Лада (мифология). Славянская мифология лада


Лада - биография богини, мифы славян, история, символ, Леля

Лада: история персонажа

Мнимая богиня весны и любви, «возникшая» в результате ошибки церковнослужителей и ранних исследователей славянской мифологии и фольклора. Дети Лады — боги Лель и Полель – тоже плод недоразумения и на самом деле, по мнению большинства исследователей, никогда не были частью славянской мифологии.

История персонажа

Большинство исследователей признают «богиню Ладу» научной фикцией, образцом «кабинетной мифологии» — мифа, который возник в результате ошибки ученых и в реальности никогда не существовал. Лада ошибочно описывалась как богиня красоты, весенней пахоты и покровительница брака у древних славян. Богине приписывался муж — Ослад, которого считали богом веселья, пиров и наслаждений. Этот образ тоже оказался фиктивным и возник в XVI веке в результате ошибки толмача, который переводил на латинский язык «Повесть временных лет».

Богиня Лада в славянской мифологииБогиня Лада в славянской мифологии

В переведенном отрывке описывалось, как Владимир, начав княжить в Киеве, воздвиг на холме кумиры богов. В списке богов первым упоминался Перун, у которого голова была серебряной, а «усъ златъ», затем следовали имена Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Этот золотой ус Перуна под пером невнимательного переводчика и превратился в несуществующего бога Ослада, которого исследователи славянской мифологии до середины XIX века называли спутником Лады.

Впервые Лада упоминается в письменных источниках начала XV века. Это церковные поучения, составленные польскими ксендзами и направленные против язычества. Беда в том, что польские церковники, которые оставили эти тексты, скверно понимали славянскую речь. В народных песнях славян звучали припевы «ой, ладо», «лада, лель-люли», не несущие никакого смысла и существующие исключительно как песенный рефрен. Поляки приняли эти слова за имена богов и включили в церковные тексты. Так начинается «биография» никогда не существовавших в мифологии славян богов Лады и Леля.

Славянская богиня любви ЛадаСлавянская богиня любви Лада

Польский ученый XV века Матвей Меховский считал, к примеру, что «старинные песни» славян с рефренами «lada-lada», «ileli-ileli» поются в честь языческих богов, а сама «богиня Лада» попала в славянский пантеон из греческой мифологии, где была Ледой, матерью Кастора и Полидевка. Другие ученые мужи Средневековья сокрушались, что женщины и девушки на Духов день идут не в храм, а на пляски, где взывают к дьяволам — Lado, Lassa и другим.

В XVII веке богослов Иннокентий Гизель, архимандрит Киево-Печерской лавры, внес свои пять копеек в разработку образа «богини Лады». В тексте Гизеля «Синопсис Киевский» говорится о том, что Ладо — языческий бог веселья и благополучия, которому приносят жертвы те, кто готовится к браку. Здесь же упоминаются и народные песни, которые звучали «на сонмищах игралищных», праздниках и свадебных пирах, и якобы прославляли «богомерзких» богов Леля и Ладо — «матерь лелеву».

Символ богини ЛадыСимвол богини Лады

Сами припевы типа «ай-люли» или «лель-люли» часть исследователей считает возникшими в результате искажения слова «аллилуйя», которое звучало во время богослужений в церкви. Лингвист-славист Олег Трубачев считал, что песенный рефрен «ладо, лель-люли» и подобные ему – все же не полная бессмыслица, хотя и к прославлению богов отношения не имеет. По мнению исследователя, эти слова связаны со славянскими терминами, описывающими родство.

Слово «lada» ученый считает частью праславянского языка и возводит к корню «aldh-», который в праиндоевропейском языке означал «зрелый, высший». От этого же корня произошло слово «aldi», означающее «человек» в языке древних германцев. Таким образом, славянское слово «лада» первоначально могло значить «старший», «мужчина», а в песенном рефрене «дид-ладо» звучит призыв к старшему родичу.

Мифология

Вопреки мнению большинства ученых, образ Лады как богини в современной культуре и мифологии продолжает жить. Современные неоязычники почитают Ладу и отмечают некий праздник Ладодение, который якобы имеет древнеславянские корни. На самом деле этот праздник не упоминается ни в научной литературе, ни в исторических источниках.

Богиня Лада и ее атрибутыБогиня Лада и ее атрибуты

Во время праздника «Ладодение» древние славяне якобы совершали особые ритуалы, воспевали богиню Ладу и водили хороводы. Жены якобы забирались на крышу дома, стог сена или любое другое возвышение и там, воздев руки к небу, обращались к богине Ладе и призывали весну. Еще один мнимый обычай — выпекать хлеб в форме журавля, который служил оберегом. Такой хлеб якобы клали над дверью и тот неким образом защищал пространство дома. Атрибутами Лады называют белого лебедя, березу и яблоки. Поклоняющиеся Ладе придумывают заговоры на привлечение любви.

Интересные факты

  • Образ Лады встречается в современном русском искусстве, в творчестве художников, которые вдохновляются мотивами славянского фольклора. К примеру, в работах Максимильяна Преснякова. Изображения «богини Лады» можно в большом количестве найти в интернете.
Бог СварогБог Сварог
  • На неоязыческих и не только сайтах продаются сувениры в виде «символа Лады», которые выглядят как кельтская плетенка, заключенная в солнечный круг, и обереги в виде «знака Леля».
  • Фиктивную богиню Ладу связывают с именем бога Сварога, который действительно существовал в рамках мифологии древних славян и считался богом-кузнецом. Якобы Лада и Сварог вместе сотворили Вселенную за 12 ночей, после того, как Лада родила Солнце.

Фото

24smi.org

Лада PR в славянской мифологии

PR в славянской мифологии

Бритченко Екатерина

Лада

 

 

Краткое содержание мифа

 

Лада (Священный зов)Андрей Клименко

Cлавянская богиня красоты, любви и бракосочетаний, семейного счастья, домашнего уюта, плодородия, покровительница вдов и сирот, жена Перуна. А также матерь 12 созвездий зодиака, которые согласно астрологической науке влияют на человеческую судьбу и весь мир. Именно Ладу связывают с периодом летнего созревания и плодородия. Богине Ладе принадлежит вторая половина весны и лето. У неё спрашивают разрешение на закликание Весны: Благослови Ладо-Мати Весну закликати! Её видели в образе молодой девушки, королевны или использовали слово «ладо» как припев.  Как и всем женским божествам, Ладе знакома магия. 

Но, так как любовь порою бывает и причиною горя, Лада олицетворяла и несчастную любовь. О человеке, который женился без любви, говорили: «Не с Ладою женился!»

Чтобы избегнуть таких бед, каждая пара молодоженов приносила богине цветы, живых птиц, мед и ягоды. Лада является Женской проекцией Рода. Без этой животворящей энергии Род никогда бы не смог родить сам себя. А именно это он и делает на заре любой запускаемой им молодой Вселенной. Лада - Высшая творческая ипостась Родника Вселенной, это могучая энергия созидания. Только Она способна взорвать ячеистую структуру Надкосмической Нави, где скопились прошедшие эволюционный цикл волевые и ментальные силы Рода, и активировать на созидательный труд дремлющее информационное поле. Чтобы родить самого себя, Роду необходима Женская творческая энергия Лады. Но эта Сила созидания и рождения наполняет Собою не только Рода, Она становится творческим потенциалом всех высших космических богов Вселенной. Это Её древние арии называли Матерью Мира. Её нетленный образ вырезали из бивней мамонта и камня наши предки, борющиеся за жизнь в немыслимых условиях глобального земного похолодания. Примечательно, что они изображали не самого Рода, а его Женскую, дающую жизнь всему живому, ипостась. Очевидно, в условиях Ледникового периода жизненная энергия Лады была самой дефицитной.

 

Образы и символы мифа

 

Талисман богини Лады

Символ богини Лады - белый лебедь, как истинный символ чистоты, небесной любви и семейной верности.

Знак Лады - круг с треугольником посередине, где острый угол направлен вниз, а основание треугольника- вверх. Круг здесь обозначает вселенную, а треугольник сердце этой Вселенной.

Цвета стен храмов Лады – зелёный. Это цвет сердечной чакры человека,  так как сердце является вместилищем энергии Лады.

Храм Богини любви  изнутри богато убран различными живыми растениями: цветами, кустарниками и  небольшими деревьями.

Богине Ладе  свойственны светлые черты, зимой - блондинки в снежном одеянии, а начиная с весны - девушки с золотыми волосами, коронованной венком из цветов. Именно благодаря традиционным жертвоприношениям богине Ладе, сегодня существует обычай дарить любимым женщинам (воплощениям Лады) цветы.

 

Коммуникативные средства создания образов и символов

 

Лада. Богиня плодородия Автор неизвестен

Богиня Лада была известна так же и многим европейским народам.

Литовцы и их соседи, летты, во время купальских празднеств славили Ладу. Они пели: «Lada, Lada, dido musu deve!» («Лada, Лада, великая наша богиня!») — и приносили в жертву белого петуха.

Когда в XII веке до н. э. дорийцы завоевали Грецию, то они принесли с собой культ Лады, чье имя на их языке означало Госпожа. С тех пор наша Лада прочно поселилась в древнегреческой мифологии, она даже раздвоилась, став, в первую очередь, титанидой Лето (в Риме ее называли Латоной), матерью Аполлона и Артемиды. Интересно, что Лето и ее дети оказывали помощь троянцам (родственному предкам русов народу) против ахейцев. Затем она же воплотилась в возлюбленную Зевса — Леду, родившую близнецов Диоскуров.

Мифологи конца XVIII и первых десятилетий XIX столетия (Попов, Чулков, Кайсаров) говорили о существовании богини Лады.

Также  богиня Лада упоминается в книгах польских историков Кромера и Стрыйковского о языческих богах.

Кромер, повторял утверждение Меховиты о том, что Лада соответствовала у язычников-поляков греческой Леде.

В этом Меховита расходится с Длугошем, который утверждал, что у древних поляков Ладо соответствовал римскому Марсу. В настоящее время можно считать доказанным, что Длугош и позднейшие польские историки выводили языческого бога Лада или богиню Ладу из припевки "ладо", встречающейся в народных песнях. В наше время, исследователи мифологии (Афанасьев и другие) стараются  подтвердить ее существование у славян ссылками на разные источники, оказавшиеся, по исследованию А.А. Потебни ("Объяснения малорусских и сродных народных песен"), весьма сомнительными.

 

Социальная роль мифа

 

Лада Владимир Форостецкий

Существует множество старинных обрядов, посвященных Богине Ладе. Многие из этих обрядов адаптированы к современности, и их можно совершать самостоятельно. Обряды эти направлены, обычно, на гармонизацию семейных отношений, улучшение личной жизни, смягчение злобного характера (подойдет даже для характера начальства), а также для привлечения в жизнь любви.

В году Ладу восхваляют несколько раз, в основном, это весенне – летний период. Праздник семейного благополучия выпадает на (8 – 9 сентября по старому стилю) 22 сентября по новому.

Именем Лада древние славяне называли не только богиню любви и плодородия, но весь строй жизни- ладо,что означало, все должно быть ладно, то есть хорошо.

Также появились слова, обозначающие семейную жизнь или быт, с корнем «лад».

Жена называла мужа ладо, он ее – ладушкой, уговор о приданном – ладником. Лады – помолвка, ладило – сват, ладканя – свадебная песня.

Даже оладьи, которые пекли в честь возрождающейся жизни, и в честь нее пели:

Благослови, мати,      

Ой мати Лада, мати!

Весну закликати...

Дерево Лады – береза.

Припев "ладо" встречается в песнях весенних, летних и свадебных. Формы припева разнообразятся: "Ай дид, ой ладо", "диди-лади, ди-диладушки", "ой диди ладу", "диди ладой", "ой дид ладо", "ладо, ладо, ладо мое" и другие. Как в Саратовской губернии говорят "давайте дидикать", то есть играть хороводные песни, от припева "диди", так сербохорватский припев "ладо" дал производный глагол "ладати", то есть петь песни с этим припевом накануне Юрьева дня. 

Слово "лада" - старинное русское; в "Слове о полку Игореве" оно встречается в 4-х случаях, в применении к мужу; в нынешних великорусских песнях оно употребляется частью в женском роде ("я ищу себе ладу милую"), частью в среднем ("мое ладо ревниво").  

mifologia.osipova-pr.com

ЛАДА. Славянская мифология

С 23 мая по 24 июня по н. ст. славяне отмечали празднества божества Лады. В славянском фольклоре это имя было распространено достаточно широко. Лада считалась покровительницей любви, браков, богиней юности, красоты, плодородия, щедрой матерью.

Вот что рассказал о ней А. Н. Афанасьев.

В весеннюю пору прекрасная богиня вступала в брачный союз с могучим громовником, слала на землю благодатное семя дождей и оживляла природу. Закликая весну, обращались к ней с такими словами:

Благослови, мати,

Ой, мати Лада, мати!

Весну закликати…

Чувство взаимного влечения юноши и девицы, чувство любви, ведущей к брачному союзу, издревле выражалось метафоричными образами грозы, связующей отца-небо с матерью-землей. На эпическом языке народных песен любовь прямо называется горючей, и о ней поется:

Не огонь горит, не смола кипит,

А горит-кипит ретиво сердце по красной девице…

В холодное время зимы прекрасная богиня Лада скрывается за густыми тучами и остается за их мрачными затворами печальной узницей до тех пор, пока не расцветет весной пламенный цветок Перуна и не отопрет темницу.

Дева Заря выводит поутру ясное солнце и прогоняет темную ночь. По аналогии суточных явлений с годовыми той же богине Ладе приписывали вывод весеннего солнца из-за туманных покровов зимы. В ярких красках зари наши далекие предки видели рассыпаемые ею по небесному своду розы, а в росе — ее жемчужные слезы. Падают слезы на землю, и распускается всемирный цвет — свет дня, восходящее летнее солнце.

В одной из сказок теплое веяние Весны согревает облака и заставляет Ладу плакать — проливать росу и дожди; от ее горячих слез пробуждается Перун и низвергает злого демона зимы.

В другой сказке Лада выступает под именем Марьи-Моревны: юный царевич (бог-громовник) женится на Марье-Моревне — прекрасной королевне с золотыми волосами — солнечными лучами. Ее воинственный богатырский характер и прозвание Моревна (дочь моря) указывают, что под ней подразумевается все та же богиня Весны славянская Венера — Лада. В этом образе воплотились весеннее солнце и дожденосная дева.

Лада присутствует в фольклоре всех славянских народов — поляков, чехов, словаков, сербов, хорватов, иллирийцев, болгар, русских, белорусов, украинцев. Широко распространено это имя и у балтийских славян.

В заговорах, произносившихся воином перед выступлением на войну, звучало обращение к богине: «Еду на гору высокую-далекую по облакам, по водам (т. е. небесный свод. — Авт.), а на горе высокой стоит терем боярский, а в тереме боярском сидит зазноба — красная девица (богиня Лада). Вынь ты, девица, панцырь дедовский; отмкни ты, девица, меня своею фатою от силы вражьей».

Б. А. Рыбаков отметил общеславянский культ богини Лады и ее дочери Лели и близость к нему культа южных богинь и Коры-Персефоны. В Крито-Микенской культуре был широко распространен культ богини Лато (называвшейся еще Латоной).

Во многих мифах прослеживается связь богини Лато и с северными народами. Так, согласно мифологии, Лато происходит из земли гиперборейцев, в которой Аполлон хранит свои стрелы. Аполлон и Артемида — дети Лато, и гиперборейцы ежегодно посылали дары в их делосские храмы.

Культ Лады и ее дочери Лели связывается с очень известным в древности у значительной части европейских народов культом двух рожаниц, из которых старшую, мать, называли Лада (Лато), а младшую, дочь, — Лель, Леля, Ляля (у праславян) либо Артемида, сохранившая много черт богини охоты (у греков).

Ляля-Леля была дочерью Лады, о чем свидетельствуют близкие к этому мифологическому ряду слова «ляля», «лялька» (ребенок, дитя, кукла, игрушка). «Люлька» — детская колыбелька, «лелека» — аист, который будто бы приносит детей.

Ляля олицетворяла весну, весеннюю зелень, расцвет обновленной природы. В белорусском фольклоре часто звучит обращение к этой богине:

Дай нам житцу да пшаницу,

Ляля, наша Ляля!

В агародзе, сеножаце,

Ляля, наша Ляля!

Ровны гряды, ровны зряды,

Ляля, наша Ляля!

«Лелис» по-литовски значит «светлый», по-украински — «блистать». Эти же два близнеца — Лель, Ладо — служили особым предметом поклонения у народов Лидии,[163] где, по сказаниям римского историка Тацита,[164] жрец, приносящий жертву, одевался в мужское и женское платье, изображая одно существо. У греков бог солнца Дионисий также изображался двуполым. Двуполое существо (по-славянски двутелец) позже явилось в образах отдельных существ — мужских и женских. Мужское существо олицетворяло свет, женское — воду.

Один из вариантов культа Лады как богини охоты — древнегрузинский культ богини Дали, Дал (возможна перестановка звуков «Дал-Лад» типа перестановки слов в паре «медведь-ведмедь»). Дал — лесная царица, покровительница зверей, госпожа зверей, королева. Дали — не одна. Есть Дали скал, вод, леса. Она имеет отношение к погоде. Дали ходит обнаженной, закрываясь золотыми волосами. Она — божество скал, воды, зверей, леса, плодородия, мать божеств.

Во многих мифологиях богини плодородия первоначально были горными божествами. В охотничий период они были богинями гор и хозяйками животных, но по мере перехода к земледелию превратились в богинь плодородия. На одном из изображений малоазийской (фригийской) богини Кибелы, отождествлявшейся с великой Матерью богов, она стоит на горе с двумя львами перед ней. У Гомера Pea — та же Кибела, которая прежде была богиней гор и охоты, тот же образ этрусской матери-матуты, сидящей на троне с ножками в виде фигур леопардов.

Постепенно древние божества охоты стали ассоциироваться с небом и звездами, в частности Дали — с образом Венеры, утренней звезды рассвета, утра, называвшегося по-грузински «Дила» (связь грузинской богини и славянской Лады). Это можно рассматривать как проявление древнейших связей грузин-иберов-басков с пеласгами-этрусками-славянами, нашедшее некоторое отдаленное выражение в мифе о золотом руне (ряд исследователей считает руны первописьменностью на земле).

У славян существовали игры и обряды в честь Лады. Песни, обращенные к богине или ставящие ее имя в припев, поются только во время весенне-летнего обрядового цикла. Закликание весны и пение веснянок происходило на высоких местах: на горках, на холмах; дети влезали на деревья, на крыши изб и оттуда приветствовали весну.

Все остальные обряды с исполнением песен в честь Лады связаны с весенне-летним и аграрно-магическим циклом молений о дожде, праздников зелени, первых всходов и первых колосьев. Заканчивались они праздниками на Ивана Купала — праздниками летнего солнцестояния.

В играх-обрядах в честь Лады нашли отражение хлопоты, заботы, надежды и тревоги, обуревавшие людей во время весенних полевых работ; весеннее свадебное время представлялось магическим обрядом, в котором передавалось их отношение к пахоте, севу, а также чувства по поводу сватовства, выдачи девушек замуж.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Лада | Древнерусский словарик - славянская мифология

ЛАДА — одна из самых почитаемых, прекрасных богинь. Богиня красоты, мать четверых детей: Леля, т.е. любви, Полеля, или брака, порожденного любовью, Дидо (Деда) — божества счастливой семейной жизни и его супруги Дидилии — богини деторождения, без которого семейная жизнь не может быть по-настоящему полной. Лада воплощала в себе красоту и любовь, брак, семейное счастье и продолжение рода — воплощала гармонию благополучия человеческой жизни. Она покровительница женщин и девушек.

лада богиня

 

Изображалась Лада в виде молодой прекрасной женщины с золотистыми распущенными, струящимися по плечам волосами и венком из роз на голове, одетой в русскую одежду, опоясанную золотым пояском. В качестве украшений использовался жемчуг. За руку Лада держала младенца.

Богиня, отрока державшая в руке,

Являлась в бисерах и митровом венке;

У ней распущены власы, подобно злату;

За щедрости ея цветы приносят в плату.

lada-4Все безбрачные, желая получить счастье в будущем супружестве, приносили ей жертвы и возносили мольбы. Ритуальные обряды в честь Лады сопровождались ароматными курениями, песнями, хороводами, плясками и танцами вокруг  кумира. Девушки бросали в воду цветы и перстни.

Девицы, окружив кумира в стройном чине,

Со умилением воспели честь богине:

«О, нашей юности хранящая цветы!

Дай, Ладо, мирное супружество нам ты!»

Мастики перед ней как облак воскурили,

И имя Ладино стократио повторили.

В то время возгремел кимвалов громких звук;

Девицы жертвенны, составив цепь из рук,

Когда произнесла приятный голос лира,

Плясанье начали при песнях вкруг кумира.

« Владимириада»

При этом жрецы и жрицы возлагали на головы наиболее красивых девушек Ладины венки (своеобразный Конкурс красоты).

С именем Лады связаны многие слова, выражающие любовь к другому человеку:

Ветр-ветрило! что ты, господине,

Что ты веешь, что на легких крыльях

Носишь стрелы в храбрых воев лады!

«Слово о полку Игореве»

Красота, гармония, продолжение жизни — свойства не только человеческого рода, но и  всей природы. Соответственно и о Ладе нередко говорится как о Великой Ладе — «Ой, Дид-Ладо!» Здесь Лада выступает уже как Рожаница и природы, и рода человеческого, как богиня оживающей, растущей и рождающей природы. Ее имя связывается с приходом весны, с пахотой, с севом, с ростом и цветением растений. В молитвах к ней обращались с просьбами о приходе весны, о вызывании дождя, об обильном урожае.

lada-1lada-3

Обряды, связанные с именем Лады, были довольно многочисленными. Ее славили во всех свадебных церемониях. В марте и апреле к ней, к Матери-Ладе, обращались с песнями, заклиная приход весны. Празднества в ее честь проводились первого мая. Ее воспевали на протяжении всех «зеленых святок» — с середины мая по 25 июня, т.е. по купальские праздники в период летнего солнцестояния, когда Купало как бы уходил из этого мира до следующей весны. Однако Ладу, в отличие от других богов, связанных с сезонными изменениями природы, никогда не хоронили.

data-ad-layout="in-article"data-ad-format="fluid"data-ad-client="ca-pub-4932468968609758"data-ad-slot="1163689543">

ЛАДО — звательный падеж от имени богини Лады. Форма обращения

богиня первого поколения славянского пантеона Ясуней. По разным версиям является либо дочерью Сварога , либо его женой. Не стоит путать сущностные элементы славянской сакральной культуры с иными древнейшими верованиями. В древнеславянской мифологии нет эпизодов инцеста, чего не скажешь о религиозных системах Древней Греции, Древнего Египта, Древнего Рима, народов Мезоамерики, а также любых других культурно-религиозных концепций. Лада не могла быть одновременно и дочерью и женой верховного бога, поэтому вопрос о ее социальном статусе до сих пор остается открытым.

Не подвергается сомнению тот факт, что Лада у наших предков считалась богиней красоты, любви и счастья. Она также выполняла функции покровительницы семейного очага. Это одно из верховных женских начал, которое в славянском пантеоне светлых богов олицетворяло собой женский идеал, но ни в коем случае не идеал материнства. Мать, хозяйка дома – это Макошь . В тоже время Лада – это не девочка-весна, как Леля, это образ женщины, готовой к замужеству, но не вступившей на стезю супруги воина. Хотя, в тоже время, есть свидетельства, на основе которых многие исследователи полагают Ладу богиней брака (а вернее – миролюба, как говорили наши предки).

Лада богиня изображалась молодой (25-30 лет) женщиной, иногда – с зеленоватыми волосами. Вокруг нее всегда вьются бабочки, а ее наряды состоят из листьев и в них преобладают естественно-природные цвета – зеленый, лазурный и багряный. Лада всегда весела, она наполняет вир теплом, добротой и любовью. Но любовь Лады искренняя, чистая и никак не связана с плотскими утехами, как у ее скандинавского аналога – Фрейи. Лада – возвышенный образ женщины, которая, вероятно, вскоре станет Валькирией – помощницей и хранительницей Витязя.

 

В современной научной среде принято считать, что Лада – это фикция, появившаяся подобно богу Усладу из неграмотных переводов некоторых древнеславянских первоисточников на европейские языки. Однако люди ведающие и чтящие традиции своих предков прекрасно осознают, что эта грубая ложь направлена лишь на то, чтобы уничтожить исконную культуру самой древний и самой могучей расы, сражаться с которой в честном поединке равносильно самоубийству. Из тех исследователей, которые защищали статус Лады, как древнеславянской богини лета и любви, стоит упомянуть великого русского археолога, историка, академика РАН Бориса Рыбакова. Среди современных противников его теории вы не найдете ни одного русского имени. Человека неглупого это должно навести на определенные мысли.

lada-2

 

Лада – сакральный женский образ наших предков, в котором заключена вся непобедимая и непреодолимая солярная мощь Ясуней. Великая Лада богиня – покровительница незамужних женщин, аллегория сил плодородия и любви. В этом образе переплелись многие каноны славянского мироустройства, такие как мудрость, честь, прямота, искренность, которыми некогда обладали все женщины нашего народа. Металл Лады – золото, реже – бронза и медь. Ее камень – изумруд. Ее символ – Звезда Лады (к названию которой недалекие глупцы периодически добавляют слово «богородицы»). Звезду Лады как оберег не стоит путать с Даждьбоговым Квадратом.

data-ad-client="ca-pub-4932468968609758"data-ad-slot="2423584382"data-ad-format="auto">

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Одноклассники

drevnerus.ru

ЛАДА — Славянская культура

Богиня Лада             

Можно было бы отделаться в описании персонажа славянской мифологии под именем Лада пустыми и уже замусоленными фразами, лишний раз, перетащив один и тот же материал из одного места в другой, но очень уж хочется разобраться в том, что нас окружает. Что пытается войти в наш дом и сознание иногда с заднего крыльца. А порою просто через парадную дверь, в лоб.     

Слово "лада" - старинное русское; в "Слове о полку Игореве" оно встречается в 4-х случаях, в применении к мужу; в нынешних великорусских песнях оно употребляется частью в женском роде ("я ищу себе ладу милую"), частью в среднем ("мое ладо ревниво").Я уже упоминал, что в перечне богов капища Владимирова (980) было всего одно женское божество - Макошь и оно в череде перечислений стоит на последнем месте.Надо учесть, что женское божество в народных верованиях отождествлялось с "мать -сырой -землей", приносящей плоды с продолжением рода. В данной ипостаси (как персонаж аграрного культа) существовала в верованиях многих (если не всех) народов вплоть до 20 века. И по ныне существует в христианской форме: богородица, "матушка владычица".Еще Нидерле в своем произведении о деяниях Гельмольда, а конкретнее в разделе "Старожитности" приводил слова последнего, что "... во всей славянской земле господствовали yсеpдное поклонение идолам и заблyждения pазных сyевеpий. Ибо помимо pощ (священных) и божков, котоpыми изобиловали поля и селения, пеpвыми и главными были Пpове, бог Альденбypгской (Стаpогpадской) земли, Жива, богиня полабов, и Радегаст, бог земли бодpичей ...". "У славян имеется много разных видов идолопоклонства, ибо не все они пpидеpживаются одних и тех же языческих обычаев ... Сpеди многообpазных божеств, котоpым они посвящают поля, леса, гоpести и pадости, они пpизнают и единого бога..." (Гельмольд. Славянская хpоника. М.. 1963. с. 129, 186).

Я стараюсь не брать в расчет материалы созданные на "патриотическо - модной" волне, там порою предложения намного опережают "спрос". Но в данном случае не могу не "воспользоваться" этим весьма обширным материалом. В дальнейшем будет понятно, почему я это сделал.Итак, по утверждению неоязычников речь в вопросе о верованиях наших предков идет о боге Роде и Рожаницах. Понятно дело Род-папа, а Рожаница - мама. Но ведь о рожаницах говорят во множественном числе, правда, сводят их всего к двум. А коль скоро как-то не того быть двум сразу за одним папой (Влияние христианства) делят их по принципу уровня родства: мать и дочь. Вот что говорит Семенова М.А. в своей книге "Быт и верования древних славян": « у древних славян была Богиня по имени Леля — дочь Лады, младшая Рожаница детскую колыбель часто называют «люлькой», нежное, бережное отношение к ребёнку передают словом «лелеять». А само дитя и сейчас иногда называют ласково «лялечкой». Стало быть, Лада это жена Рода, а Леля это их дочь. Как-то не позволяет авторам русского фольклора "сделать" их одновременно женами (старшая и младшая) одного верховного божества (Папика), притом, что в социальном проявлении того времени многоженство вполне обычная, более того необходимая вещь. Одним словом Лада - мать Богов, старшая Рожаница, покровительница родов, женщин, детей, брака, любви, женских дел, пар, урожая, плодородия. Богиня Земли. Лада считается семейным божеством, широко распространенным в славянском фольклоре. Художники обычно изображают ее немолодой женщиной, доброй и полнотелой. Имя (слово) Лада имеет отношение к установлению порядка: "ЛАДИть", "наЛАЖивать" и т.д. Одна интересная подробность культа Рожаниц: "с ребят первые волосы стригут, и бабы кашу варят на собрание Рожаниц". «Праздник Рожаниц справляли весной. В этот день приносили жертвы растительными и молочными продуктами, которые торжественно, с молитвами съедали на священном пиру, а потом ночь напролёт жгли костры: огромный, в честь Лады, и вокруг него ещё двенадцать поменьше — по числу месяцев года. Согласно традиции, это был женский и девичий праздник. Парни, мужчины смотрели на него издали"Вообще-то в древних рукописях о них сказано кратко, лишь упомянуты хлеб, мёд и «сыр» (раньше этим словом обозначали творог), которые приносили им в жертву. На этом, пожалуй, хватит. Все вышеприведенные "факты" взяты из источников которые создали христианские переписчики, для того, что отвлечь народ от почитания прежних богов, от того в них трудно найти подробные и точные описания.Отчего в 17 веке Иннокентий Гизель в своем "Синопсисе" дополняя им сказ "Повести временных лет" об идолах князя Владимира писал: "...четвертый идол - Ладо. Сего имяху бога веселия и всякого благополучия. Жертвы ему пиношаху готовящийся ко браку, помощию Лада мнящи себе добро веселие и любезно житие стяжати. Сия же прелесть от древнейших идолослужителей произыде, иже неких богов Леля и Полеля почитаху, их же богомерское имя и доныне по неким странам на сонмищах игралищных пением Лелюм -Полелем возглашают. Такожде и матерь лелеву и полелеву -Ладо, поющие: Ладо, Ладо! И тогда идола ветхую прелесть дияволю на брачных веселях, руками плещуще и о стол бьюще, воспеваю"

Странные возникают ощущения от того, что Лада сначала выступает в этой записи в мужском роде (что позволило немногим исследователям "создать" еще одного бога Ладо), а затем и матерью Леля и Полеля.Про Полеля ничего писать не буду, но вот Леля, как мы помним - дочь Лады, младшая Рожаница.Вот, что повествуют о ней неоязычники "Славянская Леля — Богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, юной женственности. Славяне считали, именно Леля заботится о едва проклюнувшихся всходах — будущем урожае. Лелю-Весну торжественно приглашали в гости, выходили встречать её с подарками и угощением. А прежде спрашивали разрешения у Матери Лады". Тогда как воспринимать то, что большинство исследователей отрицают наличие у славян такого божества как Лада не говоря уже о Лели. Мол, во многих славянских песнях встречается что-то вроде припева " «Ой, лель - ладо» либо «Лада, лель - люли», который и был ошибочно принят за имя божества. Что данный припев (по мнению филолога Толстого Н.И.) этимологически восходит к слову аллилуйя. Ни больше, ни меньше!Но самое-то главное, что Лель то был юношей. Впервые Лель, как имя славянского божества упоминается в сочинениях польских мифологов в исторических работах 18 века. Где Лель-бог любви и брака, сын Лады.Напомню знаменитую картину Михаила Нестерова. "Лель. Весна", где паренек Лель играет на дудочке, а на деревьях распускаются почки. Поэт Державин упоминает его в своих произведениях. И наконец, А.С. Пушкин "Руслан и Людмила", где на пиру князя Владимира Боян славит "Людмилу-прелесть и Руслана, и Лелем свитый им венец".Хочется отметить, что имя Лель присутствует и в топонимике: река Лель - левый приток Камы; река Лель приток Косы; Лель приток Лемана (Швейцария).Если бы наши горе "традиционалисты" учились бы хорошо в школе, то они бы запомнили, что Лель все-таки мужчина. Изменить ему ориентацию можно было по недомыслию или по умыслу. Но это не наша тема.

Одно хочется добавить Лель - искусственное божество, введенное в наше верование писателям 18 века на основании припевов-выкриков, чаще всего свадебных (Люли, лель, леле, что равносильно присказке "гой еси", которую жиды подкинули в виде принадлежности, а русские с самозабвением натянули на себя это обос -е одеяло). Мы же вернемся к Ладе.

В предыдущей статье я отмечал, что Лада является второй половиной Рода (первая Сварог), что вероятнее всего толкнуло многих прописать ее в супруги Роду. Быстрее ее можно соединить в брачные узы со Сварогом, но это дело добровольное и по обоюдному согласию.От имени Лада, как отмечает А.С. Фаминцын в "Божества древних славян" и "Календарные обычаи и обряды...Зимние праздники", есть много производных, связанных с с ней как с покровителем брака:- Ладовать - ладковать (Волынь) -слаитьс вадьбу;- Ладковать (Рязань, Тула) - сватать;- Лады (Калуга) - помолвка;- Ладины- (Осташков)- сговор;- Ладование- песня на юрьев день;- Ладованье-пение весенних песен;- Ладовицы- испоолнительницы весенних песен;- Ладканя (Зап. Украина) свадебная песня;- Ладуванье (Болгария) - гадание о женихе;- Ладино хорб (Болгария)-весенние хороводы;- Ладино коло (Болгария)- весенние хороводы.

Тот же Фаминицын несколько "заблудил" народ, еще в 1884 г. он, подводя итоги обширному кругу этнографических материалов всех славянских стран, связанных с Ладой. (Фаминцын А. С. Божества древних славян. СПб.,1884, с. 254-274.) считал, что Лада - богиня брака и веселья, славянская Bona Dea, связанная с весенними и свадебными обрядами. Если бы он на этом и остановился, то, возможно, последующих споров было бы меньше, так как это положение прочно базировалось на источниках, чего нельзя сказать о другом его тезисе. Фаминцын полагал, что, кроме богини Лады, существовал еще бог Лад (или Ладо), которого он отождествлял, с одной стороны, со славянским Ярилом (?), а с другой - с Аполлоном Соранским. (Фаминцын А. С. Божества древних славян, с. 266, 274.) Источником его ошибки явилось то, что звательный падеж от имени богини "Ладо" он принял за имя мужского божества (от имени "Ладъ" апеллятив был бы "Ладе"), и некоторые фольклорные материалы, в которых женский род заменялся мужским лишь в силу утраты первоначального смысла, Фаминцын истолковал в пользу существования бога Лада. Впрочем, автор сам не был особенно уверен в существовании мужской ипостаси и в свой окончательный список славянских божеств он включил только богиню Ладу (Фаминцын А. С. Божества древних славян, с. 304.) , но путаница в его труде вызвала неблагоприятное отношение ко всем его построениям в целом. И к фольклерным фантазиям толкователей.

Продолжая исследовать весеннюю обрядность, Фаминцын в 1895 г. высказал интересную мысль о сходстве весенних и летних (купальских) обрядов с античным мифом о Деметре и Персефоне, что вскоре было значительно подробнее и на более широком материале показано Д. Фрэзером в его "Золотой ветви". (Фаминцын А. С. Богиня весны и смерти...) Имея дело с песенным содержанием, а более припевом, всегда необходимо было бы помнить об античном пеане, который был и гимном-молитвой, и именем божества. В самом гипертрофированном виде "теория припева" выступает у Н. М. Гальковского как то, что "...доказано, что божества Лада не существует... это - измышление наших книжников позднейшего времени". "Откуда взялись новые боги Лада, Лель? Полагаем, что вследствие недоразумения. Лада, лель - люли - это припевы песен... припев в форме ай-люли мог возникнуть вследствие искажения богослужебного слова аллилуйя". ( Гальковский Н. М. Борьба христианства..., т. I, с. 35; т.II, с. 295.) Все песнопение о дожде пронизано именем Лады, но рядом с ней (вслед за ней, на втором месте) появился и "вышний бог" из христианской фразеологии.

А.С. Фаминцын приводит данные о том, что "в Болгарии взывают к богине Ладе" и что, по сведениям Нарбута, в Литве "Ладу почитают великой богиней". (Фаминцын А. С. Божества древних славян, с. 257.) Приведенные фольклорные примеры показывают нам, что Лада мыслилась славянскими народами или как единственное божество, к которому следует обращаться, или как соседствующее с неясным "вышним богом". Я выше уже уточнял с каким. Отчего у нас нет основания сомневаться в наличии божества под именем Лада.

Все это бы не было так удивительным, если бы божество, которое представляет Лада не относилось бы к земледелию. Отчего многие интерпретаторы, забывая о ее связи со Сварогом, начинают притягивать брак и земледелие. При этом напрочь забывают, что в начальный период земледельческого цикла вопрос может идти только о сговоре родителей жениха и невесты, а лишь по окончании жатвы возможна свадьба.Лада связывалась славянами с периодом летнего плодородия, когда созревает, тяжелеет и наливается плод, колос. Этому вполне отвечает образ зрелой женщины, многодетной матери. Это почтенная хозяйка дома. Впрочем, деятельность Лады не ограничивается только домом, ее также ассоциируют с матерью двенадцати месяцев. Ну а у нас каждому известно, что месяцы связаны с созвездиями Зодиака. Вот мы и подошли к тому, чтобы соединить Сварога и Ладу, так как одно из имен Сварога - Зодиак. И вполне естественно, что у матери Лады, от папы Зодиака родились двенадцать месяцев. При этом почему-то только одни мальчики по всем календарям, так, что о девочках речи в отношении к Ладе не идет. Разве, что на стороне.

Тут правда есть обьяснение, так как у славян родословная велась по мужской линии. Но тогда Лада не может быть самостоятельным божество (а лишь в купе со Сварогом), как и любой другой женский образ в вычсгшей мифологии славян. Мкошь исключение, тем более она не из наших, а в угро-финских племенах было распротранено матриархальное строение.Отсюда и главная богиня Макошь, бедрастой дамы с обвислыми грудями и круглым, строгим лицом. 

Неоязычники не вдаваясь в подробности, связывают Ладу не только с летом, домашним уютом, но и еще с космическим законом. Сами того не понимая, что правы, так как космическим законом в данном случае выступает Сварог.Песни в честь Лады исполняются в сроки (по Пасхе):-9 марта - (" сорок мучеников") Масленица,-25 марта - (Благовещение) Середина великого поста именно поста, который существовал и у древних славян.- 23 апреля - (Лазарева суббота)- юрьев день (припомните, кто был Юрий?)-1-2 мая - (Фомина неделя)- "красная горка"-24 июня - (Семик) - Ивана Купала-29 июня - (Петров день)- Троицын день.Хочу обратить внимание на последнюю дату, и почему в христианстве его называют Петров день? Это вопрос ругателям православия (ругаете, должны знать за что).

Суммируя все вышесказанное можно сделать вывод, что в источниках начиная с 15-17 веков, Лада предстает перед нами как богиня брака и благополучия, празднование которой проводилось Весной и в первую половину лета. О чем говорят и этнографические песни 18-19 веков, где ее называют матерью и святым божеством и приравнивают к богу в весенних молитвах о дожде и урожае. Можно конечно согласиться с Фаминицыным, считавшим, что имя богини нередко попадает в припев, но это не указывает на то, что Лада это только припев, а более того объяснение, что данное слово имеет церковнослужилое происхождение, аллилуйя.

При этом надо отметить, что Лада никакого отношения не имеет как непосредственно к свадьбе, так и семейным отношениям (прошу не путать домашний быт и семейные отношения, хотя для большинства из нас это одно и тоже.) Правда досужие умы соединяя Ладу со свадьбами и любовью подсунули ей в спутники Ослада (в древнегреческой мифологии Гимер и Потос- спутники Афродиты), предполагая, что там где любовь, там и пиры, где брак там и наслождение. Но все это попахывает нашим телевидением и внимания нашего не стоит. Тем более что Ослад это вообще фикция, но об этом в другой раз.Так, что берегите голову и да пребудет Лада в Вашей жизни.

Очень извиняюсь за некоторое ерничание в тексте не удержался. 

Похожие статьи:

Боги, духи и существа → О тьме и хаосе в начале времен.

История → Велесова книга

История → Ведическая культура славян ариев

История → Русская вера!

События → Под Калугой отдыхающие растащили капище Родноверов

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Славянская мифология.Богиня Лада: kroshka77

«Лады», — говорят люди, когда решили какое-то важное дело, а в древности ладником называли уговор о приданом: лады — помолвка, ладило — сват, ладканя — свадебная песня.И даже оладьи, которые пекли по весне в честь возрождающейся жизни, от того же корня.

Тогда же пели:Благослови, мати,Ой мати Лада, мати!Весну закликати...

И, конечно, мать Любовь давала свое благословение людям на призывание весны. Богиня Лада была известна многим европейским народам.

Лада.Владимир Форостецкий

Литовцы и их соседи, летты, во время купальских празднеств славили Ладу.Они пели: «Lada, Lada, dido musu deve!» («Лada, Лада, великая наша богиня!») — и приносили в жертву белого петуха.Когда в XII веке до н. э. дорийцы завоевали Грецию, то они принесли с собой культ Лады, чье имя на их языке означало Госпожа. С тех пор наша Лада прочно поселилась в древнегреческой мифологии, она даже раздвоилась, став, в первую очередь, титанидой Лето (в Риме ее называли Латоной), матерью Аполлона и Артемиды.Интересно, что Лето и ее дети оказывали помощь троянцам (родственному предкам русов народу) против ахейцев.Затем она же воплотилась в возлюбленную Зевса — Леду, родившую близнецов Диоскуров.

Лада (Священный зов)Андрей Клименко

Почему мы можем утверждать, что Лето и Леда это и есть славянская Лада, что у них общего, кроме сходства имен?Во-первых, все три богини были связаны с культом белого лебедя, священного животного Лады, имя которой означало, кроме прочего, «лебедушка».Зевс именно по этой причине явился к Леде в виде белого лебедя. А литовцы приносили в жертву Ладе белого петуха как замену лебедя (в самом деле, сложно было в те времена в Литве найти лебедей).Обе гречанки, Лето и Леда, родили божественных близнецов, а у Лады тоже была двойня — Лель и Полель.Но в славянских землях Ладу почитали более, чем где-либо. Сохранились сведения о том, что в дохристианские времена в нижней части Киева, на Подоле, стоял величественный храм Лады.В центре стояла статуя божественно красивой женщины в розовом венке. Ее золотые волосы были украшены речным жемчугом, а длинное русское платье, перехваченное в талии золотым поясом, покрывали драгоценные и сложные орнаментальные вышивки. У основания статуи дымились благовония, лежали груды цветов, которые служители ежедневно заменяли новыми букетами.Здание храма было традиционно построено из «живого» материала — дерева (эта традиция строго соблюдается, например, на Востоке — в Китае и Японии), сплошь покрытого серебряными пластинами. Тысячи горящих свечей отражались в этих серебряных плитах и сполохами освещали все вокруг. Действительно, это было поразительное, неземное по красоте, зрелище.Мифологи конца XVIII и первых десятилетий XIX столетия (Попов , Чулков , Кайсаров ) не сомневались в ее существовании, приняв без проверки показания о ней Иннокентия Гизеля , который в своем "Синопсисе" говорить:"четвертый идол Ладо; сего имеяху бога веселия и всякого благополучия, жертвы ему приношаху готовящиеся к браку, помощию Лада мняще себе добровеселие и любезно житие стяжати".

Гизель черпал свои сведения о языческих богах из книг польских историков Кромера и Стрыйковского.Кромер, в свою очередь, повторил домыслы Меховиты о том, что Лада соответствовала у язычников-поляков греческой Леде.В этом Меховита расходится с Длугошем, который утверждал, что у древних поляков Ладо соответствовал римскому Марсу.В настоящее время можно считать доказанным, что Длугош и позднейшие польские историки выводили языческого бога Лада или богиню Ладу из припевки "ладо", встречающейся в народных песнях.

Примеры создания мифической личности из непонятой припевки встречаются в мифологии: так, греческий певец Линос обязан своим существованием припевке "ай лену" (ai lenu) финикийских песен.Наследовав богиню Ладу от историков XVI - XVIII веков, наши исследователи мифологии (Афанасьев и другие) старались подтвердить ее существование у славян ссылками на разные источники, оказавшиеся, по исследованию А.А. Потебни ("Объяснения малорусских и сродных народных песен"), весьма сомнительными.Достоверно только то, что припев "ладо" встречается в песнях весенних, летних и свадебных.Формы припева разнообразятся: "Ай дид, ой ладо", "диди-лади, ди-диладушки", "ой диди ладу", "диди ладой", "ой дид ладо", "ладо, ладо, ладо мое" и другие.Как в Саратовской губернии говорят "давайте дидикать", то есть играть хороводные песни, от припева "диди", так сербохорватский припев "ладо" дал производный глагол "ладати", то есть петь песни с этим припевом накануне Юрьева дня.Слово "лада" - старинное русское; в "Слове о полку Игореве" оно встречается в 4-х случаях, в применении к мужу; в нынешних великорусских песнях оно употребляется частью в женском роде ("я ищу себе ладу милую"), частью в среднем ("мое ладо ревниво").

kroshka77.livejournal.com

Лада (мифология) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Лада. Михаил Нестеров. Два лада

Ла́да — по мнению некоторых исследователей (А. С. Фаминцын, Б. А. Рыбаков и его последователи), божество[1] в славянской мифологии; богиня весны, весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви.

Верным спутником Лады учёными вплоть до середины XIX века считался Ослад, так как брак и любовь всегда находятся рядом с пирами и наслаждениями (ср. в древнегреческой мифологии Гимер и Потос — спутники Афродиты). Впоследствии выяснилось, что этот мифологический образ Ослада является фиктивным.

Большинство учёных, начиная с А. А. Потебни, считают Ладу плодом «кабинетной мифологии», научной фикцией[2][3].

Лада по письменным источникам XV—XVII веков[ | код]

К наиболее старым письменным источникам, упоминающим Ладу, относятся польские церковные поучения против язычества первой четверти XV века, опубликованные Станиславом Урбанчиком[4]. Оставившие их церковники принимали за имена языческих богов припевы народных песен.

Начало XV века:

Поляки еще и посейчас около зеленых святок чествуют своих божков: Alado, Gardzyna, lesse… Этим божкам плохие христиане оказывают большую честь, чем Богу: девушки целый год не ходят в костел молиться истинному Богу, тогда как на чествование этих своих божков они привыкли приходить.

1423 год (Ченстоховская рукопись Яна из Михочина):

...наши старики, старухи и девушки не молятся о том, чтобы стать достойными восприятия Святого Духа, но в эти три дня, когда надлежало бы предаваться размышлениям (Троицын день, Духов день…), сходятся старухи, женщины и девушки, но не в храм, не на молитву, а на пляски; не к богу взывать, но к дьяволу: Issaya, Lado, Hely, laya. Если таковые не покаются, то пойдут вместе с lassa, Lado на вечные муки.

1420-е годы:

Запрещаем также пляски и песни, в которых называются имена идолов: Lado, Ileli, lassa, Tya, проводимые во время зеленых святок, когда истинно познавшие Христа должны усердно просить Бога, чтобы им по примеру апостолов воспринять Дух Святой.

В конце XV века Ян Длугош включил в свой пантеон польского Марса под именем бога Лада (Lyada). Матвей Меховский упомянул, что в честь богов поют «старинные песни Lada — Lada, Ileli — Ileli, Poleli, сопровождая их танцами». Но Меховский считал, что Лада — это античная Леда, мать Кастора и Полидевка.[5] В Mater Verborum Лада соотносится с Венерой.

В XVII веке Иннокентий Гизель в своем «Синопсисе»[6] в дополнение к рассказу «Повести временных лет» об идолах князя Владимира записал:

...Четвёртый идол — Ладо. Сего имяху бога веселия и всякого благополучия. Жертвы ему приношаху готовящийся ко браку, помощию Лада мнящи себе добро веселие и любезно житие стяжати. Сия же прелесть от древнейших идолослужителей произыде, иже неких богов Леля и Полеля почитаху, их же богомерское имя и доныне по неким странам на сонмищах игралищных пением Лелюм-Полелем возглашают. Такожде и матерь лелеву и полелеву — Ладо, поюще: Ладо, Ладо! И того идола ветхую прелесть дияволю на брачных веселях, руками плещуще и о стол бьюще, воспевают.

Здесь Лада выступает сначала в мужском роде, а затем как мать Леля и Полеля.

Лада как песенный рефрен[ | код]

Собрано большое число фольклорных песен, рефреном в которых выступает Лада. Ещё в 1884 году анализ этих песен привёл А. С. Фаминцына к выводу, что Лада — богиня брака и веселья, славянская Bona dea, связанная с весенними и свадебными обрядами. Кроме богини Лады, существовал ещё бог Лад (или Ладо), которого он отождествлял, с одной стороны, со славянским Ярилой, а с другой — с Аполлоном Соранским[7].

Польский славист А. Брюкнер в ряде работ высказался против признания Лады древнеславянской богиней, так как, по его мнению, «Ой, Ладо» или «Лада, лель-люли» являются всего-навсего бессмысленным припевом. Появление имени Лады в средневековых источниках он объяснил тем, что ксендзы-иноземцы, плохо понимавшие славянскую речь, сделали из бессмысленного припева особую богиню.[8]

Против существования Лады однозначно высказался и Н. М. Гальковский: «Доказано, что божества Лада не существует… это — измышление наших книжников позднейшего времени». «Откуда взялись новые боги Лада, Лель? Полагаем, что вследствие недоразумения. Лада, лель

ru-wiki.ru