Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 40
Рюрик князь варяжский. Всемирная история — это всемирный суд

Князь Рюрик -879 Рюрик легендарный. Рюрик князь варяжский


История, правители России, «Титаник»

ПРАВИТЕЛИ РОССИИ

РЮРИК ВАРЯЖСКИЙ (ок.817 – 879) Князь. 862 – 879

Рюрик Варяжский

В то далекое время, с которого начинается Российская Государственность, среди славянских племен, населявших Русь, выделялись два племенных союза: Северный, во главе с Новгородом, и Южный, под главенством Киева. Жили в них славяне по законам народного правления. Единого правителя у них не было. Племена и общины управлялись старейшинами. Межплеменные разногласия часто приводили к войнам. Не было мира и между племенными союзами, которых разделяли торговые интересы, где двум союзам приходилось соперничать. Войны настолько ослабляли славян, что у них не оставалось сил на защиту от внешних врагов. И враги пользовались слабостью славян. В 859 году, по словам летописца Нестора, «какие-то смелые и храбрые завоеватели, именуемые в наших летописях варягами, пришли из-за Балтийского (Варяжского) моря и наложили дань на славян ильменских, кривичей, мерю и чудь». И хотя славяне сумели через два года изгнать варягов, но не смогли жить в мире друг с другом. Снова начались междоусобия, несогласия, раздоры. И снова полилась на землю славянская кровь. Тогда собрались славяне вместе с другими союзными племенами и долго думали, как спасти им Отечество от гибели. И решили они, по совету новгородского старейшины Гостомысла, отказаться от народного правления и поставить над собой единого князя, которому подчинялись бы все и который охранял бы их земли и вершил суд и расправу по всей строгости. А чтобы никому не было обидно и дисциплина была бы отменной, решили князя ставить не из своих людей, а искать его в чужих краях. Пошли они за море к варягам племени Русь и сказали им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Идите княжить и владеть нами».

Возможно были и другие причины, толкнувшие славян ильменских на столь необычный шаг. Возможно Гостомысл и его единомышленники хотели видеть в варягах надежных стражей своих границ. Возможно их руками хотели покорить они своих соседей...

Братья Рюрик, Синеус и Трувор согласились принять власть над людьми, которые, «умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться». Так сделались они первыми Правителями в нашем Древнем Отечестве. От них и страна, где они поселились, получила название «РУСЬ». БЫЛО ЭТО В 862 ГОДУ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. С ЭТОГО ВРЕМЕНИ БЕРЕТ НАЧАЛО РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ.

Братья прибыли с многочисленной дружиной и расселились так: Рюрик поселился у славян ильменских; Синеус – между чудью и весью на Белоозере; Трувор – у кривичей в Изборске. Относительно конкретного города, в котором остановился Рюрик, у историков согласия нет. Одни говорят, в Ладоге, другие – в Новгороде. Вероятнее всего в Ладоге, т.к. положение этого города относительно начала великого водного пути «из варяг в греки» и близости моря важнее положения Новгорода.

Вряд ли «вхождение» варягов в славянский мир было легким и бескровным. Новейшие летописцы говорят, что славяне скоро пожалели о потерянной вольности и перемене своих гражданских уставов. По их утверждениям, «какой-то Вадим «Храбрый» поднял своих соплеменников против чужеродных правителей. Вероятно в этой схватке погибли братья Рюрика Синеус и Трувор. Но Рюрику удалось подавить мятеж и казнить Вадима.

Сразу после смерти братьев Рюрик присоединил их земли к своему княжеству и установил в нем единовластие. По преданию он затем оставил Ладогу, пришел к Ильменю и срубил под стенами Новгорода новый город, где и сел княжить.

Двое из приближенных к Рюрику варягов, Аскольд и Дир, недовольные, вероятно, князем, отправились из Новгорода в Константинополь в поисках счастья. На высоком берегу Днепра увидели они Киев и спросили у его жителей, чей это город. Им ответили, что жили тут некогда три брата Кий, Щек и Хорив, и сестра их Лыбедь. Построили они этот город и назвали его в честь старшего брата Киевом. Братья и сестра умерли, а потомки их платят теперь дань хазарам. Аскольд и Дир собрали около себя много варягов, завладели Киевом, помогли его жителям освободиться от дани хазарам и стали в нем править.

Таким образом, варяги основали две самодержавные области на Руси: Рюрик на севере; Аскольд и Дир на юге.

Через некоторое время Аскольд и Дир, собрав довольно многочисленную дружину, решили сделать набег на богатую Византию. На 200-х ладьях приплыли они к Константинополю. В это время греческий император с войском был в Азии. Нападение варягов было неожиданным. Население города в первый раз увидело их. Ужас охватил всех. По свидетельству византийцев, свирепые изверги разоряли и истребляли все мечом. Ни старому, ни малому пощады не было. По церквам беспрерывно шли молебствования. «Народ жестокий и дерзкий, – говорил в проповеди греческий патриарх Фотий, – разоряет и грабит все: нивы, стада, женщин, детей, всех сражает мечом, никого не милуя, никого не щадя. Он, как саранча на ниве, как жгучий зной, как наводнение, явился в стране нашей и сгубил жителей ее...». Положение Константинополя было критическим. Русичи вот-вот могли ворваться в город. Но греков, по свидетельству летописца, спасло чудо: опущенная в воду патриархом Фотием риза Богоматери вызвала бурю, рассеявшую русские лодки. Немногие из дружины Аскольдовой возвратились со своими князьями в Киев. Греческие историки, описывая этот случай, сообщают, что русские язычники, напуганные Небесным гневом, обратились к духовенству Константинополя с просьбой о святом крещении. Этот факт подтверждает и грамота патриарха Фотия от 866 года, в которой говорится, что «недавние злейшие враги» стали исповедовать Христа и приняли от византийцев епископа и священника. Случаи принятия христианства были известны и до Аскольдова похода.

Рюрик княжил единовластно после смерти братьев пятнадцать лет и скончался в 879 году, вручив правление и малолетнего сына Игоря родственнику своему, Олегу.

При Рюрике к славянскому народу Руси присоединились некоторые финские племена. Кроме них полностью обратились в славян меря, весь и мурома, приняв их обычаи, язык и веру.

К сожалению, мы мало что знаем о делах Рюрика – правителя, но память о нем осталась бессмертной в нашей истории. Он явился основоположником великой династии РЮРИКОВИЧЕЙ, поднявшей достоинство и авторитет державной России.

ИЗ ПАМЯТНОГО

– Согласно преданию, вместе с оставшимися в живых членами своей дружины крещение в Византии приняли АСКОЛЬД и ДИР. В крещении Аскольд был назван Николаем. Он стал первым русским князем, принявшим христианство. Возвратясь в Киев, князья и дружинники много способствовали распространению в городе христианства. Вероятно, тогда же в Киеве была построена первая известная христианская церковь – церковь Св. Илии.

– В летописи под 875 годом упоминается одной строкой о стычке дружины варягов Аскольда с печенегами, когда Аскольд «избиши множество печенег». ПЕЧЕНЕГИ пришли из Средней Азии и расселились в приднепровских степях, вытеснив оттуда угров-мадьяр и болгар. Мадьяры ушли к Карпатам, а болгары на север, к слиянию Волги и Камы, где основали свое новое государство – Волжскую Булгарию. Стремясь освободиться от зависимости хазар, болгары (булгары) приняли ислам.

Семейство князя Рюрика Варяжского

Рюрик был язычником и, согласно обычаям, мог иметь несколько жен и наложниц. Более позднее предание называет имя одной из его жен – Эфанды, родившей ему сына Игоря. По некоторым известиям, у Рюрика были еще дочь и пасынок Аскольд.

Источник информации: А.И.Кулюгин. Правители России. Чебоксары, издательство «Чувашия», 2000.

know-it-all-1.narod.ru

Князь Рюрик » Клуб КЛИО

Рюрик ВаряжскийОснователь Государства Русского. Новгородский князь.Годы жизни: около 817-879Годы правления: 862-879

Предполагается от древне-исландского Hroerikr (Hroðrekr), буквально «славный могуществом». По другой версии — Рюрик — родовое славянское имя, означающее «сокол», который у славян также назывался  рарогом.

О происхождении князя Рюрика существует много версий, основными из которых являются норманнская и западно-славянская.

Рожден предположительно в 817 (по другим сведениям в 806-807) году, в семье представителя датского королевского рода Скьольдунгов Хальвдана (князя славян-рарогов) и средней дочери новгородского старейшины Гостомысла Умилы. До рождения Рюрика Хальвдан был изгнан из Ютландии и нашел приют у императора Карла Великого. Наследник Карла император Людовик I Благочестивый в 826 стал крестным отцом Рюрику и подарил ему провинцию в Нидерландах (земля в Фрисландии).

Повзрослевший Рюрик отомстил за отца. Покорил почти всю Данию и завоевал Ютландию, но после смерти Людовика I потерял права на Фрисландию. С этого момента он со своей дружиной и другими норманнскими племенами стали совершать набеги на многие европейские государства. Его полководческий талант сделал его некоронованным королем норманнов.

До сих пор образ князя Рюрика служит источником вдохновения для писателей и художников.

Во времена начала Российской  Государственности на Руси среди славянских племен особо выделялось два племенных союза: во главе с Новгородом – Северный, и под главенством Киева – Южный. Жили славяне в племенах и общинах по законам народного правления. Правителя у них не было и управлялись старейшинами, что приводило к разногласиям и частым войнам.  Двум союзам, которых разделяли торговые интересы, приходилось между собой соперничать. Это ослабило славян и у них не оставалось сил бороться с внешними врагами. Враги этим пользовались. В 859 году «какие-то храбрые завоеватели, пришедшие из-за Балтийского моря» наложили дань на славян. Через два года славяне изгнали варягов, но между собой не смогли жить в мире. Опять начались разногласия, раздоры и войны.

ПРИЗВАНИЕ РЮРИКА

Славяне долго думали, как спасти Отечество от гибели и по совету новгородского старейшины Гостомысла решили отказаться от народного правления и назначить над собой единого князя, надежный страж своих границ,  вершивший по всей строгости суд и расправу. А чтобы была дисциплина, и не было обид стали искать князя в чужих краях. И пошли славяне за море к варягам и сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Идите княжить и владеть нами».

В 862 году первыми Правителями в Древнем Отечестве согласились стать братья Рюрик, Синеус и Трувор. Страна, в которой они поселились, стала зваться Русь и с этого времени берет начало Российская Государственность. Братья со своей дружиной расселились: Синеус — между чудью и весью на Белоозере; Трувор – у кривичей в Изборске; Рюрик у славян ильменских. Хотя относительно конкретного города поселения Рюрика у историков нет согласия. Одни утверждают в Ладоге, другие в Новгороде. Так начиналось правление Рюриков на Руси.

Вскоре славяне пожалели о «вхождении» варягов в славянский мир и некий Вадим «Храбрый» поднял против чужеродных правителей своих соплеменников. Существует версия что в этой схватке погибли братья Рюрика, но ему удалось казнить Вадима и подавить мятеж. Земли принадлежавшие братьям он присоединил к своим и установил единовластие. К славянскому народу присоединились и некоторые финские племена, приняв их язык, веру и обычаи.

Были у Рюрика недовольные и в своем окружении Аскольд и Дир. Недовольные князем, в поисках счастьях отправились они из Новгорода в Константинополь и основали свою самодержавную область на Руси.  Аскольд и Дир на юге, Рюрик на севере.

Собрав многочисленную дружину Аскольд и Дир решили напасть на Византию. Греческий император с войском был в Азии, нападение было неожиданным.  По словам византийцев ужас охватил всех, такого не видел еще никто. Пощады не было никому – ни старым, ни малым. Константинополь был в критическом положении, но греков спасло чудо: «опущенная в воду патриархом Фотием риза Богоматери вызвала бурю, рассеявшую русские лодки». Оставшиеся из дружины со своими князьями вернулись в Киев. Русские язычники, напуганные Небесным гневом, обратились с просьбой о святом крещении к духовенству Константинополя. По данным историков, случаи принятия христианства были известны и до нападения Аскольда и Дира.Согласно обычаям язычников, кем был Рюрик, он мог иметь несколько жен и наложниц. По преданию одна из его жен Эфанда родила сына Игоря, но также известно, что у Рюрика была дочь и пасынок Аскольд.

ПРАВЛЕНИЕ РЮРИКОВ

Согласно летописи «Повесть Временных лет» Рюрик после смерти своих братьев в Новгороде княжил еще 15 лет и скончался в 879 году, оставив правление и сына Игоря своему родственнику Олегу.

Более 600 лет продолжалась на Руси эпоха правления потомков новгородского князя Рюрика. Последним представителем династии первым русским царем стал Иван Грозный.

К нашему времени мало что известно о жизни Рюрика, но память о правителе-основоположнике великой династии Рюриковичей, поднявшей достоинство и авторитет державной России, осталась бессмертной.

И не даром Галерею барельефов великих Россиян, на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде открывает фигура  князя Рюрика, «от которого есть пошла Русь Великая».

Источник

istoriki.su

Князь Рюрик - путеводитель

Князь Рюрик

Одним из основателей Русского государства был князь Новгородский Рюрик Варяжский. Примерная дата рождения приходится на 817 год, прожил 62 года. Правил государством с 862 по 879 годы.

Происхождение имени Рюрик уходит своими корнями к Hroerikr, что в переводе с древнего исландского языка обозначает «славный могуществом». Другие историки придерживаются мнения, что Рюрик – производное от девнеславянского рарога (сокола).

Принадлежность князя также является предметом споров исследователей, одни из которых считают его предком западных славян, другие – приписывают родство с нормандцами.

Предположительным годом рождения является 817-й, но может быть и 806-807 гг. В семье славянина-рарога, принадлежавшего к датскому роду Скьольдунгов Хальвдана, и дочки старейшины из Новгорода Гостомысла Умилы появился на свет будущий правитель.

Отец Рюрика еще до момента появления на свет сына находился в изгнании. Бежав из Ютландии, славянин обрел приют у Карла Великого – мудрого императора. В 826 г. Рюрик был крещен, а крестным отцом стал императорский наследник Людовик I Благочестивый. Именно он великодушно подарил своему крестнику землю в Нидерландах (область Фрисландии).

Рюрик, повзрослев, начал мстить за изгнанного в свое время из Ютландии отца. Ему удалось полностью покорить эту страну и большую часть Дании. Однако, со смертью крестного отважный воин потерял свои права на земли Фрисландии. Этот момент времени становится началом многочисленных набегов в составе своей дружины, вместе с племенами Нормандии на страны Европы. Обладающий непревзойденным талантом полководца Рюрик обретает титул некоронованного короля всех нормандцев.

В период становления русской государственности особой значимости удалось добиться 2-м племенным союзам. Один из них возглавлял Новгород и носил имя Северный. Другой же находился под Киевом и назывался Южным. Славянская жизнь носила общинный характер, действовали законы народного самоуправления. Единый правитель отсутствовал, управление старейшинами было слабым и часто вспыхивали военные конфликты. Постоянно происходило противостояние 2-х союзов на почве торговых интересов. Все перечисленные факторы серьезно подорвали мощь славянских племен, что сделало их уязвимыми для внешней агрессии. Враги знали слабые места Руси и постоянно этим пользовались. Так, с 859 г. славяне начали платить дань завоевателям, «пришедшим с Балтийского моря». Изгнав через пару лет варягов, славяне не объединились между собой и продолжали жить в ссорах. Регулярно на почве раздоров разгорались войны. Долгие размышления привели славян к мысли об отказе от управления народом и старейшинами. Инициатором перемен был Гостомысл, предложивший назначить единого князя. Роль этому единоличному правителю отводилась очень важная – он должен был объединить племена для защиты территорий, вершить суд над несогласными и поддерживать порядок. Дабы избежать очередного скандала, поиск князя осуществлялся среди чужих племен. Поход за море к бывшим завоевателям - варягам носил своей целью просьбу о том, чтобы пришел к ним единый и могучий правитель.

Так, в 862г. на территории Древнего Отечества появились первые Правители – Трувор, Рюрик и Синеус, являвшиеся кровными братьями. Та местность, в которой они поселились, была названа Русь. Именно с этого периода времени принято начинать отсчет эпохи Российской Государственности. Братья поделили территорию. Синеус с дружиной выбрали площадь между весью на Белоозере и чудью. Трувор возглавил племена кривичей, обитавших в Изборске. А Рюрику достались ильменские славяне. Историки не располагают точным местом поселения Рюрика. Некоторыми исследователями областью его правления называется Ладога, другими – Новгород.

Славяне довольно быстро пожалели о правлении варягов. Вадимом «Храбрым» были собраны войска соплеменников на борьбу с чужеродными правителями. По исторической версии, в этом противостоянии погибли 2 брата Рюрика. Князю удалось подавить бунт и казнить смутьяна Вадима. Земли своих братьев Рюрик присоединил к своей территории, установив на всей площади единовластие. Часть финских племен в добровольном порядке присоединилась к славянам, приняли вероисповедание, язык и традиции.

Окруженье Рюрика не отличалось единодушием, были недовольные правлением князя. Например, Дир и Аскольд отправились в г. Константинополь, основали территорию с самодержавием. Получилось территориальное разделение – Рюрик правил севером, а Дир с Аскольдом – югом.

Аскольду и Диру удалось собрать многочисленную армию дружинников для нападения на Византию. В это время греческого императора не было на родине, поэтому сам факт нападения имел эффект неожиданности. Византийцы испытали самый настоящий ужас, ранее они такого не видели. Завоеватели не щадили ни стариков, ни детей. Критическое положение Константинополя спасло только чудо: патриарх Фотий опустил ризу Богоматери в воду, поднялась буря и рассеяла лодки русских. Князья с остатками дружины вернулись на родину. Небесный гнев напугал русских язычников и они решили принять священное крещение. История знала и до того момента случаи, когда славяне принимали христианскую веру.

По языческим обычаям мужчинам разрешалось содержать несколько наложниц и жен. Рюрик не был исключением, одна из нескольких жен – Эфанда родила князю Игоря. Помимо этого наследника, Рюрик имел еще детей – пасынка Аскольда и родную дочь.

Летопись «Повесть Временных лет» гласит о том, что правление Рюрика продолжалось еще 15 лет после смерти братьев. После смерти князя в 879 г. все бразды правления и сын Игорь достались родственнику Рюрика Олегу.

Жизнь Рюрика не дошла до наших современников в деталях и красках, но доподлинно известно одно – это был великий правитель, основоположник всемирно известной династии Рюриковичей. Предки приумножили славу рода, подняли авторитет державной Руси. Память об этих личностях бессмертна и передается от поколения поколению.

Рекомендуем ознакомится: http://www.valentin-pikul.ru

worldunique.ru

РЮРИК ВАРЯЖСКИЙ - Правители России - Каталог статей

РЮРИК ВАРЯЖСКИЙ (ок.817 – 879)Князь. 862 – 879

В то далекое время, с которого начинается Российская Государственность, среди славянских племен, населявших Русь, выделялись два племенных союза: Северный, во главе с Новгородом, и Южный, под главенством Киева. Жили в них славяне по законам народного правления. Единого правителя у них не было. Племена и общины управлялись старейшинами. Межплеменные разногласия часто приводили к войнам. Не было мира и между племенными союзами, которых разделяли торговые интересы, где двум союзам приходилось соперничать. Войны настолько ослабляли славян, что у них не оставалось сил на защиту от внешних врагов. И враги пользовались слабостью славян. В 859 году, по словам летописца Нестора, «какие-то смелые и храбрые завоеватели, именуемые в наших летописях варягами, пришли из-за Балтийского (Варяжского) моря и наложили дань на славян ильменских, кривичей, мерю и чудь». И хотя славяне сумели через два года изгнать варягов, но не смогли жить в мире друг с другом. Снова начались междоусобия, несогласия, раздоры.

И снова полилась на землю славянская кровь. Тогда собрались славяне вместе с другими союзными племенами и долго думали, как спасти им Отечество от гибели. И решили они, по совету новгородского старейшины Гостомысла, отказаться от народного правления и поставить над собой единого князя, которому подчинялись бы все и который охранял бы их земли и вершил суд и расправу по всей строгости. А чтобы никому не было обидно и дисциплина была бы отменной, решили князя ставить не из своих людей, а искать его в чужих краях. Пошли они за море к варягам племени Русь и сказали им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Идите княжить и владеть нами». Возможно были и другие причины, толкнувшие славян ильменских на столь необычный шаг. Возможно Гостомысл и его единомышленники хотели видеть в варягах надежных стражей своих границ. Возможно их руками хотели покорить они своих соседей...

Братья Рюрик, Синеус и Трувор согласились принять власть над людьми, которые, «умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться». Так сделались они первыми Правителями в нашем Древнем Отечестве. От них и страна, где они поселились, получила название «РУСЬ». БЫЛО ЭТО В 862 ГОДУ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. С ЭТОГО ВРЕМЕНИ БЕРЕТ НАЧАЛО РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ. Братья прибыли с многочисленной дружиной и расселились так: Рюрик поселился у славян ильменских; Синеус – между чудью и весью на Белоозере; Трувор – у кривичей в Изборске. Относительно конкретного города, в котором остановился Рюрик, у историков согласия нет. Одни говорят, в Ладоге, другие – в Новгороде. Вероятнее всего в Ладоге, т.к. положение этого города относительно начала великого водного пути «из варяг в греки» и близости моря важнее положения Новгорода.

Вряд ли «вхождение» варягов в славянский мир было легким и бескровным. Новейшие летописцы говорят, что славяне скоро пожалели о потерянной вольности и перемене своих гражданских уставов. По их утверждениям, «какой-то Вадим «Храбрый» поднял своих соплеменников против чужеродных правителей. Вероятно в этой схватке погибли братья Рюрика Синеус и Трувор. Но Рюрику удалось подавить мятеж и казнить Вадима.Сразу после смерти братьев Рюрик присоединил их земли к своему княжеству и установил в нем единовластие. По преданию он затем оставил Ладогу, пришел к Ильменю и срубил под стенами Новгорода новый город, где и сел княжить.

Двое из приближенных к Рюрику варягов, Аскольд и Дир, недовольные, вероятно, князем, отправились из Новгорода в Константинополь в поисках счастья. На высоком берегу Днепра увидели они Киев и спросили у его жителей, чей это город. Им ответили, что жили тут некогда три брата Кий, Щек и Хорив, и сестра их Лыбедь. Построили они этот город и назвали его в честь старшего брата Киевом. Братья и сестра умерли, а потомки их платят теперь дань хазарам. Аскольд и Дир собрали около себя много варягов, завладели Киевом, помогли его жителям освободиться от дани хазарам и стали в нем править.Таким образом, варяги основали две самодержавные области на Руси: Рюрик на севере; Аскольд и Дир на юге.

Через некоторое время Аскольд и Дир, собрав довольно многочисленную дружину, решили сделать набег на богатую

Византию. На 200-х ладьях приплыли они к Константинополю. В это время греческий император с войском был в Азии. Нападение варягов было неожиданным. Население города в первый раз увидело их. Ужас охватил всех. По свидетельству византийцев, свирепые изверги разоряли и истребляли все мечом. Ни старому, ни малому пощады не было. По церквам беспрерывно шли молебствования. «Народ жестокий и дерзкий, – говорил в проповеди греческий патриарх Фотий, – разоряет и грабит все: нивы, стада, женщин, детей, всех сражает мечом, никого не милуя, никого не щадя. Он, как саранча на ниве, как жгучий зной, как наводнение, явился в стране нашей и сгубил жителей ее...». Положение Константинополя было критическим. Русичи вот-вот могли ворваться в город. Но греков, по свидетельству летописца, спасло чудо: опущенная в воду патриархом Фотием риза Богоматери вызвала бурю, рассеявшую русские лодки. Немногие из дружины Аскольдовой возвратились со своими князьями в Киев. Греческие историки, описывая этот случай, сообщают, что русские язычники, напуганные Небесным гневом, обратились к духовенству Константинополя с просьбой о святом крещении. Этот факт подтверждает и грамота патриарха Фотия от 866 года, в которой говорится, что «недавние злейшие враги» стали исповедовать Христа и приняли от византийцев епископа и священника. Случаи принятия христианства были известны и до Аскольдова похода.

Рюрик княжил единовластно после смерти братьев пятнадцать лет и скончался в 879 году, вручив правление и малолетнего сына Игоря родственнику своему, Олегу.При Рюрике к славянскому народу Руси присоединились некоторые финские племена. Кроме них полностью обратились в славян меря, весь и мурома, приняв их обычаи, язык и веру.

К сожалению, мы мало что знаем о делах Рюрика – правителя, но память о нем осталась бессмертной в нашей истории. Он явился основоположником великой династии РЮРИКОВИЧЕЙ, поднявшей достоинство и авторитет державной России. Рюрик был язычником и, согласно обычаям, мог иметь несколько жен и наложниц. Более позднее предание называет имя одной из его жен – Эфанды, родившей ему сына Игоря. По некоторым известиям, у Рюрика были еще дочь и пасынок Аскольд.

Предпосылки и причины смуты

Походы Викингов

Крещение Владимира. Выбор религии

Битва на Калке

Реклама:

Бензоинстументы, гидротехника, электроинструменты

istoriya-ru.ucoz.ru

Князь Рюрик -879 Рюрик легендарный

Князь Рюрик (? -879)

Рюрик – легендарный норманнский (варяжский) конунг (предводитель дружины), по преданию, призванный на Русь древними славянскими (новгородскими словенами) и угрофинскими племенами (кривичами, чудью и весью). Основатель династии Рюриковичей, правившей Русью, а в дальнейшем и Россией с конца 12 по конец 16 в. (последний представитель династии – царь Федор Иванович).

Существует множество версий происхождения Рюрика. По одной из них он был представителем знатной датской семьи Скиольдунгов, владевшей в 837– 850 городом Дореснадом во Фрисландии. В датских источниках его имя упоминается как «Рёрик» . Со своей дружиной Рёрик совершал набеги в Германию, Францию Англию и Швецию вплоть до 860, когда был «призван из-за моря от немцев» (так сообщает летопись) и обосновался в «городе славян» – Ладоге, откуда и пришел в Новгород.

По другой версии предполагается, что Рюрик был сыном бодричского князя Годослава (ум. в 808) и Умилы, дочери Новгородского старейшины Гостомысла. По Ипатьевской летописи и по мнению В. О. Ключевского, Рюрик искони жил в Ладоге, откуда и был призван словенами в Новгород. В этом случае никакого «призвания варягов из-за моря» не получается, поскольку славянин Рюрик был в Ладоге предводителем наемной варяжской дружины. Приглашенный новгородскими старейшинами для прекращения внутригородских усобиц вместе с братьями Синеусом и Трувором, он женился в Новгороде на знатной новгородке Ефанде (Едвинде), от которой имел сына Игоря и двух дочерей. Братья Рюрика – Синеус и Трувор – явились в город вместе с ним, и после их смерти Рюрик присоединил к Новгороду вотчину Синеуса Белоозеро (населенную чудью и весью) и вотчину Трувора Изборск (город кривичей), после чего объявил Новгород столицей всей Русской земли в 864.

Существует и еще одна версия. Согласно ей, братья Рюрика Синеус и Трувор вообще не существовали, просто русские летописцы не поняли и исказили при переводе иностранный текст, повествовавший о приходе Рюрика на Русь со своим домом (сине-хус`ом) и верной дружиной (тру-вор`ом). Разделяющие эту точку зрения исследователи считают, что никакого приглашения от новгородских словен не было, а наоборот, конунг, правивший в Ладоге, воспользовался внутренними междоусобицами в городе и сам прибыл в Новгород.

Одна из летописей сообщает в связи с этим о восстании недовольных Рюриком в городе во главе с Вадимом Храбрым, которое было подавлено. Вадим по этой версии был убит, его сторонники бежали на юг, в Киев. Туда же, согласно этому летописному рассказу, ушли и дружинники Рюрика по имени Аскольд и Дир, сумевшие захватить власть в Киеве около 866. Согласно этой версии, первоначально возникло два государства: северная и южная Русь, и в обоих во главе стояли варяги.

Так или иначе, но управляя Новгородом, Рюрик распространил свое влияние на север и восток от города, присоединил к себе земли племен меря, весь, муром и тем расширил Новгородское княжество от Волхова до устья Оки. Умер он по одним данным в Новгороде, по другим – в Кореле (Кексгольм), по третьим сведениям – в походе, завещав управление новым государством и опекунство над сыном Игорем своему дальнему родственнику Олегу.

present5.com