История российского гимна: от самого первого до современного. История гимна россии


История российского гимна: от самого первого до современного

история российского гимнаПод гимном понимается торжественное произведение, песнь, в которой восхваляется и прославляется кто-либо или что-либо. В Древней Греции с гимнами соседствовали панегирики и дифирамбы.

Из трех компонентов политической символики (флаг, герб, гимн) именно гимн не имеет многовековой истории, поскольку менялся чаще. Итак, какие гимны были в России?

А кто об этом помнит?!

В истории России конца XVIII века произошло событие, которое вызвало небывалый дотоле подъем патриотических чувств. В 1791 году русские войска под руководством уже прославленного А.В.Суворова взяли считавшуюся до того времени неприступной османскую крепость Измаил. Ликовали все – от императрицы Екатерины II до простого солдата.

какие гимны были в России

Неофициальный гимн Российской Империи времён Екатерины II

Воспоминания о тяжелейшем штурме, о мужестве воинов и таланте полководца должны были остаться в памяти народной. Вот по этому поводу и родился первый русский неофициальный национальный гимн на слова Г.Державина с музыкой О.Козловского – «Гром победы, раздавайся!» Случилось это в 1791 году. Так начиналась история российского гимна.

Не всё подражать!

Император Александр I в 1815 году издал указ об исполнении стихов В.А.Жуковского на музыку британского гимна. Это произведение звучало при встречах императора и вошло в историю как первый официальный государственный гимн России под названием «Молитва русских».

Гимн Российской Империи “Боже, Царя храни…”

В 1833 году наследовавший Александру император Николай I находился в зарубежной поездке. Его сопровождал князь Львов. Везде русский император слышал только звуки британского гимна. Это раздражало. По возвращении Николай Павлович поручил Львову написать новую музыку к гимну на текст Жуковского при участии А.С.Пушкина. Современники пишут, что новый гимн исполнили три раза подряд. По лицу далеко не сентиментального императора текли слезы счастья и гордости за Отечество.

Чтоб ты жил в эпоху перемен!

марсельеза

Рабочая Марсельеза

В 1917 году, в первые месяцы Февральской революции в качестве гимна использовалась так называемая «Рабочая Марсельеза» с музыкой Руже де Лиля и оригинальным текстом Петра Лаврова. «Отречемся от старого мира!» – такой строчкой начинается этот текст, восходящий еще к временам Великой Французской буржуазной революции.

Как международный пролетарский гимн с 1910 года исполнялся «Интернационал». Автор музыки – Пьер Дегейтер, слова – Эжена Потье. С 1918 года «Интернационал» стал гимном победившей в России пролетарской революции, гимном молодого Советского государства, а позднее – и СССР. С 1944 года и до настоящего времени «Интернационал» остается гимном Коммунистической партии. Вот какие гимны были в России периода революционных потрясений.

Всерьез и надолго

В 1944 году, после рассмотрения многочисленных вариантов музыки и текста, был принят Гимн Советского Союза. Под его звуки уходили в бой воины Великой Отечественной войны и возвращались домой с победой. Музыку гимна написал А.В.Александров. Слова – Сергея Михалкова и Г.Эль-Регистана. Однако мало кто сейчас знает, что прообразом этого гимна стал «Гимн партии большевиков» – на ту же мелодию, но со словами поэта В.И.Лебедева-Кумача. Сталин в нем восхваляется просто до небес. Кстати, уже в эпоху «застоя», при Л.И.Брежневе, текст гимна был слегка подретуширован – именно ради изъятия оттуда имени Сталина. Вместо слов о Сталине получилось продолжение о Ленине с добавлением последнего, нового куплета.

Целое десятилетие – без гимна

После политических перемен, наступивших в 1991 году, с развалом СССР, казалось, наступает новая страница в истории под названием «гимны России». Упоминание в гимне о Ленине и коммунизме и даже сама музыка стали раздражать определенные слои российского общества, в том числе, саму политическую верхушку. Вот почему в течение целого десятилетия правления президента Бориса Ельцина  гимном стала «Патриотическая песня» композитора М.И.Глинки, написанная в 1833 году. Исполнялась она без слов, т.к. текст согласовать не удавалось.

Закон есть закон!

Подходил к концу ХХ век. Оставались в прошлом гимны России прежнего формата. Стране негоже было вступать в третье тысячелетие без официальных символов государства, в частности, без нового гимна. После общественных опросов вернулись к музыке Александра Александрова с новыми словами Сергея Михалкова.

Государственный гимн Российской Федерации

В настоящее время, согласно Закону о гимне, он обязан транслироваться дважды – в начале и в конце вещания, а при круглосуточной сетке – в 6 часов и в 24 часа. Согласно установившейся традиции, встреча Нового года также проходит по традиционному сценарию: обращение главы государства, затем бой часов на Спасской башне Московского кремля, и, наконец, исполнение гимна. Кроме того, гимн играется и на параде 9 мая, сразу после выступления главы государства. Такова, в самых общих чертах, краткая история российского гимна.

Автор – Павел Малофеев

music-education.ru

История гимна России | Настоящие Новости

История гимна РоссииГимн России это не просто торжественная музыка, это то что вдохновляет сердца нашего многонационального народа, вызывает чувство гордости за свою страну, это один из тех символов государства который звучит в наших сердцах. Под гимн России наши спортсмены получают первые награды, гимн звучит на всех значимых для страны мероприятиях. Гимн нашей страны неоднократно менялся, сменялись общественные формации, менялся и главный музыкальный символ страны.

История гимна России

Первый гимн России появился во времена Николая 1 Императора Российской Империи. В 1833 году государь объявил конкурс на создание музыкального символа страны. В конкурсе учувствовали лучшие композиторы Империи. Императору больше всего полюбился гимн за авторством А.Ф. Львов « Боже, Царя храни» который был утвержден в 1833 году.

Резко менялась история нашего государства, менялся и гимн. После февральской революции на короткий срок гимном нашей страны стал « Преображенский марш» позаимствованный ещё с времен Петра 1, но и он пробыл официальным гимном не долго, уже в октябре 1917 года гимном стала «Рабочая Марсельеза». Музыка «Рабочей Марсельезы» повторяла мелодию французского гимна, а слова были написаны П. Лавровым. В 1918 году «Марсельезу» сменил «Интернационал» который стал официальным гимном РСФСР, а позднее и всего Советского Союза и использовался в качестве такового до 1943 года.

Под «Интернационал» наши деды и прадеды совершали свой героический подвиг сражаясь за родину в Великой Отечественной Войне, с Интернационалом на устах они падали и снова поднимались чтобы освободить свою страну от фашистских захватчиков.

В период окончания Великой Отечественной войны был принят новый гимн — Государственный гимн Советского Союза. Принятие нового гимна произошло после победы под Сталинградом, которая послужила символом великого перелома на полях сражений. Государственный гимн Советского союза исполнялся со словами до 1956 года, но музыка оставалась та же. Дело в том что в 1956 году началась государственная компания по обличению культа личности Сталина, а в официальном гимне его имя продолжало упоминаться.

В 1977 году Михалков представил новый вариант гимна СССР, который просуществовал до распада Советского Союза.

В 1990 году, в года перестройки, гимн сменился на «Патриотическую песню» композитора М. Глинки. Слов у гимна не было. Только через десять лет, в 2000 году Государственная дума приняла закон о гимне Российской Федерации, который утвердил президент России В. Путин. Этот гимн является символом нашей страны до сих пор, композитором музыки является А.Александров, слова С. Михалкова.

Сегодняшний гимн нашей страны это лучший гимн России, под его торжественную музыку каждый гражданин испытывает чувство гордости за Россию.

Смотреть гимн России можно на официальных мероприятиях. Гимн звучит при инаугурации главы государства, его можно услышать по окончании и началу вещания государственных радио и телекомпаний, жители нашей страны встречают новый год под Гимн нашей страны, уроки в школах начинаются с прослушивания гимна. На официальных международных соревнованиях при победе российских спортсменов звучит гимн.

При прослушивании гимна страны принят определенный церемониал, всем присутствующим необходимо встать и не садится на свои места пока гимн не прекратит играть. Это церемония символизирует уважение к государственному символу нашей многонациональной страны. Гимн России представляет страну в официальных международных мероприятиях, наряду с флагом и гербом.

Заключение

Гимн страны это особая музыка и слова, они ассоциируются с родиной, с родным домом и внушают гордость за свою страну. Его торжественная музыка подвигает нас на подвиги ради своей великой Родины. Несмотря на то, что наш гимн часто претерпевал изменения, он в любой вариации остается одним из главных и любимых символов нашей страны. В каком бы уголке земли не находились наши соотечественники, гимн родной страны вызывает трепет в их сердцах, вызывает в памяти воспоминания о любимой стране. Можно сказать, что гимн это больше чем музыкальный символ, это главная музыка в сердцах россиян.

nsnews.ru

История гимна России – история страны

История  гимна России – история страны

Многое, что происходит в этой жизни, проходит мимо нас. Мы не замечаем, что каждое явление оставляет за собой след и является свидетельством тех перемен, которые происходят без нашего участия и желания. Одной из таких страниц является  история гимна Российской Федерации, которая ярко показывает, как метало нашу страну из одной крайности в другую.

Как ни странно, очень долго у России вообще не было государственного гимна и церемонии с участием иностранных послов и другие события общероссийского значения происходили, первоначально, под разнообразные церковные песнопения. Чаще всего, исполнялась молитва «Многие лета»  и продолжалось такое положение вплоть до конца 1780-х годов. Правда, после того, как император Петр Великий «прорубил окно в Европу», эти песнопения стали перемежаться со средневековым общеевропейским гимном «Тебя, Бога, хвалим». Все победные события во время Северной войны отмечались пением этого произведения после всех остальных молитвенных песнопений. Ближе к концу правления  Петр Первый приказал исполнять еще и ораторию «Преображенский марш Петра Великого». Этот момент и можно считать временем, когда началась настоящая история гимна России, потому что Преображенский марш с этих пор стал главным в стране. Даже с 1917 года некоторое время этот марш служил гимном государства Советов.

А вообще, первый гимн России, история создания которого берет начало с момента окончания Отечественной войны 1812 года – это «Молитва русских» на стихи А.В. Жуковского, которая известна в народе как «Боже, царя храни!». Впервые она была исполнена, когда праздновали годовщину со дня открытия Царскосельского Лицея.  И история гимна России уже тогда ознаменовалась тем, что А.С. Пушкин дописал к основным словам еще два дополнительных куплета, исполненных в тот же день. Песня так понравилась Александру I, что он и приказал сделать ее основной для исполнения при встречах императора и полковой оркестр включил «Молитву русских» в свой обязательный репертуар.

25 декабря 1833 года, когда праздновали годовщину победы русской армии над полчищами Наполеона, история гимна России получила свое продолжение в виде официального гимна «Боже, царя храни!», переписанную князем А.Ф. Львовым. И этот  гимн России, история создания которого длилась до дня отречения Николая II от престол,а больше известна современному поколению.

История  гимна Российской Федерации затем была продолжена до Февральской революции 1917 года в виде «Русской Марсельезы». Но вождю пролетариата В.И.Ленину буржуазное произведение не нравилось и он издал указ заменить его на «Интернационал», который впервые был исполнен в качестве гимна 10 января 1918 года после окончательно победы социалистической революции, что было отмечено на III съезде Советов.

А история гимна России сегодняшней началась в коммунистическом варианте с исполнения 1 января 1944 года по радио произведения под авторством С.В. Михалкова и Г.А. Эль-Регистана, который начинался словами «Союз нерушимый республик свободных». С 15 марта 1944 года по 11 декабря 1993 года именно этот гимн стал официально исполняться на государственных церемониях и торжественных заседаниях.

  Государственный гимн новой, постперестроечной,  России должен был звучать на музыку «Патриотической песни» М.И.Глинки. Ни один из текстов, поступивших на рассмотрение конкурсной комиссии, отбора не прошел. А всего было рассмотрено свыше 6000 текстов различных авторов со всех концов великой Российской Федерации. Работа комиссии была приостановлена. И в конце концов остановились на переделанном самим же С.В. Михалковым экземпляре последнего гимна на музыку А.Александрова. Гимн Российской Федерации был утвержден и стал официальным с 24 марта 2001 года с момента подписания указа Президентом В.В. Путиным.

fb.ru

История российских гимнов. Досье - Биографии и справки

/ТАСС-ДОСЬЕ/ Государственный гимн Российской Федерации является одним из главных официальных государственных символов Российской Федерации, наряду с флагом и гербом.

Первый гимн

Первые мелодии и песни, подобные государственному гимну, стали возникать в России в XVIII веке. В царствование императора Петра I был создан "Преображенский марш". Государственным гимном он не являлся, но часто исполнялся на торжественных церемониях первой половины XVIII. В царствование императрицы Екатерины II композитором О. Козловским на стихи Г. Державина был написан торжественный полонез "Гром победы раздавайся", звучавший на важнейших придворных церемониях.

Рождение первого государственного гимна России произошло в царствование императора Павла I. Им была основательно переработана и строго установлена система воинских и государственных церемоний, в которых значительное место уделялось музыкальному сопровождению. Таким произведением стал духовный гимн "Коль славен наш Господь в Сионе", написанный Д. Бартнянским на слова поэта М. Хераскова.

С 1816 года первым официальным государственным гимном России стал английский гимн "Боже, храни короля". Его текст был переведен поэтом В. Жуковским и дополнен несколькими строфами А. Пушкина. Гимн получил название "Молитва русских".

От "Боже, Царя храни" до "Интернационала"

Рождение второго официального гимна, с которым страна прожила почти век, связано с именем композитора Алексея Львова. По указанию Николая I в 1833 году им была написана музыка российского государственного гимна на слова (уже другие) Василия Жуковского. Впервые публично "Молитва русского народа" прозвучала 11 декабря 1833 года в Большом театре, а 31 декабря гимн под новым названием "Боже, Царя храни" был объявлен государственным и оставался единственным официальным гимном до 1917 года.

В феврале 1917 года в России произошла революция. "Боже, царя храни!" был отменен, Временным правительством был утвержден новый государственный гимн: им стала "Марсельеза". Решающим фактором в этом выборе было желание Временного правительства продемонстрировать свою верность союзникам, в первую очередь Франции.

В октябре 1917 года власть в стране захватили большевики. Новым гимном России стал "Интернационал". Датой его официального утверждения в качестве государственного гимна считается 10 января 1918 года. "Интернационал" был создан французским композитором Эженом Потье в 1871 году, впервые исполнен на слова поэта Пьера Дегейтера в 1888 году во французском городе Лилль. "Интернационал" как государственный гимн - уникальное явление. Ни в тексте, ни в музыке его нет ничего национального, нет ни единого слова связанного с конкретной страной - той страной, государственным символом которой он являлся.

Гимны СССР и России

Новый гимн, написанный Александром Александровым на основе его песни "Гимн Партии большевиков" (текст Сергея Михалкова и Гарольда Эль-Регистана), прозвучал по радио в ночь на 1 января 1944 года. Этот гимн был весьма своеобразным произведением - у него не было названия. "Интернационал" оставался партийным гимном.

12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, а 23 ноября постановлением Верховного совета РСФСР гимном Российской Федерации была утверждена "Патриотическая песня" Михаила Глинки, написанная им в 1833 году. Мелодия эта была найдена в архиве композитора лишь в 1895 году. Впервые она прозвучала в аранжировке М. Багриновского в 1944 году под названием "Патриотическая песня".

В декабре 1991 года прекратил свое существование СССР, и Россия стала независимым, суверенным государством. Новая Россия унаследовала от РСФСР ее гимн - "Патриотическую песню". В 1993 году статус государственного гимна был подтвержден указом президента РФ. Принятый гимн исполнялся без слов, общепризнанного текста для "Патриотической песни" не было. Впоследствии был объявлен конкурс на создание текста, в котором стихи принимались от всех граждан России. В комиссию поступило свыше 6000 текстов. Было отобрано 20 вариантов. Лучшим признали текст Виктора Радугина "Славься, Россия!". Однако официально он не был принят. В обществе и в парламенте существовали полярные точки зрения как о мелодии, так и о тексте. В 1998 году было принято решение на некоторое время снять вопрос о законодательном закреплении государственной символики.

Современный гимн

Вопрос о государственной символике России был окончательно решен в самом конце 2000 года. Федеральным конституционным законом от 25 декабря "О Государственном гимне Российской Федерации" была утверждена музыкальная редакция гимна (музыка А. Александрова). Указ президента РФ от 30 декабря утвердил текст гимна на слова Сергея Михалкова.

В ночь на 1 января 2001 года в стране снова прозвучала мелодия Александрова. И впервые после почти 10-летнего перерыва государственный гимн исполнялся со словами, автором которых был Михалков - создатель текста гимна СССР.

В настоящее время исполнение гимна в России допускается в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом или ином вокальном и инструментальном варианте с точным соответствием утвержденной музыки и текста. Гимн обязательно должен звучать во время вступления в должность президента, руководителей органов государственной власти, при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации и Госдумы, церемоний встреч и проводов посещающих Россию с официальными визитами глав иностранных государств, при подъеме государственного флага и других официальных церемониях.

Как правило, гимн исполняется на торжественных или праздничных мероприятиях, таких как Парад Победы в Москве. Гимн России ежедневно транслируется государственными телевизионными и радиовещательными компаниями перед началом и по окончании вещания, а при круглосуточном вещании — в 6 часов и в 24 часа. Гимн звучит после поздравления президента в новогоднюю ночь. В соответствии с законом гимн Российской Федерации исполняется при проведении официальных церемоний во время спортивных соревнований на территории России и за ее пределами, учитывая правила проведения этих соревнований. При открытии памятников и памятных знаков, а также при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам, допускается возможность исполнения Государственного гимна РФ. При официальном звучании гимна присутствующие должны стоять, мужчины — снять головные уборы.

7 ноября 2013 года президент РФ Владимир Путин внес в Государственную Думу проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в ст. 3 Федерального конституционного закона "О Государственном гимне Российской Федерации". В соответствии с законопроектом, предлагается установить, что Государственный гимн РФ исполняется в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях независимо от форм собственности перед первым уроком (занятием) в день начала нового учебного года, а также во время проводимых указанными образовательными организациями торжественных мероприятий, посвященных государственным и муниципальным праздникам.

Кроме того, если в настоящее время при открытии памятников и памятных знаков, а также при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам, допускается возможность исполнения Государственного гимна РФ, то законопроектом предлагается сделать его исполнение в этих случаях обязательным, распространив это требование на торжественные собрания, посвященные муниципальным праздникам. 10 декабря Госдума приняла во втором - основном - чтении президентский законопроект.

tass.ru

История гимна России от первого до современного

Реферат по музыке

Тема: "История гимна России от первого до современного"

Введение

Государственный гимн так же, как герб и флаг, является официальным символом любой суверенной страны.

Гимн (от греч. hymnos – торжественная песнь в честь божества) – хвалебная песнь, музыкальное произведение торжественного характера.

Если говорить о государственном гимне, то слова его, как правило, патриотичны, прославляют державу или правителя, отражая мировоззренческий и духовный настрой общества; музыка торжественна и вдохновенна, но вместе с тем достаточно легко воспроизводима и запоминаема. В этом состоит специфика многих национальных гимнов, появление которых можно отнести ко второй половине XVIII–XIX веков. Однако в XIX веке еще не все страны, обладающие гербом и флагом, имели также и гимн.

Откуда пошел гимн?

История гимна России непредсказуема и полна неожиданностей. Есть мнение, что первым гимном на Руси можно считать боевой кличь и тост «За Русь». Возможно, это неверно, но согласитесь, что звучит вполне величественно. Гимном, конечно, это назвать сложно, но идея достаточно близка.

Со временем торжественные события стали сопровождать церковными песнопениями, которые затягивались на целый день и, по сути, были частью богослужения.

Петр Первый отменил эту традицию и песнопения заменил военный марш Преображенского полка. Так что теперь появились и стихи и музыка. Но это был еще не гимн.

В конце царствования первого императора, а затем в правление Елизаветы Петровны начинает использоваться мелодия английского гимна «Боже, храни короля». Это был своеобразный «интернационал» всех императорских домов Европы.

К старейшим национальным гимнам относится нидерландский. В Нидерландах (Голландии) в 1568 году в честь Вильгельма Оранского (Нассауского), возглавившего борьбу против испанского владычества, была сложена песня «Вильгельмус ван Нассауве», которая со временем стала национальным гимном всего государства.

Одним из самых известных в Европе гимнов является английский «Боже, храни короля». Большинство музыковедов в настоящее время склоняются к мнению, что его автор – лондонский учитель музыки Генри Кэри. Особое значение английского гимна, появившегося в 1743 году, состоит в том, что его музыка была принята в качестве гимна многими государствами Европы: в течение XIX века мелодия английского гимна использовалась в 23 странах, в том числе и в России до создания собственного – «Боже, царя храни».

Вторым широко известным в Европе гимном была французская «Марсельеза», которая стала «звуковым символом мировой демократии». Обстоятельства возникновения «Марсельезы» не имели ничего общего с тем значением, которое она затем получила. Автором музыки и слов впоследствии знаменитого французского гимна был инженер-капитан королевской армии Клод Жозеф Руже де Лиль. Первоначально он назывался «Боевая песня рейнской армии». Как пишут музыковеды, в истории не сохранилось сведений, какую роль эта песня сыграла в военных подвигах рейнской армии, но она имела громадное значение для революционного движения в самой Франции, а затем и в других странах. В Париж песня проникла благодаря марсельцам, прибывшим в столицу для поддержки парижан в борьбе с королевской властью. Жителям Парижа не были известны причины появления песни, но ее слова и музыка вызвали у них восторг. Песне присвоили другое название – «Гимн марсельцев», или «Марсельеза».

В XIX веке появился еще один межгосударственный гимн – международный пролетарский гимн «Интернационал». Автор слов гимна, длительное время занимавшего исключительное место в истории России, – Эжен Потье, член Парижской Коммуны, ее певец, поэт и великий гражданин Франции. Впервые текст «Интернационала» был опубликован в 1887 году в Париже в сборнике «Революционные песни». На стихи обратил внимание французский рабочий из Лилля, композитор-самоучка Пьер Дежейтер (ранее в наших изданиях – Дегейтер), который положил их на музыку. В июне 1888 года на празднике газетчиков в Лилле «Интернационал» впервые исполнил хор рабочих под руководством автора музыки.

Три из вышеназванных мелодии гимнов разных стран имели непосредственное отношение к России, где они в разное время приобретали значение государственных.

Появление в Российской империи официального гимна связано с победой над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года и прославлением императора Александра I. В России «в чести» была тогда мелодия английского гимна «Боже, храни короля», о чем упоминалось выше. В некоторых музыкальных произведениях прославлялся русский царь-победитель. Подобные песни появляются уже в 1813 году. «Песнь русскому царю» Александра Христофоровича Востокова с мелодией английского гимна содержала такие слова:

Прими побед венец,

Отечества Отец,

Хвала тебе!

Гимн России – один из главных государственных символов России, наряду с флагом и гербом.

Гимн – торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства.

Первая официальная попытка создать официальный российский гимн датируется 1833 годом, когда Николай I повелел сочинить его группе поэтов и композиторов. До этого торжественные события сопровождались церковными песнопениями, а при Петре Великом – военными маршами. Уже в конце царствования первого императора, а затем в правление его дочери Елизаветы Петровны начинает использоваться мелодия английского гимна «Боже, храни короля». В конце XVIII века с ней начинает соперничать торжественная песня композитора Дмитрия Бортнянского «Славься», и такое двойственное положение сохраняется до времен Николая.

Гром победы, раздавайся! (1791–1816)

Гимн создан в 1791 году Гавриилом Романович Державиным (слова) и Осипом Антоновичем Козловским (музыка) на мотив полонеза

Гром победы, раздавайся!

Веселися, храбрый Росс!

Звучной славой украшайся.

Магомета ты потрёс!

Припев:

Славься сим, Екатерина!

Славься, нежная к нам мать!

Воды быстрые Дуная

Уж в руках теперь у нас;

Храбрость Россов почитая,

Тавр под нами и Кавказ.

Уж не могут орды Крыма

Ныне рушить наш покой;

Гордость низится Селима,

И бледнеет он с луной.

Стон Синая раздаётся,

Днесь в подсолнечной везде,

Зависть и вражда мятется

И терзается в себе.

Мы ликуем славы звуки,

Чтоб враги могли узреть,

Что свои готовы руки

В край вселенной мы простреть.

Зри, премудрая царица!

Зри, великая жена!

Что Твой взгляд, Твоя десница

Наш закон, душа одна.

Зри на блещущи соборы,

Зри на сей прекрасный строй;

Всех сердца Тобой и взоры

Оживляются одной.

Молитва русских (1816–1833)

В 1815 году Василий Андреевич Жуковский написал и опубликовал в журнале «Сын Отечества» стихотворение под названием «Молитва русских», также посвященное Александру I. По-видимому, это был перевод с английского, по крайней мере, – первой строки: «Боже, царя храни» («Боже, храни короля»). В 1816 году А.С. Пушкин приписал к стихотворению еще две строфы, и 19 октября 1816 года они были исполнены воспитанниками Царскосельского лицея на музыку английского гимна. Таким образом, по случаю празднования годовщины Лицея перевод В.А. Жуковского получил оригинальное продолжение, написанное А.С. Пушкиным. В 1818 году В.А. Жуковский дополнил свое сочинение.

Таким образом, текст русского гимна, в основу которого лег текст «Молитвы русского народа», был практически создан, но при его исполнении музыка оставалась английской. В конце 1816 года Александр I издал указ об исполнении этой мелодии при встречах императора . Использовалась в качестве гимна (1816–1833).

Этой музыкой военные оркестры в Варшаве встречали прибывшего туда в 1816 году Александра I. С этого времени Высочайше было повелено при встрече государя всегда играть гимн. Почти двадцать лет гимн Российской империи официально использовал мелодию английского гимна.

Историю создания официального гимна Российской империи объясняют прихотью императора Николая I, который был крайне заинтересован в создании российской государственной атрибутики, укреплении ее и придании веса монархическим символам. Однажды император будто бы заявил: «Скучно слушать музыку английскую, столько лет употребляемую».

Для написания русской гимнической музыки царь выбрал близкого и преданного ему человека – композитора Алексея Федоровича Львова. Был устроен некий негласный конкурс, о котором мачеха композитора вспоминала: «Знали мы, что многие новую музыку сочиняют на эти слова, что даже у императрицы поют и играют сочинения эти, что царь слышит и ни слова не говорит». Современники в своих воспоминаниях называют среди участников негласного конкурса виолончелиста, композитора Матвея Юрьевича Виельгорского и Михаила Ивановича Глинку, будто бы писавших музыку гимна. Однако позднее М.И. Глинка сообщал, что никто не поручал ему этого.

Слова В.А. Жуковского , музыка Генри Кэри («Боже, храни короля », 1743 г.)

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!

Гордых смирителю:

Слабых хранителю,

Всех утешителю –

Всё ниспошли!

Перводержавную

Русь Православную

Боже, храни!

Царство ей стройное,

В силе спокойное, –

Всё ж недостойное,

Прочь отжени!

О, провидение,

Благословение

Нам ниспошли!

К благу стремление,

В счастье смирение,

В скорби терпение

Дай на земли!

Автором музыки гимна стал Алексей Федорович Львов. Он родился в Ревеле в 1798 году в аристократической и музыкальной семье. Его отец был директором Придворной певческой капеллы. Алексей Федорович получил хорошее музыкальное образование, однако волею судьбы по окончании Корпуса инженеров путей сообщения в 1818 году он попадает на военную службу – в военные поселения Новгородской губернии под начальство графа Алексея Андреевича Аракчеева. И здесь А.Ф. Львов продолжал заниматься музыкой, в частности, сделал новую оркестровку известного произведения «Стабат Матер» итальянского композитора Джованни Баггисты Перголези, которая была исполнена в Петербурге в Филармоническом обществе. За это он получил почетное звание композитора Болонской академии.

mirznanii.com

История Гимна России | Внеучебная жизнь СФУ

Первый гимн России — «Молитва русских» — стал исполняться в 1816 году по указу Александра I при встречах императора. Слова гимна принадлежали В.А. Жуковскому, музыка была позаимствована у Генри Кэрри («Боже, храни короля», 1743 год). Этот гимн просуществовал до 1833 года, после чего его сменил «Боже, царя храни!». В 1917 место его заняла «Рабочая марсельеза», которую через год сменил «Интернационал». В 1944 году появился новый гимн, музыка которого используется в современном гимне. Авторами слов для него были С.В.Михалков и Г.Г. Эль-Регистан. С 1955 по 1977 гимн исполнялся без слов (так как в них упоминалась фамилия опального Сталина), пока теми же авторами не были написаны новые. После распада СССР (в 1991) гимном России стала «Патриотическая песня» композитора Глинки. Этот гимн вплоть до его замены в 2000 не имел слов.

Государственный гимн РФ — музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом о государственном гимне. Он может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. Государственный гимн Российской Федерации должен исполняться в точном соответствии с утверждёнными законом музыкальной редакцией и текстом. При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины — без головных уборов.

Текст Государственного гимна Российской Федерации

Музыка А. В. АлександроваСлова С. В. Михалкова

Россия — священная наша держава,Россия — любимая наша страна.Могучая воля, великая слава —Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,Братских народов союз вековой,Предками данная мудрость народная!Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного краяРаскинулись наши леса и поля.Одна ты на свете! Одна ты такая —Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,Братских народов союз вековой,Предками данная мудрость народная!Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизниГрядущие нам открывают года.Нам силу даёт наша верность Отчизне.Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,Братских народов союз вековой,Предками данная мудрость народная!Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Утверждён Указом Президента Российской Федерацииот 30 декабря 2000 года № 2110

my.sfu-kras.ru

ИСТОРИЯ ГИМНА РОССИИ

ИСТОРИЯ ГИМНА РОССИИ

Усольцева Екатерина Сергеевна 1

1

Текст работы размещён без изображений и формул.Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

История государства всегда была частью нашей жизни. Это объясняется тем, что история исследует внутреннюю, духовную сферу жизни человека, содержит в себе вечные истины, открывает нам мир во всей его сложности и полноте. История государства чрезвычайно важна для человека растущего.

Символы государства – это свидетельства его суверенитета, по которым оно узнается во всем мире. Они несут в себе огромную идеологическую, правовую, социально–политическую нагрузку. В большинстве стран государственные символы власти рассматриваются как общенациональные и неподлежащие изменениям. Для каждой страны и ее народа характерным являются верность своим традиционным символам и стремление сохранить их через столетия. Поэтому любовь к своей стране выражается и через эмоциональное отношение к ее государственным символам и символике.

В комплексе опознавательных знаков, используемых государствами (название, герб, флаг, гимн) гимн занимает особое место, так как является самым общедоступным и самым общепонятным знаком.

Актуальность работы заключается в том, что воспитание патриотизма и гражданственности детей и молодежи, сохранение преемственности поколений и укрепление социального единства общества невозможно без знания истории государственных символики.

Гипотеза данной курсовой работы заключается в том, что социально-политические изменения в стране влияют на изменение государственной символики, в частности гимна.

Объектом исследования выступает государственный гимн Российской Федерации, а предметом исследования - причины изменений внешнего вида государственного гимна РФ.

Цельюработы является исследование истории государственного Гимна Российской Федерации.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

- узнать происхождения слова «гимн»;

- изучить историю Гимна России;

- показать становление Гимна России как символа государства;

- провести опрос среди обучающихся и взрослого поколения «Знаете ли вы историю гимна России?»;

В данной работе были использованы следующие методы:

- беседа;

- анкетирование;

- накопление и отбор фактов и установление связей между ними. Обращаясь к теме символики России, затрагивается огромный пласт истории становления Российской государственности.

Отдавая почести символам государства, люди тем самым проявляют любовь и уважение к своей Родине, гордясь принадлежностью к Российскому гражданству.

Музыкальное искусство на Руси в X-XVI вв.

Слово «гимн» происходит от греческого «гимнос» - «торжественная, хвалебная песнь». До XVII века в России во время государственных церемоний и событий общегосударственного значения исполнялись православные церковные песнопения.

Истоки гимнов скрываются в глубинах истории. Несколько тысячелетий назад многие народы в торжественных песнопениях славили красоту родной земли и её богатства, подвиги предков. История гимна России непредсказуема и полна неожиданностей. Есть мнение, что первым гимном на Руси можно считать боевой кличь и тост «За Русь».

Первые церковные гимны на Русь пришли из Византии. Князь Владимир, крестившийся в Корсуни, привёз оттуда с собой и певцов, которых ему прислали византийский император и Константинопольский патриарх. Как и в Византии, на Руси были известны церковные песнопения различных видов. Наиболее известны акафисты и кондаки (славословия в честь святых), богородичные песни (в честь Богородицы).

Музыковеды не могут четко осветить всю картину музыкального сопровождения различных торжеств в России, выходов царей и прочих государственных церемоний. Но известно, что в период создания единого Русского государства великий московский князь Иван III Васильевич создал профессиональный хор "государевых певчих дьяков". В последующие столетия этот хор исполнял духовные песнопения гимнического характера во время церковных праздников, царских величаний и других событий общегосударственной значимости. [11, c. 22]

В XVII в. из Польши на Украину и в Россию пришел особый вид гимнов - канты. Поначалу их создавали на церковные песни, но постепенно канты становятся светскими песнопениями, но исполнявшимися на церковный манер.

В «Сказании о Мамаевом побоище» звук труб русской рати играет роль предвестника победы, показывает силу морального превосходства войска Дмитрия Донского над полчищем Мамая. [17, c.74]

Можно с уверенностью говорить о значительном влиянии на становление музыки в России Византийской традиции. Древняя Русь получила своё богослужебное пение из Византии вместе с крещением в конце X в.

Социальная и национально-освободительная борьба народов вызвала к жизни новые гимны, служившие боевыми народными песнями.

Шли века, и хвалебные песни изменялись. Все чаще их содержанием становилось воспевание, увековечивание благородной и возвышенной идеи.

Гимны Российской империи в XVIII-XIX вв.

Правление первого русского императора, ознаменованное столь бурными преобразованиями во всех сферах общественной и государственной жизни, не могли не оставить свой отпечаток и на музыке. Как пишет историк Г.А. Мурашев, военная музыка, военные марши целиком заполнили эпоху Петра I.

Первой мелодией, не утратившей своей популярности на протяжении многих десятилетий, стал «Преображенский марш», созданный во время Северной войны неизвестным капельмейстером. Этот марш вплоть до 1790 г., когда появился «Гром победы», фактически был гимном Российской империи. Именно под этот марш преображенцы сажали на престол Екатерину I, несли на своих плечах к трону Елизавету Петровну, сопровождали будущую Екатерину Великую в походе против Петра III.

Звучал он и в сражениях, где под ускоряющуюся музыку, повинуясь ударам барабана под левую ногу, полки переходили с шага на бег, завершая его штыковой атакой. Военным «Преображенский марш» полюбился из-за его темпа. Он одинаково хорошо звучал и при медленном (60-80 шагов в минуту), и при быстром (120 шагов). В качестве примера можно сказать, что парадный темп караула у мавзолея Ленина при смене - 60 шагов.

В походах марш сопровождался пением, причем слова менялись в зависимости от времени действия и политической конъюнктуры. Существует целый ряд текстов на мелодию «Преображенского марша», но большинство из них, видимо, из-за слабых музыкальных способностей полковых писарей, художественными достоинствами не отличаются. [17, c. 80]

Вторым гимном России, тоже неофициальным, стал полонез Осипа Козловского на стихи Гавриила Державина «Гром победы, раздавайся!», созданный ими в 1791 году в честь взятия русскими войсками под командованием Александра Суворова османской крепости Измаил в ходе Второй русско-турецкой войны. Торжественное и приподнятое настроение, упоение победой, гордость за свое Отечество читаются в каждой строчке этой песни.

Фактически первым русским национальным гимном стал «Коль славен» Д. С. Бортнянского, написанный в 90-х годах XVIII века: эта духовная (нецерковная) песнь ежевечерне исполнялась на молитве в войсках, ее пели на крестных ходах, играли во время производства юнкеров в офицеры и при погребении старших офицеров, она стала неотъемлемой частью многих ритуалов и церемоний. «Коль славен» быстро стал любим и популярен среди всех слоев русского народа. [3, C.41]

«Коль славен…» является уникальным случаем в истории гимнографии, поскольку в его тексте не упоминается страна, чьим гимном претендует быть это сочинение. Вся песнь – это гимн высшему Творцу. Он никогда не был официально признан в качестве государственного гимна России, хотя по некоторым сведениям император Павел I своим указом все же утверждал его в этом качестве.С 1856 по октябрь 1917 года куранты на Спасской башне Московского Кремля дважды в день вызванивали «Коль славен…» и «Преображенский марш».

Первым уже официальным государственным гимном России стала «Молитва русских». Слова В.А. Жуковского были положены на широко известную за пределами Великобритании музыку «Боже, храни короля». Авторство ее оспаривается по сей день. Одни утверждают, что ее написал в 1740 г, учитель музыки Генрих Кэри для короля Георга II. Другие - будто сам Г.Ф. Гендель. Во всяком случае, в седьмом лондонском издании национальных гимнов мира в 1987 г. ни автор текста, ни композитор гимна «Боже, храни короля» не указываются.

А вот наш поэт В.А. Жуковский в 1815 г. сумел сочинить вполне удачный текст на музыку «Боже, храни короля».

Повелением Александра I гимн стали исполнять в учебных заведениях столицы, в день празднования годовщины Царскосельского лицея (кстати, с двумя куплетами, которые написал А.С. Пушкин), на парадах в Варшаве. Словом, Россия, наконец обрела собственный гимн. «Молитва русских» стала первым официальным гимном. Казалось, так будет долго. Но не прошло и 17 лет, как наша Родина получила новый гимн, написанный собственным композитором на слова собственного автора. Этим композитором оказался культурнейший и высокообразованнейший человек - Алексей Федорович Львов. Гимн, написанный им, просуществовал век. Он был отменен лишь 2 марта 1917 г. [8, C. 25]

Боже, Царя храни! Официальный гимн России (1833 – 1917)Музыка Алексея Львова. Слова Василия Жуковского.

Гениальность гимна «Боже, царя храни!» состояла в простоте формы и силе идеи. Русский гимн был самым кратким в мире: всего шесть строк и 16 тактов легко западали в душу, без труда запоминались.

Кроме официального гимна с 1836 г. широко распространяется «Славься» М.И. Глинки. Глинка, будучи одним из величайших русских композиторов и основоположников классической русской музыки создал гениальную оперу «Жизнь за царя». Одна из самых ярких частей оперы «Славься» неофициально использовалась в качестве национально-патриотическиго гимна, прославляя личность монарха.

Гимны Советской России 1917 - 1991 гг.

В феврале 1917 года император Николай Второй отрекся от власти, а вместе с ним ушел впрошлое и гимн. В Россию пришла "Марсельеза" в конце XVIII - начале XIX веков. Ее распевали декабристы, революционное студенчество, однако она была доступна лишь знавшим французский язык. Под названием "Рабочей Марсельезы" песня стала хорошо известной с 1875 года. В дни революции 1905 -1907 годов ее распевали на улицах и площадях. Содержание имело мало общего с французской "Марсельезой" Руже де Лиля, но было понятно революционно настроенным массам:

"Отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног…". [12, C.31]

К 1917 году песня стала общепризнанным гимном революционного движения, причем, ее считали гимном революции и те, кто даже не знал ее содержания. "Марсельезу" исполняли при встрече членов Временного правительства, при приеме иностранных делегаций, при начале спектаклей в театрах и т.д. При ее исполнении снимали головные уборы. Причем оркестры исполняли классический французский вариант "Марсельезы", а пелась русская "Рабочая Марсельеза": Автором русского перевода был поэт Петр Лаврович Лавров (1823–1900), а сделал ее музыкальную обработку композитор Александр Константинович Глазунов (1865–1936):

«Интернационал» к началу XX века стал общепризнанной боевой песней мирового пролетариата. Слова этого гимна принадлежат перу французского поэта Э. Потье, которого Ленин назвал «одним из самых великих пропагандистов посредством песни». Воспевающий революцию гимн был сложен в 1871 г. дни, когда погибла Парижская коммуна. Спустя 17 лет рабочий Пьер Дегейтер написал музыку, на которую положил стихи Потье. Через несколько лет «Интернационал» становится признанным гимном французских социалистов, что официально закрепляет своим решением первый объединенный конгресс социалистических организаций Франции (1899). Одним из участников конгресса стал А. Коц, молодой русский студент из Донбасса, у которого тогда же возникла мысль сделать текст «Интернационала» достоянием русских революционеров. [1, c. 21]

Уже в 1906 г. «Интернационал» вошёл в нелегально выпущенный сборник революционных песен, составленный музыкантом Д.А. Черномордиковым. В.И. Ленин, вернувшийся из эмиграции в апреле 1917 г., предложил использовать «Интернационал» вместо «буржуазной» «Марсельезы», который с этого времени, по сути становится альтернативным гимном пролетарских и солдатских масс. 7 апреля газета «Правда» в одном номере с опубликованием знаменитых Апрельских тезисов поместила статью, в которой подчёркивалось значение пролетарского гимна: «Такое же значение, как красное знамя, имеет песня «Интернационал» Она напечатана в № 1 «Правда». Её поют европейские рабочие, должны петь и мы при всяких пролетарских выступлениях».

Работа по подготовке нового гимна Советского союза проходила в тяжелые для страны 1942-1943 гг. Была создана специальная правительственная комиссия (с участием И.В. Сталина), которая должна была выбрать из множества вариантов несколько, наиболее приемлемых, для заключительного тура. В творческом кроссе по созданию гимна СССР участвовало свыше 160 композиторов и 60 поэтов. Причём многие из них предложили по несколько вариантов музыки и слов. Текст гимна, отобранный комиссией, подготовили военные корреспонденты официального печатного органа ВВС «Сталинский сокол» С.В. Михалков и Г.А. Эль-Регистан. Музыка на стихи «Союз нерушимый …» была представлена на конкурс многими прославленными композиторами: - А. Александровым, Д. Шостаковичем, А. Хачатуряном, М. Блантером, Т. Хренниковым, С. Чернецким, В. Кручининым …. Композиторская гонка завершилась, однако, ничем: ни одна связка «текст - музыка» не сработала. Вопрос о новом гимне решался на заседании Политбюро, в результате в обсуждение вмешался сам И.В. Сталин, который предложил понравившиеся слова С.В. Михалкова и Г.А.Эль-Регистана соединить с уже широко известной музыкой «Гимна партии большевиков». «Гимн партии большевиков» был создан А.В. Александровым весной 1939 г. к XVIII съезду ВКП (б). В новогоднюю ночь 1944 г. все радиостанции страны впервые передали новый Государственный гимн СССР, утвержденный накануне пленумом ЦК ВКП (б) .В тот же день пленум постановил « … сохранить гимн «Интернационал», как гимн Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Партийный и государственный гимн как бы поменялись местами. [14, c.47]

Несмотря на то, что гимну придавалось огромное значение, после войны сложилась парадоксальная ситуация: вплоть до 1984 г. не было утверждено Положение о гимне СССР, и на местах его использовали по своему разумению; кроме того, все союзные республики (кроме РСФСР) обзавелись, наряду с государственными, своим собственным гимном, и только РСФСР оставалась единственной республикой в составе СССР, которая не имела своего гимна. Попытки нескольких ведущих композиторов создать гимн России оказались безуспешными.

Текст гимна выдержал несколько редакций. Основные идеи, естественно, сохранялись - выбрасывались или изменялись лишь некоторые слова, ставшие «неудобными». Например, после смерти И. Сталина были удалены все упоминания о «вожде народов».

Текст последнего по времени действия Гимна СССР был утвержден указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 мая 1977г. 7 октября того же года была принята новая Конституция СССР. Впервые в истории советского государства в Основном законе появилась статья о Государственном гимне СССР. Тем самым власть подчеркнула значение официального символа суверенного социалистического государства.

Гимн современной России

После президентских выборов 2000 г. вопросы, связанные с утверждением главных государственных символов России, вновь обрели актуальность. Поскольку «Патриотическая песнь» М.И. Глинки не имела поэтической основы и не была утверждена в качестве официального государственного гимна законодательно, российское руководство проявило заинтересованность в окончательном решении данной проблемы.

Решающую роль в выборе текста и мелодии будущего гимна теперь играли не представители творческой интеллигенции, а российские политики. Новый президент РФ В. Путин предложил В. Яковлеву, губернатору Санкт-Петербурга возглавить рабочую группу и внести в Госсовет предложения по символике государства. Судьба российского гимна решилась в Парламенте, где рассматривались различные варианты: фракция СПС предложила утвердить в качестве гимна известную песню В. Агапкина «Прощание славянки», написанную в далеком 1912 г., независимые депутаты - «Широка страна моя родная», коммунисты отстаивали гимн А. Александрова. Сам президент неоднократно высказывался, что он не против того, чтобы произведение Александрова взять за музыкальную основу гимна РФ; ранее, кстати, музыка Александрова уже была утверждена как гимн союза России и Белоруссии. В итоге было принято окончательное решение: утвердить государственный гимн на редактирование, в связи с нынешними политическими реалиями, слова С.М. Михалкова и музыку Александрова. Закон «О государственном гимне Российской Федерации» был принят 8 декабря 2000г. Государственной думой, одобрен 20 декабря Советом Федерации и подписан 25 декабря 2000г. Президентом РФ.[6, c. 45]

В новое тысячелетие Россия вступила с полноценной системой законодательно утвержденных государственных символов.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, гимн является неотъемлемой частью символики государства. Гимн служит, средством поднятия духа, народного самосознания, патриотизма, вызывает чувство гордости за свою страну.

Практическая часть: «Определение уровня знаний государственного гимна РФ».

Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины. Подрастающее поколение должно знать символы своего государства, родного города, гордиться своей историей. Для определения знания истории гимна РФ было проведено исследование, в котором принимали участие не только дети, но и взрослые.

Респондентам были предложены анкеты с 3 вопросами, которые должны были определить уровень знаний по истории гимна. Всего было опрошено 46 респондентов, среди них 23 обучающих среднего звена и 23 взрослых респондента.

На первый вопрос «Назовите 2 первые строчки гимна РФ?» верный ответ среди обучающихся среднего звена дали 17 респондентов, что составило73 %. Более старшее поколение справилось с вопросом гораздо лучше, ответили верно на первый вопрос 21 человек, что составило 91 %.

Рисунок 1 Назовите 2 первые строчки гимна РФ?

Второй вопрос «Назовите авторов слов и музыки гимна РФ?» верный ответ среди обучающихся смогли дать 53 %. Среди старшего поколения количество верных ответов составило 75 %.

Рисунок 2 Назовите авторов слов и музыки РФ

Третий вопрос: «Как изменялся гимн в истории России, приведите примеры названий гимна?». Среди всех ранее существовавших гимнов респондентами были озвучены следующие названия:

Рисунок 3 Как изменялся гимн России, назовите примеры?

Другие варианты не были озвучены. Таким образом, проведя исследование можно сделать вывод, что, уровень знаний истории гимна у обучающихся не достаточно высок, среди старшего поколения было названо большее количество вариантов ответов. Только половина учеников смогли назвать авторов современного гимна, и вспомнить и истории только гимн Советского Союза и церковные песнопения. Вариантов ответов на вопрос: «Как изменялся гимн в истории России, приведите примеры названий гимна?», среди старшего поколения было дано больше.

Таким образом, проведенное «Знаете ли вы историю гимна России?» исследование говорит о том, что, что уровень знаний у учащихся можно оценить как средний, у старшего поколения знаний по истории символики своей страны гораздо выше.

Заключение

Государственные символы РФ герб, флаг, гимн – это главные государственные символы нашей страны. Их изображения встречаются на всех важных документах в нашей жизни. Знание истории их происхождения и обозначения каждого элемента являются частью исторического прошлого, воспитывают в каждом человеке гражданина своей страны.

Любое современное государство имеет гимн, флаг и герб. Это - главные символы каждого государства, отражающие исторический процесс становления страны, национальные особенности, определяющие то, к чему в своей политике стремится государство, отличающие этого государство от всех остальных. В данной работе были рассмотрены основные этапы становления государственного гимна России от начала образования единого русского государства до наших дней.

Данная работа дает достаточно полный материал для ознакомления с символами нашего государства, знание которых традиционно является одним из элементов воспитания детей в духе здорового патриотизма и необходимым элементом знаний образованного человека. На основе знакомства с символикой происходит непосредственное прикосновение к отечественной истории. Гипотеза выдвинутая в начале работы «Социально-политические изменения в стране влияют на изменение государственной символики, в частности гимна», полностью подтверждается. Все мы должны знать и почитать государственные символы нашей страны, поскольку они зримо воплощают, прежде всего современную Россию, в которой мы живем.

Государственный гимн изменяется вместе с государством, объективно отражает историческое движение вперед, прогресс в жизни народа. Важно при этом сохранить преемственность, опору на традиции, чтобы новые поколения ощущали связь с прошлым, гордились им.

Список литературы
  1. Антошин. М.К. Герб, флаг и гимн России: Методические рекомендации [Текст] / М.К. Антошин. - М.: Айрис-пресс, 2003.- С.21.

  2. Болотина, С. Как создавался наш герб [Текст] / А.Н. С. Болотина М.: Наука и жизнь, 2003.- №11. - С.20-24.

  3. Большой государственный герб [Текст] / Родина, - 2003 - №10. - С.34-39.

  4. Борисов, И. Сабля, дуб, единорог [Текст] / Родина, - 2006.-№5.- С.76-80.

  5. Из истории государственного гимна России [Текст] // Московский университет. - 2011. янв. №1-2. – С. З.

  6. Геральдика: Учебное пособие [Текст] / Авт.-сост. Г.Н. Бондаренко.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009. – С. 54.

  7. Голованова, М.П. Государственные символы России. [Текст] / М.П. Голованова - М.: ООО Изд-во РОСМЕН-ПРЕСС, 2010. - С.160.

  8. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн [Текст] / Сост. В. Шепелева.- Волгоград, 2004.- С.70.

  9. Из истории государственного гимна России [Текст] / Московский университет. - 2011. янв. №1-2. – С.З.

  10. Компаниец, А. Из глубины былин [Текст] / А. Компаниец. - М.: Родина, 2012.- №3.- С.86-87

  11. Каплунов М. Кто автор первого российского гимна [Текст] // Музыкальная жизнь, 2009.- №20.- С. 22

  12. Лебедев В.А. Державный орел России [Текст] / В.А. Лебедев - М.: Родина, 2005.- С. 14.

  13. Орлов, Г. Как мы выбираем гимн, флаг, герб [Текст] / Новое время, 2010.- №47.- С.24-29

  14. Пчелов, Е.В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн: [Текст] / Е.В. Пчелов Учебное пособие - М.:ТИД Русское слово - PC, 2002. - С. 75.

  15. Ривина, Е.К. Герб и флаг России: Методические рекомендации [Текст] / Е.К. Ривина - М.: АРКТИ, 2004.- С. 64.

  16. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг [Текст] / Б.Н. Серов – М.: ВАКО, 2004 – С. 69.

  17. Сапрыков В.Н.Россия: Символика и законотворчество // Народный депутат. - 1991.- №2. - С.746

Просмотров работы: 207

school-science.ru


Смотрите также