Рерик славянский и Рорик ютландский. Рюрик фрисландский


Необычный викинг - Рорик Фрисландский

Мне хотелось бы предложить вниманию интересующихся мой перевод отрывка из книги Коупланда о викингах в Империи Каролингов ( в данном случае речь идет о Рорике Фрисландском, которого многие историки отождествляют с Рюриком Новгородским), прошу простить если встретятся опечатки и неудачные обороты - я старался держаться как можно ближе к оригиналу:

Рорик

Рорик уже проявил себя выдающимся образом в этом рассказе о скандинавах, которые были вызваны на политическую сцену империи Каролингов. Как мы уже видели, он был братом младшего Харальда и двоюродным братом Годфрида Харальдсона и оба они были время от времени близкими компаньонами. Хотя Рорик собственно не назван ни в каких франкских источниках до 850 г., имеется ретроспективное упоминание, говорящее что Рорик ранее держал Дорестад в бенефиций с его братом Харальдом. Как уже было продемонстрировано, правление Харальда в Дорестаде может быть датировано 841 г. и вовлеченность Рорика неявно подтверждается комментарием Ксантенннских анналов что в 850 г. Рорик вернулся в Дорестад. Некоторое время в 840-хгг. Рорик был осужден за нелояльность Лотарем ( ложно, согласно фульдскому анналисту) и вынужден был бежать в королевство Людовика Немецкого, где он жил среди саксов, не далеко от датской границы. Особо не отмечено что Рорик рекомендовал себя Людовику, но кажется, что это подразумевается данным рассказом. В 850 г. как мы видим,Рорик соединяет силы с Годфридом Харальдсоном, опустошает Фризию, и возвращает Дорестад силой оружия. Когда Лотарь увидел, что он не может изгнать Рорика, он принял его присягу на верность и согласился передать ему в бенефиций Дорестад «и другие земли» в обмен на что Рорик согласился платить Лотарю таможенные сборы и защищать земли от вторжений данов. Может показаться удивительным что Лотарь позволил одному из наиболее процветающих портов в северной Европе попасть в руки иноземца таким образом, даже если были дополнительные причины. Однако надо иметь в виду две важные вещи. Первая – что Рорик остался подданным Лотаря, так что, например, монета чеканилась в Дорестаде, продолжая носить имя императора на ней, хотя и в весьма варварской форме, обычно читавшейся Iotamus Imp[erator] или некоторые варианты. Во-вторых археологические и нумизматические доказательства указывают что торговля в Дорестаде была уже на спаде в это время, почти определенно благодаря заиливанию реки Рейн. К 860 г. коммерческая активность в городе кажется почти замерла. Лотарь таким образом не утратил свой суверенитет над областью и его правление по-прежнему признавалось и при этом не терпел никакого экономического риска поскольку порт был уже в упадке. Рорик оставался в его фризском бенефиции до 855 г., когда, как было сказано, он и Годфрид отправились в Данию попытать там свою удачу. Когда попытка провалилась , оба вернулись в Лотарингию и подчинили себе большую часть Фризии, включая Дорестад. Неясно в точности, насколько обширной была эта территория , но некоторые упоминания дают представление о степени влияния Рорика. Например, в хартии изданной Лотарем II в 860 г. и касающейся Гента, на Северном берегу реки Ваал чуть к востоку от Неймегена, указано «ex rebus iuris nostri ex beneficio Hrorici». Ваал таким образом возможно отмечал южную границу территории Рорика и на некоторой стадии бенефиций также включал Кеннемерланд, длинный полуостров к западу от Зюйдер Зее, которым в 882 г. вождь викингов Годфрид был пожалован «comitatus et beneficia, quae Rorich Nordmannus Francorum regibus fidelis in Kinnim tenuerat». Факт что Рорик вел переговоры с Людовиком Немецким в 873 г. подтверждает что эти земли рапространялись вплоть до германской границы на востоке, в качестве западной границы нет указаний входили ли острова Зеландии, которые Харальд и Рорик получили в бенефиций в 841 г., как часть владений Рорика после 850 г. В 857 г. Рорик снова оставил область в надежде завоевать власть на Севере, на этот раз с большим успехом. Взяв флот в Данию с поддержки своего сюзерена Лотаря II, он очевидно принудил Хорика II уступить ему суверенитет над частью Дании которая лежала между рекой Айдером и морем. Поскольку Айдер образовывал границу между Данией и и империей Каролингов, спорная область должна была лежать к северу или северо-востоку от реки, и предположительно простиралась до Шлеи, возможно включая другой великий северный эмпориум Хедебю.Контроль над этим важным портом должен был представлять весьма важный и ценный приз чтобы искусить Рорика покинуть его фризский бенефиций, и Лотарь предположительно одобрил предприятие, потому что последствия, вероятно, могли привести к росту торговли между Лотарингией и Скандинавией.Если план был таков, то он совершенно провалился. Потому что скандинавские рейдеры, воспользовавшись отсуствием Рорика, напали на на Дорестад и Батавию и разграбили всю область, включая Утрехт. Лотарь предположительно немедленно побудил Рорика вернуться в Дорестад, хотя источники молчат по данному пункту. Ничего определенного мы больше не слышим о домене Рорика на границе с Данией и в 873 г. район реки Айдер был очевидно снова в руках датских королей, Хальфдана и Сигфрида.

...Какую бы историческую ценность не имел рассказ, интересно, что Рорика запомнили как варварского короля, он также упоминается как друг и защитник церкви. В 867 г. Рорик как сказано был изгнан из Фризии населением известным как когинги чья точная идентичность не установлена. Однако потерял ли Рорик контроль только над частью своего бенефиция , оставшимися землями вокруг Дорестада, или другими, вскоре он вернул свои владения. Потому что мы знаем, что когда Карл Лысый взял западную Лотарингию в 870 г. он вскоре ведет переговоры с Рориком как с ведущей политической фигурой. Переговоры проходили во дворце в Неймегене который, вполне определенно, был на границе бенефиция Рорика. Западно-Франкский король заключил некий род договора с Рориком и очевидно признал его продолжающееся правление на Севере Рейна так и продолжение политики начатой Лотарями I и II. В феврале872 г. Карл имел дальнейшие переговоры с Рориком, к которому на этот раз присоединился его племянник Родульф, в Монастериум, недалеко от Мустье- сур- Самбр в провинции Намюр, недалеко от границы бывшего королевства Лотаря. Причина для встречи неотмечена, но когда три человека сошлись вместе снова в октябре того же года в Маастрихте,Рорика приветствовали и хвалили за его верность, в то время как Родульф был осужден за плохую веру и людям Карла было приказано быть на страже по отношению к нему. Мы слышим о Рорике в следующем году, 873 г., когда он посетил Людовика Немецкого в ААхене и после взятия заложников, принес клятву верности. Рорик возможно принял эти меры предосторожности, из-за его связей с соперником Людовика Карлом Лысым. Рорик был в незавидной позиции, контролируя бенефиций который включал земли по обе стороны границы проложенной разделом в Мерсене в 870 г. Дата его смерти неизвестна, хотя это должно было произойти перед 882 г., поскольку в этом году его бывшие владения были переданы другому вождю викингов Годфриду. Рорик выступает как наиболее мощный и наиболее влиятельный из всех данов вовлеченных в Каролингскую среду в девятом веке. Он был уникален тем, что был верен всем трем королям- братьям Карлу Лысому, Лотарю I и Людовику Немецкому и в добавление Лотарю II. Его обширный бенефиций простирался от Рейна до Вли и включал Утрехтское епископство и эмпориум Дорестад, даже хотя последний и был в упадке и почти исчез в точно неизвестный период времени. Его карьера в качестве верноподданного Каролингов была замечательной и несколько ее аспектов заслуживают отдельного замечания. Во-первых успешные Каролингские монархи очевидно приняли присуствие Рорика; нет доказательств что либо Лотарь I либо Лотарь II либо Людовик Немецкий или Карл Лысый после них делали попытки изгнать его из Фризии. Это быть может конечно была франкская реалполитик: признание что в военном отношении Рорик был более чем соперник для них. Это было явно признано в 850 г и определенный успех когингов в выдворении его в 867 г. кажется был кратковременным. Но причины королевского бездействия возможно были более простыми, а именно, что все короли были довольны статус-кво, которое мы видим включая согласие Рорика признать их титулованное владычество, и предотвращать атаки других скандинавов на область. Несомненно связана с этим вторая выдающаяся характеристика долгой карьеры Рорика, а именно, то как мало критицизма против него содержится во франкских текстах которые относятся к его правлению. Мы отмечаем его упоминания как Рорик-король, титул который не является неожиданным в выражении король данов,но который удивляет в приложении к фризскому бенефициарию, особенно когда он выходит из-под пера монаха в близлежащем Льеже. Одновременно с этим мы должны отметить замечание фульдского анналиста под 850 г. что обвинения в предательстве против Рорика в 840-х гг. были ложными и сравнение Хинкмаром верного Рорика с неверным Родульфом в 873г. Единственным исключением из этого позитивного отношения является обвинение Хинкмара в 863 г. в нелояльности , когда Рорик предположитльно поощрял рейд на Дорестад и Рейн. Однако из писем написанных Хинкмаром в это время, выясняется не только что архиепископ не был уверен в истинности обвинений, но также что он ожидал от Рорика признания церковного авторитета еписопа Утрехта, который наложил бы значительную пеню на Рорика, если бы слухи оказались правдой. Из этого очевидно, что Рорик рассматривался франками скорее как «один из нас», чем как «один из них». Третья черта долгой карьеры Рорика в качестве держателя бенефиция которая достойна упоминания это эффективность с которой он защищал свою фризскую территорию. В течение двадцати трех лет в которые Дорестад и его область как известно был под его контролем было только два отмеченных рейда викингов. Первый имел место в 857г. когда, как было указано, Рорик был в Дании. Второй была атака 863 г. которая и является единственным рейдом прорвавшим оборону Рорика в течение длительного периода находящегося под вопросом. Действительно мы можем спросить заключали ли современники что атакующие были в союзе с Рориком, потому что они умудрялись огибать его владения и достигать Рейна. Это особо замечательное замечание, особенно если вспомнить от скольких вторжений западное королевство страдало в это время. Это подчеркивает утверждение сделанное выше, что Каролингские короли были несомненно более чем удовлетворены иметь Рорика в обладании Фризией, когда он столь успешно удерживал других викингов на дистанции.

__________________"Еретики - единственное горькое лекарство от энтропии человеческой мысли" Евгений Замятин

valhalla.ulver.com

Всеволод Меркулов

Всеволод Меркулов

Откуда родом варяжские гости?

(Генеалогическая реконструкция по немецким источникам).

Версия о Рорике Фрисландском

В XIX веке историки обратили внимание на существование некоего Рюрика (Рорика) на юге Балтике, получившего позднее у исследователей прозвище «Датский» или «Фрисландский». На основании этих свидетельств профессор Ф. Крузе сформулировал идею о датском происхождении летописного Рюрика, отождествив князя Рюрика с викингом Рориком. [Крузе Ф. О происхождении Рюрика (преимущественно по французским и немецким летописям) // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1836, январь. — С. 43-73. Он же. О первом вторжении южных ютландцев в Россию // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1836, июнь. — С. 513-517. Он же. Руссы в Германии до переселения народов и вскоре после него // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1842, март. — С. 180-183.] Он использовал в своей работе более раннюю работу Гольмана, который писал об области Рустрингия в нижнем течении Везера, как о родине русов.

Сторонники датской версии происхождения Рюрика приводили следующие аргументы. Во-первых, Нестор помещал Русь между готами (то есть ютами, если так интерпретировать летописное G-ti) и англами, что соответствует расположению Рустрингии. Во-вторых, название Рустрингия созвучно с названием Русь. И в третьих, наконец, в Рустрингии встречается имя Рорик, похожее на имя Рюрик.

Особенно подробно версию о Рорике Фрисландском рассматривал в начале 20-х годов прошлого века Н.Т. Беляев. [Беляев Н. Рорик Ютландский и Рюрик Начальной летописи // Seminarium Kondakovianum. V. III. — Prague , 1929. — C. 215-270.] Однако он в значительной степени опирался на саги и его справедливо критиковал Г. Ловмяньский. [Ловмяньский Г. Рорик Фрисландский и Рюрик Новгородский… — С. 228.] В.А. Мошин характеризовал Беляева как крайнего норманиста. [Мошин В.А. Варяго-русский вопрос // Slavia. 1931. T. 10. — С. 517.]

В рассматриваемой области было известно два Рорика. Первый — сын Гаральда, известный по сагам и погибший в 810 году во время набега датского короля Готфрида на Фрисландию. Второй — Рорик времён Людовика, известный по франкским источникам. Именно с ним отождествлялся варяжский Рюрик.

Рорик Фрисландский был одним из сыновей ютландского конунга Хальвдана, изгнанного из своей страны около 782 года и получившего от Карла Великого в лен (то есть во временное владение) страну фризов, расположенную по соседству с землями ободритов. В 826 году Рорик принимал участие в торжественном крещении своего брата Харальда, которое происходило в столице франков Ингельгейме на Рейне. Как отмечали многие западные хронисты, подробно описавшие это событие, Харальд принял крещение от франкского императора Людовика, приплыв на ста судах с большой свитой, женой и сыновьями. Причиной принятия христианства послужило то, что Харальд, наследовавший отцу в Ютландии, был изгнан из этих земель и искал поддержки у франков. Возможно, младший брат Рорик также принял крещение, так как в 845 году во время начавшегося мора он приказал своим воинам две недели поститься (не потреблять в пищу мясо) и отпустить всех пленных христиан.

Помимо множества ценных подарков, новообращённый конунг получил приморский округ Рустринген во Фрисландии и виноградники на Рейне. Обращение в христианство братьев Харальда подтверждается сообщением «Жизнеописания Людовика», в котором отмечена также гибель в 837 году другого брата Харальда — Хемминга при набеге датчан. Сам Харальд погибает в 852 году. Рорик был убит  в ходе нападения на один из франкских городов в конце 873 года. О нём же говориться в Бертинских анналах под 867, 871 и 873 годами, как о правителе Рустрингии.

Г. Вернадский предположил, что территории Новгорода в IX веке занимала датская Русь, к которой относился фризский викинг Рорик, ставший впоследствии летописным Рюриком. [Вернадский Г.В. Древняя Русь. — Тверь, 1996. — С. 268-269.] Остаётся только неясным, почему Русь была всё же «датской», ведь речь шла о фризах, то есть о другом племени. К тому же брат Рорика погиб как раз во время датского нападения.

Несмотря на серьёзную опасность попасть под влияние совпадений, честный историк обязан придерживаться беспристрастности в исследовании. Фрисландская версия имеет ряд серьёзных «пробоин», что уже неоднократно отмечалось в отечественной науке.

Во-первых, в легенде о Рорике ничего не говорится о его деятельности в Северо-западной Руси и, в частности, в Новгороде. Сомнительно, что древние хронисты не обратили внимание на возникновение древнерусской династии. По крайней мере, вопрос о Рорике «Датском», как об «основателе русского великокняжеского дома» был бы поднят в более поздних средневековых источниках. Тем более в конкретной внешнеполитической обстановке, когда определённые силы стремились связать Рюрика со Скандинавией.

Во-вторых, в летописной версии о призвании варягов-руси ведущую роль играет Гостомысл, которого не учитывают сторонники версии о Рорике Фрисландском. Гостомысл неразрывно связан с Рюриком как в летописной традиции, так и в немецких генеалогиях, что нельзя игнорировать. Он упоминается как реальный предок чешского правящего дома, противник Людовика Немецкого и знатный человек в Новгороде, однозначно связанный с Балтийским Поморьем.

Меркулов В.И. Откуда родом варяжские гости? (Генеалогическая реконструкция по немецким источникам). М., 2010.

Далее читайте:

Всеволод Меркулов. Немецкие генеалогии как источник по варяго-русской проблеме. 24.09.2004

Всеволод Меркулов. Гюстровская ода и мекленбургская генеалогическая традиция. 24.09.2004

Повесть временных лет. Части: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Князья - потомки Рюрика (генеалогическая таблица).

Рюрики. Городненские князья (генеалогическая таблица).

Рюриковичи (биографический справочник).

Рюрик (краткая биографическая справка).

Древнерусское государство (хронологическая таблица).

Карамзин Н.М. Глава IV. Рюрик, Синеус и Трувор. г. 862-879

 

www.hrono.ru

Рерик славянский и Рорик ютландский. Рюриковичи. История династии

Рерик славянский и Рорик ютландский

Интересные сведения по древней истории новгородской земли донесли до нас некоторые русские летописи. В Новгородской Первой летописи в списке посадников города первым стоит имя некоего Гостомысла. Более подробно о нём говорит целый ряд летописей позднего происхождения. В Новгородской Четвёртой, Софийских, Ермолинской, Львовской летописях в части, посвящённой предыстории Руси, рассказывается о том, что ильменские словене основали Новгород и посадили там старейшину Гостомысла. Наконец, Воскресенская летопись (XVI в.) рисует красочную картину: Гостомысл перед смертью обращается к новгородским мужам с призывом искать князя, которым и оказывается пришедший с братьями Рюрик. Исследователи давно занимались определением характера этого предания. В эпоху Василия III (начало XVI в.) австрийский посол барон Сигизмунд Герберштейн в своих «Записках» привёл известие о Гостомысле как историческое. Очевидно, что традиция новгородского летописания сохранила это имя, взятое, возможно, из каких-то местных преданий, бытовавших исстари в Новгороде. Такое предположение в какой-то степени объясняет и дальнейшее развитие сюжета легенды в Иоакимовской летописи. Она была составлена, вероятно, в XVII веке, но не сохранилась. Известна лишь по «Истории Российской» уже упоминавшегося В. Н. Татищева, использовавшего её в своём труде. Здесь рассказывается о древней истории славян и родословной их князей: о Славене, его потомке Вандале, жене Вандала «от варяг” — Адвинде и трёх их сыновьях — Изборе, Владимире (Древнем) и Столпосвяте. В девятом поколении от Владимира Древнего указывается некий Буривой, воевавший с соседями, но побеждённый ими при реке Кумени. Ему наследовал сын — Гостомысл, имевший, в свою очередь, трёх дочерей и четырёх сыновей, старшим из которых был Выбор. Все сыновья погибли в битвах с врагами или умерли «дома”. Дочери были выданы замуж, но неизвестно «доподлинно” за кого: старшая, как пишет Татищев, за князем в Изборске. Сыном средней — Умилы — был Рюрик. Рассказывается также и о чудесном сне Гостомысла. Новгородскому старейшине снится, что из чрева его средней дочери вырастает огромное дерево, покрывающее своими плодами и ветвями весь «Великий Град”, то есть всю страну. Волхвы объясняют это как доброе предзнаменование, свидетельствующее, что потомство Умилы чрезвычайно разрастётся и будет править всей славянской землёй. Перед смертью Гостомысл велит пригласить в Новгород своего внука Рюрика, и таким образом династия Рюриковичей оказывается по женской линии своеобразным продолжением рода древних славянских правителей.

Отношение к этим рассказам было неоднозначным. Слишком уж очевидна их мифичность. Ряд имён вообще возник, вероятно, лишь из желания объяснить соответствующие топонимы (например, название Выборга, которое на самом деле имеет шведское происхождение). Против достоверности Иоакимовской летописи выступали и Н. М. Карамзин, и другие историки. Но всё же какое-то реальное зерно в ней есть. Легенда о Гостомысле возникла, конечно, чтобы как-то объяснить призвание Рюрика на Русь. Но имя «старейшины» в новгородских летописях свидетельствует об отголосках древних преданий. Ведь некий «король Гостимусл» упоминается в немецких латиноязычных анналах, где под 844 годом сообщается о походе короля Людовика Немецкого на земли ободритов, то есть балтийских славян, в результате которого и погиб этот вождь. Другие западнославянские князья присягнули на верность Людовику, но, как только опасность миновала, тотчас же нарушили свою клятву. Некоторые исследователи попытались отождествить ободритского Гостимусла и новгородского Гостомысла, полагая, что сведения о славянском правителе могли сохраниться в русских источниках.

Татищев рассказывает и об удивительном сне Гостомысла. Похожие легенды были широко распространены в эпических сказаниях и других народов, например, известна такая легенда, повествующая о рождении Кира Великого. В своде скандинавских саг «Круг Земной”, составленном знаменитым исландским учёным Снорри Стурлусоном в XIII веке, также имеются схожие мотивы. В этом произведении рассказывается о древней истории Норвегии и её королей, начиная с легендарных богов-асов. Жена одного из норвежских правителей, конунга Хальвдана Чёрного, Рагнхильд перед рождением сына видит похожий сон, точно так же объяснённый прорицателями. И действительно сын Рагнхильд, великий конунг Харальд Прекрасноволосый, не только объединил всю Норвегию под своей властью, но и стал основателем разветвлённого рода норвежских королей.

Мотив вещего сна вообще широко известен в древних преданиях. Он как бы предвосхищает последующие знаменательные события. Но сам по себе рассказ о Гостомысле заставляет задуматься: не имел ли Рюрик славянских корней, не был ли связан родством с предшествующими славянскими правителями? Совпадение имён Гостомысла и ободритского князя дало серьёзный аргумент тем исследователям, кто отстаивает славянское происхождение древнерусских князей.

Ободриты были не восточными, а западными славянами. Они жили на южном побережье Балтийского моря. Их земли располагались по рекам Одер и Эльба (Лаба), поэтому их ещё именуют полабскими славянами, позже на эти территории пришли германцы, и местная славянская история закончилась. На северо-западе ободриты соседствовали с Ютландией, то есть датскими землями. Одним из ободритских городов являлся Рерик. Историки склонны видеть в нём древний Мекленбург. Примечательно само название города, напоминающее имя древнерусского князя. По названию столицы и самих ободритов иногда именовали рарожанами или рериками. Рерик был крупным торговым центром во второй половине VIII — начале IX века. В 808 году датский конунг Готтрик захватил Рерик и перевёл оттуда купцов в датский город Хедебю. С этого времени значение «ободритской столицы» начинает падать вплоть до её завоевания в 844 году. Название города произошло, по всей вероятности, от слова «ререг” или «рарог”, что означает сокол. На этом основании некоторые историки начиная с Иловайского и Гедеонова выдвинули предположение, что имя Рюрик имеет западнославянские корни. Эта мысль органично вплеталась в гипотезу о западнославянском происхождении варягов. Подобные предположения небеспочвенны. Археологические раскопки действительно зафиксировали проникновение поморославянского населения на север Руси. Так что какие-то связи русских земель с ободритами безусловно существовали. Но признание варягов западными славянами представляется слишком поспешным.

Помимо этого, приверженцы «ободритской теории” ссылаются на так называемые знаки Рюриковичей. Речь идёт о широко известных знаках, которые обнаружены на древнерусских монетах, на печатях князей, на плинфе каменных сооружений, глиняной посуде, украшениях, мечах и многих других предметах. Эти знаки представляют собой тамгообразные изображения в виде двузубцев, а затем трезубцев. Ещё со времён Карамзина их стали считать родовой принадлежностью, родовыми знаками князей Рюриковичей, хотя о том, что же в действительности изображали эти знаки, разгорелась длительная дискуссия. Какие только предположения не высказывались! В знаках видели и воинскую эмблему — якорь (И. А. Бартоломей), шлем, возможно норманнский (П. Н. Милюков), секиру или топор с двумя лезвиями, так называемую франциску (П. М. Сорокин, А. В. Орешников), лук со стрелой. И некое условное геральдико-нумизматическое изображение: светильника (А. Воейков, И. П. Сахаров), хоругви (Ф. А. Жиль, Я. Волошинский), церковного портала (С. Г. Строганов), птицы — норманнского ворона (барон Б. В. Кёне) или голубя (А. А. Куник). Распространённой была версия о том, что это государственная эмблема: трезубец (Н. М. Карамзин), часть византийского скипетра (А. А. Уваров и граф И. И.Толстой), держава (А. А.Куник), даже скифский скипетр (Д. Я. Самоквасов). Существует мнение, что знак являлся символом княжеской собственности, весьма распространённой в домонгольский период. Встречается и несколько более «формальных” прочтений: монограмма (руническая или византийская), геометрический орнамент (византийский, скандинавский, восточный, славянский), наконец, некая церковно-христианская эмблема (христограмма), представлявшая собой лигатуру альфы и омеги.

Не вполне ясна и эволюция знаков — от простого к сложному или наоборот. Некоторые исследователи полагают, что знаки могли иметь южное, возможно, боспорское происхождение. Дело в том, что в Боспорском царстве известны аналоги русского трезубца. Другое дело, что там они могли обозначать трезубец морского бога Посейдона или иметь какое-либо иное значение. Одни из последних интерпретаций знаков — символ «якорь-крест» и условное изображение скандинавского корабля.

И среди всего этого многообразия есть версия, впервые высказанная С. А. Гедеоновым. Знаки Рюриковичей, оказывается, не что иное, как схематическое изображение летящего вниз сокола — рерика. Вспомним русские былины и сказки (богатырь Вольга или Финист Ясный Сокол). В то же время ни у славян, ни у скандинавов сокол не являлся божеством. Но, по мнению приверженцев гипотезы Гедеонова, он был древним тотемом русского княжеского рода, имевшего западнославянскую прародину.

Однако нужно помнить, что это лишь одна из десятков интерпретаций знаков Рюриковичей. Только в последнее время трудами видного историка С. В. Белецкого примерно установлено наследование изображений знаков в династии Рюриковичей и принадлежность различных форм знаков тем или иным князьям. На Руси эти знаки известны с конца IX века, то есть со времени образования единого Древнерусского государства с центром в Киеве. Теперь осталось мало сомнений в том, что это лично-родовые эмблемы древнерусских князей. Однако каково их происхождение и что конкретно они означали (а на Руси интерпретация знаков могла быть совершенно другой и меняться со временем), до сих пор остаётся неясным и вряд ли когда-либо прояснится окончательно.

В XX веке трезубец (тризуб) обрёл второе рождение. Теперь он является гербом независимой Украины, которая претендует на древнерусское историческое наследие.

Ещё один аргумент в пользу «ободритской теории» — легенда о Рюрике, зафиксированная в Мекленбурге в XVII веке. Якобы у ободритов был князь по имени Годлав (или Годолюб, или Готлиб) — отец трёх братьев: Рурика, Сивара и Трувара. Они пришли в Руссию, где стали князьями — Рюрик в Новгороде, Сивар — в Пскове, Трувар — в Белоозере. Рюрик основал княжескую династию. Эта легенда была записана несколькими европейскими авторами, в том числе французом Ксавье Мармье в его книге «Письма о севере» (Париж, 1840). На этот рассказ впервые обратили внимание русские эмигранты Сергей Лесной (Парамонов) и протоиерей С. Ляшевский. В своих псевдонаучных трудах, где домыслы сопровождают исторические данные, они построили целую концепцию древней русской, «до-олеговой» истории. Годлав, Гостомысл и Рюрик оказались связанными единым родством — представителями некоей разветвлённой мекленбургской династии. Но к легендам XVI — XVII веков отношение должно быть крайне внимательное и осторожное. В них отголоски исторической правды столь сильно переплетены с вымыслом, что отделить одно от другого — задача неимоверно сложная. Дилетантский же подход — слепо верить всему, не утруждая себя анализом источников. Сергей Лесной прославился как активный пропагандист так называемой «Велесовой книги» — фальшивки, якобы рассказывающей о древней истории славян.

Итак, какие-то славянские предки у Рюрика могли быть, возможно, он по женской линии являлся потомком местных славянских вождей, таких, как Гостомысл. Но известно ли что-нибудь о его скандинавских прародителях? Любопытная гипотеза на этот счёт появилась в первой половине XIX века. Ординарный профессор Дерптского университета Ф. Крузе в 1836 году предположил, что Рюрик новгородский тождествен скандинавскому конунгу Рорику (Roricus), бывшему в IX веке правителем областей в Ютландии и Фрисландии. Ютландия — полуостров, на котором находится Дания, а Фрисландия — земли к западу от неё, на побережье Северного моря. О Рорике сообщают латинские анналы Франкской империи, составлявшиеся в IX веке.

Рорик принадлежал к династии правителей Ютландии. У конунга Хальвдана было четверо сыновей: Ануло, Харальд Клак, Регинфрид и Хемминг. К этой же семье принадлежал и Рорик. В одних источниках он представлен братом Харальда, в других — его племянником. Ануло и Регинфрид были убиты в начале 810-х годов в стычках с врагами, и известно о них очень мало. Хемминг погиб позже, в 837 году. Как бы то ни было, Рорик принадлежал к потомству Хальвдана. Вполне возможно, что именно этот Хальвдан к 782 году потерял свои владения и отправил посольство к Карлу Великому, пытаясь выхлопотать себе какой-нибудь лен. Харальд начинает активно действовать с конца 810-х годов. В 819 году он попытался вернуться в Данию, где находились его родовые земли, но не смог там укрепиться, и в 823 году начал искать поддержку у императора Людовика Благочестивого. Наконец, в 826 году в столицу Франкской империи — город Ингельгейм-на-Рейне, недалеко от Майнца, прибыл Харальд Клак с женой, сыном Готфридом и племянником в сопровождении 400 датчан (значит, чуть более сотни кораблей) и торжественно принял крещение с семьёй в присутствии самого императора. Этот шаг позволил ему получить от Людовика в удел область Рюстрингению во Фрисландии, находившуюся в его владении довольно долго. Таким образом, совершенно ясно, что крещение преследовало определённые политические цели. В источниках не говорится о присутствии в Ингельгейме Рорика. Но если признать его племянником новообращённого, то факт крещения вполне мог иметь место. Рорик, по всей видимости, к этому времени был ещё ребёнком.

Таким образом, после крещения род Харальда получил некоторые земли, но уже в 837 году погиб Хемминг, названный в источниках «христианнейшим”. В начале 840-х годов умер и Харальд Клак, и тогда на политическую арену выходит сам Рорик. После смерти Людовика Благочестивого Рорик поссорился с новым императором Лотарём и бежал к Людовику Немецкому. При этом он потерял владения во Фризии. Лишённый удела, Рорик пиратствовал, разоряя Фрисландское побережье. Вероятно, он же участвовал в крупной операции в 845 году. Тогда большая флотилия вошла в устье Эльбы и угрожала Гамбургу. Нападение нескольких сот кораблей было отбито, а затем среди викингов началось моровое поветрие, и Рорик приказал своей дружине поститься в течение двух недель и отпустить всех пленников-христиан. На основании этого известия некоторые историки делали вывод, что Рорик или был христианином, или испытывал симпатии к христианству.

Следующий удар был нанесён по городу Дорестадту, крупному центру Фрисландии. В 850 году Рорик заключил мир с императором Лотарём и вернул себе Фризию с Дорестадтом. В этот период начал активно ддействовать сын Харальда Клака Готфрид, который иногда помогал Рорику в его авантюрах. В 854 году умер датский владетель Хорик I, и начались усобицы между его родичами. Этим не преминул воспользоваться Лотарь, разделивший Фризию между своими сыновьями и, вероятно, оставивший Рорика и Готфрида опять без уделов. Новый датский правитель Хорик II пожаловал в 857 году Рорику часть своих земель между Северным морем и рекой Эйдер, и начался ютландский период жизни нашего героя.

На шесть лет Рорик исчезает затем со страниц хроник. Появился он только в 863 году. В январе его флотилия поднялась вверх по Рейну и дошла до Нейсса. Только к апрелю, разорив прирейнские земли, Рорик ушёл, оставив Лотаря напуганным и растерянным. При этом Рорик в анналах назван недавно принявшим христианство. Те же анналы сообщают, что осенью 867 года изгнанный из Фризии Рорик вновь вместе с датчанами угрожал императору, и Лотарю пришлось собрать ополчение для защиты от набегов этого конунга. Наконец, в 869 году давний враг Рорика Лотарь умер, и в 870-м его братья Карл Лысый (Плешивый) и Людовик Немецкий в Мерсене разделили его владения, за исключением Италии, оставшейся у сына Лотаря — Людовика II вместе с императорским титулом. Рорик не упустил случая добиться земель и для себя. По сообщению Фульденских анналов, в том же году, осенью, Рорик встречался с Карлом в Нимвегене. Затем через два года, осенью 872 года произошла очередная встреча, на этот раз Рорик был с сыном Харальда Клака — Родульфом. Переговоры проходили в городе Трейэктуме (теперь Маастрихт) на Маасе. Рорику были возвращены земли во Фризии, и он признал себя верным вассалом Карла. Родульф же чем-то не угодил королю и остался без удела. В июне следующего, 873 года Рорик присягнул на верность Людовику, а после этого о нём ничего неизвестно. Во всяком случае, в 882 году родственник Рорика — Готфрид окончательно укрепился в его бывших владениях во Фрисландии.

Заманчивое отождествление Рюрика и Рорика поддержали несколько исследователей. Особенно основательную работу провёл русский эмигрант Н. Т. Беляев, опубликовавший свой труд в Праге в 1929 году. С тех пор гипотеза Крузе — Беляева популярна в исторической науке. Её поддержали и Г. В. Вернадский, и Б. А. Рыбаков, и другие учёные. Конечно, окончательно доказать её невозможно. Ведь нет источников, в которых прямо бы говорилось о тождестве Рюриков. Как не существует, впрочем, и источников, делающих это отождествление нереальным. Но в его пользу можно привести лишь косвенные доводы. Прежде всего, сходство имён: имена «Рорик» и «Рюрик» восходят к одному скандинавскому прототипу Hroerekr — «могучий славой». Большие лакуны в сообщениях европейских анналов: в эти промежутки Рорик вполне мог оказаться на Руси. Фрисландия, как и ободриты, поддерживала торговые связи с северной Русью. Археологические находки свидетельствуют, что уже во второй половине VIII века Ладога была вовлечена в сферу не только восточнобалтийской, но и фризской торговли, которая шла через Данию. Причём эти находки позволяют предполагать присутствие в Ладоге фризских ремесленников. Так что обращение местных племён именно к ютландскому правителю выглядит вполне логичным. Ведь он не был непосредственно связан ни с Русью, ни со шведами, нападавшими на восточных славян. Расстояния, отделявшие Рорика от Русского Севера, для варягов, разумеется, не были непреодолимыми. Тем более знакома была им и Русь, где варяги побывали задолго до Рюрика. Датировка же русских летописей, как это неоднократно подчёркивалось многими историками, довольно условна, и зачастую события, растянувшиеся во времени, могли быть сведены к статье под одним годом.

Тем не менее серьёзным возражением тождеству Рюриков являются сведения о встречах Рорика с Карлом Лысым в начале 870-х годов. Конечно, одновременно управлять землями во Фрисландии и на севере Руси Рюрик не мог. Но его правление в Новгороде могло быть неспокойным (на это есть намёки в Никоновской летописи), не исключена возможность его длительной отлучки, возможно, он использовал Новгород и как своеобразный запасный вариант в своей бурной деятельности.

Интересно, что только в 882 году владения Рюрика окончательно переходят к его родичам. Не связано ли это с походом на Киев Олега, преемника Рюрика, и временным исключением Новгорода из сферы великокняжеского влияния? Вполне возможно, что, только потеряв тесную связь с новгородскими правителями, владетели в Северной Европе решили распорядиться оставшимся леном Рорика во Фризии по собственному усмотрению. В любом случае у нас нет достаточных оснований для того, чтобы отвергнуть версию о тождестве Рорика и Рюрика, как не имеющую под собой никакой почвы. Но если действительно Рюрик новгородский и Рорик фрисландский — одно и то же лицо, то каково его происхождение?

Рорик принадлежал к династии ютландских правителей, связанных родственными узами с датскими и норвежскими династиями. Попытаемся рассмотреть его восходящую родословную. Для этого нам необходимы данные скандинавских саг, которые являются основным источником при построении родословий конунгов. Хотя саги и нельзя рассматривать как исторический источник без должной критики, тем не менее некоторые моменты в них в определённой степени достоверны. В особенности это относится к генеалогии, являвшейся важным элементом жизни каждого героя. Родовое начало в сагах чрезвычайно значимо, что связано, прежде всего, с пониманием древними скандинавами исторического развития. Для них история — результат деятельности конкретных личностей в конкретных обстоятельствах, поэтому саги и отличаются своеобразной «приземлённостью».

По мужской линии Рорик, по всей видимости, происходил от древней датской династии Скьёлдунгов. Предок (вероятно, прадед) Рорика и отец Хальвдана — легендарный конунг данов Харальд Хильдитенн (Боезуб, Боевой Клык, Клык Битвы), уже будучи стариком, погиб в битве при Бравалле во время усобной войны со своим племянником, конунгом Уппсалы Сигурдом Кольцо (Сигурд Ринг). Историки обычно относят это знаменательное в скандинавской истории событие примерно к 770 — 775 годам. Харальд Боезуб был сыном Хрёрика Метательное Кольцо (Колец Расточитель) и Ауд Богатой, дочери Ивара Приобретателя (Многославного). Отметим, что весьма вероятно сам Рорик получил имя в честь своего выдающегося предка. Это имя употреблялось и среди представителей датской и норвежской династий конунгов IX — X веков, известно оно также по шведским руническим надписям XI века.

Скьёлдунгам была посвящена отдельная сага, записанная в конце XII века и относящаяся к разряду королевских саг. К сожалению, сохранился только её небольшой исландский фрагмент и латинское переложение. Сага рассказывает о происхождении Скьёлдунгов от Скьёльда — одного из многочисленных сыновей верховного бога Одина, «отдавшего” ему Данию в управление. По другой версии, изложенной в англосакской эпической поэме «Беовульф», Скильд (так называет Скьёльда поэма) был бездомным ребёнком, которого море прибило в лодке к датским берегам. Среди потомков Скильда — Хрольв Жердинка, вероятно, действительно являвшийся правителем данов и имевший резиденцию в Лейре на севере Зеландии (близ современного Роскилле).

Помимо рода Скьёлдунгов, Рорик и ютландские правители по другим линиям тоже вели своё происхождение от Одина, что замыкает все династии конунгов в единый генеалогический комплекс.

Родословие матери Харальда Боезуба — Ауд Богатой известно из «Саги о Хервёр”, которая относится к сагам «о древних временах”. Эти саги традиционно считаются малодостоверными, а потому их ещё называют «лживыми». Но всё-таки и они, по-видимому, несут в себе крупицы исторической информации. «Сага о Хервёр» повествует об истории чуть ли не V — VI веков и объединяет различные легенды, бытовавшие в Северной Европе. В них рассказывается о берсерках — свирепых и неуязвимых воинах, родословие которых начинается тоже от Одина через его сына Сигрлами. Подобно другим сыновьям Одина, ставшим правителями разных стран, Сигрлами был якобы королём Гардарики, то есть Руси. Его жена — некая Хейдис, дочь Гилфи — потомка древних шведских правителей. Сигрлами наследовал сын — Свафрлами, тоже король Гардарики-Руси, он же был первым владельцем волшебного меча Тюрфинга, вокруг которого разворачиваются последующие события саги. Дочь Свафрлами — Эйфур вышла замуж за потомка великанов Арнгрима, который жил в Галогаланде, области на севере Норвегии. От этого брака родилось 12 сыновей — берсерков, и среди них король готов Ангантюр. Он погиб в одном из сражений (под именем Онгентеов фигурирует и в «Беовульфе»). Ангантюр женился на Свафе (или Тофе), дочери Бьяртмара, ярла Альдейгьюборга, то есть Ладоги. Их дочь — Хервёр, которой и посвящена сага, вышла замуж за судью Гофунда и имела двух сыновей — Ангантюра и Хейдрика, убившего брата в усобной стычке. Хейдрик стал великим героем, королём Рейдготаланда (Южная Швеция). Он был женат несколько раз: от Хельги, дочери короля Рейдготланда Харальда, родился Ангантюр (уже третий), от дочери Гумли, короля Гуноланда (гуннов), родился Хлёдр, король гуннов, воевавший с братом Ангантюром, королём готов. Ещё одной женой Хейдрика была некая Сифка из Финнланда (Западная Финляндия). Наконец, от дочери короля Холмгарда (Новгорода) Роллауга родилась дочь Хервёр, которую убил брат Хлёдр. Сам Хейдрик тоже погиб от руки одного из своих рабов. Его сын Ангантюр и был предком Ивара и Ауд Богатой.

Конечно, это родословие, имевшее целью связать знаменитого исторического конунга с легендарными героями, потомками богов и великанов, носит чисто мифический характер. Но реальность присутствует даже здесь. «Житие святого Виллиброрда”, написанное Алкуином, свидетельствует о том, что этот англо-сакский миссионер около 714 года посетил «дикий народ данов”, королём которых был некий Онгенд (Ангантюр?). Центр владений Ангантюра находился, вероятно, в Рибе на западном побережье Ютландии.

Родословие Хервёр интересно и тем, что в нём упоминаются мифические правители Руси, Новгорода, Ладоги. Это лишний раз показывает, что тесные контакты северорусских областей со Скандинавией оставили глубокий след в сознании людей и трансформировались в свидетельства легенд. Причём эти связи были устойчивыми и для скандинавов весьма важными, что отразилось и в генеалогии, где очень почётным является родство сагических героев с новгородскими и ладожскими правителями.

Более реальна генеалогия Инглингов, норвежских правителей, тоже родственников Рорика. Вторым браком Ауд была замужем за «королём Гардарики” Радбардом. А Радбард происходил из рода Инглингов. Существуют две версии начальной генеалогии Инглингов. Их родоначальником считался сын Одина — Ингви, правитель Швеции, от имени которого произошло название династии. Это имя носил и бог Фрейр, сын морского бога Ньёрда: «Имя Ингви долго считалось в его роде почётным званием, и его родичи стали потом называться Инглингами”, — писал Снорри Стурлусон. Одна из ветвей Инглингов правила в Норвегии (к этому роду принадлежал и Харальд Прекрасноволосый), другая — в Швеции. Её основателем считался сын Радбарда и Ауд — Рандвер. Потомок Рандвера — Олаф Шётконунг христианизировал Швецию. А его дочь Ингигерд в 1019 году стала женой Ярослава Мудрого, потомка Рюрика. Поскольку Рюрик также происходил от Ауд и Хрёрика Колец Расточителя, то Ярослав и Ингигерд, возможно, доводились друг другу дальними родственниками. Так причудливо переплетались династии Рюриковичей, норвежских, шведских и датских правителей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Всеволод Меркулов

Всеволод Меркулов

Откуда родом варяжские гости?

(Генеалогическая реконструкция по немецким источникам).

Версия о Рорике Фрисландском

В XIX веке историки обратили внимание на существование некоего Рюрика (Рорика) на юге Балтике, получившего позднее у исследователей прозвище «Датский» или «Фрисландский». На основании этих свидетельств профессор Ф. Крузе сформулировал идею о датском происхождении летописного Рюрика, отождествив князя Рюрика с викингом Рориком. [Крузе Ф. О происхождении Рюрика (преимущественно по французским и немецким летописям) // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1836, январь. — С. 43-73. Он же. О первом вторжении южных ютландцев в Россию // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1836, июнь. — С. 513-517. Он же. Руссы в Германии до переселения народов и вскоре после него // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1842, март. — С. 180-183.] Он использовал в своей работе более раннюю работу Гольмана, который писал об области Рустрингия в нижнем течении Везера, как о родине русов.

Сторонники датской версии происхождения Рюрика приводили следующие аргументы. Во-первых, Нестор помещал Русь между готами (то есть ютами, если так интерпретировать летописное G-ti) и англами, что соответствует расположению Рустрингии. Во-вторых, название Рустрингия созвучно с названием Русь. И в третьих, наконец, в Рустрингии встречается имя Рорик, похожее на имя Рюрик.

Особенно подробно версию о Рорике Фрисландском рассматривал в начале 20-х годов прошлого века Н.Т. Беляев. [Беляев Н. Рорик Ютландский и Рюрик Начальной летописи // Seminarium Kondakovianum. V. III. — Prague , 1929. — C. 215-270.] Однако он в значительной степени опирался на саги и его справедливо критиковал Г. Ловмяньский. [Ловмяньский Г. Рорик Фрисландский и Рюрик Новгородский… — С. 228.] В.А. Мошин характеризовал Беляева как крайнего норманиста. [Мошин В.А. Варяго-русский вопрос // Slavia. 1931. T. 10. — С. 517.]

В рассматриваемой области было известно два Рорика. Первый — сын Гаральда, известный по сагам и погибший в 810 году во время набега датского короля Готфрида на Фрисландию. Второй — Рорик времён Людовика, известный по франкским источникам. Именно с ним отождествлялся варяжский Рюрик.

Рорик Фрисландский был одним из сыновей ютландского конунга Хальвдана, изгнанного из своей страны около 782 года и получившего от Карла Великого в лен (то есть во временное владение) страну фризов, расположенную по соседству с землями ободритов. В 826 году Рорик принимал участие в торжественном крещении своего брата Харальда, которое происходило в столице франков Ингельгейме на Рейне. Как отмечали многие западные хронисты, подробно описавшие это событие, Харальд принял крещение от франкского императора Людовика, приплыв на ста судах с большой свитой, женой и сыновьями. Причиной принятия христианства послужило то, что Харальд, наследовавший отцу в Ютландии, был изгнан из этих земель и искал поддержки у франков. Возможно, младший брат Рорик также принял крещение, так как в 845 году во время начавшегося мора он приказал своим воинам две недели поститься (не потреблять в пищу мясо) и отпустить всех пленных христиан.

Помимо множества ценных подарков, новообращённый конунг получил приморский округ Рустринген во Фрисландии и виноградники на Рейне. Обращение в христианство братьев Харальда подтверждается сообщением «Жизнеописания Людовика», в котором отмечена также гибель в 837 году другого брата Харальда — Хемминга при набеге датчан. Сам Харальд погибает в 852 году. Рорик был убит  в ходе нападения на один из франкских городов в конце 873 года. О нём же говориться в Бертинских анналах под 867, 871 и 873 годами, как о правителе Рустрингии.

Г. Вернадский предположил, что территории Новгорода в IX веке занимала датская Русь, к которой относился фризский викинг Рорик, ставший впоследствии летописным Рюриком. [Вернадский Г.В. Древняя Русь. — Тверь, 1996. — С. 268-269.] Остаётся только неясным, почему Русь была всё же «датской», ведь речь шла о фризах, то есть о другом племени. К тому же брат Рорика погиб как раз во время датского нападения.

Несмотря на серьёзную опасность попасть под влияние совпадений, честный историк обязан придерживаться беспристрастности в исследовании. Фрисландская версия имеет ряд серьёзных «пробоин», что уже неоднократно отмечалось в отечественной науке.

Во-первых, в легенде о Рорике ничего не говорится о его деятельности в Северо-западной Руси и, в частности, в Новгороде. Сомнительно, что древние хронисты не обратили внимание на возникновение древнерусской династии. По крайней мере, вопрос о Рорике «Датском», как об «основателе русского великокняжеского дома» был бы поднят в более поздних средневековых источниках. Тем более в конкретной внешнеполитической обстановке, когда определённые силы стремились связать Рюрика со Скандинавией.

Во-вторых, в летописной версии о призвании варягов-руси ведущую роль играет Гостомысл, которого не учитывают сторонники версии о Рорике Фрисландском. Гостомысл неразрывно связан с Рюриком как в летописной традиции, так и в немецких генеалогиях, что нельзя игнорировать. Он упоминается как реальный предок чешского правящего дома, противник Людовика Немецкого и знатный человек в Новгороде, однозначно связанный с Балтийским Поморьем.

Меркулов В.И. Откуда родом варяжские гости? (Генеалогическая реконструкция по немецким источникам). М., 2010.

Далее читайте:

Всеволод Меркулов. Немецкие генеалогии как источник по варяго-русской проблеме. 24.09.2004

Всеволод Меркулов. Гюстровская ода и мекленбургская генеалогическая традиция. 24.09.2004

Повесть временных лет. Части: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Князья - потомки Рюрика (генеалогическая таблица).

Рюрики. Городненские князья (генеалогическая таблица).

Рюриковичи (биографический справочник).

Рюрик (краткая биографическая справка).

Древнерусское государство (хронологическая таблица).

Карамзин Н.М. Глава IV. Рюрик, Синеус и Трувор. г. 862-879

 

www.hrono.info