Наши предки Склавины и Анты. Венеды склавины анты


Наши предки Склавины и Анты - НАЧАЛО РУСИ - ИСТОРИЯ - Каталог статей

Склавины и анты

Только в середине VI века сразу два автора достоверно фиксируют появление славян на исторической арене под их собственным именем. Это Иордан, о котором уже упоминалось, писавший на латыни. И Прокопий Кесарийский - византиец, начальник канцелярии Велизария, полководца императора Юстиниана, писавший на греческом языке. В книгах Прокопия, прежде всего в "Войне с готами" (555 г.) и "Гетике" Иордана (551 г.), упоминаются (именно упоминаются) задунайские народы - склавины (Sklaboi - Прокопий, Sclaveni - Иордан) и родственные им анты.

Для этого же времени в Южной Польше и Северо-западной Украине обнаруживается т.н. культура пражского типа - совершенно определённо относимая к славянской.>2514-(13-15)

Приведём сразу два наиболее полных и определённых свидетельства указанных авторов.

Иордан.

Между этими реками лежит Дакия, которую, наподобие короны, ограждают Альпы [горы вообще, здесь Карпаты и с севера Трансильванские Альпы]. У левого [западного] их склона, спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы [Висла], на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами. Склавены живут от города Новиетуна [в Словении] и озера именуемого Мурсианским до Данастра и на север до Висклы [то же, что Вистула]; вместо городов у них болота и леса. Анты же - сильнейшее из обоих [племён] - распространяются от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину; эти реки удалены одна от другой на расстояние многих переходов.>21-67(#34,35) Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, - именно при перечислении племён, - происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинялись власти Германариха.>21-84(#119) Прокопий.

Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всём остальном у обоих этих варварских племён вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи жертв производят гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идёт на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них белый или золотистый и не совсем чёрный, но все они темно-красные. Образ жизни у них, как у массагетов, грубый, без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. В древности оба эти племени называли спорами [рассеянными], думаю потому, что они жили, занимая страну "спораден", "рассеяно", отдельными посёлками. Поэтому-то им и земли надо много. Они живут, занимая большую часть берега Истра, по ту сторону реки. Считаю достаточным сказанное об этом народе.>26: I-299

Как видно, сведений не так уж и много. У Иордана это практически все сведения. У Прокопия рассказано ещё о нескольких нападениях славян на Византию. Но эти рассказы лишь фон, наряду с землетрясением в Греции и наводнением в Египте, на котором развивается основное действие - война за Италию между Византией и Готской державой.

Совершенно очевидно, что начинающееся нашествие славян не представляется политическим писателям столь же эффектным как готское или гуннское. Самое интересное, что оно не представлялось интересным не только авторам, заставшим момент его зарождения, но и более поздним писателям жившим в эпоху его наивысшего развития. Писатели VII века уже как данность воспринимают славянское население Балкан и совершенно не задаются вопросом, откуда же они здесь взялись. Первым историком, задавшимся этим вопросом, оказался ни кто иной, как Нестор.

Оба описания сходятся в названиях двух родственных племён склавинов и антов и расходятся в определении их предков и мест обитания.

Сначала о предках. У Иордана - это венеды, У Прокопия - споры. Т.е. эти два автора совершенно расходятся во мнениях о предках славян. Никто больше из современников славянизации Балкан мнения по этому вопросу не высказывает. Никто из современных историков не пытался отождествлять венедов со спорами, наоборот их разводили географически венеды - на Висле, а споров искали в Причерноморье. Иордан последний из историков Римско-Византийского периода, кто упоминает висленских венедов, на нём традиция Плиния-Тацита-Птолемея пресекается. Прокопий, Агафий, Менандр, Феофилакт Самокатта, Аммиан Марцеллин имени (висленских Е.К.) венетов не употребляют.>22-204(#107)

Римский историк Иордан живёт в Равенне - столице Готской державы. Центром этой державы является Норик и венецианская область - земля венетов, не столько завоёванных, сколько инкорпорированных Римом. О задунайских племенах Иордан знает весьма мало и то, что знает, знает понаслышке, хотя и родился на Нижнем Дунае.

Выше говорилось, что Нестор как первых славян назвал нориков. Предположение, что отождествление нориков и славян у Нестора возникло вследствие самого раннего появления славян именно на границах этой провинции, а возможно и заселения ими оставленного римлянами Норика, находит подтверждение у Иордана, впервые в середине VI века фиксирующего появление славян на границах римского мира именно на границах Норика. Иордан по римской (да и не только римской) традиции переносит на новый народ имя территории, названной в своё время по имени другого народа. Его склавины принадлежат к большей общности, названной венедами по старой памяти. Расселение Иорданом славян-венедов на север до Вислы вполне можно принять как в силу соответствия археологическим данным, так и имея в виду возможность некоторого восстановления после германо-гуннского в V веке прежних связей Норика и висленской области по "янтарной дороге".

Есть ещё один древний текст, в котором имена Sclavus и Nara стоят рядом. В эпитафии Мартину (ум.524 г.) говорится, что он привлёк к Христу разные свирепые племена и далее даётся список, в котором упомянуты, впрочем, практически все известные варвары. Так вот упоминание славян и нориков в этом списке следует друг за другом. Там же, кстати, упоминаются и даки. По мнению Е.Ч.Скржинской, это вкупе со свидетельством ПВЛ достаточное основание для того, чтобы считать, что в VI веке часть славян называли нориками.>22-205,206(#108)

На этом закончим с венетами, упомянув лишь, что Прокопий знает под этим именем венецианских венетов (прошу прощения за тавтологию), упоминая их при перечислении народов, населяющих Италию и окрестности Адриатического моря. По ту сторону залива первыми являются греки, называемые апиротами, вплоть до Эпидамна, который расположен у моря. С ними граничит область Прекамис, за ней та, которая называется Долмацией, и то, что причисляется к Восточной империи. Отсюда далее идут Либурния, Истрия и страна венетов, расстилающаяся до города Ровенны.>26: I,71-72(V-5)

Перейдём к спорам Прокопия. Кстати, касательно отношения Прокопия к "бабушкиным сказкам" приведём здесь два высказывания.

Но помимо этого, многие века, которые протекли со времени тех, кто писал об этих вопросах, внеся новое положение дел, могли изменить то, что было прежде, в силу ли переселения племён, в силу ли следовавшей одна за другой перемены властей и названий; поэтому я счёл крайне возможным всё это точно расследовать и изложить, а не те всем известные мифические легенды или древние сказания, не заниматься расследованием, в каком месте Эвксинского Понта, по словам поэтов, был прикован Прометей; я ведь полагаю, что между историей и мифологией большая разница.>26: II-12(VIII-1)

Теперь в окрестностях Кавказского хребта нигде не осталось ни воспоминания, ни имени амазонок, хотя и Страбон и другие писатели рассказывают о них. Мне кажется, наиболее верным относительно амазонок мнение тех, которые утверждали, что никогда не существовало "отдельного" племени храбрых женщин и что законы человеческой природы не могли быть нарушены только в области Кавказского хребта:...>26: II-17(VIII-3) Итак, споры. Чаще всего их пытаются отождествить со спалеями Плиния, обитающими по Танаису (Дону) и с ещё большим усердием со спалами Иордана, теми, которых на левобережье Днепра победили готы. Прокопий говорит только о территории на север от Истра и никак не упоминает в контексте рассказа о склавинах, антах и их общих предках спалах Северное Причерноморье. Не будем вслед за некоторыми авторами утверждать, что он это имел в виду, но, плохо зная те места, не стал более точно указывать их местоприбывания,>22-189(#70)

За сагинами [живущими после лазов по направлению вокруг Чёрного моря от Трапезунда к Азову] осели многие племена гуннов. Простирающаяся отсюда страна называется Эвлисия; прибрежную её часть, как и внутреннюю, занимают варвары вплоть до так называемого "Меотийского болота" и до реки Танаиса [Дон], который впадает в "Болото". Само это "Болото" вливается в Эвксинский Понт. Народы, которые тут живут, в древности назывались кммерийцами, теперь же зовутся утигурами. Дальше, на север от них занимают земли бесчисленные племена антов.>26: II-20(VIII-5)

За Меотийским болотом и рекой Танаисом [по окружности Понта, т.е. на запад от устья Дона] большую часть полей, как мною было сказано, заселили кутригуры-гунны, за ними всю страну [Здесь, очевидно, имеются в виду степи примыкающие с севера к Перекопу.] занимают скифы и тавры…>26: II-24(VIII-5) Если идти из города Боспора [Керченский полуостров] в город Херсон [Севастополь], который лежит в приморской области и с давних пор тоже пдчинён римлянам, то всю область между ними занимают варвары из племени гуннов… От города Херсона до устьев реки Истра, которую называют также Дунаем, пути десять дней; все эти места занимают варвары. Река Истр течёт с гор страны кельтов и, обойдя северные пределы Италии, протекает по области даков, иллирийцев и фракийцев [явная дань книжной традиции, т.к. среди этносов участвующих в современных автору событиях эти этнонимы не упоминаются] и впадает в Эвксинский Понт.>26: II-25(VIII-5) Такова по Прокопию этническая география Северного Причерноморья. Расстояние между антами-славянами на Дунае и антами на Дону - более 1000 километров. И все эти километры заселены различными другими племенами. Несмотря на очевидную трудность преодоления этого огромного расстояния, авторы Истории Великой Оченьдревней Руси трудностей не убоялись и смело объединили эти два региона в единый древнерусский массив. В качестве связующих звеньев привлеклись сведения Иордана о распространении антов до Днепра (но всё же не до Дона), упомянутый народ Hroes Захария Ритора, росомоны - противники готов в Причерноморье, венеды Иордана, связка споры-спалы и некоторые другие столь же полезные сведения. Самые решительные (Г.В.Вернадский) русов расселяли почти до предгорьев Кавказа. Более осторожные, ограничивались правобережьем нижнего Днепра (Б.А.Рыбаков и советская школа антинорманизма). При этом, как обычно, если исходный текст не соответствует концепции, то нам предлагается "правильный вариант" этого текста (см., например, как Б.А.Рыбаков, перетасовывая фразы ПВЛ, достигает соответствия источника теории). В случае с Прокопием, Е.Ч.Скржинская, стараясь сохранить максимальную корректность, тем не менее, предполагает, что Прокопий не продолжил здесь "ту же строгую последовательность в описании "окружности" Понта Эвксинского, которая соблюдалась им до сих пор".>22-215(#113) Проще говоря, утратил логику и запутался в собственном незнании тех мест и, указывая на север от Танаиса, текущего в нижнем течении почти строго в направлении восток-запад, имел в виду направление на северо-запад от Таманского полуострова, т.е. через Азов к району Мариуполя и далее к Среднему Днепру.

Методика, применяемая к текстам, точно так же применяется и к археологическим данным. Древности сер. I-го тыс. н.э., найденные в лесостепной зоне, включающей и Среднее Поднепровье, были названы "древностями антов". На каком основании? А вот на каком.

Б.А.Рыбаков цитирует выдающегося археолога А.А.Спицына: "При определении антской культуры Спицын исходил из того, что "раз анты были оседлым племенем, район их в этой местности (где-то за Азовским морем) определяется более или менее точно - в полосе лесостепи, на чернозёме" Здесь две ошибки. Ошибка №1. Анты-земледельцы живут на Истре, а севернее Танаиса живут бесчисленные племена антов. Являются ли они земледельцами или скотоводами - это как раз вопрос к археологии, так же как их родство с антами на Истре - вопрос к истории. Вместо вопросов имеем сразу готовый ответ. Ошибка №2 - наведённая, т.е. является следствием первой. Так как очевидно, что на север от Дона места земледельцам нет в обозримых окрестностях, то и здесь древнего автора подправляют, заменяя северное направление на северо-западное и непосредственное соседство на соседство весьма опосредованное: между правобережьем Дона и Средним Днепром обитают кутигуры.>27

Сам Б.А.Рыбаков пошёл дальше, расширив ареал "древностей антов" как во времени - вглубь до IV-V века н.э., так и в пространстве - почти на всё Северное Причерноморье, заодно переименовав их в "древности русов", хотя и первое-то название было всего лишь простым произвольно присвоенным ярлыком. Никаких соответствий этих древностей и доподлинно славянской археологической культуры выявлено не было. Да и их состав этому никак не способствует, так как в основном это клады с вещами либо Византийского происхождения, либо происходящими из позднеантичных городов Северного Причерноморья.>14-44,85

Таким образом, нет никаких убедительных аргументов для отождествления придунайских антов-славян и единственный раз упомянутого Прокопием народа анты, обитающего на север от Танаиса. Более того, про антов-славян Прокопий совершенно определённо говорит, что они живут вблизи Днепра. Большинство из них были гунны, славяне и анты, которые имеют жилище по ту сторону реки Дуная, недалеко от его берега.>26:I-103(V-26)

Точно так же нет никаких оснований для отождествления споров и спалеев и ещё меньше их обоих с антами-танаитами, а всех вместе со славянами. С другой стороны вполне допустимо считать, что спалеи Плиния и спалы Иордана, обитающие в одном регионе - междуречье Днепра и Дона это одно и то же племя, но эта история к нашей никак не относится.

Византийский канцелярист дал вполне наивное объяснение названию славян и антов в древности "споры" - рассеянные, по значению созвучного греческого слова. Подобного рода этимологию принято называть "народной этимологией" и не предавать ей большого значения, что и делает, например, Е.Ч.Скржинская, указывающая ещё на ряд таких же этимологий Иордана. Она пишет, что это был весьма распространённый в средние века приём, например в "Этимологиях" Исидора Севильского VII в. Но оказывается, что ни одно благое начинание средневековых учёных не остаётся без последователей и продолжателей среди наших современников. Спалеи (II в., дельта Дуная) - споры (VI в., левобережье Нижнего Днепра) - поляне (VIII в., Средний Днепр) - поляница (женщина-богатырь) - вот какой изумительный в своей "строгой научной логике" ряд предлагают, заочно согласившись друг с другом, Г.В.Вернадский и Б.А.Рыбаков.

Выше уже говорилось, что Прокопий и Иордан говорят о разных предках славян и антов: венеды у Иордана, споры у Прокопия. Естественно никакой народ не может появиться ни от куда и произойти ни от кого, прародину и предков иметь обязан.

источник

ЗАРАБОТАЙ СО МНОЙ

РУСЬ БЫЛИННАЯ

РАТНАЯ ДОБЛЕСТЬ РУССОВ

wikii.ru

Склавины и анты. Как украли российскую историю

Склавины и анты

Готский историк 6-го века Иордан писал, что славянские народы происходят от одного предка и в настоящее время упоминаются под тремя именами: «венетов, склавинов и антов» (#29).

Склавины известны тем, что в 5-м веке н. э. начали массовую экспансию по Европе.

По мнению исследователей, они выдвинулись с территории Прикарпатья, верховий Днестра, а также правобережья среднего Поднепровья (центром данного региона является г. Львов) одновременно на запад и юг. На западе склавины мигрировали в направлении верховий Вислы, а затем Эльбы. На юге они дошли до Дуная, а затем вторглись в пределы Византийской империи (#30).

При этом, если свидетельствами западной миграции являются только археологические данные, то южная хорошо задокументирована в летописях византийских авторов.

Согласно сохранившимся письменным источникам, в 6-м и 7-м веках склавины осуществили успешный поход через Балканы на Византийскую империю. Вначале самостоятельно, затем в союзе со вторгшимися в Европу аварами.

В результате славянские племена расселились по всей территории Балкан, включая Грецию.

Даже когда в 10-м веке власть Византии над Грецией была восстановлена, она по-прежнему называлась «славянской землей», а легендарный греческий полуостров Пелопоннес до 19-го века носил славянское наименование – Морея (#31).

Со склавинами и антами связано несколько исторических загадок.

1. Они были весьма близкими друг к другу народами.

Однако византийцы хорошо различали их представителей, состоящих на службе империи. Данные археологии также говорят о существенных отличиях в погребальном обряде и женской одежде. Кроме того, по мнению языковедов, указанные народы имели специфические особенности в диалекте.

2. У антов, в отличие от склавинов, обнаружена тесная связь с иранцами: наличие большого числа слов и названий, близких к иранским (иранизмов), а также схожесть имен некоторых богов.

Кроме того, анты имеют странное название. Если название «склавины» явно перекликается со словом «славяне», то название «анты» не имеет очевидных аналогий ни в ранней, ни в более поздней истории.

Единственным народом, близким по названию, являются ханты, проживающие к востоку от Урала.

Данная схожесть выглядит совершенно случайной, если бы не одно «но».

Сами ханты называют себя Kondikhou ? – «люди Конды», а это прямая тропинка к историческому региону Гонда, расположенному на севере Индии (о связи между «восточными» славянами и Северной Индией речь пойдет ниже).

3. До 5-го века н. э. сведений ни о склавинах, ни об антах не было.

Археологические раскопки в Восточной Европе также говорят об отсутствии следов проживания этих народов до нашествия гуннов.

Отсюда и возникла гипотеза, получившая широкое распространение в средневековой Европе, что практически до середины первого тысячелетия нашей эры славяне представляли собой малочисленные полудикие племена, которые непрерывно кочевали по обширным «варварским» территориям и находились на начальном этапе разложения первобытно-общинного строя.

Пытаясь разрешить загадки славянского прошлого, невольно приходишь к выводу, что никаких склавинов и антов до 5-го века н. э. в Европе действительно не было, а история значительной части «западных» и «восточных» славян в течение нескольких тысяч лет протекала… совсем в другом месте.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

document.wikireading.ru

История древней Руси - » Склавины и анты

Древняя Русь до монгольского завоевания

Начало сложения восточнославянских племен относится к далекому прошлому. Ранее других областей Восточной Европы очагом восточнославянской культуры стало Среднее Поднепровье. Оседлые земледельческие племена, жившие в Поднепровье и Поднестровье еще во времена скифов, несомненно участвовали в процессе оформления поднепровских славянских племен.

В начале нашей эры славяне под именем «венедов» впервые упоминаются в письменных источниках (Плиний, Тацит, Пейтингеровы таблицы). Венеды были не единым племенем, а совокупностью ряда племенных образований с некоторыми особенностями языка, быта и материальной культуры в каждом из них, но со все ярче проявляющимися чертами общности. В VI в. Иордан знает уже две группы славянских племен: склавинов (западная ветвь) и антов (восточная ветвь), живущих между Днестром и Днепром и далее на восток. Антов можно считать непосредственными предшественниками восточных славян.

Византийские источники VI в. — Псевдо-Маврикий и Прокопий Кесарииский — рисуют жизнь и быт славян и антов. Они говорят, что славяне и анты живут по берегам рек, озер и болот в жалких, разбросанных далеко друг от друга хижинах. Раскопки подтверждают, что славяне и анты выбирали для поселений берега рек, как представляющие естественные укрепления, с одной стороны, и, с другой — дающие возможность заниматься рыбной ловлей, пасти скот на заливных лугах и, наконец, пользоваться рекой как средством передвижения. «Жалкие хижины», о которых говорят названные источники, — это, по-видимому, летние временные жилища — шалаши рыбаков, охотников, тогда как славяне и анты обитали в больших укрепленных поселениях, достигавших иногда 35 ООО кв. м. Чаще же всего это были небольшие поселения на возвышенных местах, огороженные рвом и валом с частоколом, средним размером в 4500—5000 кв. м, с жилищами полуземляночного типа, иногда связанными между собой крытыми ходами. Такие жилищные комплексы представляли собой поселения большой семьи, семейной общины («задруги», «верви»), ведущей коллективное хозяйство, причем каждая землянка представляла собой жилище брачной пары. Наличие семейной общины свидетельствует о господстве у антов патриархально-родовых отношений.

Анты и славяне занимались земледелием, выращивая главным образом пшеницу и просо, а также скотоводством. Находки при раскопках серпов и железных лемехов свидетельствуют о наличии в лесостепной полосе уже этого времени пашенного земледелия. Большую, а в некоторых местах даже главную роль играли рыбная ловля, охота и бортничество.

Анты жили племенами, управляющимися советом старейшин, что свидетельствует о стадии военной демократии. Племенные вожди заключали между собою союзы, и анты в целом представляли собой союз племен, иногда обладавший значительной силой. Так было, например, в IV в., когда антский князь Бож (Боз) объединил вокруг себя 70 племенных князьков-старейшин. Племенная знать, используя свое положение, накапливала большое количество всяких ценностей. Зарождалась частная собственность. У антов существовало рабство. Пленников они держали недолго, а затем они либо выкупались на свободу, либо оставались полноправными членами племени. Славяне и анты отличались храбростью, свободолюбием, честностью, гостеприимством, целомудрием. Приветливые к друзьям, анты были страшны для врагов. Свирепо и жестоко обращались они со своими неприятелями. Анты почитали бога-громовержца (Перуна), приносили ему в жертву быков, почитали нимф (русалок) и поклонялись рекам и деревьям. Еще в XII—XIII вв., да и позднее, у восточных славян сохранялась вера в священные деревья, колодцы и т. д. Судя по собственным именам (Бож, Доброгост, Целегост, Мезамир), анты говорили на языке, близком к древнерусскому.

В Верхнем Поднепровье, в верховьях Оки и Волги, в глубокой древности, хотя и позднее, чем на среднем течении Днепра, начался процесс формирования земледельческих славянских племен. Однако здесь общественное развитие шло несколько замедленным темпом. Основной формой поселения здесь было маленькое городище с бревенчатыми избами. Городища отстояли довольно далеко друг от друга. Это отличие между югом и севером объясняется тем, что если в условиях лесостепного юга рано укрепилось пашенное земледелие, способствующее более быстрому разрушению коллективного хозяйства патриархальной семейной общины, то на лесном севере дольше господствовало подсечное земледелие, требующее коллективного труда большой семьи.

Подводя итог сказанному, мы можем прийти к выводу, что славяне и анты, как и их предки — венеды античных источников, являются автохтонным населением Восточной Европы.

Обширные пространства Восточной Европы были заселены многочисленными славянскими и неславянскими племенами. На крайнем западе, у Карпат, жили белые хорваты. На восток от хорват простирались земли дулебов, позднее именуемых волынянами или бужанами. Они занимали верхние течения Южного и Западного Бугов. По Днестру, Южному Бугу и Нижнему Дунаю обитали многочисленные племена тиверцев и уличей. Полесье, от Припяти до самого Киева, было занято древлянами. Их соседями с севера были дреговичи, жившие между Припятью и Западной Двиной, а с востока — поляне, обитавшие по среднему течению Днепра. По левому берегу Днепра, в современных Черниговской, Полтавской, Курской и Харьковской областях, жили северяне, на Соже — радимичи, на Оке и у Рязани — вятичи. Северо-запад населяли полочане, новгородские словене и кривичи. Последние распространялись далеко на восток. Славянские племена соприкасались со своими соседями — литовцами, ятвягами, чудью, весью, мерей, мордвой, муромой, емью. Так рисуют нам расселение славян данные письменных источников и археологии.

istoiarusi.ru

Славяне, венеды | Свет вокруг

Славяне, венеды — наиболее ранние известия о славянах под именем венедов, или венетов, принадлежат римским и греческим писателям — Плинию Старшему, Публию Корнелию Тациту и Птолемею Клавдию. По мнению этих авторов, венеды жили вдоль Балтийского побережья между Штетинским заливом, куда впадает Одра, и Данцингским заливом, куда впадает Висла; по Висле от ее верховьев в Карпатских горах и до побережья Балтийского моря. Название венеды происходит от кельтского vindos, что означает «белый». К середине 6 в. венеды делились на две основные группы: склавины (склавы) и анты. Что касается более позднего самоназвания «славяне», то точный смысл его не известен. Есть предположения, что в термине «славяне» заключено противопоставление другому этническому термину — немцы, производимому от слова «немой», т. е. говорящий на непонятном языке. Славяне делились на три группы.

К восточным славянам относились

поляне, древляне, северяне, дреговичи, радимичи, кривичи, полочане, вятичи, словене, бужане, волыняне, дулебы, уличи, тиверцы, хорваты.

Западные славяне

это поморяне, ободричи, вагры, полабы, смолинцы, глиняне, лютичи, велеты, ратари, древане, руяне, лужичане, чехи, словаки, кошубы, словинцы, мораване, поляки.

К южным славянам относились

словенцы, хорваты, сербы, захлумляне, болгары.

Славяне — крупнейшая в Европе группа народов, объединяемая близостью языков и общностью происхождения. Древнейшие исторические сведения о славянах, известных под именем вендов, относятся к I — III вв. н.э. С сер. VI в. наименование «склавены» неоднократно встречается в текстах Прокопия, Иордана и др. Ко 2-й пол. VII в. относятся первые упом. о славянах у арабских авторов. Данные языкознания связывают древних славян с областью Центральной и Восточной Европы — на территории от Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнего Поднестровья и до Среднего Поднепровья на востоке. Северными соседями славян были германцы и балты, составлявшие вместе со славянами северную группу индоевропейских племён. Восточными соседями славян были западноиранские племена (скифы, сарматы), южные фракийцы и иллирийцы, западные кельты. Вопрос о прародине славян остаётся спорным, но большинство исследователей считают, что она находится к востоку от Вислы.

ВЕНДЫ, венеды, венеты, собирательное наименование группы западных славянских племен, некогда (по крайней мере с 631–632) занимавших обширную часть территории совр. Германии между Эльбой и Одером. В 7 в. венды вторглись в Тюрингию и Баварию, где нанесли поражение франкам под командованием Дагоберта I. Набеги на Германию продолжались до начала 10 в., когда император Генрих I начал на вендов наступление, выставив в качестве одного из условий заключения мира принятие ими христианства. Покоренные венды часто восставали, но всякий раз терпели поражение, после чего все большая часть их земель переходила к победителям. В 1147 церковь санкционировала крестовый поход против вендов, одобренный и св. Бернаром Клервоским. Поход сопровождался массовым уничтожением славянского населения, и впредь венды не оказывали германским завоевателям сколько-нибудь упорного сопротивления. На некогда славянские земли пришли немецкие поселенцы, и основанные новые города стали играть важную роль в экономическом развитии северной Германии. Приблизительно с 1500 область распространения славянского языка свелась почти исключительно к Лужицким маркграфствам – Верхнему и Нижнему, позднее вошедшим соответственно в Саксонию и Пруссию, и прилегающим территориям. Здесь, в районе городов Котбус и Баутцен, и проживают современные потомки вендов, которых осталось ок. 60 000 (в основном они католики). В русской литературе их принято называть лужичанами (название одного из входивших в группу вендов племен) или лужицкими сербами, хотя сами они называют себя Serbja или serbski Lud, а их современное немецкое название – Sorben (прежде также Wenden). С 1991 вопросами сохранения языка и культуры этого народа в Германии ведает Фонд по делам лужичан.

Славяне, по мнению многих исследователей, так же как германцы и балты, были потомками скотоводческо-земледельческих племён культуры шнуровой керамики, расселившихся на рубеже 3-го и 2-го тыс. до н. э. из Северного Причерноморья и Прикарпатья по Центральной, Северной и Восточной Европе. Славяне представлены археологаческими культурами, среди которых особое значение имели: тшинецкая, распространённая в третьей четверти 2-го тыс. до н. э. между Вислой и средним Днепром; лужицкая (XIII — IV вв. до н.э.) и поморская (VI -II вв. до н.э.) на территории современной Польши; в Поднепровье — чернолесская культура (VIII — нач. VI вв. до н. э.) невров или даже скифов-пахарей — по Геродоту. Предположительно со славянами связаны подгорцевская и милоградская культуры (VII в. до н. а.-1 в. н. а.). Существовавшая с конце 1-го тыс. до н. э. на Припяти и в Среднем Поднепровье зарубинецкая культура связана с предками восточных славян. Это была культура развитого железного века, её носителями являлись земледельцы, скотоводы и ремесленники.

Во II-IV вв. н. э, в результате движения на юг германских племён (готы, гепиды), целостность территории славян была нарушена, после чего славяне, видимо, разделились на западных и восточных. Основная масса носителей зарубинецкой культуры передвигалась в первых веках н. э. на север и северо-восток по Днепру и Десне. В III-IV вв. в Среднем Поднепровье обитали племена, оставившие Черняховские древности. Некоторые археологи считают их славянами, большинство же — полиэтнической группировкой, включавшей славянские элементы. В конце V в., после падения державы гуннов, началось продвижение славян на юг (к Дунаю, в Северо-западное Причерноморье) и их вторжение в балканские провинции Византии. Племена славян разделились тогда на две группы: антов (вторгшихся на Балканский полуостров через низовья Дуная) и склавинов (нападавших на византийские провинции с севера и северо-запада). Колонизация Балканского полуострова была результатом не переселения, а расселения славян, которые удержали все свои старые земли в Центральной и Восточной Европе. Во второй половине первого тысячелетия славяне заняли Верхнее Поднепровье и его северную периферию, принадлежавшую ранее восточным балтам и финно-угорским племенам. Как анты, так и склавины распались на отдельные племенные группы уже в VII веке. Кроме известных дулебов, вероятно, тогда уже существовали и другие племенные объединения славян, перечисленные в «Повести временных лет»: поляне, древляне, северяне, кривичи, уличи, тиверцы, хорваты и др.

Источник: osoznanie.org

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

polet-dushi.ru

Склавины — WiKi

Большая часть исследователей считает, что позднеантичные «склавины» это славяне. Отмечают, также, что у раннесредневековых авторов Европы славяне упоминаются под названиями «скалавы», «стлавены» и «скловены», а у восточных авторов — под названиями «сакалабы» или «сакалиба». Было высказано предположение, что с помощью сочетания «ск» и «ст» авторы передавали отсутствующий в их языках звук «ч», а самоназвание славян восходит к слову «человек», что распространено у ряда народов (пример — ханты)[2][12].

Многие авторы в своих трудах рядом со склавинами упоминают венедов и антов. Существует несколько гипотез, касающихся того, в каких связях эти народы относятся друг с другом:

  (Первая гипотеза) Схема взаимоотношений между венедами, антами и склавенами. И склавены, и венеды, и анты являются славянами.

Первая гипотеза гласит, что они являются тремя частями славянского народа, которые впоследствии стали южными, западными и восточными славянами, что соответствует языковому разделению славян. Но большинство лингвистов считает, что в VI веке такого деления еще не могло быть (славянская общность распадается с VII в. н. э.). Славяне себя венедами никогда не называли. Этноним «венеды» является кельтским по происхождению (см. Венеты, Адриатические венеты) и убедительно этимологизировать его на основе славянских языков не удаётся[2][13].

  (Вторая гипотеза) Схема взаимоотношений между венедами, антами и склавенами. Кельтский этноним «венеты» был перенесен сперва на пшеворцев, а затем на славян.

Вторая гипотеза гласит, что слова Иордана следует трактовать следующим образом: венеды являются древним народом, от которого произошел целый ряд современных народов, но в основном — склавины и анты[2]. В таком случае, имел место перенос этнонима «венеды» с кельтов сперва на пшеворское население (ассимилировавшее кельтов Юга Польши к началу нашей эры)[14], а затем на славян, что не является редкостью для народов, населявших в разное время одну и ту же местность. Вполне возможно, что германцы стали называть южных пшеворцев венедами и именно поэтому Иордан, пользовавшийся готскими источниками, считает венедов славянами, а Прокопий не сообщает ничего о венедах. Этим экзоэтнонимом славян по сей день называют немцы, и перенявшие у них это название эсты и карелы (см. Венды)[15].

Что же касается антов, то Иордан их отождествляет со славянами, а судя по приведенному им ареалу их обитания (от Днепра до Днестра), археологически антов следует отождествлять с носителями пеньковских древностей. Тем не менее, Иордан различает антов и склавинов, сообщает о войнах между ними и совместном проживании на левобережье Дуная, но говорит о единстве их языка. А. Г. Алексаха считает, что любая археологическая культура, синхронная пражской, не может быть славянской, ссылаясь на критерий бездиалектности (распад славянского языка произошел не ранее VII—VIII в. н.э)[16].

Пеньковская культура формировалась на основе киевской, принадлежавшей западным балтам, и очень сильно отличается от корчакской (пражской)[17]. Помимо этого, в болгарском языке имеются заимствования из западнобалтского, отсутствующие в других славянских языках, и на Балканах имеются западнобалтские топонимы[18][19], что говорит о том, что после выделения из славянской общности предки болгар находились в контакте с западными балтами (в месте совместного нахождения пражско-корчакских и пеньковских материалов — на правом берегу Дуная). Из всего этого можно сделать вывод, что языком антов был какой-то западнобалтский язык[16].

  Пражско-корчакская археологическая культура (склавины)   Пражско-корчаская археологическая культура в V—VI веках на территории современной Украины   Пражско-корчаская археологическая культура в VII веке на территории современной Украины   Славяне на карте Европы 2-й половины VI в. н. э.

В 1-й половине VI в. начинается переселение славян (носителей пражско-корчакской культуры) в Среднее Приднепровье и ассимиляция пеньковцев (антов) славянами. Через какое-то время в этом ареале доминирует пражская керамика (луки-райковецкой культуры) и славянские полуземлянки с печами-каменками[17]. Несмотря на то что ассимилированные анты говорили уже на славянском языке, они всё ещё могли отличаться от славян традициями, одеждой и т. д.[20]. После 602 г. сведения об антах исчезают[21].

Также вполне возможно, что изначальный язык антов был еще ближе к славянскому, чем прусский (принадлежащий к той же западнобалтской группе), что могло создать для позднеантичных авторов ощущение, что это два диалекта одного языка[20].

Помимо венедов, антов и склавинов Иордан упоминает племя спалов в следующем контексте:

  Когда там выросло великое множество люда, а правил всего только пятый после Берига король Филимер, сын Гадарига, то он постановил, чтобы войско готов вместе с семьями двинулось оттуда. В поисках удобнейших областей и подходящих мест для поселения он пришел в земли Скифии, которые на их языке назывались Ойум.

Филимер, восхитившись великим обилием тех краев, перекинул туда половину войска, после чего, как рассказывают, мост, переброшенный через реку, непоправимо сломался, так что никому больше не осталось возможности ни прийти, ни вернуться.

Говорят, что та местность замкнута, окружена зыбкими болотами и омутами; таким образом, сама природа сделала её недосягаемой, соединив вместе и то и другое.

Можно поверить свидетельству путников, что до сего дня там раздаются голоса скота и уловимы признаки человеческого (жилья), хотя слышно это издалека. Та же часть готов, которая была при Филимере, перейдя реку, оказалась, говорят, перемещенной в области Ойум и завладела желанной землей. Тотчас же без замедления подступают они к племени спалов и, завязав сражение, добиваются победы.

Отсюда уже, как победители, движутся они в крайнюю часть Скифии, соседящую с Понтийским морем, как это и вспоминается в древних их песнях как бы наподобие истории и для всеобщего сведения.

Иордан

 

О похожем народе («спорах») сообщает Прокопий и указывает, что так ранее назывались анты и склавины. А Плиний сообщает о «спалеях» — народе, живущем около Танаиса[22].

В III в. н. э. в данном регионе готы могли встретить предков славян, сарматов и балтов (носителей киевской культуры). Учитывая, что римляне были знакомы с сарматами и упомянули бы родство спалеев с ними, этот вариант кажется маловероятным. Отождествлять славян со спалеями неверно, так как в славянских языках (русский, болгарский, польский, кашубский) есть слово «исполин», выводимое от того же корня, а традиция именовать великанов по названию неприятельского народа довольно распространена в мире (например «обр» — великан в чешском, словацком, словенском языках и «hüne» — великан в немецком языке)[23]. Таким образом, наиболее вероятным является, что спалеями/спорами/спалами называли часть представителей киевской культуры[22].

Первые набеги

  Склавины в VI веке

Первые рейды склавинов на Византийскую империю, осуществлявшиеся совместно с антами, происходили во время правления императора Юстиниана I. В 540 году склавины вместе с протобулгарскими кутигурами пришли к воротам Константинополя. В 549 года совершили самостоятельные экспедиции, в ходе которых разорили Иллирию и Фракию, а также достигли берегов Эгейского моря. В следующем году огромное количество склавинов, которого никогда раньше не видели греки, вторглись в Далмацию и Фракию, в первый раз оставшись в пределах империи на зиму. Посланная на них весной 551 года византийская армия потерпела сокрушительное поражение при Адрианополе. В 558 году анты и склавины приняли участие в Великом вторжения кутигуров, достигнув византийского Константинополя и через Фермопилы вглубь Греции. В то время, многие группы склавинов поселились в пределах империи в качестве союзников, поступив на службу императорской армии.

В своей книге «Тайная история» Прокопий Кесарийский так описывает вторжение варварских племен (в числе них и склавинов) в Восточную римскую империю (Византию) во времена василевса (императора) Юстиниана I:

  Поэтому ни одного места, ни одной горы, ни одной пещеры, ни чего-либо другого на римской земле не осталось неразграбленным, причем многим местам случалось подвергнуться разграблению не менее пяти раз. Впрочем об этом и о том, что было совершено мидийцами, сарацинами, склавинами, антами и другими варварами мною рассказано в предшествующих книгах[24].  

В союзе с аварами

На долгое время прекращению самостоятельных набегов склавинов на Византию послужило появление в Европе авар. Между 558 и 560 году они завоевали булгарских кутигуров и утигуров, а также антов. В 561 году они осели рядом с дакийскими склавинами, жившими к северу от нижнего Дуная и подчинили их себе. Аварское владычество над дакийскими склавинами, однако, не было твердым. Использовав перемещение авар в 567 году в Паннонию, склавины отказался платить дань аварам. По приказу своего лидера Добреты были убиты послы кагана авар, которые требовали уплаты дани. Примерно в 578 году, как сообщают греческие летописцы, 100 000 перешли Дунай и вторглись в Грецию. Император Тиберий II заключил союз с аварами, а каган Баян вторгся в Дакию, чтобы отомстить за смерть послов.

Около 574 года авары помогли склавинам завоевать земли Паннонии, а также некоторые земли низов Савы и середины Дуная. В 579 склавинские строители построили переправу через Саву, что позволило аварам в последующие годы осадить и захватить Сирмий (582). Дакийские склавины самостоятельно вторглись между 579 и 583 годами на Балканский полуостров, а затем в течение четырёх лет жили на нём совершенно свободно и без страха, как в своей собственной стране. Византия заключила союз с антами, который заставил склавинов частично вернуться в Дакию и вновь примириться с аварами. В результате этого было усилено аваро-славянское давление на Византию. В 584 году в руки авар попали крепости Виминациум, Августа и Сингидунум. Между 584 и 586 склавины вместе с аварами дважды осаждали Фессалонику.

ru-wiki.org

Склавины Википедия

Склавины (склавены, греч. Σκλάβήνοι, лат. Sclaueni) — общее название всех славянских племен у раннесредневековых и ранневизантийских[4] авторов[5].

Использование этнонима[ | код]

От этнонима «склавины» происходит слово «склавинии» — обозначение социально-политических объединений славянских племён и областей их проживания по сведениям византийских источников VII—X вв.

Впервые это слово («Σκλαυηνίας») использовал Феофилакт Симокатта в труде «История» для обозначения вообще всей области, населенной славянами в конце VI — начале VII в.[6][7].

Первые упоминания[ | код]

Славяне на карте Европы 1-й половины V в. н. э. Славяне на карте Европы 2-й половины V в. н. э.

Впервые этноним «склавины» упоминается в VI в. н. э. в работе «Гетика» (551 г.) Иордана в форме «Sclaveni» и в труде «Война с готами» Прокопия Кесарийского (555 г.) в форме «Sklaboi»[8].

Авторы предоставляют следующую информацию о склавинах:

Ведь племена эти, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща. А также одинаково и остальное, можно сказать, все у тех и у других, и установлено исстари у этих варваров.

Ибо они считают, что один из богов — создатель молнии — именно он есть единый владыка всего, и ему приносят в жертву быков и всяких жертвенных животных. Предопределения же они не знают и вообще не признают, что оно имеет какое-то значение, по крайней мере в отношении людей, но когда смерть уже у них у ног, схвачены ли они болезнью или выступают на войну, они дают обет, если избегнут её, сейчас же совершить богу жертву за свою жизнь; а избежав [смерти], жертвуют, что пообещали, и думают, что этой-то жертвой купили себе спасение.

Однако почитают они и реки, и нимф, и некоторые иные божества и приносят жертвы также и им всем, и при этих-то жертвах совершают гадания. А живут они в жалких хижинах, располагаясь далеко друг от друга и каждый меняя насколько можно часто место поселения. Вступая же в битву, большинство идет на врага пешими, имея небольшие щиты и копья в руках, панциря же никогда на себя не надевают; некоторые же не имеют [на себе] ни хитона, ни [грубого] плаща, но, приспособив только штаны, прикрывающие срамые части, так и вступают в схватку с врагами.

Есть у тех и других и единый язык, совершенно варварский. Да и внешностью они друг от друга ничем не отличаются, ибо все и высоки, и очень сильны, телом же и волосами не слишком светлые и не рыжие, отнюдь не склоняются и к черноте, но все они чуть красноватые.

Образ жизни [их] грубый и неприхотливый, как и у массагетов, и, как и те, они постоянно покрыты грязью, — впрочем, они менее всего коварны и злокозненны, но и в простоте [своей] они сохраняют гуннский нрав.

Да и имя встарь у склавинов и антов было одно. Ибо и тех и других издревле звали «спорами», как раз из-за того, думаю, что они на

ru-wiki.ru

История славян в раннем Средневековье — Традиция

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Один из вариантов границ прародины славян, откуда в IV—V веках они начали своё расселение

Данная статья посвящена истории славян с IV по VIII века́. В это время происходит славянская экспансия с территории Прикарпатья, верховий Вислы и Днестра а также правобережья среднего Поднепровья на запад, юг и восток. Этот процесс подробно описан в византийской и франкской исторической литературе и реконструирован по археологическим данным.

Хотя славяне вступили в раннее Средневековье уже не монолитным народом, а разделённым на три ветви (венедов, склавин и антов), в рассматриваемый период происходит их перегруппировка и окончательно обособляются западные, восточные и южные славяне. Тогда же начинается становление славянских народностей и государств — о дальнейшей истории славян см. посвящённые этим государствам статьи (Великоморавская держава, Киевская Русь, Польша, Сербия, Хорватия и др.).

Появление славян[править]

Файл:Славяне в III-IV вв.jpg Область расселения в III—IV веках венедов (синий цвет, северный ареал пшеворской культуры), склавин (зелёный цвет, южный ареал пшеворской культуры) и антов (красный цвет, подольско-днепровский вариант черняховской культуры), черняховская культура (жёлтый контур), северная граница Римской империи до 270 года и соседние славянам народы. По В. В. Седову[1].

Появление безусловно славянских археологических культур относится лишь к V—VI вв. н. э., соответствуя пражско-корчакской археологической культуре, растянувшейся от Эльбы до Дуная и Днепра (склавины европейских источников), близкой ей пеньковской археологической культуре на территории Украины (анты) и др. Среди историков и археологов нет консенсуса по более ранней истории и географии праславян. Академик В. В. Седов выделяет несколько археологических культур, которые считаются славянскими. По его мнению венеды — это культура эсте на северном побережье Адриатики, датируемая 950—183 гг. до н. э., а славяне — это культура подклешевых погребений 400—100 гг. до н. э. в междуречье Одера и Вислы.

По мнению Б. А. Рыбакова, праславянским следует считать многие археологические культуры центральной и восточной Европы I—IV вв., такие как пшеворская, зарубинецкая, черняховская и т. д. Однако эти культуры имеют тесные связи с ясторфской и скандинавскими культурами, и превосходно соответствуют расселению германских племен, упомянутых в античных источниках (М. Б. Щукин).

Многие ученые (Терпиловский Р. В., Абашина Н. С., Щукин М. Б.) видят прямую переемственность между киевской археологической культурой II—IV вв. и славянскими культурами V—VI вв. О. М. Приходнюк даже предлагал вообще отказаться от термина «киевская культура» и ранние памятники тоже считать пеньковскими. Однако и признание киевской культуры ключевой славянской не решает вопроса о более раннем месте проживания праславян. Среди возможных кандидатов указываются позднезарубинецкая, милоградская, юхновская, чернолесская и другие археологические культуры.

Впервые венеды (возможно, славяне) встречаются в энциклопедическом труде «Естественная история», написанном Плинием Старшим (23/24-79 гг. н. э.). В разделе, посвященном географическому описанию Европы, он сообщает, что Энингия (какая-то область Европы, соответствия которой нет на современных картах) «населена вплоть до реки Висулы сарматами, венедами, скирами…». Возможно, что славяне были упомянуты Птолемеем как ставаны. Ставаны локализуются им вместе с балтами (галиндами и судинами) к юго-востоку от венедов и к северу от аланов. Другой впоследствии славянский этноним, упоминаемый Птолемеем, — вельты (велеты) к востоку от венедов в Поморье.

Иордан упоминает в своих трудах не только венедов, но и склавин и антов.

Венеды, могущественные числом, но при этом плохие воины, были покорены Германарихом (погиб в 378). Позже происходили столкновения готов с антами, возглавляемых Бусом Белояром или Божем. Анты были побеждены, а Бож казнён в 385 [2]. Есть однако версия, которой придерживаются А. Ольрик, Л. Шмидт и Г. В. Вернадский, что Бож и его анты — не славяне, а сарматские племена аланы.

Есть гипотеза об участии славян в походах гуннов и готов и об их расселении на Балканах уже в V веке. Примерно 9 названий византийских крепостей на Дунае, перечисленных Прокопием Кесарийским в книге «О постройках» в числе около сотни, некоторыми исследователями трактуются как славянские. Он также прямо говорит о родстве и одноязычии антов и славян в VI веке.

В III—IV веках в бассейне Вислы существовала пшеворская культура, которую некоторые польские исследователи склонны относить к славянам (венедам), хотя большинство археологов связывают ее с восточно-германскими племенами. Частично славянской считают и черняховскую культуру, но её носителями были также готы и сарматы. Со стороны славян в её создании принимали участие анты, непосредственно им некоторые советские историки приписывали подольско-днепровский вариант культуры.

Расселение славян в первой и второй трети VI века (до аварского вторжения)[править]

Анты и склавины[править]

Византийские писатели VI века знали два крупных славянских народа: антов и склавин. Иордан[2] отмечает, что венеды, анты и склавины родственны (и часто смешивает их) и произошли от одного корня. Из его сообщений видно, что склавины представляли собой западную группу южной ветви славян, анты — восточную группу, а венеды — северную ветвь. Область расселения склавинов простирается от города Новиетуна (Исакча на нижнем Дунае или Новиодун на Саве) и Мурсианского озера (болота в устье Дравы, Нейзидлерское озеро в Венгрии или болота дельты Дуная) до Днестра и Вислы. Анты живут от Днестра до устья Днепра, насколько далеко их земли заходят на север Иордан не знает. Областью распространения венедов Иордан считал «безмерные просторы» от истоков Вислы и предгорий Карпат к востоку и северу.

Прокопий Кесарийский отмечает, что «у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы»[3], в Стратегиконе Псевдо-Маврикия говорится, что анты и склавины «ведут одинаковый образ жизни, у них одни нравы»[4]. В то же время при всём сходстве византийцы по каким-то причинам различали два народа и даже их представителей на службе империи.

По данным археологии различия антов (носители пеньковской культуры) и склавин (пражско-корчакской) были невелики и касались в основном погребального обряда и женской одежды. Существовали различия в диалекте — анты заимствовали большое число иранизмов от автохтонного скифо-сарматского населения северного причерноморья. Имена многих локальных восточнославянских богов (Хорс, Симаргл), да и сам этноним анты имеет иранское происхождение. Кроме того, анты и склавины, очевидно, представяли собой отдельные крупные племенные союзы, не вполне консолидированные, но способные вести согласованную внешнюю политику — известны посольства к антам Византии, к склавинам авар и антские посольства аварам.

Раннеславянский быт[править]

Потрясения, связанные с Великим переселением народов, начавшимся с гуннского вторжения во времена Германариха и Божа, отрицательно сказались на развитии материальной культуры славян, даже больше чем на германской или римской провинциальной. Так, в приписываемой славянам пражско-корчакской культуре практически полностью исчезает и уступает место лепной изготовленная на гончарном круге посуда (составляет от 1 до 15 % находок), бывшая характерной для предшествующих ей пшеворской и черняховской культур, предположительно также отчасти славянских.

Однако если родиной праславян считать не явно германскую пшеворскую и смешанную германско-сарматско-провинциально-римскую черняховскую культуру (готское государство Ойюм), а киевскую культуру (к северу от черняховской), а до нее, в 1-м тысячелетии до н. э. — вероятно, милоградскую, юхновскую и другие культуры (по видимому, с влиянием зарубинецкой), то никакого упадка и резкого изменения образа жизни, уровня технического развития и т. д. в пражско-корчаскской и пеньковской культурах не наблюдается.

Основой экономики было земледелие, среди возделываемых культур в разных регионах преобладала пшеница либо просо, выращивались также ячмень, рожь, овёс. Вторым главным занятием славян было разведение крупного рогатого скота, свиней, овец, кур и уток.

Населённые пункты были преимущественно не укреплённые, состоящие из 8-20 домов (до 92), в ряде регионов они располагались гнёздами на расстоянии 300−400 м. Гнёзда находились на удалении в несколько км. друг от друга. Жилища — полуземлянки, площадью 8-20 м², углублёные в землю на 0,5−1 м, с досчатым или обмазанным глиной полом. Стены — либо срубы, либо столбовые конструкции. Крыши двускатные с деревянным каркасом, крытым соломой. Неотъемлимой частью дома был очаг на западе славянских земель и печь на востоке. На севере, в области распространения славянской суковско-дзедзинской культуры, преобладали срубные полностью надземные постройки.

Ранние направления экспансии[править]

В V веке на юге своего ареала пшеворская культура сменяется пражско-корчакской, которая вначале ограничивалась верховьями Одера, Вислы и Днестра. Другая славянская археологическая культура — суковско-дзедзинская — занимала среднее течение Одера. С VI века появляется и третья — пеньковская культура — от среднего течения Днестра до среднего течения Днепра и даже Северского Донца. В. В. Седов приписывает её антам, но надо заметить, что многие исследователи не считают её славянской.

В VI веке пражско-корчакская культура продвигается на правобережье среднего Днепра. С этого времени можно уверенно считать эти земли населёнными славянами. В 530-х годах славяне начинают вытеснять с территории современной Чехии и верховий Эльбы остатки германского населения, окончательно заселяя эти места после ухода в 568 лангобардов из Моравии в Италию.

Обогнув Карпаты с юга, крупные массы славянского населения — носителей пражско-корчакской (склавинской) и пеньковской (антской) культур — проникают в VI веке в нижнее подунавье и междуречье Дуная и Днестра. Смешавшись с местным дако-романским населением, они образовали ипотешти-кындештскую культуру. Тут славяне столкнулись с Византийской империей и с этого времени непрерывно фигурируют в текстах византийских историков.

Отношения с Византией[править]

Одно из первых столкновений славян с Византией произошло в 493 году, когда полководец Юлиан был сражен в ночном сражении «скифским железом». Принято считать что «скифами» ромеи назвали народы, с которыми им пришлось встретиться впервые: болгар и славян. Ещё раньше, в 450−460-х годах командующим армии во Фракии был «скиф» Анагаст. Это типичное антское имя с окончанием -гаст, то есть Византия уже тогда нанимала антов на службу. Любопытно, что Анагаст сыграл важную роль в изгнании гуннов из Дакии и Бессарабии, чем открыл дорогу славянскому движению к Дунаю.

Впоследствии привлечение славян в императорское войско только расширялось — Византия предпочитала подкупать варваров, а не сражаться с ними. Описывая кампанию Велизария в Италии, Прокопий Кесарийский сообщает об антских и склавинских конных отрядах (537), о склавинских воинах, искусных в маскировке и захвате «языков»[5], Агафий — об анте военном трибуне Дабрагасте.

К началу правления Юстиниана I (527) славяне уже освоились на северном берегу Дуная и начали постоянные набеги на византийские земли. Уже о 531 годе Прокопий Кесарийский в «Истории войн» пишет, что «гунны, анты и склавены уже много раз форсировали [Дунай] и наносили невосполнимый ущерб римлянам». В ответ Юстиниан назначил талантливого полководца Хильбудия (возможно, также анта) главнокомандующим во Фракии с инструкцией не позволить славянам пересекать Дунай. Тот организовал даже несколько карательных экспедиций за пределами империи, но погиб в 534.

Юстиниан попытался столкнуть антов и склавинов между собой, сделал антов союзниками, разместил их воинов в Тирасе около 544 и даже присоединил к своему титулу эпитет «Антский». Склавины, однако в 547−552 совершают непрекращающиеся набеги на Фракию, достигают Далмации и Иллирии. В это же время они впервые остаются в пределах империи на зиму. В 558−559 огромная орда болгар и склавинов под началом хана Забергана разорили Фракию и Македонию, прорвалась за Длинные Стены Константиополя и была отброшена лишь Велизарием. Примечательно, что славяне после этого произвели попытку напасть на столицу Византии с моря на плотах.

Взаимоотношения с аварами и Византией в конце VI — начале VII веков[править]

Аварское нашествие, перемещение части антов на запад[править]

В 558—560 Северный Кавказ и восточное Приазовье подверглось нашествию авар под началом Байана (Баяна), принявшего титул кагана. Его вассалом признал себя Заберган. Византия решила использовать их против болгар и славян и заключила с Байаном союз. К 561 авары достигли страны антов. Последние яростно сопротивлялись, но затем вступили в переговоры. Дипломатом был сын Идарисия и брат Келагаста Мезамир. Мезамир обладал огромным авторитетом среди антов и не чувствовал свой народ побеждённым, вёл себя гордо и надменно. Каган решил убить посла и продолжить войну. Преодолевая сопротивление славян, авары прорвались в Добруджу. Отношения кагана с Византией стали напряжёнными, с тыла ему угрожали непокорные анты, из-за чего он был вынужден двигаться дальше в Паннонию.

Под властью созданного каганата оказались в том числе многие племена славян. Воспоминания об этом времени сохранялись в народной памяти столетиями, о нём есть упоминание в Повести временных лет (XII век). Славянский компонент в населении Аварского каганата был столь велик, что Константин Багрянородный, Иоанн Эфесский, Монемвасийская хроника и др. раннесредневековые источники прямо отождествляют авар и славян.

Археологические данные свидетельствуют о том, что вместе с аварской миграционной волной в Паннонию переселилось большое количество антов. Это положение подтверждается материалами этнонимики: этноним хорваты имеет иранское происхождение и, следовательно, мог зародиться лишь в антской, но не склавинской, среде. Белые хорваты в прикарпатьи, хорваты в Чехии у Крконошских гор, хорваты в Силезии и на верхней Висле и, наконец, хорваты Балканского полуострова маркируют путь, который прошли древние хорваты-анты вместе с аварами. Иранские же корни имеет и этноним сербы, О. Н. Трубачёв возводит их к известным ещё Птолемею сербам, живущим к северу от Кавказа и западу от Волги, позже ославянившимся и увлечёнными аварами на запад.

Аваро-славянское наступление на Византию[править]

Славяне вошли в войско Аварского каганата, кроме того, многочисленные славянские племена продолжали действовать автономно.

Важной ролью славян в каганате было также кораблестроение. В 602 король лангобардов Агилульф по договорённости с каганом прислал опытных итальянских кораблестроителей в Далмацию, основав славянское морское дело, центром которого станет Дубровник. Славянские корабли-однодревки (моноксилы) использовались каганом при форсировании рек, при осаде Константинополя в 626 и др. операциях.

Отношения Византии, склавинов и каганата отличались непостоянством. Согласно Менандру в 578 Тиверий II просил кагана начать войну со склавинами. Каган ещё до этого отправил посольство к князю Давриту с требованием подчиниться. Даврит и его старейшины отвечали: «Родился ли на свете и согревается ли лучами солнца тот человек, который бы подчинил себе силу нашу? Не другие нашею землею, а мы чужою привыкли обладать. И в этом мы уверены, пока будут на свете война и мечи». После последовавшего скандала аварские послы были убиты. Поэтому когда Даврит отправился в поход на Византию, каган выступил против него.

Однако уже в 580 каган вместе с подвластными ему славянами атаковал византийский город Сирмий и взял его в 582. В 584 или 585 поддерживаемый и направляемый аварами (сами они к тому времени заключили мир с империей) Ардагаст напал на Византию, дошёл до Константинополя, но при отступлении был разбит у Адрианополя и лишился части добычи.

В 584 славяне впервые осаждают Фессалоники. В это время сообщается о переселении сотен тысяч славян в разорённую и обезлюдевшую Фракию. По данным археологии тогда же началось проникновение пражско-корчакской керамики на территорию Хорватии, а в сербское подунавье — ещё раньше.

В 590 году Маврикий согласился на унизительный мир с аварами, через год он закончил войну с Персией и получил возможность уладить дела на Балканах. К 592 он вытеснил славянские отряды за Дунай и разместил в Доростоле сильное войско Приска. Он пересёк Дунай, вторгся в земли Ардагаста и разбил его в ночном сражении. Вскоре Приск получил известия от своих агентов о приближении сильной армии славянского князя Мусокия. Византийцы, зная о путях движения неприятеля напали ночью на его лагерь, а Мусокия взяли в плен. После этого события аварский каган выразил протест по поводу вторжения в славянские земли, Приск был вынужден пойти на компромисс и отдать кагану часть пленных и трофеев, за что был смещён императором со своего поста и заменён братом Маврикия Петром. В 597 он атаковал славян, правителем которых был Пирогаст, победил его, но был разбит у реки Гелибакий. После этого Петр был вновь заменён на Приска.

Конец истории антов[править]

В начале VII века анты исчезают из византийских текстов. Феофилакт Симокатта сообщает что в конце правления императора Маврикия (582—602) авары отправили сильное войско во главе с Апсихом на антов с приказанием истребить все племя потому что анты были в то время союзниками ромеев, его сообщение почти дословно повторяет Феофан под 602 годом. Больше Феофилакт не упоминает антов. Видимо, с походом Апсиха (исход которого, однако, неизвестен) и следует связать исчезновение антов с исторической сцены. Невероятно лишь что анты были полностью перебиты — скорее всего, хотя верхушка племени погибла, а земли разорены, многие из них выжили и ассимилировались родственными им склавинами. В связи с этим этноним склавины распространился на все три ветви славян, упомянутых Иорданом.

Эти события, однако, не подорвали славянского могущества. После свержения Маврикия Византия оказалась неспособной оборонять свою дунайскую границу и на Балканы устремились новые славянские потоки.

Славянское движение на север[править]

На славяне суковско-дзедзинской культуры заняли устье Эльбы на рубеже VI и VII столетий.

В V—начале VI века Мазурское поозерье (северо-восток Польши) и более восточные области (бассейн Немана, Западной Двины, верхнее Поволжье и верховье Оки) были заселены племенами балтов и остатками германского населения, сохранившимися с римских времён. Около 550—600 Мазурское поозерье достигает волна переселенцев со среднего Дуная. В 575—675 региона достигает вторая, более мощная волна славян и авар. Впрочем, многие из переселенцев были вскоре ассимилированы местными жителями.

Апогей славянского давления на Византию, крах аварского могущества[править]

Как сообщается в хронике Фредегара, в 623—627 Само возглавил восстание славян (лат. Sclavos, известных, как уточняет хроника, под именем венеды (лат. Winidos)) Моравии против аварского владычества. В том же году славяне прорываются на Крит. Неудачная осада Константинополя (626) персами и аварами, к которой вторые привлекли и подвластных им славян, окончательно подорвала силы каганата. В 630—640 признавать власть кагана (как и императора) отказались славяне Македонии, в это же время, возможно, добились независимости и хорваты.

К 658 славяне, живущие на берегах Вардара, установили контроль над частью побережья Эгейского моря и занялись пиратством, перехватывая византийские корабли, идущие из Фессалоник в Константинополь. Если в VI веке Славянской землёй называли лишь территории за Дунаем, то в VII это название распространялось и на центральные части Балканского полуострова. Патриарх Николай III (1084—1111) отмечал что «218 лет славяне хозяйничали в Греции, и римляне (то есть византийцы — прим. составителей) не смели вообще показываться на Пелопоннесе».

Славяне в Малой Азии и на Ближнем Востоке[править]

Волна славянской миграции на юге достигла Малой Азии. В 668 в районе Никомедии и Никеи расселились славяне из Солуни (сагудаты и гордо-серба). Славянское население зафиксировано во второй половине VII века в районе Антиохии — это были около 5000 воинов, служивших Византии, но перешедших на сторону арабов в 665.

В 688 император Юстиниан II решил восстановить свою власть над слявянизированной Македонией и совершил поход в окрестности Солуни, покорив часть местных славянских племён. Чтобы ослабить славян на Балканах, он переселяет 30 000 славянских семей в Вифинию. Они должны были выставлять империи вспомогательную кавалерию (около 30 000 солдат), приписанную к феме Опсикион. Славяне пользовались автономией, во главе у них стоял славянский же князь Небулос. Однако вскоре 7000 воинов и Небулос перешли на сторону арабов, вероятно, склонённые к этому славянами Сирии. Семьи дезертиров были уничтожены, автономия урезана: место князя занял византийский проконсул. Славяне в Вифинии жили как минимум до X века, упоминаются они и Константином Багрянородным.

Славяно-болгарское царство, этногенез болгар[править]

Около 681 возникло Первое Болгарское царство, в состав которого вошли многие земли, населённые славянами, впоследствии ассимилировавшими пришельцев и сыгравшими основную роль в этногенезе болгар. Этот процесс прослеживается по образованию в VIII—IX веке единой археологической культуры на месте двух предшествующих. Окончательно завершившимся его можно считать к царствованию Курума (803—814), который уже не делал в своих законах никаких различий по этническому признаку среди подданных, тогда же и в Византии термином болгары стали называть всё население Болгарии, не выделяя в нём тюркскую составляющую — первоначальных болгар. При Омуртаге (814—831) была проведена административная реформа: вместо старых, дублирующих племенные ареалы, единиц были введены комитаты с совершенно новыми границами. Этот шаг завершил формирование единой болгарской этнической общности.

Славяне в VIII веке[править]

Европа к 1000 году.

В положении славян на Балканах наступает переломный момент. В 783 Византия провела победоносный поход Ставракия в Элладу и окрестности Фессалоник, в начале IX века будет захвачена вся Морея, но лишь в 940 жившие там милинги и эзериты окончательно покорены. В Греции славяне ассимилируются, но севернее сохраняют национальные особенности и в составе империи.

Продвижение славян на восток[править]

В начале VIII века на левобережье Днепра складывается роменская культура, которую связывают с продвижением сюда с нижнего подунавья больших масс славянского населения. В 750—775 в верхнем Поднепровье формируется культура смоленских длинных курганов. В Приильменьи и Приволховье славяне появляются в 750—800 годах, в Ладоге их присутствие прослеживается с 770 года (время II строительного яруса по Кузьмину-Мачинской).

Славяне, занявшие в VIII веке территории от Подунавья до Балтики, создали единое языковое и культурное пространство, что явилось предпосылкой формирования торгового пути из варяг в греки, сыгравшего важную роль в экономическом развитии региона и образовании русского государства. Уже во второй половине века археологически доказано ведение торговли между славянами в меридианальном направлении. В начале IX века завязываются торговые связи славян с соседними странами, позже путь включается в общеевропейскую транспортную систему.

  1. ↑ В. В. Седов Этногенез ранних славян // Вестник РАН, том 73, № 7, с. 594—605 (2003) http://slavya.ru/trad/history/genezis/sed.htm
  2. ↑ а б Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Упоминания о венедах: §§ 34, 119; о склавинах: §§ 34, 35, 119; об антах: §§ 35, 119, 246 Ошибка цитирования Неверный тег <ref>: название «.D0.98.D0.BE.D1.80.D0.B4.D0.B0.D0.BD» определено несколько раз для различного содержимого
  3. ↑ Прокопий Кесарийский. Война с готами. Книга III, 14
  4. ↑ Маврикий. Стратегикон. Книга XI, глава V
  5. ↑ Прокопий Кесарийский. Война с готами. Кн. I, гл. 27; кн. II, гл. 26

traditio.wiki