Реферат: Рюрик. Сообщение о рюрике


Реферат Рюрик

скачать

Реферат на тему:

План:

    Введение
  • 1 Рюрик в летописях
  • 2 Происхождение Рюрика
    • 2.1 Норманнская версия
      • 2.1.1 Этимология имени
      • 2.1.2 Рорик из Дании
      • 2.1.3 Эйрик из Швеции
    • 2.2 Западно-славянская версия
      • 2.2.1 Варяги из вагров или пруссов
      • 2.2.2 Мекленбургские генеалогии
      • 2.2.3 Ободриты, также именуемые ререгами
    • 2.3 Иоакимовская летопись
  • 3 Рюрик в историографии
  • 4 Данные генетических исследований
  • 5 Наследники
  • ПримечанияЛитература

Введение

Рю́рик (ум. 879) — летописный основатель государственности Руси, варяг, новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

Рюрика отождествляют иногда с конунгом Рёриком (Hrørek) из ютландского Хедебю (Дания) (ум. до 882)[1][2]. По другой версии, Рюрик — славянское родовое имя, связанное с соколом, который на славянских языках назывался также рарогом[3]. Также существуют попытки доказать легендарность Рюрика.

1. Рюрик в летописях

Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён как: чудь, ильменские словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает дискутироваться.

Летопись сообщает, как после смерти братьев власть сосредоточилась в руках старшего из них, Рюрика:

«…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.»[4]

Рюриковичи (IX—XI вв.)
Рюрик
Игорь, жена: Ольга, соправитель: Олег
Святослав
Ярополк
Святополк Окаянный
Олег Древлянский
Владимир
Вышеслав
Изяслав Полоцкий
полоцкая ветвь
Ярослав Мудрый
Всеволод
Мстислав Храбрый
Святослав Древлянский
св. Борис
св. Глеб
Станислав
Позвизд
Судислав Псковский

По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель. Его власть простиралась на Новгород, а также на западно-двинских кривичей (город Полоцк) на западе, финно-угорские племена мери (город Ростов) и мурома (город Муром) на востоке. В поздней Никоновской летописи (1-я половина XVI века) сообщается о смуте в Новгороде, жители которого были недовольны правлением Рюрика. Событие отнесено к 864 году, то есть когда по Ипатьевской летописи Рюрик основал Новгород. Чтобы подавить смуту, Рюрик убил некого Вадима Храброго, о котором известно только то, что сказано в Никоновской летописи:

«В лето 6372 … оскорбишася Новгородци, глаголюще: „яко быти нам рабом, и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его“. Того же лета уби Рюрик Вадима Храброго, и иных многих изби Новгородцев съветников его.»

Историки связывают сообщение Никоновской летописи о восстании новгородцев с более поздними событиями XI века при Ярославе Мудром. Более ранние, чем Никоновская, летописи ничего не говорят о Вадиме Храбром и смуте новгородцев против Рюрика, тем более, что и сам Новгород был построен, согласно археологической датировке, уже после смерти Рюрика вблизи его укреплённой резиденции (городища).

В 879 году, согласно летописи, Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега.

Автор «Задонщины», поэтического творения конца XIV века, прославляет Рюрика как первого русского князя:

«Той бо вещий Боян, воскладая свои златыя персты на живыя струны, пояше славу русскыим князем: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичу и Святославу Ярославичу, Ярославу Володимеровичу…»[5]

Древнерусские летописи начали составляться 150—200 лет спустя после смерти Рюрика на основе каких-то устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов. Поэтому в историографии сложились разные точки зрения на летописную версию призвания варягов. В XVIII — первой половине XIX века преобладало мнение о скандинавском или финском происхождении князя Рюрика (см. норманизм), позднее предлагалась гипотеза о его поморянском происхождении.

2. Происхождение Рюрика

Вокруг родоначальника первой княжеской династии Руси существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность. Легендарность Рюрика порождается отсутствием сведений о его происхождении: откуда он пришёл на княжение и к какому народу-племени принадлежал. Тема родины Рюрика тесно связана с этимологией слов Русь и русы.

Существуют несколько версий происхождения Рюрика, из которых основными являются норманская и западно-славянская.

2.1. Норманнская версия

Имя ruRikr на фрагменте рунического камня U413, использованного для постройки церкви Норрсунде (Norrsunda), Уппланд, Швеция.

Исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги-русь по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманской концепции считают Рюрика, как и всю его дружину, варягами-викингами, из Скандинавии.

2.1.1. Этимология имени

Древнескандинавское имя Hrœrekr является производным от форм старосканд. «*HróþiR» («слава») и «-ríkR» («знатный», толкуемое также как изменённое заимствование из латинского — rex: король, царь). Производные значения были использованы в легендах и мифах разных народов:[6][7]

  • Hrodric — старо-германский язык
  • Hrēðrīc и Hroðricus — старо-английский язык
  • Rørik — восточный старо-норманский, старо-шведский, старо-датский языки
  • Hrœrekr — западный старо-норманский язык
  • rorikR, ruRikr, hruRikR — из рунических надписей

Из скандинавского эпоса и хроник известны следующие носители имени Rørik (Hrœrekr):

  • Hreðric — сын датского короля V века в эпосе «Беовульф»
  • Рорик — датский король VII века, дед знаменитого принца Гамлета, история которого описана Саксоном Грамматиком и позднее послужила основой для трагедии Шекспира
  • Rudereiks (Рудерих) — король вестготов в Испании в 710−711 гг.
  • Рёрик Ютландский — датский викинг IX века, часто упоминался в хрониках
  • Хрёрек, сын Хринга — норвежский конунг, ослеплённый в начале XI века конунгом Олафом Святым. Известен по саге «Прядь об Эймунде Хрингссоне»

Согласно общепринятому мнению филологов-германистов, общее с именем Рорик (Рюрик) происхождение имеют современные имена Родерих (Roderich), Родерик (Roderick), Родриго (Rodrigo)[8]. В настоящее время имя Rurik имеет хождение в Финляндии, Дании, Швеции и Исландии.[6]

2.1.2. Рорик из Дании

Король Рорик VII века, дед принца Гамлета.Иллюстрация H.W. Koekkoek (1912) к книге «Тевтонские мифы и легенды».

По одной из версий, Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский (или Фрисландский) из династии Скьёльдунгов, брат (или племянник) изгнанного датского короля Харальда Клака[9], который в 826 году или около 837 года получил от императора франков Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде на который совершали набеги викинги.

В 841 году он был изгнан оттуда императором Лотарем. Имя Рорика всплывает в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии[10]. В 850 году Рорик воюет в Дании против датского короля Хорика I, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь I был вынужден уступить Рорику Дорестад и большую часть Фризии, взамен крестив его[11].

В 855 год—857 годах Рорик с племянником Готфридом (сыном Харальда Клака) вернули королевскую власть в Дании, когда трон освободился после гибели Хорика I.

Около 857—862 гг. Рорик совершает третий в IX веке датский поход против куршей и шведов. По данным Саксона Грамматика он разбивает их в морском сражении, а потом и славян принудил платить ему дань[12].

В 863 году он безуспешно попытался с датчанами вернуть Дорештад. В 867 году вновь упоминается его попытка укрепится в Фрисландии. Ему это удалось лишь в 870—873 годах. В 873 году Рорик, «желчь христианства» по словам Ксантенского хрониста, приносит клятву верности Людовику Немецкому.

В 882 году император Карл Толстый передал Фризию Готфриду, племяннику Рорика, видимо в связи с кончиной последнего[13].

Версия о его причастности к «призванию варягов» поддерживается некоторыми лингвистическими совпадениями. Во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в IX веке прибрежный район Wieringen. В современном произношении название звучит примерно как Виэрега, что близко к древнерусским варягам. По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рорика.

Также с Фризией связано замечание хрониста XII века Гельмольда про «фризов, которые называются рустры»[14]. Приморская провинция Rüstringen отмечена на картах XVII века в восточной Фрисландии, на границе современной Германии с Нидерландами.

2.1.3. Эйрик из Швеции

«Заморские гости» Рерих Н. К.

Другая версия скандинавского происхождения Рюрика связывает его с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы. В сочинении исландского скальда начала XIII века Снорри Стурлусона «Круг земной» рассказано о всенародном сходе (тинге) 1018 года в Уппсале. Один из участников схода заявил: «Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика Эмундарсона, конунга Уппсалы, и говорил о нём, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны и покорил Финланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и много земель в Аустрленд […] А если ты хочешь вернуть под свою власть те государства в Аустрвеге, которыми там владели твои родичи и предки, тогда все мы хотим следовать в этом за тобой»[15]. Аустрлендом (Восточная земля) и Аустрвеги (Восточные пути) в сагах именовалась Русь.

По вычислениям известного шведского археолога Биргера Нермана, конунг Уппсалы Эйрик (др.-сканд. Eiríkr), сын Эмунда, умер в 882 году, а «покорение Восточных земель» относится к началу его правления — 850−860-м годам, что почти совпадает с датами правления Рюрика[16]. Методика столь точного вычисления дат Нерманом неизвестна. Подробнее о шведских набегах на Прибалтику в середине IX века см. «Житие Ансгара», составленное Римбертом, а также статью Гробиня.

Во времена Эйрика Эмундарсона у норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого был сын по имени Хрёрек (сага Снорри Стурлусона о Харальде Прекрасноволосом)[17]. Конунг Харальд скончался в провинции Ругаланн (Rygjafylke), передав власть своему сыну Эйрику Кровавая Секира, а о судьбе конунга Хрёрека сага ничего не сообщает.

2.2. Западно-славянская версия

Альтернативой норманской версии является версия о происхождении Рюрика из среды западнославянских племен ободритов, руян и поморян. «Повесть временных лет» прямо говорит о том, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни шведом, ни англом, ни готландцем.

2.2.1. Варяги из вагров или пруссов

Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Московской Руси в 1-й половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов и Рюрика. Связывая название варягов со славянским прибалтийским племенем вагров, Герберштейн приходит к выводу, что: «русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком»[18]. Скандинавы и немцы называли вагров и всех поморских славян вендами. В синхронных источниках отсутствуют сведения о связи поморских славян с варягами, хотя во 2-й половине X века отмечены морские набеги вендов на соседей.

М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из пруссов, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы». Славянское происхождение Рюрика Ломоносов априори принимал как непреложный факт:

…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришёл из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывёт Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов.

— М. В. Ломоносов. «Возражения на диссертацию Миллера»

В Казанской истории автор пишет о новгородцах приведших себе князя из Пруссии, от варягов[19]:

«Новгородцы же, неразумные, привели себе из Прусской земли, от варягов, князя и самодержца и отдали ему всю свою землю, чтобы владел ими, как хочет.»

2.2.2. Мекленбургские генеалогии

«Прибытие Рюрика в Ладогу» В. М. Васнецов. 19 век.

Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, живших на бывших землях бодричей, к тому времени полностью онемеченных. В предании повествуется о том, что в VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй — Сиваром Победоносным, третий — Труваром Верным. Братья решили отправиться в поисках славы в земли на восток. После многих деяний и страшных боёв братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Братья-ободриты разбудили в местном народе уснувшее мужество, возглавили войско и свергли угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Так Рюрик получил Новгородское княжество (Nowoghorod), Сивар — Псковское (Pleskow), Трувар — Белозерское (Bile-Jezoro). Поскольку спустя время младшие братья умерли, не оставив законных наследников, Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии. Следует отметить, что это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика (см. ниже).

В начале XVIII века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, бывшей области расселения славянских племён ободритов или бодричей. В 1716 проректор гимназии Фридрих Томас издал труд к свадьбе мекленбургского герцога Карла Леопольда и русской царевны Екатерины, дочери царя Ивана V. Томас использовал манускрипт (1687), написанный нотариусом мекленбургского придворного суда Иоганном Фридрихом фон Хемницем, который, в свою очередь, ссылался на какой-то манускрипт 1418 года.

Согласно этой генеалогии король ободритов Витслав, союзник Карла Великого, был убит саксами в 795 году. Его старший сын Траскон (Дражко, Драговит) наследовал корону, а другой сын, Годлиб (или Годелайв, или Годслав), погиб в 808 году при штурме города Рерика[20] датским конунгом Готфридом. Все эти данные взяты из Анналов королевства франков.[21] Иоганн Хюбнер, издавший свои генеалогические таблицы (1708), сообщает новые сведения, что сыновья Годлиба Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор отправились в 840 году в Новгород (Nowoghorod)[22].

Попытка привязать Рюрика к Годлибу приводит к неувязке в русской генеалогии. Рюрик должен был родиться не позже 805. Тогда он становится отцом князя Игоря в возрасте за 70 лет (по хронологии ПВЛ), что хоть и возможно, но несколько сомнительно. Впрочем известно, что датировка древнерусских летописей до середины X века приблизительна, если только не использовались византийские источники.

2.2.3. Ободриты, также именуемые ререгами

С мекленбургскими генеалогиями согласуются гипотезы, сближающие имя Рюрика с названием сокола: польск. «raróg», чешск. «rarašek»[23], словацк. «raroh», укр. «раріг». Подобное слово зафиксировано в средневековом письменном источнике применительно к ободритам. Адам Бременский отмечает[24]:

Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург. Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис.

Историк XIX века Гедеонов предположил, что Рюрик — это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк, которое носили все представители правящей династии ободритов. В подтверждение Гедеонов ссылается на скандинавскую сагу Снорри Стурлусона о Хаконе Добром из цикла «Круг Земной», где, по его мнению, венды названы соколами[25]. Там говорится о «сокольих далях» в контексте войны (X век) конунга Хакона с викингами, «как датчанами, так и вендами». Впоследствии, «Слово о полку Игореве» называет взрослых Рюриковичей соколами, а княжичей — соколичами, однако такой эпитет издавна применялся к людям благородного происхождения у различных народов.[26]

Герб Рюриковичей некоторые исследователи (С. А. Гедеонов, О. М. Рапов, А. Г. Кузьмин, В. И. Меркулов) трактуют как схематическое изображение сокола, падающего на добычу. При этом другие видят в нём изображение скипетра, якоря, трезубца или вил[27]. Стилизованным вариантом этого изображения является нынешний герб Украины. В подкрепление балтославянской этимологии приводятся археологические находки времён первых Рюриковичей с изображением сокола.[28] Подобное изображение сокола (или ворона Одина) чеканилось и на английских монетах датского конунга Анлафа Гутфритссона (939—941)[28]. Однако сокол в скандинавских языках называется иначе.

Западные славяне (поляки, чехи и словаки) и в наше время используют имя Рюрик. Переход формы «ререг»/«рарог» в «рерик» возможен для славянских наречий. В древанском наречии woatrik означает «отрок» и rik означает «рог».

2.3. Иоакимовская летопись

Иоакимовская летопись — летописный текст неизвестного происхождения, сохранившийся только в выписках, сделанных В. Н. Татищевым. Летопись названа по имени Иоакима, первого новгородского епископа, которому Татищев приписал авторство, исходя из содержания летописи. Историки относятся к ней с большим недоверием, однако используют как вспомогательный материал.

Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла[29]. Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг. Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов.

Так появился Рюрик с двумя братьями в «Великом граде», которому соответствует либо Старая Ладога, либо город бодричей Велиград. На 4-й год княжения Рюрик переселился в «Новый град великий» (можно подразумевать Рюриково Городище или Новгород) к Ильменю. По смерти отца к Рюрику перешли финские земли.

Одна из жён Рюрика быля Ефанда, дочь «урманского» (норманнского) князя, которая родила Ингоря (Игоря Рюриковича). Брат Ефанды, «урманский» князь Олег стал княжить после смерти Рюрика.

Скандинавское происхождение Рюрика косвенно подтверждается одной из версий этимологии слова русь. Согласно ей русь есть славянское произношение финского Ruotsi, то есть финского названия шведов. Как полагают, в IX веке финны называли так всех викингов-варягов, собиравших дань с местного населения. Однако в «Повести временных лет» термин «русь» используется для обозначения одного из народов, помимо свеев, урман и др.: «Тех варягов звали русь, как другие называются свеи [шведы], другие же урмане [норманны] и англяне, а иные готы [готландцы].» Когда Вещий Олег в 882 году отправился на Смоленск и на Киев, то в перечислении племенного состава его войск чудь (древнерусское собирательное название северо-западных финноязычных племён) стоит на первом месте после варягов и перед ильменскими словенами.

3. Рюрик в историографии

Рюрик (Миниатюра из "Царского титулярника". 17 век )

Впервые имя Рюрика упоминается в «Житии святого князя Владимира», написанном предположительно около 1070 года монахом Иаковом Черноризцем: «самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину (княгини Ольги) а правнуку Рюрикову»[30]. Самый ранний летописный свод из дошедших до нас, «Повесть временных лет», был написан примерно на сорок лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие независимые источники по князю Рюрику, за исключением попыток связать его с викингом Рёриком Ютландским из Западной Европы.

Под сомнение в разное время ставилась и хронология призвания Рюрика, и реальность Рюрика и его братьев, и их происхождение, и, особенно, сама политическая идея «призвания варягов» — властителей-иноземцев. В историографии XIX−XX веков (особенно советской) этот вопрос был излишне идеологизирован. Заявлялось, что версия об иноземном происхождении первых князей — «антинаучная норманнская теория», якобы призванная доказать, что славяне не могли самостоятельно создать государство.

По мнению, сложившемуся в современной историографии, легенда о призвании варягов в том виде, в каком она появляется в «Повести временных лет», является искажённой. Призвание для княжения варягов, набег которых был только что отбит (Повесть временных лет: «В лѣто 6370 изгнаша Варѧгы за море и не даша имъ дани и почаша сами в собѣ володѣти»), некоторым историкам представляется маловероятным. Так, историк Б. А. Рыбаков полагает, что один из набегов увенчался успехом, и предводитель скандинавской дружины захватил власть в Новгороде; летописец же представил дело так, что новгородцы сами призвали варяжскую власть, чтобы править ими. По другому мнению И. Я. Фроянова, в действительности имело место приглашение варяжского конунга с дружиной с целью оказания военной помощи. По мнению историка, после окончания военных действий варяжский конунг Рюрик свергнул словенского князя Вадима Храброго и захватил власть.

Некоторые историки полагают, что Синеус и Трувор, обозначенные в летописи как братья Рюрика, в действительности не существовали. Так, Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку археологически существование города Белоозера прослеживается только с X века. Рыбаков считает, что имя «Синеус» представляет собой искажённое «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом (в который входит, например, Олег) и верной дружиной. Д. С. Лихачёв предполагал, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были, по замыслу летописца, стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева.

4. Данные генетических исследований

Мужская Y-хромосома ДНК не участвует в рекомбинации генов и передаётся почти без изменений от отца к сыну, поэтому группой учёных под руководством польского профессора Андрея Бажора было проведено исследование Y-хромосомы ДНК у 191 человека, считающих себя потомками Рюрика.[31][32][33] У большинства обследованных 130 человек (68 %) была выявлена гаплогруппа N1 имеющая финно-угорское происхождение.[34] Среди исследованных потомков Владимира Мономаха гаплогруппа N1 обнаружена у 100 %.[32] Также у 45 человек (24 %) принадлежащей к другой ветви Рюриковичей была обнаружена галогруппа R1, и у оставшихся обследованных были обнаружены гаплогруппы: I(6 %), E(1,5 %), T(0,5 %).[35]

5. Наследники

Неизвестно, сколько было у Рюрика жён и детей. Летописи сообщают только об одном сыне — Игоре. По Иоакимовской летописи, Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» (то есть норвежская) княжна Ефанда.

Кроме Игоря, у Рюрика, возможно, были и другие дети, поскольку в русско-византийском договоре 944 года упомянуты племянники Игоря — Игорь и Акун[36].

Примечания

  1. А. Ю. Чернов, В СТАРОЙ ЛАДОГЕ НАЙДЕН ГЕРБ РЮРИКА? - www.chernov-trezin.narod.ru/GerbRurika.htm#_ftn1
  2. А. Н. Кирпичников: Сказание о призвании варягов. Анализ и возможности источника // Первые скандинавские чтения. — СПб., 1997. — С. 7-18).
  3. «Сокол» в современных языках: польск. raróg (балобан), чеш. raroh (нек-рые соколиные), староукр. раріг, рарог
  4. «Повесть временных лет» в переводе - old-russian.chat.ru/01povest.htm Д. С. Лихачёва
  5. Игорь Рюрикович в энциклопедии «Слова о полку Игореве» - feb-web.ru/feb/slovenc/es/es2/es2-2021.htm — цитата приведена по наиболее раннему списку (ГПБ, Кирилло-Белозерск. собр., № 9/1086, л. 122 об.). Более поздние списки несколько корректируют содержание цитаты.
  6. ↑ 12 Nordic Names website - www.nordicnames.de/wiki/Rurik
  7. Old Norse Men’s Names - www.vikinganswerlady.com/ONMensNames.shtml
  8. Этимологический словарь М. Фасмера: Рюрик. - starling.rinet.ru/cgi-bin/response.cgi?root=/usr/local/share/starling/morpho&morpho=1&basename=\usr\local\share\starling\morpho\vasmer\vasmer&first=12021«7000 имён». Именной христианский лексикон (Австрия). - www.kirchenweb.at/vornamen/namenstage/vornamen18.htm
  9. Kings of Haithabu - genealogy.euweb.cz/scand/norway1.html#RD
  10. Ксантенские анналы. Год 845. - www.vostlit.by.ru/Texts/rus5/Xanten/text.htm
  11. Бертинские анналы. Год 850. - www.vostlit.info/Texts/rus14/Annales_Bertiani/frametext2.htm
  12. Баранаускас Т., Саксон Грамматик о балтах - viduramziu.istorija.net/ru/vikings.htm
  13. Ведастинские анналы (Анналы Сен-Вааста). Год 882. - www.vostlit.info/Texts/rus5/Vaast/text.phtml
  14. Гельмольд. Славянская хроника, кн.1, с.82 - www.vostlit.info/Texts/rus/Gelmold/framegel4.htm
  15. Учебное пособие «Древняя Русь в свете зарубежных источников», 5.2.1 - www.lants.tellur.ru:8100/history/DRSZI/V.2.htm: -М. 1999 г.
  16. Nerman, 1914, p. 19; 1929, p. 50−51
  17. Снорри Стурлусон. «Круг Земной». Сага о Харальде Прекрасноволосом - www.sweden4rus.nu/rus/info/krug/h4.asp
  18. С. Герберштейн, Записки о Московии - www.vostlit.info/Texts/rus8/Gerberstein/frametext1.htm
  19. Составитель — Пелевин Ю. А.; текст — Казанская история / Подг. текста и пер. Т. Ф. Волковой // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 10 . — СПб.: Наука. 2005; - historydoc.edu.ru/catalog.asp?ob_no= 12721
  20. Местоположение славянского города, который скандинавы называли Рерик, не установлено. Немецкий одноимённый город Рерик получил своё название в 1938 году. Часто путают другой город бодричей, Велиград (Мекленбургское городище близ Висмара), с Рериком.
  21. Это верно лишь частично, что видно по передаче Хемницем ряда имён, например вместо «Витцин» (имя короля убитого в 795) у него записано «Витислав»
  22. Меркулов В. И., Откуда родом варяжские гости? - www.velesova-sloboda.org/heath/merkulov-varangian-guests.html
  23. У чехов также сохранилась сказка, согласно которой Рарог или Рарашек — это особый огненный дух, рождающийся из птичьего яйца. Одним из значений современного чешского слова рарашек, является «чертёнок», «бесёнок». Видимо этот смысл слово приобрело после христианизации.
  24. Адам Бременский. Деяния священников Гамбургской церкви, 2.21
  25. Снорри Стурлусон. Сага о Хаконе Добром, VIII - norse.ulver.com/heimskringla/h5.html#8
  26. См. сон Кримхильды в «Песни о Нибелунгах».
  27. Рапов О. М. «Знаки Рюриковичей и символ сокола» - www.rustrana.ru/article.php?nid=32032
  28. ↑ 12 Чернов Ю. В Старой Ладоге найден герб Рюрика?, 2009 - www.chernov-trezin.narod.ru/GerbRurika.htm
  29. В. Н. Татищев, История Российская, ч.1, гл.4 - www.magister.msk.ru/library/history/tatisch/tatis004.htm   В. Н. Татищев, История Российская, ч.1, гл.31 - www.magister.msk.ru/library/history/tatisch/tatis031.htm
  30. Иаков-мних. Житие святого князя Владимира - www.sedmitza.ru/index.html?did=5946. По изданию: Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. II
  31. Rurikid Dynasty DNA Project - www.familytreedna.com/public/rurikid/default.aspx?fixed_columns=on&section=news.
  32. ↑ 12Rurikid Dynasty DNA Project: Y-DNA 37 markers - freepages.genealogy.rootsweb.com/~mozhayski/teksty/ydna.html.
  33. Операция «Чистые Рюрики» - www.runewsweek.ru/science/8622/. Russian Newsweek.
  34. Distribution of European Y-chromosome DNA (Y-DNA) haplogroups by region in percentage - www.eupedia.com/europe/european_y-dna_haplogroups.shtml.
  35. Rurikid Dynasty DNA Project - www.familytreedna.com/public/rurikid/default.aspx?fixed_columns=on&section=yresults.
  36. «Повесть временных лет». Год 945.

Литература

  1. Беляев Н. Т. Рорик ютландский и Рюрик Начальной летописи // SK. 3, 1929. с.215−270
  2. Войтович Л. Генеалогія династій Рюриковичів і Гедиміновичів. — К., 1992. 199 с.
  3. Гринев H.H. Легенда о призвании варяжских князей // История и культура древнерусского государства. — М., 1989. с.31−43
  4. Грушевський М. С. Історія України−Руси. T. 1. — K., 1991. 648 с.
  5. Кирпичников А. Н., Лебедев Г. С., Булкин В. А., Дубов И. В., Назаренко В. А. Русско-скандинавские связи эпохи образования Киевского государства на современном этапе археологического изучения// Кр. соооб. ин-та археологии. 160. — 1980. с.24−38
  6. Кузьмин А. Г. К вопросу о происхождении варяжской легенды // Новое о прошлом нашей страны. Памяти М. Н. Тихомирова. — М., 1967. с.42−53
  7. Кузьмин А. Г. Две концепции начала Руси в Повести временных лет // История СССР. — 1969, № 6, с.81−105
  8. Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. − Л., 1985. 285 с. - ulfdalir.ru/literature/200
  9. Ловмянский Г. Рорик фрисландский и Рюрик новгородский // Скандинавский сборник. 7. 1963. с.221−249
  10. Ловмяньский X. Русь и норманны. — М., 1985. 303 с. - ulfdalir.ru/literature/222
  11. Меркулов В. И. Откуда родом варяжские гости? (генеалогическая реконструкция по немецким источникам) - www.velesova-sloboda.org/heath/merkulov-varangian-guests.html. — М., 2005.
  12. Мошин В. А. Варяго-русский вопрос//Slavia-10. — 1931. с.109−136, 343−379, 501−537
  13. Никон, иеромонах. Начало христианства на Руси. // ВИ 1990, № 6, с.52−53
  14. Пчелов Е. В. Происхождение династии Рюриковичей. Труды Историко-архивного института. Т. 34. М., 2000. с.139−183 - www.auditorium.ru/books/6107/.
  15. Пчелов Е. В. Рюрик / Жизнь замечательных людей. Вып. 1477 (1277). М.: Молодая гвардия, 2010. 316 с., ил.
  16. Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. — М., 1963. 362 с.
  17. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII−XIII вв. — М., 1982. 591 с.
  18. Рыдзевская Е. А. О военных отношениях скандинавов и Руси к Византии по греко-русским договорам и по сагам. - ulfdalir.ru/literature/735/787 — В кн.: Древняя Русь и Скандинавия IX−XIV вв. — М., 1978. 239 с.
  19. Рыдзевская Е. А. К вопросу об устных преданиях в составе древнейшей русской летописи. - ulfdalir.ru/literature/735/788 — В кн.: Древняя Русь и Скандинавия IX−XIV вв. — М., 1978. 239 с.
  20. Рыдзевская Е. А. О названии Руси Garðaríki. - ulfdalir.ru/literature/735/789 — В кн.: Древняя Русь и Скандинавия IX−XIV вв. — М., 1978. 239 с.
  21. Рыдзевская Е. А. О роли варягов в Древней Руси. - ulfdalir.ru/literature/735/790 — В кн.: Древняя Русь и Скандинавия IX−XIV вв. — М., 1978. 239 с.
  22. Тиандер К. Скандинавское переселенческое сказание // Датско-русские исследования. — Петроград. 1915. Т. З, с.140−152
  23. Толочко П. П. Древняя Русь. Очерки социально-политической истории. — К., 1987. 246 с.
  24. Фомин В. В. Варяги и варяжская Русь. — М. 2005. с.439
  25. Шаскольский И. П. Норманнская теория в современной буржуазной науке. — M.-Л., 1965. 236 с.
  26. Шушарин В. П. Современная буржуазная историография древней Руси. — М., 1964. 265 с.
  27. Чернов Ю. В Старой Ладоге найден герб Рюрика?, 2009 - www.chernov-trezin.narod.ru/GerbRurika.htm
  28. Łowmiański H. Rurik// Słownik starożytności słowiańskich. Wrocław-Warszawa-Kraków. T.4. Cs.2. 1967. S.577
  29. Stender-Petersen A. Die Varagersage ale Quelle der allrussischen chronik. — Kobenhavn, 1934. 456 s.
  30. Thomsen V. Ancient Russia and Scandinavie and the Origin of the Russian State. — Oxford and London, 1877. 369 p.
  31. Thornqust C. Studien u"ber die nordischen Lehnworter im Russischen. — Uppsala, 1949. 418 s.
  32. Vernadsky G. Ancient Russia. — New Haven, 1943. 467 p.

wreferat.baza-referat.ru

Доклад - Рюрик - История

Загадочных персонажей в тысячелетней русской

истории накопилось более чем достаточно. Среди

них «вечные любимцы публики»- скажем, автор

«Слово о полку Игореве», Лжедмитрий или

Распутин. По каждому из них существует целая

гора материала, литературы. Но прочно забыт

едва ли не первый наш таинственный исторический

герой. А ведь с его именем связан один из

коренных вопросов отечественной историографии,

которым сам Нестор-летописец начал свои

«Повести временных лет».

Откуда есть — пошла земля русская.

Только эта несторовская хроника (в составе двух

древнейших летописей Лаврентьевской и

Ипатьевской) и донесла до нас то немногое, что

вообще известно о князе Рюрике. Думается, нам

вполне по силам одолеть его короткую историю в

оригинале, на нашем с вами древнем языке.

«В лето 6367 (859 г по Р.Х) имаху дань варязи

из моря на чуди, на словенех, на мери и на всех

кривичех. А хозари имаху на полян, витячей… В

лето 6370 (861 г по Р.Х) изгнаши варязи на

море, не даша им дани и почаша сами в собе

владети. И не быть в них правды, вестя род на

род и быша усобицы, и воевати почаше сами на

ся. И реша сами в себе: поищем себе князя, иже

бы володеть нами и судить по праву. И идоша за

море к варязям, к русичам. Сице бо зваху ся тьи

варязи на Русь, яко се друзи зовутся

»свие"(шведы), урмяне(норманны), англяне-

гте(готландцы), тако и ся. Реша русичи, чудь,

мери, кривичи и все ся: земля наша велика и

обильна, а наряда в ней нет. Да поидите княжить

и воеводить нами. И изборси 3 брата с роды

своими пояша по себе всю Русь и придоша.

Старейший, Рюрик седе возле Новегороде, а

другий Синеус на Беле озере, а третий, Изборсте

Трувор. По двою же лету братья Рюрика умре. И

приимя власть Рюрик роздал своим мужьем грады.

Тепереча Рюрик всеми владети стал есть".

Ипатьевский список сохранил еще два факта:

Рюрик срубил город в низовье Волхва, у

Онежского озера — Ладогу. Это по тем временам и

была граница Руси. Но позже Рюрик сместил

столицу «в центр» — к Ильменю, срубив там город

Новгород. Итак, картина предельна ясна: первым

законным государем Руси стал скандинавский

конунг. Но заметим, что аж до 18 века, при

самом горячем патриотизме наших предков, мало

кому приходило в голову усомниться в

правдивости летописного сюжета, равно как и в

реальности его главного героя.

Варяжские споры.

Но вот в недавно созданную Петербургскую

Академию Наук прибыли историки Г.З.Байер,

Г.Ф.Миллер. Ничего особенного с сюжетом

сказания они не сделали. По сути они изложили

его лишь языком науки. Но эффект оказался

сильным. С летописью не спорили: она еще

виделась чем — то священным; совсем другое

писания всяких немцев. И у норманнской теории

сразу появились противники: М.В.Ломоносов,

С.А.Гедеонов и другие. Большинство, как и

Михаил Васильевич оспаривали лишь варяжское

происхождение Рюрика, но кое — кто счел его и

вовсе легендарным. Правда, вплоть до 1917 года

норманнисты оставались в твердом большинстве.

Но зато потом… В первые 20 лет советским

историкам было до норманнов. Но когда о них

вспомнили, всем стало ясно: реакционная теория

— явный продукт низкопоклонства перед Западом,

а значит подлежит решительной и полной отмене.

Какую роль могли сыграть варяги в образовании

Великого Русского Государства? Пираты,

наемники, бродяги,-случайное подспорье в

усобицах(приличная гипотеза)! И полу-мифический

Рюрик, если и существовал, то был так же с ними

за одно. Понятно, что о таких авторах, как

профессор Тартукского университета Ф.Крузе, и

упоминать стало неудобно. В дремучем 1836 году

он дескать вычитал в западных хрониках о каком-

то датском конунге. Но его, правда, звали

Рерик. Но годы жизни и факты биографии

соответствуют русским источникам. Короче

говоря, сплошная цепь совпадений! Так что

беспочвенные всякие попытки реанимировать

абсурдную гипотезу. Но попробовать всегда

хочется.

Сага о Рерике Датском.

На рубеже 8-9 веков напор франкской империи

Каролингов на север и восток сменился обратным

натиском норманнов, норвежцев, шведов. В 810

году умер грозный противник франков — первый

король Дании Годфред. Трон у его сыновей

пытались оспорить четыре брата из очень

знатного рода Скельдунгов, но они потерпели

поражение. Двое уцелевших, Гарольд и Хемминг,

бежали к императору, и получили большие

владения в Голландии. В 837году Хемминг

погибает, и его сын Рерик перебрался к своему

дяде в Дорестадт, крупный порт фризов в устье

Рейна. В 841 году умер и Гарольд, а через два

года империя распалась. Перед новым

императором, Лотарем, Рерика обвинили в измене

и схватили. Но Рерик сумел сбежать к брату

Лотаря,- королю Людовику, получившему при

разделе империи германские земли. В 850 году

Рерик отвоевал Дорестадт у Лотаря. В 852 году

Pephj примкнул к претенденту на шведский

престол Амунду и участвовал в осаде Бирки,

главного торгового центра шведов. А после

взятия его, пошел на восток и разграбил земли

поморских славян. В солидном по тем меркам

возрасте — уже лет за сорок, Рерик пошел с

походом на восточные земли и не возвращался до

870 года. В 870 году Рерик вновь вернулся на

Запад, помирился с Карлом Лысым, преемником

Лотаря и получил владения в Голландии.

Последний раз наш герой упоминается в летописях

в 882 году, но уже в прошедшем времени...

Напомним, что по русской летописи Рюрик умер в

879 году. За морями- земли великие На сколько

же реальна «датская версия»? Попробуем понять.

И начнем с вопроса: что вообще представляли

собой викинги в Восточной Европе? Какую роль

они играли?

Бурная жизнь Рерика была по тем временам

типичной. История Дании, Норвегии, Швеции той

эпохи — сплошная череда войн. А жертвы родовой

мести и изгои охотно вошли в состав дружин

викингов. Так что с начала 8 века к восточным

берегам Балтики все чаще приставали ладьи

воинственных «северных мужей» — викингов.

Поднимаясь по рекам, проходили в глубь финских

и славянских земель. А поживиться тогда было

чем: меха и рабы, воск и мед. Отряды викингов,

даже небольшие, были профессиональной и

сплоченной военной силой. А в умелых наемниках

нуждались тогда многие: хазары воевали с

арабами, не вылезала из войн Византия...

Викинги быстро поняли выгоды привычного

ремесла. И столь же быстро освоили два главных

водных пути к работодателям: по Волге в Каспий,

и по Днепру в Константинополь. По дороге не

только воевали и грабили, но и торговали.

Помните былинных «варяжских гостей»? Да при

случае также выполняли дипломатические

поручения — шли послами в халифат или в

Византию. Так что когда в 9 веке войны на

некоторое время прекратились, оба пути

сохранили свое торговое и дипломатическое

значение.

Страна городов.

Не даром ведь именно тогда возникают в Северной

Руси первые поселения городского типа -

торговые и племенные центры, резко превышавшие

по размерам обычные деревни. Жили там, в

основном местные уроженцы. Но варяги немало

помогли росту этих городков. Сбывали туда

награбленное, купленное, держали там склады,

чинили суды, пополняли команду, не особо

разбирая: финн или славянин, был бы боец. А

заодно начинали ассимилироваться. Так, в начале

8 века близ нынешнего Пскова, куда вел путь с

моря через Нарву и Чудское озеро, возник

древний Изборск. На 50 лет позже, на Невском

пути, в низовьях Волхва, на северной окраине

земель словен-ильменских — Старая Ладога. Еще в

19 веке русские археологи начали исследовать 3

крупнейших восточнославянских курганных

могильника: один под Смоленском, а два других

около Ярославля. В 20 веке ученые убедились,

что имеют дело с крупными торгово-ремесленными

поселениями 9-10 веков — предшественниками

упомянутых выше городов. И в них опять-таки

найдены многочисленные скандинавские вещи и

погребения. Вот они, перевалочные пункты на

военно-торговых путях! К тому времени варяги

окончательно поняли ценность этих путей.

Разбойничать там — значит портить коммерцию.

Связи с пышным Константинополем и Багдадом

неизмеримо дороже пиратской добычи. Так что это

на Западе во всех соборах взывали: «Боже, спаси

нас от ярости норманнов». А у нас они все же

больше налегали на торговлю. Вот поэтому и

запомнились как «гости». О том же говорит

невероятное количество арабских дихремов,

найденных на Руси и в Скандинавии, в сотнях

кладов. Или еще показательный факт: в Швеции

раскопаны погребения воинов с

восточнославянским оружием. В общем, по своей

роли в Восточной Европе варяги вполне могли

стать опорой, связующим началом единой

политической власти. Но тут имеется ввиду нечто

новое: создание единого, даже по нынешним

меркам огромного, а главное, надплеменного

государства, включавшего и славян, и финнов, и

скандинавов...

Пора переходить на личности.

Какую же роль в общерусском государственном

строительстве можно отвести Рюрику Хемминговичу

лично? Объединил ли он Русь? Нет, это сделал

его преемник Олег, когда объявил занятый им

Киев «матерью городов русских». Может быть он

одним из первых заморских гостей попытался

стать у нас князем? Тоже нет — здесь у него

были предшественники.

… Но вот стою я близ Новгорода над широким

истоком серого Волхва — и на противоположном

берегу вижу покрытые зеленью холмы. Эту

местность с древности зовут Рюриковым Городищем

. Долгое время место считалось легендарным.

Однако не так давно свое слово сказали

археологи. Они открыли остатки укрепленного

поселка середины 9 века, с пристанями у реки, с

торговыми амбарами. Все дома славянского типа.

Особенно важно, что в самом Новгороде столь

dpebmhu слоев вообще не обнаружено! Самые

ранние — на 80 лет младше Рюрикова Городища. Но

летописи упоминают Новгород именно во времена

Рюрикова Городища!? Скорее всего археологи

нашли «Перво-Новгород»- предтечу нынешнего. И

если не Рюрик его заложил, то кто? Время

совпадает, имя тоже, связи со Скандинавией тоже

обнаружены. Причем это по сути столица только

что родившегося государства,- стратегический

пункт на водном пути из Балтики в славянские

земли. В общем, роль Рюрика давно раскрыл

Александр Сергеевич Пушкин: "… и город

заложен на берегу пустынных волн, и окно,

отколь грозить мы будем шведу".

Пятый пункт анкеты.

Вот именно — шведу. А швед в нашем исследовании

— явная неувязка с фигурой Рерика Датского.

Дело в том, что наши варяги и впрямь-таки

приходили из Швеции, а не из Дании. Датчане,

как и Норвежцы, устремились в Англию, Францию,

Германию, шведы же — на восток. Так вроде бы

диктовала и география. Действительно: в Швеции

найдены десятки камней с руническими надписями,

поставленными в память о родичах, погибших в

землях эстов, ливов, и у мусульман. Наконец

само слово «русь» произошло от «руси», так

называют финны на своем языке шведов.

… С другой стороны, как раз всем этим можно,

наоборот подкрепить идею о датском

происхождении Рюрика! Почему не предположить,

что шведов- то и прогнали союзные ильменские

племена? А князя пригласили, естественно, из

враждовавшего со шведами народа, — вполне

возможно, что из датчан. Могли учесть, что

Рерик заходил на Бирку. И все же: Дания и Русь

— была ли между ними реальная связь в то время?

Но во-первых: посмотрим на карту. Полуостров

Ютландия буквально примыкает к Скандинавии,

отделяясь от нее лишь узким проливом. Что из

Швеции, что из Дании добираться до славян целый

месяц. Во-вторых, как известно из хроник путь в

славянские земли Рерик знал не по наслышке. И,

кстати, если уж он искал любую возможность

поправить свои дела, то мог сначала и без

приглашений двинуться знакомой дорогой на

восток. И в третьих: мы просто-напросто

переносим в прошлое сегодняшние реальности.

«Эпоха викингов», 9-10 века, — время активного

роста первых городов не только на Руси, но и по

всей Балтике: шведской Бирки, датских Хедебю...

И на всем пространстве от Норвегии до

Приильменья сложилось тогда единое

экономическое пространство, скрепленное

плаваниями викингов. Короче, Европа тогда

гораздо резче делилась не на Запад и Восток, а

m` Север и Юг — почти как в римскую эпоху.

Более цивилизованный мир едва начинал выходить

за пределы бывшего римского лимеса -

укрепленной границы по Рейну и Дунаю. И этот

рубеж Европа помнила многие века. Не даром,

например, династические связи киевских князей

тянулись в Швецию, Данию, Англию. А Ярослав

Мудрый известен в сагах под именем «Конунг

Ярицлейва». Вот только не было до недавнего

времени прямых подтверждений восточно-славянско-

датских связей, например, свидетельств торговли

датчан на Восточной Балтике. Последние доводы.

Поищем их севернее, в низовье Волхва. Предо

мною высятся стены и башни Старой Ладоги,

средневековой крепости, построенной при Иване

III. Но под ней — камни более древние, вплоть

до 10 века. Это ворота на Русь. Здесь, по

летописи, Рюрик ступил на землю русскую. Скорее

всего, сюда же, а не в Данию, к нему пришли и

послы. А может предприимчивый конунг сам

предложил свою кандидатуру. Земляное городище

рядом с крепостью, чуть выше по реке, по данным

раскопок, датируется 8 веком. Там проживало

постоянно около 1000 человек. А весной

население увеличивалось в несколько раз за счет

пришлых со всей Балтики, точно так же, как в

Бирке или Хедебю. При раскопках в Ладоге был

выявлен след пожара, охватившего городище. Он

примерно датируется 860 годом, который можно

связать с известным изгнанием варягов. И самое

главное: находки в Ладоге говорят о культурной

связи не столько со Швецией, сколько с

Фрисландией и Ютландией: вся планировка

поселения, устройство домов, вещи… Теперь

окончательно ясно, что из знакомых земель,

постоянно торговавших с Ладогой, вполне могли

призвать князя. Рерик владел Дорестадтом, из

которого везли украшения, изделия из стекла,

сукно и оружие. Мечи в Северной Руси появились

именно оттуда. Остается вопрос: почему целый

век варяги брали дань, а династию основал

только Рюрик? Но ведь имея у себя во владении

чуть ли не половину Голландии, он должен был

постоянно думать об обороне побережья от

набегов. В его действиях на Руси сказался и

этот опыт. Он посадил своих людей в 2х местах,

а сам сел в Ладоге. А сколько было водных путей

к славянам? Три. На западе через Нарву и

Чудское озеро: там Изборск. Дальше на восток -

через Ладожское озеро, по Волхву: там Ладога.

Еще дальше — через Онежское озеро и Вытергу в

Белое озеро. Все эти пути перекрыл Рюрик и

удерживает там власть. В заключении добавим,

что недаром Рюриковичи, а потом Романовы всегда

поддерживали дружественные связи с датским

королевским домом, а шведы вплоть до 19 века

числились врагами.

www.ronl.ru

Реферат: Реферат: Рюрик

Вступление

В 2001 году исполняется 1139 лет Русскому государству. Именно в 862 году по современному летосчислению на Руси и появился варяг Рюрик, который основал великую династию русских правителей.

Потомки Рюрика властвовали над русскими землями 740 лет, создавая и укрепляя Русское государство. Они правили непрерывно с 862 по 1598 год и в 1606 - 1610 годах. Почти семь с половиной веков династия Рюриковичей создавала, берегла и укрепляла Русь. Но она не исчезла. Во многих своих ветвях Рюриковичи продолжаются и до сих пор.

Кто такой РЮРИК?

РЮРИК (? -879) - одна из наиболее загадочных фигур в древнерусской истории, легендарный норманнский (варяжский) конунг (предводитель дружины), по преданию, призванный на Русь древними славянскими (новгородскими словенцами) и угро-финскими племенами (кривичами, чудью и весью). Основатель династии Рюриковичей, правившей Русью, а в дальнейшем и Россией с конца 12 по конец 16 в. (последний представитель династии - царь Федор Иванович). В русской летописи имя Рюрик звучит так, как звучало в кельтской Галлии. Это имя, по всей вероятности, восходит к названию одного из племен кельтов - "руриков", "рауриков", а племенное название, видимо, связано с рекой Рур. Племя это еще на рубеже нашей эры ушло от вторгнувшихся в Галлию войск Юлия Цезаря, и уйти оно могло только на восток. В позднейшее время выходцы с берегов реки Рур тоже получали имена (или прозвища) Рурик. Имена братьев Рюрика тоже находят объяснение в кельтских языках. Имя Синеус, скореевсего, образовано от кельтского слова "sinu" - "старший". Имя Трувор объясняется также из кельтского языка, в котором слово-имя Тревор означает "третий по рождению".

Основатель династии Рюриковичей - династии русских князей, а затем и царей, правившей 736 лет, с конца IX по XVI век. Рюрик, руководитель варяжского племени "рос" или "русь", был призван ильменскими славянами на княжение в Новгород. "Нестор пишет, что славяне новогородские, кривичи, весь и чудь отправили посольство за море, к варягам - руси, сказать им: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами" (Карамзин. "История государства Российского"). Внук легендарного Гостомысла, Рюрик, согласился "принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться". (Карамзин) Во время правления Рюрика к землям славян были присоединены земли племен меря, весь и муром. Согласно летописи, Рюрик был женат на княжне Урманской Эфанде и имел сына Игоря. По непроверенным источникам конца XVI - начала XVII века, Рюрик умер в Кореле в 879 году, передав правление государством и малолетнего сына Игоря своему дальнему родственнику Олегу.

Существует множество версий происхождения Рюрика.

По одной из них он был представителем знатной датской семьи Скиольдунгов, владевшей в 837-850 городом Дореснадом во Фрисландии. В датских источниках его имя упоминается как "Рёрик". Со своей дружиной Рёрик совершал набеги в Германию, Францию Англию и Швецию вплоть до 860, когда был "призван из-за моря от немцев" (так сообщает летопись) и обосновался в "городе славян" - Ладоге, откуда и пришел в Новгород.

По другой версии предполагается, что Рюрик был сыном бодричского князя Годослава (ум. в 808) и Умилы, дочери Новгородского старейшины Гостомысла. По Ипатьевской летописи и по мнению В.О. Ключевского, Рюрик искони жил в Ладоге, откуда и был призван словенами в Новгород. В этом случае никакого "призвания варягов из-за моря" не получается, поскольку славянин Рюрик был в Ладоге предводителем наемной варяжской дружины. Приглашенный новгородскими старейшинами для прекращения внутригородских усобиц вместе с братьями Синеусом и Трувором, он женился в Новгороде на знатной новгородке Ефанде (Едвинде), от которой имел сына Игоря и двух дочерей. Братья Рюрика - Синеус и Трувор - явились в город вместе с ним, и после их смерти Рюрик присоединил к Новгороду вотчину Синеуса Белоозеро (населенную чудью и весью) и вотчину Трувора Изборск (город кривичей), после чего объявил Новгород столицей всей Русской земли в 864.

Некоторые исследователи ведут происхождение Рюрика от Пруса, брата императора Августа.

Существует и еще одна версия. Согласно ей, братья Рюрика Синеус и Трувор вообще не существовали, просто русские летописцы не поняли и исказили при переводе иностранный текст, повествовавший о приходе Рюрика на Русь со своим домом (сине-хус'ом) и верной дружиной (тру-вор'ом). Разделяющие эту точку зрения исследователи считают, что никакого приглашения от новгородских словен не было, а наоборот, конунг, правивший в Ладоге, воспользовался внутренними междоусобицами в городе и сам прибыл в Новгород. Одна из летописей сообщает в связи с этим о восстании недовольных Рюриком в городе во главе с Вадимом Храбрым, которое было подавлено. Вадим по этой версии был убит, его сторонники бежали на юг, в Киев. Туда же, согласно этому летописному рассказу, ушли и дружинники Рюрика по имени Аскольд и Дир, сумевшие захватить власть в Киеве около 866. Согласно этой версии, первоначально возникло два государства: северная и южная Русь, и в обоих во главе стояли варяги.

Так или иначе, но управляя Новгородом, Рюрик распространил свое влияние на север и восток от города, присоединил к себе земли племен меря, весь, муром и тем расширил Новгородское княжество от Волхова до устья Оки.

Рюрик, Трувор и Синеус. Образование Древнерусского государства

Норманны заставили новгородцев и другое славянское племя, да и три племени финские платить им дань. Однако славяне и финны справились, выгнали незваных гостей и стали жить по-прежнему. Да недолго так жили. Много было беспорядков, правда не соблюдалась. Случится спор у людей из разных родов, сойдутся старшины их судить, каждый за своего родного вступается. И начали роды друг с другом воевать. А был тогда обычай, если какое-нибудь важное дело, то собирались в одно место старшины всего племени или даже из нескольких племен, которые дружно жили между собою. Вот старшины племен, которые выгнали варягов, собрались да и начали думать, как бы им от беспорядков избавиться. Как же это сделать? Беда вышла от того, что правдивого судьи не было. Будь такой судья, тогда и стали бы славяне мирно жить между собою. Только откуда же его взять? Из славян или финнов нельзя выбрать такого судью: опять будет делать несправедливости для своих. Надо судью из людей чужих - он вернее судить будет. Д и еще такого судью надо, чтобы силу имел, чтобы, если подсудимый упрям, то заставил бы его слушаться. И положили славяне искать себе судей в чужой земле, именно у варягов. Слыхали они, что в одном роде варяжском, который назывался Русью, есть три князя, которые и судят правдиво, и хорошие воины, так что и подданных сумеют заставить слушаться, и никому их в обиду не дадут. Этих братьев звали: Рюрик, Синеус и Трувор. Вот славяне и отправили к ним послов. Послы пришли, поклонились этим князьям и сказали: "Земля наша велика и обильна, а порядка у нас нет, придете княжить и владеть нами". Эти князья согласились на их просьбу, и пришли к ним со всем своим родом и дружиною.

Дружиной те назывались, которые за каким-нибудь князем или главным военачальником ходили на войну. Они ему были не родня, а потому служили, что надеялись с ним больше добычи получить, и точно, хороший князь очень любил свою дружину и берег ее.

Рюрик с братьями пришел в славянскую землю и привел с собою весь свой русский род, отчего и земля, где они стали княжить, назвалась Русью. Случилось это в 862 году после Рождества Христова. Значит, теперь больше тысячи лет, как это случилось, тогда и началось Русское государство. Рюрик, Синеус и Трувор стали судить славян и финнов, которые их призвали, обороняли их от врагов, а они платили им за это дань. Платили дани столько, сколько назначит князь. Он сам за нею каждый год и ездил.

Синеус стал княжить в городе Белоозере, Трувор - в Изборске, а Рюрик - сперва в Ладоге, потом в Новгороде. Братья его умерли, и он стал всей Русью править. Только не велика она была. Ныне у нас есть такие губернии, которые больше всей тогдашней Руси. Однако норманские князья тотчас же стали свою землю увеличивать, покорили города: Полоцк, Муром, Ростов. Лучше стало славянам под властью князей, беспорядок кончился. Князья начали судить по правде, а если кто не слушался, того наказывали. Новгородцы вздумали было своевольничать, но Рюрик их усмирил. И из соседей никто не стал их обижать. Впрочем, он сам судил только в Новгороде, а в иных городах посадил бояр, которые и стали судить вместо князя, оттого и назывались наместниками. Бояре эти были из княжеской дружины. В ней старшие, важнейшие люди назывались боярами, а меньшие - гриднями и воями. Слуги же княжеские назывались отроками. Всякий мог проситься в княжескую дружину и в ней, пожалуй, дослужиться и до боярина. У самых славных бояр тоже были свои дружины. А когда начиналась война, то из всякой семьи старшие люди вооружались и приходили к князю, а младшие дома оставались. Наместникам были большие выгоды.

Из дружины Рюрика было два воина, Аскольд и Дир, которые тоже хотели быть наместниками, но он им не дал городов. Они отпросились у него в Царьград, чтобы служить греческому императору. Рюрик их отпустил. Вот они со своим родом поплыли по Днепру и увидели Киев. Спросили, чей это город, узнали, что он платит дань хазарам. Они остановились тут. Около них собралось довольно варягов, которые все еще продолжали этим путем ходить в Царьград на службу. Киевляне стали им платить дань вместо хазар; соседних славян они победили и стали княжить в Киеве. Когда же Аскольд и Дир здесь усилились, вздумали идти в Царьград уже не служить, а воевать и поплыли туда на 200 судах. А греческое войско в это время воевало в другом месте. Русские стали грабить окрестности Царьграда, навели ужас и на самый город. В нем была влахернская церковь, где хранилась риза Божией Матери. Главный архиерей греческий, который назывался патриархом, совершил молебствие и обнес эту ризу вокруг стен города. Поднялась буря, лодки русских разбило, они сами едва спаслись на берег и стали просить мира, а когда узнали все, что было, захотели сделаться христианами. Греки очень этому обрадовались, окрестили Аскольда и Дира и остаток их дружины, надарили им золота, серебра, шелковых тканей, и они воротились в Киев. С Рюриком они не совсем дружно жили, нападали на его южные земли, принимали тех, кто к ним уходил из Новгорода. Но Рюрик скоро умер; сыну его Игорю было только два года. Младенец, конечно, править государством не мог. И поэтому власть Рюрик передал Олегу, по всей видимости, своему сподвижнику.

Олег и Игорь

Позже появились версии, связывающие Олега с родом Рюрика. Согласно им, Олег - брат Рюриковой жены, то есть дядя Игоря по матери. Нужно заметить, что значение материнской линии родства было немаловажным в те времена, а дядя по матери мог считаться более близким родственником, чем родные по отцу, и даже мог воспитывать племянника. Олег стал своего рода "кормильцем" Игоря, регентом в период его малолетства. Но и потом, когда Игорь вырос, Олег не выпускал княжескую власть из рук. Сей опекун Игорев скоро прославился великою своею отважностию, победами, благоразумием, любовию подданных. Олег был хитрый человек. Сперва он взял города Смоленск и Любеч, которые стояли на дороге из Новгорода к Киеву; потом собрал большое войско из всех подвластных ему народов и поплыл к Киеву на лодках. Только большую часть лодок позади оставил, а на остальных воинов спрятал, приплыл к Киеву и послал сказать Аскольду и Диру, что приехали варяжские купцы, да понездоровилось им, потому они и просят князей прийти к ним на суда. Князья поверили, взяли с собой немного людей, пришли на суда к Олегу, а он вышел к ним с малолетним Игорем на руках и сказал: "Вы не князья, а вот сын Рюрика". И в ту же минуту воины его вышли из-под палуб судов, бросились на Аскольда и Дира и убили их. В Киеве ему очень понравилось: в Киеве и теплее, и родится все хорошо, и земля богатая. Олег сказал: "Пусть Киев будет матерью русских городов", и стал в нем жить, а в Новгороде оставил наместника. Но между Новгородом и Киевом еще оставались славянские племена, которые не были еще подвластны Олегу. Он всех их покорил, хотя из них древляне и северяне очень храбро с ним бились.

Олег и до похода, и после похода много старался о том, как устроить Русскую землю, объезжал ее, творил суд и расправу, установлял дани. Весь народ его очень любил. О смерти его вот что рассказывают. Было тогда много волхвов, или кудесников, то есть колдунов. Олег и спросил одного из них, от чего он умрет? А волхв и говорит: "От твоего любимого коня". Олег перестал ездить на этом коне, велел его покоить и холить. Воротившись из царьградского похода, он спросил, где этот конь? Ему и говорят, что конь издох. И стало князю жалко коня, захотел он посмотреть его кости, приехал туда, где они лежали, наступил на череп и сказал: "Зачем я послушался этого кудесника? Он все ложь говорил: сказал, что я умру от коня, а вот конь-то мертвый, а я жив и здоров". Когда князь говорил это, из черепа коня выползла змея, обвилась вокруг ноги князя и ужалила его. От этого Олег умер. Игорь принял власть над Русью после смерти Олега

Игорь Рюрикович - великий князь киевский, единственный сын Рюрика, род. в 877 г., убит в 945 г. О жизни Игоря до вокняжения летописи сообщают весьма мало сведений: в 903 г. когда еще Игорь был под опекой Олега, к нему привели из Пскова жену, именем Ольгу; в 907 г. Олег, отправляясь в поход на Византию, оставил в Киеве Игоря, как бы своим наместником. В 912 г. Олег скончался, и первым делом вокняжившегося в Киеве Игоря было усмирение взбунтовавшихся древлян, которых он наказал увеличением дани (914 г). В тоже время покорено или возвращено к покорности племя Угличей, жившее по соседству с Тиверцами; Игорь наложил на Угличей дань, которую отдал любимому воеводе своему Свенельду; ему же отдал и древлянскую дань, чем возбудил ропот в своей дружине. В 915 г. пришли впервые на Русскую землю печенеги и киевский князь заключил с ними мир; но уже в 920 г. Игорю пришлось вести с этими степняками войну; обстоятельства ее неизвестны. В 935 г. корабли и войска Игоря ходили с греческим флотом на Италию; но в 941 г. мирные отношения их нарушились и Игорь с большой флотилией - по летописи состоявшей из десяти тысяч судов - пошел на Константинополь. Император был извещен о приходе руссов болгарами; однако Игорь успел сделать высадку и опустошить окрестности Босфора; русская флотилия стала на якоре близ Фара. Когда против нее вышел греческий флот, Игорь был так уверен в победе, что приказал своим воинам щадить неприятелей и брать их в плен живыми; но в происшедшей схватке греческий огонь, который русские увидели тут впервые, навел такой ужас на Игоря и его воинов, что они поспешно удалились к берегам Малой Азии. Здесь они попробовали высадиться в Вифинии, но Патрикий Барда и Доместик Иоанн заставили их удалиться на суда; руссы у берегов Фракии еще раз сразились с греками на море и с большим уроном ушли домой. Однако Игорь начал вновь собирать многочисленное войско: были призваны из-за моря варяги и наняты печенеги, от которых взяты были заложники. В 944 г. Игорь выступил в новый поход на Грецию с флотом и конницей. Корсунцы и болгары опять дали знать императору о приходе руссов и тот немедленно отправил к Игорю послов, которые встретили князя близ дунайского устья, предложили ему дань, какую взял некогда Олег, даже большую, если он согласится на мир. Дошедши до Дуная, Игорь, по совету с дружиной, взял у греков дары на всех воинов своих и, приказав наемным печенегам пустошить Болгарию, возвратился в Киев. В следующем году император прислал послов к Игорю, а последний отправил своих послов в Константинополь, где и был заключен мирный договор, "на все лета, пока сияет солнце и стоит мир", но на условиях, менее выгодных для Руси, чем при Олеге. Император клятвою утвердил договор и вновь отправил послов своих в Киев, пред которыми Игорь, на холме, у подножия Перуна, торжественно поклялся соблюдать дружбу с империей; воины его, в знак клятвы, полагали к подножию идола оружие, щиты и золото, а те из них, которые были христианами, присягали в церкви св. Илии. Игорь отпустил греческих послов, одарив их драгоценными мехами, воском и пленниками. - Как выше уже замечено было, дружина Игоря завидовала отрокам Свенельда, что они богаты оружием и всякой одеждой, между тем как они, дружинники князя, босы и наги. Дружинники поэтому требовали, чтобы Игорь шел с ними собирать налоги с подвластных племен и чтобы поделился с ними. С наступлением осени 945 г. Игорь пошел с дружиной в древлянскую землю и собрал с нее дань; затем, оставив при себе небольшую часть дружины, а остальную отпустив домой, князь хотел еще взять дани с древлянской земли. Но это возмутило древлян: надобно умертвить хищного волка - решили они, иначе он истребит все стало; они вооружились под начальством местного князя Мала, вышли из Коростена, убили Игоря и похоронили недалеко от своего города, перебили и дружину его. По византийским известиям древляне привязали Игоря к двум пригнутым к земле деревьям и, отпустив деревья, разорвали его на двое. К княжению Игоря относится рассказ арабского писателя Абульфеда о том, что в 944 г. руссы взяли столицу арранскую Барду и возвратились в свою землю р. Куром и Каспийским морем. Другой восточный историк, Абульфараг, приписывает это нападение аланам, лезгинам и славянам. Что касается утверждения при Игоре русского господства на берегах Босфора Киммерийского и более решительного подчинения черных болгар русским князьям, то этот вопрос еще требует более обстоятельного исследования.

Таким образом, он был первым князем Рюриковичем, занявшим киевский престол. Правление Игоря ознаменовалось несколькими крупными военными походами, причём не только в южном, но и в восточном направлении. Помимо Византии, русов привлекали берега Каспийского моря, манившего своими богатствами, ведь по Волге через море шёл знаменитый торговый путь, который связывал Русь со странами арабского Востока. На побережье Каспия раскинулись богатые земли и города, утопавшие в роскоши и достатке. Теперь это территории современных Азербайджана и северного Ирана. Сюда стекались товары купеческих караванов, плывших по Волге, здесь стоял город Дербент, ставший опорным пунктом арабского влияния на Северном Кавказе. Изобилие Каспия притягивало хищные взоры русов, недаром много позже, уже в другую историческую эпоху, сюда же в походы "за зипунами" отправлялись ватаги донских казаков (вспомним Степана Разина и персидскую княжну).

Рюриковичи

Династия Рюриковичей (приложение 2) и государственность на Руси - неразделимые, по сути, понятия. Что бы ни говорили о корнях этой династии, о причинах её появления, о том, насколько она была чужеродна или, напротив, органична для восточнославянских племён, факт остаётся фактом: именно Рюриковичи стояли у истоков Русского государства. Любой европейский королевский двор считал за честь породниться с Рюриковичами, которые, между тем, ни королями, ни царями себя не называли.

Рюриковичами историки называют первую династию русских князей и царей. Фамилии у них не было, а название династия получила по имени ее легендарного основателя - новгородского князя Рюрика, умершего в 879 году. Однако более достоверным историческим лицом, а значит, и родоначальником династии является Великий князь киевский Игорь, которого летопись считает сыном Рюрика.

Династия Рюриковичей стояла во главе Русского государства свыше 700 лет. Рюриковичи правили Киевской Русью, а затем, когда она в XII веке распалась, - крупными и мелкими русскими княжествами. И после объединения всех русских земель вокруг Москвы во главе государства встали Великие князья московские из Рода Рюриковичей. Потомки бывших Удельных князей утратили свои владения и составили высший слой русской аристократии, однако титул "князь" они при этом сохранили.

В 1547 году Великий князь московский принял титул "царя Всея Руси". Последним представителем династии Рюриковичей на русском престоле был царь Федор Иоаннович, умерший бездетным в 1598 году. Но это не значит, что на этом закончился и род Рюриковичей. Пресеклась лишь его самая младшая - московская - ветвь. А вот мужское потомство других Рюриковичей (бывших удельных князей) к тому времени приобрело уже и фамилии: Барятинские, Волконские, Горчаковы, Долгоруковы, Оболенские, Одоевские, Репнины, Шуйские, Щербатовы и другие.

Всех Рюриковичей, которые правили Русью, запомнить очень сложно - их было слишком много. Но знать хотя бы самых известных необходимо. Среди Рюриковичей наиболее крупными государственными деятелями были Великие князья Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Александр Невский, Иван Калита.

Лично-родовые знаки князей Рюриковичей

Широко известные знаки, которые обнаружены на древнерусских монетах, на печатях князей, на плинфе каменных сооружений, глиняной посуде, украшениях, мечах и многих других предметах. Эти знаки представляют собой тамгообразные изображения в виде двузубцев, а затем трезубцев (Приложение 1).

www.neuch.ru

Сообщение о рюрике по истории России — Задай вопрос — получи ответ

Происхождение Рюрика до сих пор вызывает множество споров среди тех, кто считает его реальной исторической личностью. Приверженцы норманнской теории утверждают, что Рюрик и его дружина были викингами  скандинавами Норманисты ищут доказательства своей теории в этимологии имени князя, связывая его с латинским словом rex «король». Известно, что имя Рюрик и сегодня используется в Швеции, Финляндии и некоторых других странах. Сторонники западнославянской версии связывают биографию Рюрика со славянским племенем ободритов, иначе называвшихся «ререгами» (соколами). Призвание Рюрика, согласно «Повести временных лет», произошло в 862 г. Племена весь, чудь, ильменские словене и кривичи, не сумев договориться о том, кто же будет править и не желая усобицы призвали к себе на княжение Рюрика. Он пришел в Новгород с братьями Синеусом и Трувором. Существует версия о том, что правление Рюрика началось не в Новгороде, а в Старой Ладоге. В соответствии с этой теорией Новгород был построен князем только через 2 года. Такие археологические находки, как Рюриково Городище, способны подтвердить эту теорию.

Согласно летописной версии братья Рюрика стали княжить в славянских землях. Синеус получил Белоозеро, а Трувор Изборск в землях кривичей. Но правили они не долго. Через 2 года, после их смерти, Рюрик стал единоличным правителем. Стоит отметить, что некоторые историки придерживаются версии о том, что братьев у Рюрика не было. Они переводят слово «трувор» как «верная дружина», а «синеус» как «свой род». Сведений о политике Рюрика немного. Летописи довольно скупо сообщают о том, что он стремился укреплять границы своих владений, строил города, а так же, подавил мятеж Вадима Храброго в Новгороде. Из этого можно заключить, что приход Рюрика на Русь повлек за собой укрепление государственности и централизацию власти. Смерть Рюрика датируется примерно 879 г. Власть унаследовал сын Рюрика (предположительно от норвежской княжны), Игорь, позже ставший киевским князем. Существуют сведения о том, что у Рюрика были и другие дет

stessay.com