Государственный совет в системе власти императорской России. Создание государственного совета


Создание Государственного Совета Российской империи как попытка реализации идеи разделения властей

     В условиях проводимой в современной России административной реформы важное значение приобретает научный анализ того исторического опыта, который был накоплен в сфере государственного управления в предшествующие периоды. Сложно отрицать, что в каждом государстве существуют и воспроизводятся те или иные правовые традиции, которые сказываются и на развитии системы государственного управления. Сходные по функциям и месту в системе власти институты по-разному работают в различных странах, и объяснить это можно только с позиций современного антропоцентризма.

     Постклассическая юриспруденция исходит из посылки, что в правовом пространстве действуют не нормы, а люди. Именно человек как субъект права определяет степень реализации той или иной правовой нормы, обеспечивает ее воплощение в жизнь. Отражаясь в конкретных правоотношениях, право всецело зависит от человека, наделенного правоприменительными полномочиями, от влияющих на него субъективных и объективных факторов.

     В создании Государственного совета в Российской империи также отчетливо прослеживается человеческий фактор, который успешно конкурирует с фактором институциональным. В связи с этим, создание этого властного органа можно проследить в двух аспектах:

  1. в аспекте модернизации структуры органов власти, приведения ее в соответствие с потребностями времени с целью повышения эффективности функционирования;
  2. в аспекте становления и развития российского конституционализма с его идеей разделения властей.

     Важные изменения в системе органов государственного управления Российской империи были предприняты уже в самом начале царствования императора Александра I. Новый ХIХ век требовал новых форм и методов управления страной, и старые институты, которые начали ветшать еще при Екатерине II, нуждались в серьезной модернизации.

     1802 г. был отмечен министерской реформой, в ходе которой создавались министерства как новые органы центрального административного управления, построенные по отраслевому принципу и основанные на единоначалии. Создание министерств стало первым шагом на пути обособления исполнительной власти, то есть первым шагом на пути к разделению властей.

     Министерская реформа сопровождалась закономерным созданием Комитета министров как органа высшего административного управления [10]. Одновременно было предпринято расширение и уточнение полномочий Сената [11].

     В 1810 г. был учрежден Государственный Совет как орган высшего государственного управления, наделенный законосовещательными функциями [4].

     Логика происходивших событий подводит к мысли о том, что создание Государственного Совета стало логическим продолжением министерской реформы, ее частью. Но это не так. Создание Государственного Совета было инициировано уже другими людьми и осуществлялось из иных соображений.

     Ответ на вопрос о причинах создания Государственного совета стоит искать в идеях конституционализма, которые в этот период достаточно активно продвигались в самых высших слоях российского общества были фактически инициированы самим императором и его ближайшим окружением. Как отмечал Г.В. Вернадский, «Конституционные попытки первой четверти ХIХ столетия имеют опору в личных взглядах и симпатиях императора Александра I» [1. C. 33].

     С 1807 года главным советником императора по вопросам государственного управления стал М.М. Сперанский. Пользуясь большим влиянием и поддержкой Александра I, он реализовал ряд важнейших мероприятий, таких, как уничтожение Тайной экспедиции, отмена пыток, освобождение священнослужителей от телесных наказаний, отмена запрета на ввоз книг из-за границы, открытие частных типографий, реформа почтовой службы, принятие указа о вольных хлебопашцах и т.д. [5. C. 6-7]

     С энергией и знаниями Сперанского император связывал надежды на осуществление эффективного реформирования государственного устройства России. По указанию императора Сперанский подготовил «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России» [7]. В этом документа были фактически высказаны крамольные для самодержавной Российской империи идеи разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, установление независимости судебной власти, введение ответственности исполнительной власти перед властью законодательной. Сперанский также предлагал осуществить реформирование системы государственного управления и кодифицировать законодательство.

     Помимо этого, перу Сперанского принадлежал еще ряд более кратких документов сходной идейно-политической направленности, в первую очередь, записки «Об образе правления» и «О духе правительства» [8].

     В конце 1809 года Сперанский подготовил целостный проект проведений коренных государственных преобразований в России, озаглавленный «Введение к уложению государственных законов» [9. C. 143-221]. Этот проект был основан на идее разделения властей и ее особой, применимой для Российской империи интерпретации.

     Для того, чтобы власть была разделена на законодательную, исполнительную и судебную ветви, в проекте Сперанского предполагалось провести следующие преобразования. Законодательную власть следовало сосредоточить в новом органе — Государственной Думе, исполнительную власть оставить у министерств, а высшую судебную власть предоставить Сенату.

     Вершиной новой организации государственно-властной системы, в концепции Сперанского, должен был стать Государственный Совет, выступающий своего рода связующим звеном между императором и новой системой организации власти.

     Члены Государственного Совета, по замыслу Сперанского, должны были не избираться, а назначаться непосредственно императором. Таким образом, этот орган чем-то напоминал бы английскую палату лордов. Именно здесь обсуждались бы важнейшие государственные проекты.

     Государственный Совет планировался как законосовещательный орган, осуществлявший координацию деятельности ветвей власти.

     Фактически создание Государственного Совета стало единственной мерой из плана Сперанского, реализованной в то время. Как и предполагалось по замыслу реформатора, 1 января 1810 г., было официально объявлено о создании Государственного совета как нового высшего государственного органа. Но в какой степени реальные полномочия Государственного совета соответствовали концепции Сперанского? Суждено ли было этому органу увенчать предусмотренную Сперанским конструкцию разделения властей?

     Прежде всего, отметим, что запланированный Сперанским законодательный орган – Государственная Дума – так и не был в тот период создан. Как следствие, не возникла система разделения властей, а значит, изначально задуманная роль Государственного совета менялась.

     В состав Государственного совета, кроме прочих, по должности входили министры. В итоге происходило смешение властей, исполнители законов обсуждали их принятие.

     По своей структуре Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, гражданских и духовных дел, государственной экономии, наук, промышленности и торговли. К концу правления императора Александра I в состав этого органа входило 42 человека, 68 % из которых были военными [2. C. 101].

     С течением времени компетенция Государственного совета размывалась. Он не только обсуждал законы, как первоначально предполагалось, но и наделялся судебными, административными, финансовыми функциями [6. C. 188]. Реализация законотворческих полномочий Государственного совета получила такую правовую форму, как «Высочайше утвержденное мнение Государственного совета», которую для своего времени можно вполне рассматривать как закон, учитывая, что единое легальное понятие закона отсутствовало.

     Для законотворческого процесса создание Государственного совета имело положительное значение. Еще М.М. Сперанский отмечал, что в России процесс создания законов не отличался логикой, нормы менялись в угоду тому или иному лицу [3. C. 142]. Деятельность Государственного Совета привнесла в правотворческую практику элементы логичности и последовательности. В те периоды, когда император старался точно соблюдать законодательство о Государственном совете, как это делал Николай I, роль этого органа в законотворчестве возрастала. Большое значение имела деятельность созданной в составе Государственного Совета Комиссии составления законов (1810-1826 гг.)

     Для деятельности органов власти важное значение имеет ротация кадров, их конкуренция и возможность отзыва не справляющихся с работой чиновников. Это связано с той ролью человека как субъекта права и правоприменителя, о которой говорилось выше. Но российская государственно-правовая традиция, продолжающаяся и по сей день, проявилась в рассматриваемый период в том, что членов Государственного совета назначал и смещал только император. В итоге ротация кадров в составе Государственного совета определялась не их успешностью как государственных деятелей, а умением произвести соответствующее впечатление на императора. Нередко членство в Государственном Совете рассматривалось в качестве своеобразной синекуры, а также как почетная отставка от важной государственной должности. В итоге большинство состава Государственного совета было консервативным по своим взглядам и достаточно негативно относилось к проектам либеральных реформ. С другой стороны, по своей идее этот орган и должен быть в определенной степени консервативным, чтобы играть роль противовеса более либеральной нижней палате, которая, однако, в рассматриваемый период не была создана.

     В законосовещательной деятельности Государственного совета можно отметить как положительные, так и отрицательные черты. К позитивным моментам стоит отнести коллективное обсуждение законопроектов, что способствовало повышению качества принимавшихся законов. В качестве негативного момента отметим необходимость специального высочайшего повеления для любого случая создания комиссии для изучения того или иного законодательного предложения, а также предварительное согласование законодательных инициатив с императором.

     Все вопросы в Государственном совете могли рассматриваться двумя способами: по департаментам или общим собранием. Каждый член Совета должен был предоставить свое письменное заключение по обсуждаемому вопросу, а затем принималось общее решение. Встречались случаи, когда император поддерживал мнение, расходившиеся с мнением большинства, и в итоге именно эта позиция принималась.

     Таким образом, анализ некоторых аспектов создания и деятельности Государственного Совета в Российской империи позволяет сделать следующие выводы:

  1. Государственный Совет был создан на основе плана М.М. Сперанского, который планировал его как вершину в системе разделения властей, как некий консолидирующий и в то же время буферный орган между императором и иными органами государственной власти;
  2. Реальный статус Государственного Совета отличался от задуманного Сперанским, так как система разделения властей в итоге так и не была в тот период создана, в первую очередь, не возникла Государственная Дума как законодательный орган;
  3. Главная функция Государственного Совета в начале ХIХ века – законосовещательная;
  4. Характер и особенности деятельности Государственного совета определялись не только его институциональным положением и местом в системе органов государственной власти Российской империи, но и его персональным составом, который, в свою очередь, зависел от установленного порядка произвольного высочайшего назначения членов этого органа; именно персональный состав определял позицию и роль Государственного Совета.

pravozashitnik.net

Сущность и история создания Государственного совета РФ — Мегаобучалка

Содержание

Введение. 3

Теоретические аспекты деятельности Государственного совета РФ.. 5

1.1. Сущность и история создания Государственного совета РФ.. 5

1.2 Структура и порядок работы Государственного совета РФ.. 8

1.3. Государственные советы в международной системе государственного управления. 10

Глава 2. Практические аспекты деятельности Государственного совета РФ.. 17

2.1. Взаимодействие Государственного совета с остальными органами власти. 17

2.2. Пути повышения роли Государственного совета РФ в системе государственного управления. 20

Заключение. 24

Список использованной литературы.. 25

 

 

Введение

 

Начало 21 века для современной России стало периодом коренного перелома, временем кардинальной смены власти в стране и, соответственно, всех социальных, экономических и политических ориентиров, как во внутренней, так и внешней политике государства.

Непредвзятый взгляд на современную ситуацию в России вынуждает признать

нас то, что государственное управление как система не в большей мере не соответствует своему истинному предназначению. Более того, оно неадекватно обществу, его потребностям и ожиданиям: не уберегает граждан Российской Федерации от терроризма, войн, коррупции, не приводит к тотальному соблюдению их прав и свобод, дает поводы для усомнения в своей рациональности и эффективности.

В 2000 году произошла системная реформа, согласно которой был создан

главный политический центр, по мнению его создателей который должен был задать вектор направления страны, не исключая за собой парламент на ряду с правительством.

Этим центром стал Государственный Совет Российской Федерации, создание которого носило цель, направленную на укрепление единства страны, борьбу с террором, а также больной для нас сейчас темой – коррумпированностью. С момента создания Госсовета прошло более 10 лет, и с самого своего появления он занят крепкое место в системе управления и стал одним из ключевых звеньев во всем государственном аппарате. И это совсем неудивительно, так как в сферу его рассмотрения входит широчайший круг вопросов: начиная от внутренней и заканчивая внешней политикой.

Целью моей работы явились: экскурс в историю создания Госсовета, начиная с

19 века, то есть его первого упоминания, описание деятельности Государственного Совета Российской Федерации в настоящие дни, анализ деятельности государственных советов в различных государствах, а также обозначение ключевых ролей Госсовета, ведущих направлений в его развитии и увеличении эффективности деятельности. [21]

Предметом моего изучения стали нормативно-правовые акты, определяющие структуру и порядок деятельности Государственного совета РФ, его взаимодействие с другими ключевыми органами власти и определяющие его правовой статус, а вместе с тем, и направления в работе.

Основу в анализе деятельности составили общенаучный метод познания и частнонаучные методы познания правовых явлений: формально логические (анализ и синтез, индукция и дедукция).

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, состоящих из пяти параграфов, заключения и списка использованной мною литературы и ресурсов в сети Интернет. В первой главе я описал теоретические аспекты деятельности Государственного совета РФ и типовых органов в международной системе управления, а во второй главе выявил практические аспекты, направленные на повышение значимости и роль органа в системе государственного управления.

 

 

Теоретические аспекты деятельности Государственного совета РФ

Сущность и история создания Государственного совета РФ

 

Государственный Совет в России появился благодаря либеральным реформам Александра I. Будучи императором, Александр в 1801 году упразднил учрежденный еще Екатериной II в конце 18 века Совет при высочайшем дворе и своим указом создал совещательный орган, который был назван Советом непременным. Одновременно с этим общественный и государственный деятель Михаил Михайлович Сперанский по поручению императора осуществлял подготовку масштабных либеральных преобразований всей системы государственных органов того времени.

Согласно проекту Сперанского, как он говорил, “вершину всей государственной организации и ее последнее звено” должен был составлять Государственный Совет, где, как он считал, должны соединяться все части законодательной, судебной и исполнительной власти.

Отсчет с начала истории всей деятельности Государственного Совета начался 1 января 1810 года, когда официально вышел манифест Александра I об организации этого учреждения. С того момента Государственный Совет являлся высшим законосовещательным учреждением Российской Империи. Он занимался рассмотрением внесенных министрами законопроектов, после чего отправлял на утверждение Императору, принимал или отклонял сметы и штаты государственных учреждений, жалобы на определения департаментов Сената. Для этих целей при Совете действовали Комиссия составления законов и Государственная канцелярия во главе с государственным секретарем. Помимо того, как заниматься делопроизводством, последняя редактировала тексты законопроектов, выносимых на обсуждение, проводила работу по составлению законов. Законопроекты сперва рассматривались в департаментах, а затем выносились на общее собрание Государственного Совета и после утверждения императором получали силу закона. При этом император мог поддержать мнение как большинства, так и меньшинства Совета, а мог отвергнуть и то, и другое.

Можно с уверенностью сказать, что Госсовет сыграл важную роль в издании множества законов, а в царствовании императора Александра II принимал непосредственное участие в разработке законодательной базы реформ 1860-1870-х годов [22].

С момента своего появление Государственный совет включал в себя 35 членов, которые назначались указом Императора. Председателем считался сам император – в этом, к слову, прослеживается некая параллель с днем сегодняшним, когда назначение осуществляет Президент, и он же берет на себя председательство. В отсутствие императора председателем был ежегодно назначаемый императором деятель из числа членов Совета. Стоит заметить, что в период с 1812 года по 1865 год председатель Государственного Совета одновременно являлся и председателем Кабинета министров.

После издания Манифеста от 17 октября 1905 произошли преобразования: Государственный Совет стал верхней палатой российского парламента, половина которой назначалась императором, а другая избиралась от особо сословных и профессиональных курий. Выборные члены избирались от духовенства, губернских земских собраний, дворянских обществ, Академии наук и университетов, а также промышленников и торговцев. После этих преобразований государственный совет рассматривал принятые Государственной Думой законопроекты до их утверждения императором, и поскольку Дума и Совет имели равные законодательные права, на рассмотрение императора представлялись только те законопроекты, которые были одобрены обеими палатами парламента.

После Февральской революции 1917 года произошли существенных изменения политической системы страны, и как следствие, Государственный Совет прекратил своё существование.

Как стало ясно, орган под названием “Государственный Совет” берет свое начало в далеком 1810 году. С того момента произошло огромное количество различного рода реформаций и перемен, однако данный совещательный орган по ходу истории государственного управления, разве что за исключением смены политических курсов нашего государства, никогда не терял и по сей день не теряет своей важности, спустя больше, чем два столетия, в настоящее время являясь важнейшим инструментом государственного управления.

Узнав историю происхождения Государственного совета, будет крайне интересно изучить его становление и работу уже в наши дни, в дни современной России.

В РФ Госсовет был создан в июле 1991 года как “Государственный совет при президенте РСФСР”. Ставя перед собой консультативно-совещательные задачи, орган включал в свой состав государственного секретаря РСФСР, государственных советников РСФСР, целый ряд министров государственных комитетов, а вместе с тем и их председателей.

В 1991 году, в ноябре, орган был упразднен указами Президента. Вместе с этим Конституцией был предусмотрен иной совещательный орган, который находился под руководством Президента РСФСР – Совет безопасности Российской Федерации. [11]

В сентябре 1991 года Государственный совет СССР был образован на межреспубликанской основе для согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы республик государства.

В состав входил Президент СССР и высшие должностные лица всех союзных республик. Решения Государственного Совета СССР носили неукоснительный характер выполнения. [9]

В будущем был не один проект создания Госсовета: разработка лежала на таких деятелях, как Сергей Михайлович Шахрай (1995) и Анатолий Борисович Чубайс (1996-1997). Однако, востребованной идея создания Государственного Совета оказалась лишь спустя время, в 2000 году после того, как Президент Владимир Владимирович Путин 19 мая внес в Государственную Думу проект закона о новом порядке формирования Совета Федераций – верхней палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Что в верхней, что в нижней палатах Парламента члены Совета Федерации, в итоге, решили обратиться к Президенту с просьбой создать Государственный Совет – орган, который, по их мнению, должен был взять на себя часть работы, непосредственно связанную с проблемами внутри регионов России. [10]

26 июля 2000 года был принят Закон о порядке формирования Совета Федерации. 27 июля 2000 года Владимир Владимирович Путин подписал распоряжение, согласно которому предложение высших должностных лиц субъектов Федерации было одобрено и означало только одно: Госсовету России - быть.

На образование Государственного Совета России ушло немного времени. В 2000-м году, 1 сентября, в соответствии с указом Президента было утверждено положение о Госсовете России. В соответствии с ним орган и в настоящее время является совещательным, призванным содействовать реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В своей деятельности Госсовет России руководствуется Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями президента.

Первое заседание датируется 22 ноября 2000 года. На повестке дня тогда был вопрос “О стратегии развития государства на период до 2010 года”. Открывая заседание, Президент заявил о том, что Госсовет должен стать политическим органом стратегического значения, что являлось кардинальным отличием этой структуры от других государственных органов. [23]

 

megaobuchalka.ru

Учреждение Государственного совета в Российской империи

Учреждение Государственного совета в Российской империи

С приходом к власти Александра I прогрессивная общественность Российской империи надеялась на какие-то изменения в государственном устройстве. Молодой император, воспитанный на идеях французских просветителей, постарался окружить себя новыми людьми и провести ряд важных изменений в государственном устройстве. В 1801 году он упразднил Совет при Высочайшем дворе, и все его функции были переданы созданному Непременному (постоянному) совету. Этот совет просуществовал до 1810 года и был прообразом принципиально нового органа - Государственного совета. Стать членом Непременного совета можно было только по распоряжению императора. Возросла роль Сената в ведении судебных и административных дел. Однако ни одна попытка Сената хоть как-то повлиять на издаваемые императором указы не имела успеха.Заметным событием первой половины царствования Александра стало проведение министерской реформы, которая была необходима для усовершенствования государственного управления. Манифестом от 8 сентября 1802 года учреждался Комитет министров. На смену существующим с петровских времен коллегиям создавались министерства. Государственное казначейство выделялось в отдельную структуру. Практически все вопросы решал Комитет, в состав которого входили министры, высшие военные чины, государственный казначей и другие лица, из окружения императора. У каждого министра имелась своя канцелярия. Устройство министерств было подробно разработано реформатором М.М.Сперанским и изложено в «Общем учреждении министерств» в 1811 году.С 1808 года ближайшим сподвижником Александра становится Михаил Михайлович Сперанский – умный, образованный и энергичный человек. Все важнейшие законы составлялись или редактировались именно Сперанским. В отличие от остального окружения императора, Сперанский был выходцем из провинциального духовенства. Отец его был бедным сельским священником во Владимирской области. В детстве Миша рос болезненным ребенком и рано научился читать. Почти все время он проводил за чтением книг и в семь лет, когда его отвезли во Владимир для поступления в духовную семинарию, он поразил преподавателей своими знаниями. Там ему и дали фамилию Сперанский (от латинского spero), как подающему надежды. Владимирскую семинарию он закончил с отличием и был направлен для продолжения образования в Духовную академию в Санкт-Петербург. Здесь он овладел французским языком и стал читать французских мыслителей XVIII-го века. После окончания учебы Сперанский оставлен в академии в должности профессора по трем дисциплинам: физике, математике и красноречия. Один из екатерининских вельмож князь Куракин поручает ему некоторые дела. Куракин становится впоследствии генерал-прокурором сената и предлагает Сперанскому место в своем ведомстве. Это стало началом карьеры выдающегося государственного деятеля. В 1808 году Сперанский получает должность Комиссии для составления законов. Одновременно он служит в министерстве юстиции, где занимает высокую должность товарища министра (т.е. заместителя). Современники отмечают его незаурядные способности в составлении и редактировании различных манифестов и указов.В 1808 году Сперанский по личному распоряжению государя приступает к разработке плана усовершенствования государственных институтов. Он с воодушевлением принимается за работу и представляет императору проект основных реформ. Сперанский был убежден, что для недопустимости событий, аналогичных Французской революции, необходимы кардинальные преобразования в области государственного устройства.Все предлагаемые реформы основывались на строгом разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную. Три независимых учреждения – государственная дума, сенат и комитет министров - составляли основу государственного управления.Вводились выборы в законодательные и судебные органы власти на уровне губерний, уездов и волостей. Чтобы объединить деятельность всех трех ветвей власти, проектом Сперанского предусматривалось создание Государственного совета. Все принимаемые законы должны были обсуждаться в Государственном совете, а затем утверждаться императором. План Сперанского никак не ограничивал власть государя как самодержавного монарха.Александр I отозвался о проекте Сперанского как об «удовлетворительном и полезном». Проект Сперанского встретил серьезное сопротивление министров и сенаторов. Александр I, поддавшись настроению правящей верхушки, отклонил план Сперанского.Единственным воплощением этого плана явилось учреждение Государственного совета. В первый день 1810 года был опубликован манифест «Образование Государственного совета». Первая часть этого документа носит более общий характер, в ней излагаются причины создания Госсовета, основные законы и состав Госсовета. Вторая часть более конкретная – «Коренные законы госсовета» имеет четкую структуру, делится на части, разделы и параграфы.Структура Государственного совета подразумевала деление на четыре департамента: военных дел; законов; гражданских и духовных дел; государственной экономии. Каждым департаментом руководил свой председатель. Ежегодно император сам назначал председателя Государственного совета.Для организации работы Госсовета учреждалась Государственная канцелярия. Неудивительно, что руководство этим ведомством было поручено М.М.Сперанскому, именно он был назначен на должность государственного секретаря. В его обязанности также входил обязательный доклад на всех заседаниях Общего собрания совета. При присутствии государя на заседаниях Государственного совета, он автоматически занимал председательствующее место. Первоначально в составе Государственного совета было 25 человек: все руководители министерств, а также лица, назначенные императором. А к концу XIX века число членов Совета возросло до 70.Все законопроекты и инициативы сначала рассматривались в соответствующих департаментах, далее предусматривалось обсуждение в Общем собрании, но только после согласия императора закон вступал в свою силу. При этом император не обязан был соглашаться с большинством голосов в Общем собрании. Опираясь на свое личное мнение, он мог принять любое решение по обсуждаемому вопросу.Государственный совет как высший законотворческий орган империи просуществовал вплоть до Февральской Революции, когда была создана Государственная дума. После этого Совет был значительно расширен. За все эти годы влияние Государственного совета то усиливалось, то ослабевало в зависимости от внешней и внутренней политики императора. В 1842 году деятельность Государственного совета была скорректирована новым документом «Учреждение Государственного совета». По инициативе Николая I министры не должны были отчитываться перед Госсоветом о доходах и расходах своих министерств, не мог Госсовет повлиять и на вопросы, связанные с военным ведомством. Большинство законов теперь составлялось в собственной канцелярии императора.Несмотря на все ограничения и недостатки Государственный совет на протяжении многих лет оставался центром зарождения парламентаризма в Российской империи.

www.istmira.com

СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА, ОТСТАВКА СПЕРАНСКОГО

1 января 1810 г. император принял Манифест об организации Государственного совета. Госсовет −− высшее законосовещательное учреждение −− состоял из 4 департаментов: департамента законов, рассматривающего законопроекты общегосударственного значения, гражданских и духовных дел, ведавшего вопросами юстиции, полиции и духовного ведомства, государственной экономии, занимавшегося вопросами финансов, торговли, науки и военного. Вспомогательными органами при Госсовете стали Комиссия составления законов и Комиссия прошений. Составленные законопроекты поступали первым делом в Государственную канцелярию, во главе которой стоял государственный секретарь. Первым госсекретарем стал Сперанский. В первое время своего существования Госсовет состоял из 25 членов, к 1825 г. −− из 36. В конце XIX в. число членов этого учреждении достигло 70 человек. Государственный совет просуществовал до 1917 г., сохранив до создания Государственной думы свою законосовещательную функцию.

Консервативное дворянство добилось отставки Сперанского. В 1812 г. он был сослан в Нижний Новгород, потом −− в Пермь. В 1816 г. Сперанский занял губернаторский пост в Пензе, в 1819 г. стал генерал-губернатором Сибири. Он инициировал реформу управления этим регионом. Только в 1821 г. Михаил Михайлович вернулся в Санкт-Петербург, стал членом Государственного совета и Сибирского комитета. К этому времени взгляды Сперанского на монархию изменились: он стал сторонником неограниченной власти царя. Сперанский был составителем манифеста 13 декабря 1825 г. о вступлении на престол Николая I. Как член Верховного уголовного суда вершил суд над декабристами. С 1826 г. он возглавлял 2-е отделение Собственной Его императорского Величества канцелярии, осуществлявшее кодификацию законов. Под руководством Михаила Михайловича было составлено Полное собрание законов Российской империи и Свод законов Российской империи. В 1835–1837 гг. Сперанский преподавал будущему императору Александру II юридические науки. В 1838 г. он стал председателем департамента законов Государственного совета. Умер М. М. Сперанский 11 февраля 1839 г. в Петербурге.

Проект М. М. Сперанского. Ключевые моменты:

· подтверждение самодержавной власти императора;

· принцип разделения властей, проведенный лишь на всех уровнях власти;

· принцип выборности нижних уровней власти;

· ключевая роль Государственного совета как органа, в котором обсуждаются все важные государственные вопросы;

· разделение понятий гражданских и политических прав. Гражданские права предоставлены всему населению (личная свобода, право передвижения и заключения сделок), политические −− только собственникам недвижимости;

· проект постепенной отмены крепостного права (в три этапа: определение повинностей крестьян −− предоставление права перехода от одного помещика к другому −− полная отмена).

Схема управления Российской империей по проекту Сперанского

Проект Сперанского реализован лишь отчасти. 1810–1811 гг. учрежден Государственный совет и разграничены функции министерств.

 

Реформы Александра 1

Годы правления: 1801-1825.

Александр 1 – сын императора Павла 1 и княгини Марии Фёдоровны, внук Екатерины 2. Родился 23 декабря 1777 г. С самого раннего детства он начал жить у бабушки, которая хотела воспитать из него хорошего государя. После смерти Екатерины на престол вошел Павел. Будущий император имел множество положительных черт характера. Александр был не доволен правлением отца и вступил в заговор против Павла. 11 марта 1801 г. царя убили и править стал Александр. При вступлении на престол Александр 1 обещал следовать политическому курсу Екатерины 2.

1 этап преобразований

Начало правления Александра 1 ознаменовалось проведением реформ, он хотел изменить политический строй России, создать конституцию, гарантировавшую всем права и свободу. Но у Александра было много противников. 5 апреля 1801 г. создается Непременный совет, члены которого могли оспаривать указы царя. Александр хотел освободить крестьян, но многие этому противились. Тем не менее, 20 февраля 1803 г. был выпущен в свет указ о свободных хлебопашцах. Так в России в первый раз появилась категория свободных крестьян.

Также Александр провел реформу образования, суть которой состояла в создании государственной системы образования, главой которой являлось Министерство народного просвещения. Кроме этого, проводилась административная реформа (реформа высших органов управления) - было учреждено 8 министерств: иностранных дел, внутренних дел, финансов, военных сухопутных сил, морских сил, юстиции, коммерции и народного просвещения. Новые органы управления обладали единоличной властью. Каждое отдельное ведомство управлялись министром, каждый министр подчинялся Сенату.

Этап реформ

Александр вводит в свое окружение М.М. Сперанского, которому поручает разработку новой государственной реформы. Согласно проекту Сперанского, в России необходимо создать конституционную монархию, в которой власть государя была бы ограничена двухпалатным органом парламентского типа. Осуществление этого плана началось в 1809 г. К лету 1811 г. закончилось преобразование министерств. Но в связи с внешней политикой России (напряженные отношения с Францией) реформы Сперанского восприняли как антигосударственные и в марте 1812 г. он был отправлен в отставку.

Надвигалась угроза со стороны Франции. 12 июня 1812 г. началасьОтечественная война. После изгнания войск Наполеона, усилился авторитет Александра 1.

Послевоенные реформы

В 1817-18 гг. близкие императору люди занимались поэтапной ликвидацией крепостного права. К концу 1820 г. был подготовлен проект «Государственной уставной грамоты Российской империи» и утвержденный Александром, но ввести его не было возможности.

Особенностью внутренней политики Александра 1 был ввод полицейского режима, создание военных поселений, которые позже стали называться «аракчеевщиной». Такие меры вызывали недовольство широких масс населения. В 1817 г. было создано «Министерство духовных дел и народного просвещения» возглавляемое А.Н. Голицыным. В 1822 г. император Александр 1 запретил в России тайные общества, включая масонство.

Смерть Александра 1 произошла от брюшного тифа 1 декабря 1825 г. в Таганроге. За годы своего правления Александр 1 многое сделал для страны: Россия одержала победу над французской армией, была проделана огромная работа по отмене крепостного права, а также проведена реформа высших органов власти.

 

lektsia.com

Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.) - Создание Государственного Совета РФ

Страница 27 из 63

Создание Государственного Совета РФ

8 июля 2000 г. в ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию впервые прозвучала идея создания Государственного Совета РФ, о котором ничего не говорится в Конституции РФ. В Послании В. Путин говорил, что изменение принципов формирования Совета Федерации поставило вопрос об организации постоянного диалога руководителей субъектов РФ и главы государства по основным проблемам государственной жизни, о форме участия регионов в подготовке и принятии важнейших общегосударственных решений. Такой формой может стать Государственный Совет при Президенте России. 28 июля В. Путин поручил соответствующим структурам, в том числе Совету Федерации и Администрации Президента, разработать концепцию нового органа власти.

В Указе Президента «О Государственном Совете Российской Федерации» и в «Положении о новом политическом органе» говорится, что этот орган является структурой при Администрации Президента РФ и содействует реализации полномочий главы государства. В Государственный Совет вошли главы исполнительной власти, представители различных политических сил и президентских структур, в том числе руководители федеральных округов. Председателем Госсовета РФ стал Президент РФ В. Путин, секретарем – заместитель руководителя Администрации Президента РФ А. Абрамов. Кроме того, в рамках нового политического органа создавалась рабочая группа – Президиум из семи губернаторов. Госсовет собирается не реже одного раза в три месяца, Президиум как рабочий орган – один раз в месяц.

Госсовет по своему статусу – совещательный, консультативный орган при Президенте страны, призванный давать рекомендации по широкому кругу проблем, включая разработку новой законодательной базы стратегии развития, прежде всего, его региональных аспектов. Он призван стать опорой, коллективным советчиком Президента РФ в принятии важнейших государственных решений, позволяет руководителям российских регионов принимать участие в обсуждении политических и общегосударственных проблем. Но никакими конституционными функциями созданный орган не обладает. Для наделения его такими функциями потребовалось бы внести изменения в Основной Закон страны.

Первое заседание Государственного Совета РФ состоялось в ноябре 2000 г. Среди прочих вопросов он должен был обсудить стратегию социально-экономического развития до 2010 г. В этой связи М. Касьянов представил членам нового органа правительственный доклад. Говоря о перспективах экономического развития страны, он выделил пять первостепенных задач: обеспечение верховенства закона; реализация структурных преобразований, в первую очередь, в естественных монополиях; инвестиции в инфраструктуру; интеграция России в мировые экономические процессы и в ВТО; решение проблем образования и трудоустройства. Значительная часть доклада была посвящена успехам Правительства – макроэкономическая стабилизация, рост резервов Центробанка и доходов бюджета по отношению к ВВП.

Правительственный доклад существенно дополнило выступление губернатора Хабаровского края В. Ишаева. Оно содержало ряд критических замечаний и рекомендаций Правительству. В частности, губернатор обратил внимание последнего на необходимость более интенсивной работы над проблемами формирования среднего класса и снижения доли неимущих в стране до 10-15 процентов. Но губернаторов интересовала не только экономика. Среди прочих проблем они хотели получить ответы на вопросы, связанные с деятельностью нового политического органа, в первую очередь, о месте Госсовета в системе органов власти, его назначении в контексте возможных изменений Конституции РФ как якобы устаревшей, и ряд других.

Президент РФ дал понять, что Госсовет не должен заменить собой ни Совет Федерации РФ, ни Правительство РФ. Вслед за тем М. Касьянов обратил внимание на такую сферу совместной деятельности Госсовета и Правительства, как прогнозирование стратегии развития.

В 2000 г. Госсовет РФ делал первые шаги, находя свою нишу в системе государственной власти и формируя свои правила игры. Но вскоре новая политическая структура начала активно действовать, и ее работа дала первые результаты.

madrace.ru

Государственный совет РФ

Государственный совет РФ

Одним из органов с особым статусом, который возглавляет Президент России, является Государственный совет Российской Федерации.

Он был образован в 2000 г.

 

Государственный совет РФ - совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти [1].

Орган формируется Президентом России. Помимо председателя совета в его входят члены. Имеется и секретарь, который не входит в состав органа. Данные обязанности возлагаются Руководителем Администрации Президента РФ на одного из помощников Президента РФ. Сейчас это Левитин И.Е.

 

Членами Государственного совета РФ являются:

  • Председатель Совета Федерации ФС РФ;
  • Председатель Государственной Думы ФС РФ;
  • полномочные представители Президента РФ в федеральных округах;
  • высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов федерации;
  • руководители фракций в Государственной Думе ФС РФ;
  • могут включаться иные лица, замещавшие должности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ и имеющие большой опыт публичной (государственной и общественной) деятельности [2].

Основными задачами совета выступают:

  • содействие реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;
  • обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и субъектов федерации, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту РФ;
  • обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента России, постановлений и распоряжений Правительства РФ, и внесение соответствующих предложений Президенту России;
  • содействие Президенту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • рассмотрение по предложению Президента России проектов федеральных законов и указов Президента РФ, имеющих общегосударственное значение;
  • обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете;
  • обсуждение информации Правительства РФ о ходе исполнения федерального бюджета;
  • обсуждение основных вопросов кадровой политики в Российской Федерации;
  • обсуждение по предложению Президента России иных вопросов, имеющих важное государственное значение [3].

Организационно Государственный совет РФ выглядит следующим образом.

Ключевую роль в деятельности совета играет его председатель. Помимо формирования персонального состава госсовета и его органов, он:

  • определяет место и время проведения заседаний Государственного совета РФ и его президиума;
  • председательствует на заседаниях совета и президиума;
  • формирует на основе предложений членов президиума план работы госсовета и повестку дня его очередного заседания;
  • дает поручения членам и секретарю Государственного совета  РФ [4].

Немалая нагрузка ложится на секретаря, который:

  • обеспечивает подготовку проекта плана работы совета, составляет проекты повестки дня его заседаний, организует подготовку материалов к заседаниям, а также проектов соответствующих решений;
  • информирует членов госсовета о месте, времени проведения и повестке дня очередного заседания, обеспечивает их необходимыми материалами;
  • подписывает протоколы заседаний Государственного совета РФ;
  • несет ответственность за обеспечение деятельности совета;
  • организует работу консультативной комиссии и обеспечивает деятельность постоянных и временных комиссий и рабочих групп, создаваемых Государственным советом РФ и президиумом;
  • исполняет иные поручения председателя госсовета [5].

Сегодня в совете 100 членов, плюс председатель и секретарь.

 

В целях решения оперативных вопросов формируется президиум Государственного совета РФ в составе 9 членов совета. В частности, он рассматривает план работы госсовета, а также повестку дня очередного заседания и материалы к нему. Персональный состав президиума определяется Президентом РФ и подлежит ротации раз в полгода. Заседания проводятся, как правило, не реже 1 раза в 3 месяца.

 

Консультативная комиссия оказывает консультационную помощь членам госсовета и президиума по вопросам, включенным в план работы Государственного совета РФ. Отличием консультационной комиссии от других органов госсовета в том, что ее члены участвуют в работе совета.

 

Для подготовки материалов по вопросам, которые предполагается рассмотреть на заседании Государственного совета РФ или его президиума, создаются постоянные и временные комиссии и рабочие группы. Отдельные виды работ могут выполняться  учеными и специалистами на договорной основе.Заседания госсовета проводятся регулярно, как правило, не реже 3-х раз в год. По решению председателя могут проводиться внеочередные заседания.

 

[1] П. 1 Положения о Государственном совете Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 01.09.2000 № 1602).[2] П. 7 Положения о Государственном совете Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 01.09.2000 № 1602).

[3] П. 4 Положения о Государственном совете Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 01.09.2000 № 1602).

[4] П. 9 Положения о Государственном совете Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 01.09.2000 № 1602).

[5] П. 11 Положения о Государственном совете Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 01.09.2000 № 1602).

gimyrf.ru

Государственный совет в системе власти императорской России

Из истории управления

СЕРГЕЙ СЕКИРИНСКИЙдоктор исторических наук, заведующий отделом журнала“Отечественная история” РАН

Идея Государственного совета при Президенте РФ трансформировалась в создание Государственного совета РФ, уже самим своим измененным названием претендующего на место в системе высших конституционных органов власти.

Впервые проект учреждения Государственного совета разработан еще при императоре Александре I в условиях подготовки больших преобразований, вполне сопоставимых по задуманным масштабам и общей направленности с теми, что мы переживаем в течение последних 10-15 лет. В соответствии с принципом разделения властей законодательные полномочия тогда предполагалось передать новому выборному органу – Государственной думе, исполнительные – министерствам, судебные – сенату. В результате последовательного проведения такой реформы император при сохранении за ним широких и реальных властных прерогатив стал бы конституционным монархом, а связующим органом между главой государства и обособленными ветвями власти и призван был служить Государственный совет Российской Империи – своего рода русский аналог палаты лордов, формируемый из лиц, назначаемых главой государства.

Приступая к реформам, Александр I предпочитал действовать осторожно, не открывая своих замыслов сразу, готовя их в тайне даже от большинства высшей бюрократии, постепенно подводя и приучая к ним чиновничество, дворянство, все общество. Государственный совет и был той вершиной айсберга конституционных реформ, которую их инициаторы намеревались первоначально выставить напоказ. В соответствии с календарным планом 1 января 1810 г. открывался Государственный совет, к 15 августа проводились выборы депутатов в Государственную думу; 1 сентября нижняя палата начинала свою работу. Но из намеченного удалось реализовать лишь первый пункт: 1 января 1810 г. действительно было объявлено об учреждении Государственного совета и состоялось его первое заседание. Хотя это был уже совсем не тот орган, через который, как первоначально задумывалось, императору представлялись бы решения всех трех принципиально новых форм государственной власти. За их отсутствием Государственный совет стал лишь высшим законосовещательным собранием крупных сановников, обсуждавших и выносивших предварительные заключения о новых законопроектах, уставах и учреждениях. В соответствии с регламентом Государственного совета решение принималось большинством голосов. Члены совета, не согласные с общим решением, могли подать особое мнение. Но все законодательные инициативы приобретали силу только после их утверждения императором, исходили от него, оформлялись царскими манифестами, первоначально с обязательной формулой: “Вняв мнению Государственного совета”, что предполагало их непременное рассмотрение в высшем законосовещательном органе. Хотя уже Александр I не стал связывать себя обязательным утверждением мнения большинства, а сама формула, указывавшая на формальную зависимость императора от Государственного совета, вскоре исчезла из употребления.

При Николае I она была даже вычеркнута из Свода законов, а право императора утвердить и мнение меньшинства или отвергнуть оба мнения, приняв собственное решение, наоборот, превратилось в писаную норму законодательства. Со временем Государственный совет стали порой просто обходить при обсуждении важных законопроектов. Они утверждались императором и обретали силу законов непосредственно по докладам председателя кабинета министров, председателей различных коллегиальных органов и даже отдельных министров.

Согласно букве закона членом Государственного совета император мог назначить любое лицо, независимо от возраста, образования, чина, сословия. Этот своеобразный демократизм законодательства лишь демонстрировал всемогущество верховной российской власти, способной всякого человека поднять “из грязи в князи”. Но на практике в совет попадали, как правило, только те, кто прошел по бюрократической лестнице почти до самых ее вершин и принадлежал к высшему сословию империи по рождению или приобрел его долгой службой. Назначения фактически носили пожизненный характер. По должности в совет входили министры. Велика была и доля профессиональных военных в составе этого органа.

Уже к концу правления Николая I (1825– 1855 гг.) судьба Государственного совета в известном смысле предвосхитила участь брежневского Политбюро: он оказался цитаделью геронтократии! Если в 1825 г. около 70% членов Государственного совета были моложе 60 лет, то к середине века примерно столько же – старше.

В эпоху реформ Александра II (1855– 1881 гг.) предпринимались неоднократные попытки создания выборного законосовещательного представительства двухпалатного типа и придания именно Государственному совету функций верхней палаты, состоящей из членов как по назначению, так и по выборам. Но ни один из подобных проектов не был реализован.

В то же время сфера компетенции Государственного совета расширялась за счет функций, исполняемых при конституционных режимах парламентскими учреждениями. Он предварительно рассматривал вопросы об объявлении той или иной части империи на чрезвычайном положении, объявлении войны и заключении мира, а также важнейшие финансовые дела: годовую роспись доходов и расходов, сметы министерств, выдачу ведомствам сверхсметных кредитов, отчеты о государственных доходах и расходах, введение новых сборов и налогов и др.

Если первоначально Государственный совет состоял из 35 человек, то к 1890 г. – уже из 60. Параллельно росло их денежное содержание, которое было выше сенаторского, но ниже министерского. Назначения в совет часто рассматривались в качестве пожизненной синекуры для уходивших в отставку министров, генерал-губернаторов и в порядке исключения для отдельных гражданских губернаторов. Но сам факт получения членами совета гарантированного официального статуса, подкрепленного высоким жалованьем, приводил к тому, что они могли себя вести независимо, представляя свои возражения против законопроектов, вносимых в совет министрами, и вообще осуществлять над ними известный контроль. Именно Государственный совет оказал серьезное сопротивление ряду крупных инициатив правительства Александра III (1881–1894 гг), направленных на пересмотр реформаторского законодательства 1860-х годов. Хотя “борьба с министрами” велась членами Государственного совета на неравных условиях. По свидетельству одного многоопытного сановника руководители министерств, обладая правом еженедельного общения с императором с глазу на глаз во время “всеподданнейших” докладов, получали и возможность “склонять государя в пользу своего мнения, представляя дело не всегда в истинном свете”. Члены же Государственного совета видели императора “только в торжественных собраниях, на которых разговоров о делах не бывает”.

Лишь в 1906 г. с созданием Государственной думы Государственный совет претерпел, наконец, существенную реформу: он был превращен в верхнюю законодательную палату и отныне только половина его членов по-прежнему назначалась императором (согласно закону, они увольнялись исключительно по их личной просьбе), а другая половина избиралась на девять лет: от православного духовенства – 6 человек, от дворянства – 18, от земств – по одному от каждого губернского земского собрания (в отличие от других категорий членов по выборам срок полномочий представителей земств был в три раза короче), от Академии наук и университетов – 6, от организаций торговли и промышленности – 12, от Финляндского сейма – 2. Причем общее число членов совета по назначению не могло превышать число членов по выборам. В 1914 г. он состоял уже из 188 членов.

История Государственного совета Российской империи – это опыт, который может быть полезен сейчас в первую очередь в плане обсуждения проблемы совершенствования работы Совета Федерации Федерального собрания.

vasilievaa.narod.ru