Ломоносов как величайший художник, поэт и ученый (стр. 1 из 3). Ученый ломоносов


Ломоносов как ученый и педагог

Труды и открытия Михаила Васильевича Ломоносова в области естественных наук очень велики и значительны. Это признавали такие известные европейские ученые того времени, как Вольф и знаменитый математик Эйлер, который писал, что он не знает никого, кто мог бы лучше Ломоносова разъяснить или доказать какой-нибудь трудный вопрос; Эйлер считал, что Ломоносов приносит честь не только Академии Наук, но и всей русской нации.

Портрет Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов

 

Ломоносов написал множество трудов по физике, химии, астрономии и металлургии. Очень важны были его наблюдения над электричеством; он высказал предположение, что северное сияние возникает от электричества, что было впоследствии доказано в науке. Ломоносов доказывал, что и гроза происходит от атмосферного электричества; он установил первый в России громоотвод. Во время этих опытов работавший вместе с ним профессор Рихман был убит молнией.

Ломоносов сделал открытия и в сфере минералогии, определив, что янтарь, считавшийся в те времена минералом, есть окаменевшая смола; что каменный уголь образуется из разложения растительных остатков. В области астрономии он первый открыл атмосферу вокруг планеты Венера и в своем сочинении «Явление Венеры на солнце наблюденное» развил замечательную религиозную мысль о том, что занятия естественными науками ведут к изучению Божьего творения, и что нет противоречия между Святым Писанием и наукой. Создатель дал людям две книги, говорит Ломоносов: одна из них – природа, которая есть Евангелие «немолчно благовествующее Творческую силу, премудрость и величество»; другая книга возвещает Его волю, это книга Святого Писания – Библия. В доказательство своей мысли Ломоносов приводит творения св. Отцов Церкви, указывает на «Шестоднев» Василия Великого, на богословие Иоанна Дамаскина.

 

Михаил Васильевич Ломоносов. Ученый

 

По истории Ломоносов написал «Краткий Российский летописец» и «Российскую историю», которую он довел до смерти Ярослава Мудрого. Ломоносов доказывал, что первые князья русские, плававшие по Балтийскому морю, были славянского, а не скандинавского происхождения. С горячим патриотизмом, опираясь на серьезные исторические и научные доказательства, защищает Ломоносов эту мысль, опровергая теорию немца Миллера, который считал (как многие другие историк и того времени), что государственный строй в России создан князьями из чужеземного племени, что поэтому русский народ не имеет права называться великим народом.

Ломоносов написал несколько филологических сочинений: грамматику, риторику, «Письмо о правилах Российского стихотворства» и «О пользе книг церковных в Российском языке». В ряде из них он выступает как педагог, автор составленных на высоком научном уровне учебников.

Грамматика Ломоносова в сущности – первая русская грамматика, в которой он отделяет русский язык от церковнославянского и делит его на областные наречия, считая, что лучшее и самое красивое наречие принадлежит московской области. Ломоносов горячо любил и высоко ценил красоту русского языка. Посвящая грамматику Великому Князю Павлу Петровичу, он писал: «Карл V, римский император, говорил, что ишпанским языком – с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно: ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того – богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Риторика Ломоносова – сочинение не самостоятельное. Он излагает в ней все правила схоластической теории словесности. Но это был первый учебник риторики на русском языке, до Ломоносова риторику преподавали только по латыни. Кроме того в своей Риторике Ломоносов приводит множество цитат из древних и новейших писателей: Гомера, Анакреона, Вергилия, Горация, Камоэнса и других; все эти цитаты прекрасно переведены самим Ломоносовым.

«Письмо о правилах Российского стихотворства» было написано Ломоносовым в виде приложения к оде «На взятие Хотина», посвящённой событиям русско-турецкой войны 1736-1739. В нем Ломоносов доказывает необходимость употребления тонического, а не силлабического стихосложения в русской поэзии. В сочинении «О пользе книг церковных в российском языке» Ломоносов высказывает свою знаменитую теорию трех штилей, оказавшую большое влияние на русскую литературу.

О поэтическом его творчестве – см. в статье Оды Ломоносова.

 

rushist.com

Биография Михаила Ломоносова - биография Ломоносова М.В.

Дата рождения: 19 ноября 1711 годаДата смерти: 15 апреля 1765 годаМесто рождения: Деревня Мишанинская, Архангельская губерния, Российская империя

Михаил Ломоносов – русский ученый, естествоиспытатель. Ломоносов Михаил Васильевич известен не только как ученый, но как писатель и поэт.

Биография Михаила Ломоносова Гениальный ученый увидел свет в 1711 г. в одной из русских деревень, в благополучной семье. Родители занимались ловлей рыбы и торговлей. Беззаботное детство мальчика проходило за выходами в море с отцом, освоением грамоты, чтением разной литературы.

Однако безоблачное детство вскоре закончилось со смертью матери. Вторая супруга отца относилась к Михаилу довольно холодно. Когда отец решил насильно женить сына, будущему гению пришлось прикинуться больным, чтобы избежать этого.

Поворотным моментом в жизни Ломоносова оказался случай, который изменил его судьбу. Из дома он убежал под покровом ночи и присоединился к каравану с рыбой, державшему путь на Москву.

Нагнал караван он только лишь через несколько дней, имея при себе всего несколько необходимых вещей.

Будущий ученый отдал предпочтение именно этому городу после долгих раздумий, выбирая еще между Киевом и Петербургом, поскольку это были самые перспективные города в плане развития во всех областях знаний.

Биография Михаила Ломоносова После изнурительной трехнедельной дороги Ломоносов, наконец, достиг столицы. Вскоре он поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Возрастная разница с другими детьми была довольно велика, не раз приходилось терпеть всяческие насмешки.

Однако Михаил полностью посвятил себя учебе. Выживал всего на пару копеек в день, не обращая внимания на регулярные письма отца с нареканиями. Столь беззаветное посвящение себя в гранит науки не прошло бесследно – за один год учебы он усвоил программу трех лет, восхищая всех педагогов своими способностями.

Намереваясь умножить свои знания в точных науках, в 1734 г. будущий ученый подался в Киево-Могилянскую академию. Через год его и еще нескольких учеников отправили учиться в Петербург. Но задержавшись там ненадолго, Михаил уже через полгода отправляется на немецкую землю. В тот период в России не хватало химиков, понимающих горне дело, и Михаил попал в список немногих студентов, кого отправили постигать эту науку в Германию.

Поступив в немецкий университет, Ломоносов начинает досконально изучать такие науки как гидравлику, гидростатику, механику, теоретическую физику, аэрометрию. Немало времени посвящал изучению иностранных языков. А также занимался танцами, фехтованием, интересовался живописью.

Биография Михаила Ломоносова Через несколько лет будущий профессор и еще несколько студентов обосновались во Фрайберге для изучения металлургии. Однако из-за конфликта со строгим преподавателем Михаил оставляет это учебное заведение с намерением вернуться на родину, что удается ему не сразу. В 1741 году Ломоносов возвращается в Петербург. Через четыре года он получает степень профессором химии.

В 1757 году гениальный ученый вступает в членство Академической канцелярии. Тогда же выпускается его наиболее знаменитая работа о металлах. Ломоносов начинает посвящать много времени своим научным трудам.

Последней и самой выдающейся его работой стала «Древняя Российская история». Михаил Васильевич много энергии вкладывал в совершенствование Академии, стремился сделать доступным обучение для низших слоев общества.

Основные достижения Михаила Ломоносова:

• Главные достижения Ломоносова коснулись физики, химии и астрономии. • Открыл закон сохранения материи• Обосновал теорию цветов. • Занимался развитием русского научного языка• Создал рефлекторный телескоп• Доказал, что на Венере есть атмосфера

Важные даты биографии Михаила Ломоносова:

• 1730 г. – Путешествие в Москву• 1748 г. – Создание химическую лабораторию, первую в России• 1753 г. – Обоснование стекольный завод • 1755 г. – Завершение проектирования Московский университет

Интересные факты из жизни Михаила Ломоносова:

• Ученый отличался вспыльчивым характером• Увлекался фехтованием• Имел почетный титул звание величайшего ученого своего времени• Любил есть рыбу• В споре сломал нос немецкому ученому

the-biografii.ru

Ломоносов как величайший художник, поэт и ученый

Михаил Васильевич Ломоносов как ученый, поэт и художник.

За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы научились россияне, чтобы показали своё достоинство.

М.В. Ломоносов

ПЛАН КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Вступление…………………………………………………….2

2. М.В. Ломоносов как величайший ученый………………..2

3. М.В. Ломоносов как поэт……………….…………………..7

4. М.В. Ломоносов как выдающийся художник……………9

5. Заключение…………………………………………………….12

6. Используемая литература…………………………………13

ВСТУПЛЕНИЕ

Великий русский ученый-энциклопе­дист-Ломоносов оказал громадное влияние на развитие науки и куль­туры России. Его гений вторгся во все области человеческого знания: он и поэт, который от­крыл новые способы стихосложения, и художник, создатель грандиозных мозаичных панно, и автор первого учебника древней истории России, и картограф, и географ, и геолог, Один из выдающихся естествоиспы­тателей своего времени, Ломоносов известен также как автор книг по ме­таллургии, как талантливый инже­нер, педагог, один из создателей пер­вого в стране университета. Основными достижениями Ломоно­сова в области естественных наук, в первую очередь химии, были мате­риалистическое истолкование хими­ческих явлений, широкое введение физических методов и представле­ний, создание корпускулярной тео­рии и общая формулировка закона сохранения вещества и движения. Считая науку одним из главных факторов развития общества, он стремился использовать её на благо экономического и культурного процветания родины. Забота о могуществе Российского государства обратила Ломоносова к воспитательным проблемам, к вопросам подготовки молодой научной смены.

М.В. ЛОМОНОСОВ КАК ВЕЛИЧАЙШИЙ УЧЕНЫЙ

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711г. в деревне, Куростовской волости, Архангельской губернии в семье крестьян-поморов Василия Дорофеевича и Елены Ивановны (урождённой Сивковой) Ломоносовых.

Годы, прожитые в Поморье, сыграли большую роль в формировании мировоззрения Ломоносова и наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши.

Михаил Васильевич гордился своим поморским происхождением. Разнообразная природа севера, богатый животный мир обогащали и расширяли кругозор мальчика, а суровый климат и житейские трудности делали его упорным и выносливым. С большим уважением он относился к своим землякам-поморам. Их энергия, настойчивость и трудолюбие запечатлелись в его памяти на всю жизнь.

С ранних лет Михаил помогал отцу в его трудном и опасном деле. Рано научившись читать, любознательный и вдумчивый мальчик очень быстро перечитал все книги, какие только он мог достать в деревне. В 14 лет он дошел до границ книжной премудрости, до русской физико-математической энциклопедии того времени – “Арифметики” Магницкого и славянской грамматики Смотритского.

На родине Ломоносов дальше учиться не мог. Как крестьянскому сыну ему отказали в приеме в Холмогорскую славяно-латинскую школу.

В зимнюю стужу 1730 года Михаил Васильевич почти без денег, пешком отправился в Москву. Чтобы поступить в Заиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию, он выдал себя за сына холмогорского дворянина.

Успехи Ломоносова в учебе были поразительны. И в 1735 году, по запросу президента Петербургской Академии наук барона Корфа, Михаил Васильевич вместе с другими двенадцатью учениками “в науках достойными” был направлен в Петербург в качестве студента университета, организованного при Академии наук

В университете Ломоносов старался как можно больше накопить впечатлений, “испытать” законы науки в их непосредственном проявлении, дознаться до первопричин явлений. Часто засиживался допоздна в академических мастерских, лабораториях, библиотеке.

Эта редкая работоспособность воспитанника Спасских школ была замечена и, когда появилась возможность послать за границу трех наиболее подготовленных студентов для специализации в области химии, металлургии и горнорудного дела, президент академии без колебаний принял кандидатуру Ломоносова.

Почти 5 лет длилась заграничная жизнь Михаила Васильевича. Это время, главным образом, было проведено в Марбургском университете в Германии. Студенты слушали лекции по механике, гидравлике, теоретической физике и логике. С большим интересом изучали посланцы северной столицы теоретическую химию, посещали лабораторные занятия по экспериментальной химии, учились ставить опыты, обобщать анализы, делать научно обоснованные выводы и заключения.

Химия к середине XVIII века становилась едва ли не самой влиятельной и перспективной наукой. Химия казалась наукой реального волшебства, ее торопили, щедро финансировали.

В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию. Через полгода после возвращения в Петербург 30-летний ученый был назначен адъюнктом Академии по физическому классу.

Основным направлением в своей научной работе Ломоносов избрал химию. Значение этой дисциплины в связи с развитием промышленного производства возрастало с каждым годом. Но для внедрения химических опытов нужна была экспериментальная база, лаборатория. Михаил Васильевич разработал проект лаборатории и в январе 1742 года передал его на рассмотрение в академию. И только через шесть лет, после его неоднократных просьб и протестов, руководство Петербургской академии согласилось на постройку химической лаборатории. Она была построена и открыта благодаря усилиям Ломоносова в 1748 году.

Очень печально, что потомки не сумели сохранить до нашего времени ни химической лаборатории, ни дома на Мойке, где размещалась домашняя лаборатория, ни многочисленных приборов, изготовленных собственноручно Ломоносовым. Остался только замечательный лабораторный дневник “Химические и оптические записи”, который раскрывает огромную экспериментальную работу, охватывающую самые разнообразные научные, инструментальные и технические задачи.

Как гениальный ученый, Ломоносов страстно верил в силу человеческого разума, в познаваемость мира. При этом он определял и верные пути достижения истины. Ломоносов рекомендовал в изучении действительности опираться на опыт, выводить из опыта мысленное рассуждение. “Из наблюдений устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения – есть лучший всех способ к изысканию правды”, - писал он. Данное высказывание свидетельствует о том, что Ломоносов выступал за союз, как мы бы сказали теперь, теории и практики. И в этом источник многих его успехов в сфере научных исследований.

На первый план здесь надо поставить, вероятно, химические исследования. Михаил Васильевич Ломоносов был самым выдающимся химиком своего времени. Он и официально значился в академии как профессор химии. Химия была его любимицей, страстью, но это, конечно, не каприз, не причуда. Дело в том, что химия, показывающая, как “из нескольких взятых тел порождаются новые”, вела к познанию внутренней структуры веществ, что было (и остается теперь) заветной целью многих наук о неживой материи.

Но как подступиться к тому, что сокрыто от человеческого глаза за “семью печатями” владычицей-природой? Нужны эксперименты. Эпоха Ломоносова требовала видимых результатов, годных для практического использования в производстве. Этим объясняется настойчивость, с которой Ломоносов добивался открытия при академии химической лаборатории, без которой невозможно проведение даже элементарных химических анализов.

Еще до постройки лаборатории Михаил Васильевич предложил ряд новых химических решений. Так, он разработал более совершенные способы весового анализа. В диссертации “О действии химических растворителей вообще” (1744) Ломоносов пришел к выводу о том, что растворение металлов в кислоте осуществляется посредством давления воздуха. Получив в свое распоряжение химическую лабораторию, ученый смог подтвердить прежние свои научные догадки и высказать новые.

В особенности большое значение имеет открытый им закон о сохранении материи, точнее – веса и движения. Обоснование этого закона впервые дано Ломоносовым в письме к Л. Эйлеру. Там он писал: “Но все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования и т.д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому”. В работе “Об отношении количества материи и веса” (1758) и в “Рассуждении о твердости и жидкости тел” (1760) открытый Ломоносовым “всеобщий естественный закон” получил полное обоснование. Обе работы были опубликованы на латинском языке, следовательно, были известны и за пределами России. Но осознать значение сделанного Ломоносовым многие ученые тех лет так и не смогли.

Не менее ценными были исследования Ломоносова в области физики. Собственно физика и химия в опытах, в теоретических анализах ученого дополняли друг друга. В этом также сказывалось его новаторство как ученого, который не оставлял без внимания никакие стороны эксперимента. В итоге он стал родоначальником новой науки – физической химии.

До наших дней дошел перечень того, что Михаил Васильевич Ломоносов сам считал наиболее важным среди своих результатов в области естественных наук. На втором месте в этом списке стоят исследования по физической химии и, в особенности, по теории растворов.

В теории растворов важное значение имеет разделение растворов на такие, при образовании которых теплота выделяется, и на такие, для составления которых нужно затратить тепло. Ломоносов исследовал явления кристаллизации из растворов, зависимость растворимости от температуры и другие явления.

mirznanii.com

Ломоносов - великий русский ученый

© Владимир Каланов"Знания-сила".

Велики достижения современной науки во многих направлениях: для нас давно уже стали привычными сверхзвуковые самолеты и подводные лодки и ледоколы с атомными энергетическими установками, космические аппараты, запускаемые не только на орбиту вокруг Земли, но и к другим планетам. Ученые постепенно разгадывают тайны материального мира во всех его проявлениях, заглядывая в его бесконечные галактические дали, или изучая свойства элементарных частиц. Естественно, что каждое поколение учёных использует те научные знания, которые были накоплены и освоены предшествующими поколениями учёных.

В данной статье мы хотели бы напомнить читателям о том, какой огромный вклад в российскую и мировую науку внёс великий русский учёный, поэт, просветитель, организатор отечественной науки Михаил Васильевич Ломоносов. Мы хотим хотя бы кратко рассказать о жизненном пути и научной деятельности нашего великого соотечественника и этим отдать дань уважения его памяти.

Детские годы и первые шаги к знаниям.

М.В. Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 г. в деревне Мишанинской (по другим источникам — Денисовке), которая находилась на одном из островов в дельте Северной Двины, против Холмогор, Архангельской губернии. Упоминание о поморах Ломоносовых восходит к временам Ивана Грозного.

Отец будущего учёного занимался морским промыслом. Мать Ломоносова - Елена Ивановна была дочерью дьякона. Она умерла, когда сыну исполнилось только девять лет. Новая жена отца очень плохо относилась к пасынку, особенно сильно её раздражала страсть пасынка к книгам.М.В. Ломоносов уже с десятилетнего возраста начал помогать отцу, отправляясь с ним в море на рыбный промысел. Отец его, Василий Дорофеевич, был малограмотный, но умный и предприимчивый человек. Он имел собственный промысел. А когда по указанию Петра I на Севере начали строить морские суда, то Василий Дорофеевич один из первых в своём крае построил и по-европейски оснастил гукор - двухмачтовый корабль с широким носом и плоским днищем, крупнейший по грузоподъёмности в те годы на Белом море.

Почти девять лет юноша вместе с отцом совершал далёкие морские переходы в Северный Ледовитый океан и к Новой Земле. В то время поморские суда уже имели компасы и примитивные приборы для определения географической широты, однако требовалась большая сноровка и мужество, чтобы справиться с морской стихией.Трудные морские походы физически закалили юношу, развили его ум и наблюдательность, обогатили разнообразными знаниями, полученными из наблюдений за морскими приливами и отливами, за движением полярных льдов, зарождением штормов и бурь, появлением красочного северного сияния и т.д.

Путь в большую науку для М.В. Ломоносова начался с изучения грамоты. Пытливый ум и прекрасная память позволили ему быстро освоить грамоту, что в те времена было делом нелёгким. Сначала мальчику приходилось читать церковные книги, "Жития святых", псалмы, каноны и тому подобную духовную литературу, которая имелась в доме отца. Вскоре у своего односельчанина Х. Дудина он впервые познакомился со светской литературой. Среди книг, которые сразу заинтересовали будущего учёного, были "Грамматика" Мелетия Смотрицкого, "Арифметика" Леонтия Магницкого и "Псалтырь" Симеона Полоцкого. В то время эти сочинения были самыми лучшими пособиями для изучения русской грамматики, стихосложения и математики. Эти книги Ломоносов выучил наизусть и впоследствии называл их "вратами своей учёности". Неодолимое желание юноши учиться натолкнулось на решительное сопротивление отца и мачехи. Михайло был единственным сыном в семье, и отец хотел в скором времени передать всё хозяйство и промыслы сыну. Но ничто не могло остановить Ломоносова на его пути к знаниям. Как известно, Ломоносов в декабре 1730 года ушел из дома, а в начале января 1731 года с рыбным обозом прибыл в Москву, чтобы получить образование.

znaniya-sila.narod.ru

Ученые и изобретатели России - Ломоносов Михаил Васильевич

всего голосов

6638

День рождения: 8 ноября 1711 г.

День смерти: 4 апреля 1765 г.

Место рождения: деревня Мишанинская, Куростровская волость, Двинский уезд, Архангелогородская губерния

Семейное положение: женат на Елизавете-Христине Цильх (1739—1765)

Деятельность и интересы: химия, физика, горное дело, астрономия, минералогия, метеорология, география, латынь, стихосложение

Считается, что Ломоносов с раннего детства был обучен грамоте, поскольку с ним занималась мать. Однако известно, что мама его рано умерла, а воспитывала ребенка злобная мачеха. По другим сведениям, первым учителем Ломоносова был крестьянин Иван Шубной, а овладел грамотой Ломоносов только в 12 лет. Еще факты

Образование, степени и звания

1735, Киево-Могилянская академия: студент (физика, математика)

1739-1740, Обучение у Й.Ф. Генкеля, Германия, Фрайбург: студент (металлургия и горное дело)

Работа

1742, Санкт-Петербург, Академия наук: адъюнкт физического класса

1745, Санкт-Петербург, Академия наук: профессор химии

Открытия

В 1754 году Ломоносов изобрел «аэродинамическую машину» — устройство, которое поднимало на высоту им же изобретенные метеорологические приборы. Этот механизм явился прообразом самолета.

В 1755 году по настоянию Ломоносова в Москве был основан университет — первый в России, куда принимали не только дворян, но и всех «лиц, способных к наукам».

Именно Ломоносов первым заговорил об организации специальной службы погоды, о создании сети метеорологических станций и обсерваторий. Его идеи смогли воплотить только в начале XX века.

Биография

Первый русский ученый, энциклопедист, чьи работы были признаны не только в России, но и в Европе, Михаил Ломоносов начал свое образование с гуманитарных предметов (впоследствии стал лучшим латинистом Европы), позже заинтересовался естественными науками. Ломоносов-гуманитарий — переводчик, автор «Российской грамматики», разграничившей русский и старославянские языки, теории «трех штилей», од и дидактических писем. Ломоносов-физик — автор молекулярно-кинетической теории тепла. Кроме того, его опыты и наблюдения, посвященные электричеству, впоследствии легли в основу теории науки об электричестве. Ломоносов-химик дал определение физической химии и положил начало науке о стекле. Также оставил заметный след в астрономии, географии, металлургии, геологии. Был успешен как изобретатель: например, в 1762 году создал уникальную модель телескопа, усовершенствовав разработку Исаака Ньютона. Выходец из деревни, блестяще владел несколькими языками, но лекции читал исключительно на русском, пропагандируя величие русской науки. Активно выступал против европейских (в основном, немецких) ученых.

www.imyanauki.ru

Кто такой Ломоносов? Ученый-энциклопедист, равного которому не было более в науке России :: SYL.ru

Вряд ли найдется в нашей стране человек, который хотя бы в двух словах не сможет ответить на вопрос: кто такой Ломоносов? Между тем это личность настолько уникальная, что за триста лет, прошедших после его рождения, в России не появился ученый, равный ему по всеохватности областей наук, в которых он работал и сделал мировые открытия. Более того, за свою короткую жизнь он успел построить систему образования в России, понимая, как ей требуются для дальнейшего развития ученые.

Ранние годы

М. Ломоносов родился в семье крестьянина в 1711 году. Его родная мать умерла, когда ему было 2 года, затем отец вновь женился и вновь овдовел. Михаил, помогая отцу, наблюдал под Архангельском северное сияние, приливы и отливы, и все, что он видел, волновало его пытливый ум. Его настольной книгой была любимая «Арифметика» Магницкого. Читать он выучился под руководством местного дьячка по «Грамматике» Смотрицкого. Третья мачеха требовала, чтобы пасынок не сидел над учебниками, а занимался хозяйством, но у юноши тяга к познанию мира, к наукам была столь велика, что он убежал из дома в Москву. Мы начинаем кратко знакомиться, кем был Михаил Васильевич Ломоносов. Биография его – уникальнийшее явление в российской истории.

Москва, Петербург

В Москве, подделав документы, двадцатилетний Ломоносов сел на одну скамью с двенадцатилетними подростками в Славяно-греко-латинской академии. Туда принимали только дворянских детей, поэтому юноша по документам стал сыном священника или дворянина. Кто такой Ломоносов, какие силы он чувствовал в себе, тогда знал он лишь сам. Очень быстро молодой человек стал самым лучшим учеником и вместе с 12 учениками был отправлен в Петербургскую академию. Там он также проявил незаурядные таланты, выучил немецкий язык и был отправлен для изучения горного дела в Марбург. В это время России требовались инженеры, геологи, металлурги для развития заводов на Урале.

Германия

Ломоносов М. В., биография которого нас по-прежнему интересует, продолжил обучение в Германии. В Марбурге Ломоносов занимался в университете у виднейшего профессора того времени – Вольфа. Это был настолько выдающийся ученый, что его приглашали возглавить академию в Петербурге. Он запросил, зная себе цену, такое жалованье, что его приезд в Россию не состоялся. За три года, проведенные в Марбурге, помимо занятий химией, которую он особенно любил, физикой, Ломоносов изучил французский, итальянский языки, обучился танцам и фехтованию, а также женился на дочери своей квартирной хозяйки. Брак оказался удачным и благополучным. Первые два ребенка умерли в раннем возрасте. Выжила лишь одна из дочерей, родившаяся уже в России. Спустя три года для продолжения образования по горному делу Ломоносов переезжает во Фрайбург. Там он посещает рудники, узнает, как крепятся шахты и подъемные машины, занимается минералогией и металлургией. Когда обучение уже подходило к концу, профессор заставил студента растирать сулему. Разразился скандал, поскольку М. Ломоносов отказался от этой работы, и он быстро уехал из этого города, потому что он уже все изучил. Вот кто такой Ломоносов – гордый, быстро схватывающий все науки человек. По дороге домой, а он пешком шел в Лейпциг, его забрили в солдаты: привлек его гренадерский рост и мощное сложение. Тогда он прикинул, что он за одну ночь добежит до Пруссии и вырвется из солдатчины. Так он и сделал. Вернулся в Марбург и оттуда отправился на Родину. Вскоре в Россию приехала его жена.

Петербург

В тридцать лет он вновь становится студентом в академии. Занимаясь на кафедре естественных наук, он пишет в течение года две диссертации по физике и по химии. Немецкие профессора не желают их замечать и производить его в звание профессора, как было обещано при отправке за границу. Тогда Ломоносов подает прошение на имя императрицы Елизаветы Петровны, прося о покровительстве. Его назначают помощником в физическом классе. Тут же он начинает бороться за организацию химической лаборатории. Кто такой Ломоносов? Неустанный организатор, государственный муж с огромным кругозором. Восемь лет ему потребовалось, чтобы добиться появления первой в России научно-исследовательской химической лаборатории. Так шло развитие простого юноши из Холмогор, чье имя вошло в историю как имя гения российских наук и искусств, к которым он прикасался. Это Михаил Васильевич Ломоносов, биография которого кратко проходит перед читателем.

Звание профессора

После того как Ломоносов написал очередную диссертацию, в 34 года он стал профессором в академии, что равняется современному званию академика. В это время он начинает бороться за право читать лекции на русском языке. Кто такой Ломоносов? Неустанный труженик и борец.

Терминология

Помимо занятий физикой, химией, естествознанием, стеклоделием, астрономией, географией, навигацией, гуманитарными науками (грамматикой и созданием поэтического стиля, он введет в стихосложение ямб), историей Ломоносов Михаил Васильевич создает русскую научную терминологию. Из нее всего три примера: микроскоп, градусник, кислота. Их же десятки, и этими словами мы пользуемся совершенно естественно.

Московский университет

Это любимое детище Михаила Васильевича. Он сначала находился в здании, где сейчас располагается исторический музей, а потом переехал в строение на Моховой, которое возвел М. Ф. Казаков, а восстановил Д. Жилярди. При университете сразу стала работать гимназия. В ней М. В. Ломоносов видел «семена» тех, кто позже заполнит залы университета.

Необыкновенна и чрезвычайно велика роль Михаила Васильевича Ломоносова в становлении абсолютно всех наук России. Этот великий исследователь и реформатор, ученый-энциклопедист скончался от воспаления легких в 53 года в 1765 году.

www.syl.ru

Ломоносов – первый профессор химии в России

Среди всех наук, которыми занимался энциклопедист Ломоносов, первое место объективно принадлежит химии: 25 июля 1745 года специальным указом Ломоносову было присвоено звание профессора химии (то, что сегодня называется академиком – тогда такого звания просто ещё не было).

Ломоносов подчёркивал, что в химии «высказанное должно быть доказываемо», поэтому он добивался издания указа о строительстве первой в России химической лаборатории, которое было завершено в 1748 году. Первая химическая лаборатория в Российской академии наук – это качественно новый уровень в её деятельности: впервые в ней был осуществлён принцип интеграции науки и практики. Выступая на открытии лаборатории, Ломоносов сказал: «Изучение химии имеет двоякую цель: одна – усовершенствование естественных наук. Другая – умножение жизненных благ».

Среди множества исследований, выполненных в лаборатории, особое место занимали химико-технические работы Ломоносова по стеклу и фарфору. Он провел более трёх тысяч опытов, давших богатый экспериментальный материал для обоснования «истинной теории цветов». Сам Ломоносов не раз говорил, что химия – его «главная профессия».

Ломоносов читал в лаборатории лекции студентам, учил их экспериментальному мастерству. Фактически это был первый студенческий практикум. Лабораторным опытам предшествовали теоретические семинары.

Уже в одной из своих первых работ – «Элементы математической химии» (1741) Ломоносов утверждал: «Истинный химик должен быть теоретиком и практиком, а также философом». В те времена химия трактовалась как искусство описывать свойства различных веществ и способы их выделения и очистки. Ни методы исследования, ни способы описания химических операций, ни стиль мышления химиков того времени не удовлетворяли Ломоносова, поэтому он отошел от старого и наметил грандиозную программу преобразования химического искусства в науку.

В 1751 году на Публичном собрании Академии наук Ломоносов произнёс знаменитое «Слово о пользе химии», в котором изложил свои взгляды, отличные от господствующих, на задачи и значение химии для химических производств. То, что задумал свершить Ломоносов, было грандиозным по своему новаторскому замыслу: он хотел всю химию сделать физико-химической наукой и впервые особо выделил новую область химического знания – физическую химию. Он писал: «Я не токмо в разных авторах усмотрел, но и собственным искусством удостоверен, что химические эксперименты, будучи соединены с физическими, особливые действия показывают». Он впервые стал читать студентам курс по «истинной физической химии», сопровождая его демонстрационными опытами.

В 1756 году в химической лаборатории Ломоносов провел серию опытов по кальцинации (прокаливанию) металлов, о которых писал: «…деланы опыты в заплавленных накрепко стеклянных сосудах, чтобы исследовать, прибывает ли вес от чистого жару; оными опытами нашлось, что славного Роберта Бойля мнение ложно, ибо без пропущения внешнего воздуха вес сожженного металла остается в одной мере…». В результате Ломоносов на конкретном примере применения всеобщего закона сохранения доказал неизменность общей массы вещества при химических превращениях и открыл основной закон химической науки – закон постоянства массы вещества. Так Ломоносов впервые в России, а позднее Лавуазье во Франции окончательно превратили химию в строгую количественную науку.

Многочисленные опыты и материалистический взгляд на явления природы привели Ломоносова к идее о «всеобщем законе природы». В письме к Эйлеру в 1748 году он писал: «Все встречающиеся в при роде изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется к какому-нибудь телу, столько же теряется у другого. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое возбуждает своим толчком другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, им двинутому». Через десять лет он изложил этот закон на собрании Академии наук, а в 1760 году опубликовал в печати. В упомянутом выше письме Эйлеру Ломоносов сообщил ему, что этот очевидный закон природы некоторые члены Академии ставят под сомнение. Когда директор академической Канцелярии Шумахер, без согласования с Ломоносовым, направил ряд работ Ломоносова, представленных к печати, на отзыв к Эйлеру, ответ великого математика был восторженным: «Все сии сочинения не токмо хороши, но и превосходны – писал Эйлер, – ибо он (Ломоносов) изъясняет физические материи, самые нужные и трудные, кои совсем неизвестны и невозможны были к толкованию самым остроумным ученым людям, с таким основательством, что я совсем уверен в точности его доказательств. При сем случае я должен отдать справедливость господину Ломоносову, что он одарован самым счастливым остроумием для объяснения явлений физических и химических. Желать надобно, чтобы все прочие Академии были в состоянии показать такие изобретения, которые показал господин Ломоносов».

www.msu.ru