Южные славяне. Южные славяне


Южные славяне — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ю́жные славя́не — современная группа славянских народов и племён, говорящих на южнославянских языках и живущих преимущественно на Балканах.

Юго-восточная группа

Юго-западная группа

Исторически, особенно во времена единой Югославии, существовала попытка к национальному объединению южных славян юго-западной подгруппы в единый супранациональный элемент — югославы.

Славяне-мусульмане

В группе южных славян, испытавших сильное турецкое влияние в эпоху Османской империи, особо выделяются славяне-мусульмане.

Историческая справка

Исторические племена, относящиеся к южным славянам:

Страны

Есть семь стран, в которых южные славяне являются основным населением[1]:

  • Черногория Черногория (44,98 % черногорцы, 28,73 % сербы, 8,65 % бошняки, 3,31 % славяне-мусульмане, 0,97 % хорваты, 0,34 % сербы-черногорцы, 0,3 % черногорцы-сербы, 0,19 % югославы, 0,15 % македонцы, 0,07 % боснийцы, 0,06 % словенцы, 0,04 % мусульмане-черногорцы, 0,03 % горанцы, 0,03 % черногорцы-мусульмане, 0,03 % бошняки-мусульмане, 0,03 % мусульмане-бошняки)

Вдобавок, есть традиционные значительные южнославянские меньшинства в неславянских соседних странах, таких как:

  • Италия: (словенцы, хорваты)
  • Австрия: (словенцы и хорваты которые признаются как меньшинства. 4 % граждан Австрии составляют боснийцы, сербы, хорваты и словенцыК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2385 дней].)
  • Венгрия: (сербы, хорваты, словенцы)
  • Румыния: (хорваты, болгары, сербы),
  • Греция: (славяне в Греции)
  • Турция: (боснийцы, болгары, македонцы)
  • Албания: (болгары, македонцы, сербы, черногорцы)

См. также

Напишите отзыв о статье "Южные славяне"

Примечания

  1. ↑ [www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/fields/2075.html CIA — The World Factbook]

Литература

Отрывок, характеризующий Южные славяне

– Ah, une arme! [А, оружие!] – сказал офицер и обратился к босому солдату, который был взят с Пьером. – C'est bon, vous direz tout cela au conseil de guerre, [Хорошо, хорошо, на суде все расскажешь,] – сказал офицер. И вслед за тем повернулся к Пьеру: – Parlez vous francais vous? [Говоришь ли по французски?] Пьер оглядывался вокруг себя налившимися кровью глазами и не отвечал. Вероятно, лицо его показалось очень страшно, потому что офицер что то шепотом сказал, и еще четыре улана отделились от команды и стали по обеим сторонам Пьера. – Parlez vous francais? – повторил ему вопрос офицер, держась вдали от него. – Faites venir l'interprete. [Позовите переводчика.] – Из за рядов выехал маленький человечек в штатском русском платье. Пьер по одеянию и говору его тотчас же узнал в нем француза одного из московских магазинов. – Il n'a pas l'air d'un homme du peuple, [Он не похож на простолюдина,] – сказал переводчик, оглядев Пьера. – Oh, oh! ca m'a bien l'air d'un des incendiaires, – смазал офицер. – Demandez lui ce qu'il est? [О, о! он очень похож на поджигателя. Спросите его, кто он?] – прибавил он. – Ти кто? – спросил переводчик. – Ти должно отвечать начальство, – сказал он. – Je ne vous dirai pas qui je suis. Je suis votre prisonnier. Emmenez moi, [Я не скажу вам, кто я. Я ваш пленный. Уводите меня,] – вдруг по французски сказал Пьер. – Ah, Ah! – проговорил офицер, нахмурившись. – Marchons! [A! A! Ну, марш!] Около улан собралась толпа. Ближе всех к Пьеру стояла рябая баба с девочкою; когда объезд тронулся, она подвинулась вперед. – Куда же это ведут тебя, голубчик ты мой? – сказала она. – Девочку то, девочку то куда я дену, коли она не ихняя! – говорила баба. – Qu'est ce qu'elle veut cette femme? [Чего ей нужно?] – спросил офицер. Пьер был как пьяный. Восторженное состояние его еще усилилось при виде девочки, которую он спас. – Ce qu'elle dit? – проговорил он. – Elle m'apporte ma fille que je viens de sauver des flammes, – проговорил он. – Adieu! [Чего ей нужно? Она несет дочь мою, которую я спас из огня. Прощай!] – и он, сам не зная, как вырвалась у него эта бесцельная ложь, решительным, торжественным шагом пошел между французами.

wiki-org.ru

Происхождение и жизнь южных славян, образование южнославянских государств

Южные славяне

Южными славянами называют сегодня группу народов, которые говорят на южнославянских языках. По географическому положению они занимают: Балканский полуостров, Альпы. К ним относятся: боснийцы, болгары, хорваты, македонцы, черногорцы, сербы, словенцы. Соответственно, проживающие в одноименных государствах.

История южных славян

В пятом веке нашей эры венеды (предки древних славян) распались на антов и склавинов. Обе этнические группы в шестом веке воевали с Византией. Причинами войн были противостояние племен из Европы с регионами (Черного и Средиземного морей), где сохранялось рабовладение. Около века длились эти войны. И в итоге славяне обосновались на территории реки Дунай и части Балкан. Так и образовалась группа южных славян.

Они пришли на Балканский полуостров примерно в пятом-седьмом веке нашей эры. Было их около сотни тысяч. По сравнению с другими народами и государствами это было очень маленькое количество. Славяне заселяли Альпы со стороны Австрии вплоть до Черного моря. Уже к концу шестого века появилось первое южнославянское государство – Склавиния. Но вскоре оно было разгромлено византийцами. В первой половине седьмого века славяне образовали Союз семи дунайских племен.

Почти одновременно со славянами на Балканы пришли тюркско-булгарские племена, основавшие Болгарское ханство. Оно достигло расцвета в девятом веке, завоевала почти весь Балканский полуостров. В десятом веке крестьяне восстали против феодального строя. Все это значительно подкосило власти Болгарского государства. Оно распалось в 1018 году с помощью Византии.

В девятом веке из появилось еще одно государство, сербское – Рашка. Тремя веками позже Рашка ассимилировала все сербские земли, став важнейшим на Балканах. Но сербские государства быстро приходили к концу. Причиной этого были внутренние проблемы, а также нападение Византии в одиннадцатом веке.

Когда начался упадок Византии, Болгария и Сербия стали набирать обороты. Но в 14 веке эти государства не смогли совладать с турками и были порабощены.

В период Средневековья существовала Австро-Венгрия, в которую входили Хорватия и Словения. Болгария же принадлежала Османии, позже – Турции.

Образ жизни и политическое устройство

  • Основным занятием южнославянских племен было сельское хозяйство. Земледелие носило тип перелога. Так как земли были плодородны, то на одной площади можно было выращивать культуры два-три года подряд. Но когда земля «беднела», засевали другие участки.
  • Также южнославянские народы занимались садоводством, выращивали виноград, оливковые деревья. Разумеется, широко было распространено скотоводство, особенно в горах и лесах. Разводили славяне и пчел.
  • Известно, что они изготавливали оружие из металла, предметы домашнего обихода, украшения, изделия из кожи.
южные славяне

Ячейкой общества была патриархальная семья – задруг. Совокупность нескольких семей составляла соседскую общину. В результате появления государств появлялись князья, знать. На смену племенам приходили княжества.

Постепенно у южных славян зарождаются феодальные отношения, особенно это проявилось в Болгарском ханстве. Но нельзя недооценивать факт, что они появились на Балканах еще до заселения южных славян. Большая часть крестьян попадала в феодальную зависимость. Помимо этого они обязаны были платить налоги.

Феодальный строй приводи к росту посевных участков. Интенсивно происходила вырубка лесов для освоения земель.

  • Развивались шелководческое, виноградное хозяйство.
  • По данным археологов, в Болгарии были многочисленны гончарные и кузнечные мастерские.

Культура южных славян

Больше всего похвастаться культурным развитием могла Болгария. Входившие в ее состав племена объединились, сплотились. И это создание единого народа стало главной причиной культурного прогресса.

Во-первых, сформировался болгарский язык. Во-вторых, как следствие, возникла письменность. В-третьих, литература. Написанная на своеобразном болгарском языке, она резко отличалась от литературы других европейских стран, написанной на латыни. В книгах звучали патриотические нотки. В-четвертых, архитектура. Все постройки как бы показывали единство и силу Болгарского государства. В-пятых, музыка и живопись.

Конечно, и другие южнославянские государства происходили эти ступени. Просто немного медленнее и позже.

История славян в документах. Загадки происхождения.

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

Южные славяне - это... Что такое Южные славяне?

Ю́жные славя́не — группа славянских народов и племён, говорящих на южнославянских языках и живущих преимущественно на Балканах.

Юго-восточная группа

Юго-западная группа

Исторически, особенно во времена единой Югославии, существовала попытка к национальному объединению южных славян юго-западной подгруппы в единый супранациональный элемент — югославы.

Славяне-мусульмане

В группе южных славян, испытавших сильное турецкое влияние в эпоху Османской империи, особо выделяются славяне-мусульмане.

Историческая справка

Исторические племена, относящиеся к южным славянам:

Страны

Есть семь стран, в которых южные славяне являются основным населением:[1]

  •  Черногория (44,48 % черногорцы, 28,73 % сербы, 8,65 % бошняки, 3,31 % славяне-мусульмане, 0,97% хорваты, 0,34% сербы-черногорцы, 0,3% черногорцы-сербы, 0,19% югославы, 0,15% македонцы, 0,15% русские, 0,07% боснийцы, 0,06% словенцы, 0,04% мусульмане-черногорцы, 0,03% горанцы, 0,03% черногорцы-мусульмане, 0,03% бошняки-мусульмане, 0,03% мусульмане-бошняки)

Вдобавок, есть традиционные значительные южнославянские меньшинства в неславянских соседних странах, таких как:

  • Италия: (словенцы, хорваты)
  • Австрия: (словенцы и хорваты которые признаются как меньшинства. 4 % граждан Австрии составляют босняки, сербы, хорваты и словенцы[источник не указан 270 дней].)
  • Венгрия: (сербы, хорваты, словенцы)
  • Румыния: (хорваты, болгары, сербы),
  • Греция: (славяне в Греции)
  • Турция: (босняки, болгары, македонцы)
  • Албания: (болгары, македонцы, сербы, черногорцы)

Примечания

dic.academic.ru

Южные славяне

Южные славяне

Южные славяне

Словенцы

  Крайний северо-западный участок южного славянства занимают словинцы, или словенцы. В раннем средневековье они занимали более обширную территорию, чем в настоящее время, уходя на запад в глубь Альпийских гор и к Адриатическому побережью, на восток - вплоть до Паннонского изгиба Дуная, т.е. той его части, где, круто меняя своё восточное направление, он спускается вниз и течёт к югу, вплоть до впадения в него с запада правого притока - Дравы. На севере словенчы смыкались с чешско-моравскими и словацкими племенами; на юге - с хорватами.

 Словенцы

Хорваты и сербы

  Имена балканских народов - хорваты и сербы впервые и притом случайно мелькнули на страницах истории довольно поздно: сербы - только в начале VIII столетия под именем никейской епископии; хорваты - в 852 г. в грамоте князя Терпимира от 4 марта 852 г. Начиная же с Х в. названные народы уже широко входят в историю, становятся предметом её внимания и приобретают в ней заслуженно, как героические народы в прошлом и настоящем, все права гражданства.

 Хорваты и сербы

Болгары

  На восток от собственно сербского племени, имевшего своим центром, как было сказано выше. Рашскую область (г. Раса), лежавшую между реками Ибар и Лим, начиная на западе от линии - Охридское озеро, область Дебра и р. Болгарская Морава в верховьях р. Моравы и вплоть до Чёрного моря на востоке - шли поселения ряда славянских племён, объединявшихся общностью характерных языковых особенностей, отличных от сербского языка, которые легли в основу сложившегося здесь, впоследствии восточно-балканского славянского народа, получившего имя болгар.

 Болгары

        

www.othist.ru

Южные славяне в VII—X вв.

Южные славяне к середине VII в.

В результате длительной и напряжённой борьбы с Восточной Римской империей славяне к середине VII в. заселили значительную часть Балканского полуострова и ряд прилегавших к нему на северо-западе областей. За исключением приморской части Фракии, древней Аттики, некоторых районов близ крупных византийских городов и юга Пелопоннеса, где продолжало жить греческое население, славяне заняли весь Балканский полуостров. На западе южнославянские племена проникли в долины Альпийских гор, а севернее — в районе современной Австрии — стали соседями западных славян. При этом в Эпире сохранились потомки эпиро-иллирийских племён ( Эпиро-иллирийские племена принадлежали к числу предков современных албанцев.), а по склонам Балканского хребта и южных его отрогов — дако-фракийские племена. Южными славянами были заселены и обширные области к северу от нижнего течения Дуная, граничившие с землями восточных славян.

Почти повсюду на новых местах в качестве основной отрасли хозяйства у славян сохранилось земледелие. Постепенно всё большее значение получало садоводство и виноградарство, а на юге разведение оливковых рощ. Крупную роль продолжало играть скотоводство, особенно в гористых и лесных районах, например в Боснии, Старой Сербии и на севере Македонии. Значительное распространение получило пчеловодство. Славяне уже умели изготовлять металлическое оружие, хозяйственные орудия и украшения. Хорошо они знали и другие ремёсла — кожевенное, гончарное и т. д. Хозяйство у южных славян велось уже не всей родовой общиной, а либо большими патриархальными семьями — задругами, либо индивидуальными семьями. Несколько живших в одной веси — деревне или же по соседству «больших» и «малых» семей составляли сельскую, или соседскую, общину. Начавшийся уже ранее у славян процесс классообразования после заселения ими Балканского полуострова близился к своему завершению.

У многих славянских племён, поселившихся на Балканах, возникновение первых государственных объединений относилось к концу VI—началу VII в., хотя это и происходило ещё под покровом старых родо-племенных форм общественной жизни. Сохраняя свои старые наименования жупанов, племенные вожди начинали превращаться в князей, т. е. в представителей землевладельческой знати, стремившейся закрепить своё господствующее положение. Возникавшие таким образом княжества охватывали территорию одного племени или же территорию нескольких союзных племён.

В Западной Македонии в VII в. образовалось уже вполне независимое славянское княжество, известное под названием Склавинии. Это княжество занимало значительную территорию вплоть до города Фессалоники и управлялось самостоятельными славянскими князьями. Оно сохранило свою независимость от Византии до IX в.

Большое значение в процессе возникновения первых южнославянских государств имело образование крупного политического объединения славян, называемого в источниках того времени «Союзом семи славянских племён». В отличие от ранее существовавших славянских союзов «Союз семи славянских племён» представлял собой, по-видимому, уже более прочное политическое объединение, владевшее значительной территорией, включавшей всю Нижнюю Мёзию.

Образование первых южнославянских государств происходило в условиях постоянной и крайне тяжёлой для них борьбы с Византией, всеми силами препятствовавшей их созданию.

Образование Болгарского государства

Из всех южнославянских раннефеодальных государств наибольшего экономического и политического расцвета в средние века достигло Болгарское. Основой Первого Болгарского царства явился «Союз семи славянских племён» Нижней Мёзии. Неизвестно, когда и как возник этот союз, но несомненно, что к 70-м годам VII в. «Союз семи славянских племён» прошёл уже достаточно длительный путь развития.

В истории образования Болгарского государства определённую роль сыграло тюркское племя болгар. Теснимые кочевниками-аварами, орды кочевого тюркского племени болгар, или (как их называют в отличие от славян, принявших это имя) протоболгар, подошли в 70-х годах VII в. к землям дунайских славян и заняли малонаселённую тогда северную часть Малой Скифии (современной Добруджи), которая номинально принадлежала ещё Византии. Но как раз в это время внутренние междоусобицы в Арабском халифате дали империи кратковременную передышку в её изнурительных войнах на Востоке. Византийское правительство получило реальную возможность перебросить часть войск на север Балканского полуострова. Перед лицом этой опасности, одинаково угрожавшей славянам и протоболгарам, и произошло, до-видимому, сближение славянской и болгарской знати.

В обстановке почти непрерывных войн это сближение очень быстро завершилось полным включением болгар в государство придунайских славян. Уже в 681 г. протоболгары и славяне одержали крупную победу над византийцами, закреплённую в том же году крайне невыгодным для Византийской империи договором. Более высокий уровень общественного развития славян обеспечил полную ассимиляцию ими пришельцев. Славяне восприняли лишь племенное имя болгар. Это произошло потому, что в VII и VIII вв. славянское государство начали называть Болгарией по этнической принадлежности её тогдашних военачальников — ханов (князей) из династии Аспаруха, которые захватили власть в стране. С этих же пор все жители Болгарии стали именоваться болгарами.

Развитие феодальных отношений в Болгарии в VII —X вв.

Возникновение государства содействовало укреплению экономических и политических позиций болгарской феодальной знати, крупных землевладельцев — боляр. На интенсивность развития феодальных отношений у южных славян известное влияние оказало и то обстоятельство, что элементы феодального способа производства начали зарождаться на Балканском полуострове ещё до прихода славян.

К началу X в. крупное землевладение получило в Болгарии довольно большое распространение, а значительная часть крестьян оказалась в феодальной зависимости от крупных землевладельцев и была вынуждена выполнять в пользу последних различные так называемые властельские работы. Впоследствии этих крестьян стали называть, так же как и в Византии, париками. Утверждение феодальных отношений нашло своё выражение также и в том, что к началу X в. почти все рабы (рабы) были превращены феодалами в отроков, т. е. в крепостных, обязанных особо тяжёлой барщиной.

Развитие феодальных отношений сопровождалось ростом производительных сил. Значительно расширились посевные площади. В начале X в. даже на востоке Болгарии, где удобных для пашни земель было больше, чем в гористых западных областях, усиленно производилась расчистка от леса новых земельных участков. К X в. распространилось трёхполье. Всё большее значение приобретали шелководство и виноградарство. Довольно быстрыми темпами шёл процесс отделения ремесла от земледелия. Археологические раскопки свидетельствуют о наличии на территории Болгарии кузнечных мастерских, существовавших в то время, судя по количеству производственных отбросов, уже в течение ряда десятилетий. Были обнаружены и следы гончарных мастерских, в которых применялся довольно усовершенствованный гончарный круг. Были найдены археологами и различные сельскохозяйственные орудия, а также металлические украшения весьма искусной работы. Значительные успехи в этот период сделала также торговля, особенно внешняя.

Одним нз показателей хозяйственного подъёма Болгарии являлось значительное строительство, происходившее тогда во многих болгарских городах — в Охриде, Малой Преславе, Средсце (София), Скопле, Варне и особенно в тогдашней столице Первого Болгарского царства — Великой Преславе. Эти города были уже не только военно-административными центрами, но постепенно становились и средоточием ремесла и торговли.

Центральная власть в Болгарском раннефеодальном государстве постепенно усиливалась. В конце VIII — начале IX в. при князе существовал постоянный совет из крупнейших представителей знати, так называемых великих боляр. В середине IX в. в интересах феодального класса государственной религией было объявлено христианство (около 865 г.), принятое в Болгарии из Византии по православному обряду. Под влиянием успехов феодализации складывалась новая система правовых норм, которую господствующий класс стремился сделать общеобязательной вместо действовавшего прежде обычного права. Укреплению феодального строя и прежде всего феодальной собственности служили новые законы, принятые при хане Круме (802—814), и особенно сборник законов, известный под названием «Закон судный людем» (конец IX в.). Крум приказывал ломать ноги всем крестьянам, покушавшимся на чужую собственность, а «Закон судный людем» предписывал подобных «преступников» предавать мечу. Жестокими карами грозило законодательство и всем тем, кто пытался бежать от гнёта землевладельцев и государственных повинностей.

Внешнеполитическое положение Болгарии в VII — начале X в.

В трудной для молодого Болгарского государства борьбе с Византийской империей в конце VII — начале VIII в. оно устояло благодаря тому, что в обороне страны наряду с дружинами князей и боляр самое активное участие принимало ещё ополчение крестьян-общинников.

В 716 г. южные границы Болгарии проходили уже через Северную Фракию, а Византия оказалась вынужденной платить Болгарии ежегодную дань. К середине VIII в. были успешно отбиты набеги авар. Крестьянское ополчение и тут сыграло решающую роль. Ещё больше расширилась Болгария при Омортаге (814—831), преимущественно за счёт западных и северо-западных областей Балканского полуострова. К середине IX в. Болгария превратилась в одно из крупных государств того времени, с которым были вынуждены считаться все его соседи — и Византия, и государство франков, и славянские государства на западе Балканского полуострова, и мадьяры (венгры), жившие в то время у Днестра и далее на восток.

Ещё более возросло международное значение Болгарии во второй половине IX и в начале X в. в результате успехов экономического развития и политического усиления Болгарского государства. При князе Борисе (852—889) Болгария расширила свои владения к северу от Дуная и, завоевав ряд сербских земель, достигла побережья Адриатического моря. Под властью одного из ближайших преемников Бориса — Симеона (893—927) оказалась не только вся территория современной Болгарии, но и почти вся Сербия, Македония, часть Фракии и значительные области по Дунаю. Симеон, принявший титул царя, несколько раз приближался к стенам Константинополя.

Богомильское движение

Внешнеполитические успехи не привели к какому-либо облегчению положения народных масс. Все государственные повинности падали исключительно на крестьян. Крестьяне же должны были платить и все государственные налоги: поземельный — волоберщину, подворный — димнину, поборы со скота, пчёл и пр. Значительные платежи с крестьян взимала и церковь.

Тяжесть эксплуатации вызвала в X в. в Болгарии антифеодальное народное движение. Это движение, распространившееся и в некоторых других южнославянских странах, а также в Византии, было облечено в форму богомильской ереси ( Название ереси происходило, по-видимому, от имени руководителя движения — священника Богомила, жившего в X в.). В соответствии с народными представлениями о происхождении зла и насилия богомилы учили, что в мире постоянно происходит борьба двух начал: доброго (бога) и злого (сатаны), что гнёт и насилие — порождения зла — не вечны и могут быть и конце концов уничтожены. Для этого, утверждали они, необходимо восстановить равенство, якобы существовавшее в отношениях между членами ранней христианской церкви, и признать это равенство в качестве нормы для гражданской жизни.

Богомилы были решительными противниками господствующей церкви, владевшей огромными богатствами и беспощадно эксплуатировавшей народные массы. Но они не ограничивались антицерковными выступлениями и боролись против всякого угнетения. Как свидетельствовал один современник, богомилы учили своих приверженцев «не повиноваться властям, хулить богатых, ненавидеть царя, бранить старшин, корить боляр». Богомилы объединились в общины во главе с выборными старостами. Между богомильскими общинами существовали тесные связи.

О размахе и силе богомильского движения наглядно свидетельствовала та злоба, с какою церковь и государство преследовали богомилов. Их сжигали на кострах, топили, бросали в тюрьмы. Тем не менее богомильское движение не было уничтожено и сыграло в дальнейшем крупную роль во время борьбы болгарского народа против византийского ига.

Гибель Первого Болгарского царства

Укрепление экономической мощи феодалов и слабость государственных органов на местах способствовали росту политической самостоятельности крупных боляр. Уже при царе Петре (927—969) от Болгарского царства отпала область по верхнему течению реки Струмы, а несколько позже — и вся Македония.

Ослабление центральной власти в Болгарии попыталась использовать Византия. Она встретила, однако, не только упорное сопротивление болгарского народа, но и решительное противодействие со стороны Древнерусского государства. Задунайские земли были знакомы восточным славянам очень давно, ещё со времени антских походов (IV—VI вв.), как это видно по найденным археологами древнерусским кладам. В дальнейшем, по мере экономического развития Приднепровья, русские хорошо познакомились с торговым путём но Дунаю — важнейшей водной артерией Балкан и Центральной Европы. Особенно большое значение для Руси имел Нижний Дунай, находившийся в непосредственной близости к великому водному пути «из варяг в греки». Завоевательные планы усилившейся в это время Византии которые распространялись и на придунайские земли, угрожали, таким образом, не только Болгарии, но и Древнерусскому государству. Именно в этом и нужно искать одну из причин похода русского князя Святослава на Дунай в 968 г. и борьбы Руси с Византией.

Ослабленная длительными войнами и по существу уже распавшаяся на ряд самостоятельных феодальных владений, Болгария всё же не стала легкой добычей Византии. С момента захвата (в 972 г.) византийским императором Иоанном I Цимисхием восточноболгарских областей и вплоть до окончательного покорения византийцами всей территории страны (в 1018 г.) прошло почти пятьдесят лет. Боролось так называемое Западно-Болгарское царство во главе с болярином Самуилом, провозглашённым болгарским царём. Не раз восставали и области, уже захваченные византийцами.

Всячески заигрывая с болгарской знатью, византийцы были беспощадны по отношению к народным массам Болгарии. По приказу императора Василия II Болгаробойцы были уничтожены десятки и сотни болгарских селений. Во многих болгарских городах, по свидетельству современников, «гулял только ветер». Тысячи пленных болгар были ослеплены.

В 1018 г. византийские войска овладели Охридом, являвшимся в то время столицей Болгарии. Первое Болгарское царство перестало существовать. Превосходство сил, которыми ещё располагала Византийская империя, и прямая измена со стороны весьма влиятельных групп болгарской знати решили борьбу не в пользу болгар.

Образование раннефеодальных государств в Сербии

Предками современных сербов были славянские племена, которые поселились к югу от нижнего и среднего течения реки Савы. Вся эта часть Балканского полуострова изрезана горными хребтами, которые в ту пору были покрыты дремучим лесом. Земледельческим племенам, какими уже издавна были славяне, приходилось с огромным трудом расчищать пригодные для посевов участки. Малая семья не могла справиться с этим. Поэтому в Сербии в гораздо большей степени, чем в других занятых славянами балканских землях, сохранились большие патриархальные семьи — задруги.

Этим, а также весьма сложной политической обстановкой объяснялось несколько более позднее, чем в Болгарии, развитие феодальных отношений в Сербии. Оно приняло здесь широкие масштабы только в IX—X вв. Поэтому рост политической власти сербской знати в VII, VIII и даже в первой половине IX в. проходил ещё в сравнительно узких пределах отдельных, естественно отграниченных областей — Рашки, Дукли, Захлумья, Зеты и некоторых других. Образование более широких политических объединений тормозилось, кроме того, и борьбой за эти земли между Византией, Аварским каганатом, державой франков и Болгарией, искусственно разжигавшими соперничество среди различных групп сербской знати.

Но уже с конца IX в. могущество знати в Сербии стало быстро возрастать и князья — жупаны стали всё чаще и настойчивее предпринимать попытки к расширению своих владений. Первые успехи были достигнуты князем Петром Гойниковичем (892— 917). В середине X в. жупан Рашки Чеслав Клонимирович распространил свою власть на Босну, Дуклю, Травунье, Захлумье, Неретву и принял титул «великого жупана».

Хотя ни одно из этих первых раннефеодальных сербских государств не оказалось долговечным, так как они погибли вследствие острой внутренней борьбы между различными группами феодальной знати или пали жертвой завоевания (в начале XI в. Сербия вслед за Болгарией была захвачена Византией), их существование не прошло бесследно в истории сербского народа. Борьба, которая предшествовала их созданию, и ещё больше — борьба за их сохранение с различными внешними врагами способствовала укреплению этнической общности населения этих районов. Именно с этого времени племенное наименование сербов становится общим для всего населения страны.

Хорваты и словены в VII— X вв.

С иными трудностями столкнулись предки хорватов и словен, т. е. те славянские племена, которые обосновались в конце VI — начале VII в. на территории древних Паннонии, Далмации и Норика. Оказавшись на крайнем западе южнославянского мира, эти племена были вынуждены непрерывно бороться за независимость с многочисленными внешними врагами: с аварами, с баварскими герцогами и лангобардскими королями, а с середины VII в. — с франками. Притязала на эти землл и Византия. В этих трудных условиях государственное развитие у хорватов и словен сравнительно долго шло преимущественно в пределах княжеств, являвшихся объединениями племён.

С конца VIII в. положение ещё более ухудшилось, так как все хорутанские (словенские) и хорватские княжества, объединявшие отдельные племена, были завоёваны войсками Карла Великого. Однако славяне не прекратили своей борьбы за незавиеимость. Начиная с 799 г., восстания против франкского владычества следовали почти ежегодно. Особенно крупным было восстание 819—822 гг. под руководством князя посавской Хорватии Людевита.

Господство франкских, а после распада империи Карла Великого — германских феодалов над словенами продолжалось ещё много веков и стоило словенскому народу неисчислимых жертв. Германские феодалы захватили более половины словенских земель и совершенно вытеснили оттуда славянское население. В борьбе с германскими феодалами завершилось объединение хорватских племён и было создано Хорватское государство. Уже в середине IX в. значительная часть Хорватии освободилась от власти германских феодалов и была объединена под властью князя Тпримира (845—864). В конце IX и в начале X в. процесс создания Хорватского государства был завершён. В 925 г. хорватский князь Томислав был провозглашён королём Хорватии. Освобождение от иноземного гнёта и создание своего самостоятельного государства облегчили и ускорили общественное развитие Хорватии.

В том же 925 г. хорватские феодалы признали западнохристианскую церковь в качестве государственной. Это затруднило развитие самобытной хорватской культуры, так как папство жестоко преследовало распространение славянской письменности. Под знаменем борьбы за богослужение на славянском языке хорватский народ не раз выступал против западнохристианской церкви. Но хорватские феодалы, заинтересованные в поддержке такого сильного союзника, как папство, подавляли эти восстания.

Города Адриатического Поморья

Одной из важных страниц в средневековой истории южного славянства является история городов Адриатического Поморья — Дубровника, Задара, Сплита, Шибеника, Трогира, Котора, Бара, Леша и др. В конце VI — первой половине VII в., когда славяне вышли к Адриатическому побережью, древние, некогда цветущие города Далмации переживали период глубокого упадка, вызванного общим кризисом рабовладельческого общества. Славянская колонизация Балканского полуострова обеспечила расцвет поморских городов, но уже на новой, феодальной основе и с новым, преимущественно славянским, населением.

Уже в VIII в. славяне Адриатики были известны как искусные мореходы и предприимчивые купцы. Венецианцы не раз должны были выплачивать им дань за право торговли в портах Адриатического моря. В IX—X вв. соперничество с Венецией ещё больше обострилось. Особенно опасным конкурентом Венеции стал город Дубровник. В связи с этим венецианский сенат принял специальное постановление о том, чтобы «каждую пятницу рассуждать о средствах уничтожения Дубровника».

Наряду с торговлей в поморских городах в IX—X вв. развивалось и ремесло. Появились ремесленные объединения. Городское население в это время распадалось на два сословия: властелей (по латинской терминологии юридических актов того времени они именовались нобили или патриции) и народ — популус. Политическими правами пользовалась только знать. Из числа знати избирались и все представители в органы городского самоуправления — глава города (князь, приор или ректор) и его помощники. Административное устройство городов Адриатического Поморья было сходно с государственным устройством некоторых итальянских городов.

Между знатью различных поморских городов существовали острые противоречия, обусловленные главным образом столкновением торговых интересов. Нередко отдельные группы знати обращались за помощью против своих конкурентов дазке к Венеции. В первую очередь именно это обстоятельство и помогло венецианцам к концу X в. установить свой протекторат над большой частью Далмации. Известную роль сыграла здесь также угроза со стороны арабов.

Культура южных славян

Наиболее высокого уровня в период раннего средневековья достигла культура Болгарии. В период существования Первого Болгарского царства многочисленные разрозненные племена консолидировались, превратившись в болгарскую народность. Этот важнейший результат всего исторического развития Болгарии в раннее средневековье нашёл своё яркое отражение в развитии болгарского языка и в особенностях самобытной болгарской культуры. Оформился единый для всей страны язык — язык болгарской народности. Сложились своеобразные формы материальной и духовной культуры.

Раньше, чем у других южных славян, в Болгарии получила широкое развитие письменность. Окончательное оформление славянского алфавита относится к середине IX в. Но славянская письменность, согласно археологическим данным и письменным источникам, начала создаваться много раньше на основе знаков славянского письма, так называемых черт и роз. Византийские миссионеры и церковные деятели IX в. Константин (Кирилл) и Мефодий при окончательном оформлении славянского алфавита употребляли, чтобы выразить особенности славянской фонетики, не только греческий алфавит, но, по-видимому, и письменные знаки, уже существовавшие у славян.

Возникшая письменность была сразу же использована феодалами в своих интересах. Классовую направленность литературы IX—X вв. открыто выразил пресвитер Константин, призывавший болгарских крестьян «с радостью» выполнять свои повинности по отношению к властелям и вести «смиренный» образ жизни.

Болгарская литература господствующего класса имела и некоторые особенности, отличавшие её от современной ей литературы западноевропейских стран, создавшейся на мёртвом латинском языке. Болгарское государство к моменту принятия христианства было уже настолько сильным, что сразу подчинило церковь своим интеросам и заставило Византию примириться с богослужением, а также и с литературой не па греческом, а на славянском языке.

В произведениях болгарской литературы этого времени нередко звучал патриотический призыв к усилению Болгарского государства. Некоторые из этих произведений, например «Проглас к Евангелию» пресвитера Константина или «О письменах» Черноризца Храбра, были посвящены прославлению славянского языка и грамоты. Ещё более отчётливо это сказывалось в светской литературе, например, в самом древнем из дошедших до нас болгарских рассказов — «Чудо с болгарином», относящемся к X в.

То же можно сказать и о болгарской архитектуре. Открытые во время археологических раскопок руины дворцов и базилик в Плиске, дворца и Золотой (златокупольной) церкви, построенных при царе Симеоне в столице Болгарии Великой Преславе и др., свидетельствуют о том, что все эти монументальные строения были рассчитаны на прославление мощи и могущества Болгарского государства и в основе своей были самобытны, хотя и подверглись некоторому влиянию византийского зодчества.

Сохранилось немало археологических и этнографических материалов, свидетельствующих о достижениях народной культуры раннесредневековой Болгарии. Уже в этот период постепенно оформились типичные для болгар орнаменты в изобразительном искусстве, ритм и мелодии народных напевов и плясок, бытовые обряды и пр.

Сохранилось и некоторое количество письменных памятников, отражавших мировоззроние народных масс. Это так называемые апокрифы, т. е. религиозные книги, не признанные господствующей церковью. Во многих апокрифах чувствуется влияние догматики богомилов. По апокрифам можно судить и о богатстве народной поэтики, и об уровне развития болгарского языка.

По такому же пути, только более медленными темпами, шло в раннее средневековье развитие культуры и языка у сербов и хорватов. Развитие письменности в Сербии и Хорватии происходило в обстановке упорной борьбы этих народов против иноземного влияния. В Хорватии, где эта борьба велась против насаждаемого римско-католической церковью латинского языка, славянская азбука, так называемая глаголица, получила широкое распространение. В Сербии же, которая в церковном отношении была связана с Византией, борьба шла против попыток превратить греческий язык в господствующий и также закончилась победой славянской азбуки, так называемой кириллицы. (Кириллица и глаголица - названия двух древних славянских азбук. Название "кириллица" происходит от имени одного из проповедников христианства в Моравии - Константина (Кирилла). Кириллица иглаголица имеют почти одинаковый буквенный состав, но кириллица отличается от глаголицы более простой и чёткой формой букв. Самобытный характер древнеславянских азбук проявляется не в начертании букв, а в том, что алфавитно-буквенный состав этих азбук соответствует звуковому составу древнеславянского языка. Кириллица лежит в основе современного славянского алфавита; особенно широкое распространение в средние века она имела на Руси и в Восточной Болгарии. Глаголица была распространена в Моравии, Македонии и у хорватов.) Одним из основных жанров сербской и хорватской литературы этой эпохи были так называемые жизнеописания, изображавшие важные исторические события, быт и нравы сербо-хорватского общества. Широкое распространение, как и в Болгарии, имела апокрифическая литература.

Значительных успехов в Сербии и Хорватии достигла архитектура. Крепостные и церковные постройки отличались монументальностью и красотой. Таким образом, к концу раннего средневековья у всех южных славян, несмотря на весьма неблагоприятные внешнеполитические условия, материальная и духовная культура достигла высокого уровня. Сложились южнославянские народности с едиными для каждой народности языками и с самобытной культурой. Этим были созданы предпосылки для успеха в дальнейшей борьбе южнославянских народностей за освобождение от иноземного гнёта.

Всемирная история. Энциклопедия. — М.: Государственное издательство политической литературы. Ред. А. Белявский, Л. Лазаревич, А. Монгайт, И. Лурье, М. Полтавский. 1956—1565.

world_history_encyclopedy.academic.ru

Южные славяне. Божества древних славян

Южные славяне

Южные славяне

Самые скудные и лишь отрывочные сведения о жертвенных обрядах и гаданиях мы имеем относительно южных славян. Италийские венеты, по словам Страбона, приносили в жертву богу, которого автор называет греческим именем Диомеда, белого коня[103]. Феопомп (в IV веке до Р.Х.) рассказывает, что венеты, трижды перепахав поле и приступая к посеву, клали на землю какие-то пироги и лепешки из муки, старательно смешанной. Эти лепешки и пироги были, как уверял Феопомп, приношение галкам, чтобы их умилостивить – не выклевывать из земли посеянных зерен. Венеты наблюдали и загадывали: если оказывалось, что галки вкушали их дара, то они считали это предвестием мирного года; в противном случае ожидали неприятельского нашествия[104]. Из слов Прокопия узнаем, что южные славяне предлагали в жертву верховному богу, творцу молнии, быков и других животных. Приносили жертвы и другим, второстепенным божествам и при этих жертвоприношениях гадали, вероятно, по крови или внутренностям жертвенного животного. Жертвоприношения в некоторых случаях, как можно с достоверностью заключить из слов Прокопия, приносились в благодарность за избавление от опасности и смерти[105]. 3

Отсутствие в древних письменных памятниках сведений об обрядах, коими сопровождались жертвенные приношения южных языческих славян, невольно заставляет нас бросить взгляд на некоторые современные нам обряды и обычаи славянских народов, преимущественно задунайских, наименее подвергшихся влиянию западноевропейской цивилизации. Может быть, удастся подметить в этих обычаях уцелевшие из древнего времени черты, которые могли бы пролить некоторый свет на рассматриваемый нами вопрос. Замечательно, что еще в настоящее время в Болгарии, когда режут свиней и иной скот, некоторые старцы предсказывают, глядя «в утробу» заколотого животного[106]. На святках болгары гадают по салу убитого животного[107]. Этот обычай предсказывания или гадания по внутренностям убитого (жертвенного) животного, очевидно, сохранился в народе из времен глубокой старины и совпадает с обычаем, о котором рассказывает Прокопий. В известные дни года, ныне, разумеется, соответствующие праздникам по христианскому календарю, исполняются южными славянами обряды, несомненно, имеющие чисто языческий характер. Так, в Варварин день, сербо-хорваты приготовляют из хлебных зерен «варицу» и гадают по ней о будущем урожае. Затем, в иных местах (напр., в Которской Боке в Далмации и др.) отправляются к воде, при соблюдении строгого молчания. Пришедши туда, посыпают воду варицей, причем приветствуют воду, предлагают ей в дар варицу, а за то испрашивают разных благ: козлиц, ягнят и т.п.[108]

Болгарские девушки, в окрестностях Копривштицы, в вербное воскресенье собираются к реке и бросают в нее куски хлеба, после чего следуют песни, игры и угощение[109]. В случаях тяжелой болезни у сербо-хорватов, родственники больного предлагают умилостивительные жертвы Богородице или кому-либо из святых, а именно приносят в церковь курицу или какой-либо другой продукт сельского хозяйства (курица поступает на кухню священнику)[110]. Болгары, чтобы дети хорошо росли, приносят какому-нибудь святому в жертву ягнят, вино, мед и проч., со словами: «Эту жертву приносим тебе, святой (такой-то)!» Затем закалывают ягненка и устраивают общий пир, на котором съедается все приготовленное[111].

Во всех приведенных и подобных им случаях нельзя не видеть остатков языческих жертвоприношений стихийным или личным божествам, место которых заняли в народном воображении святые христианской церкви. Достойно внимания, что в Панагюриште, в Болгарии, в некоторые большие праздники соблюдается обычай после обедни собираться толпами от 20-30 человек на какой-нибудь двор и там варить в котлах и съедать мясо только что заколотого (жертвенного) барашка, пить, пировать и веселиться. Обычай этот называется церкованием (черкувание, черкувать), а место пира – церковью (черква)[112].

Особенно замечательны обряды, соблюдаемые в день св. Георгия. «На Гергёв день (т.е. Юрьев день) колят жертву», – говорит Каравелов о болгарах и описывает обряд этого торжества. Рассказ автора невольно переносит нас в воображении в самую глубь языческой эпохи славянства – так много описываемый обряд сохранил чисто языческих черт: приносят белого ягненка, связывают ему ноги, завязывают глаза, на его рожках зажигают свечку; домохозяин читает тропарь св. Георгию и другие молитвы и начинает резать ягненка. «Поднимет нож кверху и скажет: “Св. Гёрги, на ти егне!” – а вокруг ходят старухи, кадят ладаном и мажут медом рот барашка. Под голову барашка подставлена чашка, куда стекает кровь; кровь эта употребляется на лечение людей и животных».

Еще подробнее описан автором тот же обряд у болгар Пиротского округа, которому он был свидетелем в 1856 году: «Выносят барашков из каждого дома на чистое поле, завязывают им ноги и глаза платками, головки убирают венками и ставят их в кружок. Вокруг барашков девушки и парни пляшут и поют и, поплясав, становятся в кружок около барашков, Старцы начинают их колоть; кровь течет по траве, девушки собирают и кровь и траву, а старухи разводят огонь и сжигают веревки и платки, которыми были связаны барашки. Старцы уносят барашков домой и жарят на вертеле, а потом вместе с вертелом выносят их на гору св. Георгия, а старухи несут боговицу (хлеб), девушки же лук, чеснок, кислое молоко, и, собравшись на горе, дожидаются попа. Поп, прочтя молитвы, берет с каждого хозяина по четверти барашка, четверть боговицы, немного луку и кислого молока, и потом уже позволяет есть все эти вещи». После обеда девушки поют песни и качаются на качелях[113].

Стоит только заменить имя св. Георгия именем языческого божества, и из описанной картины исчезнет и последний намек на какое-либо соотношение данного обряда с христианским мировоззрением. Весь обряд сохранил вполне языческий характер и дает наглядное представление о древних языческих жертвоприношениях южных славян. Жертву закалывают, творя молитву, старцы (старшие в роде), при обрядных песнях и плясках молодежи. Жертвенная кровь, которой приписывается чудодейственная, целительная сила, собирается или прямо в чашу, или с орошенной ею травы, атрибуты жертвенных животных сжигаются старухами. Божеству, в лице «попа», уделяется добрая часть приношений, остальное же съедается жертвователями – жертвенное пиршество, с которым связаны песни и увеселения собравшейся толпы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Западные славяне. Полабо-поморские | Народы мира

Западные славяне — это Хорваты, Чехи, Сербы, Ободриты, Лютичи, Моравы, Словенцы, Словаки, Слензане, Поморяне, Поляне, Куявы, Серадзяне, Ленчане, Дулебы, Висляне, Мазовшане, Пруссы, Ятвяги, Воляняне. Славяне — это некая общность разных народов.

Западные славяне в IX—Х веках

Западные славяне в IX—Х веках

Славяне никогда не представляли собой единого целого в полном смысле этого слова. У них, как и у каждой этнической группы, всегда были соматологические, культурные, языковые и территориальные  различия. Эти первоначальные различия долгое время были незначительными,  затем возросли вследствие переселения и скрещивания  с другими этносами. После начальных импульсов переселения славянская единая общность распалась на ряд новых образований, сложившихся окончательно в течение последующих столетий. 3 Расселение славян происходило по трем основным направлениям: — на юг, на Балканский полуостров; — на запад, в Среднее Подунавье и регион между Одером и Эльбой; — на восток и север по Восточно-Европейской равнине. Путь к северу был прегражден морем, а также озерами и болотами.  В результате расселения сформировались племена восточных, западных и южных славян, на основе которых позже возникли многочисленные славянские народы. Судьба их была различна. map-2 Часть славян двинулась на северо-восток, на Восточно-европейскую равнину, в глухие лесные дебри, где никакого культурного наследия не было — это Восточные славяне. Они ушли двумя потоками: одна часть славян ушла к озеру Ильмень, другая — к среднему и нижнему течению Днепра. Другие остались в Европе. Позже они получат название южных славян. Южные славяне, предки болгар, сербов, хорватов, македонцев, черногорцев,  ушли на юг, к Адриатическому морю и на Балканский полуостров, попали в сферу влияния цивилизации Средиземноморья. А третья часть славян — западные славяне – это чехи, поляки, словаки  передвинулись далее на запад к Одре и Лабе и даже далее этой реки — к Заале, а в юго-западном направлении — на средний Дунай вплоть до нынешней Баварии.

Процесс выделения западнославянской ветви начинался еще до нашей эры и закончился в общих чертах в первом тысячелетии нашей эры. Местом расселения западных славян была восточная половина обширной области, которая с I века до н. э. называлась Германией и границей, которой на западе был Рейн, на юге — сначала река Майн и Судетские горы, а позднее Дунай, на востоке установилась по Висле. Западные словяне, с древнейших времен подвергавшиеся иным культурным влияниям, чем восточные славяне, с течением времени попали в новые, еще более отличительные условия и в новую среду. Разграничение восточных и западных славян началось в X в., когда возникли два конкурирующие между собой государства — Киевская Русь и Польша.  Углубило отчуждение и то, что в странах было христианство различных обрядов (католицизм и православие).  Связь с восточной ветвью славян ослабевала еще и потому, что между ней и западной ветвью простирались с одной стороны бесконечные и труднопроходимые Рокытенские болота, а с другой стороны вклинивались литовские пруссы и ятвяги. Так западная ветвь славян, ее язык, культура и внешнеполитические судьбы начали в дальнейшем  развиваться самостоятельно и независимо от южных и восточных славян.

Западные словяне в 800 – 950 годы

Западные словяне в 800 – 950 годы

Большая группа западнославянских племён в конце 1-го начале 2-го тыс. н. э. населяла территорию от реки Лаба  и её притока реки Сала на западе до реки Одра  на востоке, от Рудных гор на юге и до Балтийского моря на севере. Западнее всех, начиная от Кильской бухты, селились ободриты, южнее и восточнее по берегу Балтики жили лютичи, на острове Рюген, близлежащем к территории лютичей, жили руяне. Родственные им поморяне проживали по южному побережью Балтийского моря, примерно от устья Одры до устья Вислы,  на юге по реке Нотечь, граничали с польскими племенами. Тех славян, которые в прошлые века занимали обширные пространства на берегу Балтики, принято называть балтийскими славянами.  Группы были независимы друг от друга. Только опасность заставляла их на некоторое время объединиться друг с другом или с другими западнославянскими племенами в племенные союзы:

  • бодричи (военно-племенной союз), вагры, глиняне, древане;
  • лютичи (военно-племенной союз), ратари, руяне, словинцы, смолинцы;
  • лужичане лужицкие сербы (военно-племенной союз), мильчане;
  • Поморяне, предки нынешних кашубов, сленжане, богемы и другие.

Все эти племена и сейчас называются полабскими славянами.  Жили они по течению Лабы, откуда и их название, являвшееся собирательным для ряда мелких пплемен. Каждая из этих групп состояла из более мелких племен, к которым принадлежали ветничи, или бетенчи, пыжичане, волиняне, выжичане, и др., которые селились  по берегам небольших  рек. В результате отсутствия надёжной взаимосвязи мелкие  племена не были связаны в самостоятельное государственное объединение. Во второй половине VI века не менее трети земель современного немецкого государства на севере и северо-востоке были охвачены полабскими славянами.   Славяне сменили «германские» племена лангобардов, ругов, лугиев, хизобрадов, варинов, велетов и прочих, обитавших здесь в античные времена и направившихся  с побережья Балтийского моря на юг. Восточная половина Германии (до Эльбы), значительно опустевшая с уходом большей части живших там германских племен, постепенно была занята славянами. Подтверждением тому, что славяне жили на территории Германии с самых первых веков нашей эры, существует  совпадение племенных названий полабских, поморских и других западных славян с древнейшими, известными на данной территории этническими наименованиями, упомянутыми в римских источниках. Всего таких парных, совпадающих античных и средневековых славянских названий племён, живших в данной местности, известно около пятнадцати. Об этом свидетельствуют и множественные топонимы, которые они оставили после себя.   «Немецкий» Берлин — это искаженное название древнейшего города полабских славян, основанного в I тысячелетии до н. э., и в переводе означавшее (бурлин) «запруда». map4   С  X века германские феодалы начали систематическое наступление на полабских славян, сначала ради получения дани, а затем — с целью распространения на их землях своей власти путём основания военных областей (марок).  Германским феодалам удалось подчинить полабских славян, однако в результате мощных восстаний (983, 1002) большая часть их, за исключением лужицких сербов, вновь стала свободной. Разрозненные славянские племена не могли оказывать должного сопротивления завоевателям. Сплочение отдельных племен под единой княжеской властью, было необходимо  для совместной защиты их от агрессии саксонских и датских феодалов.  В 623 году полабские сербы вместе с чехами, словаками, моравами, черными хорватами, дулебами и хорутанами объединились под предводительством купца Само, чтобы противостоять аварам.  В 789 и 791 годах  вместе с чехами полабские сербы снова участвуют в походах Карла Великого против Аварского каганата. При преемниках Карла Великого полабские племена несколько раз выходили из-под саксонской власти и снова попадали в зависимость.

В IX веке часть полабских славян подчинилась немцам, другая часть вошла в состав возникшей в 818 году Великоморавской державы. В 928 году полабские славяне объединились для оказания успешного сопротивления саксонскому королю Генриху Птицелову, захватившему территорию полабско-сербского племени гломачей и обложившему данью лютичей. Однако при Оттоне I лужицкие сербы вновь были всецело порабощены немцами, а их земли были отданы в ленное владение  рыцарям и монастырям. В полабских землях  мелкопоместными  князьями назначались немецкие феодалы. В 983 году полабские славяне подняли восстание. Их отряды разрушали построенные германцами крепости, опустошали пограничные области. Славяне вернули себе свободу еще на полтора столетия. map5 Славянский мир, как эволюционно, так и под давлением Римской империи давно прошёл этап племенного устройства. Это было, хотя и не чётко организованная, но система протогосударств. Длительные войны с германскими феодалами пагубно сказывались на экономическом развитии полабских славян, тормозили процесс образования у них относительно крупных раннефеодальных государств. Вендская держава — раннефеодальное государство полабских славян:  бодричей, лютичей и поморян, существовало с 1040-ых по 1129 годы на побережье Балтийского моря между устьями рек Лаба и Одра. Во главе  стоял Готшалк (1044—1066г.г.) — князь бодричей. Пытаясь  сплотить наметившийся союз полабских славян в борьбе против Биллунгов и их союзников, Готшалк  в качестве господствующей религии для ободритов и лютичан избрал христианство. В результате его правления на землях ободритских племен были вновь возрождены церкви и монастыри, восстановлены кафедры: в Старгарде у вагров, в Велиграде (Мекленбурге) у ободритов и в Ратиборе у полабов. На вендский язык стали переводиться богослужебные книги. Процесс христианизации подрывал на местах власть полабской родоплеменной знати, которая была фактически отстранена от управления на землях Вендской державы. Против политики Готшалка возник заговор среди членов его семьи, представителей племенного нобилитета, языческих жрецов и покоренных им лютичей. Во главе заговора родоплеменной знати встал Блусс, женой которого была родная сестра Готшалка. В 1066 г. одновременно с отстранением архиепископа Адальберта от власти и с потерей им политического влияния, в Славонии началось восстание против Готшалка, центром к-рого стал г. Ретра, расположенный в земле лютичей. «Из-за верности Богу» князь был схвачен и убит в церкви язычниками. Ими также был убит Мекленбургский епископ Иоанн, которому «отрубили руки и ноги, а голову вонзили на копье в знак победы и принесли ее как жертву богам». Восставшие подвергли разорению и разрушению Гамбург, а также пограничные датские земли в р-не Хед. Народное восстание, подавил Князь Генрих (сын Готшалка), он призвал обратно немецких  епископов и правил как вассал саксонских Биллунгов. Некоторыерые племена, например, раны не признавали Генриха и вместе с польскими князьями продолжали борьбу против немецкой  агрессии. Ослабленная территориальными потерями и внутренними  династическими неурядицами, Вендская держава распалась окончательно около 1129 года. В XII в. наступил заключительный этап борьбы полабских славян во главе с князем бодричей Никлотом против германской агрессии, организаторами которой были Генрих Лев и Альбрехт Медведь, стремившиеся окончательно поработить силами своеобразных крестоносцев славян за Лабою.

Немецкая агрессия облекалась, таким образом, в форму священного выступления

Немецкая агрессия облекалась, таким образом, в форму священного выступления

В походе принимали участие епископы, и прежде всего епископы славянских областей, вынужденные после славянских восстаний конца X и начала XI вв. покинуть свои епархии. Эти епископы, возглавляемые епископом гавельбергским, который назначался папским легатом при крестоносцах, мечтали вернуть потерянные десятины и иные доходы и земли, когда-то пожалованные им Оттоном I. К походу примкнули также датчане, терпевшие от славянских набегов, и даже бургундские, чешские и польские феодалы. После неудачи в первом Крестовом походе против славян в1147 году, Генриху Льву удалось в результате последующих походов на восток, захватить почти всю территорию бодричей и стать владельцем огромной территории к востоку от Эльбы. Тем самым с 1160 года владения славянских князей в Мекленбурге оказались в ленной зависимости у немцев. В 1167 году земли бодричей, за исключением Шверинского графства, были возвращены сыну Никлота Прибиславу, принявшему христианство и признавшему себя вассалом Генриха Льва. В 1171 году он основал Доберанский монастырь, выделил средства на Шверинское епископство и сопровождал Генриха в Иерусалим в 1172 году. Христианизация была для немецких феодалов лишь благовидным предлогом для хищений в славянских землях за Лабой.

У славян не было организующей политики, с которой немцы познакомились на юге — в бывшем Риме, приняв христианство, и фактически усвоив многие принципы, по которым строилась Римская империя. Со второй половины XII века  полабско-балтийские славяне, находятся в немецком подданстве. Это означало для них не только утрату политической свободы, своей веры и культуры, но и своей народности, так как тот, кто не был уничтожен, стал подвергаться усиленной германизации, закреплявшейся обратной колонизацией немцами тех областей, в которых они когда-то обитали в начале нашей эры.

От Одера до Вислы расселились те, кого и называли соответственного их приморскому месту жительства, занимавших территорию к востоку от Одера и до границы области пруссов: Поморяне.

Точные границы расселения поморян неизвестны. Граница между лютичами и поморянами проходила по Одеру и разделяла  эти враждебные племена. После распада лютичского союза, некоторые земли лютичей к западу от Одера перешли к поморянам, и территория их расселения изменилась. С востока были другие соседи — пруссы. Границы этой области пруссы перешли лишь в XII веке, завоевав так называемую Помезанию, расположенную между Вислой и Дрвенцой. В 13 веке земли пруссов были захвачены Тевтонским орденом. Начался массовый приток литовского и польского населения в регион. В результате в начале XVIII века произошло полное исчезновение пруссов как отдельной народности. На юге границей между поморской и польской областями были реки Варта и Нотец, но это лишь по названию, так как действительной границей был обширный непроходимый девственный лес. Лишь по нижнему течению Вислы поляки продвигались в области Коцева  и Хельмно, а вскоре они стали продвигаться и к морю...

Поморяне —  это  союз племен, в который входили  значительно отличавшиеся друг от друга племена — это кашубы, занимавшие область от устья Вислы до Жарновского озера, простиравшуюся до линии Бытов, Ленборк, Мястко, Ферстново, Камень, и словинцы, селившиеся у Лебского озера. На западе их земли граничат с Германией. В средние века кашубы расселялись в западных районах Поморянии, в бассейне реки Парсенты у города Колобжег. В XIII веке Кашубией называли  западную Поморянию. Кашубы -  потомки древних поморян, в настоящее время  живут на побережье Балтийского моря, в северо-восточных районах Польши.

Славяне в раннем средневековье

Славяне в раннем средневековье

Единственными сохранившимися до наших дней языком поморян остался кашубский, носители остальных поморских языков перешли на немецкий. Сохранению кашубского языка способствовало то, что часть Поморья к западу от Гданьска поддерживала связи с Польским государством и длительное время находилась в его составе. В отношении языка поморских славян до сих пор идет спор, относить ли его к польскому языку и рассматривать лишь как диалект польского языка или же причислить к группе самостоятельных языков.

Всякая входящая в Поморянию область имела свой политический центр — град, с окружавшей его территорией. Далее располагались другие, более мелкие, грады.

grad

В IX веке некоторые славянские поселения у устья Одры, такие, как Щецин и Волин, а также Колобжег, преоброзовывались в плотно застроенные поселения, окружённые укреплениями,  с торговыми центрами, в которых устраивались торги, например, в Щецине два раза в неделю.  Население — это ремесленники, рыбаки, купцы, было в своей основной массе свободное, отягощённое только соответственными данями и повинностями в пользу публичной власти. Кое — где поселялись пришельцы, которые пользовались значительной свободой действий.

Уже в X в. из укреплённых пунктов, вокруг которых первоначально располагались многие славянские деревни, выросли города, представлявшие собой военно-административные центры отдельных племён или их союзов: Бранибор — центр племени гаволян, Ретра- главный пункт четырёх лютических племён, Микелин или Мекленбург- в земле ободритов. Эти города в X—XI вв. вели оживлённую торговлю с Саксонией, Данией, Швецией и Русью, вывозя хлеб, соль и рыбу. Постепенно в славянских городах развилось и ремесленное производство: ткацкое, гончарное, ювелирное и строительное. Постройки в славянских городах отличались красотой, поражавшей современников. Многочисленные города западных славян строились из дерева, как и позже на Руси. Само слово «город» означало «огороженное пространство». Чаще всего огорожа состояла изо рвов, заполненных водой, из ручья с измененным руслом, и валов. Валы – это присыпанные землей бревна, в которые вставляли  направленные вовне заостренные на концах мощные колья.

Реконструирукция славянской крепости в Гросс-Радене

Реконструирукция славянской крепости в Гросс-Радене

Такие защитные сооружения достигали в высоту пяти (и выше) метров,  столько же – в ширину. Именно такие городища и были раскопаны немецкими археологами. Например, Торнов на берегу Шпрее. Всего к западу от Одера в землях полабских славян раскопано полтора десятка городищ IX–XI веков, но это лишь незначительная часть из некогда существовавших здесь городов.

В 40 — 60-х годах XII века Поморяния представляла собой федерацию славянских княжеств, возглавлял которую славянский город Щецин, решения которого были значимы для других княжеств и городов. Щецин представлял интересы Поморянии перед польским князем, добиваясь снижения дани.   Верховный орган — Народное собрание — ВЕЧЕ собиралось в граде, но в нем участвовало славянское население и из сельской округи града. Воля князя была непреклонна для всех поморян: когда князь поморян зимой 1107—1108 при встрече с польским князем Болеславом Кривоустым, приблизясь к Болеславу, склонился перед ним и объявил себя верным ему рыцарем и слугой,  польский князь без единого сражения смог в течение недель присоединить почти всё княжество  Поморянию.

Присоединение Поморья и Сербо-Лужицких земель способствовало укреплению славянства в этих земелях и в дальнейшем их  противостоянию германизации.  В 11-12 веках князья Поморянии совершали походы на Польшу.

Н.К. Рерих. Поморяне.

Н.К. Рерих. Поморяне.

Как и у всех славян, основой хозяйства поморян являлось земледелие и скотоводство, пополняемое лесным, охотничьим и рыбным промыслом. Поморяне высевали  просо, рожь, пшеницу, ячмень, а в начале средневековья — и овёс. В VII-VIII веках преобладала в питании говядина, но в последующие столетия её почти полностью заменила свинина. В просторных пущах были хорошо развиты лесной и охотничий промыслы. Многие реки и озёра и море, способствовали развитию рыбного промысла. В Колобжеге  уже с VI-VII веков поморяне занимались варением соли.

 Около 1000 г. поморянские солеварни получили известность далеко за пределами Поморянии.  Соль была одним из важнейших предметов торговли как импортной, так и экспортной — в зависимости от наличия ее в той или иной славянской области. Существовали области, заселенные славянами, где соли не было, однако были области, богатые этим минералом, где и развивалась соляная торговля. Соль была известна еще индоевропейцам, у которых для нее было общее название, а отсюда вытекает, что и славяне знали и употребляли соль уже в доисторическую эпоху. Каким путем добывали ее в те времена, нам неизвестно, так как об этом нет никаких сообщений; возможно, ее получали, как и у других северных народов, путем заливания соленой водой горящих дров, с которых собирали затем пепел, перемешанный с солью.

Первые сообщения об употреблении славянами соли в пище и в качестве предмета торговли появляются лишь в IX веке н. э.; в то время славяне применяли уже несколько способов добывания соли в зависимости от условий ее местонахождения. На побережье Адриатического, Эгейского и Черного морей преобладали древние солеварни, где вода выпаривалась на солнце.  Выпаривали воду и на больших железных сковородках, называемых в латинских источниках sartago, а  в славянских — чрен, черенъ. До настоящего времени так вырабатывается соль в Боснии или в Галиции, где соленосное сырье выкапывается из ям. Со сковородок снимали куски соли наподобие караваев хлеба, затем делили эти куски на части, для которых сохранилось несколько древних терминов, например: голважня, груда. Вываренная соль была дорогим товаром, поэтому солевары-варяги были хорошо вооружены и сплочены для защиты в дороге своего продукта, которым они торговали повсеместно. Первоначально варяги были целиком из славян, а в дальнейшем в их число стала входить и пассионарная молодёжь из Скандинавии.  Само слово «варяг» означало «солевар» от слова варити, то есть выпаривать-варить соль. Отсюда и название варежка — варега, которая использовалась солеварами для защиты рук от ожегов, а впоследствии варежка пригодилась и в северных краях зимой для защиты рук от мороза. Есть и другое толкование слова «варяг» — от значения на санскрите слова вода — «вар». В этом случае «варяги» означает людей, живущих у воды, поморов.

В X веке там происходит расцвет дальней торговли. Свободные племена поморян к X веку н. э. постепенно объединились в более крупные союзы. Поморье имеет контакты почти со всеми европейскими странами. Отсюда в неплодородную Скандинавию экспортировалось зерно, во внутренние районы Польши — солёная селёдка. Помимо связей со Скандинавией, которые поддерживали города Волин, Щецин, Камень, Колобжег, Гданьск, устанавливаются устойчивые отношения с Русью и другими славянскими землями, среди которых особо следует выделить внутренние польские области. Кроме того, налаживаются отношения с пруссами, Византией, некоторыми арабскими странами, Англией и Западной Европой. Связи с пруссами проявились не только в появлении импортных прусских изделий, но и в образовании некоторых новых черт культуры, например распространении металлических оковок ножен ножей, а также, может быть, в облике некоторых языческих идолов. С другой стороны, пруссы переняли формы поморянской керамики. Влияние керамического производства поморян распространилось также на Скандинавию.Появляются  большие торговые центры Щецин и Волин, в которых устраивались торги и в например, в Щецине два раза в неделю.

Происходит  расцвет  местного производства. Довольно рано здесь стали изготавливать на токарном станке янтарные бусы. К VI или VII в. относится находка в Толищеке: в глиняном сосуде находились серебряные кольца и бусы из стекла, янтаря и глины, ожерелье из стеклянных бус, и другое — из янтарных, в том числе шлифованных. Материалы раскопок, например, в Колобжеге-Будзистова указывают на то, что в последующие столетия работы по янтарю, кости и рогу выполнялись одними и теми же ремесленниками или в одних и тех же мастерских.

Развиваютсяметаллургия и кузнечные ремесла. Основу для роста металлургии создавали болотные, луговые и частично озерные руды. Главные центры добычи железа находились в основном в деревнях. Крицы (крицей называется рыхлая, губчатая, пропитанная шлаком  железная масса, из которой посредством разных обработок получается кричное железо или сталь) выплавляли в печах-домницах. Для нагрева применялся древесный костровой уголь. В городищенских центрах происходила переработка сырья; там же возникали кузни. В городах  Радаще в Кендржино, Волине, Щецине, Колобжеге и Гданьске появляются производственные мастерские, вырабатывавшие олово и свинец. В землях славян обнаружены богатые месторождения серебра.  Среди серебряных украшений имеются формы, которые, несомненно, изготавливались в Поморье.

Территория свободного Поморья переходила несколько раз во власть  к Польше или Германии, которая в то время была частью Римской империи.  Только в 995 г. Поморье признало зависимость от польского князя Болеслава Храброго. В начале XI века (1018 год) Болеслав Храбрый присоединил Лузицию к Польше, но уже в 1034 году она вновь попала под власть немцев. В этот же период на  какое-то время вновь приобретают независимость и земли поморян. В 1110 г. польский король Болеслав Кривоустый вновь присоединил поморян, сохранивших славянское язычество, к Польше, князья поморян при этом не лишились своих уделов.

map7

Польское владычество над Поморьем продлилось не долго. Поморяне сопротивлялись польской власти и раз за разом поднимали восстания, тем более, что поляки не только пытались иметь политическую власть над поморянами, но и христианизировать их, что вызывало у последних особое возмущение.  В 1005 г. восстал Волин, но к 1008 году Болеславу удалось восстановить свою власть над Поморьем. Но в результате нового восстания волинян  после 1014 г. позиции Польши в Поморье вновь ослабли.  Было ликвидировано ранее основанное епископство в Колобжеге и процесс христианизации Поморья был прерван.

Присоединение Поморянии к Польше во второй половине X века имело далеко идущие общественно-политический последствия для этих земель. Многие грады были уничтожены, а некоторые из них, выполнявшие в XII веке функции кастелянских центров, были расширены. В Колобжеге Болеслав Храбрый расположил свой главный церковный центр. В XII веке Болеслав Кривоустый сумел подчинить своей власти восточную Поморянию с городом Гданьск, и поставить в политическую зависимость князей западной Поморянии. Возникшее поморянское княжество Вартислава во многом подражало устройству польской монархии Пястов, заимствовало многие элементы ее строя, что проявлялось в функционировании системы даней и повинностей, организации двора, администрации, судов и др.

С конца XIII века немецкие феодалы возобновляют последовательный захват земель полабских и поморских славян, сопровождающийся их германизацией. В городах запрещается говорить на славянском языке, на немецкий язык переводится всё делопроизводство, на немецком языке ведется обучение в школах, заниматься каким-либо привилегированным ремеслом можно только при условии владения немецкой речью. Такие условия вынуждали сербское население усваивать язык и культуру немцев. Славянские диалекты сохраняются практически только в сельской местности. Из-за разорительных войн с датчанами поморянские феодалы приветствовали заселение опустошённых земель немцами.  Наиболее активно процесс германизации проходил в западных землях полабских славян. Во время Тридцатилетней войны (1618—1648) здесь погибло более 50% сербов, в результате чего ареал распространения славян на территории Германии значительно сократился. Язык  славян и их  обычаи  дольше всего удерживались в герцогстве Мекленбург и  Ганноверском Вендланде.

Западные славяне долго сохраняли языческую традицию.  Особое развитие она получила у обитателей  польского Поморья. Новый король Польши Болеслав Кривоустый понял, что для присоединения Поморья к Польше необходимо устранение религиозного различия. Проповедовать в Поморье вызвался епископ Бамбергский Оттон после того, как Болеслав обратился к нему с этой просьбой. Язычники поначалу оказывают какое-то сопротивление, но насаждение нового культа проходит весьма агрессивно, с применением жестоких мер по отношению к приверженцам старины. Проехав через несколько городов, Оттон в1127 году прибыл в Волин. Перед этим он побывал в Щетине.  Для обсуждения вопроса о принятии христианства в Щецин был созван народ бесчисленный — язычники из деревень и градов. Часть знатных людей города, которые и до того были склонны к христианству, решили изгнать «из пределов отечества» языческих жрецов и в религии следовать руководству Оттона. После этого в Волине Оттон не встретил никакого сопротивления. Город последовал примеру Щетина, как там было принято, и Оттон продолжил свой путь. Так было положено начало христианизации Поморья. У поморян оно распространяется вместе с принятием христианства Великой Моравией и Польшей, у полабских славян – вместе с распространением немецкой (саксонской) власти. Среди поморян ослабляло их недовольство поляками –  теперь у них была одна религия.

3-glavГлавное святилище поморян находилось в Щецине. Были в городе Щецине четыре контины, но одна из них, главная, была сооружена с удивительным старанием и мастерством. Внутри и снаружи она имела скульптуры, выступавшие из стен изображения людей, птиц и зверей, столь соответственно своему виду переданные, что казались дышащими и живущими. Было также здесь изваяние тройное, имевшее на одном теле три головы, именовавшееся Триглав.

Триглав — трёхглавое изваяние, у которого глаза и уста закрыты золотой повязкой. Как объясняют жрецы идолов, главный бог имеет три головы, потому что надзирает за тремя царствами, то есть небом, землёй и преисподней, а лицо закрывает повязкой, поскольку грехи людей скрывает, словно не видя и не говоря о них. Были у них и другие боги. Они поклонялись Святовиту, Триглаву, Чернобогу, Радигосту, Живе, Яровиту. Богам посвящались храмы и рощи. До сих пор в землях, населявшихся полабскими и поморскими славянами, находят свидетельства языческой культуры. Одним из них является Збручский идол, а также микрожинские рунические камни.

 

kamen

Жители Колобрега поклонялись морю, как жилищу каких-то богов. Как и другие язычники, поморяне приносили богам жертвоприношения. Но человеческих жертвоприношений они не практиковали.

У всех балтийских славян были жрецы. Но в отличие от лютичей и руян, власть и влияние жрецов у поморян не были значительны. Важную информацию об уровне медицины того времени представляют славянские телесные захоронения 10-12вв. Наибольший интерес представляют сложнейшие операции на черепе — трепанации. Они известны и в гораздо более ранние времена – так, например, черепа с трепанациями известны и у культуры мегалитов в том же Мекленбурге. И если цель их и не полностью ясна, и предполагается, что они имели мистический и культовый характер, то о сложности подобных операций говорить излишне.Концом славянского язычества в Полабье явилось  разрушение святилища Святовита в Арконе.

Кроме собственно трепанации, у балтийских славян известна так же и трепанация символическая. Пациенту в этом случае не полностью удалялась часть черепа, а лишь надрезался или соскребывался верхний слой кости.

Мужской череп с символичной трепанацией, из захоронения в поселении Занцков.

Мужской череп с символичной трепанацией, из захоронения в поселении Занцков.

Считается, что подобным образом могли «лечить» ранения головы. Наиболее вероятно, что проводились операции  языческими жрецами. Прямых средневековых свидетельств о подобных практиках у славянских жрецов не сохранилось, но известно, что жрецы кельтов были искусны в подобном врачевании. Техника проведения таких сложных операций, как трепанация, исчезла сразу с принятием христианства — когда было уничтожено жречество. Славяне сохраняли веру в то, что языческие идолы могут излечить от болезней. Как только что в принявшем христианство поморском городе Щецине разразилась эпидемия чумы, жители города восприняли её, как месть Триглава, чей идол был, незадолго до этого, свергнут христианами. Терзающие со средневековья Европу повальные эпидемии, связывают напрямую с тем, что вместе с уничтожением язычества в Европе были утрачены и накапливаемые тысячелетиями медицинские знания жрецов.

Полабские и поморские славяне к настоящему времени почти полностью ассимилированы немецким и польским народами. Из многочисленных племен, населявших в VI – XI веках нашей эры обширные территории Полабья, сейчас ассоциируют себя со славянами только лужичане (Федеративная Республика Германии) и кашубы (Польская Республика). В настоящее время Западная Померания является частью германской земли Мекленбург-Передняя Померания, остальная часть является польской территорией.

далее: обдриты, лютичи, руяне

 

 

 

narodworld.ru