42. «Застой»: ссср в 1964–1985 годах. Ссср застой


Политический застой в СССР или "Геронтократия" власти

Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба.

Лев Толстой

Геронтократия это власть стариков. Именно этим словом можно описать события, происходившие в СССР 60-80-е годы, которые еще принято называть «застоем». Многие ошибочно полагают, что застой это термин, описывающий экономику. Это не так, в экономическом плане больших проблем в СССР не было. Достаточно сказать, что мировые кризисы, случавшиеся примерно каждые 10 лет, проходили мимо нашей страны вообще незаметно. Застой в СССР был политическим, и сегодня мы поговорим о том, в чем он выражался.

Власть стариков

Ключевая характеристика СССР периода Брежнева – геронтократия. Средний возраст представителей власти шел огромными темпами. Достаточно взглянуть на диаграмму.

Если еще в 1940 году средний возраст членов Политбюро составлял 51 год, то в 1980 году он составлял уже 70 лет. Как может эффективно управлять страной группа, со средним возрастом в 70 (в 1982 году – 72) лет? Речь ведь идет о небольшой группе людей (в разные годы до 15 человек). Это и есть геронтократия, поскольку страной правили исключительно старики. Более того распорядок работы Политбюро и его продолжительность устанавливали врачи! Большинство заседаний не превышали 15-20 минут, чтобы не переутомлять членов партии.

Примечательно и количество людей в Политбюро с возрастом меньше 50 и меньше 60 лет. Эти данные легко можно получить в том числе и в Википедии, если их подытожить, то получим следующие показатели.

Таблица: Возраст членов Политбюро по группам за 1940-1980 годы Дата Количество членов Политбюро Младше 50 50-59 лет 60 и старше
1 января 1940 55% (5 чел) 22,5% (2 чел) 22,5% (2 чел)
1 января 1950 18% (2 чел) 55% (6 чел) 27% (3 чел)
1 января 1960 7% (1 чел) 61% (8 чел) 32% (4 чел)
1 января 1970 0% (0 чел) 27% (3 чел) 73% (8 чел)
1 января 1980 0% (0 чел) 7% (1 чел) 93% (13 чел)

Цифры четко показывают ту динамику, с которой страна шла к застою 1980 года. 93% состава Политбюро старше 60 лет – это абсолютно уникальные цифры. Еще убедительнее будет называть самых возрастных управленцев СССР по состоянию на 1 января 1980 года:

  • Пельше Арвид Янович – 81 год
  • Суслов Михаил Андреевич – 78 лет
  • Косыгин Алексей Николаевич – 76 лет
  • Тихонов Николай Александрович – 75 лет
  • Брежнев Леонид Ильич, Кириленко Андрей Павлович – 74 года.

Очевидно, у власти был застой, напрямую связанный с принципами формирования управленческого аппарата и формирование в стране элиты.

Формирование элиты – признак застоя

Одним из признаков застоя в СССР, приведшего к формированию геронтократии, является формирование правящей элиты, и укрепление ее в СССР, как слоя (класса). Прежде чем это объяснить,  нужно выделить 3 составляющие, которые элита обязательно будет требовать для себя:

  1. Гарантии личной безопасности. Появились при Хрущеве.
  2. Гарантии своего положения в обществе. Появились при Брежневе.
  3. Гарантии для своих потомков. Частично сформировались при Брежневе, и окончательно сформировались после распада СССР.

Начинать нужно со сталинской эпохи. Тогда у элиты не было ни одного из трех составляющих: любой мог быть арестован и расстрелян. Любой мог скатить с должности директора до должности простого рабочего, после ухода чиновника на пенсию (после его смерти) у семьи не было привилегий ни на что. Фактически именно тогда было социальное государство, где власть принадлежала народу, а не элите. Все начало меняться после смерти Сталина.

Хрущев, приемник Сталина, одним из первых указов запретил органам Госбезопасности собирать информацию о членах Политбюро, а также запретил применять любые меры наказаний (аресты, расстрелы) против них. Люди получили гарантии личной безопасности – что бы они не совершили их не арестуют и не расстреляют, как было еще несколько лет назад.

Брежнев дал элите гарантии сохранения своего места в обществе, заменив вертикаль власти горизонталью. У многих возникает путаница санными терминами, поэтому давайте остановимся на них более подробно:

  • Вертикаль власти. Движение вверх – вниз. Человек мог подняться по служебной лестнице, но легко мог и слететь по ней. Например, человек мог с начальника цеха дорасти до директора завода или должности в министерстве. Но если человек с новой должностью не справлялся – его откатывали назад, и он мог вполне с должности директора завода вернуться на должность начальника цеха или даже простого рабочего.
  • Горизонталь власти. Движение вправо – влево. Произошло расслоение общества на классы. Теперь рабочий не мог дослужиться до директора завода. Движения вверх по служебной лестнице ограничивались максимум 1 ступенью, а все изменения происходили по горизонтали. Приведу пример. Назначают человека на должность директора завода, и человек с должностью не справляется. В сталинской модели его бы убрали ни низшие должности, но Брежнев дал элите гарантии своего положения. Поэтому такого человека переводят в другой завод, но на аналогичную должность – директор. Если он и там провалился – переводят директором на третий завод и так до пенсии. Такие же схемы работали и в министерствах и в партии.

Тут и начался политический застой: безнаказанность и сохранение своего положения при любых составляющих заставляли политическую элиту деградировать, уделяя делам государственным все меньше времени. Именно в брежневскую эпоху, которую у нас принято расхваливать, был заложен фундамент развала Союза, а также фактически шло полное формирование геронтократии. Достаточно взглянуть на кадры хроники 1980-1982 годов – вся страна высмеивала заседания Политбюро, ведь там были люди за 75 лет, которые еле-еле передвигались. Но это была уже элита, которая свою власть никому не отдавала.

Следующий момент в застое власти - расширение административного аппарата. Наилучшим образом это можно продемонстрировать на министерствах. Если в 1936 году на весь СССР было 20 министерств, то к 1985 году было 100 министерств и ведомств союзного уровня и 500 министерств и ведомств республиканского уровня. на содержание этого аппарата "управленцев" уходило порядка 10% государственного бюджета.

Почему было столько стариков у власти и почему они создали этот «застой»

Одна из причин того, чтобы члены Политбюро стали долго удерживать свои посты и не пускать в управление молодежь связана с появлением у элиты гарантий неприкосновенности и личной стабильности. Но есть и другая сторона – они готовили себе приемников, людей которые окончательно сформируют в стране статус элиты. Выразилось это в создании партийного аппарата управления, доступ в который получали только избранные.

Граждане СССР могли поступать в любые ВУЗы страны, но если они хотели сделать политическую карьеру, то требовалось закончить высшую партийную школу, дипломатическую академию, академию общественных наук. Поступить в эти учебные заведения можно было только по рекомендации влиятельного чиновника. Человек мог быть абсолютно талантливым и идеально подходить для партийной работы, но если чиновники его не «одобрили» - на обучение такого человека не брали. После окончания ВУЗов управления, выпускники попадали на престижные должности, что с учетом наличия горизонтали власти, автоматическим им позволяло делать карьеру на всю жизнь и готовить своих детей для поступления в эти ВУЗы.

Именно этим характеризуется застой в СССР. Появившаяся тем самым элита сделала власть в стране не народной, а классовой, когда один класс доминировал над другими. Во многом из-за этого власть «выродилась», а старики, упиваясь идеями геронтократии, толкали страну к событиям 90-х годов. Горбачев, Ельцин и другие  это только действующие лица, а фундамент для развала страны заложили именно Хрущев и, прежде всего, Брежнев.

istoriarusi.ru

42. «Застой»: ссср в 1964–1985 годах

После отставки Н. С. Хрущева первым (затем Генеральным) секретарем ЦК КПСС становится Л. И. Брежнев (1964–1982).

В эти годы достигается паритет (примерное равенство) в стратегических вооружениях с Западом, расцветает политика «детанта» (разрядки), заключены Хельсинские соглашения (1975).

Брежнев приходит к власти под лозунгом «стабильности», но уже в 1970–1980‑е гг. начинают проявляются застойные явления в экономике и жизни («стагнация»), формируется т. н. «механизм торможения», увеличивается экономическое отставание от Запада. Поэтому эти годы называют периодом «застоя». усиливаются сталинистские тенденции:

В декабре 1979 г. началась советская интервенция в Афганистане. война продлилась 10 лет, погибло 14 тыс. советских солдат и около миллиона афганцев (главным образом мирного населения).

После смерти Л. И. Брежнева в ноябре 1982 г. на посту генерального секретаря ЦК КПСС сменилось еще два больных человека: Ю. В. Андропов умер в 1984 г., К. У. Черненко — в 1985-м.

43. Ссср в период Перестройки (1985–1991)

К середине 1980-х гг. необходимость перемен явственно назрела. Лидером перемен стал новый генеральный секретарь ЦК партии М. С. Горбачев, объявивший курс на Перестройку (1985–1991). (Сначала перемены шли под лозунгом ускорения.)

главные идеи Перестройки — гласность, выборность, демократизация партии и страны, повышение роли человеческого фактора — были с воодушевлением встречены интеллигенцией и в народе, но насторожили его консервативную часть. Особенно — партийно-государственный аппарат.

Начался пересмотр нашего прошлого. освоение «белых пятен» истории происходило драматически, общество быстро политизировалось и поляризировалось. была прекращена бесславная война в Афганистане (1989), расширена самостоятельность предприятий, проведены первые альтернативные (из нескольких кандидатур) выборы на I Съезд народных депутатов СССР (1989), возрождалась многопартийность.

Однако порожденные Перестройкой ожидания не находили удовлетворения. Общественное напряжение росло.

Попытка реставрации, предпринятая консервативными силами (ГКЧП) 19–22 августа 1991 г. не удалась. Но вслед за тем произошел своего рода «переворот наоборот»: инициированный Б. Н. Ельциным роспуск СССР 8 декабря в Беловежской пуще и создание СНГ 21 декабря 1992 г. в Алма-Ате положили конец Перестройке как неудавшейся попытке адаптации политической системы к новым условиям путем самореформирования.

Первый и последний президент СССР М. С. Горбачев в конце 1991 г. ушел в отставку.

44. Становление новой российской государственности (после 1991 г.)

Наступивший Переходный период (1991–?) проходит под лозунгом рыночных реформ и политического плюрализма либерально-западного образца.

В президентство Б. Н. Ельцина либерализация цен с 1992 г. (проводил Гайдар) и приватизация госимущества с раздачей населению ваучеров и передачей промышленного потенциала страны в частные руки (проводил Чубайс) способствовали быстрому разрушению производства, катастрофическому росту гиперинфляции и многократному росту цен.

Драматической была осень 1993 г., когда противостояние двух ветвей власти — законодательной (Верховный Совет) и исполнительной (президент) — при слабости третьей (Конституционный суд) приняло острую форму и чуть не привело к гражданской войне. Президентский приказ № 1400 и блокирование властями «Белого дома» на берегу Москвы-реки, где заседал Верховный Совет, привели в конце сентября к уличным беспорядкам в центре столицы. в ходе штурма «Белого дома», по некоторым сведениям, погибло 156 человек, по другим — порядка 500. Верховный Совет был разогнан, вслед за ним распущены Советы по всей стране.

Вскоре была принята новая Конституция (12 декабря 1993 г.), по которой президент наделен практически неограниченной властью. На выборах 1996 г. президентом России вновь был избран Б. Н. Ельцин.

Всероссийский экономический кризис 17 августа 1998 г. понизили уровень жизни населения и на ряд лет отбросили назад экономику страны.

В новогоднем обращении с телеэкранов 31 декабря 1999 г. Ельцин заявил о своем уходе с поста президента. С 2000 г. два срока подряд президентом России был В. В. Путин. c 7 мая 2008 г. президентом является Д. А. Медведев.

Переходный период — это период перехода к капитализму. Усиливается имущественное и социальное расслоение общества. Наш доморощенный капитализм нередко называют грабительским.

Важным успехом современного развития стали отмена цензуры, деидеологизация общественной жизни и рост приватности личной жизни граждан. Однако при общей демократизации наблюдается усиление авторитарности центральной власти, рост бюрократизма. Можно сказать, что у нас строится капитализм по-советски.

самым тревожным следствием реформ последних двадцати лет является их демографический результат, подтверждающий кризисность новой экономики: это снижение рождаемости, срока жизни и общей численности населения России, рост его смертности.

Можно предположить, что нынешнее поколение российских людей обречено на неблагополучное существование в неблагоприятных условиях долгих политических и социально-экономических экспериментов, проб и ошибок.

studfiles.net

44. Социально-экономическое и политическое развитие ссср в 1964–1985 гг. Эпоха «застоя».

1.     1964—1985 годы — один из наиболее сложных периодов в истории страны. С одной стороны, были начаты реформы в экономике, принята Конституция 1977 года, рос уровень жизни народа. С другой стороны, — свертывание демократических преобразований, серьезные просчеты в политике, идет сфере, отсутствие гласности, нарушение законности и социальной справедливости, рост оппозиции власти, инакомыслия (диссидентство).

2.     В эти годы были приняты сотни новых законов, но большинство из них носили декларативный характер и никогда не Е поднялись. Среди населения распространялся правовой нигилизм (отрицание).

3.     В 1977 г. принимается третья по счету Конституция СССР. В ней было заявлено, что в СССР построено развитое социалистическое общество — высшее достижение человечества. В 6-й статье Конституции законодательно закреплялась руководящая роль КПСС. КПСС стала по существу государственной партией.

4.     Но разрыв между нормами Конституции (огромного количества прав, предоставляемых Конституцией советскому чел веку) и реальной жизнью углублялся. Любая критика КП С Советского государства жестоко подавлялась. Профсоюзы: фактически не защищали права трудящихся. Местные Советы почти ничего не решали. Руководство страны заявило, ч национальный вопрос решен в СССР полностью и окончательно, что возникла новая историческая общность людей советский народ. Но в действительности существовали серьезные национальные проблемы в Средней Азии, Закавказье Прибалтике, на Украине. Однако эти проблемы замалчивались, любое проявление национального недовольства объявлялось буржуазным национализмом.

Период Брежневского застоя

Период застоя (эпоха застоя) – период в развитии Советского Союза, который характеризуется относительной стабильностью всех сфер жизни, отсутствием серьезных политических и экономических потрясений и ростом благосостояния граждан.

Под эпохой застоя обычно понимают период между приходом к власти Л.И. Брежнева в середине 1960-х годов и началом перестройки в начале 1980-х. В среднем, условно можно обозначить годы периода застоя с 1964 по 1986.

Понятие периода застоя

Термин «застой» впервые был введен в оборот в политическом докладе М.С. Горбачев на 27 Съезде ЦК КПСС, когда он в своей речи отметил, что в развитии Советского Союза и жизни граждан начали проступать некие застойные явления. С тех пор этот термин стал широко использоваться политиками, экономистами и историками.

Следует отметить, что однозначной трактовки термин не имеет, так как под застоем понимают, как положительные, так и негативные явления. С одной стороны, именно в эти двадцать лет, по мнению историков, СССР достиг своего наивысшего развития – строилось огромное количество больших и мелких городов, активно развивалась военная промышленность, Советский Союз начал осваивать космос и выбился в лидеры в этой сфере; также страна достигла значительных успехов в спорте, культурной сфере и самых разных отраслях, включая социальную сферу – уровень благосостояния граждан существенно возрос, появилась уверенность в завтрашнем дне. Стабильность – вот главный термин, который описывает тот период.

Однако у понятия «застой» есть и другое значение. Экономика страны в этот период фактически прекратила свое развитие. По удачному стечению обстоятельств произошел так называемый «нефтяной бум» и цены на черное золото выросли, что позволило руководству страны получать прибыль просто от продажи нефти. В то же время экономика сама по себе не развивалась и требовала реформ, однако из-за общего благосостояния на это обращали меньше внимания, чем требовало. Из-за этого многие называют период застоя – «затишьем перед бурей».

Таким образом, с одной стороны, в это время СССР достигло свое наивысшего рассвета, обеспечил гражданам стабильность и вышел в число мировых держав, а с другой стороны заложил не самый хороший фундамент для экономического развития страны в будущем – в период перестройки.

studfiles.net

СССР в годы «застоя»

Международные отношения и внешняя политика СССР.К началу правления Л.И. Брежнева в мире уже сложилась биполярная система международных отношений. Во второй половине 1960-х гг. отношения СССР с США и их союзниками были достаточно напряженными. Продолжалась гонка ядерных вооружений. Резкую критику со стороны СССР вызывало активное участие во вьетнамской войне американских военных сил (1965–1973 гг., более 500 тыс американских военных). Параллельно с этим наметилась тенденция к улучшению отношений между капиталистическим и социалистическим мирами. Примером является подписание в июле 1968 г. договора между СССР, США и Великобританией о нераспространении ядерного оружия.

Сложности возникали во второй половине 1960-х гг. и в социалистическом лагере. Серьезным испытанием его на прочность стал чехословацкий кризис 1968 года. Весной–летом 1968 года чехословацкое руководство предприняло попытку реформирования сложившейся социалистической системы, вошедшую в историю как «Пражская весна». В ходе реформ происходило ослабление руководящей роли коммунистической партии, внедрение элементов рыночной экономики, расширение свободы слова и печати, увеличение связей с Западом и т.д. Советское руководство, опасаясь переориентации Чехословакии в сторону капиталистического развития и потери ее для мира социализма, приняло решение о вводе на ее территорию 21 августа 1968 г. войск стран ОВД (Польши, ГДР, Болгарии, Венгрии и СССР). Вооруженное подавление «Пражской весны» сильно ударило по авторитету Москвы и в целом мирового коммунистического движения. Среди европейских соцстран эту акцию не поддержали Албания, Румыния, Югославия, что негативно сказалось на их отношениях с СССР.

Вторая половина 1960-х гг. ознаменовалась резким ухудшением советско-китайских отношений. В КНР в это время проводилась политика «культурной революции», сопровождавшаяся, в том числе, антисоветской пропагандистской кампанией. Кульминацией противостояния двух крупнейших социалистических государств стала череда вооруженных пограничных столкновений в 1969 г.: в марте в районе острова Даманский (р. Уссури, Дальний Восток), в августе – в районе озера Жаланашколь (Казахстан). Потери советской стороны составили около 60 человек, со стороны КНР – около 1000. Советский Союз и Китай смогли удержаться от масштабного военного конфликта, однако весь брежневский период отношения между ними оставались напряженными.

Отдельным направлением внешней политики СССР являлось формирование отношений с развивающимися странами. Во многом это было связано с активным процессом деколонизации, происходящим в 1960-1970-е гг. Азия и Африка стали ареной борьбы СССР и стран Запада за влияние на молодые независимые государства. Советский Союз поддерживал страны «социалистической ориентации» такие как Камбоджа, Ангола, Мозамбик, Эфиопия и др. Советско-американское противостояние проявилось в арабо-израильском конфликте 1967 г., в ходе которого СССР выступил на стороне арабских стран.

1970-е годы вошли в историю «холодной войны» как период «разрядки международной напряженности». Причины потепления отношений между СССР и США имели комплексный характер. С одной стороны, на рубеже 1960–1970-х гг. СССР и США достигли военно-стратегического паритета в ядерной сфере. Идея новой мировой войны становилась бесперспективной, росло негативное отношение к гонке ядерных вооружений среди мировой общественности. С другой стороны, существовала очевидная заинтересованность СССР и стран Запада в взаимовыгодном сотрудничестве. Во-первых, в конце 1960-х гг. Запад переживал энергетический кризис, а в СССР в это время шла активная разработка новых месторождений нефти и газа в Западной Сибири. Во-вторых, США потерпели военно-политическое фиаско во Вьетнаме и нуждались в выходе из международной изоляции. В свою очередь Советский Союз в условиях резкого обострения отношений с Китаем охотнее шел на сближение с США.

Первым важным успехом политики разрядки стала нормализация в «германском вопросе». В августе 1970 г. был подписан Московский договор между СССР и ФРГ, по которому Западная Германия признала послевоенные границы ГДР. За этим договором последовала череда соглашений между ФРГ, ГДР, Польшей и другими странами, определяющих взаимоотношения в Центральной Европе. Значительно расширились межгосударственные контакты в различных сферах, приметой времени стали постоянные обмены визитами между руководством Франции, Великобритании, ФРГ, США и СССР. Так, в мае 1972 г. Советский Союз впервые посетил действующий президент США Р. Никсон.

Крупным достижением явилось подписание ряда договоров, регулирующих развитие ядерного вооружения: советско-американские договоры 1972 г. об ограничении систем противоракетной обороны, стратегических вооружений (ОСВ-1), 1973 г. о предотвращении ядерной войны, 1974 г. об ограничении подземных испытаний ядерного оружия, 1976 г. о подземных ядерных взрывах в мирных целях.

Пиком разрядки стало подписание в августе 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В документе была подтверждена нерушимость границ, определившихся по окончанию Второй мировой войны. Данное соглашение предусматривало активное межгосударственное сотрудничество в сфере экономики, науки, культуры. Подписание Л.И. Брежневым раздела «Заключительного акта» о необходимости соблюдения прав человека стало документальной основой для правозащитного движения в СССР.

В конце 1970-х гг. политика разрядки ушла в прошлое, начался новый виток «холодной войны». Точкой отсчета принято считать ввод советских войск в Афганистан 25 декабря 1979 г. Данную акцию советское руководство обосновало просьбой революционного правительства Кабула, в очередной раз используя идею «интернациональной помощи». Однако мировая общественность восприняла эту военную операцию крайне негативно. Авторитету СССР на международной арене был нанесен серьезный удар. Афганская война 1979–1989 гг. унесла жизни 15 тысяч советских военнослужащих, нанесла серьезный ущерб советской экономике. Резко обострились советско-американские отношения. Сенат США не ратифицировал договор ОСВ-2, подписанный в июне 1979 г., активный переговорный процесс сошел на нет, а новый президент США Р. Рейган объявил Советский Союз «империей зла».

Другим поводом для ухудшения международного климата стала борьба вокруг «евроракет», в ходе которой стороны обоюдно наращивали военное присутствие в Европе. Еще сильней отношения накалились после инцидента с южнокорейским гражданским «Боингом», сбитым в воздушном пространстве СССР 1 сентября 1983 г. Руководство США выдвинуло доктрину «ограниченной ядерной войны», в рамках которой предполагались упреждающие удары по стратегическим ядерным объектам на территории СССР. Реальным воплощением этой доктрины стала разработка программы стратегической оборонной инициативы (СОИ) – космической противоракетной обороны.

В начале 1980-х гг. сложной была ситуация и внутри социалистического содружества. На этот раз главным объектом внимания со стороны советского руководства стала Польша, где набирало силу оппозиционное объединение «Солидарность», хорошо организованное и поддержанное широкими слоями населения. Для подавления антикоммунистического движения в декабре 1981 г. в Польше было введено чрезвычайное положение. В стране фактически установилась диктатура генерала В. Ярузельского, были произведены аресты лидеров «Солидарности».

Таким образом, конец периода «застоя» символизировался очередным нарастанием международной напряженности, гонкой ядерных вооружений. Рост внутренних противоречий в отдельных странах социалистического лагеря свидетельствовал о кризисе всей системы и необходимости ее трансформации.

Экономическое и социальное развитие. Попытки реформирования административно – бюрократической системы и их результаты.Период 1965 – 1985гг. вошел в историю как «эпоха застоя». Этот термин носит скорее политический характер. Действительно, темпы роста промышленного и сельскохозяйственного производства были ниже, чем в предшествующие пятилетки и постоянно снижались. Но причиной этого был переход экономики на путь интенсивного развития. В целом темпы роста были выше, чем в большинстве стран Запада. Неизмеримо возрос оборонный потенциал страны. Выросло благосостояние Советских людей. Ничто не предвещало грядущего краха. В то же время производительность труда росла крайне медленно. По этому показателю Советский Союз уступал большинству развитых стран.

К середине 1950-х годов индустриализация в СССР была в основном завершена. Появилась возможность, наряду с развитием промышленности, решать задачи повышения благосостояния населения, развитии науки, образования, культуры.

Однако сложившаяся еще в 1930-е годы система управления экономикой, рассчитанная на чрезвычайные обстоятельства, на мобилизацию всех средств и ресурсов страны для достижения какой-либо одной главной цели, не считаясь с издержками, не могла функционировать в новых условиях. Попытки планировать развитие всех, без исключения, отраслей народного хозяйства, централизованно перераспределять всю произведенную продукцию, сырье, ресурсы, комплексно решать задачи развития промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры, благосостояния были заведомо обречены на неудачу. Невозможно было предусмотреть все вопросы и руководить их решением из единого центра.

Первые попытки реформирования системы управления экономикой относятся к середине 1950-х годов. Вместо отраслевых министерств были созданы Советы народного хозяйства (совнархозы), руководившие развитием экономики непосредственно в регионах. Однако эта реформа не принесла ожидаемых результатов, более того, отсутствие централизованного руководящего и координирующего органа привело к усилению межрегиональных противоречий, к нарушению единой научно-технической политики и, как следствие, к замедлению темпов научно-технического прогресса. Административно-бюрократические методы управления не изменились, а численность бюрократии многократно возросла, так как в каждом совнархозе существовали отраслевые управления, структура которых дублировала структуру прежних министерств.

Правительство Н.С. Хрущева, ставшего в 1958г. Председателем Совета Министров, допустило ряд крупных просчетов в развитии сельского хозяйства. Волюнтаристские кампании по широкому внедрению кукурузы, увеличению сдачи мяса государству под лозунгом «Догоним и перегоним Америку по производству мяса», ликвидации приусадебных участков, свели, на нет, весь положительный эффект, который дали реформы 1953г., затормозили прогресс начавшей, было подниматься деревни. С 1963г. начались массовые закупки зерна за рубежом.

Следующей попыткой стали реформы 1965г. Новая система управления ликвидировала совнархозы и воссоздала отраслевые министерства. Вместе с тем значительно были расширены права предприятий, снизилось число плановых показателей, спускаемых сверху. Основным показателем становился объем реализованной продукции в денежном выражении. Чтобы повысить материальную заинтересованность предприятий, изымалась и перераспределялась не вся прибыль, а часть ее. Из прибыли, оставшейся в распоряжении предприятий, создавались фонды развития, за счет которых предполагалось проводить техническое перевооружение, а также фонды жилищно-культурного строительства и материального стимулирования. В перспективе намечался перевод предприятий на полный хозрасчет. Планировалось, что за счет прибыли предприятия будут проводить техническую реконструкцию, строить жилье для рабочих», Дворцы культуры и спортивные сооружения, выплачивать премии трудящимся и к тому же перечислять часть прибыли государству.

В сельском хозяйстве вновь были повышены закупочные цены, взят курс на увеличение капиталовложений, на повышение технической вооруженности села. Эти реформы дали определенный положительный эффект, но кардинального изменения не произошло. Командно-административная система отторгла попытки перехода к экономическим методам управления. Возрожденные министерства вновь стали регламентировать всю деятельность предприятий. Если в 1957г. до образования совнархозов их было 37, то в 1985г. - свыше 100. Реформа не затрагивала интересов основной массы работников, не влияла непосредственно на их положение.

В течение 1970-1980-х годов происходило неуклонное снижение темпов экономического развития страны. Так, прирост производства промышленной продукции в 1980- 1985 гг. по сравнению с 1965 - 1970 гг. сократился в 2,5 раза, темпы роста сельскохозяйственного производства и роста национального дохода упали в 2 раза, более чем в 2 раза уменьшились и темпы роста производительности труда.

В начале 1970-х годов в качестве основного направления развития советской экономики был провозглашен курс на интенсификацию. Говорилось о необходимости «соединить достоинства научно-технической революции с преимуществами социализма». Фактически же экономика продолжала развиваться экстенсивно. Уже в 1970-е годы промышленность СССР столкнулась с проблемой нехватки людских и материальных ресурсов. Однако задания пятилетних планов по внедрению высокоэффективных технологий хронически не выполнялись. В это время около 50 млн. человек в народном хозяйстве были заняты ручным трудом. Рост производства достигался в основном за счет увеличения производства сырья и топлива. Нефть и газ стали основой экспорта. Страна превращалась в сырьевой придаток развитых стран.

Причиной этого явления было то, что курс на интенсификацию не был подкреплен экономическими стимулами, противоречил сложившейся практике директивного централизованного планирования.

Во-первых, составление государственных планов осуществлялось на основе уже достигнутого уровня развития техники и технологий. В условиях развернувшейся в мире научно-технической революции, ускорения научно-технического прогресса процесс морального устаревания оборудования сократился с 20 - 30 до 5 - 7 лет. Планирование осуществлялось на 5 лет вперед, выделялись капиталовложения, строились заводы, начинался выпуск продукции, но уже к началу пятилетки закладывался тот уровень, который фактически являлся пройденным этапом.

Во-вторых, пятилетние планы были ориентированы на постоянное увеличение объемов производства. Вводились в строй новые, современные предприятия, но наряду с ними работали и предприятия, построенные в годы первых пятилеток. Закрыть предприятие было практически невозможно, так как это вело к уменьшению объемов производства. Поэтому производительность труда росла крайне медленно.

В-третьих, основными показателями был объем реализованной продукции в денежном выражении, причем в условиях монополизма производителей реализованная продукция была равнозначна произведенной: выбора у потребителей не было. Вследствие этого предприятия, не заинтересованные в снижении материало- и энергоемкости продукции, проводили политику ее удорожания. Советские машины и оборудование становились неконкурентоспособными на мировых рынках. В строительстве, где основным показателем был объем освоенных капиталовложений, рос объем незавершенного строительства - строили одновременно больше, чем позволяли наличные ресурсы, средние сроки ввода объектов в 2,5-3 раза превышали нормативные. Постепенно складывался своего рода затратный механизм в экономике.

Наконец, планирование от достигнутого уровня вело к незаинтересованности предприятий во внедрении крупных изобретений и технических усовершенствований. Резкий рост производства автоматически вел к увеличению производственных планов. Внедрение новой техники становилось невыгодным.

Структурный кризис поразил в 1970-е годы и экономику Запада, но она успешно осуществила переход на энерго- и ресурсосберегающие технологии и уже к началу 1980-х годов вышла на качественно новый уровень научно-технического прогресса! В 1970 - 1982 гг. в США было обновлено 66% оборудования, в Японии и Канаде - 82 %, в странах ЕЭС - 70-75%. Наша же экономика оказалась невосприимчивой к этим достижениям.

Несмотря на значительное увеличение капиталовложений (за 1965 - 1985 гг. капиталовложения в сельское хозяйство составили свыше 670 млрд. р.), производство продукции агропромышленного комплекса росло крайне медленно. Импорт зерна вырос от 2 млн. т. в 1970г. до 44 млн. т. в 1985г. - на его покупку шли практически все доходы от экспорта нефти.

Фактически продолжалась политика выкачивания средств из деревни - колхозы и совхозы вынуждены были покупать дорогую и некачественную сельхозтехнику, оплачивать непрерывно дорожающие услуги ремонтников, мелиораторов. К середине 1980-х годов стало ясно, что система управления экономикой, созданная в 1930-е годы, превратилась в своего рода «механизм торможения». Основными его чертами были:

1) сверхцентрализация: деятельность предприятий была регламентирована десятками показателей, сотнями нормативных актов;

2) оплата труда не была напрямую связана с его результатами, регулировалась системой ставок и окладов, спущенных из центра;

3) цены на продукцию не складывались в результате рыночной конъюнктуры, а утверждались государственными органами ценообразования.

Данная система сковывала самостоятельность и инициативу, порождала незаинтересованность в результатах труда.

В середине 1950-х годов произошел значительный поворот в социальной политике страны. Индустриализация, оборонное строительство, восстановление разрушенного войной хозяйства - все это достигалось за счет жизненного уровня населения. Отставание социальной сферы стало тормозом дальнейшего развития страны, для роста производительности общественного труда объективно требовалось создание условий для отдыха, повышения образовательного уровня, полноценного питания и др. С 1956 по 1965 гг. было проведено поэтапное повышение заработной платы. В 1956г. была сокращена до 42 часов рабочая неделя. В том же году был принят Закон о пенсиях, бывший по тем временам лучшим в мире (самый низкий пенсионный возраст, максимальная пенсия 120 р. при средней зарплате 75 р.). Резко возросла обеспеченность населения больницами, школами, дошкольными детскими учреждениями. Значительно улучшилось и приблизилось к стандартам развитых стран питание советских людей.

До середины 1950-х годов государственное строительство жилья практически не велось. С середины 1950-х годов начался переход к индустриальному строительству жилья. За 1959 - 1965 гг. было построено жилья столько же, сколько за все предшествующие годы советской власти. По числу строящихся квартир в 1960-е годы СССР занимал первое место в мире, причем строилось благоустроенное жилье, с водопроводом, канализацией, ванной. Интенсивно шла газификация жилого фонда. Все это позволило к началу 1970-х годов перейти к поквартирному принципу расселения семей.

Повышался и уровень образования населения. В конце 1970-х годов был осуществлен переход к всеобщему среднему образованию.

В 1970-е годы повышение жизненного уровня населения было объявлено стратегической целью государства. Однако фактически утверждался остаточный принцип финансирования социальных программ - на социальные нужды выделялось то, что оставалось от финансирования тяжелой индустрии, обороны. Темпы роста благосостояния населения в 1980 - 1985 гг. по сравнению с 1965 - 1970 гг. снизились в целом примерно в 2-3 раза. Сюда входят такие показатели, как национальный доход, использованный на потребление и накопление, денежные доходы на душу населения, розничный товарооборот торговли, объем реализации бытовых услуг и т.п.

Если в VI пятилетке на строительство жилья было выделено 23% общего объема капиталовложений, то в VIII - 17%, в IX - 16 %, в X -14%, в XI - 16%. Очереди на получение жилья в 5-6 раз превысили вводимый жилой фонд.

На развитие здравоохранения выделялось менее 4% национального дохода (в развитых странах - 6 -10%). Только в 1980г. в бюджете страны стали выделяться средства на охрану окружающей среды. В результате средняя продолжительность жизни в СССР снизилась с 69 лет в 1969г. до 66,7 лет в 1985г. (в США - 75 лет, в Японии - 77 лет). По уровню детской смертности мы занимали 55 - 56 место в мире. На строительство объектов культуры в 1970 - 1980 гг. выделялось лишь 0,7% общего объема капиталовложений. В результате - рост пьянства, преступности.

Единственное, в чем находил выражение курс на повышение благосостояния, - это рост номинальной заработной платы (в среднем 75 р. - в 1956г., 210 р. - в 1985г.), но этот рост не обеспечивался соответствующим ростом производства продуктов питания и товаров народного потребления. В результате в 1970-е годы катастрофический характер начинает принимать проблема дефицита, очередей за товарами. Начались инфляционные процессы. С 1971 по 1985 гг. объем денежной массы вырос в 3 раза. Один рубль 1985г. по товарному обеспечению был равен 54 копейкам 1961г.

Между тем в западных странах, несмотря на кризис в экономике, наблюдался подъем благосостояния. Формировался новый уровень потребностей - разрыв между СССР и Западом стал приобретать качественный характер.

Внутриполитическое развитие СССР.Политическое развитие СССР в 1960–1980-е годы носило крайне противоречивый характер. Программа КПСС, принятая в 1961г. на XXII съезде партии, содержала ряд положений, направленных на демократизацию общества. Провозглашалось превращение государства «диктатуры пролетариата» в общенародное демократическое государство.

Пути дальнейшего развития общества определялись как «возрастание роли общественных организаций и передачи им функций государственных органов». Фактически же последовательно проводилось в жизнь положение о «возрастании руководящей роли КПСС, как ядра советской политической системы», «руководящей и направляющей силе общества», осуществляющей руководство всеми остальными общественными организациями: Советами народных депутатов, профсоюзами, комсомолом и т.д., которые рассматривались лишь, как «приводные ремни от партии к массам».

В начале 1960-х годов положение в экономике страны, особенно в аграрном секторе, осложнилось. Немалую роль сыграли в этом и ошибки руководства страны. В результате на Пленуме ЦК КПСС в октябре 1964г. Н.С.Хрущев был снят со всех руководящих постов. Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И.Брежнев, председателем Совета Министром СССР стал А.Н.Косыгин.

Курс на возрастание руководящей роли партии проводился неизменно все последующие годы. Партийные комитеты получили право контроля над деятельностью администрации. Создалось положение, когда для занятия любой должности необходимо было иметь партийный билет. В 1977г. была принята новая Конституция СССР. В ней в особую главу была выделена проблема прав и свобод. Вместе с тем законодательно закреплялась (ст.6) руководящая роль коммунистической партии. Существование других партий Конституцией не предусматривалось.

Высшими органами власти в стране провозглашались Советы народных депутатов. Практически же все важнейшие решения принимались на съездах партии и заседаниях Политбюро ЦК КПСС. Сама практика выборов в Советы позволяла подобрать послушный состав депутатов. Хотя выборы были равными, тайными и прямыми, избирателям предлагалась лишь одна кандидатура. Кандидатуры выдвигались коллективами предприятий, но подбирались партийными комитетами по разнарядке, спускаемой сверху с тем расчетом, чтобы были представлены все слои населения (например, надо было выдвинуть мужчину, рабочего, беспартийного, от 30 до 40 лет). Естественно, такой состав Советов мог только одобрять предложенные резолюции. Решающая роль принадлежала аппарату, который формировал списки, проводил выборы, разрабатывал проекты резолюций. Советы не имели финансовых рычагов для проведения своих решений в жизнь: все налоги, поступавшие в бюджет, перераспределялись централизованно, все средства находились в распоряжении центральных министерств и ведомств. Постепенно складывалась партийно-государственная номенклатура, ставшая руководящим слоем общества. Она была заинтересована в стабильности, выступала против любых перемен.

В конце 1960-х - 1970-е годы обозначились оппозиционные настроения в советском обществе. Наиболее ярко они проявились в диссидентском движении. Диссидентское движение классифицируют по следующим основным направлениям: правозащитное движение, религиозные течения, национальные движения.

В 1982г. умер Л.И.Брежнев. Сменивший его на посту Генерального секретаря ЦК КПСС и Председателя президиума Верховного Совета СССР Ю.В.Андропов пытался проводить более энергичную политику, действуя преимущественно административными мерами. Главными целями этой борьбы стало укрепление трудовой и производственной дисциплины, борьба с коррупцией. Но в полной мере осуществить задуманное он не успел. После его смерти в 1984г. руководителем страны стал К.У.Черненко, старый и тяжело больной человек, находившийся у власти менее года. Период 1981 - 1985 гг. получил в народе название «пятилетка пышных похорон». Недееспособность политического руководства способствовала нарастанию в советском обществе кризисных явлений.

 

Контрольные вопросы

 

1. Назовите причины наступления периода застоя и «механизма торможения».

2. Охарактеризуйте понятие «командно-административная система управления».

3. Почему были свернуты реформы А.Н.Косыгина?

4. В чем различия между государством «диктатуры пролетариата» и «общенародным демократическим» государством? Состоялся ли переход от одного к другому?

 

Литература

Ванюков Д. Эпоха застоя. М.: Мир книги, 2008.

Восленский М.С. Номенклатура. М. 1991. (Или любое издание).

Кара-3.Мурза С.Г. Советская цивилизация. В 2-х кн. М., 2009.

Новейшая история России. 1914 – 2008./ Под ред. М.В.Хомякова. М., 2008.

Российская модернизация: размышления о самобытности / Под ред. Э.И. Панина, О.Д. Волкогоновой. М., 2008.

Рубцов Ю.В. Советский Союз в необъявленной войне в Афганистане (1979–1989 гг.): осмысление прошлого // Новая и новейшая история. 2009. №1.

Уткин А.И. СССР в осаде. М., 2010.

Похожие статьи:

poznayka.org