока (видимо, с Алтая) из-за Дона. У скифов был мощный племенной союз, сложившийся, по Геродоту, вокруг царских скифов.

Геродот – древнегреческий историк V в. до н. э., создатель грандиозного труда «История», за что был прозван «отцом истории». Описание различных народов служило Геродоту фоном для показа столкновения греческого мира с не греками. Четвертая книга истории Геродота рассказывает о народах и племенах Восточной Европы. Особенно подробно описаны скифы – их история, социально-политическая организация, религия, быт.

Население причерноморских степей Геродот называл скифами, которые сменили неизвестных ему киммерийцев. Среди скифов Геродот выделял три группы: царских скифов (низовья Днепра и Дона), скифов-пахарей (причерноморские степи, лесостепная зона Украины), скифов-кочевников (правобережье Дона). Скифы Геродота не знали еще государственности, они находились на стадии военной демократии. У них была общность имущества, ели они из большого общего котла. У них была кровная месть, обряд «побратимства». В то же время Геродот описывает обряд погребения царя. Набальзамированное тело царя возили по подвластным племенам, люди в знак траура выражали печаль: стригли волосы, отрезали ухо, царапали лицо и т. д. В могилу царя клали предметы царской сокровищницы (драгоценности, оружие, дорогие сосуды). Вместе с царем хоронили наложницу, нескольких рабов. Этот рассказ позволяет говорить о том, что скифы, видимо, находились на стадии военной демократии. Скифы Геродота не были единым этносом. В их союз входили на северо-востоке финские племена, на Западном Кавказе – предки адыгов, на западе – фракийцы и праславяне.

В V–IV вв. до н. э. образуется Скифское царство, которое сумело отразить натиск войск Александра Македонского. В III веке до н. э. из-за Дона пришли ираноязычные племена сарматов (савроматов), родственные скифским племенам. Во II–I веке до н. э. сарматы заняли значительную часть Скифии и смешались с местным населением. Часть скифов, сохранив свое название, создали в Крыму Скифское царство со столицей в Неаполе Скифском. Верхушка скифов к этому времени в значительной части эллинизировалась.

Создание в Крыму Скифского царства заставило греческие города-государства объединиться, так как скифы стремились их подчинить. Херсонес заключил договор с Боспор ским царством. Там в 107 г. до н. э. произошло восстание рабов под предводительством раба Савмака. Восстание подавил понтийский царь Митридат VI Евпатор. Боспор был присоединен к Понтийскому царству, затем туда вошел и Херсонес. Все Северное Причерноморье оказалось под властью Понтийского царства, однако в первые века нашей эры оно стало зависимым от Рима и превратилось в его отдаленную периферию. Наступление римлян на Восток было вызвано стремлением захватить новые рынки, рабов, усилить торговые связи с Востоком. В III в. н. э. Боспор стал независимым от Рима, но пал в IV в. н. э. под ударами гуннов.

В начале IV века н. э. рабовладельческий строй переживал кризис. Античные государства Причерноморья приходили в упадок.

mybook.ru

История морского флота | Первый доктор

Рождение Российского военно-морского флота

В России День военно-морского флота отмечают ежегодно в последнее воскресенье июля. Потребность во флоте появилась в России еще в 17 веке. Чтобы избежать тотальной культурной и политической изоляции, империи требовалось развитие морских путей. Отсутствие флота тормозило развитие страны.

«Морским судам быть» — эти слова Петра I предопределили появление дня рождения Российского военно-морского флота. По настоянию императора Боярская Дума 20 октября 1696 года приняла решение о создании в государстве регулярного флота.

история морского флота

Настойчивость Петра можно было понять – всего годом ранее закончилась провалом осада русской армии турецкой крепости Азов. И все из-за отсутствия флота у русских, ведь турецкий флот беспрепятственно снабжал осажденных с моря боеприпасами и продуктами.

Военное кораблестроение развернулось в Воронеже, затем в Петербурге, в Архангельске и на Ладоге. Быстро были созданы Балтийский и Азовский флоты, а за ними Тихоокеанский и Северный.

На верфях Воронежского адмиралтейства в 1696-1711 годах для первого российского регулярного военно-морского флота было построено около 215 кораблей. В результате крепость Азов была завоевана, а в последствии с Турцией был подписан необходимый России мирный договор.

Краткая история Российского военно-морского флота

Благодаря наличию флота, русские моряки тоже внесли значительный вклад в географические открытия. Так, в 1740 году был основан Петропавловск-Камчатский, к чему приложили усилия В. Беринг и А. Чириков. Спустя год ими же был открыт пролив, через который они достигли западного побережья континента Северной Америки.

У мореплавателей Беринга и Чирикова эстафету географических открытий, имеющих огромное значение для страны, науки и экономики, подхватили такие русские мореплаватели как Путятин Е.В., Беллинсгаузен Ф.Ф., Лазарев М.П., Головнин В.М.

история морского флота

Уже во второй половине 18 века Российский военно-морской флот настолько окреп и возрос, что занимал 3-е в мире место по количеству боевых кораблей. Мастерство и тактика боевого поведения на море постоянно совершенствовалась, и благодаря этому русские моряки одерживали победы в морских сражениях. Подвиги адмиралов Ф.Ф. Ушакова, П.С. Нахимова, Г.А. Спиридова, Д.Н. Сенявина, В.И. Истомина, Г.И. Бутакова, С.О. Маркова и В.А. Корнилова вошли в историю военно-морского флота, как яркие, блестящие действия талантливых флотоводцев.

Внешняя политика России стала более активной. В 1770 году Российский военно-морской флот добился господства в Эгейском море, усилиями эскадры адмирала Спиридова, разбившего турецкую флотилию.

В следующем году были завоеваны побережье Керченского пролива и крепости Керчь и Ени-Кале.

Вскоре была сформирована и Дунайская военная флотилия. А в 1773 году в Черное море гордо вышла Азовская флотилия.

В 1774 году закончилась, длившаяся шесть лет русско-турецкая война. Победа осталась за Российской империей, и по её условиям к России отошла часть береговой линии Черного моря между реками Днестр и Южный Буг, а главное – все побережье Азовского моря. Независимым государством под российским протекторатом был объявлен Крым. А в 1783 году он стал частью России.

В 1783 году из специально основанного пятью годами ранее порта Херсон, на воду был спущен первый корабль Черноморского флота.

история морского флота

К началу 19 века Российский военно-морской флот являлся третьим в мире по величине. Состоял он из Балтийского, Черноморского флотов, Беломорской, Каспийской и Охотской флотилий. Впереди по величине были Великобритания и Франция.

В 1802 году для управления было создано Министерство морских сил, которое немного позже переименовали в Морское министерство.

Первый военный пароход был построен в 1826 году. Назывался он Ижора, и имел на вооружении восемь пушек, обладая мощностью в 100 лошадиных сил.

Первый параход-фрегат был построен в 1836 году. На его вооружении было уже 28 пушек. Мощность его была 240 лошадиных сил, водоизмещение – 1320 тонн, и назывался этот параход-фрегат Богатырь.

история морского флота

В промежутке между 1803 и 1855 годами более сорока дальних путешествий, в том числе и кругосветных, были совершены русскими мореплавателями. Благодаря их стойкости происходило освоение океанов, тихоокеанского региона, а также освоение Дальнего Востока.

Показал свои геройские корни флот и в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Советские военные суда били фашистов на море, а также на суше и в небе, надежно прикрывая фронтовые фланги.

история морского флота

Отличились и воины морских пехотных частей, и морские летчики, и моряки-подводники.

В годы Великой Отечественной войны боевыми действиями на морях руководили адмиралы А.Г. Головко, С.Г. Горшков, И.С. Исаков, Ф.С. Октябрьский, И.С. Исаков, И.С. Юмашев, Л.А. Владимирский и Н.Г. Кузнецов.

Российский военно-морской флот сегодня

Уже трехсотлетнюю с небольшим историю насчитывает Военно-морской флот России, и в настоящий момент он состоит из следующих оперативно-стратегических объединений:

Тихоокеанский флот ВМФ России со штабом во Владивостоке; Северный флот ВМФ России со штабом в Североморске; Каспийская флотилия ВМФ России со штабом в Астрахани; Балтийский флот ВМФ России со штабом в Калининграде; Черноморский флот ВМФ России со штабом в Севастополе.

Структура Российского ВМФ состоит из надводных и подводных сил, морской авиации (тактической, стратегической, палубной и береговой), войск береговой охраны, морской пехоты и частей центрального подчинения, а также частей и подразделений тыла.

история морского флота

Современные Военно-морской флот России обладает надежной боевой техникой – атомными подводными лодками, мощными ракетными крейсерами, противолодочными кораблями, самолетами морской авиации и десантными судами.

Моряки – профессия не из легких, но всегда пользуется уважением.

Праздник «День моряков-надводников» в нашей стране отмечается ежегодно 30 октября.

Военно-морские войска РФ являются сегодня очень мощной силой. Они прошли длительный путь становления. Современные морские надводные подразделения могут служить великолепным примером для того, чтобы последующие поколения моряков могли совершенствовать свои навыки. Причем, это можно сказать не только про военное, но и про мирное время.

История военно-морского флота

История военно-морского флота нашей страны начинается с 30 октября 1696 года. По повелению Петра I, в этот день думой было принято решение о создании в России военно-морского флота на постоянной основе. Однако на самом деле, первые военные корабли появились у нас значительно раньше.

Это позволило нашей стране добиться большого количества новых возможностей. Речь при этом идет не только о более эффективной обороне государства и наступательных сражениях. Наши моряки-надводники сумели сделать большое количество важных географических открытий. Среди этих открытий можно выделить основание Петропавловска-Камчатского, кругосветные путешествия к берегам Северной Америки, а также и многие другие, которые получили имена в честь их первооткрывателей. Среди самых выдающихся русских мореплавателей того времени можно назвать Ф.Ф.Беллинсгаузена, В.М.Головнина, Е.В.Путятина и М.П.Лазарева.

В годы Второй Мировой войны флот стал одной из главных сил, отразившей атаку врага. А в настоящее время российский флот основан на использовании самых современных техник и военного оборудования. Буквально каждый день в нашей стране проводится тестирование новых боевых орудий.

Во времена Петра Первого в России началось активное военное кораблестроение. Суда начали строить в Петербурге, Воронеже, в Архангельске и на Ладоге. Сначала Петр Первый работал над созданием Азовского и Балтийского флотов, несколько позже были созданы Тихоокеанский и Северный.

Российский военно-морской флот во второй 18 — начале 19 вв. уже занимал третье место в мире по количеству боевых кораблей. При этом осуществлялось постоянное совершенствование тактики проведения на море боевых действий и различных маневров.

В годы Великой Отечественной войны нашему флоту пришлось выдержать самые тяжелые испытания. Моряки внесли огромный вклад в общее дело победы над фашистами.

Современный военно-морской флот нашей страны оснащен мощной и надежной боевой техникой. Она включает в себя современные ракетные крейсеры, противолодочные корабли, атомные подводные лодки, десантные суда и самолеты морской авиации.

История возникновения и развития ВМФ

Чтобы узнать об истории возникновения и развития ВМФ, необходимо заглянуть в глубокую древность.

Зарождение мореплавание и флота произошло в Древнем Китае, Египте, Финикии, а также и в ряде других рабовладельческих государств. Изначально суда начли строить исключительно с торговыми целями. Они позволяли преодолевать огромные расстояния по рекам и морям. Со временем начали появляться и военные суда, которые сперва представляли собой гребные корабли. Наибольшее развитие они получили в Древней Греции и Риме.

Но в те времена единственным назначением военного флота являлось уничтожение вражеских кораблей. Тогда основу морской тактики составляло применение таких приемов ведения боя, как использование метательного оружия, абордаж и таран.

В 7 веке венецианцы существенно усовершенствовали гребные корабли. Новый тип судов получил название «галера». Этот вид судов со временем вытеснил все остальные типы гребных кораблей. К концу раннего средневековья он являлся уже основным боевым кораблём. В ряде стран Средиземноморья с 10—11 вв. начали появляться парусные суда, которые назывались нефами. Именно от них и взяли свое начало военные флоты таких европейских государств, как Англии, Голландии, Франции, Швеция и Дания.

В 17 веке в Великобритании, Испании Франции и Голландии были созданы регулярные военные флоты. С целью постройки судов были созданы верфи, для и управления флотом появились адмиралтейства. Тогда же была впервые установлена классификация кораблей, были определены их задачи.

Что касается нашей страны, то зарождение ВМФ у нас произошло еще в 6—7 вв. Но флот не получил особого развития до 18 века. На начало 19 века приходится появление первых паровых боевых судов. В первой половине 19 века на вооружении русского флота уже появилось минное оружие.

Первый железный броненосный корабль, построенный в нашей стране, получил название «Опыт». Он был построен в 1861 году. Этот вид кораблей отличался большой живучестью и непотопляемостью.

С целью ведения разведки строились крейсера. Они отличались от эскадренных броненосцев меньшим количеством вооружения и броневой защиты. Зато, они имели и преимущество, которое заключалось в более высокой скорости хода. В это же время появилась необходимость создания новых классов кораблей — минных заградителей и миноносцев. Они были созданы во второй половине 19 века.

В 1914—15 гг. был построен первый в мире военный гидросамолёт. Нужно отметить, что автором этого проекта стал русский конструктор Д. П. Григорович. Первые авиатранспорты были созданы в составе Черноморского флота. Каждый из них обладал возможностью принимать до семи гидросамолётов.

В Первой мировой войне уже принимало участие большое количество надводных кораблей, подводных лодок и самолётов. Ко времени Второй мировой войны количество судов, подводных лодок и самолетов значительно выросло. Ареной вооружённой борьбы флотов стал тогда практически весь Мировой океан.

В послевоенное время Советский Союз продолжал достаточно активно развивать свой ВМФ, при этом обязательно учитывался боевой опыт. Преимущество тогда начали отдавать созданию крупных надводных кораблей. Велись работы по усовершенствованию ракет, предназначенных для поражения наземных и воздушных целей. С 1953 года в нашей стране началось строительство атомных подводных лодок.

Автор: Верещагина СофьяСтатья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!

Теги: праздник 30 октября, День моряков-надводников

Вернуться к календарю Праздников

first-doctor.ru

Крупнейшие морские сражения в истории России

Второе Роченсальмское сражение — морское сражение между Россией и Швецией, произошедшее 9—10 июля 1790 года на рейде шведского города Роченсальм. Шведские военно-морские силы нанесли сокрушительное поражение российскому флоту, что привело к окончанию практически уже выигранной Россией русско-шведской войны на невыгодных для русской стороны условиях.

Попытка штурма Выборга, предпринятая шведами в июне 1790 года, не увенчалась успехом: 4 июля 1790 года шведский флот, блокированный русскими судами в Выборгском заливе, вырвался из окружения ценой значительных потерь. Отведя галерный флот к Роченсальму (основной состав парусных боевых судов, уцелевших при прорыве выборгской блокады, ушёл на ремонт в Свеаборг), Густав III и флаг-капитан подполковник Карл Улоф Кронштедт начали подготовку к предполагаемой атаке русских. 6 июля были сделаны окончательные распоряжения об организации обороны. На рассвете 9 июля 1790 года, в виду приближающихся русских судов, был отдан приказ к началу сражения. В отличие от первого Роченсальмского сражения, русские решили прорываться на шведский рейд с одной стороны Роченсальмского пролива. Начальник русского гребного флота в Финском заливе вице-адмирал Карл Нассау-Зиген подошёл к Роченсальму в 2 часа ночи и в 9 часов утра, без предварительной разведки, начал бой — вероятно, желая сделать подарок императрице Екатерине II ко дню восшествия на престол. С самого начала битвы её ход оказался благоприятным для шведского флота, закрепившегося на роченсальмском рейде мощным Г-образным якорным строем — несмотря на значительное превосходство русских в личном составе и корабельной артиллерии. В первый день сражения русские корабли атаковали южный фланг шведов, но были отброшены ураганным ветром и обстреляны с берега шведскими береговыми батареями, а также стоявшими на якоре шведскими галерами и канонерскими лодками.

Затем шведы, умело маневрируя, переместили канонерские лодки на левый фланг и смешали строй русских галер. В ходе панического отступления большинство русских галер, а вслед за ними фрегатов и шебек было разбито штормовыми волнами, затонуло или опрокинулось. Несколько русских парусных судов, вставших на якорь на боевых позициях, было взято на абордаж, захвачено в плен или сожжено.

Утром следующего дня шведы закрепили свою диспозицию новой успешной атакой. Остатки русского флота были окончательно отогнаны от Роченсальма. Вторая битва при Роченсальме стоила российской стороне около 40 % балтийского флота береговой обороны. Сражение считается одной из крупнейших военно-морских операций (в отношении количества задействованных судов) во всей военно-морской истории; большее количество боевых кораблей — если не принимать в расчёт данные античных источников о битвах при острове Саламин и мысе Экном — приняло участие только в сражении в заливе Лейте 23—26 октября 1944 года.

Силы сторон: Российская империя - 20 линейных кораблей, 23 галеры и шебеки, 77 боевых шлюпов, ≈1400 орудий, 18 500 человек Швеция - 6 линейных кораблей, 16 галер, 154 боевых шлюпа и канонерских лодки, ≈1000 орудий, 12 500 человек

Военные потери: Российская империя - более 800 убитых и раненых, более 6000 пленных, 53—64 судна (в основном галеры и канонерские лодки)Швеция - 300 убитых и раненых, 1 галера, 4 малых судна

fishki.net

Веселаго Феодосий Федорович — Алфавитный каталог — Электронная библиотека Руниверс

Библиотека  > Электронная библиотека Руниверс > Тематический каталог

  • Глава 1. Морезодство Славяно-Руссов до 12 столетия 1
    • Значение рек в древней России.
    • Направление рек; волоки.
    • Пути сообщения и суда.
    • Поселение славян по бассейнам рек.
    • Речные пути и торговля.
    • Клады на торговых путях.
    • Значительность древней торговли.
    • Влияние торговаго движения на население.
    • Морские набеги.
    • Призвание Рюрика с братьями.
    • Размещение князей на главных путях.
    • Быстрое распространение России.
    • Значение при этом речных путей.
    • Походы на Византию(865-1043 годы).
    • Походы на Каспийское море(880-1175 годы).
    • Русския морския суда.
    • Торговыя суда болгар.
    • Боевыя преимущества греков перед русскими.
    • Греческий флот.
    • Суда скандинавов.
    • Молчание летописей о развитии русскаго мореплавания.
    • Память былин о скандинавскиз судах.
  • Глава 2. Мореплавание русских с 12 столетия до Петра Великаго 32
    • Прекращение плаваний на южных морях.
    • Морская торговля и походы новгородцев.
    • Плавания на Белом море.
    • Плавания на восток от Белаго моря.
    • Временной упадок торговли новгородцев.
    • Ганзейский союз и значение в нем Новгорода.
    • Борьба за обладание Невою.
    • Победа Александра Невскаго(1240 год).
    • Потеря Финляндии.
    • Постройка шведами Ландекроны, Нарвы и Выборга.
    • Постройка новгородцами Орешка.
    • Орешковский договор.
    • Отделение России от морей.
    • Разбои ушкуйников.
    • Успешныя действия Иоанна Грознаго.
    • Плавание из Двины в Норвегию.
    • Торговля с Англиею через Белое море.
    • Торговыя плавания англичан по Каспийскому морю.
    • Появление русских на Черном море(1559 год).
    • Морское предприятие Строгоновых.
    • Потери в царствование Грознаго.
    • Попытки Годунова к развитию мореплавания.
    • Захваты шведов в смутное время.
    • Столбовский мир(1617 год).
    • Походы казаков на Черное море.
    • Плавания на северных восточных морях.
    • Торговыя сношения с Сибириью.
    • Попытки к возвращению балтийскаго прибрежья(1656 год).
    • Действия на Неве и У Котлина.
    • Кардисский мир(1661 год)
    • Судоходство на Каспийском море.
    • Постройка корабля голштинцами(1635 год).
    • Морския торговыя сношения с Персиею.
    • Судостроение в Дединове(1667 год).
    • Плавание и судьба дединовских судов.
    • Положение русской морской торговли.
    • Проекты о заведении флота.
    • Положение России в исходе 17 столетия.
  • Глава 3. Основание азовскаго флота и первыя его действия 71
    • Решительно стремления Россиина берега морей.
    • Отношение царя Петра к морю.
    • Случайности, возбудившия в Петре страсть к морю.
    • Учебныя занятия с Тимерманом.
    • Находка ботика(1688 год).
    • Катанья по Яузе.
    • Постройка и плавания переславской флотилии.
    • Первая поездка Петра в Архангельск(1694 год).
    • ПЛавания и морские пиры царя.
    • Попытка к заведению русскаго торговаго флота.
    • Положение южных границ России.
    • Первый азовский поход(1695 год).
    • Начало азовскаго флота.
    • Постройка галер в селе Преображенском.
    • Судостроение в Воронеже.
    • Государев шатер на Воронеже.
    • Первыя суда азовскаго флота.
    • Состав судовых экипажей.
    • Второй азовский поход(1696 год).
    • Морская победа казаков.
    • Осада и взятие Азова.
    • Польза принесенная флотом.
    • Триумфальный вход в Москву.
    • Решение о содержании постояннаго флота.
    • Образование кумпанств.
    • Кумпанския суда.
    • Учреждение адмиралтейства в Воронеже.
    • Постройка судов казною.
    • Тягость корабельной повинности для народа.
    • Личное участие царя в кораблестроении.
  • Глава 4. Деятельность азовскаго флота с 1698 года до его уничтожения 104
    • Путешествие царя за границу.
    • Пребывание в Голландии.
    • Подарок английскаго короля.
    • Пребывание Петра в Англии.
    • Возвращение в Москву.
    • Следствие путешествия.
    • Азовский флот в отсутствие Петра.
    • Пребывание царя в Воронеже(1698 год).
    • Приготовление флота к выходу в море.
    • Переход к Таганрогу.
    • Состав эскадры.
    • Цель выхода в море.
    • Переход флота к Керчи.
    • Пребывание в Керчи.
    • Возвращение флота к Азову.
    • Плавание корабля Крепость Черным морем.
    • Пребывание Крепости в Константинополе.
    • Возвращение в Азов.
    • Назначение Апраксина адмиралтейцем.
    • Адмиралтейский и воинский морские приказы.
    • Окончание расчетов с кумпанствами.
    • Средства на содержание флота.
    • Мастера-иноземцы.
    • Численность флота.
    • Спуск Прдестинации.
    • Работы в Воронеже и Азове.
    • Перемирие с Турцей.
    • Объявление войны Швеции.
    • Азовский флот с 1701 по 1712 год.
    • Петр в Воронеже(1701 год).
    • Укрепление Азова и Таганорга.
    • Плавание флота(1702 год).
    • Тавровское адмиралтейство.
    • Царь в Воронеже и Азове(1709 год)
    • Выбор новых верфей.
    • Работы на Воронеже.
    • Приезд турецкаго повереннаго.
    • Объявление войны Турции.
    • Вооружение флота.
    • Польза принесенная азовским флотом.
  • Глава 5. Начало Балтийскаго флота 146
    • Неудачное начало войны(1700 год).
    • Морския военныя приготовления.
    • Шведския морския силы на Ладожском озере.
    • Нападение шведов на Архангельск(1701 год).
    • Действия на Ладожском и Чудском озерх(1702-1704 годы).
    • Начало военнаго судостроения на реке Сяси(1702 год).
    • Укрепление Архангельска.
    • Поездка Петра в Архангельск.
    • Взятие Нотебурга(1702 год).
    • Взятие Ниеншанца(1703 год).
    • Морская победа в устьях реки Невы.
    • Учреждение Олонецкой верфи.
    • Основание Петербурга(1703 год)
    • Петр на Олонецкой верфи(1703 год)
    • Судостроение на Олонецкой верфи.
    • Фрегат Штандарт.
    • Первая поездка Петра на Котлин.
    • Основание Кроншлота.
    • Начало судостроения в Петербурге.
    • Судостроение на верфях Ладожскаго озера(1704-11 годы).
    • Первыя суда балтийскаго флота.
    • Тимберовка судов.
  • Глава 6. Действия Балтийскаго флота с 1704 по 1711 год 168
    • Отношения иностранных держв к России.
    • Нападения на Петербург и Котлин(1704-1705 годы).
    • Услуги флота при осаде Нарвы(1704 года).
    • Приготовления к встрече неприятеля у Котлина(1705 год).
    • Нападения шведскаго флота(1705 год).
    • Занятия флота в 1706 году.
    • Неудовольствие Петра на Крюйса.
    • Неудачная осада Выборга(1706 год).
    • Взятие бота Эсперн.
    • Прием на флоте адмирала Головина(1706 год).
    • Печальная церемония по случаю кончины адмирала.
    • Церемониал погребения флагманов.
    • Новый адмирал.
    • Кампания 1707 года.
    • Инструкции командирам судов.
    • Плавания в Финском заливе.
    • Прибытие царской семьи.
    • Открытие кампании в 1708 году.
    • Состав действующаго флота.
    • Военныя действия на юге.
    • Выход флота к Кроншлот(1709 год).
    • Захват русскаго парламентернаго судна.
    • Значение для флота полтавской победы.
    • Получение Петром чина шаутбенахта.
    • Действия в Лифляндии.
    • Поход к Выборгу(1710 год).
    • Взятие Выборга(1710 год).
    • Осада и взятие Риги(1710 год).
    • Занятие Динаминда, Пернова, Аренсбурга и Ревеля.
    • Взятие Кексгольма.
    • Пребывание царя на флоте.
    • Осенния плавания(1710 год).
    • Галерный флот(1710 год).
    • Первое отправление фрегатов из Архангельска.
    • Заключение 168
  • Глава 7.Военныя действия балтийскаго флота 1711, 1712 и 1713 годов 206
    • Ослабление военной деятельности балтийскаго флота.
    • Старания Карла 12 ограничить успехи русских.
    • Открытие кампании в 1711 году.
    • Состав и действия шведскаго флота.
    • Приход к Кроншлоту фрегата Самсон.
    • Попытка сжечь шведский флот брандерами.
    • Подвиг князя Долгорукова.
    • Призы русских судов в Каттегате.
    • Встреча Петра с неприятелем в Куришгафе.
    • Окончание кампании 1711 года.
    • Положение России в начале 1712 года.
    • План похода в Финляндию.
    • Назначение и изготовление флота(1712 год).
    • Дурное состояние флота.
    • Доставка провианта в Выборг.
    • Погоня за шведскими крейсерами.
    • Призы галернаго флота.
    • Поход в Финляндию(1712 год).
    • Петр на датском флоте.
    • Первое прибытие архангельских фрегатов.
    • Корабль Полтава.
    • Возвращение государя в Петербург(1713 год).
    • Усиление галернаго и корабельнаго флотов.
    • Покупка кораблей заграницею и прибытие их(1711-1713 годы).
    • Поход в Финляндию(1713 год).
    • Сожжение голландских флейтов.
    • Петр на корабельом флоте.
    • Приход в Ревель второй партии покупных кораблей.
    • Консилиумо соединении эксадр.
    • Отправление котлинской эскадры к Ревелю.
    • Погоня за неприятелем.
    • Потеря корабля Выборг.
    • Соединение эскадр и возвращение к Кроншлоту.
    • Занятие Гельсинфорса.
    • Изследование шхерных фарватеров.
    • Недостаток военных средств в Финляндии.
    • Плавание Петра шхерами.
    • Занятие Або.
    • Возвращение галернаго флота в Петербург.
    • Победа при Пелкине.
    • Осеннее плавание транспортов.
    • Последствия кампании 1713 года.
    • Плавы и распоряжения на будущий год.
    • Заказ кораблей за границею.
    • Отправка кораблей из Архангельска.
    • Кончина Боциса и его заслуги.
  • Глава 8. Военныя действия Балтийскаго флота в 1714 и 1715 годах 249
    • Охлаждение союзников Петра.
    • Победа в Финляндии.
    • Изготовление флота к кампании(1714 года).
    • Галерный флот.
    • Провиантския суда.
    • Прибытие покупных и архангельских кораблей.
    • Приход шведскаго флота.
    • Выступление галернаго флота из Петербурга.
    • Состав корабельнаго флота.
    • Начало кампании(1714 год).
    • Плавание галернаго и корабельнаго флотов.
    • Остановка галер у Твереминне.
    • Погоня за неприятелем у Ревеля.
    • Распоряжения Апраксина в Твереминне.
    • Мысль о диверсии корабельным флотом.
    • Распоряжения государя на галерном флоте.
    • Победа при Гангуте.
    • Значение гангутской победы.
    • Движения флотов после боя.
    • Шторм, выдержанный флотом у Биорко.
    • Съезд государя на берег.
    • Ввод пленных судов в Петербург.
    • Памятники гангутской победы.
    • Продолжение военных действий в Финляндии.
    • Посылка партий на шведский берег.
    • Расположение флотов на зимовку.
    • Влияние действий флота на ход войны.
    • Возвращение Карла 12 в Швецию.
    • Отношения иностранных держав к Швеции.
    • Состав шведскаго флота(1715 год).
    • Взятие шведских каперов.
    • Нападение на Ревель.
    • Снаряжение котлинской эскадры.
    • Приход эскадры в Ревель.
    • Посылка крейсеров к Готланду.
    • Крейсерство флота в Балтийском море.
    • Англо-голландский флот в Ревеле.
    • Окончание кампании корабельнаго флота.
    • План действий на будущий год.
    • Отправление галер в Либаву.
    • Плавание в Голландию и Англию(1715-1716 годы).
    • Привод кораблей из Голландии м Архангельска(1715-1716 годы).
    • Военныя действия в Финляндии(1715 год).
    • Расположение галер на зимовку.
    • Кончина Трезеля и Вагана.
  • Глава 9. Военныя действия Балтийскаго флота 1716, 1717 и 1718 годов.
    • План кампании 1716 года.
    • Конвенция с Данцигом.
    • Переход галер к Копенгагену.
    • Изготовление ревельской эскадры.
    • Русская эскадра в Копенгагене(1716 год).
    • Причины замедления высадки.
    • Прибытие английскаго и голландскаго флотов.
    • Осмотр царем шведским берегов.
    • Начальствование Петран над четыреями флотами.
    • Отъезд царя с флота.
    • Усилия Петра осуществить высадку в Швецию.
    • Несостоявшаяся высадка и оставление Копенгагена русскими.
    • Возвращение корабельной эскадры в Ревель.
    • Отдельныя плавания транспортов и крейсеров.
    • Повреждение бурею ревельской гавани.
    • Военныя действия в Финляндии(1716 год)
    • Усиление галернаго и корабельнаго флотов.
    • Политическое положение России(1717 год).
    • Усиление оборонительных средств.
    • Плавание корабельнаго флота(1717 года).
    • Высадка на Готланд.
    • Галерный флот в Финляндии.
    • Отдельныя плавания и крейсерства(1717 год).
    • Действия Вильбоа в Травемюнде и Данциге.
    • Возвращение галер из Ростока в Ревель(1717 год).
    • Распределение флота на зимовку.
    • Попытки к расширению морской торговли.
    • Судостроительныя работы.
    • Изготовление флота к кампании(1718 год).
    • Выход флотов на рейд.
    • Смерть Шельтинга и его служба.
    • Плавание корабельнаго лота(1718 год).
    • Корабль Лесное.
    • Окончание кампании.
    • Паддон.
    • Призы наших крейсеров(1718 год).
    • Отдельныя плавания(1718 год). Кончина Карла 12 и ея последствия.
  • Глава 10. Венныя действия балтийскаго флота 171, 1720 и 1721 годов 310
    • Отношение европейских дворов к России.
    • Начало кампании 1719 года.
    • Экспедиции Фангофта к Эланду.
    • Взятие Синявиным шведской эскадры у Эзеля(1710 год).
    • Призы и раздел призовых денег.
    • План кампании в Финляндии(1719 год).
    • Корабельный (флот 1719 год).
    • Плавание флотов до Ламеланда.
    • Переговоры о мире и движение флотов от Ламеланда.
    • Декларация о коммерции в Балтийском море.
    • Глаерный флот в Стокгольмсих шхерах(1719 год).
    • Последствия похода Апраксина.
    • Пребывание корабельнаго флота у Ламеланда.
    • Возвращение флотов в свои порты.
    • ПОстройка шхерных судов.
    • Меры предосторожности против англичан.
    • Расположение флотов на зимовку.
    • Потеря кораблей Портсмут и Лондон.
    • Действия Вильбоа в Данциге(1719-1720 годы).
    • Перемена политических отношений.
    • Меры для защиты наших портов.
    • Экспедиция Фангофта и Бенса(1720 год).
    • Военныя действия в Финляндии(1720 год).
    • Англо-шведский флот у Ревеля(1720 год).
    • Крейсерство корабельнаго флота.
    • Гренгамское сражение(1720 год).
    • Расположение флотов на зимовку.
    • Приготовления к кампании будущаго года.
    • Общее желание мира.
    • Предположение Петра.
    • Спуск кораблей в Петербурге.
    • Предосторожности на случай прихода неприятеля.
    • Плавание ревельской эскадры(1721 год).
    • Соединение шведскаго флота с Английским.
    • Экспедиция Ласси на берега Швеции(1721 год).
    • Движение котлинской эскадры.
    • Испытание кораблей и экзерциции флота.
    • Заключение мира с Швециею.
    • Принятие Петром чина адмирала Награды моряков. Празднества по случаю мира.
    • Приобретения России по Ништадтскому миру.
    • Заслуги флота в войну со шведами.
    • Празднование мира в Москве.
    • Окончание кампании(1721 год).
    • Провод в Россию кораблей построенных в Голландии(1721-1722 годы).
  • Глава 11. Каспийская флотилия с 1701 по 1725 год и возобновление судостроения на Дону с 1723 по 1725 год 357
    • Виды Петра на Каспийское море.
    • Мореплавание по Каспию в начале 18 столетия.
    • Постройка морских судов в Казани(1701-1702 годы).
    • Казанския суда во время бунта Булавина(1706 год).
    • Попытки провода судов в Петебург(1706-1713 годы).
    • Состояние каспийскаго судоходства с 1708-1713 годов.
    • Возвращение судов экспедиции Бековича.
    • Опись берегов Каспийскаго моря(1717-1719 годы).
    • Каспийская флотилия(1716-1722 годы).
    • Причины похода в Персию.
    • Приготовления к походу.
    • Плавание до Астрахани.
    • Поход в Персию.
    • Высадкав Аграханском заливе.
    • Распределение судов флотилии.
    • Движение армии и сдов к Дербенту.
    • Шторм выдержанный флотилиею.
    • Гибель провиантских судов к Дербенту.
    • Шторм выдержанный флотилиею.
    • Гибель провиантских судов и ея следствия.
    • Манифесты царя к жителям персидсих провинций.
    • Приготовление флотилии к обратному плаванию.
    • Постройка крепости св. Креста.
    • Возвращение флотилии Астрахань.
    • Следствия персидскаго похода.
    • Усиление капийской флотилии.
    • Основание в Астрахани военнаго порта.
    • Экспедиции в Гилянь.
    • Возвращение государя в Москву.
    • Плавание действия гилянской экспедиции.
    • Плавание персидскаго посла из Решта в Астрахань.
    • Опасное положение эскадры в Реште.
    • Осмотр реки Куры.
    • Нападение персов.
    • Постройка судов для каспийской флотилии.
    • Состав каспийской флотилии(1723 год).
    • Взятие Баку(1723 год).
    • Выбор места для крепости на Куре.
    • Плавание генерала Матюшкина(1724 год).
    • Причины возобновления флотилии на Дону.
    • Судостроение в Таврове(1723-1724 годы).
    • Судостроение на Днепре(1724 год).
  • Глава 12. Балтийский флот с 1722 по 1725 год 390
    • Плавание флота и отдельных судов в 1722 году.
    • Приготовления к кампании 1723 года.
    • Соединение эскадр у Ревеля.
    • Состав и плавание флота в 1723 году.
    • Распределение судов на зимовку.
    • Торжественная встреча ботика.
    • Празднование годовщины Ништадскаго мира.
    • Прием персидскаго посла.
    • Основане Кронштадта(1723 год).
    • Заграничныя плавания(1723 год).
    • Мадагаскарская экспедиция.
    • Постройка новых судов(1724 год).
    • Зимния поездки и катанья государя.
    • Плавание флота(1724 год).
    • Пакетботы между Кронштадтом и Любеком.
    • Повреждение ревельской гавани.
    • Болезнь государя.
    • Кончина Петра Великаго и влияние ея на флот.
  • Глава 13. О личном составе флота 408
    • Спосоюы комплектвания флота русскими матросами.
    • Наем для флота иностранцев.
    • Отношение Петрак морякам-иностранцам.
    • Численность и состав морских команд.
    • Разделение матросов на статьи.
    • Морские полки и батальоны.
    • Артиллеристы.
    • Морския команды при адмиралтействе.
    • Штатыныя положения о численност судовых экипажей.
    • Состав судовых экипажей.
    • Мичмана.
    • Гардемарины.
    • Жалованье, чины и квартиры.
    • Нравы моряков.
  • Глава 14. Управление флотом, адмиралтействами и портами и средства их содержания 439
    • Приказы: воинскаго морскаго флота, володимирский судной и адмиралтейский.
    • Адмиралтейская канцелярия.
    • Военная морскаго флота канцелярия.
    • Морской коммисариат.
    • Московская адмиралтейская контора.
    • Конторы: адмиралтейская, обер-Сарваерская и подрядныя.
    • Адмиралтейств-коллегия и подведомственныя ей конторы.
    • Портовая администрация.
    • Штатныя положения о содержании флота.
    • Состояние судов и их экипажей.
    • Источники содержания флота.
    • Корабельные леса.
    • Железо.
    • Смола и пенька.
    • Адмиралтейские заводы фабрики.
    • Местности приписанныя к адмиралтейству.
    • Заготовка провизии и продовольствие служащих.
    • Обмундирование морских служителей.
    • Казенные товары.
    • Суммы употреблявшияся на содержание флота.
    • Недостаток денег.
  • Глава 15. Порты и верфи 499
    • Адмиралтейство санкт-петербургское.
    • Галерная гавань.
    • Число судов построенных на русских верфях при Петре 1.
    • Котлин, Кроншлот и Кронштадт.
    • Ревель и Рогерник.
    • Архангельск.
    • Невский флот и партикулярная верфь.
    • Лоцмана и маяки.
    • Медицинская часть
  • Глава 16. Морское законодательство и судопроизводство 537
    • Общий характер морской законодательной деятельности.
    • Артикульныя статьи(1668 год).
    • Указ по галерам(1696 год).
    • Статьи Крюйса(1698 год).
    • Инструкции и артикулы(1710 год) и дополнения к ним.
    • Предварителныя работы по составлению свода морских законов.
    • Морской устав(1720 год).
    • Адмиралтейский регламент(1722 год).
    • Русские морские флаги.
    • Сигналы.
    • Салюты.
    • Судопроизводство и применение морских уголовных законов.
  • Глава 17. Учебная часть и гидрография 579
    • Обучение и жизнь русских заграницею(1697-1714 годы).
    • Посылка за границу жен навигаторов.
    • Возвращение навигаторов в Россию.
    • Занятия и жизнь гардемарин за границею(1716-1720 годы).
    • Экзамены окончивших ученье.
    • Учреждение в Москве навигацкой школы(1701 год).
    • Преподавание в школе и управление ею.
    • Содержание и численность учеников.
    • Содержание школы.
    • Надзор за учениками и наказания.
    • Польза принесенная школою.
    • Основание морской академии(1715 год).
    • Предметы преподавания.
    • Помещение академии.
    • Директоры и учителя академии.
    • Система преподавания наук.
    • Суммы отпускаемыя на содержание академии.
    • Порядки существования в академии.
    • Значение академии.
    • Геодезисты.
    • Московская школа(1715-1725 год).

www.runivers.ru

обзор, особенности и интересные факты :: SYL.ru

Российский флот - предмет гордости нашей страны и зависти всех остальных держав. История его развития, интересные факты и о том, какое место он занимает сегодня.Российский флот

Этапы истории Российского флота

День военно-морского флота не имеет точной даты и отмечается традиционно в последнее июльское воскресение. Всю его историю можно разделить на несколько больших этапов:

  1. Со времен Древней Руси до правления Петра I.
  2. Российский Императорский Флот.
  3. Советский флот.
  4. Настоящее время.

Российский военно-морской флот - вид вооруженных сил государства, призванный защищать государственные интересы в морских и океанских территориях, защищать независимость России за границами сухопутных войск.

Российский флот заменил Советские военно-морские силы, основой которых был Российский Императорский флот. По своему составу и численности российский флот уступает только американскому и советскому. Многие корабли, составляющие сегодня российский морской флот, были построены во времена Советского Союза и устарели морально и физически. Последние несколько лет ведется активное строительство кораблей и пополнение вымпелами. Государство разработало программу вооружений, согласно которой, на развитие флота будет выделено более 4 триллионов рублей до 2020 г.Российский Императорский Флот

Андреевский флаг

Андреевский флаг - символ Российского военного флота, он появился во времена правления Петра Великого. Первый в мире флаг с изображением андреевского креста появился в Шотландии. На косом кресте был распят Андрей Первозванный. Легенда гласит, что король Ангус II, который возглавлял войска Пиктов и Скоттов, перед сражением с англами просил Бога даровать ему победу. Он поклялся, что если одержит победу, объявит Андрея Первозванного покровителем Шотландии. Утром облака сошлись в форме креста, на котором был распят апостол.

Воодушевленные знаком свыше воины поверили в благословение и разгромили англов. Агнус II выполнил свой обет и назначил Андрея покровителем Шотландии. Белый косой крест на голубом фоне, как память о сражении, стал символизировать страну. Позднее этот крест стал частью флага Соединенного Королевства и сохранился на нем до нашего времени.

В декабре 1699 г. Петр утвердил в качестве символа русского флота синий крест на фоне белого полотна. Внешний вид флага был утвержден только спустя двадцать лет.Российский Военный Флот

Георгиевский адмиральский флаг

Андреевский флаг символизировал российский флот до 1917 г. и был единственным его символом. После революции в 1919 году его дополнили Гергиевским флагом: в центр андреевсекого был помещен щит красного цвета, на котором был изображен святой Георгий Победоносец. Этот символ вручался кораблям, экипажи которых проявляли воинскую доблесть и мужество, защищая честь страны или флага.

Изначально символ российского флота был огромных размеров, доходя до 4 метров в длину. Такие размеры создавали ужасный рев, и это свойство было использовано в качестве психологической атаки.

Самый печальный момент в истории флага - использование его генералом Власовым, который воевал на стороне Германии.

В 1992 году было принято решение вернуть Андреевский флаг как символ флота государства и заменить им советскую символику. Единственный корабль, который сегодня не поднимает этот символ, - лодка С-56. Она носит статус военного мемориала. В память о подвигах советских моряков на ней ежедневно поднимается и спускается советский флаг.Российский Морской Флот

Цели и задачи военно-морского флота

Флот оказывает влияние на политическую обстановку стран только лишь своим существованием. Долгое время границы Британской Империи были очерчены бортами кораблей. Сегодня мировой океан является главным источником огромных ресурсов и главной транспортной артерией. Страна, в распоряжении которой находятся боевые корабли, может стать источником вооруженных сил в любой его точке.

Военные корабли могут оказывать воздействие на коммуникации страны-противника, отрезая ее от поставок сырья и продовольствия. Моряки могут не только наносить удары на морские и воздушные силы. Истории известно немало примеров, когда они становились частью сухопутных войск и участвовали в сражениях.

Так, во времена Великой Отечественной войны моряки Черноморского флота организовывали отряды обороны Севастополя и Одессы, а их командиры стояли во главе этих отрядов. Морские военные силы оказывали содействие войскам на суше и участвовали в прорыве блокады Ленинграда и ее снятии.Российский военно-морской Флот

Среди основных задач, которые выполняет Российский военный флот, можно выделить:

  1. Демонстрацию военной мощи и флага.
  2. Охрану прибрежной территории и морских коммуникаций.
  3. Гуманитарные миссии.
  4. Переброску и снабжение войск.
  5. Обеспечение национальных интересов России.
  6. Миротворческие действия.
  7. Борьбу против пиратства.
  8. Противоракетную оборону.
  9. Боевое дежурство.

Мирные задачи военно-морского флота

Российский морской флот в мирное время выполняет следующие функции:

  1. Сдерживание сил и военных угроз в отношении Российской Федерации.
  2. Защита независимости страны и ее интересов за пределами сухопутных территорий, внутри морских вод и территориальном море, суверенитета в экономической зоне и континентальном шельфе.
  3. Создание безопасной обстановки для хозяйственной деятельности на территории моря и Мирового Океана.
  4. Защита, охрана границ России, контроль за использованием воздушного пространства.
  5. Содействие органам Внутренних дел России в разрешении внутренних конфликтов с применением оружия, обеспечение безопасности граждан и установление режима чрезвычайного положения.
  6. Содействие отрядам МЧС в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и другие задачи.

Корабли Российского флота

Структура

Российский флот имеет следующую структуру:

  1. Надводные силы.
  2. Авиация.
  3. Морская пехота.
  4. Подводные силы.
  5. Береговая охрана.
  6. Войска специального назначения.
  7. Тыловые войска.

Надводные силы

Надводные силы - основа выхода и развертывания кораблей в зону боевых действий. Осуществляет перевозку и прикрытие десанта, обеспечивает возврат на базу. Важнейшая часть современного военно-морского флота. Оснащенные вертолетами и самолетами корабли российского флота обладают большей поражающей способностью. Вертолеты обеспечивают возможности связи и передачи грузов в море, проведение спасательных операций личного состава.

Подводные силы

Ударная мощь российского флота. Осуществляют скрытое контролирование Мирового Океана, наносят мощные удары из его глубины. Подводные лодки подразделяют на ракетные и торпедные. Атомные подводные лодки, которые оснащены ракетами баллистического типа и крылатыми ракетами, - главная ударная сила военно-морского флота.

Войска морской авиации

Морская авиация включает в себя:

  • Стратегическую и тактическую - для оказания сопротивления надводным кораблям.
  • Палубную, основная задача которой - ликвидация самолетов противника в воздухе и ведение разведки.

Морская пехота

Сила военно-морского флота для боевых операций, в том числе совместно с сухопутными войсками в составе морских десантов и для охраны прибрежной территории.

Войска береговой охраны

Основная цель - защита пунктов базирования военно-морских сил, портов, островов от нападения противника. В основе вооружения - артилерия и боевые ракетные комплексы, специальные боевые корабли, призваные обеспечить оборону войсками на побережье.

www.syl.ru

Быт матросов военно-морского флота России в дальних походах середины XIX столетия

image_pdfimage_print

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы повседневной жизни, дисциплины, досуга, поведения в иностранных портах матросов военно-морского флота Российской империи в дальних плаваниях в 50—70-х годах XIX века.

Summary. The article considers questions of everyday life, discipline, recreation, behaviour in foreign ports, of sailors of the Russian Empire’s Navy during long cruises in the 50-70-ies of the XIX century.

ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА

 

БОЧАРОВ Алексей Алексеевич — доцент кафедры «История» Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, кандидат исторических наук

(Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]).

 

БЫТ МАТРОСОВ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ В ДАЛЬНИХ ПОХОДАХ СЕРЕДИНЫ XIX СТОЛЕТИЯ

 

В процессе реформы военного флота Российской империи в 50—70-х годах XIX столетия особое внимание уделялось дальним морским походам. С 1855 по 1880 гг. в заграничных плаваниях побывали 20,5 проц. офицеров и 29,8 проц. матросов отечественного плавсостава1. Документы Российского государственного архива Военно-морского флота, публикации «Морского сборника» и мемуары непосредственных участников событий позволяют воссоздать картину повседневной жизни российских моряков, на многие месяцы оторванных от родных берегов.

В воспоминаниях и рапортах офицеров, участвовавших в дальних морских переходах, преобладают положительные оценки нижних чинов команд русских судов и отношений между офицерами и матросами. Д.С. Арсеньев так описывал переход зафрахтованного русским правительством парохода «Бренда», доставившего в начале 1860-х годов экипаж винтовой лодки «Морж» из России в Лондон перед отправкой ремонтировавшегося в Англии «Моржа» на Дальний Восток:

«Команда наша (винтовой лодки «Морж». — Прим. авт.) состояла из 70-ти человек, наполовину новобранцев, но они все были очень хорошие, простые, добрые люди, как все наши команды вообще, и между ними не было ни одного негодяя, как к сожалению теперь начинают попадаться между поступающими на военную службу»2.

Положительное мнение офицера о нижних чинах не изменилось и во время плавания «Моржа» из Лондона к берегам Южной Америки, а затем через Магелланов пролив на Дальний Восток. Приведём ещё одно высказывание Арсеньева о матросах «Моржа», относящееся к 1861 году:

«Вообще команда наша была прекрасная. Благодаря её немногочисленности, мы скоро освоились со всеми людьми и узнали их. Никогда у нас не было между людьми ни воровства, ни драк, ни ссор и никаких проступков, кроме того, что когда отпускали людей на берег, после переходов, погулять, некоторые из матросов возвращались пьяные; но это всегда и везде бывает, проступком даже не считается, и только изредка некоторых лишали увольнения на берег; других наказаний во всё время нашего плавания не было»3.

Ещё один участник плавания на «Морже», Н. Фесун, вспоминал: «Нужно удивляться, как они (матросы. — Прим. авт.) хорошо выдерживают; скажу более, нужны русская неприхотливость и железное здоровье нашего простого народа, чтобы не только пройти через подобные передряги, но даже сохранить способность развеселиться при первом удобном случае, при малейшем признаке хорошей погоды, при первом луче солнца, при всяком слове участия со стороны начальника»4.

Яркие картины матросского быта содержатся в рапорте командира клипера «Разбойник» капитан-лейтенанта Ратькова от 30 июня 1860 года о плавании корабля с мыса Доброй Надежды на Яву: «Положение команды во время этого плавания было незавидное: на верхней палубе вода редко была менее фута; дурная погода и почти безостановочный дождь продолжались целый месяц; в палубе при заколоченных люках и течи через палубу — духота и сырость; почти не имели времени высушить платья и белья до прихода в тропики; усиленные работы по уборке парусов; огромная качка на гигантском волнении часто не позволяла разводить огонь в камбузе, так что иногда дня по два команда не имела горячей пищи и должна была довольствоваться сухарями и водкой»5.

Любопытны наблюдения офицеров за физическим состоянием матросов во время походов и их способностью переносить тяжёлые климатические условия. Так, в рапорте командира клипера «Наездник» капитан-лейтенанта Селиванова (28 мая 1860 г.) о плавании корабля с мыса Доброй Надежды на Дальний Восток можно прочитать:

«Вообще, чем холоднее, тем наша команда работает бодрее и веселее, а теперь, в знойном климате Китайского моря, к несчастию, у ней нередко являются желудочные расстройства и простуды, для сбережения от которых, по примеру военных судов других наций, я приказал надеть им под белые рубашки вязаные»6.

Моря, омывающие побережья Юго-Восточной Азии и Южного Китая, считались одними из самых тяжёлых в климатическом отношении. Вот что говорится в рапорте командира одного из русских судов: «…сильные жары, удушливый воздух по ночам, и сначала выхода из Сингапура дожди, а вместе с ними неизбежная порча воздуха в палубе, так расстроили здоровье команды, что число больных на клипере возросло до 11 человек, не считая слабых, которые, пользуясь медицинскими пособиями, стояли вахту. Болезни по преимуществу были: расстройство печени, сыпь и простудные лихорадки…»7.

Погодные передряги и опасные болезни преследовали команды русских судов и в Средиземном море. Однако здесь усилия офицеров по сохранению здоровья нижних чинов приносили чуть лучшие результаты. Начальник эскадры Средиземного моря контр-адмирал Нордман в рапорте из Неаполя 18 июня 1860 года писал: «Здоровье команды вполне удовлетворительно. В 6 часов вечера, после ужина, следуя общему правилу всех рыбаков на рейде, команда надевает фланелевые рубашки. Купленные матросами пёстрые бумажные фуфайки, которые носятся постоянно на голом теле всеми матросами всех наций, считаю большим предохранением от простуды»8.

Ещё одной серьёзной проблемой было соблюдение личным составом гигиенических правил. В качестве основного из них — купания в забортной воде. Однако в северных широтах данная процедура не представлялась возможной. Лишь иностранные порты позволяли, наконец-то, полностью избавиться от «морской соли». Во время стоянки винтового корвета «Варяг» в норвежском Гаммерфесте в 1870 году судовой врач, узнавший, что в городе есть баня, попросил командира разрешить матросам помыться.

«Принимая в соображение климатические условия нашего плавания, весьма способствующие развитию скорбута, нарывов и других накожных болезней в команде, постоянно занятой в каждом порте нагрузкой угля, не имея возможности ни вымыться на берегу, ни выкупаться в море по причине холода, я совершенно согласился с мнением врача, что баня принесёт команде большую пользу в гигиеническом отношении, и потому приказал откупить на целый день городскую баню… и по окончании нагрузки угля уволил всю команду поочередно на берег…»9.

Наряду с бытовыми трудностями моряки дальнего плавания испытывали и «культурный голод». Одним из средств разнообразить матросский досуг было празднование пересечения экватора («Праздник Нептуна»). По воспоминаниям офицеров корвета «Аскольд», пересёкшего экватор 25 октября 1865 года, подготовка к действу началась ещё за неделю. Будущие участники праздника разучивали роли, из подручных материалов изготавливали маскарадные костюмы. На момент пересечения экватора началось праздничное шествие, подробно описанное в одном из номеров «Морского сборника»:

«Впереди шли горнисты и барабанщики… облачённые в фантастические костюмы; за ними двигалась колесница; на лафете 4-фунтовой медной пушки, обращённой в колесницу и украшенной различными флагами, восседал Нептун с Амфитридой. Матрос, изображавший бога морей… с трезубцем в руке и с консервной банкой на голове, представлявшей корону, едва был прикрыт какою-то тканью, сквозь которую сквозило его грешное тело. Костюм Амфитриды, сшитый из флагов, более соответствовал пуританским требованиям; корона на ней была того же достоинства, что и у Нептуна; на руках её покоился поросёнок… Шествие началось от бака на ют, с барабанным боем, свистками и горнами; на юте стояла ванна с забортной водой, и были приготовлены помпы. Командир с офицерами были на полуюте. Дойдя до ванны, процессия остановилась, и Нептун, сойдя с колесницы, вошёл в ванну; затем он обратился к командиру с следующими вопросами: кто он? Как зовут судно? Обещал при этом попутные ветра и 12 узлов ходу, если получит приличный выкуп; затем обратился с требованием строевого рапорта команды и офицеров. После того всех офицеров поочередно два адъютанта подводили к ванне, где остальные члены процессии их качали над ней; желающих при этом купали. На долю каждого офицера и гардемарина выкупу пришлось по 2 р. 50 коп. и кроме того 50 чарок водки. Очередь дошла и до команды; каждый вызванный подвергался следующей операции: предварительно, вымазав его лицо какою-то дрянью, бородобрей её сбривал, и затем субъекта купали в ванне; многие отказывались от этого обязательного удовольствия, внося за это известный выкуп; дошла наконец очередь до фельдшеров, баталера, писарей и т.п. лиц. Их окатили изо всех брандспойтов водою. Тут смеху и брани было вдоволь…»10.

Наряду с подобными весёлыми эпизодами во время дальних плаваний происходили и печальные события. В рапорте командира клипера «Разбойник» капитан-лейтенанта Ратькова от 30 июня 1860 года сообщалось о гибели матроса Иннокентия Клыкова, утонувшего 27 мая 1860 года в Индийском океане во время плавания клипера с мыса Доброй Надежды на Яву. Клыков сорвался с фор-брам-вант и упал за борт… Вероятно, ошеломлённый падением, он потерялся и, продержавшись несколько минут на воде, скрылся»11.

Широкое распространение на судах, находившихся в заграничных плаваниях, получило обучение матросов грамоте. Многие офицеры отмечали интерес команд к этим занятиям и успехи, сделанные нижними чинами. Так, командир клипера «Разбойник» капитан-лейтенант Ратьков указал в одном из рапортов: «Команда учится грамоте; многие читают и иные очень порядочно. Мы имеем порядочный запас книг для первоначального чтения»12.

Подробнее остановился на процессе обучения матросов грамоте и его результатах командир корвета «Калевала» капитан-лейтенант Давыдов: «Каждому человеку была дана азбука, по которой учились грамоте при помощи отделенных офицеров и гардемарин. В тропиках на это определялось время от обеда до 4 часов пополудни. Все матросы более или менее сделали успехи; нашлись даже такие, которые не знали азбуки, выходя из Бреста, а теперь читают без складов»13. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Всеподданнейший отчёт по Морскому министерству за первое двадцатипятилетие царствования Государя императора Александра Николаевича. 1855—1880. СПб., 1880. С. 15.

2 [Арсеньев Д.С.] Из записок адмирала Д.С. Арсеньева. 1860 и 1862 годы // Русский архив. 1910. Вып. 10. С. 258.

3 Там же. С. 286.

4 Фесун Н. Из записок о кругосветном плавании на лодке «Морж». Ч. II. СПб.: Типография Морского министерства, 1863. С. 26. «Морж» стал первым русским судном, прошедшим через Магелланов пролив.

5 Рапорт командира клипера «Разбойник» капитан-лейтенанта Ратькова. 30 июня 1860 г. // Морской сборник. 1860. № 10. Официальные статьи и известия. С. 24.

6 Рапорт командира клипера «Наездник» капитан-лейтенанта Селиванова. 28 мая 1860 г. // Морской сборник. 1860. № 10. Официальные статьи и известия. С. 30.

7 Там же. С. 33.

8 Рапорт начальника эскадры в Средиземном море контр-адмирала Нордмана. 18 июня 1860 г. // Морской сборник. 1860. № 10. Официальные статьи и известия. С. 44, 45.

9 Извлечение из рапорта командира винтового корвета «Варяг» // Морской сборник. 1870. № 9. Морская хроника. С. 6, 7.

10 Морской сборник. 1866. № 3. Современное обозрение. Корреспонденция из портов. С. 2.

11 Рапорт командира клипера «Разбойник» капитан-лейтенанта Ратькова. 30 июня 1860 г. // Морской сборник. 1860. № 10. Официальные статьи и известия. С. 21.

12 Цит. по: Бочаров А.А. Обучение грамоте матросов русского флота во второй половине XIX века // Елагинские чтения. Вып. 5. СПб.: Остров, 2011. С. 122, 123.

13 Рапорт командира корвета «Калевала» капитан-лейтенанта Давыдова // Морской сборник. 1861. № 7. Официальные статьи и известия. С. 69.

history.milportal.ru


Смотрите также