МАТЬ — СЫРА ЗЕМЛЯ. Сыра земля


Мать — Сыра Земля | Русская История Вики

Навигация по главным категориям в проекте

• • • • • • • • • •

В этой статье нет ссылок на источники информации. Вы можете помочь Русской истории вики добавив в статью источники.
Мать — Сыра ЗемляЗначениеМифология

Образ Матери — Сырой Земли

  • Мать всего живого
  • Общеславянская

Мать — Сыра Земля — общеславянское божество, олицетворённая земля. По славянским преданиям — мать всего живого. Также богиня плодородия.

Противопоставлялась Небу в лице Перуна, была его супругой. По преданиям, Небо оплодотворял Землю дождём, после чего она «рожала» урожай.

Земля представлялась воображению славян живым человекоподобным существом. Травы, цветы, кустарники, деревья казались им её пышными волосами, каменные скалы они считали костями (заметно созвучие слов «скала» и «скелет»), цепкие корни деревьев заменяли жилы, кровью земли была сочившаяся из ее недр вода.

Как живая женщина, она рождала существ земных, она стонала от боли в бурю, она гневалась, учиняя землетрясения, она улыбалась под солнцем, даруя людям невиданные красоты, она засыпала студеною зимой и пробуждалась по весне, она умирала, обожженная засухой и возрождалась после дождей.

rushist.wikia.com

Мать Сыра Земля. Предания русского народа

Мать Сыра Земля

Земля представлялась воображению язычника, обожествлявшего природу, живым человекоподобным существом. Травы, цветы, кустарник, деревья казались ему ее пышными волосами; каменные скалы признавал он за кости; цепкие корни деревьев заменяли жилы, кровью земли была сочившаяся из ее недр живая вода. И, как живая женщина, она рождала существ земных; она стонала от боли в бурю; она гневалась, учиняя землетрясения; она улыбалась под солнцем, даруя людям невиданные красоты; она засыпала студеною зимой и пробуждалась по весне; она умирала, обожженная засухой… И, точно к истинной матери, прибегал к ней человек во всякую пору своей жизни. Помните в сказках? Припадет богатырь к сырой земле — и преисполнится новых силушек. Ударит в землю копьем — и она поглотит черную, ядовитую змееву кровь, возвратив жизнь загубленным людям.

Кто не почитает земли-кормилицы, тому она, по словам пахаря, не даст хлеба, — не то что досыта, а и впроголодь; кто сыновьим поклоном не поклонится Матери Сырой Земле, на гроб того она ляжет не пухом легким, а тяжелым камнем. Кто не захватит с собою в дальний путь горсть родной земли, — никогда не увидит больше родины, верили наши предки.

Больные в старину выходили в чистое поле, били поклоны на все четыре стороны, причитывая: «Прости, сторона, Мать Сыра Земля!»

«Чем заболел, тем и лечись!» — говорит народная Русь, и советуют старые люди выносить тех, кто ушибся-разбился, на то самое место и молить землю о прощении.

Земля и сама по себе почитается в народе лечебным средством: ею, смоченной в слюне, знахари заживляют раны, останавливают кровь, а также прикладывают к больной голове. «Как здорова земля, — говорится при этом, — так же и моя голова была бы здорова!»

«Мать Сыра Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота и лихого дела!» — произносится кое-где еще и теперь при первом выгоне скотины на весенний подножный корм.

«Пусть прикроет меня Мать Сыра Земля навеки, если я вру!» — говорит человек, давая клятву, и такая клятва священна и нерушима. Те, кто братается не на жизнь, а на смерть, смешивают кровь из разрезанных пальцев и дают друг другу по горсти земли: значит родство их вечно!

А в стародавние годы находились такие колдуны-знахари, что умели гадать по горсти земли, взятой из-под левой ноги человека, желающего узнать свою судьбу. «Вынуть след» у человека всегда считалось самым недобрым умыслом. Нашептать умеючи над этим вынутым следом, — значит, по старинному поверью, связать волю того, чей след, по рукам и ногам. Суеверные люди боятся этого как огня! «Матушка-кормилица, Сыра Земля родимая, — отчитываются от такой напасти, — укрой меня от призора лютого от всякого лиха нечаянного. Защити меня от глаза недоброго, от языка злобного, от навета бесовского. Слово мое крепко, как железо. Семью печатями оно к тебе, кормилица Мать Сыра Земля, припечатано, — на многие дни, на долгие годы, на всю жизнь вековечную!»

«Всю жизнь вековечную» Мать Сыра Земля растит-питает хлеб насущный на благо народное; унимает «ветры полунощные со тучами», удерживает «морозы со метелями», поглощает силу нечистую. Всегда она остается все той же матерью для живущего на ней и ею народа, который своим внукам-правнукам заповедал любовь и почтение к земле родимой. Как траве-мураве не вырасти без горсти земли, так и русскому народу не прожить на белом свете без земли-кормилицы. Как без пахаря-хозяина и добрая земля — горькая сирота, так и он без земли, — что без живой души в своем богатырском теле!

Плодотворная сила солнечных лучей и дождевых ливней, ниспадающих с небесного свода, возбуждает производительность земли, и она, согретая и увлажненная, растит травы, цветы, деревья и дает пищу человеку и животным. Это естественное и для всех наглядное явление послужило источником древнейшего мифа о брачном союзе Неба и Земли, причем Небу придана воздействующая, мужская роль, а Земле — воспринимающая, женская. Летнее Небо обнимает Землю в своих горячих объятиях, как невесту или супругу, рассыпает на нее сокровища своих лучей и вод, и Земля становится чреватою и несет плод: не согретая весенним теплом, не напоенная дождями, она не в силах ничего произвести. В зимнюю пору она каменеет от стужи и делается неплодною; с приходом же весны Земля, по народному выражению, «принимается за свой род».

«Не Земля родит, а Небо», — выражается пахарь пословицею, обозначая тем, что без влияния благоприятных условий, посылаемых небом, земля бессильна дать урожай…

По воззрению южных славян, земля плоская и круглая. На краю света купол неба соединяется с землею.

Землю держит на роге вол или буйвол; время от времени он устает, перебрасывает ношу на другой рог, — отсюда и землетрясения.

В подземном мире тоже живут люди, все там устроено по-нашему: те же растения, птицы, животные.

При сотворении мира вся земля была ровная, как луг, но когда Господь рыл русла рек и морей, пришлось ему из песка и камней создать холмы и горы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

сыра земля - это... Что такое сыра земля?

  • мать сыра земля — могила, смерть, сыра земля Словарь русских синонимов. мать сыра земля сущ., кол во синонимов: 3 • могила (18) • …   Словарь синонимов

  • Мать Сыра-Земля — Мифология: Славянская В иных культурах: Деметра, Ардвисура Анахита, Жемина Дети: все живые существа Мать Сыра Земля  олицетворённая земля в славянской мифологии. Считалась матерью всех живых существ и расте …   Википедия

  • Расступись, мать-сыра-земля — Разступись, мать сыра земля (иноск.) сжалься, возьми меня. Ср. Разступисъ, растворись Мать сыра земля, Прекратись, прекратись, Жизнь тоска моя... Полежаевъ. „У меня ль молодца“. Ср. Ahi dura terra! perché non t’apristi? Dante. Inferno. 33, 66 …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • Мать-сыра земля — традиц. фольклор. образ, встречается в текстах разной жанр. принадлежности. Его употр. в разл. контекстах сохраняет следы древнейших мифол. связей и представлений о земле как жен. производящем начале (согласно нек рым толкованиям эпитет сырой… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Как его, грешника, мать сыра земля носит! — Этого греха и земля не снесет. Как его, грешника, мать сыра земля носит! См. ГРОЗА КАРА …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • расступись, мать-сыра-земля — (иноск.) сжалься, возьми меня Ср. Расступись, растворись Мать сыра земля, Прекратись, прекратись, Жизнь тоска моя... Полежаев. У меня ль молодца . Ср. Ahi dura terra! perchè non t apristi? Dante. Inferno. 33, 66 …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Мать сыра земля говорит нельзя. — Мать сыра земля говорит нельзя. См. ВОЛЯ НЕВОЛЯ …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Не роди, мать сыра-земля. — Не роди, мати, на белый свет. Не роди, мать сыра земля. См. ГОРЕ БЕДА …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Мать сыра земля его не принимает. — (т. е. такой злодей). См. КАРА ОСЛУШАНИЕ …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Мать сыра земля - говорить нельзя. — Мать сыра земля говорить нельзя. См. НЕПРАВДА ЛОЖЬ …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • dic.academic.ru

    МАТЬ — СЫРА ЗЕМЛЯ | Будьте Здоровы

    Mat'-Syra-Zemlya_1Мать — Сыра Земля представлялась воображению язычника, обожествлявшего природу, живым человекоподобным существом. Травы, цветы, кустарники, деревья казались ему ее пышными волосами; каменные скалы признавал он за кости; цепкие корни деревьев заменяли жилы, кровью земли была сочившаяся из ее недр вода. И, как живая женщина, она рождала существ земных, она стонала от боли в бурю, она гневалась, учиняя землетрясения, она улыбалась под солнцем, даруя людям невиданные красоты, она засыпала студеною зимою и пробуждалась по весне, она умирала, обожженная засухой. И, точно к истинной матери, прибегал к ней человек во всякую пору своей жизни. Припадет богатырь к сырой земле — и преисполнится новых сил. Ударит в землю копьем — и она поглотит черную, ядовитую змееву кровь, воротив жизнь загубленным людям.

    Mat' Syra Zemlya_1

    Кто не почитает земли — кормилицы, тому она, по словам пахаря, не даст хлеба — не то что досыта, а и впроголодь; кто сыновьим поклоном не поклонится Матери — Сырой Земле, на гроб того она ляжет не пухом легким, а тяжелым камнем. Кто не захватит с собою в дальний путь горсти родной земли — никогда не увидит больше родины, верили наши предки.

    Больные в старину выходили в чистое поле, били поклоны на все четыре стороны, причитывая: «Прости, сторона, Мать — Сыра Земля!» «Чем заболел, тем и лечись!» — говорится в народе , и советуют старые люди выносить тех, кто ушибся — разбился, на то самое место и молить землю о прощении.

    Mat' Syra Zemlya_5

    Земля и сама по себе почитается в народе целебным средством: ею, смоченной в слюне, знахари заживляют раны, останавливают кровь, а также прикладывают к больной голове. «Как здорова земля, — говорится при этом, — так же и моя голова была бы здорова!»

    «Мать — Сыра Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота и лихого дела!» — произносится кое — где еще и теперь при первом выгоне скотины на весенний подножный корм.

    Мать — Сыра Земля

    Mat' Syra Zemlya_3

    «Пусть прикроет меня Мать — Сыра Земля навеки, если я вру!» — говорит человек, давая клятву, и такая клятва священна и нерушима. Те, кто братается не на жизнь, а на смерть, смешивают кровь из разрезанных пальцев и дают друг другу по горсти земли: значит, отныне родство их вечно.

    А в стародавние годы находились такие ведуны — знахари, что умели гадать по горсти земли, взятой из — под левой ноги желающего узнать свою судьбу.

    «Вынуть след» у человека считается и теперь самым недобрым умыслом. Нашептать умеючи над этим вынутым следом — значит, по-старинному поверию, связать волю того, чей след, по рукам и ногам. Суеверные люди боятся этого как огня. «Матушка — кормилица, сыра земля родимая, — отчитываются от такой напасти, — укрой меня от призора лютого, от всякого лиха нечаянного. Защити меня от глаза недоброго, от языка злобного, от навета бесовского. Слово мое крепко, как железо. Семью печатями оно к тебе, кормилица Мать — Сыра Земля, припечатоно — на многие дни, на долгие годы, на всю жизнь вековечную!»

    Mat' Syra Zemlya_2

    По воззрению южных славян, земля плоская и круглая. На краю света купол неба соединяется с Землею. Землю держит на роге вол или буйвол; время от времени он устает и перебрасывает ношу на другой рог — отсюда и землетрясения.

    В подземном мире тоже живут люди, все там устроено по-нашему: те же растения, птицы, животные.

    При сотворении мира вся — вся земля была ровная, но когда Господь рыл русла рек и морей, пришлось ему из песка и камней создать холмы и горы.

    «Земля сотворена как человек, вместо власов былие имеет!» — уверяли древние всеведы, а потому наделяли былие, зелие — траву — волшебными свойствами Матери — Сырой Земли. «Целебна трава, если собирать ее знаючи», — говорят в народе. Такие особенные знатоки травяных зелий и «лютого коренья» назывались залейниками, травознаями, и ходили они по лугам и лесам, как в насаженном собственными руками саду: всякой травы, всякой былинки знали свойства и место.

    Источник 

    Оставляйте комментарии и замечания на сайте. С Уважением приму как критические, так и положительные отзывы. Приятного Вам ознакомления, крепкого здоровья, любви и счастья! Ссылка на сайт обязательна, подписывайтесь на новости: Сайт: http://alexbronsky.ru/ YouTube: http://tinyurl.com/okq4x7b

    Понравилось? Поделитесь с друзьями.

    alexbronsky.ru

    Мать — Сыра Земля — WiKi

    Образ Матери-Земли восходит к глубокой древности[2] — по меньшей мере к праиндоевропейской эпохе[3]. Об этом свидетельствуют многочисленные параллели данному персонажу в мифологиях индоевропейских народов: Деметра (лингвистически прямой аналог др.-рус. Земь-матерь) в греческой, Анахита в иранской, Жемина (прямой лингвистический аналог рус. Земля) в литовской и др.

    Из земли (глины, праха), согласно Библии, апокрифам и народным легендам, создано тело человека («создал Господь Бог человека из праха земного» Быт. 2:7): душа его после смерти попадает в верхний мир, а тело — в землю (ср. бел. поверье, что душа окончательно расстается с телом, когда на гроб упадёт первая горсть земли).

    Земля, по общеславянской традиции, является символом материнства и женского начала. Принимая в себя семена, Земля беременеет и даёт новый урожай; она всеобщая Мать и кормилица: живых питает, а мёртвых к себе принимает. В русских загадках Земля соотносится с образом «общей для всех матери». Известное в русских фольклорных текстах и фразеологии выражение «Мать — Сыра Земля» обозначает прежде всего землю, оплодотворённую небесной влагой. Соответственно, пересохшая, бесплодная Земля сравнивается в русских духовных стихах со вдовой. Перед началом сева крестьяне обращались к святым с просьбой «напоить Мать — Сыру Землю студёной росой, чтобы принесла она зерно, всколыхала его, возвратила его большим колосом» (орлов.)[4].

    Для народно-христианской традиции характерны поверья о том, что Земля закрывается в дни «бабьего лета» и справляет свои «именины», а открывается на Благовещенье. «Именинницей» называли Землю также на Симона Зилота (повсеместно), в Духов день и на Успенье (Обжинки). «На Духов день Земля потому именинница, что в этот день она сотворена» (вят.). В такие дни по отношению к Земле соблюдались многочисленные запреты: нельзя было копать, пахать, бороновать, забивать колья, бить по Земле[5][6].

    По мере распространения христианства в народном сознании возник параллелизм образа Матери Земли с образом Богородицы. Так в крестьянском быту России в XIX веке образ Земли, как Земли-кормилицы, Земли рождающей, плодоносящей, приравнивался, а иногда отождествлялся с образом Богородицы. Также Земля связывается с образом Параскевы Пятницы: «В пятницу, матушку Прасковью, грешно тревожить Землю, ибо во время крестной смерти Спасителя было землетрясение»[7].

    В украинских заговорах Землю именуют Татьяной[8].

    ru-wiki.org

    Мать-Сыра Земля | КРИВИЧИ - Славянское Язычество Смоленска

    «Телеса наши от Сырой Земли»(“Голубиная Книга”)

    «Древние одарили нас наиболее глубокомысленными наиболее высоконравственным представлением о Земле,как о ЖИВОМ, СОЗНАТЕЛЬНОМ, ОДУШЕВЛЁННОМ ЦЕЛОМ. Мать-Сыра-Земля не бесчувственная глыба, несущаяся в холодной бездне. ОНА — ЖИВАЯ, РАЗУМНАЯ СУЩНОСТЬ,имеющая самоценное бытие».(Доброслав)

    С незапамятных времён люди почитали высокое Небо над головой и Мать-Землю под ногами …  Древние арии говорили «Dyaur me Pita, Mata Prthivi iyam» («Отец мой – Небо, Мать моя — Земля»). В античной Греции Гея-Земля считалась прародительницей всех Богов, матерью Неба-Урана; подобные представления, по свидетельству Тацита, существовали и у германцев —  согласно их мифам, Нертус, Богиня Земли, была матерью Туиско, Бога Неба и справедливости.

    У наших предков, славян, культ Земли был одним из самых распространённых – несмотря на все усилия церковников, Мать-Сыру-Землю продолжали почитать ещё в XIX веке – через девять сотен лет после официального введения христианства на Руси.  Люди, следующие Традиции пращуров, чтят Её и поныне…

    Предки наши считали Землю живым существом, способным, подобно человеку, радоваться и испытывать боль.  А.А. Коринфский в своей «Народной Руси» пишет: «Рождавшая все плоды земные, богиня плодородия испытывала, по народному слову, не одно счастливое чувство материнства. Мучимая жаждой, она пила струившуюся с разверзавшихся над её лоном небес дождевую воду, содрогалась от испуга при землетрясениях, чутким сном засыпала при наступлении зимней стужи, прикрывалась от неё лебяжьим покровом снегов; вместе с приходом весны, с первым пригревом зачуявшего весну солнышка, пробуждалась она – могучая, воскресающая от своих зимних страхов (…)»[1]. Он же приводит слова одной из летописей: «Земля сотворена, яко человек. Камение яко тело имать, вместо костей корение имать, вместо жил древеса и травы, вместо власов былие, вместо крови — воды»[2].

    Много ликов-граней у Великой Матери, многое делает Она для детей своих…

    1. Земля-кормилица.

    По верованиям пращуров, Земля — благосклонное к людям Божество, дарующее многочисленные блага.  Об этом говорят народные присловья: «Мать-Сыра-Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает!», «Добра мать до своих детей, а земля — до всех людей!», «Корми — как земля кормит; учи — как земля учит; люби — как земля любит!». В «Сказании о Мамаевом побоище» сказано, что Мать-Земля перед Куликовской битвой плакала о воинах, которым предстояло погибнуть в битве – и о русских, и о татарах: «Услышал я землю, рыдающую двояко: одна сторона, точно какая-то женщина громко рыдает о детях своих на чужом языке, другая же сторона, будто какая-то дева вдруг вскрикнула громко печальным голосом, точно в свирель какую, так что горестно слышать очень»[3].

    Как пишет известный этнограф С. Максимов, Земля « (…) настолько свята и чиста, что   не держит в себе ничего нечистого   и   в особенности враждебного людям. Лихих недоброхотов, в виде ведьм и колдунов, земля «не принимает», и до сих пор требуются особые обряды, чтобы прекратить выход из могил этого сорта покойников (…)  Даже тот умерший, труп которого долгое время не разлагается,   по   народным понятиям, несомненно, был при жизни великим грешником, потому что он «не изготовляется к погребению в сырой земле»»[4]. Интересно отметить, что последнее представление явно противоречит христианству, в котором нетленность тела умершего – признак святости.

    В обрядовой народной песне, исполняемой во время праздника «Николы Вешнего» (9 травня \ мая по старому стилю), поётся:

    «Мать Сыра Земля добра,Уроди нам хлеба,Лошадушкам овсеца,Коровушкам травки!..»[5]А вот слова старинного заговора:«Гой, земля еси сырая,Земля матерая,Матерь нам еси Родная!Всех еси нас породила,Воспоила, воскормилаИ угодьем наделила;Ради нас, своих детей,Зелий еси народилаИ злак всякой напоила…»[6]

    В народной Традиции существует особый день, посвящённый Матери-Земле – Именины Земли.  Чаще всего он отмечался (отмечается и поныне) 10 травня\ мая[7],  хотя в некоторых местностях этот святодень  приурочивался к христианским праздникам «Успение Богородицы» и «Духов День». Во время Именин Земли запрещено копать, пахать и рыть ямы – чтобы не оскорбить Богиню. К слову сказать, в народной культуре существовал запрет вбивать в Землю колья до 25 березозола \ марта – по-видимому, чтобы не тревожить Её во время зимнего сна. Согласно народным представлениям, за несоблюдение этих правил, Богиня могла покарать неурожаем.

    На русском Севере до начала XX века перед (!) исповедью попу просили прощения у Земли: 

    «Что рвала я Твою грудушкуСохой острою, разрывчатой,Что не катом я укатывала,Не урядливым гребешком чесывала,Рвала грудушку боронышкою тяжелою,Со железными зубьями ржавыми.Прости, Матушка,Прости грешную, Кормилушка…»[8]

    2. Земля-берегиня.

    Мать-Земля почиталась в народе берегиней-охранительницей от всяческих бед. В старину при первом выгоне  скота на пастбища (это делалось в день святого Юрия, христианского «заместителя» древнего Бога Ярилы – 23 цветня \ апреля по старому стилю) в требу Земле приносилась кубышка масла. При этом обращались к Богине со словами: «Мать-Сыра-Земля! Уйми ты всяку гадину нечистую от приворота и лихого дела! Мать-Сыра-Земля! Утоли ты все ветры полуденные со напастью, уйми пески сыпучие со метелью!»[9]

    Вот ещё один защитный заговор – молитва к Земле: «Матушка-кормилица, сыра-земля родимая! Укрой меня, (имярек), от призора лютого, от всякого лиха нечаянного. Защити меня от глаза недоброго, от языка злобного, от навета бесовского. Слово мое крепко как железо. Семью печатями оно к тебе, кормилица Мать-Сыра-Земля, припечатано — на многие дни, на долгие годы, на всю ли на жизнь вековечную!..»[10]

    Горсть земли, взятая с могил добродетельных Предков[11], считалась в народе мощным оберегом, спасающим от различных напастей. С этой же целью дома на божнице хранили щепоть земли, взятую из-под сохи на первой весенней борозде. Горсть родной земли зашивали в сумочку с ладаном и носили вместе с нательным крестиком – чтобы избавиться от тоски по Родине.

    3. Земля-целительница.

    Мать-Земля рождает не только злаки и плоды, но и целебные травы. Оттого при сборе трав знахари обращались к ней: «Духи Дневные и Духи Ночные! Духи Могучие — Земляные и Ты Земля, всем нам Мать! Дозволь Твои травы взять: не ради хитрости, не ради мудрости, а на доброе дело…»[12] Сама Земля также считалась в народе целительницей: землёй, смоченной в слюне, знахари заживляли раны, останавливали кровь и унимали головную боль. Люди, на которых была напущена порча, падали наземь на перекрёстках дорог и просили Богиню снять колдовские чары; больные, страдающие от лихоманок, в чистом поле били поклоны на все четыре стороны со словами «Прости, сторона, Мать-Сыра-Земля!»[13]

    В народной Традиции Земле могли передавать болезнь — Д.К. Зеленин свидетельствует: «Больные великорусы Са­марской губ. перевертываются три раза на «причинном месте», т. е. на том месте, где они заболели, и плюют тут же на землю (…) ; т. е. болезнь передается тому же самому месту, которое считается причиной болезни»[14].

    Кроме того, от Земли могли получать силу – в старину на Руси жницы катались по сжатой полосе с приговором:«Жнивка, жнивка! аддай маю силку — на пест, на калатила, на малатила, на кривоя виртяно!»[15] Этот обычай был широко распространён[16]; иногда катание по земле заменялось кувырканием через голову. Д.К. Зеленин видит здесь физическое насилие над Землёй, совершаемое с целью получения силы, и объясняет это тем, что «Древнейшие стадии религиозного сознания человека характе­ризуются, как это выяснено Фрэзером, именно насилием над ду­хами, в данном случае — над олицетворенною землею»[17].  На мой взгляд, никакого насилия здесь нет, а удар о землю (при кувыркании) и катание по ней совершаются для лучшего контакта, что важно при передаче силы. Во-первых, сложно предположить, что наши Пращуры, глубоко и искренне чтившие Мать-Землю, могли пытаться чего-то добиться у Неё силой. Во-вторых, насилие, по логике вещей, может применяться по отношению к духам, уступающим человеку по силе (или же примерно равным ему) – глупо стремиться заставить что-либо сделать Того, кто многократно превосходит тебя[18].

    4. Земля – хранительница клятв.

    «Не лги – Земля слышит» — говорили в народе. Наши Предки верили, что Великую Мать огорчает зло, творимое её детьми:

    «Растужилась, расплакалась Матушка Сыра ЗемляПеред Господом Богом:«Тяжел мне, тяжел, Господи, вольный свет!Тяжелей, много грешников, боле беззаконников!»»[19]

    Существовал даже обычай каяться Земле в грехах – в старинном духовном стихе человек просит прощения у Богини:

    «Каялся-то добрый молодец сырой земли,Как сырой земли да сырой матери:«А прости, прости, сыра матери,И меня прости, покай да добра молодца»»[20]

    Так как Матери-Земле, по верованиям Пращуров, претит кривда,  Её считали хранительницей клятв.

    В старину во время земельных споров в подтверждение своих слов клали кусок дёрна на голову. С. Максимов приводит такой случай: «спорили о меже на покосе два крестьянина двух соседних деревень (Чаева и Миндюкина) одной волости (Колоденской). Настоящей межи никто не помнит, землемера взять негде: как быть? Долго гада­ли, переругивались, и вдруг все смолкли, когда один чаевский старик взял «кочку» земли и со словами: «Пущай эта земля задавит меня, если я пойду неладно» — пошел по «воображае­мой» меже таким твердым и уверенным шагом, что с того вре­мени стала эта межа фактическою, бесспорною»[21]. Обычай этот архаичен – ещё в переводе «Слова Григория Богослова», сделанном в  XI веке, есть вставка переводчика «Ов же дърън въскроущь на главе покладая присягу творить…»[22]

    А.А. Коринфский свидетельствует: «Клятва над землею сохранилась в народе и до сих пор. «Пусть прикроет меня Мать-Сыра-Земля навеки!» — произносит клянущийся, держа в руке ком земли. Братающиеся на жизнь и на смерть, давая обоюдные клятвы в неразрывной дружбе, меняются и вручают друг другу горсть земли. Эта земля хранится ими потом зашитою в ладанку и носили на шее — чему придается особое таинственное значение»[23]. Наконец, существовал обычай есть землю в подтверждение клятвы. С. Максимов в своей работе «Неведомая сила» приводит несколько примеров совершения этого ритуала; наиболее интересный из них таков: в XIX веке в Псковской губернии заключались нецерковные браки (!) и во время обряда бракосочетания молодожёны глотали землю в знак любви и верности…

    Многое ещё можно рассказать о  культе Матери-Земли у наших Пращуров… но этот рассказ подошёл к концу.

    СЛАВА РОДУ-ВСЕБОГУ!СЛАВА ЗЕМЛЕ-МАТЕРИ!СЛАВА ПРЕДКАМ!

    Мирослав, 17 травня,лета 4417 от О.С.В.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

    1.  Дёмин В.Н. Загадки русского Севера. Источник: http://plamyasvargi.narod.ru
    2. Добровольский А.А. Мать-Земля: чудо-чудное, диво-дивное. Источник: http://dobroslav.tk.ru
    3. Зеленин Д.К. Восточнославянские земледельческие обряды – катанье и кувыркание по земле. Источник: http://plamyasvargi.narod.ru
    4. Коринфский А.А. Народная Русь. Спб., 1901.
    5. Максимов С. Неведомая сила. Источник: http://plamyasvargi.narod.ru
    6. Сказание о Мамаевом побоище (перевод В.В. Колесова). Источник: http://plamyasvargi.narod.ru
    [1] Цит. по: Коринфский А.А. Народная Русь. Спб., 1901. [2] Цит. по: Коринфский А.А. Народная Русь. Спб., 1901. [3] Цит. по: Сказание о Мамаевом побоище (перевод В.В. Колесова). Источник: http://plamyasvargi.narod.ru [4] Цит. по: Максимов С. Неведомая сила. Источник: http://plamyasvargi.narod.ru [5] Цит. по: Дёмин В.Н. Загадки русского Севера. Источник: http://plamyasvargi.narod.ru [6] Цит. по: Коринфский А.А. Народная Русь. Спб., 1901. [7] По церковному календарю – день Симона-Зилота; мне неизвестно, какое отношение имеет этот библейский персонаж к культу Земли, поэтому полагаю, что, скорее всего, здесь имеет место случайное совпадение дат христианского и «языческого» праздников. (В.Е.) [8] Цит. по: Добровольский А.А. Мать-Земля: чудо-чудное, диво-дивное. Источник: http://dobroslav.tk.ru [9] Цит. по: Коринфский А.А. Народная Русь. Спб., 1901. [10] Цит. по: Коринфский А.А. Народная Русь. Спб., 1901. [11] Земля с могил Пращуров называется родительской. (В.Е.) [12] Цит. по: Добровольский А.А. Мать-Земля: чудо-чудное, диво-дивное. Источник: http://dobroslav.tk.ru [13] Цит. по: Коринфский А.А. Народная Русь. Спб., 1901. [14] Цит. по: Зеленин Д.К. Восточнославянские земледельческие обряды – катанье и кувыркание по земле. Источник: http://plamyasvargi.narod.ru [15] Цит. по: Зеленин Д.К. Восточнославянские земледельческие обряды – катанье и кувыркание по земле. Источник: http://plamyasvargi.narod.ru [16] Следует отметить, что аналогичные действия совершались и с аграрно-магической целью – ради получения хорошего урожая. (В. Е.) [17] Цит. по: Зеленин Д.К. Восточнославянские земледельческие обряды – катанье и кувыркание по земле. Источник: http://plamyasvargi.narod.ru [18] Историкам и этнографам известны примеры, когда верующие применяли насилие для того, чтобы добиться чего-либо от своих Богов – но делалось это в исключительных случаях, во время бедствий, когда обычные средства не помогали. (В. Е.) [19] Цит. по: Дёмин В.Н. Загадки русского Севера. Источник: http://plamyasvargi.narod.ru [20] Цит. по: Дёмин В.Н. Загадки русского Севера. Источник: http://plamyasvargi.narod.ru [21] Цит. по: Максимов С. Неведомая сила. Источник: http://plamyasvargi.narod.ru [22] Цит. по: Коринфский А.А. Народная Русь. Спб., 1901. [23] Цит. по: Коринфский А.А. Народная Русь. Спб., 1901. 

    www.krivichi.org

    Веды. Славянские Боги. Мать Сыра Земля

    истинной матери, прибегал к ней человек во всякую пору своей жизни. Помните в сказках? Припадет богатырь к сырой земле - и преисполнится новых силушек. Ударит в землю копьем - и она поглотит черную, ядовитую змееву кровь, воротив жизнь загубленным людям. Кто не почитает земли-кормилицы, тому она, по словам пахаря, не даст хлеба - не то что досыта, а и впроголодь; кто сыновьим поклоном не поклонится Матери Сырой Земле, на гроб того она ляжет не пухом легким, а тяжелым камнем. Кто не захватит с собою в дальний путь горсти родной земли - никогда не увидит больше родины, верили наши предки.

    Больные в старину выходили в чистое поле, били поклоны на все четыре стороны, причитывая: «Прости, сторона, Мать Сыра Земля!» 3 «Чем заболел, тем и лечись!» - говорит народная Русь, и советуют старые люди выносить тех, кто ушибся-разбился, на то самое место и молить землю о прощении.

    Земля и сама по себе почитается в народе целебным средством: ею, смоченной в слюне, знахари заживляют раны, останавливают кровь, а также прикладывают к больной голове. «Как здорова земля, - говорится при этом, - так же и моя голова была бы здорова!»

    «Мать Сыра Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота и лихого дела!» - произносится кое-где еще и теперь при первом выгоне скотины на весенний подножный корм.

    «Пусть прикроет меня Мать Сыра Земля навеки, если я вру!» - говорит человек, давая клятву, и такая клятва священна и нерушима. Те, кто братается не на жизнь, а на смерть, смешивают кровь из разрезанных пальцев и дают друг другу по горсти земли: значит, отныне родство их вечно!

    А в стародавние годы находились такие ведуны-знахари, что умели гадать по горсти земли, взятой из-под левой ноги желающего узнать свою судьбу. «Вынуть след» у человека всегда считалось самым недобрым умыслом. Нашептать умеючи над этим вынутым следом - значит, по старинному поверью, связать волю того, чей след, по рукам и ногам. Суеверные люди боятся этого как огня! «Матушка-кормилица, сыра земля родимая, - отчитываются от такой напасти, - укрой меня от призора лютого, от всякого лиха нечаянного. Защити меня от глаза недоброго, от языка злобного, от навета бесовского. Слово мое крепко, как железо. Семью печатями оно к тебе, кормилица Мать Сыра Земля, припечатано - на многие дни, на долгие годы, на всю жизнь вековечную!»

    «Всю жизнь вековечную» Мать Сыра Земля растит-питает хлеб насущный на благо народное; унимает «ветры полунощные со тучами», удерживает «морозы со метелями», поглощает силу нечистую. Всегда она остается все той же матерью для живущего на ней и ею народа, который своим внукам-правнукам заповедовал любовь и почтение к земле родимой. Как траве-мураве не вырасти без горсти земли, так и русскому народу не прожить на белом свете без земли-кормилицы. Как без пахаря-хозяина и добрая земля - горькая сирота, так и он без земли - что без живой души в своем богатырском теле!

    Плодотворная сила солнечных лучей и дождевых ливней, ниспадающих с небесного свода, возбуждает производительность земли, и она, согретая и увлажненная, растит травы, цветы, деревья и дает пищу человеку и животным. Это естественное и для всех наглядное явление послужило источником древнейшего мифа о брачном союзе Неба и Земли, причем Небу придана воздействующая, мужская роль, а Земле - воспринимающая, женская. Летнее Небо обнимает Землю в своих горячих объятиях, как невесту или супругу, рассыпает на нее сокровища своих лучей и вод, и Земля становится чреватою и несет плод: не согретая весенним теплом, не напоенная дождями, она не в силах ничего произвести. В зимнюю пору она каменеет от стужи и делается неплодною; с приходом же весны Земля, по народному выражению, «принимается за свой род».

    «Не Земля родит, а Небо», - выражается пахарь пословицею, обозначая тем, что без влияния благоприятных условий, посылаемых небом, земля бессильна дать урожай.

    По воззрению южных славян, земля плоская и круглая. На краю света купол неба соединяется с землею.

    Землю держит на роге вол или буйвол; время от времени он устает, перебрасывает ношу на другой рог - отсюда и землетрясения.

    В подземном мире тоже живут люди, все там устроено по-нашему: те же растения, птицы, животные.

    При сотворении мира вся-вся земля была ровная, как луг, но когда Господь рыл русла рек и морей, пришлось ему из песка и камней создать холмы и горы.

    У некоторых западнославянских племен Земле покровительствовала Девица-Земина. В ее честь варили пиво и пекли хлеб. Преподносили этот дар богине и говорили: «Земина, разносящая цветы, зацвети житом, пшеницей, ячменем и всяким злаком».

    Древнеримский историк Тацит писал о славянах, живших на острове Руен (Рюген): «Они воздают общее поклонение богине земли и верят, что она вмешивается в человеческие дела, посещает народы. Стоит на острове океана нетронутый лес, и в нем хранится священная колесница, покрытая завесой: прикасаться к ней дозволено одному лишь жрецу. Он узнаёт, что богиня присутствует в святилище, и, везомую на колеснице коровами, сопровождает с великим благоговением».

    Мужским воплощением Земины был бог Земенник, или Потримп. Пиры в его честь устраивали осенью, когда собран весь урожай. Это был бог плодородия с веселым лицом, он увенчан зеленым венком. В его святилище стоял горшок, доверху полный хлебными зернами. В другом горшке спала священная змея бога, которую поили молоком.

    Путешественники древних времен так описывали празднества в его честь: «Когда зерно убрано с полей, люди сходятся в некое место, предназначенное для бесед и сборищ, - мужчины с женами и детьми, со слугами и всеми своими родичами, объединенные между собой повиновением. Столы, лавки и иные места, на которых они свои беседы отправляют, посыпают травой, поверх которой кладут хлеб, по краям хлеба с двух сторон ставят по две корчаги пива. Затем приносят телят, поросят, домашнюю птицу, каждой твари по паре, потом в жертву богу забивают. И приговаривают: «Это тебе, о Земенник-бог, жертвуем и благодарение производим, ибо нас в этот год в здравии и достатке хранил. Теперь же тебя просим, чтобы нас от огня, от войны, от морового поветрия и от всех врагов наших охранил».

    Потом, эти жертвы сварив, празднуют, но прежде чем начнут есть, от каждого блюда отрезая, под стол, под лавки, за печь и во все углы в избе и в сени бросают, говоря: «Это тебе, наш Земенник, жертвуем, бери и ешь, сердечно просим!»

    www.edgarcaysi.narod.ru