Форма правления. Высшие органы законодательной и исполнительной власти в странах бывшего СССР. Ссср форма правления


Какие республики входили в состав СССР?

  • Подписаться
  • Лента публикаций
  • Последние публикации
  • Лучшие публикации
    • за все время
    • за полгода
    • за месяц
  • Категории
    • Города и страны
    • Здоровье
    • Изобретения
    • Интересные факты
    • История
    • Космос
    • Наука
    • Природа
    • Рекорды
    • Технологии
    • Человек
Наука и техника Подписаться

vseonauke.com

§ 11.2. Особенности советской формы правления. Проблемы теории государства и права: Учебник.

§ 11.2. Особенности советской формы правления

По форме правления Советское государство объявлялось республикой, для которой были характерны объединение всех ветвей власти в Советах: депутаты сами принимали и исполняли законы, а также контролировали их исполнение.

На этой идеологической основе, была создана мощная исполнительная власть, Советы были организованы как единая система, находившаяся полностью под партийным контролем.

Назначение на все посты (должности) проходило по решению партийных органов на основе принципа "номенклатуры"[387]. Список № 1 (назначались на должности по решению Политбюро, Секретариата ЦК КПСС), Список № 2 (назначались по решению отделов ЦК КПСС, других партийных подразделений) включали в себя эти должности и закрепляли господство партии через механизм назначения "своих людей" на ключевые посты. Эти номенклатуры были введены постановлением Политбюро в 1925 г.[388].

Но это была только одна из особенностей Советского государства. Другой явилась практика оформления Советами партийных решений, либо принятие совместных решений партийными и советскими органами (например, совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР), а также следование директивному методу управления, когда особо важным партийным решениям придавалось значение директивы для Советов и их органов. Подкрепляло Советское государство и сращивание четвертой власти - средств массовой информации - с партийной, исполнительной властью. Поставленные организационно и идеологически под всеохватывающий контроль партии (от цензуры до методов организации подписки, главным образом на партийные печатные издания), средства массовой информации в целом апологетически обслуживали все иные ветви власти, формировали утопическое, мифологическое и конформистское общественное сознание.

Законодательной опорой власти, базирующейся на действенном механизме партийной ответственности (исключение из партии было равносильно гражданской смерти) и государственной власти, опирающейся на "силовые" структуры, главным образом на карательные органы, являлась Конституция СССР 1936 г., которая закрепляла за КПСС руководящую и направляющую роль, видели в ней ядро политической системы страны.

На некоторых этапах своей эволюции советская форма правления вырождалась в фактически монархические формы государственности - единоличную диктатуру вождя - Генерального секретаря КПСС.

Вождизм в Советском государстве - власть Генерального секретаря партии - явил собой новые формы неограниченной, абсолютистской монархии. Породил этот принцип и новые проблемы в функционировании Советского государства, особенно при передаче власти от одного вождя другому.

В организации советской формы правления особое место заняло специфическое соотношение судебной и других ветвей власти. В Советском государстве в определенные периоды происходило сращивание не только законодательной и исполнительной властей, но и судебной и исполнительной, практически сращивание с партийной властью. В эти периоды Политбюро ЦК КПСС принимало решения о том, какие конкретные результаты должны были иметь те или иные судебные процессы[389].

Существуют и другие особенности советской формы правления:

1. Советское государство оказалось удобной формой государственности для социалистической организации власти, т.е. распределительной экономической системы, обеспечения уравнительной, социально-иждивенческой психологии.

2. Решениями и принуждением Советского государства обеспечивалась фактическая трудовая повинность, были введены уголовные наказания за нарушения трудовой дисциплины, уходы с работы, контроль за уровнем оплаты труда (ограничения оплаты), даже за наличием денег в кассе каждого предприятия, организации (так называемый кассовый план), сбытом и снабжением. Огромная армия чиновников (работников исполкомов Советов, его отделов) выполняли функции распределителей-распорядителей ресурсов, результатов труда, материальных и иных благ.

3. Политический режим этого периода можно охарактеризовать как тоталитарный - Советское государство вмешивалось во все сферы жизнедеятельности общества, контролировало функционирование всех общественных организаций, вторгалось в личную жизнь граждан. Все это породило социальное иждивенчество. При этой идеологии многие члены общества, соглашаясь на контроль со стороны государства, рассчитывали на непосредственную помощь, заботу государства в сфере образования, здравоохранения, науки, социального страхования и даже личной сфере, трудовой деятельности (формальное отсутствие безработицы, обеспечение занятости), в других областях жизни общества.

4. Законодательная власть функционировала с помощью указов, которые принимал Президиум Верховного Совета СССР (РСФСР), которые иногда даже не утверждались Верховным Советом СССР (РСФСР).

Такая практика позволяла оперативно осуществлять прорывы в отдельных областях жизни, главным образом технических, технологических, но позволяла проводить в жизнь и антидемократические, геноцидные, антигуманные решения, направленные против отдельных этносов, социальных групп (в частности, интеллигенции), против принципов гуманизма (например, 15 февраля 1947 г. был издан следующий нормативно-правовой акт - о запрещении браков между гражданами СССР и иностранцами).

Словом, форма правления в Советском государстве, его реальная жизнь являли собой разрыв между формально провозглашенными и даже конституционно закрепленными правами, целями, идеалами, другими характеристиками и фактической практикой организации и функционирования государства.

Тот же разрыв происходил и в национально-государственном и административно-территориальном устройстве. В определенные периоды провозглашенное федеративное устройство России фактически было унитарным - и это также стало одной из особенностей Советского государства.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

Модификация формы государственного правления в СССР (вторая половина 1980-х

История человеческой цивилизации свидетельствует о поисках оптимальной для каждого государства в конкретный исторический период формы государства, и особенно во времена коренных социально-политических преобразований, что характерно и для последних лет казахстанской государственности.

Если посмотреть на исторический процесс с точки зрения логики его развития, то выясняется, что форма государства (в первую очередь форма правления) выступает как результат обобщения закономерностей политико- правового мироустройства в целом, а также факторов, которые предопределяют типические особенности той или иной формы правления [1, с. 155].

Исследуя эволюцию государственной власти в последние десятилетия истории Казахстана отдельно и стран СНГ в целом, следует выделить изменения именно формы государственного правления как одного из элементы формы государства.

Известно, что с юридической точки зрения по форме правления СССР в 1985 году считался республикой. Как известно, главным критерием разграничения форм правления является юридический источник суверенитета государства. В качестве дополнительного используются способ участия народа в законотворчестве.

В зависимости от юридического источника государственного суверенитета формы правления можно подразделить на: - монархии и республики.

В свою очередь, монархии с учетом объема полномочий монарха подразделяются на абсолютные, дуалистические и ограниченные.

Например, абсолютная монархия (Саудовская Аравия) характеризуется отсутствием в государстве представительных учреждений. Которые выражали бы непосредственные интересы населения, воздействовали бы на государственную власть. В прямом подчинении монарха находятся основополагающие рычаги осуществления власти: централизованный бюрократический аппарат, армия, полиция. При абсолютизме окончательно оформляется бюрократическое государство, в котором власть в центре и на местах находится в руках чиновников, увольняемых и назначаемых монархом и целиком зависимых от его воли. Как известно, основу формы правления СССР составляли особые представительные органы - Советы народных депутатов, а чиновников на местах назначал вовсе не президент СССР.

В дуалистической же монархии (Кувейт, Марокко, Иордания) монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а не перед парламентом. Законодательная власть в такой монархии юридически принадлежит парламенту, однако законодательные полномочия парламента ограничены, являются формальными. В социально-политической жизни этот институт власти большого влияния не имеет. Монарх имеет право абсолютного вето в отношении законов, принятых парламентом. Фактически такой дуализм означает всевластие монарха, который имеет неограниченное право издавать указы, обладающие силой закона. Как известно, Советы народных депутатов реально оказывали влияние на политическую жизнь Советского государства, да и о всевластие М.С. Горбачева как президента СССР говорить не приходится.

Кроме того, можно выделить следующие отличительные черты монарха как олицетворения монархии:

  • Монарх персонифицирует государство, выступает исключительным образом от имени государства во внешней и внутренней политике.

Президент СССР не персонифицировал в исключительной степени государство, и не только он выступал от имени Союза в международно- правовых отношениях;

  • Монарх осуществляет правление единолично вне зависимости от структуры и механизмов функционирования отдельных ветвей власти. Как известно, государственная власть в СССР концентрировалась в КПСС, и существовало разделение властей. Он единоличном правлении Президента СССР говорить не приходилось;
  • Власть монарха носит наследственный характер. Ярчайшая отличительная черта формы правления СССР, которая после 1917 года перестала являться монархией и характеризуется сменяемостью и выборностью главы государства;
  • Монарх не несет ни политической, ни какой либо юридической ответственности. Президент же СССР являлся лицом, собственно, ответственным хотя бы с юридической точки зрения и нес политическую ответственность за свою государственную деятельность, а в случае нарушения конституции и других законов и юридическую ответственность, что неприемлемо по отношению к монарху.

Теперь для нас совершенно очевидно, что Советский Союз в 1985 году по своей форме правления был именно республикой.

Республиканская форма правления обычно рассматривается как противоположность монархии. Различие между ними заключается, например, в способах формирования высших органов власти. Кроме того, хотя в некоторых современных монархии также практикуется сменяемость парламента и правительства, король несменяем, в то время как президент в республике избирается на определенный срок.

Таким образом, республика - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными, сменяемыми органами, избираемыми на определенный срок.

Кроме того, республика - это государство, юридическая конструкция которого предполагает, что единственным источником и носителем суверенитета является народ, а все высшие государственные органы прямо или косвенно получают свои полномочия от народа и формально ответственны перед ним.

Глава государства в республике - это выборное должностное лицо (президент) или коллегиальный орган. Глава государства считается ответственным перед народом. Соответственно, республика исключает существование какого-либо учреждения, обладающего собственной властью, формально не связанного ответственностью перед народом. При этом между государством и личностью устанавливается политико-правовая связь в виде гражданства, подтверждающая право человека на защиту со стороны государства, участие в формировании его органов и наличие определенных обязанности перед государством.

Стоит заметить, что республиканская идеология базируется на принципе формального равенства, который утвердился в ходе либерально- демократических революций. Идеологи республиканизма в свое время не без оснований полагали, что только республиканское (коллективное) правление способно обеспечить такое равенство: «Законы демократии вообще стремятся к благу наибольшего числа граждан, которое может ошибаться, но не может иметь интересов, противоположных ему самому» [2, с. 345].

Признаками республиканской формы правления, соответственно, являются:

  • существование сменяемого единоличного (коллегиального) главы государства;
  • выборность главы государства, парламента и других представительных органов власти на определенный срок;
  • осуществление парламентом и главой государства государственной власти по поручению народа, а не по собственному праву;
  • юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
  • обязательность решений высших органов государственной власти для всех других органов, должностных лиц и граждан;
  • защита интересов граждан государством, взаимная ответственность личности и государства.

Республики также имеют несколько разновидностей. В зависимости от статуса главы государства, правового положения парламента, от объема и соотношения полномочий между ними республики в классическом понимании подразделяются на парламентские, президентские и смешанные, а последние, в свою очередь - на парламентско-президентские и президентско-парламентские.

Теперь выясним, к какой разновидности республиканской формы правления относилась форма правления СССР образца 1985 года.

Уточним, что в республике законы, по крайней мере, с формальной точки зрения, принимаются сообществом граждан государства либо их полномочными представителями - депутатами. Если учитывать этот критерий деления, мы получим две категории республик:

  • республики с непосредственным правлением народа, когда законы принимаются на общих собраниях, на референдумах по решению большинства граждан республики;
  • представительные республики, где решения принимаются представительными органами от имени и по воле народа.

В условиях непосредственного правления народа (непосредственной демократии) участие граждан в принятии законов является регулярным и представляет собой основную форму осуществления законодательной деятельности. Естественно, в современных условиях республики с непосредственной демократией встречается редко. Это объясняется многими причинами, в том числе значительной численностью населения большинства стран, протяженностью территории, безразличием граждан к политической деятельности. Сложились две разновидности такого рода республик. В первой из них законодательная власть принадлежит общему собранию граждан, во второй - законодательная власть осуществляется народом в форме регулярно проводимого референдума.

Конечно же, наибольшее распространение имеют представительные республики, где государственная власть осуществляется народными избранниками - депутатами, получившими соответствующий мандат от избирателей. Именно посредством выборов устанавливаются отношения ответственности между народом и государством. Все высшие государственные органы непременно должны быть прямо или опосредованно избраны гражданами, а всякие другие институты государственной власти формируются либо назначаются именно выборными ее органами. Следует отметить, что формы непосредственного правления народа используются и в представительных республиках, хотя проводятся они нерегулярно.

С этой точки зрения, форма правления СССР в 1985 году являлась представительной республикой, органы государственной власти которой формировались волей народа и функционировали от его имени.

Однако нас больше интересует, какой именно была республиканская форма правления СССР в период т.н. «перестройки»: парламентская, президентская или смешанная.

Парламентская республика - это форма правления, при которой верховенство принадлежит парламенту, перед которым правительство ответственно за свою деятельность.

Парламентская форма правления распространена преимущественно в Западной Европе, где она формировалась под политическим влиянием Великобритании. Классическим примером парламентской республики является Италия образца 1947 года. Для парламентской республики характерно, что правительство и исполнительная власть в целом находятся в зависимости от парламента и несут перед ним ответственность, а всякое учреждение в системе высших государственных органов либо поставлено в зависимость от парламента, либо сохраняет, по крайней мере, с формальной точки зрения, политическую нейтральность.

Для СССР такая зависимость правительства и других государственных органов от парламента не была характерной. Правительство СССР возглавляло исполнительную весть Советской власти и являлось самостоятельной единицей в системе разделения властей. Несмотря на то, что все три ветви власти концентрировались в КПСС, Конституция СССР 1977 года признавала на высшем юридическом уровне разделение властей, а значит и их самостоятельность, что никак не сочеталось с парламентской республикой.

Можно выделить следующие наиболее значимые отличительные черты рассматриваемой модели республики:

Во-первых, Президент, как правило, избирается парламентом в соответствии с особой процедурой. Обычно выборы могут состояться при условии, если у соперничающих партий нет серьезных опасений в беспристрастности президента к межпартийной борьбе. В данном случае отсутствует ответственность президента перед народом, и нельзя утверждать, что он обладает мандатом на власть, полученным от избирателей. Как известно из положений Конституции 1977 года, «первое лицо» СССР избиралось на всенародном голосовании путем прямого волеизъявления советских граждан, и тем самым было с юридической точки зрения ответственным перед ними.

Во-вторых, участие президента в формировании кабинета министров и роспуске парламента в целом незначительно. Глава государства политически нейтрален, и именно поэтому ему можно доверить право формирования правительства и роспуска парламента, не опасаясь того, что президент заинтересованно использует эти полномочия или злоупотребит ими [3, с. 105]. Действительно, правительство в парламентской республике формируется из представителей партии (партий), победившей на очередных парламентских выборах и, соответственно, располагающей парламентским большинством.

Следовательно, решающую роль в формировании правительства играет парламент, а не глава государства. Распускается же парламент только по основаниям, прямо предусмотренным законом, по запросу правительства и при условии, если депутаты не могут прийти к согласию по наиболее важным вопросам (об утверждении бюджета, о назначении министров, о доверии правительству). Таким образом, досрочный роспуск парламента является не президентской прерогативой, а средством преодоления парламентского или правительственного кризиса. Что касается СССР, то его Правительство формировалось не из представителей партии, победившей на парламентских выборах, а назначалось именно главой государства.

В-третьих, участие президента в законотворчестве также является формальным. Каждый акт, издаваемый президентом, становится действительным и подлежит исполнению только при условии контрассигнации (министерской скрепы). Другими словами, подписи президента е

articlekz.com

СССР создание, признаки и принципы формы государственного устройства

СССР - Крупнейшее государство мира по площади, второе по экономической и военной мощи и третье – по численности населения.

Договор о создании Союза Советских Социалистических Республик (СССР) был подписан в декабре 1922 г. представителями четырех советских республик: РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (Азербайджан, Армения и Грузия).Причины создания СССР. Сближение республик, с одной стороны, отвечало историческим традициям: столетиями складывавшаяся единая экономика, плодотворное культурное взаимодействие, участие в защите страны от внешних врагов. С другой стороны, оно опиралось на сходство политических систем, возникших после Октября 1917г., на партийное единство: стоявшие у власти в этих государствах национальные компартии входили в состав РКП(б).Этот процесс не был простым. Давали о себе знать и националистические настроения части местной элиты, и стремление центра (в лице российских руководящих органов) утвердить единый порядок управления, игнорируя мнение республик.

Принципы создания СССР. В августе 1922 г. от имени комиссии, созданной по постановлению ЦК РКП(б), был предложен план вхождения советских республик в состав РСФСР на правах автономий (проект автономизации И. В. Сталина). Его авторы утверждали, что объединение республик в федерацию приведет к тому, что уже через год будет крайне сложно сохранить единство советских республик.

Высказывались предложения о создании конфедерации, которая позволила бы республикам остаться полностью самостоятельными в решении вопросов внутренней политики.

Острая дискуссия завершилась одобрением федеративного проекта В. И. Ленина: республики сохраняют независимость и на условиях равноправия заключают договор об образовании союза (федерации). Речь шла о «новом союзе, новой федерации», «новом этаже, федерации равноправных ».

Образование СССР имело важное историческое значение. Была найдена новая форма совместного сосуществования народов, длительное время входивших в состав единого государства. Вместе с тем федеративные принципы устройства постепенно вытеснялись иными — унитарными

СССР был создан 30 декабря 1922, когда Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) объединилась с Украинской и Белорусской советскими социалистическими республиками и Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республикой.

Количество союзных республик в Советском Союзе изменялось от 4 до 16. В момент образования 30 декабря 1922 года СССР состоял из 4 республик (Российская СФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская СФСР).

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными местными органами государственного управления, власти.

Советская республика.

Основные отличительные черты данной формы правления можно свести к следующим.

1. Ведущая роль представительных органов власти – Советов, которые составляли основу всего аппарата власти.

2. Объединение высших и местных органов в единую представительную систему, которая была основана на принципе демократического централизма, т.е. подчинения нижестоящих Советов вышестоящими.

3. Соединение законодательной и исполнительной власти в лице работающих представительных учреждений. Как видно, советская республиканская форма правления коренным образом отличается от западноевропейской, основанной на разделении властей. Советская республика сочетает выгоды парламентаризма (формальной демократии) западного образца с выгодами прямой демократии. Такая модель организации публичной власти могла стать шагом всемирно- исторического значения, когда управление осуществляется непосредственно народом-сувереном в лице системы Советов. Однако, как показала практика социалистического строительства, такая унитаризация публичной власти привела к борьбе этого аппарата с собственным народом.

4. Специфической чертой Советской республики, а период строительства социализма являлось то, что советы строились по принципу открытого классового представительства – как Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Представительные органы власти формировались на основе избирательного права, которое исключало участие иных социальных слоёв, кроме рабоче- крестьянских. Существовало также неравное избирательное право.

Преимущество отдавалось городскому населению.

5. Характерная черта Советского государства – принципиальное неприятие такого принципиально значимого для западной модели государственности принципа организации политической системы, как многопартийность. Советская государственность базировалась на другом принципиальном положении. КПСС была единственной политической партией, имевшей официальное название – государственная партия. По своей изначальной сути коммунистическая партия мыслилась и являлась как бы государством в государстве, вернее, его олицетворяла.

 

 

Образование и развитие федерации в России. Особенности РСФСР как федерации (1918-1978 гг.).

Первые идеи о федерации в России появились еще в XVII в. В то время Россия существовала как единая и неделимая монархия. Только в начале XX века с проникновением идей социализма в Россию начался новый этап движения за федеративное устройство Российской Империи. Однако попытки создать и развить национально-культурную автономию беспощадно подавлялись царским правительством.

В ходе Октябрьской революции 25 октября (7 ноября) 1917 года на территории Российской республики Постановлением II-го Всероссийского Съезда Советов была провозглашена Российская Советская Республика.

В январе 1918 года прошёл III съезд Советов, на котором была одобрена, а 18 (31) января 1918 перед роспуском Учредительного собрания окончательно утверждена, написанная В.И. Лениным и принятая ВЦИК «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа»[5], провозгласившая:

1. Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.2. Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.

Таким образом унитарное государство было преобразовано в федерацию. Государство — Советская Россия, называемая ранее на разный манер — всё чаще стала именоваться Российской Федеративной Советской Республикой[ и Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой.

В целом, в период до февраля—марта 1918 года советская власть была установлена на большей части территории страны . Столицей страны с 12 марта 1918 года стала Москва, она же являлась в последующем и столицей Советского Союза.

В ночь с 16 по 17 июля под Екатеринбургом, были расстреляны бывший российский император Николай II и его семья.

19 июля 1918 года вступила в силу Конституция РСФСР, которая закрепила официальное название нового социалистического государства — Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика.

по Конституции РСФСР 1918г. - Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Так же называется государство в Конституции СССР 1924 г. и Конституции РСФСР 1925 г.

С принятием Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. слова "Советская" и "Социалистическая" поменялись местами, и наименование государства стало: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика.

В связи с упразднением СССР и отказом от концепции советской и социалистической организации власти в России, Верховный Совет РСФСР принял Закон "Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика" от 25 декабря 1991 г. Оно стало называться "Российская Федерация - Россия". 21 апреля 1992 г. это наименование нашло отражение в Конституции РФ, а затем и в действующей Конституции РФ 1993 г. (С. А.)

Конституция РСФСР 1978 года Российская Федерация - Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами. Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей.

 



infopedia.su

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО СССР - это... Что такое ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО СССР?

– организация СССР как союзного государства. Круг вопросов, охватываемых понятием Г. у. СССР, включает в себя принципы и формы советской социалистической федерации и автономии (см.), состав, суверенитет и компетенцию Союза ССР, правовое положение союзных и автономных республик (см. Автономная Советская Социалистическая Республика, Союзная Советская Социалистическая Республика), автономных областей и национальных округов, гражданство СССР (см.) и союзных республик, административно-территориальное деление (см.) союзных республик. Г. у. СССР законодательно закрепляется Конституцией (см. гл. 2 Конституции СССР).

Г. у. СССР – великий образец подлинного равноправия и содружества социалистических наций. «...П ролетариат нашёл в советском строе, – указывал И. В. Сталин, – ключ к правильному разрешению национального вопроса, он открыл в нём путь организации устойчивого многонационального государства на началах национального равноправия и добровольности» (Соч., т. 5, стр. 186).

Великая Октябрьская социалистическая революция раскрепостила народы России, обеспечила действительное самоопределение наций на основе ленинско-сталинских принципов. В условиях советского строя все народы нашей страны обрели и развили свою национальную государственность. Это явилось выдающейся победой ленинско-сталинской национальной политики, результатом гигантской организаторской деятельности Коммунистической партии.

Советский строй обеспечил создание новых, социалистических наций, свободное и всестороннее их развитие. Благодаря . последовательному проведению в жизнь национальной политики Коммунистической партии, в Советском Союзе ликвидировано унаследованное от царской России фактическое неравенство в хозяйственном и культурном развитии между ушедшими вперёд народами Центральной России и отстававшими в прошлом от них народами окраин.

Незыблемой основой Г. у. СССР является дружба народов Союза ССР. Дружба народов – одна из важнейших движущих сил советского общества, она цементирует советское социалистическое многонациональное государство, делает его прочным, могучим и непобедимым. Дружба народов СССР основана на их полном равноправии, на их добровольном объединении в едином государственном союзе. Она выражает общность жизненных интересов народов СССР, совместно строящих коммунистическое общество под руководством Коммунистической партии Советского Союза. Дружба между народами означает братское сотрудничество и социалистическую взаимопомощь, проводимые под знаменем пролетарского интернационализма.

Вдохновляющий пример дружбы между народами СССР показывает русский народ, как наиболее выдающаяся нация из всех наций, входящих в Союз ССР. Русский народ является руководящей силой Советского Союза среди всех народов нашей страны. Социалистическая помощь русского народа всем остальным народам нашей страны обеспечила быстрый подъём их хозяйства и культуры. С особой силой проявились в период Великой Отечественной войны присущие русскому народу замечательные качества, сыгравшие огромную роль в исторической победе Советского Союза над гитлеровской Германией.

Великая Отечественная война и всё последующее развитие нашего многонационального государства показали, что советский государственный строй является образцом многонационального государства, что в нём национальный вопрос и проблема сотрудничества наций разрешены лучше, чем в любом другом многонациональном государстве.

В. И. Ленин и И. В. Сталин, развивая учение К. Маркса и Ф. Энгельса о государстве, разработали вопрос о формах Г. у. советского многонационального государства. Известно, что К. Маркс и Ф. Энгельс в принципе были противниками федеративной формы государства, считая, что она ослабляет экономическую связь между частями государства, и выступали за унитарную централизованную форму государства, хотя в отдельных случаях и допускали необходимость применения федерации (напр., для Англии и Ирландии). Различие между федеративной и унитарной формами Г. у. состоит в том, что федеративные государства являются союзными, состоящими из ряда государств; унитарные же государства – это слитные государства, не объединяющие в своём составе на федеративных началах другие государства.

В. И. Ленин и И. В. Сталин разделяли взгляды Маркса и Энгельса по вопросу о федерации. Однако незадолго до Великой Октябрьской социалистической революции В. И. Ленин и И. В. Сталин пришли к выводу о целесообразности использования федеративной формы государства в России. Впервые эта мысль была высказана В. И. Лениным в его гениальном труде «Государство и революция»; в дальнейшем эта точка зрения нашла своё полное отражение в ряде работ В. И. Ленина и И. В. Сталина, во многих законодательных актах и в программе партии. Эволюция взглядов партии на федерацию была вызвана тремя основными причинами:

1) ко времени Октябрьского переворота ряд национальностей России оказался на деле в состоянии полного отделения и полной оторванности друг от друга, ввиду чего федерация являлась шагом к их объединению;

2) самые формы федерации, наметившиеся в ходе советского строительства, оказались не противоречащими целям экономического сближения трудящихся

масс национальностей России;

3) удельный вес национального движения оказался гораздо более серьёзным, а путь объединения наций – гораздо более сложным, чем это могло казаться в период до Октябрьской революции. Признание федерации в качестве формы Г. у. советского многонационального государства стало возможным лишь на основе Советской власти, открытой гением Ленина и установленной трудящимися России в результате победы социалистической революции.

Социалистическая федерация основана на национально-территориальном принципе, на добровольности и равноправии, на демократическом централизме. В этом её отличие от буржуазной федерации. Союз ССР является высшей формой советской социалистической федерации. Советский Союз – союзное государство, образованное на основе добровольного объединения 16 равноправных суверенных союзных республик. Федеративную форму имеет также Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. В то же время РСФСР как союзная республика входит в состав СССР. Большинство же союзных республик, а равно и автономные республики являются по форме своего Г. у. унитарными государствами.

Таким образом, в Советском государстве сочетаются обе формы Г. у.

Советский Союз – суверенное советское социалистическое государство. Суверенными также являются все союзные республики. Суверенитет Союза ССР и суверенитет союзных республик взаимно обусловлен, составляя единство. Это единство проистекает из добровольного характера Советского союзного государства. Союзные республики, объединившись в Союз добровольно, передали ему часть своих суверенных прав. Ст. 15 Конституции СССР устанавливает, что суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в ст. 14, т. е. в пределах компетенции СССР. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет государственную власть самостоятельно. Ни в одном буржуазном федеративном государстве нет и не может быть ничего подобного. В США штаты вообще не являются государствами. Такое же положение и в других буржуазных государствах, формально сохраняющих федеративную форму Г. у.

Советский Союз охраняет суверенные права союзных республик. На страже суверенитета СССР и союзных республик стоят могучие Вооружённые Силы Советского Союза.

Конституция Союза ССР и конституции союзных республик закрепляют целый ряд правовых гарантий суверенитета союзных республик (право выхода из Союза и др.).

В. И. Ленин и И. В. Сталин разработали учение о советской автономии. Это учение практически реализовано народами нашей страны под руководством Коммунистической партии. В Советском Союзе образованы 16 автономных республик и 9 автономных областей. Кроме того, на территории РСФСР существуют 10 национальных округов.

При братской помощи великого русского народа и других народов нашей страны, под руководством Коммунистической партии народы автономных республик, автономных областей и национальных округов добились блестящих успехов во всех областях хозяйственного и культурного развития.

Важным вопросом Г. у. СССР является также вопрос о советском гражданстве. С созданием СССР для граждан советских республик установлено единое союзное гражданство при сохранении гражданства союзных республик. Ст. 21 Конституции СССР устанавливает, что гражданин союзной республики является гражданином Союза ССР. В едином гражданстве СССР находит яркое выражение интернационализм Советского государства и равноправие всех советских людей. 19 августа 1938 г. Верховный Совет СССР принял Закон о гражданстве СССР, исходящий из основных положений Конституции СССР. Советская Конституция и Закон о гражданстве СССР высоко подняли звание советского гражданина. Административно-территориальное деление союзных республик построено в целях способствования хозяйственному и культурному развитию как СССР в целом, так и каждой административно-территориальной единицы в отдельности, в целях обеспечения свободного развития всех социалистических национальностей, всемерного развития местной инициативы и самодеятельности народов СССР в деле коммунистического строительства, максимального приближения органов власти и государственного аппарата к населению.

Советское административно-территориальное деление построено с учётом необходимости привлечения трудящихся к управлению социалистическим государством и к работе его органов, с учётом количества и плотности населения, тяготения населения к определённым политическим, хозяйственным и культурным центрам, с учётом направления и характера путей сообщения.

За годы Советской власти в нашей стране создано новое административно-территориальное деление, получившее своё законодательное закрепление в Конституции СССР, которая неизмеримо подняла значение административно-территориального деления союзных республик, придав ему конституционный характер. Этим она обеспечила стабильность административно-территориального деления союзных республик.

Таковы основные черты Г. у. СССР, свидетельствующие о его последовательной демократичности и коренном превосходстве над Г. у. капиталистических государств.

Страны народной демократии Европы и Азии широко используют опыт Г. у. СССР. В частности, страны народной демократии используют с учётом своих конкретных особенностей форму унитарного Г. у., принципы и формы автономии, административно-территориального деления, принципы гражданства. Это свидетельствует об огромном международном значении Г. у. СССР, как блестящего образца Г. у. социалистического государства.

Г. у. СССР в корне противоположно Г. у. буржуазных стран, которое основано на эксплуататорских принципах капитализма. Национальное угнетение и звериный человеконенавистнический расизм лежат в основе Г. у. буржуазных стран.

Большинство современных буржуазных государств имеет форму унитарного государства (Англия, Италия, Япония, Финляндия, Норвегия, Швеция и др.). Некоторые буржуазные государства используют форму федеративного государства (США, Швейцария, Канада, Южно-Африканский Союз и др.). Однако практического различия между этими формами Г. у. буржуазных государств в эпоху империализма не существует, так как фактически буржуазные федеративные государства превратились в унитарные государства. Субъекты буржуазной федерации строились не по национальному и не по экономическому признаку. Они возникали в силу случайного захвата тех или иных территорий эмигрантами-колонистами или сельскими общинами. Процесс усиления центральной федеральной власти привёл к тому, что штаты, кантоны и другие субъекты буржуазной федерации по существу превратились с конца прошлого века в обычные провинции, а сама федерация – в унитарное государство с ограниченной административно-политической автономией для бывших субъектов федерации.

В современных условиях обе эти формы Г. у. – как унитарного, так и федеративного государства – в равной степени основаны на бюрократической централизации, осуществляемой монополистическим капиталом во всё возрастающем масштабе. Объясняется это тем, что монополистический капитал, в соответствии с основным экономическим законом современного капитализма, в целях обеспечения получения максимальной капиталистической прибыли подчинил и централизовал весь государственный аппарат.

Юридический словарь. — М.: Госюриздат. Главный редактор С.Н. Братусь и др.. 1953.

soviet_legal.academic.ru

Форма правления. Высшие органы законодательной и исполнительной власти в странах бывшего СССР

Форма правления

Форма правления является, пожалуй, центральным вопросом конституционного (государственного) строительства для всех стран СНГ и Балтии. Именно она является предметом наиболее ожесточенной политической борьбы и научных споров.

Авторы «Сравнительного конституционного права» дают следующее определение формы правления (стр. 457-459): «В широком смысле форма правления - это институт, складывающийся на основе структуры и взаимоотношений основных органов государства, осуществляющих государственную власть. Сюда относится и судебная власть (органы местного самоуправления, как традиционно считается, не осуществляют государственную власть), поскольку нельзя отрицать, что роль суда, в том числе конституционного - важнейший элемент управления в государстве (понимая термин «управление» не только как администрирование)».

Анализ конституционных норм, конвенциональных соглашений, устойчивой политической практики свидетельствует, что конституционно-правовой институт формы правления состоит из следующих слагаемых:

1) нормы и практика, относящиеся к разновидностям, структуре, правовому положению органов законодательной, исполнительной, судебной и контрольной власти. По нашему мнению, без учета реальной роли судебной власти в стране и деятельности контрольных органов (например, конституционного контроля, избирательных трибуналов в некоторых странах Латинской Америки, прокуратуры, омбудсменов, генеральных контролеров и других аналогичных органов, которые, как устанавливают некоторые конституции, независимы от всякой другой власти) трудно составить подлинное представление о форме правления в той или иной стране.

Органы, названные выше - это центральные органы государства. Однако в ряде случаев для более полной характеристики следует, видимо, учитывать и роль местных органов. Система управления в странах, где из центра на места назначаются в качестве представителей государственной власти губернаторы, префекты и др., отличается от системы, где таких представителей нет. Что же касается стран, где принята концепция единства государственной власти и считается, что ее олицетворяет система органов типа советов сверху донизу, то в данном случае учет конституционных норм и фактической роли этих органов особенно необходим;

2) нормы и практика, характеризующие отношения между названными выше органами государства. По существу, эти отношения свидетельствуют о роли тех или иных органов в механизме государственного властвования, управления обществом. Во многих конституциях (например, во французской и следующих ее модели ряда франкоязычных африканских стран) есть специальные главы (разделы) об отношениях между парламентом и правительством: отношения между другими органами регулируются и иных главах. Они выражают внутренние связи в системе управляющих звеньев. Речь идет, например, о праве президента распустить парламент при соблюдении определенных условий, о праве парламента уволить правительство в отставку в парламентарной республике или парламентарной монархии, и напротив, о невозможности таких действий в президентской республике, о праве конституционного суда (совета) лишить юридической силы закон парламента или акт правительства в случае их неконституционности, о полномочиях избираемого парламентом генерального контролера (аудитора) проверять любые учреждения и предприятия государственного сектора, не подчиняясь никакой другой власти:

3) нормы и практика прямой и обратной связи управляемых с основными органами управления (в данном случае термин «управление» понимается в широком смысле, как соответствующая деятельность органов государства). Подобного рода нормы, регулирующие «внешнее воздействие», имеют очень важное значение в институте формы правления, ибо речь идет именно об управлении поведением лиц, коллективов, объединений. Роль таких норм при классификации форм правления может быть более весомой, чем значение норм «внутреннего действия», определяющих отношения органов государства между собой».

Общепринята классификация формы правления на монархическую и республиканскую. Конкретизацией республиканской формы правления является ее деление на несколько видов. Поскольку все страны СНГ и Балтии безоговорочно закрепили в своих конституциях принцип республики, мы будем говорить ниже о форме правления именно как о конкретном виде республики. Общепризнанно разделение республик на президентские и парламентские. Большинство российских (ранее - советских) ученых-конституционалистов выделяют в отдельный вид также полупрезидентскую республику (республику смешанного типа), классическим образцом которого с 1958 г. является Франция, и т.н. «суперпрезидентскую республику», характерную для многих стран Латинской Америки, Африки и Азии. Вне этой классификации стоят республики советского образца. В последние годы некоторые отечественные ученые говорят также о наличии «нетипичных» («гибридных») форм правления, в т.ч. республиканского.

Пожалуй, ни один аспект конституционного развития стран СНГ и Балтии не дает нам такого многообразия решений, как институт формы правления. Имея в качестве отправной точки номинальную советскую форму правления, республики бывшего СССР оказались перед выбором, который должен был определить механизм государственной власти на годы и десятилетия вперед. Одни государства (республики Балтии и Средней Азии) сделали этот выбор быстро и уверенно, для других (Россия, Казахстан, Украина, Белоруссия, Закавказье) он стал результатом проб и ошибок, а иногда и ожесточенной политической борьбы.

Анализ конституций и политической практики позволяет обнаружить на постсоветском пространстве практически все возможные виды республиканских форм правления: парламентарную, полупрезидентскую, президентскую, суперпрезидентскую. В единичных случаях (Украина) форма правления вообще не может быть отнесена ни к одному из известных науке типов.

Парламентскую республику в качестве формы правления выбрали только две страны - Латвия и Эстония. Собственно говоря, они лишь восстановили форму правления, существовавшую в них до советского вторжения в 1940 г. Предпосылками для восстановления именно парламентской формы правления в этих государствах стали такие факторы как довольно высокий уровень политической культуры местного населения, внутренняя социально-политическая консолидация «коренной» национальности, компактность территории. Главным признаком чисто парламентской формы правления в Латвии и Эстонии служит установленный их конституциями парламентский путь избрания президента, лишающий последнего самостоятельной легитимации.

Способ выборов президента не является, однако, решающим критерием отличия парламентарной республики от президентской. Главное состоит в порядке назначения правительства и способе его политической ответственности. В парламентарной республике, как и в президентской, правительство назначает президент. Но в отличие от президентской республики это, как правило, формальный акт. В парламентарной республике президент не свободен в выборе премьер-министра (который затем составляет совет министров). Ему приходится назначать главой правительства лицо, которое пользуется доверием парламента (нижней палаты), иначе правительство не будет утверждено парламентом. Поэтому пост премьер-министра занимает лидер партии, имеющей большинство депутатов в парламенте, или кандидат, предложенный блоком объединившихся партий (коалиционное правительство), совместно располагающих таким большинством.

В парламентарной республике правительство несет ответственность только перед парламентом, но не перед президентом. Вотум недоверия обязывает правительство подать в отставку. Правда, есть вариант: президент может не принять отставку и распустить парламент с обязательным «назначением новых выборов, и если их результат будет не в пользу правительственной партии, совет министров обязан уйти в отставку. Требования к вотуму недоверия в парламентарной республике также ужесточаются.

Конституционная практика Латвии и Эстонии 1992-1996 гг. показала, что парламентарная форма для них является не только юридической, но и фактической моделью власти, она оказалась вполне адекватной для задач государственного строительства в этих странах.

Если вопрос о парламентарном характере латвийской и эстонской республик не вызывает сомнений, то научная идентификация формы правления в других бывших советских республик представляется достаточно непростой задачей. Мы не случайно говорим именно о «научной» идентификации, поскольку юридическое определение формы правления, содержащееся в той или иной конституции, может далеко не соответствовать практическому положению дел с точки зрения господствующих в современной отечественной науке конституционного права представлений.

Ряд основных законов стран СНГ прямо определяет форму правления. Так п.1 ст.2 Конституции Казахстана гласит «Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления». Согласно ст.1 Конституции Туркменистана «Туркменистан - демократическое, правовое и светское государство, в котором государственное правление осуществляется в форме президентской республики». Эти формулировки, однако, свидетельствуют лишь о том, что таковыми стараются представить свои государства авторы основных законов, а также единодушные с ними местные ученые-конституционалисты.

www.jourclub.ru

Особенности советской формы правления

 

По форме правления Советское государство объявлялось республикой, для которой были характерны объединение всех ветвей власти в Советах: депутаты сами принимали и исполняли законы, а также контролировали их исполнение.

На этой идеологической основе, была создана мощная исполнительная власть, Советы были организованы как единая система, находившаяся полностью под партийным контролем.

Назначение на все посты (должности) проходило по решению партийных органов на основе принципа "номенклатуры"[353]. Список № 1 (назначались на должности по решению Политбюро, Секретариата ЦК КПСС), Список № 2 (назначались по решению от­делов ЦК КПСС, других партийных подразделений) включали в себя эти должности и закрепляли господство партии через механизм назначения "своих людей" на ключевые посты. Эти номенклатуры были введены постановлением Политбюро в 1925 г.[354]

Но это была только одна из особенностей Советского госу­дарства. Другой явилась практика оформления Советами партий­ных решений, либо принятие совместных решений партийными и советскими органами (например, совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР), а также следование директивному ме­тоду управления, когда особо важным партийным решениям прида­валось значение директивы для Советов и их органов. Подкрепляло Советское государство и сращивание четвертой власти - средств массовой информации - с партийной, исполнительной властью. Поставленные организационно и идеологически под всеохватывающий контроль партии (от цензуры до методов организации подписки, главным образом на партийные печатные издания), средства массовой информации в целом апологетически обслуживали все иные ветви власти, форми­ровали утопическое, мифологическое и конформистское обще­ственное сознание.

Законодательной опорой власти, базирующейся на действенном механизме партийной ответственности (исключение из партии было равносильно гражданской смерти) и государственной власти, опирающейся на "силовые" структуры, главным образом на карательные органы, являлась Конституция СССР 1936 г., которая закрепляла за КПСС руководящую и направляющую роль, видели в ней ядро политической системы страны.

На некоторых этапах своей эволюции советская форма прав­ления вырождалась в фактически монархические формы госу­дарственности - единоличную диктатуру вождя - Генерального сек­ретаря КПСС.

Вождизм в Советском государстве - власть Генерального секретаря партии - явил собой новые формы неограниченной, аб­солютистской монархии. Породил этот принцип и новые проблемы в функционировании Советского государства, особенно при передаче власти от одного вождя другому.

В организации советской формы правления особое место за­няло специфическое соотношение судебной и других ветвей власти. В Советском государстве в определенные периоды про­исходило сращивание не только законодательной и исполнительной властей, но и судебной и исполнительной, практически сращивание с партийной властью. В эти периоды Политбюро ЦК КПСС принимало решения о том, какие конкретные результаты должны были иметь те или иные судебные процессы[355].

Существуют и другие особенности советской формы правления:

1. Советское государство оказалось удобной формой государ­ственности для социалистической организации власти, т.е. распредели­тельной экономической системы, обеспечения уравнительной, со­циально-иждивенческой психологии.

2. Решениями и принуждением Советского государства обеспечивалась фактиче­ская трудовая повинность, были введены уголовные наказания за нарушения трудовой дисциплины, уходы с работы, контроль за уровнем оплаты труда (ограничения оплаты), даже за наличием денег в кассе каждого предприятия, организации (так называемый кассовый план), сбытом и снабжением. Огромная армия чиновников (работников исполкомов Советов, его отделов) выполняли функции распределителей-распорядителей ресурсов, результатов труда, материальных и иных благ.

3. Политический режим этого периода можно охарактеризовать как тоталитарный - Советское госу­дарство вмешивалось во все сферы жизнедеятельности общества, контролировало функционирование всех общественных организаций, вторгалось в личную жизнь граждан. Все это породило социальное иждивенчество. При этой идеологии многие члены общества, соглашаясь на контроль со стороны государства, рассчиты­вали на непосредственную помощь, заботу государства в сфере образования, здравоохранения, науки, социального страхования и даже личной сфере, трудовой деятельности (формальное отсут­ствие безработицы, обеспечение занятости), в других областях жиз­ни общества.

4. Законодательная власть функцио­нировала с помощью указов, которые принимал Президиум Верхов­ного Совета СССР (РСФСР), которые иногда даже не утверждались Верховным Советом СССР (РСФСР).

Такая практика позволяла оперативно осуществлять прорывы в отдельных областях жизни, главным образом технических, техно­логических, но позволяла проводить в жизнь и антидемократиче­ские, геноцидные, антигуманные решения, направленные против отдельных этно­сов, социальных групп (в частности, интеллигенции), против прин­ципов гуманизма (например, 15 февраля 1947 г. был издан следующий нормативно-правовой акт - о запрещении браков между гражданами СССР и иностранцами).

Словом, форма правления в Советском государстве, его реальная жизнь являли собой разрыв между формально провоз­глашенными и даже конституционно закрепленными правами, целями, идеалами, другими характеристиками и фактической прак­тикой организации и функционирования государства.

Тот же разрыв происходил и в национально-государственном и административно-территориальном устройстве. В определенные периоды провозглашенное федеративное устройство России факти­чески было унитарным - и это также стало одной из особенностей Советского государства.

 

studopedya.ru