Стояние на реке Угре (стр. 1 из 2). Стояние на р угре


Стояние на реке Угре

Стояние на реке Угре В 1476 году Иван III перестал платить Орде ежегодный денежный "выход", который собирался с русских земель еще со времен Батыя. Хан Золотой Орды Ахмат был занят войной с Крымом и не мог предпринять решительных мер по "усмирению" Москвы, выжидая благоприятный момент. Он наступил для него к 1480 году. Во-первых, польско-литовский король Казимир пообещал ему военную помощь; во-вторых, в самом Московском великом княжестве создалась сложная внутренняя обстановка: боясь усиления власти Ивана III, против него выступили его братья Борис и Андрей Большой. Когда в начале 1480 года на западные границы Русского государства напал Ливонский орден, Ахмат двинул свои войска на Москву. Осенью в поход выступили основные силы. Зная, что полки Ивана III стоят на Оке, в Серпухове, Тарусе, Коломне, татаро-монголы пошли на Угру, в обход, намереваясь соединиться с войсками Казимира и напасть на Москву с запада.3 октября московский великий князь после продолжительных распрей договорился, наконец, со своими братьями Борисом и Андреем Большим о совместных действиях против татар. Крымский хан Менгли-Гирей, имея договор с Иваном III, в свою очередь напал на подольские земли и таким образом вьнудил Казимира вступить с ним в войну. В результате Казимир уже не мог прийти на помощь Ахмату.В первой Софийской летописи по этому поводу говорится, что Ахмат, стоя у Воротынска, не смог дождаться помощи и тогда 8 октября подошел к Угре, остановился на ее правом берегу напротив устья Вори. На левом берегу были скрытно расставлены полки Ивана III под водительством его сына Ивана Молодого и брата Андрея Меньшого. Сам великий князь основал свою ставку в городе Кременце, где сосредоточил главные силы, чтобы прикрывать центральные районы от возможного нападения Литвы и золотоордынцев.Ахмат сделал попытку переправиться через Угру у Опакова и Дмитровца. Авангард татарских войск встретила русская рать. Особенно большое сражение развернулось в устье Вори. До последнего дыхания бился каждый русский воин. Но татары все прибывали и прибывали. К концу дня они заняли левый берег.На другой день с рассветом татарские конники вновь бросились вперед, чтобы расчистить главным силам путь в пойму Вори. По лесам и долам раздавался их боевой клич. И вдруг словно из-под земли появились русские полки. Началась кровавая сеча. Мужественно сражались русские воины, много было побито врагов, но татары наседали как саранча.Четыре дня шла битва за переправы на Угре; Русские использовали легкие пушки (полковой наряд), пищали и самопалы. "Огнестрельное оружие того времени не отличалось скорострельностью и меткостью, но огонь и грохот выстрелов наводили панику на ордынскую конницу и часто обращали ее в бегство до рукопашной схватки".Между тем наступили холода. Золотоордынцы мерзли, не имея зимней одежды; не хватало также продовольствия и фуража. А вся округа давно была разграблена. Среди мурз начались раздоры.20 октября братья Ивана III прибыли во главе своих полков в Кременец. К реке Угре подходили дружины и ополчения из отдаленных городов Московского великого княжества.26 октября Угра покрылась льдом. Ахмат мог теперь легко перейти ее, но не рискнул. 11 ноября, так и не дождавшись помощи Казимира, он начал отступление.Тем не менее правитель Золотой Орды свое бегство считал временной неудачей. Он направил в Москву "ярлык" с требованием уплатить дань, угрожая новым нашествием. Свою угрозу ему не пришлось осуществить. С ним расправились его же приближенные нагайские мурзы: они убили Ахмата.Золотая Орда не смогла восстановить прежнее могущество. 1480 год стал годом ликвидации татаро-монгольского ига, тяготевшего над Русью 240 лет.

Стояние на реке Угре

1476 год в истории Руси ознаменовался тем, что княжество Московское отказалось выплачивать ордынцам дань. Непокорность не могла остаться безнаказанной и хан Ахмат, собрав войско, выступил в поход весной 1480 г. Однако, дойти татарам удалось только до устья Угры, где русские рати смогли остановить врагов.

Все существующие броды были перекрыты, в результате чего несколько дней татары потратили на совершенно безуспешные попытки форсировать реку. Затем, решив подождать помощи от войск Казимира 4, князя польско-литовского, Ахмат отошел до Лузы. Эти события положили начало противостоянию, известному, как стояние на реке Угре.

Переговоры с Ахматом Ивана 3 не оказались результативными. Иван 3 отступил к Боровску, где его рати заняли более выгодную для битвы позицию для сражения. Ожидавший помощи Ахмат понял вскоре, что не получит обещанного Казимиром 4 войска. В то же время, ему донесли о появлении в тылу татар мощного войска русских. Эти обстоятельства привели к принятию решения об отступлении. Необходимо отметить, что к активным действиям в ходе Великого стояния ни одна из сторон так и не прибегла.

Великое стояние на реке Угре имело огромное значение. Оно ознаменовало окончательное избавление от татаро-монгольского ига, обретение не только формальной, но и фактической независимости от Орды Московского княжества.

Ахмат был убит в 1491 г. Это случилось на зимовке в устье Донца во время боя с воинами хана Ирбака. Результатом гибели хана Ахмата стала жесточайшая борьба за власть в Орде и ее последующий распад. Стояние на Угре имело на столько важное значение, что в честь 500-летия этого события на берегу реки был воздвигнут памятный монумент.

В 1476 г. Московское княжество отказалось платить дань татарам. Бывший в то время правителем Орды хан Ахмат выступил в поход весной 1480 г. Но войско монголов было остановлено русской ратью в районе устья Угры, все броды через которую были перекрыты. Продолжавшиеся в течение нескольких дней попытки татар захватить переправу оказались безуспешными. После этого войска Ахмата отступили до Лузы, решив дождаться помощи от князя Польско-Литовского Казимира 4. Так началось Великое стояние на реке Угре.

Переговоры Ивана 3 с Ахматом оказались безуспешными и, в результате, князь отвел свои отряды к Боровску, что позволяло ему дать сражение в более выгодных условиях в том случае, если татары форсируют реку. Однако на активные действия не решилась ни одна из сторон. Хан Ахмат не получив обещанной литовским правителем помощи и узнав о том, что в его тылу находится русское войско принял решение об отступлении.

Стояние на реке Угре ознаменовало обретение не только формальной, но и фактической независимости Московского княжества, окончательное падение монголо-татарского ига. В устье Донца, 6 января 1481 г., во время зимовки, хан Ахмат был убит в ходе боевого столкновения с воинами сибирского хана Ирбака. В результате начавшейся после этого борьбы за власть, Орда распалась на более мелкие самостоятельные ханства. Русское государство боролось с этими осколками Орды вплоть до 18 века. В честь 500-летия Стояния на реке Угре на ее берегу был открыт посвященный событию памятник.

studfiles.net

«Стояние на р. Угре» положило конец татаро-монгольскому игу

Весной 1480 г. хан Большой Орды Ахмат отправился со своим войском на Москву, отказавшуюся в 1476 г. платить дань татарам. Дойдя до устья реки Угры (левый приток Оки) монгольское войско было остановлено русской ратью. Русские военачальники перекрыли татарам броды и переходы через реку. Несколько дней шли бои за переправу через Угру, но все атаки ордынцев были отбиты. Татары отошли на две версты от р. Угры и встали в Лузе. Войска Ивана III заняли позиции на противоположном берегу. Началось «стояние на Угре».

Ахмат ждал помощи от польско-литовского короля Казимира IV. Иван III заключил соглашение со своими мятежными братьями Борисом Волоцким и Андреем Большим и, стремясь выиграть время в ожидании подхода их дружин, вступил в переговоры с ханом. Однако посольство русских успеха не имело. Периодически вспыхивали перестрелки, но на активные действия ни одна из сторон не решалась.

В конце октября князь Иван III приказал отвести русские силы от Угры к Боровску, чтобы там в благоприятной обстановке дать сражение, если ордынцы форсируют реку.

11 ноября 1480 г. хан Ахмат, не дождавшись помощи от литовцев и узнав, что в его глубоком тылу действует войско Ивана III, начал отступление. Во время зимовки в устье Донца, 6 января 1481 г., хан Ахмат был убит в столкновении с войском сибирского хана Ибака. Вскоре после этого начались междуусобицы, и Орда распалась на ряд самостоятельных ханств, с которыми Русское государство вело борьбу на протяжении XVI-XVIII вв.

Стояние на реке Угре ознаменовало окончательное падение татаро-монгольского ига. Московское государство стало суверенным не только фактически, но и формально.

Во время празднования 500-летия «Стояния на реке Угре» в 1980 г. на берегу легендарной реки был открыт памятник в честь этого события.

Лит.: Повесть о стоянии на Угре // Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XV века. М., 1982; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.sedmitza.ru/text/443490.html; Стояние на реке Угре [Электронный ресурс] // В среднем течении реки Угра. 2015. URL: http://www.ugra.alexandrovi.ru/kraev/kraev2.htm.

См. также в Президентской библиотеке:

Полевой Н. А. История русского народа. Т. 6. М., 1833;

Карамзин Н. М. История государства Российского. Кн. 2. Т. 7. СПб., 1842.

www.prlib.ru

Великое стояние на реке Угра

Стояние на реке УгреВ ноябре 2015 года исполнится 535 лет одному знаменательному событию. День 11 ноября это не только день Лачплесиса в Латвии и день первого постсоветского чемпионства "Зенита". Мало кто задумывается о том, когда была снята самая длительная оккупация в истории России.Ведь период монголо-татарского ига — одна из самых долгих страниц в нашей истории. Впервые русские столкнулись с монголами в 1223-ем г. на реке Калке. 13 лет спустя орды Батыевы двинулись на Русь, громя все на своем пути. Один из самых героических эпизодов первых лет нашествий — оборона Рязани и Козельска. Про оборону Рязани был снят впоследствии мультфильм "Сказ о Евпатии Коловрате", подаривший Руси одного из первых национальных героев, а Козельск можно по праву считать первым городом Русской Воинской Славы, первым городом-героем, "первым Севастополем" нашей страны. Ведь общеизвестный факт о Севастополе таков, что он выдерживал осады продолжительностью почти год: Крымская война — 350 дней, ВОВ — 250 дней. Козельск сопротивлялся 1,5 месяца, что по тем средневековым меркам был вполне приличный срок. За это время защитники города положили под его стенами порядка 5000 ордынских оккупантов, но в итоге пал. С 1240 по 1480 г. на Руси установилось монголо-татарское иго. В 1380 г. князь Дмитрий Донской положил победное начало освободительной борьбе против ордынцев. Настал момент, когда Русь окончательно сбросила с себя ярмо позорной оккупации и вздохнула полной грудью, начав раскручивать свой территориальный маховик.

р. Уграр. Угра

Угра — небольшая речка, протекающая по территории современных Калужчины и Смоленщины и являющаяся левым притоком р. Оки, относящейся к Волжскому речному бассейну. Длина 400 км, площадь бассейна 15 700 км². Берёт начало на Смоленской возвышенности на юго-востоке Смоленской области. Долгое время Угра была рекой, пограничной между различными этноплеменными и политическими образованиями. Упоминания о военных и политических столкновениях содержатся в летописях, начиная с 1147 года: это сведения о половецких набегах, о русско-литовских порубежных конфликтах и т. д.

Наиболее широкую известность Угра приобрела в 1480 году после так называемого Стояния на реке Угре, противостояния хана Большой Орды Ахмата и великого князя московского Ивана III, считающегося окончанием монголо-татарского ига. Из-за своего оборонительного значения река получила название «Пояс Богородицы»

Иван III ВеликийИван III Великий

Завершающим этапом в свержении ордынского ига, продолжавшегося практически 2 века, послужило Великое стояние на реке Угре. Однако, в современной литературе этому противостоянию уделяется малое внимание. Гораздо более известной является Куликовская битва, но именно стояние на реке Угре завершилось полным свержением ордынского ига.

Причины и предпосылки

На тот момент знаменитая Золотая Орда потеряла свой прежний статус и целостность. Она была разорвана местными ханами на множество отдельных синдикатов внутри страны. Каждая самостоятельная территория получала сохраняла название Орда, но к ней прибавлялась еще и географическое местонахождение этого ханства. Самым крупным осколком великой Золотой Орды, была Большая Орда. Именно ею и управлял хан Ахмат. Летописцы говорят о том, что для похода на Москву Ахмед собрал все имеющиеся у него войска. Буквально все мужское население Орды было созвано для похода на Москву.

Очевидность того, что ордынцы затевают крупный поход на Москву, стала понятной еще в начале марта 1480 года. Именно в это время недалеко от реки Ока, которая на тот момент была приграничной юго-западной территории российского государства, был замечен небольшой отряд ордынцев, который был разбит воеводами из Москвы. Но это появление монголо-татар было верным знаком того, что хан Ахмат собирает силы для похода на Русь.

В 1480 году произошло Великое стояние на реке Угре. Решающие события этого противостояния случились в октябре-ноябре месяце, но подготовительная работа, особенно со стороны ордынцев, началась гораздо раньше. По сути весь 1480 год был для России годом военным, когда вся страна готовилась в решающей битве для свержения ордынского ига.

Почему же случилось противостояние, которое ознаменовало великое стояние на реке Угре? И почему это случилось именно в 1480 году? Ответ на эти вопросы прост. Лучшего момента для похода на Москву у хана Ахмата могло больше и не быть. Ведь именно в это время князь московский Иван III находился в ссоре со своими братьями Андреем и Борисом, которые угрожали уходом своего войска на службу к князю литовскому Казимиру. В это же время Казимир со своим войском вторгся на территорию Пскова. В результате в случае нападения хана Ахмата, князь Иван III грозился увязнуть не только в войне с ним, но и с князем литовским, и со своими братьями, желавшими укрепить свою власть в стране.

Подготовка

Отношения с Ордой, и без того бывшие напряжёнными, к началу 1470-х годов окончательно испортились. Орда продолжала распадаться; на территории прежней Золотой орды, помимо непосредственного преемника («Большой Орды»), образовались также Астраханская, Казанская, Крымская, Ногайская и Сибирская Орды. В 1472 году хан Большой Орды Ахмат начал поход на Русь. У Тарусы татары встретили многочисленное русское войско. Все попытки ордынцев переправиться через Оку были отбиты. Ордынскому войску удалось сжечь город Алексин, однако поход в целом окончился провалом. Вскоре (в том же 1472 или в 1476 году) Иван III прекратил уплату дани хану Большой Орды, что неминуемо должно было привести к новому столкновению. Однако до 1480 года Ахмат был занят борьбой с Крымским ханством.

Иван III топчет ханский ярлык и приказывает умертвить послов.Иван III топчет ханский ярлык и приказывает умертвить послов.

С весны 1480 года по всей земле Русской стали собирать сильное войско, которое бы смогло противостоять численности войска хана Ахмеда. Иван III, понимая что воевать придется не только с ханом Ахматом, но и с князем Казимиром, занялся поисками союзника. Таким стал хан крымский Менги-Гирей. Он обещал, что в случае нападения на Русь ордынцев и литовцев, хан крымский введет свои войска на территорию Литовского княжества, тем самым вынудив Казимира вернуться в свои владения. После этого Иван III заключил мир с братьями, которые предоставили ему свои войска, для совместной борьбы с ханом Ахмедом. Случилось это 20 октября, когда стояние на реке Угре 1480 года уже шло.

Ход стояния

В августе 1480 года по Руси прошла весть о том, что Ахмат с огромным войском движется к южным границам Руси, но оно двигалось не на север, а западнее, что говорило о намерении хана Ахмата атаковать Русь со стороны литовцев, чтобы те могли помочь ему войсками.

УграТолько в начале октября 1480 года войско ордынцев подошло к границам Руси и началось великое стояние на реке Угре. Русское войско находилось в районе Калуги, в городке Кременец, откуда могло своевременно реагировать на все передвижения врага, а также перекрывало путь на Москву. Такое положение войск позволяло воеводам князя Ивана III оперативно реагировать на любые маневры легкой конницы хана Ахмата.

Стояние на реке Угре 1480 года продолжается. Русские войска не стремятся перейти в атаку. Войска Большой Орды ищут, но до определенного времени безуспешно хорошие броды для форсирования реки. Большинство бродов, которых было на реке Угре достаточное количество, не были пригодны для форсирования реки конницей, поскольку пологие берега давали явное преимущество русской армии. Для перехода подходило только место недалеко от устья Угры, где и стояли противники. Иван III не торопит битву еще и соображениям того, что с каждым днем у армии Ахмата заканчивается продовольствие и сено для лошадей. Кроме того приближалась зима, что также должно было сыграть за русских.

В течение октября 1480 года войско хана Ахмата несколько раз пыталось перейти в брод реку Угру, но безрезультатно. Главным образом это было связано с тем, что монголы использовали старую тактику – закидать врага стрелами, а потом изрубить в конной атаке. Стояние на реке Угре 1480 года возможности ордынцам так атаковать не дало, поскольку мощная броня русских пехотинцев и большая дальность между берегами, делали стрелы безопасными для русских войск. А конные атаки вброд, были легко отбиты русскими за счет хорошего оружия, а также применения артиллерии, которая главным образом состояла из пушек и пищалей. Эта артиллерия носила название «броня».

После неудачных попыток перейти Угру вброд хан Ахмат стал ждать холодов, чтобы перейти реку по льду. В результате практически весь октябрь 1480 года продлилось великое стояние на реке Угре. Но уже к 22 октября река Угра стала покрываться коркой льда. Зима в тот год наступила раньше обычного. Князь Иван III принял решение отойти к городу Боровск и там дать врагу решительный бой.

26 октября 1480 года Угра встала. Русские ждали атаки ордынцев в любой момент, но она все так и не последовала. 11 ноября 1480 года русские разведчики принесли в Боровск весть о том, что армия хана Ахмеда отступила и отправилась назад в степь. Так завершилось великое стояние на реке Угре. Вместе с ним завершилось и ордынское иго на Руси.

Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как обе армии почти одновременно (в течение двух дней) повернули вспять, не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало упрощённое объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять сражение. Современники приписывали это чудесному заступничеству Богородицы, которая спасла русскую землю от разорения. Видимо поэтому Угру стали называть «поясом Богородицы». Иван III с сыном и всем воинством вернулся в Москву, «и возрадовашася, и возвеселишася все людие радостию велиею зело».

Иначе были восприняты результаты «стояния» в Орде. 6 января 1481 года Ахмат был убит в результате внезапного нападения тюменского хана Ибака на степную ставку, в которую Ахмат удалился из Сарая, вероятно, опасаясь покушений. В Большой Орде началась междоусобица.

Памятник, посвященный стоянию на Угре.Памятник, посвященный стоянию на Угре.

С рекой Угрой связаны и другие события. Во время Отечественной войны 1812 года территория Поугорья охранялась партизанами Дениса Давыдова и юхновскими ополченцами под командованием Семёна Храповицкого. Благодаря активным действиям партизан Юхновский уезд не был оккупирован Наполеоновской армией.Во время Великой Отечественной войны в ходе наступления противника на Москву река Угра стала естественным рубежом, за овладение которым в октябре 1941 года разворачивались кровопролитные бои. Наиболее известное среди этих событий — оборона отрядом майора И. Г. Старчака и курсантами Подольских военных училищ моста через Угру и её берегов у города Юхнова.

Здесь же, на Угре, командир эскадрильи А. Г. Рогов повторил подвиг Н. Гастелло. В его самолёт попал зенитный снаряд. Надежды на спасение не было, и А. Г. Рогов направил горящий самолёт на одну из фашистских переправ через Угру. Двухмоторная машина, разрушив мост, глубоко врезалась в дно реки.

С Угрой связан и один из наиболее трагических эпизодов Великой Отечественной войны — гибель 33-й армии генерал-лейтенанта М. Г. Ефремова, попавшей в окружение под Вязьмой. Ударные группировки 33-й армии не смогли противостоять во много раз численно превосходящему врагу и были разгромлены. Тяжело раненый М. Г. Ефремов, не желая попасть в плен, застрелился. Павловский плацдарм, тем не менее, был удержан силами 43-й армии и остался неприступным.Во время празднования 500-летия стояния на реке Угра в 1980 году на берегу легендарной реки был открыт памятник в честь знаменательного события российской истории, произошедшего в 1480 году в пределах Калужского края. В 1997-ом был учрежден Национальный парк "Угра".

Национальный парк УграНациональный парк Угра

Национальный парк Угра расположен в Калужской области, в долинах рек Угра, Жиздра, Высса и Ока. Национальный парк «Угра» образован в 1997 году по Постановлению Правительства Российской Федерации № 148 от 10.02.1997 г. С 2002 года — биосферный резерват ЮНЕСКО.

Национальный парк расположен в шести административных районах Калужской области: Юхновском, Износковском, Дзержинском, Перемышльском, Бабынинском и Козельском. Общая площадь парка — 98 623 га (из них: 43 922 га — земли лесного фонда, 1 326 га — во владение водного фонда, 53 375 га — земли без изъятия). Парк состоит из трёх участков — Угорский (64 184 га), Воротынский (3 171 га) и Жиздринский (31 268 га), и трёх отдельных кластеров. Охранная зона вокруг парка составляет 46 109 га.

Территория парка давно является туристическим районом, большой популярностью пользуются водные маршруты по Угре, Жиздре и Оке.

Статья взята с сайта "Славянская культура"

xn--80aaambk7c0az0b.xn--p1ai

Великое стояние на реке Угре

На высоком живописном берегу, близ слияния рек Угры и Оки, над широкими речными просторами в начале 16 века, в память о великом Стоянии на Угре, был основан Спасо-Преображенский Воротынский монастырь. На выбор места для обители, вероятно, повлияли события «Великого Стояния на Угре». Народная память сохранила воспоминание о великом подвиге русского народа в борьбе с иноземным игом.

река Угра

Это было то удивительное время, когда Великий князь Московский Иван III, объединивший русские земли в единое мощное государство, пугавшее Европу своим могуществом, стал государем Всея Руси.

О значении Великого стояния на Угре Н. М. Карамзин писал в своем труде «История государства Российского»: «Это есть великая эпоха, торжественное восстановление нашей государственной независимости, соединенное с конечным падением Большой или Золотой Орды».

После Куликовской битвы в течение ста лет татары не раз разоряли Русскую землю, сжигали города, уводили русских людей в полон. Русь продолжала платить позорную дань Орде. Но вот на Великокняжеский Московский стол восшел Иван III, мудрый и осторожный политик, собиратель русских земель. Он был первым из русских Великих князей, который никогда не приезжал к хану. Более того — он был первым, кто сел на великое княжение без прямой санкции ханской власти. Понимая неизбежность столкновения с Ордой, князь Иван, со свойственной ему предусмотрительностью, вел переговоры с Крымским ханом Менги-Гиреем, договариваясь, в случае нападения ордынцев, о поддержке. Иван III перестал платить дань Орде. Хан Ахмат должен был наказать непокорного данника. К этому его склонял и литовский король Казимир, ссылаясь на усобицу между Великим князем и его братьями.

Летом 1480 г. «вся ордынская сила» двинулась на Русь. Узнав о готовящемся походе, Иван III направил войска под управлением своего сына Ивана «Молодшего» к хорошо укрепленному Серпухову. Сам же Великий князь «ста на Коломне», заняв переправы через Оку на дороге из Орды на Русь. Но Ахмат не решился идти на открытый бой без своего союзника короля Казимира Литовского. Он обошел Оку по Литовской территории и вышел к Угре, «ожидая Казимировой помощи». Узнав об этом, Великий князь послал русскую рать к Угре. Войска растянулись по Оке и Угре на 60 верст: «и пришедше и сташа на Угре, и броды и перевозы отъяша». В начале октября татары подошли к границе с Московским государством, которая проходила по реке Угре.

«А сам же князь еха с Коломны на Москву к Всемилостивому Спасу и Пречистой Госпоже Богородице и ко всем чудотворцам, прося помощи и заступления православному христианству и на совет и думу ко отцу своему и митрополиту Геронтию, и ко своей матери великой княгине Марфе, и к своему дяде князю Михаилу Андреевичу и к духовному своему отцу архиепископу Вассиану Ростовскому и ко всем своим боляром: вси бо тогда быша в осаде на Москве. И молиша его великим молением чтобы стоял крепко за православное христианство противу бесерменства».

Получив благословение на битву, Великий князь оставил основные силы на Угре, а сам отправился с малым войском к Кременцу. Его положение осложнялось тем, что его родные братья, обиженные на него за несправедливый, по их мнению, раздел имущества, «отложились» от Москвы и просили покровительства у литовского короля. Великий князь Иван, ввиду опасности от татар, старался загладить свою вину перед братьями. Он попросил свою мать, инокиню Марфу, примирить с ним братьев, обещая выполнить все их условия. Братья согласились присоединить свои силы к русскому войску. На «украину» же литовских земель напал крымский хан Менгли-Гирей, «служа Великому князю».

В начале октября начались ожесточенные бои на переправах через Угру.

«А наши стрелами и пищалями многих побиша; а их стрелы межи наших падаху и никого же уязвляху и отбиша их от берегу». В этих боях на стороне русских было удачно применено огнестрельное оружие. Сражения длились четыре дня, но татары так и не смогли переправиться через Угру. Татарские мурзы попытались «перелести Угру» в районе Опакова, «не чая туто силы Великого князя». Но и здесь натолкнулись они на твердое сопротивление русских войск.

Мудрость Ивана III, как государственного мужа, ответственного за судьбу вверенных ему Богом людей, проявилась в том, что он не искал генерального сражения с татарами, не хотел подвергать людей опасности, но желал добиться победы над Ордой малой кровью. Он всегда предпочитал терпение и осторожность. Великий князь начал переговоры с Ордой. По мнению многих историков, это было сделано только для того, чтобы оттянуть время. Переговоры видимого результата не дали, но позволили выиграть время, дождаться примирения с мятежными братьями.

Весть о переговорах обеспокоила духовника Великого князя архиепископа ростовского Вассиана. Он направил пламенное послание своему духовному сыну, стремясь укрепить в нем желание твердо стоять за православное христианство «противу безбожному бессерменству». Война эта воспринималась им как священная, как брань за веру Христову против нечестия. И воистину блажен человек, «иже положит душу свою за други своя». Поэтому, пишет архиепископ Вассиан: «Аще ли убо ты, о крепкий царю и храбрый, и еже о тебе христолюбивое воинство до крове и до смерти постраждут за православную Христову веру, яко истиннии присныя чада церковная, в ней же породишася духовною и нетленною банею, святым крещением, яко же мученицы своею кровию блажени бо и преблажени будут в вечном наслаждении, улучившее сие крещение, по нем же не возмогут согрешить, но восприимут от Всесодетеля Бога венца нетленныя и радость неизреченную, иже око не виде и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыде…».

Заверяя Великого князя в усердной молитве о победе русского оружия, архиепископ Вассиан свидетельствовал: «Святому митрополиту, вкупе же и нам, богомольцам вашего благородства, со всеми боголюбивыми соборы молитву непрестанно сотворяющим, по всем церквам всегда молебны и святую службу во всей вашей отчине о вашей победе совершающим, и всем христианом, непрестанно Бога молящим, дабы даровал тебе победу на сопротивныя враги, еже надеемся улучити от всемилостивого Бога». Всю надежду старец Вассиан понуждал возлагать на Господа, Который «гордым противится, смиренным же дает благодать», Который «мертвит и живит, и даст крепость князем нашим, и вознесет рог Христа Своего», наставлял искать милости Божией через покаяние: «точию нашего ради согрешения и неисправления к Богу, паче же осияния, еже не уповати на Бога, попусти Бог на преже тебе прародительству их и на всю землю нашу окаянного Батыя… Ныне же той же Господь, аще покаемся вседушевно престати от греха, восставит нам Господь тебя, государя нашего…Тако глаголет Господь: «Аз воздвигох тя, царя правды, призвах тя правдою и прият за руку десную, и укрепих тя, да послушают тебя языцы. И крепость царем разрушу, отворю ти двери и грады, да не затворятся. Аз пред тобою пойду и горы поровняю, и двери медяные сокрушу, и затворы железныя сломлю». «Таковое же послание бысть на укрепление и на пользу многим, якоже самому благочестивому самодержцу, тако и всему его воинству».

Карамзин писал: «Никто ревностнее Духовенства не ходатайствовал тогда за свободу Отечества и за необходимость утвердить оную мечом». Горячая молитва духовенства и всех русских людей возносилась ко Господу, сила Божия вдохновляла послание архиепископа Вассиана, чтобы загорелся дух народный любовью к своему Православному Отечеству, чтобы в едином порыве устремился русский народ к освобождению от иноверного рабства: «И тако Божиим промыслом без всякого сомнения единодушно охрабришася все Русское воинство и по многи дни бияхуся с погаными, стояще лето все и осень».

И внял Господь слезным прошениям всего русского народа. Сбылись пророческие слова послания архиепископа Вассиана. Летописцы писали: «Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия, нет, не оружие, не мудрость человеческая, но Сам Господь спас ныне Россию». В тот год морозы начались необычайно рано. Еще до их наступления Ахмат похвалялся: «Реки станут, и много дорог будет тогда на Русь». Когда Угра начала «ставитися», Великий князь предусмотрительно решил отойти к Боровску со всеми своими силами, «глаголаше, яко на тех полех бой с ними поставим». И вот в канун Михайлова дня (когда празднуется память святого Архистратига Божия Михаила, покровителя христолюбивого воинства) «бысть преславное чудо Пресвятыя Богородицы. Егда отступиша от брегу наши, тогда татарове страхом одержимы побегоша, мняще яко берег даяху им Русь и хотят с ними битися, а наши мняху татар за ними реку перешедших и за ними женут… и бе дивно тогда совершися Пречистыя чудо: едини от других бежаху и никто же женяше. Царь же бежа в Орду, и прииде на него нагайский царь Ивак и Орду взя и его уби…».

«Прииде тогда князь Великий из Боровска на Москву, и с сыном своим Великим князем Иваном, и с братиею, и со всеми силами и похвалил Бога и Пречистую Богородицу, и великих чудотворцев и всех святых».

«Взрадоваша же ся и взвеселишася вси люди радостию велию зело и похвалиша Бога и Пречистую Богородицу, и великих русских чудотворцев о преславнем спасении, избавльшеся от поганых татар»

«В граде же богоспасаемем Москве от того времени уставиша праздник праздновати Пречистой Богородицы и хожение с кресты июня 23»

Известный историк Ю. Г. Алексеев, глубоко изучавший события Великого стояния на Угре, писал: «Борьба на Оке и Угре летом-осенью 1480 г. закончилась полной победой. Русская земля спасена от огромного по размаху и замыслам ордынского нашествия. Однако в ноябре 1480 г. даже самые проницательные и дальновидные люди едва ли отдавали себе полный отчет в действительном значении происшедших событий. Победа на Угре осенью 1480 г. относится к тем подлинно великим историческим феноменам, реальное значение которых с течением времени возрастает, и осознание их истинного смысла и масштабов приходит только впоследствии… В целом действия русского командования в 1480 г. представляются образцовыми как пример стратегической оборонительной операции в сложных военно-политических условиях, проведенной на самом высоком уровне и с самыми положительными результатами. Успешное завершение этой операции в ноябре 1480 г. означало коренной перелом во всей военно-политической обстановке и благополучное разрешение самого серьезного и опасного кризиса, перед лицом которого стояло молодое Русское государство… Бескровная победа на Угре — крупнейшее событие эпохи, а воскресенье 12 ноября 1480 г. — первый день полностью независимого Русского государства — одна из важнейших дат в истории нашего Отечества».

Река Угра – Пояс Пресвятыя Богородицы

spasnaugre.ru

Великое стояние на р. Угре » SwordMaster

Великое стояние на Угре11 ноября 1480 года закончилось так называемое "стояние на Угре", где сошлись войска великого князя Ивана III и ордынского хана Ахмата. Противники долго стояли лагерем по разные стороны реки Угры, после чего Ахмат, поняв, что русские стали сильны и у неё есть все шансы проиграть сражение, отдал приказ отступать и увел свою орду на Волгу. Эти события и считав «концом татаро-монгольского ига». Великое стояние на УгреКак и в случае с самим "татаро-монгольским нашествием", здесь также много неясности и не стыковок. Темных мест в этой истории - множество. Во-первых, знаменитая картина, попавшая в школьные учебники - "Иван III топчет ханскую басму" - написана на основе легенды, сочиненной позднее. Никакие ханские послы к Ивану не приезжали, и никакую ханскую грамоту-басму он не рвал. И это относительно безобидная ложь...Великое стояние на УгреОпять же, по официальной истории, на Русь вновь идет супостат, иноверец, грозящий самой вере христианской, самому существованию Руси? Но те самые князья, которые "терпят обиду" от "монголо-татар", которых забавы ради убивают в "Золотой Орде", чьей мечтой было освободить "землю Русскую", на деле не выражают ни малейшего желания воевать. Как и в случае с Дмитрием Донским, видна удивительная пассивность и разброд мнений. При известии о приближении Ахмата, на Руси происходит нечто не ясное, и до сих пор не прояснённое.Великое стояние на УгреОказывается, сам Иван III вовсе не горит желанием идти сражаться с захватчиками. Мало того, наряду с этим, согласно летописи "Повесть о стоянии на Угре", "злые советники" великого князя, советуют не биться с татарами, а... "бежати прочь"! Известны их имена - Иван Ощера и Григорий Мамон. Самое любопытное, что великий князь не видит в их поведении ничего предосудительного. После "стояния на Угре" оба до самой смерти пребывают в фаворе, получая новые пожалования и должности. Предельно туманно сообщается, что Ощера и Мамон, защищая свою точку зрения, упоминали о необходимости соблюдать какую-то "старину" - великий князь должен отказаться от сопротивления Ахмату, чтобы... соблюсти какие-то древние традиции. Получается, что Ахмат имеет право требовать Московский престол? Может быть, это лишь чисто династический спор, а не освобождение Руси от поработителей? Великое стояние на УгреВновь на московский престол претендуют двое - представители относительно молодого поколения и древнего, чье право более весомо. Соперник Ахмата понимает это, находясь в полной растерянности, а ближайшие советники лишь укрепляют в нем это намерение... И тут появляется ростовский епископ Вассиан Рыло. Именно его яростные, неистовые усилия переламывают ситуацию, именно он прямо-таки выпихивает великого князя в поход. Все это есть в "Послании на Угру Вассиана Рыло", изданного в переводе на современный язык. Епископ Вассиан увещевает, умоляет, взывает к совести князя, приводит массу исторических примеров, грозит, что вся церковь Может и отвернуться от Ивана, настаивает, прямо-таки вопиет. А ведь все это красноречие и эмоции направлены на то, чтобы убедить великого князя все-таки выйти на бой. Чего великий князь отчего-то упорно не хочет делать, поддерживаемый в этом решении ближайшими советниками, упорно требующими соблюдать некую "старину" и уйти из Москвы... Так у кого больше прав на московский престол, у Ахмата или Ивана III?Великое стояние на УгреРусское войско все-таки уходит к Угре. Впереди - долгое, в несколько месяцев, "стояние". И вновь начинаются странности. Завязываются переговоры меж московским войском и Ахматом. Странные переговоры, мягко говоря. Ахмат хочет вести переговоры с самим великим князем. Иван отказывает. Ахмат идет на уступку - просит, чтобы прибыл брат или сын великого князя. Снова отказ. Ахмат вновь уступает - теперь он согласен говорить с "простым" послом, но отчего-то именно с Никифором Басенковым. Иван... вновь отказывает. Получается, что в переговорах он не заинтересован. Ахмат делает уступку за уступкой, это ему отчего-то необходимо договориться - но москвичи отвергают все его предложения.Великое стояние на УгреИсторики объясняют: Ахмат "намеревался требовать дань". Но реальные события этого не подтверждают: если Ахмат был заинтересован лишь в дани, к чему столь долгие переговоры? Достаточно послать какого-нибудь мурзу, тот просто потребовал бы заплатить дань и все. Но этого не было, были попытки завязать переговоры и усилия их сорвать.Великое стояние на УгреСамо отступление "татар" тоже не менее странно. В официальной истории существует три версии, даже не отступления - поспешного бегства Ахмата с Угры. Великое стояние на Угре1. Череда "ожесточенных сражений" подорвала боевой дух татар. Хотя большинство историков это отвергают, поскольку никаких "сражений" не было -лишь мелкие стычки.Великое стояние на Угре2. Московское войско применило огнестрельное оружие, что привело татар в панический ужас. При этом как-то не упоминается, что у татар тоже было огнестрельное оружие.Великое стояние на Угре3. Ахмат "убоялся" решительного сражения. И опять же - почему? Боялся сражения именно Иван III, которого просто выпихнули из Москвы.Великое стояние на УгреБегство "татар" с Угры имеет совершенно иную причину: "Беззаконный царь (Ахмат), не в силах срамоты своей терпеть, в лето 1480-е собрал немалую силу и пришел к Московским рубежам. В Орде же своей оставил только тех, кто не мог оружием владеть. Великий князь (Иван III) же, ведая, что в Большой Орде, откуда пришел царь, вовсе не осталось воинства, тайно послал войско к жилищам поганых. Во главе стояли служилый царь Уродовлег Городецкий и князь Гвоздев.Великое стояние на УгреОни, по Волге приплыв в Орду, увидели только женский пол, стариков и отроков. И взялись пленить и опустошать, жен и детей поганых немилосердно смерти предавая, жилища их зажигая. И, конечно, могли бы всех до одного перебить. Но мурза Обляз Сильный, слуга Городецкого, пошептал своему царю: "О царь! Нелепо было бы великое сие царство до конца опустошить и разорить, ведь отсюда и ты сам родом, и мы все, и здесь - отчизна наша. Уйдем же отсюда..." Православные пришли к Москве с великой победою, множество добычи и немалый полон. Царь (Ахмат) же, узнав обо этом, в тот же час отступил от Угры и побежал в Орду" («Скифийская история» А. Лызлов). Для этого русская сторона и тянула переговоры - пока Ахмат пытался добиться своих, неизвестных нам целей, делая уступку за уступкой, московские войска приплыли в столицу Ахмата и рубили там женщин, детей и стариков, пока у командиров не проснулось что-то вроде совести. Естественно, Ахмат, узнав о разгроме, отступил от Угры, спеша домой. А год спустя на "Орду" нападает с войском "ногайский хан" по имени... Иван! Ахмат убит, его войска разгромлены. Чтобы затушевать столь многозначительное совпадение, позднейшие историки перекрестили "ногайского хана" из "Ивана" в "Ивака", а его самого объявили... тюменским ханом. Но совпадение действительно поразительное и вопрос остается - не являются ли великий князь Иван и "Иван, хан ногайский" одним человеком?Великое стояние на УгреИ еще один нюанс, Ахмат -"царь". И Уродовлет, хотя и вассал Ивана, - "царь". Зато Иван III - "великий князь". Следовательно, существовала некая система титулов, отражавшая некие политические реальности. Об этом же говорят и надписи на гробницах в Архангельском соборе Кремля:: есть "великий князь" - и "благоверный великий князь". Просто "князь" - и "благоверный князь". Уже неясно, почему два вроде бы одинаковых ордынских вельможи именуются один "царевичем", а другой "мурзой", почему "татарский князь" и "татарский хан" - не одно и то же. Почему среди татар так много обладателей титула "царь", а московские государи именуются "великими князьями". Только в 1547 г. Иван Грозный впервые на Руси принимает титул "царь" - и сделал он это только после долгих уговоров патриарха. Иван Грозный никогда не страдал излишней скромностью, нерешительностью, не маялся самоуничижением, создается впечатление, будто он прекрасно понимал, что титул "царь" ему по каким-то причинам носить как бы и "несподручно".Великое стояние на УгреНе объясняются ли походы Мамая и Ахмата на Москву тем, что согласно неким правилам "царь" был выше "великого князя" и имел больше прав на престол? Что заявляла о себе какая-то династическая система, сейчас полностью забытая? Любопытно, что в 1501 г. крымский царь Шахмат, потерпев поражение в междоусобной войне, отчего-то всерьез ожидает, что киевский князь Дмитрий Путятич выступит на его стороне. Какие реалии того времени давали царю основания так думать? Что же скрывается под событиями, известными как "татаро-монгольское" иго? Что связывает Дмитрия Донского и Мамая, Ивана III и Ахмата?Великое стояние на УгреДаже официальная история не отрицает, что русские князья имели очень тесные связи с "захватчиками-татарами", чего ни в одной стране, находящейся под их властью, не было! Здесь невозможно привести все факты симбиоза, но зная о них, иногда невозможно понять, где кончаются русские и начинаются татары. Тем более, что по некоторым данным татары являются народом, родственным славянам, кроме того - европейским: "Скифия состоит из двух частей: одна европейская, в которой живут московиты, россияне, литва, волохи и татары европейские. Вторая - азиатская, в ней обитают все скифские народы, расселившиеся от севера до востока" ("Скифийская история" А. Лызлов).Великое стояние на УгреВ этой смеси народов причудливо формировались союзы, коалиции, браки, дружба и вражда, все они по большому счету, были обитателями огромной коммунальной квартиры. А если принять во внимание нереальность татарского вторжения на Русь, то появляется крамольная мысль: может быть, Русь и есть Золотая Орда, либо Золотая Орда - часть Руси. Великое стояние на УгреСо временем ислам, понемногу проникая в южные области "Золотой Орды" - т.е. огромного государства, объединявшего вышеназванные народы, удалял европейскую и азиатскую части одной страны друг от друга. А Мамай и Ахмат были не пришельцами, а знатными вельможами, согласно династическим связям русско-татарских родов имевшими права на великое княжение. Соответственно "стояние на Угре" - окончание жесточайшей борьбы за господство над всеми русскими землями, начатой в 1237 году Ярославом Всеволодовичем и его сыном Александром Невским.Великое стояние на УгреПочему же возникла легенда о приходе "татар" из Азии? Возможно история "корректировалась" потомками Александра Невского, чтобы "свалили" кровавые события на "татар". История чистилась неоднократно, и подобные примеры еще свежи в памяти - террор Сталина как раз направлен против амбициозных и неуправляемых соратников, слишком много знавших и помнивших, своим существованием противоречивших официальной истории революции - уголовник Коба, грабивший банки, никак не вязался с "отцом народов".Великое стояние на УгреОфициальная история полна мифов и нестыковок. Вся весомость заключается в том, что "классическая теория" просто устоялась за века и достигла стадии, на которой любые возражения перебиваются железным аргументом: "это всем известно!" Потом подключаются писатели, поэты, художники, сценаристы. В результате она становится чем-то столь священным, и одна мысль о пересмотре выглядит жуткой ересью. Хотя всего пятьсот лет назад "всем было известно", что Солнце вертится вокруг Земли. Двести лет назад Французская Академия наук в официальной бумаге высмеяла тех, кто верил в падающие с неба камни - ведь "всем было известно", что небо представляет собою не твердь, а воздух, где камням неоткуда взяться...

Виталий ЕрофеевГазета Эхо Таврии

swordmaster.org

Стояние на реке Угре

ПланВведение 1 Начало военных действий 2 Противостояние на Угре 3 Окончание противостояния 4 Итоги 5 Память Список литературы

Введение

Стоя́ние на реке́ Угре́, Угорщина — военные действия в 1480 году между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III, вызванные отказом Москвы (1476) платить Орде ежегодную дань. Положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство стало полностью независимым.

1. Начало военных действий

В 1472 году ордынский хан Ахмат с большим войском двинулся к русским границам. Но у Тарусы захватчики встретили многочисленную русскую рать. Все попытки ордынцев переправиться через Оку были отбиты. Ордынское войско сожгло город Алексин и уничтожило его население, однако поход окончился провалом[1]. В 1476 году великий князь Иван III прекратил уплату дани хану Золотой Орды, а в 1480 году отказался признать зависимость Руси от неё.

Хан Ахмат, занятый борьбой с Крымским Ханством, лишь в 1480 году начал активные действия. Ему удалось договориться с польско-литовским королём Казимиром IV о военной помощи. Западные границы Московского государства (Псковские земли) в начале 1480 года подверглись нападениям Ливонского ордена. Ливонский хронист сообщал, что магистр Бернд фон дер Борх:

«…собрал такую силу народа против русского, какой никогда не собирал ни один магистр ни до него, ни после… Этот магистр был вовлечён в войну с русскими, ополчился против них и собрал 100 тысяч человек войска из заграничных и туземных воинов и крестьян; с этим народом он напал на Россию и выжег предместья Пскова, ничего более не сделав» [2]

В январе 1480 года против Ивана III восстали его братья Борис Волоцкий и Андрей Большой, недовольные усилением власти великого князя. Используя сложившуюся обстановку, Ахмат в июне 1480 года организовал разведку правого берега реки Оки, а осенью выступил с основными силами.

«Того же лета, злоименитый царь Ахмат… поиде на православное христьяньство, на Русь, на святые церкви и на великого князя, похваляся разорити святые церкви и все православие пленити и самого великого князя, яко же при Батый беше.»

Боярская верхушка Московского государства раскололась на две группы: одна («сребролюбцев богатых и брюхатых») во главе с окольничим Иваном Ощерой и Григорием Мамоном советовала Ивану III спасаться бегством; другая отстаивала необходимость бороться с Ордой. Возможно, на поведение Ивана III повлияла позиция москвичей, которые требовали от великого князя решительных действий.

Иван III начал стягивать войска к берегам реки Оки. В том числе, он отправил своего брата Вологодского князя Андрея Меньшого в его вотчину — Тарусу, а сына Ивана Молодого в Серпухов. Сам великий князь прибыл 23 июня к Коломне, где и остановился в ожидании дальнейшего хода событий. В тот же день из Владимира в Москву была привезена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, с заступничеством которой связывали спасение Руси от войск Тамерлана в 1395 году.

Войска Ахмата беспрепятственно двигались по литовской территории и в сопровождении литовских проводников[3] через Мценск, Одоев и Любутск к Воротынску. Здесь хан ожидал помощи от Казимира IV, но так её и не дождался. Крымские татары, союзники Ивана III, отвлекли литовские войска, напав на Подолию. Зная, что на Оке его ожидают русские полки, Ахмат решил, пройдя по литовским землям, вторгнуться на русскую территорию через реку Угру. Иван III, получив сведения о таких намерениях, направил своего сына Ивана и брата Андрея Меньшого к Калуге и к берегу Угры.

2. Противостояние на Угре

30 сентября Иван III вернулся из Коломны в Москву «на совет и думу» с митрополитом и боярами. Великий князь получил единодушный ответ, «чтобы стоял крепко за православное христьяньство противу безсерменству» . В те же дни к Ивану III пришли послы от Андрея Большого и Бориса Волоцкого, которые заявили о прекращении мятежа. Великий князь пожаловал братьям прощение и повелел им двигаться со своими полками к Оке. 3 октября Иван III оставил Москву и направился к городу Кременец (сейчас село Кременское Медынского района), где остался с небольшим отрядом, а остальные войска отправил к берегу реки Угры.

Чтобы исключить нападение с тыла, татары разорили район верховья р. Оки на протяжении 100 км, населенный русскими, захватив города: Мценск, Одоев, Перемышль, Старый Воротынск, Новый Воротынск, Старый Залидов, Новый Залидов, Опаков, Мещевск, Серенск, Козельск. Не удалась попытка хана Ахмата форсировать р. Угру в районе Опакова городища, она также была отбита.

Тем временем 8 октября Ахмат попытался форсировать Угру, но его атака была отбита силами Ивана Молодого.

«И приидоша татарове и начаша стреляти москвичь, а москвичи начаша на них стреляти и пищали пущати и многих побиша татар стрелами и пильщалми и отбиша их от брега…» .

Указанное историческое событие происходило в районе пятикилометрового участка реки Угры вверх от устья её до впадения в неё р. Росвянки. Несколько дней продолжались попытки ордынцев переправиться, пресекаемые огнем русской артиллерии ; попытки не принесли ордынцам желаемого успеха; они отступили на две версты от р. Угры и встали в Лузе. Войска Ивана III заняли оборонитель­ные позиции на противоположном берегу реки. Началось знаменитое «стояние на Угре». Периодически вспыхивали перестрелки, но на серьёзную атаку ни одна из сторон не решалась.

В таком положении начались переговоры. Ахмат потребовал, чтобы к нему с изъявлением покорности явился сам великий князь, или его сын, или по крайней мере его брат, а также чтобы русские выплатили дань, которую задолжали за семь лет. В качестве посольства Иван III отправил боярского сына Товаркова Ивана Фёдоровича сотоварищи с подарками. Требования дани были отклоне­ны, подарки не приняты, переговоры прервались. Вполне возможно, что Иван пошёл на них, стремясь выиграть время, поскольку ситуация медленно менялась в его пользу:

· На подходе были силы Андрея Большого и Бориса Волоцкого.

· Крымский хан Менгли I Гирей, выполняя своё обещание, напал на Подолию — южные земли Великого княжества Литовского, и Ахмат уже не мог рассчитывать на помощь своего союзника — Литвы.

· Татарское войско — преимущественно конница, кроме того татары в качестве провианта использовали в основном овец, стада которых следовали за войском. Большое количество лошадей и скота в течение длительного стояния на одном месте опустошили все запасы корма в окру́ге, и войско начинало испытывать острый недостаток в фураже. Русское войско (преимущественно, пехота) снабжалось мукой и зерном из великокняжеских житниц.

· В татарском войске началась и стала набирать силу эпидемия повальной болезни (по описанным в летописях признакам[1], предположительно дизентерии). Русское войско эпидемия не затронула.

· «Ничейный» исход противостояния вполне устраивал Ивана, в то время как для Ахмата — инициатора военных действий такой исход был равносилен поражению.

В эти же дни, 15-20 октября Ивану III пришло пламенное послание архиепископа Ростовского Вассиана Ры­ло, в котором он призывал последовать примеру прежде бывших князей:

«…которые не только обороняли Русскую землю от поганых (то есть не христиан), но и иные страны подчиняли… Только мужайся и крепись, духов­ный сын мой, как добрый воин Христов по великому слову Господа нашего в Евангелии: „Ты пастырь добрый. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец“…»

3. Окончание противостояния

Узнав, что Ахмат, стремясь добиться численного преимущества, максимально мобилизовал Большую Орду, так что на её территории не оставалось значительных резервов войск, Иван выделил небольшой, но очень боеспособный отряд, под командованием звенигородского воеводы, князя Василия Ноздреватого, который должен был на челнах спуститься по Оке, затем по Волге до её низовий и совершить опустошительную диверсию во владениях Ахмата. В этой экспедиции принимал участие и крымский царевич Нур-Девлет со своими нукерами.[4]

28 октября 1480 года Иван III решил отводить войска к Кременцу и далее сосредоточиться к Боровску, чтобы там в благоприятной обстановке дать сражение, если ордынцы форсируют реку. Ахмат, узнав, что в его глубоком тылу действует диверсионный отряд князя Ноздреватого и крымского царевича Нордоулата, намеревающийся захватить и разграбить столицу Орды, а также испытывая недостаток продовольствия, не решился преследовать русские войска и в конце октября — первых числах ноября также начал отводить свои войска. 11 ноября Ахмат принял решение отправиться назад в Орду, разграбив на обратном пути принадлежавший Литве Козельск.

Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как обе армии почти одновременно (в течение двух дней) повернули вспять, не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало упрощённое объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять сражение. Современники приписывали это чудесному заступничеству Богородицы, которая спасла русскую землю от разорения. Видимо поэтому Угру стали называть «поясом Богородицы». Иван III с сыном и всем воинством вернулся в Москву, «и возрадовашася, и возвеселишася все людие радостию велиею зело» .

Иначе были восприняты результаты «стояния» в Орде. 6 января 1481 года Ахмат был убит в результате внезапного нападения тюменского хана Ибака на степную ставку, в которую Ахмат удалился из Сарая, вероятно, опасаясь покушений. В Большой Орде началась междоусобица.

4. Итоги

В Стоянии на Угре русское войско применило новые тактические и стратегические приёмы:

· согласованные действия с союзником Менгли I Гиреем, отвлекшие от столкновения военные силы Казимира IV;

· отправка Иваном III в Большую Орду по Волге войска для разорения беззащитной ханской столицы, что было новой военно-тактической уловкой и застало ордынцев врасплох;

· удавшаяся попытка Ивана III избежать военного столкновения, в котором не было ни военной, ни политической необходимости — Орда была сильно ослаблена, её дни как государства были сочтены.

mirznanii.com

"СТОЯНИЕ НА УГРЕ 1480" - это... Что такое "СТОЯНИЕ НА УГРЕ 1480"?

 "СТОЯНИЕ НА УГРЕ 1480"

"Угорщина", - воен. столкновение между ханом Большой Орды Ахматом и вел. кн. Иваном III в 1480. В 1476 Иван III перестал платить Орде ежегодный денежный "выход", к-рый собирался с рус. земель со времен Батыя. Хан Ахмат, поглощенный борьбой с Крымом, должен был выжидать благоприятной ситуации, чтобы восстановить прежние даннические отношения. Такая ситуация сложилась в 1480. Ахмату удалось заручиться согласием польско-литов. короля Казимира о военной помощи. Зап. границы Рус. гос-ва в нач. 1480 подверглись нападениям Ливонского ордена. В янв. 1480 против Ивана III выступили его братья Борис и Андрей Большой, недовольные усилением власти вел. князя. Используя эту благоприятную обстановку, Ахмат в июне 1480 послал войска для разведки правого берега р. Оки. Осенью в поход выступили осн. силы хана. Среди рус. руководящих лиц обнаружились два взгляда на события. Одна группа ("сребролюбцев богатых и брюхатых") во главе с окольничим И. В. Ощерой и Г. А. Мамоном советовала Ивану III уклониться от битвы и искать спасения в бегстве. Другая группа поддерживала в Иване III решимость бороться с Ордой. Возможно, на поведение Ивана III повлияла позиция москвичей, к-рые опасались захвата города татарами и требовали от великого князя активных действий. Когда Ахмат, стремясь обойти р. Оку с З. (т. к. в Коломне, Серпухове и Тарусе стояли полки Ивана III) и соединиться с Казимиром, 8 окт. 1480 подошел к р. Угре, притоку р. Оки, его встретила рус. рать сына Ивана III Ивана Молодого и брата вел. князя Андрея Меньшого. Попытка Ахмата форсировать Угру с ходу была отражена в 4-дневном сражении. Ахмат отступил, по-видимому, к Воротынску, где стал ожидать подхода Казимира. Иван III, расположившись в Кременце, прикрывавшем центральные рус. р-ны от возможных ударов со стороны Литвы и со стороны Ахмата, начал переговоры с ханом. Он вел их с целью выиграть время. 30 сент. - 3 окт. 1480 Иван III сумел договориться со своими мятежными братьями и теперь ждал подхода полков Бориса и Андрея Большого. 20 окт. они пришли в Кременец. 26 окт. замерзла р. Угра, и Ахмат мог легко ее перейти. Однако, узнав о прибытии войск братьев Ивана III и не получая известий от Казимира, он не решился на это. Прождав Казимира до 11 ноября (Казимир, занятый ликвидацией внутр. неурядиц и борьбой с Крымом, не смог прийти на помощь татарам), испытывая недостаток в провианте и страдая от сильных морозов, Ахмат повернул на юг. 6 янв. 1481 он был убит. В Большой Орде началась междоусобица. Ист. значение "Угорщины" в том, что она положила конец монг.-тат. игу над Русью. Рус. гос-во окончательно сбросило 240-летнее монг.-тат. иго, став суверенным гос-вом не только фактически, но и формально.

Лит.: Базилевич К. В., Внеш. политика Рус. централизованного гос-ва. Вторая пол. XV в., М., 1952.

В. А. Кучкин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.

  • СТОЯДИНОВИЧ
  • СТОЯНКА

Смотреть что такое ""СТОЯНИЕ НА УГРЕ 1480"" в других словарях:

  • Стояние на Угре 1480 — («Стояние на Угре 1480»,)         «Угорщина», военные действия между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем Иваном III в 1480. В 1476 Иван III перестал платить Орде ежегодный денежный «выход», который собирался с русских земель со времён… …   Большая советская энциклопедия

  • Стояние на Угре 1480 — …   Википедия

  • Стояние на реке Угре — Не следует путать со Стоянием на реке Угре 1408 года. Стояние на Угре Монголо татарское иго …   Википедия

  • СССР. Феодальный строй —         В 1 й половине 1 го тыс. н. э. у народов Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии рабовладельческий строй находился в состоянии упадка. На смену ему шла новая общественно экономическая формация Феодализм. Феодальные отношения,… …   Большая советская энциклопедия

  • Платиновые монеты — Аверс платиновой монеты American Platinum Eagle. Платиновые монеты  монеты, изготовленные из платины, в настоящее время выпускаются для коллекционных и инвес …   Википедия

  • Иван Иванович Молодой — (1458 1490), сын Ивана III, с 1471 соправитель отца. Был одним из руководителей русского войска во время «стояния на Угре» 1480; после присоединения к Москве Твери (1485) князь тверской. * * * ИВАН Иванович Молодой ИВАН Иванович Молодой (15… …   Энциклопедический словарь

  • Иван Иванович Молодой — (15.2.1458 7.3.1490)         сын Ивана III Васильевича и его первой жены Марии Борисовны, дочери великого князя тверского. С 1471 упоминается как великий князь соправитель отца. Был одним из руководителей русской рати в период «стояния на Угре… …   Большая советская энциклопедия

  • Ахмат — Ахмед (?  1481), хан Большой Орды (с 1465). Неудачный поход Ахмата на Москву (см. «Стояние на Угре» 1480) привёл к окончательному освобождению Руси от монголо татарского ига. * * * АХМАТ АХМАТ (Ахмед) (ум. 6 января 1481, устье Донца), хан Большой …   Энциклопедический словарь

  • ГЕРОНТИЙ (митрополит) — ГЕРОНТИЙ (умер в 1489, Москва), русский церковный деятель, московский митрополит (см. МИТРОПОЛИТ) (с 1473), публицист. До занятия митрополичьей кафедры, был коломенским епископом. В конце 1470 х гг. вступил в конфликт с великим князем Иваном III… …   Энциклопедический словарь

  • История России —  История России …   Википедия

dic.academic.ru