n_geography. Сколько лет великому новгороду


Великий Новгород - интересные факты

В древнерусских летописях Великий Новгород представлен вторым по значению после Киева. Но на первом этапе становления Руси он был главным городом, ведь именно из него варяги распространили свою власть на Киев и другие древнерусские города. О значении Новгорода говорит то, что укрепления детинца в Киеве были деревянными (только ворота каменными), а новгородский кремль был защищен каменными стенами еще в древнерусские времена. Новгород был важным торговым городом, здесь начинался «путь из варяг в греки», город входил в Ганзейский союз. Здесь были республиканские традиции, главные вопросы решались на вече, на всеобщем совете новгородских граждан выбирали и князя.

Кремль

История

Великий Новгород — интересные факты об истории города:

  1. Великий Новгород был основан почти 1160 лет назад, это один из самых известных и древних городов России.
  2. Ранее Великий Новгород был просто Новгородом, а переименован был только в 1999 году.
  3. На территории феодальной Руси Новгород стал первой независимой республикой и пробыл в таком статусе на протяжении трех веков.
  4. Действие былины о Садко происходило в этом городе. Это сказка о бедном гусляре, который разбогател на торговле и много путешествовал.
  5. Нижегородская демократия была ликвидирована царем Иваном Грозным, который фактически завоевал город. Причиной похода русского царя и жестокой расправы над новгородской знатью и население было то, что многие горожане хотели, чтобы их монархом был польский король. Это было в то время неудивительно, поскольку много западнорусских земель (современных белорусских и украинских территорий) пребывали в составе Речи Посполитой и Литовского княжества.
  6. Хольмгардом, что в переводе означает «город, уходящий под воду во время паводков» называли Новгород скандинавы в своих сагах.
  7. Немецкие купцы однажды стали спасителями новгородцев – в 13 веке в городе произошел страшный пожар, огонь уничтожил не только здания, но и все запасы провизии. Немецкие купцы привезли в город хлеб и спасли его жителей.
  8. Спустя много веков фашистская Германия принесла Новгороду огромный ущерб – во время Второй мировой войны сгорели все деревянные постройки, были уничтожены или утрачены исторические памятники и музейные экспонаты.
  9. После Второй мировой войны люди начали разбирать памятники архитектуры. В ситуацию вовремя вмешались ученые и утеря оставшихся ценностей была остановлена.
  10. Символом Великого Новгорода считается икона Богородицы. Во время нападений врага  защитники города вешали икону на стену и молились.
Собор

Софийский собор

Археология

Занимательные факты об археологии:

  1. Легенды об основании города гласят, что предшественником Новгорода является Рюриково городище, которое размещено в пределах города. На городище есть церковь Благовещения Богородицы, которую построил в 1103 году Мстислав Владимирович, сын киевского князя Владимира Мономаха. К сожалению, этот храм, который занимал второе по размеру место в Новгородском княжестве после Софийского собора, пребывает в руинах.
  2. Новгородский детинец – один из древнейших из сохранившихся русских кремлей, был построен в ХІ веке при князе Владимире.
  3. Благодаря влажному грунту в городе нашли множество берестяных грамот. Одну из них нашел в 1983 году житель Новгорода обнаружил в одном из своих цветочных горшков.
  4. Ярослав Мудрый, как сказано в летописях, жил в Новгороде в чудесном дворце, не имеющем аналогов в Европе. Однако до сих пор археологи не нашли остатков этого уникального здания.
  5. В древнерусские времена простые новгородцы жили в домах площадью около 16 квадратных метров, которые они топили по-черному, то есть дым шел не на улицу, а прямо в дом.

Культура

Интересные факты о культуре:

  1. Грамотой в Новгороде владели даже простолюдины, в это время даже не все европейские короли были грамотными.
  2. Великий Новгород избежал нашествия татаро-монгол, а также упадка в 11-12 веках, именно поэтому в городе сохранены древнейшие памятники архитектуры.
  3. Новгородские купцы называли Лондон и Париж «грязной деревней» из-за того, что в Новгороде улицы начали мостить раньше, чем в Европейских городах.
  4. Река Волхов разделила город на две половины, которые в прошлом соперничали между собой, зачастую выясняя отношения на мосту через ту самую реку.
  5. Самая широкая станция метро в России находится здесь – по «Московской» станции курсируют поезда двух веток метро сразу
  6. Только в 1995 году жители Великого Новгорода прокатились на троллейбусе – первая созданная троллейбусная система после распада СССР символично стала первой в городе.
  7. Водоснабжение в Новгороде даже в древнерусские времена было на высоком уровне – был построен деревянный водопровод.
  8. В городе родились композитор Сергей Рахманинов, писатель Борис Житков и знаменитый путешественник Николай Миклухо-Маклай (он был украинцем, потомком запорожских казаков).

www.interesnie-fakty.ru

Ответы@Mail.Ru: сколько лет великому новгороду?

читай википедию Великий Новгород — один из древнейших и известнейших городов России (в 2009 году официально отметил 1150-летие) . Место призвания летописного Рюрика. В Средние века — центр Новгородской Руси и затем Новгородской земли. Период политической истории Новгородской земли начиная с 1136 года и резкого ограничения роли князя, до победы московского князя Ивана III над новгородцами в 1478 году принято называть «Новгородская феодальная республика» (правительство которой использовало обозначение Господин Великий Новгород) . Великий Новгород называют «Отцом городов русских» , в противовес летописному названию Киева, как «Матери городов русских» , провозглашенному князем Олегом после захвата города и убийства Аскольда и Дира. Вокняжившись в Киеве Олег установил для Новгорода ежегодную дань варягам в 300 гривен: «и оустави варѧгом дань даяти . ѿ новагорода . т . гривенъ на лѣто . мира дѣлѧ єже до смерти Ярославлѧ даяше варѧгом» . Считается, что Олегом были объединены северный и южный центры восточных славян в одном государстве. Впрочем, у Аль-Масуди есть Дир и Ольванг, они современники и оба правят странами славян: "Вслед за ним (Диром) , следует царь ал-Олванг, у которого много владений, обширные строения, большое войско и обильное военное снаряжение. Он воюет с Румом, франками, лангобардами и другими народами. ..За этим царем следует из стран славян царь турок"[3]. Под турками (ср. данным К. Багрянородного) следует понимать венгров, локализируя царство Ольванга на юго-западе от Киева, возможно - в Прикарпатье.

touch.otvet.mail.ru

Великий Новгород - Родина России

 

Почувствовать многогранную душу России, ощутить нерушимую связь с великой и славной историей своей страны, прикоснуться к живой и дышащей временем древности веков – только в Великом Новгороде раскроется вся гамма этих трогательных и ценных для каждого гражданина нашей страны переживаний. Только побывав на древней Новгородской земле, родине России, вы сможете познать свою страну.

Только здесь вы можете прикоснуться к живой истории, более древней, чем сама Россия, своими глазами увидеть, «откуда есть пошла земля русская» - ее православие, грамотность, демократия, государственность. Вы пройдете во времени на десять веков назад и насладитесь известным с древних времен прославленным новгородским гостеприимством.

Вы увидите легендарную реку Волхов, главную водную артерию знаменитого средневекового пути из варяг в греки. Много столетий назад по Волхову плыли многочисленные караваны ладей, груженых товаром из заморских стран – дорогими тканями, цветными металлами, редкими винами, янтарем. Сегодня здесь купаются и рассекают гладь реки, до сих пор таящую в себе многие загадки, на водных мотоциклах. Вы ощутите пульс времени на запястье истории, вслед за гениями Рахманинова, Достоевского,  Державина, Ахматовой проникаясь удивительным городом, спокойным и древним, и в то же время молодым и энергичным.

Великий Новгород, словно угадывая ваши желания, преподнесет вам то, к чему стремится ваша душа. Выбор за вами: отдохнуть ли от стремительной суеты городской жизни, наслаждаясь пешей прогулкой по древним улицам и любуясь на сокровища русской архитектуры исторического центра города, или порадоваться приятным сюрпризам насыщенной вечерней и ночной жизни города.

Вы можете быть уверены, что посетив Великий Новгород однажды, вы еще не раз вернетесь сюда, чтобы снова и снова удивляться тайнам русской истории, открывающимся на Новгородчине, и познавать воспетую русскими классиками загадочную русскую душу.

Великий Новгород – родина русской государственности

Только на новгородской земле вы вдохнете глоток воздуха, которым дышала зарождающаяся Русь. Великий Новгород дал России первый опыт республиканского государства, и его исторический пример всегда привлекал сторонников демократического развития нашей страны.

Обязательно посетите древнее Рюриково городище – с этим местом, которое Д.С. Лихачев называл одним из прекраснейших в мире, напрямую связаны истоки русской государственности. Здесь в IX веке стоял князь Рюрик со своей дружиной, призванный на княжение славянами. Он основал династию Рюриковичей, стоявшую во главе русского государства более 700 лет, и дал новым землям имя «Русь».

С XII века Новгород стал «волен во князьях» - князей стали приглашать на «работу по контракту». Если князь не соответствовал ожиданиям, то его могли изгнать. Этой участи не избежал даже Александр Невский, но когда к Новгороду приблизились тевтонские рыцари, Александра вернули на княжение.

Летописное сказание о призвании Рюрика в Новгород стало официальным поводом для празднования тысячелетнего юбилея России. В честь этого события по инициативе императора Александра II в 1862 году в центре Новгородского Кремля был воздвигнут грандиозный монумент "Тысячелетию России". Он и сейчас украшает Новгородский Кремль, напоминая о том, что Новгород по праву является отцом городов русских.

 Великий Новгород – родина русского православия

Православные паломники со всей России стремятся в Великий Новгород, чтобы прикоснуться к издревле чтимым христианским святыням. Стены намоленных храмов Новгорода дышат мудростью веков, а чудотворные иконы, и поныне хранящие город, источают благодать.

В Новгороде еще в Х веке был возведен величественный Софийский собор, древнейший русский каменный храм, с которым всегда была связана не только религиозная и гражданская жизнь Новгорода, но и сама духовная суть города. Недаром сказал в XIII веке князь Мстислав Удалой: «Где святая София, там и Новгород». Голубь на кресте золотого купола собора, согласно преданию, хранит город от напастей, а в летописях сказано о том, что Великий Новгород находится под особым покровительством Святой Софии, Премудрости Божией.

Ныне в действующем кафедральном Софийском соборе находится святыня Новгорода - икона Знамения Божией Матери. По легенде, в XII веке она даровала победу новгородцам в битве с суздальцами, попавшими выпущенной стрелой в ее изображение. Богохульство не осталось безнаказанным - врагов Новгорода «покрыла тьма» и в страхе они перебили друг друга.

А сама икона «Битва новгородцев с суздальцами» представлена в крупнейшей в мире экспозиции русской средневековой иконописи собрания Новгородского государственного объединенного музея-заповедника в Новгородском Кремле в здании Присутственных мест. Там же вы увидите первое изображение русских святых – икону св. Бориса и Глеба, и величественного Спаса Ярое Око.

Важнейшие события русской истории связаны с новгородскими монастырями, кольцом опоясывающими Великий Новгород и знаменитыми подвигами своих святых основателей. В Георгиевском соборе Свято-Юрьева монастыря коленопреклоненно молился о победе над тевтонцами князь Александр Невский. Святой Варлаамий Хутынский, основатель и первый настоятель Варлаамо-Хутынского монастыря, предсказал Иоанну III победу над Литвою и крымским ханом Гиреем. Чудотворным мощам преподобного Варлаамия можно поклониться и сегодня.

Великий Новгород – родина грамотности на Руси

Первая книга на русском языке… Первая на Руси школа… Одна из крупнейших библиотек средневековой Руси… Стопроцентная грамотность населения уже в те времена, когда большинство жителей Европы вместо подписи ставили крест… Известно, что Анна, королева Франции – дочь князя Ярослава Мудрого – в одном из своих писем жаловалась отцу: «В какую варварскую страну ты меня послал: здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны».

Издревле Великий Новгород является центром летописания и книжности. На Новгородчине писали не только официальные документы – даже крестьяне вели активную переписку, касавшуюся не только бытовых вопросов, но и дел амурных…  И сегодня вы можете увидеть и прочитать послания древних новгородцев друг другу – археологами найдено около 1000 берестяных грамот, многие из которых находятся в собрании Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. Среди них – удивительные трогательные рисунки новгородского мальчика Онфима, постигавшего книжную премудрость.

Величественные стены Софийского Собора десять веков назад были испещрены изнутри молитвенными обращениями новгородцев, записями различных событий церковной и политической жизни города,  впечатлениями прихожан о богослужениях и выслушанных проповедях - можно сказать, что это была первая в Европе книга отзывов. Часть этих надписей сохранилась по сегодняшний день.

Обязательно прогуляйтесь по набережной, и через живописный тенистый парк вы выйдете к Антониеву монастырю – знаменитой обители святого Антония, который, согласно легенде, приплыл в Новгород из Италии на камне. Этот камень и сейчас можно увидеть в Соборе Рождества Богородицы, а еще в стенах монастыря жил и работал знаменитый Кирик Новгородец, первый русский математик, систематизировавший основы календарного счета и астрономии.

Великий Новгород – родина демократии на Руси

Дерзкий и непокорный северянин Великий Новгород всегда отличался вольностью мышления и независимостью характера его жителей. В национальном сознании прочно закрепился образ «вольного», то есть свободного Новгорода – Новгородская республика является одним из древнейших примеров воплощения демократического строя. При князе Ярославе Мудром потомки племенных вождей, осевших в Новгороде, получили особые права и налоговые льготы, а в конце XI в. - самоуправление. Гулкие звуки вечевого колокола собирали древних новгородцев на вече, где важнейшие государственные решения принимались на сходе жителей города.

С XII века новгородцы взяли волю избирать себе князя. С каждым новым князем они оговаривали круг его полномочий и величину доходов. Власть делилась между князем и посадником, которого также выбирали «лучшие люди» на вече. Даже суд вершить и волости отдавать в управление новгородский князь обязан был, только посовещавшись с посадником. На вече жители Новгорода могли выбирать даже архиепископа. Недаром наш город всегда именовали не иначе как «вольный». Новгородская республика, великая, славная и процветающая, и сегодня интересует сторонников гражданских свобод.

Мощь Господина Государя Великого Новгорода, а именно так звучало полное имя города, и его свободомыслие были настолько сильны, что после своего кровавого похода на Новгород Иван IV Грозный первым делом повелел снять вечевой колокол и прилюдно высечь, а после вырвать ему язык, чтобы заставить голос свободы замолкнуть.

 Великий Новгород – город музей

Ничто не доставит вам такой спокойной радости и эстетического удовольствия как пешая прогулка по улицам Великого Новгорода. Ведь в Новгороде находятся истинные жемчужины российского зодчества. Архитектура древнего города поистине уникальна – здесь представлено потрясающее разнообразие стилей и времен, которые, несмотря на эклектику, находятся в изумительной гармонии.

Единственное в России место, где на небольшом участке земли расположены семь разностильных храмов – это Ярославово Дворище. Новгородские, византийские, московские тенденции прослеживаются в удивительных постройках на месте древнего Торга. Согласно летописи, один из храмов – Никольский собор – первым русским зодчим, которого звали Петр.  

Пройдите немного дальше Ярославова Дворища – и вы увидите гармоничную церковь Спаса Преображения на Ильине улице, ее потрясающие фрески знаменитого византийского художника Феофана Грека. 

В Новгородском Кремле находится уникальное здание, одна из загадок архитектуры Великого Новгорода – Грановитая (или Владычная) палата. Это первое в России здание в готическом стиле «о тридцати трех дверях». 

Рядом с Грановитой палатой у кремлевской стены находится место, где в XV веке стоял Владычный дворец, резиденция Новгородского архиепископа, – «дворец с чудесами», славившийся хитрой отлаженной системой водопровода и канализации, сравнимой с современной. 

Буквально прикоснуться к застывшему времени, оказаться в центре истории можно на новом объекте показа «Театр времени: Троицкий раскоп», который историки справедливо называют «русской Троей». У вас есть уникальный шанс стать зрителями театра, где декорации в сотни раз старше зрителей, и увидеть сенсационные находки археологов.

Один из любимейших новгородцами и гостями города живописных уголков – музей народного деревянного зодчества «Витославлицы», где собраны шедевры деревянной архитектуры. За оградой музея-заповедника под открытым небом видны шатры и купола церквей и колоколен, угадывается какая-то совсем иная жизнь. Дважды в год, на святки и масленицу, новгородцы устраивают здесь широкие народные гуляния, яркие и веселые, которые позволяют вам окунуться в атмосферу неповторимого праздника.

Великий Новгород – ганзейский город

На протяжении нескольких веков Великий Новгород являлся связующим звеном между средневековой Европой и Русью. Еще до того, как Петр I начал «рубить окно в Европу», в России уже была открыта дверь, ведущая в европейские страны и на европейские рынки. Именно Великий Новгород был центром международной интеграции и торговли. В Новгород ввозили дорогие ткани (особенно ценилось сукно), цветные металлы, редкие вина, янтарь, балтийскую сельдь, соль. А новгородские товары высоко ценились во всей Европе. Многие западноевропейские монархи и знатные особы носили роскошные шубы и шапки из новгородских драгоценных мехов - горностая, соболя, куницы, - и щеголяли в сапогах выделки новгородских кожевенников; свечи из русского воска мерцали в огромных алтарях готических соборов крупнейших европейских городов.

Торговля Ганзейских городов с Русью осуществлялась только через Новгород - дальше на Русь ганзейские купцы не ходили, весь товар распродавали именно в Новгороде, откуда его развозили уже к своей выгоде новгородские купцы. Совершите небольшую прогулку от Кремля по пешеходному мосту через Волхов – и вы окажетесь на Ярославовом Дворище, месте средневекового Торга, где находилась одна из крупнейших в Европе Ганзейских контор. Обязательно обратите внимание на нарядную церковь Параскевы Пятницы, построенную «заморскими купцами». Говорят, если обойти вокруг церкви и ладонью насчитать 148 углов – это к верной удаче в бизнесе. А новгородские девушки обегали ее трижды для удачного замужества. Вокруг церкви и сейчас протоптана тропинка…

На традициях Средневековой Ганзы, которую считают прообразом современного единого европейского рынка, в 1980 году возник Ганзейский Союз Нового времени, объединяющий сейчас более 160 городов из 15 европейских стран.

Великий Новгород – родина былинного героя Садко – центр средневековой торговли

На новгородской земле реальность современности причудливо переплетается со сказкой. У родины России есть своя неповторимая древняя магия, давшая жизнь многим красивым легендам.

В самом сердце города, новгородском Кремле, любуясь на вид величественной Софии и обходя стены Детинца, можно выйти на место, где некогда высились стены собора святых Бориса и Глеба, возведенного легендарным былинным героем Садко, олицетворением духа свободолюбивых новгородцев. Гордый вольный купец жил и торговал на Новгородчине, преумножая славу своей родины и восхваляя ее в заморских странах.

А другого героя новгородских былин, Василия Буслаева, высоко ценил Максим Горький, считавший его воплощением русской удалой души.

Во время прогулки по Ярославову Дворищу представьте, что вы ступаете по тем местам, где еще до ганзейских купцов занимался государственными делами другой былинный герой, богатырь Добрыня Никитич – новгородский посадник Добрыня, который крестил древний русский город и по преданию сбросил в Ильмень языческий идол Перуна, который трижды приплывал обратно на свое место против течения.

…А возвращаясь в комфортабельный отель, не забудьте кинуть монетку в Волхов, чтобы обязательно вернуться в город, который невозможно не полюбить.

 Великий Новгород – родина русских гениев

С Новгородской землей связаны судьбы многих знаменитых россиян. Восемь лет жил и творил в Старой Руссе всемирно известный писатель Федор Достоевский – и сегодня можно пройти по тем самым живописным улочкам этого уютного городка, по которым ступали герои романа «Братья Карамазовы» - его события основаны на старорусских реалиях. Умиротворение для своей вечно мятущейся души нашел в имении Званка Новгородской губернии знаменитый поэт Гаврила Державин. Загадочная леди Серебряного века Анна Ахматова искренне любила Великий Новгород, утверждая свою нерасторжимую связь с ним: «Ведь капелька новгородской крови Во мне, как льдинка в пенистом вине».

Особым, самым дорогим и неповторимым городом стал Великий Новгород для великого музыканта Сергея Рахманинова. Гениальный русский пианист и композитор родился в Новгородской губернии и страстно полюбил древний город, который называл своей малой родиной и которому во многом был обязан своим музыкальным вдохновением. Сегодня, стоя у Софийской звонницы и вслушиваясь в мелодичные перезвоны, нельзя не вспомнить слова Рахманинова: «Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванивавшимися большими колоколами Новгородского Софийского собора. Звонари были артистами. Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся мелодию, четыре серебряные плачущие ноты, окруженные непрестанно меняющимися аккомпанементами…». И значительно позже, находясь в эмиграции, он признавался в том, что отчаянно скучает по звону новгородских колоколов. 

Новгородцы чтят своего великого земляка: осенью и весной проходят ежегодные Дни Памяти Сергея Рахманинова. Дважды в пять лет проводится Международный конкурс юных пианистов и Международный фестиваль имени С.В. Рахманинова, на котором традиционно выступают знаменитые мастера музыкального искусства, признанные критиками всего мира живыми символами «всего лучшего в музыкальном искусстве».

Beresta travel 944*130beresta travel 734-594

www.visitnovgorod.ru

Летописному Новгороду более 4400 лет

Впервые опубликовано в «Совершенно секретно», 2006 г.

В 2004 году новгородцы отметили 1145-летие города. Через три года у них круглая дата - 1150-летие. Правда, мероприятие все равно будет «районного масштаба», и максимум амбиций местных чиновников - выбить из федерального бюджета деньги на важную для города программу сноса ветхого жилья. Безусловно, нужное дело, но жаль, что решается оно под сурдинку профанации российской истории, которую разменивают на юбилейные пятаки.

Научный подход к вопросу об основании древнейшего русского города борется с политическим Ни чиновники, ни политики, ни даже ученые-историки не осознают, что эта якобы торжественно отмечаемая дата - вызов национальному самосознанию россиян. У любого, кто хоть немного знаком с российской историей, эта дата, практически совпадающая с призванием варягов, вызывает неприятие. Но спор идет не о нескольких десятках и даже не о двух-трех столетиях, вопрос стоит принципиально иначе: почему в 2004 году жители Великого Новгорода отмечали 1145-летие первой славянской столицы вместо того, чтобы со всей Россией торжественно отпраздновать 4400 лет со дня основания исторического, летописного Новгорода и начала русской истории? Что мешает нам вернуть свою историю?

859 год и основание НовгородаВпервые город упоминается в русских летописях именно под этим годом. У каждого должен был бы возникнуть вопрос, насколько оправданно принять за дату основания города его первое упоминание в летописи? Да и сама эта дата является спорной, поскольку известно, что годовые даты в летописи были проставлены задним числом. Но дело даже не в этом. Почему из летописи, где, в частности, говорится о нескольких поколениях династии новгородских князей, взяли ту, что явно является случайной? Почему не пошли другим путем? Если 862 год - год призвания в Новгород варягов в связи с пресечением мужской линии Гостомысла, то за начало должны были бы взять хотя бы начало этой династии.Ее история представлена в новгородских летописях, которых вместе с Иокимовской насчитывается не менее 14. Новгородская династия, чья мужская линия обрывается на Гостомысле, насчитывала «ко времени призвания варягов девять поколений» (Лесной С. Откуда ты, Русь? - Ростов-на-Дону, с. 28). Естественный вопрос: почему тогда за начало отсчета истории Новгорода, а вместе с ним и истории Руси (опять же учитывая текст летописи, которая гласит, что Новгород - первый славянский город) взят 859 год, хотя совершенно обоснованно было бы провести этот рубеж как минимум на 100-150 лет раньше?Очевидная условность принятого решения свидетельствует о том, что мы имеем дело с политическим, а не с научным подходом к вопросу об основании Новгорода. Дата этого события была определена формально, но при этом однозначно было признано, что Новгород - это первый русский город. Затем в порядке признанного на тот период старшинства русских городов были столь же формально проставлены даты их основания, что стало своеобразным табелем о рангах или об их древности. Иными словами, была закреплена, насколько ее знали, очередность возникновения городов, а реальное время их основания было по каким-то причинам скрыто от потомков.Это решение было «договорным» актом, а следовательно, оно было действительно, только если все стороны соблюдали это соглашение. Но сегодня прежние договоренности уже де-факто пересмотрены. От этого негласного соглашения уже отказались политики Татарии и бывших советских республик. В Татарстане, например, пересмотрели историю Казани и торжественно отметили ее 1000-летие, чем вызвали чувства патриотической ревности у других городов и народов. В результате политически согласованная, но научно не обоснованная линейка, по которой равнялись древние русские города, лишилась смысла и нуждается в срочном пересмотре. Можно не сомневаться, что удревление истории многих городов России это только вопрос времени. Однако хронологическую революцию, по модели Татарстана, вряд ли можно приветствовать, поскольку она лишь усугубит проблемы рационального восприятия истории. Положение таково, что, если мы не реставрируем свою историю, то мы можем ее окончательно утратить.

Апостол Андрей посетил древний город В «Повести временных лет» говорится, что апостол Андрей посетил Словены, которые затем были переименованы в Новгород. Основоположники современной версии русской истории М.В. Ломоносов, В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин не сомневались в том, что этот факт, отраженный в русских летописях, действительно имел место. Историки XVII-XIX вв. в своих работах приводили многочисленные упоминания о славянах из трудов античных авторов. Например, Ломоносов упоминает труд Клавдия Птолемея (ок. 90 - ок. 160), который писал о расселении славян в районе Великих Лук, Пскова, Старой Руссы и Новгорода (Ломоносов М.В. Древняя российская история. I, гл. 5, с. 45) . Карамзин посвящает древней истории славян первую главу своего труда. Он был уверен, что наши предки жили на территории нынешней России «задолго до того времени, как образовалось наше Государство» (Карамзин Н.М. ИГР, т. 1, гл. 2, с. 43). Более того, он пишет, что «на берегах же озера Ильменя собственно так называемые Славяне... после Рождества Христова основали Новгород» (там же). Основанием для этого суждения является текст «Повести временных лет», из которого Карамзин цитирует слова Нестора, что Святой Андрей «приде в Словены, идиже ныне Новгород» (там же, с. 196).И речь идет не только о позиции историков, на предании о посещении Новгорода апостолом Андреем построена значительная часть нашей государственной традиции: высший орден Российской империи, как и нынешней России, - это орден Андрея Первозванного. Он был учрежден Петром I в 1698 году «во имя Св. Апостола Андрея Первозванного, святым крещением первоначально пределы наши просветившего» (Энциклопедия Брокгауза и Ефрона). Но сегодня эти слова летописца считаются в лучшем случае литературной вставкой, призванной придать больший вес русской истории. Академик Лихачев, который подготовил издание «Повести временных лет», делает по этому поводу совершенно алогичный комментарий:«Рассказ о посещении Русской земли апостолом Андреем, хотя и не соответствует действительности, не может, однако, считаться выдумкою русского летописца. Отметим, что миссия Андрея в Синопию и в Корсунь (историки считают, что эти два города были расположены в нынешнем Крыму. – Прим. автора) историкам известна по греческим «деяниям» апостола Андрея... В Византии XI в. было распространено убеждение, что Андрей посетил Русскую землю. В частности, византийский император Михаил VII Дука писал Всеволоду Ярославичу (отцу Владимира Мономаха), что одни и те же самовидцы евангельской проповеди провозгласили христианство у многих народов» (см. «Повести временных лет», т. 2, с. 218). Да и вся официальная версия истории России исходит из того, что ее крещение было осуществлено в конце X в., а крестителем Руси считается князь Владимир.Налицо явное противоречие: одно из ключевых оснований государственной идеологии России - признание непосредственной апостольской проповеди христианства на Руси - противоречит другому, также освященному традицией положению, согласно которому Русь принимает крещение из Византии лишь в X веке.Но могла ли Русь, если верить, что ее посетили святые апостолы, не принять веры христианской из их рук? Современные историки старательно и со стеснением обходят этот вопрос. Так во времена социализма воспитанный внучек относился к наивной вере своей бабушки в Бога. У них на то есть веская, как они считают, причина. Дело в том, что, в отличие от историков прошлых веков, они не могут принять рассказ Нестора о посещении Новгорода апостолом Андреем, поскольку усилиями нескольких поколений археологов доказано, что в районе современного Великого Новгорода нет признаков развитой городской культуры, которая бы относилась к периоду ранее IX-X веков н.э. С точки зрения науки - а лишь одна археология из всего комплекса исторических дисциплин считается современной наукой - апостол Андрей не мог посетить нынешний Новгород, потому что города в этом месте еще не было, и поэтому, по крайней мере, это сообщение летописи воспринимается историками как некая легенда или поздняя литературная вставка.Но при таком подходе под сомнение ставится достоверность и других сведений, сообщаемых Нестором, как и достоверность других русских летописей и зарубежных источников, которые писали о славянах (Птолемей, Иордан и другие авторы). Весь этот огромный объем информации - о славянской истории до VI-IX веков - по существу выведен из научного оборота. На него наложено клеймо «мифы», хотя вряд ли можно обвинить авторов летописей и хроник, живших в различных странах и в разное время, в сговоре с целью системной фальсификации или приукрашивания истории. Тем не менее расхождение между летописными сведениями и археологическими данными настолько существенно, что практически все современные историки однозначно заявляют «о безусловной легендарности многих... сообщений «летописца Нестора» (Никитин А.Л. Основания русской истории. - М., 2001, с. 4-5).Правда, существуют парадоксальные примеры альтернативного подхода. В частности, академик Б.А. Рыбаков, несмотря на то что летописный материал противоречил его собственным находкам и историческим построениям, постоянно призывал “не критиковать, а шире использовать... данные” Нестора. Это было тем более странно, что Б.А. Рыбаков в своих работах доказывал, что по археологическим культурам район Киева много древнее Новгорода. Возможно, он надеялся, что археологи найдут еще более древние, чем в районе Киева, археологические культуры в районе озера Ильмень. На раскопки в районе Старой Ладоги и в других перспективных местах по-прежнему возлагают надежды, которым, думаю, вряд ли придется сбыться.Следует исходить из того, что мы имеем сегодня. И основной вопрос: можно ли снять по крайней мере самые кричащие противоречия между летописными сведениями и археологическими данными? Как относиться к историческим сведениям, содержащимся в летописях и хрониках, если они не были подтверждены археологами? Каковы критерии достоверности информации, содержащейся в летописях? Это вопросы к летописям. Но стоит поставить вопрос и об интерпретации отрицательных результатов археологического поиска. Что они доказывают и что опровергают? Доказывают ли они, что летописи фальсифицированы или пристрастно отредактированы, как нас уверяют некоторые, или же отсутствие археологических подтверждений существования Великого Новгорода на северо-западе нынешней России ранее IX–X веков дает нам основание предположить, что первый славянский город был поставлен в другом месте или даже в другом районе мира? Думаю, что последняя версия имеет право на существование, как, впрочем, и все остальные.

Самая древняя дата основания НовгородаВ официальную версию русской истории сегодня не вписываются сведения о посещении апостолом Андреем Новгорода. Но это только цветочки. Существует “Сказание о Словене и Русе и городе Словенске (из Хронографа 1679 года)”. В нем говорится, что Словены, будущий Новгород, были основаны в 3113 году от сотворения мира (Полное собрание русских летописей. Т. 31. – Л., 1977). 3113 год от с.м. - это по принятой сейчас системе летоисчисления 2396 год до нашей эры. Получается, что Великий Новгород был основан в третьем тысячелетии до н.э. Если признавать эту дату, то в 2003–2004 гг. нам следовало бы почтить память наших предков и отметить 4400 лет Новгороду. Но ничего подобного не произошло, несмотря на призывы энтузиастов вроде П.М. Золина. И это при том, что все современные историки знают о существовании этой летописи и об этой дате, но считают ее недостоверной.Это началось с Н.М. Карамзина, который заявил, что летопись, содержащая сведения об основании Словен, была фальсифицирована. Он восклицает: “И многие верили сим нелепостям! Верили (умалчивая о другом), что на берегах Волхова был у Славян город за 4200 лет до нашего века! Не только в древней Несторовой летописи, но и в самой Никоновской, в самых Хронографах и в Степенной Книге XVI века не упоминается еще о Словенске: сей вымысел принадлежит, кажется, седьмому-надесять столетию” (Карамзин Н.М. ИГР, т.1, гл. 2, прим. 70, с. 197). Под “монахами” Карамзин, видимо, имел в виду монаха Афанасьевского монастыря Тимофея Каменевича-Рвовского. Последний в XVII в. почти полностью повторил это сказание в своем рукописном трактате “Историчествующее и древнее описание и сказание... о начале родов: Московского и Славенороссийского превеликаго народа, и о преименовании их” (1699 г.). До Карамзина эта версия российской истории, видимо, имела широкое хождение. По крайней мере, Ломоносов хотя и мельком, но все же несколько раз сочувственно сослался на нее. Много о ней говорят и сейчас. Сохраняются немногие энтузиасты, которые, как, например, П.М. Золин, принимают летопись на веру, считая при этом, что описанные события относятся к району нынешнего Новгорода, хотя, конечно, не могут отрицать, что археология не подтверждает этого, но, видимо, надеются на лучшее.

КстатиНадо довериться историческим свидетельствам летописей, которые наши предки сохранили, несмотря на многие потрясения и катастрофы. Надо снять с православных монахов необоснованные обвинения в фальсификации истории. Это преступление должно было бы иметь мотив, а какую цель могли преследовать монахи периферийного монастыря, изменяя летопись столь радикально, ведь история ни одной европейской страны с общепризнанной древней историей – ни Греции, ни Рима – не начиналась в столь ранние времена. Трудно найти разумные основания для сознательной, а тем более для системной фальсификации летописей. Если признать, что Словены были основаны в третьем тысячелетии до н.э., то многое придется менять не только в российской, но и в мировой истории, в которой нам отведена непропорционально малая роль, хотя, как писал Ю. Венелин, современник Карамзина, “становление славянского народа как ствола предшествовало развитию греков и латинов как ветвей”. Тогда ему не удалось убедить в этом даже русское общество. Вначале может показаться, что если мы признаем эту дату достоверной, то на нас обрушится град проблем. В частности, у нас, на первый взгляд, нет ни князей, ни событий, чтобы покрыть этот огромный – 4400-летний – период. В первую очередь это относится к археологии тех районов, которые традиционно считаются исконно русскими (славянскими). Она не дает ни малейшего шанса привязать не только это сказание, да и остальную информацию “Повести временных лет”, к территории современной России. Если историки делали это ранее, а тем более если они настаивают на этом сейчас, они явно игнорируют не только историческую логику, но и здравый смысл. Но этот факт не может быть истолкован как свидетельство недостоверности летописи, как это делают сейчас. То, что современная археология не обнаружила следов городской цивилизации, относящейся к этому времени, на северо-западе нынешней России, дает нам возможность принципиально иначе ответить на вопрос, где же были поставлены Словены и откуда пошла Русь, чем это делали наши предшественники в доархеологическую эпоху.

 

n-geography.livejournal.com