Перов, Василий Григорьевич. Василий григорьевич перов


Василий Перов краткая биография  | Kratkoe.com

Перов Василий Григорьевич краткая биография и интересные факты из жизни художника изложены в этой статье.

Краткая биография Василия Перова

Художник Василий Перов родился 21 декабря 1833 (2 января 1834) в Тобольске, в семье барона Георгия Криденера.

Первые навыки по живописи и рисованию он получил в уездной школе в городке Арзамас, куда он поступил. В 1853 году Василий приехал в Москву и начал обучение в училище ваяния, зодчества и живописи.

За этюд головы мальчика Перов получил серебряную малую медаль в 1856 году. А через 2 года он получил уже большую серебряную медаль за картину «Приезд станового на следствие».

За годы обучения в училище он работает очень много. И его труд был вознагражден малой золотой медалью в 1860 году за следующие произведения – «Сцена на могиле», «Первый чин — Сын дьяка». А через год Василий получил высшую награду заведения — золотую медаль за работу «Проповедь в селе».

С 1862 года он едет во Францию и Германию, увлекшись уличной местной жизнью, пишет следующие картины – «Савояр», «Продавец статуэток», «Шарманщик».  Возвратившись в 1864 году на родину, он вливается в ритм Москвы и создает новые шедевры.  Картины Василия Григорьевича Перова данного периода особенно интересны и критичны. Среди них выделяют «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Птицелов» (за эту картину он получил звание профессора), «Рыболов», «Охотники на привале».

Перов Василий Григорьевич, будучи в звании профессора, с 1871 году преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где когда-то учился. Будучи критично настроенным к порядкам академии, он вступает в ряды передвижников. Выставляясь со своими картинами, профессор удостаивается многих похвал от писателей и коллег.

Художник иногда пишет портреты. Он писал портреты Бессонова, Борисовского, Писемского, Рубинштейнова, Погодина, Камынина и Достоевского. Василий Григорьевич попробовал себя в роли писателя. Он издавался в журнале «Пчела», описывая некоторые ситуации из жизни и воспоминания.

Работы более позднего периода значительно уступают предыдущим работам. Да и жизнь преподнесла художнику немало «сюрпризов». Сначала умерла его любимая жена, потом он похоронил своих двух старших детей. В 1874 году Перов заболел чахоткой. В те времена она не лечилась известными медикаментами. Болезнь все время прогрессировала. И 10 июня 1882 года Василий Григорьевич скончался, не выдержав мук недуга.

Василий Григорьевич Перов интересные факты

  • Он был незаконным сыном, поэтому носил фамилию Васильев, фамилию своего крестного отца. Однажды учитель грамматики дал ему прозвище Перов, так как его ученик прекрасно владел пером. Но кличка настолько сильно «приросла» к нему, что стала его фамилией.
  • Перов в 1862 году женится на племяннице профессора Рязанова —  Елене Шейниц. К сожалению, семейная жизнь художника сложилась весьма трагично: в 1867 году умерла жена, после нее умирает 2 их старших детей. Остался в живых только сын Владимир.  Только через 5 лет Владимир Григорьевич художник женился во второй раз на некой Елизавете.
  • В молодости Перов был веселым и жизнерадостным человеком. Но в последние годы своей жизни художник стал раздражительным и подозрительным человеком.
  • Он был одним из учредителей и членов Товарищества передвижных художественных выставок.
  • Василия Перова называли «подлинным певцом скорби». Это прозвище закрепилось за ним из-за того, что постоянными персонажами картин художника были уставшие крестьяне, замерзшие, голодные или оплакивающие покойных родственников.

kratkoe.com

Перов Василий Григорьевич

Для увеличения - нажмите на изображение

Автопортрет

 Василий Григорьевич Перов прожил нелёгкую жизнь, полную потерь, сомнений и разочарований. Художник был признан лидером русской живописи, но в конце своего пути столкнулся с охлаждением публики и непониманием бывших единомышленников. О частной жизни художника известно немногое. Он был очень закрытым человеком и не оставил после себя дневников, манифестов и статей, его редкие письма отличались лаконизмом.

Родился Василий Григорьевич Перов 23 декабря 1833 года в Сибири, в семье губернского прокурора барона Григория Карловича Криденера. Он появился на свет незаконнорожденным, до брака, - его родители обвенчались позже. Все его младшие братья получили титулы баронов и фамилию Криденер, Перов же был записан мещанином под фамилией своего крёстного отца - Васильев.

Начальным обучением мальчика занимались мать и нанятый дьячок. Именно последний дал ему прозвище Перов - за пристрастие ребёнка к каллиграфии. Прозвище намертво приросло к нему и стало полноценной фамилией. Отец Перова был образованным человеком, общался в Сибири с ссыльными декабристами, исповедовал передовые идеи. Поколесив по России, Криденер обосновался в Арзамасском уезде Нижегородской губернии. Окончив в Арзамасе уездное училище, Перов поступил в местную художественную школу академика А.В. Ступина. В стенах школы, культивировавшей строгий рисунок, подросток провёл три года. Престарелый Ступин уже тогда разглядел в своём воспитаннике искру Божью. «Васенька не пропадёт, - говорил он его матери, - у него талант, из него выйдет художник.»

Ещё три года Перов занимался самостоятельно, затем переехал в Москву и начал обучение в московском училище живописи и ваяния. Обучение длилось до 1862 года. К тому времени отец Перова разорился, и молодой человек остался без поддержки, ему негде было жить, он почти голодал, из-за отсутствия верхней одежды в морозы пропускал занятия. Юношу тайно приютила пожилая женщина, служившая в женском приюте. Но всё разрешилось в тот день, когда преподаватель училища Е. Васильев предложил Перову бесплатно квартиру и стол у себя. Этому человеку художник оставался благодарен всю жизнь. К тому времени он был обладателем нескольких медалей. В 1857 году Большой серебряной медали была удостоена картина «Приезд станового на следствие», а в 1861 году картина «Проповедь в селе» получила Большую золотую медаль. О таланте Перова громко заговорили. В молодом художнике увидели продолжателя дела Павла Федотова.

Женившись в 1862 году на Е.Э. Шейнс, Перов уехал с молодой женой за границу усовершенствовать, по его собственным словам, «техническую сторону». Он посетил Берлин, Дрезден, жил в Париже, но не прошло и двух лет, как художник засобирался домой. За границей он чувствовал себя неуютно и мотивировал своё решение тем, что стремится «изучить и разработать бесчисленное богатство сюжетов, как в городской, так и в сельской жизни нашего отечества».

Эти разработки в скором времени принесли ему славу. Всякая новая его картина становилась общественным явлением. За картины «Тройка» и «Гитарист-бобыль» Перов был удостоен звания академика живописи, а в 1870 году за картины «Странник» и «Птицелов» - звания профессора.

В конце 1860-х годов в жизнь Перова ворвалась трагедия - он потерял жену, а следом двоих старших детей. Необычным образом это отозвалось в творчестве - художник, забыв про скорбные сюжеты, устремился на поиски «отрадного» в жизни. В 1872 году он вновь женился - на Е.Е. Другановой.

Перов принимал активное участие в организации Товарищества передвижных художественных выставок, но в 1878 году вышел из него, утверждая, что Товарищество увлеклось привитием зрителям определённых идей. Художник несколько потерялся, пробуя себя на новых художественных путях и столкнувшись с непониманием бывших единомышленников. Тот же Крамской заявил, что после репинских «Бурлаков» о Перове говорить вообще невозможно.

Отдушиной для мастера стало преподавание в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Педагогом Перов оказался блестящим. «В школе, - вспоминал М.В. Нестеров, - всё жило Перовым, носило отпечаток его мыслей, слов, деяний. Все были преданными, восторженными его учениками». В училище он сошёлся с другим знаменитым преподавателем - Алексеем Саврасовым. Они даже писали в тандеме - это, в частности, касается перовских «Охотников на привале».

Между тем жизнь клонилась к концу. С 1874 года Перова «ела» злая чахотка, он угасал на глазах. Тот же Нестеров удивлялся: «Как случилось, что Перов в 49 лет стал седым, разбитым стариком?» 29 мая 1882 года художник умер в Кузьминках под Москвой. Похоронили его при большом скоплении народа на кладбище московского Данилова монастыря.

*   *   *

Галерея (82 изображения)

*   *   *

 Историко-биографический фильм "Путь славы и скорби Василия Перова" (Из коллекции "Тайники русского музея" видеостудии "Кварт")

Год выпуска: 2010Продолжительность: 00:26:12Формат: aviРазмер: 183 Мб

Режиссер: Г. Иванова

 Фильм о великом художнике Василии Григорьевиче Перове. Лучшие его картины знакомы с детства многим поколениям русских людей. Они иногда пробуждают улыбку, а чаще глубокую печаль. Художник сердечно переживал, создавая свои полотна, и его волнение всегда передается зрителю.  Он с честью прошел свой путь славы и скорби.

Скачать для ознакомления: Путь славы и скорби Василия Перова

gorenka.org

Василий Григорьевич Перов | Умный сайт

     Василий Григорьевич Перов родился в Тобольске 2 (по другим данным – 4) января 1834 года. Он был внебрачным сыном тобольского прокурора Г.К. Криденера, человека просвещенного и свободомыслящего. Когда Перов был еще мальчиком, Криденер из-за своего независимого характера принужден был оставить казенную службу. Материальное положение семьи сильно ухудшилось, и отцу пришлось поступить на плохо оплачиваемое место управляющего имением. Учила мальчика грамоте сначала мать, а потом заштатный дьячок. В каллиграфии Василий был настолько искусен, что учитель дал ему прозвище Перов, ставшее впоследствии его фамилией.

Детство Перова проходило в окрестностях Арзамаса. Он оканчивает уездное училище. Идя навстречу влечению сына, отец устраивает его в Арзамасскую художественную школу А.В. Ступина. Здесь он с 1847 по 1849 год получил начатки профессионального образования.

Следующие годы он работал самостоятельно, живя у отца в имении. Первые юношеские впечатления, вызванные закрепощенной деревней, оставили неизгладимый след на всем творчестве Перова.

В 1852 году Василий приехал в Москву и на следующий год поступил в Московское училище живописи и ваяния. Сначала его учителем был Е.Я. Васильев, строгий классик. Он по-отечески заботился о Перове, поселил у себя и этим помог ему в трудную минуту, когда молодой художник из-за нужды хотел оставить учебу.

Оканчивал училище Василий под руководством С.К. Зарянко. Как это видно из рассказа Перова «Наши учителя», юноша, будучи в это время уже старшим воспитанником, критически отнесся к преподаванию Зарянко.

В конце пятидесятых годов Перов был уже достаточно технически подготовлен и мог ставить себе творческие задачи, стремясь к правдивой и ясной передаче взволновавшей его темы. Когда подошло время работать с целью получения академических медалей, Перов пишет одну за другой картины, которые, появляясь на выставках, сразу создают ему имя. Первая картина была им написана в 1857 году и называлась «Приезд станового на следствие». Картина принесла молодому художнику Большую серебряную медаль.

Она стала заметным событием для публики и критики. В Перове увидели «прямого наследника и продолжателя Федотова». По словам В.В. Стасова: «Молодой художник поднимал выпавшую из рук Федотова кисть… и продолжал начатое им дело, точно будто не бывало никогда на свете всех лжетурчанок, лжерыцарей, лжеримлян, лжеитальянцев и лжеитальянок, лжерусских, лжебогов и лжелюдей». Перов «одним скачком переносился через целое море русских картин с содержанием пустым и притворным».

В 1860 году Перову была присуждена Малая золотая медаль за картину «Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы». Получив право участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль, Перов решился представить Академическому совету эскиз на тему «Сельский крестный ход на пасхе» (1861).

С этой картиной молодой художник входит в историю русского искусства. О впечатлении, которое она произвела, свидетельствует письмо художника В. Худякова П. Третьякову: «А другие слухи носятся, что будто бы Вам от св. Синода скоро сделают запрос; на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина ("Попы") была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя ее и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки».

После того как «Сельский крестный ход на пасхе» был отвергнут академией, Перов пишет новую картину на соискание Большой золотой медали – «Проповедь в селе» (1861). На этот раз она была принята. Похоже, академическое начальство не поняло настоящего смысла картины. Содержание же его было не менее злободневным и не менее острым, чем предыдущей картины.

В 1862 году Перов написал «Чаепитие в Мытищах». Композиция картины построена на противопоставлении тучного монаха-чревоугодника и хромого слепца, инвалида войны, с мальчиком-поводырем.

Осенью того же года Перов женится на Елене Эдмондовне Шейс. А уже в декабре вместе с женой, получив от Академии художеств пенсион на заграничную поездку, он уезжает в Париж. По дороге он знакомится с музеями Берлина, Дрездена, посещает мастерские художников.

Наблюдая народную жизнь в столице Франции, он создает такие яркие работы, как «Продавец песенников», «Уличная сцена в Париже», «Савояр». Эти произведения говорят о росте живописного мастерства художника, в них видно стремление более глубоко раскрыть психологию человека, выявить в нем социально-типические и индивидуальные черты.

Перов недолго пробыл в Париже. Испрашивая у академии разрешение на досрочное возвращение, он мотивировал это тем, что «…незнание характера и нравственной жизни народа» делают невозможным окончание надуманных им картин. Академия удовлетворила просьбу художника и продолжила ему пенсионерство в России. В 1864 году Перов вернулся в Москву, где и прошла вся его дальнейшая жизнь.

Живописное мастерство художника стало совершеннее, художественный язык богаче, сюжеты разнообразнее. Направленность его искусства осталась неизменной. Новые картины Перова не потеряли своей обличительной силы, – изменилась несколько лишь форма обличения. От сатиры художник переходит теперь к выражению тех драматических коллизий, которыми была переполнена тогдашняя социальная действительность.

Первая же картина, созданная после возвращения, – «Проводы покойника» (1865) – сразу определила бесспорную роль Перова как лидера нового движения – формирующегося идейного реализма.

«Перед нами сани с женщиной и детьми, – говорил Д.В. Григорович, – как сделал художник, мы не знаем, – это тайна его высокого таланта, но глядя на эту спину, сердце сжимается, хочется плакать». Эмоциональный и социальный смысл картины точно почувствовал В.В. Стасов:

«Перов создал в 1865 году одну из лучших своих картин: "Деревенские похороны". Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию… Художество выступало тут во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно "объясняло" ее, оно "произносило свой приговор" над ее явлениями.

…Эти похороны еще безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме "Мороз-Красный нос". Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, – у Перова никого. Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в ее горе».

Близка этой картине по духу «Тройка» (1866). К лучшим произведениям этого типа относятся «Утопленница» (1867), «Последний кабак у заставы» (1868). Картины эти отличаются глубиной идейного содержания, правдивостью художественных образов, силой эмоционального воздействия.

По драматизму и эмоциональной выразительности одно из лучших произведений Перова картина «Последний кабак у заставы» (1868). Одиночество, заброшенность, бесприютность человека на городской улице. Горькая женская доля – вот тема небольшой, внешне незамысловатой картины.

Во второй половине шестидесятых годов Перов продолжает работать и в области сатиры, острие которой по-прежнему направлено главным образом против духовенства. Не щадит художник и купечество. В картине «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866) Перов показывает тяжелую участь интеллигентной девушки, вынужденной идти в кабалу к купцу-самодуру.

Наряду с глубокими общественными темами, искусство Перова затрагивало и более простые житейские мотивы. Картины Перова – «Любитель» (1862), «Учитель рисования» (1867), «Сцена у железной дороги» (1868), «Спящие дети» (1870), «Приезд институтки к слепому отцу» (1870) и другие чрезвычайно точно рисуют жизнь и быт простых, ничем не примечательных людей, их горести и радости.

В 1869 году совместно с Мясоедовым, которому принадлежит идея создания Товарищества художественных передвижных выставок, Перов организовал московскую группу передвижников.

Перов стал одним из деятельных членов Товарищества и в течение семи лет являлся членом правления. На Первой передвижной выставке экспонировались его картины – «Охотники на привале», «Рыболов» и портреты А.Н. Островского, Тимашевой, Степанова.

В семидесятые годы в творчестве Перова преобладают житейские бытовые сюжеты. Его «Птицелов» (1870), «Охотники на привале» (1871), «Рыболов» (1871), «Ботаник» (1874), «Голубятник» (1874) и другие картины представляют характерные типы московских обывателей того времени.

Именно это приводило в восторг В.В. Стасова: «Тут предстала целая галерея русских людей, мирно живущих по разным углам России». А Собко писал о «Птицелове»: «Ведь это точь-в-точь будто отрывок из лучшего и талантливейшего, что есть в охотничьих очерках Тургенева».

«Широкий зритель хорошо знает и ценит "Охотников на привале", ставших одной из самых известных картин Государственной Третьяковской галереи. Представленная тут сцена, самые типы охотников встречаются и в нашем быту. Многочисленные зрители "Охотников на привале" воспринимают это полотно с тем неподдельным юмором, который вложил сюда наблюдательный художник» (А. Зотов).

Если говорить о достижениях Перова, то в позднем творчестве они связаны в первую очередь с портретом. Его «Фомушка-сыч» (1868) – одно из самых замечательных, самых проникновенных изображений русского крестьянина пореформенного времени.

М. Нестеров писал: «А его портреты? Этот "купец Камынин", вмещающий в себя почти весь круг героев Островского, а сам Островский, Достоевский, Погодин, – разве это не целая эпоха? Выраженные такими старомодными красками, простоватым рисунком, портреты Перова будут жить долго и из моды не выйдут так же, как портреты Луки Кранаха и античные скульптурные портреты».

Среди полотен Перова особое место принадлежит портрету Ф.М. Достоевского (1872). Писатель изображен погруженным в печальную задумчивость. Неподвижный сосредоточенный взгляд углублен в себя, руки охватывают колени. Бледное страдающее лицо человека как бы светится изнутри, передавая непрестанную напряженную работу мысли. Художник воссоздал здесь внутренний разлад человека, мучимого противоречиями и болезнями своего века.

Судя по отзыву А. Достоевской, Перов «сумел подметить самое характерное выражение в лице мужа, именно то, которое Федор Михайлович имел, когда был погружен в свои художественные мысли. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете "минуту творчества Достоевского"».

Перов впервые в нашей живописи подошел к изображению народных восстаний. Исторические полотна Перова – «Суд Пугачева» (два варианта) и «Никита Пустосвят» (1881) подготовили появление знаменитых произведений Сурикова.

Большое значение для воспитания молодых художников имела педагогическая деятельность Василия Григорьевича в Московском училище живописи и ваяния. Под непосредственным наблюдением Перова здесь выросла целая плеяда русских живописцев, проявивших себя в последующее время.

Личная жизнь художника с конца шестидесятых годов складывалась трагически. В 1869 году умерла его жена, а спустя некоторое время он похоронил и двух своих старших детей. В довершение всего в 1874 году Перов узнает, что болен чахоткой, излечить которую было тогда практически невозможно. 10 июня 1882 года, после тяжелой мучительной болезни, художник скончался.

smartwebsite.ru

Биография — Перов Василий Григорьевич

Просмотров: 32314

Василий Григорьевич Перов, русский живописец

В. Г. Перов: Автопортрет, 1851 г. Перов Василий Григорьевич (1833/1834 - 1882), русский живописец. Учился в Арзамасской школе живописи А. В. Ступина (1846-49, с перерывами) и в МУЖВЗ (1853-61; преподавал с 1871). Пенсионер АХ (1862-69, до 1864 в Париже). Член-учредитель ТПХВ (см. Передвижники). Создатель обличительных жанровых картин, направленных против уродливых явлений современной ему действительности ("Сельский крестный ход на пасхе", 1861, "Чаепитие в Мытищах", 1862, - обе в ГТГ), проникнутых сочувствием и состраданием к нищим и обездоленным ("Проводы покойника", 1865, "Утопленница", 1867, "Последний кабак у заставы", 1868, - все в ГТГ). Во многих картинах Перова большую роль играет пейзаж, создающий общее настроение, а также серовато-коричневая гамма красок, придающая произведениям колористическое единство. Перов обращался к изображению людей из народа ("Фомушка-сыч", 1868, "Странник", 1870, - оба в ГТГ), представителей передовой русской интеллигенции ("А. Н. Островский", 1871, "В. И. Даль", "Ф. М. Достоевский", - оба 1872, все в ГТГ). Портреты Перова отмечены точностью социальной характеристики, единством композиции, позы и жеста с психологическим состоянием человека. В 70-80-х гг. в условиях роста общественных противоречий в пореформенную эпоху, когда были исчерпаны возможности просветительской критики действительности, Перов перешёл преимущественно к бытописательским, "охотничьим", историческим сценам ("Птицелов", 1870, "Охотники на привале", 1871, "Никита Пустосвят", 1881, - все в ГТГ).

Лит.: Н. Ф. Лапунова, В. Г. Перов, М., 1968; О. А. Лясковская, В. Г. Перов: особенности творческого пути художника, М., 1979.

Картины художника: Перов, Василий Григорьевич

Родительская категория: Биография Категория: Краткая биография

www.art-drawing.ru

Перов, Василий Григорьевич - это... Что такое Перов, Василий Григорьевич?

Васи́лий Григо́рьевич Перо́в (фамилия, данная при рождении — Васильев; 21 декабря 1833 [2 января 1834], Тобольск — 29 мая [10 июня] 1882, с.

Кузьминки, ныне в черте г. Москвы) — русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Биография

Василий Григорьевич Перов был незаконнорождённым сыном барона Георгия Карловича Криденера. Несмотря на то что вскоре после рождения мальчика его родители обвенчались, Василий не имел прав на фамилию и титул отца. В официальных документах долгое время указывалась фамилия «Васильев», данная по имени крёстного отца. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное мальчику его учителем грамоты, заштатным дьячком, который этим прозвищем отметил своего ученика за усердие и умелое владение пером для письма[1].

В. Г. Перов окончил курс в арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В. Ступина (также в Арзамасе). В 1853 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкого и С. К. Зарянко. В 1856 году получил малую серебряную медаль за представленный в Императорскую академию художеств этюд головы мальчика.

Впоследствии Академия присуждала ему и другие награды:

  • большую серебряную медаль за картину «Приезд станового на следствие» (1858),
  • малую золотую медаль за картины «Сцена на могиле» и «Сын дьячка, произведенный в первый чин» (1860),
  • большую золотую медаль за картину «Проповедь в селе» (1861).

Получив вместе с большой золотой медалью право на зарубежную поездку за казённый счет, Перов отправился в 1862 году в Европу, посещает ряд городов Германии, а также Париж. К этому периоду относятся картины, изображающие европейские сцены уличной жизни («Продавец статуэток», «Савояр», «Шарманщик», «Нищие на бульваре», «Музыканты и зеваки», «Тряпичники»).

Вернувшись раньше срока в Москву, Перов с 1865 по 1871 год создал картины «Очередные у бассейна», «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Тройка», «Чистый понедельник», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Учитель рисования», «Сцена у железной дороги», «Последний кабак у заставы», «Птицелов», «Рыболов», «Охотники на привале».

В 1878 году пишет картину «Христос в Гефсиманском саду», в 1880 «Первые христиане в Киеве». В 1866 году он получил степень академика, а в 1871 году — место профессора в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примерно в это же время он примыкает к Товариществу передвижных художественных выставок.

Художник скончался от чахотки в селе Кузьминки (ныне это территория г. Москвы). Похоронен на Донском кладбище.

Работы

Список картин Василия Григорьевича Перова

Память

  • В Липецке есть улица Перова.
  • В Клинском районе Подмосковья, рядом со станцией Фроловское, есть садоводческое товарищество «Аллея Перова».
  • В Киеве в 1957 году именем Перова был назван бульвар в жилом массиве Воскресенка.
  • В городе Тобольск художественной школе присвоено имя Перова.
  • В г. Львове (Украина) есть улица В. Г. Перова

В филателии

  • Почтовые марки СССР, 1956 год
  • Русский художник В. Г. Перов

  • Картина «Охотники на привале»

  • Картина «Птицелов»

  • Почтовые марки России, 2009 год
  • Картина «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»

Некоторые произведения

Примечания

Ссылки

dal.academic.ru

Перов Василий Григорьевич

Василий Григорьевич Перов

Перов Василий Григорьевич (21 или 23.12.1833-29.05.1882), живописец, один из организаторов творческого объединения Товарищества передвижников. Учился в Арзамасской школе живописи (1846-49), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-61), пансионер (стипендиат) Петербургской Академии художеств (1862-69), в 1864-69 находился в творческой командировке от Академии художеств в Париже.

В н. 1860-х Перов создал ряд обличительных (гл. обр. нравов русского духовенства) картин: “Проповедь на селе”, “Сельский крестный ход на Пасху” (1861),

perov_krestny.jpg (35541 bytes)

Сельский крестный ход на Пасху

“Чаепитие в Мытищах” (1862) и др.

Чаепитие в Мытищах

Во 2-й пол. 1860-х обратился к сюжетам из народного быта; от обличительного тона перешел к эмоциональной лирике: его картины “Проводы покойника” (1865), “Тройка” (1866), “Последний кабак у заставы” (1868) выражают сострадание к простым людям.

Тройка

Для творчества Перова 1870-х характерны жанровые описания “отрадных” и даже анекдотичных сцен из народной жизни: таковы его картины “Птицелов” (1870), “Рыболов”(1871), “Охотники на привале” (1871). Писал Перов и портреты (А. Н. Островского, В. И. Даля, Ф. М. Достоевского), картины на исторические сюжеты (“Суд Пугачева”, 1875).

ДОСТОЕВСКИЙ

Ф.М.Достоевский. Художник В.Перов, 1872 г.

В 1871-82 Перов преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества. Его учениками были известные русские художники К. А. Коровин, Н. А. Касаткин, А. П. Рябушкин, М. В. Нестеров.

В.А. Федоров

Русское небо

ПЕРОВ Василий Григорьевич (1833/34—1882) — российский деятель культуры, живописец и педагог.

Одна из центральных фигур русского реализма XIX в., выдающийся мастер жанровой картины и портрета. Испытал особое влияние П. А. Федотова, а также журнальной сатирической графики. Произведения 1860-х гг. проникнуты «обличительным» настроением (вплоть до гротеска), содержали живописные карикатуры на духовенство и купечество («Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе», оба — 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862; «Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866), а также сочувствие и сострадание к обездоленному народу («Проводы покойника», 1865; «Тройка. Ученики мастеровые везут воду», 1866; «Утопленница», 1867; « Фомушка-сыч», 1868; «Последний кабак у заставы», 1868; «Странник», 1870). Некоторые жанровые композиции («Птицелов», 1870; «Охотники на привале», 1871; «Рыболов», 1871) проникнуты мягким, добродушным юмором.

Внес большой вклад в искусство психологического портрета. В 1871— 1872 гг. создал образы известных представителей русской интеллигенции («А. Н. Островский»; «В. И. Даль», «М. П. Погодин», «Ф. М. Достоевский» и др.).

Обращался художник и к историческому жанру («Суд Пугачева», 1875; «Никита Пустосвят. Спор о вере», 1880—1881).

В 1870 г. — один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, однако в 1877 г. порвал с передвижниками.

В 1871—1882 гг. преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Писал рассказы из народной жизни («Тетушка Марья», 1875; «Под крестом», 1881).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 390.

Перов Василий Григорьевич (1833 - 1882) - русский живописец и график, академик живописи, один из учредителей товарищества передвижников.Будучи глубоким реалистом в картинах о современности, автором произведений, проникнутых страстной жизненной правдой, Перов отдал должное также исторической теме, в частности, событиям Крестьянской войны под предводительством Ем.Пугачева. Под впечатлением пушкинской "Истории Пугачева" он задумал триптих "Пугачевский бунт" и в 1873 г. направился в Оренбургскую губернию, в места самых значительных событий времен восстания. В поездке им была сделана серия выразительных этюдов различных типов повстанцев пугачевского войска.

Биографическая справка перепечатывается с сайтаhttp://www.orenburg.ru/culture/encyclop/tom2/tom2_fr.html

Достоевский о творчестве Перова

Охотники на привале. 1871 г.

...не думаю, чтобы поняли, например, Перова "Охотников". Я нарочно назначаю одну из понятнейших картин нашего национального жанра. Картина давно уже всем известна: "Охотники на привале"; один горячо и зазнамо врет, другой слушает и из всех сил верит, а третий ничему не верит, прилег тут же и смеется... Что за прелесть! Конечно, растолковать - так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства. Я уверен, что если бы г-н Перов (и он наверно бы смог это сделать) изобразил французских или немецких охотников (конечно, по-другому и в других лицах), то мы, русские, поняли бы и немецкое и французское вранье, со всеми тонкостями, со всеми национальными отличиями, и слог и тему вранья, угадали бы всё только смотря на картину. Ну а немец, как ни напрягайся, а нашего русского вранья не поймет. Конечно, небольшой ему в том убыток, да и нам опять-таки, может быть, это и выгоднее; но зато и картину не вполне поймет, а стало быть, и не оценит как следует; ну а уж это жаль, потому что мы едем, чтоб нас похвалили.

Федор Достоевский. Дневник писателя. IX. По поводу выставки.

Далее читайте:

Художники (биографический справочник).

Художник-демократ: Василий Перов. ("Роман-газета детская", № 4, 2011).

 

 

www.hrono.ru

Перов, Василий Григорьевич - это... Что такое Перов, Василий Григорьевич?

Васи́лий Григо́рьевич Перо́в (фамилия, данная при рождении — Васильев; 21 декабря 1833 [2 января 1834], Тобольск — 29 мая [10 июня] 1882, с.

Кузьминки, ныне в черте г. Москвы) — русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Биография

Василий Григорьевич Перов был незаконнорождённым сыном барона Георгия Карловича Криденера. Несмотря на то что вскоре после рождения мальчика его родители обвенчались, Василий не имел прав на фамилию и титул отца. В официальных документах долгое время указывалась фамилия «Васильев», данная по имени крёстного отца. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное мальчику его учителем грамоты, заштатным дьячком, который этим прозвищем отметил своего ученика за усердие и умелое владение пером для письма[1].

В. Г. Перов окончил курс в арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В. Ступина (также в Арзамасе). В 1853 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкого и С. К. Зарянко. В 1856 году получил малую серебряную медаль за представленный в Императорскую академию художеств этюд головы мальчика.

Впоследствии Академия присуждала ему и другие награды:

  • большую серебряную медаль за картину «Приезд станового на следствие» (1858),
  • малую золотую медаль за картины «Сцена на могиле» и «Сын дьячка, произведенный в первый чин» (1860),
  • большую золотую медаль за картину «Проповедь в селе» (1861).

Получив вместе с большой золотой медалью право на зарубежную поездку за казённый счет, Перов отправился в 1862 году в Европу, посещает ряд городов Германии, а также Париж. К этому периоду относятся картины, изображающие европейские сцены уличной жизни («Продавец статуэток», «Савояр», «Шарманщик», «Нищие на бульваре», «Музыканты и зеваки», «Тряпичники»).

Вернувшись раньше срока в Москву, Перов с 1865 по 1871 год создал картины «Очередные у бассейна», «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Тройка», «Чистый понедельник», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Учитель рисования», «Сцена у железной дороги», «Последний кабак у заставы», «Птицелов», «Рыболов», «Охотники на привале».

В 1878 году пишет картину «Христос в Гефсиманском саду», в 1880 «Первые христиане в Киеве». В 1866 году он получил степень академика, а в 1871 году — место профессора в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примерно в это же время он примыкает к Товариществу передвижных художественных выставок.

Художник скончался от чахотки в селе Кузьминки (ныне это территория г. Москвы). Похоронен на Донском кладбище.

Работы

Список картин Василия Григорьевича Перова

Память

  • В Липецке есть улица Перова.
  • В Клинском районе Подмосковья, рядом со станцией Фроловское, есть садоводческое товарищество «Аллея Перова».
  • В Киеве в 1957 году именем Перова был назван бульвар в жилом массиве Воскресенка.
  • В городе Тобольск художественной школе присвоено имя Перова.
  • В г. Львове (Украина) есть улица В. Г. Перова

В филателии

  • Почтовые марки СССР, 1956 год
  • Русский художник В. Г. Перов

  • Картина «Охотники на привале»

  • Картина «Птицелов»

  • Почтовые марки России, 2009 год
  • Картина «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»

Некоторые произведения

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru