§ 3. Создание Союза Советских Социалистических Республик. Создание ссср


Создание СССР

Создание СССР проходило, по мнению многих историков, достаточно болезненно. В стране недавно закончилась Гражданская война, последствия которой были довольно тяжелыми. Вопрос о формировании единой административно-территориальной структуры встал очень остро.

В тот период РСФСР занимала порядка 92% всей территории государства. Население этой территории впоследствии составило около 70% СССР. Восемь оставшихся процентов площади занимали республики Белоруссия, Украина, а также Закавказская Федерация, которая в 22-м году объединила Армению, Грузию и Азербайджан. Кроме того, на востоке государства была сформирована Дальневосточная республика. Ее управление осуществлялось из Читы. В Средней Азии в то время было две республики: Бухарская и Хорезмская.

Предпосылки создания СССР

Страна тяжело переживала последствия Гражданской войны. Создание СССР позволило бы аккумулировать и направить имеющиеся ресурсы на восстановление государства. Это, в свою очередь, способствовало бы развитию экономики, национальных, культурных отношений. Кроме того, создание СССР позволило бы начать избавляться от недочетов в развитии ряда республик. Необходимо учитывать, что территория государства была окружена разными странами, часто враждебно настроенными. Этот факт оказал немаловажное влияние на объединение республик.

История создания СССР

Для концентрации ресурсов и усиления централизации механизма управления в ходе Гражданской войны в июне 1919 года Украина, РСФСР и Белоруссия объединились в союз. Таким образом, появилась возможность объединить все вооруженные силы и ввести централизованное командование. При этом от каждой республики были представлены делегаты в органы государственной власти.

Вместе с этим соглашение об объединении указанных республик в союз предусматривало переподчинение отдельных республиканских отраслей транспорта, финансов и промышленности соответствующим наркоматам. Новое государственное формирование в историю вошло под названием "договорная федерация". Особенностью этого объединения являлось то, что российские органы по управлению стали функционировать в качестве единственных представителей верховной государственной власти. А республиканские коммунистические партии были включены в состав РКП(б) в качестве всего лишь областных партийных организаций.

В скором времени начались разногласия между московским центром управления и республиками. Последние в результате объединения были лишены возможности принимать решения самостоятельно. Вместе с этим независимость республик в отрасли управления декларировалась официально.

Предпосылками к возникновению и развитию конфликта явились неопределенности границ центральных и республиканских полномочий. Кроме того, нередко провоцировали саботаж принятые центральными органами и не нашедшие понимания у республиканских властей решения в сфере экономики.

В результате с целью кардинального преломления ситуации была создана комиссия, в состав которой вошли представители республик. Председателем ее стал Куйбышев. Заняться разработкой проекта по автономизации республик было поручено Сталину.

К середине 22-го года было образовано шесть республик: Российская, Грузинская, Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Украинская. В мае 1922-го года была сформирована комиссия "по уточнению взаимоотношений между Украиной и Россией". Впоследствии этот вопрос рассматривался и относительно других республик.

В 1922 году, 30 декабря был открыт Первый Съезд Советов СССР.

Создание СССР, по мнению ряда исследователей, благотворно повлияло на развитие различных сфер жизни (здравоохранения, культуры, образования и прочих). Новое государство объединило порядка 185 народностей и национальностей. Процесс объединения в многонациональное государство не противоречил интересам населявших территорию страны народов. Консолидация дала возможность молодой державе занять одно из ведущих мест в мировом геополитическом пространстве.

fb.ru

§ 3. Создание Союза Советских Социалистических Республик

Развитие федеративных отношений между независимыми советскими республиками, создание ЗСФСР, становление Российской Федерации подготовили образование Союза Советских Социалистических Республик, завершившее определенный этап развития национально-государственного строительства в стране.

Советские республики, попробовавшие разной формы связи между собой, на практике убедились в полезности и даже необходимости более многогранного объединения. К нему их звала, в первую очередь, экономика: исторически сложившееся разделение труда между отдельными экономическими районами, единство железнодорожной и водной сети, скудность материальных и финансовых ресурсов каждой из республик в отдельности, требовавшая их интеграции для наиболее рационального использования. К 1922 г. экономическое объединение республик уже достигло больших успехов. Вместе с тем хозяйственные связи между ними не были еще достаточно полными и единообразными. Взаимоотношения между соответствующими органами республик были усложненными и запутанными и не позволяли в необходимой мере достичь единства экономической политики. Строить социалистическую экономику в таких условиях было невозможно. Надо было создать по-настоящему единый аппарат управления, обеспечивающий формирование единого хозяйства, регулируемого общим планом.

Среди причин образования СССР важное место занимали также внешние факторы, угроза новой военной интервенции, экономическая изоляция Советской страны, попытки дипломатического нажима Запада на советские республики. К 1922 г. централизация руководства обороной страны была налицо. Определенные успехи были достигнуты и в объединении республик по линии дипломатической и внешнеторговой. Однако полного единства здесь пока не было. А послевоенная обстановка выдвигала на первый план именно это требование.

Наконец, перехода к новым формам отношений требовала и необходимость укрепления дружбы народов, устранения проявлений шовинизма и национализма. Сама природа Советской власти, интернациональной по своей сущности, объективно сплачивала народы, но несовершенство форм отношений между республиками, сложившихся к 1922 г., порождало определенные трения. Нужно было переходить к новой, более совершенной форме государственного единства Советской страны.

Процесс преобразования федеративных отношений между советскими республиками начался весной 1922 г. В советской литературе обычно дело изображалось так, что этот процесс был естественным результатом объединительного движения народов. Конечно, за 5 лет, прошедших после Октября, народы убедились, что раздельное существование национальных республик ни к чему хорошему не приведет. Все более крепла вера, что спасение и развитие страны возможны только в условиях объединения разрозненных национальных районов. Однако каких-либо проявлений объединительного движения в начале 1922 г. как будто бы не наблюдалось. Во всяком случае собраний, митингов, демонстраций, выступлений в печати с требованием создать более совершенную форму федерации не отмечается. Наоборот, документы показывают, что инициатива изменения этих форм пошла не снизу, а в определенной степени сверху, притом весьма своеобразно. Начали движение не массы, а чиновники, притом как раз не в направлении к централизации, а в сторону ограждения прав республиканских органов управления от директив центра.

11 марта 1922 г. Политбюро ЦК КП(б)У вынесло развернутое решение по вопросу о взаимоотношениях между РСФСР и УССР в связи с претензиями украинских наркоматов к наркоматам и Совнаркому России по поводу нарушений последними договоров и соглашений между УССР и РСФСР, касающихся полномочий органов управления. То есть речь шла не об укреплении объединения республик, а, напротив, как бы об ограждении независимости Украины, в сущности же даже не самой Украины, а ее руководства. Однако на деле все это обернулось против авторов инициативы, потому что процесс развития отношений привел как раз к дальнейшей централизации, правда, не в рамках РСФСР, а в рамках нового объединения - Советского Союза. В ответ на демарш Украинского ЦК Политбюро ЦК РКП(б) 16 марта приняло решение о создании специальной комиссии из представителей УССР и РСФСР для изучения проблемы.

В "Истории государства и права Украинской ССР" события изображаются так, как будто инициатором их была РКП(б), а не Украинский ЦК <*>. В действительности, как видим, дело обстояло как раз наоборот. В данном случае инициатива исходила не из Москвы, а из Харькова - тогдашней столицы Украины.

--------------------------------

<*> См.: История государства и права Украинской ССР. Том второй. 1917 - 1937. Киев, 1987. С. 113.

В ходе работы названной комиссии встал вопрос о несовершенстве не только отношений между РСФСР и Украиной, но и системы связей между всеми республиками. В июле 1922 г. Закавказский крайком партии поставил вопрос о взаимоотношениях РСФСР с Закавказской Федерацией. Становилось ясным, что проблему взаимоотношений республик пришла пора решать во всей полноте, принципиально, не ограничиваясь отдельными аспектами и двусторонними переговорами.

Но новая форма государственного единства Советской страны была найдена не сразу.

Некоторые руководящие работники РСФСР и других республик считали, что вопрос об укреплении связей между независимыми советскими республиками должен быть решен путем вступления союзных республик в состав РСФСР и даже путем превращения всей Советской страны в унитарное государство.

Высказывалась и прямо противоположная точка зрения: выделить из РСФСР все автономные республики и дать им права союзных. Некоторые республиканские работники шли еще дальше, предлагая объединить советские республики на основе конфедерации, что означало ослабление государственного единства Советской страны по сравнению с уже достигнутым.

11 августа 1922 г. Оргбюро ЦК РКП(б) создало комиссию для подготовки к Пленуму ЦК вопроса о взаимоотношениях республик. В сентябре комиссией был рассмотрен и единогласно принят проект, разработанный И.В. Сталиным, предусматривавший включение Белоруссии, Украины, Закавказья в РСФСР в качестве автономных республик. Это был известный проект "автономизации" союзных республик. Проведение его в жизнь означало бы умаление прав союзных с РСФСР советских государств, подчинение их России. Не случайно этот проект вызвал определенные возражения в партийных органах некоторых республик. Материалы обсуждения проекта в республиках были пересланы больному Ленину, результатом чего явилось письмо Владимира Ильича членам Политбюро, где он сформулировал свою идею образования СССР. В письме, написанном 26 сентября 1922 г., Ленин предлагал объединить советские республики в союзное государство, все члены которого были бы равноправными. Союзные республики, по мысли В.И. Ленина, оставаясь суверенными, передавали в то же время определенные важнейшие функции управления в ведение федерации, носящей название Союза Советских Социалистических Республик. В октябре 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) принял решение о необходимости объединения советских республик на основе ленинских принципов.

В ноябре Политбюро ЦК РКП(б) одобрило "Основные пункты Конституции СССР", на базе которых в декабре 1922 г. специальная комиссия ЦК разработала проекты Декларации и Договора об образовании Союза ССР.

Как видим, вся подготовка создания СССР проходила на партийном уровне. Можно сказать, что именно партии прежде всего мы обязаны созданием нового союзного государства. Единая мощная партийная организация, объединяющая всю страну, возглавляемая едиными центральными органами, обеспечила организационную, пропагандистскую и другую работу, направленную на создание Союза. При этом партии, конечно, пришлось преодолевать шовинистические и националистические настроения в своих рядах. Партийная дисциплина, авторитет высших органов партии позволяли если не убеждать, то в необходимых случаях принуждать тех работников республик, которые уклонялись от реализации исторической цели - создания нового мощного государства.

В конце 1922 г. на проводимую работу откликнулись и народные массы. Хотя каких-либо референдумов, опросов и т.п. по поводу создания СССР не проводилось, массовые собрания, многолюдные митинги, представительные съезды различных обществ и организаций демонстрировали волю населения к созданию Союза, поддержку этой идеи.

В декабре 1922 г. состоялись съезды Советов Закавказья, Украины, Белоруссии, на которых были приняты постановления о необходимости создания СССР. После этого собрался X Всероссийский съезд Советов, признавший своевременным объединение четырех независимых республик в Союз Советских Социалистических Республик.

30 декабря 1922 г. в Москве открылся исторический I съезд Советов Союза ССР, состоявший из представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказья. Почетным председателем съезда был единодушно избран В.И. Ленин, который по болезни не мог присутствовать на нем. Съезд утвердил в основном Декларацию и Договор об образовании СССР, предварительно подписанные конференцией полномочных делегаций объединяющихся республик.

Декларация провозглашала образование СССР, характеризовала исторические условия, в которых происходило это событие, определяла основные принципы объединения республик. Договор закреплял объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в одно союзное государство, определял систему высших органов власти и управления СССР, основные черты взаимоотношений органов Союза с органами республик, решал вопросы гражданства, бюджетных отношений, закреплял право выхода союзных республик из Союза.

В Договоре предусматривались широкие права Союза Советских Социалистических Республик. К компетенции Союза были отнесены международные отношения, в том числе и внешнеэкономические, установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров, руководство транспортом и связью, вооруженными силами, утверждение единого государственного бюджета, формирование монетной, денежной и кредитной систем, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов, общих начал землеустройства и землепользования, пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза, основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовное законодательство, установление основных законов о труде, общих начал народного просвещения. В компетенцию Союза входило и основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев, отмена нарушающих союзный Договор постановлений съездов Советов, центральных исполнительных комитетов и Советов народных комиссаров союзных республик и некоторые другие вопросы.

В Договоре устанавливалось, что утверждение, изменение и дополнение его могут производиться исключительно Съездом Советов Союза, т.е. верховным органом государства. Никаких указаний о возможности отмены, денонсации, аннулирования Договора в тексте не содержалось.

Образование СССР увенчало развитие федеративных отношений независимых советских республик, зародившихся еще во время Великой Октябрьской социалистической революции. Оно знаменовало, что существовавшее, довольно несовершенное по форме, федеративное объединение республик теперь превращалось в единое могучее союзное государство.

А.С. Емелин полагает, что при образовании СССР была проявлена поспешность <*>. Думается, что вряд ли с этим можно согласиться. Объективно говоря, чем раньше было бы проведено объединение республик, тем было бы лучше, но до 1922 г. этого просто нельзя было сделать, теперь же момент настал, и откладывать такое грандиозное мероприятие никак не следовало.

--------------------------------

<*> См.: Емелин А.С. История государства и права России (октябрь 1917 - декабрь 1991 гг.). М., 1999. С. 35.

За границей в неофициальных изданиях СССР, по привычке, именовали Советской Россией, что, конечно, не соответствовало действительности. К сожалению, эта формулировка вновь появилась в работах современных отечественных авторов. Например, В.М. Курицын говорит о "Российском государстве, в то время существовавшем в форме Союза ССР" <*>. Думается, что такая формулировка может быть воспринята в братских республиках весьма негативно как проявление великодержавного шовинизма.

--------------------------------

<*> Курицын В.М. История государства и права России. 1929 - 1940. М., 1998. С. 4.

studfiles.net

Принципиальные отличия планов государственного устройства СССР

Октябрьская революция довершила процесс распада Российской империи на автономные и самостоятельные квазигосударственные образования. Республики, где твердо установилась Советская власть создали тесные связи в военной и политической сферах. Такая форма объединения называлась «договорной федерацией», в которой достигалось единство, через ограничение суверенитета по существу независимых республик.

По окончании Гражданской войны остро встал вопрос дальнейшего развития союзных отношений между республиками и поиск эффективных путей объединения на новых основах. На стадии создания СССР столкнулись планы устройства союзного государства, которые связывают с именами Ленина, и Сталина.

Что вело советские республики к единству

Важнейшими предпосылками образования СССР были:

  • идеологическая — диктатура пролетариата;
  • экономическая — общественная собственность на средства производства;
  • общая культурная среда.

Многовековое совместное проживание в одном государстве предлагало единство, как важнейшее условие для выживания во враждебной среде. 

Совместное решение общих проблем

Центростремительные процессы в Советских республиках стимулировали:

  • необходимость объединения ресурсов для совместной хозяйственной работы по восстановлению разрушенной Гражданской войной экономики;
  • проведение эффективной внешнеполитической деятельности по всем направлениям сотрудничества;
  • Создание мощной оборонной системы, способной противостоять внешней агрессии.

Решать эти вопросы сподручнее было общими усилиями, в одном государстве. Но для объединения необходимо было найти приемлемый для всех способ и определить принципы сосуществования в едином государстве.

Принято считать Ленина создателем СССР, но не все так однозначно.

План автономизации Сталина

К лету 1922 года партийные органы Советских республик обратились в ЦК РКП(б)с настоятельной просьбой разработать принципы и формы для единого Советского государства. Поручение создать такой проект получила комиссия Оргбюро ЦК партии, во главе с наркомом по делам национальностей Сталиным.

Комиссия разработала план устройства Союза на принципах «автономизации» советских республик:

  • государственные образования входили в состав РСФСР на правах автономии;
  • ВЦИК, совнарком и Совет труда и обороны РСФСР оставались высшими органами власти в новом государстве.

Проект назывался «сталинским», его поддерживали не только видные деятели партии и советского правительства, но и низовые структуры партийно-государственного аппарата, и рядовые коммунисты национальных окраин.

Однако руководящие органы республик заняли по отношению к проекту автономизации неоднозначную позицию: от одобрения Арменией, Азербайджаном, Закавказским крайкомом, с оговорками Белоруссией, до полного неприятия Грузией и частично Украиной. После вызова на заседание комиссии представителей республик ситуация поменялась на одобрение проекта всеми, кроме воздержавшейся делегации от Грузии.

При согласовании проблем, центр уступил республикам в частности:

  • за представителями республик резервировались места в Президиуме ВЦИК;
  • назначение уполномоченных в наркоматы Союза согласовывалось с республиками;
  • в зарубежные представительства делегировались сотрудники от субъектов Союза;
  • Наркомфин переведен из общесоюзного разряда в союзно-республиканский.

В итоге 24 сентября 1922 года, комиссия план приняла и вынесла его на рассмотрение Пленума ЦК ВКП(б). Но в дело вмешался тяжелобольной В. И. Ленин.

Ленинская формула создания СССР

26 сентября Ленин направил письмо в Политбюро ЦК ВКП(б) со своими соображениями по созданию союзного государства. В письме он отверг проект «автономизации» и предложил свою формулу решения вопроса. Альтернативный вариант Ленина предусматривал не «вхождение», а «объединение» республик в Союз Советских Социалистических Республик, наравне с РСФСР.

План предусматривал необходимость создания высших органов Союза, стоящих над республиканскими, в том числе и над органами власти РСФСР. Основополагающим принципом объединения по ленинскому проекту было полное равноправие субъектов Союза. Под мощным давлением «вождя» Сталин был вынужден признать ошибочным свой проект «автономизации». В последующем взятый за основу ленинский проект был принят во всех инстанциях, с некоторыми дополнениями.

Принципиальная разница проектов

Главное противоречие проектов создания СССР заключалось во взглядах на форму государственного устройства. Ленинский план тяготел к конфедерации Советских государств Европы и Азии. Взор Ленина был устремлен на создание «всемирного Советского Союза». Но конфедерация, при всей ее привлекательности неустойчивое образование и со временем либо распадается, либо становится федерацией.

Сталин отстаивал идею централизованного государства под сильным руководством, скрепляющего Союз на длительное существование. Важно было сохранить единое государство, для построения привлекательной модели государства. Планы мировой революции он относил на дальнюю перспективу.

Ленин победил, но с оговорками

В итоге и по факту, принципы создания СССР предложенные В. И. Лениным были приняты за основу при написании союзного договора. Однако в ходе обсуждений прошли предложения группы Сталина по созданию мощного союзного центра, что по сути было той же «автономизацией», но в иной формулировке. Это стало спасительным чудом для огромной страны, но проиграв на том этапе советской истории, ленинская формула сыграла зловещую роль в судьбе СССР много позже.

План образования СССР на основе федерации, предложенный В.И. Лениным, предполагал

План объединения Советских республик в единое государство, предложенный И.В. Сталиным, предполагал

соединение всех республик на равноправной основе с сохранением атрибутов государственности и суверенитета, за исключением вопросов, передаваемых в ведение Центра

вхождение в состав РСФСР всех остальных республик на правах автономий с потерей атрибутов государственности и политического суверенитета

Ленинский план создания СССР  — равноправие республик.

«Сталинский» план создания СССР назывался проектом: « автономизации » (республики подчинялись РСФСР).

histerl.ru

ОБРАЗОВАНИЕ СССР — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Процесс создания Союза Советских Социалистических Республик (СССР) в 1922 году.

Образование СССР подытожило государственно-политические результаты Великой российской революции и гражданской войны 1918-1922 годов. В ее ходе образовался союз советских республик, который был заключен 1 июня 1919 года. У членов союза существовали общие вооруженные силы и управление экономикой со стороны наркоматов РСФСР, в руководство которых были включены представители республик. Статус и их взаимоотношения не были четко определены, количество советских республик менялось. Необходимо было создать единую систему государственной власти на месте разнородных республик, образовавшихся в ходе революции и оказавшихся под контролем коммунистов. В 1922 году существовали формально независимые советские социалистические республики (ССР): Украинская, Белорусская, Грузинская, Армянская, Азербайджанская. Также существовали подконтрольные коммунистам «народные» республики: Бухарская, Хорезмская, Дальневосточная.

С начала 1922 года обсуждение государственной организации советских республик активизировалось в связи с приглашением России на Генуэзскую конференцию 1922 года. Права других советских республики не признавались европейскими государствами за пределами бывшей Российской империи, а РСФСР считала их формально независимыми. Генеральный секретарь ЦК И. Сталин считал, что на этом этапе достаточно формального решения республиканских наркоматов иностранных дел о том, что Россия может представлять интересы всех республик, но затем вопрос нужно решить более фундаментально. В качестве решения Сталин поддерживал идею «автономизации», но представители УССР Х. Раковский и др. настаивали на сохранение атрибутов независимости и дальнейшей формализации союзных отношений советских республик.

Точка зрения Сталина была компромиссом между созданием единого унитарного советского государства, и фактической конфедерации советских республик. Однако в сентябре сталинский проект подвергся критике В. Ленина, который выступил за федерализацию.

Сталин стремился организовать разнородные советские и «народные» республики, преодолеть хаос в отношениях между регионами, проистекающий из бесконечных согласований между инстанциями разных республик. В письме к Ленину он возмущался «социал-независимцами», которые рассматривают вмешательство центра «как обман и лицемерие со стороны Москвы». Сталин предлагал замену «фиктивной независимости настоящей внутренней автономией…». Ленин считал, что «Сталин немного имеет устремление торопиться». То есть направление его действий правильное, но он не учитывает в достаточной степени национальных предрассудков и перспективы мировой революции.

Переговорив по этому поводу, Ленин и Сталин нашли решение, и формула Сталина была изменена: «Формальное объединение вместе с РСФСР в союз советских республик Европы и Азии». После этого Сталин об «автономизации» не упоминал. Ленин трактовал новую формулу как «уступку» Сталина, будто речь шла не о согласовании решения в рабочем порядке, а о борьбе с политическим противником. Сталин также упрекнул Ленина за стремление слишком быстро объединять наркоматы республик. Эта ««торопливость» даст пищу «независимцам» в ущерб национальному либерализму т. Ленина». Л. Каменев сообщал, что «Ильич собрался на войну в защиту независимости… Отказался даже от вчерашних поправок». Сталин предпочел уступить Ленину — в конце концов, главное, что партийная структура РКП (б) оставалась централизованной. После образования союза республик РКП (б) была переименована во Всесоюзную — ВКП (б), а отдельную партию для России создавать не стали. Так что национальные партии остались автономными образованиями в составе ВКП (б). На деле власть была построена в соответствии с идеей «автономизации», но формально — полностью в соответствии с предложениями Ленина. Сталин и возглавляемая им комиссия ЦК переработали резолюцию в соответствии с ленинскими предложениями, и она была принята на пленуме ЦК 6 октября.

В связи с возникновением в это время конфликта Ленина и Сталина также по другим вопросам, Ленин использовал тактическое разногласие по поводу об автономизации для развернутой критики Сталина в статье «К вопросу о национальностях или об автономизации», взяв под защиту лидеров КП(б) Грузии Б. Мдивани и др., выступавших  в защиту большей самостоятельности советской Грузии и ее прямое вхождение в союз (см. грузинский инцидент 1922 г.). Несмотря на это, Грузинская ССР, Армянская ССР и Азербайджанская ССР вошли в состав закавказской советской федерации, которая с декабря называлась Закавказская советская федеративная социалистическая республика (ЗСФСР).

В условиях болезни Ленина именно Сталин руководил подготовкой основных документов об образовании СССР и выступал на I съезде советов СССР 30 декабря 1922 года, представляя Декларацию об образовании Союза и Договор между республиками. В речи Сталина Россия была поставлена на особое, почетное место: «Сегодняшний день является днем торжества новой России…, превратившей красный стяг из знамени партийного в знамя государственное и собравшей вокруг этого знамени народы советских республик для того, чтобы объединить их в одно государство, в Союз советских Социалистических Республик, прообраз грядущей Мировой Советской Социалистической Республики». В Декларации говорилось: «Восстановление народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном существовании республик». Декларацию и Договор 29 декабря 1922 года подписали представители РСФСР, ЗСФСР, УССР и БССР, после чего 30 декабря  он был утвержден съездом. В соответствии с Договором высшим органом власти в СССР был Съезд советов СССР (избираемый от губерний и городов, а не республик), который избирал Центральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР во главе с четырьмя председателями (от РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР). ЦИК формировал Совет народных комиссаров СССР, при котором создавалось Объединенное главное политическое управление. Договор предусматривал также создание Высшего совета народного хозяйства и Рабочее-крестьянской инспекции СССР. К ведению СССР отходили представительство в международных отношениях, определение границ союзных республик и внешних границ СССР, прием новых республик, война и мир, заключение займов, отмена решений советских органов, которые противоречат решениям союзных органов, принятых в рамках их компетенции, гражданство, широкие полномочия по управлению экономикой и поддержания безопасности.

Принципы образования СССР были закреплены в конституции СССР 1924 года.

Образование СССР стало одним из важнейших рубежей отечественной истории ХХ века. Оно подвело государственно-политический итог периоду революций 1905-1922 годов и открыло эпоху истории СССР.

 

w.histrf.ru

Создание СССР — Documentation

Материал из Documentation.

Союз Советских Социалистических Республик (СССР) был образован в конце 1922 года путём объединения РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в единое государство.

Летом 1922 года под председательством В. В. Куйбышева приступила к работе комиссия Оргбюро ЦК партии по подготовке вопроса «о взаимоотношениях РСФСР и независимых республик» к назначенному на 6 октября пленуму ЦК РКП(б). Сталин возглавил подготовку соответствующей резолюции.[1]

Проект резолюции (именно он в последующем назывался сталинским планом автономизации) предусматривал необходимость «признать целесообразным формальное вступление независимых советских республик: Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии и Армении в состав РСФСР, оставив вопрос о Бухаре, Хорезме и ДВР открытым и ограничившись принятием договоров с ними по таможенному делу, внешней торговле, иностранным и военным делам и прочее».[2]

Принятый комиссией документ был разослан руководству Украины, Белоруссии и Закавказья, однако не встретил единодушной поддержки. Не ставя под сомнение необходимость сохранения «диктатуры пролетариата» (иначе говоря, права на власть в государстве коммунистической партии) и подчиненность этому «права наций на самоопределение», местное партийное и государственное руководство разделилось на сторонников «жёстких» и «мягких» форм федерации.[3]

Сторонники первого варианта (Ф. Э. Дзержинский, С. М. Киров, В. В. Куйбышев, В. М. Молотов и др.) соглашались с предложениями Сталина, реализация которых позволила бы ликвидировать «отсутствие всякого порядка и полный хаос» в отношениях между центром и окраинами, дала бы возможность создать «действительное объединение советских республик в одно хозяйственное целое», обеспечивая при этом реальную автономию республик в области языка, культуры, юстиции, внутренних дел, земледелия и пр. Сторонниками второго варианта (на Украине X. Г. Раковский, Н. А. Скрыпник; в Грузии Ф. И. Махарадзе, П. Г. Мдивани; в центре — Н. И. Бухарин, Л. Д. Троцкий и др.) полагали необходимым сохранить за союзными республиками «атрибуты национальной независимости», считали, что они будут в большей мере способствовать хозяйственному возрождению республик, отвечать интересам свободного развития наций и оказывать «максимум революционного эффекта за границей».[4]

22 сентября 1922 г. Сталин направил Ленину письмо, в котором обращал внимание на заявления азербайджанского и армянского партийного руководства «о желательности автономизации», а также ЦК КП Грузии «о желательности сохранения формальной независимости». Познакомившись с письмом и другими материалами, Ленин 25 сентября обсудил их с наркомом Г. Я. Сокольниковым, сторонником включения в РСФСР не только независимых советских республик, но и Хивы, Бухары. 26 сентября он имел продолжительную беседу со Сталиным и в тот же день направил письмо Л. Б. Каменеву (копии — всем членам Политбюро), из которого следовало, что «Сталин немного имеет устремление торопиться» в решении «архиважного» вопроса, а мнения несогласных с ним руководителей республик заслуживают внимания. Сам он полагал, что вместо «вступления» независимых республик в РСФСР нужно вести речь о «формальном объединении» всех независимых республик в новый союз, в рамках которого «мы признаем себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию, „Союз Советских республик Европы и Азии“».[5]

Каменев тут же откликнулся запиской, рекомендуя «провести Союз так, чтобы максимально сохранить формальную независимость», и обязательно зафиксировать в договоре о Союзе пункты о праве одностороннего выхода из Союза и разграничении областей ведения Союза и республик. К записке была приложена в виде схемы «Развёрнутая форма Союза Советских Республик».[6]

До 29 сентября Ленин продолжал изучать вопрос об объединении республик на личных встречах с П. Г. Мдивани, Г. К. Орджоникидзе, М. С. Окуджавой, Л. Е. Думбадзе, К. М. Цинцадзе, А. Ф. Мясниковым. В результате проект резолюции предстоящего пленума ЦК был исправлен. В первом пункте нового проекта значилось: «Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских Республик и РСФСР об объединении их в „Союз Социалистических Советских республик“ с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза».[7]

Исправленная резолюция означала рождение знаменитой аббревиатуры «СССР» и окончательные похороны «плана автономизации», так как Ленин неожиданно для многих встал на сторону «независимцев» Грузии и Украины. Сталин не нашёл нужным противиться «национал-либерализму».[8]

Пытаясь отстаивать свою позицию, Сталин обращал внимание членов Политбюро на нелогичность образования единого государства как союза национальных республик по принципу «вместе и наравне», но без русской республики. 27 сентября 1922 года в письме членам Политбюро Сталин предостерегал, что «решение в смысле поправки т. Ленина должно повести к обязательному созданию русского ЦИКа», исключению из РСФСР восьми автономных республик и их переводу (вместе с возникающей русской республикой) в разряд независимых. Федеральная постройка, возводимая на фундаменте с очевидным изъяном, заведомо не могла обладать должной прочностью.[9]

Тем не менее Сталину, вынужденному согласиться с ленинской идеей, впоследствии «по долгу службы» приходилось не раз отстаивать решение октябрьского пленума ЦК. Уже на X Всероссийском съезде Советов член коллегии Наркомнаца М. X. Султан-Галиев отметил, что с образованием нового союза происходило разделение народов СССР «на национальности, которые имеют право вхождения в союзный ЦИК, и на национальности, которые не имеют этого права, разделение на пасынков и на настоящих сыновей. Это положение, безусловно… является ненормальным».[10]

Исправленный под диктовку «национал-независимцев» проект резолюции октябрьского (1922) пленума ЦК вдохновил их на дальнейшие притязания. Уже после отказа центра от плана автономизации X. Г. Раковский поставил вопрос о сохранении независимости Украины. Руководители Грузии на заседании расширенного пленума ЦК КПГ 19 октября 1922 года предложили ликвидировать образованную в марте того же года Закавказскую федерацию. Они доказывали, что она искусственна и нежизненна. 20 октября решением Заккрайкома Окуджаву сняли со своего поста. 21 октября грузинский ЦК в знак протеста почти в полном составе сложил свои полномочия. Однако в Москве к коллективной отставке отнеслись прохладно.[11]

Между тем партийные разборки в Тбилиси к 20-м числам ноября дошли до оскорблений, перебранок и рукоприкладства. Комиссия во главе с Ф. Э. Дзержинским, назначенная Секретариатом ЦК РКП (б) для рассмотрения грузинских событий, после четырёхдневных слушаний в Тифлисе в начале декабря 1922 года пришла к заключению, что политическая линия Заккрайкома и Орджоникидзе «вполне отвечала директивам ЦК РКП и была вполне правильной», направленной против тех коммунистов, «которые, встав на путь уступок, сами поддались давлению напора мелкобуржуазного национализма».[12]

Ленин остался недоволен заключением комиссии. Позднее он сказал: «Накануне моей болезни Дзержинский говорил мне о работе комиссии и об „инциденте“, и это на меня очень тяжело повлияло». 13 декабря 1922 года повторились два тяжелейших приступа болезни. 16 декабря состояние здоровья Ленина ещё более ухудшилось. В ночь на 23-е наступает стойкий паралич правой руки и правой ноги.[13]

Тем временем работа по созданию Союза на основании принятой октябрьским (1922) пленумом ЦК резолюции «О взаимоотношениях между РСФСР и независимыми республиками» продолжалась. Из партийных организаций она уже перешла к республиканским ЦИК. Обсуждение проекта и решения о создании СССР 10—16 декабря 1922 года провели съезды Советов трёх объединявшихся республик: VII Всеукраинский, I Закавказский, IV Всебелорусский. 26 декабря последним аналогичное решение принимал X Всероссийский съезд Советов. Российская Федерация к этому времени существенно выросла территориально. Дальневосточная республика была очищена от белогвардейцев и японских оккупантов и 15 ноября 1922 года прекратила своё существование, войдя в состав РСФСР. 29 декабря в Москве работала конференция полномочных делегаций четырёх союзных республик. На ней были утверждены проекты Декларации и Договора об образовании союзного государства, намечен срок открытия объединительного съезда Советов.[14]

I Всесоюзный съезд Советов состоялся 30 декабря 1922 года. Он принял Декларацию и Договор об образовании СССР, избрал Центральный исполнительный комитет Союза ССР — однопалатный орган власти в составе 371 представителя республик по пропорциональному принципу. ЦИК получил верховные полномочия на период между съездами Советов. Избранному тогда же Президиуму ЦИК было поручено разработать Положения о наркоматах СССР, о СНК и Совете труда и обороны, о ЦИК и его членах, проекты флага и герба СССР. Для руководства работой ЦИК были избраны 4 председателя — М. И. Калинин (от РСФСР), Г. И. Петровский (УССР), Н. Н. Нариманов (ЗСФСР), А. Г. Червяков (БССР) и секретарь А. С. Енукидзе.[15]

Дебаты по вопросам образования СССР положили начало двум течениям большевизма в отношении национальной государственности. Первое, ортодоксальное, — за «подлинный интернационализм», отождествлявшийся с социалистическим космополитизмом и мировой революцией. Второе, государственное (национально-большевистское), которое чаще всего связывалось с именами Сталина и Молотова, — за укрепление государства и роли в нём основного государствообразующего русского народа.[16]

  1. ↑ История России XX — начала XXI века[1] / Под ред. Милова Л. В. — М.: Эксмо, 2009. — 960 с.
  2. ↑ История России XX — начала XXI века[2] / Под ред. Милова Л. В. — М.: Эксмо, 2009. — 960 с.
  3. ↑ История России XX — начала XXI века[3] / Под ред. Милова Л. В. — М.: Эксмо, 2009. — 960 с.
  4. ↑ История России XX — начала XXI века[4] / Под ред. Милова Л. В. — М.: Эксмо, 2009. — 960 с.
  5. ↑ История России XX — начала XXI века[5] / Под ред. Милова Л. В. — М.: Эксмо, 2009. — 960 с.
  6. ↑ История России XX — начала XXI века[6] / Под ред. Милова Л. В. — М.: Эксмо, 2009. — 960 с.
  7. ↑ История России XX — начала XXI века[7] / Под ред. Милова Л. В. — М.: Эксмо, 2009. — 960 с.
  8. ↑ История России XX — начала XXI века[8] / Под ред. Милова Л. В. — М.: Эксмо, 2009. — 960 с.
  9. ↑ История России XX — начала XXI века[9] / Под ред. Милова Л. В. — М.: Эксмо, 2009. — 960 с.
  10. ↑ История России XX — начала XXI века[10] / Под ред. Милова Л. В. — М.: Эксмо, 2009. — 960 с.
  11. ↑ История России XX — начала XXI века[11] / Под ред. Милова Л. В. — М.: Эксмо, 2009. — 960 с.
  12. ↑ История России XX — начала XXI века[12] / Под ред. Милова Л. В. — М.: Эксмо, 2009. — 960 с.
  13. ↑ История России XX — начала XXI века[13] / Под ред. Милова Л. В. — М.: Эксмо, 2009. — 960 с.
  14. ↑ История России XX — начала XXI века[14] / Под ред. Милова Л. В. — М.: Эксмо, 2009. — 960 с.
  15. ↑ История России XX — начала XXI века[15] / Под ред. Милова Л. В. — М.: Эксмо, 2009. — 960 с.
  16. ↑ История России XX — начала XXI века[16] / Под ред. Милова Л. В. — М.: Эксмо, 2009. — 960 с.

newsruss.ru

90-лет создания СССР

(отрывок)

стенограмма видолекции

http://kprf.tv/video/viagrosul90-let-sozdaniia-sssr.html

Наше занятие будет посвящено 90-летию СССР. Ну как вы знаете 30 декабря исполняет 90 лет со дня создания Союза Советских Социалистических Республик. Это одно из выдающихся событий в истории нашей страны и в честь этого переиздали мою книгу «Образование СССР». Первое ее издание вышло пять лет тому назад и вот издали специальный сборник «90 лет СССР». 30 декабря 1922 года состоялся первый съезд Советов СССР в Большом театре. Там было более 220 делегатов из разных регионов нашей страны, была подписана декларация и Договор о создании Союза советских социалистических республик. Государство нового типа – Союз Советских республик. Но прежде чем остановимся непосредственно на этих событиях необходимо сделать довольно значительную историческую преамбулу. Ну что такое наша страна? Вот сколько существует страна, столько существует необходимость регулирования национальных отношений. Потому что еще древнерусское государство было создано на среднерусской равнине в таком месте, где проходили сотни племен и народов. Здесь же было место переселение народов с востока на запад и немножко  с запада на восток. Славяне переселились с запада, из того место где сейчас заходится восточная Германия и западная Польша, оттуда пришли славяне. Даже в летописи написано, что вятичи, которые жили в районе Москвы – «вятичи пришли от ляхи». Ляхи это поляки. Ну и с самого начала создания государственности, в году мы отмечали 1150 лет российской государственности, русской государственности, эта дата конечно условная, но тем не менее она свидетельствует о том, что существует давняя государственная традиция у нашей страны. Это не молодое государство, оно прошло через разные этапов и на каждом из этих этапов была необходимость регулирования отношений между разными народами и нациями. Если бы не научились наши предки это делать, то государство наше бы не выстояло. Этот момент надо иметь в виду постоянно. Не случайно в русской армии сражались не только русские солдаты, но и солдаты разных наций. Были разные полководцы разных наций. Мы недавно отмечали 200 лет войны 12–го года, так вот в войне 12-го года были в русской армии полководцы разных наций. Барклай де Толли шотландского происхождения, он конечно был русский человек, но предки его были шотландцы. Багратион из грузинских князей. Был Витгенштейн, так называемый спаситель Петербурга. Был Беннигсен, было два Эссена, даже были французы, генералы в составе русской армии, Лонжерон, Ришелье и т.д. Эта способность привлекать представителей разных наций была характерна для русской государственности практически на всех этапах ее существования. Возьмите Ивана Грозного, он штурмовал Казань, а в составе его полков больше половины были нерусских. Причем значительная часть из них были татары. Татары штурмовали Казань. Он смог привлечь значительную часть татарских воинов, которые его поддержали в этих событиях 1552 года. Поэтому этот момент надо иметь ввиду. В нашей стране надо уметь регулировать национальные отношение. Может быть как нигде. Хотя есть страны, где такие же проблемы существуют. Допустим там Индия или Канада. Они тоже многонациональные государства.

Ну и проходит ряд этапов. На каждом из этих этапов были свои принципы, были свои подходы, были и свои проблемы. Были и удачи в этой области, а были и поражения. Такое тоже бывало.

Когда зародилось русское революционное движение, а мы его обычно связываем с появление так называемого декабризма, то декабристы тоже не могли обойти национальный вопрос. Они предложили разные подходы. Пестель, один из выдающихся декабристов, он был центролистом, фактически сторонником единой и неделимой, фактически. Ну а Никита Муравьев, создатель другой конституции, был сторонником образования федераций по территориальному принципу – федераций территорий. А допустим такое левое декабристское объединении «Общество соединенных славян», они стояли за федерацию национальностей или федерацию стран. Кстати сказать они первыми подошли к федерации, прообразу нашей федерации. И если посмотреть историю русского революционного движения, обратится к трудам  наших наиболее выдающихся революционных деятелей, то там прослеживается в основном 2 направления: федералисты и централисты. Ну федералисты, кроме «Соединенных славян», было «Общество Кирилла и Мефодия», которое было создано в Киеве. Федералистами были Герцен, Чернышевский, эту линию можно продолжать. Но были и центролисты. Центролистом был один из лидеров народничества Петр Ткачев, это русский якобинец. Центролистом был Плеханов. Первые русские марксисты были центролистами. Центролистом был и Владимир Ильич Ленин. И собственно говоря большевики изначально были центролистами.

Что же произошло? А произошло следующее. В России по переписи 1897 года русские составляли всего лишь 47 %, нерусское население преобладало и соотношение усиливалось не в сторону русских. Поэтому национальный вопрос все более усиливался. Ну вот мы рассматриваем кА бы несколько этапов усиления национальных движений в России 19 - начала 20-х веков. В России на протяжении всего 19 века было одно значительное национальное движение – это польское. Вы слышали, были польские восстания 30-х годов, 60-х годов. Поляки шли в авангарде национального движения. Но в конце века проявляет себя довольно отчетливо и угро-финское, и украинское движение. И армянское, и грузинское, и литовское, и латышское, и еврейское, и татарско-мусульманское. Это буквально в 90-е годы заметны серьезные изменения в межнациональных отношениях.

Это заметили современники. Главный редактор «Санкт-Петербурских новостей» Ухтомский, он был приятель юности Николая 2, императора, в мае 1900-го года сказал «Россия расшивается по всем швам». Он был редактором этой известной газеты, он много знал и он сделал вот такой вывод. Итак новый этап усиления национального движения – это 90-е годы. Это объяснялось развитием капитализма, появлением национальной интеллигенции.

Следующий этап обострения межнациональных отношений и усиление национальных движений на окраинах отмечается с революции 1905 года и после этой революции. И третий этап можно датировать 1917-м годом. Для многих усиление национальных движений в этом году после Февральской революции это было неожиданно. Многие были не готовы к такому резкому обострению межнациональных проблем. Не все имели нужные программы. Это была эпоха, когда существовали политические партии, самые разные, ну и все политические партии должны были для того, чтобы удержаться на плаву, выработать свои национальные программы. Среди них  и большевики. Большевистская партия фактически создается в 1903 году. Она изначально обращала большое внимание на национальные проблемы. У большевиков был ряд специалистов по национальному вопросу: и Сталин, и Стучка, и Шаумян и, конечно же Ленин. Он много написал о национальных отношениях. Есть целый том «Ленин о национальных отношениях». Если взять принципы, то было два основных принципа в регулировании национальных отношений большевиков. Первый это коммунистический лозунг «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!». Это означает принцип интернационализма – вот характерная черта коммунизма. Основан он на объединении трудящихся. Второй лозунг – право наций на самоопределение. Это не большевики изобрели. Фактически это было обозначено уже в национальных программах русских революционеров 19-го века. Он был признан 2 интернационалом в 90-х годах. Большевики добавили – право наций на самоопределение вплоть до отделения. Вот два основных кита национальной программы большевиков существовали до 1917 года. Большевики были против федераций. Мы знаем известную статью Ленина армянским социал-демократам. Мы знаем письмо Ленина Шаумяну, где он выступает против федерации. И Сталин был против федерации. И многие другие руководители большевистской партии были против федерализма и даже в конце марта 1917 года Сталин на страницах «Правды» публикует статью, которая так и называлась «Против федерализма». Кстати эта статья была направлена против эсеров, которые выступили с соответствующей статьей в своем печатном органе, где ратовали за федерализм.

Но проходит буквально месяц, и большевики меняют свое отношение к федерализму. Что произошло? А произошло следующее. Да, усилилось довольно значительно национальное движение в России. Уже в марте создается Украинская Центральная Рада, создается Широкий ислам в Ташкенте. Потом появляются различные другие национальные органы. И финские, и молдавские и т. д. и т. п.

На местах резко усиливаются вот эти организации национального или националистического толка. Надо было что-то делать. И большевики начали изучать реальную ситуацию. Они определили, что существуют три основных направления: одна струя ассимиляторов центролистов, она наиболее слабая. Это одно направление. Другое направление это отделенцы. Эти хотели отделиться от России и создать самостоятельные государства. Это в основном были поляки и финны, в какой-то степени украинцы, в меньшей степени грузины. Но самое мощное направления национального движения это были федералисты, сторонники создания национальных образований в составе России. И большевики поняли, что для того, чтобы иметь влияния среди национальностей, надо конечно поддержать федералистов. Это собственно говоря и есть мнение так называемых националов. Это первая причина, почему Ленин в первую очередь, как человек наиболее гибкого ума, с потрясающим политическим чутьем, он сразу же это понял. Когда Ленин приехал в Россию, он же провозгласил лозунг «Ни какого доверия временному правительству» и вообще провозгласил этап за социалистическую революции. И не все с ним согласились, более того, большинство большевиков тогда были против этого. И не все сразу поняли необходимость федералистской программы, но потом до них дошло. Это вторая причина, почему большевики включили уже в свою программу третье направление, направление федерализма. Третьей причиной было то, что эсеры уже внесли в свою программу принцип федерализма, а эсеры самая большая политическая партия по своей численности в России 1917 года. Была опасность, что эсеры поведут за собой национальности, этого конечно, допустить было нельзя. Вот в чем причина, вернее причины, были и другие, почему большевики к двум основным своим принципам тогда добавили третий - принцип федерализма. Это произошло уже весной 1917 года. На Апрельской конференции Ленин уже выделил фактически лозунг Союза Советских республик. Вот откуда это тянется. Он сказал «Если будет Советская Украина и Советская Россия, то украинцы не уйдут. А если будет республика Милюкова, то националы уйдут». И он оказался прав. Уже на Апрельской конференции заметно изменение взглядов большевиков по отношению к федерализму. Кто-то может сказать, что на Апрельской конференции Ленин продемонстрировал свои лидерские способности. Вначале, когда он приехал, некоторые сомневались, что вот такой сидел в эмиграции, многого не знает. Нет, Ленин видел много дальше и глубже и здесь он смог убедить большевиков. Не все вначале с ним согласились, были и другие. У Пятакова например было другое мнение и у других товарищей. Уже на Апрельской конференции Ленин продемонстрировал свои лидерские качества. Он действительно стал настоящим убежденным лидером большевистской партии. Снова.

Затем он выступает на 1 съезде Советов, где предлагает фактически федерализм. Ну и этот принцип потом был приведен в декретах советской власти, касавшихся национальных отношений. Дело в том, что большевики прекрасно понимали значимость национального вопроса, среди них было немало выходцев из национальных окраин, которые знали ситуацию. И среди них было немало способных людей, умевших понимать текущие процессы. Поэтому они уже в первом советском правительстве, которое было сформировано сразу после петроградского вооруженного восстания - в Совнаркоме - ввели должность наркомнаца, народного комиссара по национальностям. Им был назначен Иосиф Виссарионович Сталин. Никогда такого не было, чтоб был министр по национальностям, никогда в истории такого не было. Впервые. Вместе с тем в ЦИКе создается отдел национальных отношений, специальный отдел такого плана. Позже они объединяются и Наркомнац концентрирует в своих рядах наиболее видных специалистов по национальным отношениям. Этот наркомнац существовал до 1923 года, когда надобность в нем вроде бы уже отпала.

Когда большевики взяли власть, а собственно говоря власть взяли не только большевики, в проведении вороженного восстания в основном принимали участие беспартийные, рабочие, были и левые эсеры, были меньшевики-интернационалисты, это не только чисто большевистская революция. Да, большевики ее возглавляли, но в союзе с другими политическими силами. И идет формирование соответствующих органов и соответствующих нормативных документов. В декларации трудящегося эксплуатируемого народа четко записывается принцип федерализма. И вот уже на третьем съезде Советов в январе 1918 года это провозглашается в соответствующих документах, а затем и в первой советской конституции 1918 года. Там четко в ней записано, это Российская Федеративная республика, т.е. это вошло в законодательные акты Советской страны.

Параллельно шли свои процессы на окраинах. Что там было? Там вначале большинство этих окраин провозглашает отдельные республики в составе России. Украина, вот так получилось, уже в ноябре 17 года провозглашает Украинскую Народную республику. Это была буржуазная республика. Несколько позднее в декабре создается Украинская Советская республика в Харькове. Две республики. И обе из них были провозглашены в составе России, но, Украинская Советская республика в составе Советской России, а Украинская буржуазная республика в составе такой мифической буржуазной России, которой собственно говоря уже не существовало. И вот идет борьба между советской и буржуазной Украиной, пока советская власть не победила. На других окраинах идет тоже полосой создание своих республик. Создается Молдавская республика 2 декабря 1917 года, в Белоруссии, потом создаются в Грузии, в Армении, в Азербайджане. Создаются республики в Прибалтике. Вообще-то первая Советская республика национальная создается в Эстонии. Именно в Эстонии, в материковой ее части впервые победила советская власть в масштабе целого региона. Там советская власть была завоевана 25-26 октября 17 года. Потом создается эстонская республика. Советская республика. Трудовая Коммуна. И что интересно, эта республика была признана независимой. Независимая Эстонская Советская республика. И кстати сказать инициатором этого был Ленин. Почему? Потому что была опасность немецкой оккупации и считали, что если эта республика независима, то может как-то удастся этого избегнуть. Не удалось. Но тем не менее вот такое было. Эстонская республика была признана как независимая в конце 1917 года. Затем она оккупирована, там создается буржуазная республика. Когда немцы ушли, некоторое время буржуазная республика существует, затем создается уже советская эстонская республика уже в конце 1918 года. Она признается независимой. На Украине тоже побеждает советская власть, а потом начинается гражданская война, военная интервенция, ликвидация советской власти на Украине, создание буржуазной украинской республики. Ну это знаменитый Винниченко, Петлюра, Малышевский. Это представители украинского национального движения. Украинская народная республика считалась независимой. Затем опять побеждает советская власть, а независимость сохраняется. Вот эти все республики: грузинская, азербайджанская, армянская, буржуазные еще, они были независимыми. Формально конечно. Они имели послов в других странах. Они посылали послов в эти страны. Когда в 20-21 гг. побеждает советская власть на территории Закавказья: в Армении, Азербайджане, потом в Грузии, где было меньшевистское правительство и создаются советские республики – эти республики являлись независимыми. И между ними и Российской федерацией подписываются соответствующие соглашения, как между суверенными республиками.

Вот этот момент очень важный для понимания, что же потом произошло. А произошло потом следующее. Собственно еще в ходе гражданской войны стояли задачи объединения сил. В июне 1919 года был подписан военный договор между республиками, военно-политический фактически договор. Дело шло к сближению, а потом опять интервенция, опять гражданская война и договор дальше не пошел. После того, как была освобождена большая часть России от белогвардейцев, от интервентов, стал вопрос: а как же быть дальше? Очень большое внимание национальному вопросу уделялось на 10 съезде партии в 1921 году. Ну а потом появилась следующая задача: наконец то Советскую Россию пригласили участвовать в международной конференции. Это конференция Генуэзская в 1922 году. Стал вопрос: как же мы поедем туда? Только Россия? А как же быть с Украиной, как же быть с Грузией, Арменией, Азербайджаном? Закавказья объединилась в Закавказскую Федерация, но при сохранении этих республик. Стал вопрос: как же мы поедем? Но пришли в выводу: надо послать единую делегацию. Для того, чтобы послать единую делегацию, она должна кого-то представлять, как единую страну, единое государство. Это был расчет для того, чтобы усилить работу по интеграции. И в этой связи у большевиков появились разные проекты: как нам объединиться, как нам поехать на эту Генуэзскую конференцию. Ну и в этой обстановке Чичерин, нарком по иностранным делам фактически предложил включить эти республики в состав России. Это вызвало противодействие прежде всего со стороны Украины. Сталин составляет план автономизации, который тоже практически включал эти республики в состав России. И вот здесь разгорелась серьезная полемика, началась серьезная борьба в большевистских верхах: как же создать Советский союз? Как создать? На каких принципах создать Советский Союз?

Эта борьба усилилась. Но обычно знают, что было «грузинское дело», так называемое. Молодежь, конечно, об этом мало слышала. Грузинские большевики, руководители грузинской республики выступили против плана автономизации, но меньше известно, что выступили против и руководители Украины - Раковский, Скрыпник, Затонский, Гринько. Это люди, которые занимали руководящие посты на Украине. Раковский был председателем Совнаркома, а Михаил Васильевич Фрунзе, он был командующий вооруженными силами Украины и Крыма, среди большевиков самый крупный полководец. Они не были украинцами, Раковский и Фрунзе, но они понимали ситуацию на Украине. На Украине общественность, интеллигенция этого не поймет, тем более, что получалось, что во главе-то Украины стоят не украинцы, хотя во главе буржуазной республики были украинцы и постоянно писали, выступали на украинском языке. Этот момент тоже надо учитывать. Кроме того и  Белоруссия тоже не поддержали плана автономизации. Что касается Армении и Азербайджана, которые его поддержали, то они поддержали его во многом из-за партийной дисциплины. Они тоже хотели другого подхода.

Ну вот идет борьба, проходит месяц за месяцем. Материалы доставляют Ленину, он их изучает. Он узнал о серьезных противоречиях, о борьбе. И он пришел к выводу, что необходимо построить федерацию на совершенно новых принципах. Он создает план двухэтажной федерации, т.е. союза республик, что называют потом союзных – это Россия, Белоруссия, Украина, Закавказье, а в свою очередь каждая республика имеет свои разные автономные организации, в том числе и республики. У России там Башкирия, Татария, в Грузии – Абхазия, ну и т.д. Он создает такой план. У него состоялась продолжительная беседа со Сталиным и он убедил Сталина в необходимости вот такого плана. Я акцентирую на этом внимание, потому что имейте ввиду, что Сталин согласился с Лениным и больше никогда не ставил под сомнения его правоту. Это очень важный момент. И в дальнейшем он принимал участие в работе, была создана специальная комиссия 6 октября, которая довела работу по составлению договора до логического конца. Эти документы затем были ынесены на обсуждение в республиках, они получили одобрение. Вот это получило одобрение, хотя конечно, борьба продолжалась идейно, но этот план получил одобрение во всех республиках. И в значительной степени сгладил имевшиеся идейные противоречия.

Вот собственно говоря предыстория того, как был создан Союз Советских Социалистических республик. Предполагалось, что в дальнейшем в него войдут и другие республики. Все тогда мечтали о мировой республике Советов, этого нельзя сбрасывать со счетов. Но прежде всего считали, что надо вернуть  территории которые отошли от России, хотя на Финляндию  и Польшу претензий особых не было. Но стоял вопрос о Бессарабии, стоял вопрос о  Западной Украине, о Западной Белоруссии, и стоял вопрос о Прибалтике. Не надо забывать, что в Прибалтике победила советская власть и неоднократно, в той же самой Эстонии, в той же самой Латвии, в той же самой Литве. Не надо забывать, что советская власть там была уничтожена силами внутренней и внешней контрреволюции, поэтому не снимался вопрос об объединении и с этой территорией, очень важной в военно-стратегическом плане.

И вот 30 декабря на 1 съезде Советов провозглашается Союз Советских социалистических республик. Затем этот вопрос вырабатывался, нашел отражение в первой конституции СССР. Первая советская конституция 18-го года, первая конституция СССР 24-го года. И вот потом когда составлялась вторая конституция СССР в 1936 году, Сталин выступил с докладом по этому вопросу и он сказал следующие слова: «предлагали отказаться от права наций на самоопределение. Нет, Советский Союз это союз свободный республик. Мы не откажемся никогда от права наций  на самоопределения». Это слова Сталина. В 36-м году он обладал огромной полнотой власти и мог все поменять. Не было необходимости. Дело в том, что когда Ленину как-то сказали: «Владимир Ильич, если мы примем эту концепцию, мы можем распасться». Он говорит: «Нет, у нас есть партия и партия все поправит». Партия играла роль стержня страны. Она была централизующим началом и, конечно партия постоянно ратовала за единство, за сохранение советского государства. Одно дело принцип права наций на самоопределение, а другое требование отделения. Это разные вещи, как право на развод и развод – это разные вещи. Партия всегда стремилась сохранить страну и сохраняла как могла, пока в конце 80-х годов ситуация не изменилась. Люди забыли попросту, какую роль играет партия и начали атаку на 6-ю статью конституции, по которой партия является руководящей и направляющей силой нашего общества. Люди, которые развязали войну против партии, борьбу против нее,  атаку против нее, прекрасно понимали, чего они хотят, а масса основная, к сожалению, этого не понимала. Ну конечно,  у нас были недостатки в плане идейном, недостаточная политическая грамотность. Много лет назад, в 1972 году, когда отмечали 50-летие СССР, я работал в отделе общих проблем народов СССР, это был отдел межнациональных отношений, я в нем проработал 18 лет. Мы были подключены к этому празднованию, готовили сборник документов, статьи, книги и среди прочего мы участвовали как пропагандисты в лекторской работе. И вот послали меня в химчистку, фабрику-химчистку с лекцией о 50-летии СССР. Я прихожу на эту фабрику, захожу в подъезд. Встречаю человека, который отвечает за эту лекцию. Он мне сразу говорит: «давайте я вам поглажу костюм», я говорю «как же я буду выступать без костюма?». Он говорит: «мы же недавно отмечали 50-летие СССР». Я говорю «нет, это мы отмечали 50-летие великой октябрьской социалистической революции, а сейчас мы отмечаем 50-летие Союза Советских социалистических республик». Даже этот человек, по видимому парторг, даже он не понимал, что это такое. Потом я пошел выступать, это был по-видимому обеденный перерыв, там было человек 50 женщин разного возраста, они занимались своим обедом, а я читал лекцию об образовании СССР. Они не знали, что это такое. Вот масса трудовая не знала, что это такое. Это не знание было и в конце 80-х годов. Люди часто не понимали, что они творят, что они делают. И этим конечно воспользовались враждебные силы, которые и привели к распаду, вернее развалу Союза Советских социалистических республик. Никто от этого не выиграл, ни один народ. Трудовые массы ничего от этого не получили, только проиграли и когда были соответствующие социологические вопросы об отношении к СССР, я сегодняшних не знаю, у меня данные пятилетней давности, то 50-60 % в республиках сожалеет о ликвидации СССР. И я должен сказать, что эти чувства, по моему, во многом сохранились. Они сожалеют о том, что было разрушена эта великая страна, которая была бастионом социализма на земном шаре. Ну а мы 30 декабря видимо соберемся в Колонном зале Дома Союза и отметим этот праздник, еще раз повторяю, как один из самых выдающихся моментов в истории нашей страны.

leninism.su

Образование СССР — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

В 1913 будущий глава первого социалистического государства В. И. Ленин, будучи унитаристом, как Маркс и Энгельс, писал, что централизованное крупное государство «есть громадный исторический шаг вперед от средневековой раздробленности к будущему социалистическому единству всех стран». В период от февраля к октябрю 1917 многовековое государственное единство России рухнуло — на ее территории возник ряд буржуазно-националистических правительств (Центральная рада на Украине, казачьи круги на Дону, Тереке и в Оренбурге, Курултай в Крыму, национальные Советы в Закавказье и Прибалтике и др.), стремившихся обособиться от традиционного центра. Угроза резкого сокращения территории социалистического пролетарского государства, утрата надежд на скорую мировую революцию вынудили лидера партии, пришедшей к власти в России, пересмотреть свою точку зрения на ее государственное устройство — он стал яростным сторонником федерализма, правда, на этапе перехода «к полному единству». Лозунгу «единой и неделимой России», исповедовавшемуся лидерами белого движения, был противопоставлен принцип права всех наций на самоопределение, что привлекло лидеров национальных движений.Курс на создание федеративного государства был обозначен уже Декларацией прав народов России, провозгласившей равенство и суверенность народов, право на свободное самоопределение вплоть до отделения и создания самостоятельного государства, отмену национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств. В январе 1918 третий Всероссийский съезд Советов принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа и постановление «О федеральных учреждениях Российской республики», закрепивших образование первой республики на значительной части бывшей Российской империи — РСФСР.В этих документах оговаривались и добровольность вхождения в состав нового государства, «коренные начала» федерации, и самостоятельное решение каждой нации об участии в федеральных учреждениях, и недопустимость нарушения прав «отдельных, вступивших в федерацию областей». Однако Конституция РСФСР 1918 была шагом назад от подлинной федерации, поскольку в ней форма государственного устройства России только декларировалась (не было предусмотрено даже представительство будущих членов федерации в органах власти центра), фактически провозглашалось унитарное государство, созданное сверху по инициативе правящей партии путем присоединения отвоеванных в ходе Гражданской войны территорий. Разграничение полномочий между федеральными органами и местными в Российской Федерации строилось на принципах исключительной компетенции первых и остаточной — вторых. По Конституции 1918 практически всеми властными полномочиями наделялись Всероссийский Съезд Советов и ВЦИК.

Изначально декларированное право каждой нации создавать свое государственное образование соблюдено не было, хотя в основу их построения был положен национальный принцип. Первые внутрироссийские национальные границы появились в конце 1918 — начале 1919 с образованием Трудовой коммуны области немцев Поволжья и Башкирской АССР, к концу 1922 в РСФСР было уже 19 автономных республик и областей, а также 2 трудовые коммуны, созданные по национальному принципу. Национально-государственные образования соседствовали с административно-территориальными единицами, и те и другие обладали весьма слабо выраженной самостоятельностью.

Российская Федерация должна была, по замыслу ее основателей, стать моделью более крупного социалистического государства, позволяющей восстановить Российскую империю, распада которой в ходе революции и «триумфального шествия» советской власти избежать не удалось. До середины 1918 в качестве независимых государств существовали лишь две республики — РСФСР и Украина, затем возникли Белорусская республика, три республики в Прибалтике, три — в Закавказье. Практически все предшествующие образованию СССР договоры между независимыми республиками были инициированы правящей в России партией большевиков.

С первых дней их существования РСФСР, сама испытывавшая нужду в самом необходимом, оказывала им помощь в разных сферах государственной жизни. Армии независимых республик снабжались Народным Комиссариатом (Наркоматом) по военным делам РСФСР. Декретом ВЦИК от 1 июня 1919 «Об объединении социалистических республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом» был оформлен военный союз. Армии всех республик были объединены в единую армию РСФСР, объединялось военное командование, управление железными дорогами, связью, финансами. Денежная система всех республик основывалась на российском рубле, РСФСР взяла на себя их расходы по содержанию госаппарата, армий, по налаживанию экономики. Республики получали от нее промышленную и сельскохозяйственную продукцию, продовольствие и другую помощь. Союз, наряду с другими факторами, помог всем республикам выйти из войны.

Далее последовала череда двухсторонних соглашений: между РСФСР и Азербайджаном (сентябрь 1920), Украиной (декабрь 1920) и другими республиками, в соответствии с которыми осуществлялось объединение управления не только военным делом, транспортом, финансами, но и связью, отдельными отраслями промышленности. На стадии этих промежуточных, подготовительных для создания более тесного союза соглашений, имели место конфликты между республиками и РСФСР, игравшей до появления союзных органов власти и управления роль центра. Наиболее активными в этом отношении были Украина и Грузия. Хотя конфликты улаживались в «партийном порядке», большинство решений российской коммунистической партии тех лет ориентировалось на создание в будущем унитарного государства.

Поиск путей более тесного сближения республик привел к тому, что в работе Всероссийских съездов Советов и ВЦИК стали принимать участие представители республик. Таким образом, высшие органы власти РСФСР выступали в двух качествах — как орган власти одной республики и как общефедеральный центр. При отсутствии единого законодательства высшие органы власти республик своими актами подтверждали или утверждали действие декретов РСФСР на их территории, такое утверждение называлось регистрацией. Промедление с ней иногда очень сильно осложняло проведение в жизнь конкретных мероприятий.

Со временем государственный аппарат всех республик стал строиться по подобию РСФСР, появились их полномочные представительства в Москве, которые имели право входить от имени своих правительств с представлениями и ходатайствами во ВЦИК, Совет народных комиссаров (Совнарком), наркоматы РСФСР, информировать органы власти своей республики о наиболее важных мероприятиях РСФСР, а органы власти последней о состоянии экономики и нуждах своей республики. На территории республик существовал аппарат уполномоченных некоторых наркоматов РСФСР, постепенно были преодолены таможенные барьеры, сняты пограничные посты.После снятия блокады Антанты РСФСР заключила торговые соглашения с Англией, Италией, Норвегией, а Украина — с Австрией, Чехословакией и другими государствами. В марте 1921 совместная делегация РСФСР и Украины заключила договор с Польшей. В январе 1922 итальянское правительство от имени организаторов Генуэзской конференции из всех республик пригласило к участию в ней лишь РСФСР. В феврале 1922 по инициативе Российской Федерации девять республик подписали протокол, уполномочивший ее представлять и защищать их совместные интересы, заключать и подписывать от их имени договоры с иностранными государствами. Таким образом военный, двухсторонние военно-хозяйственные договоры были дополнены дипломатическим соглашением. Следующим шагом стало оформление политического союза.К середине 1922 существовало уже шесть социалистических республик — Российская, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская. Созданная в мае 1922 для уточнения взаимоотношений РСФСР и Украины комиссия Политбюро ЦК РКП(б) под председательством М. В. Фрунзе пришла к выводу о необходимости рассмотрения этого вопроса для всех республик. Необходимость объединения не отрицали лидеры ни одной из республик, споры вызывали его принципы и форма. Доминировали три точки зрения: конфедеративный союз, вхождение других республик в РСФСР на правах автономий, федерация равноправных республик.Конфедерацию очень быстро отвергли сами республики, ведь изъятие их финансирования из бюджета РСФСР оставляло их без средств к существованию. Проект документа под названием «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками» был подготовлен И. В. Сталиным и 23-24 сентября 1922 одобрен комиссией ЦК РКП(б), хотя отношение к нему в республиках было неоднозначным, так как республики в соответствии с ним переходили на положение автономий в рамках РСФСР.

Ленин, согласившийся в свое время с унитаризмом в построении РСФСР, на этот раз выступил с критикой плана «автономизации», практически отвергнув его. Он выдвинул и обосновал идею образования союза советских республик Европы и Азии. В конце концов победила точка зрения Ленина, и новый проект был утвержден комиссией на Пленуме ЦК РКП(б) 6 октября 1922 и одобрен партийными и советскими органами республик. Но Сталин и позднее продолжал настаивать на необходимости более централизованного их объединения, что со временем сумел провести в жизнь. Договор об образовании СССР был подписан РСФСР, Украиной, Белоруссией и только что созданной Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республикой (предложение Грузии о раздельном вступлении в СССР закавказских республик не было принято).

30 декабря 1922 в Москве в Большом театре открылся I съезд Советов СССР. На нем присутствовали 1727 делегатов от РСФСР, 364 — от УССР, 91 — от ЗСФСР и 33 — от БССР. Съезд утвердил Декларацию об образовании СССР и Союзный договор об образовании СССР. В Декларации говорилось, что СССР — добровольное объединение равноправных народов, доступ в которое открыт всем советским социалистическим республикам, «как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем». За каждой республикой было закреплено право выхода из союза, хотя за все годы его существования механизм выхода выработан не был. В Договоре определялись основы объединения республик. В отличие от компетенции республик компетенция федерального центра была определена весьма подробно — она насчитывала 22 пункта, что свидетельствовало о векторе на централизацию. Провозглашалось верховенство федеральных законов, регламентировался порядок создания союзных органов, оговаривались способы опротестования их решений и т. п. Утверждение, применение и дополнение союзного Договора подлежали исключительно ведению съезда Советов СССР. Съезд избрал первый ЦИК СССР, президиуму которого было поручено подготовить проекты положений о наркоматах СССР, СНК СССР, ЦИК СССР. Окончательная легитимизация союзного государства была оформлена принятием после серьезных дискуссий на II съезде Советов СССР 31 января 1924 Конституции СССР.

  • История советской Конституции (в документах) 1917-1956. М., 1957.
  • Архипова Т. Г. От социалистического унитаризма к федерации // Проблемы взаимоотношений общефедеральных и местных органов власти в отечественной истории: материалы межвузовской научной конференции 17 декабря 1994 г. М., 1994.
  • Геллер М. Я. Союз нерушимый // Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. М., 1997. Т. 1.
  • Коржихина Т. П., Сенин А. С. История российской государственности. М., 1995.
  • Свобода В. Союз добровольный республик свободных? (Из истории создания СССР) // Этнографическое обозрение. 1992, № 4.

megabook.ru