Святополк II Изяславич, великий князь Киевский. Святополк изяславич


биография, история и интересные факты :: SYL.ru

Князь Святополк Изяславич (в крещении Михаил) - один из представителей уже разветвленной династии Рюрюковичей, которые к 11 веку втянули Русь в череду социально-экономических потрясений. Они были вызваны в первую очередь постоянными распрями и междоусобицами на внутренней арене. До полной раздробленности дело еще не дошло усилиями отдельных князей. Однако правители некоторых княжеств, пожалуй, делали для этого все. Причина: династия Рюриковичей сильна разрослась. Кроме того, расцвет отдельных земель привел к выдвижению на политическую арену многих городов, которые несколько веков назад были запустелыми деревнями. Обладание Киевом уже не являлось столь значим событием, как ранее. Теперь внутриполитическая борьба велась за другие вотчинные города – Чернигов, Полоцк, Владимир-Волынский, Ростов. В это непростое время и жил Святополк Изяславич. Кратко рассмотрим его генеалогическое древо.

Родословная Святополка II

Князь Святополк II родился в 1050 году. Неизвестно до сих пор, кем являлась его мать. Большинство историков склоняются к тому, что это была Гертруда – дочь польского короля. Некоторые утверждают, что мать Святополка была наложницей его отца – Изяслава Ярославича, киевского князя. Как бы то ни было, но при жизни никто не оспаривал благородство его крови. Политические распри были среди всех Рюриковичей, в которые также оказался втянут и князь Святополк Изяславич.

Его отец, Изяслав, был средним сыном Ярослава Мудрого и Ирины, которая получила это имя при крещении. Ее настоящее имя – Ингегерда, дочь шведского короля. В период княжения Ярослава Мудрого подобное не было редкостью. Почти все европейские династии хотели породниться с Русью. Это вполне объяснимо: христианство еще официально не разделилось на католичество и православие, Русь переживала период наивысшего расцвета, была верным союзником одного из мощных и богатых государств того времени – Византии.

При жизни отца Изяслава 19-летнего Святополка отправили править в Полоцк в 1069 году.

После смерти Ярослава Мудрого начинаются периоды постоянных смут и войн. Это еще не период «Феодальных войн», т. к. феодальной раздробленности как таковой еще не было. Однако предпосылки к этому, связанные с династическими кризисами, расцветом удельных княжеств, уже появились.

Правление Святополка Изяславича в Киеве

Святополк правил в Киеве с 1093 по 1113 год после смерти его дяди – отца Владимира Мономаха – Всеволода. Это время можно назвать тяжелым для Матери городов Русских. Сами киевляне желали видеть в качестве своего правителя «более авторитетного» Владимира Мономаха. Однако тот, судя по историческим источникам, «захотел подчиниться» древним обычаям предков и уступил по праву Киев Святополку. На самом деле такой щедрый жест говорит потомкам о заметном снижении статуса Киева как крупнейшего экономического и политического центра Руси. Это свидетельствует о непрерывном процессе феодальной раздробленности. Только сильный лидер – Владимир Мономах, ну и его сын Мстислав, – понимая внешнюю опасность распада государства, не давал княжествам обособиться друг от друга. Остальные князья уже в конце 11 века были не прочь это сделать.

В тот период мало кто из князей запомнился выдающимися реформами во внутренней политике. Это особенность сложившихся обстоятельств, а не личные качества самих правителей. Даже такая выдающаяся личность, как Владимир Мономах, мог бы сделать намного больше, родись он чуть раньше.

11-12 век - это объективный период упадка, связанный со многими факторами. Отдельная личность, пусть даже и самая выдающаяся, мало что может сделать в такой ситуации. Святополк Изяславич запомнился в истории в связи с некоторыми внешнеполитическими событиями, распрями на внутренней арене. Также он являлся одним из организаторов княжеских съездов, которые активно проводились в этот период времени на Руси. Был другом и союзником Мономаха, но народную славу и любовь так и не получил.

Нашествие половцев

Узнав о смерти в 1093 году Всеволода в Киеве, половцы решили совершить набег на Русь. Исторические источники делают виновным в этом самого Святополка, который плохо обошелся с прибывшими половецкими послами. Однако вопросы вызывают причины подобного поведения князя. Неизвестно, что такого сказали ему половецкие парламентеры, но они оказались в тюрьме. Хочется провести историческую параллель с посольством персов к спартанцам, желающим «земли и воды». Царь Леонид и вовсе скинул послов в колодец. Возможно, что-то подобное требовали и половецкие послы от нового киевского князя. Началась война.

Владимир и Святополк имели разногласия. Мономах предлагал переговоры, Святополк Изяславич и киевляне желали войны. Их упрекнуть сложно, т. к. половцы уже напали на верных союзников торков, а также пожгли окрестности Киева. Мономах хоть и был противником войны, но выступил вместе с киевским князем.

Битва на берегу Стугны

Берег реки Стугны являлся вторым рубежом Киева. Именно здесь и расположились русские войска. Слева встал Владимир, справа – Святополк, в центре – третий союзник Ростислав Всеволодович. Главный недостаток всех русских княжеских армий в тот период времени – отсутствие единого командования. Каждый управлял своей дружиной. Никто из князей не имел права отдавать приказы и распоряжения всему войску. Перед боем вырабатывалась общая тактика, которая сводилась лишь к решению вопроса о том, кто и где будет располагаться. Впервые единоначалие и боевую тактику с большой армией применил Дмитрий Донской, посадив засадный полк в кустах. Именно это стало полнейшей неожиданностью для Мамая. Но это произошло спустя почти 300 лет. В 11-12 веке каждый из князей сам решал, когда ему можно отступить, когда атаковать. Это часто заканчивалось полным разгромом для всей армии. Так произошло и на этот раз. Зная слабое место русских, половцы по одному разгромили князей. Сначала они напали на Святополка, обратив его в бегство, затем на Владимира. Последнему досталось Ростиславу, который, убегая, утонул в реке в тяжелой кольчуге.

Второе поражение Руси. Осада Киева

Князь Владимир после поражения уехал в свою безопасную вотчину – Чернигов. Святополк Изяславич остался один на один с внешним врагом. Ростислав Влеволодович утонул при отступлении. Его похоронили в Киеве, рядом с отцом.

Половцы, разгромив русскую рать, разделились. Часть осадила Торческ, который затем сдался. Вторая часть подошла к Киеву.

23 июля 1093 года под Киевом было еще одно сражение. Видимо, сам князь понимал его бесперспективность, т. к. источники обвиняют его в трусости и нежелании воевать. Под влиянием киевлян он все-таки решил дать бой. Сражение закончилось вторым разгромом русских.

Мир и женитьба

После этого Святополку пришлось заключить мир и взять в жены дочь половецкого хана Тугоркана. Видимо, послы в Киеве на этом и настаивали до войны. Женитьба русских христианских князей, супруги которых до этого являлись только видными европейскими принцессами, на «поганой» половчанке, пусть и дочери хана, - шаг явно вынужденный. Это событие можно сравнить с тем, что некогда князь и язычник Владимир, позже прозванный Святым, силой заставил византийского императора отдать в жену его дочь Анну. Цель таких браков – политическое влияние и престиж. Для половецкого хана породниться с Киевским князем было равносильно тому, как для русских несколько веков назад - породниться с византийским императором.

После этих событий войны с половцами не прекращались. Однако их характер стал напоминать междоусобицы. Битвы перестали отличаться жестокостью, постоянно велись переговоры, противники договаривались мирно. О настоящей жестокости степняков Русь узнает позже, во время нашествия монголо-татар.

Любечский съезд

Съезд князей в 1097 году в Любече стал следствием поражения русских войск от половцев. Князья решили, что только единой силой можно противостоять внешней опасности. На съезде, организаторами которой стали Владимир и Святополк, было решено обороняться от врагов вместе. Чтобы избежать междоусобиц, князья решили оставить все земли и города в вотчины тем правителям, которые владели ими на момент съезда. Фактически он закреплял право князей на постоянное владение, что не могло не сказаться на будущей раздробленности.

Нарушение клятвы и новый съезд в Витечеве

Именно Святополк стал первым соучастником, нарушившим клятву, данную в Любече. При его согласии и непосредственном участии князь Давид Игоревич в Киеве ослепил своего политического противника Василька и увез его во Владимир.

После этих событий Святополк был вынужден встать на сторону Владимира Мономаха и пойти войной на Владимир-Волынский против Давида. Результатом этого похода станет присоединение Владимира-Волынского к Киеву. Решение принимали на съезде в 1100 году в Витичевске.

Смерть Святополка Изяславича

Святополк умер в 1113 году. От жены хана Тугоркана у него родились два сына: Брячислав и Изяслав. Кроме них, от первого брака у него был сын Ярослав. После смерти Святополка Изяславича в Киеве все-таки начал править Владимир Мономах. Это время еще считается периодом единой Киевской Руси. Официальной датой раздробленности считается 1132 год – смерть Мстислава, сына Мономаха.

Святополк – отрицательный персонаж в истории?

Святополк Изяславич, годы правления которого пришлись на неблагоприятное время войн с половцами и начавшиеся междоусобицы, в негативном ключе упоминается в источниках и современных учебниках. Заслуженно ли? Этот вопрос до сих пор остается без ответа. Верный союзник Мономаха, он все же сумел получить негативную оценку. Возможно, Святополк – этот тот персонаж в истории, на которого можно было «повесить» все ошибки Мономаха, а все заслуги приписать только Владимиру Всеволодовичу.

www.syl.ru

Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭИсторический портрет Святополка II Изяславича

Исторический портрет Святополка II Изяславича

sv

 

 

 

 

 

 

 

Годы правления:1093-1113

Исторический портрет Святополка II Изяславича

Направления деятельности

 1.Внутренняяя политика

Направления деятельности Результаты
Стремление предотвратить усобицы на Руси, укрепить великокняжескую власть. Именно при Святополке в 1097 в Любече состоялся знаменитый съезд князей. Было решено, что каждый князь владеет вотчиной своей, не вмешивается в дела других. Однако на деле это решение стало началом обособления князей, что в будущем привело к раздробленности. Удельная система была позже закреплена на Витичевском съезде  в 1110г.Был участником съездов князей:  на р. Золотче в 1101, у озера Долобского в 1103. Речь шла о совместных походах против половцев.
Проведение недальновидной внутренней политики, поддержка ростовщичества. 1113-в Киеве произошло восстание, так как Святополк с приближёнными вёл спекуляцию солью. Да и в общем киевляне не были довольны правлением Святополка , при котором расцвело ростовщичество. В результате на княжение был призван Владимир Мономах.
Развитие культуры, церковного строительства. При Святополке был построен знаменитый Собор Михаила Архангела Михайловского Златоверхого монастыря, в начале 12 века.

 

2. Внешняя политика

Направления деятельности Результаты
Отражение набегов половцев, стремление наладить с ними мирные отношения. В правление Святополка половцы не раз нападали на Русь, опустошали её( 1093- поражение Святополка в битвах  у Треполя на реке Стугне  ).Святополк купил мир, женился на дочери половецкого хана Тугоркана, чтобы предотвратить набеги половцев.1096- разгромил половцев в союзе с В.Мономахом под Переяславлем.А в 1103( на реке Сутень), 1107( на реке Суле) ,  1111( на реке Сальница) совместно с Мономахом и другими князьями одержал ряд о крупных  побед над половцами.

 

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Правление Святополка II Изяславича не было ярким и знаменательным. Однако некоторые важные для Руси события произошли в его правление. Прежде всего, этот официальное закрепление удельной политической системы, где закреплялись за князьями вотчины. Это стало одной из причин феодальной раздробленности в будущем.
  • К концу правления великокняжеская власть значительно ослабла, да и обороноспособность Руси тоже. Это было следствие Любечевского съезда князей.
  • Из внутренней политики Святополка в летописи упоминается лишь восстание в Киеве в 1113 года, в результате которого князь был смещён. Именно таким жадным и несправедливым остался он в памяти народа.
  • Вся внутренняя политика Святополка была направлена на предотвращение половецких набегов. Князь даже женился на половецкой княжне, надеясь, что набеги прекратятся. Однако только совместные действия князей, руководимых Владимиром Мономахом, позволили нанести сокрушительные удары по половцам. Святополк принимал самое активное участие и в съездах князей, и в битвах с половцами.

Таким образом, несмотря на довольно скромное правление, князь Святополк 2 Изяславич остался в истории Руси как один из лидеров активного противостояния половцам, которые постоянно опустошали Русь. Да и Любеческий съезд- один из известных в истории Руси того времени -тоже произошёл в его правление.

Хронология жизни и деятельности Святополка II Изяславича

1050-1113 Годы жизни Святополка.
1093-1113 Годы Великого княжения.
1093 Поражение в битве с половцами на реке Стугне.
1096 Разгром половцев под Переяславлем.
1097 Съезд князей в Любече.
1110 Витичевский съезд князей.
1101 Съезд князей на реке Золотче.
1103 Долобский съезд князей.
1103 Разгром половцев на реке Сутень
1107 Разгром половцев на реке Суле
1111 Разгром половцев на реке Сальница.
1113 Восстание  в Киеве. Смещение Святополка.
1113 Смерть Святополка.

Данный материал можно использовать, готовясь по теме: ЕГЭ , задание № 40 ( С6)  исторический портрет.

Автор: Мельникова Вера Александровна

Собор Михаила Архангела Михайловского Златоверхого монастыря, основанного первым митрополитом Киевским Михаилом. Собор построен Великим Князем Святополком (Михаилом) Изяславичем в начале XII в. Современный вид

Собор Михаила Архангела Михайловского Златоверхого монастыря, основанного первым митрополитом Киевским Михаилом. Собор построен Великим Князем Святополком (Михаилом) Изяславичем в начале XII в. Современный вид

 

Долобский съезд князей. Свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком. Картина А.Д. Кившенко.

Долобский съезд князей. Свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком.Картина А.Д. Кившенко.

 

Русские князья заключают мир в Уветичах. С.В. Иванов.

Русские князья заключают мир в Уветичах. С.В. Иванов.

Великий князь Святополк II Изяславич

Великий князь Святополк II Изяславич

istoricheskij-portret.ru

Святополк Изяславич, годы правления Святополка 2 и политика князя Святополка II Изяславича. | Кремлион

Святополк II Изяславич

Святополк II ИзяславичГоды жизни: 1050-1113Годы правления: 1093-1113

Отец — Великий князь Киевский Изяслав I Ярославич. Мать — польская королевна по рождению и вторая сестра Польского короля Казимира, Мечислава.

Святополк родился в 1050 году вторым сыном Изяслава.

В 1069 году Святополк Изяславич получает в правление удельное княжество покойного старшего брата Мстислава — Полоцк, но через какое-то время перебирается в Новгород. Здесь он княжит до 1088 года, но,  не поладив с новгородцами, перебирается в Туров.

Князь Святополк Изяславич

В 1093 году Святополк получает Киевское княжение от своего двоюродного брата Владимира Мономаха и, прибыв в Киев,  становится Великим князем Киевским.  По данным летописи Святополк был не лучшим претендентом на этот пост. Его описывают жестоким, корыстолюбивым, не отличавшимся ни умом,  ни твердостью.

Услышав о смерти Всеволода,  половцы предлагают Святополку купить у них мир и,  получив отказ, взяли в осаду Торческ. С трудом боярам удалось уговорить Святополка не идти на половцев и попросить помощи у князя Черниговского Владимира Мономаха.

политика святополка изяславичаВладимир со своей дружиной предложил заключить мир, но властолюбивый Святополк хотел воевать. Киевляне поддерживали его мнение,  и на реке Стугуне произошла битва. Княжеские войска потерпели поражение. Святополк не остановился и предпринял еще одну попытку на реке Желань, где снова был разбит. Он понял,  что ничего не добьется силой и согласился заключить мир. Половцы потребовали от Святополка жениться на дочери их хана. Но мир продолжался недолго. Князь Олег Святославич пожелал получить Чернигов, которым правил его отец.

Правление Святополка Изяславича

Споры продолжались. Многие князья не отказывались от помощи святополк изяславич годы правленияполовцев, которые были рады любому поводу пограбить. Власть Святополка была более формальной, чем реальной.  Он не мог разобраться и навести порядок среди своих родственников. В 1097 году князья встретились и договорились между собой кто и где будет править.  Опять же этого хватило ненадолго. Давид Игоревич и Святополк обвиняли Владимира Мономаха и князя Василько Ростиславовича в сговоре против них. По приказу Святополка князь Василько был схвачен и ослеплен. Мономах же с Давидом и с Олегом отправились к Святополку за объяснением. Дело закончилось миром, но другие князья продолжали воевать между собой.

Святополк 2 Изяславич умер в 1113-ом году.

Жена: Елена, дочь половецкого хана Тугоркана.Дети: Мстиславец, Ярославец, Мстислав, Изяслав, Ярослав, Брячислав.

 

kremlion.ru

Святополк II Изяславич, великий князь Киевский

96983_600

Князь Святополк Михаил Изяславич (история России в гравюрах от Рюрика до Екатерины II)

Святополк II Изяславич (8 ноября 1050 — 16 апреля 1113) в крещении Михаил — князь полоцкий (1069—1071), новгородский (1078—1088), туровский (1088—1093), великий князь киевский (1093—1113). Сын великого князя киевского Изяслава Ярославича и Гертруды Польской.

В “Истории Российской” В. Н. Татищева имеется следующая характеристика этого князя: “Сей князь великий был ростом высок, сух, волосы чермноваты ( рыжеваты ) и прями, борода долгая, зрение острое. Читатель был книг и вельми памятен, за много бо лета бывшее мог сказать, яко написанное. Болезней же ради мало ел и весьма редко и то по нужде для других упивался. К войне не был охотник, и хотя на кого скоро осердился, но скоро и запамятовал. При том был вельми сребролюбив и скуп, для которого жидам многие перед христианы вольности дал, через что многие христиане торгу и ремесел лишились. ..от князей терпел поношение, а часто и вред с сожалением. И ежели бы Владимир (Мономах) его не охранял, то б давно Киева Святославичами лишен был”.

В 1069 году Святополк Изяславич получает в правление удельное княжество покойного старшего брата Мстислава — Полоцк, но через какое-то время перебирается в Новгород. Здесь он княжит до 1088 года, но, не поладив с новгородцами, перебирается в Туров.

sv2-300x245

Великий князь Святополк II Изяславич

По смерти великого князя Всеволода Ярославича в 1093 году его сын Владимир Мономах пригласил в Киев Святополка, как самого старшего из всех внуков Ярослава Мудрого. Как сообщает летописец, киевляне вышли навстречу новому князю и приняли его с радостью. Едва Святополк успел сесть в Киеве как пришли половцы на Русскую землю и отправили послов своих к нему, предлагая купить у них мир. Святополк же, не собрав старшую дружину отца и дяди своего, стал совещаться лишь с туровскими боярами, которых привел с собой. Те присоветовали ему не мириться с половцами. Святополк велел перехватать послов и посадить их под замок. Проведав об этом, половцы пошли войной на Русь и осадили Торческ. Святополк одумался, отпустил послов, но половцы не захотели уже мира, а стали наступать, воюя повсюду.С трудом боярам удалось уговорить Святополка не идти на половцев и попросить помощи у князя Черниговского Владимира Мономаха.

Владимир со своей дружиной предложил заключить мир, но властолюбивый Святополк хотел воевать. Киевляне поддерживали его мнение, и на реке Стугуне произошла битва. Княжеские войска потерпели поражение. Святополк не остановился и предпринял еще одну попытку на реке Желань, где снова был разбит. Он понял, что ничего не добьется силой и согласился заключить мир. Половцы потребовали от Святополка жениться на дочери их хана. Но мир продолжался недолго. Князь Олег Святославич пожелал получить Чернигов, которым правил его отец.

300px-B12_Blinding_of_Vasil

Ф. А. Бруни Осл

deduhova.ru

Святополк Изяславич — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с именем Святополк.

Святопо́лк (Михаи́л) Изясла́вич (8 ноября[4]1050 — 16 апреля 1113) — князь полоцкий (1069—1071), новгородский (1078—1088), туровский (1088—1093), великий князь киевский (1093—1113). Сын великого князя киевского Изяслава Ярославича (возможно незаконорожденный[5]).

Биография

В 1069 году отец посадил Святополка в Полоцке на место умершего Мстислава[2]. В 1071 году Всеслав Брячиславич, прежний князь Полоцкий, вернул себе волость. Можно предположить, что следующие два года Святополк провёл с отцом в Киеве, а потом разделил его изгнание. Уже после возвращения Изяслава в Киев зимой 1078 года Святополк ходил вместе с Владимиром Мономахом к Полоцку и сжёг его посады, а затем занял место убитого в Заволочье Глеба Святославича в Новгороде. В 1088 году перешёл в Туров, часть вотчины убитого Ярополка Изяславича, уступив место в Новгороде внуку Всеволода Ярославича, Мстиславу.

Великое княжение

После смерти великого князя Всеволода Ярославича (1093) его сын Владимир Мономах, первым оказавшийся у гроба умершего князя, решил не пытаться занять престол, чтобы избежать борьбы со Святополком. Святополк приехал из Турова, где до этого княжил, 24 апреля.

Узнавшие о смерти киевского князя половцы вторглись на Русь и направили к Святополку послов. Святополк захватил их, посоветовавшись лишь с младшими дружинниками, пришедшими с ним из Турова, не прибегая к советам киевских бояр, и вывел войска им навстречу на р. Стугну вместе с Владимиром Мономахом и его братом Ростиславом. Владимир советовал разместиться за водной преградой и выиграть время (Пока за рекою стоим, грозной силой, заключим мир с ними), но Святополк настоял на переправе через Стугну. В битве на Стугне 26 мая русские потерпели жестокое поражение, многие утонули в реке во время бегства, в том числе Ростислав Всеволодович. Святополк уже только киевскими силами вышел навстречу врагам и 23 июля сразился с ними на Желани, снова проиграл, но затем вместе с Мономахом ещё раз бился с половцами у Халепа. Итог сражения неизвестен, но после него в 1094 году заключил мир с половцами и взял в жёны дочь половецкого хана Тугоркана.

В 1096 году Святополк помогал Владимиру Мономаху в его борьбе против Олега Святославича. Совместными усилиями Олег был изгнан из Чернигова и Стародуба. Воспользовавшись отсутствием основных русских сил у южных границ, Боняк со множеством половцев атаковал земли вокруг Киева и сжёг княжеский двор в Берестове, Куря сжёг Устье на левобережье Днепра, затем Тугоркан 30 мая осадил Переяславль. 19 июля Святополк и Владимир разгромили его на Трубеже, погибли сам хан, его сын и многие другие ханы. 20 июля хан Боняк во второй раз пришёл к Киеву и сжёг всю низину и предгорье. После половцы бросились на киевские монастыри — Стефанов, Германов и Печорский — и, разграбив их, ушли обратно в степь.

В 1096—1097 годах завершилась ожесточённая борьба на востоке Руси между Олегом Святославичем и Владимиром Мономахом, за которого сражались новгородцы во главе с его старшим сыном Мстиславом и половцы. Любечский съезд в 1097 году вернул Святославичам наследство их отца и закрепил остальные земли за их текущими владельцами. Таким образом, непосредственная власть Святополка продолжала ограничиваться Киевом и Туровом.

Междоусобица на западе Руси началась почти сразу после Любечского съезда с ослепления Василька Ростиславича теребовльского Давыдом Игоревичем волынским. Когда Давыд и Олег Святославичи и Владимир Мономах собрались на съезд в Городце и потребовали от Святополка наказать Давыда, Святополк едва не лишился киевского престола (1098). Выгнав же Давыда с Волыни, Святополк попытался овладеть и землями Ростиславичей, но безуспешно: его войска были разбиты на Рожном поле, а его союзник, венгерский король Кальман I Книжник — в сражении на Вагре (1099). По решению съезда в Уветичах Святополк получил Волынь, Давыд — Дорогобуж. Вскоре в киевской тюрьме умер родной племянник Святополка Ярослав Ярополчич, попытавшийся претендовать на какие-то владения на Волыни.

В 1102 году Святополк захотел отправить на княжение в Новгород своего сына Ярослава, что соответствовало бы сложившейся двухвековой традиции. Однако новгородцы настояли на кандидатуре Мстислава, сына Владимира Мономаха, и ответили Святополку: если у твоего сына две головы, отправляй его к нам.

В 1104 году произошёл последний за период правления Святополка внутриполитический инцидент: киевский воевода Путята Вышатич, Ярополк Владимирович, Олег Святославич и Давыд Всеславич ходили на Глеба Всеславича минского.

Весной 1103 года Святополк и Владимир собрались на совет в Долобске, где было принято беспрецедентное решение о первом походе против половцев в степь, ставшим первым в целой серии походов, переломивших ход русско-половецкого противостояния и перенёсших его на территорию степей. В 1103 году половцы были разгромлены на Сутени, в 1107 году были разбиты Боняк и Шарукан на Суле, в 1111 году Святополк, Давыд и Владимир вторглись в земли верховий Донца, взяли города Шарукань и Сугров, а затем разгромили половцев на Салнице.

Видео по теме

Смерть

После Пасхи 1113 года Святополк по одной версии был отравлен, по другой разболелся и скончался 16 апреля. Дружина и бояре оплакали его и погребли в церкви св. Михаила в Киеве.

Татищев так характеризует Святополка:

Сей князь был ростом высок, сух, волосы черноватые и прямые, борода долгая, зрение острое. Читатель был книг и вельми памятлив… К войне не был охотник и хоть на кого скоро сердился, скоро и запамятовал. При том был восьми сребролюбив и скуп.

Святополк умер в Вышгороде и был похоронен в киевской церкви святого Михаила. После его смерти в Киеве произошло народное восстание, в ходе которого были ограблены дома должностных лиц и ростовщиков.

В «Слове о полку Игореве»

С такой же Каялы и Святополк бережно повез отца своего между венгерскими иноходцами к святой Софии, к Киеву. Тогда при Олеге Гориславиче сеялись и прорастали усобицы, гибло достояние Даждь-Божьих внуков, в княжеских распрях век людской сокращался. Тогда на Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собой деля, а галки по-своему говорили, собираясь лететь на поживу.[6]

Мать Святополка

Согласно традиционной точке зрения, матерью Святополка является законная жена Изяслава Ярославича Гертруда Польская. По реконструкции В. Л. Янина, она перекрестилась в православие, получив имя Елизавета (Олисава), и умерла в 1108 году[7]. Эта точка зрения была оспорена А. В. Назаренко[5]. Назаренко обращает внимание на кодекс Гертруды, в котором Гертруда называет брата Святополка Ярополка unicus filius meus, то есть своим единственным сыном. Кроме того, признание Святополка законнорождённым делает неканоническими согласно церковному праву браки детей Святополка с родственниками Гертруды. К тому же, можно предполагать, что на Руси Гертруду называли Еленой, а не Елизаветой[8]. В кодексе содержатся 90 молитв, вероятно, записанных самой Гертурдой, но примерно в 1086 году Гертруда прекращает записывать молитвы, что может свидетельствовать о том, что она вскорости после этой даты скончалась[9].

Тем не менее, позиция Назаренко не является общепризнанной. Гертруда могла называть Ярополка единственным в переносном смысле (уникальный, самый любимый). А неканонические браки все же иногда разрешались церковью (таким был брак Сбыславы Святополковны и Болеслава Кривоустого, но в источниках специально оговорено, что разрешение на именно этот брак было получено у папы римского). Аргументом против позиции Назаренко служит упоминание в летописи и граффити Софийского собора матери Святополка как русской княгини, что невозможно, будь она простой наложницей. Впрочем, обе записи были сделаны в то время, когда Святополк был великим князем киевским; возможно, из уважения к великому князю его мать именовали княгиней, а про незаконное происхождение великого князя не упоминали. Обращает на себя внимание и тот факт, что и в кодексе, и в летописи, и в граффити Гертруда и Олисава называются по сыновьям («Ярополча мати» и «Святополча мати»), но не по мужу.

Дискуссию нельзя считать оконченной. Что можно сказать про мать Святополка наверняка, так это то, что звали её Елизаветой (Олисавой) и что умерла она в 1108 году.

Брак и дети

  • Вторая жена: с 1094 Елена, дочь половецкого хана Тугоркана (княжна половецкая Елена Тугоркановна).
  • кроме того, от наложницы Святополк имел ещё одного сына (старшего):

В генеалогических справочниках упоминается дочь Святополка Анна[2] — жена Святоши Давыдовича. У Святоши действительно была жена Анна, но нигде в источниках не упоминается, что она была дочерью Святополка Изяславича, не встречается в литературе и обоснование такой гипотезы[12][13].

Кроме того, Святополку приписывают дочь Марию, жену Петра Власта (ум. 1153). Про Марию известно, что она была дочерью русского князя и греческой аристократки. Если принимать существование Варвары Комниной, то Святополк мог быть отцом Марии, но сейчас считается, что Мария была дочерью Олега Святославича и Феофано Музалон[14].

Предки

Святополк Изяславич — предки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Святослав Игоревич, великий князь Киевский

 

 

 

 

 

 

 

Владимир Святославич, великий князь Киевский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Малуша

 

 

 

 

 

 

 

Ярослав Владимирович, великий князь Киевский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рогволод, князь Полоцкий

 

 

 

 

 

 

 

Рогнеда Рогволодовна, княгиня Киевская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изяслав Ярославич, великий князь Киевский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эрик VI, король Швеции

 

 

 

 

 

 

 

Олаф, король Швеции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сигрид, королева Швеции, Дании, Норвегии и Англии

 

 

 

 

 

 

 

Ингегерда, принцесса Швеции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эстрид, королева Швеции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Святополк Изяславич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Олисава

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечания

  1. ↑ Альбом «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом». Рисунки профессора исторической живописи Императорской академии художеств В.П.Верещагина, 1896 г.
  2. ↑ 1 2 3 Войтович Л. В. Ізяславичі. Турово-Пінські князі. Четвертинські. Сокольські // Князівські династії Східної Європи (кінець IX — початок XVI ст.): склад, суспільна і політична роль. Історико-генеалогічне дослідження. — Львів: Інститут українознавства ім. І.Крип’якевича, 2000. — 649 с. — ISBN 966-02-1683-1. (укр.)
  3. ↑ В. Р. Брячислав // Энциклопедический словарь / под ред. И. Е. Андреевский — СПб.: Брокгауз—Ефрон, 1891. — Т. IVа. — С. 820.
  4. ↑ Согласно летописным данным, Святополк родился в 1050 году. Точная дата указана только в «Истории Российской…» В. Н. Татищева и, возможно, является догадкой Татищева. 8 ноября отмечается Собор Архистратига Михаила.
  5. ↑ 1 2 Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. — М.: Языки Русской Культуры, 2001. — С. 550—570.
  6. ↑ «Слово о полку Игореве»
  7. ↑ Янин В. Л. Русская княгиня Олисава-Гертруда и её сын Ярополк // Нумизматика и эпиграфика. — 1963. — № 4. — С. 142–164.
  8. ↑ Назаренко А. В. Зело неподобно правоверным (Межконфессиональные браки на Руси в XI—XII вв.) // Вестник истории, литературы, искусства: альманах. — М.: Собрание, 2005. — Т. 1. — С. 269—279.
  9. ↑ Назаренко А. В. Псалтирь Гертруды. Судьба Кодекса. (18 июня 2011).
  10. ↑ Poland  (англ.)
  11. ↑ Корниенко В.В. Молитовний надпис Брячислава Святополковича з Софії Київської // Праці центру пам'ятникознавства. — 2010. — № 18. — С. 211-218.
  12. ↑ Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне. — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009. — С. 152.
  13. ↑ Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Внутридинастические браки между троюродными братьями и сестрами в домонгольской Руси // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2012. — № 3 (49). — С. 45—68.
  14. ↑ Перенесение руки св. Стефана Первомученика // Хроника Ортлиба Цвифальтенского.

Литература

Ссылки

wikipedia.green

Святополк Изяславич – История России

Святополк (Михаил) ИзяславичСвятополк (Михаил) Изяславич

Святополк (Михаил) Изяславич (8 ноября 1050 — 16 апреля 1113):– князь Полоцкий – 1069—1071 годы;– князь Новгородский – 1078—1088 годы;– князь Туровский – 1088—1093 годы;– великий князь Киевский – 1093—1113 годы. Святополк (Михаил) Изяславич сын великого князя киевского Изяслава Ярославича.В 1069 году отец, Изяслав Ярославич , посадил Святополка в Полоцке на место умершего Мстислава. В 1071 году Всеслав Брячиславич, прежний князь Полоцкий, вернул себе волость. Можно предположить, что следующие два года Святополк провёл с отцом в Киеве, а потом разделил его изгнание. Уже после возвращения Изяслава Ярославича в Киев зимой 1078 года Святополк Изяславич ходил вместе с Владимиром Мономахом к Полоцку и сжёг его посады, а затем занял место убитого в Заволочье Глеба Святославича в Новгороде. В 1088 году перешёл в Туров, часть вотчины убитого Ярополка Изяславича, уступив место в Новгороде внуку Всеволода Ярославича, Мстиславу.

Василий Татищев так характеризует Святополка Изяславича: “Сей князь был ростом высок, сух, волосы черноватые и прямые, борода долгая, зрение острое. Читатель был книг и вельми памятлив… К войне не был охотник и хоть на кого скоро сердился, скоро и запамятовал. При том был восьми сребролюбив и скуп.”Святополк до 1093 года княжил в Новгородских землях, киевский престол он занял после смерти Всеволода Ярославича, отца Владимира Мономаха. Владимир Всеволодович Мономах передал ему княжение добровольно как старшему из внуков Ярослава Мудрого.Правление Святополка началось с необдуманного поступка, приведшего к беде. Он пленил мирных половецких послов, что послужило поводом для очередного нападения половцев на Киев. Осознав ошибку, Святополк пытался искать с ними мира, но кочевники на переговоры уже не шли. Даже женитьба Святополка год спустя на дочери половецкого князя положения не исправила — войны продолжались еще долгое время.С междоусобицей киевскому князю справиться тоже не удалось. Русь была раздроблена на отдельные княжества. Святополк собирал князей на съезды, там принимались решения о прекращении внутренних войн, о совместной борьбе с половцами, но эти договоренности каждый раз нарушались, причем и самим Святополком.После смерти великого князя киевский престол не перешел к его детям, поскольку местные жители избрали правителем Владимира Мономаха.

Из В.Н. Татищев “История Российская”.
В.Н. Татищев История Российская. Том 1.В.Н. Татищев История Российская. Том 1.

12. Святополк II Михаил I, сын Изяслава I, после отца князь новгородский, по завещанию дяди Всеволода престол принял в 1093-м, умер в 1113-м. Супруга – дочь князя Тугорканя половецкого, в 1094-м, умерла в 1124-м. Дети его: Сбыслава, супруга Болеслава I, короля польского, в 1102-м; Предислава, супруга королевича венгерского, в 1103-м; Изяслав, умер в 1127-м; Брачислав, родился в 1104-м, умер в 1124-м; да побочные: Мстиславец, убит в 1099-м; Ярославец, убит в 1123-м. Его потомков не осталось.

Из “Повести Временных Лет”.

     В год 6601 (1093), индикта в 1-й год, преставился великий князь Всеволод, сын Ярославов, внук Владимиров, месяца апреля в 13-й день, а погребен был в 14-й день; неделя была тогда страстная и день был четверг, когда он положен был в гробу в великой церкви святой Софии….Владимир же стал размышлять, говоря: «Если сяду на столе отца своего, то буду воевать со Святополком, так как стол этот был его отца». И, размыслив, послал по Святополка в Туров, а сам пошел в Чернигов, а Ростислав – в Переяславль. И после Пасхи, по прошествии праздничной недели, в день антипасхи, месяца апреля в 24-й день пришел Святополк в Киев. И вышли навстречу ему киевляне с поклоном, и приняли его с радостью, и сел на столе отца своего и дяди своего.В это время пришли половцы на Русскую землю; услышав, что умер Всеволод, послали они послов к Святополку договориться о мире. Святополк же, не посоветовавшись со старшею дружиною отцовскою и дяди своего, сотворил совет с пришедшими с ним и, схватив послов, посадил их в избу. Услышав же это, половцы начали воевать. И пришло половцев множество и окружили город Торческ. Святополк же отпустил послов половецких, хотя мира. И не захотели половцы мира, и наступали половцы, воюя. Святополк же стал собирать воинов, собираясь против них. И сказали ему мужи разумные: «Не пытайся идти против них, ибо мало имеешь воинов». Он же сказал: «Имею отроков своих 700, которые могут им противостать». Стали же другие неразумные говорить: «Пойди, князь». Разумные же говорили: «Если бы выставил их и 8 тысяч, и то было бы худо: наша земля оскудела от войны и от продаж. Но пошли к брату своему Владимиру, чтоб он тебе помог». Святополк же, послушав их, послал к Владимиру, чтобы тот помог ему. Владимир же собрал воинов своих и послал по Ростислава, брата своего, в Переяславль, веля ему помогать Святополку. Когда же Владимир пришел в Киев, встретились они в монастыре святого Михаила, затеяли между собой распри и ссоры, договорившись же, целовали друг другу крест, а половцы между тем продолжали разорять землю, – и сказали им мужи разумные: «Зачем у вас распри между собою? А поганые губят землю Русскую. После уладитесь, а сейчас отправляйтесь навстречу поганым – либо с миром, либо с войною». Владимир хотел мира, а Святополк хотел войны. …     В год 6602 (1094). Сотворил мир Святополк с половцами и взял себе в жены дочь Тугоркана, князя половецкого. В тот же год пришел Олег с половцами из Тмутаракани и подошел к Чернигову, Владимир же затворился в городе. Олег же, подступив к городу, пожег вокруг города и монастыри пожег. Владимир же сотворил мир с Олегом и пошел из города на стол отцовский в Переяславль, а Олег вошел в город отца своего. Половцы же стали воевать около Чернигова, а Олег не препятствовал им, ибо сам повелел им воевать. Это уже в третий раз навел он поганых на землю Русскую, его же грех да простит ему Бог, ибо много христиан загублено было, а другие в плен взяты и рассеяны по разным землям. В тот же год пришла саранча на Русскую землю, месяца августа в 26-й день, и поела всякую траву и много жита. И не слыхано было в земле Русской с первых ее дней того, что видели очи наши, за грехи наши. В том же году преставился епископ владимирский Стефан, месяца апреля в 27-й день в шестой час ночи, а прежде был игуменом Печерского монастыря.В год 6603 (1095). Ходили половцы на греков с Девгеневичем, воевали по Греческой земле; и цесарь захватил Девгеневича и приказал его ослепить. В тот же год пришли половцы, Итларь и Кытан, к Владимиру мириться. Пришел Итларь в город Переяславль, а Кытан стал между валами с воинами; и дал Владимир Кытану сына своего Святослава в заложники, а Итларь был в городе с лучшей дружиной. В то же время пришел Славята из Киева к Владимиру от Святополка по какому-то делу, и стала думать дружина Ратиборова с князем Владимиром о том, чтобы погубить Итлареву чадь, а Владимир не хотел этого делать, так отвечая им: «Как могу я сделать это, дав им клятву?». И отвечала дружина Владимиру: «Княже! Нет тебе в том греха: они ведь всегда, дав тебе клятву, губят землю Русскую и кровь христианскую проливают непрестанно». И послушал их Владимир, и в ту ночь послал Владимир Славяту с небольшой дружиной и с терками между валов. И, выкрав сперва Святослава, убили потом Кытана и дружину его перебили. Вечер был тогда субботний, а Итларь в ту ночь спал у Ратибора на дворе с дружиною своею и не знал, что сделали с Кытаном. Наутро же в воскресенье, в час заутрени, изготовил Ратибор отроков с оружием и приказал вытопить избу. И прислал Владимир отрока своего Бяндюка за Итларевой чадью, и сказал Бяндюк Итларю: «Зовет вас князь Владимир, а сказал так: «Обувшись в теплой избе и позавтракав у Ратибора, приходите ко мне”». И сказал Итларь: «Пусть так». И как вошли они в избу, так и заперли их. Забравшись на избу, прокопали крышу, и тогда Ольбер Ратиборич, взяв лук и наложив стрелу, попал Итларю в сердце, и дружину его всю перебили. И так страшно окончил жизнь свою Итларь, в неделю сыропустную, в часу первом дня, месяца февраля в 24-й день.Святополк же и Владимир послали к Олегу, веля ему идти на половцев с ними. Олег же, обещав и выйдя, не пошел с ними в общий поход. Святополк же и Владимир пошли на вежи, и взяли вежи, и захватили скот и коней, верблюдов и челядь, и привели их в землю свою. И стали гнев держать на Олега, что не пошел с ними на поганых. И послали Святополк и Владимир к Олегу, говоря так: «Вот ты не пошел с нами на поганых, которые губили землю Русскую, а держишь у себя Итларевича – либо убей, либо дай его нам. Он враг нам и Русской земле». Олег же не послушал того, и была между ними вражда.

В тот же год пришли половцы к Юрьеву и простояли около него лето все и едва не взяли его. Святополк же замирил их. Половцы же пришли за Рось, юрьевцы же выбежали и пошли к Киеву. Святополк же приказал рубить город на Витичевском холме, по своему имени назвал его Святополчим городом и приказал епископу Марину с юрьевцами поселиться там и засаковцам, и другим из других городов; а покинутый людьми Юрьев сожгли половцы. В конце того же года пошел Давыд Святославич из Новгорода в Смоленск; новгородцы же пошли в Ростов за Мстиславом Владимировичем. И, взяв, привели его в Новгород, а Давыду сказали: «Не ходи к нам». И воротился Давыд в Смоленск, и сел в Смоленске, а Мстислав в Новгороде сел. В это же время пришел Изяслав, сын Владимиров, из Курска в Муром. И приняли его муромцы, и посадника схватил Олегова. В то же лето пришла саранча, месяца августа в 28-й день, и покрыла землю, и было видеть страшно, шла она к северным странам, поедая траву и просо.     В год 6604 (1096). Святополк и Владимир послали к Олегу, говоря так: «Приди в Киев, да заключим договор о Русской земле перед епископами, и перед игуменами, и перед мужами отцов наших, и перед людьми городскими, чтобы оборонили мы Русскую землю от поганых». Олег же, исполнившись дерзких намерений и высокомерных слов, сказал так: «Не пристойно судить меня епископу, или игуменам, или смердам». И не захотел идти к братьям своим, послушав злых советников. Святополк же и Владимир сказали ему: «Так как ты не идешь на поганых, ни на совет к нам, то, значит, ты злоумышляешь против нас и поганым хочешь помогать, – так пусть Бог рассудит нас». И пошли Святополк и Владимир на Олега к Чернигову. Олег же выбежал из Чернигова месяца мая в 3-й день, в субботу. Святополк же и Владимир гнались за ним. Олег же вбежал в Стародуб и там затворился; Святополк же и Владимир осадили его в городе, и бились крепко осажденные из города, а те ходили приступом на город, и раненых было много с обеих сторон. И была между ними брань лютая, и стояли около города дней тридцать и три, и изнемогали люди в городе. И вышел Олег из города, прося мира, и дали ему мир, говоря так: «Иди к брату своему Давыду, и приходите в Киев на стол отцов наших и дедов наших, ибо то старейший город в земле во всей, Киев; там достойно нам сойтись на совещание и договор заключить». Олег же обещал это сделать, и на том целовали крест.В год 6606 (1098). Пришли Владимир, и Давыд, и Олег на Святополка, и стали у Городца, и сотворили мир, как я сказал уже под предыдущим годом.В год 6607 (1099). Вышел Святополк на Давыда к Владимиру и прогнал Давыда в Польшу. В этот же год побиты были венгры у Перемышля. В тот же год убит Мстислав, сын Святополков, во Владимире, месяца июня в 12-й день.В год 6608 (1100). Вышел Мстислав от Давыда на море, месяца июня в 10-й день. В тот же год братья сотворили мир между собою, Святополк, Владимир, Давыд, Олег в Уветичах, месяца августа в 10-й день. Того же месяца в 30-й день в том же месте собрались на совет все братья – Святополк, Владимир, Давыд, Олег, – и пришел к ним Игоревич Давыд, и сказал им: «Зачем призвали меня? Вот я. У кого на меня обида?». И ответил ему Владимир: «Ты сам прислал к нам: «Хочу, братья, прийти к вам и пожаловаться на свои обиды». Вот ты и пришел и сидишь с братьями своими на одном ковре – почему же не жалуешься? На кого из нас у тебя жалоба?». И не отвечал Давыд ничего. И стали братья на конях; и стал Святополк со своей дружиной, а Давыд и Олег каждый со своею отдельно. А Давыд Игоревич сидел в стороне, и не подпустили они его к себе, но особо совещались о Давыде. И, порешив, послали к Давыду мужей своих, Святополк Путяту, Владимир Орогостя и Ратибора, Давыд и Олег Торчина. Посланные же пришли к Давыду и сказали ему: «Так говорят тебе братья: «Не хотим тебе дать стола Владимирского, ибо вверг ты нож в нас, чего не бывало еще в Русской земле. И мы тебя не схватим и никакого зла тебе не сделаем, но вот что даем тебе – отправляйся и садись в Божском остроге, а Дубен и Чарторыйск дает тебе Святополк, а Владимир дает тебе 200 гривен, и Давыд с Олегом 200 гривен”». И тогда послали послов своих к Володарю и Васильку: «Возьми брата своего Василька к себе, и будет вам одна волость, Перемышль. И если то вам любо, то сидите там оба, если же нет, то отпусти Василька сюда, мы его прокормим здесь. А холопов наших выдайте и смердов». И не послушались этого ни Володарь, ни Василько. А Давыд сел в Божске, и затем дал Святополк Давыду Дорогобуж, где он и умер, а город Владимир отдал сыну своему Ярославу.В год 6609 (1101). Преставился Всеслав, полоцкий князь, месяца апреля в 14-й день, в 9 часов дня, в среду. В тот же год поднял войну Ярослав Ярополчич в Берестье, и пошел на него Святополк, и застал его в городе, и схватил его, и заковал, и привел его в Киев. И просили за него митрополит и игумены, и умолили Святополка, и взяли с него клятву у гроба святых Бориса и Глеба, и сняли с него оковы, и пустили его. В том же году собрались на Золотче все братья: Святополк, Владимир, и Давыд, и Олег, Ярослав, брат их. И прислали половцы послов от всех князей ко всем братьям, прося мира. И сказали им русские князья: «Если хотите мира, соберемся у Сакова». И послали за половцами, и собрались на совет у Сакова, и сотворили мир с половцами, и обменялись заложниками, месяца сентября в 15-й день, и разошлись в разные стороны.В год 6610 (1102). Выбежал Ярослав Ярополчич из Киева, месяца октября в 1-й день. Того же месяца на исходе обманул Ярослав Святополчич Ярослава Ярополчича, схватил его на Нуре и привел его к отцу Святополку, и оковали его. В том же году, месяца декабря в 20-й день, пришел Мстислав, сын Владимира, с новгородцами, ибо Святополк с Владимиром имел договор, что Новгороду быть за Святополком и посадить там сына своего, а Владимиру посадить сына своего во Владимире. И пришел Мстислав в Киев, и сели совещаться в избе, и сказали мужи Владимировы: «Вот прислал Владимир сына своего, а вот сидят новгородцы, пусть возьмут сына твоего и идут в Новгород, а Мстислав пусть идет во Владимир». И сказали новгородцы Святополку: «Вот мы, княже, присланы к тебе, и сказали нам так: «Не хотим ни Святополка, ни сына его. Если же две головы имеет сын твой, то пошли его; а этого дал нам Всеволод, сами вскормили себе князя, а ты ушел от нас”». И Святополк много спорил с ними, но они не захотели и, взяв Мстислава, пришли в Новгород. В тот же год было знаменье в небе, месяца января в 29-й день, и было три дня, стояло точно зарево пожара с востока, и юга, и запада, и севера, и был такой свет всю ночь, как от полной светящейся луны. В тот же год было знаменье в луне, месяца февраля в 5-й день. Того же месяца в 7-й день было знаменье в солнце: огородилось солнце тремя дугами, и были другие дуги, хребтами одна к другой. И, видя эти знамения, благоверные люди с воздыханием молились Богу и со слезами, чтобы Бог обратил эти знамения к добру: знамения ведь бывают одни к злу, другие же к добру. На следующий год вложил Бог мысль добрую русским князьям: задумали дерзнуть на половцев, пойти в землю их, что и сделали, как скажем после, под следующим годом. В этот же год преставился Ярослав Ярополчич, месяца августа в 11-й день. В тот же год повели дочь Святополка Сбыславу в Польшу за Болеслава, месяца ноября в 16-й день.В год 6611 (1103). Вложил Бог в сердце князьям русским, Святополку и Владимиру, и собрались на совет в Долобске. И сел Святополк с дружиною своею, а Владимир со своею в одном шатре. И стала совещаться дружина Святополкова и говорить, что «не годится ныне, весной, идти, погубим смердов и пашню их». И сказал Владимир: «Дивно мне, дружина, что лошадей жалеете, которыми пашут; а почему не подумаете о том, что вот начнет пахать смерд и, приехав, половчанин застрелит его стрелою, а лошадь его заберет, а в село его приехав, возьмет жену его, и детей его, и все его имущество? Лошади вам жаль, а самого не жаль ли?». И ничего не смогла ответить дружина Святополка. И сказал Святополк: «Вот я готов уже». И встал Святополк, и сказал ему Владимир: «Это ты, брат, великое добро сотворишь земле Русской». И послали к Олегу и Давыду, говоря: «Пойдите на половцев, да будем либо живы, либо мертвы». И послушал Давыд, а Олег не захотел того, сказав причину: «Нездоров».Владимир же, попрощавшись с братом своим, пошел в Переяславль, а Святополк за ним, и Давыд Святославич, и Давыд Всеславич, и Мстислав, Игорев внук, Вячеслав Ярополчич, Ярополк Владимирович. И пошли на конях и в ладьях, и пришли пониже порогов, и стали в порогах у острова Xортицы. И сели на коней, а пехотинцы, выйдя из ладей, шли полем 4 дня и пришли на Сутень. Половцы же, услышав, что идет русь, собрались в бесчисленном множестве и стали совещаться. И сказал Урусоба: «Попросим мира у руси, так как крепко они будут биться с нами, ибо много зла сотворили мы Русской земле». И сказали Урусобе молодые: «Ты боишься руси, но мы не боимся. Перебив этих, пойдем в землю их и завладеем городами их, и кто избавит их от нас?». Русские же князья и воины все молились Богу и обеты давали Богу и матери его, кто кутьею, кто милостынею убогим, другие же пожертвованиями в монастыри. И когда они так молились, пришли половцы и послали перед собою в сторóжах Алтунопу, который славился у них мужеством. Так же и русские князья послали сторóжей своих. И подстерегли русские сторожа Алтунопу, и, обступив его, убили Алтунопу и тех, кто был с ним, и ни один не спасся, но всех перебили. И пошли полки, как лес, и не окинуть их было взором, и русь пошла против них. И великий Бог вложил ужас великий в половцев, и страх напал на них и трепет перед лицом русских воинов, и оцепенели сами, и у коней их не было быстроты в ногах. Наши же с весельем на конях и пешие пошли к ним. Половцы же, увидев, как устремились на них русские, не дойдя, побежали перед русскими полками. Наши же погнались, рубя их. В день 4 апреля свершил Бог великое спасение, а на врагов наших дал нам победу великую. И убили тут в бою 20 князей: Урусобу, Кчия, Арсланапу, Китанопу, Кумана, Асупа, Куртка, Ченегрепу, Сурьбаря и прочих князей их, а Белдюзя захватили. После того сели братья совещаться, победив врагов своих, и привели Белдюзя к Святополку, и стал Белдюзь предлагать за себя золото, и серебро, и коней, и скот, Святополк же послал его к Владимиру. И когда он пришел, начал спрашивать его Владимир: «Знай, это клятва захватила вас! Ибо сколько раз, дав клятву, вы все-таки воевали Русскую землю? Почему не учил ты сыновей своих и род свой не нарушать клятвы, но проливали кровь христианскую? Да будет кровь твоя на голове твоей!”» И повелел убить его, и так разрубили его на части. И затем собрались братья все, и сказал Владимир: «Вот день, который даровал Господь, возрадуемся и возвеселимся в этот день, ибо Бог избавил нас от врагов наших, и покорил врагов наших, и «сокрушил головы змеиные и передал достояние их людям» русским». Ибо взяли тогда скот, и овец, и коней, и верблюдов, и вежи с добычей и с челядью, и захватили печенегов и торков с вежами. И вернулись на Русь с полоном великим, и со славою, и с победою великою.В том же году пришла саранча, августа в 1-й день. Того же месяца в 18-й день пошел Святополк и срубил город Юрьев, который сожгли половцы. В том же году бился Ярослав с мордвою, месяца марта в 4-й день, и побежден был Ярослав.В год 6612 (1104). Повели дочь Володареву за царевича Алексеевича, в Царьград, месяца июля в 20-й день. В том же году повели Предславу, дочь Святополка, в Венгрию за королевича, августа в 21-й день. В том же году пришел митрополит Никифор на Русь, месяца декабря в 6-й день. Того же месяца в 13-й день преставился Вячеслав Ярополчич. В том же месяце, в 18-й день, Никифор митрополит посажен на столе.Расскажем же и это: на исходе того же года послал Святополк Путяту на Минск, а Владимир – сына своего Ярополка, а Олег сам пошел на Глеба, взяв Давыда Всеславича; и, ничего не добившись, возвратились. И родился у Святополка сын, и нарекли имя ему Брячислав. В тот же год было знаменье: стояло солнце в круге, а посредине круга крест, и посредине креста солнце, а вне круга по обе стороны два солнца, а над солнцем вне круга дуга, рогами на север; такое же знаменье было и в луне, такого же вида, месяца февраля в 4-й, 5-й и 6-й день, днем три дня, а ночью, в луне, три ночи.В год 6613 (1105). Поставил митрополит епископом Амфилохия во Владимир, месяца августа в 27-й день. В том же году поставил Лазаря в Переяславле, ноября в 12-й день. В том же году поставил Мину в Полоцке, декабря в 13-й день.В год 6614 (1106). Воевали половцы около Зареческа, и послал на них Святополк Яня и Ивана Захарьича, козарина, и прогнали половцев, и полон отняли. В тот же год преставился Янь, старец добрый, прожив девяносто лет, в старости маститой; жил по закону Божию, не хуже был первых праведников. От него же и я много рассказов слышал, которые и записал в летописанье этом, от него услышав. Был он муж благ, и кроток, и смирен, избегая всякого зла; гроб его находится в Печерском монастыре, в притворе, там лежит тело его, положенное месяца июня в 24-й день. В тот же год постриглась Евпраксия, Всеволодова дочь, месяца декабря в 6-й день. В тот же год прибежал Збигнев к Святополку. В тот же год постригся Святослав, сын Давыдов, внук Святославов, месяца февраля в 17-й день. В тот же год победила зимигола Всеславичей, всех братьев, и дружины их перебила 9 тысяч.В год 6615 (1107), индикта, круга луны 4-й год, а солнечного круга 8-й год. В этот же год преставилась жена Владимирова месяца мая в 7-й день. В том же месяце воевал Боняк и захватил коней у Переяславля. В том же году пришли Боняк, и Шарукан старый, и другие князья многие и стали около Лубна. Святополк же, и Владимир, и Олег, Святослав, Мстислав, Вячеслав, Ярополк пошли на половцев к Лубну, и в шестом часу дня перешли вброд через Сулу, и кликнули на них. Половцы же ужаснулись, со страху не могли и стяга поставить и бежали, похватав коней, а иные бежали пешие. Наши же стали рубить, гоня их, а других руками хватать, и гнали чуть не до Хорола. Убили же Таза, Бонякова брата, а Сугра захватили и брата его, а Шарукан едва убежал. Покинули половцы и обоз свой, который взяли русские воины месяца августа в 12-й день, и вернулись русские восвояси с победой великой. Святополк же пришел в Печерский монастырь на заутреню на Успенье святой Богородицы, и братия приветствовала его с радостью великою, говоря, что враги наши побеждены были молитвами святой Богородицы и святого отца нашего Феодосия. Такое обыкновение имел Святополк: когда шел на войну или куда-нибудь, то сперва поклонившись гробу Феодосиеву и молитву взяв у игумена Печерского, только тогда уже отправлялся в путь свой. В тот же год преставилась княгиня, мать Святополка, месяца января в 4-й день. В том же году, в том же месяце, пошел Владимир, и Давыд, и Олег к Аепе и ко другому Аепе и сотворили мир. И взял Владимир за Юрия Аепину дочь, Осеневу внучку, а Олег взял за сына Аепину дочь, Гиргеневу внучку, месяца января в 12-й день. А февраля 5-го тряслася земля ночью перед рассветом.В год 6616 (1108). Заложена была церковь святого Михаила, Златоверхая, Святополком князем, 11 июля. И закончили трапезницу Печерского монастыря при Феоктисте игумене, который ее и заложил по повелению Глеба на его пожертвования. В тот же год вода была велика в Днепре, и в Десне, и в Припяти. В том же году вложил Бог в сердце Феоктисту, игумену Печерскому, и стал говорить князю Святополку, чтобы вписал Феодосия в синодик. И тот, обрадовавшись, обещал и исполнил, повелел митрополиту вписать его в синодик. И повелел вписывать его по всем епископиям, и все епископы с радостью вписали, и повелел поминать его на всех соборах. В тот же год преставилась Екатерина, дочь Всеволода, месяца июля в 11-й день. В тот же год кончили верх святой Богородицы на Клове, заложенной Стефаном, игуменом Печерским.В год 6617 (1109). Преставилась Евпраксия, дочь Всеволода, месяца июля в 10-й день, и положена была в Печерском монастыре у дверей, которые к югу. И сделали над ней божницу, там, где лежит тело ее. В тот же год месяца декабря во 2-й день Дмитр Иворович захватил вежи половецкие у Дона.В год 6618 (1110). По весне ходили на половцев Святополк, и Владимир, и Давыд. И, дойдя до Воиня, воротились. В тот же год было знаменье в Печерском монастыре в 11-й день февраля месяца: явился столп огненный от земли до неба, а молния осветила всю землю, и в небе прогремело в первый час ночи, и все люди видели это. Этот же столп сперва стал над трапезницей каменной, так что не видно было креста, и, постояв немного, перешел на церковь, и стал над гробом Феодосиевым, и потом перешел на верх церкви, как бы к востоку лицом, а потом стал невидим. Но то был не огненный столп, а явление ангельское: ибо ангел так является – иногда столпом огненным, иногда пламенем. Как сказал Давид: «Обращая ангелов своих в духов и слуг своих в огонь палящий», посылает их повелением Божьим, куда хочет Владыка и Творец всех. Ангел же приходит туда, где есть благие места и молитвенные дома, и тут лишь едва являет свой вид, чтобы можно было людям увидеть его; ибо людям невозможно видеть естество ангельское, как и Моисей великий не смог видеть ангельского естества: ибо водил его днем столп облачный, а ночью столп огненный, но это не столп водил их, но ангел шел перед ними ночью и днем. Так и это предсказывало некоторое явление, которому предстояло быть и которое сбылось на второй год, ибо не этот ли ангел был вождем на иноплеменников и супостатов, как сказано: «Ангел тебе предшествует», и еще: «Ангел твой да будет с тобой».

Я, Сильвестр, игумен монастыря святого Михаила написал книгу эту, летописец, надеясь от Бога милость получить, при князе Владимире, когда княжил он в Киеве, а я в то время игуменствовал у святого Михаила в 6624 (1116) году, индикта в 9-й год. А кто читает книги эти – помолись за меня.

russian-history.info

Святополк Изяславич — WiKi

В 1069 году отец посадил Святополка в Полоцке на место умершего Мстислава[2]. В 1071 году Всеслав Брячиславич, прежний князь Полоцкий, вернул себе волость. Можно предположить, что следующие два года Святополк провёл с отцом в Киеве, а потом разделил его изгнание. Уже после возвращения Изяслава в Киев зимой 1078 года Святополк ходил вместе с Владимиром Мономахом к Полоцку и сжёг его посады, а затем занял место убитого в Заволочье Глеба Святославича в Новгороде. В 1088 году перешёл в Туров, часть вотчины убитого Ярополка Изяславича, уступив место в Новгороде внуку Всеволода Ярославича, Мстиславу.

Великое княжение

После смерти великого князя Всеволода Ярославича (1093) его сын Владимир Мономах, первым оказавшийся у гроба умершего князя, решил не пытаться занять престол, чтобы избежать борьбы со Святополком. Святополк приехал из Турова, где до этого княжил, 24 апреля.

Узнавшие о смерти киевского князя половцы вторглись на Русь и направили к Святополку послов. Святополк захватил их, посоветовавшись лишь с младшими дружинниками, пришедшими с ним из Турова, не прибегая к советам киевских бояр, и вывел войска им навстречу на р. Стугну вместе с Владимиром Мономахом и его братом Ростиславом. Владимир советовал разместиться за водной преградой и выиграть время (Пока за рекою стоим, грозной силой, заключим мир с ними), но Святополк настоял на переправе через Стугну. В битве на Стугне 26 мая русские потерпели жестокое поражение, многие утонули в реке во время бегства, в том числе Ростислав Всеволодович. Святополк уже только киевскими силами вышел навстречу врагам и 23 июля сразился с ними на Желани, снова проиграл, но затем вместе с Мономахом ещё раз бился с половцами у Халепа. Итог сражения неизвестен, но после него в 1094 году заключил мир с половцами и взял в жёны дочь половецкого хана Тугоркана.

В 1096 году Святополк помогал Владимиру Мономаху в его борьбе против Олега Святославича. Совместными усилиями Олег был изгнан из Чернигова и Стародуба. Воспользовавшись отсутствием основных русских сил у южных границ, Боняк со множеством половцев атаковал земли вокруг Киева и сжёг княжеский двор в Берестове, Куря сжёг Устье на левобережье Днепра, затем Тугоркан 30 мая осадил Переяславль. 19 июля Святополк и Владимир разгромили его на Трубеже, погибли сам хан, его сын и многие другие ханы. 20 июля хан Боняк во второй раз пришёл к Киеву и сжёг всю низину и предгорье. После половцы бросились на киевские монастыри — Стефанов, Германов и Печорский — и, разграбив их, ушли обратно в степь.

В 1096—1097 годах завершилась ожесточённая борьба на востоке Руси между Олегом Святославичем и Владимиром Мономахом, за которого сражались новгородцы во главе с его старшим сыном Мстиславом и половцы. Любечский съезд в 1097 году вернул Святославичам наследство их отца и закрепил остальные земли за их текущими владельцами. Таким образом, непосредственная власть Святополка продолжала ограничиваться Киевом и Туровом.

Междоусобица на западе Руси началась почти сразу после Любечского съезда с ослепления Василька Ростиславича теребовльского Давыдом Игоревичем волынским. Когда Давыд и Олег Святославичи и Владимир Мономах собрались на съезд в Городце и потребовали от Святополка наказать Давыда, Святополк едва не лишился киевского престола (1098). Выгнав же Давыда с Волыни, Святополк попытался овладеть и землями Ростиславичей, но безуспешно: его войска были разбиты на Рожном поле, а его союзник, венгерский король Кальман I Книжник — в сражении на Вагре (1099). По решению съезда в Уветичах Святополк получил Волынь, Давыд — Дорогобуж. Вскоре в киевской тюрьме умер родной племянник Святополка Ярослав Ярополчич, попытавшийся претендовать на какие-то владения на Волыни.

В 1102 году Святополк захотел отправить на княжение в Новгород своего сына Ярослава, что соответствовало бы сложившейся двухвековой традиции. Однако новгородцы настояли на кандидатуре Мстислава, сына Владимира Мономаха, и ответили Святополку: если у твоего сына две головы, отправляй его к нам.

В 1104 году произошёл последний за период правления Святополка внутриполитический инцидент: киевский воевода Путята Вышатич, Ярополк Владимирович, Олег Святославич и Давыд Всеславич ходили на Глеба Всеславича минского.

Весной 1103 года Святополк и Владимир собрались на совет в Долобске, где было принято беспрецедентное решение о первом походе против половцев в степь, ставшим первым в целой серии походов, переломивших ход русско-половецкого противостояния и перенёсших его на территорию степей. В 1103 году половцы были разгромлены на Сутени, в 1107 году были разбиты Боняк и Шарукан на Суле, в 1111 году Святополк, Давыд и Владимир вторглись в земли верховий Донца, взяли города Шарукань и Сугров, а затем разгромили половцев на Салнице.

Согласно традиционной точке зрения, матерью Святополка является законная жена Изяслава Ярославича Гертруда Польская. По реконструкции В. Л. Янина, она перекрестилась в православие, получив имя Елизавета (Олисава), и умерла в 1108 году[7]. Эта точка зрения была оспорена А. В. Назаренко[5]. Назаренко обращает внимание на кодекс Гертруды, в котором Гертруда называет брата Святополка Ярополка unicus filius meus, то есть своим единственным сыном. Кроме того, признание Святополка законнорождённым делает неканоническими согласно церковному праву браки детей Святополка с родственниками Гертруды. К тому же, можно предполагать, что на Руси Гертруду называли Еленой, а не Елизаветой[8]. В кодексе содержатся 90 молитв, вероятно, записанных самой Гертурдой, но примерно в 1086 году Гертруда прекращает записывать молитвы, что может свидетельствовать о том, что она вскорости после этой даты скончалась[9].

Тем не менее, позиция Назаренко не является общепризнанной. Гертруда могла называть Ярополка единственным в переносном смысле (уникальный, самый любимый). А неканонические браки все же иногда разрешались церковью (таким был брак Сбыславы Святополковны и Болеслава Кривоустого, но в источниках специально оговорено, что разрешение на именно этот брак было получено у папы римского). Аргументом против позиции Назаренко служит упоминание в летописи и граффити Софийского собора матери Святополка как русской княгини, что невозможно, будь она простой наложницей. Впрочем, обе записи были сделаны в то время, когда Святополк был великим князем киевским; возможно, из уважения к великому князю его мать именовали княгиней, а про незаконное происхождение великого князя не упоминали. Обращает на себя внимание и тот факт, что и в кодексе, и в летописи, и в граффити Гертруда и Олисава называются по сыновьям («Ярополча мати» и «Святополча мати»), но не по мужу.

Дискуссию нельзя считать оконченной. Что можно сказать про мать Святополка наверняка, так это то, что звали её Елизаветой (Олисавой) и что умерла она в 1108 году.

ru-wiki.org