Русские земли и княжества в XII - первой половине XIII в. Русские земли


Русские земли

После объединения восточнославянских племён в Русскую землю вся она стала считаться владением рода Рюриковичей. Разделы русских земель между детьми Святослава и Владимира подразумевали не раздел страны, а форму совместного управления Русской землёй членами рода Рюриковичей.

Попытка организовать совместное управление на принципах старшинства в роду («лествичный принцип») многочисленными наследниками Ярослава Мудрого привела к затяжным кровавым усобицам. В ходе них князья оспаривали власть над волостями. Чтобы покончить с усобицами, в 1096 г. на Любечском съезде князей было решено закрепить волости за потомками тех или иных детей Ярослава Мудрого, что положило начало формированию независимых «земель».

В XII столетии на Руси на основе волостей сложились тринадцать образований, начавших называться "землями". Девять из них (Полоцкая, Галицкая, Суздальская, Черниговская, Муромская, Рязанская, Смоленская, Волынская, Турово-Пинская) управлялись определенными ветвями княжеского рода Рюриковичей, а четыре земли (Киевская, Новгородская, Псковская и Переяславская) оспаривались представителями разных ветвей Рюриковичей. При этом Киевский стол номинально продолжал считаться "старейшим", а Киев — столицей всей Руси.

После монголо-татарского нашествия середины XIII в. в Суздальской земле продолжается процесс образования княжеств на основе раздела земли между сыновьями и внуками князя Всеволода Юрьевича. Центральное положение среди них занимало великое княжество Владимирское.

В Северо-Восточной Руси в XIV в. в условиях политической зависимости от Орды начинается процесс собирания земель: большинство мелких княжеств постепенно возвращаются в состав великого княжества Владимирского, власть в котором переходит к московским князьям.

В конце XIV в., при князе Дмитрии Донском, великое княжение (так назывались владения великого князя владимирского) становится наследственным достоянием московских князей, под властью которых продолжается процесс объединения русских земель вокруг Москвы.

К концу XV в. (при Иване III) под властью московского великого князя оказывается вся Северо-Восточная и Северо-Западная Русь. С этого времени правитель государства титуловался уже не только великим князем, но и «государем всея Руси», а страна стала именоваться Русским (или Российским) государством.

www.runivers.ru

Русская земля - это... Что такое Русская земля?

«Русская земля» в XI веке

Ру́сская земля́ («Роуская»/«Руская»/«Руськая»/«Русьская» земля») — летописное название земель Киевской Руси.

Термин «Русская земля» (или «Русь») в летописях имеет следующие значения:

«Русская земля» — Киевское государство IX—XII веков

В летописных источниках терминами «Русская земля», «Русь» применительно к IX—XI векам обыкновенно обозначаются все земли Киевского государства. В X—XI веках «Русь» в летописях занимает обширное территориальное пространство от Карпат до Дона и от Балтийского моря до Чёрного моря и как этнос, как страна противопоставляется «Варягам», «Грекам», «Ляшской земле», «Половецкой земле» и другим народам и странам. В то же время историки отмечают — в источниках X—начала XII веков «Русская земля» выделяется ещё и как территориально-политическое ядро Киевского государства. Так, Константин Багрянородный в своем сочинении «De administrando imperio» пишет о Новгороде как о «внешней Руси», а также противопоставляет Руси страны, «платящие дань Русской земле». В «Повести временных лет» в X веке «Руси» противопоставляются славянские и финно-угорские племенные союзы формирующегося Киевского государства; как исключение — племенной союз «поляне», который отождествляется с «Русью». В первых статьях краткой редакции «Русской правды» одновременно выступают «русин» и «словенин». Кроме того, исследователи указывают на тот факт, что киевские князья до конца XI века стремились сохранить единство земель Среднего Понепровья (то есть киевских, черниговских и переяславских земель), тем самым обнаруживая в землях Среднего Поднепровья «внутреннюю Русь» IX—XI веков.

«Русская земля» в XII—XIII веках

В XII веке с распадом Киевского государства на отдельные княжества-полугосударства изменяется и традиция применения в летописях термина «Русская земля». «Русской землей» в XII—XIII веках летописцы, как правило, обозначают или земли Среднего Поднепровья (то есть земли Киевского, Черниговского и Переяславского княжеств), или же земли Киевского княжества. Следует отметить, что в XII веке летописец однажды противопоставляет город Вручий с окрестностями (Северо-западное Полесье Киевского княжества) «Русской земле», а из «Русской земли» Черниговского княжества летописцы исключают все земли этого княжества на север и северо-восток от городов Стародуб, Трубчевск и Курск. Впрочем, в XII—XIII веках терминами «Русь», «Русская земля» в летописных источниках часто обозначаются все земли Южной Руси. Сохранилось в это время и давнее летописное значение «Русской земли» как всех восточноевропейских земель, подконтрольных князьям династии Рюриковичей.

Литература

  • Летописи по Ипат., Лавр. спискам; Новг. I летопись старшего и младшего изводов
  • Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства» — Москва,1951
  • Рыбаков Б. А. «Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв.» — Москва, 1982

Примечания

  1. ↑ Согласно анализу А.Б. Рыбакова, Южная Русь как «Русская земля» (или «Русь») упоминается в летописях: Ипат.: 1140, 1141, 1144, 1148, 1149, 1150, 1152, 1154, 1155, 1174, 1175, 1177, 1180, 1187, 1190, 1195; Лавр.: 1139, 1204, 1205, 1249; Новг. I: 1142, 1218, 1257 (см. у Рыбакова Б. А. «Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв.», с. 64).
  2. ↑ Рыбаков Б. А. «Рождение Руси». М.: «АиФ Принт», 2003[1]
  3. ↑ Киевские летописцы терминами «Русская земля», «вся Русская земля» иногда обозначают только Киевскую землю. Так, например, в 1193 году князь Святослав обращается к князю Рюрику: «Брате и сватоу! Ажь ты идешь изо отчины своея на свое ороудье, а язъ паки идоу за ДнЂпръ [в Черниговскую землю] своихъ дЂля ороудЂи, а в Роускои землЂ кто ны ся останеть?». См. также Іпат. летопись под 1146, 1149, 1154, 1189, 1193.
  4. ↑ Напр., см. Лавр. летопись под 1293.
  5. ↑ С XII века, после распада Киевского государства, летописные термины «Русь», «Русская земля» не утратили своего значения как совокупности земель (со второй половины XIII века - и как обособленных земель), подвластных князьям династии Рюриковичей. Так в 1178 году киевский летописец выражает почтение новгородскому князю Мстиславу Ростиславичу: «Не бЂ бо тоЂ землЂ в Роуси, которая же его не хотяшеть» (Ипат. летопись). Один из авторов Галицко-волыской летописи рассказывает о желании князя Даниила принять участие в походе на Чешскую землю в связи с договоренностями с венгерским королем Белой IV и «во славы хотя»: «Данилови же князю хотящоу во короля ради, во славы хотя: не бЂ бо в землЂ РоусцЂи первее иже бЂ воевалъ землю Чьшьскоу ни Стославъ хоробры, ни Володимеръ стыи» (Ипат. летопись). В 1327 году новгородский летописец пишет про погром Ордой Тверского княжества: «На ту же зиму приде рать татарьская множество много, и взяша ТфЂрь и Кашинъ и Новоторжьскую волость, и просто рещи всю землю Русскую положиша пусту, толко Новъгород ублюде богь и святая Софья» (Новг. I летопись). Тот же новгородский летописец в 1337 году пишет про «Корелу», «Немцев» и «Русь»: «Тои же зимы КорЂла, подведше НЂмець, побиша Русь новгородцовъ много и ладожанъ гостии и кто жилъ крестиянъ в КорЂлЂ» (Новг. I летопись).

См. также

dic.academic.ru

Русские земли и княжества во второй половине XIII – первой половине XV в. Между ордой и Литвой

К середине XIII в. русские земли оказались между Золотой Ордой и Великим княжеством Литовским. В Прибалтике на землях, населенных литовскими племенами (жемаиты — жудь, аукшайты, ятваги, курши и др.) возникло раннефеодальное государство. Его основателем считают князя Миндовга. Русские летописи впервые упоминают о нем в 1219 г. В состав Литовского государства с момента его возникновения входили земли в бассейне реки Неман (города Новогрудок, Гродно и др.), так называемая Черная Русь, Из древнерусской народности периода домонгольской Руси стала обособляться белорусская народность.

Галицкое княжество вошло в состав Польши, земли южной и юго-западной Руси (Киев, Волынь, Подолье и др.) после завоевания монголами платили дань Орде. Однако в связи с усилением Литовского государства после битвы при Синей Воле (приток Южного Буга) с Ордой (1363),эти земли вошли в состав Великого княжества Литовского и Русского. На землях, юго-западной Руси складывалась украинская народность.

Центр русской политической жизни переместился в северо-восточную (Владимиро-Суздальскую) и северо-западную (Новгородскую) Русь. На этой территории на основе древнерусской народности складывалась великорусская (русская) народность.

Апогей раздробленности северо-восточной Руси приходится на рубеж XIII—XIV вв. Тогда на землях Владимиро-Суздальского княжества сложились 14 удельных княжеств (Суздальское, Ростовское, Ярославское, Тверское, Московское, Переяславское и др.), в свою очередь, делившихся на еще более мелкие владения. Главой северо-восточной Руси правители Золотой Орды считали великого князя Владимирского. Им должен был становиться старший в роду из потомков Всеволода Большое Гнездо. Однако удельные князья вскоре нарушили этот порядок, вступив в борьбу за великое княжение Владимирское, исходя из могущества своих княжеств и расположенности к ним ордынских ханов. В этой борьбе за главенство среди русских земель наиболее активно действовали тверские и московские князья.

histerl.ru

Русь (Русская земля)

Русь (Русская земля)

Русь (Русская земля) — название государственно-политического образования восточных славян IX – XIII в. создавших древнерусское государство. Тогда, понятие «Русь» относилось не столько к названию народа, сколько к обозначению территорий — земель и княжеств. Термин «Русь» прочно закрепился за северо-восточными территориями бывшего древнерусского государства и стал основой понятия «русские». Уже в начале 12 в. под термином «Русская земля» понимались все славянские племена, населявшие Восточную Европу.

По данным 11-12 вв., в состав Русской земли, кроме крупных городов Киев, Чернигов и Переяславль, входили Вышгород, Белгород, Торческ, Треполь, Богуславль, Корсунь, Канев, Шумск, Тихомль, Выгошев, Гнойница, Бужск. Это были исконные племенные территории полян, части территорий северян и радимичей, возможно, сюда входили некоторые земли уличей и вятичей.

В начале 13 в. название Русь, Русская земля стали применяться к северо-восточным землям Древнерусского государства: Ростово-Суздальской и Новгородской. После монголо-татарского завоевания 1237-41 термин «Русь» закрепился за этой территорией, хотя в памятниках 13-14 вв. он встречается со значением более широким, имеющим в виду все земли, населённые восточными славянами.

В 13 веке и позднее, когда связь между различными территориями  Древнерусского государства сильно ослабла, появляются новые названия: Белая Русь, Малая Русь, Чёрная Русь, Червонная Русь.

Происхождение слова Русь, давшее название одному из древнейших государств, до сих пор обсуждается и имеет ряд научно обоснованных версий. Одна из версий, говорит о том, что Русь, — это название варяжского племени, из которого вышли древнейшие русские князья (Рюрик и Вещий Олег). Другая версия указывает на то, что слово «Русь» славянского происхождения и обозначает ложбину, русло реки, глубь, вир.

Древнейшие поселения восточных славян, из которых позже образовались первые русские города, все без единого исключения обосновались на реках. Река в значительной степени обеспечивала жизнедеятельность наших предков: давала воду для приготовления пищи и ведения хозяйства, снабжала рыбой и водной птицей, предоставляла легкий, идеально гладкий путь по воде летом, по льду — зимой; река образовывала также естественную защиту на крутых, изрезанных притоками берегах…

Наши далекие предки обожествляли реку и первое свидетельство о почитании славянами рек и водяных божеств зафиксировано у византийца Прокопия в VI веке н.э. Нестор тоже писал, что в языческую эпоху мы вместо богов почитали реки, озера, источники. Словацкий лингвист и этнограф Павел Шафранек (1795-1860) в своих трудах отметил, что в праславянском языке река называлась руса (rusa). Он писал: «Это коренное славянское слово, как общее существительное имя, уже осталось в употреблении только у одних русских в слове русло, обозначающем ложбину, русло реки, глубь, вир; но как собственное имя рек, городов и селений, более или менее близ них лежащих, употребляется почти у всех славян».

Знаменитый русский историк прошлого века Д.И.Иловайский писал: Народное имя Рось или Русь, как и многие другие имена, находится в непосредственной связи с названиями рек. Восточная Европа изобилует реками, которые носят или когда-то носили именно это название. Так Неман в старину назывался Рось; один из его рукавов сохранил название Русь; а залив, в который он впадает, имел название Русна. Далее следуют: Рось или Руса, река в Новгородской губернии, Русь, приток Нарева; Рось, знаменитый приток Днепра на Украине; Руса, приток Семи; Рось-Эмбах; Рось-Оскол; Порусье, приток Полиста и прочие. Но главное, имя Рось или Рас принадлежало нашей Волге». От того же праславянского корня «рус» образовано слово русалка, с древним культом ее связано множество языческих поверий.

В. И. Даль зафиксировал в своем словаре много диалектных русских слов, производных от того же исходного корня «рус»: руслень — приполок за бортом, за который крепятся ванты; руслина — быстрина, стрежень; руст — «вода идет рустом», это значит, она идет потоком, струей; собственное имя Рус — «сказочное чудовище днепровских порогов»; мужское имя Руслан, памятное по пушкинской поэме.

Главным же путеводным словом для нас остается «русло», присущее только русскому языку и образованное от корня «рус» с конечной русской флексией, очень распространенной в нашем языке: вес-ло, ветри-ло, тяг-ло, сус-ло, мы-ло, мас-ло, коромыс-ло, точи-ло и так далее.

Великое множество племен и народов на земле называлось по месту их преимущественного обитания. Самоназвание приморских чукчей — ан калын («морские жители»), бедуины — «жители пустынь», селькупы — шеш куль («таежный человек»), индейцы сенека — нунда-вэ-о-но («великий народ холмов»).

Приступим к основному выводу: Если «руса» — это «река» — извечное место поселений наших предков, с которой всегда был так тесно связан их образ жизни и верования, «рус» — праславянский корень, образовавший большое гнездо слов только в русском языке, «Рус» — уже полузабытое мифическое днепровское божество, то обобщенный этноним «русы» или «руссы» — издревле значило «живущие на реках», «жители рек», «речной народ».

В «Авесте», священной книге древних персов, говорится о реке Ranha, где живут люди без главарей, где господствует зима и земля покрыта снегом; позже у персов это река Raha, отделяющая Европу от Азии. Скрупулезным филологическим анализом Ф.Кнауэр доказывает этимологическое тождество этих названий с древним именем Волги — Ра, которое обрело впоследствии такие формы, как Рос у греков и арабов, Рось, Русь, Роса, Руса у славян. Таким образом, Ф.Кнауэр считает, что «…имя народа Русь чисто славяно-русского происхождения» и в точной передаче слова означает не что иное, как приволжский народ.

Другие статьи:

nlo-mir.ru

Русские земли и княжества 12-13 век

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что феодальная раздробленность на Руси XII-XIII веков была закономерным явлением, связанным с особенностями становления феодального строя. При всей прогрессивности этого процесса феодальная раздробленность имела существенный отрицательный момент: постоянные усобицы между князьями истощали силы русских земель, ослабляя их перед лицом внешней опасности, в частности перед приближающимся монголо-татарским нашествием.

§ 3. ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО КАК ОДИН ИЗ ТИПОВ

ФЕОДАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА РУСИ.

В середине XII века некогда единая Киевская держава распалась на ряд самостоятельных земель и княжеств. Этот распад произошёл под влиянием феодального способа производства. Особенно ослабилась внешняя оборона Русской земли. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику, считаясь в первую очередь с интересами местной феодальной знати и вступали в бесконечные междоусобные войны. Это привело к потере централизованного управления и к сильному ослаблению государства в целом.

Дальнейшие процессы феодализации, продолжавшиеся в русских землях, специфика местных условий, особенности географического положения, социально-экономического развития обусловили различные типы политической власти в русских землях, определили три основных политических центра: на юго-западе – Галицко-Волынское княжество; на северо-востоке – Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская земля на северо-западе. Эти три феодальных образования различались между собой степенью влияния княжеской власти и ролью феодальной аристократии, а также степенью развитости одной из форм феодальной земельной собственности (вотчины и поместья), воздействия внешних факторов на внутриполитическую жизнь и играли главную роль в истории Руси XII-XIII вв.

В Новгороде Великом установилась феодальная вечевая республика. В Галицко-Волынских землях сложился конфликтный тип власти. Политический строй Северо-Восточной Руси тяготел к княжеской монархии.

Постепенно центр экономической и политической жизни перемещался на северо-восток в бассейн Верхней Волги. Здесь и сформировалось сильное Владимиро-Суздальское княжество – впоследствии главенствующая территория Северо-Восточной Руси, оно стало центром объединения русских земель. В период же феодальной раздробленности (после 30-х годов XII века) оно выступало конкурентом Киева.

§ 4. ОСОБЕННОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ, ПРИРОДНО-

КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ.

В течение долгих веков Северо-Восточная Русь была дикой окраиной. Плодородные почвы, богатые леса, множество рек и озёр создавали благоприятные условия для развития земледелия, скотоводства и ремесла. Здесь проходили торговые пути на юг, восток и запад, что обусловило развитие торговли. Немаловажное значение имело и то, что северо-восточные земли хорошо были защищены лесами и реками от набегов кочевников. Лесные чащобы этой земли были столь обширны, что в XIII веке два княжеских войска, вышедшие на битву, заплутались и не нашли друг друга. То была земля непокорного племени вятичей.

На северо-востоке от современной Москвы, там, где расположены города Владимир и Суздаль, леса редели, появились широкие открытые пространства – начинались земли так называемого ополья, опушки гигантского леса. Природа сотворила здесь чудо. Как известно, эта территория расположена в нечернозёмной зоне. Почвы здесь подзолистые, сравнительные бедные. Но именно в ополье они внезапно сменяются мощными чернозёмами.

В XI-XIII веках сюда двинулся поток переселенцев. В поисках плодородной земли шли в Северо-Восточную Русь новгородцы. Спасаясь от набегов кочевников, перебирались в эти защищённые лесами места обитатели Приднепровья. Но колонизация вызывалась и другими причинами. Техника земледелия была примитивной, рост населения требовал освоения новых земель. Это подталкивало земледельцев к поискам лучшей доли на Северо-Востоке, где феодальное землевладение появилось лишь во второй половине XII века.

Владимиро-Суздальское княжество охватывало междуречье Оки и Волги. На его территории лежал путь из Белого озера по Шексне на Волгу. Связано было княжество не только с торговлей новгородской, что уже немало значило, но и с торговлей европейской, и по Волге с Каспием, Средней Азией, Поднебесной Империей, с Византией. По Москве-реке вёл путь в Коломну, по Оке на Волгу и по Клязьме на Волгу.

Постепенно здесь сложились крупные городские центры: Ростов, Суздаль, Ярославль, Муром, Рязань. При Владимире Мономахе были построены города Владимир и Переяславль.

§ 5. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО

РАЗВИТИЯ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО КНЯЖЕСТВА.

Политический строй Северо-Восточной Руси тяготел к княжеской монархии.

В 1125 году суздальским князем стал младший сын Мономаха Юрий, за жажду власти, за свою военную активность получивший прозвище Долгорукий. При князе Юрии княжество отделилось от Киева, превратилось в обширное, независимое государство. Его первые князья сумели сформировать крупный княжеский домен, из которого обеспечивали землёй служилых бояр и дворян, создав для себя прочную социальную опору в их лице.

Значительная часть земель княжества была освоена в процессе колонизации и была собственностью князя. Князь не испытывал сильной экономической конкуренции со стороны боярских семейств. В княжестве отсутствовала старая боярская аристократия и крупные земельные вотчины. Основной формой феодального землевладения здесь становилось поместное землевладение (условное держание, назначаемое за службу)

Верховная власть принадлежала князю, имевшему титул великого. Существовавшие органы власти и управления были аналогичны сложившимся в раннефеодальных монархиях: княжеский совет, вече, феодальные съезды, наместники и волостели. Действовала дворцово-вотчинная система управления.

Юрий Долгорукий постоянно воевал с Волжской Булгарией, вёл борьбу с Новгородом за влияние на пограничные земли. Он энергично поддерживал колонизацию неосвоенных земель: строил города, возводил и украшал церкви и монастыри. При нём впервые упоминается Москва.

Когда Юрий ещё княжил в Киеве, его сын Андрей самовольно уехал на север, взяв с собой чудотворную икону Божьей Матери, ставшую впоследствии святыней Владимирской земли. Князь Андрей наперекор всем традициям перенёс княжеский престол во Владимир, а рядом с ним, в селе Боголюбове построил себе резиденцию. По названию села, Андрей получил прозвище Боголюбский.

Он продолжил политику своего отца, направленную на расширение княжества: он воевал с Новгородом, с Волжской Булгарией. Вместе с тем он стремился к возвышению своего княжества над другими русскими землями, ходил на Киев, взял его. Андрей Боголюбский проводил жёсткую политику по отношению к боярам в своём княжестве. Наступая на их права и привилегии, он жестоко расправлялся с непокорными, изгонял из княжества, лишал вотчины.

В правление Андрея особенно ярко проявились новые тенденции во взаимоотношении князя и дружины. На Северо-Востоке дружинники стали постепенно превращаться в княжеских слуг. Не доверяя старшей дружине, князь всё больше стремился опереться на младших дружинников. Характерно, что их всё чаще именовали дворянами: не вассалами князя, а его слугами. Известный русский историк С.М.Соловьёв писал: « Андрей переменяет обращение с младшими князьями-родичами; последние изумились этой перемене, поняли всю опасность для себя от неё и вооружились против новизны. «Мы признали тебя старшим, - говорили они Андрею, - а ты поступаешь с нами не как с родственниками, но как с подручниками». ¹ Самовластие Андрея стало невыносимо его подданным и приближённым. Между Андреем Боголюбским и боярами назревал серьёзный конфликт. В 1174 году заговорщики убили князя. После смерти Андрея Боголюбского началась усобица. В конце концов, князем стал Всеволод, прозванный Большим Гнездом.

Годы правления Всеволода ознаменовались внутренним и внешним укреплением княжества, утверждением и дальнейшим развитием традиций княжеского самовластия. Сильная княжеская власть, опиравшаяся на поддержку мелких и средних военных слуг и городских общин, способствовала становлению единого и крепкого государства, экономическому и культурному подъёму. Вырос авторитет княжества в отношениях с другими русскими землями и соседними государствами.

Всеволод первым из русских князей официально принял титул великого князя. При нём Владимиро-Суздальская земля стала доминировать среди других княжеств. Всеволод жестоко наказывал мятежных бояр. При нём была захвачена Рязань. Всеволод вмешивался в дела Новгорода, его опасались в Киеве. После смерти князя его сыновья разделили княжества на части и вели усобицы. Владимиро-Суздальская земля распалась на целый ряд уделов, доставшихся сыновьям Всеволода. Походы на Волжскую Булгарию, борьба с мордовскими племенами на восточных границах, основание в устье реки Оки крепости Нижний Новгород – вот основные моменты истории княжества в этот период.

Владимиро-Суздальская Русь стала одной из самых передовых и могущественных в экономическом, военном и культурном отношениях русских земель.

Культура Северо-Восточной Руси сформировалась на основе древнеславянской культуры. В ней отразились традиции вятичей – славянских племён. Различные культурные влияния и традиции сливались и переплавлялись под воздействием общих политических и социально-экономических отношений. Культура Северо-Восточной Руси была связана с расцветом торговли и ремёсел, развитием межгосударственных отношений и торговых связей.

_________________

¹ Соловьёв С.М. «Чтения и рассказы по истории России», М., 1989, с.222.

Огромное влияние на культуру в целом – на литературу, зодчество, живопись – оказало христианство. Вместе с тем существовавшее двоеверие обусловило то, что в культуре Северо-Восточной Руси долгое время сохранялись и языческие духовные традиции. Суровые каноны церковного византийского искусства в Северо-Восточной Руси претерпели изменения, изображения святых стали более мирскими, человечными. Важнейшим памятником культуры того времени являются летописи – погодное изложение исторических событий. По мере дробления Руси, во Владимире, Суздале и других крупных городах Северо-Восточной Руси появляются центры местного летописания. Летописцы, как правило, грамотные, литературно-одарённые монахи, знавшие переводную литературу, легенды, былины, описывали события и факты, связанные главным образом с жизнью князей, делами монастырей. Местные летописи писали также по заказу князя приближённые бояре или дружинники. Летописи Владимиро-Суздальской Руси отличались предметами повествования, стилистикой.

mirznanii.com

Какие земли называли Россией до появления современной России

До сих пор соревнуются разные версии происхождения названия "Русь", но ни у одной из них нет пока решающих доказательств. Однако достоверно известно, что уже в середине Х века Русью называлось всё пространство восточных славян от Чёрного до Балтийского моря и от Карпат до Верхней Волги.

Об этом говорится в договоре князя Игоря с Византией (944 г.), где послы из разных городов – Киева, Новгорода, Ростова Великого и др. – совокупно именуют себя «родом Русским».

В летописях фигурирует и более узкое употребление термина "Русь". Нередко в них говорится, что кто-то из князей «пошёл в Русь» из того же Новгорода, Ростова или Галича. В этом случае под Русью подразумеваются земли вокруг Киева, Чернигова, Переяславля, Новгорода-Северского, Курска. Это понимание Руси часто встречается в источниках, восходящих к XI-XII вв. Академики Б.А. Рыбаков и В.В. Седов потратили немало усилий, чтобы доказать, что именно на этой территории некогда жило неизвестное источникам славянское племя русь.

Название "Россия" происходит из греческого языка. Этим словом – Ρωςια – в Византии также с Х века обозначали Древнерусское государство. С конца Х – начала XI века в Западной Европе по отношению к Киевской Руси начинают применять термины с корнем Russ- (или Ruzz-, Rusc-). С XI века всё чаще употребляется название Russia. С XII века, по тогдашней моде сближать названия современных народов с античными, Русь на Западе часто именуют Ruthenia (рутены были одним из галльских племён, которые покорил Юлий Цезарь).

Таким образом, слова "Русь", Russia, Ruthenia, Ρωςια были синонимами и обозначали одну и ту же страну, даже в тот период, когда она раздробилась на множество государств, а после подпала под владычество монгольских ханов. Сами жители Руси именовали себя русинами независимо от того, в каком княжестве жили (для обозначения государственной принадлежности использовалось название главного города земли – новгородцы, суздальцы, смоляне, рязанцы и т.д.). Дольше всего имя «русины» (именно в таком звучании) удерживалось в Западной Украине, где ещё в 30-е годы XX века так величали себя многие славяне Закарпатья.

Раздробленность Руси и монгольское господство привели к сокращению связей между Северо-Восточной Русью (из которой потом выросла Россия) и Западной Европой. На Западе в XIV-XV вв. привыкли именовать Russia славянские земли Великого княжества Литовского, из которых это государство состояло более чем на 90%. И когда в конце XV века Москва объединила под своей властью остальные русские земли, на Западе с удивлением обнаружили, что, кроме литовской Russia (т.е. нынешних Украины и Беларуси), есть ещё и какая-то московская Russia.

Вопреки распространённому убеждению, жители Московского царства никогда не именовали себя московитами. Это западный термин, введённый для того, чтобы отличать русских – подданных Великого князя Московского - от русских – подданных великого князя Литовского и короля польского. Вместе с тем самоназвание «русин» также исчезает из обихода московских подданных. Последние обычно именуют себя по конфессии – православные христиане, так как считалось, что после завоевания Константинополя и всех балканских стран басурманами (турками) Московская Русь осталась единственным в мире православным царством. Но официальное название – Московское государство – используется в русских актах до конца XVII столетия (в частности, в Соборном уложении от 1649 г.). Наряду с этим и в тех же документах всё чаще встречается название Росия или Русия, бывшее калькой с греческого Ρωςια. Следует различать применение терминов "Московское государство" и "Росия/Русия". Для русских царей и их подданных XVI-XVII вв. Московское государство - это только политическая единица, находящаяся под властью московского монарха. Росия/Русия же – страна, где говорят по-русски и исповедуют православную веру; то есть Росия/Русия включала в себя Украину и Беларусь, входившие в Речь Посполитую (созданную в 1569 г. окончательным объединением Польши и Литвы). Титул московских государей, прибавлявшийся к перечислению принадлежавших им столиц и стран, – «и всея Руси(и)», впервые появился при князе Симеоне Гордом (1340-1353 гг.) и символизировал их «вотчинное право» на всё наследие Рюрикова дома. От этого «права» не отказались и Романовы, воцарившиеся в 1613 году.

Монарший титул «и всея Руси» был напрямую заимствован из титула главы Русской церкви. Русская митрополия до середины XV века оставалась единой. Митрополиты, формально называясь Киевскими, с 1299 года жили во Владимире, а с 1328 года главным образом в Москве.  Когда же православному духовенству Великого княжества Литовского удалось выхлопотать для себя в Константинополе особого митрополита, московские митрополиты (с 1588 г. патриархи) продолжили прибавлять «и всея Руси» к своему титулу.

В XVII веке укрепляются связи Московии/Росии с Западной Европой. Привычное название, под влиянием термина Russia, опять подвергается трансформации. В слове появляется второе «с». С начала XVIII века написание "Россия" становится преобладающим. Окончательно утвердилось оно, когда в 1721 году после победы в Северной войне Пётр I официально наименовал государство Российской империей. Тогда же во всех русских документах, а вскоре и на Западе исчезает понятие Московского государства, Московии.

В XVIII – начале ХХ в. (до 1917 г.) Россия имела три значения: 1) всё государство, находящееся под властью императора всероссийского; 2) страна, населённая русским народом в широком смысле слова (т.е. включая украинцев/малорусов и белорусов), но без «инородческих» окраин империи; 3) страна только великорусского племени (без учета малорусов и белорусов).

russian7.ru

Русские земли и княжества в XII - первой половине XIII в. - Российская Империя

Киевское княжество

Уже в середине XII в. власть киевских князей стала иметь реальное значение только в пределах самого Киевского княжества, включавшего земли по берегам притоков Днепра — Тетерева, Ирпеня и полуавтономного Поросья, заселенного вассальными от Киева «Черными клобуками». Попытка Ярополка, ставшего после смерти Мстислава I киевским князем, самовластно распоряжаться «отчинами» других князей была решительно пресечена.Несмотря на утрату Киевом общерусского значения, борьба за обладание им продолжалась вплоть до нашествия монголов. Какой-либо очередности в наследовании киевского стола не соблюдалось, и он переходил из рук в руки в зависимости от соотношения сил боровшихся княжеских группировок и, в немалой степени, от отношения к ним со стороны могущественного киевского боярства и «Черных клобуков». В условиях общерус-ской борьбы за Киев местное боярство стремилось к прекращению усобиц, и к политической стабилизации в своем княжестве. Приглашение боярами в 1113 г. Владимира Мономаха в Киев (в обход принятой тогда очередности в наследовании) было прецедентом, использованным в дальнейшем боярами для обоснования своего «права» выбора сильного и угодного им князя и заключения с ним «ряда», ограждавшего их территориально-корпоративные интересы. Нарушавших этот ряд князей бояре устраняли переходом на сторону его соперников или же путем заговора (как, возможно, был отравлен Юрий Долгорукий, свергнут, а затем и убит в 1147 г. во время народного восстания непопулярный среди киевлян Игорь Ольгович Черниговский). По мере втягивания в борьбу за Киев все большего числа князей киевские бояре прибегали к своеобразной системе княжеского дуумвирата, приглашая в Киев соправителями представителей от двух из нескольких соперничавших княжеских группировок, чем на какое-то время достигалось столь необходимое Киевской земле относительное политическое равновесие.По мере утраты Киевом общерусского значения отдельных правителей сильнейших княжеств, ставших в своих землях «великими», начинает удовлетворять поставление в Киеве их ставленников — «подручников».Княжеские усобицы из-за Киева превратили Киевскую землю в арену частых военных действий, в ходе которых разорялись города и села, а население угонялось в плен. Жестоким погромам подвергался и сам Киев как со стороны князей, вступавших в него победителями так и тех, кто оставлял его в качестве побежденного и возвращался в свою «отчину». Все это предопределило наметившийся с начала XIII в. постепенный упадок Киевской земли, отлив  ее населения в северные и северо-западные районы страны, менее страдавшие от княжеских усобиц и фактически недоступные для половцев. Периоды временного усиления Киева в княжение таких выдающихся политических деятелей и организаторов борьбы с половцами, как Святослав Всеволодич Черниговский (1180—1194 гг.) и Роман Мстиславич Волынский (1202 — 1205 гг.), чередовались с правлением бесцветных, калейдоскопически сменявших друг друга князей. Даниил Романович Галицкий, в руки которого перешел Киев незадолго до взятия его Батыем, уже ограничился назначением в него своего посадника из бояр.

Владимиро-Суздальское княжество

 До середины XI в. Ростово-Суздальская земля управлялась присылавшимися из Киева посадниками. Ее настоящее «окняжение» началось после того, как она досталась младшему «Ярославичу» — Всеволоду Переяславльскому — и закрепилась за его потомками в качестве их родовой «волости» В XII —XIII вв. Ростово-Суздальская земля переживала экономический и политический подъем, выдвинувший ее в ряд сильнейших на Руси княжеств. Плодородные земли суздальского «Ополья», необозримые леса, прорезанные густой сетью рек и озер, по которым пролегали древние и важные торговые пути на юг и восток, наличие доступных для" добычи железных руд — все это благоприятствовало развитию земледелия, скотоводства, сельских и лесных промыслов, ремесла и торговли. В ускорении хозяйственного развития и политическом возвышении этого лесного края большое значение имел быстрый прирост его населения засчет жителей южнорусских земель, подвергавшихся половецким набегам. ХI-XII вв. здесь сложилось и окрепло крупное княжеское и боярское (а затем и церковное) землевладение, поглощавшее общинные земли и вовлекавшее крестьян В личную феодальную зависимость В XII — XIII вв. возникли почти все основные города этой земли (Владимир, Переяславль-Залесскии, Дмитров, Стародуб, Городец, Галич, Кострома, Тверь, Нижний Новгород и др.), строившиеся суздальскими князьями на гра-ницах и внутри княжества в качестве опорных крепостных и административных пунктов и обстраивавшихся торгово-ремесленными посадами, население которых активно включалось в политическую жизнь. Под 1147 г. в летописи впервые упоминается Москва, небольшой пограничный городок, выстроенный Юрием Долгоруким на месте конфискованной им усадьбы боярина Кучки.В начале 30-х годов XII в., в правление сына Мономаха Юрия Владимировича Долгорукого (1125— 1157 гг.), Ростово-Суздальская земля обрела независимость. Военно-политическая активность Юрия, вмешивавшегося во все княжеские усобицы, протягивавшего свои «долгие руки» к далеким от его княжества городам и землям, сделала его одной из центральных фигур в политической жизни Руси второй трети XI I в. Начатые Юрием и продолженные его преемниками борьба с Новгородом и войны с Волжской Болгарией положили начало расширению границ княжества в сторону Подвинья и волжско-камских земель. Под влияние суздальских князей подпали Рязань и Муром, «тянувшие» ранее к Чернигову.Последние десять лет жизни Долгорукого прошли в изнурительной и чуждой интересам его княжества борьбе с южнорусскими князьями за Киев, княжение в котором в глазах Юрия и князей его поколения соединялось со «старейшинством» на Руси. Но уже сын Долгорукого, Андрей Боголюбский, захватив в 1169 г. Киев и жестоко его ограбив, передал его в управление одному из своих вассальных князей-«подручников», что свидетельствовало о переломе со стороны наиболее дальновидных князей в их отношении к Киеву, утратившему значение общерусского политического центра.Княжение Андрея Юрьевича Боголюбского (1157 — 1174 гг.) отмечено началом борьбы суздальских князей за политическую гегемонию своего княжества над остальными русскими землями. Честолюбивые попытки Боголюбского, претендовавшего на титул великого князя всей Руси, подчинить себе полностью Новгород и принудить других князей к признанию его главенства на Руси потерпели неудачу. Однако именно в этих попытках находила свое отражение начинавшая пробиваться тенденция к восстановлению государственно-политического единства страны на основе подчинения удельных князей самовластному правителю одного из сильнейших на Руси княжеств.С княжением Андрея Боголюбского связано возрождение традиций властной политики Владимира Мономаха. Опираясь на поддержку горожан и дворян-дружинников, Андрей круто расправлялся с непокорными боярами, изгонял их из княжества, конфисковывал их вотчины. Чтобы быть еще более независимым от бояр, он перенес столицу княжества из сравнительно новый город — Владимир-на-Клязьме, в котором имелся значительный торгово-ремесленный посад. Подавить окончательно боярскую оппозицию князю-«самовластцу», как называли Андрея его современники, не удалось. В июне 1174 г. он был убит заговорщиками-боярами.Двухлетняя усобица, развязанная после убийства Боголюбского боярами, закончилась с вокняжением его брата Всеволода Юрьевича Большое Гнездо (1176—1212 гг.), который, опираясь на горожан и дружинные слои феодалов, сурово расправился с мятежной знатью и стал полновластным правителем в своей земле. В его княжение Владимиро-Суздальская земля достигла наивысшего расцвета и могущества, играя решающую роль в политической жизни Руси конца XII — начала XIII в. Распространяя свое влияние на другие русские земли, Всеволод умело сочетал силу оружия (как, например, в отношении к рязанским князьям) с искусной политикой (во взаимоотношениях с южнорусскими князьями и Новгородом). Имя и могущество Всеволода были хорошо известны далеко за пределами Руси. Автор «Слова о полку Игореве» с гордостью писал о нем как о самом могущественном князе на Руси, многочисленные полки которого могли веслами раскропить Волгу, а шлемами вычерпать воду из Дона, от одного имени которого «трепетали все страны» и слухом о котором «полнилась вся земля».После смерти Всеволода во Владимиро-Суздальской земле начался интенсивный процесс феодального дробления. Распри многочисленных сыновей Всеволода из-за великокняжеского стола и распределения княжений вели к постепенному ослаблению великокняжеской власти и ее политического влияния на другие русские земли. Тем не менее вплоть до нашествия монголов Владимиро-Суздальская земля оставалась сильнейшим и влиятельнейшим княжеством на Руси, сохранившим политическое единство под главенством владимирского великого князя. Планируя завоевательный поход на Русь, монголо-татары связывали результат внезапности и мощи своего первого удара с успехом всего похода в целом. И не случайно объектом первого удара была избрана Северо-Восточная Русь.

Черниговское и Смоленское княжества

Эти два крупных поднепровских княжества имели в экономике и политическом строе много общего с другими южнорусскими княжествами, являвшимися древними очагами культуры восточных славян. Здесь уже в IX —XI вв. сложилось крупное княжеское и боярское землевладение, быстро росли города, становившиеся центрами ремесленного производства, обслуживавшего не только близлежащие сельские округи, но имевшего развитые внешние связи. Обширные торговые связи, особенно с Западом, имело Смоленское княжество, в котором сходились верховья Волги, Днепра и Западной Двины — важнейших торговых путей Восточной Европы.Выделение Черниговской земли в самостоятельное княжество произошло во второй половине XI в. в связи с передачей ее (вместе с Муромо-Рязанской землей) сыну Ярослава Мудрого Святославу, за потомками которого она и закрепилась. Еще в конце XI в. прервались древние связи Чернигова с Тмутараканью, отрезанной половцами от остальных русских земель и подпавшей под суверенитет Византии. В конце 40-х годов XI I в. Черниговское княжество разделилось на два княжества: Черниговское и Новгород-Северское. Тогда же обособилась Муромо-Рязанская земля, подпавшая под влияние владимиро-суздальских князей. Смоленская земля обособилась от Киева в конце 20-х годов XII в., когда она досталась сыну Мстислава I Ростиславу. При нем и его потомках («Ростиславичах») Смоленское княжество расширилось территориально и укрепилось.Срединное, связующее положение Черниговского и Смоленского княжеств среди других русских земель вовлекало их князей во все политические события, происходившие на Руси в XII —XIII вв., и прежде всего в борьбу за соседний с ними Киев. Особую политическую активность проявляли черниговские и северские князья, непременные участники (а часто и инициаторы) всех княжеских усобиц, неразборчивые в средствах борьбы со своими противниками и чаще других князей прибегавшие к союзу с половцами, с которыми они опустошали земли своих соперников. Не случайно автор «Слова о полку Игореве» назвал основателя династии черниговских князей Олега Святославича «Гориславичем», первым начавшим «мечом крамолу ковать» и «засевать» Русскую землю усобицами.Великокняжеская власть в Черниговской и Смоленской землях не смогла перебороть силы феодальной децентрализации (земской знати и правителей небольших княжеств), и в результате эти земли в конце XII — первой половине XIII в. раздробились на множество мелких княжений, лишь номинально признававших суверенитет великих князей.

Полоцко-Минская земля

Рано обнаружила тенденции к обособлению от Киева Полоцко-Минская земля. Несмотря на малоблагоприятные для земледелия почвенные условия, социально-экономическое развитие Полоцкой земли происходило высокими темпами благодаря выгодному расположению на перекрестке важнейших торговых путей по Западной Двине, Неману и Березине. Оживленные торговые связи с Западом и прибалтийскими соседними племенами (ливов, латов, куршей и др.), находившихся под суверенитетом полоцких князей, способствовали росту городов с значительной и влиятельной в них торгово-ремес-ленной прослойкой. Рано сложилось здесь и крупное феодальное хозяйство с развитыми сельскохозяйственными промыслами, продукты которых вывозились и за рубеж.В начале XI в. Полоцкая земля досталась брату Ярослава Мудрого Изяславу, потомки которого, опираясь на поддержку местной знати и горожан, более ста лет с переменным успехом вели борьбу за независимость своей «отчины» от Киева. Наибольшего могущества Полоцкая земля достигла во второй половине XI в. в княжение Всеслава Брячиславича (1044—1103 гг.), но в XII в. в ней начался интенсивный процесс феодального дробления. В первой половине XIII в. она уже представляла собой конгломерат мелких княжеств, лишь номинально признававших власть полоцкого великого князя. На долю этих княжеств, ослабленных внутренними усобицами, выпала тяжелая борьба (в союзе с соседними и зависимыми от них прибалтийскими племенами) с вторгнувшимися в Восточную Прибалтику немецкими крестоносцами. С середины XII I в. Полоцкая земля стала объектом наступления и со стороны литовских феодалов.

Галицко-Волынская земля

Галицко-Волынская земля простиралась от Карпат и Днестровско-Дунайского Причерноморья на юге и юго-западе до земель литовского племени ятвягов и Полоцкой земли на севере. На западе она граничила с Венгрией и Польшей, а на Востоке- с Киевской землей и половецкой степью. Галицко-Волынская земля была одним из древнейших очагов пашенной земледельческой культуры восточных славян. Плодородные почвы, мягкий климат, многочисленные реки й лесные массивы, перемежающиеся с степными пространствами, создавали благоприятные условия для развития земледелия, занятия скотоводством и различными промыслами, а вместе с тем и раннего развития феодальных отношений, крупного феодального княжеского и боярского землевладения. Высокого уровня достигло ремесленное производство, отделение которого от земледелия способствовало росту городов, которых здесь было более чем в других русских землях. Крупнейшими из них были Владимир-Волынский, Перемышль, Теребовль, Галич, Берестье, Холм, Дрогичин и др. Значительную часть жителей этих городов составляли ремесленники и торговые люди. Через Галицко-Волынскую землю проходил второй торговый путь из Балтийского моря в Черное (Висла-Западный Буг-Днестр) и сухопутные торговые пути из Руси в страны Юго-Восточной и Центральной Европы. Зависимость Днестровско-Дунайской низовой земли от Галича позволяла контролировать европейский судоходный торговый путь по Дунаю с Востоком.Галицкая земля до середины XII в. была разделена на несколько мелких княжеств, которые в 1141 г. были объединены перемышльским князем Владимиром, Володаре-вичем, перенесшим свою столицу в Галич. Наивысшего расцвета и могущества Галицкое княжество достигло при его сыне Ярославе Осмомысле (1153- 1187 гг.) - крупном государственном деятеле того времени, высоко поднявшем международный престиж своего княжества и успешно защищавшем в своей политике общерусские интересы во взаимоотношениях с Византией и соседними с Русью европейскими государствами. Военному могуществу и международному авторитету Ярослава Осмомысла автор «Слова о полку Игореве» посвятил самые патетические строки. После смерти Осмомысла Галицкое княжество стало ареной длительной борьбы князей с олигархическими устремлениями местного боярства. Боярское землевладение в Галицкой земле опережало в своем развитии княжеское и значительно превосходило последнее своими размерами. Галицкие «великие бояре», владевшие огромными вотчинами с собственными укрепленными городами-замками и имевшие многочисленных военных слуг-вассалов, в борьбе с неугодными им князьями прибегали к заговорам и мятежам, вступали в союз с венгерскими и польскими феодалами.Волынская земля обособилась от Киева в середине XII в., зекрепившись в качестве родовой «отчины» за потомками киевского великого князя Изяслава Мстиславича. В отличие от соседней Галицкой земли, на Волыни рано сложился большой княжеский домен. Боярское землевладение росло в основном за счет княжеских пожалований служилым боярам, поддержка которых позволила волынским князьям начать активную борьбу за расширение своей «отчины». B 1199 г. волынскому князю Роману Мстиславичу удалось впервые объединить Галицкую и Волынскую земли, а с занятием им в 1203,г. Киева под его властью оказалась вся Южная и Юго-Западная Русь - территория, равная крупным европейским государствам того времени. Правление Романа Мстиславича отмечено упрочением общерусского и международного     положения Галицко-Волынскойземли, успехами в борьбе с половцами, борьбой с непокорным боярством, подъемом западнорусских городов, ремесла и торговли. Так были подготовлены условия для расцвета Юго-Западной Руси в княжение его сына Даниила Романовича.Гибель в 1205 г. в Польше Романа Мстиславича привела к временной утрате достигнутого политического единства Юго-Западной Руси, к ослаблению в ней княжеской власти. В борьбе против княжеской власти объединились все группировки галицкого боярства, развязавшего разорительную, длившуюся свыше 30 лет феодальную войну.Бояре вступили в сговор с венгерскими ипольскими феодалами, которым удалось овладеть Галицкой землёй и частью Волыни. В эти же годы произошел беспрецедентный на Руси случай вокняжения в Галиче боярина Водрдислава Кормилича. Национально-ос-вободительная борьба против венгерских и польских захватчиков, завершившаяся их разгромом и изгнанием, послужила основой восстановления и укрепления позиций княжеской власти. Опираясь на поддержку городов, служилого боярства и дворянства, Даниил Романович утвердился на Волыни, а затем, заняв в 1238 г. Галич, а в 1240 г. Киев, вновь объединил всю Юго-Западную Русь и Киевскую землю.

Новгородская феодальная республика

Особый политический строй, отличный от княжений-монархий, сложился в XII в. в Новгородской земле, одной из наиболее развитых русских земель. Древнее ядро Новгородско-Псковской земли составляли земли между Ильменем и Чудским озером и по берегам рек Волхова, Ловати, Великой, Мологи и Мсты, которые делились в территориально-географическом отношении на «пятины», ав административном - на «сотни» и «погосты». Новгородские «пригороды» (Псков, Ладога, Старая Русса, Великие Луки, Бежичи, Юрьев, Торжок) служили важными факториями на торговых путях и военно-опорными пунктами на границах земли. Крупнейшим пригородом, занимавшим в системе Новгородской республики особое, автономное положение («младшего брата» Новгорода), был Псков, отличавшийся развитым ремеслом и собственной торговлей с Прибалтикой, немецкими городами и даже с самим Новгородом. Во второй половине XIII в. Псков фактически стал самостоятельной феодальной республикой.С XI в. началась активная новгородская колонизация Карелии, Подвинья, Прионежья.и обширного северного Поморья, ставших новгородскими колониями. Вслед за крестьянской колонизацией (из Новгородской и Ростово-Суздальской земли) и новгородскими торгово-промысловыми людьми туда продвигались и новгородские феодалы. В XII — XIII вв. там уже имелись крупнейшие вотчинные владения новгородской знати, ревниво не допускавшей проникновения в эти районы феодалов из других княжеств и создания там княжеской земельной собственности.В XII в. Новгород был одним из крупнейших, и наиболее развитых городов на Руси. Возвышению Новгорода способствовало его исключительно выгодное расположение в начале важных для Восточной Европы торговых путей, связывавших Балтийское море с Черным и Каспийским морями. Это предопределило значительную долю посреднической торговли в торговых связях Новгорода с другими русскими землями, с Волжской Болгарией, Прикаспием и Причерноморьем, Прибалтикой, Скандинавией и северонемецкими городами. Торговля Новгорода опиралась на развитые в Новгородской земле ремесло и различные промыслы. Новгородские ремесленники, отличавшиеся широкой специализацией и профессиональным мастерством, работали в основном на заказ, но часть их изделий поступала на городской рынок, а через купцов-скупщиков и на внешние рынки. Ремесленники и купцы имели свои территориальные («уличанские») и профессиональные объединения («сотни»,«братчины»), игравшие заметную роль в политической жизни Новгорода. Наиболее влиятельным, объединявшем верхушку новгородского купечества, было объединение купцов-вощников («Иванское сто»), ведших в основном зарубежную  торговлю.   Во   внешней торговле активно участвовали и новгородские бояре, фактически монополизировавшие наиболее доходную торговлю пушниной, которую они получали из своих владений 'в Подвинье и Поморье и от специально снаряжаемых ими торгово-промысловых экспедиций в Печерскую и Югорскую земли.Несмотря на преобладание в Новгороде торгово-ремесленного населения, основу экономики Новгородской земли составляло сельское хозяйство и связанные с ним промыслы. Из-за неблагоприятных природных условий зерновое земледелие было малопродуктивным и хлеб составлял существенную часть новгородского импорта. Хлебные запасы в вотчинах создавались за счет взимаемой со смердов продуктовой ренты и использовались феодалами для спекуляции в частые неурожайные голодные годы, для опутывания трудового люда ростовщическими кабалами. В ряде районов крестьяне помимо обычных сельских промыслов занимались добычей железной руды и соли.В Новгородской земле рано сложилось и стало господствующим крупное боярское, а затем и церковное землевладение. Специфика положения князей в Новгороде, присылаемых из Киева в качестве князей-наместников, исключавшая возможность превращения Новгорода в княжество, не способствовало сложению крупного княжеского домена, ослабляя тем самым позиции княжеской власти в борьбе с олигархическими устремлениями местного боярства. УжесконцаХ! в. новгородская знать в значительной мере предопределяла кандидатуры присылаемых из Киева князей. Так, в 1102 г. бояре отказались принять в Новгород сына киевского великого князя Святополка, заявив с угрозой последнему: «аще ли две главе имееть сын твой, то поели его».B 1136 г. восставшие новгородцы, поддержанное псковичами и ладожанами, изгнали князя Всеволода Мстиславича, обвинив его в «небрежении» интересов Новгорода. В освободившейся из-под власти Киева Новгородской земле утвердился своеобразный политический строй, в котором республиканские органы управления встали рядом и над княжеской властью. Однако новгородские феодалы нуждались в князе и его дружине для борьбы с антифеодальными выступлениями народных масс и для защиты Новгорода от внешней опасности. В первое время после восстания 1136 г. объем прав и деятельности княжеской власти не изменились, но они приобрели служебно-исполнительный характер, подверглись регламентации и были поставлены под контроль посадника (прежде всего в области суда, который князь стал вершить вместе с посадником). По мере того как политический строй в Новгороде приобретал все более выраженный боярско-олигархи-ческий характер, права и сфера деятельности княжеской власти неуклонно сокращались.Низшей ступенью организации и управления в Новгороде было объединение соседей - «уличан» с выборными старостами во главе. Пять городских районов-«концов» образовывали самоуправлявшиеся территориально-административные и политические единицы, имевшие также в коллективной феодальной собственности особые кончанские земли. В концах собирались свои вече, избиравшие кончанских старост.Высшим органом власти, представлявшим все концы, считалось городское вечевое собрание свободных горожан, владельцев городских дворов и усадеб. Основная масса городского плебса, проживавшая на землях и в усадьбах феодалов на положении арендаторов или кабальных и феодально-зависимых людей, была неправомочна участвовать в вынесении вечевых приговоров, но благодаря гласности веча, собиравшегося на Софийской площади или Ярославовом дворище, могла следить за ходом вечевых прений и своей бурной реакцией нередко оказывала на вечни-ков известное давление. Вече рассматривало важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, приглашало князя и заключало с ним ряд, избирало посадника, ведавшего управлением и судом и контролировавшего деятельность князя, и тысяцкого, возглавлявшего ополчение и имевший в Новгороде особое значение суд по торговым делам.За всю историю Новгородской республики должности посадника, кончанских старост и тысяцкого занимали только представители 30 — 40 боярских фамилий — элиты новгородской знати («300 золотых поясов»).Чтобы еще более укрепить независимость Новгорода от Киева и превратить новгородскую епископию из союзника княжеской власти в одно из орудий своего политического господства, новгородской знати удалось добиться выборности (с 1156 г.) новгородского епископа, который, как глава могуществен-ной церковной феодальной иерархии, превратился вскоре в одного из первых сановников республики.Вечевой строй в Новгороде и Пскове был своеобразной Феодальной «демократией», одной из форм феодального государства, в котором демократические принципы представительства и выборности должностных лиц на вече создавали иллюзию «народовластия», участия «всего Новговгорода в  управлении, но где в действительности вся полнота власти была сосредоточена в руках бояр и привилегированной верхушки купечества. Считаясь с политической активностью городского плебса, бояре умело использовали демократические традиции кончанского самоуправления в качестве символа новгородской вольности, прикрывавшего их политическое господство и обеспечивавшего им поддержку городского плебса в борьбе с княжеской властью.Политическая история Новгорода в XII — XIII вв. отличалась сложным переплетением борьбы за независимость с антифеодальными выступлениями народных масс и борьбой за власть между боярскими группировками (представлявшими боярские роды Софийской и Торговой сторон города, его концов и улиц). Антифеодальные .выступления городской бедноты бояре нередко использовали для устранения от власти своих соперников, притупляя антифеодальный, характер этих выступлений до расправы с отдельными боярами или должностными лицами. Крупнейшим антифеодальным движением было восстание в 1207 г. против посадника Дмитра Мирошкинича и его родственников, обременявших городской люд и крестьян произвольными поборами и ростовщическими кабалами. Восставшие разгромили городские усадьбы и села Мирошкиничей, изъяли у них долговые кабалы. Бояре, враждебные Мирошкиничам, воспользовались восстанием, чтобы устранить их от власти.Новгороду пришлось вести упорную борьбу за свою независимость с соседними князьями, стремившимися подчинить себе богатый «вольный» город. Новгородские бояре умело использовали соперничество между князьями для выбора среди них сильных союзников. Вместе с тем соперничавшие боярские группировки втягивали в свою борьбу правителей соседних княжеств. Наиболее трудной для Новгорода была борьба с суздальскими князьями, пользовавшимися поддержкой влиятельной группировки новгородских бояр и купцов, связанных торговыми интересами с Северо-Восточной Русью. Важным орудием политического давления на Новгород в руках суздальских князей было прекращение подвоза хлеба из Северо-Восточной Руси. Позиции суздальских князей в Новгороде значительно укрепились, когда их военная помощь новгородцам и псковичам стала решающей в отражении агрессии немецких Крестоносцев и шведских феодалов, стремившихся к захвату западных и северных новгородских территорий.

 

Б.А. Рыбаков - «История СССР с древнейших времен до конца XVIII века». - М., «Высшая школа», 1975.

www.rusempire.ru