Где находится сказочная река Смородина. Смородина река калинов мост


Калинов мост — Славянская культура

Калинов мост Упоминаний о Калиновом мосту сохранилось очень много. Эти названия фигурируют в сказках, былинах, заговорах. «Как через реку огненную перекинут мост каленый, так пойду я по тому мосту, поведу за руку хворь-болезнь, отправлю хворь-болезнь на берег темный, распрощаюсь с нею словами сильными: ты уйди, болезнь, из тела (имя больного), убирайся, хворь, на берег темный свой. »Калинов мост Калинов мост соединяет два мира-мир Живых (Явь) и мир Мертвых (Навь), которые отделяет друг от друга огненная река.О названии его есть множество версий. Одна из самых распространенных говорит, что название его пошло от слов "каленый", от глагола "калить" или "накалять". Если следовать другой версии, то мост перекинутый через Огненную реку, назван так потому, что сам калинового цвета, ярко-красного. Некоторые предполагают, что название пошло от того,что сам мост над Огненной рекой был сплетен из веток калины. 

Преодолеть Калинов мост не так-то просто,на пути в царство Мораны сказки часто рисуют самые опасные препятствия. Одним из самых распространённых является страшный охранник - Змей. С этим змеем в сказках и былинах нередко сражаются богатыри и герои. К таким сказаниям можно отнести: «Бой на калиновом мосту». 

Константин Васильев. Бой Добрыни на Калиновом мосту. 1969 г.

Кали́нов мост - в русских былинах соединяет берега речки Смородина: на одном берегу - Добро, на противоположном - Зло (в иной трактовке - этот мост соединяет мир живых и мир мертвых) . Ступившему на Калинов мост - границу, рубеж, уже некогда раздумывать, выбор между Добром и Злом уже предопределён всей предыдущей жизнью. Не случайно Калинов мост в фольклоре - место битв между витязями и нечистой силой.

Его название не имеет ничего общего с калиной-кустарником. В древнерусском языке словом «калина» обозначали нечто, сильно нагретое, раскаленное. Можно только догадываться, из чего на самом деле был сооружен перекинутый через огненную реку мост, но очевидно, что от бушующего внизу пламени он сделался красного каления. Впрочем, в заговорах иногда наряду с названием «калиновый» упоминается и название «медяной» , то есть медный: «течет огненная река, и есть через огненную реку медяной мост» .

Ступившему на Калинов мост — границу, рубеж, уже некогда раздумывать, выбор между Добром и Злом уже предопределён всей предыдущей жизнью. Не случайно Калинов мост в фольклоре — место битв между витязями и нечистой силой.

Смородина (Огненная река) — в славянской мифологии река, отделяющая мир живых от мира мертвых; преграда, которую предстоит преодолеть человеку или его душе по пути на «тот свет» . Название этой реки произошло не от ягодного кустарника, а от древнерусского слова «смород» . Оно употреблялось на Руси в XI—XVII веках и обозначало сильный, резкий запах, зловоние, смрад. Позднее, когда смысл названия мифической реки забылся, в сказках появилось искаженное и облагороженное название — «Смородина» .

Огненная река Смородина и Калинов мост нередко упоминаются не только в сказках, но и в заговорах. Однако там река чаще называется просто огненной или смоляной, что вполне отвечает ее описаниям в сказках: «Не вода в реке бежит, а огонь горит, выше лесу пламя полыхает» . Так «эффектно» гореть может разве что смола. Иногда, особенно в былинах, огненную реку именуют Пучай-рекой, — видимо, оттого, что кипящая поверхность реки клокочет, бурлит, вспучивается.

В сказке: "по всему берегу кости лежат человечьи, все кругом огнем сожжено, вся земля русской кровью полита. У Калинового моста стоит избушка на курьих ножках. "

Древнеславянская богиня Морана (Мара, Морена) - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели.Марана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело. Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор» , «морок» , «мрак» , «марево» , «морочить» , «смерть» .Легенды рассказывают, как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой.Её символы - Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни.Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем.

Похожие статьи:

Боги, духи и существа → Три главы в Славянской вере: Основные и общие

Славянские обряды → Ведай.

Славянские единоборства → Психотехника освоения Живы.

Красота и здоровье → Древнеславянская Здрава

Традиции → Космы

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Калинов мост и речка Смородина

 

3 288

KalinMost3Во многих русских народных сказках и былинах упоминается некая река Смородина, берег которой устлан костями человечьими. Сюда являются богатыри, чтобы защитить родную землю от нападения чудовищ. Общепринято мнение, высказанное авторитетным исследователем сказок В.Я. Проппом, что легендарная река есть не что иное, как рубеж жизни и смерти, место перехода между мирами, граница Яви и Нави. Вовсе не собираясь с этим спорить, рискну все-таки предложить к обсуждению вопрос: почему же именно так она называлась и каковою силой обладала?

Наиболее распространены следующие смыслы: огненная, дымная, смрадная, зловонная, наполненная нечистотами. Кроме того, корень связывается с понятием мора, смерти. Сторонники такого подхода подчеркивают, что никакого отношения к растительной «тезке» река Смородина не имеет. С одной стороны, действительно, описывая «смород», В. Даль отмечает, в первую очередь, значение: «сильная духота, вонючий, удушливый запах, гарь, угар, чад, смердячий дух, особенно пригорелый». С другой стороны, он упоминает и смородину как куст и ягоду (название которой происходит «от удушливого запаху ее»), а с третьей – отсылает к понятию пчелиной матки (!).

Нелишним будет вспомнить, что пчела в традиции наших предков связана с космогонией, в частности, с образом Мирового Дерева и происхождением людей (согласно мифологии, богиня Лада породила русичей от вибраций Небесного Пчельника). Она же у славян являлась символом души (в том числе, имела отношение к культу мертвых), а в христианской символике олицетворяет воскрешение и бессмертие души, предстает атрибутами святых Егория и Ильи.

Кроме того, тот же В. Даль в другой словарной статье называет смородину ягодой – поречкой, то есть растущей по берегам. Вот к этой статье давайте и обратимся, речь в ней идет о самородности. Известно, что в древней письменности славян гласные опускались, поэтому вполне резонно предположить, что изначально смородина могла быть самородиной. Тогда одноименная река могла означать поток древний, ведущий отсчет своего существования от первичных сил мироздания.

При этом совершенно отчетливо просматривается смысловая близость слова к понятию самородка, под которым с давних пор понималось природное в противопоставление искусственному, а также иносказательно обозначался носитель особых талантов и качеств. Что и говорить, русло Смородины место необычное, знаковое, и не зря же именно здесь сражались с чудовищами, угрожавшими Руси святой, былинные богатыри и сказочные герои.

Начиная с конца XIX века и по наши дни энтузиасты-исследователи отыскивают ее на карте европейской части России, Кавказа и Украины. Топонимические ориентиры, т.е. географические названия, близкие сюжетам былин и сказок, находят, в частности, в Курской, Смоленской, Ленинградской областях, в Приэльбрусье и в Москве.

Любопытно, например, что название реки Сестры, что под Петербургом, имеет финское происхождение: Систерйоки («систер» – смородина, «йоки» – река). Заметьте, смородина имеется в виду растительная. А согласно «Пантеону Российских Государей», князь Олег в 880 году прибыл на Москву-реку, которая звалась тогда Смородиной (или Самородиной). Ведь и по сию пору на юго-западе столицы, в Тропаревском лесопарке протекает речка, название которой имеет две транскрипции: Смородинка и Самородинка.

Вовсе не для того, чтобы настаивать на «московитском» приоритете географического расположения мифической реки, а для характеристики ее образа стоит обратиться к текстам старинных исторических песен. Так, в записи легендарного Кирши Данилова «Молодой солдат утонул в Москве-реке, Смородине», герой, отправляясь на службу царскую, воинскую, прибывает на берег и обращается:

А и ты, мать – быстра река,

Ты быстра река Смородина!

Ты окажи мне, быстра река,

Ты про броды кониные,

 

Про мосточки калиновы,

Перевозы частые!

Чудесным образом он получает от нее такой ответ:

Провещится быстра река

Человеческим голосом,

Да и душой красной девицей:

«Я скажу те, быстра река,

Добрый молодец,

Я про броды кониные,

Про мосточки калиновы,

Перевозы частые:

Со броду кониного

Я беру по добру коню,

С перевозу частого –

По седелечку черкесскому,

Со мосточку калинова –

По удалому молодцу,

А тебя, безвремянного молодца.

Я и так тебя пропущу».

Благополучно достигнув другого берега и отъехав на пару верст, незадачливый путник стал «своим глупым разумом» похваляться тем, как удачно переправился, а вместо благодарности сравнил Смородину, имевшую славу неприступного препятствия, с дождевую лужей. Позвала тогда река хвастуна обратно, сославшись на недостаточное вооружение и предрекая скорую встречу с врагом, а когда он стал возвращаться, то оказался в омуте… Взмолился бедолага и услышал в ответ:

Не я тебя топлю,

Безвремянного молодца,

Топит тебя, молодец,

Похвальба твоя, пагуба!

Этот сюжет явно демонстрирует не только волшебные свойства реки, но и ее полномочия в решении вопроса о жизни и смерти, а также показывает как ее великодушие, так и строгость наказания. Заметьте, герой ничуть не усомнился в предсказательных способностях собеседницы, да и обращается к ней уважительно, называя «мать – быстра река».

В повествовании «А князь Роман жену терял» (вообще-то он ее убил), говорится:

Жену терял: он тело терзал,

Тело терзал – во реку бросал,

Во ту ли реку во Смородину.

Здесь явно присутствует мифологема, связанная со смертью, причем насильственной, но опять никаких прямых упоминаний об огне и т.п. Быть может, имеется в виду способность священного водного потока очистить душу несчастной, направив ее в подобающее место для дальнейшего существования?

Наконец, к Смородине обращались за предсказанием. Вот, например, фрагмент поэтического текста «Князь Роман и братья ливики»:

Собирал он силы девять тысячей,

Приходил он ко реке ко Смородине

Сам говорил таковы слова:

«Ай же вы, дружинушка хоробрая!

Делайте дело повеленое:

Режьте жеребья липовы,

Кидайте на реку на Смородину…

Которой силе быть убитой».

Здесь мы имеем подтверждение тому, что река была вещей. Упоминается она и в ряде былин («Первый бой Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»), но в них опять-таки не говорится об огненной природе. Судите сами: «…река Смородина бурливая, болота, топи глубокие…»; «Так дошел Илья до речки Смородиной. Течет река широкая, бурливая, с камня на камень перекатывается… И в сказках «Иван Быкович», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» нет огненной характеристики.

Все это свидетельствует о том, что смрадность – огненность и т.п. как ведущие характеристики образа Смородины, насколько бы устойчивыми не представлялись, все-таки не могут считаться единственной версией, претендующей на истинную. По крайней мере, стоит допустить многозначность его в качестве древнего символа.

Это уместно хотя бы потому, что с течением времен случалось, что образы, изначально бывшие самостоятельными, смешивались. Подобное имело место еще в античные времена: в поздний их период греки и римляне путали реку Стикс (через которую переправлялись души умерших) с двумя другими, вытекавшими из Аида: Летой (рекой забвения) и Ахероном (рекой скорби). Вот и Смородину иногда называют то Забыть-рекой, то Пучай-рекой, хотя достаточных доказательств того, что они являются одним и тем же, нет.

Валентина Пономарева

Это интересно

 

taynikrus.ru

Хотите постоять на Калиновом мосту, да над рекой Смородиной? Приглашаю! | Культура

Алексей Толстой, например, записал множество сказок, которые дошли до наших дней в его обработке. Он рассказывал, что чтобы «собрать» воедино и обработать всего лишь одну сказку, зачастую приходилось опираться на пару десятков записей со слов совершенно разных народных рассказчиков.

Несомненно одно: писателей (рассказчиков)-фантастов в стародавние времена было не так уж и много. А это может означать то, что описываемые в сказках и былинах события, а также места могли существовать в реальной жизни. Я попытался провести свое небольшое расследование и выяснить, существовал ли когда-либо тот зловещий Калинов мост на не менее зловещей реке Смородине? Что означали эти названия, где могли находиться? И вот, что у меня из этого получилось.

«Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь-дорогу.Подъезжают к самой реке Смородине, к Калиновому мосту. По всему берегу лежат мечи да луки поломанные, лежат кости человеческие…» (Русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»)

Само название «Калинов» произошло от слова «калина». Но никакого отношения к одноименному кустарнику или его цвету мост не имеет. Калина — от слова «калить», «раскалить», то есть можно предположить, что мост либо был огненным (горящим), либо раскаленным докрасна. В таком случае, трудно понять, из чего он был построен. В народных заговорах часто встречается фраза «течет огненная река, и есть через огненную реку медяной мост». (Медяной — снова красный?)

В русских былинах Калинов мост зачастую становился местом битвы Добра и Зла. В мифологии же он трактуется как переход, граница между добром и злом, жизнью (явью) и смертью (навью). Считалось еще, что мост служил для перехода душ с «этого» на «тот» свет. И некогда раздумывать, стоя на середине моста, нужно делать выбор, обычно предопределенный всей предыдущей жизнью персонажа.

«Конь бежит, только земля дрожит, из-под ног ископыть по сенной копне летит, из ушей и ноздрей дым валит. Чудо-юдо сел на него и поехал на Калиновый мост; конь под ним спотыкается.» (Русская народная сказка «Буря-богатырь Иван-коровий сын»)

Одна из версий о происхождении Калинова моста предполагала, что он наводился в нужное время и нужной ширины. Делал это Кощей Бессмертный своим волшебным полотенцем. Кощей вполне мог иметь отношение к Калинову мосту, особенно, если учесть, что в женах у него на тот период числилась некая Морана. Она встречается не только под этим именем, но и как Мара или Морена. Морана — Богиня Зимы и Смерти, довольно грозное и могущественное божество. И не ее ли рук дело — та самая огненная река Смородина?

Смородина так же не имеет отношения к растительному миру, как и мост. По древнеславянскому наречию это слово произошло от таких слов, как «мор», «смород», «смерть», «морок», «марево», «мрак». Сюда же можно причислить и Морану.

Владения Мораны, согласно древним сказаниям, лежат за черной рекой-Смородиной, разделяющей явь и навь, через которую перекинут Калинов мост, охраняемый Трехглавым Змеем. Её символами называют Черную Луну, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни. По древним легендам, одним из ее любимых занятий было подкарауливание Солнца и попытки его извести. Но всякое утро Морана отступала, не в силах противостоять силе и неописуемой красоте Светила.

Считается, что река Смородина была огненной. В некоторых сказках, сказаниях и заговорах ее так и называли — «огненная» или «смоляная». «Не вода в реке бежит, а огонь горит, выше лесу пламя полыхает». В былинах Смородина упоминалась еще и как Пучай-река. В данном случае от слова «пучить», «вспучиваться», что вполне могло происходить в огненной, горящей реке. В таком случае, от чего она могла гореть?

По этому поводу существует несколько предположений. По одному из них, Смородина могла служить реальной границей между двумя неприятелями и специально поджигаться стражниками. Как известно, горящая смола остается на плаву, дает хорошее плямя и при горении вспучивается, кипит.

По другой версии горящая река могла воспламеняться из-за скопления горючих газов в ее верховьях. При дегазации ниже по течению она могла самовоспламеняться под воздействием теплой температуры, например.

Аналогичные случаи доподлинно известны истории. Плиний Старший писал, что Терек в верховьях был вонючей рекой (сероводород). Некоторые сказки уводят нас к Калинову мосту и упоминают Черное море.

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; шёл, шёл и догнал братьев близ Чёрного моря у Калинового моста; у того моста столб стоит, на столбе написано, что тут выезжают три змея.» (Русская народная сказка «Буря-богатырь Иван-коровий сын»)

Современные ученые также не исключают, что Черное море вполне может гореть при условии, что на его поверхность выйдет водная толща, насыщенная сероводородом. Сейчас она расположена на глубине всего около двухсот метров.

Трудно сказать теперь, что правда, а что вымысел. Конечно же, этот материал не претендует на некую оригинальность и стопроцентную точность. Но все же… Все же я сумел удовлетворить и свое любопытство, и немного поделиться с вами, дорогие читатели тем, что удалось узнать. А теперь, вооружившись путеводителем по Приэльбрусью, найденным на просторах Сети, хочу пригласить вас на настоящий Калинов мост над настоящей рекой Смородиной.

***У подножия Эльбруса, по преданиям, располагался рай — Ирий, который в традициях ведизма отделялся от Яви, светлого мира, огненной рекой Смородиной (от смага — огонь, пламя). Исток Малки (левого притока Терека) — река Кызылсу (красная река) — это и есть река Смородина.

Как известно из былин и сказок, на реке Смородине должен быть Калинов мост, по которому из Нави (с того света) в Явь проникала всяческая огнедышащая многоголовая нечисть, а обратно — из Яви в Навь — отправлялись души умерших, а также богатыри и полубоги для выяснения отношений с жителями подземного царства.

Калинов мост действительно существует!

В том месте, где Кызылсу прорывает застывший поток лавы и обрушивается в долину водопадом Султан, в узком ущелье есть каменная пробка, по которой можно перейти с берега на берег.

Рядом с изумрудными пастбищами Ирахитюза и Ирахитсырта раскинулись мрачные поля черной и красноватой лавы, где нет растительности и даже самый обычный песок не желтый, а черный! Аналогия с Навью, где расположен рай Ирий и ад — Пекальное царство, очень близкая. Рядом с мостом находится водопад Султан, а за ним крутопадающая долина, дна которой не видно. В каньоне стоит отрубленная голова стража Калинова моста — Чурилы Дыевича, с которым сражались герои и полубоги.

При входе на Калинов мост с левого берега стоит причудливый останец, напоминающий то ли дракона, то ли змея. Такой же и у входа в каньон с другой стороны.

Постоим же немного на Калиновом мосту. Посмотрим вдоль границы. Ведь с одной стороны наше прошлое. С другой — будущее. И лишь настоящее простирается между. И нам решать: сделать шаг влево или вправо.

Хотя, все и так уже предрешено…

shkolazhizni.ru

Где находится сказочная река Смородина

Если обратиться к истории создания мифов, легенд и былин, то в основе многих из них лежат реальные факты. С годами и веками их приукрашали, видоизменяли и наделяли новыми подробностями, но канва повествования всегда оставалась прежней. Иногда это касалось героев, а иногда мест, где происходили упомянутые события.

Так и река Смородина, часто упоминаемая в древнерусских былинах и сказках, могла действительно протекать между Черниговом и стольным градом Киевом. Ученые еще точно не определили реальность ее существования.

Что означает древнерусское слово “смородина”

У многих читателей подвиги богатырей Киевской Руси не вызывают сомнения, так как упоминаемые в былинах города, имена князей и других героев являются историческим фактом. Так, самым почитаемым героем в народе был Илья Муромец, родившийся в деревне Карачарова под Муромом, реальном месте. По преданию, его мощи покоятся в Софиевском соборе в Киеве.

река смородина

Подробные описания уклада жизни людей тех лет, внешности героев и исторических событий говорят о том, что в каждой былине есть доля истины. Так же думали собиратели древнерусского эпоса, которые, начиная с 19 века, пытались узнать, где находится река Смородина, что означает ее название.

Оно не имеет ничего общего с вкусными ягодами, хотя у многих оно вызывает картинку заросших кустами смородины берегов. В его корне древнерусское слово “смород”, употребляемое с 11 века, что означает сильный запах. Даже кусты были так названы из-за аромата их листьев.

Много позже слово стало применяться исключительно к неприятным запахам, и появилось такое его значение, как “смрад”. Река Смородина в былинах означала неприятное гнилое место, где людей ожидала возможная смерть. Нередко ее именуют Пучай-река, что еще больше запутывает исследователей, непременно желающих отыскать ее на карте.

Этимология слова “калинов”

Еще одна ошибочная ассоциация образуется при упоминании слов “Калинов мост”. Через реку Смородину “перекинули” его древние составители былин, имея в виду вовсе не калину красную. Этимология слова берет свое начало в корне “каленый”, то есть раскаленный.

Во всех источниках с упоминанием Калинова моста он связан с переходом через огненную реку, возможно, поэтому ему дано такое название. Раскаленный докрасна или сделанный из меди, так его описывают в сказках и былинах.

Река Смородина, Калинов мост – это символы преграды, которую должен преодолеть настоящий герой. Обычно на этом месте смельчаков поджидало чудовище: Змей Горыныч с количеством голов, равным трем. В одних сказках он трехголовый, в других - о шести или девяти головах.

Было ли это место действительно реальным и настолько труднодоступным, что его наделили таким страшным стражем в сказках, но в былинах река Смородина – это водоем, возле которого произошла большая битва, так как часто упоминается, что берега ее усыпаны костями и черепами. Возможно, именно отсюда произошло название реки, ведь смород, который шел от поля боя, лег в основу ее имени.

 река смородина калинов мост

Другое дело Калинов мост. Он везде фигурирует как средство переправы из мира Яви в мир Нави, хранительницей которого была Мара (Марена). Велес переводил души умерших в царство смерти, что созвучно с мифами других народов мира, например, с Аидом и паромщиком Хароном у греков или Плутоном и Гадесом у римлян.

Древнеславянский эпос объединил место жесточайшей битвы с верой в существование загробного мира. Многие историки и этнологи считают, что реальным местом были река Смородина, Калинов мост. Где находится этот водоем – это единственное, в чем у них до сих пор нет согласия.

Месторасположение реки Смородины

Если за основу брать описание местности, указанной в былине, то эта река протекала между Черниговом и Киевом. Именно так проходил путь Ильи Муромца, который спросил у мужиков черниговских, как проехать в стольный град. Отвечал ему народ: “Да у той ли у березы у покляпыя, да у той ли у речки Смородины, у того креста у Леванидова сидит Соловей-разбойник, Одихмантьев сын”.

река смородина где находится

Как считают некоторые ученые, это могла быть река Смородина, протекающая неподалеку от Карачева в Брянской области, но тогда почему в былине дорогу Илье Муромцу указывают черниговские мужики? Водоем с подобным названием есть в Приэльбрусье, а речка Сестра в переводе с финского языка (Сьестар-йоки) означает “смородина ”.

Эта река фигурирует во многих сказаниях, например, ее пересекала Василиса Никулишна, возле нее погиб Добрыня Никитич, на ее берегах останавливались Левики, племянники короля речи Посполитной, ее преодолел князь Роман Дмитриевич, обернувшись волком.

Каждая из перечисленных рек могла быть той, что упоминается в былинах, но ее описание ставит рассуждения ученых под сомнения.

Река Смородина на карте

На территории современной России есть несколько рек, которые могли бы стать прототипом былинного источника:

  • Речка Смородинка протекает в Тропаревском лесу под Москвой, в Курской, Тверской и Владимирской областях.
  • Смородина есть в Нижегородской, Смоленской и Ленинградской областях.
  • Река с таким же названием течет в Забайкалье.

калинов мост через реку смородину

Каждая из этих рек могла стать символом разделения двух миров, в которое верили древние славяне. Судя по описанию, качества, которыми ее наделили исполнители былин, сходны с описанием рек, ведущих в подземный мир, в мифах других народов.

Описание реки в былинах

В народе река Смородина, где находится переправа из мира Яви в мир Нави, вызывала священный трепет. По одной версии, ее воды были черны, от них исходил смрад, а по другой – она была огненной.

“Свирепая река, сама сердитая”, - так говорили о ней люди. Видимо, течение Смородины было таким сильным, а вода холодной, что она “обжигала” каждого, кто в нее входил. Из-за брызг над ней всегда клубилась морось, которую люди называли дымом.

какой мост был на реке смородине

Таким образом, речка в их умах стала огненной, а так как переправиться через нее было сложно, то и сделали ее местом, откуда умершие уходят в мир Нави. Так как во времена Киевской Руси все исполнители былин знали, какой мост был на реке Смородине, то и сочинители сказок от них не отстали. Они “поставили” на Калиновом мосту у входа в мир Мары стража – Змея Горыныча, чтобы он не пускал живых в загробный мир. Во всех народных эпосах разных стран есть подобные охранники, например, Цербер в греческих мифах.

Связь древнерусских былин с мифами других народов

Если верить древним сказаниям, река Смородина была серьезным препятствием для тех, чей путь лежал из Мурома через Чернигов в Киев. Видимо, немало там погибло людей, и не только на поле боя, что она стала символом реки смерти.

Часть ученых считает, что эта речка была одним из притоков Днепра, что более логично, если едешь от Чернигова к Киеву, но где бы она ни находилась, в народных сказаниях по описанию Смородина схожа с рекой Стикс, которая у древних греков уходила под землю в Аид.

река смородина калинов мост где находится

Во времена языческой Руси люди верили в загробный мир, а раз он существовал, то и путь в него должен был быть. Сказители наделили реку Смородину этой функцией, но вместо лодочника, “установили” Калинов мост, через которые переходили души умерших.

Загробный мир древних славян

Царство Мары, богини зимы и смерти, лежало за рекой Смородиной. Не только раскаленный мост был преградой на пути живых в край умерших, но и охранявшее его чудовище. В одних сказках – это Змей Горыныч, в других – Чудо-юдо.

Иногда богатырям приходилось сразиться с самим Кощеем Бессмертным, мужем Мары, чтобы перейти мост. На примере древнерусских сказаний можно проследить, как реальная река, бывшая смертельно опасной при переправе через нее, стала легендарным местом, разделяющим миры.

Река Пучай

В древнерусском эпосе используют разные названия, но чаще всего встречаются Смородина и Пучай-река (Почайна). Второе означает, что у нее воды, вспученные от быстрого течения.

река смородина что означает ее название

В те времена так называли протоку, которая протекала между Вышгородом и Десной. Ее длина была всего 8 км, и она бежала по Оболони через Подол, за которым впадала в Днепр. Нижняя часть реки отделялась от Днепра узкой косой, а устье Почайны было известной киевской гаванью, где останавливались корабли купцов. Если верить легендам, то именно в ней проходило крещение Киевской Руси в 988 году.

В 1712 косу размыли, соорудив канал, таким образом она стала частью Днепра.

fb.ru

Калинов мост и река Смородина – Бестиарий

В славянской мифологии сакральный смысл имеют река Смородина и Калинов мост, который соединяет ее берега. В народных верованиях они имеют то же значение, что Стикс в древней Греции.

Сакральный смысл реки

В этимологическом толковании слова «смородина» проскальзывает красный цвет. Оно также восходит к слову «смород», которое означает сильный неприятный запах.На подходах к речке чувствуется смрад, что неудивительно, поскольку водоем является переходным рубежом между миром мертвых и миром живых. Вода в нем темная и в большинстве верований славян резко пахнет. В легендах Смородину называют также огненной или Пучай-рекой.Согласно славянской мифологии, чтобы попасть в мир мертвых, человек должен пересечь реку. Чаще всего переправа смертельно опасна. На берегах лежат кости, а сама Смородина завалена ветками деревьев. В народном фольклоре преодолеть ее может только настоящий герой. Для этого нужно усмирить реку, иначе она погубит даже самого отважного богатыря.

Для чего был нужен Калинов мост

Калинов мост выполнял ту же функцию, что Харон в древнегреческой мифологии. По нему можно пересечь Смородину и попасть в загробный мир. Считается, что происхождение словосочетания связано с огненным цветом ягоды калины, а также относится к слову «накалять».Преодолеть Калинов мост тяжело. Отважных героев по пути в загробный мир поджидают многочисленные препятствия. Например, часто встречается упоминание о страшном Змее, который охраняет вход в царство мертвых. Богатырю нужно сразить охранника. В более поздних верованиях славян вход сторожит Баба-Яга.Калинов мост иногда используется как символ метафорической смерти. Например, его образ появляется в свадебных обрядовых песнях. Невеста переходит мост, что символизирует ее смерть в девичестве и начало новой жизни в замужестве.

Поиски прототипа мифологической реки

Многочисленные ученые пытались найти реальный прототип Смородины. По одной из версий, прообразом стала река Сестра, которая течет в Ленинградской области. В пользу этого говорит тот факт, что ее первоначальное название (Систерйоке) переводится как «река смородина». К тому же, Сестра бурлит, как и мифический водоем, а ее берега окружают топкие болота.По другой версии, прототипом послужила река Почайна, которая находится в Киеве. Ученые приводят довод, что Смородина часто вспучивается, и поэтому ее называют Пучай-рекой, что созвучно с Почайной.Исследователи называют в качестве возможного прообраза также Москву-реку, р. Кызыл-су в Приэльбрусье, а также р. Смородинную в Брянской области. Однако версии уже долгие годы основываются лишь на догадках. Реального подтверждения не получило ни одно предположение.

www.xn--80abmmbg1cfj.xn--p1acf

Река Смородина и Калинов Мост

- 1776 Река Смородина и Калинов МостРека Смородина и Калинов Мост Во многих русских народных сказках и былинах упоминается некая река Смородина, берег которой устлан костями человечьими. Сюда являются богатыри, чтобы защитить родную землю от нападения чудовищ. Общепринято мнение, высказанное авторитетным исследователем сказок В.Я.Показать полностью.. Проппом, что легендарная река есть не что иное, как рубеж жизни и смерти, место перехода между мирами, граница Яви и Нави. Вовсе не собираясь с этим спорить, рискну все-таки предложить к обсуждению вопрос: почему же именно так она называлась и каковою силой обладала? Наиболее распространены следующие смыслы: огненная, дымная, смрадная, зловонная, наполненная нечистотами. Кроме того, корень связывается с понятием мора, смерти. Сторонники такого подхода подчеркивают, что никакого отношения к растительной «тезке» река Смородина не имеет. С одной стороны, действительно, описывая «смород», В. Даль отмечает, в первую очередь, значение: «сильная духота, вонючий, удушливый запах, гарь, угар, чад, смердячий дух, особенно пригорелый». С другой стороны, он упоминает и смородину как куст и ягоду (название которой происходит «от удушливого запаху ее»), а с третьей – отсылает к понятию пчелиной матки (!).

Нелишним будет вспомнить, что пчела в традиции наших предков связана с космогонией, в частности, с образом Мирового Дерева и происхождением людей (согласно мифологии, богиня Лада породила русичей от вибраций Небесного Пчельника). Она же у славян являлась символом души (в том числе, имела отношение к культу мертвых), а в христианской символике олицетворяет воскрешение и бессмертие души, предстает атрибутами святых Егория и Ильи.

Кроме того, тот же В. Даль в другой словарной статье называет смородину ягодой – поречкой, то есть растущей по берегам. Вот к этой статье давайте и обратимся, речь в ней идет о самородности. Известно, что в древней письменности славян гласные опускались, поэтому вполне резонно предположить, что изначально смородина могла быть самородиной. Тогда одноименная река могла означать поток древний, ведущий отсчет своего существования от первичных сил мироздания.

При этом совершенно отчетливо просматривается смысловая близость слова к понятию самородка, под которым с давних пор понималось природное в противопоставление искусственному, а также иносказательно обозначался носитель особых талантов и качеств. Что и говорить, русло Смородины место необычное, знаковое, и не зря же именно здесь сражались с чудовищами, угрожавшими Руси святой, былинные богатыри и сказочные герои.

Начиная с конца XIX века и по наши дни энтузиасты-исследователи отыскивают ее на карте европейской части России, Кавказа и Украины. Топонимические ориентиры, т.е. географические названия, близкие сюжетам былин и сказок, находят, в частности, в Курской, Смоленской, Ленинградской областях, в Приэльбрусье и в Москве.

Любопытно, например, что название реки Сестры, что под Петербургом, имеет финское происхождение: Систерйоки («систер» – смородина, «йоки» – река). Заметьте, смородина имеется в виду растительная. А согласно «Пантеону Российских Государей», князь Олег в 880 году прибыл на Москву-реку, которая звалась тогда Смородиной (или Самородиной). Ведь и по сию пору на юго-западе столицы, в Тропаревском лесопарке протекает речка, название которой имеет две транскрипции: Смородинка и Самородинка.

Вовсе не для того, чтобы настаивать на «московитском» приоритете географического расположения мифической реки, а для характеристики ее образа стоит обратиться к текстам старинных исторических песен. Так, в записи легендарного Кирши Данилова «Молодой солдат утонул в Москве-реке, Смородине», герой, отправляясь на службу царскую, воинскую, прибывает на берег и обращается:А и ты, мать – быстра река, Ты быстра река Смородина! Ты окажи мне, быстра река, Ты про броды кониные, Про мосточки калиновы, Перевозы частые!

Чудесным образом он получает от нее такой ответ:Провещится быстра река Человеческим голосом, Да и душой красной девицей: «Я скажу те, быстра река, Добрый молодец, Я про броды кониные, Про мосточки калиновы, Перевозы частые: Со броду кониного Я беру по добру коню, С перевозу частого – По седелечку черкесскому, Со мосточку калинова – По удалому молодцу, А тебя, безвремянного молодца. Я и так тебя пропущу».

Благополучно достигнув другого берега и отъехав на пару верст, незадачливый путник стал «своим глупым разумом» похваляться тем, как удачно переправился, а вместо благодарности сравнил Смородину, имевшую славу неприступного препятствия, с дождевую лужей. Позвала тогда река хвастуна обратно, сославшись на недостаточное вооружение и предрекая скорую встречу с врагом, а когда он стал возвращаться, то оказался в омуте… Взмолился бедолага и услышал в ответ:Не я тебя топлю, Безвремянного молодца, Топит тебя, молодец, Похвальба твоя, пагуба!

Этот сюжет явно демонстрирует не только волшебные свойства реки, но и ее полномочия в решении вопроса о жизни и смерти, а также показывает как ее великодушие, так и строгость наказания. Заметьте, герой ничуть не усомнился в предсказательных способностях собеседницы, да и обращается к ней уважительно, называя «мать – быстра река».

В повествовании «А князь Роман жену терял» (вообще-то он ее убил), говорится:Жену терял: он тело терзал, Тело терзал – во реку бросал,Во ту ли реку во Смородину.

Здесь явно присутствует мифологема, связанная со смертью, причем насильственной, но опять никаких прямых упоминаний об огне и т.п. Быть может, имеется в виду способность священного водного потока очистить душу несчастной, направив ее в подобающее место для дальнейшего существования?

Наконец, к Смородине обращались за предсказанием. Вот, например, фрагмент поэтического текста «Князь Роман и братья ливики»:Собирал он силы девять тысячей,Приходил он ко реке ко СмородинеСам говорил таковы слова:«Ай же вы, дружинушка хоробрая!Делайте дело повеленое:Режьте жеребья липовы,Кидайте на реку на Смородину…Которой силе быть убитой».

Здесь мы имеем подтверждение тому, что река была вещей. Упоминается она и в ряде былин («Первый бой Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»), но в них опять-таки не говорится об огненной природе. Судите сами: «…река Смородина бурливая, болота, топи глубокие…»; «Так дошел Илья до речки Смородиной. Течет река широкая, бурливая, с камня на камень перекатывается… И в сказках «Иван Быкович», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» нет огненной характеристики.

Все это свидетельствует о том, что смрадность – огненность и т.п. как ведущие характеристики образа Смородины, насколько бы устойчивыми не представлялись, все-таки не могут считаться единственной версией, претендующей на истинную. По крайней мере, стоит допустить многозначность его в качестве древнего символа.

Это уместно хотя бы потому, что с течением времен случалось, что образы, изначально бывшие самостоятельными, смешивались. Подобное имело место еще в античные времена: в поздний их период греки и римляне путали реку Стикс (через которую переправлялись души умерших) с двумя другими, вытекавшими из Аида: Летой (рекой забвения) и Ахероном (рекой скорби). Вот и Смородину иногда называют то Забыть-рекой, то Пучай-рекой, хотя достаточных доказательств того, что они являются одним и тем же, нет.

Что же касается Калинова моста, соединявшего берега реки Смородины, то об этом разговор уже был.

Валентина Пономарева

Добавить комментарий

slawa.su

Калинов Мост у реки Смородины

- 972 Калинов МостКалинов Мост

Коль скоро река Смородина представляет собой границу между мирами, то мост через нее — путь перехода из одного мира в другой. Этот объект с давних пор привлекает внимание исследователей. Так, еще в XIX веке знаток русских сказок А.А. Потебня высказал идею, что этимология Калинова моста связана со словами калить (сильно нагревать) или калеть (коченеть, цепенеть от жара или стужи). Обосновывая свою точку зрения, он ссылался на неслучайные эпитеты к калине, по значению близкие к огню: красная, жаркая и пр. Правда, впоследствии автор отказался от собственной догадки, выдвинув другую версию, согласно которой Калинов мост был металлическим.

О калиновом мосте поется в свадебных песнях, в невестиных причитаниях, девичьих напевах. И в опере П.И. Чайковского “Евгений Онегин” в качестве образа народной женской песни звучит:

Уж как по мосту-мосточку,По калиновым досочкам!Вай-ду, вай-ду, вай-ду, вай-ду,По калиновым досочкам...

В сказании “Гость Терентище” из сборника упоминавшегося уже Кирши Данилова тоже фигурирует этот образ:

Он будет, Терентище,У честна креста Здвиженья,У жива моста калинова...

Стоит упомянуть, что “живы мосты калиновы” существовали исторически. Так назывались наплывные переправы, гати. В частности, в Москве первоначально таковыми были Крымский, Яузский и другие мосты. Живыми они назывались оттого, что деревянные настилы разбирались перед весенним половодьем.

Но все-таки: при чем же здесь именно калина? О ней сложено немало народных сказаний. Украинцы, например, из века в век передают историю о том, как татаро-монгольское войско взяло в проводники девушек, которые завели их то ли в непроходимую чащу, то ли в болото. Закололи супостаты героинь саблями, и на месте их гибели выросла калина с ягодами-кровинками. Другое предание рассказывает, как в галицких землях покончила с собой Оленочка, которую брат хотел продать туркам, те с досады порубили ее тело на куски, и тогда калиновые рощи расколыхались от великой печали.

Существует легенда, что когда-то ягоды калины были слаще малины. Но однажды юная красавица полюбила гордого кузнеца, который не замечал ее и часто бродил по лесу. От отчаяния она решила сжечь тот лес, и когда жестокосердый наведался туда, все уже сгорело. Лишь под кустом калины сидела заплаканная девушка. Глянул на нее кузнец и полюбил, и до самой смерти видел в жене красавицу, потому что одарила его калина умением отвечать на любовь и ценить ее. Но ягоды ее с тех пор стали горчить — как слезы неразделенной любви.Калина с самых древних времен олицетворяла красоту и девственную любовь. Ее выращивали возле хаты — на счастье. Она была непременным атрибутом свадебного ритуала, начиная с украшения горницы и обрядовых калачей ветками, венками и ягодами и кончая оглашением доказательств невинности новобрачной. Обряды похорон калины при замужестве означали принесение девственности в жертву во имя продолжения рода. Брокгауз и Эфрон, исходя из исследований того же А.А. Потебни, утверждают, что “Калиновые мосты — обычное, постоянное общее место в свадебных песнях (мост — соединение, связь)”. Позднее это дерево стало символом женщины и любви вообще.С другой стороны, калина была погребальным, памятным деревом и высаживалась на могилах воинов, павших в боях за родину или безвременно погибших возлюбленных. Считалось также, что калина способна видеть, слышать и думать.

Наши предки верили, что она помогает от сглаза и нечистой силы, успокаивает и облегчает душу. “Если тебе тяжело, горько от судьбы своей, обними калину-матушку, проведи несколько раз рукой по ее стволу, поведай-открой все тайны свои горькие, прижмись к ней осторожно, не поломав веточек, сразу станет легче на душе” (любопытно, что настой из ягод калины и в наши дни применяют в качестве успокоительного средства при неврозах).

Народ относился к калине как к священному, сакральному растению, так что мост неслучайно был назван в ее честь. И в бою богатыря с чудовищем на границе миров, Жизни и Смерти, и при переходе из девичества в замужество происходило умирание прежнего состояния и рождение нового. И ратный подвиг, и свадьба — инициация, посвящение. Калина при этом выступает защитницей, заступницей, помощницей. Во всяком случае основанием для подобной версии является символическое значение глубоко почитаемого древними славянами дерева.

(с) Валентина Пономарева

«Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь-дорогу. Подъезжают к самой реке Смородине, к Калиновому мосту. По всему берегу лежат мечи да луки поломанные, лежат кости человеческие...» (Русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»).

Калина - ярко-красный цвет, огненный, раскалённый. И калина (ягода, кустарник) и Калинов мост имеют одинаковое происхождение и относятся к слову "калить", "накалять", "раскалять", т.е. нечто очень горячее и раскалённое до красна. Таким образом, мост может называться так и потому что он раскалён до красна, и потому что он калёный, и потому что перекинут через раскалённую или красную реку.

Кроме того, в заговорах мост через реку называют и медным.

В русских былинах Калинов мост зачастую становился местом битвы Добра и Зла.

В мифологии же он трактуется как переход, граница между добром и злом, жизнью (явью) и смертью (навью). Считалось еще, что мост служил для перехода душ с «этого» на «тот» свет.

Ступившему на Калинов мост - границу, рубеж, уже некогда раздумывать, выбор между Добром и Злом уже предопределён всей предыдущей жизнью. Не случайно Калинов мост в фольклоре - место битв между витязями и нечистой силой.

Его название не имеет ничего общего с калиной-кустарником. В древнерусском языке словом «калина» обозначали нечто, сильно нагретое, раскаленное. Можно только догадываться, из чего на самом деле был сооружен перекинутый через огненную реку мост, но очевидно, что от бушующего внизу пламени он сделался красного каления. Впрочем, в заговорах иногда наряду с названием «калиновый» упоминается и название «медяной» , то есть медный: «течет огненная река, и есть через огненную реку медяной мост» .

«Конь бежит, только земля дрожит, из-под ног ископыть по сенной копне летит, из ушей и ноздрей дым валит. Чудо-юдо сел на него и поехал на Калиновый мост; конь под ним спотыкается.» (Русская народная сказка «Буря-богатырь Иван-коровий сын»)

Одна из версий о происхождении Калинова моста предполагала, что он наводился в нужное время и нужной ширины. Делал это Кощей Бессмертный своим волшебным полотенцем.

Упоминаний о реке Смородине и Калиновом мосту сохранилось очень много. Эти названия фигурируют в сказках, былинах, заговорах. «Как через реку огненную перекинут мост каленый, так пойду я по тому мосту, поведу за руку хворь-болезнь, отправлю хворь-болезнь на берег темный, распрощаюсь с нею словами сильными: ты уйди, болезнь, из тела (имя больного), убирайся, хворь, на берег темный свой. ». В этих древнерусских сказаниях и магических заговорах эту же реку часто именуют Пучай-рекой, то есть бурлящей и вспучивающейся от жара.Как уже говорилось выше, Калинов мост соединяет два мира. Однако преодолеть его не так-то просто. На пути в царство Мораны сказки часто рисуют самые опасные препятствия. Одним из самых распространённых является страшный охранник - Змей. С этим змеем в сказках и былинах нередко сражаются богатыри и герои. К таким сказаниям можно отнести: «Бой на калиновом мосту» (иначе «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»), «Иван крестьянский сын и мужичок сам с перст усы на семь верст», «Иван-Быкович» (иначе «Иван — коровий сын»), «Первый бой Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и другие. В этих народных сказках, которые являются очень древними мифами, интерпретированными на новый лад под воздействием времени и новой установившейся религии, главным противником героев является многоглавый змей, которого также называют "Чудо-Юдо", иногда "Змей-Горыныч".

В былинах и сказках часто упоминается Баба-Яга, которая как раз живёт рядом с рекой и мостом, и, вероятно, является поздней заменой Змея или Чуда-Юда. Хотя, может быть, что всё совсем наоборот, а изначально именно богиня, которую в народе принято называть Баба-Яга (некий сказочный вариант Мораны), охраняет Калинов мост или помогает пройти душе из мира живых в мир мёртвых.

Калинов мост символизирует собой не только физическую смерть, как переход из земной жизни в загробную, но и символическую смерть. Например, Калинов мост часто употреблялся в обрядовых свадебных песнях: невеста символически умирала, оставляя прежнюю жизнь позади, переходила символический Калинов мост и вступала в новую жизнь, как бы перерождаясь, преодолев Огненную реку.

«....Приезжают к реке Смородине, видят — всё кругом огнём сожжено, вся земля Русская кровью полита. У Калинова моста стоит избушка на курьих ножках.

— Ну, братцы, — говорит Иван-царевич, — тут нам и жить и сторожить, не пускать врагов через Калинов мост. В черед караул держать...

...Вдруг в реке воды заволновались, на дубах орлы раскричались: выезжает Чудо-юдо — шестиглавый змей. Как подул на все стороны — на три версты все огнём пожёг! Вступил его конь ногой на Калинов мост. Вскочил тут Ванюшка, размахнулся дубинкой железной — три головы снёс, размахнулся ещё разок — ещё три сшиб. Головы под мост положил, туловище в реку столкнул. Пошёл в избушку да и спать лёг...»- сказка «Бой на Калиновом мосту».

«За горами, за лесами течет река - огненная волна, кипит, бурлит, проходить не велит. Через реку ту мост каленый есть, горяч да жгуч, по нему тебе, (имя покойного), пройти велено, в царство сонное. Ты иди, душа, не оглядываясь, безбоязненно, пусть жар реки той тебя не коснется, жар моста покоен обернется. Пути спокойного тебе, пути короткого. Именно!» - Заговор после смерти человека.

Добавить комментарий

slawa.su