Венеды, славяне, русы: предковая история. Славяне история


Замалчиваемая история Славянъ (научные факты)

- 3760 Замалчиваемая история Славянъ (научные факты)Замалчиваемая история Славянъ (научные факты)

Без знания прошлого - невозможно верно осознать настоящее и прогнозировать будущее. Мы знаем : народ, лишённый наследия Предков, Можно увести куда угодно.

Девяносто процентов сведений, касающихся летописного прошлого русского народа, его происхождения, в особенности до времён христианизации, от нас с Вами скрыто до сих пор. Приводим только некоторые замалчиваемые научные данные.

- В середине 11 века, дочь Ярослава Мудрого, княжна Анна стала французской королевой. Но приехавшая из “дикой” Киевской Руси княжна не считала, что приехала в “просвещённую” Европу и воспринимала Париж, как большую деревню, о чем она писала в своих письмах. Она привезла с собой в глухую провинцию, которой тогда считалась Франция, часть библиотеки, некоторая часть книг из которой вернулась в Россию только в девятнадцатом веке, попав в частную библиотеку Сулакадзаева. После его смерти, его вдова продала большую часть библиотеки Романовым, после чего никто больше о книгах ничего не слышал. Только маленькая часть из его библиотеки попала в руки других коллекционеров, в том числе и Велесова Книга, с которой Миролюбов в 1942 году сделал фотографии.

- В 1653-1656 годах от р. х. проводится религиозная реформа патриархом Никоном после чего самого Никона быстро “задвигают” в тень, заставив отказаться на очередном Вселенском Соборе от патриаршества. Но почему его “ушли”?! Всё дело в том, что до Никона христианство хотя и было государственной религией, но основными массами русского народа воспринималось скорее, как неизбежная необходимость. В то время люди жили по нормам ПравоСлавия – системы представлений и норм жизни славянского Ведизма, основанного на мудрости многих тысячелетий, по которым славяне были потомками Рода Небесного и внуками ДаждьБога. Христианство стали называть православным, чтобы ублажить уши славянам, внеся целый ряд древних Православных обрядов в христианство. Одновременно с этим, в лето 1682 года на Руси было отменено местничество и были сожжены все Родословные и знаменитые Разрядные Книги, содержавшие историю государственных назначений и прослеживавшие родословные знатнейших фамилий империи.

- Уже Петром I, была проведена еще одна грандиозная реформа. Отменив патриаршество, подчинив христианскую церковь государству, фактически став её главой, Пётр I, в лето 7208 от С. М., ввёл на землях Московской Руси христианский календарь. В одно мгновение пера, в прямом смысле этого слова, лето 7208 от Сотворения Мира, по желанию Петра, превратилось в 1700 год от р. х.Таким способом, у русских было украдено 5508 лет их истории.

- В царской России, со времен Уложения Алексея Михайловича, существовал закон, по которому за “богохульную”, то есть “языческую”, веру полагалась каторга, а до XVIII века даже костер (само бытование этого закона подразумевает то, что носители этой веры не были редкостью).Стоит ли удивляться тому, что многие памятники изымались и исчезали бесследно. Так, в прошлом веке в Санкт-Петербурге пропала целая библиотека рунических книг, принадлежавшая собирателю А.И. Сулакадзеву.

- Тому же умолчанию подвержены и находки археологов, которые не укладываются в общепринятую картину древней славянской истории. Так, например обнаруженные еще в прошлом веке развалины Бужского языческого храма с надписями, рельефами ныне не изучаются, несмотря на то, что в специальной литературе они были упомянуты, причем таким авторитетом, как академик Б.Д. Греков.По-прежнему идут споры и вокруг ныне изданных памятников славянской ведической традиции. Ныне нас вновь пытаются убедить, что русским людям нечем гордиться, мол, ни в древности, ни ныне мы не создали ничего замечательного, а только учились у иноземцев.

А сколь благотворно может быть воспитание современного человека, основанное на “Велесовой книге”, “Бояновом гимне”, “Слове о полку Игореве” и устной народной традиции! Человек, вставший на путь Прави, иначе будет видеть себя и то, что он делает.

Воспитанный на любви к Отчизне, он станет подлинным патриотом, ясно будет различать добро и зло, правду и кривду. Он почувствует себя частью Природы и уже не сможет губить окружающий живой мир.Расширится сознание человека, в языке появятся забытые слова, понятия, мир обретет новые краски

ИСТОРИЧЕСКИМ КОРНЯМ РУСИ – МИЛЛИОНЫ ЛЕТ, Факты:

- 1.997.994 до н.э.: на реке Лене самое древнее поселение человека – Диринг-Юрях.В 1983-1984 гг. обнаружена уникальная стоянка древнего человека, жившего 1-2 миллиона лет назад.В сентябре 1982 года на правом берегу реки Лены, в 140 километрах выше Якутска, в местности Диринг – Юрях, экспедицией Сибирского отделения АН СССР (начальник Ю. Молчанов), на высоте 105-120 метров над рекой было открыто самое древнее поселение русов из всех, которые имеются на сегодняшний день. Поселение названо “Диринг”. Раскопы Диринга по масштабам работ не имеют аналогов в мире. За истекшие с открытия 13 лет вскрыто около 32 тысяч квадратных метров культуросодержащего слоя. Обнаружены более 4,5 тысяч предметов материальной культуры древних русов, в том числе – наковальни, отбойники, различные орудия и др., возраст которых определен в два миллиона лет до н. э. Датировка определена лучшими современными археологическими методами и перепроверена геолого-геоморфологическим, палеомагнитным и другими самыми надежными методами.[История Сибири. Томск: Изд. ТГУ, 1967., Академия наук СССР. История Европы с древнейших времен до наших дней, 1988]

- 22.994 до н.э.: сибиряки на Ангаре владели искусством.Изображение на ангарских статуэтках женщин с выраженными монголоидными чертами приводит к выводу, что носителями высокого палеолитического искусства в Сибири были все-таки сибиряки, жившие на Ангаре 25 тысяч лет назад.[Новгородцев Н.С., Сибирская Прародина. В поисках Гипербореи. М.: Белые альвы, 2006]

- 15.994 до н.э.: сибиряки имели лунный и солнечный календари.В 1972 году, при раскопках Ачинского (Минусинская котловина) палеолитического поселения (18000 назад), В.Е. Ларичевым был обнаружен скульптурный жезл из полированного бивня мамонта с рядами мельчайших углублений, образующих змеевидно извивающиеся ленты на поверхности жезла. Было установлено, что числовые сочетания отдельных отрезков составляли цифровые ряды, соответствовавшие календарным записям. Найденный жезл оказался древнейшим календарем палеолитического человека, при помощи которого он мог рассчитывать продолжительность лунного и солнечного года, а также продолжительность периодов годового вращения пяти планет – Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна. Этот календарь позволял сибиряку точно рассчитывать время солнечных и лунных затмений.[Новгородцев Н.С., Сибирская Прародина. В поисках Гипербореи. М.: Белые альвы, 2006]

- 7000 до н.э.: древнейшие исторические письмена-летопись.В 6О-х годах, в Каменной Могиле и в многочисленных гротах на речке Молочной (левобережье низовьев Днепра), археологом О.Н.Бадером и В.Н.Даниленко, были обнаружены древнейшие письмена. Расшифровать эту письменность, а заодно и открыть в ней древнейшую, из найденных в настоящие время, на Земле мифо-историческую летопись 7-го тысячелетия до н. э. удалось выдающемуся шумерологу А.Г. Кифишину. Это самый древний литературный памятник известный в настоящее время, но не последний:Я – верховный жрец, назначенный чистой рукою (Инанны).Скипетр небесного царя, владычица вселенной,“Иннин “ всех законов, светлая ИнаннаВ Аратту, страну чистых обрядов воистину меня привела.

- 3.500 до н.э. год: Славянские Солнце-курганы на Северном Кавказе.Со второй половины IV тыс. до н.э. на Северном Кавказе появляются огромные модели Солнце-курганы. В плане курганы имели круглую форму и были окружены каменными поясами кромлехов. На Константиновском плато (в окрестностях г. Пятигорска) были обнаружены курганы со спиральными кромлехами. В последние десятилетия, благодаря использованию метода аэрофотосъемки, у целого ряда курганов обнаружены так называемые “усы” – вытянутые и изогнутые узкие каменные мощения, отходящие от курганных насыпей и тянущихся на расстоянии до нескольких километров. В плане курган с “усами” представляет собой уже известные разновидности Свастик, увеличенных в тысячи раз.[Кузнецов В.А., Методика исследования и интерпретация археологических материалов Северного Кавказа. Северо-Осетинский НИИ истории филологии и экономики при Совмине СОАССР.]

- 2.750 до н.э.: золотые и бронзовые изделия Славян найдены в курганах Ставрополья.Группа из шести курганов, расположенная в Новоселицком районе Ставропольского края, обследована летом 1977 года экспедицией Института археологии АН СССР. Находки: несколько десятков погребений, ориентированных в направлении запад-восток; сосуды темно-серого цвета шаровидной формы со слегка уплощенным дном и залощенной поверхностью, сделаны из хорошо обожженной глины; четыре кремневых отщепа; терочник округлых очертаний и плоским основанием; бронзовые тесла; бронзовое шило; бронзовое долото; два кольца-подвески с незамкнутыми концами из хрупкого пористого минерала белого цвета; золотая подвеска в полтора оборота и плоское золотое колечко.Датированы последней четвертью III тысячелетия до н.э..(Мунчаев Р.М. Кавказ бронзового века. М., 1975.]

- 2500 до н.э.: Аркаим – древнейший город, культурный центр славян.Весной 1987 года на юге Челябинской области, двумя школьниками был открыт древнейший протогород Аркаим (Хребет Земли). Дальнейшие исследования, проведенные археологами Г.Б.Здановичем и его коллегой Н.Б.Виноградовым, привели к открытию и изучению ими целой Страны Городов древнейшего протогосударства возраст которого четыре с половиной тысячелетия.

- 250 до н.э.: развитой религиозный и торговый центр на территории Перми.Находки пермских археологов подтверждают факт существования развитого религиозного и торгового центра на территории Перми уже в 3 веке до н. э. В районе Южного Урала, около деревни Чандар, в 1999 году профессор Чувыров обнаружил каменную плиту, на которую была нанесена рельефная карта Западно-Сибирского региона, выполненная технологиями, неизвестными современной науке. Подобную карту невозможно создать и сегодня. Кроме естественного ландшафта, там изображены две системы каналов общей протяжённостью двенадцать тысяч километров, шириной по пятьсот метров, а также двенадцать плотин шириной 300-500 метров, длинной до десяти километров и глубиной до трёх километров. На каменной плите есть и письменные знаки, нанесённые иероглифо-слоговым письмом.

Добавить комментарий

slawa.su

ИСТОРИЯ СЛАВЯН - ГЛАВНЫЕ ТАЙНЫ

ИСТОРИЯ СЛАВЯН - ГЛАВНЫЕ ТАЙНЫ

Славяне – крупнейшая этническая общность Европы, но что мы на самом деле о них знаем? От кого они произошли, где находилась их родина, и откуда пошло самоназвание «славяне»? Будем разбираться.

Происхождение славян

Существует множество гипотез о происхождении славян. Кто-то относит их к скифам и сарматам, пришедшим из Средней Азии, кто-то к ариям, германцам, другие и вовсе отождествляют с кельтами.

В целом, все гипотезы происхождения славян можно поделить на две основные категории, прямо противоположные друг другу. Одна из них – хорошо известная «норманнская», была выдвинутая в XVIII веке немецкими учеными Байером, Миллером и Шлецером, хотя впервые подобные идеи появились еще в период царствования Ивана Грозного.

Суть заключалась в следующем: славяне – индоевропейский народ, входивший некогда в «германо-славянскую» общность, но отколовшийся от германцев в ходе Великого переселения народов. Оказавшиеся на периферии Европы и отрезанные от преемственности римской цивилизации, они весьма отстали в развитии, настолько, что не смогли создать собственного государства и пригласили варягов, то есть викингов, править ими.

ИСТОРИЯ СЛАВЯН - ГЛАВНЫЕ ТАЙНЫ

В основе этой теории лежит историографическая традиция «Повести временных лет» и знаменитая фраза: «Велика земля наша, богата, но наряду в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Такая категорическая трактовка, в основу которой вкладывалась очевидная идеологическая подоплека, не могла не вызвать критики. Сегодня археология подтверждает наличие прочных межкультурных связей между скандинавами и славянами, но едва ли говорит о том, что первые сыграли решающую роль в становлении древнерусского государства. Но споры о «норманнском» происхождении славян и Киевской Руси не утихают, и по сей день.

Вторая теория этногенеза славян, напротив, носит патриотический характер. И, кстати, она намного старше норманнской – одним из ее основоположником был хорватский историк Мавро Орбини, написавший в конце XVI-начале XVII века работу под названием «Славянское царство». Точка зрения у него была весьма неординарная: к славянам он отнес вандалов, бургундов, готов, остготов, вестготов, гепидов, гетов, аланов, верлов, аваров, даков, шведов, норманнов, финнов, укров, маркоманов, квадов, фракийцев и иллирийцев и многих других: «Все они были одного и того же славянского племени, как это будет видно в дальнейшем». Их исход из исторической родины Орбини датирует 1460 годом до нашей эры. Где только они после этого не успели побывать:

«Славяне воевали почти со всеми племенами мира, нападали на Персию, правили Азией и Африкой, сражались с египтянами и Александром Великим, покорили Грецию Македонию и Иллирию, заняли Моравию, Чехию, Польшу и побережья Балтийского моря».

Ему вторили многие придворные книжники, которые создали теорию происхождения славян от древних римлян, а Рюрика от императора Октавиана Августа. В XVIII веке русский историк Татищев опубликовал так называемую «Иоакимовскую летопись», которая, в противовес «Повести временных лет», отождествляла славян с древними греками.

Обе эти теории (хоть в каждой из них есть отголоски правды), представляют собой две крайности, которым свойственна вольная трактовка исторических фактов и сведений археологии. Их критиковали такие «великаны» отечественной истории, как Б. Греков, Б. Рыбаков, В. Янин, А. Арциховский, утверждая, что историк должен в своих исследованиях упираться не на свои предпочтения, а на факты. Впрочем, историческая фактура «этногенеза славян», и по сей день, настолько неполна, что оставляет множество вариантов для спекуляций, без возможности окончательно ответить на главный вопрос: «кто же все-таки эти славяне?»

ИСТОРИЯ СЛАВЯН - ГЛАВНЫЕ ТАЙНЫ

Возраст народа

Следующая наболевшая проблема историков – возраст славянского этноса. Когда же славяне все-таки выделились как единый народ из общеевропейской этнической «катавасии»?

Первая попытка ответить на этот вопрос принадлежит автору «Повести временных лет» — монаху Нестору. Взяв за основу библейское предание, он начал историю славян с вавилонского столпотворения, разделившего человечество на 72 народа: «От сихъ же 70 и 2 языку бысть языкъ словенескъ…». Упомянутый выше Мавро Орбини щедро даровал славянским племенам пару-тройку лишних тысячелетий истории, датировав их исход из исторической родины 1496 годом: «В указанное время вышли из Скандинавии готы, и славяне… поскольку славяне и готы были одного племени. Итак, подчинив своей власти Сарматию, славянское племя разделилось на несколько колен и получило разные наименования: венеды, славяне, анты, верлы, аланы, массаеты….вандалы, готы, авары, росколаны, русские или московиты, поляке, чехи, силезцы, болгаре…

Короче говоря, славянский язык слышен от Каспийского моря до Саксонии, от Адриатического моря до Германского, и во всех этих пределах лежит славянское племя».

Разумеется, подобных «сведений» историкам было недостаточно. Для изучения «возраста» славян была привлечена археология, генетика и лингвистика. В итоге, удалось добиться скромных, но все же результатов. Согласно принятой версии, славяне принадлежали к индоевропейской общности, которая, скорее всего, вышла из днепро-донецкой археологической культуры, в междуречье Днепра и Дона, семь тысяч лет назад во время каменного века. Впоследствии влияние этой культуры распространилось на территорию от Вислы до Урала, хотя точно локализовать ее пока никому не удалось. Вообще, говоря об индоевропейской общности, имеется ввиду не единые этнос или цивилизация, а влияние культур и лингвистическая схожесть. Около четырех тысяч лет до нашей эры она распалась на условные три группы: кельты и романцы на Западе, индо-иранцы на Востоке, а где-то посередине, в Центральной и Восточной Европе, выделилась еще одна языковая группа, из которой потом вышли германцы, балты и славяне. Из них, примерно в I тысячелетии до нашей эры начинает выделяться славянский язык.

Но сведений одной лингвистики мало – для определения единства этноса должна быть непрерывная преемственность археологических культур. Нижним звеном в археологической цепочке славян принято считать так называемую «культуру подклошовых погребений», получившую название от обычая накрывать кремированные останки крупным сосудом, по-польски «клеш», то есть, «верх дном». Она существовала в V-II веках до нашей эры между Вислой и Днепром. В каком-то смысле, можно сказать, что ее носители были самыми ранними славянами. Именно с нее удается выявить преемственность культурных элементов вплоть до славянских древностей раннего средневековья.

ИСТОРИЯ СЛАВЯН - ГЛАВНЫЕ ТАЙНЫ

Праславянская родина

Где же все-таки появился на свет славянский этнос, и какую территорию можно назвать «исконно славянской»?

Показания историков варьируются. Орбини, ссылаясь на ряд авторов, утверждает, что славяне вышли из Скандинавии: «Почти все авторы, блаженное перо которых донесло до потомков историю славянского племени, утверждают и заключают, что славяне вышли из Скандинавии… Потомки Иафета сына Ноя (к коим автор относит славян) двинулись в Европу на север, проникнув в страну называемую ныне Скандинавией. Там они неисчислимо размножились как указывает Святой Августин в своем «Граде Божьем», где пишет, что сыновья и потомки Иафета имели двести отчизн и занимали земли, расположенные к северу от горы Тавр в Киликии, по Северному океану, половину Азии, и по всей Европе вплоть до Британского океана».

Нестор называл древнейшую территорию славян – земли по нижнему течению Днепра и Паннонии. Поводом же для расселения славян с Дуная было нападение на них волохов. «По мнозехъ же времянех сели суть словени по Дунаеви, где есть ныне Угорьска земля и Болгарьска». Отсюда и дунайско-балканская гипотеза происхождения славян.

Были свои сторонники и у европейской родины славян. Так, крупный чешский историк Павел Шафарик считал, что прародину славян нужно искать на территории Европы по соседству с родственными им племенами кельтов, германцев, балтов и фракийцев.

Он полагал, что в древние времена славяне занимали обширные территории Средней и Восточной Европы, откуда были вынуждены уйти за Карпаты под натиском кельтской экспансии. Существовала даже версия о двух прародинах славян, согласно которой первой прародиной было место, где сложился праславянский язык (между нижним течением Немана и Западной Двины) и там, где сформировался сам славянский народ (по мнению авторов гипотезы, это произошло начиная со II века до нашей эры) – бассейн реки Вислы. Оттуда уже вышли западные и восточные славяне. Первые заселили район реки Эльбы, потом Балканы и Дунай, а вторые – берега Днепра и Днестра.

Висло-днепровская гипотеза о прародине славян, хоть и остается гипотезой, все-же наиболее популярная среди историков. Ее условно подтверждают местные топонимы, а также лексика. Если верить «словам», то есть, лексическому материалу, прародина славян находилась в стороне от моря, в лесной равнинной зоне с болотами и озерами, а также в пределах рек, впадающих в Балтийское море, судя по общеславянским названиям рыб – лосося и угря. Кстати, области уже известной нам культуры подклешевых погребений полностью соответствуют этим географическим признакам.

«Славяне» 

ИСТОРИЯ СЛАВЯН - ГЛАВНЫЕ ТАЙНЫ

Само слово «славяне» представляет собой загадку. Оно прочно входит в обиход уже в VI веке нашей эры, по крайней мере, у византийских историков этого времени нередки упоминания о славянах – не всегда дружелюбных соседях Византии. У самих славян этот термин уже вовсю используется как самоназвание в Средневековье, по крайней мере, если судить по летописям, в том числе и по «Повести временных лет».

Тем не менее, его происхождение до сих пор неизвестно. Наиболее популярной является версия, что происходит оно от слов «слово» или «слава», восходящих к одному индоевропейскому корню ḱleu̯- «слышать». Об этом, кстати, писал и Мавро Орбини, правда в свойственной ему «аранжировке»: «во время своего жительства в Сарматии взяли они (славяне) себе имя «славяне», что означает «славные».

Среди лингвистов бытует версия, что своим самоназванием славяне обязаны названиям ландшафта. Предположительно, в основе был топоним «Словутич» — другое название Днепра, содержащее в себе корень со значением «омывать», «очищать».

Много шума в свое время вызвала версия о наличие связи между самоназванием «славян» и среднегреческим словом «раб» (σκλάβος). Она была весьма популярна среди западных ученых XVIII-XIX веков. В основе ее идея, что славяне, как один из самых многочисленных народов Европы, составляли значительный процент пленников и нередко становились объектом работорговли. Сегодня эта гипотеза признается ошибочной, так как вероятнее всего в основе «σκλάβος» стоял греческий глагол со значением «добывать военные трофеи» — «σκυλάο».

Автор: Алиса Муранова

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

moiarussia.ru

История происхождения славян полна тайн и загадок

Достоверно известно, что самые ранние археологические памятники собственно славян датируются не ранее 5 века н.э. Именно 5 век н.э. является той отправной точкой, с которой можно начинать историю славян. До 5 века н.э. можно говорить лишь о протославянах, то есть о предках славян.

Ну что ж, попытаемся выяснить об истории происхождения славян. Как реальные сильные игроки на мировой политической арене славяне появляются в 6 веке, когда они начали массовое переселение на берега Дуная и столкнулись с сильным военным противником в лице авар.

Корни истории происхождения славян

Согласно лингвистическим исследованиям старославянского языка, а также генетическим исследованиям, учёные пришли к выводу, что наиболее родственной языковой группой для славян является балтская языковая группа. Известно, что балтские языки (литовский и латышский) являются более древними, архаичными.

Старославянский язык без сомнения сформировался позже балтского, путём развития от одного из балтских диалектов. Время разделения балтов и протославян датируется периодом с середины 1-го тысячелетия до н.э. до первых веков н.э.

Первые отличия в языке протославян, тогда ещё являющихся частью единого балтского массива, появились благодаря тесным контактам с ираноязычными племенами скифов и сарматов, которые проживали в степях и лесостепях современной Украины.

Старославянский язык, в отличии от балтских языков, имеет много слов заимствованных из ираноязычных языков. Датировка проникновения этих слов в старославянский язык определяется приблизительно 1-вым тысячелетием до н.э.

В это время ареал расселения протославянских племён охватывает лесную зону на севере Украины (до Днепра), Белорусь, южную часть Польши и север Словакии.

Именно в этой местности в названиях рек и озёр чётко прослеживаются славянские корни.

Кроме того, в старославянском языке существует множество слов связанных с лесом, болотами и озёрами и практически отсутствуют слова связанные с морем и степью. Понятия, связанные с морем и степью появились в славянских языках позже и являются не собственно славянскими, а приобретёнными из других языков.

Окончательное отделение протославян от балтов произошло в первых веках нашей эры и было связано с началом великого переселения народов.

Как известно великое переселение народов началось с того, что во 2-ом веке н.э. с территории южной Швеции и острова Готланд в Балтийском море произошло переселение древнего германского народа готов на территорию современной Польши.

Перебравшиеся через Балтийское море готы осели в области восточнее верхнего и среднего течения реки Висла. История народа готов подробно описана римскими хронистами и подтверждается археологическими раскопками.

великое переселение народов, готы выеликий восточногерманский народ и протославяне наши общие предки

Протославяне оказались отделены германцами от общего массива балтских племён и далее уже развивались как отдельный народ. В дальнейшем готы расширяют свои владения и переселяются на территорию современной Украины.

В Крыму готы уничтожили Скифское царство. Часть потомков готов до сих пор проживают в Крыму.

В середине 3-го века готы захватывают римскую провинцию Дакия, утвердившись, таким образом, практически на всей территории современной Румынии.

Как видим, к концу 3-го века протославяне оказались окружены германцами и отрезаны от контактов со всеми остальными народами.

По мнению исследователей именно в это время протославяне начинают называть германцев немцами. Ведь дословно немец значит немой, имелось в виду, что человек говорит на непонятном языке.Тенденция называть германцев немцами присутствует не только у восточных славян, но также у западных и южных.

В период длительных контактов между германцами и протославянами старославянский язык пополнился такими готскими словами:

  • хлеб,
  • котёл,
  • блюдо,
  • купить,
  • художество,
  • верблюд и др.

Окончательное формирование старославянского языка завершается к 5-му веку, под влиянием контактов с готами.

Первое упоминание о достоверно славянском племенном союзе Антов появляется в хрониках готов. Готский историк Иордан пишет о военных столкновениях готов со славянами, датируя их началом 5-го века.

Окончательной точкой истории происхождения славян является 5 век. К этому времени сформировался единый старославянский язык. Племена славян объединила единая культура быта, которая прослеживается в археологических раскопках. Сформировались два крупных племенных союза антов и склавинов, упоминания о которых появляются в византийских хрониках.

К большому сожалению, нет собственно славянских источников, которые описали бы самую героическую страницу истории славян 5-8 веков, когда из маленькой локальной племенной группы славяне выросли в великую нацию, которая заселила огромные просторы Восточной Европы.

Византийские источники далеко не всегда могли описать то, что происходит за их северными границами, они об этом просто мало что знали.

yulen.ru

СЛАВЯНЕ | Энциклопедия Кругосвет

СЛАВЯНЕ – крупнейшая группа европейских народов, объединенная общностью происхождения и языковой близостью в системе индоевропейских языков. Представителей ее делят на три подгруппы: южную (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы), восточную (русские, украинцы и белорусы) и западную (поляки, чехи, словаки, лужичане). Общая численность славян в мире – около 300 млн чел., в том числе болгар 8,5 млн., сербов около 9 млн., хорватов 5,7 млн., словенцев 2,3 млн., македонцев около 2 млн., черногорцев менее 1 млн., боснийцев около 2 млн., русских 146 млн (из них в РФ 120 млн.), украинцев 46 млн., белорусов 10,5 млн., поляков 44,5 млн., чехов 11 млн., словаков менее 6 млн., лужичан – около 60 тыс. Славяне составляют основную часть населения РФ, Республик Польши, Чехии, Хорватии, Словакии, Болгарии, Государственного сообщества Сербия и Черногория, проживают также в республиках Прибалтики, Венгрии, Греции, Германии, Австрии, Италии, в странах Америки и в Австралии. Большинство славян – христиане, за исключением боснийцев, которые приняли ислам во времена османского владычества над южной Европой. Болгары, сербы, македонцы, черногорцы, русские – в основном, православные; хорваты, словенцы, поляки, чехи, словаки, лужичане – католики, среди украинцев и белорусов много православных, но есть также католики и униаты.

Данные археологии и языкознания связывают древних славян с обширной областью Центральной и Восточной Европы, ограниченной на западе Эльбой и Одером, на севере Балтийским морем, на востоке – Волгой, на юге – Адриатикой. Северными соседями славян были германцы и балты, восточными – скифы и сарматы, южными – фракийцы и иллирийцы, западными – кельты. Вопрос о прародине славянства остается дискуссионным. Большая часть исследователей полагает, что это был бассейн Вислы. Этноним славяне впервые встречается у византийских авторов 6 в., которые именовали их «склавины». Это слово связано с греческим глаголом «клуксо» («омываю») и латинским «клуо» («очищаю»). Самоназвание славян восходит с славянской лексеме «слово» (то есть славяне – те, которые говорят, понимают через словесную речь друг друга, считая чужеземцев непонятными, «немыми»).

Древние славяне были потомками скотоводческо-земледельческих племен культуры шнуровой керамики, расселившихся в 3–2 тыс. до н.э. из Северного Причерноморья и Прикарпатья по Европе. Во 2 в. н.э., в результате движения на юг германских племен готов, целостность славянской территории была нарушена, и она разделилась на западную и восточную. В 5 в. началось расселение славян на юг – на Балканы и в Северо-Западное Причерноморье. При этом, однако, они удержали все свои земли в Центральной и Восточной Европе, превратившись в крупнейшую для той поры этническую группу.

Славяне занимались пашенным земледелием, скотоводством, различными ремеслами, жили соседскими общинами. Многочисленные войны и территориальные перемещения способствовала распаду к 6–7 вв. родовых связей. В 6–8 вв. многие из славянских племен объединились в племенные союзы и создали первые государственные образования: в 7 в. возникло Первое Болгарское царство и государство Само, в которое вошли земли словаков, в 8 в. – сербское государство Рашка, в 9 в. – Великоморавская держава, вобравшая в себя земли чехов, а также первое государство восточных славян – Киевская Русь, первое самостоятельно хорватское княжество и государство черногорцев Дукля. Тогда же – в 9–10 вв. – среди славян начало распространяться христианство, быстро ставшее господствующей религией.

С конца 9 – в первой половине 10 в., когда у поляков еще только складывалось государство, а сербские земли постепенно собирались Первым Болгарским царством, началось продвижение венгерских племен (мадьяр) в долину среднего Дуная, усилившаяся к 8 в. Мадьяры отрезали западных славян от южных, ассимилировали часть славянского населения. Словенские княжества Штирия, Крайна, Каринтия оказались в составе Священной Римской империи. С 10 в. земли чехов и лужичан (единственного из славянских народов, не успевшего создать своей государственности) также попали в эпицентр колонизации – но уже германцев. Таким образом, чехи, словенцы и лужичане были постепенно включены в состав держав, созданных германцами и австрийцами и стали их пограничными округами. Участвуя в делах этих держав, перечисленные славянские народы органично влились в цивилизацию Западной Европы, став частью ее социально-политической, экономической, культурной, религиозной подсистем. Сохранив некоторые типично славянские этнокультурные элементы, они приобрели устойчивый набор черт, свойственных именно германским народам в семейной и в общественной жизни, в национальной утвари, одежде и кухне, в типах жилищ и поселений, в танцах и музыке, в фольклоре и прикладном искусстве. Даже в антропологическом отношении эта часть западного славянства обрела устойчивые черты, сближающие ее с южными европейцами и жителями Центральной Европы (австрийцами, баварцами, тюрингцами и др.). Колорит духовной жизни чехов, словенцев, лужичан стал определяться немецким вариантом католицизма; претерпели изменения, лексический и грамматический строй их языков.

Болгары, сербы, македонцы, черногорцы образовали в период средневековья, 8–9 вв., южный греко-славянский природно-географический и историко-культурный ареал. Все они оказались в орбите влияния Византии, приняли в 9 в. христианство в его византийском (ортодоксальном) варианте, а с ним и кириллическую письменность. В дальнейшем – в условиях непрекращающегося натиска иных культур и сильного влияния ислама после начавшегося во второй половине 14 в. турецкого (османского) завоевания – болгары, сербы, македонцы и черногорцы успешно сохранили специфику духовного строя, особенности семейной и общественной жизни, самобытные культурные формы. В борьбе за свою самобытность в османском окружении они и оформились как южнославянские этнические образования. В то же время, небольшие группы славянских народов в период османского владычества приняли ислам. Боснийцы – из славянских общин Боснии и Герцеговины, потурченцы – из черногорцев, помаки  – из болгар, торбеши – из македонцев, сербы-магометане – из сербской среды испытали сильное турецкое влияние и потому приняли на себя роль «пограничных» подгрупп славянских народов, связующих представителей славянства с ближневосточными этносами.

Северный историко-культурный ареал православного славянства сложился в 8–9 веках на большой территории, занимаемой восточными славянами от Северной Двины и Белого моря до Причерноморья, от Западной Двины до Волги и Оки. Начавшиеся в начале 12 в. процессы феодального дробления Киевской державы привели к образованию множества восточнославянских княжеств, которые и сформировали две устойчивые ветви восточного славянства: восточную (великороссы или русские, россияне) и западную (украинцы, белорусы). Русские, украинцы и белорусы как самостоятельные народы сложились, по разным оценкам, после завоевания восточнославянских земель монголо-татарами, ига и распада государства монголов, Золотой Орды, то есть в 14–15 вв. Государство русских – Россия (на европейских картах именовавшееся Московия) – вначале объединило земли по верхней Волге и Оке, Верховьям Дона и Днепра. После завоевания в 16 в. Казанского и Астраханского ханств, русские расширили территорию своего расселения: они продвинулись в Поволжье, Приуралье, Сибирь. Украинцы после падения Крымского ханства заселили Причерноморье и, вместе с русскими, степные и предгорные районы Северного Кавказа. Значительная часть украинских и белорусских земель была в 16 в. в составе объединенного польско-литовского государства Речи Посполитой и лишь в середине 17–18 вв. оказалась вновь надолго присоединена к русским. Восточные славяне сумели полнее, чем славяне балканские (находившиеся то под греческим духовно-интеллектуальным, то под османским военно-административным давлением) и значительная часть германизированных славян западных, сохранить черты своей традиционной культуры, ментально-психического склада (ненасильственность, толерантность и др.).

Значительная часть славянских этносов, жившая в Восточной Европе от Ядрана до Балтики – это были частично западные славяне (поляки, кашубы, словаки) и частично южные (хорваты) – в эпоху средневековья образовала свой особый культурно-исторический ареал, тяготеющий к Западной Европе более, чем к южному и восточному славянству. Этот ареал объединил те славянские народы, которые приняли католицизм, но избежали активной германизации и мадьяризации. Их положение в славянском мире сходно с группой небольших славянских этнических общностей, которые объединили в себе черты, присущие восточным славянам, с чертами народов, живущих в Западной Европе – как славянскими (поляками, словаками, чехами), так и неславянскими (венграми, литовцами). Это постепенно выделившиеся от иных этносов лемки (на польско-словацком пограничье), русины, закарпатцы, гуцулы, бойки, галичане на Украине и чернорусы (западнобелорусы) в Белоруссии.

Сравнительно позднее этническое разделение славянских народов, общность их исторических судеб способствовали сохранению сознания славянской общности. Это и самоопределение в условиях инокультурного окружения – немцев, австрийцев, мадьяр, османов, и сходные обстоятельства национального развития, вызванные утратой многими из них государственности (большая часть западных и южных славян была в составе Австро-Венгерской и Османской империи, украинцы и белорусы – в составе Российской империи). Уже в 17 в. среди южных и западных славян появилась тенденция к объединению всех славянских земель и народов. Видным идеологом славянского единства в то время был хорват, служивший при русском дворе, Юрий Крижанич.

В конце 18 – начале 19 в. быстрый рост национального самосознания практически у всех ранее угнетенных славянских народов выразился в стремлении к национальной консолидации, вылившись в борьбу за сохранение и распространение национальных языков, создание национальных литератур (т.н. «славянское возрождение»). Начало 19 в. положило начало и научному славяноведению – исследованию культур и этнической истории южных, восточных, западных славян.

Со второй половины 19 в. стало очевидным стремление многих славянских народов к созданию собственных, независимых государств. На славянских землях начали действовать общественно-политические организации, способствовавшие дальнейшему политическому пробуждению славянских народов, не имевших собственной государственности (сербов, хорватов, словенцев, македонцев, поляков, лужичан, чехов, украинцев, белорусов). В отличие от русских, чья государственность не была утрачена даже во время ордынского ига и насчитывала девятивековую историю, а также болгар и черногорцев, получивших независимость после победы России в войне с Турцией 1877–1878, большинство славянских народов еще только вело борьбу за независимость.

Национальный гнет и нелегкое экономическое положение славянских народов в конце 19 – начале 20 вв. вызвали несколько волн их эмиграции в более развитые европейские страны в США и Канаду, в меньшей степени – Францию, Германию. Общая численность славянских народов в мире в начале 20 в. составляла около 150 млн. человек (русских – 65 млн., украинцев – 31 млн., белорусов 7 млн.; поляков 19 млн., чехов 7 млн., словаков 2,5 млн.; сербов и хорватов 9 млн., болгар 5,5 млн., словенцев 1,5 млн.) В то время основная масса славян жила в России (107,5 млн. чел.), Австро-Венгрии (25 млн. чел.), Германии (4 млн. чел.), странах Америки (3 млн. чел.).

После Первой мировой войны 1914–1918 международные акты зафиксировали новые границы Болгарии, появление многонациональных славянских государств Югославии и Чехословакии (где, однако, одни славянские народы доминировали над другими), восстановление национальной государственности у поляков. В начале 1920-х было объявлено о создании собственных государств – социалистических республик – украинцев и белорусов, вошедших в СССР; однако тенденция к русификации культурной жизни этих восточнославянских народов – ставшая явной в период существования Российской империи – сохранялась.

Солидарность южных, западных и восточных славян окрепла в годы Второй мировой войны 1939–1945, в борьбе с фашизмом и проводившимися оккупантами «этническими чистками» (под ними подразумевалось физическое уничтожение в том числе и ряда славянских народов). В эти годы более иных пострадали сербы, поляки, русские, белорусы, украинцы. В то же время, славянофобы-нацисты не считали славянами словенцев (восстановив словенскую государственность в 1941–1945), лужичан причисляли к восточным немцам (швабам, саксонцам), то есть областным народностям (Landvolken) германской Серединной Европы, а противоречия между хорватами и сербами использовали в своих интересах, поддерживая хорватский сепаратизм.

После 1945 практически все славянские народы оказались в составе государств, именуемых социалистическими или народно-демократическими республиками. О существовании в них противоречий и конфликтов на этнической почве десятилетиями умалчивалось, зато подчеркивались преимущества сотрудничества, как экономического (для чего был создан Совет экономической взаимопомощи, просуществовавший почти полвека, 1949–1991), так и военно-политического (в рамках Организации Варшавского договора, 1955–1991). Однако эпоха «бархатных революций» в странах народной демократии 90-х 20 в. не только выявила подспудное недовольство, но и привела бывшие многонациональные государства к стремительному дроблению. Под влиянием этих процессов, охвативших всю Восточную Европу, в Югославии, Чехословакии и СССР прошли свободные выборы и возникли новые независимые славянские государства. Помимо положительных сторон, этот процесс имел и отрицательные – ослабление существовавших экономических связей, направлений культурного и политического взаимодействия.

Тенденция к тяготению западных славян к западноевропейским этносам сохраняется и в начала 21 в. Некоторые из них выступают проводниками того западноевропейского «натиска на Восток», который наметился после 2000. Такова роль хорватов в балканских конфликтах, поляков – в поддержании сепаратистских тенденций на Украине и в Белоруссии. В то же время, на рубеже 20–21 вв. вновь стал актуальным вопрос об общности судеб всех восточных славян: украинцев, белорусов, великороссов, а также южных славян. В связи с активизацией славянского движения в России и за ее пределами в 1996–1999 было подписано несколько соглашений, являющихся ступенью к образованию союзного государства России и Белоруссии. В июне 2001 в Москве прошел съезд славянских народов Белоруссии, Украины и России; в сентябре 2002 в Москве была основана Славянская Партия России. В 2003 образовалось Государственное сообщество Сербии и Черногории, объявившее себя правопреемником Югославии. Идеи славянского единства вновь обретают свою актуальность.

Лев Пушкарев

www.krugosvet.ru

Происхождение и ранняя история славян

В. О. Ключевский любил повторять, что история России – это история страны, которая колонизуется. Он имел в виду, конечно же, прежде всего колонизацию славянским населением обширнейших пространств, заселенных с незапамятных времен самым различным иноэтничным населением.

Анализ археологических материалов и исследования лингвистов показывают, что расселение славян в лесную и лесостепную зону Восточной Европы началось еще в праславянскую эпоху, когда началась диалектная дифференциация единого праславянского языка. Особенностью славянского расселения и освоения славянами пространств Восточной Европы является то, что оно проводилось в разное историческое время и из различных регионов праславянского мира и осуществлялась во взаимодействии с различными этносами.

Начало славян.

Славяне входят в состав языковой семьи индоевропейских народов. Распад индоевропейской общности не был одноактным процессом, а прошел через ряд этапов и длился тысячелетия. Между древними индоевропейскими и современными языковыми группами имели место промежуточные этноязыковые образования. Установлено, что языки племен Срединной Европы: германский, кельтский, италийский, иллирийский, балтский и славянский во II тысячелетии до н.э. в своем развитии были близки друг к другу и составляли языковую группу - древнеевропейскую. Древнеевропейцы занимали обширные пространства Европы от Скандинавии на севере до Италии на юге и от Британских островов на западе до юго-восточной Прибалтики на востоке. Древнеевропейцы выработали общую терминологию в области сельского хозяйства, социальных отношений и религии. Древнеевропейские племена во II тысячелетии в период, когда складывалась эта терминология, занимали районы Центрально-европейского культурно-исторического ареала. Археологическая культура, которую по времени и территориально можно связать с ним - это культура полей погребальных урн, охватывающая бассейн верхнего и среднего Дуная, верхней Эльбы, Одера и Вислы, а также Северную Италию. Эта культура лежит в основе культур пракельтов, праиталиков, прагерманцев, праиллирийцев, праславян и, по-видимому, некоторых других европейских этносов. Составной частью культур полей погребальных урн является лужицкая культура, получившая распространение в последних столетиях II и в первой половине I тысячелетия до н.э. между верхней Эльбой и Вислой, и которую относят к одной из диалектных группировок древнеевропейского населения, принявшего участие в этногенезе древних славян.

Славянская прародина, или регион становления праславянского языка и этноса, связана с археологической культурой подклошовых погребения, распространенной в V - II вв. до н.э. в междуречье Вислы и Одера. Ее характерной особенностью было то, что погребальные урны покрывали колоколовидным сосудом – клошем. Формируется она в результате взаимодействия двух культур – лужицкой и поморской, вызванного миграцией племен поморской культуры, принадлежащих в языковом отношении к древнеевропейскому-западно-балтскому диалекту, в восточные районы лужицкой культуры. По времени культура подклошевых погребений соответствует первому этапу развития праславянского языка. Это период, когда праславянский язык начал самостоятельное развитие, постепенно вырабатывая собственную структуру и свою лексику. Ранние славяне находились в тесных соседских контактах прежде всего с западными балтами и германцами.

Этноним славяне появился не сразу с выделением этого этноса. Появлению этнонима обычно предшествует период относительно узкого этнического кругозора, когда племя в сущности себя никак не называет, прибегая к нарицательной самоидентификации «мы», «свои», «наши», «люди», которых объединяла в первую очередь взаимопонятность речи, откуда правильная и самая старая этимология имени славян – от “слова” в значении говорить, слышать, быть понятым.

Германцы были непосредственными соседями племен лужицкой культуры, т.е. еще древнеевропейцев, которые, весьма вероятно, называли себя древнеевропейским этнонимом венеты/венеды. Этот этноним и был перенес на формирующийся славянский этнос.

Славяне в римское время.

Следующий этап развития праславянского языка датируется временем от конца I тысячелетия до н.э. до III-V вв. н.э. В этот период происходят серъезные изменения в фонетике языка славян, получает развитие дифферинциация славянского языка. Эти довольно существенные изменения в развитии праславянского языка были обусловлены взаимодействием славян с другими этноязыковыми группами. В первые века нашей эры славяне заселяли части территорий двух археологических культур: пшеворской и черняховской. Эти культуры были крупными полиэтническими образованиями провинциальноримского облика.

Пшеворская культура. Славяне, кельты и германцы. Около 400 г. до н.э. начинается мощная экспансия кельтов. В процессе расселения кельты легко смешивались с местным населением, распространяя всюду латенскую культуру кельтов. Во II в. до н.э. группа кельтов пересекла Судеты и осела в Силезии, другая группа, преодолев Карпаты, расселилась в верховьях Вислы, среди проживающего здесь славянского населения, представленного культурой подклошовых погребений. Так начался период активного кельто-славянского взаимодействия, оставившего заметный след в истории, культуре и языке славян, приведшего к возникновению пшеворской культуры в конце II в. до н.э. на территории, занятой культурой подклошевых погребений. Пшеворская культура была полиэтничной, в ее ареале и наследники племен культуры подклошевых погребений, и вторгшиеся германские племена, и кельты, и их ассимилированные потомки. Славяне, именуемые античными авторами венедами, преимущественно расселялись на землях Среднего и Верхнего Повисленья со смежными областями бассейна Одера (Висленский регион) и Верхнее Поднестровье.

Лексические и археологические материалы свидетельствуют, что в это время тесными были также славяно-германские связи. Это подтверждается и письменными источниками. Античные авторы I-II вв. н.э. (Птолемей, Плиний, Тацит) локализуют в бассейне Вислы племена венедов, а западнее их – германские племена. Основным этносом в пшеворском ареале были славяне- земледельцы. На их земли, особенно западные (Одерский регион пшеворской культуры), вторгались более военизированные германские племена. И все население таких регионов, в том числе славянское, римскими авторами именовалось этонимами господствующего племени, т.е. вандалами, бургундами и т.д.

Активное воздействие провинциально-римской культуры и благоприятные климатические условия первых четырех столетий нашей эры в Средней Европе способствовали подъему сельскохозяйственной деятельности, изменениям в производстве, строительном деле, вооружении и быту. В обществе увеличивается социальное расслоение, зарождается военно-дружинное сословие, складывается строй военной демократии.

Конец пшеворской культуры приходится на период великого переселения народов и связан с убытием германского этнического компонента (военно-дружинного сословия со свой свитой и окружением) и начавшимся регрессом культуры и быта.

Результатом неодинаковости вклада кельтов в генезис славянского этноса стало первое диалектное членение славянствана две группы пшеворской культуры – северную и южную. В начале средневековья на базе древностей этих зон развиваются две археологические культуры: суковско-дзедзицкая и пражско-корчакская.

Черняховская культура.

Славяне, готы и сарматы.

Готы – одно из племенных образований восточных германцев. Появление готов в Польском Поморье фиксируется археологическими памятниками вельбарской культуры спервой половины I в. н.э. В последних десятилетиях II в. н.э. начинается миграция готов в юго-восточном направлении по правому берегу Вислы и далее по Западному Бугу - основному речному пути к Причерноморью. На этом пути готы – носители вельбарской культуры встретились со славянами – носителями пшеворской культуры. Постепенно в Мазовии, Подлясье и Западной Волыни культурные различия между аборигенами и пришельцами нивелируются, складывающая единая культура приобретает вельбарский облик и развивается здесь до последних десятилетий IV в.. В конце II – начале III вв. готы появляются в междуречье Днестра и низовьях Дуная, где они расселились среди гетто-дакийского населения и частично в сарматских землях и получили, со временем, в позднеримских источниках наименование вестготы.

В конце II – начале III вв. в Севернопричерноморском регионе складывается черняховская культура,охватывающая в III-IV вв. территорию от нижнего Дуная на западе до Северского Донца на востоке. Являясь полиэтничной, она включала и готский, и сарматский, и гетто-дакский, и славянский компоненты. Черняховское население оставалось пестрым в этническом отношении вследствии кратковременности черняховской культуры и незавершенности ассимиляционных процессов. Конец черняховской культуры был связан с нашествием гуннов.

К этногенезу славян, имеют отношение два региона черняховской культуры – Верхнеднестровский и Подольско-Днепровский.

Первый регион охватывает бассейн верхнего течения Днестра со смежными землями верховьев Западного и Южного Буга, Стыри и Горыни. Это область становления черняховской культуры на основе волыно-подольской группы пшеворской культуры. Спецификой этого региона является крайняя малочисленность скифо-сарматских и готских (вельбарских) компонентов. Это позволяет сделать вывод о заселении Верхнеднестровского региона в позднем римском периоде преимущественно славянами. В начале средневековья на базе древностей этого региона развивается пражско-корчакская археологические культура, носителями которой было праславянское диалектно-племенное образование, известное под этническим именем дулебы.

Подольско-Днепровский регион простирается от среднего течения Южного Буга до левобережья среднего Днепра, охватывая поднепровские земли – Среднее Поднепровье и поречье порожистой части Днепра. Основную массу населения этого региона составили потомки местных ираноязычных племен и расселившиеся славяне – носители пшеворской, а также полиэтничное население - носители зарубинецкой культур, игравшие более активную роль, в связи с чем здесь протекал постепенный процесс славянизации ираноязычного компонента. Имевший место в черняховской культуре ирано-славянский симбиоз оказал значительное воздействие не на весь славянский мир, а только на юго-восточную часть его. Иранское наследие проявляется и в формировании южной части восточного (будущие украинские и южнорусские говоры) и южного (болгарский, сербохорватский, македонский языки) славянства. Иранское начало имеют известные в восточнославянском язычестве божества Хорс и Симаргл.

Анты - это отдельное диалектно-племенное образование славян, сформировавшееся при активном участии иранского этнического компонента. Анты на иранских языках означает “живущие на украине, пограничные жители”. Согласно Иордану, анты заселяли лесостепную полосу междуречья Днестра и Днепра. В конце IV в. имела место война готов с антами, в которой остготский король Винитарий все же разгромил антов и казнил их князя Божа с 70 старейшинами. Это позволяет предположить, что анты в IV в. имели собственное военно-политическое образование, сопоставимое с другими союзами племен того времени. Антское общество в IV в. было социально расслоенным и соответствовало зрелым формам военной демократии. Антами было создано раннегосударственное образование, во главе которого стоял вождь, власть которого приобрела наследственный характер.

Из антского ареала исходили славянские передвижения, приведшие к формированию раннесредневековых болгар, сербов, хорватов и македонцев. В начале средневековья на базе древностей этого региона развиваются две археологические культуры: пеньковская антов и именьковская в Среднем Поволжье.

К черняховскому времени восходят и другие бесспорные иранизмы в этнонимии юго-восточной части славянского мира. Таковы хорваты, сербы, русь.Племенное имя сербов связывается с иранской лексемой servi со значением ”страж скота, стеречь”. Этноним сербы получен от сарматов, которые под названием “servi Sarmatorum”упоминаются в источниках IV-V вв., этот индоиранский компонент вошел в праславянский мир со стороны Южного Побужья. Интересно тождество этнонимов ‘’sar-mat/har-vat‘’в значение ‘’женский, изобилующий женщинами‘’. Весьма вероятно и индоиранское начало этнонима русь,возводимого к иранской лексеме со значением “светлый, блестящий”. Этноним рос первоначально тяготел к побережью Черного и Азовского морей и Тавриды. Здесь существовал особый этнос росы. Взаимодействие славян с этим народом привело к перенесению индоарийского этнонима на часть юго-восточного славянства.

Великая славянская миграция.

Дальнейшее развитие славянства и поздний этап эволюции праславянского языка(V-VII вв.) связаны с окончанием провинциональноримского облика пшеворской и черняховской культуры в результате нашествия гуннов, великим переселением народов и резким изменением климата в Европе.

Изменение климата в Европе.С конца IV в. происходит сильное похолодание; особенно холодным был V в. (самый холодный за прошедшие две тысячи лет). Похолодание вызвало интенсивное увлажнение и рост количества осадков. Эти изменения сопровождались поднятием грунтовых вод, повышением уровня рек и озер, заболачиванием больших пространств, затоплением полей и поселений, вымыванием плодородного слоя почв и т.п. Среднее Повисленье отличается наиболее низменным рельефом, и оно более других регионов пострадало от наводнений и переувлажненности почв. Судя по материалам археологии, его население полностью покинуло свои земли, регион обезлюдил на время.

Из Среднего Повисленья миграционные потоки населения, в римское время пользовавшегося всеми достижениями среднеевропейской провинциальноримской культуры, направлялись в юго-восточном направлении в Причерноморье (вторая волна готской экспансии, приведшая к расселению остготов в Нижнем Поднепровье и Крыму) и в северо-восточном через Мазурское Поозерье, средний Неман, бассейн Нериса-Вилии до Валдайской возвышенности.

Именно с этого времени мигрирующие славянские переселенцы постепенно осваивали верховья Днепра, район озер Ильмень и Чудского, междуречье Волги и Клязьмы, районы Верхней Волги. Свидетельством этой крупной миграции являются неизвестные в этих землях ранее вещевые находки среднеевропейского провинциальноримского происхождения, в т.ч. характерные славянской культуре. Первый этап славянского освоения лесной зоны Восточной Европы связан с миграцией праславян пшеворской и вельбарской культур в IV - V вв. на территорию Подвинья, Смоленского Поднепровья и далее на восток в лесную зону Волго-Клязьминского междуречья, районы Верхней Волги, озер Ильмень и Чудского. На основе этой миграции в Полоцко-Витебском Подвинье и Смоленском Поднепровье идет процесс становления смоленско-полоцких кривичей, носителей тушемлинской культуры,а вблизи Псковского озера и в бассейне Великой – псковских кривичей, носителей культуры длинных курганов. Кривичи, как считают некоторые исследователи, получили свой этноним от балтского Kreio – “отделяю, отрезаю”, что означало также окраинную область славянского мира (латыши до сих пор называют русских kries). К сожалению, история не сохранила этнонима славянского населения, освоившего территорию Волго-Окского междуречья. В отличие от поволжскофинских племен меря и мурома его можно назвать славяне меря и славяне мурома.

Позднее в миграционный поток были вовлечены славяне суково-дзедзицкой культуры Эльбо-Вислинского междуречья, эволюционировавшей на основе северной части пшеворской культуры. В VII-VIII вв. формируется культура сопок ильменских словен. Постепенно ильменские словене расселились в бассейне Ильменя с реками Шелонью, Ловатью, Мстой, а также частью Полужья и землями на восток до рек Молога и Чадогоща.

Нашествие гуннов.Гуннское нашествие в конце IV – первой половине V вв. затронуло весь ареал черняховской культуры. Большая часть поселений прекратила существование. Были уничтожены ремесленные центры, снабжавшие население своей продукцией, прекратилось поступление импортных изделий. Разрушение провинциальноримской цивилизации вызвало регресс экономики населения и изменило материальную культуру.

Часть черняховского населения, в том числе анты, была втянута в движении гуннов на запад и вместе с ними осела на Среднедунайских землях.

Значительные группы черняховского населения были вынуждены, спасаясь от гуннского погрома, бежать на новые места жительства. Результатом миграции славянской (антской) части черняховского населения в Среднее Поволжье стало становление в конце IV – начале V вв. именьковской культуры.Выбор конечного региона этой миграции объясним. Сюда, в Самарское Поволжье переселились еще в II-IV вв. группы пшеворского населения из области Волыни, Верхнего Поднестровья и Южного Побужья, спасаясь от готской экспансии. Земель с плодородными почвами здесь было достаточно для того, чтобы принять новые группы земледельческого населения. Этнос носителей именьковской культурыустановлен генетической связью ее с волынцевской культурой, славянская принадлежность которой вне всякого сомнения.

В лесостепных землях междуречья Днестра и Днепра (включая часть его левобережья) черняховское население сохранилось после гуннского нашествия в большей степени и не покинуло мест своего обитания. Более того, анты сохранили свою военно-политическую организацию, но до распада гуннской державы подчинялись гуннским наместникам. Например, Аттила поставил своего старшего сына Эллака повелителем акациров (гуннского племени в Приазовье) и других причерноморских народов. В V-VII вв. в ареале черняховской культуры формируются новая культура – пеньковская, экономический уровень которой был ниже черняховской. Создателями пеньковской культуры были в основном потомки местного черняховского населения - анты, в среду которых переселялись из более северных земель Поднепровья носители киевских древностей (балты днепровской группы) и славяне, носители пражско-корчакской культуры.

После распада гуннской державы по смерти Аттилы и переселения ряда германских племен началась великая славянская миграция. Первая волна миграционного потока связана преимущественно со славянами, выходцами из южного Повисленья, которых византийские истории VI в. называют с(к)лавенами, а современные археологи - славянами пражско-корчакской культуры, датируемой второй половиной V – VII вв. и эволюционировавшей из южного ареала пшеворской культуры. Дальнейшее развитие пражско-корчакской культуры было неодинаково в разных землях. На Волыне и в Припятском Полесье в VII-VIII вв. в результате плавной эволюции на основе пражско-корчакских древностей складывается лука-райковецкая культура, носителей которой можно отождествлять с дулебами, названными в Повести временных лет. Славяне (венеты, упоминаемые Иорданом) суково-дзедзицкой культуры, эволюционировавшей на основе северной части пшеворской культуры, расселяются в области междуречья Эльбы и Одера и на побережье Балтики – Польское Поморье.

Вторая волна миграционного потока, частично, перекрывшая первую, связана со славянами – антами, началась в связи с вторжением в Европу аваров в середине VI в.

Нашествие аваров.

Авары (обры древнерусских летописей) – кочевые племена варов и хионитов Северного Приаралья, вторглись в середине VI в. в Северное Причерноморье. Подчинив болгарское племя кутригуров, кочевавших в степях междуречья Дона и Днепра, и антов, и продвинувшись в Среднее Подунавье, куда еще ранее расселились дулебы,авары создали мощное объединение – Аварский каганат. В походах аваров на Византийскую империю участвовали и анты, свидетельствуют об этом византийские источники. Кроме того, византийские историки чаще всего называли антов, в последующем всех восточных славян, аварами и даже гуннами, не делая между ними различия. С 602 г. в византийских источниках не упоминается имя антов, что связано, скорее всего, с распадом военно-племенного союза антов на отдельные племенные образования хорватов, сербов, северов (упоминаемых в византийских источниках) и других славян, среди которых, возможно, были русы.

Русы в Средней Европе.С антской миграцией в Среднедунайский регион, которая в гунно-аварских походах достигла Баварии, связано распространение этнонима ”русь”. Географические названия, содержащие в своей основе этноним “русь” разрознено фиксируются в Нижней и Верхней Австрии, в Штирии, окрестностях Зальцбурга и Регенсбурга.

В вопросе идентификации этнонимов русьи руги весьма важно сообщение в Раффельштеттенском таможенном уставе 904/906 г. о двух славянскихплеменных группах – богемов и ругов. Вполне очевидно, что богемы – это чехи. Под термином Rugi в западноевропейских письменных памятниках X-XI вв. всегда имеется в виду Русь. Вполне вероятно, что данная традиция имеет более древние корни. Следовательно, и в уставе 904/906 г. под ругами подразумевались русы, только не из далекого русского Поднепровья, а из соседних с чешскими славянских земель. В округе Линца археологами выявлены славянские поселения и могильники VII-XI вв., а начиная с XI в. здесь получают распространения антропонимы, производные от этнонима русь. Следовательно, славяне именовались здесь русью. XI-XIII вв. были завершающимся этапом ассимиляции славянского, а не скандинавского, населения Баварии. Подобная картина наблюдается и в землях полабских славян.

V-VII веками завершается последний период праславянской истории. Расселение славян на обширнейших пространствах, их активное взаимодействие с иноэтничным племенами привели к культурной дифференциации славянского мира и членению единого праславянского языка на отдельные славянские языки.

Однако не стоит видеть в трех славянских группах Иордана – славянах, антах и венедах – прямое отражение трехчленной дифференциации современного славянства (восточные, западные и южные славяне). Существующее ныне трехчастное членение славянства является продуктом не только праславянского периода, но и более позднего исторического процесса.

Диалектное членение восточнославянских языков.

Племена, входившие в состав указанных Иорданам славянских групп, участвовали в разное историческое время и при разных условиях в этногенезе восточных славян. Об этом свидетельствуют и исследования лингвистов, доказывающие образование диалектов восточнославянского языка непосредственно из праславянского. Так, непосредственно из диалектов праславянского языка образовались древненовгородские, древнепсковские (кривичские) говоры и восточнорусские говоры Волго-Окского междуречья северновеликорусского наречия. С другой стороны, диалектное членение праславянского языка на говоры смоленско-полоцких кривичей, дулебов, антов пеньковской культуры, славян Днепровско-Донского междуречья и Среднего Поволжья завершилось образованием средневеликорусского и южновеликорусского наречий великорусского языка, а также белорусского и украинского языков в гораздо более позднее историческое время.



biofile.ru

Венеды, славяне, русы: предковая история

При обсуждении моего недавнего поста о начале Руси один читатель задал несколько типичных вопросов. Кто такие венеды? И кто такие славяне? От кого они происходят?.. Русский язык — это язык русов или язык славян? Или, может быть, это язык венетов?.. Русские, украинцы, белорусы — это кто? Славяне или русы? Наверняка, такие вопросы ещё будут поступать. Поэтому я решила сразу на них ответить…  Начнём с того, что об «ославянивании» венедов пишет индоевропеист Ю. Покорный (я всего лишь на него ссылаюсь). Это учёный с мировым авторитетом, что придаёт его формулировкам высокий научный уровень. И понятие «ославянились» в данном случае означает именно то, что предположил мой читатель: иллирийские венеды стали говорить на языке, принадлежащем славянской группе языков. Разъясню немного мою позицию. Если венеты/венеды локализуются на Адриатике в XII веке до н.э., то они никак не могут быть славянами, появление которых фиксируется в определенный период, а именно с VI века н.э., то есть с того периода, когда славяне под собственным именем упоминаются в источниках. Правда, в науке оговаривается, что точно неизвестно, когда это имя появилось как самоназвание. Возможно, раньше. Но историк не может работать с неизвестным, поэтому пока VI век – это конкретный исторический рубеж появления имени «славяне» на исторической арене, с которым мы должны считаться. У лингвистов имеется своя точка зрения на историю славянства. Они говорят о появлении элементов, вошедших позднее в славянские языки, начиная приблизительно с середины I тысячелетия до н.э., определяя это явление как праславянский язык. См., например, работы академиков Б.А. Рыбакова и О.Н. Трубачева. Все очень логично, поскольку рождение такого крупного феномена как этническая общность происходит в результате длительного «подготовительного» этапа. Особенно это касается формирования нового молодого языка, для выделения которого из прежних языковых общностей требуется «строительный» материал, взятый из имевшегося языкового «здания». Следовательно, сугубо в лингвистических исследованиях такое абстрактное понятие как праславянский язык имеет полное право на существование. Но когда отталкиваясь от этого понятия, начинают реконструировать историю «праславян», то такую абстракцию как историк я принять не могу. Поскольку вольно или невольно понятие «праславяне» превращается в образ уже существующего народа, что совсем не соотносится с историческими реалиями. Отсюда хочу напомнить общеизвестный вывод: согласно законам диалектики, язык имеет свою историю, а этнос – свою, где история языка – только одна из составляющих истории этноса. Но вернемся к вопросам. Итак, появление венедов – это XII век до н.э., появление славян под собственным именем – VI век н.э., а фиксация начальной границы элементов праславянского языка – 500 лет до н.э. При этом, надо подчеркнуть, выявление этих языковых праславянских элементов совсем не связано с областями венедов. Таким образом, венеды старше славян и по своей истории, и по языку. О реликтовом индоевропейском происхождении венедов/венетов есть своя литература. Она обобщена, например, у А.Г. Кузьмина в главе «Венеты на исторической карте Европы» (Начало Руси. М., 2003. С. 89-125). Мною написан об этом небольшой фрагмент в статье о варинах. Тоже, кстати, пример народа, происхождение которого связано с индоевропейским субстратом Южной Балтии, но который с распространением славянства на Балтии «ославянился», т.е. стал славяноязычной общностью. Хотя части этого народа в миграциях приняли разные другие языки, при этом некоторые такие «выделенцы» даже сохраняли прежнее самоназвание, а кроме этого – и связи с южно-балтийской прародиной. Вот фрагмент из моей статьи «Варины-варяги-вэринги: судьбы в истории и историографии» (Начала русского мира. Труды первой международной конференции 28-30 октября 2010 года. СПб., 2011). В сокращенном виде она была опубликована как текст доклада, но этот фрагмент туда не вошел: 

Для продолжения моих рассуждений (речь шла об изобретении паруса и о народах, которым он был известен – Л.Г.) хочу обратиться к работе историка и писателя С.В. Цветкова, который напомнил нам, что «в истории северного мореплавания и судостроения совершенно незаслуженно забыты кельты-венеты, которые уже в I веке до н.э. были самыми умелыми мореходами на славившемся своими ветрами и штормами Северном море и побережье Атлантического океана»1 и привёл, в частности, ссылку на античный источник: «Ещё Юлий Цезарь отмечал, какими прекрасными мореходами были венеты Арморики. “Это племя пользуется наибольшим влиянием по всему морскому побережью, так как венеты располагают самым большим числом кораблей, на которых они ходят в Британию, а также превосходят остальных галлов знанием морского дела и опытностью в нём…”»2. Интересно отметить, что среди союзников венетов Цезарь называет моринов из приморской части Франции и Бельгии.3 Поскольку в кельтских языках звуки «в» и «м» взаимозаменяемы, то морины являются вариантом того же древнего имени варинов.4 Я не рассматриваю венетов ни как кельтов, ни как галлов, в традициях вышеприведённой античной лексики, а только как венетов. Имя венетов, согласно многим источникам, явно древнее имени кельтов. Венеты/венеды (енеты/генеты у Геродота) относились к одному из реликтовых индоевропейских этносов и в ходе тысячелетних миграций отдавали своё имя многим народам или полиэтническим объединениям. Об этом имеется обширная литература, сошлюсь для примера на работу А.Г. Кузьмина: «Сложность вопроса […] заключается в том, что имя венетов прилагается как будто к разным народам, далеко отстоящим друг от друга. […] Исторических енетов мы находим у Геродота, который считал их иллирийским народом […]. В последующей традиции постоянно будет смешиваться венетская река Еридан в Северной Италии […] и река, впадающая в «северное море». […] связь, прослеживаемая между районами Адриатики и Прибалтикой по топонимическим данным, существовала во времена Геродота и сложилась, видимо, гораздо раньше […]. По археологическим данным, венеты появились на севере Адриатики около XII в. до н.э. […] В разных версиях Страбона венеты переселяются либо вместе с фракийцами, либо с киммерийцами. […] Язык венетов не имеет непосредственных наследников. В XX в. его обычно отождествляли с кельтским, учитывая кельтоязычие арморийских венетов и бесспорное влияние в IV-III вв. до н.э. кельтской материальной культуры на венетов. Затем популярной стала иллирийская теория, которую поддерживали Ю. Покорный и Г. Краэ. Об отличии языка венетов от кельтского прямо говорит Полибий… с первых веков н. э. становятся довольно регулярными сведения о венедах в Прибалтике. […] согласно Плинию, соседями венедов были сарматы, скифы и гирры. Во втором веке венедов упоминают Птолемей и Тацит. Птолемей, давая описание “Сарматии”, отмечает, что “Заселяют Сарматию очень многочисленные племена: венеды — по всему Венедскому заливу”. […] Генрих Латвийский знал неславянских венетов в Прибалтике ещё в XIII в.: они жили в районе Виндавы, откуда были вытеснены куршами».5 Эта пространная выдержка из книги А.Г. Кузьмина приведена мною в поддержку сказанного о том, что древнейшее имя венетов/венедов, по аналогии также с очень древним именем варинов, в процессе переселений оказывалось рассеянным по разноязычным территориям, но общее имя и генетическая память, аккумулированная в нём, должны были связывать разные ветви древнего народа идеей общих корней. По крайней мере, тот факт, что к началу нашей эры древнее имя венетов/венедов-мореходов окаймляло европейское побережье от Адриатики через Атлантику до Балтии, не может быть случайным. Однако всё в мире подвержено переменам. Рубеж IV-V вв. считается началом великих миграционных процессов, вошедших в европейскую историю как эпоха Великого переселения народов. Но миграции были более или менее постоянным фоном и в предшествующие века в истории европейских народов: люди всегда стремились переселиться туда, где жизнь сулила лучшие или большие возможности. Так, уже в течение III в. какая-то часть континентального населения из областей между Везером и Эльбой стала переселяться к Атлантическому побережью, туда, где морская торговля и гавани в течение столетий находились в руках венетов и где они ещё во время Юлия Цезаря «сделали своими данниками всех плавающих по этому морю», т.е. туда, где бурлила торговля, где богатство плыло в руки сильных и неразборчивых в средствах. Новые имена стали связываться с пиратством на Атлантике — имя саксов, как общее имя для разноэтничных пришельцев стало упоминаться в античных источниках в связи с морскими набегами. Сидоний Апполинарий (ок. 430-489), галло-римский поэт и епископ в Клермонте, писал о саксах, возвращавшихся домой «на всех парусах»6. К концу древнеримской эпохи часть прибрежной полосы в современной северо-восточной Франции и Бельгии, а также в восточной и юго-восточной Англии стала известна под именем Saxon Shore — Берег саксов.7 Однако в 560 г., т.е. через несколько десятилетий, византийский историк Прокопий Кесарийский писал о ближайших соратниках и союзниках саксов — англах в Англии, что у них не было парусов и что они всегда плавали на веслах.8 Следует помнить, что в ходе миграционных процессов создавались новые конфедерации народов, принимавшие имя какого-то одного народа из данной конфедерации, за которым скрывались и исчезали прежние этнонимы. Новое собирательное имя имело обыкновение выдвигаться в силу религиозных, культурно-языковых или династийных перемен, однако, под внешней оболочкой новой этнополитической системы многое могло оставаться неизменным, например, владение определёнными знаниями и навыками, сберегаемое определённым народом. Вполне вероятно, что венеты-мореходы времён Юлия Цезаря, оказавшись в IV-V вв. в сфере влияния правителей саксов, стали выступать под новым общеполитическим именем, но продолжали сохранять традиции парусного судоходства в своём ведении, что и поясняет замечание Прокопия о том, что англы не знали паруса. Так социально-политические и демографические изменения выступали в роли передаточного механизма по переносу древних знаний в новые этнополитические системы. Данное рассуждение вполне применимо и к Балтийскому региону. Здесь временем заметных перемен был период конца V-VI вв., когда балтийское побережье, связанное с венедами названием Венедского залива, начинает осваиваться носителями суковско-дзедзицкой культуры, которых отождествляют со славянами.9 Связь венетов/венедов со славянами устанавливается, в частности, благодаря сообщению историка Иордана (ум. ок. 552 г.), который писал: «У левого их склона (Альп — Л.Г.), спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавинами».10 Благодаря этому сообщению венедов очень часто напрямую отождествляют со славянами, хотя очевидно, даже из нескольких примеров, приведённых здесь выше, что венеды намного древнее славянства. Но из высказывания Иордана можно также заключить, что группировка народов, объединившаяся под именем склавинов, сложилась в этническом массиве, в течение какого-то времени связанного общим именем венетов/венедов, а затем усилилась настолько, что передала свой язык большей части сообщества при сохранении венедского имени. Подобное явление — сложение новой общности в результате объединения нескольких старых общностей, когда принимался язык одной из них, а имя — другой — можно было повсеместно наблюдать в древности и раннем средневековье. Таким образом, миграции славян в Балтийском регионе были не только миграциями славянского населения, но выступали и в форме распространения славянского языка среди своих давних соратников венедов/венетов и их союзников варинов-моринов. Это объясняет сравнительную быстроту ославянивания южнобалтийского субстрата и перенесение опыта балтийских венедов и варинов уже в новые этнополитические образования со славянским языком в качестве средства общения. Однако любые преобразования вызывают размежевания в обществе, где они происходят, и часть населения покидает родные места — так было всегда. Поэтому логичным представляется предположение, что часть варинов или венедов переселялась в течение VI в. с южнобалтийского побережья севернее, на острова Балтийского моря или южное побережье Скандинавского полуострова. Приток этого населения в Скандинавию и мог оказаться тем недостающим звеном, который замкнул цепь и дал толчок в развитии судостроения на Готланде и появлении парусных судов, что запечатлелось в изображениях на каменных стелах. Местное население, использовавшее в течение столетий гребные суда, владело опытом использования местной акватории, а пришельцы были необходимым дополнительным человеческим ресурсом со знаниями о парусном флоте, а также, вероятно, и с материальными средствами — соединение всех этих факторов логично объясняет появление паруса на Готланде в конце VI-VII вв.

 Опираясь на этот фрагмент, отвечаю на вопросы, поставленные моим читателем, более конкретно. Венеды и славяне не названия одного народа, но на разных этапах истории? Мой ответ: нет, венеды – один из предков славян, но среди потомков венедов были и кельты, и иллирийцы и другие народы. На каком языке говорили венеды? В вышеприведенном отрывке есть высказывание А.Г. Кузьмина о языке венедов как индоевропейском реликте, который частично вымер, частично вошел элементами в другие языки. Индоевропейская общность создавала гораздо большее число языков, чем нам известно по имеющимся языковым семьям. Кто такие славяне? От кого они происходят? Об этногенезе славян и ареалах их возникновения существует гигантский объём литературы. См., например, по этому вопросу концепцию О.Н. Трубачева и концепцию В.В. Седова. То же самое и в разговоре о русах и славянах. Это исторические этапы развития одного и того же народа, или же это разные народы? На каком языке говорили русы? Русский язык — это язык русов или язык славян. Или, может быть, это язык венетов? Прежде чем перейти к ответу на эти вопросы, хочу провести несколько аналогий для пояснения того подхода, который я представляю в моих статьях. К примеру, задавший эти вопросы читатель Василий. Он, как Василий, появился на свет определённого числа и года, с которых и началась его история. Понятно, что рождение состоялось благодаря родителям. Они – тоже самостоятельные субъекты истории, у которых, в свою очередь, были свои родители и т.д. Из сего следует, что у каждого человека есть предки, которые связаны с историей его рождения, но не могут быть с ним полностью отождествлены. Иными словами, дедушка Василия – это не праВасилий, а прадедушка – не протоВасилий, поскольку у каждого из них были и другие потомки. Дедушка, например, мог бы одновременно и праНиколаем, и праПетром, и так далее, но известен-то он был под своим собственным именем, скажем, Ивана. При этом совсем не факт, что все предки того или иного человека являлись носителями одной и той же группы языков. И уж тем более не факт, что все они проживали свою историю гомогенным коллективом на гомогенной территории. Таким образом, история даже отдельного человека – это даже не история рода (т.е. история мужской линии). Это сложная, разветвленная история родословия, сложившаяся из историй женских и мужских предков. Вот таким же образом я пытаюсь взглянуть и на историю народа, конкретно – на историю русского народа. Итак, русы и славяне – это исторические этапы развития одного и того же народа? Я уже напомнила, что науке до сих пор неизвестно, когда появилось самоназвание «славяне», т.е. неизвестно выделение какого-то конкретного народа-первопредка, называвшего себя «славяне». Славяне известны как наименование носителей языка, т.е. сразу как несколько народов. Есть известия о склавинах, но тут же рядом с ними появляются анты – тоже славяне, но с именем, рожденным ираноязычной средой. На образ славян как некого компактного народа повлияли библейские традиции представлять этногенез как процесс, восходящий к одному мужскому первопредку, праотцу, от разных детей которого пошли разные народы. Поэтому славяне (так же как и германцы) стали восприниматься как существовавший когда-то единый народ. А с XVI века этот библейский взгляд был залакирован германоязычным готицизмом, доказывавшим в споре с итальянскими гуманистами величие «единого германского народа», происходившего от одного великого предка. Я, как историк, не знаю таких «единых» народов – будь-то «славян» или «германцев». Мне известны только различные народы, которые с определенного времени оказались связанными друг с другом как носители языка одной языковой семьи. Поэтому славяне для меня – это прежде всего языковая семья, наличие же имени славян как этнонима пока не выявлено (чисто логически оно должно было быть, но наука пока его не выявила). А русы – это этноним, то есть имя народа – субъекта истории, исторические начала которого я пытаюсь изучать. Соответственно, заключительный вопрос моего читателя: Русские, украинцы, белорусы — это кто? Славяне или русы? Сербы, хорваты, македонцы, чехи, словаки, поляки — это кто? Славяне или русы? – предполагает следующий ответ. Сербы, хорваты, поляки – это различные народы, каждый со своей историей. Но они говорят на языках, относящихся к одной языковой семье, которую в науке ещё называют славянской группой языков. Русские, украинцы, белорусы как народы связаны друг с другом не только близостью языка, но и близостью истории – историей древнего народа русов, ведущего свое имя от материнского первопредка по имени Русь (это моя концепция), т.е. имевших в древности еще и родство по историческому «родословию». В своём перечне читатель не назвал болгар, которые в современной истории тоже принадлежат к славянским народам. Но на их примере можно очень отчётливо проиллюстрировать мою концепцию. Почему бы не задаться вопросом, кто такие болгары? Безусловно, славянский народ сегодня, но детище двух «предков»: волжских булгар и славян – балканского предка, сделавшего волжских булгар славянами. Аналогичные процессы прослеживаются и по истории других народов. Кто такие индийцы? Это потомки представителей культуры Хараппы (доиндских насельников Индостана) и переселившихся туда потомков индоариев. Кто такие эллины? Это потомки представителей крито-микенской культуры и самых разнородных «пришельцев» с севера. И так далее. Этот процесс живой истории я и пытаюсь восстановить по отношению к Древней Руси. Восстановить всех исторических предков, составивших древнерусскую историю. Что касается русского языка, то в нём как в языке восточноевропейских насельников следовало бы признать и архаичные индоевропейские слои. Отсюда и известные рассуждения о сходствах между русским и санскритом. Данное явление, на мой взгляд, должно рассматриваться по аналогии с литовским языком, где исследуют сходство между литовским и санскритом, возникшее в период общей «предковой» истории. Но этим должны заниматься лингвисты – здесь я, будучи историком, могу только высказывать предположения. Надеюсь, что смогла частично ответить на вопросы читателя. Я знаю, что подобные вопросы интересуют очень многих. Но сам по себе разговор должен быть продолжен: слишком уж необъятна тема. Лидия Грот,кандидат исторических наук Перейти к авторской колонке 

Читайте другие статьи на Переформате:

pereformat.ru