Короленко Владимир Галактионович. В г короленко


Краткая биография Короленко

Афоризмы и цитаты КороленкоКороленко Владимир Галактионович (1853—1921), писатель.

Родился 27 июля 1853 г. в Житомире в семье чиновника судебного ведомства. Детство и юность Короленко прошли в Житомире и Ровно. Окончив с серебряной медалью реальную гимназию, он в 1871 г. приехал в Петербург и поступил в Технологический институт. Однако вскоре из-за недостатка средств вынужден был оставить учёбу и ради заработка стал раскрашивать ботанические атласы, выполнял чертёжные работы, занимался корректурой.

В январе 1873 г. переехал в Москву и поступил в Петровскую академию на лесное отделение. В марте 1876 г. за участие в студенческих волнениях был исключён, арестован и выслан из Москвы. С тех пор вплоть до Февральской революции 1917 г. жизнь писателя состояла из череды арестов и ссылок.

Впервые Короленко выступил в печати в 1878 г. с газетной статьёй об уличном происшествии. В 1879 г. он пишет свой первый рассказ «Эпизоды из жизни „искателя”». Литературное наследие Короленко велико и многообразно. Писатель яркого и большого демократического дарования, он вошёл в историю русской литературы как автор многочисленных повестей, рассказов, художественных очерков, а также как критик и публицист. Пожалуй, самые известные произведения Короленко — повести «В дурном обществе» (1885 г.), «Слепой музыкант» (1886 г.), «Река играет» (1892 г.).

Творчество Короленко отличают страстная защита обездоленных, мотив стремления к лучшей жизни для всех, воспевание душевной стойкости, мужества и упорства, высокий гуманизм.

В 1900 г. Владимир Галактионович стал почётным академиком по разряду изящной словесности. Но в 1902 г. он вместе с А. П. Чеховым отказался от этого звания в знак протеста против отмены академией выборов М. Горького.

Писатель был горячим сторонником общественного предназначения литературы. После Октябрьской революции выступал против произвола и репрессий, творимых большевиками.

Владимир Галактионович Короленко умер от воспаления легких в Полтаве 25 декабря 1921 года во время работы над четвертым томом большого автобиографического произведения «История моего современника».

citaty.su

Владимир Галактионович Короленко, краткая биография

Детство и годы учёбы

Владимир Галактионович Короленко родился в 1853 г. в Житомире. Его отец Галактион Афанасьевич был уездным судёй, отличался нравом суровым и строгим, но был человеком великодушным. Гуманизм писателя Короленко сформирован в том числе наблюдением за собственными родителями. Характер отца Короленко описан в рассказе «В дурном обществе» в образе отца главного героя, справедливого судьи.

Из-за того что Галактион Короленко не брал взяток, он слыл в городе чудаком. После его смерти горожане укоряли судью в том, что он оставил детей нищими.

Отец Короленко происходил из казачьего рода. Согласно семейному преданию, Короленко были потомками Ивана Короля, казачьего полковника из Миргорода. От того же полковника происходил и академик Вернадский, довольно близкий родственник писателя Короленко (троюродный брат).

Мать писателя была дочерью польского помещика, исповедовала католицизм. Родным языком будущего писателя был польский. Обучение он тоже начинал по-польски в польском пансионе Рыхлинского. Потом Владимир учился в Житомирской гимназии, пока семья не переехала в Ровно.

У Короленко было два брата и три сестры, одна из которых умерла в младенчестве. Отец скончался, когда Владимиру было 15 лет, в 1868 г. После окончания Ровенского реального училища Короленко поступил в Петербургский технологический институт в 1871 г.

Попав в Петербург, Короленко увлёкся общественной жизнью, но вынужден был оставить учёбу из-за крайней бедности. Некоторое время он работал корректором, а в 1874 г. поступил в Петровскую земледельческую и лесную академию в Москве, где мог получать стипендию. Его учителем был молодой Тимирязев, впоследствии ставший знаменитым учёным. Тимирязев стал прототипом Изборского в повести «С двух сторон», о нём Короленко размышлял в «Истории моего современника».

Короленко стал активистом студенческих сходок, а в 1876 г. был исключён сроком на один год за составление коллективного заявления студентов против администрации академии. Вскоре он был арестован и сослан в Усть-Сысольск, а затем поселён в Кронштадте. Через год Короленко попытался восстановиться в академии, но ему было отказано из страха, что он увлечёт своими идеями других студентов.

Короленко вынужден был работать корректором в петербургской газете «Новости». В 1877 г. он поступил в Петербургский горный институт.

«Гниль и разложение. Ложь сверху донизу»

Так Короленко характеризовал современное ему общество. Юноша всё ещё считался неблагонадёжным и вскоре был арестован вместе с двумя братьями. Он был сослан в город Глазов на Урале. Побоявшись его «самостоятельных и дерзких наклонностей», исправник добился его поселения в Березовских Починках – страшной глуши. В 1880 г. Короленко был ложно обвинён в побеге и арестован, потом сослан в Восточную Сибирь и дошёл до Томска, но был возвращён и поселён в Перми. Чтобы прокормить себя и семью, он работал сапожником, пока не получил должность письмоводителя железной дороги в 1881 г. Но через полгода Короленко снова был арестован за нежелание подписать присягу Александру 3. Короленко был назван государственным преступником, сослан в Восточную Сибирь и после тюремного заключения отправлен на поселение в слободе Амге Якутской области. Только в 1885 г. Короленко было разрешено поселиться в Нижнем Новгороде. К этому времени им было создано немало рассказов, написанных в перерывах между сельскохозяйственным трудом в поселении и занятиями сапожным делом.

Начало литературного творчества

Первые рассказы Короленко напечатал в 1879 г., но вскоре был сослан в Амгу, где написал лучшие свои рассказы, опубликованные только в 1885 г: «Сон Макара», «В дурном обществе», «Соколинец». В 1886 г. вышла первая книга очерков и рассказов Короленко и была напечатана повесть «Слепой музыкант». О первой своей книге Короленко получил восторженные отзывы Чехова, Гаршина, Чернышевского. Рассказы посвящены людям, стремящимся к правде и свободе ценою собственных страданий («Чудная» о мужественной юной революционерке, «Яшка» об обличающем начальников крестьянине, «Соколинец» о потерявшем свободу человеке). Рассказы, написанные в ссылке, связаны с новыми впечатлениями писателя («Сон Макара» о трудной жизни якутского крестьянина, «Убивец» о правдоискательстве).

Рассказ «Феодалы», опубликованный в 1905 г., тоже навеян возвращением из амгинской ссылки, когда писатель увидел контраст непроходимой бедности жителей тайги и роскоши сибирского «феодала» - заседателя приискового участка.

«Человек создан для счастья, как птица для полёта»

Этот известный афоризм произносит один из героев рассказа «Парадокс». Парадоксально то, что человек, чаще всего, не достигает своего предназначения. Короленко противился этому факту не только всей своей судьбой, но и наиболее значительным своим произведением – повестью «Слепой музыкант». Главный герой, слепой от рождения, преодолевает предназначенные ему темноту и несчастья, став знаменитым музыкантом и прозрев духовно, переключившись с собственного страдания на страдания других.

Короленко видел основную задачу писателя в том, чтобы менять общество и жизнь в целом. Он считал, что литература должна звать, отвергать, проклинать и благословлять.

За время жизни в Нижнем Новгороде (с 1886 по 1896 гг.) Короленко написал серию рассказов о сапожнике, обличающем общество, книгу очерков «В пустынных местах», «Павловские очерки» о тяжёлом труде павловских кустарей. В 1892 г. Короленко побывал в пострадавшем от неурожая Лукояновском уезде Нижегородской губернии и написал обличительный очерк «В голодный год».

Газетные статьи писателя направлены против власть имущих Нижнего Новгорода. Публицистика позволяла писателю вмешиваться в жизнь непосредственно.

Гуманизм Короленко

Короленко был величайшим гуманистом своего времени. Он ценил человека как такового, невзирая на его общественный статус или национальность. Доказательство этому – участие Короленко в «мултанском деле». Короленко выступил в защиту удмуртских крестьян, вотяков, которых обвинили в ритуальном убийстве и осудили на каторжные работы. Короленко добился пересмотра дела и взял на себя обязанности защитника. Через 8 дней после его защитной речи крестьянам вынесли оправдательный приговор.

Короленко трепетно относился к вопросу национальностей и рас, видя за условностью личность. Он защищал не только вотяков, но и евреев, описанных в повести «Без языка» с симпатией. В 1893 г. Короленко посетил выставку в Чикаго и был потрясён отношением к неграм, которых при первом же проступке ждали «линч и казнь», в стране, называющей себя свободной и демократической. В повести «Без языка» описаны приключения крестьянина Матвея Лозицкого, который с Волыни поехал в Америку искать лучшей жизни. Америка описана глазами этого прямого простодушного человека, честного и трудолюбивого. Встретив евреев-соотечественников, Матвей находит в них много общего с собой. Они оказываются такими же, как и он, жертвами обстоятельств, оторванными от дома и неуверенными в будущем. Так Матвей приходит к ценности человеческой личности. Ему самому помогают люди разных национальностей, убеждений, материального и социального положения.В 1889 г. Короленко знакомится с Горьким, который считал Короленко писателем-демократом, продолжателем традиций русской литературы. Когда Николай I в 1902 г. отменил своим указом решение Академии наук о выборе Горького в его члены, Короленко, почётный академик по разряду изящной словесности, в 1902 г. подал заявление о выходе из академии.

goldlit.ru

Короленко, Владимир Галактионович – краткая биография

Владимир Галактионович Короленко является, бесспорно, самым привлекательным представителем идеалистического радикализма в русской литературе. Если бы не было Чехова, он был бы первым среди прозаиков и поэтов своего времени. Он родился в 1853 г. в Житомире, главном городе Волыни, в то время наполовину польском. Его отец был судьей (в то время гражданский чиновник), мать – польской дворянкой. В детстве Короленко не слишком хорошо понимал, какой он национальности, и читать по-польски выучился раньше, чем по-русски. Только после польского восстания 1863 г. семье пришлось сделать окончательный выбор; они стали русскими.

Репин. Портрет Короленко

Портрет Владимира Галактионовича Короленко. Художник И. Репин, 1912

 

В 1870 г. Короленко уехал в Петербург, стал студентом Технологического института, а затем – Московской сельскохозяйственной академии, но не окончил ни одного из этих учебных заведений: его исключили за принадлежность к тайной политической организации. В 1879 г. он был арестован и сослан в северо-восточную Сибирь; несколько лет он прожил в отдаленном районе Якутии.

В 1885 г. ему было разрешено вернуться в Россию и поселиться в Нижнем Новгороде. В том же году Короленко опять появился на страницах литературного журнала с рассказом о якуте – Сон Макара. В Нижнем он провел десять лет, и там были написаны почти все его лучшие рассказы. Он помогал бороться с голодом 1891–1892 гг. и потом выпустил об этом книгу.

 

Владимир Галактионович Короленко. Видеофильм

 

В 1895 г. ему было разрешено вернуться в Петербург. В 1900 г. он был избран почетным академиком, но отказался от этого звания в связи с тем, что из Академии был исключён Максим Горький. В 1900 г. переехал в Полтаву, где прожил до самой смерти. После смерти Михайловского он стал самой выдающейся фигурой среди народников.

С 1895 г. Короленко почти забросил литературу и посвятил себя «разоблачительной» общественной деятельности. После 1906 г. он возглавил кампанию против столыпинских военных судов и смертной казни. Единственное произведение последнего периода (и, может быть, его лучшее) – нечто вроде автобиографии, История моего современника; первая часть вышла в 1910 г., остальные – посмертно – в 1922 г.

В 1917 г. и позднее Короленко встал во враждебную позицию к большевикам. Последняя его публикация – письма к Луначарскому, где большевики разоблачаются как враги цивилизации. Он умер в 1921 г. в Полтаве, которая в годы гражданской войны несколько раз переходила из рук в руки.

Читайте также статью Творчество Короленко - кратко и текст его рассказа «В дурном обществе».

 

rushist.com

Жизнь и творчество Короленко В. Г. / Короленко В.Г.

У Владимира Галактионовича Короленко (1853—1921) была долгая литературная судьба, охватившая далекие друг от друга культурно-исторические эпохи. В 1879 г. он отнес свой первый рассказ «Эпизоды из жизни "искателя''» в «Отечественные записки». Одобренная Н.К.Михайловским, рукопись была отвергнута Щедриным: «Оно бы и ничего... Да зелено... Зелено очень». Большую часть своей главной книги «История моего современника», начатой в 1905 г., Короленко писал в 1918—1921 годы. Автобиографический герой остался все тем же «искателем», но изменился масштаб и тон повествования: от лирически окрашенного «эпизода» писатель перешел к эпическому полотну о своем поколении.

Короленко вырос в большой и дружной семье, где мирно уживались две национальности (украинская — отца и польская — матери), две веры (православная и католическая) и три языка (русский, польский и украинский). Семья была дворянская, религиозная, со строгими правилами. Жили сначала в Житомире, затем в Ровно; отец служил уездным судьей. Когда будущему писателю было 15 лет, умер отец, оставив семью без средств. Увлечение русской литературой, особенно Тургеневым и Некрасовым, породило юношескую мечту о профессии адвоката, защитника обездоленных. Но ровенская реальная гимназия не давала права поступить в университет, потратить же год на сдачу нужных экзаменов экстерном Короленко не мог — семья бедствовала. В 1871 г. он поступил в Петербургский технологический институт, хотя математические науки казались ему сухими и отвлеченными. В начале 1874 г. Короленко переехал в Москву и поступил в Петровскую земледельческую академию, на лесное отделение. В это время Короленко уже мечтал о писательстве и делал первые пробы. Средства к жизни приходилось добывать корректурой, черчением и дешевыми переводами.

Петровский студенческий «бунт» 1876 г., раздутый полицией, толкнул Короленко в разряд «вредных смутьянов», ссылаемых «по высочайшему повелению» (т.е. без суда и следствия). В конце жизни он напишет: «И до самой старости меня проводила та же репутация опасного агитатора и революционера, хотя я всю жизнь только и делал, что взывал к законности и праву для всех»2. Остальное Короленко относил к жанру «самодержавного помешательства» и «жандармских фантазий», что обошлось ему в 7 лет тюрем, этапов и ссылок.

Во второй половине 1880 г. «административный порядок» несколько помягчел, и Короленко был возвращен с сибирского этапа и оставлен в Перми, где нашел службу на железной дороге. Успешно шла и писательская работа (в столичном журнале появился уже третий рассказ). Но 1 марта 1881 г. был убит Александр II, и потребовалась присяга новому императору. Короленко дважды прошел церемонию общей присяги, но в качестве ссыльного от него потребовали индивидуальной присяги. Ссылаясь на два года бессудных преследований, Короленко дал письменный отказ и этим совершил «преступление», непредусмотренное сводом российских законов.

Осенью 1884 г., когда кончился срок якутской ссылки, Короленко принял решение: если вновь потребуют присяги — не давать. К счастью, не потребовали. После Сибири Короленко поселился в Нижнем Новгороде, где прошло самое светлое десятилетие его жизни: вышла первая книга «Очерков и рассказов» (М., 1886), Владимир Галактионович счастливо женился, родились дочери. Первое время приходилось брать любую работу: кассира на пристани, агента Общества драматических писателей, сотрудника Нижегородской архивной комиссии. Однако очень скоро эти службы отступили перед работой журналиста и писателя.

В ноябре 1892 г. Короленко участвовал в преобразовании журнала «Русское богатство», перешедшего к Н.К.Михайловскому; в 1894 г. стал пайщиком и членом литературно-редакционного комитета этого журнала; в июне 1895 г. — его официальным издателем; в начале 1896 г. переехал в Петербург, чтобы принять непосредственное участие в работе редакции. После смерти Михайловского в 1904 г. стал главным редактором и духовным средоточием «Русскогобогатства» («Всякий журнал есть портрет его редактора»,— писал Владимиру Галактионовичу А.Г.Горнфельд 20 декабря 1920 г.).

С 1893 г. в издании «Русского богатства» выходят все новые сборники произведений Короленко. До революции журнал народнической демократии стойко переносил цензурные бури, приостановки, прекращения, вынужденные переименования, судебные процессы и т.п. В 1918 г. был разгромлен, по слову Короленко, вместе со всей свободной русской прессой.

С 1900 г. Короленко жил в Полтаве, которая в годы гражданской войны около десяти раз переходила из рук в руки, и всякий раз вспыхивали грабежи, погромы, массовые обыски, аресты, расстрелы. И каждый раз приходилось хлопотать о какой-нибудь стороне.

Последнее ходатайство милосердия он подписал за девять дней до смерти. Поехать за границу для лечения — отказался. В 1918 г., во время празднования в Петрограде 65-летая Короленко (в его отсутствие), Горнфельд — парадоксально и неожиданно — назвал Владимира Галактионовича сверхчеловеком, видя сверхчеловеческое в «нравственной неизбежности» поступков Короленко, его готовности делать то, что «представляется невозможным робкому уму и вялой воле».

Источник: Русская литература рубежа веков ( 1890-е — начало 1920-х годов). Книга 1.— М., ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001

classlit.ru

Короленко Владимир Галактионович

Владимир Короленко родился 15 июля 1853 года в украинском городе Житомир. Его дед, Афанасий Яковлевич, имел казацкие корни. Предки Короленко по материнской линии были шляхтичами, и будущий писатель с детства говорил на польском языке, как на родном. Его отец служил уездным судьей и отличался суровым, замкнутым характером, но в то же время обладал высокими нравственными качествами, славился своей честностью и бескорыстием. Галактион Афанасьевич серьезно повлиял на представления и склад ума своего сына, хотя впоследствии писатель говорил, что между ними не было «никакой внутренней близости». Тем не менее, Короленко неоднократно возвращался к образу отца в своих произведениях: рассказ «В дурном обществе» (1885), автобиография «История моего современника» (1905-1921).

В молодые годы Короленко жил в небольших городках, где тесно переплетались между собой польские, русско-украинские и еврейские традиции. Межнациональный колорит, смесь кровей, воспитание, культура разных народов - все это нашло отражение в творчестве писателя, определило его художественную манеру. Короленко стал художником-гуманистом, порицающим национальную рознь и всякого рода нетерпимость в обществе. Сказалось и влияние матери, Эвелины Иосифовны, ревностной католички, женщины эмоциональной и впечатлительной.

В 1868 году скончался Галактион Афанасьевич, и семья Короленко стала бедствовать. По окончании гимназического курса в Ровно, в 1871 году Владимир поступил в Технологический институт Петербурга, однако нужда заставила его бросить учебу и устроиться работать корректором. Не без помощи матери в 1872 году Короленко переезжает в Москву, где становится стипендиатом в Петровско-Разумовской земледельческой Академии. Именно тогда он начинает увлекаться идеями народничества. В 1876 году, за подачу прошения от имени 79 студентов об отмене церберских порядков в Академии, Короленко исключили и выслали в Кронштадт.

Последняя неудачная попытка получить высшее образование состоялась в 1877 году: он был зачислен в петербургский Горный институт, но не проучился там и двух лет. Короленко был арестован по доносу, обвинен в революционной деятельности и вновь выслан из столицы - в город Глазов. (Правда, еще до ареста, в 1879 году молодой человек все же успел дебютировать как писатель, опубликовав в журнале «Слово» новеллу «Эпизоды из жизни искателя»).

Следующие шесть лет Короленко провел в тюрьмах и ссылках: Березовские починки, Вятка, Вышний Волочек, Амгинская слобода. Он продолжает много писать: только в 1880 году им созданы рассказы «Ненастоящий город», «Яшка», «Чудная». Последний был написан в Вышневолоцкой политической тюрьме, под впечатлением от знакомства с девушкой-революционеркой Эвелиной Улановской. Рукопись была тайно передана на волю. В 1893 году рассказ напечатали в Нью-Йорке и Лондоне (в нелегальных русских газетах), а в России его опубликовали под названием «Командировка» лишь в 1905 году.

С 1881 по 1884 год Короленко жил в Якутии, куда его выслали за отказ присягать восшедшему на престол императору Александру III. Под впечатлением от суровой обстановки, переносимых тягот, окружающей нищеты, но вдохновленный сибирской природой, писатель задумал и создал целую серию блистательных новелл, впоследствии опубликованных в столичных журналах: «Убивец» (1882), «Сон Макара» (1883), «Соколинец» (1885), «Федор Бесприютный» (1885) и т.д. Успех рассказа «Сон Макара» был столь огромен, что молодому прозаику было сразу отведено одно из первых мест в рядах русской литературы того времени.

С высочайшего соизволения императора, в 1885 году он поселяется в Нижнем Новгороде. Здесь Короленко женится на Евдокии Ивановской, русской революционерке и народнице, также прошедшей через аресты и ссылки. В 1886 и в 1888 годах у них рождаются дочери Софья и Наталья.

С Нижним Новгородом связан самый плодотворный период в жизни писателя, продлившийся 11 лет. Его сибирские рассказы выходят отдельной книгой в 1886 году, а через три года публикуется второй сборник, состоящий из произведений волжского периода. Повести и новеллы, литературные заметки и воспоминания выходят из-под его пера одна за другой - хрестоматийные «Дети подземелья» (1885), этюд «Слепой музыкант» (1886), ставший подлинным триумфом писателя и выдержавший только при жизни Короленко пятнадцать изданий, «За иконой» (1887), «Черкес» (1888), «Ночью» (1888), «Птицы небесные» (1889), этнографические «Павловские очерки» (1890), «Река играет» (1891) и другие. Он проявляет себя подлинным гуманистом, выражая почти в каждом произведении беспокойство о судьбе русского народа. В каждом человеке он пытался увидеть, открыть самые лучшие стороны, очистить его от житейской грязи.

В Нижегородской губернии Короленко ведет также активную общественную деятельность, выступает против произвола властей, организует бесплатные столовые для голодающих (своими впечатлениями он делится в многочисленных очерках, выпущенных в 1893 году специальным изданием под общим названием «В голодный год»). К числу самых заметных эпизодов этого периода жизни Короленко относится «дело вотяков»: благодаря защите писателя были спасены от каторги удмуртские крестьяне, ложно обвинявшиеся в ритуальных убийствах. Он опубликовал цикл громких статей «Мултанское жертвоприношение».

В 1890-е годы Короленко путешествует по Крыму и Кавказу, совершает вояж по Америке. Под впечатлением от увиденного, в 1895 году он создает рассказ-аллегорию «Без языка» (1895), описывающий жизнь украинца-эмигранта. Прозаик получает признание и за рубежом, его рассказы выходят на нескольких языках. С 1895 по 1900 год Короленко живет в Петербурге, где работает редактором и издателем журнала «Русское богатство». Здесь публикуются его блестящие новеллы «Марусина заимка» (1899) и «Мгновение» (1900).

Он продолжал открыто выступать против беззакония властей, против смертной казни, против «белого» и «красного» террора, обличал деятельность военно-полевых судов, осуждал продразверстку и раскулачивание. Короленко придавал большое значение публицистике, не менее важной в его творчестве, чем беллетристика. Авторитет писателя был колоссален, по сути, в то время он стал настоящим символом русской демократической литературы.

В 1900 году он был одним из первых, кого избрали почетным академиком петербургской Академии наук, вместе с А.П. Чеховым и Л.Н. Толстым. Но через два года Короленко заявил письменный протест в связи с исключением из числа академиков Максима Горького и сложил с себя звание.

В 1900 году Владимир Короленко, в связи с ухудшением здоровья, переезжает в Полтаву, где продолжает писать многочисленные публицистические статьи и очерки. Он очень болезненно относился к происходящим в стране политическим событиям, остро реагировал на каждое общественно-значимое событие, любой межэтнический или социальный конфликт.

Короленко ненавидел самодержавие и яростно осудил действия царского режима, направленные на подавление революционного движения 1905 года. В 1911-1913 годах активно выступал против шовинистов и реакционеров, раздувавших громкий судебный процесс над евреем Менахемом Менделем Бейлисом, обвиняемом в убийстве 12-летнего мальчика. В то же время он опубликовал не менее десяти статей, разоблачавших ложь и фальсификации, организованные правительством и черносотенцами. Среди них - «Бытовое явление», «Дело Бейлиса», «В успокоенной деревне», «Черты военного правосудия».

Короленко весьма неоднозначно воспринял Октябрьскую революцию 1917 года. Называя себя «беспартийным социалистом», он не разделял большевистских идей и не одобрял те методы, которыми осуществлялось строительство социализма. Вместе с тем писатель выступал и против контрреволюционеров, осуждая творимые ими погромы, казни, грабежи и бесчинства. Современники называли его «нравственным гением», «совестью России».

Короленко был гуманистом и демократом во всем, не принимал насилие ни в какой форме и всегда становился на защиту личности, прав угнетенных. Его деятельность оказывала значительное влияние на самые разные слои русского общества того времени. В 1920 году он написал шесть писем А.В. Луначарскому. Обращения остались без официального ответа, но их автор получил следующую оценку наркома просвещения - «прекраснодушный Дон-Кихот».

В Полтаве Короленко очень много работает, невзирая на прогрессирующую болезнь сердца, основывает колонии для беспризорных, организует сбор продовольствия для детей Петрограда и Москвы, избирается почетным председателем Всероссийского комитета помощи голодающим. В последние годы жизни Короленко трудился над объемной эпохальной автобиографией «История моего современника», которая подводила итоги его общественной и художественной деятельности, в то же время характеризуя значительный период русской истории. Это произведение создавалось на протяжении 15 лет, но, к сожалению, осталось незаконченным.

Владимир Галактионович Короленко умер 25 февраля 1921 года от рецидива воспаления мозга. Похоронен в Полтаве, на Старом кладбище.

Короленко и сила его творчества

В силу романтического склада души автора, рассказ вылился в, по-настоящему, романтическом стиле, каждое слово которого протекает очень спокойно и насыщает действие разнообразными сильными акцентами. Действие рассказа протекает в среде, где человеческое сознание затуманено и не осознает в полной мере, что есть свобода, что есть любовь, что есть счастье. Воры, нищие, сумасшедшие люди - все эти отбросы живут в развалинах старого замка и не выходят за его пределы. Автор настоял на том, что общество, показанное через «потерянных» людей, на самом деле не нуждается в жалости, и является «дурным».

Имея склонность к меланхолии или чрезмерной сентиментальности, он распорядился бы своим материалом по иному и заставил бы читателя переживать трагедию отверженных. Однако этого не происходит и не должно происходить. Намерения автора показать лживых, грязных в душе людей, облекаются в жуткую форму. Жители замка пьют, воруют, развратничают. Однако не все в душе этих людей прогнило. В черствости есть своя мягкая корка. Тибурцый любит свою дочь, и хочет уберечь её от посягательств той системы, в которой он взращен и живет. Девочку зовут Маруся, она невинна как слеза. Автор выписал в ней образ страдалицы, из которой окружающая обстановка высасывает все жизненные силы, всю красоту той непорочной юности, которая выросла в девочке и продолжает расти. В итоге истории, она умирает, и смерть её написана поистине трогательно, так, что слезы невольно наворачиваются на глаза и чувствуешь первую по-настоящему сильную утрату.

В читателе, как и в героях, просыпается совесть и чувства. Глядя на место действия этого рассказа, невольно вспоминается легенда «Лес шумит», которая написана практически в подобной сказочной манере. В ней говорится о том, как пана убивает оскорбленный простолюдин. Однако, несмотря на столь банальную сюжетную канву, подробности истории описаны с огромной тонкостью и чутьем. Великое мастерство было вложено в сюжет. Прекрасно показана общая физиономия леса, личность каждого отдельного дерева. Лес в описании оживает и становится живым участником разворачиваемых событий.

Короленко, как автор, прекрасно справляется с описательными моментами природы. У него дар описывать природу во всей красоте и правдивости. Он в обычном находит волшебные нотки.

Короленко - поэт с чисто меланхоличными чертами характера. Его нити души волнуются при виде трогающих картин повседневности, при виде цветущей, яркой природы. Короленко принадлежат еще "Слепой музыкант" (1887), "Ночью" (1888) и рассказ из еврейской жизни: "Иом-Кинур". В «Слепом музыканте» автор с большим мастерством и искусством дал психологический портрет развития гниющего общества. Здесь научное переплетается с художественностью и создает странный симбиоз.

Поистине благоухающим можно назвать рассказ "Ночью". Разговоры детей о том, как появляются на свет дети, переданы с поразительной наивностью. Эти детские мысли и рассуждения читаются так искренне, потому, что написаны ребенком, который остался верен своей детской наивности до самых поздних лет. Он всегда знал, что в детстве является ребенком, который все еще удивляется и задает много вопросов, но очень важных вопросов. Однако в рассказе имеют место и взрослые. Есть молодой доктор, который отвечает на этой вопрос просто, без всяких изгибов в сторону. Он говорит что это просто физиологический акт и ничего более. Ничего заумно философического здесь ничего нет и не может быть. Но для другого персонажа, который из-за этого акта потерял свою супругу, все кажется намного сложнее и объемнее.

Мы прекрасно видим, как автор наслаждается тем, что описывает ситуации, как примеры того, что есть в мире. Он смотрит на жизнь человека, как на величайшую и прекрасную тайну. Одним из лучших рассказов Короленко, в котором говорится о Сибири, является «Из записок сибирского туриста». Автор раскрывает в рассказе огромную степень гуманности и понимания. Несмотря ни на что, он любит тот мир, в котором живет. Здесь история убийцы рассказана с огромным гуманизмом и душевностью. Он необычного душевного склада. Однако автор готовит для него испытание, в котором герой разрывается, не в силах понять и избрать сторону, к которой примкнуть. Тот же выбор между двумя началами лежит в основе маленького рассказа «В пасхальную ночь». Автор не хочет и не намерен осуждать тот принцип, который позволяет преступникам бежать из заточения. Он в своей манере просто рассказывает историю, которая якобы произошла, и рассказывает её так, будто это какое-то чудо, аналогов которого нет больше на свете.

Вскоре после своего переселения на Волгу, Короленко написал рассказ «Река играет», в котором герои ведут страстные дебаты, касательно веры и выбора своего жизненного пути. В рассказе автор выделяет такие слова: «Тяжелые, не радостные впечатления уносил я от берегов Святого озера, от невидимого, но страстно взыскаемого народом града... Точно в душном склепе, при тусклом свете угасающей лампады провел я всю эту бессонную ночь, прислушиваясь, как где-то за стеной кто-то читает мерным голосом заупокойные молитвы над уснувшей навеки народной мыслью».

Короленко при всей своей наивности, считает, что народная мысль еще не утратила своей силы и голоса, и может в любой момент прозвучать, как звучала раньше. Его другой рассказ, из той же волжской жизни «На солнечном затмении» - заканчивается тем, что люди съезжаются наблюдать великое затмение солнца, и постепенно проникаются к нему таким сильным удивлением, что начинают восторженно хвалить науку и мудрствовать по поводу неё, хотя сами до этого относились с презрением ко всем мудрствованиям других.

Короленко всю свою жизнь верил в лучшее будущее. Его гуманизм и надежда на исправление человека доходили до космических горизонтов. Он мечтал о том, чтобы сделать человека лучше. Мечтал о том, чтобы направить его на путь истинный, показать дорогу, путь к исправлению. Он делал все, чтобы человек понял, для чего он рожден, чтобы он понял, что его жизнь должна не понапрасну растрачиваться на бессмысленные нравоучения или бесполезное прожигание, а тратиться с умом. С верой в том, что перерождение возможно, и все зависит от самого человека. Он, как писатель, смотрящий в будущее, не разочаровывается и не скулит. Он знает, что судьба человека всегда находится в состоянии варьирования. Что он всегда предпочитает жизнь на грани, и что у каждого в душе есть хотя бы капля греха. Для него жизнь - это один большой идеал, высокие грани и бесконечные границы.

В середине 1890-х годов, Короленко достигает пика своего творчества. Это кульминация его жизни, а вместе с ней и его творчества. В этот период он пишет много произведений и прекрасных очерков, а также этюдов, среди которых «Государевы ямщики», «Мороз» и другое.

В 1906 году, автор начинает печатать свой самый большой, самый обширный труд, автобиографическую повесть «Историю моего современника». В ней автор попытался дать отчет о своей жизни. Через персонажа показать свою жизнь. В этой работе он сознательно идет на жертвы, он ставит на плаху красоту слогу и чистоту описаний, дабы подвести повествование под реалистические каноны, под автобиографический стиль. И это ему удается. Чувствуется правда и её сила. В этом двухтомнике Короленко рассказывает о своих молодых годах жизни, о том, как он рос и креп как личность. Как рождались его взгляды, и закалялась душа.

Короленко прекрасный писатель, и умеет писать и о других. Его перу принадлежат воспоминания о крупных писателях Михайловском, Чехове, Успенском. Все эти воспоминания он объединил под общим названием «Отошедшие». Среди этих очерков стоит выделить об Успенском, написанный со всем выразительным мастерством, со всем колоритом и силой художественного слова.

Помимо известного талантливого писателя Короленко раскрывается и как гений публицистики. Он пишет многочисленные журнальные и газетные статьи, в которых говорит о злобах дня, раскрывает актуальность современной общественной жизни и его проблем. Где бы он ни трудился, везде был в центре общественного мнения и сознания. Он держал внимание людей своей силой, своим разумом подавлял в них негативные моменты и говорил, как им жить. Но главное, они его слушали.

В таких произведениях, как «Голодный год» и «Бытовое явление», он выступил в роли ярого критика общественной жизни. Читая их, мы видим сильного человека, знающего за что и как бороться. Он рыцарь пера, в нем изящность таланта соприкасается с неподдельным образованием.

И напоследок стоит заметить, что Короленко не партийный писатель, как Маяковский. Его творчество полностью держится на гуманизме, красоте и правде слова. Он гений своего дела и это чувствуется каждым, кто хоть раз соприкоснется с его творчеством.

Произведения Короленка всегда имели огромный интерес и пользовались неубывающим спросом. Его книги выдерживали не одно переиздание. Такие знаменитые книги, как: «Слепой музыкант», «Без языка», «История моего современника» пережили не одно переиздание, и являются рекордами в литературном наследии автора. Его мелкие рассказы расходились и сейчас расходятся в десятках тысяч экземпляров. Одна из полнейших библиографий Короленка дана в книге Н.Д. Шаховской «Владимир Галактионович Короленко. Опыт биографической характеристики».

Выдающийся писатель и общественный деятель, - Владимир Короленко, оставил после себя огромное количество литературных трудов, большая часть из которого с огромным успехом расходятся и до сих пор. Наше поколение также нуждается в его наследии, ибо те принципы, который заложил автор в свои произведения, живут и до сих пор. Вечные вопросы всегда остаются вечными. И Короленко прекрасно это понимал.

 

biblioman.org

Короленко - это... Что такое Короленко?

Короленко, Владимир Галактионович

Влади́мир Галактио́нович Короле́нко (15 (27) июля 1853, Житомир — 25 декабря 1921, Полтава) – русский писатель украинского происхождения, журналист, публицист, общественный деятель, заслуживший признание своей правозащитной деятельностью как в годы царского режима, так в период гражданской войны и советской власти.

За свои критические взгляды Короленко подвергался репрессиям со стороны царского правительства. Значительная часть литературных произведений писателя навеяна впечатлениями о детстве, проведенном на Украине, и ссылкой в Сибирь.

Детство и юность

Короленко родился в Житомире, Украина, в семье уездного судьи. Отец писателя происходил из казацкого рода. Суровый и замкнутый, но вместе с тем и неподкупный и справедливый Галактион Афанасьевич Короленко (1810-1868) оказал огромное влияние на формирование мировоззрения сына. Впоследствии образ отца был запечатлен писателем в его знаменитой повести «В дурном обществе».

Короленко начал учиться в Житомирской гимназии, а после смерти отца завершил среднее образование в Ровенской гимназии. В 1871 году поступил в Петербургский технологический институт, но из-за материальных трудностей вынужден был его покинуть и перейти в 1874 году на стипендию в Петровскую земледельческую академию в Москве.

Революционная деятельность и ссылка

Владимир Короленко

С ранних лет Короленко примкнул к революционному народническому движению. В 1876 году за участие в народнических студенческих кружках он был исключен, из академии и выслан в Кронштадт под надзор полиции.

В Кронштадте молодому человеку пришлось зарабатывать себе на жизнь собственным трудом. Он занимался репетиторством, был корректором в типографии, перепробовал ряд рабочих профессий.

По окончании срока ссылки Короленко возвратился в Петербург и в 1877 поступил в Горный институт. К этому периоду относится начало литературной деятельности Короленко. В начале 1879 в петербургском журнале «Слово» была напечатана первая новелла писателя "Из жизни искателя". Но уже весной 1879 по подозрению в революционной деятельности Короленко вновь был исключен из института и выслан в Глазов Вятской губернии.

После отказа подписать покаянную верноподданническую петицию новому царю Александру ІІІ в 1881 году, Короленко перевели в ссылку в Сибирь (он отбывал последний срок ссылки в Якутии в Амгинской слободе). Однако суровые условия жизни не сломили воли писателя. Тяжелые шесть лет ссылки стали временем формирования зрелого писателя, дали богатый материал для его будущих сочинений.

Литературная карьера

В 1885 году Короленко разрешили поселиться в Нижнем Новгороде. Нижегородское десятилетие (1885-1895) – период наиболее плодотворной работы Короленко-писателя, всплеска его таланта, после которого о нем заговорила читающая публика всей Российской империи. В 1886 году вышла его первая книга «Очерки и рассказы», в которую вошли сибирские новеллы писателя.

Настоящим триумфом Короленко стал выход в 1886-1887 годах его лучших произведений – «В дурном обществе» (1885) и «Слепой музыкант» (1886). В этих повестях Короленко с глубоким знанием человеческой психологии по-философски подходит к разрешению проблемы взаимоотношения человека и общества. Материалом для писателя послужили воспоминания о детстве, проведенном на Украине, обогащенные философскими и социальными выводами зрелого мастера, прошедшего тяжелые годы ссылок и репрессий. По мнению писателя полноту и гармонию жизни, счастье можно почувствовать, только преодолев собственный эгоизм, став на путь служения народу.

В 90-е годы Короленко много путешествует. Он посещает различные регионы Российской империи (Крым, Кавказ). В 1893 году писатель присутствует на Всемирной выставке в Чикаго (США). Результатом этой поездки стала философско-аллегорическая повесть «Без языка» (1895). Короленко получает признание не только в России, но и за рубежом. Его произведения выходят на иностранных языках.

В 1895-1900 годах Короленко живет в Петербурге. Он редактирует журнал «Русское богатство». В этот период публикуются замечательные новеллы «Марусина заимка» (1899), «Мгновение» (1900).

В 1900 году писатель переезжает на Украину, куда всегда стремился вернуться. Он поселился в Полтаве, где и прожил до своей смерти.

В последние годы жизни (1906-1921) Короленко работал над большим автобиографическим романом «История моего современника», который должен был обобщить все, что он пережил, систематизировать философские взгляды писателя. Роман остался незавершенным. Писатель умер, работая над четвертым томом своего произведения. Скончался от воспаления легких.

Публицистика и общественная деятельность

Популярность Короленко была огромна, и царское правительство было вынуждено считаться с его публицистическими выступлениями. Писатель привлекал внимание общественности к самым острым злободневным вопросам современности. Он разоблачал голод 1891-1892 годов (цикл эссе «В голодный год»), обличал царских карателей, жестоко расправлявшихся с украинскими крестьянами, борющимися за свои права («Сорочинская трагедия», 1906), реакционную политику царского правительства после подавления революции 1905 года («Бытовое явление», 1910). В 1911-1913 годах Короленко активно выступал против реакционеров и шовинистов, раздувавших сфальсифицированное «дело Бейлиса», он опубликовал более десяти статей, в которых разоблачал ложь и фальсификации черносотенцев. Эта деятельность характеризует Короленко как одного из выдающихся гуманистов своего времени.

В 1900 году Короленко был избран почетным академиком Петербургской академии наук, но в 1902 покинул ее в знак протеста против исключения Максима Горького.

После революции 1917 года Короленко открыто осудил методы, которыми большевики осуществляли строительство социализма. Позиция Короленко-гуманиста, осуждавшего зверства гражданской войны, ставшего на защиту личности от большевистского произвола, отражена в его «Письмах к Луначарскому» (1920) и «Письмах из Полтавы» (1921). До последнего дня Короленко боролся за правду и справедливость. Современники называли Короленко «совестью России».

Был женат на Евдокии Семёновне Ивановской. Двое детей: Наталья и Софья

Творчество писателя

Основные произведения

  • История моего современника. 1906-1921.
  • В дурном обществе. Из детских воспоминаний моего приятеля. 1885.
  • Слепой музыкант. 1886.

Прочие произведения

  • Чудная (очерк из 80-х годов). 1880.
  • Яшка. 1880.
  • Убивец. 1882.
  • Сон Макара. 1883.
  • Адъютант его превосходительства. Комментарий к недавнему событию. 1884.
  • Соколинец. Из рассказов о бродягах. 1885.
  • Федор Бесприютный. 1886.
  • Лес шумит. Полесская легенда. 1886.
  • Сказание о Флоре, Агриппе и Менахеме, сыне Иегуды. 1886.
  • Омоллон. 1886.
  • Символ. 1886.
  • За иконой. 1887.
  • На затмении. Очерк с натуры. 1887.
  • Прохор и студенты. Повесть из студенческой жизни 70-х годов. 1887.
  • На заводе. Две главы из неоконченной повести. 1887.
  • Станочники. 1887.
  • Ночью. Очерк. 1888.
  • Черкес. 1888.
  • Птицы небесные. 1889.
  • Судный день («Иом-кипур»). Малорусская сказка. 1890.
  • Тени. Фантазия. 1890.
  • В пустынных местах. Из поездки по Ветлуге и Керженцу. 1890.
  • Таланты. 1890.
  • Река играет. Эскизы из дорожного альбома. 1891.
  • Искушение. Страничка из прошлого. 1891.
  • Ат-Даван. 1892.
  • Парадокс. Очерк. 1894.
  • Без языка. 1895.
  • Фабрика смерти. Эскиз. 1896.
  • В облачный день. Очерк. 1896.
  • Художник Алымов. Из рассказов о встречных людях. 1896.
  • Колечко. Из архивных дел. 1896.
  • Необходимость. Восточная сказка. 1898.
  • Стой, солнце, и не движись, луна! 1898.
  • Смиренные. Деревенский пейзаж. 1899.
  • Марусина заимка. Очерк из жизни в далекой стороне. 1899.
  • Двадцатое число. Из старой записной книжки. 1899.
  • Огоньки. 1900.
  • Последний луч. 1900.
  • Мгновение. Очерк. 1900.
  • Мороз. 1901.
  • «Государевы ямщики». 1901.
  • Пугачевская легенда на Урале. 1901.
  • Ушел! Рассказ о старом знакомом. 1902.
  • Софрон Иванович. Из рассказов о встречных людях. 1902.
  • Не страшное. Из записок репортера. 1903.
  • Феодалы. 1904.
  • Обрывок. Этюд. 1904.
  • В Крыму. 1907.
  • Наши на Дунае. 1909.
  • Легенда о царе и декабристе. Страничка из истории освобождения. 1911.
  • Нирвана. Из поездки на пепелище Дунайской сечи. 1913.
  • С двух сторон. Рассказ моего знакомого. 1914.
  • Братья Мендель. Рассказ моего знакомого. 1915.

Издание произведений

  • Собрание сочинений в 6-ти переплетах. СПб, 1907-1912.
  • Полное собрание сочинений в 9-ти томах. Петроград, 1914.
  • Собрание сочинений в 10-ти томах. М., 1953-1956.
  • Собрание сочинений в 5-ти томах. М., 1960-1961.
  • Собрание сочинений в 6-ти томах. М., 1971.
  • Собрание сочинений в 5-ти томах. М., 1989-1991.
  • История моего современника в 4-х томах. М., 1976.
  • Была бы жива Россия. Неизвестная публицистика 1917-1921 гг. – М., 2002.

Экранизации произведений

  • Полеская легенда (СССР).

Цитаты

  • "Человек создан для счастья, как птица для полета, только счастье не всегда создано для него" («Парадокс»).
  • "Насилие питается покорностью, как огонь соломой" («Сказание о Флоре, Агриппе и Менахеме, сыне Иегуды»).

Музеи

Вид на дачу от входа в музей
  • Дом-музей «Дача Короленко» находится в посёлке Джанхот, километрах в 20 юго-восточнее Геленджика. Основное здание было построено в 1902 году по чертежам писателя, а хозяйственные помещения и здания достраивались на протяжении нескольких лет. В этой резиденции писатель жил в 1904, 1908, 1912 и 1915 годах.
  • В Нижнем Новгороде на базе школы № 14 функционирует музей, в котором собраны материалы по нижегородскому периоду жизни писателя.
  • Музей в городе Ровно на месте Ровенской Мужской гимназии.
  • На родине писателя, в городе Житомире, в 1973 открыт его дом-музей.
  • В городе Полтаве функционирует Музей-усадьба В. Г. Короленко в которой он прожил последние 18 лет жизни.

Увековечение памяти

В 1977 году малая планета 3835 была названа Короленко.

В 1973 году на родине писателя в Житомире установлен памятник (скульптор В. Винайкин, архитектор Н. Иванчук).

Имя Короленко присвоено Полтавскому педагогическому институту, Харьковской государственной научной библиотеке, Черниговской областной библиотеке, школам в Полтаве и Житомире, Глазовскому государственному педагогическому институту.

В 1990 году Союз писателей Украины учредил литературную премию имени Короленко для лучшего русскоязычного литературного произведения Украины.

В Минске одна из улиц названа в честь Короленко.

Литература

  • Бялый Г. А. В. Г. Короленко. — М., 1949.
  • В. Г. Короленко в воспоминаниях современников. — М., 1962.
  • Глазов в жизни и творчестве В. Г. Короленко / Глазов. гос. пед. ин-т; сост. и науч. ред. А. Г. Татаринцев. — Ижевск, 1988.
  • Короленко С. В. Книга об отце. — М., 1968.
  • Миронов Г. Короленко. — М., 1962.
  • Негретов П. И. В. Г. Короленко: Летопись жизни и творчества. 1917—1921. — М., 1990.
  • Шаховская Н. Д. В. Г. Короленко: Опыт биографической характеристики. М.: книгоиздательство К. Ф. Некрасова, 1912.
  • Шаховская Н. Д. Молодые годы Короленко. М., 1931.

Ссылки

dic.academic.ru

Короленко Владимир Галактионович — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Короле́нко Владимир Галактионович ([15 (27) июля 1853, Житомир — 25 декабря 1921, Полтава] — русский писатель и публицист, почетный академик Петербургской АН (1900-1902), почетный академик Российской АН (1918). В 1879 арестован по подозрению в связях с революционными деятелями; в 1881-84 ссылка в Якутии. Рассказы и повести «Сон Макара» (1883), «Слепой музыкант» (1886), «Без языка» (1895), «Павловские очерки» (1890), «Река играет» (1891), автобиографическая повесть «История моего современника» (опубликована посмертно 1922) и др. проникнуты демократическими и гуманистическими идеями. Критика революционного террора после 1917 в письмах к А. В. Луначарскому (1922). Редактор журнала «Русское богатство» (1895-1918).

Владимир Короленко родился в 1853 году в Житомире в семье судебного чиновника украинского дворянского рода (его образ запечатлен в повести «В дурном обществе» и «Истории моего современника») и матери, польки, католички из шляхетского сословия. Учился в житомирской и ровенской гимназиях, учениками которых были украинцы, русские, поляки, евреи. Многонациональная среда, разнообразные культурные традиции наложили особую печать на его творчество, художественную манеру. Будущий писатель впоследствии неоднократно протестовал против национальных притеснений и религиозной нетерпимости

Его мировоззрение складывалось под воздействием произведений И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Д. И. Писарева, Н. А. Добролюбова. После смерти отца в 1870 году семья Короленко осталась без средств к существованию (у Короленко были еще два брата и сестра). Поселившись в Петербурге, будущий писатель вместе со своими братьями занялся раскрашиванием атласов и корректурной работой. В конце1870 в печати появились первые литературные опыты Короленко, однако в тот период автор не был замечен читающей публикой. Его дебютная повесть «Эпизоды из жизни искателя» «Слово» (1879), написанная в период, когда писатель был увлечен идеями «правдоискательства», свидетельствовала о высоком нравственном подъеме, охватившем русскую молодежь, призывала жить во имя общественного блага. Это настроение во многом определило дальнейшую личную и творческую судьбу писателя.В 1871 году поступил в Петербургский технологический институт, но не окончил его. В 1874 году успешно сдал вступительные экзамены в Петровскую сельскохозяйственную академию в Москве, но и здесь недолго проучился, в 1876 году был отчислен за участие в коллективном протесте, направленном в адрес администрации академии. В связи с этим был сослан в Вятку (по пути к месту ссылки был написан рассказ «Чудная», опубликованный четверть века спустя, в 1905), затем в Кронштадт — его ссылка продолжалась год. Время, проведенное в Вятке, Короленко считал лучшим. Его новым литературным ориентиром становится Г. И. Успенский, изображающий «живую жизнь живых людей». Получив в 1877 году разрешение на свободное проживание, Короленко поступил в Горный институт в Петербурге, который также бросил, т. к. увлекся идеями народников и, мечтая сблизиться с народом, стал учиться сапожничать. В 1878 году попробовал себя в качестве журналиста, опубликовав материал в газете «Новости». В 1879 году был арестован по подозрению в связях с революционерами, с нелегальными организациями. После того как отказался присягнуть императору Александру III, в 1881 был выслан в Якутию, где отбывал трехлетнюю ссылку. Суровая, но прекрасная природа Восточной Сибири, тяжелая обстановка жизни поселенцев, своеобразная психология сибиряков, жизнь которых была полна самых невероятных приключений, нашли свое отражение в сибирских очерках Короленко: «Сон Макара» (1885), «Записки сибирского туриста», «Соколинец» (1885), «В подследственном отделении».

«Сон Макара» — вторая крупная публикация писателя. В образе главного героя, казалось бы, давно потерявшего человеческий облик, автор тем не менее увидел человека. Источник отступлений Макара от правды в том, что никто не научил его отличать добро от зла. Очерк, написанный поэтичным языком, обладающий мастерски сколоченным сюжетом, принес писателю настоящий успех. Вслед за «Сном Макара» увидел свет рассказ «В дурном обществе» (1885), сюжетную основу которого составили ровенские воспоминания. В творчестве писателя появился мотив «отверженных». Рассказ более известен в сокращенном варианте для детского чтения как «Дети подземелья».

В 1885 Короленко поселился в Нижнем Новгороде, оставаясь под надзором полиции. Однако ему было разрешено заниматься журналистикой, литературным трудом. Верхневолжская жизнь со всеми ее невзгодами и маленькими радостями органично вошла в книги писателя. Здесь были написаны рассказы: «На затмении» (1887), «За иконой» (1887), «Птицы небесные» (1889), «Река играет» (1892), «На Волге» (1889) а также «Павловские очерки» (1890) и очерки, составившие книгу «В голодный год» (1893). «Река играет» — один из лучших рассказов не только этого периода, но и, пожалуй, всего творчества Короленко. Писатель создал образ, на первый взгляд, безалаберного, но на самом деле обаятельного, подкупающего искренностью перевозчика Тюлина, который в свое немудреное ремесло вложил душу артиста.Десять лет, проведенные в Нижнем Новгороде, оказались очень плодотворными для писателя. Он занимался литературным творчеством, вел активную общественную деятельность: помогал в организации помощи голодающим, обрел личное счастье (женился на Авдотье Семеновне Ивановской, в октябре у них родилась старшая дочь). Здесь он получил читательское признание; познакомился с А. П. Чеховым, Л. Н. Толстым, Н. Г. Чернышевским и др. В 1887 году самостоятельным изданием вышла повесть «Слепой музыкант», которая стала, выражаясь современным языком, бестселлером. «Слепой музыкант» — повесть о вечном стремлении человека к непознанному. Главный ее герой испытывает неодолимую тягу к свету, которого никогда не видел. В произведении реализм изображения действительности гармонично сочетается с идеализмом мировосприятия. Основная тема, волнующая писателя, — торжество духовного начала в человеке над материальными сторонами жизни. Повесть была переведена на европейские языки и заинтересовала П. Верлена, увидевшего в ней образец нового искусства.В 1893 году Короленко пересек океан, чтобы посетить Всемирную художественно-промышленную выставку в Чикаго. Америка писателю решительно не понравилась. Эта поездка укрепила его в неприятии буржуазного мира. В 1902 году писатель опубликовал повесть «Без языка», написанную по следам американских впечатлений.

Интерес Короленко к «психологии общечеловеческой тоски по недостижимому» («Письма к А. Г. Горнфельду») прослеживается и в рассказе «Ночью» (1888). Ребенок, чувствующий «тайну» рождения и смерти, по мнению автора, мудрее студента-медика. Рационалисты усмотрели в этом рассказе уклон автора в сторону метафизики.

К лучшим публицистическим произведениям писателя принадлежит статья «О сложности жизни» — напоминание о преемственной связи поколений русской интеллигенции, задача которой заключена в защите личностной свободы человека.

В 1896-1918 годах Короленко входил в редакцию журнала «Русское богатство» в Петербурге (с 1904 — редактор-издатель). Писатель считал, что в России недостаточно развито гражданское общество, правовое сознание народа крайне слабо, почти отсутствует правосудие (сам он неоднократно выступал правозащитником на судебных процессах).В 1900 году перебрался из Петербурга в Полтаву в связи с нервным истощением, где жизнь его не стала размеренней и спокойней: частые поездки в столицу по делам журнала, сложности с цензурой. Здесь он завершил цикл сибирских рассказов («Государевы ямщики», «Мороз», «Феодалы», «Последний луч»), написал рассказ «Не страшное». В 1902 году вместе с Чеховым отказался от звания почетного академика (был в числе первых избранных) в знак протеста против отмены избрания М. Горького в Академию наук.В публицистике прямо выражал свою гражданскую гуманистическую позицию, возмущение еврейскими погромами («Дом №13», 1905). В 1905 году, когда цензурный гнет несколько ослаб, приступил к работе над художественной летописью своего поколения, писал ее с большими перерывами до конца своих дней. Полностью «История моего современника», выдержанная в литературной традиции «Былого и дум» Герцена, появилась в 1922-1929 годах — в ней ярко выражен многогранный талант писателя, его тяготение к лирическим, очерковым и публицистическим жанрам.Февральскую революцию 1917 года воспринял как возможность демократического обновления России. 6 марта 1917 года выступил на митинге в Полтаве по поводу свержения самодержавия. К Октябрьскому перевороту отнесся прохладно, а в годы Гражданской войны резко выступал против кровавого подавления крестьянских восстаний, клеймил революционный террор (шесть писем А. В. Луначарскому, 1922).

В 1921 году, будучи тяжелобольным, отказался покинуть Россию и ехать лечиться за границу. В 1922 году в очерковом цикле под эмоциональным названием «Земли! Земли!» изложил собственные представления о том, на каких основах могла бы возродиться Россия. В глазах современников оставался «нравственным гением», человеком высоких моральных принципов, праведником русской литературы.

  • Государевы ямщики (1900)
  • Адъютант его превосходительства
  • Ат-даван
  • Без языка (1895)
  • Братья Мендель
  • В дурном обществе (1885)
  • В дурном обществе. Из детских воспоминаний моего приятеля
  • В облачный день
  • Дети подземелья
  • За иконой
  • Искушение
  • История моего современника (1905 — 1921)
  • Лес шумит (1885)
  • Марусина заимка (1899)
  • Мгновение (1900)
  • Мороз (1900)
  • На затмении
  • Необходимость
  • Необходимость. Восточная сказка
  • Ночью
  • Обрывок
  • Огоньки (1901)
  • Омоллон
  • Парадокс
  • Последний луч (1900)
  • Павловские очерки (1890)
  • Приемыш
  • Река играет (1891)
  • Сказание о Флоре, Агриппе и Менахеме, сыне Иегуды (1886)
  • Слепой музыкант (1886)
  • Соколинец. Из рассказов о бродягах (1885)
  • Сон Макара (1885)
  • Станочники
  • Судный день («Иом-кипур»)
  • Судный день Иом-кипур. Малорусская сказка
  • Таланты
  • Тени
  • Тени. Фантазия
  • Убивец
  • Федор Бесприютный
  • Федор Бесприютный. Из рассказов о бродягах
  • Феодалы (1900)
  • Черкес (очерк)
  • Чудная (1880)
  • Яшка
  • Миронов Г. М. Короленко. М., 1962.
  • В. Г. Короленко в воспоминаниях современников. М., 1962.
  • Ростов Н. В. Г. Короленко. М., 1965.
  • Короленко С. В. Книга об отце. М., 1968.
  • Бялый Г. А. В. Г. Короленко, 2-е изд. Л., 1983.
  • Собрание сочинений. Т. 1-6. М., 1971.
  • История моего современника. Кн. 1-2. Л., 1976.

megabook.ru