Склавины. Венеды анты склавины


Славяне, анты

Славяне, анты

Анты  После II в. славяне на целые четыре столетия сходят со страниц исторических источников и вновь появляются в них только в VI в. у ряда готских и византийских историков, из которых наибольший интерес для нас представляют готский историк Иорнанд, или Иордан и византийский историк Прокопий Кессарийский.

  Иордан в своём сочинении «О происхождении истории гетов или готов» (De Getorum sive Gothorum origine et rebus gestis) говорит о славянах, между прочим, следующее: «За Дунаем лежит Дакия, ограждённая, как венцом, высокими [т.е. Карпатскими. - авт.] горами, по левой, к северу обращённой стороне которых, начиная от верховьев Вислы, живёт на неизмеримом пространстве многолюдный народ виниды (vinidarum natio populosa). Хотя имена их и изменяются теперь по различию родов (per varias familias) и жилищ, однако они большею частью называются славинами и антами. Славины живут от города Новиетунум и озера, называемого Мурсианским, по самый Днестр, а на север - по Вислу; у них болота и леса заменяют города. Анты же, самые сильные из них, живут в окрестностях Понта, от Днестра до Днепра, рек, отстоящих одна от другой на несколько дней пути». По Иордану, венеты (виниды), анты и славы - это три наименования одного и того же народа.

  Второй из названных выше историков VI в., византиец Прокопий в своём сочинении «О готской войне» (Gothica sive bellum Gothicum) говорит о бесчисленных народах антoв, которые занимают «дальнейшие края на север от Меотийского залива», т.е. нынешнего Азовского моря. «Перед тем, - говорит он, - славяне и анты имели одно имя, т.е. в старину они назывались спорами (Sporoi), потому, думаю, что жили расссянно. От этого они занимают такие обширные земли; и точно, большая часть земель по ту сторону Истра (Дуная) принадлежит им».

  Таким образом, судя по указаниям названных историков, к середине VI в. н.э. венеды делились на две основные группы: склавины, или склавы - западные славяне и бесчисленные анты - восточные славяне, занимавшие обширные пространства от Причерноморья и Приазовья на юге и далее во внутрь страны на север и северо-запад в неопределённую беспредельность. Правда, имя народа анты сходит со страниц исторических документов уже в начале VII в., но его следы предположительно до сих пор сохраняются в наименованиях населённых мест на русской территории в форме: Ут (село и река в Могилёвской областе), или Уты (село в Трубчевском районе Брянской области), или Утинка (в Смоленской областе) и другие.

  Учитывая географические данные Иордана (город Новиетунум, т.е. Новый город, или «Новгород», и Мурсианское озеро - по-видимому, озеро Мурсия на р. Драве, по Птоломею), территорию распространения западно-славянских племён можно определять границами древней Паннонии (территория бывшей Австро-Венгрии), Чехо-Словакии и Польши, а также на запад от р. Вислы с северной границей по побережью Балтийского моря, вплоть до р. Эльбы (Лаба), бассейна её притока р. Заалы и на юг к Дунаю между городами Регенсбург и Донауворт. В VIII-IX вв. западная граница этой территории была, по-видимому, этнографической границей, отделявшей славянские племена от залабских германских племён.

  Таким образом исторически засвидетельствовано, что названная выше обширная территория была занята к середине первого тысячелетия нашей эры венедами, т.е. племенами славян и антов. На этой территории к VI в. уже сложился в процессе племенных скрещений, культурно и этнографически выделившийся из общей массы окружающих племён, славянский народ. На основании весьма веских исторических, этнографических и лингвистических данных можно предполагать, что тот же процесс этнографической консолидации протославянских племён переживало в это время и население Балканского полуострова.

  По характеристике Прокопия, славяне и анты имели общий, весьма грубый язык, общий быт, общие верования и обычаи, общую внешность и общий духовный облик. Они сообща предпринимали набеги на римские владения и вместе участвовали в вспомогательных отрядах, двинутых византийцами против готов. Однако другие показания того же источника говорят о том, что славяне и анты представляют собою два отдельных объединения: каждое из них в своих международных отношениях живёт независимой друг от друга политической жизнью, и они не всегда поддерживали мирные, добрососедские отношения. Так, например, при императоре Юстиниане (518-627) анты одни, без славян, переходят Дунай и предпринимают набег на римские владения; анты одни, без славян, состоят на военной службе у византийского правительства и принимают участие в итальянской экспедиции; анты же самостоятельно, независимо от славян, заключают договоры с римлянами и т.д.

Анты  В антах акад. A.A. Шахматов видел предков русских славян. Акад. М.С. Грушевский видел в антах предков только украинского народа. «Решительно не могу согласиться с этим положением, - замечает А.А. Шахматов. - Распадение русского племени произошло позже появления антов в южной России; оно явилось результатом его расселения именно из тех территорий, которые были захвачены, согласно Иордану и Прокопию, антами; в последних вижу поэтому предков всего вообще русского племени». Акад. Н.И. Срезневский считал антов предками уличей и тиверцев, которых «Повесть временных лет» помещает в юго-западном Причерноморье, говоря о них: «... седяху по Бугу и по Днепру и приседяху к Дунаеви; и бе множество их, седяху бо по Бугу и по Днепру оли до моря». В пользу мнения, что уличи и тиверцы были потомками антов, предположительно высказался в 1917 г. и проф. А.А. Спицын в учебном курсе «Русская историческая география».

  Более определённо по этому вопросу тот же автор высказался в 1928 г. в статье «Древности aнтов», где он толкует показание Прокопия о том, что многочисленное племя антов обитает в районе Азовского моря и далее, в смысле «где-то за Азовским морем», и притом в полосе лесостепи, на чернозёме. Именно в такой полосе, говорит проф. Спицын, «начиная от низовье Днестра и до верховьев Дона, известны древности, принадлежащие одной и той же культуре VI-VII вв., которую и приходится признавать антскою. Видимо, эта культура находится под сильным влиянием Византии, и вследствие мирового знaчения последней, если не все, то очень многие её вещи должны повторяться и у других соседних народностей как осёдлых, так и кочевых ...».

  Древнейшие источники, говорящие о лангобардах, начиная с I в. н.э., и отмечающие затем вплоть до V в. их продвижения с берегов Эльбы да юг в Моравию, Венгрию (490), Паннонию (526) и, наконец, в Италию (558), замечают, между прочим, что лангобарды в этом продвижении на юг достигли расположенной где-то на востоке страны по имени Anthab или Antaib. т.е. земли или области антов (Antorum pagus).

  Где лежала эта «страна антов», в точности неизвестно. Предположительно, исходя из показаний этих источников, которые говорят о востоке за землею бургундов, страну антов считали лежащей где-либо на Днестре (в западной части Полесья (Л. Нидерле), или же в верховьях Днестра и Сана в области лесистого Закарпатья (Ф. Вестберг). В.О. КлючевскиЙ в своём «Курсе русской истории» (т. 1), исходя из представления о Прикарпатье как «общеславянском гнезде», откуда впоследствии славяне разошлись в разные стороны, учитывая также показания «Повести временных лет» о нашествии авар на дулебов и замечания арабского географа и историка Али-Абдул-Хасан Масуди (Х в.), что одно из славянских племён, коренное между ними, некогда господствовало над прочими, и это господствовавшее славянское племя называлось валинана, т.е. волыняне, а волыняне те же дулебы, - высказался в том смысле, что дуле6ы господствовали в VI в. над всеми восточными славянами и покрывали их своим именем, как впоследствии все восточные славяне стали зваться русью по имени глазной области в русской земле, ибо Русью первоначально называлась только Киевская область. Таким образом, Ключевский, говоря о существовании у восточных славян на Карпатах в VI в. «большого военного союза под предводительством князя дулебов», тем самым разрешал проблему об антах в том смысле, что это были дуле6ы, а организующим центром антского племенного союза считал Волынь.

  Новейшие исследования учёных, построенные на сравнительном изучении письменных источников и материалов археологических раскопок, дали весьма убедительные основания видеть область распространения «бесчисленных антских племён» на территории лесостепной полосы от устья Дуная (она опускается здесь почти до самого Чёрного моря) и далее на северо-восток в направлении на Киев, Чернигов, Полтаву, Курск и Воронеж, причём степь освоена антами лишь частично. Это та самая территория, на которой ещё не так давно в прошлом мы видели скифские племена и на которой вскоре после антов увидим восточно-славянские племена уличей, тиверцев, отчасти древлян, полян, волынян, отчасти радимичей, северян и отчасти вятичей.

  Таким образом, как в территориальном, так и в культурно-этнографическом отношениях анты представляют собою связующее звено между скифами и позднейшими восточными или русскими славянами. О славянщине языка антов, помимо прямых показаний источников, говорят также и называемые этими источниками собственные имена антов - Доброгаст, Всегорд, Бож, Межамир, Келагаст и т.п. «Открытие изумительной приемственности культовых изображений между скифо-сарматским миром и позднейшим славянским, - замечает В.А. Рыбаков, - позволяет предполагать, что анты были неизбежным промежуточным звеном, восприявшим часть скифо-сарматских религиозных представлений и передавшим их Киевской Руси, а через неё и далее».

  У Иордана имеются и некоторые исторические подробности, касающиеся антов IV в. Он рассказывает о том, что тотчас после вторжения в 376 г. гуннов, готский король Винитар напал на антов и, хотя вначале был разбит антами, однако же потом осилил их и распял короля их Божа вместе с его сыновьями и семьюдесятью начальниками.

  С именем антского короля Божа акад. А.А. Шахматов связывал известное место в «Слове о полку Игореве»: «Се бо готьскыя красныя девы въспеша на брезе синему морю, звонячи руским златом: поють время Бусово, лелеють месть Шароканю», видя в нём отклик старого готского предания, ведущего; начало со времени, когда Винитар победил Божа.

  Впервые имя ант встречается в относящихся к III в. н.э. греческих надписях из Керчи.

  Решительный удар по могуществу антов был нанесён уйгурским племенем аваров. Когда в половине VI в. н.э. авары впервые явились на территирию нынешней Украины, они столкнулись здесь в Причерноморье с антами. Анты отправили к аварам послом своего знатного сородича Межамира (сына Идаризия и брата Келагаста). Посол Межамир гордо держал себя перед аварами, и они убили его. Этого убийства анты не сумели отомстить аварам. Поэтому авары стали ещё свободнее нападать на страну антов и в середине VI в. покорили её. Когда после этого авары ушли на запад и заняли Сирмию (впоследствии сербская область Срем), а в 568 г. всю славянскую Паннонию, анты, ставши вновь свободными, отдали себя на службу восточно-римскому императору Маврикию (582-602) для борьбы против авар и славян. Ввиду этого аварский хакан в 602 г. отправил против антов карательную экспедицию под начальством Апсиха с поручением разгромить и уничтожить этот народ.

Анты

  Чем закончилась эта экспедиция, неизвестно, но имя aнтoв - народа, который ещё так недавно характеризовался Прокопием как народ бесчисленных племён, совершенно исчезло со страниц истории. О нём уже больше не упоминает ни один ни римский, ни византийский источник.

  Этот факт исчезновения антов представляется историкам своего рода загадкой. Одни из них предполагают, что аварская экспедиция Апсиха действительно совершенно уничтожила антов. Другие считают, что анты в качестве союзников римлян перешли на Балканский полуостров, были водворены здесь на жительство, а затем растворились среди болгар. Наконец, Шафарик, а вслед за ним и многие другие полагали, что под нажимом авар анты отошли в глубь России и здесь стали основою всего русского или только украинского народа, либо, по крайней мере, племени русских вятичей, которое позже выступает на верхней и средней Оке.

  Конечно, не может быть и речи о поголовном уничтожении антов аварами. Как мы уже знаем, анты были известны в Византии как самая сильная группа славянских племён, и если бы в 602 г. они действительно были уничтожены аварами, то об этом византийские историки никоим образом не могли бы умолчать. Между тем о каком-либо поражении антов аварами или, тем более, о полном их уничтожении византийские источники ничего не говорят. Гораздо естественнее предположить, что молчание византийцев об антах после смерти Маврикия было вызвано новым сложившимся здесь положением вещей. Дело в том, что до тех пор византийское правительство вело упорную борьбу за Дунай, как естественную границу, предохраняющую Восточно-римскую империю от вторжения северных варваров. В связи с этим отношения, складывавшиеся на Дунае и на его левом побережье, были предметом исключительных забот римского правительства и поэтому находили своё отражение у историков. При ближайших же преемниках Маврикия, императорах Фоке (602-610) и Ираклии (610-641), охрана дунайской границы вынужденно была снята ввиду чрезвычайных внутренних и внешних осложнений, переживавшихся в это время империей - социальной революции при Фоке и напряжённой войны с персами и арабами при Фоке и Ираклии. В это время дунайская граница не могла интересовать правительство, да в его распоряжении не было ни сил, ни средств для надлежащей её охраны. Вскоре после этого на северо-востоке византийской территории (в Добрудже, Делиормане и Герилове) возникла первая славянская держава болгар, официально признанная византийским правительством на основании договора, заключённого с болгарами в 679 г. В связи с этим сфера византийских интересов и северная граница империи отодвинулись к югу, сначала к предгорьям Старой Планины (главный Балканский хребет), а затем и далее, почти к самым стенам столицы. Поэтому анты, которые раньше сидели за Дунаем, в ближайшем соседстве с империей, перестали иметь непосредственное с нею соприкосновение, перестали существовать для неё как опасный противник, а вместе с этим прекратились и упоминания о них у византийских историков.

  Начиная со второй половины VII в., на полуострове сложилось первое славянское государство - Болгария, возникшее вначале в целях самообороны придунайских славянских племён против аварских вторжений. Несколько ранее, но в том же веке, в среде западных славян возникает племенной союз во главе с Само (627-662) для отпора хищническим насилиям тех же авар. В это время восточные славяне, объединённые в мощный антский союз племён, продолжают жить на своих прежних местах. В своём хозяйственном, культурном и общественно-политическом развитии они уже к VII в. достигают таких высот, которые дают основание историку характеризовать общий уровень их развития как высшую ступень варварства, т.е. ту ступень, которой норманны достигли, по Энгельсу, только к IX в. Тем самым антский союз племён смог заложить прочные основы для образования из своих социальных недр в IX в. первого восточно-славянского государства - Киевской Руси.

  Многие явления киевской жизни Х-ХI вв. уходят корнями в антскую культуру: земледелие, скотоводство, рабство, сожжение рабынь на могиле князя, накопление сокровищ и т.п. Киевские князья Х в. говорили на том же языке, что и анты в VI в., верили в того же Перуна, плавали на тех же «моноксилах» по тем же антским путям.

  Анты - не только предки восточных славян, но и создатели всей их культуры. Предшественниками Олега и Игоря были Межамир Идарич, Хвилибуд и неизвестные нам по именам владельцы приднепровских кладов.

  Начало в IX в. грабительских набегов норманнов, привлечённых богатством Киева и его окружения, норманнов, только что вступивших в ту стадию развития, которую приднепровские славяне уже изживали, никакой эпохи не составило и не могло составить. Варяги не могли составить никакой новой культуры, не могли повлиять на способ производства, на социальные отношения: горсточка искателей приключений попала в старую, устойчивую приднепровскую культурную среду и очень быстро совершенно растворилась в ней. «Варяжская закваска» - это недоброкачественный миф, созданный норманистами. Предпосылки для создания государства Ярослава Мудрого начали накапливаться не в IX в., а за триста дат до варягов, в силу чего в историю Киевской Руси надо начинать не с Рюрика и Олега, а с Божа и Межамира, с первых походов на Византию в VI в.

  Начиная с 40-х годов VII в., анты подвергаются нападениям хазар, подчинивших себе сначала славянские (антские) племена на восток от Днепра, а позже и полян на правом его берегу. По теории А.А. Шахматова, усвоенной и проф. Л. Нидерле, анты под нажимом авар и хазар отступили во внутрь России на Дон и Оку, в район, где в Х-ХII вв. сидело сильное славянское племя вятичей.

  Так представляла себе исторические судьбы антов старая наука, исходившая из представления об антах как иб одном командном племени, игравшем господствующую роль в ряду соседних восточнославянских племён. Мы же рассматриваем антов этнографически как целый комплекс восточно-славянских племён, конкретный племенной состав которого обрисовался несколько позже, предположительно с VIII в., в том виде, как о нём говорит киевский летописец. Этот комплекс племён целиком или частично входил в антский военно-демократический союз племён, имевший во главе мощную военно-дружинную организацию, возглавлявшуюся вождём, вроде уже известного нам Божа, погибшего в 376 г., или Межамира, убитого аварами в 558 г., или, наконец, Маджака, упоминаемого арабским историком Масуди, убитого византийскими войсками на Дунае в 593 г.

        

www.othist.ru

Склавины Википедия

Склавины (склавены, греч. Σκλάβήνοι, лат. Sclaueni) — общее название всех славянских племен у раннесредневековых и ранневизантийских[4] авторов[5].

Использование этнонима

От этнонима «склавины» происходит слово «склавинии» — обозначение социально-политических объединений славянских племён и областей их проживания по сведениям византийских источников VII—X вв.

Впервые это слово («Σκλαυηνίας») использовал Феофилакт Симокатта в труде «История» для обозначения вообще всей области, населенной славянами в конце VI — начале VII в.[6][7].

Первые упоминания

Славяне на карте Европы 1-й половины V в. н. э. Славяне на карте Европы 2-й половины V в. н. э.

Впервые этноним «склавины» упоминается в VI в. н. э. в работе «Гетика» (551 г.) Иордана в форме «Sclaveni» и в труде «Война с готами» Прокопия Кесарийского (555 г.) в форме «Sklaboi»[8].

Авторы предоставляют следующую информацию о склавинах:

Ведь племена эти, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща. А также одинаково и остальное, можно сказать, все у тех и у других, и установлено исстари у этих варваров.

Ибо они считают, что один из богов — создатель молнии — именно он есть единый владыка всего, и ему приносят в жертву быков и всяких жертвенных животных. Предопределения же они не знают и вообще не признают, что оно имеет какое-то значение, по крайней мере в отношении людей, но когда смерть уже у них у ног, схвачены ли они болезнью или выступают на войну, они дают обет, если избегнут её, сейчас же совершить богу жертву за свою жизнь; а избежав [смерти], жертвуют, что пообещали, и думают, что этой-то жертвой купили себе спасение.

Однако почитают они и реки, и нимф, и некоторые иные божества и приносят жертвы также и им всем, и при этих-то жертвах совершают гадания. А живут они в жалких хижинах, располагаясь далеко друг от друга и каждый меняя насколько можно часто место поселения. Вступая же в битву, большинство идет на врага пешими, имея небольшие щиты и копья в руках, панциря же никогда на себя не надевают; некоторые же не имеют [на себе] ни хитона, ни [грубого] плаща, но, приспособив только штаны, прикрывающие срамые части, так и вступают в схватку с врагами.

Есть у тех и других и единый язык, совершенно варварский. Да и внешностью они друг от друга ничем не отличаются, ибо все и высоки, и очень сильны, телом же и волосами не слишком светлые и не рыжие, отнюдь не склоняются и к черноте, но все они чуть красноватые.

Образ жизни [их] грубый и неприхотливый, как и у массагетов, и, как и те, они постоянно покрыты грязью, — впрочем, они менее всего коварны и злокозненны, но и в простоте [своей] они сохраняют гуннский нрав.

Да и имя встарь у склавинов и антов было одно. Ибо и тех и других издревле звали «спорами», как раз из-за того, думаю, что они населяют страну, разбросанно расположив свои жилища. Именно поэтому они и занимают неимоверно обширную землю: ведь они обретаются на большей части другого берега Истра, по ту сторону реки. Считаю достаточным сказанное об этом народе[9].

Прокопий Кесарийский

Между этими реками лежит Дакия, которую, наподобие короны, ограждают Альпы. У левого их склона, спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами.

Склавены живут от города Новиетауна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра, и на север — до Висклы, вместо городов у них болота и леса.

Анты же — сильнейшие из обоих [племен] — распространяются от Данастра до Данапра, там где Понтийское море образует излучину; реки эти удалены одна от другой на расстояние многих переходов.

Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, — именно при перечислении племен, — происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха[10].

Иордан

В VII веке о склавинах, «называемых венедами», упоминает Фредегар Схоластик, повествуя о создании государства Само[11].

Принадлежность к славянам

Большая часть исследователей считает, что позднеантичные «склавины» это славяне. Отмечают также, что у раннесредневековых авторов Европы славяне упоминаются под названиями «скалавы», «стлавены» и «скловены», а у восточных авторов — под названиями «сакалабы» или «сакалиба». Было высказано предположение, что с помощью сочетания «ск» и «ст» авторы передавали отсутствующий в их языках звук «ч», а самоназвание славян восходит к слову «человек», что распространено у ряда народов (пример — ханты)[2][12].

Многие авторы в своих трудах рядом со склавинами упоминают венедов и антов. Существует несколько гипотез, касающихся того, в каких связях эти народы относятся друг с другом:

(Первая гипотеза) Схема взаимоотношений между венедами, антами и склавенами. И склавены, и венеды, и анты являются славянами.

Первая гипотеза гласит, что они являются тремя частями славянского народа, которые впоследствии стали южными, западными и восточными славянами, что соответствует языковому разделению славян. Но большинство лингвистов считает, что в VI веке такого деления еще не могло быть (славянская общность распадается с VII в. н. э.). Славяне себя венедами никогда не называли. Этноним «венеды» является кельтским по происхождению (см. Венеты, Адриатические венеты), и убедительно этимологизировать его на основе славянских языков не удаётся[2][13].

(Вторая гипотеза) Схема взаимоотношений между венедами, антами и склавенами. Кельтский этноним «венеты» был перенесён сперва на пшеворцев, а затем на славян.

Вторая гипотеза гласит, что слова Иордана следует трактовать следующим образом: венеды являются древним народом, от которого произошел целый ряд современных народов, но в основном — склавины и анты[2]. В таком случае имел место перенос этнонима «венеды» с кельтов сперва на пшеворское население (ассимилировавшее кельтов Юга Польши к началу нашей эры)[14], а затем на славян, что не является редкостью для народов, населявших в разное время одну и ту же местность. Вполне возможно, что германцы стали называть южных пшеворцев венедами и именно поэтому Иордан, пользовавшийся готскими источниками, считает венедов славянами, а Прокопий не сообщает ничего о венедах. Этим экзоэтнонимом славян по сей день называют немцы и перенявшие у них это название эсты и карелы (см. Венды)[15].

Что же касается антов, то Иордан их отождествляет со славянами, а судя по приведенному им ареалу их обитания (от Днепра до Днестра), археологически антов следует отождествлять с носителями пеньковских древностей. Тем не менее, Иордан различает антов и склавинов, сообщает о войнах между ними и совместном проживании на левобережье Дуная, но говорит о единстве их языка. А. Г. Алексаха считает, что любая археологическая культура, синхронная пражской, не может быть славянской, ссылаясь на критерий бездиалектности (распад славянского языка произошел не ранее VII—VIII в. н.э)[16].

Пеньковская культура формировалась на основе киевской, принадлежавшей западным балтам, и очень сильно отличается от корчакской (пражской)[17]. Помимо этого, в болгарском языке имеются заимствования из западнобалтского, отсутствующие в других славянских языках, и на Балканах имеются западнобалтские топонимы[18][19], что говорит о том, что после выделения из славянской общности предки болгар находились в контакте с западными балтами (в месте совместного нахождения пражско-корчакских и пеньковских материалов — на правом берегу Дуная). Из всего этого можно сделать вывод, что языком антов был какой-то западнобалтский язык[16].

Пражско-корчакская археологическая культура (склавины) Пражско-корчаская археологическая культура в V—VI веках на территории современной Украины Пражско-корчаская археологическая культура в VII веке на территории современной Украины Славяне на карте Европы 2-й половины VI в. н. э.

В 1-й половине VI в. начинается переселение славян (носителей пражско-корчакской культуры) в Среднее Приднепровье и ассимиляция пеньковцев (антов) славянами. Через какое-то время в этом ареале доминирует пражская керамика (луки-райковецкой культуры) и славянские полуземлянки с печами-каменками[17]. Несмотря на то что ассимилированные анты говорили уже на славянском языке, они всё ещё могли отличаться от славян традициями, одеждой и т. д.[20]. После 602 г. сведения об антах исчезают[21].

Также вполне возможно, что изначальный язык антов был ещё ближе к славянскому, чем прусский (принадлежащий к той же западнобалтской группе), что могло создать для позднеантичных авторов ощущение, что это два диалекта одного языка[20].

Помимо венедов, антов и склавинов Иордан упоминает племя спалов в следующем контексте:

Когда там выросло великое множество люда, а правил всего только пятый после Берига король Филимер, сын Гадарига, то он постановил, чтобы войско готов вместе с семьями двинулось оттуда. В поисках удобнейших областей и подходящих мест для поселения он пришел в земли Скифии, которые на их языке назывались Ойум.

Филимер, восхитившись великим обилием тех краев, перекинул туда половину войска, после чего, как рассказывают, мост, переброшенный через реку, непоправимо сломался, так что никому больше не осталось возможности ни прийти, ни вернуться.

Говорят, что та местность замкнута, окружена зыбкими болотами и омутами; таким образом, сама природа сделала её недосягаемой, соединив вместе и то и другое.

Можно поверить свидетельству путников, что до сего дня там раздаются голоса скота и уловимы признаки человеческого (жилья), хотя слышно это издалека. Та же часть готов, которая была при Филимере, перейдя реку, оказалась, говорят, перемещенной в области Ойум и завладела желанной землей. Тотчас же без замедления подступают они к племени спалов и, завязав сражение, добиваются победы.

Отсюда уже, как победители, движутся они в крайнюю часть Скифии, соседящую с Понтийским морем, как это и вспоминается в древних их песнях как бы наподобие истории и для всеобщего сведения.

Иордан

О похожем народе («спорах») сообщает Прокопий и указывает, что так ранее назывались анты и склавины. А Плиний сообщает о «спалеях» — народе, живущем около Танаиса[22].

В III в. н. э. в данном регионе готы могли встретить предков славян, сарматов и балтов (носителей киевской культуры). Учитывая, что римляне были знакомы с сарматами и упомянули бы родство спалеев с ними, этот вариант кажется маловероятным. Отождествлять славян со спалеями неверно, так как в славянских языках (русский, болгарский, польский, кашубский) есть слово «исполин», выводимое от того же корня, а традиция именовать великанов по названию неприятельского народа довольно распространена в мире (например «обр» — великан в чешском, словацком, словенском языках и «hüne» — великан в немецком языке)[23]. Таким образом, наиболее вероятным является, что спалеями/спорами/спалами называли часть представителей киевской культуры[22].

История

Первые набеги

Склавины в VI веке

Первые рейды склавинов на Византийскую империю, осуществлявшиеся совместно с антами, происходили во время правления императора Юстиниана I. В 540 году склавины вместе с протобулгарскими кутигурами пришли к воротам Константинополя. В 549 года совершили самостоятельные экспедиции, в ходе которых разорили Иллирию и Фракию, а также достигли берегов Эгейского моря. В следующем году огромное количество склавинов, которого никогда раньше не видели греки, вторглись в Далмацию и Фракию, в первый раз оставшись в пределах империи на зиму. Посланная на них весной 551 года византийская армия потерпела сокрушительное поражение при Адрианополе. В 558 году анты и склавины приняли участие в Великом вторжения кутигуров, достигнув византийского Константинополя и через Фермопилы вглубь Греции. В то время, многие группы склавинов поселились в пределах империи в качестве союзников, поступив на службу императорской армии.

В своей книге «Тайная история» Прокопий Кесарийский так описывает вторжение варварских племен (в числе них и склавинов) в Восточную римскую империю (Византию) во времена василевса (императора) Юстиниана I:

Поэтому ни одного места, ни одной горы, ни одной пещеры, ни чего-либо другого на римской земле не осталось неразграбленным, причем многим местам случалось подвергнуться разграблению не менее пяти раз. Впрочем об этом и о том, что было совершено мидийцами, сарацинами, склавинами, антами и другими варварами мною рассказано в предшествующих книгах[24].

В союзе с аварами

На долгое время прекращению самостоятельных набегов склавинов на Византию послужило появление в Европе авар. Между 558 и 560 году они завоевали булгарских кутигуров и утигуров, а также антов. В 561 году они осели рядом с дакийскими склавинами, жившими к северу от нижнего Дуная и подчинили их себе. Аварское владычество над дакийскими склавинами, однако, не было твердым. Использовав перемещение авар в 567 году в Паннонию, склавины отказался платить дань аварам. По приказу своего лидера Добреты были убиты послы кагана авар, которые требовали уплаты дани. Примерно в 578 году, как сообщают греческие летописцы, 100 000 перешли Дунай и вторглись в Грецию. Император Тиберий II заключил союз с аварами, а каган Баян вторгся в Дакию, чтобы отомстить за смерть послов.

Около 574 года авары помогли склавинам завоевать земли Паннонии, а также некоторые земли низов Савы и середины Дуная. В 579 склавинские строители построили переправу через Саву, что позволило аварам в последующие годы осадить и захватить Сирмий (582). Дакийские склавины самостоятельно вторглись между 579 и 583 годами на Балканский полуостров, а затем в течение четырёх лет жили на нём совершенно свободно и без страха, как в своей собственной стране. Византия заключила союз с антами, который заставил склавинов частично вернуться в Дакию и вновь примириться с аварами. В результате этого было усилено аваро-славянское давление на Византию. В 584 году в руки авар попали крепости Виминациум, Августа и Сингидунум. Между 584 и 586 склавины вместе с аварами дважды осаждали Фессалонику.

Правители склавинов

Примечания

  1. ↑ Петрухин, Владимир Яковлевич. Древняя Русь. Народ. Князья. Религия // Из истории русской культуры. — Москва: Языки русской культуры, 2000. — Т. 1. — С. 33. — (Язык. Семиотика. Культура). — ISBN 5-7859-0093-9.
  2. ↑ 1 2 3 4 Алексаха, Андрей Григорьевич. Происхождение славян. Прогрессологическая реконструкция // Гуманитарный журнал. — Днепропетровск, 2014. — Т. 1-2. — С. 150.
  3. ↑ Школьная энциклопедия "Руссика". История России. 9-17 вв. / А. О. Чубарьян. — Москва: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. — С. 597. — 784 с. — 70 000 экз. — ISBN 5-94849-322-9.
  4. ↑ Ив. Дуйчев, ‘Славяни и първобългари’, Известия на Института за българска история, Vols 1, 2 (1951), pp. 197 et seq
  5. ↑ Буданова, Вера Павловна. История мировых цивилизаций: словарь обязательных терминов и понятий. — Москва: РУДН, 2004.
  6. ↑ Свод древнейших письменных известий о славянах. — М.: Восточная литература, 1995. — Т. II. — С. 41.
  7. ↑ Иванова О. В., Литаврин Г. Г. Славяне и Византия // Раннефеодальные государства на Балканах VI—XII вв. — М.: Наука, 1985. — С. 85.
  8. ↑ J. Bouzek. Migrations and Ethnic Shiftson the Balkan Peninsulafrom 6 th to 11 th Century A. D. Ethnogenesis and Christianizationof Bulgaria // Proceedings of the Third International Congress on Black Sea Antiquities. The Black Sea and its Relationship with Ancient Central and Eastern Europe. — Eirene, 2007. — P. 112—125.
  9. ↑ Прокопий Кесарийский. Война с готами. / Пер. С. П. Кондратьева. М., 1950.
  10. ↑ Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Спб. Алетейя. 1997
  11. ↑ Свод древнейших письменных известий о славянах. — М., 1995. — Т. II. (VII—IX вв.). — С. 367—369.
  12. ↑ Артамонов М. И. Происхождение славян. Л., 1950., с. 17
  13. ↑ Филин Ф. П. Образование языка восточных славян. М 1962., с. 52
  14. ↑ Кухаренко Ю. В. Археология Польши М. 1969. с. 104
  15. ↑ Алексаха, Андрей Григорьевич. Происхождение славян. Прогрессологическая реконструкция // Гуманитарный журнал. — Днепропетровск, 2014. — Т. 1-2. — С. 151.
  16. ↑ 1 2 Алексаха, Андрей Григорьевич. Происхождение славян. Прогрессологическая реконструкция // Гуманитарный журнал. — Днепропетровск, 2014. — Т. 1-2. — С. 152.
  17. ↑ 1 2 И. П. Русанова. Славянские древности VI—IX вв. между Днепром и Западным Бугом. — М., 1973, с. 100
  18. ↑ Duridanov I. Zum Baltoslav. Baltistica. Vilnus. 1968 4
  19. ↑ Duridanov I. Südslavisch-Baltische Ubereinstimmengen in Bereiche der Wortbildung. Baltistica. Vilnus. 1969. (а)
  20. ↑ 1 2 Алексаха, Андрей Григорьевич. Происхождение славян. Прогрессологическая реконструкция // Гуманитарный журнал. — Днепропетровск, 2014. — Т. 1-2. — С. 153.
  21. ↑ Свод древнейших письменных известий о славянах / Гиндин, Леонид Александрович, Литаврин, Геннадий Григорьевич. — Москва: "Восточная литература" Российской Академии Наук, 1994. — Т. 1. — С. 232, 361.
  22. ↑ 1 2 Алексаха, Андрей Григорьевич. Происхождение славян. Прогрессологическая реконструкция // Гуманитарный журнал. — Днепропетровск, 2014. — Т. 1-2. — С. 154.
  23. ↑ Алексаха, Андрей Григорьевич. Происхождение славян. Прогрессологическая реконструкция // Гуманитарный журнал. — Днепропетровск, 2014. — Т. 1-2. — С. 141.
  24. ↑ Прокопий Кесарийский «Тайная история», ч. 10-11, гл. XI.

wikiredia.ru

Ответы@Mail.Ru: что такое склавины?

Кто такие склавины ??? Склавины (склавены) — название, которое использовали византийские авторы для описания славян, независимо от их племенных названий. Со временем (V—VI вв. ) произошло сужение значения слова, и склавинами стали обозначать славянские племена.. . Византийские писатели VI века знали два крупных славянских народа — антов и склавин, при этом замечая, что название венеды вытесняется первыми двумя. Готский историк Иордан отмечает, что венеды, анты и склавины родственны и произошли от одного корня. Из его сообщений видно, что склавины представляли собой западную группу южной ветви славян, анты — восточную группу, а венеды — северную ветвь. Область расселения склавинов по Иордану простиралась от города Новиетуна (Исакча на нижнем Дунае или Новиодун на Саве) и Мурсианского озера до Днестра и Вислы. Анты локализовались Иорданом от Днестра до устья Днепра, насколько далеко их земли заходят на север Иордан не знал. Областью распространения венедов Иордан считал «безмерные просторы» от истоков Вислы и предгорий Карпат к востоку и северу. <a rel="nofollow" href="http://ru.wikipedia.org/wiki/Древние_славяне#.D0.90.D0.BD.D1.82.D1.8B_.D0.B8_.D1.81.D0.BA.D0.BB.D0.B0.D0.B2.D0.B8.D0.BD.D1.8B" target="_blank">http://ru.wikipedia.org/wiki/Древние_славяне#.D0.90.D0.BD.D1.82.D1.8B_.D0.B8_.D1.81.D0.BA.D0.BB.D0.B0.D0.B2.D0.B8.D0.BD.D1.8B</a>

Скалавины, скалавяне, склавины, словены и т. д. Разные название народа славян-русов. Рус- родовой уклад славян, Русь - родовое устройство страны у славян. Жили славяне родами, которые были знатоками и мастерами в какой-либо области нужного, необходимого труда. Не курили, не употребляли алкоголь, не ругались, помогали друг другу, относились с уважением друг к другу, жили радостно. Интересно, и "исчезнувшую" Финикию нашёл в атласе Миллера за 1519 год.

touch.otvet.mail.ru

Склавины — Википедия

Склавины (склавены, греч. Σκλάβήνοι, лат. Sclaueni) — общее название всех славянских племен у раннесредневековых и ранневизантийских[4] авторов[5].

Использование этнонима

От этнонима «склавины» происходит слово «склавинии» — обозначение социально-политических объединений славянских племён и областей их проживания по сведениям византийских источников VII—X вв.

Впервые это слово («Σκλαυηνίας») использовал Феофилакт Симокатта в труде «История» для обозначения вообще всей области, населенной славянами в конце VI — начале VII в.[6][7].

Первые упоминания

Славяне на карте Европы 1-й половины V в. н. э. Славяне на карте Европы 2-й половины V в. н. э.

Впервые этноним «склавины» упоминается в VI в. н. э. в работе «Гетика» (551 г.) Иордана в форме «Sclaveni» и в труде «Война с готами» Прокопия Кесарийского (555 г.) в форме «Sklaboi»[8].

Авторы предоставляют следующую информацию о склавинах:

Ведь племена эти, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща. А также одинаково и остальное, можно сказать, все у тех и у других, и установлено исстари у этих варваров.

Ибо они считают, что один из богов — создатель молнии — именно он есть единый владыка всего, и ему приносят в жертву быков и всяких жертвенных животных. Предопределения же они не знают и вообще не признают, что оно имеет какое-то значение, по крайней мере в отношении людей, но когда смерть уже у них у ног, схвачены ли они болезнью или выступают на войну, они дают обет, если избегнут её, сейчас же совершить богу жертву за свою жизнь; а избежав [смерти], жертвуют, что пообещали, и думают, что этой-то жертвой купили себе спасение.

Однако почитают они и реки, и нимф, и некоторые иные божества и приносят жертвы также и им всем, и при этих-то жертвах совершают гадания. А живут они в жалких хижинах, располагаясь далеко друг от друга и каждый меняя насколько можно часто место поселения. Вступая же в битву, большинство идет на врага пешими, имея небольшие щиты и копья в руках, панциря же никогда на себя не надевают; некоторые же не имеют [на себе] ни хитона, ни [грубого] плаща, но, приспособив только штаны, прикрывающие срамые части, так и вступают в схватку с врагами.

Есть у тех и других и единый язык, совершенно варварский. Да и внешностью они друг от друга ничем не отличаются, ибо все и высоки, и очень сильны, телом же и волосами не слишком светлые и не рыжие, отнюдь не склоняются и к черноте, но все они чуть красноватые.

Образ жизни [их] грубый и неприхотливый, как и у массагетов, и, как и те, они постоянно покрыты грязью, — впрочем, они менее всего коварны и злокозненны, но и в простоте [своей] они сохраняют гуннский нрав.

Да и имя встарь у склавинов и антов было одно. Ибо и тех и других издревле звали «спорами», как раз из-за того, думаю, что они населяют страну, разбросанно расположив свои жилища. Именно поэтому они и занимают неимоверно обширную землю: ведь они обретаются на большей части другого берега Истра, по ту сторону реки. Считаю достаточным сказанное об этом народе[9].

Прокопий Кесарийский

Между этими реками лежит Дакия, которую, наподобие короны, ограждают Альпы. У левого их склона, спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами.

Склавены живут от города Новиетауна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра, и на север — до Висклы, вместо городов у них болота и леса.

Анты же — сильнейшие из обоих [племен] — распространяются от Данастра до Данапра, там где Понтийское море образует излучину; реки эти удалены одна от другой на расстояние многих переходов.

Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, — именно при перечислении племен, — происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха[10].

Иордан

В VII веке о склавинах, «называемых венедами», упоминает Фредегар Схоластик, повествуя о создании государства Само[11].

Принадлежность к славянам

Большая часть исследователей считает, что позднеантичные «склавины» это славяне. Отмечают также, что у раннесредневековых авторов Европы славяне упоминаются под названиями «скалавы», «стлавены» и «скловены», а у восточных авторов — под названиями «сакалабы» или «сакалиба». Было высказано предположение, что с помощью сочетания «ск» и «ст» авторы передавали отсутствующий в их языках звук «ч», а самоназвание славян восходит к слову «человек», что распространено у ряда народов (пример — ханты)[2][12].

Многие авторы в своих трудах рядом со склавинами упоминают венедов и антов. Существует несколько гипотез, касающихся того, в каких связях эти народы относятся друг с другом:

(Первая гипотеза) Схема взаимоотношений между венедами, антами и склавенами. И склавены, и венеды, и анты являются славянами.

Первая гипотеза гласит, что они являются тремя частями славянского народа, которые впоследствии стали южными, западными и восточными славянами, что соответствует языковому разделению славян. Но большинство лингвистов считает, что в VI веке такого деления еще не могло быть (славянская общность распадается с VII в. н. э.). Славяне себя венедами никогда не называли. Этноним «венеды» является кельтским по происхождению (см. Венеты, Адриатические венеты), и убедительно этимологизировать его на основе славянских языков не удаётся[2][13].

(Вторая гипотеза) Схема взаимоотношений между венедами, антами и склавенами. Кельтский этноним «венеты» был перенесён сперва на пшеворцев, а затем на славян.

Вторая гипотеза гласит, что слова Иордана следует трактовать следующим образом: венеды являются древним народом, от которого произошел целый ряд современных народов, но в основном — склавины и анты[2]. В таком случае имел место перенос этнонима «венеды» с кельтов сперва на пшеворское население (ассимилировавшее кельтов Юга Польши к началу нашей эры)[14], а затем на славян, что не является редкостью для народов, населявших в разное время одну и ту же местность. Вполне возможно, что германцы стали называть южных пшеворцев венедами и именно поэтому Иордан, пользовавшийся готскими источниками, считает венедов славянами, а Прокопий не сообщает ничего о венедах. Этим экзоэтнонимом славян по сей день называют немцы и перенявшие у них это название эсты и карелы (см. Венды)[15].

Что же касается антов, то Иордан их отождествляет со славянами, а судя по приведенному им ареалу их обитания (от Днепра до Днестра), археологически антов следует отождествлять с носителями пеньковских древностей. Тем не менее, Иордан различает антов и склавинов, сообщает о войнах между ними и совместном проживании на левобережье Дуная, но говорит о единстве их языка. А. Г. Алексаха считает, что любая археологическая культура, синхронная пражской, не может быть славянской, ссылаясь на критерий бездиалектности (распад славянского языка произошел не ранее VII—VIII в. н.э)[16].

Пеньковская культура формировалась на основе киевской, принадлежавшей западным балтам, и очень сильно отличается от корчакской (пражской)[17]. Помимо этого, в болгарском языке имеются заимствования из западнобалтского, отсутствующие в других славянских языках, и на Балканах имеются западнобалтские топонимы[18][19], что говорит о том, что после выделения из славянской общности предки болгар находились в контакте с западными балтами (в месте совместного нахождения пражско-корчакских и пеньковских материалов — на правом берегу Дуная). Из всего этого можно сделать вывод, что языком антов был какой-то западнобалтский язык[16].

Пражско-корчакская археологическая культура (склавины) Пражско-корчаская археологическая культура в V—VI веках на территории современной Украины Пражско-корчаская археологическая культура в VII веке на территории современной Украины Славяне на карте Европы 2-й половины VI в. н. э.

В 1-й половине VI в. начинается переселение славян (носителей пражско-корчакской культуры) в Среднее Приднепровье и ассимиляция пеньковцев (антов) славянами. Через какое-то время в этом ареале доминирует пражская керамика (луки-райковецкой культуры) и славянские полуземлянки с печами-каменками[17]. Несмотря на то что ассимилированные анты говорили уже на славянском языке, они всё ещё могли отличаться от славян традициями, одеждой и т. д.[20]. После 602 г. сведения об антах исчезают[21].

Также вполне возможно, что изначальный язык антов был ещё ближе к славянскому, чем прусский (принадлежащий к той же западнобалтской группе), что могло создать для позднеантичных авторов ощущение, что это два диалекта одного языка[20].

Помимо венедов, антов и склавинов Иордан упоминает племя спалов в следующем контексте:

Когда там выросло великое множество люда, а правил всего только пятый после Берига король Филимер, сын Гадарига, то он постановил, чтобы войско готов вместе с семьями двинулось оттуда. В поисках удобнейших областей и подходящих мест для поселения он пришел в земли Скифии, которые на их языке назывались Ойум.

Филимер, восхитившись великим обилием тех краев, перекинул туда половину войска, после чего, как рассказывают, мост, переброшенный через реку, непоправимо сломался, так что никому больше не осталось возможности ни прийти, ни вернуться.

Говорят, что та местность замкнута, окружена зыбкими болотами и омутами; таким образом, сама природа сделала её недосягаемой, соединив вместе и то и другое.

Можно поверить свидетельству путников, что до сего дня там раздаются голоса скота и уловимы признаки человеческого (жилья), хотя слышно это издалека. Та же часть готов, которая была при Филимере, перейдя реку, оказалась, говорят, перемещенной в области Ойум и завладела желанной землей. Тотчас же без замедления подступают они к племени спалов и, завязав сражение, добиваются победы.

Отсюда уже, как победители, движутся они в крайнюю часть Скифии, соседящую с Понтийским морем, как это и вспоминается в древних их песнях как бы наподобие истории и для всеобщего сведения.

Иордан

О похожем народе («спорах») сообщает Прокопий и указывает, что так ранее назывались анты и склавины. А Плиний сообщает о «спалеях» — народе, живущем около Танаиса[22].

В III в. н. э. в данном регионе готы могли встретить предков славян, сарматов и балтов (носителей киевской культуры). Учитывая, что римляне были знакомы с сарматами и упомянули бы родство спалеев с ними, этот вариант кажется маловероятным. Отождествлять славян со спалеями неверно, так как в славянских языках (русский, болгарский, польский, кашубский) есть слово «исполин», выводимое от того же корня, а традиция именовать великанов по названию неприятельского народа довольно распространена в мире (например «обр» — великан в чешском, словацком, словенском языках и «hüne» — великан в немецком языке)[23]. Таким образом, наиболее вероятным является, что спалеями/спорами/спалами называли часть представителей киевской культуры[22].

История

Первые набеги

Склавины в VI веке

Первые рейды склавинов на Византийскую империю, осуществлявшиеся совместно с антами, происходили во время правления императора Юстиниана I. В 540 году склавины вместе с протобулгарскими кутигурами пришли к воротам Константинополя. В 549 года совершили самостоятельные экспедиции, в ходе которых разорили Иллирию и Фракию, а также достигли берегов Эгейского моря. В следующем году огромное количество склавинов, которого никогда раньше не видели греки, вторглись в Далмацию и Фракию, в первый раз оставшись в пределах империи на зиму. Посланная на них весной 551 года византийская армия потерпела сокрушительное поражение при Адрианополе. В 558 году анты и склавины приняли участие в Великом вторжения кутигуров, достигнув византийского Константинополя и через Фермопилы вглубь Греции. В то время, многие группы склавинов поселились в пределах империи в качестве союзников, поступив на службу императорской армии.

В своей книге «Тайная история» Прокопий Кесарийский так описывает вторжение варварских племен (в числе них и склавинов) в Восточную римскую империю (Византию) во времена василевса (императора) Юстиниана I:

Поэтому ни одного места, ни одной горы, ни одной пещеры, ни чего-либо другого на римской земле не осталось неразграбленным, причем многим местам случалось подвергнуться разграблению не менее пяти раз. Впрочем об этом и о том, что было совершено мидийцами, сарацинами, склавинами, антами и другими варварами мною рассказано в предшествующих книгах[24].

В союзе с аварами

На долгое время прекращению самостоятельных набегов склавинов на Византию послужило появление в Европе авар. Между 558 и 560 году они завоевали булгарских кутигуров и утигуров, а также антов. В 561 году они осели рядом с дакийскими склавинами, жившими к северу от нижнего Дуная и подчинили их себе. Аварское владычество над дакийскими склавинами, однако, не было твердым. Использовав перемещение авар в 567 году в Паннонию, склавины отказался платить дань аварам. По приказу своего лидера Добреты были убиты послы кагана авар, которые требовали уплаты дани. Примерно в 578 году, как сообщают греческие летописцы, 100 000 перешли Дунай и вторглись в Грецию. Император Тиберий II заключил союз с аварами, а каган Баян вторгся в Дакию, чтобы отомстить за смерть послов.

Около 574 года авары помогли склавинам завоевать земли Паннонии, а также некоторые земли низов Савы и середины Дуная. В 579 склавинские строители построили переправу через Саву, что позволило аварам в последующие годы осадить и захватить Сирмий (582). Дакийские склавины самостоятельно вторглись между 579 и 583 годами на Балканский полуостров, а затем в течение четырёх лет жили на нём совершенно свободно и без страха, как в своей собственной стране. Византия заключила союз с антами, который заставил склавинов частично вернуться в Дакию и вновь примириться с аварами. В результате этого было усилено аваро-славянское давление на Византию. В 584 году в руки авар попали крепости Виминациум, Августа и Сингидунум. Между 584 и 586 склавины вместе с аварами дважды осаждали Фессалонику.

Правители склавинов

Примечания

  1. ↑ Петрухин, Владимир Яковлевич. Древняя Русь. Народ. Князья. Религия // Из истории русской культуры. — Москва: Языки русской культуры, 2000. — Т. 1. — С. 33. — (Язык. Семиотика. Культура). — ISBN 5-7859-0093-9.
  2. ↑ 1 2 3 4 Алексаха, Андрей Григорьевич. Происхождение славян. Прогрессологическая реконструкция // Гуманитарный журнал. — Днепропетровск, 2014. — Т. 1-2. — С. 150.
  3. ↑ Школьная энциклопедия "Руссика". История России. 9-17 вв. / А. О. Чубарьян. — Москва: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. — С. 597. — 784 с. — 70 000 экз. — ISBN 5-94849-322-9.
  4. ↑ Ив. Дуйчев, ‘Славяни и първобългари’, Известия на Института за българска история, Vols 1, 2 (1951), pp. 197 et seq
  5. ↑ Буданова, Вера Павловна. История мировых цивилизаций: словарь обязательных терминов и понятий. — Москва: РУДН, 2004.
  6. ↑ Свод древнейших письменных известий о славянах. — М.: Восточная литература, 1995. — Т. II. — С. 41.
  7. ↑ Иванова О. В., Литаврин Г. Г. Славяне и Византия // Раннефеодальные государства на Балканах VI—XII вв. — М.: Наука, 1985. — С. 85.
  8. ↑ J. Bouzek. Migrations and Ethnic Shiftson the Balkan Peninsulafrom 6 th to 11 th Century A. D. Ethnogenesis and Christianizationof Bulgaria // Proceedings of the Third International Congress on Black Sea Antiquities. The Black Sea and its Relationship with Ancient Central and Eastern Europe. — Eirene, 2007. — P. 112—125.
  9. ↑ Прокопий Кесарийский. Война с готами. / Пер. С. П. Кондратьева. М., 1950.
  10. ↑ Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Спб. Алетейя. 1997
  11. ↑ Свод древнейших письменных известий о славянах. — М., 1995. — Т. II. (VII—IX вв.). — С. 367—369.
  12. ↑ Артамонов М. И. Происхождение славян. Л., 1950., с. 17
  13. ↑ Филин Ф. П. Образование языка восточных славян. М 1962., с. 52
  14. ↑ Кухаренко Ю. В. Археология Польши М. 1969. с. 104
  15. ↑ Алексаха, Андрей Григорьевич. Происхождение славян. Прогрессологическая реконструкция // Гуманитарный журнал. — Днепропетровск, 2014. — Т. 1-2. — С. 151.
  16. ↑ 1 2 Алексаха, Андрей Григорьевич. Происхождение славян. Прогрессологическая реконструкция // Гуманитарный журнал. — Днепропетровск, 2014. — Т. 1-2. — С. 152.
  17. ↑ 1 2 И. П. Русанова. Славянские древности VI—IX вв. между Днепром и Западным Бугом. — М., 1973, с. 100
  18. ↑ Duridanov I. Zum Baltoslav. Baltistica. Vilnus. 1968 4
  19. ↑ Duridanov I. Südslavisch-Baltische Ubereinstimmengen in Bereiche der Wortbildung. Baltistica. Vilnus. 1969. (а)
  20. ↑ 1 2 Алексаха, Андрей Григорьевич. Происхождение славян. Прогрессологическая реконструкция // Гуманитарный журнал. — Днепропетровск, 2014. — Т. 1-2. — С. 153.
  21. ↑ Свод древнейших письменных известий о славянах / Гиндин, Леонид Александрович, Литаврин, Геннадий Григорьевич. — Москва: "Восточная литература" Российской Академии Наук, 1994. — Т. 1. — С. 232, 361.
  22. ↑ 1 2 Алексаха, Андрей Григорьевич. Происхождение славян. Прогрессологическая реконструкция // Гуманитарный журнал. — Днепропетровск, 2014. — Т. 1-2. — С. 154.
  23. ↑ Алексаха, Андрей Григорьевич. Происхождение славян. Прогрессологическая реконструкция // Гуманитарный журнал. — Днепропетровск, 2014. — Т. 1-2. — С. 141.
  24. ↑ Прокопий Кесарийский «Тайная история», ч. 10-11, гл. XI.

wikipedia.green