Глаша и Кикимора. Википедия кикимора


Кикимора (Лядов) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Кикимора — одночастная симфоническая картина А. К. Лядова, написанная им в 1909 году и получившая авторское обозначение фантастическое скерцо op. 63.

История создания

«Кикимора» написана А. К. Лядовым в 1909 году.

Видео по теме

Герой произведения

Кикимора — один из отрицательных персонажей славянской мифологии, подробно описанный в "Сказаниях русского народа" И. Сахарова. Лядов предпосылает своей картинке следующую программу:

«Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной»

Премьера

Премьера скерцо состоялась 12 декабря 1909 года в зале Дворянского собрания Санкт-Петербурга в исполнении оркестра Императорской русской оперы под управлением Александра Зилоти.

Особенности

Инструментовка

Состав оркестра, используемый в "Кикиморе"
Деревянные духовые
1 флейта пикколо, 2 флейты, 2 гобоя, 1 английский рожок, 2 кларнета in B, 1 бас-кларнет, 2 фагота, 1 контрафагот
Медные духовые
4 валторны in F, 2 трубы in B,
Ударные
Литавры, большой барабан, тарелки, 1 ксилофон, 1 челеста
Струнные
Первые скрипки, вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы,

Известные записи

См. также

Примечания

Источники

wikipedia.green

Кикимора — Википедия

Кики́мора (белор. кікі́мара) — русский и, в меньшей степени, белорусский мифологический персонаж[⇨], преимущественно женского пола[⇨], обитающий в жилище человека и в других постройках, прядущий по ночам[⇨] и приносящий вред и неприятности хозяйству и людям[⇨]. Представления о кикиморе известны с XVII века, предполагается также связь её образа с более древними персонажами.[⇨]

Народные поверья производят кикимор от умерших «неправильной» смертью (некрещёных или убитых детей, самоубийц и др.), от проклятых и похищенных нечистой силой детей. Также считалось, что кикимору могут наслать в дом недовольные строители и колдуны, подложив в него магический предмет, чаще куколку, которая затем оживала.[⇨]

Кикимору описывали как низенькую скрюченную неряшливую и безобразную старушку, длиннокосую девушку или женщину, как маленькую девочку или даже как мужика или старика. Согласно различным другим описаниям кикимора может быть очень мала и тонка, с большой головой, длинными руками, короткими ногами, у неё выпученные глаза, мохнатые лапы, есть рожки, хвост, она покрыта перьями или шерстью. Она могла представать и в образе животного. Кикиморы обыкновенно невидимы. Они неугомонны, быстро бегают. Кикиморы могут общаться с людьми человеческой речью и при помощи стука.[⇨]

Согласно народным представлениям, кикиморы обитают в жилых домах, реже — в хозяйственных постройках, в бане, в пустых домах. Появление кикиморы считалось признаком того, что в доме «нечисто», неблагополучно. В большинстве регионов активность кикиморы не привязывалась к определённому времени года, лишь в некоторых местах её причисляли к святочной нечисти. Днём кикимора скрывается от людей в укромных местах строения. Ночью она выходит из укрытия и занимается любимыми делами, на первом месте среди которых прядение и подобные женские работы. Однако работу эту кикимора делала некачественно, так что после неё хозяйкам приходилось всё переделывать.[⇨]

Обыкновенно считалось, что кикиморы причиняют людям различные неприятности: мешают спать и пугают различными звуками, досаждают маленьким детям, наваливаются и душат по ночам, кидаются различными предметами, роняют и ломают вещи, вырывают или выстригают во сне волосы у людей, шерсть у скота, перья у домашней птицы. Активность кикиморы могла даже вынудить хозяев покинуть свой дом. Есть истории, в которых кикимора губит человека. Увидеть кикимору считалось дурным предзнаменованием.[⇨] В народе описывался ряд средств как защититься от кикиморы и даже изгнать её из дома.[⇨]

Представления о кикиморе были довольно расплывчаты. Под этим именем кроме самостоятельного домашнего духа также мог пониматься целый ряд других персонажей.[⇨] Так, под воздействием образов домового и его жены кикимора могла рассматриваться и как полезный домашний дух, помогающий хорошей хозяйке в прядении, работе по дому, уходе за детьми и животными.[⇨] В современной же культуре чаще появляются лесная или болотная кикимора — покрытая травами и мхом безобразная старушка, пугающая и сбивающая с дороги людей и похищающая детей. Кикимора является персонажем ряда художественных произведений.[⇨]

Поверья о кикиморе распространены в основном у русских[1]:61[2]:259 и, в меньшей степени, у белорусов[3]:494 — белор. кікі́мара[4][5], кікімо́ра[6][7]:253. Среди других названий кикиморы: родственные — кики́морка[3]:494[8], кики́мра[3]:494[9], куки́мора (все — Русский Север)[3]:494[8], кики́мор[8][10]:210, ки́ка[10]:210, кы́ка[10]:210, ма́ра́[1]:61-62[11][12][13][14][15], мора[12][15], маруха[13], чучу́мора[16]:47, шиши́мора[1]:62[3][17]:51, шуши́мора[10]:210; прочие — моко́ша, моку́ша, мокру́ха[14][18]:172[19][20], огибошна[14], пря́ха[14][15][21] и самопря́ха[14], пустодо́мка[22], сусе́дка[2]:264, белор. ве́шчыца (Витебская губерния)[5][23]. У украинцев, в Киевской губернии, зафиксированы поверья о существах под названием нічки, обладающих схожими с кикиморами признаками.[10]:210[24] Слово кикимора, без соответствующего комплекса представлений, зарегистрировано и у других славян: диалектное польск. kikimora, kicimora — «привидение; дух, душащий по ночам»[3]:494[25]:708[26]; книжные чеш. и словацк. kykymora — «домовой у древних славян»[3]:494[25]:708, болг. кикимо́ра — «женский злой дух, оборотень»[10]:210[27], сербохорв.  — «страшный призрак»[10]:210. Схожие представления о злом домашнем духе наблюдаются у народов, с которыми русские долгое время жили рядом и находились под взаимным влиянием, например, у коми[28]:44—46 и вепсов[29].

Слово кикимора рассматривают как составное.[8] Происхождение первой части кик- остаётся спорным.[7] Её производят, по одной версии, от балто-славянского[комм. 1] корня *kikъ (кик) / *kykъ (кык) / *kukъ (кук) / *kъkъ — «горбатость, скрюченность»[3]:494[7]:250[30][31], позднее также «горб, насыпь, могильный курган, могила», а также «болото, заболоченная долина»[7]:252, и далее от индоевроп. *keuk- / *kouk- — «изгибать, искривлять; загнутое»[7]:250; отсюда названия демонов: рус. ку́ка — «банный дух»[3]:494[30][31], кука́н — «болотный дух»[7]:251[31], кука́шка — «чёрт»[31], белор. кука — «что-то страшное, живущее в темноте, чем пугают детей»[7]:253, кашубск. kuka — «злой дух, который даётся ведьмой людям»[7]:251, лит. kaukas[lt][3]:494[7]:253[30][31], прус. и латыш. kauks — «домовой, гном»[7]:251[31]. По другой версии, первая часть происходит от звукоподражания кыкать (*kykati) — «кричать (о птицах), издавать резкие звуки, плакать[3]:494[7]:252, 254[8][10]:211, вопить, причитать, хихикать, икать, хрипеть, кудахтать, кукарекать, куковать»[7]:254[25]:708, также кика — «птичий крик»[1]:62. По третьей версии, — от кика (*kyka) — «чуб, прядь, коса; женский головной убор с рогами, иногда напоминающий птицу»[3]:494[7]:254[8][10]:211[25]:708[30], далее «обрубок, культя»[25]:708. В слове шишимора первая часть происходит либо от русских диалектных слов шишить / шишать — «копошиться, шевелиться, делать украдкой»[3]:494; либо от слов шиш, шишко, шишига, которыми называли неопределённую нечистую силу[1]:62[10]:211.

Вторая часть у большинства славян выступает в качестве отдельного слова мара/мора[8][10]:210-211[30][32], под которым фигурируют ряд разнородных мифологических персонажей, часто не персонифицированных: нечто смутное, «странное и непонятное, то, что мерещится, кажется, является в сновидениях, помрачениях ума, забытьи и других изменённых состояниях сознания», «призрак, привидение, наваждение, обман чувств, морок»[12][15]. Вероятно, этот же корень входит в англ. nightmare, фр. cauchemar и др. — «кошмар»[11][25]:81[30]. Возможно, что первая часть была добавлена к слову «мора» в результате табуирования называния демонов по «настоящему» имени у славян в связи с опасением вызвать их таким образом.[7]:253 Слово *mara и его аблаутная форма *mora, по одной гипотезе, восходят к праславянскому *morъ — «смерть» и далее к индоевроп. *mer- — «умирать»[7][12][15][25]:81; согласно другой, ныне преобладающей, версии[25]:81, они восходят к индоевроп. *mā- — «махать рукой, кивать украдкой; морочить, обманывать; колдовать», откуда также слова манить, обман, мановение, махать, маять(ся)[12][15]:494[25]:81; также есть предположения, что мара/мора первоначально значило «болото, стоячая вода»[7]:251[12] и далее «неподвижный, ставать неподвижным»[7]:251; или что мар — это «солнечный жар»[12].

В историко-литературных памятниках кикиморы упоминаются с начала XVII века. Самое раннее из них находится в деле Разрядного приказа 1635—1636 годов по обвинению крестьянина Митрошки (Никифора) Хромого из Галицкого уезда, умершего после третьей пытки в ходе следствия, не дав против себя никаких показаний. В деле говорится, что этот «пущий ведун» насылал на людей нечистого духа, который делал «многие пакости» в доме, губил лошадей и распугивал коровье стадо, «а нечистый дух по их ведовским мечтам кикимора».[8][33][34][35]

Единственное упоминание кикиморы в древнерусской литературе содержится в «Повести душеполезной старца Никодима Соловецкого монастыря о некоем иноке» (1640-е—1650-е годы), действие которой приурочено к 1638 году. Герой-визионер рассказывает следующее[34][35]:

В то время как мы шли из этого города [Костромы] дорогой, которая идёт к Москве, внезапно нам встретился некий бес в женском обличье, простоволосый и без пояса. Хвост её до самого неба торчал, [вертелся] как большой круг, и всякие бесовские грёзы навевал. Сама же взывает, сильно крича, как будто кто-то обидел её или досаждает ей. И она нам сказала: «Согнали сестру мою из Москвы, но, впрочем, вскоре — все будем в Москве». И я подумал, что это должно быть кикимора, которая была в Москве недавно. Когда бесовское наваждение скрылось с наших глаз, мы пошли своей дорогой.

Оригинальный текст (рус.)

Идущим же намъ от града того путемъ, иже к Москвѣ лежащим, и внезаапу срѣте нас видь нѣкин бѣсовескъ, женска обличия имущи, простовласы и без пояса. Ошибъ же ея за нею бысть на воздусь ввыспрь, яко круг великъ зѣло, всякими бѣсовскими мечты испещрен. Сама же вопиетъ, велми кричаще, яко обидима или досаждаема от кого. Глас же ея слышашеся к нам сицевъ: «Согнаша сестру мою с Москвы, но обаче не по мнозѣ времяни и всѣ будем к Москвѣ». И мнѣ мнится, яко се есть зовомая кикимора, иже бысть на Москвѣ не в давных времянех. И тако оно бѣсовское мечтание зайде от очию нашею, мы же своим путем идохом.

Тут можно отметить, что простоволосость и неподпоясанность — характерные черты нечистой силы в представлениях славян.[35] Далее по тексту идёт рассказ о моровом поветрии «язве-постреле», поразившем Москву, — судя по всему, оно воспринималось автором как реализация угрозы кикиморы, особенно если учесть пророческую роль кикиморы и её связь с духами болезней в народных верованиях.[34]

Возможно также, что «предшественницей» кикиморы была «пакостная» качица, упоминаемая в «Слове святого Василия о посте» из «Златой цепи» (XΙV век) и соотносимая, с опорой на севернорусские заговоры, с полуночницей-ночницей.[8][10]:210[31] Также типичным для кикиморы поведением обладают некоторые бесы из житий святых, например, древнего «Жития Феодосия Печерского».[36]

Ряд черт указывает на глубокую древность образа кикиморы и его вероятную связь с образом богини Мокоши[2]:259[14][18]:172, 190[32], которую связывают с прядением, шерстью, покровительством женщинам и домашнему очагу[14]. Также образ кикиморы, возможно, связан с образом божества судьбы[37]:178 и с культом душ усопших предков[37]:178, 467[38]. Есть также предположение, что мара-кикимора — древнейшее имя домового.[8][37]:176[39]

Согласно народным поверьям, появление кикимор, как и остальной нечистой силы, связано с «неправильной» смертью. Кикиморами могли стать умершие некрещёными младенцы[2]:259[38], мертворождённые, недоноски, выкидыши, уродцы без рук и без ног[38], умершие или убитые дети (у белорусов[3]:495 и в Восточной Сибири[40]). Кикимора могла появиться в доме, который построили на могиле самоубийцы, неотпетого покойника (Вятская губерния) или ребёнка[3]:495, или на месте смерти ребёнка (у белорусов[3]:495 и в Восточной Сибири[3]:495[40]). Кикимор производили также от проклятых родителями детей[3]:495[37]:177[38], в том числе ещё во время беременности (у белорусов)[23][41]:184, вследствие чего похищенных или обменянных нечистой силой[3]:495[37]:177[38] или (на Кубани) ведьмами[42] и впоследствии «посаженных» на несколько лет колдунами кому-то в дом[8][9][10]:211, а также от потомства девушек и огненного змея[2]:260[8][37]:177.

Также считалось, что причиной появления кикиморы может быть порча, насланная в качестве мести хозяевам дома колдуном или недовольными оплатой или обращением печниками и плотниками.[3]:495[8][16]:58[38] Наиболее часто указывается, что кикимору напустили, незаметно положив в доме с особым наговором так называемый лекан[8] (манилка[17]:120, ерничинка[16]:59): или сделанную из щепок и тряпочек[3]:495 и иногда смоченную кровью[10]:212[17]:120куклу[3]:495[8], или игральную карту с изображением фигуры, или ножик[8], или отломленный от плывущей по воде «коряжины» (дерева с корнем) сучок[8][37]:177, или обрубок дерева, или просто щепку, или даже жёлтую тапочку[8]. Лекан закладывался под матицу (потолочную балку), между брёвен в переднем углу[3]:495[8], под печкой или за печку[8][комм. 2][37]:177, в подполье, в поленницу[8]. Впоследствии предмет «оживал» и превращался в кикимору.[8][17]:120 В Вятской губернии считали, что кикимору можно привезти в бутылке, в чём обвиняли, например, приезжих татар.[8]

На Русском Севере кикимора обыкновенно представлялась маленькой, сморщенной, скрюченной, горбатой, хромой, безобразной, неряшливой, одетой в лохмотья старушкой[3]:494[8][10]:211, 214[37]:178, 467 (всё это признаки принадлежности к хтоническому миру[37]:178, 467[43]:24). Имеются описания старух, ряженых «кикиморами» на Святки: те одевались в рваную одежду, брали длинную заострённую палку и приходили на праздничное собрание, садились на полати с прялкой между ног, свесив ноги с бруса; девушки смеялись над ряженой и хватали её за ноги, за что она била их палкой.[3]:494[8][37]:471-472 Также кикимора описывалась или как длиннокосая девушка в белой, чёрной или красной рубахе[2]:260[3]:494[8] или нагая[2]:260[8][38], или как женщина в сарафане[1]:64 и в головном уборе (повойнике[2]:260[8], чепце[28]:42, шамшуре[2]:262[8]) или с распущенными волосами[1]:64[2]:260[8], или как маленькая невзрослеющая девочка[3]:494[8][23]. В Восточной Сибири кикимору могли представлять в виде мужчины: мужика[1]:65[3]:494[8][40], попа[8][40], «мохнатого»[8] или белого старика[44] и даже чернобрового, черноглазого парня[8].

Народ представлял себе кикимор также в виде безобразных карликов или малюток, у которых голова с напёрсток, а туловище — тонкое, как соломинка.[37]:177[38][42] В Вологодской губернии считалось, что кикимора настолько хлипкого телосложения, что боится, что её унесёт ветром, а потому не покидает дом.[3]:494[8] Там же думали, что у кикиморы блестящие, навыкате глаза и козьи рожки[1]:66, в Костромской губернии представляли, что у кикиморы мохнатые лапы[3]:496, а некоторые белорусы — что у неё есть хвост[41]:185. Иногда кикимору видели и в образе животного: свиньи, собаки, быка, зайца, утки (Восточная Сибирь)[3]:495[8][40], кошки[37]:177, хомяка (в сказке)[3]:495. Отождествляемая с кикиморой «запечельная» («запечная») мара описывается белорусами как женщина ростом с недельного младенца; с голой кожей или покрытая редкими, короткими перьями, иногда шерстью.[37]:176, 466-467 В русских поверьях зооморфный облик (курица, мышь, змея) у домовой мары редок, чаще это маленькая старушка или «малютка»[37]:176, 466-467[45]:374, иногда с большой головой и длинными руками[45]:374. Некоторые белорусы считают, что у кикиморы очень короткие ноги и она ходит переваливаясь с ноги на ногу.[41]:186 По мнению Ф. С. Капицы, столь разнообразный внешний вид кикиморы обусловлен совмещением в её образе разных пластов верований: от почитания Мокоши до веры в проклятых.[46]

Кикиморы обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать, видеть на далёкое расстояние. Они неугомонны[38], не способны спокойно сидеть — постоянно подпрыгивают (Вологодская и Ярославская губернии)[1]:64[3]:495[8][14]. Они разговаривают по-человечески[2]:261-262[9][40][45]:375, а также могут отвечать стуком на заданные им вопросы (Восточная Сибирь)[3]:495[8][40]. В одной близкой анекдоту быличке кикимора исполняет стуком по просьбе человека песню «Коробушка».[16]:47[47]:131

Согласно народным представлениям, кикиморы обитают в жилых домах, реже — в хозяйственных постройках, в бане, в пустых домах, в кабаках (в самарской сказке).[3]:495[8][10]:215-218 Белорусы считали, что в одном доме может быть сразу несколько кикимор.[4] В отличие от домового, наличие которого считалось обязательным для нормальной жизни в доме, появление кикиморы рассматривалось как признак того, что в доме «нечисто», неблагополучно.[3]:495[16]:47[18]:172 Живя в доме, кикимора, как и остальная нечистая сила[2]:263, скрывается днём от людей, сидя «невидимкой»[1]:63[2]:263[8][48] за печью[1]:62-63[8][38][48], на печи[3]:495[8], на чердаке[3]:495, в голбце или в подызбице[1]:62-63[3]:495[8]. Всё это места связанные с культом умерших[3]:495. По ночам же она выходит проказничать, как оставаясь при этом невидимой, так и иногда принимая зримый образ[1]:62-63[3]:495[48] (хотя есть немало быличек и о дневном появлении кикиморы[16]:49).

В Новгородской и Вологодской губерниях считалось, что кикиморы шалят во все Святки[1]:63[3]:495[8], а в некоторых местах Новгородской губернии считали, что они активизируются только в ночь под Рождество[1]:63[3]:495[8][38] — то есть в переходное время, связанное с культом мёртвых[37]:471. В некоторых областях считали, что кикиморы до Святок живут на улице или на гумне, а после удаляются неизвестно куда.[2]:263[3]:495[10]:214 В Вологодской губернии рассказывали о том, что кикиморы во время Святок, в ненастную погоду, рожают детей, причём страшно стонут и воют; новорожденные же их — шушканы — тотчас по появлении на свет вылетают из избы через трубу на улицу, где и живут до Крещения, 6 (19) января.[1]:67[3]:495[8] В той же губернии кикиморы могли выступать в качестве страшного персонажа — святочного дарителя подарков, прежде всего кукол, которых на самом деле изготавливали родители и клали ночью под лавку.[17]:155-156 Во всех других губерниях считалось, что шишиморы-кикиморы могут проказничать на протяжении всего года.[1]:63[8]

По народным представлениям, больше всего кикимора любит прясть, а также ткать, вязать, плести кружева, шить[1]:63[3]:495[37]:177-178[38] Она берёт веретено, прялку и начатую пряжу, садится прясть в любимом своём месте — в правом от входа углу, около печи, куда обычно сметали мусор, чтобы потом сжечь его[1]:63, или на голбце[8]. В тихие ночи бывает слышно, как они прядут и сучат нитки.[8][38][49] Впрочем, хотя кикимора и прядёт, но от неё, согласно пословице, не дождёшься рубахи[1]:63[3]:495[48], поскольку большей частью она рвёт, мусолит и путает шерсть, жжёт кудель, сучит нить не слева направо, а наоборот; когда же она шьёт, то швы её неровные[3]:495[8]. Над ленивыми девушками насмехались: «Спи, кикимора за тебя спрядёт, а мать выткет».[1]:63[48] До какой бы работы не дотронулась кикимора, её потом будет сложно закончить[45]:376, так, в Калужской губернии считалось, что если услышишь, как кикимора гремит прялкой, то будешь одну кудель прясть целый день, а если кикимора пошьёт у кого, тот одну рубашку в неделю не закончит — всё будет перепарывать[1]:63. В Вологодской области родители и старики пугали кикиморой ленивых прях, ставя им на крыльцо её чучело — наряженный сноп.[17]:220-221 Прядение сближает кикимору с такими персонажами восточных славян, как мокоша[18]:175[37]:178, 468-469[47]:159, мара[8][37]:178, домовой и его жена[2]:262-263[8][37]:178, русалка[2]:262-263[37]:468[47]:159, ночная, полуночница[8] и укр. нічки[18]:175[37]:469, Параскева Пятница[2]:262-263[37]:178, 469[47]:159, народным образом Богородицы[37]:178 и др. Можно отметить, что кикимора, как и остальные эти персонажи, прядут в то время, в которое людям прясть было запрещено: в полночь, по пятницам, в Святки и др.[37]:473-474

Обыкновенно считалось, что кикиморы причиняют людям различные мелкие пакости: мешают спать шумом, стуком, треском, топотом и писком[1]:64[8][37]:177[40], пугают невидимым голосом, свистом, пением, звуком пляски, воем и плачем[2]:261[8][40], щекочут маленьких детей, доводя их до крика[11][47]:160, дёргают за мочки ушей, играют с кошками[50]. Иногда они, подобно домовым и маре, наваливаются ночью на хозяев, как взрослых, так и детей, и душат их[16]:49-50[37]:178[38][40], в том числе, если они легли в неугодном им месте[40]. Есть истории, в которых кикиморы кидаются в людей луковицами из подполья[3]:495[8], обувью[8][16]:51 и кирпичами из печи[8], углями для самовара[16]:51, сбрасывают одежду и подушки с печи[3]:495[8], разбивают посуду[1]:64[3]:495[8][50], распахивают двери[2]:261[8] и бегают из комнаты в комнату[8], разворачивают полы, переворачивают мебель или заставляют её «плясать»[8][40], путают простыни[50] и др. Однако ночная работа кикиморы зачастую не оставляет вещественных следов — посуда, мебель, печи оказываются утром на своих местах и целыми (Забайкалье).[8][40] Можно отметить, что существуют близкие анекдотическим рассказам и сказкам-небылицам былички, в которых на проказы кикиморы ходит смотреть вся деревня, и они воспринимаются людьми скорее как представление, чем как угроза.[51]

Часть приписываемых кикиморе звуков можно попытаться объяснить урчанием кошки, точащими дерево червями, ползанием тараканов и т. п.[49] Также записаны псевдобылички, в которых строители объясняли, как они закладывали «кикимору» в дом: так, в разных углах дома, чтобы «схватить разные ветры», сверлились дырки, в которых вставлялись битые бутылки горлышком наружу, при выдёргивании пробок из которых в доме начинало «выть» как будто по-звериному; или под печь закладывали ртуть в свинце, которая при накаливании начинала «ухать»[16]:63[51][52]; или в толстой кирпичной кладке оставлялись пустоты-зигзаги[53].

Народ также приписывал кикиморе вырывание волос во сне у людей[3]:495[8], выдёргивание догола перьев у кур[1]:66[3]:495[8][16]:54, стрижку или выщипывание догола шерсти у овец[1]:63[3]:495[8][16]:51-52, подобно домовому и хлевнику[37]:178 — езду ночью на лошадях, доводящую тех до усталости (Восточная Сибирь)[1]:65[3]:495[8][40], и даже поедание кур[8]. На Русском Севере считалось, что из состриженной шерсти, волос и перьев кикимора делает постель для скота[3]:495[16]:51, а в Новгородской губернии — что она таким образом «метит» скот и людей[16]:51. В целом кикиморы могли служить олицетворением мелких неполадок в хозяйстве, возникавших вследствие нерадивости в домашних женских работах, в уходе за сельскохозяйственными животными и т. п.[11][54]

Хотя в одних местах считалось, что проделки кикиморы в целом безвредны[23], в других полагали, что кикимора не успокоится, пока не выживет хозяев из дома[1]:64[3]:495[8], впрочем, согласно некоторым историям, кикимора может последовать за ними и в новый дом[2]:262. Кикиморы, посаженные в дом колдунами, обыкновенно были более агрессивными к людям.[9] В Перми в центре города в XIX веке существовал недостроенный дом, в котором, по представлениям местных жителей, хозяйствовала кикимора[8][28], некоторые считали, что она выгнала хозяев из дома[8]; говорили также, что она спасла своё жильё во время городского пожара, отогнав огонь платочком[28]. В симбирской сказке невидимо живущий в кабаке кикимора отцеживает по ночам вино и выживает целовальников, пока самый смелый и «знающий» из них не заключает с ним договор.[8] По некоторым представлениям, кикимора может навести порчу на человека[55] и даже погубить его[3]:495[8]. Есть сибирская быличка, в которой закопанная недоброжелателем у ворот дома кукла оживает и убивает парня.[40] А в одной белорусской быличке соотносимая с кикиморой чушка бегает в доме перед пожаром, в котором погибает девочка.[41]:189

Есть истории, в которых кикиморы появляются в виде покинутого на пути ребёнка; подобранные и пригретые людьми, они убегают, насмеявшись над ними.[38] В Витебской губернии полагали, что кикиморы завидуют живым людям[23], особенно детям[54]. Зафиксированы случаи, в которых за кикимору принимали чужого ребёнка, играющего с детьми.[56]

Считалось, что увидеть кикимору, особенно на печке[2]:263, на пороге[2]:263[8] или с прялкой на передней лавке[1]:64[2]:263[8][57], предвещает смерть кого-то из домочадцев или другое важное событие[2]:263[8]. Когда кикимора начинает плести кружева в подполье и перебирать и стучать коклюшками, подвешенными на кутузе (Вологодская губерния)[1]:64[2]:263[8], или плакать, то быть беде[8][14]. В таком контексте прядение кикиморы может рассматриваться как отголосок образа мифологического персонажа, прядущего «нити судьбы», наподобие древнегреческих мойр.[14][16]:52-53[37] По одной из версий, именно приписывание необъяснимо возникшего беспорядка в петербургском Троице-Петровском соборе в 1722 году воздействию кикиморы и последующая попытка толкования её появления как дурного предзнаменования привели к возникновению легенды о том, что «Петербургу быть пусту»[комм. 3].[58]

Впрочем, в некоторых местах кикимору могли воспринимать и как полезного духа, помогающего умелой и старательной хозяйке: она убаюкивает по ночам маленьких ребят, невидимо перемывает кринки[1]:66[3]:495, допрядает за хозяйкой[3]:495, помогает готовить еду[1]:66[3]:495[8], помогает молоть, ухаживает за скотиной[8], оберегает дом от пожара (Вологодская губерния)[10]:214. Они подсчитывают скот, но досчитать могут только до трёх (Вологодская губерния).[3]:495[10]:213 В таком случае считалось, что кикимора должна быть в каждом доме[16]:46, а её негативные действия, которые обыкновенно считаются беспричинными[16]:54, воспринимались как наказание хозяйке за лень и нерадивость[1]:66[45]:376. В Вологодской губернии не рекомендовалось вносить в дом чертополох, так как его боятся домовой и кикимора.[3]:495[10]:213 По всей видимости, данный комплекс представлений свидетельствует о смешении образа кикиморы с образами домового и его жены.[3]:495

Камень с естественной проточиной — так называемый «куриный бог» или «кикимора одноглазый», якобы защищающий кур от вреда кикиморы

Средства задобрить кикимору, договориться с ней в мифологических рассказах почти не упоминаются. Зато перечислены некоторые способы борьбы с ней.[16]:55[43]:25 Считалось, что кикимора не тронет вещи, если их перекрестить и положить на место с молитвой[1]:66-67[3]:495[8][11] (в ином случае она считает, как и вся нечистая сила, что оставленные вещи принадлежат ей[16]:51). В Вологодской губернии в Крещение крестили рукой или ножом по воздуху окна и двери в избе, а также рисовали кресты мелом, краской или углём[8], ставили крестики из лучинок в каждый угол в избе, в воду, в колодец, в кужлю[17]:241, чтобы не вошли в дом кикиморы и нечистые духи, так как и те, и другие во время освящения воды кидаются всюду[8]. В Белозерском уезде существовало поверье, что если человеку удастся накинуть на кикимору крест, то она замрёт на месте.[1]:63[8][10]:211 А в Витебской губернии утверждали, что если поймать происходящую от умершего или проклятого ребёнка кикимору и выстричь ей на темени крест, то она превратится обратно в человека, но с определённым недостатком, например, кривизной, косоглазием, немотой, заиканием, плохой памятью или слабоумием.[3]:495[23] Также от кикиморы, как и от остальной нечисти, помогают упоминание Бога или, наоборот, грубые ругательства.[3]:495[8][16]:55[40] От разгулявшейся кикиморы могло помочь окропление дома святой водой[8] или проведение в нём молебна[16]:55.

Считалось, что кикимора не любит можжевельник, из веточек которого делали оплетение для

ru.wikiyy.com

Кикимора Википедия

Кики́мора (белор. кікі́мара) — русский и, в меньшей степени, белорусский мифологический персонаж[⇨], преимущественно женского пола[⇨], обитающий в жилище человека и в других постройках, прядущий по ночам[⇨] и приносящий вред и неприятности хозяйству и людям[⇨]. Представления о кикиморе известны с XVII века, предполагается также связь её образа с более древними персонажами.[⇨]

Народные поверья производят кикимор от умерших «неправильной» смертью (некрещёных или убитых детей, самоубийц и др.), от проклятых и похищенных нечистой силой детей. Также считалось, что кикимору могут наслать в дом недовольные строители и колдуны, подложив в него магический предмет, чаще куколку, которая затем оживала.[⇨]

Кикимору описывали как низенькую скрюченную неряшливую и безобразную старушку, длиннокосую девушку или женщину, как маленькую девочку или даже как мужика или старика. Согласно различным другим описаниям кикимора может быть очень мала и тонка, с большой головой, длинными руками, короткими ногами, у неё выпученные глаза, мохнатые лапы, есть рожки, хвост, она покрыта перьями или шерстью. Она могла представать и в образе животного. Кикиморы обыкновенно невидимы. Они неугомонны, быстро бегают. Кикиморы могут общаться с людьми человеческой речью и при помощи стука.[⇨]

Согласно народным представлениям, кикиморы обитают в жилых домах, реже — в хозяйственных постройках, в бане, в пустых домах. Появление кикиморы считалось признаком того, что в доме «нечисто», неблагополучно. В большинстве регионов активность кикиморы не привязывалась к определённому времени года, лишь в некоторых местах её причисляли к святочной нечисти. Днём кикимора скрывается от людей в укромных местах строения. Ночью она выходит из укрытия и занимается любимыми делами, на первом месте среди которых прядение и подобные женские работы. Однако работу эту кикимора делала некачественно, так что после неё хозяйкам приходилось всё переделывать.[⇨]

Обыкновенно считалось, что кикиморы причиняют людям различные неприятности: мешают спать и пугают различными звуками, досаждают маленьким детям, наваливаются и душат по ночам, кидаются различными предметами, роняют и ломают вещи, вырывают или выстригают во сне волосы у людей, шерсть у скота, перья у домашней птицы. Активность кикиморы могла даже вынудить хозяев покинуть свой дом. Есть истории, в которых кикимора губит человека. Увидеть кикимору считалось дурным предзнаменованием.[⇨] В народе описывался ряд средств как защититься от кикиморы и даже изгнать её из дома.[⇨]

Представления о кикиморе были довольно расплывчаты. Под этим именем кроме самостоятельного домашнего духа также мог пониматься целый ряд других персонажей.[⇨] Так, под воздействием образов домового и его жены кикимора могла рассматриваться и как полезный домашний дух, помогающий хорошей хозяйке в прядении, работе по дому, уходе за детьми и животными.

ruwikiorg.ru

Кикимора (Лядов) - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Кикимора — одночастная симфоническая картина А. К. Лядова, написанная им в 1909 году и получившая авторское обозначение фантастическое скерцо op. 63.

История создания[ | ]

«Кикимора» написана А. К. Лядовым в 1909 году.

Герой произведения[ | ]

Кикимора — один из отрицательных персонажей славянской мифологии, подробно описанный в "Сказаниях русского народа" И. Сахарова. Лядов предпосылает своей картинке следующую программу:

«Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной»

— [1]

Премьера[ | ]

Премьера скерцо состоялась 12 декабря 1909 года в зале Дворянского собрания Санкт-Петербурга в исполнении оркестра Императорской русской оперы под управлением Александра Зилоти.

Особенности[ | ]

Инструментовка[ | ]

Состав оркестра, используемый в "Кикиморе"
Деревянные духовые
1 флейта пикколо, 2 флейты, 2 гобоя, 1 английский рожок, 2 кларнета in B, 1 бас-кларнет, 2 фагота, 1 контрафагот
Медные духовые
4 валторны in F, 2 трубы in B,
Ударные
Литавры, большой барабан, тарелки, 1 ксилофон, 1 челеста
Струнные
Первые скрипки, вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы,

Известные записи[ | ]

См. также[ | ]

Примечания[ | ]

Источники[ | ]

encyclopaedia.bid

Кикимора болотная | Фантастические существа вики

Кикимора

Славянская мифология

Рост

около 80 см

Вес

Незначительный

Ареал

Россия и славянские страны

Занятие

Топит людей, сбивает с дороги путников

Кикимора болотная (кикимора лесная, мокруха) — болотный дух из славянской мифологии. Родственница домовой кикиморы.

    Маленькая горбатая старушка с крючковатым носом, длинными, седыми, лохматыми, небрежными волосами, торчащими во все стороны, бледной, немного зеленоватой кожей и перепончатыми пальцами. Кикиморой болотной мог стать похищенный нечистой силой новорожденный ребёнок, а также некрещённая девочка в возрасте до 7 лет, покончившая жизнь самоубийством, утопившись в болоте, либо утопленная в нём кем-либо. Кикимора одевается в меха, вплетает в волосы лесные и болотные растения. В основном кикимора невидима, людям показывается редко.

    Предпочитает в качестве обитания всяческие трясины и топи, где можно утопить человека. Впрочем, иногда, болотных кикимор можно встретить и в лесных прудах и озёрах. Создают себе шалашики из камышей и других болотных растений.

    Иногда болотная кикимора пробирается к людям в дом, чтобы своровать у них новорождённого ребёнка, утащить к себе в болото и превратить в кикимору. Вместо ребёнка она подкладывает в люльку зачарованное полено. Присутствие болотной кикиморы в доме можно определить по мокрым следам на полу. Также, она создаёт мокрое пятно на том месте, где посидит.

    Кикимора болотная, как и её домовая сестра, способна видеть на далёкое расстояние, быстро бегать, при том и по земле, и по небу, насылать кошмары, становится невидимой. Но есть и отличительные способности: болотная кикимора способна создавать блуждающие огоньки, выращивать дурманящие на поверхности болота растения. Способна она, как и домовая, менять своё обличие. Но обличия болотный кикиморы немного отличны от обличий домовой. Так, болотная способна превращаться в лягушку, жабу, гуся, утку и чёрную кошку. Здесь их сближает лишь только чёрная кошка.

    В отличие от домовой кикиморы, болотная не боится можжевельника. Но зато, боится, как и вся нечистая сила, железа (особенно калёного), серебра и святых символов. Также, защитой от неё может послужить огонь. Боится она пения петуха.

    ru.fantasticbeings.wikia.com

    Кикимора | Магия вики | FANDOM powered by Wikia

    Кики́мора (кики́мара, шиши́мора, шиши́мара, сусе́дка, ма́ра) — восточнославянский женский мифологический персонаж, обитающий в жилище человека, приносящий вред, ущерб и мелкие неприятности хозяйству и людям.

    Мифологический образ Править

    Место нахождения: В болотах,в домах. Характер: Мерзкий,хитрый.

    Кикиморы бывают разного происхождения:
    • это младенцы, умершие некрещеными, мертворожденные, недоноски, выкидыши, уродцы без рук и без ног
    • дети от порочной связи с огненным змеем;
    • дети, проклятые своими родителями и потому похищенные или обмененные нечистой силой.

    Кикиморы, как правило, поселяются в помещениях, если под ними был зарыт труп ребёнка, повешенный или неотпетый покойник, также в доме, где по какой-либо причине умерло дитя. Может быть наслана колдуном.

    Кикиморы любят шутить с людьми и иногда появляются в виде покинутого на пути ребенка; подобранные и пригретые людьми, они убегают, насмеявшись над ними. Её представляли по-разному: как хозяйку избы, жену домового или лешего. Кикимора болотная или лесная обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное поленце. Присутствие её в доме можно было легко определить по мокрым следам. От кикиморы можно было защититься словом молитвы, призыванием имени Божьего или же, наоборот, бранью.

    Любимое занятие кикимор — тканье и пряжа. В ночь под Рождество они треплют и жгут кудель, оставленную без молитвы рассеянными пряхами на прялках. Эта особенность в занятиях кикиморы роднит ей с языческой богиней Мокошью, влияние культа которой, вероятно, оставило свой след в образе этого домашнего духа. Изредка кикимору даже считали женской помощницей в выпечке хлеба, мытье посуды, по уходу за скотиной и в убаюкивании детей.

    Считалось, что кикимору можно увидеть перед особыми событиями, значимыми для членов семьи, часто на пороге. Если она плачет или громко стучит коклюшками для кружевного плетения, это предвещает беду, если прядёт, то следовало ожидать чью-то смерть. Если вопросить кикимору, то та может ответить стуком.

    Пойманную кикимору можно было превратить в человека, если выстричь на её темени волосы в виде креста. Однако навсегда останется какой-либо напоминающий о прошлом недостаток: заикание, сутулость, слабый ум.

    В образе кикиморы мы имеем остаток какого-то низшего божества древних славян. Вера в них, вероятно, находится в связи с культом душ усопших предков.

    ru.magia.wikia.com

    Глаша и Кикимора - Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Тип мультфильма Жанр Режиссёр Автор сценария Художник-постановщик Роли озвучивали Композитор Аниматоры Оператор Звукооператор Студия Страна Язык Длительность Премьера IMDb Аниматор.ру
    Глаша и Кикимора
    Кадр из мультфильма

    рисованный

    Сказка

    Александр Мазаев

    Роман Качанов-мл. (псевдоним Р. Губин),Александр Гурьев,Александр Мазаев

    Татьяна Ильина

    Лия Ахеджакова,Светлана Харлап,Всеволод Ларионов,Юрий Волынцев,Людмила Гнилова

    Нина Савичева,

    Андрей Смирнов,Юрий Мещеряков,Александр Мазаев,Иосиф Куроян,Вячеслав Каюков,Владимир Захаров,Галина Зеброва,Александр Панов

    Кабул Расулов

    Владимир Кутузов

    Союзмультфильм

    Россия Россия

    русский

    9 мин. 41 сек.

    1992

    ID 2190304

    ID 3443

    «Глаша и Кикимора» — российский рисованный мультипликационный фильм 1992 года, выпущенный киностудией «Союзмультфильм» по мотивам сказок Алексея Николаевича Толстого «Кикимора» и «Кот Васька» (обе написаны в 1910 году).

    Сюжет[ | ]

    Ночь. В избушке Глаша укачивает свою маленькую сестричку Дунечку. На печке лежит чёрный кот, по старости потерявший все зубы, из-за чего его донимают мыши. Вдруг по стенам ползут странные тени, и в избушке появляется старуха. Она просится переночевать, но Глаша говорит, что родители, когда на ярмарку уезжали, ей строго наказывали: чужих в дом не пускать. Но старуха уговаривает Глашу оставить её, а когда Глаша ложится поспать, старуха похищает маленькую Дунечку и уносит её в лес.

    Глаша бросается в погоню, а старухи и след простыл. Глаша встречает Лешего, который попал в беду — свалился в болото, где его поймал Водяной. Глаша помогает Лешему выбраться (при этом Водяной от обиды превращается в пузыри, которые тут же лопаются), и Леший рассказывает Глаше, что старуха та была Кикимора болотная, и Дунечке грозит опасность: Кикимора может превратить малышку в уродца-. Леший берётся помочь Глаше.

    Глаша подкрадывается к логову Кикиморы, хватает Дунечку и бросается бежать. Кикимора — за ней. Леший мешает Кикиморе и показывает короткий путь Глаше домой. Кикимора от ярости гонится за Глашей до самого села, но дорогу ей преграждает кот, успев окружить Кикимору своими следами, через которые она не может перейти. Кот соглашается пропустить Кикимору в обмен на зубы, висящие на её шее. Кикимора соглашается, но кот, вновь став зубастым, решает проучить Кикимору и набрасывается на неё. Кикиморе удаётся отбросить кота (расставшись при этом со своими волосами, которые на самом деле оказываются париком, и голова Кикиморы становится лысой) и добежать до избушки, да только от злости она не рассчитывает время и слышит крик петуха. А ведь известно, что когда кричит петух, всякой нечисти, если она не спряталась, погибель. Кикимора превращается в облачко пара и сливается с утренним туманом.

    Тут и Солнце встает. Глаша просыпается и, видя мирно спящую Дунечку, решает, что ей это всё приснилось. Но оказывается, что это было на самом деле: кот показывает мышам зубы, полученные от Кикиморы, и те от страха падают с печки.

    Съёмочная группа[ | ]

    • Художники по фонам — Зоя Монетова, Сергей Маракасов, Виктория Макина, Ирина Собянина, Юлия Черкасова
    • Редактор — Елена Никиткина
    • Монтажёр — Галина Смирнова
    • Ассистенты — Татьяна Колосова, А. Ратковская, И. Мазаева
    • Директора картины — Нина Сучкова, Белла Ходова
    • Роли озвучивали:

    Литература[ | ]

    • Толстой А. Н. Русалочьи сказки. — М.: Эксмо, 2012. — 144 с. — (Страна сказок). — ISBN 978-5-699-30697-8. . Сказка «Кикимора» с.57-66.[1] и сказка «Кот Васька».

    Примечания[ | ]

    Ссылки[ | ]

    encyclopaedia.bid