Видимые невидимки: самые известные самолеты-"стелс" (25 фото + 1 видео). Самолет стелс


"Стелс" (самолет): технические характеристики :: SYL.ru

Технология «Стелс» на сегодняшний день остается на передовицах военной инженерии. Она перевернула фундамент мировой авиации, сделав самолеты главным тактическим оружием на поле боя. Впервые истребители-невидимки были представлены миру после нашумевшей операции «Буря в пустыне». Американские инженеры сотворили чудо, выпустив в широкое производство самолеты F-117. Разработкой новой технологии занималась компания «Локхид». Невидимки могли без труда влететь в любое хорошо охраняемое воздушное пространство и ликвидировать цель, оставаясь незамеченными для местных локаторов.

Технология «Стелс»

Значительного прогресса в разработках инженеры американской фирмы «Локхид» добились в конце 1970-х. Ранее похожие технологии использовались для маскировки подводных лодок и наземной бронетехники. Тем не менее для сокрытия в воздушном пространстве большого объекта позже был применен усовершенствованный подход.

"Стелс" - самолет, который незаметен для большинства радиолокаторов и техники, сканирующей в инфракрасном спектре. Обычные авиационные единицы, попадая в диапазон излучающих волн, улавливаются оборудованием. Этот эффект достигается благодаря отражению радиосингала от корпуса самолета. Чем больше площадь рассеивания, тем выше вероятность обнаружения объекта. Крупный бомбардировщик имеет показатель около 100, истребитель – до 12, а американский самолет «Стелс» – 0,3 кв.м. Фундаментом технологии невидимки считаются две составляющие: максимальное поглощение излучения от локаторов поверхностью корпуса и отражение волн в направлении, не входящем в диапазон поиска РЛС. Решением этих задач стало специальное покрытие и угловая форма самолета.

Разработки подобного воздушного объекта велись с начала 1960-х, однако ограниченные технические и финансовые ресурсы долго время не позволяли добиться должных результатов. Ситуация кардинально поменялась через полтора десятка лет. В 1981 году в небо поднялся первый самолет-невидимка «Стелс». С этого момента производство F-117 получило широкие масштабы.

Плюсы и минусы технологии

Про самолет «Стелс» можно сказать только хорошее. Тем не менее многие военные специалисты долгое время выражали свое недовольство инновацией американской авиации. И действительно, если подробно разобраться, у технологии были свои весомые недостатки. Во-первых, это касается стоимости самолета. Строительство одной единицы составляло более полумиллиарда долларов. Крупные бомбардировки-невидимки и вовсе оценивались в $1,1 млрд.

Следующим нюансом стало резкое развитие радиолокационного оборудования. Уже к началу 1990-х практически все РЛС могли с той или иной степенью вероятности обнаружить самолеты технологии «Стелс». Из-за этого американским инженерам приходилось постоянно совершенствовать свои наработки.

Еще одним минусом технологии являлось заметное снижение летных характеристик невидимки, так как при конструировании упор делался на радиолокационную малозаметность. В результате "Стелс" (самолет) сильно проигрывал многим другим воздушным единицам и в скорости, и в маневренности, и даже в безопасности. Что касается преимуществ, то помимо малозаметности стоит выделить эффективное противодействие ударной угрозе. Дело в том, что ни одна автоматизированная ракета не способна зафиксировать самолет с достаточной точностью.

На сегодняшний день американское правительство продолжает выделять миллиарды долларов на строительство новых представителей класса «Стелс».

Принцип работы самолета-невидимки

Для поглощения радиоизлучения используется ферромагнитное покрытие, которое нанесено на весь корпус объекта. Когда на данную поверхность попадают волны, под действием микроскопических магнитных частиц они перенаправляются с повышенной частотой в другую от РЛС сторону. Таким образом, энергия излучения истрачивается. Для улучшения свойств незаметности все оборудование и принадлежности в самолете сделаны из углеродного волокна. Также для перенаправления радиолучей было решено сконструировать корпус и крылья из плоскостей, без закруглений поверхности.Самолет-невидимка «Стелс» имеет специальные турбореактивные двигатели. Отличием от традиционных является использование диффузора перед компрессором. Это позволяет отражать излучение внутрь двигателя, тем самым нейтрализуя его. Также самолет оборудован системой охлаждения. Она принудительно снижает инфракрасные шумы двигателей.

Для рассеивания изучения радара было изменено даже кресло пилота. Оно имеет гофрированную форму, как и все остальные вертикальные части самолета. Мало того, изменению подвергся и хвост воздушного судна. В результате доработок он приобрел V-образную горизонтальную форму.

Первый самолет-невидимка

В 1981 году передовой разработкой американской компании «Локхид» стал дозвуковой ударный Lockheed F-117 кодификации Night Hawk. Самолет был предназначен для быстрого проникновения в тактическую зону противника, успешно скрываясь от систем ПВО. В результате последующих модернизаций были внедрены технологии противодействия самонаводящимся ракетам.

К 1990 году на балансе ВВС США состояло 64 единицы F-117. В международной кодификации самолет получил название «Ночной Ястреб». По американской системе обозначения невидимке присвоена литера F. Интересно, что долго время F-117 считался истребителем. Тем не менее сегодня он является обычным дозвуковым самолетом тактико-ударного типа. «Ночной Ястреб» успешно использовался в боевых действиях в Панаме, Персидском заливе, Югославии, Ираке. Первые потери датированы мартом 1999 года. Это был стелс-самолет, сбитый ракетой комплекса С-125 неподалеку от сербского поселения Буджановцы.

На данный момент «Ночной Ястреб» снят с вооружения из-за нехватки средств в связи с разработкой истребителя F-22 (новый самолет «Стелс»).

Технические характеристики Lockheed F-117

Длина самолета составляет 20 м, в то время как размах крыла превышает отметку в 13 м. В экипаж входит один пилот. Масса F-117 варьируется в пределах от 13,4 до 23,8 тонн, в зависимости от загруженности и запаса топлива. Изначально планировалось уменьшить номинальный вес самолета до 10 т, однако в итоге установка охлаждения потребовала дополнительного места. В результате пришлось дорабатывать нижнюю часть корпуса.

В комплектацию входят 2 двигателя F404 с суммарной тягой в 9700 кгс. Что касается летных характеристик, то максимальная дальность полета составляет порядка 1720 км. При этом боевой радиус равен 860 км. «Ночной Ястреб» способен подниматься на высоту до 13,7 километра. Скорость движения составляет 993 км/ч, в автономном режиме – 905 км/ч.

Описание невидимки B-2 Spirit

Этот стелс-самолет был разработан американской фирмой «Northrop Gr.». На сегодняшний день находится в активной эксплуатации. Представляет собой тяжелый стратегический бомбардировщик. Предназначен для поражения больших тактических наземных объектов. Способен прорваться через плотную ПВО благодаря использованию технологии «Стелс». В грузовом отсеке имеет возможность транспортировки ядерного оружия. Проект «Спирит» американскому правительству обошелся в 45 миллиардов долларов. Экипаж бомбардировщика состоит из 2 человек. Номинальная масса невидимки равняется 72 т. Параллельно с этим самолет способен поднять в воздух до 100 тонн припасов и топлива. Все четыре двигателя двухконтурные турбореактивные. Максимальная тяга – 30500 кгс. Бомбардировщик развивает скорость до 1010 км/ч. Дальность полета превышает 11 тысяч км.

В стандартное вооружение входят бомбы класса Mk или CBU, ракеты AGM и ядерное оружие литеры B. На данный момент это самый большой в мире стелс-самолет.

Характеристики F-22 Raptor

Истребитель «Раптор» является многоцелевым воздушным объектом пятого поколения. Его разработками занимались компании Boeing, Lockheed и GD. Это самый новый и усовершенствованный истребитель-невидимка в мире. F-22 основывается на принципе молниеносного поражения цели. Стоит отметить, что все вооружение «Раптора» находится в специальных внутренних отсеках для понижения заметности. Боевое крещение истребители прошли в Сирии осенью 2014 года.

Экипаж F-22 может состояться только из одного человека. Чистая масса – около 20 т. Грузоподъемность колеблется в пределах 10 тонн. В комплектации два двигателя с мощностью по 7400 кгс. При полете истребитель развивает скорость до 2410 км/ч.

Российский проект-невидимка «Беркут»

В 1997 году был выпущен первый экспериментальный палубный истребитель Су-47. Его конструктором стал Михаил Погосян. Работа над проектом осуществлялась на территории России.

Су-47 считается полностью стратегическим объектом, поэтому на нем не установлено никакого вооружения. Его целью является получение и анализ разведданных с хорошо защищенных точек противника. В дальнейшем планируется модернизация самолета до легкого бомбардировщика. Экипаж – 1 пилот. Номинальная масса объекта – 26,5 т. Оба двигателя двухконтурные турбореактивные с форсажной камерой. Общая тяга обеспечивается в 17500 кгс. Это позволяет Су-47 достигать скорости в 2500 км/ч.

Азиатская невидимка Shenyang J-31

Этот китайский стелс-самолет получил широкое производство только в конце 2012 года. Представляет собой многоцелевой истребитель последнего поколения. Миру стал известен как «Кречет» после международной выставки в Чжухае.

Управляет истребителем 1 пилот. Стоит отметить, что J-31 считается одним из самых маленьких самолетов класса «Стелс». Его длина составляет всего 16,9 м, а размах крыльев - и вовсе 11,5 м. При этом масса объекта – 17,5 т. Максимальный скоростной порог – 2200 км/ч.

www.syl.ru

Стелс американский самолёт-невидимка, придуманный русским учёным. "Тупиковая" ветвь авиации.

Стелс американский самолёт-невидимка, придуманный русским учёным. 'Тупиковая' ветвь авиации. фото

Самолёт-невидимка Стелс

Давно известно, что живучесть в бою можно обеспечить не только хорошей защитой, но и маскировкой. Долгое время в авиации маскировке уделялось слишком мало внимания. Фактически вся она сводилась лишь к специальной камуфляжной окраске: верхние поверхности самолёта красят в «камуфляж», а нижние - в голубой, под цвет неба

.

Открытие физика Петра Уфимцева

Около тридцати лет назад, листая популярный научно-технический журнал, сотрудники американской разведки наткнулись на статью русского физика Петра Уфимцева, в которой говорилось, что летательные аппараты типа «крыло», сделанные из определенных материалов, особым образом граненые и окрашенные, практически невидимы для радаров.

Стелс американский самолёт-невидимка, придуманный русским учёным. "Тупиковая" ветвь авиации.

Строительство и испытания летательного аппарата

Статья очень заинтересовала американских военных специалистов, и в США решили построить и испытать такой летательный аппарат.

Возможности для этого были. Тогда в Пентагоне – Министерстве обороны США – разрабатывалась программа создания самолетов нового поколения – высотного разведчика и высотного перехватчика, которые замышлялись недосягаемыми для средств обнаружения и поражения противника.Так в середине 1970-х годов ВВС США получили первоклассный самолет-разведчик SR-71, который отличали необычная аэродинамическая форма и специальная окраска, сделанные по «рецептам» Уфимцева и снижавшие радиолокационную видимость самолета. Окрыленные успехом, американцы двинулись дальше и начали разрабатывать новые типы самолетов-невидимок, основанных на идеях русского физика. Проект получил название «стелс» (от английского слова «stealth» – втихомолку, украдкой).

Создание самолёта-невидимки

Попытки создать «самолет-полную невидимку » долго не имели успеха. Лишь двадцать лет назад США явили миру чудо военной техники, похожее на летучую мышь или корабль инопланетян. Были изготовлены две модификации «стелсов»: истребитель-бомбардировщик F-117 и тяжелый стратегический бомбардировщик В-2, которые были применены в войне против Ирака. Чуть позже в строй вступил истребитель-невидимка F-22.Внешне F-117 похож на летающее крыло с размахом в 13, 2 м. Но кроме специально подобранной формы, вся его конструкция разработана с максимально возможным применением радиопоглощающих материалов. Они снижают уровень отраженных сигналов, которые к тому же отражаются не обратно, как от обычных поверхностей, а вверх и вниз в узких секторах. С помощью специальных выхлопных сопел и подвода окружающего воздуха значительно снижена и интенсивность инфракрасного излучения реактивной струи двигателей, то есть «тепловые» датчики противника тоже не обнаружат этот самолёт. У «невидимки» есть даже специальная система связи – лазерная, которую практически невозможно запеленговать. Правда, своими летно-техническим качествами F-117, мягко говоря, не блещет. Фигуры современного высшего пилотажа на нём не сделаешь - такова плата за «невидимость».

Технология стелс

Вся технология «стелс» была рассчитана на применение противником локаторов сантиметрового диапазона, для которых американские самолеты-«невидимки» действительно становятся малозаметными.Однако в России, да и у войск противовоздушной обороны (ПВО) других стран сегодня есть локаторы метрового диапазона, для которых неважно «стелс» это или обычный самолет.

Известие о невидимости «стеллсов» лишь для одного типа локаторов вызвало настоящий скандал в правительстве США. Ведь на разработку самолётов-невидимок были потрачены миллиарды, а оказалось что эффективность новых самолетов в бою может уступать даже старым машинам.Выяснилось, что технологический прорыв американцев в производстве «стелсов» был связан с эмиграцией в США Уфимцева, который был привлечен к работам по созданию невидимок. Тем же самым на протяжении многих лет Уфимцев занимался в СССР. И не только он.

Как минимум в двух советских КБ были построены и испытаны самолеты-невидимки разных типов. Вывод авторитетных комиссий был таков: 1) самолет-невидимка, изготовленный по идеям Уфимцева, из-за своей формы обладает малой скоростью и маневренностью – по сути это дельтаплан, плохо приспособленный к боевому маневру и не способный к высшему пилотажу; 2) самолет можно обнаружить визуально и особыми высокочастотными радарами; кроме того, при открытии бомболюков и в некоторых режимах полета он виден обычными радарами и после «засечки» может быть легко сбит; 3) стоимость самолета непомерно высока.

Вывод: строительство таких самолетов нецелесообразно

; более того, этот тип самолета является «тупиковой ветвью развития военной авиации».

Поэтому в начале 1980-х годов работы по уфимцевскому «стелсу» в СССР были прекращены. Обиженный конструктор уехал в США, где и реализовал за счёт американцев свои «бессмысленные», как доказало время, идеи.

Реализация идей конструктора в США

Современное развитие боевой авиации пошло другим путём: ведутся разработки самолетов нового поколения, отличавшихся сверхвысокой скоростью, высотой полета, меневренностью и незаметностью (за счёт этих свойств) для средств ПВО противника.

vilingstore.net

Технология «Стелс». Самолет F-117А, С-37 «Беркут» и другие

Россия давно борется с Соединенными Штатами за приоритет в создании истребителя двадцать первого века, сочетающего в себе характеристики сверхзвуковой суперманевренной боевой машины и технологии «Стелс». Самолет, обладающий такими качествами, не должен засекаться радарами и средствами инфракрасного наблюдения. Постройка подобного истребителя будущего не только способна резко повысить эффективность национальных ВВС, но и обеспечить весомый аргумент в конкурентной борьбе на мировом рынке вооружений.

Стелс самолет

До совсем недавнего времени у ведущих конструкторских бюро и авиастроителей не получалось объединить в одной боевой воздушной машине такие противоречивые в технологическом аспекте характеристики. Причем Россия преимущественно пребывала в роли догоняющей. Сочетающий в себе все эти качества, построенный по технологии «Стелс» самолет должен стать крупным козырем в решении различных геополитических задач.

Например, МиГ-29 разрабатывался в качестве адекватного ответа на создание американского истребителя F-18, а Су-27 был неким противовесом F-15. И хотя все данные модели в свое время стали настоящим прорывом и крупным достижением в области авиастроения, современные доктрины требуют разработки принципиально нового истребителя, сочетающего в себе великолепные летные характеристики с технологией «Стелс». Самолет, постройка которого основана на такой концепции, должен быть не только недоступен радарам, но и обладать качествами многоцелевой сверхзвуковой и сверхманевренной боевой машины.

самолет-невидимка стелс

Американский самолет-невидимка «Стелс» F-117 не смог приблизить своих конструкторов к вожделенной цели. Эта машина обладала весьма скромными летными характеристиками и не могла принимать участие в серьезных воздушных баталиях. ВВС Соединенных Штатов тратили огромные бюджетные средства на разработку действительно эффективного и невидимого для радаров крылатого хищника. Однако приблизиться к реализации этой задачи они смогли только осенью 1997-го года, когда начались испытания истребителя F-22 «Раптор».

Но в этот раз американские авиастроители не могли рассчитывать на безоговорочное первенство. Поскольку ОКБ Сухого начало летные испытания машины С-37 «Беркут» всего лишь двумя неделями позже своих конкурентов. По авторитетным оценкам военных экспертов, российский истребитель значительно превосходит «Раптор», главным образом благодаря уникальному крылу обратной стреловидности. Все это вывело конкурентную борьбу инженерной мысли и технологий на новый виток противостояния.

Самолет стелс фото

После завершения операции по захвату иракских нефтяных месторождений, амбициозно названной «Бурей в пустыне», американские военные чины без устали нахваливали свои самолеты F-117А фирмы «Локхид». Этих «черных призраков», совершивших несколько разрушительных налетов на Багдад, иракские ПВО не могли даже разглядеть на мониторах своих радиолокационных станций. Этот самолет «Стелс», фото которого демонстрирует идеальную геометрию машины, стал воплощением тридцатилетних усилий американских инженеров по разработке данной технологии.

Еще в 1962-м году фирма «Локхид» предпринимала попытки создать самолет-невидимку А-12. Поначалу эти потуги не принесли желаемого результата. Можно еще вспомнить «Стелс» самолет, знаменитый воздушный разведчик того времени SR-71, получивший свое прозвище «Черная птица» благодаря соответствующего цвета специальному покрытию, которое поглощало радиоволны. В начале 1970-х с бурным развитием вычислительной техники и программирования появилась возможность моделирования полета на ЭВМ. Так была спроектирована машина, имевшая минимальную радиозаметность. Уже в 1975-м году конструкторы фирмы «Локхид» создали первый опытный образец самолета-невидимки. Зимой 1977-го впервые поднялась в воздух боевая машина нового поколения F-117А, а через шесть лет ее приняли на вооружение американских ВВС.

Воодушевленный таким успехом Пентагон поручил компании «Нортроп» разработать по той же технологии новый стратегический бомбардировщик, неуязвимый для ПВО противника. Работы, длившиеся девять лет, завершились постройкой машины, получившей кодовое обозначение В-2. При создании всех своих «невидимок» американцы пользовались отнюдь не технологиями инопланетян, о чем ходило множество небылиц, а теоритическим разработками наших соотечественников.

Для поглощения радиоизлучения они применяли специальное ферромагнитное покрытие корпуса. Кроме того, американцы прибегали к множеству дополнительных ухищрений. Например, в самой машине почти все элементы изготавливались из не отражающих излучение композитных материалов, таких как углеродное волокно. Все двигатели были оснащены шумоподавляющими кожухами и системами принудительного охлаждения, которые снижают интенсивность инфракрасных выбросов. И еще много чего применялось в американских «невидимках».

Но здесь встает резонный вопрос об эффективности всех этих ухищрений. И тут выясняется, что огромные средства (многие миллиарды долларов!) потрачены зря. Прежде всего, эти машины оказались настолько капризны в эксплуатации, что готовить их к полету можно было только на базовых аэродромах. К тому же попутно выяснилось, что как только «Стелс» намокает, он начинает отчетливо проявляться на экранах радаров, подобно человеку-невидимке из известного романа Герберта Уэллса. Возможно, именно по этой причине во время военных действий в Югославии F-117А был сбит в одном из первых же вылетов.

Но окончательно добило изыскания американских ученых и авиастроителей в данной сфере изобретение, сделанное в России, где была разработана принципиально новая технология создания радионевидимости. Вблизи самолета генерируются специальные плазменные облака, настолько интенсивно поглощающие электромагнитные волны, что видимость машины на экранах радиолокационных станций уменьшается более чем в сотню раз.

fb.ru

Видимые невидимки: самые известные самолеты-стелс

В марте 2016 года в Японии планируют завершить испытания самолета нового поколения Advanced Technology Demonstrator X, созданного с применением технологий "стелс". Страна восходящего солнца станет четвертой в мире, на вооружении которой появятся самолеты-"невидимки". Ранее наличием боевых авиационных комплексов, созданных с применением технологий снижения заметности, могли похвастаться только Россия, Китай и США. Наличие "стелс"-технологий является одним из обязательных параметров самолетов пятого поколения. Суть технологии "стелс" состоит в снижении заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Эффект достигается за счет специального покрытия, специфической формы корпуса самолета, а также материалов, из которых сделана его конструкция. Радиолокационные волны, испускаемые, например, передатчиком зенитного ракетного комплекса, отражаются от внешней поверхности самолета и принимаются радиолокационной станцией – это и есть радиолокационная заметность. Она характеризуется эффективной площадью рассеяния (ЭПР). Это формальный параметр, который измеряется в единицах площади и является количественной мерой свойства объекта отражать электромагнитную волну. Чем меньше эта площадь, тем сложнее обнаружить самолет и поразить его ракетой (как минимум уменьшается дальность его обнаружения). У старых бомбардировщиков ЭПР может достигать 100 квадратных метров, у обычного современного истребителя составляет от 3 до 12 кв. м, а у самолетов-"невидимок" - порядка 0,3-0,4 кв. м. ЭПР сложных объектов невозможно точно рассчитать по формулам, она измеряется опытным путем спецприборами на полигонах или в безэховых камерах. Ее величина сильно зависит от направления, с которого облучается самолет, и для одной и той же летающей машины представлена диапазоном – как правило, наилучшие значения по площади рассеяния фиксируются при облучении самолета в передней полусфере. Таким образом, точных показателей ЭПР быть не может, а опытные значения для существующих самолетов пятого поколения засекречены. Западные аналитические ресурсы, как правило, занижают данные ЭПР по своим "стелс"-самолетам.

fishki.net

Почему русские радары видят самолеты-невидимки — Российская газета

Невидимых самолетов не бывает. Построенные по стелс-технологиям истребители и бомбардировщики причудливой формы с неважными характеристиками и огромной стоимостью все равно находят русские радары и сбивают русские ракеты. Мы узнали, почему так происходит.

Всемирную известность стелс-технологиям принесла операция "Буря в пустыне". Шесть недель подряд американские штурмовики F-117 бомбили Багдад. Каждую ночь самолеты ВВС США беспрепятственно преодолевали все рубежи иракской ПВО, поражали намеченные цели и невредимыми возвращались на базы. Выглядело это, что говорить, эффектно и позволило заместителю командующего американских ВВС Джону Уэлчу горделиво заметить: "Технология "стелс" вернула нас к тому фундаментальному принципу войны, который зовется сюрпризом".

На какое-то время F-117 стал не менее популярным американским брендом, чем "Кадиллак" или "Кока-Кола". Не стоит забывать, что любая война является мощной рекламой для применяемого в ней оружия. Если оно оправдывает ожидания.

Цена незаметности

Специалисты не используют в применении к стелс-технологиям слово "невидимость". Сделать самолет или ракету невидимыми современными средствами невозможно. Можно снизить их видимость -да и то лишь в поле зрения радара. В этом первая ахиллесова пята самолетов-невидимок: они видны невооруженному глазу оператора переносного зенитно-ракетного комплекса малой дальности. И видны его ракете с телевизионной головкой самонаведения. В современных ПЗРК используется комбинированный способ наведения на цель: оптический, инфракрасный (по тепловому следу), лазерный, - и стелс-технологии тут не смогут помочь. Другое дело, что сбивать самолеты противника желательно на дальних подступах, а не в тот момент, когда они пролетают над головой.

Для дальнего обнаружения целей существуют радиолокаторы. Если не брать в расчет систему противоракетной обороны, то средний армейский радар видит самолет километров за 300. Стелс-технологии позволяют сократить это расстояние - но какой ценой…

Для рассеивания луча РЛС самолет делают угловатым, состоящим из плоских граней. Такой дизайн называют фасетчатым. Где только можно, металл заменяют углепластиком. Где нельзя -покрывают его радиопоглощающими материалами. Чтобы скрыть от радара компрессоры двигателей - одну из самых заметных металлических деталей в самолете, - перед ними устанавливают специальные диффузоры, гасящие радиолокационный сигнал.

Плоские сопла создают широкий факел, что снижает заметность в инфракрасном диапазоне. Для вящей маскировки в реактивную струю добавляют холодный воздух с воздухозаборников. Традиционное хвостовое оперение заменяет V-образная "бабочка", менее заметная для РЛС. Даже спинки кресел пилотов в самолетах-невидимках сделаны гофрированными, чтобы рассеивать излучение радара.

В итоге получается самолет с неважными боевыми характеристиками. Он не может нести много оружия, так как все оно спрятано в фюзеляже -внешние подвески демаскируют! Он ограничен по скорости и дальности полета. Наконец, он вынужден с большой осторожностью применять радар или даже вовсе его не иметь. Поскольку излучение радара выдает самый невидимый самолет так же ясно, как луч фонарика - грабителя в темном доме.

Есть еще два недостатка. Малозаметные самолеты весьма недешевы. Американский бомбардировщик B-2 Spirit является самым дорогим самолетом в истории, стоимость одного экземпляра свыше 1,5 миллиарда долларов. И несмотря на все хитрости, их все равно сбивают.

Достать невидимку

27 марта 1999 года в ходе войны в Югославии самолет-невидимка F-117 Night Hawk ВВС США был сбит старинным зенитно-ракетным комплексом Р-125 "Печора". Первая ракета 5В27Д, выпущенная на кировском заводе имени XX партсъезда в 1976 году, оторвала американскому истребителю крыло, вторая попала в фюзеляж. Пилот Дейл Зелко катапультировался, спрятался в лесу и несколько часов спустя был эвакуирован на вертолете американским спецназом.

- 24 марта мы покинули воинскую часть и переместились в пригород Белграда, у села Шимановцы, - рассказал командир расчета Р-125 Драган Матич. -Три дня прошло относительно спокойно: работали по командам, обычная процедура. Главной задачей было не попасть под радары АВАКСов, сопровождавших самолеты НАТО. Вечером 27 марта вся наша бригада была на дежурстве. Коллега из службы слежения сообщил о сильных помехах в эфире - источник помех двигался в нашу сторону. Через пять минут радиоразведка передала, что к нашему расчету приближается цель. Я посмотрел в монитор и увидел ее, сигнал был четкий. Доложил командиру, что цель зафиксирована, мы готовы к поражению. Через 17 секунд после команды "Огонь" самолет был сбит нашими ракетами.

Отстрелявшись, зенитчики тут же покинули позицию.

- Чем быстрее передислоцируешься, тем больше шансов у расчета остаться в живых. За три месяца агрессии мы меняли позицию 24 раза. За нами следили АВАКСы и американские спутники. 20 секунд в эфире или на вражеском радаре - и, считай, ты уже мертвый. Прилетит "Томагавк" или мощная бомба, - продолжил Матич. - Мы молча стреляли и уезжали - это и спасло нашу команду. Никто не пострадал, хотя в моей бригаде ПВО погибло девять человек.

Сербский ракетчик рассказал, что его расчет поразил также F-16 и бомбардировщик-невидимку B-2. Но эти самолеты дотянули до своих аэродромов, поэтому доказательств нет. А сбитый F-117 американцы долгое время называли "пропавшим", а потом попросили вернуть. Сербы, естественно, отказались -сейчас кабина "стелса" украшает музей авиации в Белграде.

Кто не спрятался, мы не виноваты

Любой самолет состоит из компромиссов, любят повторять авиаторы. В ВВС это вещь столь же непреложная, как подъемная сила. Скорость и маневренность, полезная нагрузка и боевая дальность, средства обнаружения целей и защиты от ПВО - при создании каждого боевого самолета эти противоречивые, но одинаково важные для него свойства увязывают в единый комплекс, жертвуя чем-то во имя чего-то.

В F-117 ради незаметности пожертвовали многим. Построенный по схеме "летающее крыло", он плохо маневрировал, не мог летать на сверхзвуке, был нестабилен по тангажу и рысканью и траекторию его полета необходимо было постоянно корректировать -эту функцию возложили на автоматическую систему управления. У Night Hawk не было радара и систем радиоэлектронной борьбы. В случае обнаружения он оказывался беззащитен перед атакой с земли или воздуха.

Несмотря на автоматику и самых опытных пилотов, 6 из 64 построенных F-117 разбились во время тренировочных полетов.

Вследствие перечисленных недостатков и проигранной рекламной кампании в 2008 году Night Hawk был снят с вооружения. Ему на смену пришли истребители F-22 и F-35. Сравнив скрытность последнего и возможности ЗРК С-400 "Триумф", руководитель аналитического центра "Air Power Australia" Карло Копп сделал вывод, что американский истребитель станет легкой добычей для новейших средств ПВО России.

Стелс-технологии более-менее эффективны против радаров, работающих в Х-диапазоне (8-12 ГГц), а локаторы на ультракоротких волнах (30 МГц - 3 ГГц) отлично видят самолеты-невидимки. Как раз такие мобильные антистелсовые РЛС поступают на вооружение в российскую армию. Подобными радарами оснащены и корабли ВМС Китая.

rg.ru

Американский боевой самолет Lockheed F-117 Nighthawk

История авиации знает множество примеров диковинных летательных аппаратов, которые в то или иное время поднимались в воздух. Как правило, это были экспериментальные модели, плоды творческих поисков инженеров, которые так и не смогли покинуть стены конструкторских бюро и не пошли в серию. Но есть в этом правиле и немногочисленные исключения.

Американский боевой самолет Lockheed F-117 Nighthawk имеет настолько необычную форму и внешний вид, что легко бы победил в конкурсе на самый диковинный летательный аппарат, если такой когда-нибудь проводился. «Ночной ястреб» весьма напоминает экспонат, украденный из музея кубизма.

Машина эта во многом примечательна, F-117 Nighthawk – первый серийный самолет, созданный с использованием «стелс-технологий». Другими словами, «Ночной ястреб» имеет настолько низкую заметность для радаров противника, что его часто называют «самолетом-невидимкой». Но это название больше для прессы. Американские пилоты (особенно те, кто летал на нем) дали Lockheed F-117 Nighthawk совсем другое название: Wobblin’ Goblin, что дословно можно перевести, как «хромой гоблин». Это нелестное прозвище недвусмысленно показывает отношение пилотов к летным характеристикам F-117 Nighthawk.

Lockheed F-117 Nighthawk – это одноместный ударный самолет, предназначенный для проникновения в тыл противника и нанесения ракетно-бомбовых ударов в любое время суток и при любой погоде. По замыслу разработчиков, технология «стелс» должна была обмануть вражескую систему ПВО. «Ночной ястреб» предназначался для ударов по важным объектам противника: штабам, аэродромам, узлам связи и объектам ПВО.

F-117 Nighthawk успел повоевать, он участвовал в нескольких конфликтах. Всего успели выпустить 64 самолета, стоимость одной единицы составляет более 100 млн долларов.

Можно сказать, что на этом самолете прошла обкатка технологии «стелс», особенно это касается отработки этой технологии при серийном производстве. Может быть, именно по этой причине машина получилась настолько неоднозначной.

История создания

Прежде чем описывать историю создания F-117 Nighthawk, следует сказать несколько слов об обозначении этого самолета. В американской военной авиации буква «F» применяется для обозначения истребителей или их прототипов. Как она попала в аббревиатуру «Ночного ястреба», который по своим аэродинамическим характеристикам совсем не годится в истребители – неизвестно.

F-117 – это ударный самолет, который разрабатывался для выполнения функций тактического бомбардировщика или штурмовика. Те авторы, которые пишут о «стелс-истребителе» F-117, очень далеки от темы или плохо знают эту машину.

Интерес к снижению заметности летательных аппаратов для радаров противника (технология «стелс») возник у военных США после того, как американские пилоты побывали во вьетнамских «ракетных джунглях». Снижение заметности самолетов для РЛС считалось одним из перспективных направлений увеличения их живучести, работы по программе «Стелс» начались в 1965 году. Хотя, интерес к снижению заметности летательных аппаратов появился у военных еще во времена появления первых радиолокационных станций.

F-117 можно назвать «самолетом-невидимкой» второго поколения, к первому стоит отнести SR-71 – знаменитый стратегический разведчик Холодной войны. Эта машина эксплуатировалась на высочайших скоростях, которые раскаляли корпус на несколько сотен градусов, так что добиться высокого уровня незаметности не получилось, но результаты конструкторы получили довольно неплохие.

В 1977 году в американском военном ведомстве был создан комитет Xcom, в задачи которого входило практическое применение технологий невидимости. Было санкционировано начало трех программ в этом направлении: Senior Prom (разработка крылатой ракеты-невидимки), ATB (в будущем она приведет к созданию стратегического бомбардировщика В-2) и Senior Trend, благодаря которой и появится F-117.

Разработка нового самолета была поручена компании Lockheed Martin. Трехзначный номер обычно присваивали сверхсекретным самолетам, так что все работы велись в глубокой тайне. Контракт с производителем был подписан 16 ноября 1978 года. Пентагон поставил перед инженерами компании задачу снизить все характеристики самолета, которые демаскируют его. Заказчика интересовала не только заметность для РЛС, но и уменьшение теплового излучения самолета, снижение уровня его шумности, устранение любых собственных излучений машины и инверсионных следов.

Lockheed Martin справилась с поставленной задачей в предельно сжатые сроки: уже через восемь месяцев началось строительство первой машины, которая была передана на испытания в 1981 году.

Естественно, что стремление уменьшить заметность самолета для радаров привело к серьезному изменению формы F-117, что, в свою очередь, существенно снизило летные характеристики машины.

Существует легенда, что когда ведущему специалисту Lockheed Martin по аэродинамике Дику Кэнтрелу показали желательную форму будущего самолета, то его хватил удар. Немного отойдя от потрясения, конструктор понял, что его отдел не будет играть главную скрипку при создании новой машины. Поэтому дал своим сотрудникам единственное задание: сделать так, чтобы «хромой гоблин» хотя бы как-нибудь поднялся в воздух.

Первые испытания показали крайнюю неустойчивость F-117 сразу во многих режимах полета. Были и другие неприятные неожиданности, которые преподнес самолет своим создателям. Им пришлось серьезно дорабатывать воздухозаборники, изменять конструкцию топливных баков и доводить систему управления машиной.

Использование технологий «стелс» сильнее всего ударили по маневренности машины. F-117 имел довольно неплохую тяговооруженность, но его маневренность и скорость оставляла желать лучшего. В систему управления самолетом были внесены ограничения, которые попросту блокировали выполнение некоторых маневров. Кроме того, у «Ночного ястреба» весьма ограничена дальность полета и никудышные взлетно-посадочные характеристики. В общем, он имел мало общего с тем «стелс-истребителем», который легко побеждает противников в голливудских блокбастерах.

Эксплуатировать F-117 начали с 1983 года, в первое время этот самолет был сверхсекретным, впервые американские военные признали сам факт его существования только в 1988 году. Первый публичный показ состоялся в 1990 году, а через год F-117 показали на авиационной выставке в Париже.

Для пилотирования нового самолета отбирались только опытные пилоты, имевшие налет не менее 1 тыс. часов, но и это не спасло от катастроф. Информации о них немного, так как программа была сильно засекречена. Есть информация, что первый «Ночной сокол» разбился в 1982 году, до приема машины в эксплуатацию. Затем были еще несколько аварий.

Сразу после появления F-117 был действительно грозным оружием. Его не могли обнаружить РЛС СССР и Китая. Не видели «стелс» и истребители. Однако ситуация очень быстро изменилась: радиолокационные средства обнаружения совершенствовались очень быстро, также появились другие технологии обнаружения самолетов. Так что очень скоро F-117 уже стал только относительно невидимым самолетом, а конструкционные недостатки, заложенные в нем, естественно, никуда не делись.

Описание конструкции

Ударный самолет F-117 построен по схеме «летающее крыло». Он имеет V-образное хвостовое оперение. Конструкция машины выполнена с использованием технологий «стелс», это касается и формы самолета, и материалов, использованных в его конструкции.

Крыло имеет большую стреловидность (67,5°), фюзеляж выполнен в виде плоских гладких панелей, угол которых вычислен так, чтобы отражать сигнал РЛС в различные стороны. Такая форма фюзеляжа называется фасеточной, и именно она снижает заметность самолета на 90%. По такому же принципу сделан и фонарь кабины пилота. Он покрыт особым материалом, содержащим золото. Подобное покрытие устраняет опасность облучения внутрикабинного оборудования и экипировки пилота (его шлем может фонить на экране радара сильнее, чем весь самолет).

Шасси – трехопорное. Передняя стойка имеет одно управляемое колесо, также одноколесными являются и основные стойки. Самолет оснащен посадочным крюком и тормозным парашютом.

Над крыльями с обеих сторон фюзеляжа находятся воздухозаборники. Все контуры щелей и соединений имеют пилообразные кромки, что также рассеивает электромагнитные волны. Внешней подвески нет, все оружие размещено во внутренних отсеках. Плоские сопла экранированы особыми теплопоглощающими плитами, которые значительно снижают заметность самолета в ИК-диапазоне.

Все антенны и другие передающие устройства, расположенные на поверхности самолета, могут убираться внутрь корпуса. В конструкции F-117 были активно применены композитные радиопоглощающие материалы и покрытия. Весь корпус покрыт несколькими видами подобных материалов, которые наклеивались на него, как обои на стену. Самолет покрашен черной ферромагнитной краской, которая не только поглощает радиоволны, но и отлично рассеивает тепло.

Благодаря вышеперечисленным особенностям конструкции, F-117 имеет гораздо меньшую эффективную площадь рассеивания (ЭПР), которая составляет 0,1-0,01 м2. Это в несколько сот раз меньше, чем ЭПР у обычного самолета сходного размера. Таким образом, обнаружить самолет с помощью наземной РЛС или радара истребителя весьма непросто.

Хотя, если вражеский истребитель все-таки обнаружит F-117, то шансов у последнего не будет практически никаких.

У «Ночного ястреба» нет собственной РЛС, для уменьшения риска обнаружения все системы навигации и прицеливания самолета являются пассивными. Также нет активных систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Для навигации используется спутниковая и инерциальная система. Прицельные приспособления представлены инфракрасными камерами и лазерной подсветкой цели, которая включается на крайне непродолжительное время.

Силовая установка состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей General Electric F-404-GE-F1D2, каждый из которых развивает тягу 4 900 кг.

F-117 несет ракетно-бомбовое вооружение, может использовать и ядерные боеприпасы. Типичным оружием для самолета являются бомбы GBU-10 или GBU-27, может брать на борт ракеты AGM-88 HARM, AGM-65 «Maverick».

«Ночной ястреб» — очень узкоспециализированный самолет, он предназначен для ударов в ночное время по важным объектам противника. Все вооружение, которое он может брать на борт является управляемым. Оно отличается весьма высокой точностью (±0,1 м).

Ударный самолет F-117 очень неустойчив по рысканию и тангажу, поэтому в систему его управления введена специальная программа, которая не позволяет пилоту совершать опасные маневры.

Боевое применение

Самолет эксплуатировался с 1983 года по 2008, он успел принять участие в нескольких региональных конфликтах. За время эксплуатации было потеряно семь самолетов, только один из которых был сбит зенитным огнем противника. Остальные разбились в катастрофах, случившихся по вине пилотов или из-за технических неисправностей.

Боевым крещением F-117 стало вторжение американцев в Панаму в 1989 году.

Впервые массировано эти самолеты были использованы во время операции «Буря в пустыни» в 1991 году. F-117 во время этого конфликта показали весьма высокую эффективность: за одну ночь они уничтожили практически все иракские Ту-22.

Следующим конфликтом, в котором американцы массировано применили этот самолет, стала война в Югославии в 1999 году. Именно тогда был сбит «самолет-невидимка». Его уничтожила сербская зенитная батарея, вооруженная устаревшим советским зенитным комплексом С-125. Сербы заявляли об уничтожении еще одной или двух машин, но эти данные довольно спорны.

Последним значительным конфликтом, в котором был задействован F-117, стала вторая иракская кампания США (2003 год).

Изначально данный самолет планировали использовать до 2018 года, но высокие затраты на программы F-22 Raptor и F-35 заставило американских военных отказаться от него почти на десятилетие раньше.

Уже в середине прошлого десятилетия «Ночной ястреб» являлся морально устаревшей машиной. Из-за стремительного развития средств обнаружения летательных аппаратов, он утратил свое основное достоинство — звание «самолета-невидимки», а конструкционные недостатки, заложенные в него изначально, превращали F-117 в весьма дорогую и крайне уязвимую машину. Да и стоимость обслуживания «Ночного ястреба» была довольно высока, так что данное решение выглядит вполне естественным.

F-117 стал настоящим стендом на котором американцы отрабатывали все нюансы использования технологии «стелс». Этот самолет можно без преувеличения назвать уникальной машиной, F-117 был первым в своем классе, поэтому ему можно простить многие огрехи. Во многом благодаря «Ночному ястребу» в небо поднялись «самолеты-невидимки» пятого поколения: F-22 Raptor и F-35.

Летно-технические характеристики

Ниже представлены ЛТХ ударного самолета F-117A.

Модификация  F-117A
Размах крыла, м  13.30
Длина самолета, м  20.30
Высота самолета, м  3.78
Площадь крыла, м  105.90
Угол стреловидности, град  67.30
Масса, кг
  пустого самолета  13381
  взлетная масса  23625
  топлива  8255
Тип двигателя  2 ТРДД General Electric F404-GE-F1D2
Тяга, кн  2 х 46,70
Максимальная скорость, км/ч  970
Крейсерская скорость, км/ч  306
Посадочная скорость  227
Перегоночная дальность, км  2012
Боевая дальность действия, км  917
Практический потолок, м  13716
Макс. эксплуатационная перегрузка  6
Экипаж, чел  1

Видео о самолете

militaryarms.ru

F-117 — Lurkmore

«

И кирпич будет летать, была бы достаточная тяга

»
— Сергей Павлович Королев
Стелс на фоне пустыни Невада

Lockheed F-117 Night Hawk («Ночной ястреб», народн. стелс, невидимка, чаще «Nighthawk» — гугл. ночной таксист (или козодой), не путать со стратегическим бомбардировщиком Northrop B-2 Spirit!) — американский тактический ударный летательный утюг аппарат тяжелее воздуха, построенный с применением технологии «стелс». В среде лётчиков получил прозвище Wobblin’ Goblin — хромой гоблин — из-за впечатляющих лётных характеристик.

«Бандит» на Хромом гоблине

Аппарат предназначен для точечных ударов днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, действуя без прикрытия. Самолёт использует болванки с лазерным (точность — ±0,1 м), пассивным радиолокационным наведением, пассивным тепловым и радиокомандным наведением (точность — дрожание руки оператора). Предусмотрена возможность подвески атомных бомб. Таким образом, цель поражается в любых метеоусловиях с вероятностью 0,8…0,9. При правильном выборе боеприпаса погодные условия не оказывают влияния на точность и эффективность работы по наземным целям.

Радиолокационная малозаметность самолета (и F-117 в частности) подразумевает, что при его облучении радиолокационной станцией противовоздушной обороны бо́льшая часть излучения рассеивается и отражается куда угодно, только не обратно в антенну-приемник, часть излучения поглощается специальным покрытием и/или материалом планера самолета и только малая часть возвращается назад. То есть засветка на экране оператора локатора-то будет, но гораздо слабее и ближе к РЛС, чем, например, от Су-25. И пока вражеские ПВО соображают кто такой (свой-чужой / НЛО / кукурузник/Ту-154), передают данные зениткам / наводят ракеты / заряжают рогатку, F-117 подлетает на расстояние тактического удара, скидывает подарки и валит в ебеня.

Дело в том, что снижение заметности самолета было достигнуто за счет использования фасеточных форм и наклонных плоскостей, соответственно планер стал похож на фигуру из музея кубизма. Если нормальные самолеты сначала учат летать, а потом подмазывают / подгибают, чтоб ещё и на радаре не сильно заметный был, то этот сначала сделали «невидимым», а потом хоть как-то учили летать.

Проверенный советский инструмент для выпиливания летающих утюгов

Когда проект показали специалисту по аэродинамике Дику Кэнтрелу, тот упал в обморок заявил: «I don't care what in hell it looks like, I'll get that ugly son-of-a-bitch to fly!». Лётчиков за руль 117-го сажали только самых опытных, с налётом не менее тысячи часов (это примерно от трёх до пяти лет в строю, для истребителя), чтоб не поубивались. Пытаясь исправить ситуацию, «Локхид» впилили дополнительную прокладку между штурвалом и сиденьем — хитровыебанный автопилот, который корректировал особо мудрые сигналы управления, снижая вероятность завалить самолёт в штопор. Но всё равно: статистика падений данного убердевайса говорит нам, что из семи официально признаных падений пять произошло либо из-за неспособности недостаточно опытного летчика справиться с управлением, либо из-за ошибок наземной подготовки аппарата.

Однако стелс оставался страшной тайной, только в 1988 году правительство СШП признало его существование, показав ретушированную фотографию. В апреле 1990 года Пентагон провел публичную демонстрацию «ночного гоблина» всему миру. Публика была в ахуе от одного вида такого чуда, начался бешеный пеар. Стелс замелькал в журналах, на авиасалонах, в фильмах, компьютерных играх и интернетах. И в том же 1990 году выпуск F-117 был прекращен, и деньги, предназначенные на его производство перенаправили на программу Lockheed/Boeing F-22 Raptor (тогда ещё YF-22).

Случай испытать сверхсекретную вундервафлю в деле представился в 1989 году. В это время в Панаме стал намечаться дефицит демократии, а потому туда были направлены два F-117 с целью убить президента Мануэля Норьега. Но начиненные электроникой ассасины попросту не попали бомбами в цель. СМИ СШП заявили, что операция прошла успешно, поскольку гуманные американцы просто хотели напугать врага. Народ схавал, а компетентные люди сделали выводы.

Звездным часом для F-117 стала война в Персидском заливе. Собственно, операция «Буря в стакане пустыне» и началась с удара F-117: в ночь с 16 на 17 января 1991-го 10 «Найтхоуков» из 415-й эскадрильи ВВС США пересекли границу Ирака, дошли до Багдада, в центре иракской столицы ебнули 100-метровую командную вышку и центр управления тактическими ракетами и перехватчиками, и, будучи абсолютно незамеченными радарами ПВО Ирака, вернулись на базу. Epic win. Пентагон трубил о «сверхэффективности» стелсов со сверхточными бомбами с эффективностью удара в 80-90% Но существует мнение, что лишь 30% от сброшенных ими «сверхточных» бомб попало в цель. Теоретически, это не так уж и плохо, по сравнению с обычными бомбами, у которых вероятность попадания в заданный квадрат куда ниже одного процента (Союзники во 2-ю Мировую добились аж 3-х процентной точности попадания бомб при бомбардировках Гермашки). Но на практике выходило, что даже и 30% получалось лишь в идеальных сферически-вакумных условиях, ибо иракцы элементарными средствами маскировки часто сбивали наведение подобных бомб (тащемта, помещали под маскировочные сети стальные листы, что создавало ложную цель, или под стальными листами поджигали костерок и жарили шашлыки, что создавало эффект работающего танкового двигателя).

Обломки F-117. Того самого

До 1999 года F-117 работал преимущественно дорогой фотомоделью. Настоящее дело для него нашлось в Югославии, когда блок НАТО решил защитить бедных албанцев и подарить сербам немного демократии. На третий же день с USAF случился невиданный frustration — сербы расхуячили эту посудину. Из чего — хер знает, по официальной версии как нашего Министерства обороны, так и сербского, это был ЗРК С-125. Есть мнение, что постарался МиГ-29, но кого это волнует, если самолёт расхерачили «в упор» и прямой наводкой. Просто грохнули, и всё. И пруфпик имеется.

Американский налогоплательщик начал осознавать, что его много лет круто наёбывали, выдавая еле летающий утюг за супер-оружие. Командование НАТО постиг лютейший баттхерт, теперь F-117 летал на задание не иначе как под охраной истребителей, обвешаных противорадиолокационными ракетами HARM, дабы выжечь все вокруг при малейшем появлении радарного сигнала. К величайшей радости тамошнего «Эльдорадо», расовые балканцы успешно использовали старые микроволновки с отломанными дверцами в качестве ложных целей для ракет (sic!)

Разумеется, со своим эскортом «хромой гоблин» стал просто аццки невидимым самолетом. Думаете, помогло? Югославы через четыре дня, первого апреля, распустили слухи, что был подбит ещё один F-117, правда, он дотянул до Загреба. И ещё один был подбит пятого под Црвени Кот. Впрочем, хитрые пендосы всё отрицают и в список официальных потерь не внесли.

Как ЗРК вообще мог заметить F-117A, тем более открыть по нему прицельный огонь?

А все просто. Самолет по технологии «стелс» видим, обнаруживаем и замечаем абсолютно со всех радаров. «Стелс», это, тащем-то, технология снижения заметности, а не технология невидимости. Проще говоря, «стелс» работает схожим образом с маскировкой в твоих любимых танчиках. Чем эффективная площадь рассеяния ниже, тем с меньшей дистанции может быть засвечен стелс-самолет, то есть обливание агрегата радиопоглощающей краской и придание ему хитрых форм похоже на навешивание маскировочной сети и покраска камуфляжем: расстояние засвета уменьшится, но невидимым самолет (или танк) не станет. И наоборот: чем мощнее радар, тем с большего расстояния будет заметен самолет. Например, радар ЗРК С-125 (с которой и был сбит в Югославии F-117) сумеет обнаружить «Найтхоук» с расстояния примерно в сотню метров — ибо минимальная ЭПР, которую может обнаружить С-125 равна около 0,3-0,4 м², ЭПР же F-117 составляет от 0,01 до 0,0025 м², в зависимости от ракурса. Если взять ЗРК С-300 — радар отсюда сумеет обнаружить «Найтхоук» с растояния около 50-60 километров. И так далее.

Но анонимус задаст вполне разумный вопрос — если С-125 не могла вообще обнаружить F-117, тогда каким образом она вообще смогла его сбить? А ответ прост — С-125 как ЗРК малого радиуса действия обладала аппаратурой телевизионно-оптического визирования и сопровождения цели «Карат».

Оная аппаратура позволяла вести огонь по целям вообще без использования РЛС — по визуальному контакту, то есть «куда глядю, туда ракета и летит», то есть при таком наведении зенитному комплексу абсолютно похуй, «стелс» самолет или не «стелс», что весьма доставляет. Ну, по крайней мере, этот способ доставил ракету в жопу «стосемнадцатому». Даже две ракеты. Минусы визуального наведения — далеко хуй стрельнешь (максимум километров на 10) и сильная зависимость от погоды (дождь, снег, туман, дым — хуй вообще стрельнешь).

По другим сведениям пиндосы просто не подрассчитали, что сербы до сих пор пользуются советскими радарами метрового диапазона, в котором стелс парадоксально виден всё-таки чуть лучше, чем в евроатлантическом дециметровом, так как радиопоглощающие материалы на него и рассчитывались, в частности, это сотовый наполнитель фюзеляжа.

Полковник Золтан Дани смотрит на тебя, как на сбитый F-117 Слева — подполковник Дейл Зелко, пилот того самого несчастного F-117. Справа — полковник Золтан Дани, зенитчик, сбивший тот самый несчастный F-117. Яйца крепче оказались у второго, а с виду и не скажешь Уже через много лет — заклятые друзья, и вместе готовят блинчики на одной кухне. Зелко — слева, Дани — справа. Такие делы!

К тому же, зенитчик, командовавший тем расчетом ЗРК был весьма подготовлен, ибо обучался в Cовке (зовут его Золтан Дани, на данный момент он работает пекарем в собственной пекарне, и что особенно доставляет — в день сбития F-117, то есть 27 марта, он выпекает фирменные буханки в форме этого летающего утюга). Да и вообще — ЗРК был в засаде, и пилот «Найтхоука» ну никак не ожидал пиздеца. Даже летел по тому же маршруту в четвёртый раз подряд, расслабив булки от ощущения своей невидимости.

По словам Дейла Зелко, пилота того самого F-117: «Была очень низкая облачность. Ракету я увидел, когда она уже пересекла слой облаков, сразу после запуска. Она шла под углом в 50 градусов ко мне. И как только я ее увидел, я понял: меня вычислили. Первая ракета прошла совсем близко над самолетом. Настолько близко, что самолет тряхнуло».

Этот уничтоженный F-117 сразу похоронил всю серию самолётов, навсегда сняв клеймо «неуязвимости», и скоро все оставшиеся самолеты увезли на свалку. Последние боевые вылеты на нем совершились в 2003 году, в условиях практически подавленной ПВО.

Такие делы. Также товарищ Золтан утверждал, что смог сбить заодно и B-2. Вообще, сербы сообщали о сбитии 2-х таких самолетов — борта под именами «Дух Вашингтона» и «Дух Миссури». Правда, оба «сбитых» в Югославии B-2 потом внезапно «воскресли» в небе над Ираком в 2003-ем году, и так же внезапно «воскресали» на авиабазах в США на период с 2006-го по 2008-й. Впрочем, это уже никого не волнует.

[править] Что дальше?

После Сербии стелсы ещё повоевали в Ираке в 2003 году, но уже без всякого пиара. Конгресс решил, что хватит кормить гоблинскую кавалерию, в 2006 сняли с вооружения первые десять штук, и далее их резали небольшими партиями. 22 апреля 2008 совершили последний полет оставшиеся четыре F-117. Goodnight, Night Hawk.

[править] Про распил бюджетных денег

Ымперский пафос пиндосских поцреотов

Анонимус, знаешь ли ты, сколько ушло денег, чтобы создать F-117? Программа обошлась в 6,56 млрд. USD, включая НИОКР. Итогом стало создание угловатого ведра с ниибически дорогой эмалировкой, которое еле летало, зато стоило 42,6 млн. USD. Но для того ли компания Lockheed пробивалась к бюджетной кормушке, чтоб так просто отступить? Ответственные лица убедили кого надо, что эта фантасмагорическая хрень и есть та самая вундервафля, в которой остро нуждается USAF. Правда, на F-117 надо было не только летать, но и воевать. Потому был проведен ряд апгрейдов, увеличивших стоимость стелса до 111,2 млн. USD за штуку. А всего F-117 было построено 59 (вот и 6,56 млрд. USD). Плюс запчасти. Плюс реклама компании, как создателя самого крутого в мире самолета. Представляешь, сколько всего поимели локхиды за продвижение самолета, на котором можно было сражаться лишь с гондурасами, при условии полного господства в воздухе? Теперь прикинем стоимость базы в Неваде для «хромых гоблинов», их обслуживание, производство боеприпасов (стоимость одной бомбы GBU-27 — 55 тыс. USD) и т. д. Короче, все были при деле. А ты говоришь Булава…

Но это не предел для бездонного кошелька пиндосского налогоплательщика — один Northrop B-2 Spirit стоил в ценах 97-го года около 2 млрд. USD (с тех пор цена золота увеличилась в 5 раз, цена нефти — также, примерно в 5 раз, то есть в 2012-м году эта вундервафля стоила бы все $10 млрд, что, к слову, примерно в 3 раза превышает стоимость 75 тонн золотых слитков, по массе примерно равных массе этой вашей вундервафли), а их всего 20 штук построено, что в сумме примерно равно капитализации таких компаний, как IBM, Газпром или Microsoft (этот ваш Роспил и откат отдыхает).

Для ориентира — стоимость одного Су-27 около 30 млн. USD в экспортном варианте. F-117 на экспорт вообще не поставлялся.

Тру олдфаги скажут, что это за игра

Ещё до начала открытого пиара Кровавая Гебня в СССР описывала сабж в унылых боевиках с поцреотическим уклоном. Например, ещё в 1985 году сверхсекретные разработки загнивающий запад был вынужден распилить.

С началом открытого пиара F-117 он, естественно, начал звездить в унылых американских боевиках с маразматичными сюжетами. Первым был фильм «Филадельфийский эксперимент 2» (1992 г.), про то как фошысты изменили пространственно-временной континуум, украли F-117 с ядерной бомбой и выиграли WW2. На следующий год появился «Перехватчик», где стелс был похищен уже террористами. В 1995 сабж мелькнул в «Захват 2».

Но самым феерическим опусом стал «Приказано уничтожить» (1996), где десантники высаживаются с борта стелса в захваченный террористами Боинг-747. Былинная победа маразма, во-первых, в F-117 десант некуда впихивать, разве что в бомбоотсек, это ж не кукурузник. Во-вторых, эта пирамидка не настолько невидимая, чтобы втупую подлететь к самолёту впритык и приставить трубу, и те даже не замечали бы ни турбулентностей, ничего. По фильму захваченные пилоты даже не делали вид — они как бы и не замечали внешний самолёт. Но быдло схавало. В фильме 2005 года «Стелс» сабж был оснащён искусственным интеллектом и являлся одним из главных героев наряду с живыми актёрами. Только в этом фильме был не сам сабж, а придуманный супер-мего-шопесдецнах самолёт-невидимка.

Параллельно было разрекламлено и прилагательное «невидимый». Даже в одной из серий «Утиных историй» обыгрывается полёт Зигзага и Скруджа на полностью невидимом самолёте.

Гораздо интереснее были игры про F-117. Здесь можно назвать F-117A Stealth Fighter, переделанный Microprose из известного F-19. Более широкую популярность получил F-117 Night Storm, вышедший на SEGA Mega Drive. Авиасимулятор включал в себя как реальные военные кампании США, так и вымышленные (например, насаждение демократии в Северной Корее). Игра была достаточно сложной, небольшое количество боезапаса ограничивало истребление врагов разумными пределами, а сбить стелth могли парой-тройкой попаданий. Также F-117 присутствовал в не менее известной игре Jungle strike, где на нём нужно было выполнять миссии на 7-ом уровне. Невидимым он там ни разу не был, принципиальное отличие от основного вертолёта — бесконечное топливо! Сценаристы даже как-то топорно пытались объяснить эту бесконечность «терминами» в брифинге миссии. Ну и нет возможности зависнуть в воздухе, из-за чего эта миссия крайне трудная — с таким малым обзором (вид сверху-сбоку) он постоянно врезается во все статуи и ангары. В стратегиях F-117 тоже присутствует — Act of war (бомбардировщик), Generals (истребитель укрепсооружений), ну и в этой вашей «Цивилизации», куда уж без нее.

[править] По аналогии с F-117… F-16

Для супернавороченного F-16C тоже «нашлось дело» на Балканах. Два пиндосских самолета мирно патрулировали территорию, на которой насаждалась демократия[1]. В это же время, недалеко от них, боснийские сербы устраивали гонки на православном мобильном ЗРК 2К12Е «Куб» (SA-6). У поцанов в «кубике» созрел хитрый план по сдаче летающих пиндосских утюгов в металлолом, который, с успехом, был претворен IRL: к ебени матери, двумя залпами был сбит один F-16C (это притом, что сбитого лошка крышевал самолет ДРЛО). К счастью, пилот сбитого самолета успел катапультироваться и шесть дней пробирался к своим, при этом высирая по дороге туеву кучу кирпичей и вспоминая «теплыми словами» фирму-производителя утюга — General Dynamics. По сюжету даже была снята доставляющая клюква «В тылу врага», где расовый итальянец Машков изображал урку по имени Sasha, который был выпилен тем самым ползающем по земле летчиком.

Стелсосрач — тема благодатная, особенно в плане еды, потому не упомянуть о ней никак нельзя. Но повторяться не имеет смысла, так как она уже вполне раскрыта в этой статье. Пример стелсосрача можно увидеть и в обсуждении данной статьи.

13yesПоказатьСкрыть
  • Таким мы его запомнили

  • Анонимус пилотировал F-117

  • Инструкция для стройбата по уничтожению стелсов

  • Французский троллинг F-117 («Можно бы и поработать над управляемостью»)

13yesПоказатьСкрыть
  1. ↑ Босния и Герцеговина
F-117 Nighthawk — залог победы!
F-117 — гордость авиастроения.

lurkmore.to