БЕЛИНСКИЙ, ВИССАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ. Виссарион белинский


Виссарион Белинский: биография и фото

Девятнадцатое столетие называют Золотым веком для русской литературы и периодом становления художественной критики, основоположником и самым ярким представителем которой является Белинский Виссарион Григорьевич. Мировое значение этого человека измеряется качеством развиваемых им идей. В этом отношении, по словам современников, Виссарион Белинский – критик и философ-западник - перерастал уровень тогдашней буржуазной мысли. Но к сожалению, подлинную оценку его заслуги получили достаточно поздно.Виссарион Белинский критик

Значимость

Влияние этого публициста и писателя на русскую литературу чувствуется до сих пор. Виссарион Белинский первым установил правильные понятия о прозе и поэзии в целом. Именно он указал то направление, в котором должна была идти литература, чтобы превратиться в общественную силу и стать учителем для молодого поколения.

Писательская плеяда сороковых годов прошлого столетия в большинстве своем обязана идейной стороной собственных произведений именно ему. Белинский, который всегда приветствовал появляющееся дарование, практически безошибочно угадывал путь его будущего развития, своей искренней и страстной натурой неотразимо направляя всех молодых деятелей в литературу. Теоретические положения, которые он выработал, сделались общим достоянием. Большинство из них сохранило свою значимость до настоящего времени. Новые литературные поколения и сегодня основываются на его неустанном поиске истины, а также на взглядах на значение литературы в жизни, которые оставил для них Виссарион Белинский.Виссарион Белинский

Биография

Внук священника и сын лекаря, будущий критик и публицист родился в селе Белыни в Пензенской губернии тридцатого мая (11 июня) 1811 года. Выучив чтение и письмо у местной учительницы, Виссарион Белинский был отправлен обучаться в уездное училище, открывшееся в Чембаре. В 1825-м его перевели в губернскую гимназию, в которой он пробыл три с половиной года, так и не окончив четырехлетнего курса. По словам Белинского, учеба там его не удовлетворяла. Его целью был Московский университет. Исполнить этот замысел будущему русскому мыслителю удалось нелегко. Его отец, вследствие ограниченности денежных средств, не имел возможности содержать своего сына в Москве. Однако юноша был согласен бедствовать, только бы быть студентом. В августе 1829 года его зачислили на словесный факультет и в том же году приняли на казенный счет.

Университетская жизнь

В студенческие годы (1829-1832) вокруг Белинского сложился кружок «Одиннадцатого нумера». В нем постоянно обсуждались многие проблемы философии, изучались труды Бахмана, Шеллинга, современные вопросы. На одном из заседаний Виссарион Белинский прочитал написанную им первую драму под названием «Дмитрий Калинин», в основе которой были живые впечатления автора о крепостной действительности. Будущий великий критик и публицист в своем произведении с жаром нападал на «гибельное право» помещичьего сословия распоряжаться судьбами крестьян.Виссарион Белинский биография

Цензурой Московского университета драма как «безнравственная» была запрещена. Белинского пугали солдатчиной и ссылкой в Сибирь, но напрасно. В годы студенчества он нашел верных друзей, которые не только сочувствовали ему, но и всецело разделяли его стремления. Это были Станкевич, Герцен, Кетчер, Огарев, Е. Корш и другие.

Исключение

В сентябре 1832-го Министерством народного просвещения был подписан приказ об увольнении Белинского из университета. Формулировка была стандартной - «вследствие слабого здоровья и из-за ограниченности его способностей». Это сегодня труды и фото Виссариона Белинского знает каждый студент, обучающийся на филологическом факультете, а тогда еще не известный никому писатель в одночасье остался без средств и крыши над головой.

Он начал давать уроки и делать переводы, кое-как перебиваясь мизерными гонорарами. В это время он близко знакомится с профессором Надеждиным. Последний, в 1831-м основавший новый журнал под названием «Телоскоп», предложил Белинскому переводить для своего издания небольшие статейки. А уже в сентябре 1834 года Виссарион Григорьевич выступил в журнале со своей первой критической статьей. Именно с нее, собственно, и началась его серьезная литературная деятельность.

Кружок Станкевича

В 1833 г. Белинский начинает посещать литературные вечера Аксакова и Селиванского. Здесь он сближается с Н. Станкевичем, а спустя некоторое время входит в его кружок. Ограниченность в средствах и отсутствие нормальных условий для литературной работы вынуждали Белинского очень часто менять свой адрес: он жил в Рахмановском переулке, в квартире Надеждина, в доме Сухово-Кобылина, затем в корпусе Московского университета. В 1835 году он стал работать в качестве секретаря известного литератора А. Полторацкого. Закрытие в 1836 году журнала «Телескоп», где Виссарион Белинский руководил отделом критики, поставило его на грань нищеты. По словам современников, до начала 1838-го известный публицист и писатель выживал только благодаря помощи друзей.Фото Висариона Белинского

Работа в «Отечественных записках»

С марта по октябрь 1838 года по приглашению Аксакова Белинский преподает в Константиновском межевом институте, после этого он становится неофициальным редактором в журнале «Московский наблюдатель». В это время он стал часто бывать в семье М. Щепкина, в дочь которого тогда был влюблен. В круг московских знакомых Белинского входили Т. Грановский, П. Мочалов, Н. и К. Полевые, А. Вельтман и многие другие.

После закрытия выпуска «Московского наблюдателя» в июне 1839-го писатель снова остается без средств, однако вскоре получает приглашение от А. Краевского занять должность руководителя критического отдела журнала «Отечественные записки». В октябре того же года Виссарион Белинский переезжает в Петербург и в Москве бывает только наездами.Белинский Виссарион Григорьевич философия

Политические взгляды

В молодости Белинский Виссарион Григорьевич, философия для которого всегда являлась увлечением, начинает изучать эстетику романтизма, углубляется в идеи Шеллинга, Гегеля и Фихте. Уже в начале 1840-х он, резко критикуя рационалистический детерминизм концепции прогресса, приходит к выводу, что «судьба индивидуума и личности важнее всех судеб мира». Эволюция взглядов Белинского сопровождается усилением критики философского идеализма. Его религиозные убеждения уступают место явно атеистическим настроениям. В своем письме к Гоголю, которому он глубоко симпатизирует, Виссарион Белинский подвергает церковь суровой критике.

Известный критик и публицист скончался в 1848 году от чахотки. Будучи женатым, он оставил после себя трехлетнюю дочь и огромное литературное наследие.

fb.ru

Виссарион Г. Белинский - краткая биография.

Виссарион Григорьевич Белинский - русский мыслитель, публицист, критик, философ, писатель – появился на свет в 1811 г., 11 июня, в семействе флотского врача, проживавшем в Свеаборге (Финляндия). Когда мальчику было 5 лет, они переехали в Пензенскую губернию, город Чембар. Там Виссарион учился в уездном училище, позднее, с 1825 г., – в Пензенской гимназии. Желание юноши стать студентом Московского университета было настолько большим, что он даже не окончил гимназический курс и, несмотря на многочисленные сложности, в 1829 г. был зачислен на словесный факультет.

Родное слово с малых лет представляло для Белинского огромный интерес, он пробовал себя на литературном поприще. Написанная в 1830 г. драма «Дмитрий Калинин», затрагивающая тему крепостного права, была представлена Цензурному комитету университета, которая отреагировала резко отрицательно, назвав детище Белинского безнравственным и пригрозив ему самым суровым наказанием. Из-за нервного потрясения студент попал в больницу. В сентябре 1832 г. вольнолюбивый Белинский был отчислен, т.к. его здоровье сочли слишком слабым, а способности – ограниченными. Чтобы иметь хоть какие-то средства к существованию, Виссарион давал уроки и понемногу переводил.

Сближение с основателем журнала «Телескоп» стало поворотным пунктом в его биографии: именно на его страницах в сентябре 1834 г. появилась дебютная статья, положившая начало блестящей деятельности критика. Уже через два года журнал был закрыт из-за опубликования ставших знаменитыми «Философических писем» Чаадаева, что навлекло на Белинского неприятности и ввергло его в нужду. Сложное финансовое положение и неудачи в личной жизни привели его к разгульному образу жизни и затем - к болезни, поэтому весной 1837 г. он благодаря помощи друзей лечился на Кавказе. Через год он снова трудился в журнале - «Московский наблюдатель», созданном его хорошими знакомыми, где был и литературным критиком, и редактором.

В 1739 г. Белинскому поступило предложение переехать в Москву, чтобы возглавить критический отдел в журнале «Отечественные записки». Принять его заставило тяжелое финансовое положение, и из Москвы в Петербург Белинский переехал с тяжелым сердцем. Между тем именно работа в «Отечественных записках» стала периодом настоящего расцвета его деятельности как литературного критика. С 1840 по 1846 гг. на страницах издания появлялись не только обозрения выходящих произведений, статьи о театре, заметки библиографического и политического характера, но и серьезные статьи, посвященные творчеству Пушкина, Лермонтова, Державина, Майкова и других авторов, и эти очерки, по сути своей, являлись историей русской литературы, охватывающей период от Ломоносова до Пушкина.

В творчестве дела Белинского шли намного лучше, чем в его личной жизни. В ноябре 1843 г. он не слишком удачно женился на женщине немолодого уже возраста, но главное - с еще большей силой дала себе знать чахотка - это заболевание мучило его еще до переезда в Петербург. Осенью 1845 г. Белинский тяжело переболел, после чего ему было все сложнее справляться с работой в журнале, которая требовала оперативности и сильного умственного напряжения. Его отношения с редакцией заметно ухудшились, и в начале 1846 г. критик перестал быть сотрудником журнала. С конца весны по середину осени он путешествовал по югу России со знаменитым актером Щепкиным (этот вояж ему организовали друзья).

Вернувшись в Петербург, Белинский устраивается на работу в новый журнал «Современник», однако тяжелая болезнь помешала ему работать в полную силу. В этот период из-под пера критика вышла единственная большая статья. В начале 1847 г. Белинский вынужден был снова вплотную заняться здоровьем: врачи отправили его на воды за границу. Друзья помогли организовать оздоровительную поездку, но возлагаемые на нее надежды не оправдались. Осенью 1847 г. Виссарион Григорьевич возвратился в Петербург, где 7 июня 1848 г. его настигла смерть.

www.wisdoms.ru

Виссарион Белинский: биография, фото, личная жизнь

Виссарион Белинский — русский критик, публицист, философ. Иван Тургенев говорил, что главной чертой его характера было «стремительное домогательство истины». Статьи Белинского для лучших журналов того времени — «Телескопа», «Отечественных записок», «Современника» — до сих пор считаются образцами критической литературы.

Увлечение литературой

Акварель Александра Брюллова с оригинала Кирилла Горбунова. Портрет Виссариона Белинского. 1838. Изображение: wikipedia.org

Виссарион Белинский родился в 1811 году в Финляндии. Когда мальчику исполнилось пять лет, семья переехала в Пензенскую губернию, где он учился в местном училище, а чуть позже — в гимназии. С детства Белинский интересовался изучением русского языка и литературы: читал все, что печаталось тогда в журналах, переписывал стихотворения отечественных писателей.

Уездное образование не удовлетворяло любознательного юношу, поэтому в 1829 году он поступил на словесный факультет Московского университета. Первое время студенту приходилось бедствовать, пока ему не стали платить стипендию.

В комнате общежития, где жил Виссарион Белинский, стали собираться студенты, среди которых были Николай Станкевич, Александр Герцен, Николай Огарев, Евгений Корш, Николай Кетчер. На встречах они читали собственные произведения и обсуждали проблемы политической, общественной и литературной жизни России. Это собрание получило название «Литературное общество 11-го нумера».

Через год учебы в университете Виссарион Белинский написал свое первое литературное произведение — драму «Дмитрий Калинин» на тему крепостного права. Цензурный комитет университета не только не разрешил печатать ее, но и пригрозил ссылкой и каторгой. Белинский вскоре попал в больницу, и в 1832 году его отчислили: здоровье сочли слишком слабым, а способности — «ограниченными». Он остался без средств к существованию, поэтому начал давать частные уроки и переводить зарубежные произведения.

«Литературе расейской — моя жизнь и моя кровь»

В это время Виссарион Белинский подружился с основателем журнала «Телескоп» Николаем Надеждиным. Поначалу Белинский переводил для издания небольшие заметки, а в 1834 году опубликовал свою первую критическую статью «Литературные мечтания. Элегия в прозе». В работе автор делал обзор русской литературы — с точки зрения истории, — и рассуждал на тему ее будущего. Затем последовали другие литературные обозрения на произведения Николая Гоголя, Евгения Баратынского, Владимира Бенедиктова и Алексея Кольцова. В этих работах Белинский писал о начале новой эпохи в русской литературе.

Виссарион Белинский. Галерея 1

Белинский осуждает реформу. Изображение: althistory.wikia.com

Виссарион Белинский. Галерея 1

Белинский высказывает свои тезисы на партийном собрании. Изображение: althistory.wikia.com

Через два года журнал закрыли — Белинский опубликовал в нем «Философические письма» Петра Чаадаева, в которых автор восхищался европейской культурой. Белинский вновь оказался в сложном финансовом положении, все попытки найти работу были тщетны. Дела несколько улучшились в начале 1838 года, когда Белинского назначили редактором журнала «Московский наблюдатель». Здесь он публиковал свои статьи, окончательно убеждаясь, что его призвание — литературная критика.

«Нужно быть гражданином, сыном своего общества»

Спустя год работы в московском журнале Виссариону Белинскому предложили переехать в Санкт-Петербург, чтобы возглавить критический отдел в журнале «Отечественные записки». Эта работа — расцвет его литературной критики. Белинский писал для журнала статьи о театре и молодых современных литераторах, обзоры новых литературных произведений, библиографические и политические заметки. Эти очерки объединили историю русской литературы от Михаила Ломоносова до Александра Пушкина.

Алексей Наумов. Николай Некрасов и Иван Панаев у больного Виссариона Белинского. 1881. Изображение: drug-gorod.ru

Как литературный критик Виссарион Белинский разработал теорию реализма, ввел новые понятия для оценки литературного произведения: «верность характеру героя», «современность». В статьях он пропагандировал принципы народности, требовал изображения действительной жизни, протестовал против фальши.

«Свобода творчества, легко согласуется со служением современности; для этого не нужно принуждать себя писать на темы, насиловать фантазию; для этого нужно только быть гражданином, сыном своего общества и своей эпохи, усвоить себе его интересы, слить свои стремления с его стремлениями; для этого нужна симпатия, любовь, здоровое практическое чувство истины, которое не отделяет убеждения от дела, сочинения от жизни».

В 1845 году Белинский тяжело заболел, ему стало все сложнее справляться с работой. Его отношения с сотрудниками испортились, и в начале следующего года критик ушел из редакции журнала. Некоторое время он путешествовал по Югу России. Вернувшись в Петербург, Белинский устроился в журнал «Современник», однако болезнь по-прежнему мешала работать. Не считая небольших библиографических заметок, критик написал только одну крупную статью — «Обозрение литературы 1847 года».

В начале 1847 года Белинский вновь заболел и отправился поправлять здоровье за границей, но лечение не помогло. Через несколько месяцев критик возвратился в Петербург, где и умер в 1848 году. Похоронили Белинского на Волковском кладбище.

www.culture.ru

БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич

 

БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич(30.05.1811, Свеаборг, ныне г. Суоменлинна, Финляндия —26.05.1848, Санкт-Петербург)

0206-belinskiyЛитературный и театральный критик, историк и теоретик литературы и искусства, публицист.

Отец, Григорий Никифорович Белынский, флотский врач, в 1816 г. вышел в отставку и стал уездным лекарем, переехав с семьей в г. Чембар, с 1830 г. — потомственный дворянин; мать, Мария Ивановна Иванова, дочь шкипера. Белинский, учась в Московском университете, изменяет свою фамилию на Белинский, а права потомственного дворянина получает только в июле 1847 г. (из-за отсутствия документов).

В 1821-1825 гг. учился в только что открытом Чембарском народном училище, с 1825 по 1829 гг. — в Пензенской гимназии, которую не закончил. После самостоятельной подготовки поступил в Московский университет (1829), а лето 1830 г. провел в Чембаре, это было последнее пребывание Белинского на родине. Время, проведенное в Чембаре и Пензе, отразилось на дальнейшей жизни критика. В 1823 г. на него, как на выдающегося ученика, обратил внимание И. И. Лажечников. Позже он дает Белинскому рекомендательное. письмо для поступления в университет, дружеские отношения связывали их в Москве и Санкт-Петербурге, воспоминания писателя о Белинском являются ценным источником о раннем периоде жизни критика. В гимназии Белинский сблизился с талантливым учителем М. М. Поповым, отношения с которым поддерживал в течение всей жизни; Попов оставил интересные воспоминания о формировании взглядов юноши Белинского. Некоторое время Белинский замещал учителя словесности в классе, где учился Ф. И. Буслаев, сохранивший воспоминания об этом. Одноклассниками Белинского были крепостной, сын дворового Дмитрий Калинин и воспитанник Н. А. Радищева, сына писателя, Н. Карижин.

Летом 1830 г. Белинский работал над трагедией «Дмитрий Калинин», замысел которой связан с пензенскими реалиями. В Пензе юноша впервые увидел театр. спектакли в крепостном театре В. Г. Гладкова. Они потрясли мальчика и предопределили его увлеченность театром на всю жизнь. Детство и юность Белинского были тяжелые: болезненность и слабое здоровье, грубость родителей, постоянный недостаток средств, однако дет. впечатления от увиденного и услышанного (во время приема больных отцом, поездок с ним по окрестным деревням, наблюдений природы, игр с ровесниками, чтения) глубоко запали в душу мальчика и нашли выход в многочисленных «лирических отступлениях» его зрелых статей. Пенза и Чембар явились источником многих наблюдений, отраженных прямо или косвенно в его сочинениях.

Необходимо заметить, что, кроме указанного периода, опыта жизни в российской провинции, среди простого народа у Белинского более не было, вся его дальнейшая деятельность проходила в довольно узком кругу московских и петербургских литераторов, отсюда важность впечатлений и наблюдений этого периода для формирования его мировоззрения и понимания им процессов общественного развития России и ее народа, русской истории и литературы. В этот период Белинский, по собственному выражению, «неустанно, денно и нощно» читает, в беседах с друзьями закладываются основы его индивидуального стиля, художественного вкуса. Благодаря упорному труду самообразования он глубоко изучил русскую изящную словесность, получил широкое представление об античной и западноевропейской литературе. Не случайно первое крупное произведение – цикл статей «Литературные мечтания» (1834) подписано «Чембар».

В дальнейшем Белинский, исключенный из университета (1832), некоторое время сильно бедствует, затем начинается его сотрудничество в журналами (с 1834) в Москве («Телескоп», «Московский наблюдатель») и Санкт-Петербурге (с 1839, «Отечественные записки», «Современник»). Белинским написано около 1100 статей и рецензий. Его оценки творчества М. В. Ломоносова, А. Д. Кантемира, Д. И. Фонвизина, Н. М. Карамзина, И. А. Крылова, К. Н. Батюшкова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Грибоедова, А. В. Кольцова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского до сего времени не потеряли своего значения и стали хрестоматийными. Белинский положил начало не только теории литературы и театральной критики, но и истории русской литературы, определив периоды и направления ее развития; теории литературы как научной дисциплины, обосновав понятия родов и видов, жанров, специфики художественного творчества; эстетики, определив ее основные категории (прекрасное и безобразное, сатира и юмор, комическое и трагическое, типическое и индивидуальное), понятие народности искусства. Идеи Белинского о патриотизме и гуманизме русской литературы и искусства содействовали развитию духовной культуры общества. Он воспитал и образовал русскую читающую публику, многие поколения которой обязаны ему своим просвещением и культурным развитием. Велико и общественное значение Белинского: на его революционно-демократических идеях воспитывалось не одно поколение русских радикальных деятелей.

П. Ф. Максяшев, Л. В. Рассказова.

________________________________________Источник: Пензенская энциклопедия.М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 49.________________________________________

 

Добавить комментарий

penzahroniki.ru

Белинский Виссарион Григорьевич, подробная биография

(1811-1848) русский литературный критик

Виссарион Григорьевич Белинский родился в семье флотского врача, который после выхода в отставку перевез семью в город Чембар Пензенской губернии. Здесь прошло детство мальчика, и здесь он начал учиться в училище. Затем продолжил образование в Пензенской гимназии, а с 1829 по 1832 год был студентом Московского университета.

В 1832 году его исключили «по слабому здоровью и притом по ограниченности способности». Это произошло после того, как Белинский представил в Московский цензурный комитет свою романтическую драму «Дмитрий Калинин» (1830). Комитет состоял из профессоров университета во главе с ректором. Они запретили пьесу, рассказывавшую о трагической судьбе крепостного интеллигента, запомнили фамилию автора и при первой же возможности исключили его из числа студентов.

Виссарион Белинский начал сотрудничать с журналом «Телескоп», где опубликовал свой первый критический материал «Литературные мечтания» (1834). Уже в этой ранней статье проявились черты будущего критика: повышенная требовательность к тем произведениям, которые анализируются, целостность концепции, смелое ниспровержение старого. Основной признак, по которому Белинский определял ценность произведения, - это народность литературы. Причем мало «простонародности», показа сцен из жизни «нижних слоев» - нужна «целая идея народа».

Критический метод начинающего Виссариона Белинского был еще романтическим и идеалистическим. Он рассматривает литературные явления с точки зрения теоретического идеала. Но здесь уже можно отметить признаки историзма. Рассматривая творчество Жуковского и Батюшкова, Белинский обращает внимание на то, что они не только предшественники Пушкина по времени, но и на то, что они своим творчеством подготовили его появление.

В 1835 году была опубликована статья Виссарион Белинского «О русской повести и повестях Николая Васильевича Гоголя («Арабески» и «Миргород»)». Это явилось следующим этапом в развитии творчества критика. Если первая статья была написана под лозунгом идеи народности, то вторая - под лозунгом действительности. В «Литературных мечтаниях» верность действительности как бы вытекала из принципа народности: «... наша народность состоит в верности изображения картин русской жизни». Во второй статье уже истинность приводит к народности: «... если изображение верно, то и народно».

Следуя этому принципу, Виссарион Григорьевич Белинский впервые разделил литературу на два типа: идеальную поэзию, пересоздающую «жизнь по собственному идеалу», и реальную, которая «воспроизводит ее во всей наготе и истине». Именно здесь Белинский определил главное отличие романтического и реалистического методов.

Для критиков очень важно иметь образец художественности, с которым можно сравнивать все остальное. Для Белинского в 30-е годы таким эталоном был Гоголь, в начале 40-х годов - Лермонтов, в середине 40-х годов образцом становится Пушкин, а в последние годы он опять возвращается к Гоголю. Критик считал, что русская литература нового периода развивается в реалистическом направлении, а Гоголь отличается верностью действительной жизни больше, чем все остальные писатели. Виссарион Белинский сформулировал четыре главных признака художественности: простота вымысла, совершенная истина жизни, народность, оригинальность, причем он нашел их соответствие в творчестве Гоголя. Но критик отметил еще одну особенность, присущую Гоголю, - «... комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния».

К молодому критику внимательно присматривался Пушкин. Четыре критерия художественности, сформулированные Белинским, убедительно совпали с пушкинскими: простота, точность, народность, оригинальность. Пушкин читал статьи Белинского, отзывался о них положительно и даже начал переговоры о приглашении критика в свой журнал «Современник». Но дуэль и смерть поэта помешали осуществлению этого замысла.

С 1838 по 1839 год, Виссарион Григорьевич Белинский публикуется в журнале «Московский наблюдатель». Этот период его деятельности называют примирительным. Белинский как бы примирялся с николаевской Россией, считая, что история развивается по своим жестким законам и бунтующая личность должна им подчиняться.

Осенью 1839 года Белинский переехал в Петербург и возглавил в журнале «Отечественные записки» критический отдел. Здесь он публикует новые статьи: «Бородинская годовщина... » (1839), «Менцель, критик Гёте» (1840), «Горе от ума»... А. С. Грибоедова» (1840).

После выхода в свет романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» и сборника его стихотворений Белинский опубликовал две статьи-рецензии, в которых проанализировал эти произведения. В них он отмечал, что Лермонтов - современный поэт, отражающий эпоху, размышляющий о ней. «По этому признаку (субъективности) мы узнаем в нем поэта русского, народного в высшем и благороднейшем значении этого слова, - поэта, в котором выразился исторический момент русского общества».

Начиная со статьи «Русская литература в 1840 году» (1841) Виссарион Белинский начинает ежегодно публиковать обзоры русской литературы.

Самый большой его труд - цикл из И статей - посвящен творчеству Пушкина. «Сочинения Александра Пушкина» (1843-1846) стали основной критической работой о развитии русской литературы от Ломоносова до Пушкина. Анализ творчества самого поэта представлен в статьях с 4-ой по 11-ю, а центральными главами пушкинского цикла являются 8-я и 9-я статьи, посвященные роману «Евгений Онегин». В последней Белинский подводит итог творчества поэта: «К особенным свойствам его поэзии принадлежит его способность развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этими словами бесконечное уважение к достоинству человека как человека».

После ухода из «Отечественных записок» Белинский становится одним из руководителей журнала «Современник» (с 1847 года). В этом издании он продолжает традицию годовых обзоров литературы и публикует две статьи «Взгляд на русскую литературу 1847 года». В этих работах он говорит о новом литературном течении - «натуральной школе». Здесь критик достигает вершины реалистического, исторического метода.

В возрасте 37 лет Белинский Виссарион Григорьевич умер от туберкулеза. Заслуги его в истории русской художественной критики велики, его влияние на развитие этого жанра огромно, а в наши дни основные работы Белинского стали программными в изучении творчества русских поэтов и писателей XIX века.

biografiivsem.ru

Виссарион Белинский - MoiKompas.ru

Виссарион Белинский Молясь твоей многострадальной тени, Учитель! перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени!

Ты нас гуманно мыслить научил, Едва ль не первый вспомнил о народе, Едва ль не первый ты заговорил О равенстве, о братстве, о свободе...Н. А. Некрасов, Медвежья охота.

Так проникновенно вспоминал поэт об учителе своей юности - Виссарионе Григорьевиче Белинском. И к этим словам могли бы присоединиться многие писатели 40-60-х годов ХIХ века, выросшие под воздействием статей Белинского, обязанные ему направлением своего творческого развития.

Авторитет В.Г.Белинского был необычайно велик. Первые статьи молодого критика высоко ценил Пушкин, собиравшийся привлечь его к участию в своем «Современнике». Гоголь находил в статьях Белинского верное и глубокое понимание идейного и художественного смысла своих повестей и комедий. Революционное мировозрение и художественный талант Герцена формировались в тесном, дружественном общении его с Белинским.

Непосредственное воздействие статей великого критика и его замечательной личности определило во многом направление творчества не только Некрасова, но и Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Гончарова, Григоровича, Островского, не говоря о множестве второстепенных поэтов и прозаиков. Великие критики, идейный вожди революционной демократии 60-х годов Чернышевский и Добролюбов по праву считали себя учениками и продолжателями Белинского.

Добролюбов писал в 1859 году в рецензии на «Сочинения» Белинского: «Что бы ни случилось с русской литературой, как бы пышно не развилась она, Белинский всегда будет ее гордостью, ее славой, ее украшением. До сих пор его влияния ясно чувствуется на всем, что только появляется у нас прекрасного и благородного; до сих пор каждый из лучших наших литературных деятелей сознается, что значительной частью своего развития обязан, непосредственно или посредственно, Белинскому... Во всех концах России есть люди, исполненные энтузиазма к этому гениальному человеку, и, конечно, это лучшие люди России!..»

Как правильно здесь указывает Добролюбов, влияние Белинского и его идей виходило далеко за пределы узкого круга профессиональных писателей и критиков. Он был учителем и вождем целого поколения лучших русских людей, учившихся у него страстной, неугасимой любви к русскому народу и безграничной ненависти к темным силам, его угнетавшим.

«Много я ездил по России: имя Белинского известно каждому сколько-нибудь мыслящему юноше, всякому жаждущему свежего воздуха среди вонючего болота провинциальной жизни. Нет ни одного учителя гимназии в губернских городах, которые бы не знали наизусть письма Белинського к Гоголю». Так свидетельствовал в 1856 году в письме к родным И. С. Аксаков, славянофил, которого никак нельзя заподозрить в желании преувеличить влияние Белинского на молодежь 50-60-х годов.

moikompas.ru

БЕЛИНСКИЙ, ВИССАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ | Энциклопедия Кругосвет

БЕЛИНСКИЙ, ВИССАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ (1811–1848), русский литературный критик, публицист. Родился 30 мая (11 июня) 1811 в Свеаборге (ныне Суоменлинна, Финляндия). В 1829–1832 учился на словесном отделении Московского университета. В 1833 становится участником философского кружка Н.В.Станкевича. В 1834–1836 Белинский – ведущий литературный критик журналов «Телескоп» и «Молва». В 1839–1846 сотрудничал в «Отечественных записках», затем – в «Современнике». Умер Белинский в Петербурге 26 мая (7 июня) 1848.

В молодости Белинский пережил глубокое увлечение немецкой философией, эстетикой романтизма, идеями Шеллинга, Фихте, Гегеля. Существенное влияние на него оказали Станкевич и Бакунин, бывшие в ту пору убежденными гегельянцами. О том, насколько эмоциональным было восприятие Белинским гегелевского учения, свидетельствует его признание в письме Бакунину: «Ты показал мне, что мышление есть нечто целое.., что в нем все выходит из одного общего лона, которое есть Бог, сам себя открывающий в творении». Однако верным гегельянцем критик был сравнительно недолго. Уже в начале 1840-х годов он резко критикует рационалистический детерминизм гегелевской концепции прогресса, утверждая, что «судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира». В абсолютном идеализме Гегеля для него теперь «так много кастратского, т.е. созерцательного или философского, противоположного и враждебного живой действительности». На смену восторженному восприятию «разумности» исторического развития приходит не менее страстная апология личности, ее прав и ее свободы: «Во мне развилась какая-то дикая, бешеная, фанатическая любовь к свободе и независимости человеческой личности, которые возможны только при обществе, основанном на правде и доблести».

«Фанатический» персонализм был непосредственным образом связан с его увлечением социалистическими идеалами. Социальная критика Белинским буржуазной цивилизации имела преимущественно этическую направленность: «Не годится государству быть в руках капиталистов, а теперь прибавлю: горе государству, которое в руках капиталистов. Это люди без патриотизма, без всякой возвышенности в чувствах. Для них война или мир значат только возвышение или упадок фондов – далее этого они ничего не видят». Дальнейшая эволюция взглядов Белинского сопровождалась усилением критического отношения к философскому идеализму. «Законы ума, – писал критик, – должны наблюдаться в действиях ума. Это дело логики, науки, непосредственно следующей за физиологией, как физиология следует за анатомией. Метафизику к черту: это слово означает сверхнатуральное, следовательно, нелепость, а логика, по самому своему этимологическому значению, значит и мысль, и слово. Она должна идти своей дорогою, но только не забывать ни на минуту, что предмет ее исследований – цветок, корень которого в земле, т.е. духовное, которое есть не что иное, как деятельность физического». Религиозные убеждения молодости уступают место настроениям явно атеистическим. В 1845 Белинский пишет Герцену, что «в словах Бог и религия вижу тьму, мрак, цепи и кнут». Двумя годами позже в своем знаменитом письме к Гоголю он подвергает суровой критике религию и церковь. Эти настроения позднего Белинского вполне симптоматичны: в российском западничестве начинает доминировать идеология политического радикализма.

 ИТАР-ТАСС ВИССАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ БЕЛИНСКИЙ. Репродукция с рисунка художника Б.Лебедева

Проверь себя!Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»

Кто из основоположников детективного жанра отбывал тюремное заключение за воровство?

www.krugosvet.ru