Битва на реке Воже. Сражение на реке воже


Битва на реке Воже — WiKi

Битва на реке Воже — сражение между русской ратью под командованием Дмитрия Донского и войском Золотой Орды под командованием мурзы Бегича, произошедшее 11 августа 1378 года.

Со стороны ордынских войск князья-военачальники: Бегич, Хазибей, Кавергуй, Карабулук, Кострук, Бегичка. Численность ордынских войск историки оценивают в 10 тысяч человек[2].

Со стороны русских войск военачальники: великий князь Владимирский. Московский и Новгородский Дмитрий Иванович, Владимир Андреевич Серпуховской, Даниил Владимирович Пронский. Окольничий Тимофей Васильевич Вельяминов. Московские воеводы: Дмитрий Александрович Монастырев, Назар Данилович Кусаков и другие.

Маршрут ордынцев: Крым - Низовье р. Дона - среднее течение реки Вожи у сел Пальное и Глебово-Городище - Крым[3].

Предпосылки

Ход битвы

На реке Воже, притоке Оки, Дмитрию после успешной разведки планов противника удалось перекрыть брод, по которому татары собирались совершить переправу, и занять удобную боевую позицию на холме. Построение русских имело форму дуги; флангами руководили окольничий Тимофей Вельяминов и князь Данила Пронский (по другой версии, Андрей Полоцкий[4]).

Бегич не решился переходить реку на виду у русского войска и, по словам летописца, «стоял много дней». Тогда Дмитрий Иванович сам решил отойти от реки, «отдать берег» ордынцам, чтобы вынудить их к «прямому бою». Бегич попался в расставленную западню[5].

По версии историка военного искусства Разина Е. А., ордынцы так и не смогли переправиться через реку, блокированную русскими, и сделали это на флангах, а затем ударили с севера. В любом случае, натиск татарской конницы был отбит, и русские, сражавшиеся в полукруговом строении, перешли в контрнаступление. Ордынцы начали в беспорядке отступать; многие из них утонули в реке. Дальнейшего преследования и полного разгрома отступавшим удалось избежать благодаря наступлению темноты. На следующее утро был сильный туман, и только после того, как он рассеялся, русское войско форсировало реку и захватило брошенный ордынцами обоз. В битве погибли четверо ордынских князей и сам Бегич.

Последствия

Битва на Воже стала первой серьёзной победой войск Северо-Восточной Руси над большим войском Золотой Орды и имела большое психологическое значение. Была ликвидирована военная угроза нападения ордынцев в глубь Северо-Восточной Руси, Рязанского и Пронского княжеств. Она продемонстрировала уязвимость татарской конницы, которая не выдержала стойкой обороны и решительных ответных ударов. Для Мамая поражение на Воже от князя Дмитрия Ивановича стало серьёзным ударом, после которого он стал стремительно терять своё положение в пользу Тохтамыша, а также причиной разорения Рязанского княжества в 1379 году и похода на самого Дмитрия Ивановича в 1380 году, с существенным привлечением наёмников. Есть известие, будто советники Мамая говорили ему: «Орда твоя оскудела, сила твоя изнемогла; но у тебя много богатства, пошли нанять генуэзцев, черкес, ясов и другие народы»[6].

Высокую оценку битве на реке Воже дал в своих «Хронологических выписках» Карл Маркс:

«11 августа 1378 года Дмитрий Донской совершенно разбил монголов на реке Воже (в Рязанской области). Это первое правильное сражение с монголами, выигранное русскими»

[7]

Существует версия (В. А. Кучкин), согласно которой рассказ о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а именно к битве на реке Воже, и связан в житии святого с Куликовской битвой уже впоследствии, как с более глубоким событием[8]. Среди погибших в битве на Воже упоминается Дмитрий Монастырёв, о гибели которого известно также в Куликовской битве.

В отместку за поражение ордынского войска на Воже, где приняли участие рязанские войска под командованием Даниила Владимировича Пронского, хан Мамай уже в сентябре 1378 года предпринял поход и разорил Переслав-Рязанский, Дубок и их волости.

Погибли

Памятники

  Глебово-Городище. Успенский храм
  • В селе Глебово-Городище, неподалёку от реки Вожи установлен памятник защитникам русской земли, представляющий собой воткнутые в землю пики с установленными на них с трёх сторон щитами, на которых располагаются гербы Рязанского, Московского и Пронского княжеств, смотрящие каждый в сторону своей земли. Надпись на пьедестале гласит:
  Отвагой наших предков мы горды

Победа нам была всего дорожеКогда впервые полчища ОрдыРазбила Русь на легендарной Воже.

 
  • Ежегодно в начале августа на месте сражения проходит праздник «Битва на реке Вожа», в ходе которого силами исторических клубов проводится реконструкция битвы. Этому предшествует фестиваль исторических клубов «Вожская битва»
  • В честь победы русского войска Димитрием Донским были заложены два Успенских храма. Один — прямо на месте сражения среди валов Глебова-Городища, вторым стал Кафедральный собор в Коломне.

Примечания

  1. ↑ «Мир истории. Русские земли в XIII—XV веках», Греков И. Б., Шахмагонов Ф. Ф., «Молодая Гвардия», М., 1988
  2. ↑ Ю.В. Селезнев. "Русско-ордынские конфликты в XIII-XV веков". Приложение № 66. стр. 97-98.
  3. ↑ Там же.
  4. ↑ Александров Д. Н., Володихин Д. М. Борьба за Полоцк между Литвой и Русью в XII—XVI веках. М.,1994. Архивная копия от 25 августа 2011 на Wayback Machine
  5. ↑ Каргалов В. В. Конец ордынского ига — М.: Наука, 1980
  6. ↑ Соловьёв С. М. Сочинения: В 18 кн. — М.: Голос; Колокол-Пресс, 1993—1998. «История России в древнейших времён», гл.7.
  7. ↑ Архив Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Т. VIII. М., 1946. С. 151.
  8. ↑ В. А. Кучкин. Антиклоссицизм // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2002. 2003. № 1 (11). С. 114—115.
  9. ↑ ПОВЕСТЬ О БИТВЕ НА РЕКЕ ВОЖЕ
  10. ↑ ЛЕТОПИСНАЯ ПОВЕСТЬ О КУЛИКОВСКОЙ БИТВЕ

Ссылки

ru-wiki.org

Битва на реке Воже

 В XII-XIII вв. площадь городища увеличилась до размеров 100 х 120 м. В домонгольское время к нему примыкали значительные посады. В этот период Глебово-Городище с посадами является одним из крупнейших населенных пунктов Рязанского княжества. Во время существования Вожской засеки (XVI-XVII вв.) Глебово-Городище является главным узлом обороны обширного укрепленного района, протянувшегося по фронту вдоль течения реки Вожи на 18 км, вглубь на 4 км. Предвестником битвы на Куликовом поле (1380), стало героическое сражение на реке Воже. Без которого, как считают историки, не было бы великой победы над Ордой. 11 августа 1378 г. произошла битва между русской ратью под командованием московского князя Дмитрия Ивановича и золотоордынским войском под командованием мурзы Бегича. Войско Бегича было послано на Русь Мамаем с карательными целями. Благодаря разведке Дмитрий Иванович сумел определить направление движения Бегича и блокировать ему брод на реке Вожа. Русские заняли удобную позицию на холме, с которого хорошо просматривалась вся местность. Не имея возможности использовать фактор внезапности, Бегич три дня не решался начать переправу. Наконец, 11 августа 1378 г. конница Бегича начала переправляться через Вожу и устремилась на русское войско, пытаясь охватить его с флангов. Однако надежды Бегича на то, что его стремительный натиск вызовет панику в войсках Дмитрия, не сбылись. Русские полки, построенные полукругом, стойко отбили натиск, а затем контратаковали конницу Бегича. Не ожидав встретить столь решительный отпор, золотоордынцы в беспорядке отступили, бросив свой обоз. Во время бегства многие воины утонули в реке. Наличие конницы и наступившая ночь позволили остаткам войска Бегича оторваться от преследования и избежать полного разгрома.  Битва на Воже стала первой серьезной победой русских над большим войском Золотой Орды. Это сражение показало, что ордынская конница сильна лишь в первый момент боя, но не выдерживает стойкой обороны и решительных контрударов. Победа на Воже означала открытый вызов московского князя Дмитрия Ивановича золотоордынскому властителю Мамаю, который спустя два года сам двинулся на Русь В честь этой победы, в вотчине великого князя Димитрия -Коломне, был заложен Успенский собор, а в Глебово-Городище по его наказу была построена деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.  Победа на реке Воже укрепила веру народа российского в то, что можно победить татар и избавиться от позорного татарского ига, явилась предпосылкой к объединению разрозненных русских княжеств, позволила в последующие два года собрать объединенные русские войска и одержать победу на Куликовом поле. Повесть о битве на реке Воже. XIV в.

  В год 6886 (1378). В этом же году ордынский князь, поганый Мамай, собрав многочисленное войско, послал Бегича ратью на великого князя Дмитрия Ивановича и на всю землю Русскую.

Великий же князь Дмитрий Иванович, услышав об этом, собрал много воинов и пошел навстречу врагу с войском большим и грозным. И, переправившись через Оку, вошел в землю Рязанскую и встретился с татарами у реки у Вожи, и остановились обе силы, а между ними была река.  По прошествии немногих дней татары переправились на эту сторону реки, и, нахлестывая коней своих и закричав на своем языке, пошли рысью, и ударили на наших. А наши ринулись на них: с одной стороны Тимофей окольничий, а с другой стороны - князь Даниил Пронский, а князь великий ударил в лоб татарам. Татары же сразу побросали копья свои и побежали за реку за Вожу, а наши стали преследовать их, рубя и коля, и великое множество перебили их, а многие из них в реке утонули. И вот имена убитых князей их: Хазибей, Коверга, Карабулук, Костров, Бегичка. А когда приспел вечер, и зашло солнце, и померк свет, и наступила ночь, и сделалось темно, то нельзя было гнаться за ними за реку. А на другой день с утра стоял сильный туман. А татары, как побежали вечером, так и продолжали бежать в течение всей ночи. Князь же великий в этот день только в предобеденное время пошел вслед за ними, преследуя их, а они уже далеко убежали. И наехали в поле на брошенные становища их, и шатры, и вежи, и юрты, и алачуги, и телеги их, а в них бесчисленное множество всякого добра, и все это брошено, а самих нет никого - все побежали в Орду.  Князь же великий Дмитрий возвратился оттуда в Москву с победой великой и рати свои распустил по домам с большой добычей. Тогда убиты были Дмитрий Монастырев да Назарий Данилов Кусаков. А побоище это произошло одиннадцатого августа, в день памяти святого мученика Евпла-диакона, в среду вечером. И помог Бог князю великому Дмитрию Ивановичу, и одолел он ратных, и победил врагов своих, и прогнал поганых татар.  И посрамлены были окаянные половцы, возвратились со стыдом, потерпев поражение, нечестивые измаильтяне, побежали, гонимые гневом Божьим! И прибежали они в Орду к своему царю, вернее же к пославшему их Мамаю, потому что царь их, которого они в то время имели у себя, никакой властью не обладал и ничего не смел делать без согласия Мамая, а вся власть была в руках у Мамая, и он владел Ордой.  Мамай же, увидев разгром дружины своей, остатки которой прибежали к нему, и узнав, что погибли князья, и вельможи, и алпауты и что много воинов его побито, сильно разгневался и разъярился злобой. И в ту же осень, собрав уцелевшие силы свои и набрав много новых воинов, пошел стремительно ратью, изгоном, не подавая вестей, на Рязанскую землю. А князь великий Олег не изготовился и не встал на бой против них, но побежал из своей земли, а города свои бросил и бежал за Оку-реку. Татары же пришли и захватили город Переяславль и другие города, и сожгли их, и волости и села повоевали, и много людей убили, а иных в полон увели, и вернулись в свою страну, причинив много зла земле Рязанской.

использованы материалы Город Рязань и её окрестности, Битва на реке Воже, Борьба Руси за освобождение от монголо-татарского ига

,

www.rybnoe.net

Битва на Воже 1378 — История России

ПЕРВАЯ ПОБЕДА ДМИТРИЯ ДОНСКОГО НАД ОРДОЙ

В 1378 г. Мамай послал большое войско под командованием Бегича и нескольких других мурз на Русь. Бегич шел через рязанские земли, но целью похода была Москва. Великий князь Дмитрий Иванович решил не просто отразить вторжение, но и нанести врагу решительное поражение. Русские полки под командованием самого великого князя форсировали р. Оку и пошли по Рязанской земле навстречу Бегичу. Раньше, чем ордынцы, они успели подойти к р. Воже и приготовиться к бою. Бегич не решился переходить реку на виду у русского войска и, по словам летописца, «стоял много дней». Тогда Дмитрий Иванович сам решил отойти от реки, «отдать берег» ордынцам, чтобы вынудить их к «прямому бою». Бегич попался в расставленную западню. Его конница начала переправляться через Вожу и скапливаться на ее левом, русском берегу. Атака русского войска была стремительной и неудержимой. «В лицо» неприятеля ударил «большой полк» под предводительством великого князя, а два других полка - окольничего Тимофея и князя Даниила Пронского - зашли с флангов. Вражеская конница в беспорядке откатывалась к р. Воже, а русские воины, настигая ордынцев, «бьючи их, секучи, и колючи, и убиваша их множество, а инии в реце истопоша»; погиб в сече и сам Бегич. Преследование разбитого врага продолжалось до темноты, в руки победителей попала богатая добыча. Остатки воинства Вегича «побежали к Орде». Ордынцы потерпели полное поражение.

 

ПОВЕСТЬ О БИТВЕ НА РЕКЕ ВОЖЕ

По прошествии немногих дней татары переправились на эту сторону реки и, нахлестывая коней своих и закричав на своем языке, пошли рысью, и ударили на наших. А наши ринулись на них: с одной стороны Тимофей окольничий, а с другой стороны — князь Даниил Пронский, а князь великий ударил в лоб татарам. Татары же сразу побросали копья свои и побежали за реку за Вожу, а наши стали преследовать их, рубя и коля, и великое множество перебили их, а многие из них в реке утонули. И вот имена убитых князей их: Хазибей, Коверга, Карабулук, Костров, Бегичка.

А когда приспел вечер, и зашло солнце, и померк свет, и наступила ночь, и сделалось темно, то нельзя было гнаться за ними за реку. А на другой день с утра стоял сильный туман. А татары, как побежали вечером, так и продолжали бежать в течение всей ночи. Князь же великий в этот день только в предобеденное время пошел вслед за ними, преследуя их, а они уже далеко убежали. И наехали в поле на брошенные становища их, и шатры, и вежи, и юрты, и алачуги, и телеги их, а в них бесчисленное множество всякого добра, и все это брошено, а самих нет никого - все побежали в Орду.

Библиотека литературы Древней Руси. Том 6

 

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИОРДЫНСКОГО СОЮЗА РУССКИХ КНЯЖЕСТВ

До второй половины XIV столетия сюзеренитет Орды над Северо-Восточной Русью не оспаривался ни политическими деятелями, ни деятелями общественной мысли. Акты сопротивления татарам были связаны с междукняжескими конфликтами на Руси (князья могли оказываться в конфронтации с ханом, поддерживавшим их соперников), а не с осознанной борьбой на полное уничтожение зависимости. Лишь в «Повести о Михаиле Тверском» (1319-1320) можно усмотреть мысль о временном характере татарского господст­ва над Русью, но проводится она крайне завуалированно, в виде наме­ка, путем использования примеров из истории Древнего Рима и Ви­зантии.

Но с началом в Орде замятни сложилась принципиально новая ситуация. Во-первых, обычным стало положение, когда в Орде было два «царя» (а временами и более). Во-вторых, самым могущественным политиком в этом государстве стал (впервые) человек, не принад­лежавший к «царскому» роду. «Цари» при нем превратились в марионе­ток, которых Мамай менял по своему усмотрению. На Руси такая ситуация осознавалась очень четко. Хан, от лица которого правил Ма­май, мог быть пренебрежительно назван «Мамаевым царем», прямо говорилось, что Мамай «у себе въ Ордe посадилъ царя другаго». Полновластие Мамая особо подчеркнуто в следующих летописных ха­рактеристиках: «...царь ихъ не владеяше ничимъ же, но всяко старьишинство держаше Мамай»; «Некоему убо у них худу цесарюющу, но все деющу у них князю Мамаю».

Таким образом, к 1374 г. уже более десятилетия государственное устройство Орды находилось в «ненормальном» состоянии: цари реаль­ной властью не обладали, она принадлежала узурпатору. После того как к этому факту добавилось стремление Мамая передать великое княжение Михаилу Тверскому и, наконец, потеря им Сарая, в Моск­ве решились, вероятно, в ответ на денежный «запрос», пойти на раз­рыв и не соблюдать с незаконным, ненадежным в плане поддерж­ки великого князя и к тому же не контролирующим всю террито­рию Орды правителем вассальных отношений.

В ноябре 1374 г. в Переяславле состоялся княжеский съезд. Счи­тается, что на нем русские князья договорились о совместной борьбе с татарами. Вероятно, что решения съезда касались все же более ши­рокого круга вопросов, речь шла о совместных действиях вообще, в том числе и против Орды. Отношения с последней при этом, скорее всего, строились так, как это зафиксировано в следующем году в договоре Дмитрия с Михаилом Тверским: «А с татары оже будет нам миръ, по думе. А будет нам дати выход, по думe же, а будет не дати, по думе же. А пойдут на нас татарове или на тебе, битися нам и тобе с единого всемъ противу их. Или мы пойдем на них, и тобе с нами с единого пойти на них». С одной стороны, здесь допускается возмож­ность мирных отношений с Ордой и уплаты выхода. С другой, это первый дошедший до нас факт договорного закрепления обязательств о совместных военных действиях против Орды, причем как оборони­тельных, так и наступательных.

В марте 1375 г. состоялся еще один княжеский съезд, место прове­дения которого неизвестно. Во время него Василий, сын Дмитрия Нижегородского, попытался ужесточить содержание Сарайки и его людей; татары оказали сопротивление (у них не было отнято оружие) и были перебиты. Во время схватки Сарайка выстрелил в епископа Дионисия, но стрела лишь задела мантию. В ответ на избиение посольства отряды Мамая повоевали нижего­родские волости - Киш и Запьянье.

Тем временем к Михаилу Тверскому перебежали Иван Васильевич, сын последнего московского тысяцкого Василия Вельяминова (умер­шего в 1374 г.) и Некомат Сурожанин. Михаил отправил их в Орду, и вскоре оттуда пришел посол Ачихожа (тот самый, что ходил с Дмитри­ем Нижегородским на Булгар в 1370 г.) с ярлыком тверскому князю на великое княжение владимирское. В ответ на Тверь двинулось невиданное по масштабам войско. Перечень участвовавших в походе кня­зей дает возможность определить круг участников Переяславского съезда, т.е. князей, договорившихся о совместных действиях и приз­нававших верховенство Москвы. Это (помимо самого Дмитрия Ивано­вича и его двоюродного брата Владимира Андреевича Серпуховского) суздальско-нижегородский князь Дмитрий Константинович, его сын Семен и братья - Борис и Дмитрий Ноготь, ростовские князья Андрей Федорович и Василий и Александр Константиновичи, князь Иван Васильевич из смоленской ветви (правившей, в Вязьме), ярославские князья Василий и Роман Васильевичи, белозерский князь Федор Рома­нович, кашинский князь Василий Михайлович (перешедший на сторону Москвы), моложский князь Федор Михайлович, стародубский князь Андрей Федорович, князь Роман Михайлович Брянский (Брянском он тогда уже не владел, тот был в руках Ольгерда), новосильский князь Роман Семенович, оболенский князь Семен Константинович и его брат тарусский князь Иван. Таким образом, сюзеренитет Дмитрия Ива­новича признавали не только все княжества Северо-Восточной Руси (кроме Тверского, за исключением его кашинского удела), но также князья трех верховских княжеств Черниговской земли (новосиль-ского, оболенского и тарусского), Роман Михайлович, считавшийся великим князем черниговским и вяземский князь. Последний перешел под руку Дмитрия еще в 1371 г., когда его дядя и сюзерен - великий князь смоленский Святослав Иванович был союзником Литвы. Но в 1375 г. Святослав уже являлся союзником Дмитрия, поэтому если Иван и терял на некоторое время контроль над Вязьмой, к середине 70-х гг. он его наверняка вернул.

В результате похода Михаил Тверской признал себя «молодшим братом» Дмитрия Ивановича, а великое княжение - его «отчиной»: «А вотчины ти нашие Москвы, и всего великого княженья, и Новагорода Великого, блюсти, а не обидети. А вотчины ти нашие Москвы, и всего великого княженья, и Новагорода Великого, под нами не искати, и до живота, и твоим детем, и твоим братаничем»…

В начале 1377 г. соединенные силы Московского и Нижегород­ского княжеств (московскую рать возглавлял сын Корьяда-Михаила Гедиминовича Дмитрий Боброк, перешедший на службу в Москву, нижегородскую - сыновья Дмитрия Константиновича Василий и Иван) отправились в поход «на Болгары»…

Очевидно, что в отношении ордынских «князей» великий князь московский действовал так же, как в отношении русских князей. Фак­тически он попытался как бы занять в отношении первых место, какое занимал правитель Орды. Однако видеть здесь стремление Дмитрия стать равным «царю» было бы рискованно - скорее подобными дейст­виями великий князь ставил себя на один уровень с Мамаем, семью годами ранее приводившим Волжскую Булгарию к покорности.

Летом того же года московско-нижегородское войско (московскую часть возглавляли воеводы, нижегородскую - Иван Дмитриевич), ожидая нападения пришедшего из Заволжья «царевича» Арабшаха (Арапши), пропустило удар татар из Мамаевой Орды и потерпело по­ражение на р. Пьяне (Иван Нижегородский погиб), вслед за чем ордын­цы разорили Нижний Новгород. В том же году Арабшах повоевал Засурье.

Воодушевленный успехом, Мамай летом 1378 г. решил нанести удар непосредственно по Московскому княжеству, направив на Дмит­рия Ивановича сильное войско под командованием Бегича. 11 августа на р. Воже, в пределах Рязанской земли, московско-рязанское войско нанесло Мамаевым татарам сокрушительное поражение. Несколько ранее, в конце июля, ордынцам вновь удалось разорить Нижний Нов­город. Остается, впрочем, неясным, были ли это татары из Мамаевой Орды.

В отместку за поражение на Воже Мамай напал в том же году на Рязанскую землю. Ее столица Переяславль-Рязанский был сожжен, а великий князь рязанский Олег Иванович спасся, бежав за Оку.

Горский А.А. Москва и Орда

histrf.ru

Битва на реке Воже - WikiVisually

1. Рязанская область – Ryazan Oblast is a federal subject of Russia. Its administrative center is the city of Ryazan, which is the oblasts largest city, the Ryazan Region is located in the center of the European part of Russia, in a decline between the Central Russian and Volga ravines in the central part of the Russian Plain. It stretched for 220 kilometers from north to south and 259 kilometers from west to east, the lowest elevation is located on the banks of the Oka at the border with the Vladimir region -76 meters. In terms of geography, Ryazan Oblast lies in the central part of the Russian Plain between the Central Russian and Volga uplands. The terrain is flat, with a highest point of no more than 300 m above sea level, soils are podzolic and boggy on the left bank of the Oka, changing southward to more fertile podzolic and leached black-earths. In the humidified plains north of the region and east of the Moksha River and Tsna River, explored 1062 deposits with a total reserves of 222 million tons. In the bowels of the part of the region there are layers of brown coal near the coal basin of the Moscow region. Explored 23 deposits of coal with a total reserves of 301.6 million tons. The largest available reserves are in Skopinsky District, coal mining was carried out from the middle of the XIX century and was completely discontinued in 1989. Sapropel reserves in 52 reservoirs amount to 81 million m³, the region has explored deposits of phosphorites, gypsum, brown iron ore, glass and quartz sands in the Miloslavsky and Kasimovsky districts. The average January temperature is -10.6 °C, July +19.7 °C, precipitation is about 550 mm per year, maximum in summer, 25-30% of all precipitation falls in the form of snow. The vegetation period lasts about 180 days, in the region, six meteorological stations of Roshydromet. The duration of the season is 212 days Most of the Ryazan Oblast lies within the. Most of the rivers belong to the Volga basin, the main river of the region is the Oka with tributaries of Pra, Gus, Pronya, Pora, Moksha. In the south of the region are the sources of the Voronezh River, there are many lakes in the Meshchera Lowlands. A large group of Klepikovski lakes stands out, on the shores of the Oka, there are a lot of lakes. The Ryazan region is located in the subtaiga and the forest-steppe zones, forests occupy about 1/3 of the territory, they are pine in the north-west, broad-leaved-pine in the north and southeast. In the south-west are areas of broad-leaved forests, in the extreme south-west - steppe vegetation

2. Золотая Орда – The Golden Horde was a Mongol and later Turkicized khanate established in the 13th century and originating as the northwestern sector of the Mongol Empire. With the fragmentation of the Mongol Empire after 1259 it became a functionally separate khanate and it is also known as the Kipchak Khanate or as the Ulus of Jochi. After the death of Batu Khan in 1255, his dynasty flourished for a century, until 1359. The Hordes military power peaked during the reign of Uzbeg, who adopted Islam, the territory of the Golden Horde at its peak included most of Eastern Europe from the Urals to the Danube River, and extended east deep into Siberia. In the south, the Golden Hordes lands bordered on the Black Sea, the Caucasus Mountains, the khanate experienced violent internal political disorder beginning in 1359, before it briefly reunited under Tokhtamysh. However, soon after the 1396 invasion of Timur, the founder of the Timurid Empire, at the start of the 15th century the Horde began to fall apart. By 1466 it was being referred to simply as the Great Horde, within its territories there emerged numerous predominantly Turkic-speaking khanates. These internal struggles allowed the northern state of Muscovy to rid itself of the Tatar Yoke at the Great stand on the Ugra river in 1480. The Crimean Khanate and the Kazakh Khanate, the last remnants of the Golden Horde, in any event, it was not until the 16th century that Russian chroniclers begin explicitly using the term Golden Horde to refer to this particular successor khanate of the Mongol Empire. The first known use of the term, in 1565, in the Russian chronicle History of Kazan, applied it to the Ulus of Batu and its left wing was referred to as the Blue Horde in Russian chronicles and as the White Horde in Timurid sources. Western scholars have tended to follow the Timurid sources nomenclature and call the left wing the White Horde, the khanate apparently used the term White Horde to refer to its right wing, which was situated in Batus home base in Sarai and controlled the ulus. However, the designations Golden Horde, Blue Horde, and White Horde have not been encountered in the sources of the Mongol period. At his death in 1227, Genghis Khan divided the Mongol Empire amongst his four sons as appanages, Jochi was the eldest, but he died six months before Genghis. In 1235, Batu with the great general Subedei began an invasion westwards, first conquering the Bashkirs, from there he conquered some of the southern steppes of present-day Ukraine in 1237, forcing many of the local Cumans to retreat westward. The military campaign against the Kypchaks and Cumans had started under Jochi, by 1239 a large portion of Cumans were driven out of the Crimea peninsula, and it became one of the appanages of the Mongol Empire. The remnants of the Crimean Cumans survived in the Crimean mountains, moving north, Batu began the Mongol invasion of Rus and for three years subjugated the principalities of former Kievan Rus, whilst his cousins Möngke, Kadan, and Güyük moved southwards into Alania. Using the migration of the Cumans as their casus belli, the Mongols continued west, raiding Poland and Hungary and culminating in the battles of Legnica, in 1241, however, Ögedei Khan died in the Mongolia homeland. Batu turned back from his siege of Vienna to take part in disputing the succession, the Mongol armies would never again travel so far west

3. Мурза – Mirza or Mirzā is a historical title of Persian origin, denoting the rank of a high nobleman or Prince. It is usually defined in English as a royal or imperial Prince of the Blood, today, Mirza is used as a name to identify patriarchal lineage to royal aristocracies of Eastern Europe, Central Asia, and the Indian Subcontinent. Historically, it was used as a title by and signified patriarchal lineage to the families of the Turkish Empire, Persia, Circassia, Shirvan, Mughals. It was also a title bestowed upon members of the highest aristocracies in Tatar states, under Catherine the Great, empress of Russia, the Mirzas gained equal rights with the Russian nobility due to their extreme wealth. In return, the Mirzas financed her Russo-Turkish war against the Ottoman Empire, abdul Mirza was given the title Prince Yusupov, and his descendant Prince Felix Yusupov married Princess Irina Alexandrovna of Russia, the only niece of Tsar Nicholas II. The word Mīrzā is derived from the Persian term ‘Amīrzāde which literally means child of the ‘Amīr or child of the ruler in Persian, ‘Amīrzād in turn consists of the Arabic title ‘Amīr, meaning commander and Prince, and the Persian suffix -zād, meaning birth or lineage. Due to vowel harmony in Turkic languages, the alternative pronunciation Morza is also used, the word Mirza means royalty in almost every old version of Persian, Arab, Caucasian, Turkish and Indian languages. Variant spellings in English include mirzya, miriza, mirize, mirze, morsey, mursay, murse, meirsa, mirzey, mursi, murze, the titles themselves were given by the Kings, Sultans and Emperors to their sons and grandsons, or even distant kins. Noblemen loyal to the kings also received this Title, although their usage differed, the title itself came from the title emir. Emir, meaning commander or Prince, -derived from the Semitic root Amr, originally simply meaning commander or leader, usually in reference to a group of people. It came to be used as a title of governors or rulers, usually in smaller states, the word entered English in 1595, from the French émir. Gasim Mirza Kavus Mirza Abu Bakr Mirza In the Indian Subcontinent and it was adopted as part of ones name, implying relationship to the Turk dynasties like the Mughal Dynasty. In the traditional naming sequence of the Indian royal families, the title can be placed both before the name and after it, such as Prince Mirza Mughal or Prince Kamran Mirza. Prince Khusrau Mirza was the grandson of Emperor Babur, son of Emperor Jahangir, Emperor Akbar Shah II was known as Prince Mirza Akbar before his coronation. Emperor Babur took the title of Padishah on 6 March 1508. Mirza Zahiruddin 1523–1530, first Mughal Emperor, Mirza Nasiruddin 1530–1539 & 1554–1555, second Mughal Emperor. Mirza Jalaluddin 1555–1605, third Mughal Emperor, Mirza Nuruddin 1605–1627, fourth Mughal Emperor. Mirza Khurram 1627–1658, fifth Mughal Emperor, Mirza Muhiuddin 1658–1707, sixth Mughal Emperor

4. Нойон – Noyon, noyan, nayan was a title of authority in the Mongol Empire and later periods. In modern Mongolic the word is used as a form of similar to Mister or Monsieur. Initially, it was a term for a commander in the army of Genghis Khan. During conquests, noyons used to receive territories for administration and they effectively became aristocracy, noyans were above the ordinary Mongols in social rank but below the descendants of Genghis and his brothers. They were sometimes called emir or bey in the Ulus of Jochi, the Ilkhanate, usually notable persons are referred to followed Noyan, similarly to the usage of the title Khan, e. g. Jebe Noyan, Chormaqan Noyan, Sali Noyan and Karik Noyan. The Qing Dynasty, which ruled Mongolia from 1694 to 1911, entrusted rule in Mongolia to the descendants of Genghis Khan, the term noyon in this epoch acquired the connotation of nobleman, since Mongolia was mostly at peace. After 1921 the word darga replaced the aristocratic noyon as the term for officials, many noyons were executed and/or arrested during the Great Purge in Mongolia

5. Монгольское нашествие на Русь – As part of the Mongol invasion of Europe, the Mongol Empire invaded Kievan Rus in the 13th century, destroying numerous cities, including Ryazan, Kolomna, Moscow, Vladimir, and Kiev. The campaign was heralded by the Battle of the Kalka River in May 1223, a full-scale invasion of Rus by Batu Khan followed, from 1237 to 1240. The invasion was ended by the Mongol succession process upon the death of Ögedei Khan, all Rus principalities were forced to submit to Mongol rule and became part of the Golden Horde empire, some of which lasted until 1480. As it was undergoing fragmentation, Kievan Rus faced the unexpected eruption of a foreign foe coming from the mysterious regions of the Far East. For our sins, writes the Rus chronicler of the time, no one knew their origin or whence they came, or what religion they practiced. That is known only to God, and perhaps to wise men learned in books, the princes of Rus first heard of the coming Mongol warriors from the nomadic Cumans. In response to call, Mstislav the Bold and Mstislav Romanovich the Old joined forces and set out eastward to meet the foe. In the Secret History of the Mongols, the reference to this early battle is, Then he sent Dorbei the Fierce off against the city of Merv. He sent Subetei the Brave off to war in the North where he defeated eleven kingdoms and tribes, crossing the Volga and Ural Rivers, finally going to war with Kiev. The vast Mongol hordes of around 35,000 mounted archers, commanded by Batu Khan and Subutai, crossed the Volga River and it took them a year to extinguish the resistance of the Volga Bulgarians, the Cumans-Kipchaks, and the Alani. In November 1237, Batu Khan sent his envoys to the court of Yuri II of Vladimir, a month later, the hordes besieged Ryazan. After six days of battle, the city was totally annihilated. Alarmed by the news, Yuri II sent his sons to detain the invaders, having burnt down Kolomna and Moscow, the horde laid siege to Vladimir on February 4,1238. Three days later, the capital of Vladimir-Suzdal was taken and burnt to the ground, the royal family perished in the fire, while the grand prince retreated northward. Crossing the Volga, he mustered a new army, which was annihilated by the Mongols in the Battle of the Sit River on March 4. Chinese siege engines were used by the Mongols under Tului to raze the walls of Russian cities, the most difficult to take was the small town of Kozelsk, whose boy-prince Vasily, son of Titus, and inhabitants resisted the Mongols for seven weeks, killing 4,000. As the story goes, at the news of the Mongol approach, the town of Kitezh with all its inhabitants was submerged into a lake. The only major cities to escape destruction were Novgorod and Pskov, the Mongols were advancing on Novgorod but unexpectedly turned back at the site mentioned as Ignach Cross, of which the exact location is not known

wikivisually.com

Битва на реке Воже

А в Рязани… ;)

За военно- спортивную подготовку, здоровый образ жизни, православные ценности и культуру! Вот под таким девизом прошла наша поездка в Рязань 10-11 июля 2013 года. Как всегда, до последнего не было известно, сколько будет выходных дней: один или два. Изначально мы рассчитывали только на субботу. К вечеру пятницы выяснилось, что выходных будет два. В это трудно поверить! Поужинав и собрав последние силы после трудового дня, мы стартовали по московскому шоссе в сторону Рязани, в ночь. Рязань находится в 450км от Нижнего Новгорода, но утром нам надо быть там! Тяжело только решиться, собраться, загрузиться… а с первых метров движения уже появляются силы и ощущение путешествия. Путешествие – это диагноз!

Выехали в 19.00, во втором часу ночи добрались до Рязани. Дорога НН – Муром – Касимов – Рязань находится сейчас в приличном состоянии и никаких проблем не вызвала. Единственный сдерживающий момент – это пробка на границе Нижегородской и Владимирской области. Так называемый ремонт моста через Клязьму длится уже 1,5 месяца: за это время насыпали одну кучку щебенки, а автомобили вынуждены еле плестись по перегороженной полосе моста. Ремонт по-русски.. Какой смысл перекрывать мост, если работ никаких не ведется? Даже техники нет, людей.. Какие-то грандиозные планы, технологии, сметы – а в проигрыше оказывается только водители! Да, российские дороги не перестилают удивлять! А зачем нужна в Муроме объездная? Тоже какая-то «вечная стройка».. А, главное, я не понимаю, зачем? В Нижнем – да, нужна объездная, а Муроме –то что «объезжать»? Вот так мы, постояв немного в пробке перед Гороховцом, послушав дальнобойщиков, в целом очень быстро добрались до Рязани. А город словно столица – не спит! Второй час ночи – а по проспектам ходит бодрая молодежь, и носятся спорткары типа Митцубиси Лансер и Мазды 3. ))

А в Рязани, а в Рязани…мы купили в магазине продуктов (перекусить после дальней дороги) и решили собрать последние силы, чтобы доехать до места нашего путешествия. Исторического фестиваля «Битва на Воже»! «С 7 по 13 августа в селе Глебово Городище Рыбновского района Рязанской области пройдёт XI Межрегиональный исторический фестиваль «Битва на Воже».

Благодаря сыну, который у нас не первый год отдыхает в Рязанской области, мы узнали о фестивале и месте его проведения – Глебовом Городище. Сюда из разных уголков страны съезжаются участники спортивных клубов, чтобы… продемонстрировать мастерство владения воинским оружием средневековой Руси. Я находила в сети сообщения, что нижегородцы были так же приглашены на фестиваль, но мы, к сожалению, нижегородцев среди участников не заметили..

Глебово городище - село в Рязанской губернии, на реке Воже. Здесь 11 августа 1378 года русские войска впервые разгромили отряды монголо татар. На мысе около западной окраины села Глебово-Городище действительно расположено древнее городище. «Здесь находится хорошо сохранившийся крепостной вал, внутри которого имеется сельская церковь XVII века, в двух верстах от городища находится урочище «Драконовские ворота». Место это, с защищенными валами и тайниками, до сих пор поражает, какой искусной воинской смекалкой обладали наши предки при выборе места для встречи с захватчиками.

Открытое пространство перед воротами ограничивается крутыми валами с одной стороны, обрывистым берегом Вожи - с другой. В 1939 году Драконовские ворота получили статус памятника республиканского значения и находятся под охраной государства. В 2003 году в день празднования 625 летия битвы на Воже близ села Глебово-Городище был открыт памятный монумент и ежегодно проводятся фольклорно-патриотические фестивали. Ландшафт действительно очень интересный.

Найти Глебово Городище не составляет труда даже ночью. На М5 есть отворотка с указателем «Поле Вожской битвы». А дальше указатели следуют через каждые пять километров. Мы заехали в центр села, где уже не первый день готовились к выступлению участники фестиваля. И «татары», и «войско Дмитрия Донского» находились в общем лагере, расположенном в низине… Нас тоже пригласили спуститься «к костру». Но мы скромно отказались и стали искать место для парковки. Было уже 2 часа ночи! Я предложила мужу остановиться «тут на площадке», но он, проявив пророческие способности, сказал: «Завтра мы проснемся в самом эпицентре исторических событий!». – И оказался прав. Утром на «нашем» месте вовсю суетился народ, ярмарка была в полном разгаре. Мы выехали за окраину села в поле, перекусили и легли спать. )) Слава Богу!

В 8 утра солнце уже поднялось над крышами домов, мирно прогуливались коровки,… а на въезде в село был виден инспектор ДПС, который командовал приезжающими автомобилями. Проехали пожарные Уралы, «скорая», постепенно начали прибывать зрители. День обещал быть жарким!. Буквально через час вся поляна перед Глебовом Городищем была заставлена автомобилями из Рязани и Москвы. (нижегородских номеров мы не заметили.) Верхняя площадка начала работу даже раньше, чем было заявлено. Когда мы подошли, вовсю уже шла торговля народными промыслами, раскладывали столы и палатки мастера по ткачеству, работе с глиной, металлом, развернул свою экспозицию Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник «по итогам проведения раскопок в селе Глебово-Городище». Открылись палатки с едой и всякой всячиной. Тут –то мы и позавтракали. ;)

Фестиваль «Битва на реке Воже» мало разрекламирован в прессе, но хорошо подготовленный и интересный, всем советую приезжать с детьми. История как литература должны пронизывать душу до самого дна его страстного чувствилища. Только тогда понимание начнет из глубины менять человека… Я давно училась в школе, но мне не нравится то, что там делается. Учат много и не по делу. В школах нужно уделять больше внимания изучению отечественной истории, русской литературы. На мой взгляд, налицо катастрофическое незнание и непереживание истории. История России воспринимается как нечто внешнее, в лучшем случае – сюжет для телесериалов. А необходимо постижение духовного опыта предшествующих поколений с раннего возраста. Что из истории до восемнадцатого века, до петровских времен входит в память как свое? Пожалуй, ничего. Гоголь, конечно, написал «Тараса Бульбу», но спроси сейчас кого-нибудь о «Тарасе Бульбе» (которого в школе все читали): «А когда это произошло? В каком столетии? При каком царе? Какие события сопутствовали сюжету?», я думаю, больше половины затруднятся поместить это в конкретный исторический контекст. Будет у нас нарастать объем памяти о собственном прошлом, будет вырастать ощущение связанности с корнями.

Организаторы фестивальных мероприятий: региональное министерство культуры и туризма; министерство молодёжной политики, физической культуры и спорта Рязанской области; администрация Рыбновского района; Рязанский историко-архитектурный музей заповедник; Рязанская областная общественная организация «Федерация исторического фехтования» и Рязанский региональный общественный фонд содействия патриотическому воспитанию граждан «Служу отечеству». В Рязани традиционно уделяется серьезное внимание патриотическому воспитанию. Силой духа и любви к Отечеству пронизана вся история Рязани.

Экспозиция и реконструкция Битвы на реке Воже созданы с большой любовью. Большое спасибо всем, кто подготовил и провел это мероприятие! Получился очень душевный и добрый праздник, без лишнего пафоса, но с ощущением единения. Начался он по традиции с Литии. И вот над просторами реки Вожи разнеслись молитвенные песнопения. Торжественную часть праздника открыла эффектная и трогательная лития во славу русского воинства. Богослужение возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Павел.

Затем со звуков российского гимна начался праздничный митинг. Митрополит сказал теплые слова всем присутствующим: «Я рад, что вы так чутко реагируют на происходящее - это значит, что ваши сердца способны впустить добро…»

Центральным действом фестиваля стало театрализованное представление «Как на древней Вожской земле». Русь и Орда, как и шесть с лишним веков назад, снова встретились на поле боя, и мурза Бегич был обращен в бегство русским воинством во главе с Дмитрием Донским. Участие в реконструкции сражения приняли военно-исторические клубы из почти двадцати регионов России. Не смотря на 30 градусную жару войны бились отважно! Около 200 участников продемонстрировали мастерство владения оружием средневековой Руси, мечами, луками, представили исторические костюмы славян XI-XIV веков.

Интересно было смотреть на персонажей в средневековых одеждах. Мешковатая грубая, но она к лицу и девушкам, и юношам. «Настоящий доспех – это не кожа, не кольчуга, не пластины. Настоящий доспех – это халаты, куртки, то, что толстое, из многих слоев ткани сделано, которые как раз амортизируют. На самом деле, много бедных воинов, которые не могли себе позволить железо, ходили просто в куртках стеганых», - говорит Петр Яркин, участник исторической реконструкции Парни демонстрировали молодецкую удаль, силу, девушки — красоту, стать, умение двигаться.

После представления, на верхней площадке фестиваля гости тоже смогли помериться силой в старинных играх, попробовать себя в военных состязания, сфотографироваться в историческом фотоателье.

Например, сфотографироваться в костюме боярыни XIV века или в полном военном костюме – хоть русского воина, хоть золотоордынского. Здесь же можно было попробовать свои силы в ковке или в гончарном ремесле, пострелять из лука, покачаться на огромных качелях. А на развалах чего только ни продавали! Кованые побрякушки, оружие - мечи, ножи, копья, стрелы, меха, амулеты. Столов - много, и все можно брать в руки, рассматривать, можно пообщаться с продавцами. Мы бродили, заряжаясь атмосферой праздника. Программа «сцены из крестьянской жизни» - симпатичная и уютная. ))

Гостей праздника угощали не только блюдами русской кухни, сваренные прямо здесь на костре, поили травяными чаями, но и кормили из современной полевой кухни солдатской гречневой кашей с тушенкой. Надо сказать, уживалось такое соседство разных эпох вполне мирно.

С одной стороны - военные Уралы-вахтовки.. А с другой - рыцари в средневековых одеждах. Никому контраст военных достижений глаз не резал. Это – военно-исторический фестиваль, и все вехи истории по-своему интересны. Новые краски в программу праздника внесли выступление ансамбля песни и пляски Воздушно-десантных войск России, а также показательные полеты авиационной группы высшего пилотажа «Русские витязи». Группа из 4-х самолетов Cy-27 вдруг появилась в небе над Глебово-Городищем.

А на улице Глебова Городища… в это время играли фольклорные ансамбли: гусляры и странствующие музыканты folk LARK band. Главное для них: музыка, путешествия, общение с другими музыкантами, совместное творчество. Девушки играли задорно, много импровизировали. Никого не оставляли равнодушными!http://folklarkband.livejournal.com/544.html

Мне кажется, все приезжающие на этот фестиваль отмечают его теплую обстановку: «Спасибо за праздник, который вы организовали. Были на подобном мероприятии впервые. Очень увлекательно и интересно. Море позитивных эмоций. Появилось желание вступить в какой-нибудь исторический клуб занимающийся реконструкцией. Увлекаемся историей, в основном до 15-16 в.в. Сам всю жизнь работаю с металлом, по профессии сварщик.» В числе тех, кто помогал воссоздать прошлое, – Елена Хромова из военно-исторического клуба «Рось» г. Ярославля. Для нее «Битва на Воже» – как репетиция перед реконструкцией Куликовского сражения. «Я приезжаю на «Битву на Воже» уже третий год подряд. От многих подобных этот фестиваль отличается очень теплой обстановкой, дружелюбным отношением к новичкам в исторической реконструкции. В то же время он проходит на очень достойном уровне, здесь заботятся о правдоподобии. Замечательно, что сюда приходит так много зрителей: мы с удовольствием общаемся со всеми, кто обращается к нам с вопросами, знакомим людей с традициями и обычаями предков» – поделилась Елена Хромова.

Что особенно порадовало – не было курящих. Особенностью праздника в этом году было ужесточение требований. Курить на площадке строго запрещено. Не было и алкогольных напитков, кроме кваса и медовухи. Это, кстати, вписывается в исторические реалии. 635 лет назад сигарет на Руси вообще не существовало. В целом публика – очень интересная, доброжелательная и увлеченная. Много детей на празднике - им здесь настоящее раздолье!

Уезжать с этого красочного мероприятия нам действительно не хотелось.

В Глебово Городище стоит приехать и приятно провести время. Запасайтесь только пенками, раскладными стульчиками и зонтами. И следите за тем, чтобы не свалиться кубарем, потому что холм крутой, а стульчики складываются. ))

Но и тогда, когда на всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть, Я буду воспевать всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь» Сергей Есенин

В Рыбновском районе Рязанской области находится село Константиново, которое известно каждому россиянину с юных лет.. 3 октября 1895 года здесь родился великий русский поэт Сергей Есенин. В Константинове прошли детство и юность поэта. Место действительно очень живописное. (Не Михайловское, конечно, но тоже очень красивое..;) Есенин прожил короткую и насыщенную жизнь, почти полжизни его связано с Константиновым.

Чем больше читаешь, тем очевиднее становится, что верность Родине чаще всего имеет религиозное измерение. Как жаль, учителя биологии не могут привить любви к природе, а учителя астрономии - к звездному небу! Они пишут мелом на доске никому ненужные схемы. Вместо того, чтобы вселить в наши сердца чувства взаимной любви! Есенин, не заканчивавший педагогических институтов, оказался гораздо лучшим учителем для многих. И как же он был прав!

Луна хохотала, как клоун. И в сердце хоть прежнего нет, По-странному был я полон Наплывом шестнадцати лет. Расстались мы с ней на рассвете С загадкой движений и глаз…

Есть что-то прекрасное в лете, А с летом прекрасное в нас.

Мы посетили музей село Константиново, осмотрели все его экспозиции.

Паустовский писал: "Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара.. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки..» Пожалуй, я с ним соглашусь.

Рязань - очень хороший город! Уютный, красивый, недорогой. Приятно удивила нас и гостиница в Рязани. Мы остановились в гостинице «Ока». Недорогая гостиница предложила нам весь спектр услуг: просторный номер с высоченными потолками, удобства, холодильник, завтрак, включенный в стоимость, и даже бесплатный wi-fi. Таких цен не припомню с 2010 года. Вечером мы устроили себе праздничный ужин с шампанским

На второй день нашего путешествия у нас было запланировано посещение Кремля. Итак, мы стоим на Кремлёвском валу и смотрим на великолепный Рязанский Кремль. Таким им стал не вдруг, а сложился постепенно, в течение многих столетий. Не мало тяжелых бедствий пережила Рязань, не раз испытала разорения от врагов, но она выросла, окрепла и стала величественным замечательным городом. Как красивы и ухожены валы Рязанского Кремля!

Все-таки почему Рязань не включили в Золотое кольцо? Она бы заняла там достойное место.. Была бы моя воля, я бы Иваново исключила из Золотого кольца, а Рязань включила. Рязань – старинный город, с тысячелетней историей. «Предками современных рязанцев принято считать вятичей, представителей одного из славянских племен. Их проникновение на Рязанщину началось в конце I в. до н.э. В XII в. вятичи образовали самостоятельное княжество, центром которого стала Рязань (ныне археологический заповедник Старая Рязань). В 1237 г. Рязань была разорена монголо-татарами. Героическая оборона Рязани (Старой), первой встретившей полчища Батыя, и подвиг Евпатия Коловрата составляют яркую страницу Российской истории. После этого разрушения Старой Рязани, а также последующих нашествий кочевников, ее место в княжестве постепенно занимает Переяславль-Рязанский, унаследовавший с годами и название прежней столицы. Расцвет и наибольшее могущество Рязанского княжества обычно связывают с князем Олегом Ивановичем (1350-1402), с переменным успехом соперничавшим с московскими князьями. Особенности географического положения Рязанского княжества, вызывавшие необходимость постоянного лавирования между Ордой, Литвой и Москвой, определяли действия этого незаурядного воина и политика. После смерти Олега Ивановича его потомки не преуспели в противостоянии Москве, и Рязанское княжество в 1521 г. официально вошло в состав Московского государства. 29 февраля 1778 года Указом Екатерины II была образована Рязанская губерния. Тогда же Переяславль был переименован в Рязань.»

Гуляя по Кремлю, муж вдруг предложил прокатиться на теплоходике по Оке. Нам живущим в устье Оки – это кажется невероятным! ;) Совсем рядом с Кремлем находится пристань, с которой можно совершить речное путешествие по Оке. Знакомство с Рязанью у нас продолжилось с борта теплохода. Спасибо за хорошо организованную экскурсию.

После прогулки по Кремлю мы посетили музей ВДВ. Рязань – это столица ВДВ. Всем интересующимся историей ВДВ – стоит посетить, музей хороший. (4912) 20-94-58, 20-94-78

А еще в Рязани – грибы с глазами. Их едят, а они глядят. - Неужели ты не слышала этой поговорки? - Нет.. -Как же так! Вот теперь увидела. ))

В главном парке Рязани в День города открылся памятник «Грибы с глазами». Памятник совсем новый, появился вот только что, в первые выходные августа. Спешите видеть.;)

Слава Богу за все! За эту интересную поездку. Я испытала чувство настоящего отдыха и наполнение чем-то светлым, умным и вечным. Город – красивый, уютный, гостеприимный, сюда хочется приезжать снова и снова. Он никого не разочарует. Это город глазастых грибов, косопузых мужиков, Евпатиев Коловратов, Авдотий Рязаночек, героических генералов, мускулистых десантников, бородатых Циолковских и Солженицыных, романтических Есениных. Есть еще Скопин, Усадьба Дервиза, Строжиловский конный завод, Рязанский аквапарк и многое другое.

В селе Ильинка Скопинского района родился Захар Прилепин. Я думаю, что мы еще встретимся!

klukva.nnov.org

Битва на реке Воже — Википедия РУ

Битва на реке Воже — сражение между русской ратью под командованием Дмитрия Донского и войском Золотой Орды под командованием мурзы Бегича, произошедшее 11 августа 1378 года.

Со стороны ордынских войск князья-военачальники: Бегич, Хазибей, Кавергуй, Карабулук, Кострук, Бегичка. Численность ордынских войск историки оценивают в 10 тысяч человек[2].

Со стороны русских войск военачальники: великий князь Владимирский. Московский и Новгородский Дмитрий Иванович, Владимир Андреевич Серпуховской, Даниил Владимирович Пронский. Окольничий Тимофей Васильевич Вельяминов. Московские воеводы: Дмитрий Александрович Монастырев, Назар Данилович Кусаков и другие.

Маршрут ордынцев: Крым - Низовье р. Дона - среднее течение реки Вожи у сел Пальное и Глебово-Городище - Крым[3].

Предпосылки

Ход битвы

На реке Воже, притоке Оки, Дмитрию после успешной разведки планов противника удалось перекрыть брод, по которому татары собирались совершить переправу, и занять удобную боевую позицию на холме. Построение русских имело форму дуги; флангами руководили окольничий Тимофей Вельяминов и князь Данила Пронский (по другой версии, Андрей Полоцкий[4]).

Бегич не решился переходить реку на виду у русского войска и, по словам летописца, «стоял много дней». Тогда Дмитрий Иванович сам решил отойти от реки, «отдать берег» ордынцам, чтобы вынудить их к «прямому бою». Бегич попался в расставленную западню[5].

По версии историка военного искусства Разина Е. А., ордынцы так и не смогли переправиться через реку, блокированную русскими, и сделали это на флангах, а затем ударили с севера. В любом случае, натиск татарской конницы был отбит, и русские, сражавшиеся в полукруговом строении, перешли в контрнаступление. Ордынцы начали в беспорядке отступать; многие из них утонули в реке. Дальнейшего преследования и полного разгрома отступавшим удалось избежать благодаря наступлению темноты. На следующее утро был сильный туман, и только после того, как он рассеялся, русское войско форсировало реку и захватило брошенный ордынцами обоз. В битве погибли четверо ордынских князей и сам Бегич.

Последствия

Битва на Воже стала первой серьёзной победой войск Северо-Восточной Руси над большим войском Золотой Орды и имела большое психологическое значение. Была ликвидирована военная угроза нападения ордынцев в глубь Северо-Восточной Руси, Рязанского и Пронского княжеств. Она продемонстрировала уязвимость татарской конницы, которая не выдержала стойкой обороны и решительных ответных ударов. Для Мамая поражение на Воже от князя Дмитрия Ивановича стало серьёзным ударом, после которого он стал стремительно терять своё положение в пользу Тохтамыша, а также причиной разорения Рязанского княжества в 1379 году и похода на самого Дмитрия Ивановича в 1380 году, с существенным привлечением наёмников. Есть известие, будто советники Мамая говорили ему: «Орда твоя оскудела, сила твоя изнемогла; но у тебя много богатства, пошли нанять генуэзцев, черкес, ясов и другие народы»[6].

Высокую оценку битве на реке Воже дал в своих «Хронологических выписках» Карл Маркс:

«11 августа 1378 года Дмитрий Донской совершенно разбил монголов на реке Воже (в Рязанской области). Это первое правильное сражение с монголами, выигранное русскими»

[7]

Существует версия (В. А. Кучкин), согласно которой рассказ о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а именно к битве на реке Воже, и связан в житии святого с Куликовской битвой уже впоследствии, как с более глубоким событием[8]. Среди погибших в битве на Воже упоминается Дмитрий Монастырёв, о гибели которого известно также в Куликовской битве.

В отместку за поражение ордынского войска на Воже, где приняли участие рязанские войска под командованием Даниила Владимировича Пронского, хан Мамай уже в сентябре 1378 года предпринял поход и разорил Переслав-Рязанский, Дубок и их волости.

Погибли

Памятники

  Глебово-Городище. Успенский храм
  • В селе Глебово-Городище, неподалёку от реки Вожи установлен памятник защитникам русской земли, представляющий собой воткнутые в землю пики с установленными на них с трёх сторон щитами, на которых располагаются гербы Рязанского, Московского и Пронского княжеств, смотрящие каждый в сторону своей земли. Надпись на пьедестале гласит:
  Отвагой наших предков мы горды

Победа нам была всего дорожеКогда впервые полчища ОрдыРазбила Русь на легендарной Воже.

 
  • Ежегодно в начале августа на месте сражения проходит праздник «Битва на реке Вожа», в ходе которого силами исторических клубов проводится реконструкция битвы. Этому предшествует фестиваль исторических клубов «Вожская битва»
  • В честь победы русского войска Димитрием Донским были заложены два Успенских храма. Один — прямо на месте сражения среди валов Глебова-Городища, вторым стал Кафедральный собор в Коломне.

Примечания

  1. ↑ «Мир истории. Русские земли в XIII—XV веках», Греков И. Б., Шахмагонов Ф. Ф., «Молодая Гвардия», М., 1988
  2. ↑ Ю.В. Селезнев. "Русско-ордынские конфликты в XIII-XV веков". Приложение № 66. стр. 97-98.
  3. ↑ Там же.
  4. ↑ Александров Д. Н., Володихин Д. М. Борьба за Полоцк между Литвой и Русью в XII—XVI веках. М.,1994. Архивная копия от 25 августа 2011 на Wayback Machine
  5. ↑ Каргалов В. В. Конец ордынского ига — М.: Наука, 1980
  6. ↑ Соловьёв С. М. Сочинения: В 18 кн. — М.: Голос; Колокол-Пресс, 1993—1998. «История России в древнейших времён», гл.7.
  7. ↑ Архив Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Т. VIII. М., 1946. С. 151.
  8. ↑ В. А. Кучкин. Антиклоссицизм // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2002. 2003. № 1 (11). С. 114—115.
  9. ↑ ПОВЕСТЬ О БИТВЕ НА РЕКЕ ВОЖЕ
  10. ↑ ЛЕТОПИСНАЯ ПОВЕСТЬ О КУЛИКОВСКОЙ БИТВЕ

Ссылки

http-wikipediya.ru

Битва на Воже

Битва на Воже

Вожа - битва 11 августа 1378 г.  между русской ратью и золотоордынским войском (Нашествие Бегича, 1378). 

Вожа - река (приток Оки), в районе которой 11 августа 1378 г. произошла битва между русской ратью под командованием московского князя Дмитрия Ивановича и золотоордынским войском под командованием мурзы Бегича. Войско Бегича было послано на Русь Мамаем с карательными целями. Благодаря разведке Дмитрий Иванович сумел определить направление движения Бегича и блокировать ему брод на реке Вожа. Русские заняли удобную позицию на холме, с которого хорошо просматривалась вся местность. Не имея возможности использовать фактор внезапности, Бегич три дня не решался начать переправу. Наконец, 11 августа 1378 г. конница Бегича начала переправляться через Вожу и устремилась на русское войско, пытаясь охватить его с флангов.

Однако надежды Бегича на то, что его стремительный натиск вызовет панику в войсках Дмитрия, не сбылись. Русские полки, построенные полукругом, стойко отбили натиск, а затем контратаковали конницу Бегича. Не ожидав встретить столь решительный отпор, золотоордынцы в беспорядке отступили, бросив свой обоз. Во время бегства многие воины утонули в реке. Наличие конницы и наступившая ночь позволили остаткам войска Бегича оторваться от преследования и избежать полного разгрома.

Битва на Воже стала первой серьезной победой русских над большим войском Золотой Орды. Это сражение показало, что ордынская конница сильна лишь в первый момент боя, но не выдерживает стойкой обороны и решительных контрударов. Победа на Воже означала открытый вызов московского князя Дмитрия Ивановича золотоордынскому властителю Мамаю, который спустя два года сам двинулся на Русь (см. Куликовская битва).

Использованы материалы кн.: Николай Шефов. Битвы России. Военно-историческая библиотека. М., 2002. 

Далее читайте:

Весь мир в XIV веке (хронологическая таблица).

Русь в XIV веке (хронологическая таблица).

 

 

www.hrono.ru